08.08.2019

Типология социальных институтов их эволюция. Типология социальных институтов. Вопросы для самопроверки


Во-первых, институты отношений , которые устанавливают взаимные ролевые ожидания независимо от содержания интересов и потребностей людей. Такими могут быть семья, вуз, деньги и т.п.

Во-вторых, регулятивные институты , которые определяют границы законной реализации частных интересов с учетом целей и средств. Такими являются правовые (законы) и моральные (общественное мнение) институты.

В-третьих, культурные (духовные) институты , устанавливающие обязательные культурные модели мотивации поведения: а) познавательные убеждения (законы Ньютона, социальное равенство и т.п.); б) экспрессивные (потребностные) символы (джинсы, сотовые телефоны и т.п.); в) частные моральные обязанности (дружба, сыновья верность, патриотизм и т.п.).

Социальные институты являются элементами разнообразных систем (сфер) общества: демосоциальной, экономической, политической, духовной, - в рамках которых приобретают свою специфику. Системы общества различаются: 1) общественными потребностями, которые они удовлетворяют; 2) характером статусов и ролей; 3) регуляторами этих статусов и ролей; 4) характером социальной деятельности (связи), в которой реализуются общественные потребности, статусы и роли, субъективные и объективные регуляторы.

Демосоциальные институты (семья, поселение, этнос) служат для воспроизводства и социализации членов общества. Ведущие статусы в них - родителей, детей, прародителей, родственников, материально-культурными признаками являются квартира, мебель, дача и т.п., символами - брачный ритуал, обручальное кольцо и т.п.; а институциональным регулятором - семейная мораль. Семейная идеология как часть идеологии данного типа общества раскрывает значение семьи для жизни людей и общества.

Производственные институты (ферма, фабрика, фирма и т.п.) заняты производством социальных благ: пищи, одежды, жилья, транспорта и т.п. Главной для них является та или иная производственная деятельность: сельскохозяйственная, промышленная и т.п. В рамках сельскохозяйственной деятельности можно выделить статусы и роли агронома, тракториста, доярки и т.п. Материально-культурные признаки здесь - заводы, транспортные предприятия и т.п., символами выступают фирменный знак, печать ит. п. Производственный кодекс норм включает в себя лицензии, контракты, производственную этику и т.п. Главными регуляторами производственной деятельности выступают деньги, власть, самовыражение и т.п. Идеология производства может быть рыночная, монополистическая, экспансионистская и т.п.

Экономические институты охватывают формы собственности, банки, деньги и т.п. Они обеспечивают распределение и обмен произведенных социальных благ. Экономическая деятельность включает в себя расчет издержек и прибыли, учет и контроль за собственностью на средства производства и производимые товары, распределение работников и денег по видам деятельности ит. п. В этой сфере социальной деятельности можно выделить президентов банков, дилеров, бухгалтеров, кассиров и т.п. Главными регуляторами экономической деятельности являются прибыль, акции, деньги, валюта и т.п., корпоративная мораль, бережливость, тайна клиента и т.п., а также правовые и административные нормы.

Политические институты (ветви государственной власти, партии, профсоюзы и т.п.) служат для управления делами общества. Такое управление включает в себя определение национальных интересов, организацию их удовлетворения, поддержание порядка, защиту страны и т.п. Основная форма деятельности здесь - политическая: захват, удержание и использование государственной власти. Политические институты представляют собой иерархию должностей-статусов (законодательных, исполнительных, судебных и т. и.), а также соответствующих им ролей. Регуляторами этих институтов являются ценности и нормы: политические (например, повышение в должности), моральные («мы за ценой не постоим»), материальные (квартира), экономические (состояние рынка) и т.п.

Духовные институты (церковь, школа, вуз, редакция газеты и т.п.) служат для разработки и пропаганды разных идеологий, объединяющих своих сторонников для решения различных задач. Основная форма деятельности в данной сфере - производство, обмен и потребление духовных ценностей: мировоззренческих (научных, мифологических, религиозных и т.п.), художественных (музыкальных, живописных, литературных и т.п.), научных (математических, социологических и т.п.). Духовные институты (церковь, искусство, наука) представляют иерархию соответствующих должностей; например, в церкви это патриарх, митрополиты, архимандриты и т.п.

Социальные институты общества образуют систему. В ее рамках социальные институты должны взаимодополнять один другой. Так, развитие экономики невозможно без развития техники, а развитие последней - без соответствующего развития образования. Такую же иерархическую и горизонтальную структуру образуют соответствующие социальные системы. Если страна принимает закон, обязывающий студентов служить в армии, то она обрекает себя на научное, техническое, экономическое отставание. Возникает конфликт социальных ролей: сына, студента, защитника родины и т.п. В результате такого, часто искусственного, конфликта социальных статусов и ролей происходит уклонение от одних ролей в пользу других.

Социальные институты вступают между собой в конфликты за ведущую роль в структуре общества (страны). Например, типичен конфликт между военными и гражданскими институтами по поводу расходования статей бюджета. Умножение подобных социальных конфликтов вызывает дезорганизацию обществ. Нарушение нормального взаимодействия между разными социальными институтами называется дисфункцией. Такая дисфункция возникает также в результате изменения общественных потребностей, которые удовлетворяет данный социальный институт. Например, сейчас в России возникло противоречие между возросшими потребностями в образовании и его нынешним состоянием; а институт МВД не справляется с организованной преступностью.

Каждое общество - например, американское и российское - имеет определенную совокупность социальных институтов и отношений координации и субординации между ними. Современное общество (страна) - например, США - обладает дифференцированной системой социальных институтов и высокой степенью координации и субординации их деятельности. Россия пытается наверстать свое

11 отставание в этой области, возникшее за годы советской власти, однако данный процесс сопровождается у нас неравномерным развитием институтов разных общественных систем: быстрее снова развиваются авторитарно-политические институты. Многие социальные институты малоэффективны, например, МВД, высшее образование, наука и т.д.

В силу длительности возникновения-выращивания социальные институты необходимо беречь от социальных революций, для чего их нужно вовремя реформировать. Если реформы в силу корысти, глупости, безответственности господствующего класса и его политической элиты задерживаются, то происходит революционная замена старых социальных институтов на новые. Это регулярно, в частности, происходит в России, которая за XX столетие пережила несколько социальных революций. В результате вместо выращенных историей социальных институтов поспешно создаются новые - чаше всего, из идеологических побуждений. Такие институты носят временный характер и исчезают вместе с революционным строем.

Страна, не берегущая свои социальные институты, обречена на постоянную нестабильность, перманентное отставание и догоняющую модернизацию, а также громадные материальные и людские затраты. Яркий пример такого институционального развития демонстрирует Россия. Ее скачкообразное (революционное) развитие обусловлен но еще и тем, что современные, нормальные для передовых стран социальные институты невозможно легко и просто пересадить на прежнюю институциональную почву. Ввести современные институциональные регуляторы (идеалы, ценности, нормы) в прежние социальные связи, социальные действия с прежними потребностями, способностями, ментальности людей очень трудно, это требует длительного времени и терпения и населения и реформаторов.

Юрий Левача отмечает институциональный дефицит постсоветской России, который преодолевается очень медленно и остается угрозой для дальнейшей стабильности: «Слабости, противоречия, нерешенные проблемы неизбежны, особенно в нестабильных условиях. Вопрос в другом - в наличии институциональных средств для цивилизованного, наиболее рационального решения проблем. «Конъюнктурная» примитивность нынешнего общественного устройства побуждает к простейшим, накатанным вариантам - госмонополистическим, запретительным, просто силовым. Сюда можно добавить и дефицит адекватного понимания ситуации. Именно отсюда возникает реальная, в перспективе - возрастающая, угроза стабильности государства и общества».

Социальный институт разделяют на главные (основные, фундаментальные) и неглавные (неосновные, частые). Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.

Помимо деления институтов на главные и неглавные, их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты могут различаться по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткости применяемых санкций за нарушения правил, по условиям существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления, 12 наличию или отсутствию формальных правил и процедур.

Ч. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:

  • - экономические - институты, организующие хозяйственную деятельность;
  • - политические - институты власти;
  • - семейные - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;
  • - военный - институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;
  • - религиозные - институты, организующие коллективное почитание богов.

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого.

Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов:

  • - потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака).
  • - потребность в безопасности и социальном порядке (институт государства и др. политические институты).
  • - потребность в добывании и производстве средств существования (Экономические институты).
  • - потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования).
  • - потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Неосновные институты называют еще общественными практиками. У каждого главного института есть свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства, имя наречия, родовой мести, наследования социального статуса родителей и т.д.

К неглавным политическим институтам относятся, например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства И т.д.

Повседневные практики, помогающие организовать согласованные действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов.

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, составляют типологию.

В литературе приводятся самые разные типологии обществ. Они делятся на открытые и 13 закрытые, дописьменные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, сторнирующие и динамично развивающиеся, дикие варварские и цивилизованные.

Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общество делится на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах.

Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса - простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.

Итак, мы можем заключить: простые общества совпадают с дописьменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными. Здесь появляются письменность, разветвленное управление и социальное неравенство.

В основании третьей лежит способ добывания средств существования. Самый древний - охота и собирательство. Первобытное существо, состояло из локальных родственных групп (трип). По времени оно было самым продолжительным - существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют спортобществом, или периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели - бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него - земледелие. Таким образом, огородничество - переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги - деревянному, а позже железному плугу.

Сделаем выводы: развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первообразной фазы к доиндустриальному, или традиционному обществу называется нелогической революцией, а от него к индустриальному - промышленной революцией.

Г. Спенсер был одним из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества. Он различает три основных типа институтов:

1. продолжающие род (брак и семья);

2. распределительные (или экономические);

3. регулирующие (религиозные институты и политические системы).

По мнению большинства социологов в современном обществе насчитываются шесть институциональных порядков:

1. семейный - регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

2. политический - институты власти;

3. экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;

4. военный – осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

5. образовательный - направленный на накопление и передачу знаний поколениям;

6. религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов.

Все перечисленные институты направлены на удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества как единого целого. При этом функционирование всех социальных институтов направлено на обеспечение социального порядка, регуляцию и воспроизводство общественной жизни.

Институты возникли в глубокой древности. Самым древним (500 тыс. лет) институт семьи. Религия (фетишизм, тотемизм) появляется 30 – 40 тыс. лет назад. Государство и образование 5 – 6 тысяч лет назад. Все социальные институты, можно подразделить на главные (фундаментальные) и частные (неосновные). Вторые складываются внутри первых, являясь частью их. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства. Неглавные институты называют общественными практиками или обычаями (дуэли).

Американский социолог Роберт Мертон (род. 1944г.) предложил различать «явные» и «скрытые (латентные)» функции социальных институтов. Явные функции социальных институтов носят преднамеренный характер и осознаются людьми. Они формально заявлены, записаны в уставах, закреплены в системе статусов и ролей, поэтому более подконтрольны обществу (законы об образовании, здравоохранении).

Латентные функции в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный харак­тер и их последствия осознаются не сразу (завязывание прочных дружеских школьных связей).

Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы социальных институтов. Это наглядно представлено в Таблице 1. (Социология: Учебник /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.).

Таблица 1. Социальные институты в индустриальных обществах

Социаль-ный институт Основные функции Группы и организации Ценности Нормы
Семья Регулирование рождаемости, социализация и защита детей Родственники, группы, объединенные родственными связями Супружеская верность, материальное обеспечение семьи, уважение к родителям Иметь столько детей, сколько вы в состоянии содержать; супружеская верность
Религия Обсуждение загробной жизни; стремление соединиться с Создателем Конгрегация, синагога, деноминация, благотворительные организации Чтение Священного Писания, поклонение Богу Посещать церковь, следовать учениям церкви
Право Поддержание социального порядка Милиция, суды, тюрьмы Суд присяжных, принцип презумпции невиновности Правдивые показания, нормы доказа-тельного права
Политика Установление иерархии власти Политические партии, конгрессы, парламенты, монархии Правило большинства, право голоса Голосование как привилегия и право
Экономика Производство и распределение товаров и услуг Кредитные союзы, банки, бюро кредитной информации, клубы потребителей Зарабатывание денег, эффективное производство Максимизация прибыли, упорный труд
Образова-ние Передача знаний и навыков из поколения в поколение Школы, колледжи, университеты, студенческие советы, ассоциации Академическая честность, хорошая успеваемость, Выполнять домашние задания, готовиться к лекциям
Наука Освоение окружающей среды Местные, государственные, региональные, национальные и международные ассоциации Объективные исследования, открытая публикация полученных данных Применять научные методы, раскрывать полученные данные

Рассмотрим подробнее несколько социальных институтов.

Институт семьи

Семья - это социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья – это тесно связанная группа людей, которые заботятся, уважают друг друга.

Самый распространенный тип семьи – нуклеарная. Она состоит из двух взрослых, живущих вместе, ведущих свое домашнее хозяйство и имеющих собственных либо приемных детей. В основе лежат матримониальные отношения (основанные на брачных узах). Нуклеарные семьи являются частью обширной сети родственных отношений.

Расширенную семью можно определить как группу людей, состоящую из трех или более поколений, живущих либо в одном и том же помещении, либо очень близко друг от друга, включает бабушек, дедушек, сестер, их мужей, и др.

В зависимости от места проживания семьи различают на матрилокальную , когда супружеская пара переезжает к родителям жены, и патрилокальную, в случае переезда к родителям мужа. Большинство молодых людей предпочитаетнеолокальную модель – отделяются и живут не зависимо от родителей и прочих родственников.

При патриархальном укладе роль главы семьи обычно выполняет муж, а при его отсутствии – старший по возрасту мужчина. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. В третьем типе семейного уклада – эгалитарном – власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейных отношений в последние десятилетия набирает вес во всех развитых странах.

Одной из важнейших форм семейных отношений выступает брак. Брак – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Правильный выбор супруга регулируется двумя типами матримониальных норм: эндогамией и экзогамией.

Эндогамия (от греч. слов: endon - внутри, gamos - брак) – правила, предписывающие заключение брака внутри определенных групп, т.е. люди должны выходить замуж и жениться на представителях своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания.

Экзогамия (от греч. exo – вне) – правила, требующие заключения брака вне пределов собственной группы, с индивидами, не связанными кровным родством. Нормы экзогамии прежде всего базируются на принципе исключения кровного родства и обычно включают в себя табу на инцест – запрет сексуальных отношений между близкими кровными родственниками. Взаимосвязи между мужем и женой могут строиться по трем различным принципам:

Моногамия – один муж и одна жена;

Полигамией называется брак, объединяющий трех или большее число людей.

Полигиния – один муж и две или большее число жен,такая форма брака, распространенная в африканских и азиатских странах.

Полиандрия – два или более мужей и одна жена. Это редкая форма брака, встречающаяся на Тибете, в горном регионе. Полиандрия предотвращает в семье деление земли на участки. Когда женщина выходит замуж, подразумевается, что она одновременно становится женой братьев своего мужа.

Семья выполняет несколько жизненно важных функций.

1. Продолжение рода.

2.Социализация (семья выполняет роль главного передатчика культурных норм).

3. Регулирование сексуальной активности.Законнорожденность – это форма включения ребенка в систему родственных отношений, которая определяет права новорожденного на заботу, наследование и воспитание.

4. Забота, защита и эмоциональная поддержка.

5. Придание статуса.При рождении дети наделяются социальной идентичностью родителей, приобретают расовую, этническую, религиозную и классовую принадлежность.

Институт религии

Религия – это социальный институт, специфика функционирования которого определяются потребностью общества в священном. Религия – это вопрос веры, представление, которое опирается скорее на убежденность, чем на научные факты. Как отмечает Э. Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими.

Мирское (профанное) – это то, что люди определяют в качестве обыденного элемента повседневной жизни.

Священное (сакральное) – это то, что люди почитают, вызывающее трепет и благоговение.

В малых культурах обнаруживаются две формы религии - тотемизм ианимизм.

Тотемизм поклонение видам животных или растений. Разновидность тотема - талисман.

Анимизм - это вера в призраков или духов.

В больших культурах, как правило, практикуется теизм. Теизм – вера в могущественных богов, которые требуют поклонения. Иудаизм, христианство и ислам – это формы монотеизма , веры в одного бога. Древнегреческая религия и индуизм (в Индии) представляют собой разновидности политеизма - веры во множество богов.

Три религии, оказавшие наиболее сильное воздействие на историю человечества - это иудаизм, христианство и ислам . Все они возникли на Ближнем Востоке.

Иудаизм - старейшая из трех религий; его возникновение относится примерно к 1000 году до н. э. Евреи верили, что Бог требует повиновения строгому моральному кодексу, рассматривая свою религию как единственно правильную.

Христианство - наиболее крупная мировая религия. Оно наследовало от иудаизма многие взгляды, ставшие впоследствии его составной частью. Иисус был ортодоксальным евреем, и христианство возникло как секта внутри иудаизма. Последователи Иисуса именовали его Мессией, что по древнееврейски означало “помазанник” (с греческого-“Христос”), грядущий идеальный царь, ожидавшийся евреями.

Ислам - вторая по величине мировая религия, которая имеет общее происхождение с Христианством. Ислам исходит из учения пророка Мухаммеда, жившего в VII веке н.э. Согласно исламу, Аллах, единственный Бог, управляет природой и людьми.

На востоке наибольшее распространение получил индуизм – старейшая из всех великих религий, ядро которого сложилось около 6000 лет тому назад. Он представляет собой сложный комплекс религиозных и философских воззрений. Большинство индуистов разделяют догму о перевоплощении душ. Вторым ключевым признаком индуизма является кастовая система, основанная на убеждении, что положение человека в социальной и ритуальной иерархии определяется самим фактом рождения.

К этническим религиям Востока относятся буддизм, конфуцианство и даосизм. В этих религиях нет богов, они придают особое значение этическим идеалам, которые делают верующих способными ощущать взаимосвязь всех природных явлений и единство Вселенной.

Церковь – это общепризнанная и прочно укоренившаяся религиозная организация значительных размеров, как, например, католическая или англиканская церковь, важная черта которой – стремление к интеграции с обществом. Церкви обычно имеют формальную бюрократическую структуру с иерархией должностей.

Секта (от лат. Secta направление, учение) - тип религиозной организации, стоящей особняком от общества. Она имеет меньшие размеры и отличается менее сложной и формальной организацией. Секта объединяет, как правило, верующих, создавших свою общину в знак протеста против официальной церкви, (кальвинисты).

Отличие сект от церквей проявляется в формах лидерства. Они основаны на харизматичной власти людей, способных превратить аудиторию людей в последователей. Секты и церковь отличаются друг от друга социальным составом своих членов.

Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции.

1. Мировоззренческая функция. Религия дает ответы на вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти.

2. Компенсаторная функция. Дает ответы о смысле существования, дарует верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны.

3. Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели (“мы, христиане”).

4. Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения вполне применимы к повседневной жизни людей. В них содержатся наставления для повседневной жизни.

5. Функция социального контроля. Религия не только задает нормы для повседневной жизни, но и осуществляет контроль за поведением людей.

6. Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде, например эмигрантам.

7. Охранительная функция. Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть оказывает поддержку конфессиям.

В структуру религиозных институтов (на примере христианства) включены неосновные институты целибата (безбрачия священников в католичестве), инквизиции, епископата, крещения, исповеди, монашества.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество. Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его

сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Перечислите виды социальных связей.

2. Назовите основные черты и признаки социальных институтов.

3. Перечислите виды и функции социальных институтов.

4. Охарактеризуйте семью как социальный институт.

5. Определите основные функции семьи.

6. Перечислите типы семей.

7. Дайте характеристику института религии.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Развод как проблема ХХI века.

2. Современная семья: характеристика и типология.

3. Семья как социальный институт.

4. Наука как социальный институт.

5. Институт религии. Современный взгляд.

6. Церковь и секта. Основные отличительные признаки.

1. Семья, основывающаяся не только на супружеских отношениях людей, но и на кровном родстве большого числа ее членов.

В аналитических целях все социальные институты, образующие своеобразный «скелет» общества, разделяют на главные (их именуют также основными, фундаментальными) и неглавные (неосновные, частные).

Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты могут различаться по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткости применяемых санкций за нарушение правил, по условиям существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления, наличию или отсутствию формальных правил и процедур.

Ч. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:

Экономический – институты, организующие хозяйственную деятельность;

Политический – институты власти;

Семейный – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

Военный – институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

Религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов.

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого. Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов:

Потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

Потребности в безопасности и социальном порядке (институт государства и другие политические институты);

Потребности в добывании и производстве средств существования (экономические институты);

Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования – в широком смысле, включая науку и культуру);

Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Институты возникли в глубокой древности. Производство, если за отправную точку брать первое орудие труда, созданное человеком, насчитывает 2 млн лет. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия (включая полигинию и полиандрию), моногамия, парное сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная и т. д. Государству примерно столько же, сколько и образованию, а именно 5–6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм и анимизм) появляется приблизительно 30–40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших наскальных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа матери-земли (25 тыс. лет), считают ее возраст несколько меньшим.

Как уже говорилось выше, главные институты включают в себя частные, или неосновные, институты. Неосновные институты называют еще общественными практиками. Что они собой представляют? У каждого главного института есть свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т. д.

Общественные практики называют также обычаями. Например, у определенных народов целибат (безбрачие) и кровную месть с равным правом можно называть либо традицией, либо устоявшейся практикой. То и другое верно. Ведь основной институт включает в себя и социальные практики, и обычаи. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства, наследования социального статуса родителей, имянаречения, родовой мести, побратимства и т. д. Обычай назначать свидание является элементом общественной практики ухаживания.

Бывает, что культуры различаются существующим в них набором социальных практик. Так, в некоторых регионах Азии невест выкупают либо похищают, поэтому родился институт выкупа. Калымный брак – его разновидность. А в Европе за невесту необходимо давать приданое, отсюда берет начало институт приданого, имеющий достаточно длительную историю и множество региональных особенностей.

Однако не будем спешить и полностью отождествлять общественную практику и частный (неосновной) институт. К примеру, институт представителей президента России, а также институт наставничества в бывшем СССР – отчетливо выраженные образцы частных институтов. Они были учреждены сверху государством, а не возникли из общественных потребностей как естественное продолжение народных традиций и обычаев. А вот ритуал знакомства, который у разных народов принимает подчас невероятно экзотические формы, относится к общественным практикам. В большинстве обществ для знакомства не нужны посредники, но во многих странах, прежде всего в высшем свете, мужчина не может подойти к даме или к другому мужчине и представиться ему. Необходимо, чтобы их представил друг другу кто-то третий.

Частный институт можно представить как учреждение или организацию. Институт представителей президента России и институт наставничества учреждались специальными постановлениями президента и соответствующих министерств, для их реализации выделялись бюджетные деньги, готовились штаты специалистов и т. д.

Напротив, исповедь, к примеру, всегда была социальной практикой, а не учреждением или организацией. Это многовековая практика, имеющая свои технологию исполнения, правила и нормы поведения, круг исполнителей практики (исповедники и исповедуемые), систему предписанных статусов и ролей.

К неглавным политическим институтам относятся, например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства, королевской власти и т. д. К ним можно отнести также институт отстранения от власти (должности), исторические формы которого претерпели длительную эволюцию. Достаточно сказать, что одной из древнейших разновидностей отстранения от власти являлось поедание вождя. Современная же его форма – импичмент президента. Сравнивая начальный и современный этапы развития исторической эволюции этого института, установим различие:

поедание вождя – социальная практика, а импичмент – частный институт в ранге учреждения. Отсюда вывод: некоторые неглавные институты претерпевают эволюцию от социальной практики к социальному учреждению.

Повседневные практики, помогающие организовать согласованные действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов. Вместе с тем социальные практики не только поддерживают, но еще и укореняют социальные институты в культурной почве данной страны, делают их специфичными только для данного народа. Институты демократии в каждом западном обществе свои, они давно интегрированы в традиции и обычаи своего народа, возможно, существуют только в неразрывном единстве с ними. В таком случае, как можно заимствовать их и переносить на другую почву, допустим из Европы в Россию?

Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:

1. Экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;

2. Политический - институт власти;

3. Семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;

4. Военный – институт, организующий законное наследие;

5. Религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.

Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.

Пять основных потребностей и институтов:

1. Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

2. Потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

3. Потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

4. Потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);

5. Потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Функцию социального института можно определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной.

Наряду с универсальными существуют и специфические функции, т. е. такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например, воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия).

По мнению С. С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т. е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:

1. Установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);

2. Символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);

3. Унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);

4. Устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);

5. Идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).


31. Государство и общество.

По своей природной сущности государственное управление, будучи частью социального управления, есть институт общественный, тесно связанный с человеком, его деятельностью.

Государственное управление входит в систему социальных отношений, представляющих собой особые отношения в человеческой жизнедеятельности,

Государственное управление осуществляется в системе взаимообратных связей «человек - общество - государство - человек». Система призвана служить целям обеспечения с возможно более эффективной степенью удовлетворения его потребностей, интересов и устремлений,

Демократический характер, целевая ориентация и другие свойства общества предрешают привлечение широких гражданских кругов к участию в осуществлении управления. Это участие начинается с голосования на избирательном участке, продолжается в решениях, которые готовятся и принимаются представительными органами власти, во влиянии общественного мнения на политических лидеров и т.д. Участие граждан в государственном управлении выражается и во многих других самых разнообразных формах, например, в отправлении правосудия в качестве присяжных (народных) заседателей, в качестве членов народных дружин, помогающих правоохранительным органам поддерживать общественный порядок, и др.

Мотивами для определения целей государственного управления являются национальные интересы - устойчивые или вновь возникающие потребности всех элементов общества. Если бы общество было однородным, имело одинаковые для всех своих граждан потребности, то особых проблем в определении целей государственного управления не возникало (рис. 1).

Однако общество представляет собой неоднородную среду. Каждый член общества в данный момент времени имеет свои индивидуальные потребности и желания,

Социальный механизм государственного управления предполагает налаживание организованного взаимодействия людей, их сообществ, социальных групп, понимание приоритета всеобщих интересов и целей над меркантильными и необходимости соблюдения взаимных обязательств и ответственности.

Для удовлетворения различных социальных потребностей создаются разнообразные социальные институты, конкурирующие друг с другом и дополняющие друг друга. Социальные институты представляют собой устойчивые формы человеческих отношений, способы выражения их целеопределенных устремлений в различных видах деятельности. Они выполняют функцию регулятора поведения людей в различных сферах социальных отношений. Социальные институты, оказывающие влияние на процесс выработки и осуществления государственных решений, имеют многообразные проявления и отражают уровень общественного развития, степень цивилизованности общества.

Социальный механизм осуществления государственного управления, аккумулирующий интересы и потребности общества с целью выбора оптимальных средств и методов их реализации, может быть выражен через следующую опосредованную государством единую цепь: потребности - интересы - противоречия - цели - воля - мотивы (установки) - стимулы -- решения - действия - результаты. Именно в такой последовательно взаимосвязанной и логически соединенной цепи общественных элементов происходит формирование и реализация государственного управления.

В процессе государственного управления происходит согласование и разрешение социальных противоречий, возникающих в результате столкновения всевозможных интересов различных групп многих людей. С точки зрения институциализации, представительство интересов в государственном управлении являет собой механизм, с помощью которого государство на практике проводит политику улаживания разного рода конфликтов (индивидуальных, национальных, территориальных, классовых и т.п.), сближения интересов различных групп населения, создавая тем самым условия для их нормального сосуществования.

Во взаимодействии государства и общества целесообразно выделить следующие виды социальных интересов по их масштабности:

* общественные;

* государственные;

* региональные;

* национальные;

* профессиональные;

* корпоративные;

* частные (индивидуальные) .

Многообразие социальных институтов можно структурировать на основные (главные) и неосновные (неглавные). Вторые являются составными частями первых, как более мелкие образования. Например, политический социальный институт (основной) складывается из более мелких (неосновных) социальных институтов: президентства, парламентаризма, политических партий, армии, суда и пр.

Помимо данной типологии, социальные институты можно классифицировать и по иным основаниям:

Времени возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие; кратковременные институты);

Жесткости применяемых санкций за нарушение правил;

Условиям существования;

Наличию или отсутствию бюрократической системы управления;

Наличию или отсутствию формальных правил и процедур. Формальные выстраивают свою деятельность (государство, армия, образование) на четко установленных предписаниях (правовые нормы, устав, должностные инструкции); управленческие и контрольные функции реализуются на базе четко обозначенных санкций. Неформальные институты (политические организации, фонды социального и культурного назначения, движения по интересам) не имеют строгой нормативной базы, хотя руководствуются определенными документами.

Социальные институты по сферам и функциональному содержанию можно представить следующим образом:

Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

Потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

Потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

Потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

Потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Итак, мы выяснили, что существует немало классификаций социальных институтов. Социальные институты представляют собой ведущий компонент социальной структуры, который интегрирует множество разнонаправленных индивидуальных действий, упорядочивает социальные отношения в важнейших сферах общественной жизни.

Резюме

Общество как целостная система является результатом органического единства четырех сфер общественной жизни - экономической, социальной, политической и идеологической.

Марксистская традиция в основу типологизации общества закладывает способ производства, т.е. кто используют, контролируют, владеет экономическими ресурсами.

Г. Ленски и Дж. Ленски выделяли типы обществ на основании основного способа добывания средств к существованию.

Г. Спенсер предложил органическую теорию общества, сравнивая его с биологическим организмом, а отдельные части общества - с органами, влияющими на функционирование целого.

Аграрное, индустриальное и постиндустриальное общества рассматривали: Д. Белл, Р. Арон, Ж. Фурастье, А. Турэн, Дж. Гэлбрейт, О. Тоффлер и др.

Социальный институт - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить воспроизводство общественных отношений, надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества.

Процесс образования социального института, включающий закрепление социальных норм, статусов, ролей для удовлетворения социально значимых потребностей, получил название «институционализация».

Вопросы для самопроверки

1. Что такое социальная система? Почему общество – это целостная социальная система?

2. Назовите специфические черты общества.

3. Выделите основные сферы общественной жизни и объясните, чем они обусловлены.

4. Расскажите о наиболее известных типологиях обществ в социологической науке.

5. Почему социальные институты выступают инструментами социального контроля?

6. Как происходит институционализация социального института и ее роль в развитии общества?

7. Классифицируйте социальные институты.

8. Кто разработал концепцию явных и латентных функций социальных институтов? В чем ее суть?

9. Опишите функцию и дисфункцию социального института. Приведите примеры.

10. Каковы структурные элементы социального института?


Социология: Учебник / Ю.Г. Волков. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 512 с. С. 160.

Цит. по Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. С. 96.

Цит. по Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. С.98-99.

Социология: Учебное пособие / Ф.А. Игебаева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 236 с. С. 127.

Социология: Учебное пособие / Ф.А. Игебаева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 236 с. С. 128.

Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 624 с. С. 516.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. С. 98.

Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 624 с. С. 518.

Мертон P. Явные и латентные функции / Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. С. 379–447.

Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 624 с. С. 521.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник