23.06.2019

Источники финансирования инноваций и инновационных проектов. Безвезюк К.В. Современные тенденции формирования источников финансирования инновационной деятельности. Классификация форм проектного финансирования


Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Формы и источники финансирования инновационной деятельности

Инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. Основными видами инновационной деятельности являются:

  • научно-исследовательские опытно-конструкторские работы (НИОКР);
  • технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний;
  • приобретение патентов, лицензий и ноу-хау;
  • инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов;
  • сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления;
  • маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции;
  • подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др.

Инновационная деятельность, как правило, характеризуется достаточно высокой степенью неопределенности и риска, поэтому важными принципами системы финансирования инноваций являются множественность источников, гибкость и адаптивность к быстро меняющейся, турбулентной среде инновационных процессов.

Основными источниками финансирования инновационной деятельности являются:

  1. Бюджетные средства (средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов).
  2. Внебюджетные средства, включая:
  • собственные средства организаций, осуществляющих инновационную деятельность,
  • средства инвесторов.

Бюджетные средства
Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и предназначается как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства.

Средства, выделяемые из федерального бюджета, направляются на финансирование:

  • государственных инновационных фондов (РФФИ - Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций);
  • федеральных целевых инновационных программ и высокоэффективных инновационных проектов;
  • программ государственной поддержки инновационной деятельности.

Внебюджетное финансирование инновационной деятельности .
Субъекты инновационной деятельности самостоятельно определяют источники, структуру и способы привлечения внебюджетных средств.

Собственные средства организаций

Инновационную деятельность организация может вести как за счет финансовых средств, привлекаемых со стороны, так и за счет собственных средств. Важными внутренними источниками финансирования инновационной деятельности организаций являются:

  • фонд амортизационных отчислений
  • фонд развития производства.

Фонд амортизационных отчислений.
В процессе производства стоимость основных фондов переносится по частям на производимую продукцию. При этом сами основные фонды обесцениваются в результате материального и морального износа. Стоимость этого износа в виде амортизационных отчислений аккумулируется в амортизационном фонде. Размеры амортизационных отчислений устанавливаются государственными органами в процентах к балансовой стоимости основных средств и называются нормами амортизационных отчислений.
Фонд амортизационных отчислений часто является основным внутренним источником предприятия при приобретении нового оборудования, техники и т.п., необходимых для осуществления инновационной деятельности.
С одной стороны, государственные органы жестко следят за тем, чтобы предприятия соблюдали нормы амортизационных отчислений, не завышали эту существенную компоненту себестоимости, т.е. не уменьшали налогооблагаемую прибыль предприятия. С другой стороны, для улучшения инновационного климата в различных отраслях и сферах многие государства разрабатывают и вводят схемы ускоренной амортизации. Это позволяет предприятиям быстрее формировать амортизационный фонд, и, как следствие, быстрее обновлять, модернизировать свои основные фонды, что, как правило, необходимо в ходе инновационных процессов.

Фонд развития производства .
Фонд развития производства, как другие фонды специального назначения, образуется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Порядок формирования этого фонда, нормы отчисления самостоятельно устанавливаются предприятием.
Цели и направления использования фонда развития производства непосредственно определяются инновационной политикой организации, пакетом инновационных проектов, осуществляемой инновационной деятельностью. Во многих организациях проведение НИОКР, приобретение нового оборудования и приборов, финансирование затрат по техническому перевооружению, реконструкции действующего производства и строительству новых объектов осуществляется за счет средств фонда развития.

Средства инвесторов

Финансирование инновационной деятельности за счет средств инвесторов реализуется в форме:

Кредитных инвестиций,

Инвестиций в ценные бумаги (акций, облигаций, векселей), эмитируемые субъектами инновационной деятельности;

Прямых вложений в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемых на основе заключения партнерских соглашений о совместном ведении инновационной деятельности;

Путем использования лизинга и иных способов привлечения инвестиций.

Одним из основных признаков современной системы кредитования деятельности инновационных предприятий является ее договорная основа. Все вопросы, возникающие по поводу кредитования, решаются непосредственно сторонами, заключающими договор, скажем, предприятием-заемщиком и банком. При решении вопроса о выдаче инновационного кредита инвестор анализирует возможности реализации инновационной продукции на рынке, ожидаемый рост доходов инновационного предприятия и другие важные характеристики, а в случае долгосрочных кредитов оцениваются и перспективы экономического положения инновационного предприятия в целом. Для получения этих и других характеристик окупаемости финансовых вложений инвестор, как правило, при принятии решения о выделении кредита рассматривает соответствующий бизнес-план инновационного проекта.

Инвесторы могут финансировать инновационную деятельность, вкладывая средства в ценные бумаги (акции, облигации, векселя), эмитируемые субъектами инновационной деятельности. Инновационные предприятия часто прибегают к дополнительной эмиссии ценных бумаг в случае недостатка собственных средств для финансирования перспективных инновационных проектов, развития материально-технической базы, проведения необходимых НИОКР.
При осуществлении технологических инноваций, требующих приобретения дорогостоящего оборудования, транспортных средств, энергетических установок, компьютерной и телекоммуникационной техники, часто прибегают к лизингу для привлечения дополнительных средств.

Лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.
По экономическому содержанию лизинг представляет собой прямые инвестиции, при которых лизингополучатель (арендополучатель) обязан возместить лизингодателю (инвестору) инвестиционные издержки (связанные с приобретением и использованием предмета лизинга) и выплатить вознаграждение (денежную сумму, предусмотренную договором лизинга сверх возмещения инвестиционных затрат).

Следовательно, существенной особенностью лизинга как экономической категории является разделение функций собственности - отделение использования имущества от владения. Это отчасти объясняет быстрое развитие рынка лизинговых услуг, поскольку все большее количество компаний во всем мире считает, что их задача состоит не в том, чтобы накапливать основные фонды с целью что-то производить, а производить. Поэтому они все больше склонны использовать аренду оборудования.

Основными формами лизинга являются:

Внутренний лизинг (обе стороны договора лизинга являются резидентамиРФ),

Международный лизинг (одна из сторон - нерезидент).

Необходимо отметить, что международный лизинг может представлять собой эффективную форму сотрудничества для инновационного предприятия, т.к. при этом для реорганизации производства и перевода его на более эффективную технологию и выпуск новой продукции, отвечающей требованиям международного рынка, не требуется изначального выделения крупных средств в иностранной валюте. Все расходы по приобретению необходимых основных фондов на первом этапе внедрения новой технологии покрывает лизинговая компания (арендодатель).

К основным типам лизинга относятся:

Долгосрочный лизинг (лизинг, осуществляемый в течение 3 и более лет);

Среднесрочный лизинг (лизинг, осуществляемый в течение от полутора до 3 лет);

Краткосрочный лизинг (лизинг, осуществляемый в течение менее полутора лет).

К основным видам лизинга относятся

  • оперативный лизинг,
  • финансовый лизинг,
  • возвратный лизинг.

Инновационные фонды
Важную роль в создании инновационного климата в нашей стране играют инновационные фонды, которые по сути основаны на смешанной форме финансирования.
Инновационные фонды формируются за счет средств организаций и предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, средств банков, страховых компаний и иных финансовых институтов. В создании и деятельности инновационных фондов могут принимать участие заинтересованные государственные органы и государственные высокобюджетные фонды.
Основной целью инновационных фондов обычно является концентрация средств на приоритетных направлениях инновационной деятельности для финансовой поддержки перспективных инноваций. Как правило, инновационные фонды предоставляют прошедшим независимую экспертизу и конкурсный отбор инновационным проектам финансовые средства на возвратной или безвозвратной основе. Кроме этого, инновационные фонды часто выполняют функции поручителей и гарантов по обязательствам инновационных предприятий.
При финансировании инновационных проектов, реализация которых связана с высоким уровнем финансового риска и неопределенностью коммерческого результата, инновационные предприятия могут использовать различные формы кооперации, включая создание венчурных фондов, а также заключение партнерских соглашений на всех стадиях разработки, освоения и внедрения инноваций.
Развитие индустрии венчурного капитала призвано способствовать привлечению внебюджетных средств в инновационную сферу. В самом общем плане венчурное финансирование может быть определено как одна из разновидностей акционерных инвестиций. Венчурные фонды предпочитают вкладывать капитал в инновационные компании, чьи акции не обращаются в свободной продаже на фондовом рынке, т.е. путем приобретения акций на внебиржевом рынке («прямые инвестиции»), а не через покупку акций на организованных фондовых рынках («портфельные инвестиции»). Нередко венчурный капитал служит своеобразным мостом к выходу инновационной компании на фондовый рынок.

Водораздел между венчурными и всеми прочими внебиржевыми (прямыми) инвестициями в акционерный капитал проходят по признаку наличия или отсутствия контролирующего участия в реализации инновационного проекта. Венчурный инвестор с целью снижения рисков в качестве обязательного условия финансирования в большинстве случаев требует вхождения своего представителя в состав Совета директоров инновационного предприятия.

Венчурное финансирование осуществляется, как правило, в малые и средние инновационные предприятия без предоставления ими какого-либо залога или заклада, в отличие, например, от банковского кредитования. При этом венчурный инвестор, как правило, не стремится приобрести контрольный пакет акций инвестируемой компании, что отличает его коренным образом от стратегического инвестора или «партнера».

Логика венчурного финансирования заключается в том, что если новая инновационная компания в период нахождения в ней в качестве совладельца венчурного инвестора добивается успеха, то есть если ее стоимость в течение 5-7 лет увеличивается в несколько раз (нередко в десятки и сотни раз), то риски обеих сторон оказываются справедливыми, и все получают соответствующее вознаграждение. Венчурный инвестор обычно не заинтересован в распределении прибыли в виде дивидендов, его прибыль появляется, когда он сумеет продать принадлежащий ему пакет акций инновационной компании по цене, в несколько раз превышающей первоначальное вложение. Сам процесс продажи, дивестирования в венчурном бизнесе имеет название «выход» или «экзит» (от англ. «exit»), а период пребывания венчурного инвестора в инновационной компании носит наименование «совместного проживания» («living with company»).

Основными источниками финансирования инноваций выступают собственные средства. Свыше 80% обследованных предприятий для финансирования инноваций использовали прибыль.Второй по значимости источник - бюджетные инвестиции , (а также средства внебюджетных фондов), что, возможно, свидетельствует о более широких формах финансовой поддержки предприятий со стороны государства, чем принято считать в настоящее время. Это подтверждается и тем, что местные и (региональные) власти в той или иной форме оказывали помощь в осуществлении инноваций 41 из 143 исследований предприятий (27,8%).

Собственные средства - основной источник финансирования инноваций, но отнюдь не единственный. Более того, предприятия комбинируют несколько источников средств, в разнообразных формах. Лишь некоторые, предприятия сумели осуществить нововведения, используя только собственные средства.

На малых дочерних предприятиях использование собственной прибыли, значительная часть которой вкладывается в развитие, сочетается с инвестициями крупных материнских структур (ФПГ, корпорация). Финансирование инноваций за счет инвестиций нового внешнего собственника (в том числе иностранного) пока еще не очень распространено. Обычно инвестиции внешних собственников выступают как разовые акции и занимают небольшой удельный вес в общем, объеме финансирования. Чаще внешние собственники, присутствуют номинально и не вносят, ни какого вклада в развитие предприятия.Иностранные инвестиции как источник финансирования инноваций наиболее доступны предприятиям, контролируемым иностранным капиталом. Путем привлечения иностранных инвестиций, как известно, может послужить создание совместных производств, реализация совместных проектов с иностранными партнерами при условии их финансирования. В отдельных случаях финансирования инновационных проектов осуществляют сами заказчики продукции, получаемой в результате инновации. Кроме того, для инноваций иногда использовались такие средства, о которых директора предпочитают не говорить вслух.

На тех предприятиях, где финансирование проводится из собственных средств, расчет эффективности инновации (там, где он вообще проводится), производится, как правило, своими силами, без привлечения сторонних организаций и специалистов. Финансирования новых разработок их заказчиками (потребителями продукции) осуществляется на неформальной основе с использованием личных связей. Крупные предприятия если и получали государственные кредиты, то нередко тоже благодаря личным связям.

формы финансирования инновации

Формы определяют способы формирования финансовых ресурсов предпринимательства и повышения их заинтересованности во внедрении новшеств. Здесь можно выделить механизмы кредитования, формирования собственного капитала, формирования затрат на НИОКР и характера отнесения на их себестоимость, увязки размеров налогообложения с интенсивностью инновационной деятельности.

Соответствующей инновационным потребностям формой привлечения финансовых ресурсов, является выпуск облигаций. Их особенностью является длительный срок обращения. Можно утверждать, что для рассматриваемых процессов финансирование на основе облигационных займов является наиболее предпочтительным.

Следующей формой является увеличение собственного капитала за счет внешних источников. Особенно важна такая форма для уже давно функционирующих предприятий, имеющих высокую репутацию и известность. Они имеют возможности произвести эмиссию акций и за счет этого нарастить свой капитал. Но не все предприятия пользуются этим механизмом, если даже возможности для этого имеются. Дело в том, в ряде случаев увеличивается количество собственников предприятия, и возникают возможности неуправляемого менеджерами перемещения контрольного или блокирующего пакета акций.

Для вновь образованных предприятий биржевой механизм не подходит, так как их акции еще не контролируются на фирме. В этом случае необходимо развитие внебиржевого рынка акций, а также венчурного финансирования.

Стимулирование инновационной деятельности предполагает создание условий, в которых осуществление этой деятельности будет выгодным. Степень выгодности может быть измерена размером чистой прибыли, то есть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Это может быть достигнуто посредством снижения налоговых платежей при увеличении инновационных и инвестиционных усилий предприятия.Снижение налоговых платежей рекомендуется проводить пропорционально абсолютному увеличению затрат на НИОКР с установлением предельного размера снижения налоговых выплат. С этой целью предоставляется целесообразно установить долевые коэффициенты по отношению к приросту затрат на НИОКР для определения размера уменьшения налоговых платежей. Но поскольку базовые величины затрат на НИОКР могут быть весьма значительными, следует определить предельную долю уменьшения налоговых выплат.

Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности.

В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.

К сожалению, сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала.

Какие источники финансирования инновационной деятельности существуют в России?

По видам собственности источники финансирования делятся на:

    государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);

    инвестиционные, в т.ч. финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.

Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.

На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:

    собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов,

    привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем,

    заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).

На уровне предприятия источниками финансирования являются:

    собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);

    привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;

    заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.

Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.

Гранты

Грант — безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.

Большое распространение в развитых странах получили два подхода к финансированию университетских НИР с помощью грантов:

  • индивидуальный (для отдельного исполнителя и небольшой фулы ученых)
  • «пакетный» (для научного подразделения в целом).

Первый подход получил наибольшее признание в университетах США. В европейских университетах поддержка НИР осуществляется преимущественно методом «пакетного» финансирования. Эта модель финансирования. по мнению европейских специалистов, больше отвечает иерархической организации университетских исследований, в которой решающее слово при распределении средств принадлежит руководству подразделения.

Мощный научный потенциал университетов, поддерживаемый солидной финансовой поддержкой государства, тесное сотрудничество вузов с промышленностью обусловливают важное место университетов в национальных инновационных системах развитых стран. В странах Северной Америки и Европы, например, университеты осваивают от 12 до 25 % общенациональных средств на научные исследования и разработки.

Примеры организаций, предоставляющих гранты

Международные

  • Global Fund for Women — Международный фонд, поддерживающий программы для женщин. Информация о фонде и его программах, форма заявки для получения гранта.

В России

  • Российский фонд фундаментальных исследований — Государственная организация, поддерживающая фундаментальные исследования в области новых научных знаний о природе, человеке и обществе.
  • Российский гуманитарный научный фонд РГНФ) — создан постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. № 1023 «О Российском гуманитарном научном фонде». Основной целью Фонда является поддержка гуманитарных научных исследований и распространение гуманитарных научных знаний в обществе.

В Европе

  • Немецкая служба академических обменов — Организация поддерживает образовательные программы в разных странах:выплата стипендий, обмен студентами, преподавателями.
  • Британский Совет — Информация о Совете и поддерживаемых им программах в различных областях (искусство, экономика, образование, право и т. п.), а также по изучению английского языка.

В США

  • Фонд Форда — московское представительство Фонда.
  • — USAID — подразделение Европа и Евразия.
  • Fulbright Foundation — обмены учёными, стажировки для магистров и аспирантов, летние школы.
  • IREX (Московский офис) — Совет по международным исследованиям и обменам. Предоставляет стипендии для научных исследований в области гуманитарных и общественных наук в основном для специалистов, уже имеющих высшее образование.
  • Американский Консультационный Центр по вопросам образования в США — Информация об обменных программах и деятельности центра, а также полезные сведения об обучении в США и процессе поступления в Американские университеты.

Рассматриваются проблемы совершенствования механизмов финансирования инновационных проектов и на их основе развития организаций и предприятий. Поставлены основные задачи и предложены пути их решения. Определены основные принципы и главные функции предлагаемой системы финансирования. Внедрение данной системы будет способствовать росту инновационной активности промышленных предприятий.

Ключевые слова: инвестиции, финансирование, промышленные предприятия.

Полноценное ведение инновационной деятельности невозможно без продуманной инвестиционной политики и обеспечения необходимой финансовой поддержки. Амбициозные цели Правительства России по ускоренному переходу к инновационной экономике и опережающему развитию науки и техники невозможно реализовать без создания благоприятного инвестиционного климата. Отсутствие последнего в текущий период контрастно выделяется на фоне оттока инвестиций из экономики страны.

Для развития инновационной экономики требуются увеличение государственного финансирования научных исследований и разработок, поддержка малых инновационных предприятий, развитие венчурного инвестирования, улучшение законодательной базы.

Постепенное повышение государственного финансирования НИОКР приблизительно с 1%

ВВП в последние несколько лет при планируемом дефиците бюджета 1,4% ВВП будет крайне трудно осуществить. При этом лидеры мировой экономики, и в частности Китай, ежегодно увеличивают государственное финансирование научной деятельности и уделяют этому направлению особое внимание, выделяя не менее 2,5% ВВП.

Лимитированный объем финансирования не даёт возможности ученым и разработчикам своевременно доводить свои разработки до стадии внедрения и конечной реализации. Количество специализированных организаций, предоставляющих услуги по маркетингу инновационных разработок в России, невелико. При этом многим исследовательским коллективам и разработчикам о них или ничего не известно, или их услуги для них слишком дороги, а кредиты под завершающие стадии инновационных проектов распространения в России пока не получили .

Очевидно, что сегодняшнее состояние инвестиционной деятельности в России не отвечает требованиям динамично развивающихся стран и оставляет желать лучшего.

Исходя из структуры бюджета РФ на 2011–2013 гг., можно сделать предположение, что финансирование инновационной деятельности останется собственным делом компаний и частных инвесторов.

Источниками финансирования инновационных проектов, осуществляемых юридическим лицом, являются:

1) собственные средства компании (реинвестируемая часть прибыли, амортизационные отчисления, страховые суммы по возмещению убытков, средства от реализации нематериальных активов и т.д.);

2) привлеченные средства (эмиссия акций и других ценных бумаг, взносы, средства, предоставляемые на безвозвратной основе);

3) заемные средства (бюджетные, коммерческие, банковские кредиты).

Наиболее распространённой формой финансирования инновационной деятельности крупных

компаний является выпуск акций или облигаций, а также использование чистой прибыли. Стоит отметить, что в последнем случае часто возникает конфликт интересов держателей акций, рассчитывающих на получение дивидендов, а не инвестирование в исследования и разработки. Дополнительная эмиссия позволяет быстро получить доступ к финансовым ресурсам через размещение акций на внутреннем или внешнем рынках, но, помимо необходимости последующей выплаты дивидендов, удачное размещение акций возможно для компаний только с хорошими финансовыми показателями.

В зависимости от масштабов выделяют пять экономических уровней инновационной деятельности (табл. 1) .

Характеристика уровней инновационной деятельности

Таблица 1

Экономические уровни

Основные характеристики

(индивидуальный)

Инновационная деятельность на уровне конкретного человека. Здесь происходит основной этап получения знаний, а также инвестирования в наукоемкую сферу путем приобретения товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности и

удовлетворения собственных потребностей

Инновационная деятельность, реализованная одним предприятием, осуществляющим

разработку или выпуск наукоемкой продукции, а также оказывающим услуги по

обеспечению инновационного процесса (образование, финансы, юридическое сопровождение, информация и т.д.)

Инновационная деятельность, осуществляемая группой предприятий на уровне сетевых или корпоративных структур преимущественно в пределах одной отрасли или региона

Инновационная деятельность, осуществляемая в пределах одного государства, институциональную основу которой составляет национальная инновационная система

Инновационная деятельность, осуществляемая:

− объединенными национальными (государственными) системами (ЕС, Евро Аз ЭС);

− транснациональными корпорациями

Инвестиции в человеческий капитал являются важной составляющей развития инновационной системы. Для наноили индивидуального уровня предположительно получение разового банковского образовательного кредита. Если рассматривать российскую банковскую систему, то образовательный кредит – это новое направление долгосрочного кредитования. В настоящий момент данное направление только развивается, ещё не сформировалось окончательно и имеет свои недостатки, такие как незначительный объём кредита или необходимость залога для его получения.

На микроуровне реализуется банковское кредитование коммерческих и некоммерческих организаций или частных предпринимателей. По срокам это чаще всего краткосрочные и среднесрочные кредиты или кредитные линии.

Кредитование не мезоуровне, в силу специфики масштаба, осуществляют крупные банковские структуры. На данном уровне распространено проектное финансирование и синдицированное кредитование.

Всё вышеперечисленное относительно кредитования на мезоуровне можно отнести и к макроуровню, добавив к способам финансирования государственный кредит.

Осуществление инновационной деятельности на гипер уровне требует значительных финансовых ресурсов. В осуществлении инновационных проектов на гипер уровне заинтересованы правительства стран и руководство транснациональных корпораций, поэтому в данном случае заёмщиком часто выступают международные финансовые организации и крупные инвестиционные фонды.

Банковское кредитование в стране под инновационные проекты имеют некоторые сложности.

Для банка-кредитора выдача кредита под инновационную деятельность связана с повышенным риском, поэтому кредитные структуры неохотно соглашаются на подобное финансирование. В связи с этим возникает необходимость предоставления технико-экономического обоснования проекта и подготовки презентации.

Предоставление технико-экономических показателей отчасти раскрывает главную идею проекта, что в условиях недостаточной защищённости интеллектуальной собственности в нашей стране повышает вероятность хищения инновации. Инновационные проекты, в отличие от других, в большей степени связаны с научно-исследовательской и опытно-конструкторской работами, результаты которых обещают больше прибыли при высоких рисках. Презентация таких проектов требует определённого опыта. Инвесторы, а особенно банковские организации, как правило, не обладают достаточными знаниями о новых технологиях и слабо подготовлены к восприятию данной информации, что существенно отличает такие презентации от других и снижает вероятность получения кредита .

На наш взгляд, для инновационного развития необходимо на законодательном уровне ввести формирование фонда исследований и разработок. Фиксированный процент от выручки или чистой прибыли предприятий, направляемый в фонд и используемый для проведения научных исследований и разработок по приоритетным направлениям, способен оказать положительное влияние на развитие и внедрение инновационных технологий.

По нашему мнению, формирование фонда возможно и по структурной принадлежности отрасли. В данном случае возможно создание отраслевых или специализированных советов в качестве координирующих органов инновационного развития. Задачей совета в таком случае может быть проведение конференций в целях выявления перспективных направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также установление договорных отношений, регламентирующих намерения и финансовое участие каждого участника.

Банки, как правило, отказывают в кредитах, если не существует гарантий в виде материальных активов. В добавление к этому инновационная деятельность на ранних этапах имеет высокую долю риска, что требует кредитования по ставке выше приемлемой для компаний. Эти условия способствуют развитию венчурного финансирования и частных инвестиций в перспективные инновационные компании.

В Японии, в отличие от США и стран ЕС, где помимо государственного финансирования хорошо развит институт корпоративного финансирования инноваций, доля частных инвестиций превышает 80%. Наиболее мобильная форма финансирования – венчурный капитал – базируется в основном на частных источниках.

Прямое и венчурное финансирование – это вложение капитала в обмен на значительную (свыше 10%) долю в растущей компании в целях получения высокой прибыли посредством продажи этой доли, которая в результате развития компании становится дороже в стоимостном выражении. Венчурное финансирование в большей степени ориентировано на предприятия более ранней фазы развития, чем прямые инвестиции.

Особенностью прямых и венчурных инвестиций по сравнению с другими формами инвестирования является то, что прибыль образуется по мере роста капитализации компании, при этом инвестор помимо финансовых средств часто оказывает помощь в процессе создания, развития и управления бизнесом. Как правило, частные и венчурные инвестиции осуществляются на ранних стадиях инновационных проектов, что, несмотря на высокие риски, предполагает получение большей прибыли.

Управляющих фондами венчурного капитала называют венчурными капиталистами. В функциональные обязанности венчурных капиталистов входит:

1) поиск и привлечение капиталов для инвестиций в предприятия;

2) исследование и генерирование новых возможностей для инвестиций;

3) оценка инвестиционных возможностей и проведение комплексной оценки предприятий;

4) осуществление инвестиций, выбор оптимальных организационных и контрактных форм для них.

Венчурный фонд формируется на срок в среднем 5 – 10 лет, в некоторых случаях срок может быть увеличен на 2 – 3 года, а основной объект вложения венчурного фонда – развивающиеся компании. При формировании венчурного фонда заключается партнёрское соглашение, регламентирующее основные положения участников. Различают общих партнёров, в роли которых выступает организация, учреждённая и управляемая венчурным капиталистом, и ограниченных партнёров, в роли которых выступают внешние инвесторы.

В задачи инвесторов не входит управление венчурными фондами и их политикой. Инвесторы перечисляют часть средств венчурному фонду практически сразу после вступления в договорные отношения, следующее перечисление денежных средств происходит только после обнаружения перспективных объектов финансирования, что обычно оговаривается заранее. После окончания срока действия партнёрского соглашения фонд прекращает свою деятельность, а венчурные капиталисты создают новый фонд и начинают привлечение новых инвесторов. Такой способ финансирования инновационной деятельности способствует систематическому развитию инновационных идей.

Важную роль в системе венчурного финансирования играют венчурные ярмарки, которые являются способом привлечения инвестиций в инновационный сектор национальной экономики, помогают российским разработчикам освоиться на мировом рынке венчурного капитала. Ярмарки проводятся на ежегодной основе и дают возможность десяткам компаний из разных областей деятельности и различных регионов страны, прошедших квалификационный отбор из значительного количества претендентов, представлять свои презентации для различных инвесторов и инвестиционных фондов.

Для развития венчурного бизнеса очень важную роль играет участие правительства в создании благоприятных условий экономической системы. При этом выигрывает и само государство, поскольку происходит освоение передовых научно-технических разработок и создание новых рабочих мест в малом бизнесе. В самом общем виде можно выделить две группы мер вмешательства государства – прямые и косвенные .

К косвенным методам относятся:

1) создание благоприятного режима налогообложения доходов от операций с ценными бумагами;

2) внедрение эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, которая является во многих случаях единственным капиталом инновационных фирм на ранних стадиях их развития;

3) развитие рынка капиталов, в том числе путем создания специальных бирж для торговли ценными бумагами новых фирм, не имеющих доступа к традиционным фондовым биржам;

4) обучение предпринимателей, консультирование, распространение информации о перспективных проектах и потенциальных инвесторах.

Прямые методы основаны на непосредственном участии государства в венчурном инвестировании:

1) участие государства в венчурных фондах или выделение средств напрямую;

2) обеспечение финансовых гарантий для инвесторов, вкладывающих свои средства в фонды венчурного капитала;

3) государственное регулирование, направленное на привлечение потенциальных инвесторов венчурного капитала.

В таких странах, как США, Германия, Канада, Япония, Финляндия, Израиль, несмотря на развитую систему венчурного финансирования, продолжают приниматься меры по совершенствованию данного направления. При этом венчурный механизм рассматривается, в первую очередь, в качестве

важной составной части национальных инновационных систем и нацелен на более глубокую интеграцию в экономику.

Материал взят из Вестник Удмуртского университета (Серия 2 Экономика и право. Выпуск 1, 2013)

Финансирование инновационной деятельности

Глава 4. Финансирование и оценка эффективности инноваций

Любой инновационный процесс требует выделения определенных фи­нансовых средств на его осуществление. Мелкие, средние и даже круп­ные компании часто сталкиваются с проблемой недостаточного фи­нансирования инновационных проектов. Можно выделить три основ­ных препятствия на пути аккумулирования финансовых ресурсов:

1) планируемая инновация может быть настолько риско­ванной, а будущие доходы настолько непрогнозируемыми, что руко­водство фирмы отказывается финансировать проект из собственных средств.

2) если фирма планирует финансировать инновацию за счет заемных средств, а получение прибылей по проекту ожидается лишь в долгосрочной перспективе, убедить кредитора в потенциале инновационного проекта представляется достаточно сложным.

3) может сложиться ситуация, когда инвестор выделя­ет средства на определенный проект, а руководство фирмы решает использовать эти заемные средства для частичного финансирования другого нововведения. В результате на стадии реализации проек­та средств оказывается недостаточно и одно из направлений закры­вается.

Для того чтобы найти решение дефицита финансовых средств, не­обходимо обратиться к изучению существующих источников финан­сирования инновационной деятельности.

По происхождению источники финансирования инноваций можно раз­делить на внутренние и внешние.

Внутренние источники . Существует несколько вариантов исполь­зования внутренних средств компании для финансирования иннова­ционных проектов.

1) Одним из основных источников является нерас­пределенная прибыль компании. Нераспределенная прибыль остает­ся после выплаты из чистой прибыли дивидендов по акциям. Однако многие фирмы, особенно начинающие, не имеют достаточной прибы­ли для финансирования инноваций.

2) Еще одну возможность представляют имеющиеся у фирмы активы . Сформированные для реализации одних проектов, эти активы могут быть использованы по принципу синергии. Например, компания Chrysler («Крайслер») увеличила долю использования собственных средств при реализации очередного инновационного проекта по выпуску но­вой модели минивена за счет использования уже имеющихся у нее технологий и компонентов. Важнейшие механизмы двигателя и транс­миссии были взяты с моделей «Dodge Omni» и «Plymouth Horizon».

3) Компания может также увеличивать свои краткосрочные обяза­тельства (обычно кредиторскую задолженность) как источник финан­сирования инновационных проектов.

4) Последним внутренним источ­ником является сокращение дебиторской задолженности (сокраще­ние доли, в частности, за счет продажи права взыскания).


Внешние источники . Компания может привлекать дополнительные средства либо за счет увеличения акционерного капитала (дополни­тельная эмиссия акций), либо за счет получения заемных средств .

Заимствование средств, для финансирования инновационной дея­тельности, может осуществляться за счет получения кредитов и вы­пуска облигаций . В общем виде кредитование, осуществляемое бан­ками и инвестиционными фондами, может быть специализированным (проектным ) и корпоративным . В случае использования формы про­ектного кредитования финансовые средства предоставляются под кон­кретный проект на основе представленного заемщиком бизнес-плана, а кредитор осуществляет полный контроль над использованием вы­деленных средств. Процентные ставки по таким кредитам, а также решения о сроках и графиках погашения, вариантах покрытия и обес­печения кредитов определяются в каждом конкретном случае в за­висимости от множества факторов (кредитной политики банка, типа компании, характеристик инновационного проекта и т. д.).

Банк также может принять решение о кредитовании фирмы в це­лом - корпоративное кредитование , вне зависимости от направлений использования средств.

Дополнительная эмиссия обыкновенных и привилегированных акций позволяет компании достаточно быстро привлечь финансовый капитал и ограничить размер внешнего долга. Она может осущест­вляться в виде публичного размещения и целевого размещения среди частных лиц и компаний . Первая форма свойственна уже стабильно действующим на рынке компаниям с устоявшейся репутацией.

Вторая форма - целевое размещение - более характерна для со­всем молодых фирм и венчурных компаний. В этом случае основными покупателями их акций становятся частные инвестиционные компа­нии или фонды.

В роли инвесторов выступают компании с диверсифицированным инвестиционным портфелем, в котором есть определенная доля вы­сокорисковых инвестиций. Это пенсионные фонды, частные инве­стиционные фонды, банки, страховые компании. В роли инвесторов могут выступать также нефинансовые институты - компании и фи­зические лица. В силу того что вышеназванные инвесторы не всегда имеют полное представление об инновационных проектах, в которые инвестируют, они могут полагаться на посредника.

В России, которые в свою очередь подразделяются на бюджетные фонды, внебюджетные фонды, а также государственные конкурсы и государственные заказы.

Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и предназначается как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства. Государственное финансирование предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе, в форме грантов. Их получают далеко не все желающие, т.к. надо представить более выгодный проект, посоревноваться, выиграть, а потом еще раз доказать, что эти деньги пойдут именно на инновации, в результате предприятие принесет пользу стране. Все это затрудняет получение достаточного объема государственных средств.

Внебюджетные средства, включают в себя собственные средства организаций, осуществляющих инновационную деятельность и средства инвесторов. Важными источниками формирования собственных средств предприятия являются фонд амортизационных отчислений и фонд развития производства. Фонд амортизационных отчислений часто является основным внутренним источником предприятия при приобретении нового оборудования, техники и т.п., необходимых для осуществления инновационной деятельности. А фонд развития производства, как другие фонды специального назначения, образуется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Порядок формирования этого фонда, нормы отчисления самостоятельно устанавливаются предприятием.

Важными особенностями нововведенных предприятий, опирающихся на собственные силы, остаются их относительные, скромные масштабы и отсутствие внедренных разработок. Доминирование продуктных инноваций также не в последнюю очередь связано со структурой финансовых источников. Ограниченность средств обуславливает еще одну особенность - постепенный характер инновационных проектов. Предприятие становится заведомо лишенным возможности одновременного реструктурирования всех сторон деятельности - изменения профиля деятельности или значительного технического перевооружения, создания новых подразделений с наймом высококвалифицированных специалистов или комплексной переподготовки кадров.

Финансирование инновационной деятельности за счет средств инвесторов реализуется в форме:

кредитных инвестиций;

инвестиций в ценные бумаги (акций, облигаций, векселей), эмитируемые субъектами инновационной деятельности;

прямых вложений в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемых на основе заключения партнерских соглашений о совместном ведении инновационной деятельности;

путем использования лизинга и иных способов привлечения инвестиций.

Российские негосударственные источники финансирования

Они делятся на российские венчурные фонды и компании, российские инвестиционные организации и российские инвестиционные фонды.

Венчурный (рисковый) капитал - это деньги, помещаемые в новое предприятие в форме долговых обязательств или обыкновенных акций. Такой капитал не регистрируется несколько лет, так как долговые обязательства (обыкновенные акции) не могут быть проданы, пока их выпуск не зарегистрирован, т.е. несколько лет они не обладают ликвидностью. Таким образом, венчурные инвестиции - это рискованный капитал, направляемый в разви-тие быстрорастущих фирм, возникающих в процессе реализации коммерчески перспективного предпринимательского проекта. Венчурный капитал не имеет гарантий получения дохода в виде фиксированного процента, а также в форме залога либо гарантий его возврата инвестору.

Можно сказать, что венчурный бизнес - основная форма технологических нововведений. Этот вид предпринимательства характерен для коммерциализации результатов научных исследований в наукоемких, и в первую очередь, в высокотехнологичных областях, где перспективы не гарантированы и имеется значительная доля риска.

Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах:

  • 1. Путем приобретения акций новых фирм.
  • 2. Посредством предоставления кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции. В отличие от других форм инвестирования венчурный бизнес отличается тем, что

финансовые средства вкладываются в венчурный бизнес без материального обеспечения и без гарантии;

обязательное долевое участие инвестора в уставном капитале фирмы, то есть рисковый капитал выступает как паевой взнос;

средства предоставляются на длительный срок и на безвозвратной основе.

Венчурный капитал, как правило, предоставляется на долговременный период - на 5-7 лет, а в современной компьютерной сфере - и при реализации краткосрочных проектов - на 1-2 года. Для современных компаний венчурное инвестирование проще и дешевле, чем выход с заим-ствованием на иностранные фондовые рынки, эмиссия собственных ценных бумаг, получение кредита.

В России в настоящее время действует около 30 номинальных венчурных фондов, однако, все они управляются западными управляющими компаниями и аккумулируют преимущественно иностранный капитал. Однако нельзя не отметить такой позитивный факт, как появление венчурных структур с участием отечественного капитала. В частности, речь идет о Национальном венчурном фонде. Это стимулировало появление в 2003-2004 гг. сразу нескольких отечественных венчурных фондов.

Но, к сожалению, этого недостаточно для рискового (венчурного) финансирования. Спрос на венчурный капитал в России все еще намного превышает его предложение. Одной из причин такого положения дел является отсутствие соответствующей законодательной базы в этой области. К тому же нужны реальные стимулы для банков, страховых компаний и других корпоративных и частных инвесторов для того, чтобы они начали финансировать венчурный бизнес.

Важную роль в создании инновационного климата в нашей стране играют инвестиционные фонды, которые, по сути, основаны на смешанной форме финансирования. Инвестиционные фонды формируются за счет средств организаций и предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность, средств банков, страховых компаний и иных финансовых институтов. В создании и деятельности инвестиционных фондов могут принимать участие заинтересованные государственные органы и государственные внебюджетные фонды.

Основной целью инвестиционных фондов обычно является концентрация средств на приоритетных направлениях инновационной деятельности для финансовой поддержки перспективных инноваций. Как правило, инвестиционные фонды предоставляют прошедшим независимую экспертизу и конкурсный отбор инновационным проектам финансовые средства на возвратной или безвозвратной основе. Кроме этого, инвестиционные фонды часто выполняют функции поручителей и гарантов по обязательствам инновационных предприятий. При финансировании инвестиционных проектов, реализация которых связана с высоким уровнем финансового риска и неопределенностью коммерческого результата, инновационные предприятия могут использовать различные формы кооперации, включая создание венчурных фондов, а также заключение партнерских соглашений на всех стадиях разработки, освоения и внедрения инноваций.

Внебюджетные фонды и другие источники негосударственного финансирования

финансирование инновационный внебюджетный инфраструктурный

Такие фонды могут создаваться в министерствах, в крупных городах и регионах, а также в рамках концернов. Важнейшими источниками негосударственной системы финансирования инновационной деятельности в настоящее время выступают:

собственные средства предприятий;

средства, мобилизуемые путем эмиссии ценных бумаг;

кредиты коммерческих банков;

специализированные и благотворительные фонды;

средства инвестиционных компаний, других предприятий и организаций, заинтересованных в скорейшем выпуске новой продукции.

В целом ряде случаев (особенно если речь идет о крупных инновационных предприятиях) внедрение конструктивных и технологических новинок осуществляется за счет собственных средств (фонда развития производства и фонда амортизационных отчислений). Как правило, уставом предприятия предусматривается отчисление в фонд развития производства части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, других обязательных платежей и формирования резервного фонда. Средства фонда развития могут использоваться на обновление и расширение производства*, осуществление научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических проектов и программ освоения новых видов конкурентоспособной продукции, увеличение собственных оборотных средств, а также на другие цели, содействующие укреплению материально-технической базы предприятия. Если собственных средств предприятия недостаточно, а в потенциале организации имеется солидный научно-технический задел, можно прибегнуть к дополнительной эмиссии ценных бумаг (вторичному выпуску акций). Этот путь доступен лишь только предприятиям, которые организованы в форме закрытых или открытых АО. Очень важно, чтобы средства, полученные в ходе размещения акций нового выпуска, использовались эффективно и позволили АО по окончании эмиссии увеличить отдачу на капитал и размер дивиденда на одну акцию. Необходимость финансирования перспективных инновационных проектов - один из факторов, обусловливающих необходимость проведения вторичной эмиссии акций.

Весьма важное место в финансовом обеспечении работы инновационной деятельности предприятия отводится (именно сегодня!) коммерческому кредиту. Этот вид экономических отношений постоянно развивается и все шире использует новые, нетрадиционные формы. В данном случае речь идет о порядке выдачи кредита, способах его погашения, организации банковского контроля за соблюдением договорных условий.

На сегодняшний день практика показывает, что банковский кредит в отличие от бюджетного финансирования позволяет повысить эффективность инвестиционных мероприятий и в целом ряде случаев может оказаться более приемлемым и удобным методом мобилизации денежных средств на длительные сроки, чем выпуск корпоративных акций или размещение облигационных займов.

Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности.

В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.

К сожалению, сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала.

Какие источники финансирования инновационной деятельности существуют в России?

По видам собственности источники финансирования делятся на:

государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);

инвестиционные, в т.ч. финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.

Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.

На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:

собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов,

привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем,

заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).

На уровне предприятия источниками финансирования являются:

собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);

привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;

заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.

Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.

В самом общем виде существующая система бюджетного финансирования инновационной сферы представлена ниже:

Каковы основные организационные формы финансирования?

Основные организационные формы финансирования инновационной деятельности, принятые в мировой практике, представлены ниже:

Возможные инвесторы

Получатели заемных средств

Преимущества использования формы

Сложности использования формы в условиях нашей страны

Дефицитное финансирование

Правительства иностранных государств. Международные финансовые институты. Предприятия и организации РФ

Правительство Российской Федерации

Возможность государственного регулирования и контроля инвестиций

Нецелевой характер финансирования. Рост внешнего и внутреннего государственного долга. Увеличение расходной части бюджета

Акционерное (корпоративное) финансирование

Коммерческие банки. Институциональные инвесторы

Корпорации. Предприятия

Вариабельность использования инвестиций у корпорации (предприятия)

Нецелевой характер инвестиций. Работа только на рынке ценных бумаг, а не на рынке реальных проектов. Высокий уровень риска инвестора

Проектное финансирование

Правительства. Международные финансовые институты. Коммерческие банки. Отечественные предприятия. Иностранные инвесторы. Институциональные инвесторы

Инвестиционный проект. Инновационный проект

Целевой характер финансирования. Распределение рисков. Гарантии государств - участников финансовых учреждений. Высокий уровень контроля

Зависимость от инвестиционного климата. Высокий уровень кредитных рисков. Неустойчивое законодательство и налоговый режим

Как видно из приведенной выше таблицы, доступными формами финансирования инновационной деятельности для отдельных предприятий являются акционерное финансирование и проектное финансирование.

Какие инновационные проекты имеют наиболее высокие шансы по привлечению внешнего финансирования?

В подавляющем большинстве случаев финансируются проекты, обеспечивающие выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции. Для успеха проекта рекомендуется применять устоявшуюся, отработанную технологию, выпускать продукцию, ориентированную на достаточно емкий и проверенный рынок.

Высоки шансы получения финансирования и у инноваций - имитаций, в том числе усовершенствующих, дополняющих, замещающих и вытесняющих базовую модель.

Чем проектное финансирование отличается от венчурного?

В мировой практике под проектным финансированием обычно подразумевают такой тип организации финансирования, когда доходы, полученные от реализации проекта, являются единственным источником погашения долговых обязательств.

Если венчурный (рисковый) капитал может быть использован для организации финансирования научной деятельности на любом ее этапе, то организатор проектного финансирования не может идти на такой риск.

Инновационный венчурный бизнес допускает возможность провала финансируемого проекта. Как правило, первые годы инициатор проекта не несет ответственности перед финансовыми партнерами за расходование средств и не выплачивает по ним процентов. Инвесторы рискового капитала первые несколько лет довольствуются приобретением пакета акций новой созданной фирмы. Если инновационная фирма начинает давать прибыль, то она становится основным источником вознаграждения вкладчиков рискового капитала. Зачастую венчурный капиталист становится собственником инновационного предприятия.

В чем заключается «портфельный подход» к финансированию инноваций?

Как правило, инвестору бывает весьма сложно выбрать вариант из предложенных инновационных проектов. Поэтому для минимизации проектных рисков и оптимизации параметров успешности проекта наиболее широко применяется портфельный подход.

Портфель инноваций должен содержать разнообразные проекты, крупные и мелкие, далекие и близкие по срокам, различные по назначению и принципам реализации. Это необходимо для оптимального внедрения инновации с высокой результативностью финансово-экономических показателей, а также для успешной стратегии конкуренции фирмы. Содержание портфеля должно достаточно часто подвергаться ревизии, пересмотру и обновлению.

Тщательный и многосторонний анализ и отбор инновационных проектов позволяют оптимизировать состав портфеля. Анализ и отбор инновационных проектов осуществляются на основе совокупности методов и способов, позволяющих прогнозировать затраты для всех стадий жизненного цикла новшества с учетом различных технических решений и финансово-экономических факторов.

Для организации и управления финансированием инновационной деятельности существуют так называемые донорские организации, которые могут быть как фондом, частным лицом, так и государственным учреждением или компанией и которые безвозмездно предоставляют средства для осуществления конкретного инновационного проекта.

В качестве одной из возможностей привлечения донорского финансирования инновационной деятельности можно выделить бюджетные ассигнования. Правительством предусмотрено выделение средств федерального бюджета на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов при условии размещения этих средств на конкурсных началах. При этом в зависимости от направления инновационного проекта формы и размеры бюджетных инвестиций имеют существенные различия.

Право на участие в конкурсе имеют коммерческие высокоэффективные инновационные проекты, связанные в первую очередь с развитием экономики, по которым инноватор вкладывает не менее 20% собственных средств и срок окупаемости которых не превышает двух лет.

Проекты на конкурс предоставляются в Министерство экономики РФ и должны содержать: бизнес-план и заключения государственной экологической экспертизы, государственной вневедомственной или независимой экспертизы.

Что такое грант?

Еще одной альтернативой для финансирования Вашего инновационного проекта является грант. Грант (grant) - средства, безвозмездно передаваемые спонсором организации или частному лицу для осуществления конкретного инновационного проекта.

В России существуют и работают как свои национальные, так и международные донорские организации. Каждый донор работает по своим правилам, с которыми надо считаться и уважать, поскольку речь идет о предоставлении Вам денег и инвестор заботится о том, чтобы они не были потрачены впустую.

Обратим Ваше внимание на то, что у каждой донорской организации существуют свои приоритеты, которые могут включать определенные направления деятельности, предпочтительные типы грантозаявителей, а также региональные предпочтения.

Еще одна трудность заключается в том, что усиливается конкуренция за получение доступа к донорским источникам финансирования, поскольку зачастую средства фондов-грантодателей являются единственным источником поступления новых финансовых средств для многих инновационных проектов.

И помните, что ни одна из организаций не получает от фондов-грантодателей средства на реализацию своих программ автоматически, только потому, что является хорошей организацией, делающей важное дело. Чтобы получить грант, Вам необходимо проделать большую работу.

С чего начать поиск грантовых средств?

Начинайте процесс поиска грантовых средств в следующей последовательности:

Определите цели, задачи и ожидаемые результаты Вашей деятельности, а также объем необходимых ресурсов и выделение тех, что уже есть у Вас.

Поищите возможные источники донорского финансирования.

Предварительно отберите доноров, которых может заинтересовать Ваш проект.

Уточните информацию о грантодателях и выберите Вашего основного донора.

Наладьте контакт с представителями выбранного донора.

Составьте предварительную заявку на финансирование и представьте ее в донорскую организацию.

Дождитесь получения подтверждения интереса донора к Вашему проекту.

Предоставьте окончательный пакет заявки донору.

Если Вы думаете, что это все, что в результате Вы точно получите деньги, то Вы безнадежный оптимист! К сожалению, в практике встречаются случаи, когда заявка, которая готовилась в течение нескольких месяцев и уже была рекомендована к финансированию филиалом уважаемой донорской организации в России, по неизвестным причинам в итоге так и не была профинансирована. Так что потенциальный интерес донора еще не говорит о том, что Вы получите грант. Между тем, времени и сил на подготовку заявки у Вас уйдет достаточно много. Подумайте об этом прежде, чем принимать решение об обращении в донорскую организацию.

Где найти необходимую информацию о грантодателях?

Хотелось бы особо подчеркнуть, что сбор информации о донорских организациях является очень важной частью процесса получения гранта. Постарайтесь собрать как можно больше информации о потенциальных грантодателях.

В настоящее время в России существует масса источников информации о фондах, открывающихся конкурсах и других возможностях. Как не утонуть в потоке этой информации и стоит ли со всем знакомиться самому, если Ваша цель лишь найти финансирование и сделать работу?

Самым надежным и оперативным источником информации является Internet. В Internet существуют множество серверов, профессионально занимающихся сбором информации о конкурсах и информирующих о них всех желающих.

Список некоторых ссылок на донорские структуры, осуществляющих поддержку инновационных проектов, Вы можете просмотреть в Приложении.

Как выбрать донорскую организацию?

При выборе донорской организации Вам необходимо учесть следующие моменты:

1. Как мы уже отмечали, большинство грантодателей ограничивает свою деятельность определенными регионами, странами. Но в силу того, что иностранные фонды сравнительно недавно начали свою деятельность на территории России и число таких организаций постоянно растет, не следует абсолютно исключать те из них, которые раньше никогда еще не выдавали грантов России.

2. Фонды в основном финансируют проекты строго определенной тематики (мы уже затрагивали этот момент выше, и на него следует обратить особое внимание) либо, по крайней мере, ограничивают типы мероприятий, которые они готовы финансировать.

3. Как правило, спонсоры ограничивают и тип получателя гранта, как-то, например: индивидуальный исследователь, студент, неправительственная экологическая организация и т.д.

4. Некоторые крупные грантодатели, имеющие представительства в России (фонды Сороса, Евразия и др.), как правило, принимают заявки, написанные по-русски. Другие грантодатели (например, фонд Ноу-Хау, ТАСИС и др.), могут потребовать заявки на русском и английском. Будьте готовы также вести переписку на иностранном языке.

Подобная общего плана информация обычно содержится в любом описании деятельности фонда и является доступной. Ее может быть недостаточно для того, чтобы определить, точно ли вам подходит тот или иной фонд, но ее вполне хватит, чтобы выделить те из них, где Ваш проект не пройдет.

Поэтому запомните следующее твердое правило: не проходит заявка по критериям в фонд - не обращайтесь в этот фонд, не теряйте зря время и силы!

Как наладить контакт с донором?

Каждая донорская организация обычно указывает наиболее приемлемую к себе форму обращения. Некоторые фонды требуют представления полной заявки, другие предпочитают встретиться или побеседовать по телефону с потенциальными заявителями. Но большинство доноров, как правило, предлагает прислать запрос с кратким изложением проекта и описанием заявителя.

Если из материалов, которыми Вы владеете, Вам не ясно, как правильно надо обратиться к донору, то Вы можете:

позвонить в донорскую организацию и объяснить суть проекта;

подготовить и провести встречу с представителями донора;

направить донору письмо-запрос.

Теперь настало время предпринять шаги, которые могут подтолкнуть донора к одобрению Вашего решения. Любой фонд получает ежегодно гораздо больше заявок на гранты, чем может удовлетворить. Вот почему Вы должны стремиться к тому, чтобы Ваше предложение выгодно отличалось от многих других. А это трудно сделать, если оно будет отредактировано в духе «всем, кого это может заинтересовать». Гораздо лучше попытаться установить прямой контакт с кем-то из руководства интересующего Вас фонда. Это повысит шансы Вашего предложения.

Скорее всего, прежде чем встречаться, представитель донорской организации предложит Вам подготовить предварительное предложение или «первичную» заявку, которую Вы либо перешлете ему, либо возьмете с собой на встречу.

Как подготовить предварительную заявку?

Очень важно, чтобы Ваша предварительная заявка была написана в предельно сжатой форме. Руководители донорских организаций ежегодно читают сотни заявок, некоторые из них насчитывают по 100 страниц, поэтому если Вы отправите ’’первичную заявку’’ на 3-5 страницах, Ваши шансы преодолеть этот барьер станут больше.

В первую очередь постарайтесь сформулировать сущность проблемы в одном предложении, например: «50% выпускников школ в нашем городе не могут найти себе работу, это катастрофически высокий показатель’’. Затем в 2-3 абзацах изложите, каким образом Вы хотите в ходе реализации своего проекта решить эту проблему. Очень важно дополнить это описание перечнем предусмотренных мероприятий.

Далее переходим к той части заявки’’, о которой никто не думает в ходе составления предварительного предложения, т.е. к описанию того, как будет функционировать проект в дальнейшем, когда по нему закончится финансирование. Помните, донорские организации в основном не любят брать на себя 100% расходов и уже совсем не любят платить до бесконечности. Потому так важно в 1-2 абзацах изложить, как собственные средства Вашей организации будут инвестированы в реализацию проекта и как будут поступать денежные средства из других источников для обеспечения непрерывности работы по проекту. Если в Вашей»первичной заявке’’ говорится об обеспечении такой непрерывности, значит, Ваше предложение вырвалось вперед, опередив 90% других полученных донором предложений.

Следующий элемент, который должен содержаться в Вашей «первичной заявке’’, это то, как ваша организация собирается оценивать результаты проекта. Вы можете смело обратиться к фонду с просьбой предоставить средства для привлечения, к примеру, эксперта со стороны, чтобы он оценил Ваш проект. Это поможет и Вам, и спонсорам оценить результативность проекта и в будущем усовершенствовать его. Но, увы, большинству заявителей подобное никогда не приходило в голову. Ваше предложение будет выгодно отличаться от других, если с самого начала в нем будут содержаться оценочные критерии.

Последняя часть»первичной заявки’’ - это простой бюджет. Он должен состоять из 5-6 позиций, на основании которых представители фонда получат четкое представление о том, как Ваша организация намеревается потратить запрашиваемые средства.

В целом в «первичной заявке’’ суть проекта может быть изложена лишь в самой общей форме. Несомненно одно, если ваша»первичная заявка’’ выделяется среди множества других, ежегодно поступающих в фонд, то у вас больше возможностей получить грант.

Как оформить предварительную заявку?

Каждый фонд работает по своим правилам и предоставляет финансирование после рассмотрения конкурсной комиссией заявок определенного образца.

При этом некоторые фонды рассматривают только те заявки, которые пришли к ним после их приглашения, т.е. заявитель посылает краткий запрос в фонд с предложением рассмотреть полный текст заявки, краткое изложение которой приводится тут же. Если комиссия фонда на основании краткого запроса решает рассмотреть подробную заявку, то она присылает приглашение, которое, тем не менее, нельзя рассматривать как гарантию положительного решения.

Другие фонды объявляют публично о своих целях и задачах и организуют приём заявок без предварительных рассмотрений. В этом случае, как правило, устанавливается определенная форма представления заявок, облегчающая сопоставление заявок между собой и ограничивающая каждую заявку определенным набором сведений о проекте.

В практике предпринималось множество попыток создания унифицированных форм заявок. Все они позволяют собрать большую часть информации, требуемой для подачи заявок в большинство фондов. Но отметим, что все унифицированные или типичные формы заявок касаются заявок на финансирование общественной деятельности. Заявки же на финансирование научной деятельности, как правило, более специфичны. Такие формы заявок - специальные формы заявок - приведены в тексте информации о соответствующих фондах.

Надо иметь в виду, что информация о текущих конкурсах быстро устаревает, поэтому перед тем, как начать подготовку к подаче заявки рекомендуется установить прямой контакт с фондом, узнать об изменениях их требований и процедуры подачи заявок. Центр внебюджетного финансирования поможет Вам сделать эту работу, а также поможет в формулировании и оформлении заявки.

В случае если донор заинтересуется Вашим проектом, он уведомит Вас об этом и запросит прислать окончательную заявку.

Как подготовить окончательную заявку?

Окончательная заявка должна быть оформлена согласно требованиям спонсора.

Обычно она включает такие пункты:

 Постановка проблемы. Описывает, почему возникла необходимость выполнения проекта и как поставленная проблема соотносится с целями организации-заявителя.

 Цели - общие, глобальные изменения, которые должны произойти в результате реализации проекта.

 Задачи отражают конечный результат, который будет достигнут в ходе выполнения проекта. Поскольку любая задача поддается измерению, приведите конкретные цифры, например: «будет обучено 2000 медсестер из двух больниц».

 Мероприятия, которые будут проведены для решения задач и достижения целей проекта. Рекомендуем Вам приложить календарный план мероприятий.

 Бюджет общий и детальный. Укажите, сколько средств у Вас имеется и сколько требуется от спонсора. Поясняется, каким образом производились подсчеты ожидаемых расходов.

Часто спонсоры требуют гарантий от уже зарекомендовавших себя организаций. Такие организации могут выступать в качестве поддерживающей стороны и вносить часть общей суммы стоимости проекта. В этом случае указывается долевое участие поддерживающей организации. Еще раз отметим, что наилучший план дальнейшего финансирования - самофинансирование, в крайнем случае - поддержка государственных и иных организаций. В любом случае приведите план дальнейшего финансирования, приложите рекомендательные письма или заявления о поддержке от государственных, частных и общественных организаций.

Кроме этого окончательная заявка должна содержать титульный лист, краткую аннотацию, введение, привлекаемые ресурсы, оценку и отчетность, приложения (детальный бюджет, детальный план реализации, служебные биографии руководителя, специалистов проекта и другие поясняющие документы).


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник