14.07.2019

Янгель биография. Главный конструктор. Смерть в день рождения


Станция метро в Москве
Аннотационная доска в Киеве
Надгробный памятник
Памятник на «Байконуре»
Памятник в Днепропетровске
Памятник в Железногорске-Илимском
Бюст в Байконуре
Мемориальная доска в Москве
Бюст в Днепропетровске
Аннотационная доска в Днепропетровске


Янгель Михаил Кузьмич – выдающийся советский учёный и конструктор в области ракетно-космической техники, основатель нового направления в области стратегических ракетных вооружений, направления, связанного с созданием ракет на стабильных высококипящих компонентах топлива, ставших основой ракетных войск стратегического назначения, главный конструктор ОКБ-586 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике.

Родился 25 октября (7 ноября) 1911 года в деревне Зырянова Нижнеилимского района Иркутской области (ныне затоплена водами Усть-Илимского водохранилища) в многодетной крестьянской семье. В 1926 году, окончив 6 классов, переехал в Москву к брату. Учась в 7 классе, подрабатывал в стеклографии, разносил по городу стопки печатной продукции. Окончив Школу фабрично-заводского ученичества, работал помощником мастера текстильной фабрики имени Красной армии и флота в городе Красноармейск Московской области (1929-1931). Одновременно учился на рабфаке.

В 1931 году поступил в Московский авиационный институт (МАИ), который окончил с отличием по специальности «Самолётостроение» в 1937 году. Ещё студентом МАИ поступил на работу в Конструкторское бюро (КБ) Н.И.Поликарпова и работал там конструктором, ведущим инженером, помощником главного конструктора, заместителем директора на авиационном заводе имени Менжинского в КБ Н.Н.Поликарпова (1935-1944). Осенью 1941 года вместе с авиазаводом № 51 М.К.Янгель был эвакуирован в город Новосибирск.

Затем работал заместителем главного инженера ОКБ А.И.Микояна (1944) и ведущим инженером в КБ В.М.Мясищева (1945). Участвовал в разработке самолётов И-153, ТИС, работе акционерного общества «Амторг» в США. Организовал доводку истребителей И-180, И-185, модификацию самолёта По-2. Работал в аппарате Министерства авиационной промышленности СССР (1946-1948). В 1948-1950 годах учился в Академии авиационной промышленности СССР (окончил с отличием).

Начальник отдела (1950-1951), заместитель главного конструктора (1951-1952), директор (1952-1953), главный инженер (1953-1954) ОКБ-1 НИИ-88 в городе Калининград (ныне – Королёв) Московской области. В этот период времени ракетная техника, разрабатываемая ОКБ-1 НИИ-88, бурно развивалась. Заканчивались работы над новой баллистической ракетой (БР) дальнего действия (ДД) Р-2, создавалась стратегическая ракета Р-5 бесстабилизированной схемы с несущими баками с дальностью полёта 1200 км, проводились серьёзные проектные исследования но комплексным темам Н-1, Н-2 и Н-3, которые были посвящены решению проблем разработки бесстабилизированных БРДД и изучению возможности создания и перспектив развития таких ракет на высококипящих компонентах топлива.

В 1952 году для серийного производства БРДД Р-1 и Р-2 выделяется строящийся автомобильный завод № 586 в Днепропетровске. На нём создается ОКБ-586 для «ведения» документации серийного производства этих ракет. Основу ОКБ-586 составили специалисты ОКБ-1 и других подразделений НИИ-88. С 1954 года главный конструктор Особого конструкторского бюро № 586 в городе Днепропетровск (ныне – Государственное предприятие «Конструкторское бюро «Южное» имени М.К.Янгеля»).

В 1954 году Правительство по ходатайству Министерства обороны поручило ОКБ-586 разработку стратегической БР на стабильных компонентах топлива Р-12 с дальностью полёта 2000 км. Главным конструктором указанной ракеты в ОКБ-586 был назначен М.К.Янгель, как сторонник нового направления развития баллистических ракет – использования в качестве окислителя азотной кислоты с окислами азота или азотного тетроксида. В 1958 году ОКБ-586 под руководством М.К.Янгеля заканчивает испытание одноступенчатой баллистической ракеты Р-12 массой 42 т с дальностью полёта 2000 км. В 1959 году эта ракета была принята на вооружение. Летная отработка более совершенной БР с дальностью полёта 4500 км закончилась в 1961 году приёмом её на вооружение.

Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «совершенно секретно») от 26 июня 1959 года за заслуги в деле создания специальной техники Янгелю Михаилу Кузьмичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручение ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1958 году М.К.Янгель начал разработку двухступенчатой с поперечным делением межконтинентальной ракеты Р-16 с моноблочной головной частью массой 140 т. Эта БР удовлетворяла всем современным тогда требованиям боевой эффективности и превосходила по своим основным параметрам американские межконтинентальные ракеты типа «Атлас» и «Минитмен-1». Несмотря на катастрофу, произошедшую при пуске первой ракеты Р-16 в конце 1960 года её лётно-конструкторские испытания были закончены в 1961 году, и в этом же году на боевое дежурство был поставлен полк таких ракетных комплексов.

В 1960 году ему была присвоена учёная степень доктора технических наук без защиты диссертации. В 1961 году он был избран действительным членом (академиком) АН Украинской ССР, а в 1966 году – академиком АН СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «совершенно секретно») от 17 июня 1961 года за особые заслуги в развитии ракетной техники, в создании и успешном запуске первого в мире космического корабля «Восток» с человеком на борту награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» (№ 90/II).

На базе БР Р-16 М.К.Янгель разработал ещё более совершенную и мощную стратегическую межконтинентальную ракету Р-36 массой 180 т с моноблочной головной частью, принятую на вооружение в 1967 году. Данная ракета была разработана в двух вариантах: в обычном баллистическом и в орбитальном. Во втором случае головная часть выводится ракетой на низкую круговую околоземную орбиту с высотой порядка 200 км и с орбиты стартует в направлении цели. Это, как полагали, должно было привести к значительному усложнению системы ПРО вероятного противника, поскольку боеголовка могла проходить к цели с двух противоположных сторон. Использование орбитальной ракеты, естественно, снимало все ограничения дальности стрельбы. Такая орбитальная БР, которая могла поражать все цели на поверхности земного шара, была принята на вооружение в 1968 году.

С появлением в США новой межконтинентальной ракеты, размещённой в сильно укреплённых шахтных сооружениях и несущей три боевых блока, наводящихся с высокой точностью на индивидуальные, далеко разнесённые цели, нарушалось сложившееся к тому времени стратегическое равновесие. В связи с этим необходимо было серьёзно повысить стойкость находившихся на боевом дежурстве межконтинентальных ракетных комплексов с шахтными стартами Р-36 М.К.Янгеля и УР-100 В.Н.Челомея, а их было уже более 1000. КБ «Южное» и ЦНИИ Машиностроения вышли в 1969 году с предложением о значительном упрочнении имеющихся шахтных пусковых установок за счёт внутреннего утолщения ствола шахты и открывающейся крыши. Однако при использовании такого метода увеличения стойкости ракетных комплексов потребовалось новое поколение ракет делать с миномётным стартом. Кроме этого, в порядке повышения боевой эффективности ракет Р-36М и МР-УР100 вводилась разделяющаяся головная часть с наведением боевых блоков на индивидуальные цели, за счёт чего существенно возрастали эффективность, боеготовность, точность и живучесть комплекса при действии поражающих факторов ядерного взрыва. Предложенные КБ «Южное» и ЦНИИ Машиностроения конструктивные решения новых ракетных комплексов Р-38М и МР-УР-100 под упрочнённые шахтные сооружения ракет Р-З6 и УР-100 вызывали серьезные сомнения в их успешной реализации у некоторых ведущих конструкторов, в том числе и у В.Н.Челомея. Однако М.К.Янгель смело пошёл на новые в практике ракетостроения решения. К сожалению, из-за преждевременной смерти, последовавшей в 1971 году, ему не удалось их претворить в жизнь. Все сложнейшие проблемы успешно решены КБ «Южное» под руководством нового главного конструктора В.Ф.Уткина, его первого заместителя.

М.К.Янгель, помимо боевой ракетной тематики, эффективно занимался также разработкой ракет-носителей и космических объектов в интересах Министерства обороны и науки. В ОКБ-586 под руководством М.К.Янгеля были разработаны: лёгкий носитель «Космос» на базе ракеты Р-12, проект лёгкого носителя «Интеркосмос» на базе ракеты Р-14, средний носитель «Циклон» на базе ракеты Р-36 с автоматизированным безлюдным стартом. Созданы ряд спутников научного назначения серии «Космос» и «Интеркосмос», спутники для юстировки системы ПРО и другие.

Перечисленные объекты стратегического вооружения и ракетно-космической техники свидетельствуют о выдающемся конструкторском таланте М.К.Кузьмича, его умении находить быстрые и неординарные решения в сложных условиях развития ракетного вооружения. Простота ракетных конструкций М.К.Янгеля при высоких лётно-технических характеристиках, надежность функционирования и удобство эксплуатации сделали направление развития ракетного вооружения с использованием высококипящих компонентов топлива основой ракетного вооружения войск стратегического назначения – ракетно-ядерного щита нашего государства. Вклад М.К.Янгеля в создание такого щита является одним из решающих. Вызывают восхищение быстрота творческого мышления М.К.Янгеля, многообразие разработанных им различных ракетных комплексов и практически отсутствие не нашедших применения проектов. Созданные в своё время по заказу Министерства обороны интересный и компактный подвижный грунтовой межконтинентальный комплекс РТ-20П с хорошими, даже по современным меркам, боевыми характеристиками не был принят на вооружение по капризу нового министра обороны, так как последний посчитал нецелесообразным вообще иметь подвижные комплексы на вооружении РВСН. В настоящее время такие комплексы составляют и обоснованно значительную долю ракетного потенциала.

Член КПСС с 1931 года. Кандидат в члены ЦК КПСС с 1966 года. Депутат Верховного Совета СССР 7-8-го созывов (1966-1971). Депутат Калининградского городского Совета (1952-1954).

Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 25 октября 1971 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 7).

Награждён 4 орденами Ленина (20.04.1956, 26.06.1959, 25.10.1961, 23.07.1969), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), медалями.

Доктор технических наук (1960), профессор. Лауреат Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР (1967). Награждён Золотой медалью имени С.П.Королёва АН СССР (1970).

Почётный гражданин города Байконур (1977, посмертно).

Именем М.К.Янгеля названы астероид, кратер на Луне, пик на Памире, океанский сухогруз («Академик Янгель»), посёлок в Иркутской области, станция московского Метрополитена, улицы в Москве, Киеве, Днепропетровске и Байконуре. Памятники учёному установлены в Железногорске-Илимском (Иркутская область), Байконуре, Днепропетровске, на космодромах «Байконур» и «Плесецк». Мемориальные доски установлены на здании ГП «КБ «Южное» имени М.К.Янгеля» в Днепропетровске, на здании Московского авиационного института, на здании ЦНИИ Машиностроения в городе Королёв Московской области, на здании текстильной фабрики в городе Красноармейск Московской области.

Академик Янгель - знаменитый советский конструктор, занимавшийся разработкой ракетно-космических комплексов. Дважды был удостоен звания героя Социалистического труда, становился лауреатом Ленинском премии.

Ранние годы

Михаил появился на свет в 1911 году в небольшой деревне Зырянова на территории современной Иркутской области. До нашего времени она не сохранилась, так как была затоплена при строительстве Усть-Илимского водохранилища. Рос в многодетной семье, всего у его родителей было 12 детей.

После окончания шестого класса герой нашей статьи переезжает в Москву к брату Константину. Учась в гимназии, начинает параллельно подрабатывать в местной типографии курьером. После окончания ФЗУ трудится помощником мастера на текстильной фабрике имени Красной армии и флота в Подмосковье. При этом учится на рабфаке.

Образование

В 1931 году Михаил Кузьмич Янгель становится студентом Московского авиационного института. В 37-м он получает диплом по специальности "Самолетостроение".

На этом он решает не ограничивать свое образование, в 1950 году заканчивает академию авиационной промышленности.

Карьера на производстве

Трудовую деятельность Михаил Кузьмич Янгель начинает в КБ Поликарпова. С 1935 по 1944 годы проходит путь от конструктора до директора завода-филиала. Затем получает должность заместителя главного инженера ОКБ Микояна, затем - ведущего инженера в КБ Мясищева.

В то время участвует в разработке самолетов. Среди известных проектов Михаила Янгеля модели ТИС и И-153. После Великой Отечественной войны попадает в министерство авиационной промышленности, где координирует работы по развитию самолетостроения. Работает заместителем главного конструктора Королева, возглавляет НИИ-88 в Подмосковье, с 1954 по 1971 - главный конструктор КБ "Южное". Михаил Янгель за это время принимает участие в испытаниях Р-16.

Новое направление

В биографии Михаила Янгеля большую роль играют передовые разработки, в которых он принимает участие. Считается основоположником направления в ракетной технике, которое базируется на автономной системе и использовании высококипящих компонентов топлива. Это значительно повышает боеспособность ракет.

Им были организованы исследования в области баллистики, аэродинамики, материаловедения, занимался различными проблемами ракетной отрасли. Академиком Янгель становится в 1966 году, за несколько лет до этого получает степень доктора технических наук.

Герой нашей статьи умер в октябре 1971 года после пятого инфаркта. Находится могила М. К. Янгеля на Новодевичьем кладбище.

Сотрудничество с Королевым

Работая вместе с Королевым, Академик Янгель создает лучшие в стране боевые ракеты. То есть берет на себя ответственность по обороне страны, а Сергей Павлович получает возможность сконцентрироваться на космических разработках.

Одним из главных достижений ученого Михаила Янгеля была межконтинентальная ракета Р-16. Создать нечто подобное по характеристикам никому не удавалось, даже Королеву.

На протяжении тех лет, в которые он возглавлял КБ "Южное", его основной задачей было создание межконтинентальных боевых ракет. Тем не менее, больших успехов он добился и в области создания космических аппаратов.

Его ракета средней дальности Р-12 становится выдающимся дебютом, заложив на будущее основы двойного использования ракет в КБ "Южное". В марте 1962 года на орбиту удается вывести космический аппарат ДС-2. Это первый спутник, разработанный в КБ "Южное". Его официальное название "Космос-1". Он становится первенцем обширной программы одноименных межзвездных исследований.

В будущем Михаил Кузьмич постоянно придерживался стратегии производства "изделий двойного назначения". Например, таким задумывался проект сверхтяжелой ракеты Р-56. Однако в результате предпочтение было отдано проекту Королева, который провалился. Если бы все пошло иначе, возможно, советская экспедиция на Луну все же состоялась бы.

Полет на Луну

Известно, что советское правительство после успешного полета Юрия Гагарина в космос, готовилось отправить экипаж и в экспедицию на Луну. Об этом рассказывал генеральный директор завода "Южмаш" Александр Макаров.

По его словам, было принято решение начать подготовку экипажа к полету совместно с академией наук. Выполнение этой миссии возложили на конструкторское бюро Королева, который прекрасно осознавал, что для совершения такого полета потребуется создать новую ракету. Тогда он и задумал мощную ракету Н-1.

При этом он понимал, что его конструкторскому бюро в одиночку эту задачу не решить. Для работы были привлечены другие производственные базы и организации, в первую очередь, ОКБ академика Янгеля. При этом было известно, что между учеными давно испорчены отношения, они никогда откровенно не ссорились, но часто крепко спорили, при этом каждый оставался при своем мнении. Оба многому научились друг у друга, достигли выдающихся результатов по своим направлениям, сложно было отдать первенство кому-то одному.

Сообщают, что Королев долго взвешивал все за и против, прежде чем предложить Янгелю сотрудничество. Макаров рассказывает, что Королев как-то позвонил ему по правительственной связи, начав выяснять, как обстоят дела в конструкторском бюро. Наконец, Сергей Павлович коснулся темы Янгеля. Макаров сразу подчеркнул, что у него с Михаилом Кузьмичем прекрасные отношения, а пойти он за ним готов хоть на край света.

Королев был несколько ошарашен таким ответом, но, скорее всего, не ждал ничего другого услышать. Тогда он рассказал, что правительство поручило задачу государственной важности - организовать полет на Луну. Королев признался, что хочет подключить к работе конструкторское бюро Янгеля.

После переговоров с Михаилом Кузьмичем Макаров отмечает, что тот выслушал это предложение без особого энтузиазма, но на встречу с Королевым согласился. Вскоре Сергей Павлович сам приехал в Днепропетровск, обошел завод, посетил сборочные цеха. Чувствовалось, что предприятие изменилось настолько сильно, что он его практически не узнавал. Королев был приятно удивлен произошедшими переменами.

После этой экскурсии состоялось переговоры, посвященные новой работе. На второй день Королев встретился с Янгелем и его ближайшими помощниками. Гость из Москвы рассказал о проекте полета на Луну, о своей тяжелой ракете Н-1 и посадочном блоке, который будет необходим для лунного корабля. Его и предполагалось создать на базе Днепропетровского предприятия. Обсуждение идеи шло крайне оживленно, все проявляли взаимный интерес. В результате идеей отправить советских космонавтов на Луну заинтересовался даже Янгель. Он не возражал взять на себя разработку посадочного блока для лунного корабля. В результате об этом был подписан соответствующий документ.

После этого Королев еще несколько раз приезжал в Днепропетровск, интересуясь, как ведутся работы. Однако реализован проект так и не был - неудачу потерпела ключевая ракета, разработкой которой занимался Королев.

О Янгеле-руководителе

Многие подчиненные с теплотой отзываются о времени, когда работали под руководством Янгеля. Например, экс-президент Украины Леонид Кучма, когда выступал на Международном конгрессе астронавтики, признался, что сам чаще всего вспоминает не годы руководства заводом "Южмаш" и КБ "Южное", а десятилетие, которое он провел под началом Янгеля.

И по его воспоминаниям, у того были непростые отношения с Королевым. Это было не обычное соперничество двух гениев, у каждого из которых собственные амбиции, а столкновение двух космических философий, двух разных дорожных карт движения в космос. Каждая из которых казалась своему творцу единственно правильной. Оба искали решения, каждый находил свое. Благодаря высококипящим компонентам Янгеля и низкокипящим компонентам Королева, на орбиту вышли сотни советских космических объектов.

Отзываясь о его смерти в возрасте всего 60 лет, Кучма вспоминал, что Янгель всегда работал, не щадя себя. Он жил без оглядки, растрачивая свою энергию, ни о чем не беспокоясь. Многие годы провел в необжитой тайге на космодромах, стойко перенес четыре инфаркта, только после пятого его сердце остановилось окончательно.

В 1960 году он уже оказывался на грани гибели, когда чистая случайность уберегла его от смерти во время взрыва на старте его первой баллистической межконтинентальной ракеты. Тогда погибли около ста человек, находившихся на стартовой площадке. Среди них были маршал Неделин, испытатели, конструкторы, сотрудники сразу нескольких конструкторских бюро, военные. Янгель тогда спасся только благодаря тому, что вышел покурить. Он остался жив, но память о трагедии навсегда засела в его сердце.

Секретная работа

Из-за того, что практически все проекты, над которыми он работал, были засекречены, его имя впервые появилось в прессе только на следующий день после смерти. По иронии, первым, что сообщили о нем миру, стала новость о его смерти. При жизни он был совершенно неизвестен, а после кончины к нему пришла запоздалая популярность, признание заслуг.

Разработанный под его руководством "блок Е" в результате оказался единственным элементом пилотируемой лунной программы Советского Союза, который удалось довести до ума. Часть работ, которые были возложены на Королева, реализовать не удалось. Спустя годы эти наработки не потеряли своей актуальности. Современники верят, что пилотируемые полеты на небесные тела еще впереди. Поэтому лунный модуль, разработанный Янгелем, еще, возможно, пригодится когда-то в будущем.

Создатель "Сатаны"

В наши дни Янгель известен, прежде всего, как создатель советского стратегического комплекса ракет третьего поколения Р-36М. Американцы его окрестили Сатаной.

Это самые мощные из всех баллистических межконтинентальных ракет. Они не имеют аналогов среди зарубежных комплексов ни в одной стране мира.

Комплекс предназначен для поражения целей любого типа, даже защищенных современными средствами противовоздушной обороны. Он может применяться в боевых условиях даже при многократном ядерном воздействии.

Оценка заслуг

Награды и звания Михаила Янгеля подтверждают, что его заслуги были оценены по достоинству. Он был дважды героем Социалистического труда (в 1959 и 1961 годах), получил Государственную и Ленинскую премии.

Также имеет четыре ордена Ленина, медали, орден Октябрьской революции.

Память

Сегодня хранится память о Михаиле Янгеле у всех, кто хоть как-то связан с космической отраслью. В поселке Березняки в Иркутской области открыт его дом-музей. В этом же регионе его имя носят школа, историко-художественный музей.

Имя Янгеля носит конструкторское бюро "Южное" с 1991 года. На Луне его именем назвали кратер и астероид, а также пик на Памире.

Имя конструктора носят улицы в Москве, Днепропетровске, Киеве, Виннице, нескольких населенных пунктов Иркутской области, Байконуре, Братске, Мирном, Красноармейском, Знаменском. На Серпуховско-Тимирязевской линии столичного метрополитена открыта станция "Улица Академика Янгеля". Бюсты ученому установлены на Байконуре, в Днепропетровске, а также на космодромах "Плесецк" и "Байконур".

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

«Служить народу, быть полезным Родине – это не только долг, но и смысл жизни».

М.К.Янгель

http://www.yuzhnoye.com

«Михаил Кузьмич был руководителем научно-исследовательской организации еще в тот период, когда происходило становление ракетно-космической техники. Янгель внес большой вклад в организацию разнообразных исследований в области аэродинамики, материаловедения и многих других проблем, необходимых для развития новой отрасли – одной из вершин современного научно-технического прогресса».

Президент АН СССР М.В.Келдыш

«Так случилось, что при его жизни о нем вообще ничего не писали, а после смерти - куда меньше, чем он того заслуживал».

Я.Голованов

«С его именем связано возникновение принципиально нового направления в области ракетостроения. ... Очень важно отметить то, что Янгель обладал замечательной способностью не только выдвигать новые оригинальные идеи, но также воплощать их в конкретные конструкторские разработки и доводить до завершающего этапа - серийного выпуска».

Академик Б.Н.Петров

«Скажем прямо: он обладал гораздо более глубоким талантом, чем было принято считать в его время и чем считают сейчас».

М.Кузнецкий

http://www.peoples.ru/technics/designer/yangel/history.html

«Для нашего коллектива роль Михаила Кузьмича была огромна, для отечественного ракетостроения - велика чрезвычайно. Его порядочность, доброжелательность, целеустремленность, умение с достоинством отстаивать свои идеи снискали у всех, кто с ним работал, глубокое уважение. М.К.Янгель создал уникальный коллектив, в основном из молодежи, коллектив, обладающий высочайшей деловитостью и трудоспособностью, коллектив, который доводил до конца взятые на себя обязательства...

Михаил Кузьмич обладал великим даром видеть главное в любом деле, организовывать выполнение поставленной задачи, умел брать на себя ответственность. Он оставил глубокий след в развитии ракетно-космической техники, в создании КБ «Южное».

Директор ЦНИИмаш (22.11.90-15.02.2000) В.Ф.Уткин

«Академик Янгель возглавлял одно из ведущих конструкторских бюро страны с замечательным коллективом высококвалифицированных ученых, инженеров и техников. Он отдал все свои силы, опыт и знания развитию передовой науки и техники, укреплению обороноспособности нашей Родины».

Заместитель Председателя Совета Министров СССР,

близкий соратник М.К.Янгеля Л.В.Смирнов

«Наследие Янгеля не исчерпывается созданной им структурой КБ "Южное" с системой специализированных КБ, комплексов и служб, уникальным симбиозом опытно-конструкторских бюро и серийно-экспериментального завода, устойчивой разветвленной кооперацией смежных организаций, работавших в едином творческом и производственном ритме под авторитетным знаменем Янгеля. Его государственный подход к делу прослеживается на судьбах многих организаций, связанных с ракетно-космической отраслью.

Безусловно, важнейшим достижением М.К.Янгеля стало воспитание огромного коллектива единомышленников, учеников и последователей. Секрет его педагогического таланта состоял в высокой человеческой одухотворенности, личном обаянии, справедливости суждений и компетентности в своем деле. Ясностью поставленных целей и конкретностью задач он сформировал коллектив эффективно работающих новаторов, готовых отдать все свои силы любимому делу».

Академик НАН Украины С. Н. Конюхов

http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/kb-ujn/03-2.html

Памяти М.К.Янгеля

  • Федерации космонавтики СССР и Украины учредили медаль его имени.
  • Стипендия его имени в Московском авиационном институте, Днепропетровском государственном университете.
  • Его именем названы астероид и кратер на Луне, горная вершина на Памире, океанский сухогруз («Академик Янгель»).
  • В его честь назван посёлок Янгель Нижнеилимского района Иркутской области.
  • Улицы его имени есть в Москве, Киеве, Днепропетровске, Братске, Байконуре, Красноармейске, Мирном, Знаменске и других городах.
  • Именем академика Янгеля названа одна из станций московского Метрополитена, расположенная на Серпуховско-Тимирязевской линии - станция «Улица Академика Янгеля».
  • Установлены памятные бюсты в городах Железногорске-Илимском (Иркутская область), Днепропетровске, Байконур (в сквере на улице Янгеля); на космодромах: «Байконур» и «Плесецк».
  • Мемориальные доски на зданиях:
    • текстильной фабрики в г.Красноармейске Московской области,
    • Московского авиационного института (г.Москва),
    • ЦНИИмаш в г.Королёве Московской области,
    • ГКБ «Южное» в г. Днепропетровске.
  • Почетный житель г.Байконура.
  • Его имя носил Харьковский Ордена Трудового Красного Знамени институт радиоэлектроники в 1982-1993 годах.

По материалам http://ru.wikipedia.org/

Посёлок Янгель Нижнеилимского района Иркутской области

Посёлок назван в честь М.К.Янгеля


Памир

Пик М.К.Янгеля (5950 м)


Космодром Байконур. Казахстан

Космодром Байконур. Мемориал академика М.К.Янгеля

Кратер и канал М.К.Янгеля на Луне


На территории КБ «Южное» установлен памятник Михаилу Кузьмичу.

г. Днепропетровск

Государственное предприятие «Конструкторское бюро «Южное» имени М.К.Янгеля»

Имя М.К.Янгеля присвоили КБ «Южное» в 1991 г.

По материалам сайта: http://www.yuzhnoye.com


Мемориальный дом-музей академика М.К.Янгеля.

Пос. Березняки (Нижнеилимский район Иркутской области)

Мемориальный дом-музей академика М.К.Янгеля

Мемориальный-дом музей М.К.Янгеля стал неотъемлемой частью таёжного поселка Березняки. Из зоны затопления этот дом был перевезен в 1974 году по решению исполкома сельского совета поселка. Именно тогда и началась работа по сбору материал, который стал основой для создания музея.

Янгелевцы ставили перед собой задачу, казалось бы, самую простую - собрать, сохранить и донести до людей всё, что связано с семьей Янгель, с историей поселка, с традициями родного края.

Трудиться пришлось не одно десятилетие. Активисты музея под руководством замечательного человека, талантливого педагога Л.Х.Русаковой работали с полной отдачей. Установили связь с родными и близкими академика, с сотрудниками КБ «Южное» (г.Днепропетровск), с музеями, которые носят имя Михаила Кузьмича.

Контакты

Юридический адрес МОУ СОШ имени академика М.К.Янгеля: 665696 Иркутская область, Нижнеилимский район, п.Березняки, ул.Янгеля

E-mail: [email protected]

Телефон: 8-395-666-02-22

Сайт: http://school.nilimsk.edu38.ru

По материалам сайта http://school.nilimsk.edu38.ru

Гостиная семьи Янгель.

Рабочий кабинет М.К.Янгеля.


Космический зал музея.

г. Железногорск-Илимский (Иркутская область)

МУК «Историко-художественный музей имени академика М.К.Янгеля»

Деятельность музея началась 15 октября 1977 года, когда в городе Железногорске был установлен памятник уроженцу Нижнеилимского района, Главному конструктору ракетно-космических систем, дважды Герою Социалистического Труда, академику Михаилу Кузьмичу Янгелю. Экспозицию музея посвятили жизни и деятельности знаменитого земляка. Первоначальный фонд составили личные вещи, книги, документы, фотографии, мебель из московской квартиры семьи Янгель. Коллеги Михаила Кузьмича передали экспонаты от государственного предприятия «Конструкторское бюро «Южное» имени М.К.Янгеля», которым руководил наш земляк. И теперь, ежегодно, в космическом зале проводятся экскурсионные программы, посвященные новостям космонавтики, знаменитым людям, внесшим большой вклад в освоении внеземного пространства, проходят интерактивные игры «Умники и умницы», «Брейн-ринг», заседания интеллектуальных клубов. В целях популяризации космической темы и деятельности этого зала ежегодно, к 12 апреля и юбилею М.К.Янгеля, сотрудники нашего музея проводят различные конкурсы, например: «Я – земляк создателя ракет», «Послание инопланетянину», научно-исследовательские конференции и другие мероприятия.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник