04.07.2019

Что означает эта профессия. Конспект занятия в начальной школе "в мире профессий". Педагогический терминологический словарь


Екатерина Илешева
О профессиях детям

"Профессий много разных есть

И все их нам не перечесть.

Не так уж важно кем нам быть,

Достаточно свой труд любить"

Давайте с вами поговорим,что же такое профессия ?Какие они бывают?

Профессия-это труд , которому человек посвящает всю свою жизнь. Очень важно ребенку объяснить,почему на земле так много разных профессий ,для чего люди учатся и работают, зачем нужен тот или иной труд, что он дает людям. Нужно объяснить что любая профессия возникает тогда ,когда у людей есть в ней потребность. Каждый год появляются профессии которых раньше не было, и перестают быть нужными профессии которые когда-то были популярны.

Результат зависит от того как трудится человек,как относится к своей профессии ,своему труду. Если человек старается делать свое дело хорошо, ответственно и с любовью, то про такого человека можно сказать, что он мастер своего дела.

Как выбрать себе профессию ?

Важно, наверное, очень и очень важно, чтобы выбранная вами работа была по душе.

Профессий очень много-тысячи !

Публикации по теме:

«Чудо-завод на Вагонке живёт!» Сборник стихов о профессиях «Чудо – завод на Вагонке живёт!» Сборник стихов о профессиях Составители: Кошелева Н. И. Григорьева Ю. В. «Чудо – завод на Вагонке живёт!».

«Формирование представлений детей о профессиях в семье». Семинар-практикум для родителей Цель: развивать интерес родителей к конкретным приёмам и методам развития представлений о мире современных профессий у детей среднего дошкольного.

Конспект ОД в средней группе по познавательному развитию, ознакомлению с окружающим «О профессиях» Цели: Расширять и уточнять представления детей о труде людей разных профессий. Упражнять детей в умении определять название профессии по.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Дошкольникам о профессиях» Тема: Профессии Программные задачи: - Познакомить детей с несколькими видами профессий. - Показать значение трудовой деятельности в жизни.

НОД «Расскажем малышам о библиотеке». Детям старшего дошкольного возраста о профессиях работников библиотечной сферы Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Расскажем малышам о библиотеке» М. А. Дорохова,.

ООД по речевой и продуктивной деятельности лепке для старшего возраста «Книга о профессиях взрослых» Цель: Создание социальной ситуации развития познавательных и речевых навыков воспитанников. Задачи: Содействовать развитию речевых навыков:.

Сценарий развлечения «Кем быть?» (старший дошкольный возраст) Вступление. Разыгрывание сценки. Мы сегодня всех ребят Группы номер семь,.

Характеристика понятий «профессия», «квалификация», «должность», «компетенция», «компетентность», «модель компетенций».

Слово“профессия” (от лат. pгоfеssio - “объявляю своим делом”, “говорить публично”, “заявлять”) – род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

Профессия - это знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.

Профессия - это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями. Понятие “профессия” обозначает достаточно широкий спектр трудовых функций, но часто возникает потребность в определении конкретной работы, которую выполняет человек, то есть его специализации.

В современном обществе под профессией понимают такое занятие человека, которое:

*требует специальной подготовки, обучения. Те виды работы, которыми сразу может заниматься любой человек, взятый «с улицы» (скажем, разносчик конвертов по почтовым ящикам или расклейщик объявлений), - это еще не профессия. Ее нужно осваивать, а для этого требуются способности и затраты труда. В каких-то профессиях – минимальные, в каких-то – гигантские. Кстати, в современном английском языке понятие «профессия» (profession) применятся только к сложным видам работы, требующим длительного обучения, все остальное называется «занятие» (occupation);

*практикуется человеком регулярно. Чаще всего профессия подразумевает возможность и необходимость регулярного, а не эпизодического труда. К примеру, если человек занимается преподаванием и время от времени пишет еще и статьи по тому предмету, который преподает, то его профессия – «преподаватель», а не «автор статей»;

*служит источником средств к существованию. Этим профессия отличается от хобби. Хобби – занятие, совершаемое человеком ради собственного удовольствия, профессия помогает зарабатывать на жизнь. Если профессия тоже приносит удовольствие, очень хорошо. Но даже если все обстоит иначе, то, когда человек работает, он тем не менее выполняет дело вне зависимости от своего настроения (или же перестает работать, увольняясь)…

Квалификация - это совокупность свойств работника, характеризующих объем его профессиональных знаний и трудовых навыков, которыми он должен обладать для трудовой деятельности на конкретном рабочем месте.

Квалификация отражает уровень профессиональной подготовки работника и его готовности к труду высокого качества при нормальных затратах энергии. Более высокий уровень квалификации в большей части случаев обеспечивает и более высокое качество продукции.
Квалификация определяется системой тарифных разрядов рабочих и служащих, которая учитывает разницу между квалифицированным и неквалифицированным трудом и на основе этого определяет меру его оплаты.



Квалификация работника – уровень знаний, умений, навыков и опыта работника, необходимых для осуществления им профессиональной деятельности.

Профессию надо отличать от специальности и должности.

Специальность – (от лат. species – род, вид) – вид занятия в рамках одной профессии.Специальность – это конкретный вид деятельности в рамках какой-либо профессии. Например, в профессию «врач» входят такие специальности, как терапевт, хирург, окулист, педиатр и еще несколько десятков конкретных профилей деятельности, а в профессию «слесарь» - такие, как сантехник, электрослесарь, слесарь по ремонту подвижного состава и др. Профессиональное обучение бывает нацелено как на получение профессии, в рамках которой затем можно будет сосредоточиться на чем-то одном, так и сразу на конкретную специальность.

Это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.

Специализация - это узко дифференцированная область трудовых функций, определяющая форму разделения труда и ее рациональную организацию.

Например:

  • профессия - врач, специальность - хирург, специализация - нейрохирург, кардиохирург, хирург-стоматолог и т.д.;
  • профессия - машинист, специальность - машинист-крановщик, специализация - машинист мостовых кранов, машинист автомобильных кранов, машинист кранов- трубоукладчиков и т.д.

Должность - это трудовой пост, положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.

Например: должность “главный врач” имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть участковый врач, палатный врач; наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.

Должность – это конкретный трудовой пост в организации. Встречаются должности, которые могут занимать только представители вполне определенной профессии. Так, участковым врачом в поликлинике имеет право только тот, чья профессия – врач-терапевт. Но некоторые должности могут быть занимаемы и представителями различных профессий. Скажем, менеджером по кадрам на предприятии бывает и психолог и юрист. А некоторые должности, преимущественно в сфере низкоквалифицированного труда, вообще не связаны с требованиями к профессии человека. Например, кондуктором в общественном транспорте может стать студент-философ, или вышедший на пенсию инженер, или даже выпускник средней школы, не получивший пока вообще никакой профессии. Бывают люди и так называемых «свободных профессий» (чаще всего это художники, скульпторы, литераторы и т.п.), которые не занимают какую-либо конкретную должность, а выполняют отдельные заказы или живут на средства от продажи своих произведений.

Профессия, специальность, должность – это разные понятия; обычно в рамках одной профессии можно приобрести несколько специальностей, также возможно занять разные должности.

Сколько существует профессий? Прежде чем двигаться дальше, предлагаю сделать паузу… и записать на листочке бумаги те профессии, которые ты знаешь.

Итак, сколько их получилось в твоем списке? Обычно в пределах 20-30. если вспомнилось 50 или больше – значит, ты ориентируешься в мире профессий гораздо лучше, чем большинство подростков. А сколько их всего? В «Международном стандарте классификации профессий» (есть, оказывается, и такой документ!) описаны 9333 профессий… По мере технического прогресса и изменения общественного устройства появляется и множество новых профессий.

- (лат.). 1) исключительное занятие чем либо; преподавание чего нибудь, звание, ремесло, должность, призвание к чему либо, напр. профессия ученого, профессия адвоката. 2) публичное объявление, т. е. исповедание; также в католич. церкви… … Словарь иностранных слов русского языка

профессия - и, ж. profession f., пол. profesya <лат. professio < profiteri открыто объявлять. Род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся основным источником существования. БАС 1. А по оному кантракту обязался я… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Следователь … Википедия

См. занятие... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. профессия дело, занятие; деятельность, род занятий, специальность; ремесло; профиль, работа, квалификация, звание, призвание … Словарь синонимов

Все профессии это заговор специалистов против профанов. Джордж Бернард Шоу Доказательство истинности любого призвания любовь к тяжелой работе, которой оно требует. Логан Пирсолл Смит Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с… … Сводная энциклопедия афоризмов

Секретарша, офис менеджер, секретутка Словарь русских синонимов. профессия №1 сущ., кол во синонимов: 3 офис менеджер (3) … Словарь синонимов

профессия - ПРОФЕССИЯ, квалификация, профиль, специальность, разг. ремесло … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Профессия - – это постоянная деятельность, требующая специальной подготовки. Профессия определяется видом и характером выполняемых строительных процессов: бетонщики выполняют бетонные работы, арматурщики – арматурные и т. д. [Бадьин Г. М. и др. Строительное… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

ПРОФЕССИЯ - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, являющихся результатом специальной подготовки и приобретённого опыта работы. Понятие «профессия» может подразумевать ряд… … Большая политехническая энциклопедия

Специальность, вид трудовой деятельности личности, требующий определенного образования, подготовки и навыков, опыта. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

- (от латинского professio), род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Профессии порождены разделением труда и служат выражением его дифференциации. К концу 20 века число… … Современная энциклопедия

Книги

  • Профессия архитектора , И. С. Николаев. Издание 1984 года. Сохранность оечнь хорошая. На большом историческом материале рассказывается о профессии архитектора, его роли в жизни общества. Уделяется внимание методам обучения…
  • Профессия - космонавт , Стейнерт Алексей. Профессия космонавта - одна из самых сложных, редких и опасных на Земле. Тех, кто покоряет космическое пространство, смело можно назвать героями. И пока миллионы людей по всему миру…

Что такое Профессия? Значение и толкование слова professija, определение термина

1) Профессия - - англ. profession; нем. Beruf. 1. Устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием. 2. Большая группа людей, объединенных общим родом занятий, трудовой деятельностью.

2) Профессия - – род занятий, вид трудовой деятельности, требующий от определенной подготовки, наличия необходимых знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специального обучения или на практике.

3) Профессия - - 1. Род трудовой деятельности, занятий, определяемый производственно-технологич. разделением труда и его функциональным содержанием. 2. Большая группа людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельности. В об-ве существует иерархия П., зависящая от степени сложности и ответственности выполняемой работы и отражающаяся в обществ. сознании в виде престижа профессий (см.). Совокупность П. и их взаимосвязь образуют профессиональную структуру об-ва. Поскольку профессиональное разделение труда связано с его обществ. разделением (на умственный и физич., аграрный и индустриальный, организаторский и исполнительский и т. д. труд), поскольку профессиональная структура связана и взаимодействует с соц. структурой. Граница П., число и виды входящих в нее специальностей изменчивы, подвижны. Нарастающая специализация труда под воздействием научно-технич. прогресса сочетается и взаимодействует с формированием групп родственных профессий, появлением "сквозных" профессий, свойственных различн. отраслям производства. В процессе интеллектуализации трудовой деятельности возрастает специализация внутри профессий умственного труда, в то же время многие его виды "технизируются" благодаря применению современных компьютерных, множительных и т. п. устройств. В рез-те растущее число профессий занимает пограничное положение в обществ. разделении труда, сочетая в себе разные его виды. П. может быть описана с помощью системы признаков, характеризующих данный вид труда, требований к работнику той или иной П. - профессиограммы, составляемой, в частности, с помощью экспертных оценок и др. методов социологич. анализа. Ф.Р. Филиппов.

4) Профессия - - 1) устойчивый и относительно широкий род трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием; 2) большая группа людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельностью. Совокупность П. и их взаимосвязь образуют профессиональную структуру общества. Поскольку профессиональное разделение труда связано с делением общества на социальные группы занятых отдельными видами труда и отношениями между группами в зависимости от их социального статуса и престижа профессий, то профессиональная структура связана и взаимодействует с социальной структурой. Более детальное описание элементов П. можно выразить следующим образом: общее образование - специальная подготовка - квалификация - специальность. Значение общего образования состоит в том, что в современных условиях оно является необходимой предпосылкой профессионального развития. Специальная подготовка включает в себя специфические знания трудовых функций, которые предстоит выполнять. Уровень квалификации определяется сочетанием уровней всех элементов П., причем существует естественная зависимость последующих элементов от предыдущих. Когда П. конкретизируется, став достоянием одного лица, занятого данным видом работы, она приобретает характер специальности. П. независимо от специальности существует лишь как предпосылка, которая должна быть реализована в действительном труде. Практическая связь П. и трудовой функции достигается на уровне специальности, которая завершает профессиональное развитие работника. Система однородных специальностей образует профессиональную общность или П. в широком смысле слова. Распределение занятого населения Республики Беларусь по профессионально-должностным группам (по данным 1998) выглядит следующим образом. Руководители составляют 13,6%; специалисты высшего уровня квалификации - 26,4%; специалисты среднего уровня квалификации - 9,5%; служащие - 6,9%; работники сферы обслуживания - 8,5%; квалифицированные рабочие промышленности - 19,6%; операторы, аппаратчики, машинисты промышленных установок - 7,8%; неквалифицированные рабочие - 7,7%. Граница П., число и виды входящих в нее специальностей изменчивы и подвижны. Нарастающая специализация физического труда в ходе научно-технического прогресса сочетается с формированием групп родственных профессий, появлением "сквозных" профессий, свойственных различным отраслям производства. В то же время многие виды умственного труда "технизируются" благодаря применению современных компьютерных устройств. В результате растущее число профессий занимает пограничное положение в общественном разделении труда, сочетая в себе разные его виды. Г.Н. Соколова

5) Профессия - (profession) - какая-либо профессиональная группа среднего класса, характеризуемая требованиями высокого уровня технических и интеллектуальных знаний, а также опыта, автономией в найме и дисциплине, связью с государственной службой. "Традиционными" профессиями являются право, медицина, богословие и вооруженные силы, но как сам термин, так и его применение все еще обсуждаются из-за появления новых сфер специализации, расширения на всякие виды занятости и для проведения различия между индивидуумами, которые обладают точно такими же знаниями и опытом по нетехническому стандарту (например, деньги, социальный класс) . В социологической литературе дебаты касались, как правило, проблем определения и наиболее существенных особенностей профессий. До 1970-х гг. в социологических исследованиях обсуждались профессии с их собственной точки зрения и таким образом отражалась функционалистская идеология экспертов главного критерия профессионального статуса. Иллюстрируют это работы Флекснера (1915), подчеркнувшего интеллектуальный, неручной характер профессий, требовавших длительного специального обучения, крепкой внутренней организации в плане общения, дисциплины и своей практической ориентации, которая рассматривалась как альтруистическая - мотивированная скорее служением обществу, чем личной выгодой. До недавнего времени повторялись эти темы, выделявшие высокий статус, который вытекал из перечисленных характеристик. Более поздние функционалисты продолжили дебаты о характере профессий, делая акцент на различных элементах, но совпадая по главным пунктам. Толкотт Парсонс (1964) привел иное доказательство. Он начал со знакомых особенностей понятного лишь посвященным знания и альтруизма, но добавил, что на основании знаний и опыта профессионал имеет власть над непрофессионалом и что характеристики профессионализма были отличительной и все более важной особенностью современных институтов Значение широкого масштаба профессионализации стало темой многих работ, не всегда имеющих ту же точку зрения, как у Парсонса или других функционалистов. Функционалисты были склонны подчеркивать высокий престиж и самоотреченность профессий, а другие подходы - их могущество и своекорыстие. Там, где выделялись выгоды профессионализма для общества, позже критики отмечали выгоды для самих профессионалов. Одним из самых первых исследований такого рода стал труд Хьюджеса (1952), который утверждал, что профессионалы работали не просто ради выгоды клиентов. Их организации и практика защищали и приносили пользу профессионалам. В частности, требование авторитетного знания означает, что только профессионалы в состоянии судить, была ли работа выполнена должным образом, а профессиональная организация может служить для защиты скорее профессионалов, чем клиента. Этот критический взгляд типичен и для более современных подходов. Джонсон (1972), разрабатывая вопрос об отношениях между клиентом и профессионалом, обратил внимание на власть профессионалов в определении потребностей и образа действий своих клиентов, а также в решении любых споров в свою пользу. Перри (1976) изучал медицинскую профессию и доказывал, что отношения "потребитель-производитель" является менее важным соображением, чем желание установить монополию практики - избавиться от конкурентных подходов. Претензия на уникальную компетентность, подкрепленная юридически, - основная стратегия профессионализации, а саморегулирование и контроль над притоком новых кадров - существенные составляющие процесса. Преимущества профессионального (монопольного) статуса призваны гарантировать высокое материальное вознаграждение, исключить посторонние суждения о работе и обеспечить гарантированное пребывание в должности тем, кто допущен к профессии. Подобный довод рассматривает профессионализацию как эгоистичную стратегию и ломает многие различия, проводившиеся прежде между родами занятий среднего класса и рабочего класса. Квалифицированные рабочие ручного труда, например, также пытались контролировать пополнение посредством ученичества и защищать обеспеченность своих членов с помощью профсоюзного движения, "ограничительными" определениями работы, а допуск к занятию определенных рабочих мест был строго ограничен членами ремесла. Рабочие ручного труда из-за таких факторов, как технологические изменения и положение на рынке в периоды высокого уровня безработицы, достигли меньше успехов, чем профессионалы, в сохранении монопольных привилегий, но имеются признаки того, что традиционные профессии, претендующие на монополию и автономию, также находятся под давлением. Так, растущая популярность и успех нетрадиционной медицины, предложения об изменениях в юридической профессии, включая ослабление монополии юрисконсультов на составление актов о передаче имущества, а адвокатов на представление интересов клиентов в высших судебных инстанциях, являются именно такими случаями. Эти изменения, однако, не уменьшили популярности профессионализации как стратегии социальной мобильности. Ведь материальное вознаграждение и престиж все еще очевидны.

Профессия

Англ. profession; нем. Beruf. 1. Устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием. 2. Большая группа людей, объединенных общим родом занятий, трудовой деятельностью.

– род занятий, вид трудовой деятельности, требующий от определенной подготовки, наличия необходимых знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специального обучения или на практике.

1. Род трудовой деятельности, занятий, определяемый производственно-технологич. разделением труда и его функциональным содержанием. 2. Большая группа людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельности. В об-ве существует иерархия П., зависящая от степени сложности и ответственности выполняемой работы и отражающаяся в обществ. сознании в виде престижа профессий (см.). Совокупность П. и их взаимосвязь образуют профессиональную структуру об-ва. Поскольку профессиональное разделение труда связано с его обществ. разделением (на умственный и физич., аграрный и индустриальный, организаторский и исполнительский и т. д. труд), поскольку профессиональная структура связана и взаимодействует с соц. структурой. Граница П., число и виды входящих в нее специальностей изменчивы, подвижны. Нарастающая специализация труда под воздействием научно-технич. прогресса сочетается и взаимодействует с формированием групп родственных профессий, появлением "сквозных" профессий, свойственных различн. отраслям производства. В процессе интеллектуализации трудовой деятельности возрастает специализация внутри профессий умственного труда, в то же время многие его виды "технизируются" благодаря применению современных компьютерных, множительных и т. п. устройств. В рез-те растущее число профессий занимает пограничное положение в обществ. разделении труда, сочетая в себе разные его виды. П. может быть описана с помощью системы признаков, характеризующих данный вид труда, требований к работнику той или иной П. - профессиограммы, составляемой, в частности, с помощью экспертных оценок и др. методов социологич. анализа. Ф.Р. Филиппов.

1) устойчивый и относительно широкий род трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием; 2) большая группа людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельностью. Совокупность П. и их взаимосвязь образуют профессиональную структуру общества. Поскольку профессиональное разделение труда связано с делением общества на социальные группы занятых отдельными видами труда и отношениями между группами в зависимости от их социального статуса и престижа профессий, то профессиональная структура связана и взаимодействует с социальной структурой. Более детальное описание элементов П. можно выразить следующим образом: общее образование - специальная подготовка - квалификация - специальность. Значение общего образования состоит в том, что в современных условиях оно является необходимой предпосылкой профессионального развития. Специальная подготовка включает в себя специфические знания трудовых функций, которые предстоит выполнять. Уровень квалификации определяется сочетанием уровней всех элементов П., причем существует естественная зависимость последующих элементов от предыдущих. Когда П. конкретизируется, став достоянием одного лица, занятого данным видом работы, она приобретает характер специальности. П. независимо от специальности существует лишь как предпосылка, которая должна быть реализована в действительном труде. Практическая связь П. и трудовой функции достигается на уровне специальности, которая завершает профессиональное развитие работника. Система однородных специальностей образует профессиональную общность или П. в широком смысле слова. Распределение занятого населения Республики Беларусь по профессионально-должностным группам (по данным 1998) выглядит следующим образом. Руководители составляют 13,6%; специалисты высшего уровня квалификации - 26,4%; специалисты среднего уровня квалификации - 9,5%; служащие - 6,9%; работники сферы обслуживания - 8,5%; квалифицированные рабочие промышленности - 19,6%; операторы, аппаратчики, машинисты промышленных установок - 7,8%; неквалифицированные рабочие - 7,7%. Граница П., число и виды входящих в нее специальностей изменчивы и подвижны. Нарастающая специализация физического труда в ходе научно-технического прогресса сочетается с формированием групп родственных профессий, появлением "сквозных" профессий, свойственных различным отраслям производства. В то же время многие виды умственного труда "технизируются" благодаря применению современных компьютерных устройств. В результате растущее число профессий занимает пограничное положение в общественном разделении труда, сочетая в себе разные его виды. Г.Н. Соколова

(profession) - какая-либо профессиональная группа среднего класса, характеризуемая требованиями высокого уровня технических и интеллектуальных знаний, а также опыта, автономией в найме и дисциплине, связью с государственной службой. "Традиционными" профессиями являются право, медицина, богословие и вооруженные силы, но как сам термин, так и его применение все еще обсуждаются из-за появления новых сфер специализации, расширения на всякие виды занятости и для проведения различия между индивидуумами, которые обладают точно такими же знаниями и опытом по нетехническому стандарту (например, деньги, социальный класс) . В социологической литературе дебаты касались, как правило, проблем определения и наиболее существенных особенностей профессий. До 1970-х гг. в социологических исследованиях обсуждались профессии с их собственной точки зрения и таким образом отражалась функционалистская идеология экспертов главного критерия профессионального статуса. Иллюстрируют это работы Флекснера (1915), подчеркнувшего интеллектуальный, неручной характер профессий, требовавших длительного специального обучения, крепкой внутренней организации в плане общения, дисциплины и своей практической ориентации, которая рассматривалась как альтруистическая - мотивированная скорее служением обществу, чем личной выгодой. До недавнего времени повторялись эти темы, выделявшие высокий статус, который вытекал из перечисленных характеристик. Более поздние функционалисты продолжили дебаты о характере профессий, делая акцент на различных элементах, но совпадая по главным пунктам. Толкотт Парсонс (1964) привел иное доказательство. Он начал со знакомых особенностей понятного лишь посвященным знания и альтруизма, но добавил, что на основании знаний и опыта профессионал имеет власть над непрофессионалом и что характеристики профессионализма были отличительной и все более важной особенностью современных институтов Значение широкого масштаба профессионализации стало темой многих работ, не всегда имеющих ту же точку зрения, как у Парсонса или других функционалистов. Функционалисты были склонны подчеркивать высокий престиж и самоотреченность профессий, а другие подходы - их могущество и своекорыстие. Там, где выделялись выгоды профессионализма для общества, позже критики отмечали выгоды для самих профессионалов. Одним из самых первых исследований такого рода стал труд Хьюджеса (1952), который утверждал, что профессионалы работали не просто ради выгоды клиентов. Их организации и практика защищали и приносили пользу профессионалам. В частности, требование авторитетного знания означает, что только профессионалы в состоянии судить, была ли работа выполнена должным образом, а профессиональная организация может служить для защиты скорее профессионалов, чем клиента. Этот критический взгляд типичен и для более современных подходов. Джонсон (1972), разрабатывая вопрос об отношениях между клиентом и профессионалом, обратил внимание на власть профессионалов в определении потребностей и образа действий своих клиентов, а также в решении любых споров в свою пользу. Перри (1976) изучал медицинскую профессию и доказывал, что отношения "потребитель-производитель" является менее важным соображением, чем желание установить монополию практики - избавиться от конкурентных подходов. Претензия на уникальную компетентность, подкрепленная юридически, - основная стратегия профессионализации, а саморегулирование и контроль над притоком новых кадров - существенные составляющие процесса. Преимущества профессионального (монопольного) статуса призваны гарантировать высокое материальное вознаграждение, исключить посторонние суждения о работе и обеспечить гарантированное пребывание в должности тем, кто допущен к профессии. Подобный довод рассматривает профессионализацию как эгоистичную стратегию и ломает многие различия, проводившиеся прежде между родами занятий среднего класса и рабочего класса. Квалифицированные рабочие ручного труда, например, также пытались контролировать пополнение посредством ученичества и защищать обеспеченность своих членов с помощью профсоюзного движения, "ограничительными" определениями работы, а допуск к занятию определенных рабочих мест был строго ограничен членами ремесла. Рабочие ручного труда из-за таких факторов, как технологические изменения и положение на рынке в периоды высокого уровня безработицы, достигли меньше успехов, чем профессионалы, в сохранении монопольных привилегий, но имеются признаки того, что традиционные профессии, претендующие на монополию и автономию, также находятся под давлением. Так, растущая популярность и успех нетрадиционной медицины, предложения об изменениях в юридической профессии, включая ослабление монополии юрисконсультов на составление актов о передаче имущества, а адвокатов на представление интересов клиентов в высших судебных инстанциях, являются именно такими случаями. Эти изменения, однако, не уменьшили популярности профессионализации как стратегии социальной мобильности. Ведь материальное вознаграждение и престиж все еще очевидны.

род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий наличия определенных знаний, умений и навыков, которые обеспечиваются обучением в соответствующих по профилю учебных заведениях.

Отличное определение

Неполное определение

ПРОФЕССИЯ

лат. professio - официально указанное занятие, от profiteor - объявляю своим делом), вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом спец. теоретич. знаний и практич. навыков, к-рые приобретены в результате целенаправленной подготовки, опыта работы. П. отражает способность человека к выполнению конкретных функций в системе обществ. разделения труда и является одной из осн. качественных характеристик его как работника.

Разделение труда, в т. ч. профессиональное, всегда являлось мощным фактором и показателем уровня развития цивилизованного общества, а конкретные формы труда определялись средствами и предметами труда, технологией выполнения работы (технико-технол. факторы), организацией произ-ва, в первую очередь его типом - единичным, серийным, массовым (организац.-экон. факторы), общеобразоват. и культурно-техн. уровнем населения, организацией проф. обучения (социальные факторы).

Проф. специализация работников отражает типовые, многократно воспроизводимые комплексы трудовых функций, к-рые формируются в соответствии с осн. признаками: технол. однородностью работ по их содержанию, их объемом и возможностью обособленного выполнения.

Наряду с П. используется понятие «специальность», к-рое конкретизирует более узкий круг работ в рамках данной П. Профессия может подразделяться на две и более специальностей.

Многообразие технол. процессов совр. произ-ва, специфика оборудования и материалов в отд. отраслях экономики, глубина разделения труда предопределяют качественное разнообразие состава занятых в разл. производств. сферах страны. Осн. влияние на изменение проф. состава работников оказывает науч.-техн. прогресс. С введением качественно новых технологий, автоматизи-ров. оборудования появляются связанные с их обслуживанием новые П., к-рые заменяют старые узкоспециализи-ров. П. Вместе с тем общность науч.-техн. основ произ-ва, применение стандартизации и унификации при создании техн. устройств для разл. производств. процессов, широкое использование типовых элементов, блоков, узлов создают предпосылки для сокращения общего числа П. за счет их объединения, интеграции, для формирования П. широкого профиля.

В России и др. странах СНГ состав официально признанных П. рабочих зафиксирован в Едином тарифно-квалификац. справочнике работ и профессий рабочих, к-рый включает краткое описание работ и знаний, необходимых для каждой П. Разработан новый перечень П. (нач. 90-хтг.), к-рый включает 257 П. вместо 1200 (в перечне 1987).

Для служащих, связанных преим. с умственным трудом, используется понятие «должность», к-рое и означает выполнение определенных проф. обязанностей. Понятие «П.» для служащих связано прежде всего с объемом и спецификой теоретич. знаний и практич. навыков, полученных в результате обучения, к-рые необходимы для выполнения работ, свойственных широкому кругу должностей.

Группировка П. рабочих и должностей служащих по степени общности и содержания теоретич. и практич. обучения является основой при организации системы профессионального образования и отражена в номенклатуре профессий и специальностей по образованию.

Различия в характере и содержании работ по П. предопределяют специфич. набор психофизиол. качеств, необходимых для эффективного освоения П. и дальнейшего развития способностей работников. Для обоснованного выбора П. с учетом склонностей и задатков каждого человека гос-во обычно организует системы профессиональной ориентации, информации и проф. отбора. В совр. обществе, ориентирующемся на приоритет интересов и прав личности в выборе П., подобные системы строятся на проф. самоопределении. Индивидуальный прогноз проф. предпочтительности для каждого человека может быть осуществлен с использованием профес-сиограмм, разрабатываемых на основе тщательного анализа трудовых процессов.

П., присваемая по завершении обучения, указывается в документе об образовании, к-рый в соответствии с Законом о занятости дает право на работу согласно профилю и уровню полученного образования. Офиц. наименование П. или должность работника указывается в трудовой книжке. П. имеет большое значение при решении вопросов оплаты труда, предоставления льгот и компенсаций (особенно, когда П. связаны с работой во вредных для здоровья условиях), начисления пенсии. H II Сорокина

Отличное определение

Неполное определение ↓


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник