24.07.2019

Учетная политика для целей управленческого учета. Политическое управление обществом. Управленческая учетная политика и затраты предприятия


Корректировка управленческой политики.

Заключительный этап комплексного управленческого анализа в торговле проводится по тому же алгоритму, как и для промышленных предприятий:

Дается нормативная оценка результатов первых двух этапов анализа;

Выявляются «сопряженные» и «конфликтные» цели управленческой политики;

На основе «увязки» конфликтных целей производится разработка основных направлений

оперативной и стратегической управленческой политики компании. При освещении методологии проведения комплексного управленческого анализа в промыш­ленности мы отмечали важность модельного подхода при нормативной оценке результатов изуче­ния отдельных сегментов бизнеса. Напомним, что суть модельного подхода заключается в том, что развитие компании за анализируемый период «укладывается в рамки» одной из типизиро­ванных моделей управления бизнесом, и именно в контексте эффективности данной модели для рассматриваемого предприятия дается нормативная оценка результатов первых двух этапов исследования. Для торговой организации существует несколько типовых сценариев (моделей) развития бизнеса:

Развитие на основе ускорения оборачиваемости капитала. Здесь главный упор делается на ускорении финансового цикла предприятия, за счет чего относительно небольшие по величине активы компании за рассматриваемый период могут «обернуться» n-е количе­ство раз и обеспечить большой объем продаж (товарооборот). Данная модель относится к разряду экстенсивных, так как прирост прибыли достигается за счет роста товарооборота. Наиболее применима такая модель развития при наличии двух условий - внешнего (бла­гоприятная рыночная конъюнктура) и внутреннего (недостаток собственных средств для увеличения ресурсной базы компании). Также надо отметить, что подобная модель разви­тия имеет свои ограничения, так как последние существуют для чисто технического уско­рения оборота капитала по отдельным стадиям финансового цикла;

Развитие на основе увеличения «рабочего» капитала. Эта модель также относится к числу экстенсивных. Здесь рост товарооборота достигается за счет повышения величины оборот­ного капитала предприятия. Таким образом, при достаточно небольшом числе оборотов за период каждый финансовый цикл приносит значительную массу валовых и чистых фи­нансовых поступлений;

Развитие на основе сокращения издержек. Это модель интенсификации бизнеса. При ней рост конечных финансовых результатов (прибыли) определяется повышением рентабель­ности товарооборота и валовой маржи (показатели «прибыль от продаж/товарооборот», «чистая прибыль/товарооборот», «прибыль от продаж/валовая маржа» и др.). Основной упор, как следует из самого названия модели, здесь делается на сокращении расходов и задействовании доходных факторов на каждой стадии финансового цикла (сокращение издержек обращения, оптимизация условно-постоянных расходов, эффективное ценооб­разование на основе анализа «издержки-объем-прибыль» и пр.).

Есть свои особенности и в структуре источников финансирования, присущих отдельным типизированным моделям развития бизнеса. Так, обычно модели развития, требующие боль­шой величины вовлеченных в оборот ресурсов (это, кстати, может быть характерно не только для модели увеличения «рабочего» капитала, но и для модели сокращения издержек), в боль­шей степени используют краткосрочные заемные средства и поэтому имеют большую степень финансового риска. Хотя, конечно, здесь многое определяет величина первоначального (акци­онерного) капитала предприятия, вкладываемого в дело. Еще многое определяется характером торгового бизнеса; для отдельных видов торговых операций срок оборота капитала объективно является достаточно длительным, и поэтому фактор скорости оборота не может быть в полной мере задействован для роста конечных финансовых результатов.

В реальности, конечно, управленческая политика конкретного предприятия в той или иной мере сочетает в себе, как правило, черты нескольких типизированных моделей, и поэтому правильно будет говорить о приоритетности того или иного фактора в развитии бизнеса. Для нашего предприятия «подъем» бизнеса начался с III квартала 2009 г., и он был вызван двумя основными факторами:

Увеличением скорости оборота капитала и, как следствие, достижением относительной экономии условно-постоянных расходов (так называемая «экономия на масштабах»). В силу первоначально высокого уровня операционного рычага (компания находилась в первые два квартала года вблизи «точки безубыточности») ускорение оборота капитала дало мультипликативный эффект на чистую прибыль фирмы;

Сокращением расходов в части себестоимости закупок (увеличение валовой маржи) и издержек обращения. Так, показатель «валовая маржа/выручка» возрос с 0,071 в I квартале года до 0,075 в IV квартале, а показатель «доход от основной деятельности/выручка увеличился с 0,0157 до 0,0222. При этом вследствие недостатка собственного капитала на этапе образования предприятия весь 2009 г. компания работала преимущественно на привлечении краткосрочных заемных средствчто генерировало повышенную степень финансового риска.

ВЫВОДЫ

Генеральной целью финансовой политики в торговой организации, как и на предприятиях промышленности, является поддержание оптимального уровня финансовой устойчивости орга­низации и недопущение ситуации потери платежеспособности компании. В рамках этой обшей постановки вопроса выделяются три основные задачи финансовой политики:

Поддержание репрезентативных показателей финансовой устойчивости на уровне нормативных значений;

Недопущение ситуации вторичного финансового дефицита по бюджету движения денежных средств;

Достижение положительного значения дифференциала финансового рычага (т.е. превы­шения отдачи на используемые активы над стоимостью (процентом) привлекаемых в хозяйственную деятельность заемных средств).

Вопросы для самоконтроля

1.Анализ реализации товаров в кредит

2.Анализ товарооборота с подразделением на продажу фасован­ных и нефасованных товаров

3.Анализ розничного товарооборота по товарному составу

4.Основные факторы, влияющие на объем розничного товарообо­рота

5.Порядок использования способа абсолютных разниц

В современной политологической литературе термин «политическое управление» используется достаточно широко. Однако его трактовка характеризуется большим разбросом мнений. Существует примерно столько определений политического управления, сколько исследователей в данной области. Поэтому для уяснения сущности этого феномена, его места и роли в управлении обществом необходимо, в первую очередь, разобраться в смысле понятий «политика» и «управление». История политической науки свидетельствует, что их содержание и формы не остаются неизменными, детерминированы широким кругом факторов, органически связаны с закономерностями социального прогресса, имеют специфические особенности их проявления в различные исторические эпохи и в разных обществах.

Термин «политика» возник в Древней Греции и образован от слова polis – город-государство. По традиции, восходящей к трудам Аристотеля, основное его содержание связывалось с характеристикой, описанием и анализом форм государственного правления, с тем, что относится к государству. Подобный подход прочно закрепился в политической науке, проблематика которой долгое время практически целиком была посвящена государству. Даже в начале ХХ века в популярном американском учебнике Дж. Гарнера «Введение в политическую науку» утверждалось, что «политическая наука начинается и заканчивается государством».

Существует большое множество определений государства: дескриптивные и нормативные, теологические и светские, философские и юридические, социологические и политологические, либеральные, консервативные и социалистические и т. д. По-разному трактуются и функции этого института, сущность политики. Однако большинство исследователей едины во мнении, что государство является продуктом естественно-исторического развития, своего рода арбитром, координатором и регулировщиком в сообществе людей, определяет общее благо и олицетворяет общую волю всех его членов. Через сеть специальных институтов и учреждений, слой управленцев-профессионалов оно формирует основные «правила игры» и следит за их исполнением, получая в свое распоряжение соответствующие ресурсы и возможности воздействия на общественные процессы и поведение людей. Таким образом, все важнейшие управленческие функции, как и вся политика, замыкаются на деятельности государства. Политика на этом этапе развития, по выражению В. И. Ленина, «есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства».

Однако по мере развития общества, создания институтов его самоорганизации (партии, общественные объединения и организации, СМИ и другие институты гражданского общества), а также демократических процедур и механизмов реализации власти (выборы, референдумы) положение в политической сфере существенно меняется. Государство постепенно утрачивает значение единственного инструмента политики. Соединение его с развитым гражданским обществом, обеспечивает демократический характер политической власти. Соответственно корректируется и понимание политики. Политика все чаще рассматривается как особый вид общественных отношений, связанных с использованием институтов публичной (общественной) власти для реализации жизненно важных интересов, потребностей и целей общества. В центре внимания политической науки оказывается не только государство, а власть и вся политическая система. Исследователей занимают проблемы законности притязаний различных субъектов политики на власть, их роль и функции в политической системе, характер и механизмы ее оптимизации, формы и методы воздействия на деятельность государственных органов, кадровая политика и отбор управляющих общественными делами, взаимодействие управляемых и управляющих в ходе разработки, принятия и реализации обязывающих для общества решений.

Механизмы разработки и реализации политики в различных государствах имеют свои особенности. В бывшем СССР, например, политика и управление полностью замыкались на деятельности государства. Наличие КПСС ничего не меняло. Это была государственная партия, которая выполняла в советской политической системе роль ее ядра, руководящей и направляющей силы, функции политического руководства и контроля. Смысл партийного руководства заключался в определении стратегии общественного развития и контроле за ее реализацией через систему государственных и общественных институтов. Область частного интереса и права не принимались в расчет, почти полностью игнорировалась. Государственное управление рассматривалось как управление едва ли не всеми делами общества и индивидов. В социалистической правовой системе отсутствовало деление права на публичное и частное, а конституционное право было превращено в государственное право. Управление как отрасль научного знания развивалась в основном в лоне юридических наук, главным образом административного права.

В западных странах, прежде всего в США, собственность, экономика и управление первоначально провозглашались почти исключительно частным, неполитическим делом. Публичная (общественная) же сфера жизни общества относилась к политико-государственной, но к таковой не сводилась, что привело к многозначности отношений политики и управления. Уже в конце ХIХ века наука публичного управления (public administration) полностью отделилась от частного управления (private administration) и управления бизнесом (business administration) и изучается во многих странах в рамках политической науки, наряду с курсами: сравнительное государственное устройство, публичное право и политическая теория. Этому способствовало то обстоятельство, что в социологии и политической науке этого периода государство рассматривалось как особый механизм управления делами общества.

Несколько позднее, уже в ХХ веке, стремление профессионализировать процесс публичного управления и самих государственных служащих на основе технологий научного менеджмента привело к возникновению в рамках публичного управления новой научной области public policy, что в переводе на русский язык означает – разумный, целесообразный курс (принцип, план, стратегия) действий правительства, организации или отдельного официального лица. В настоящее время эта область публичного управления называется policy science, т. е. наука о выработке и реализации курса действий (решений) в публичной сфере (наука о курсах политики). Она иногда делится на policy analisis (сфокусированный и математический анализ направленной вовне деятельности публичных органов управления и ее воздействия на общество) и на policy making (выработку и формулирование решений, курса этих органов).

Определенные трансформации произошли и в понимании термина «государственная политика». В широком значении слова ее определяют как взаимоотношения правительственных учреждений с их окружением. Так, канадский специалист Лесли Пал рассматривает государственную политику как «направление действий или воздержание от них, выбранное государственными органами для решения определенной проблемы или совокупности взаимно связанных проблем». Британский исследователь Ричард Роуз утверждает, что государственная политика – это «длинная цепь более-менее взаимосвязанных действий, которые имеют определенные последствия для тех, кого они касаются». Американский политолог Д. Истон определяет государственную политику как «авторитарное распределение ценностей для всего общества». Не менее лаконичен А. Каплан, рассматривая государственную политику как «запланированную программу целей, ценностей и действий».

Политическое управление, таким образом, с точки зрения западной политической науки оказалось неразрывно связано с политикой. По мнению наиболее радикально настроенных политологов разделение политики и управления ошибочно как в научном, так и в политическом отношении. Содержание управления определяется политикой, теория управления есть теория политики, а государственная политика рассматривается как политико-управленческая деятельность, реализуемая через систему управления. Чтобы более детально прояснить суть вопроса о сочетании понятий политика и управление, следует учитывать и мнение специалистов в области теории управления. Они считают, что управление – это:

· функция, элемент сложных (в том числе социальных, общественных) систем, обеспечивающий упорядочение структуры, поддержание режима деятельности, способов функционирования и развития систем;

· воздействие на общество путем самонастройки или с помощью общественных институтов (субъектов управления);

· определение программ и целей деятельности субъектов управления, подготовка и принятие решений, организация и контроль исполнения;

· деятельность не только специальных институтов, но и участие в управлении рядовых граждан;

· управление в обществе одной сферой, ведущее, как правило, к изменениям в других сферах.

Таким образом, исходные посылки политологов и специалистов по теории управления почти полностью совпадают, что позволяет утверждать о неразрывности политики и управления, научной и практической значимости учебного курса по политическому управлению.

Наиболее общим объектом политики является общество, все происходящие в нем процессы. В этой связи политическое управление выступает как особая форма управленческой деятельности по регулированию политического процесса, координации, согласованию и реализации разнообразных интересов различных социальных слоев и групп. Политические отношения в данном случае рассматриваются как часть более общей системы общественных отношений. В то же время они являются относительно самостоятельной, саморазвивающейся системой, имеющей свою логику и закономерности развития, устойчивые тенденции которой определяют направления и формы политического управления.

Политическое управление и его технологии основаны на нескольких теоретико-методологических подходах.

Первый подход связан с теорией сложных организаций, в рамках которой выявляются особенности и влияние различных политико-государственных организаций на разработку и реализация управленческих решений и политического курса государства.

Второй подход проявляется в стремлении выявить причины неудач реализации отдельных решений и политического курса. Особое внимание уделяется проблемам контроля и критериям оценки, обоснованию эффективности деятельности субъектов политического управления, взаимоотношениям управленцев с общественностью, взаимодействию государства со структурами гражданского общества.

Третий подход – институциональный, изучает механизмы координации политико-управленческой деятельности между различными уровнями и структурами управления, проблемы децентрализации и деконцентрации в системах государственного управления, организационные условия эффективности политического управления в обществе.

Четвертый подход – политико-экономический, исследует политические курсы субъектов управления, технологии политического управления в различных сферах общества на основе анализа взаимодействия государства, общества и экономики, с использованием таких показателей, как господствующая в обществе политическая идеология, цели и ценности правящей политической партии, результаты выборов, особенности формы правления и деятельности государственных органов власти, структуры государственного бюджета, распределения доходов и пр.

Пятый подход основан на изучении государственного аппарата и государственной службы, политики бюрократии и ее роли в принятии управленческих решений, взаимоотношений бюрократов и политиков, их места в системе политических сил и интересов, проблем политического контроля за деятельностью бюрократии.

Важное методологическое значение для процесса управления имеет определение характера и учет закономерностей политических отношений. Для политического анализа одинаково опасно как упрощенность в понимании детерминированности общественного развития, так и преувеличение роли стохастических общественных процессов. Политический процесс, политические отношения обусловлены, в конечном счете, объективными законами и долговременными устойчивыми тенденциями. Однако в политике и политическом управлении большое значение имеет субъективный фактор, подготовленность политических лидеров, например, а также элемент случайности, трудно предсказуемого стечения обстоятельств. Можно согласится с мнением, что развитие политических процессов носит вероятностный характер. Но сама степень вероятности может быть различной. Многомерность и многовариантность политического процесса, сложность выбора оптимальных управленческих решений предполагает как минимум знание закономерностей, присущих политическим отношениям, а также наличия способности предвидеть, предвосхищать и даже использовать возникающие отклонения от общих закономерностей.

Политическое управление неотделимо от потребностей и интересов человека, наделенного волей, определенными идеалами и ценностными ориентациями, субъективными стремлениями. Наша политическая теория долгое время принижала роль человека как субъекта политической деятельности. Основной акцент делался на участии в управлении народных масс, немногочисленной политической элиты, выдающихся политических лидеров. Это обедняло анализ. Политика и политическое управление действительно имеют дело, прежде всего, с общественными потребностями. Однако их удовлетворение и реализация происходят в тесной связи с духовными и материальными потребностями каждого человека. Как субъект и объект управления человек представляет собой продукт конкретного общества, определенного уровня развития производительных сил и политической системы, в которых он живет и трудится. Его потребности представляют собой объективную основу механизмов управленческого воздействия. Российский философ П. Я. Чаадаев отмечал в свое время, что «единственная действительная основа деятельности, исходящая от нас самих, связана с представлением о нашей выгоде, в пределах того отрезка времени, который мы зовем жизнью». Поэтому «как бы ни было пламенно наше стремление действовать для общего блага, это воображаемое нами отвлеченное благо есть лишь то, чего мы желаем для самих себя, а устранить себя вполне нам никогда не удается: в желаемом нами для других мы всегда представляем нечто свое. И поэтому высший разум, выражая свой закон на языке человека…, предписал нам только одно: поступать с другими так, как мы желаем, чтобы поступали с нами». Социально ориентированной может и должна быть не только экономика, но и политика вообще, обеспечивающая социальную защищенность и развитие личности в широком смысле этого
слова.

Гуманизм политики – это не только приоритет прав человека, но и освобождение теории политики от вульгарного экономизма и технократизма. Мировой опыт свидетельствует о постоянном возрастании политических, социальных, нравственно-психологических факторов в управленческой деятельности. При оценке управленческих решений и курсов политики главным критерием является то, насколько они отвечают личным интересам членов общества. Агрегирование этих интересов посредством политического управления позволяет обеспечивать повышение авторитета государственной власти, ее удержание и упрочение.

на тему: Управленческая учетная политика и затраты предприятия

Москва 2011

Разработка и реализация учетной политики связана с методом бухгалтерского учета, который представляет собой совокупность приемов: первичное наблюдение (документация и инвентаризация), стоимостное измерение (оценка и калькуляция), текущую группировку (счета и двойная запись), итоговое обобщение (баланс и отчетность) фактов хозяйственной деятельности. Все указанные сложнейшие процессы должны быть надлежащим образом обоснованно урегулированы на законодательном, подзаконном и методическом уровне. При этом императивные нормы права следует гибко сочетать с диспозитивными, с одной стороны, для достижения единообразия применения методологии бухгалтерского учета, а с другой - для предоставления необходимой меры самостоятельности организациям, осуществляющим самые разнообразные виды экономической деятельности. На практике каждый из перечисленных приемов может быть реализован по-разному, ибо в арсенале бухгалтерского учета имеется большое число разнообразных способов его ведения. Из всей совокупности способов необходимо выбрать пригодные для конкретной хозяйственной ситуации.

Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов и др., особенности использования этих приемов - и составляет в целом степень свободы предприятия в формировании учетной политики в части управленческого аспекта. Учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, обязательно будет отличаться на разных предприятиях, иметь существенные отличия.

Вопросы эффективного финансового управления на предприятиях все чаще становятся предметом активного обсуждения. Актуализация этой темы связана с "взрослением" отечественного бизнеса - все большее количество предприятий с увеличением оборота и объемов производства (или наоборот в условиях финансового кризиса) приходят к необходимости пересмотра технологий внутреннего управления. Финансовое управление занимает среди них одну из ведущих позиций и достаточно часто ассоциируется с бюджетированием.

Под этим термином в силу исторических причин часто подразумеваются различные аспекты бюджетного управления. Так называемое "традиционное" бюджетирование заключается в планировании бюджета ("составлении сметы расходов") на предстоящий год. Практика показала неэффективность такого бюджетирования. Новые тенденции - беспрецедентное количество слияний и поглощений, массовые онлайновые продажи и т.д. -сделали старые бюджетные подходы неэффективными и потребовали новых инструментов, обеспечивающих управляемую реакцию бизнеса на изменение внешней среды.

Одним из таких инструментов может стать современное бюджетирование, представляющее собой непрерывный технологический процесс. Он включает:

♦ постановку бизнесу целей: планирование прибыли и ее структуры по видам доходов, расходов;

♦контроль исполнения: управление ресурсами, подведение промежуточных итогов;

♦ подведение окончательных итогов: расчет показателей, анализ в разрезах "план/ факт", "факт/факт" (по периодам) и др.;

экономический анализ: выяснение причин отклонений;

♦ внесение корректив: регулирование корпоративных стандартов и норм - внутренних цен, нормативов и т.п.

Упомянутая годовая цикличность все более превращается в архаизм. Тенденции таковы, что циклы становятся все короче, а их применение учащается - вплоть до ежемесячного. Целью является повышение эффективности бюджетного процесса, включая максимально возможный учет изменчивости внешней среды. Таким образом, речь может идти о принятии корпоративного бюджета в течение нескольких недель и о его корректировке в пределах одной недели. Это возможно лишь при устранении итераций в ходе планирования с последующим делегированием полномочий и ответственности звеньям низшего уровня, наделением ресурсами и известной хозяйственной самостоятельностью подразделений. Необходимо возникновение финансовой ответственности подразделений, включающей мотивацию персонала в зависимости от результата, зависящего от собственных затрат и доходов, т.е. переход к управлению и оценке деятельности подразделений в терминах приносимой ими прибыли, даже если это - внутренние обеспечивающие подразделения предприятия. При этом включается следующий принцип: "Отвечаем за то, чем полностью управляем".

Переход к такой технологии внутреннего финансового управления невозможен без переосмысления и реструктуризации исторически сложившихся на предприятии методов принятия решений.

Для целей бюджетирования необходимо определиться с основными принципами ведения учета и методами оценки активов и обязательств, расчета собственного капитала, признания доходов и расходов. Как известно, полноценное финансовое управление невозможно без организации адекватного и полноценного учета. Отражением финансовой эффективности предприятия и его подразделений, подтвержденной данными учета, является отчетность. Известно, что в различных целях используются различные виды отчетности. Так, интересам акционеров предприятия ближе такие показатели, как стоимость предприятия, норма прибыли на капитал, норма прибыли на активы, собственный капитал. Интересам менеджмента в большей мере соответствует структура активов и обязательств, виды и структура доходов и расходов, соотношения, характеризующие эффективность предприятия в целом (например, соотношение административных расходов к операционным доходам, выручка от продажи на работника и т.д.). Формы и методики формирования отчетных показателей и отчетности сопрягаются с учетными системами предприятия. Столь же близко к этому стоят вопросы планирования, так как многие из отчетных форм интегрированы с учетом ранее запланированных и фактически достигнутых значений. Поэтому проектирование технологии планирования должно опираться на структуру отчетных форм и доступность учетных данных.

Все вышеперечисленное заставляет относиться к бюджетированию как к единой технологии, включающей в себя три компонента: учет, отчетность и планирование. В целях управления предприятием и интересах менеджмента эти компоненты должны выстраиваться с учетом именно управленческой специфики. В число ее требований входят: необходимость учета активов, обязательств, капитала и финансовых результатов по подразделениям; полноценное аналитическое сопровождение, позволяющее осуществлять многофакторный анализ на основании не только финансовых, но и иных показателей, связанных, возможно, с состоянием рынка, динамикой производительности труда, управлением ресурсами и т.д. Даже этот неполный список показывает, что прямое применение в данных целях РСБУ, IAS или GAAP встретит значительный объем методологических и практических трудностей, поскольку упомянутая выше специфика не является предметом рассмотрения в стандартах бухгалтерского учета.

В бухгалтерском учете для отражения способов его ведения и оценки фактов финансово-хозяйственной деятельности предназначена бухгалтерская учетная политика предприятия, а сами принципы ведения учета и методы оценки активов и обязательств определяются нормативными законодательными или имеющими иную силу (как, например, в случае IAS для предприятий РФ) актами. В управленческом же учете - не менее, а, с уверенностью можно сказать, более важном для целей управления предприятием, чем финансовый - формирование адекватной и полной учетной политики часто необоснованно откладывается, что связано с недопониманием ее роли в системе управления предприятием. Управленческий учет не регламентирован внешними нормативными актами, а ведется по правилам, установленным самим предприятием, учитывая специфику деятельности. Если ценность такого учета для предприятия выше, чем ценность данных официальной бухгалтерской отчетности, то к вопросу постановки и его организации необходимо подходить не менее серьезно. Вся принятая совокупность способов ведения управленческого учета (по аналогии с финансовым) должна быть урегулирована во внутреннем документе - "Положении об управленческой учетной политике".

Основным принципом управленческого учета является фиксирование совокупности совершаемых операций по существу бизнеса, в дополнение к установленным со стороны регулирующих органов правилам и нормам, т.е. имеет место абсолютное доминирование содержания над формой.

Следствием этого является характеристика деятельности предприятия и его подразделений в терминах финансово-хозяйственных схем, а именно: совокупности финансово-хозяйственных операций, отражающихся в балансе связанным финансовым или инвестиционным результатом. Отдельно взятые операции, оторванные от контекста, не дают представления об их истинной сути. Так, расходы, осуществляемые предприятием в рамках инвестиционного проекта в соответствии с определенными требованиями, могут классифицироваться как инвестиции, а не как текущие расходы. Однако при рассмотрении вопроса в отрыве от контекста такое суждение ошибочно не может быть вынесено. Следующей иллюстрацией применения данного принципа служит установление нижнего предела стоимости объекта основных средств на определенном уровне: предусмотренном в настоящее время правилами бухгалтерского учета в 20 000 руб., или в 100 000 руб., или любом ином. Следовательно, главным является отнесение данных расходов по существу бизнеса. Если, например, в силу объективных требований предприятие вынуждено раз в полгода производить замену оборудования в связи с необходимостью осуществления тестирования драйверов на новейших дорогостоящих процессорах и контроллерах, то на предприятии может быть принято решение рассматривать расходы на приобретение такого оборудования как текущие. Альтернативно, в другом случае для дифференциации затрат на приобретение основных средств и текущих расходов может использоваться временной критерий.

Например, предприятие осуществляет приобретение в собственность или взятие в аренду имущественных комплексов (точек сбыта). Состояние зданий таково, что они нуждаются в ремонте. В течение определенного периода времени не функционирующие объекты нуждаются в хозяйственном обеспечении. Соответствующие затраты относятся на расходы будущих периодов. Момент списания затрат в управленческом учете может совпадать в зависимости от решений, принятых на самом предприятии, с моментом ввода объектов в эксплуатацию, или затраты должны списываться в течение 1-го года эксплуатации, или в течение договорного срока аренды здания, или немедленно, или как-то иначе. Допустимы разнообразные варианты. Например, если такая операция не характерна для предприятия и осуществляется единожды, то может быть принято одно решение. Если же суть бизнеса предприятия состоит в непрерывном на протяжении ряда лет приобретении объектов недвижимости в собственность или взятии их в аренду, то обоснованным может быть иной подход. Все определяется исключительно целесообразностью.

Отдельным и весьма актуальным вопросом являются заведомо приближенные схемы учета в рамках управленческой учетной политики, которые также обусловлены спецификой деятельности предприятия. Источники погрешности могут быть разными. Объективным источником погрешности является, например, учет косвенных затрат на предприятии, ведь это заведомо и по своей сути связано с определенными допущениями.

Другим объективным источником погрешности является распределение активов, обязательств и, тем более, собственного капитала предприятия по подразделениям, если таковое производится. В качестве примера субъективного источника погрешности рассмотрим учет дебиторской задолженности в рамках предполагаемых правил управленческой учетной политики предприятия. Если масштабы деятельности таковы, что объем дебиторской задолженности незначителен по сравнению с активами (валютой баланса), то в управленческой отчетности предприятие может посчитать целесообразным ее списание на расходы. При этом в финансовом учете для отражения дебиторской задолженности делается следующая проводка:

Бухгалтерский баланс: Дебет дебиторы Кредит касса

Отчет о прибылях и убытках: нет

В управленческом же учете (как вариант) вышеприведенная проводка может быть трансформирована в иную схему:

Бухгалтерский баланс: Дебет прибыль текущего периода Кредит касса

Отчет о прибылях и убытках: прочие расходы

В итоге при трансформации из финансового учета в управленческий учет дебиторская задолженность отражается как расходы текущего периода в отчете о прибылях и убытках и в балансе полностью списывается. Данный подход будет правильный, если учет или не учет дебиторской задолженности не может повлиять на отражение финансового состояния предприятия и в реальности не является фактором, влияющим на управленческие решения.

Многообразие возможных решений по отношению к учету даже близких по содержанию операций велико. И при этом, как правило, невозможно утверждать, что какие-то из них являются неверными. Единственным мерилом в каждом конкретном случае выступает принцип целесообразности.

Отсутствие документа под названием "Положение об управленческой учетной политике" значительно снижает достоверность представления информации об истинном состоянии бизнеса предприятия и связанных с ним перспектив, приводит к ошибочным оценкам и управленческим решениям (в том числе - в разрезе по подразделениям предприятия). Это, в свою очередь, компрометирует затраты финансовых и временных ресурсов, ранее направленных на построение системы управленческого учета и отчетности.

Учетная политика для целей управленческого учета является локальным нормативным актом, обязательным для исполнения всеми сотрудниками предприятия, которые в соответствии с должностными обязанностями имеют отношение к сбору, обработке, передаче и анализу информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Управленческая учетная политика не имеет отношения к порядку ведения бухгалтерского финансового и налогового учета, так как определяет базовые принципы ведения управленческого учета, а также устанавливает порядок учета активов, обязательств и капитала в целях принятия оптимальных управленческих решений.

Литература

1.Бороненкова С.А. Управленческий анализ: учеб. пособие. - М., 2001.

2.Бочаров В.В. Финансовый анализ. - СПб., 2007.

.Риполь-Сарагоси Ф.Б. Основы финансового и управленческого анализа. - М., 2009.

.Сахчинская Н.С. Управленческая учетная политика как основной источник информации о затратах предприятия // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2010. N 4. C. 66-70.

Предусматривает привлечение иностранного капитала, внешние займы для активизации предпринимательства, формирование рыночной инфраструктуры, а также наращивание экспортного капитала отдельных регионов, которые нуждаются ускоренного развития.

Управленческая политика

Основной ее целью является создание единой системы регионального управления, отвечающей задачам регионального развития. Государственная региональная политика выступает как база для достижения социально-экономического развития региона и должен реализовывать постепенный перенос акцента на управлении социально-экономическими процессами с государственного на региональный уровень управления, который предусматривает предоставление более широких компетенций местным представительным и государственным исполнительным органам. В сфере региональной экономики такими функциями областных государственных администраций гипотетически должны стать управлению государственным имуществом, земельными и отдельными стратегическими природными ресурсами, осуществление приватизации, демонополизации и тому подобное. Базовыми для формирования и реализации такой политики выступают механизмы реализации государственной региональной политики, опирающихся на стратегию социально-экономического развития региона и включают меры экономического и финансового обеспечения: выделение в составе государственного бюджета средств для финансовой поддержки депрессивных регионов, создание дееспособных и экономически самодостаточных территориальных общин способом их объединения, завершение передачи в коммунальную собственность государственного имущества и других объектов различных форм собственности. Этому должно способствовать реализация политики социально-экономического развития региона в соответствии с ее обоснованной цели, с привлечением таких механизмов: реализации государственной региональной политики; институциональных рыночных преобразований; обоснование рационального использования природно-ресурсных и производственных факторов развития; совершенствование управленческих решений.

Определяющая цель государственной региональной экономической политики со всем многообразием Ее формулировок - это воспроизведение соотношение между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Экономические цели включают оживление производства в депрессивных регионах, создание полюсов роста и зон эффективного предпринимательства, усиление межрегиональной экономической интеграции и тому подобное. Среди главных социальных целей региональной политики - приоритетное рост занятости и доходов населения, улучшение социальной инфраструктуры и расширения доступности общественных благ в наиболее отдаленных регионах. Принцип социальной справедливости в региональном аспекте заключается в том, что граждане и социальные группы должны иметь равные возможности працезабезпечення, получения доходов и общественных благ независимо от места жительства. Реализация этого принципа (его еще называют идеей "территориальной солидарности") требует перераспределения финансовых ресурсов от более материально обеспеченных к менее обеспеченных (тем более кризисных) регионов.

На стадии экономического роста государство должно больше финансовых возможностей для справедливого межрегионального перераспределения средств. В условиях сокращения государственных доходов, например, в случае уменьшения налоговых поступлений вследствие экономического спада государство вынуждено, с одной стороны, стимулировать регионы, которые имеют наибольшие перспективы для возобновления экономического роста, а с другой - ограничиваться социальной поддержкой только тех регионов, население которых находится в тяжелом положении. Естественно, что изменение политики межрегионального перераспределения может вызвать недовольство, а то и сопротивление или "богатых", или "бедных" регионов. В частности, представители упади и простые граждане западных земель Германии критикуют политику масштабной помощи восточным, постсоциалистическим землям страны. Определенные коллизии между регионами-донорами и регионами-реципиентами наблюдаются во многих странах, осуществляющих активную региональную политику.

В идеологии государственной региональной экономической политики преобладает ныне представление, что главным ее объектом являются разнообразные региональные (пространственные) различия, ощутимая разница в уровнях развития занятости, доходов, условиях предпринимательства и тому подобное. Из этого следует, что главная задача государственной региональной политики - минимизировать неровности, позволяющих возникновения социальных конфликтов и препятствуют социально-экономическому развитию страны в целом. Итак, вывод здесь один: для того, чтобы определить задачи государственной региональной экономической политики и средства их решения, необходимо выявить основные неравномерности и факторы, которые обусловливают.

К наиболее распространенным факторов региональных особенностей относятся:

o резкие разногласия природно-климатических условий жизни и предпринимательства в отдельных регионах страны;

o масштабы, качество и направления использования природных ресурсов, определяющих "производительность" регионов. Этот фактор влияет не только на сельское хозяйство, рыболовство, добыча полезных ископаемых и лесное хозяйство, но и на условия экономической деятельности и жизни людей;

o периферийное или глубинное размещения региона, вследствие чего повышаются транспортные расходы, сужается рынок сбыта;

o устарела структура производства, запаздывание с введением инноваций;

o агломерационные преимущества (большое перекресток в регионе межотраслевых связей и развитая инфраструктура) и агломерационные недостатки (перенаселения)

o стадия технологического развития, который определяется преобладанием определенных видов производства и производственно-технологических состояний;

o демографические различия (структура населения, динамика воспроизведения, в том числе обусловлена этнически религиозными особенностями)

o различия в предпринимательской климате (налоговая система, степень контроля над фирмами и т.п.);

o политические и институциональные факторы (например, степень региональной автономии)

o социально-культурные факторы (степень урбанизации, образованность населения, наличие научных и культурных центров и т.д.).

Итак, государственная региональная политика не может не быть многоуровневой, ее субъектами являются законодательные и исполнительные органы власти центра и регионов, органы местного самоуправления, а также различные межрегиональные ассоциации. Принципы, организация, методы, формы государственной региональной политики в различных странах существенно различаются.

Анализ зарубежных исследований по проблемам территориального развития свидетельствует о разнообразии методов устранения или сокращения региональной неравенства в развитых странах. Несомненный интерес вызывает опыт размещения предприятий высокотехнологичных отраслей в экономически и социально отсталых районах с остатками трудовых ресурсов, природными ограничениями круглогодичной сельскохозяйственной занятости (создание технопарков, центров нововведений, "технополисов").

Одним из методов, широко практикуются в государственной региональной политике, является создание "полюсов роста": избираются пункты, благоприятные по ресурсов или географического расположения; в дальнейшем каждый такой пункт, обеспеченный инфраструктурными сооружениями и производственными предприятиями, превращается в "центр развития". Такое преобразование становится важным фактором регионального экономического развития, во многом оно связано с той ролью, которую "полюса" играют в совершенствовании разработок, осуществляемых высшими учебными заведениями, а также в изготовлении новых видов промышленной продукции, пригодных для реализации на рынке. Такие "полюса роста" проблемных регионов призваны постепенно вывести их экономику из состояния депрессии.

Важной частью системы государственного управления территориальным развитием целевые программы общенационального, региональных, местных уровней. Они, кстати, широко применяются в странах ЕС. Так, в Германии с помощью государственных целевых программ развиваются две трети земель. Также государственные программы стимулируют развитие 40% территорий в Великобритании, 90% - в Норвегии. Программы регионального развития, региональные бюджетные фонды созданы во всех странах ЕС.

В современных условиях региональные программы должны выполнять роль активного метода регулирования рыночной экономики, интеграции государственных, коллективных, частных интересов, мобилизации усилий для проведения активной региональной политики. Региональные целевые программы - это инструменты прямого влияния государства на формирование рыночных отношений того или иного региона, обеспечение принципов саморегулирования и целенаправленности его развития. Такие программы должны учитывать и опираться на преимущества и возможности геополитического положения региона и его материальной базы для рационального использования природно-ресурсного и производственно-экономического потенциала региона Это должно происходить на основании интенсификации составляющих и факторов роста, а также приоритетов рыночного реформирования отношений собственности, улучшение условий труда и среды жизнедеятельности населения, особенно по решению проблемы занятости, преодоления негативных демографических тенденций и улучшения экологического состояния окружающей среды.

Соответственно, материальная база развития и размещения производительных сил региона, включая совокупность всех видов природных ресурсов с учетом транспортно-эксплуатационного качества и экономической целесообразности хозяйственного использования природных ресурсов, прежде всего минерально-сырьевых, определяет специализацию региональной экономики и является фактором развития производства региона.


Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

"Белорусский государственный технологический университет"

Инженерно-экономический факультет (заочный факультет (ЗФ))

Кафедра статистики, бухгалтерского учета, анализа и аудита

Курсова работа

"Формирование отпускной цены на 1 куб. м. пиломатериалов (на примере ОАО "Мебельдревтех")

по дисциплине:

Выполнила:

Руководитель:

Реферат

Курсовая работа имеет объем 35 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников информации и приложений и включает: 10 источников, 5 приложений.

Данная работа выполнена на тему:

"Формирование отпускной цены на 1 куб. м. пиломатериалов на (примере ОАО "Мебельдревтех").

Ключевые слова: управление предприятием; ценовая политика; себестоимость, рентабельность, отпускная цена, ценообразование, анализ затрат.

Объект исследования: взаимодействие ценовой и управленческой политики, формирование и анализ отпускной цены на 1 куб. м. пиломатериалов ОАО "Мебельдревтех".

Цель работы: рассмотрение сущности механизма формирования цен на предприятии и взаимодействия ценовой и управленческой политики; формирование отпускной цены на 1 куб. м. пиломатериалов и проведение анализа фактических затрат на производство.

В первом разделе работы дано определение и рассмотрена сущность механизма ценообразования как составляющей части процесса управления.

Во втором разделе данной работы произведен расчет отпускной цены на 1 куб. м. пиломатериалов исходя из состава затрат, необходимых для производства продукции, налоговых и прочих отчислений согласно требований действующего законодательства в области ценообразования.

Введение

1. Взаимодействие ценовой и управленческой политики

2. Расчет, обоснование и анализ отпускной цены на 1 куб. м. пиломатериалов

2.1 Формирование отпускной цены на 1 куб. м. пиломатериалов

2.2 Анализ формирования цены на 1 куб. м. пиломатериалов и основные направления по его совершенствованию

Заключение

Список использованных источников информации

Приложения

Введение

Предприятия в условиях рыночной экономике испытывают значительную конкуренцию со стороны отечественных и зарубежных товаропроизводителей. Поэтому значительно возрастает необходимость в эффективной системе управления всеми имеющимися на предприятии ресурсами - финансовыми, трудовыми, материальными.

С целью обеспечения сбыта произведенной продукции предприятию необходимо определить, ее цену. Формирование цены на продукцию зависит от многих факторов. Среди них можно выделить следующие: обеспечение возмещения затрат, возникших при производстве и реализации продукции, получение прибыли, завоевание и удержание определенной части рынка и так далее. Для достижения названных целей на предприятии необходимо наличие системы ценообразования. Система ценообразования является составной частью общей системы управления предприятием.

Наличие эффективной системы ценообразования невозможно без знания методики ценообразования, его отраслевых особенностей, изучения требований действующего законодательства в области ценообразования. Один из основных критериев оценки эффективности системы ценообразования - обеспечение рентабельности продукции и получение прибыли.

В первом разделе данной работы рассмотрена система управления предприятием, ее составные части и место механизма ценообразования в системе управления. Также дано определение цены продукции (товара, услуги), рассмотрена ее сущность, влияние состава и структуры издержек на цену, взаимодействие ценовой и управленческой политики. Во второй части работы произведен расчет отпускной цены 1 куб. м. пиломатериалов на примере ОАО "Мебельдревтех".

При написании данной работы использованы материалы отечественных и зарубежных авторов по вопросам ценообразования, данные бизнес-плана и фактические данные о составе и структуре затрат рассматриваемого предприятия.

1. Взаимодействие ценовой и управленческой политики

Современное производственное предприятие представляет собой сложный комплекс, динамизм и слаженность работы которого обеспечивается механизмом управления, устанавливающим внутренние связи и учитывающим деятельность всех звеньев и работников предприятия - от рабочего до директора.

Механизм управления включает в себя следующие компоненты:

принципы и задачи управления;

организационная структура органов управления и его персонала;

экономические и юридические методы и ограничения;

информация и технические средства ее обработки и т.д.

Функционирование механизма управления обеспечивается администрацией предприятия, к которой относятся директор, его заместители и помощники, начальники цехов, отделов и руководители других подразделений, а также специалисты, подготавливающие для руководителей необходимую информацию и документы.

Орган, управляющий производством на предприятии, концентрирует внимание на конечном целевом результате и контролирует промежуточные результаты в целях недопущения их отклонений от конечного.

Чтобы своевременно получить заданный результат, орган (лицо) управления осуществляет непрерывный контроль, координацию и корректировку деятельности людей на подведомственном участке. Для этого устанавливается порядок сбора и подготовки необходимой информации о расстановке персонала на рабочих местах и движении ресурсов в производственном процессе и обороте.

Система управления представляет собой единый механизм, каждое звено которого выполняет предназначенную ему функцию, взаимосвязанную с функциями других звеньев.

Управление - это синтез средств и способов подготовки управленческих решений и организация их исполнения.

Поскольку деятельность предприятия направлена на получение и наращивание дохода, управляющие органы должны выполнять следующие задачи:

разработка и обоснование эффективного стратегического курса, целей и направления деятельности предприятия на долговременную перспективу;

поэтапное разукрупнение и ранжирование стратегического курса и доведение его до уровня текущего и оперативного управления;

конкретизация общих и текущих задач предприятия и доведение их до уровня повседневных функций, количественных и качественных оперативных заданий подразделениям и персоналу предприятия;

набор кадров, их расстановка, распределение обязанностей и регулирование их численности и профессионального состава;

организация исполнения установленных функций и полученных персоналом предприятия заданий;

организация надежного и постоянного контроля за качеством и своевременностью выполнения заданий и обязанностей каждым работником предприятия, разработка мер предупреждения возможных отступлений от заданного режима работы предприятия;

оперативное и повседневное регулирование деятельности предприятия и его структурных подразделений; устранение сбоев в работе, ликвидация диспропорций в производственном процессе; устранение причин, нарушающих нормальный режим работы предприятия;

повышение эффективности деятельности предприятия за счет увеличения объемов выпуска и сбыта продукции, снижения издержек производства, использование достижений науки и техники. .

Ценообразование, как составная часть процесса управления на предприятии имеет свою специфику. Прежде всего это обусловлено объектом управления - ценой на производимую продукцию, выполняемые работы, оказываемые услуги.

Рассматривая ценовую политику следует остановиться на таких понятиях, как цена и механизм ценообразования. Общепризнанное определение такой сложной экономической категории, как цена, отсутствует и по настоящее время. К числу наиболее часто используемых определений цены можно отнести следующие:

цена - издержки производства плюс искусство менеджера;

цена - это выраженная в денежной форме стоимость и потребительная стоимость товара;

цена - денежное выражение системы ценообразующих факторов, действующих в данное время.

В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым люди знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.

В рамках рыночного подхода приемлемо следующее определение: "Цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена". В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, без купли-продажи о цене говорить не приходиться, цену способен установить только рынок.

Ценовая политика предприятия - это совокупность мероприятий и стратегий по управлению ценами и ценообразованием, искусство установления на товары (услуги) таких цен, которые соответствовали бы затратам на производство конъюнктуре рынка, удовлетворяли спрос покупателя и приносили плановую прибыль. Ценовая политика рассматривается только в контексте общей политики фирмы. .

Ценовая политика определяется совокупностью факторов, среди которых можно выделить следующие: вид продукции, тип и емкость рынка, насыщенность рынка, наличие на рынке продукции зарубежных товаропроизводителей и т.д.

Тип рынка. Ценовая политика продавца зависит от типа рынка. Для предприятия имеет большое значение, как относится покупатель к нему и его товарам. В этой связи различают однородные и неоднородные рынки.

Однородный рынок - это рынок, на котором покупателю безразлично, у кого из продавцов он купит нужный ему товар. Неоднородный рынок - это рынок, на котором отдельный покупатель отдает предпочтение кому-либо из продавцов или его товарам. Товар, предлагаемый на однородном рынке, может быть стандартизованным, и поэтому покупателю может быть безразлично, у кого из продавцов его купить. Стандартизованный товар, предложенный одним из продавцов, напротив, может иметь в глазах покупателя большую или меньшую привлекательность по сравнению с аналогичным товаром других продавцов.

Тип конкуренции. Рынки подразделяются по типам конкуренции.

Чистая конкуренция - редко наблюдаемое явление, характерное для однородного рынка с множеством продавцов и покупателей. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут приобрести товар по рыночной цене. Продавцы не запрашивают обычно и цену ниже рыночной.

Монополистическая конкуренция чаще всего наблюдается на неоднородном рынке с множеством покупателей и продавцов. Они совершают сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен, что обусловлено способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров, в разных местах и на разных условиях. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Или они не располагают возможностью сравнения из-за необозримости рынка, и продавец может назначать обусловленную этим повышенную цену.

Олигополистинеская конкуренция характерна для небольшого числа продавцов на рынке. Эти продавцы - крупные фирмы - весьма чувствительны к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Например, если какая-то автомобилестроительная фирма снизит свои цены, покупатели быстро переключатся на ее автомобили. Другим производителям придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением новых моделей или увеличением объема услуг. При олигополии фирма не может добиться положительного результата за счет снижения или повышения цен.

Чистая монополия - это ситуация, когда на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, например почтовое ведомство, частная регулируемая или нерегулируемая монополия, например "Интелл" в период выхода на рынок с процессором "Пентиум".

В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать самые разные цели. Можно установить цену ниже себестоимости, если товар жизненно важен для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость, либо назначить цену с расчетом на покрытие издержек или получение прибыли. А может быть и так, что цена назначается очень высокой в целях сокращения потребления. .

Постановка задач ценообразования. Фирме предстоит решить, каких именно целей она стремится достичь с помощью конкретного товара.

Ценовая стратегия турфирмыРеферат >> Экономика

Следует уделять постоянное внимание взаи­модействию финансовых и маркетинговых служб... прибыли); - вести политику ценовой конкуренции; - осуществлять политику неценовой конкуренции; - ... поведения кон­курентов, ошибок управленческого персонала. При выборе метода...

  • Ценовое поведение

    Курсовая работа >> История

    Саморегулирования. В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, ... очень важно для принятия управленческих решений в области ценообразования. ... покупателей другой. Проведение политики ценовой дискриминации может привести к...

  • Ценовая стратегия фирмы в условиях рыночной экономики

    Реферат >> Менеджмент

    Получения достаточной прибыли. Ценовая политика предполагает взаимосвязанный учет необходимости: ... иной ценовой стратегии зависит от сочетания и взаимодействия ряда... 1998. – С. 67. 7 Майкл Р. Байе. Управленческая экономика и стратегия бизнеса: Учебное пособие...


  • © 2024
    reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник