10.07.2019

Ледокол лидер проект. Сверхмощный ледокол «Лидер» построят в России, чтобы ближе стали природные богатства Арктики. Подарок под Новый год


Как стало известно “Ъ”, Балтийский завод, который Владимир Путин в июне называл флагманом судостроения, упомянув среди его заказов новый сверхмощный атомный ледокол «Лидер», может лишиться этого перспективного проекта. Строить ледокол - в том числе в связи с техническими ограничениями - планируется на «Северной верфи». Территорию же Балтзавода на Васильевском острове в центре Петербурга могут, по крайней мере частично, отдать под жилую застройку. Между тем борьба за «Лидер» дополнительно обостряется, в ней готов принять участие подконтрольный группе «Ак Барс» керченский «Залив». Но пока построить этот ледокол в России не способен никто, верфям-претендентам для этого потребуется серьезная модернизация.


Государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) планирует передать строительство нового атомного ледокола «Лидер» «Северной верфи», сообщили “Ъ” в корпорации. Исходно предполагалось, что судно построит другой актив ОСК - Балтийский завод. В июне в ходе прямой линии Владимира Путина о перспективах загрузки этой верфи президента спросил главный специалист отдела строительства судов Юрий Рыжов. Он пояснил, что портфель заказов есть только до 2021 года, а что дальше - не ясно. Президент в ответ назвал Балтзавод одним из флагманов судостроения, заверив, что на нем будет построен, в частности, сверхмощный (120 МВт по сравнению с 60 МВт строящихся сейчас ЛК-60) «Лидер». В ОСК вчера уточнили, что «Балтийский завод - Судостроение» (БЗС) будет участвовать в программе «компетенциями в части машиностроения и атомного судостроения».

Хотя и «Северная верфь», и Балтзавод входят в ОСК, крупные самостоятельные предприятия корпорации де-факто конкурируют за заказы, а «Лидер» - проект, который может стать основой перспективной загрузки одной или другой верфи. Между тем прямо сейчас к строительству ледокола, видимо, не готов ни один из судостроительных заводов в России. На конференции на ледоколе «50 лет Победы» 20 августа гендиректор БЗС Алексей Кадилов публично признавал, что сегодня «Россия сделать “Лидер” не может», в частности из-за отсутствия на верфях доков подходящих параметров (длина ледокола 209 м, ширина - 47,5 м) и достаточной глубины акваторий, но аргументы выдвигал в основном против строительства на «Северной верфи». По его словам, там нужны серьезные вложения в дноуглубление, около $20 за кубометр. Кроме того, по его словам, у верфи «нет компетенций по строительству подобных судов», корпус ледокола в любом случае будут строить по секциям при помощи БЗС. Источник “Ъ” на одном из предприятий подтвердил, что «у “Северной верфи” глубина гавани 10 м, стапели короткие и узкие», но и у Балтзавода стапель А достаточной длины, но «узковат».

Одним из возможных вариантов для «Лидера» Алексей Кадилов назвал также керченский «Залив» (подконтролен структуре группы «Ак Барс»), где строился атомный лихтеровоз «Севморпуть» (осадка 12 м, у «Лидера» минимальная будет, по предварительным данным, 11,5 м), но там также потребуется дноуглубление. В «Заливе» “Ъ” заверили, что проект «представляет огромный интерес» и у предприятия есть «все необходимые мощности». Более того, верфь уже готовится к возможности получения «Лидера». Там пояснили, что строительство может вестись в сухом доке длиной 360 м и шириной 60 м. «Залив» уже возродил отдел ядерной безопасности, планирует создать участок агрегатирования.

Хотя три ведущих верфи активно борются за «Лидер», перспективы проекта до сих пор не ясны.

Владимир Путин в июне признавал: «По финансированию не все понятно, но я уверен, что мы и это сделаем». В Минэкономики “Ъ” уточнили, что оно внесло в правительство проект госпрограммы развития арктической зоны с пунктом «Развитие судостроительной промышленности» для строительства «Лидера». Объемы финансирования и сроки будут определены, когда Минпромторг предоставит «необходимые обосновывающие документы и материалы». В Минпромторге говорят, что решение о строительстве ледокола «находится в окончательной стадии принятия и соответствующего нормативного оформления», определяются источники финансирования. Источник “Ъ” в отрасли ожидает прояснения ситуации в сентябре-октябре.

Но уже сейчас очевидно, что любому из претендентов на «Лидер» потребуется серьезное обновление мощностей. Модернизацию «Северной верфи» стоимостью около 20 млрд руб. ОСК уже начала (см. «Ъ-СПб» от 2 июня и 9 августа). Реконструкция Балтзавода с учетом строительства сухого дока, по словам Алексея Кадилова, потребует 12,5 млрд руб. Но при этом, по его словам, на одном из совещаний у главы Минпромторга Дениса Мантурова обсуждалась идея продать часть территорий завода под жилую застройку и на эти деньги модернизировать «Северную верфь» и другие предприятия. Но эта земля стоит 500 млн руб., а перенести мощности, в том числе уникальные,- 2,5 млрд руб., подчеркивал господин Кадилов.

Это не первая попытка отдать землю Балтзавода под жилую застройку: более пяти лет назад бизнесмен Сергей Пугачев, контролировавший Балтзавод и «Северную верфь», собирался продать территорию на Васильевском острове, сконцентрировав судостроение на «Северной верфи». Но в 2011 году из-за проблем с банковским бизнесом - «Межпромбанком» - господин Пугачев покинул РФ, и Балтзавод вошел в состав ОСК. Теперь, утверждают источники “Ъ” в судостроении Петербурга, на уровне Минпромторга перспективу продажи земли представили как вариант «оптимизации производства». «Но это 4,9 га земли,- уточняет один из собеседников “Ъ”.- Переносить производство, в том числе гребных винтов, валопроводов и судовых котлов, обойдется дороже стоимости земли под ним».

Впрочем, добавляет другой источник “Ъ” в отрасли, в машиностроении ОСК сейчас делает ставку на Пролетарский завод, винты может сделать северодвинская «Звездочка» в Центре пропульсивных технологий. На предприятии подтвердили, что могут делать винты для ледоколов Балтзавода. «Звездочка» уже выполняла обработку лопастей для нового ледокола «Арктика» (головной ЛК-60). Продукцию литейного участка БЗС может восполнить «ОМЗ-Спецсталь», входящее в ПАО «Объединенные машиностроительные заводы».

Директор департамента инвестиционных услуг Colliers International в Петербурге Анна Сигалова отмечает, что обсуждаемая сегодня территория БЗС может стоить около 1,5–2 млрд руб. На этой земле застройщик может возвести около 90 тыс. кв. м жилья комфорт-класса. На старте продаж цена квадратного метра может составить 100 тыс. руб.

В ОСК не скрывают, что «оптимизация» активов Балтзавода действительно рассматривается. Там пояснили, что «в соответствии с решениями правительства и методическими рекомендациями Росимущества» корпорация провела «всю необходимую работу по определению непрофильных активов», в частности утвержден соответствующий реестр для Балтзавода. «Исходя из необходимости сокращения постоянных затрат и издержек, а также проведения оптимизации площадки БЗС есть вероятность того, что некоторые активы и участки могут быть предложены инвесторам»,- добавили в ОСК. Впрочем, там утверждают, что «речи о закрытии какой-либо части производства не идет и никогда не велось». В Минпромторге “Ъ” сообщили, что министерство не располагает информацией о продаже части Балтзавода, «такая инициатива не обсуждается».

Анастасия Веденеева, Владимир Дзагуто; Герман Костринский, Санкт-Петербург; Вадим Никифоров, Симферополь

У уникального атомного ледокола проекта 10510 «Лидер» появилась новая задача. В случае необходимости он станет боевым кораблем. На него можно будет установить контейнеры с противолодочным, ракетным или артиллерийским вооружением. Благодаря этому атомоход сможет не только круглый год проводить суда по Севморпути из Юго-Восточной Азии в Европу, но и вести боевые действия в арктическом регионе. По мнению экспертов, главной задачей вооруженных ледоколов будет проводка и прикрытие конвоев.

Как рассказали «Известиям» в главкомате Военно-морского флота, атомоход «Лидер» создается как гражданское судно. Проект размещения на нем систем вооружения проходит стадию технической экспертизы и рассматривается как вспомогательный. Установка боевых модулей возможна только в особый период. На это время планируется, что судно может привлекаться для усиления корабельной группировки Северного флота - в зону ответственности последнего входит вся трасса Северного морского пути, а также арктическое побережье России. В кормовой части ледокола планируется размещать специальные контейнеры с противолодочным, ракетным, артиллерийским, а также радиотехническим или водолазным оборудованием.

В настоящее время «Лидер» существует в виде макета. ЦКБ «Айсберг» и ФГУП «Крыловский государственный научный центр» заняты техническим проектированием судна, оптимизацией внутренних помещений, а также мест размещения оборудования.

В корпусе будущего судна - впервые в истории - не будет одинаковых шпангоутов (так называются поперечные ребра конструкции, формирующие обводы корпуса). Это обеспечит ледоколу небывалую для его «одноклассников» проходимость во льдах. Благодаря новым техническим решениям «Лидер» сможет преодолевать арктический лед толщиной более 4 м, прокладывая судоходный канал шириной 50 м со скоростью до 10 узлов (около 19 км/ч). Обычные ледоколы серии ЛК-60 при той же толщине льда двигаются не быстрее двух узлов и способны проломить «колею» не шире 36 м.

Ранее в интервью «Известиям» главный конструктор ракеты Х-35 корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Николай Васильев рассказал, что в Военно-морском флоте принята новая концепция «открытой кормы». Согласно ей, создаются не узкоспециализированные для решения конкретных задач боевые единицы, а платформы. На них есть навигационное оборудование для выполнения задач судоходства. А в кормовой части - свободный отсек, где можно разместить несколько легкосъемных боевых модулей. При таком подходе можно создавать корабли-носители, не привязывая их к решению конкретной боевой задачи, и устанавливать боевой модуль в зависимости от обстановки.

Военно-морской эксперт Александр Мозговой рассказал «Известиям», что идея вооружения ледоколов не нова, но с появлением модульных технологий эта концепция выйдет на новый уровень.

На всех советских атомных ледоколах была предусмотрена установка в угрожаемый период артиллерийского вооружения, - отметил специалист. - Развитие модульных технологий позволит расширить номенклатуру устанавливаемого вооружения. Наиболее востребованными окажутся модули, предназначенные для решения задач ПВО, однако их еще предстоит создать. У нас уже есть контейнерные «Калибр-К» с крылатыми ракетами, с которыми ледокол фактически превратится в ударный корабль.

Минобороны России уже заказало серию многофункциональных ледоколов проекта 21180 типа «Илья Муромец». До конца 2017 года головной корабль должен войти в состав Северного флота. Также будут строиться универсальные патрульные корабли ледового класса, объединяющие возможности буксира, патрульного корабля и ледокола. Первым из них станет проект 23550 «Иван Папанин».

Какие требования выдвинул заказчик к техническим характеристикам «Арктики»?
Основное требование - чтобы ледокол со скоростью не менее двух узлов проходил льды толщиной 2,8 метра. Это гарантирует, что судно сможет круглогодично эксплуатироваться на глубоководных трассах СМП, в частности - в Карском море, где сложная ледовая обстановка. Прежде ледоколы не могли проходить льды толще 2,1 метра.
А вот мощность «Арктики» по сравнению с предшественниками мы увеличили всего на 10 МВт - до 60 МВт.

За счет чего удалось увеличить ледопроходимость?
За счет отработки обвода корпуса. Изначально было два варианта теоретического чертежа. Один - от ЦНИИ Морского флота, второй - от Крыловского центра. Мы испытали оба.

У первого варианта оказались великолепные мореходные качества, но хуже ледопроходимость. У второго ледопроходимость была выше, но он плохо вел себя на чистой воде, сильно качался. Мы разработали компромиссный вариант и провели модельные испытания в специальном ледовом бассейне Крыловского научного центра. Затем выполнили контрольные испытания в ледовом бассейне в Финляндии. В результате получился оптимальный вариант обводов и достигнуты требуемые характеристики по ледовым и мореходным качествам проекта.

Что скажете о балластной системе?
Признаюсь, что наши специалисты были против двухосадочности. Мы возим около восьми тысяч кубов воды, что приводит к дополнительным, достаточно габаритным системам и сложностям при размещении вспомогательного оборудования. На судне появляется затесненность, а это усложняет и строительство, и обслуживание.

Однако с точки зрения повышения экономических показателей эксплуатации ледокола заказчик - «Атомфлот» - оказался прав. На арктических трассах много мелководных участков, особенно в устьях рек. Так, в качестве одного из маршрутов работы для ледокола рассматривался маршрут Мурманск - Дудинка. А там есть мелководные участки, которые ограничивают осадку прохождения. И проводку транспортных судов на этих участках обеспечивали мелкосидящие ледоколы. А двухосадочный ледокол «Арктика» сможет в одиночку обеспечить проводку судов «от двери до двери».

Для того чтобы обеспечить минимальную осадку, уже на стадии технических требований к оборудованию мы оговаривали весовые характеристики и следили за весом каждого изделия. Но решить проблему минимизации весовых характеристик и выйти на заданные ограничения по осадке удалось только благодаря новой реакторной установке РИТМ-200. Сейчас один реакторный блок вместе с защитной оболочкой весит 1,1 тыс. тонн и умещается в отсеке шесть на шесть метров. С прежним реактором, КЛТ-40, весящим около 1,7 тыс. тонн, о двухосадочности речи быть не могло.

Будет ли еще что-то принципиально новое на ледоколе?
Любой главный конструктор старается избежать большого объема головных образцов, то есть новизны. Что-то одно, без чего нельзя обойтись, новое, а все остальное должно быть серийным.

Но мы очень давно не проектировали и не строили атомных гражданских судов, и поэтому на «Арктике» почти все энергетическое оборудование новое и уникальное. Электродвижение новое, турбогенераторная установка новая, реакторная установка новая! Весь ледокол оказался новым! Полигон для испытания оборудования.

А ведь все надо еще увязать между собой и реализовать сложные алгоритмы работы всех систем, создав АСУ ТП. Кстати, тоже построенную на новых принципах и новой элементной базе. Это задача непростая. Поэтому вопросы про новое для меня достаточно болезненны.

На какой стадии находятся работы по созданию ледокола-лидера?
Пройдена первая стадия - выполнен эскизный проект. Определены основные измерения, общие концепции, проверена максимально возможная ледопроходимость. И сейчас объявлен конкурс по программе ФЦП на разработку технического проекта, мы готовим документы.

Ледопроходимость для ледокола-лидера также важна?
Хотя предельная ледопроходимость судна и превышает четыре метра, это не является ключевым показателем. Задача ледокола-лидера - обеспечить в восточной части Арктики движение судов с коммерческой скоростью 10–14 узлов во льду толщиной от двух до двух с половиной метров. Соответственно, скорость ледокола должна быть не меньше.

Для сравнения: скорость новой «Арктики» во льдах такой толщины не превысит шести узлов. Маловато.

Кроме того, ледокол-лидер, ширина которого составит около 46 метров, сможет вести за собой транспортные суда шириной 53 метра. «Арктика» шириной 33 метра на такое не способна.

Центр стратегических разработок (ЦСР), который возглавляет бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин, займется развитием проекта 10510 «Лидер» - атомных ледоколов нового поколения. Заказчиком услуг выступил ФГУП «Атомфлот», находящийся с 2008 года под управлением корпорации Росатом. ЦСР должен оценить потребность России в «Лидерах» и сформировать финансово-экономическую модель строительства и эксплуатации данных ледоколов.

В настоящее время завершаются конструкторские работы над проектом 10510, и государству необходимо определить количество атомоходов, план их закладки и ввода в строй. Важно оценить финансовые возможности инвесторов и производственные ресурсы предприятий, которые способны строить корабли подобного класса. По сути, речь идет о сугубо экономических расчетах, что в принципе входит в компетентность кудринского центра.

Наравне с авианосцем

Проект 10510 направлен на прорыв в долгосрочном развитии ледокольного флота России. «Лидер» - это разработка петербургского ЦКБ «Айсберг», который начал трудиться над проектом в 2016 году. Согласно анонсированным ранее планам, конструкторское бюро должно представить «Лидер» в декабре 2017 года.

Помимо ЦКБ «Айсберг», участниками проекта являются ОКБМ им. И. И. Африкантова (Нижний Новгород) и ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (Санкт-Петербург). В частности, нижегородское конструкторское бюро разрабатывает ядерную энергетическую установку. Силовой агрегат состоит из двух реакторных установок РИТМ-400 тепловой мощностью по 315 МВт каждая.

«Лидер» будет гигантским по размерам кораблем. Длина атомохода составит 209 метров, ширина - до 47,7 метров, высота борта - 20,3 метра, осадка - 13 метров. По водоизмещению корабль сравним с авианосцем (71 380 тонн).

Атомная установка позволит обеспечить практически восьмимесячную автономность при небывалой мощи (120 МВт на валах). Скорость хода «Лидера» по чистой воде будет достигать 24 узла (около 45 км/ч). Экипаж корабля будет состоять из 127 человек.

Атом, дизель и финансы

Проект с таким говорящим названием призван обеспечить России безусловное лидерство в сфере перевозок по Северному морскому пути (СМП) на несколько десятилетий. Но проект 10510 потребует огромных материальных затрат и может растянуться по срокам реализации. Стоимость одного атомохода превышает миллиард долларов (примерно столько же стоит современная атомная подлодка).

Первоначально строительство одного «Лидера» вошло в Программу социально-экономического развития Арктической зоны РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. 14 апреля 2017 года Минэкономразвития предложило исключить из программы 80 млрд рублей, заложенных на строительство этого атомохода нового поколения.

Предполагалось, что первый ледокол будет построен к 2023 году. Сейчас в СМИ присутствует противоречивая информация. Вероятнее всего, ввод в строй первого ледокола произойдет не раньше 2030 года. Передача финансово-экономического плана ЦСР вселяет некий оптимизм в готовность государства финансировать столь перспективный проект. Тем не менее, в задачи кудринского центра входит поиск источников финансирования проекта. В частности, рассматривается вариант частно-государственного партнерства.

«Лидер» будет обеспечивать круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Как и другие ледоколы, корабль будет ломать ледовые толщи Арктики, обеспечивая проход грузового крупнотоннажного транспорта. Атомоходы считаются наиболее эффективными ледоколами из-за большей мощности и автономности плавания.

В этом отношении атомоходы значительно превосходят дизельных «собратьев», которым требует регулярная дозаправка. В условиях Арктики - это трудновыполнимая задача, хотя строительство и эксплуатация дизельных ледоколов обходиться в меньшую сумму.

Очевидно, что для России с достаточно слабой береговой инфраструктурой на перспективу выгоднее эксплуатировать атомоходы, которые в конечном итоге окупят вложенные в их строительство затраты. Но Россия находится в сложной экономической ситуации, и, судя по всему, государство не готово брать расходы на себя и вкладывать деньги в обновление именно атомных ледоколов.

Возвращение утраченного

На сегодняшний день российские предприятия строят, как атомные, так и дизельные ледоколы. Недавно были спущены на воду самый большой и самый мощный в мире головной универсальный атомный ледокол «Арктика» и два неатомных корабля «Александр Санников» и «Виктор Черномырдин».

В 2015-2016 годы Россия получила три дизель-электрических ледокола проекта 201900 М: «Владивосток», «Мурманск» и «Новороссийск». Осенью 2017 года российский флот пополнит дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» проекта 21180.

В общей сложности Россия обладает 40 ледоколами различной мощности и назначения, значительно опережая западные государства. Из открытых данных следует, что у Швеции - 7 ледоколов, у Финляндии - 6, у Канады, США и Дании - по 4.

Однако задачи отечественного ледокольного флота намного масштабнее. Россия стремится стать ведущим перевозчиком продукции из Азии в Европу. Москва рассматривает Северный морской путь как альтернативу основному на текущий момент маршруту транспортировки китайских товаров в западные страны, который проходит через Суэцкий канал. Путь через Арктику может быть короче как минимум на несколько дней.

В прошлом году по Ледовитому океану Россия перевезла 7,26 миллиона тонн грузов. В 2020 году грузопоток по СМП может увеличиться вдвое, до 15 миллионов тонн. Данный показатель может быть достигнут и развит только с вводом в строй новых ледоколов. Нынешних 40 кораблей для полноценного развития СМП недостаточно.

Мощный ледокольный флот достался России в наследство от СССР. В советский период Заполярье активно осваивалось в военном и хозяйственном отношениях. Россия не уделяла Арктике должного внимания на протяжении 20 лет. Сейчас наша страна, по сути, возвращает утраченное могущество. Ресурс советских ледоколов, который составляет 30-40 лет, подходит к концу.

Подпишитесь на нас

Атомный ледокольный флот есть только в России. Связано это с тем, что нашей стране во все времена крайне важно было контролировать бескрайние просторы Арктики. Особенно важным это стало в последние годы благодаря Северному морскому пути, а также возобновлению военного присутствия Российской Федерации на арктических островах.Главное преимущество атомного ледокола в сравнении с дизельными судами - потребление топлива. Эти суда способны ломать льды толщиной до двух метров, при этом расходуют в день всего несколько граммов ядерного топлива. При этом ледоколы способны решать задачи, которые не под силу никаким другим ледоколам. Это касается проводки судов снабжения к военным базам и другим объектам в Арктике, спасательные операции.При этом нужно понимать, что флот построенных в СССР атомных ледоколов рано или поздно придется менять, а некоторые из них уже подлежат списанию. Именно было принято решение о строительстве новых ледоколов, первый из которых должен быть введен в эксплуатацию в 2019 году.

Какими темпами идет строительство атомных ледоколов класса ЛК-60Я?

В данный момент у нас в постройке находится три ледокола. Это «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Сегодня на воду спущено два из них, один в 2016 году, другой - в 2017-м. И последний ледокол этой серии мы будем спускать 26 мая 2019 года. Поэтому можно сказать, что мы полноценно участвуем в этой программе. Сейчас все силы сосредоточены на головном ледоколе, который мы должны сдать в 2019 году. Следующий ледокол - в 2020-м, а третий - в 2021 году.
Известно, что ледокол «Вайгач» предназначен для проводки судов в том числе и в руслах рек. Ледоколы ЛК-60Я смогут решать эти задачи?
Эта задача решена традиционно. Просто ледокол принимает балласт. В обычном линейном состоянии в Карском море он идет с осадкой в 9,5 метра, которая обеспечивает его максимальную ледопроходимость. Когда нужно рубить подход для судов в Дудинку, балласт откачивается и ледокол обеспечивает проводку каравана.
Насколько в новых ледоколах решен вопрос автоматизации?
Это различные привода для арматуры, это почти безвахтенное машинное отделение. Понятно, что на атомных судах это запрещено, но есть понятие А1-А2. Наш ледокол имеет класс А2. Это значит, вахтенные находятся в специальной бесшумной кабине, периодически делают обход, и все на этом. То есть, у механизмов люди не стоят. Также есть ЦПУ (Центральный пост управления всей энергетикой), который подразумевает управление энергетической установкой, в том числе и реакторами, и управление всеми системами корабля. То есть для решения задач не нужно посылать матроса, который будет крутить вентили на арматуре или нажимать соответствующие кнопки.
Если говорить простым языком, то зачем конкретно нужны ледоколы «Лидер»?
Тот опыт, который мы приобрели при строительстве ЛК-60, безусловно, нужно использовать при строительстве ледоколов «Лидер». И я хочу сказать, что ледокол «Лидер» - это просто колоссальный прорыв в Арктике. Это просто фантастика. Как-то так все тихо-мирно прошло, никто этого особо не заметил. А на самом деле несколько лет назад в ЦНИИ им. Крылова был построен, наверное, самый современный ледовый бассейн в мире. И созданию проекта этого ледокола предшествовала большая работа по изучению его потенциальных возможностей. Эти возможности были выявлены, и когда они нас позвали и показали, что ледокол «Лидер» может вести суда массой до 170 тысяч тонн со скоростью примерно 12 узлов примерно в двухметровом льду, то все поняли, что это позволяет реализовать новую схему. То есть если сегодня вывоз жидких нефтепродуктов и газа идет в основном на Запад, а дальше идет перегрузка на обычные не усиленного ледового класса газовозы и танкера, и дальше все это едет на Дальний Восток; в случае строительства ледоколов «Лидер», а специалисты считают, что их должно быть не меньше трех, это обеспечит круглогодичную навигацию и вывоз углеводородов на восток. Это, во-первых, значительно короче, а самое главное - основное потребление сжиженного газа это Южная Корея, Япония и Китай. То есть рынок колоссальный и по сути бездонный. «Айсбергом» («ЦКБ «Айсберг» - прим. ред) разработан технический проект, в настоящее время идет его экспертиза. До конца года он будет защищен. Еще год или два займут разработки разных документов, связанных с ядерной безопасностью. Естественно, мы будем бороться за этот заказ.
Как идут работы по созданию плавучей атомной станции?
Мы закончили строительство плавучего атомного энергоблока «Михаил Ломоносов». Руководство Росатома приняло решение загрузку зоны и испытания проводить в Мурманске. Связано это с тем, что ледоколы это как бы «суда в законе», энергоблок не самоходный. Поэтому наши скандинавские товарищи возмутились и сказали, что не хотят, чтобы вдоль их побережья «тащили» самоходное судно с облученным топливом. Руководство Росатома пошло им навстречу, и поэтому летом следующего года нам предстоит серьезная дополнительная работа по загрузке ядерного топлива на плавучий энергоблок в Мурманске на базе Росатомфлота.

Затронули ли антироссийские санкции Балтзавод?
Реакторы делают в России от начала и до конца. Система электродвижения делают в России. Поэтому, если говорить в ценовом выражении, то импорт у нас составляет на ледоколе примерно 5-7%. По номенклатуре это конечно больше, но мы над этим работаем.
Какие можно подвести итоги работы предприятия в 2017 году?
Мы закончили строительство и провели швартовные испытания плавучего атомного энергоблока. В нем очень много ноу-хау, связанных с безопасностью и новыми требованиями к ней. У нас все это получилось, и это очень для нас важно. Фактически это судно в себя включает две важные функции: выработку энергии и тепла. А самое главное - внутри него есть возможность перегрузки и хранения радиоактивных отходов. То есть, то, что обычно выполняет отдельное судно. Это необходимо потому, что после того, как плавучая АЭС будет доставлена на Чукотку, она будет стоять там 12 лет и непрерывно работать. Я считаю, что это серьезная трудовая победа. Еще из значимых событий - мы спустили второй ледокол, мы получили первую турбину с Кировского завода и очень надеемся, что в следующем году получим вторую.
Какие у Балтзавода планы на 2018 год?
Основные цели на 2018 год это, как я уже говорил, отправка в Мурманск «Академика Ломоносова» и начало испытаний головного ледокола серии ЛК-60Я.
Справка: Алексей Кадилов окончил Ленинградский механический институт по специальности инженер-механик, с 1976 по 1994 годы работал на Балтийском заводе, где прошел путь от строителя кораблей до директора по производству. С декабря 2007 года работал на Средне-Невском судостроительном заводе сначала главным инженером, а затем первым заместителем генерального директора. Приказом министра обороны РФ Алексей Кадилов награжден медалью «За укрепление боевого содружества».

© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник