24.07.2019

Состав отраслей социальной сферы. Структура социальной сферы. Понятие, предмет, субъект и объект экономики социальной сферы. Вводная характеристика отраслей социальной сферы


Введение

Социальная сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении и многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов. Процессы ее жизнедеятельности обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления.

Важное теоретическое и практическое значение для социологического анализа социальной сферы, совершенствования управления социальной жизнью общества имеют познание и детальное рассмотрение составляющих ее основных компонентов.

Цель данной контрольной работы изучить социальную сферу общества, познать ее структуру, элементы, как в отдельном виде, так и во взаимодействии друг с другом.

Объектом исследования является социальная сфера как целостная структура

Предметом исследования выступают взаимодействия процессов в социальной сфере.

Задачей контрольной работы является построение эмпирической модели социальной сферы

Социальную сферу можно представить как совокупность систем образования и здравоохранения, сферы бытовых и культурных услуг, транспортного обслуживания и тому подобное или как исторически достигнутое распределение и закрепление функций социальной сферы в виде конкретных условий, обязанностей и возможностей общества и его членов по удовлетворению и обогащению их потребностей.

Структура социальной сферы

Структура социальной сферы представляет собой сумму четырех взаимосвязанных частей, выступающих вместе с тем и эмпирическими индикаторами при ее предметной идентификации:

1. Социальной структуры общества, исторически представленной определенными классами и социальными группами (социально-демографическими, этническими, территориальными и др.) и отношениями между ними.

2. Социальной инфраструктуры как совокупности отраслей народного хозяйства и видов общественно полезной деятельности (кооперативной и индивидуальной, общественных фондов и социальных инициатив и т.д.), направленных на оказание услуг непосредственно человеку.

3. Социальных интересов, потребностей, ожиданий и стимулов, т.е. всего того, что обеспечивает связь индивида (групп) с социумом, включенность личности в общественный процесс.

4. Принципов и требований социальной справедливости, условий и гарантий ее осуществления.

Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера как бы "перекрывается" другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.

Отметим, что каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам по себе. Его функция реализуется через деятельность людей, удовлетворяющих тем самым свои потребности. Субстанциональной основой социальной сферы являются совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности.

Компоненты социальной сферы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной системы. Их специфика, возникновение и существование обусловливаются главной функцией социальной сферы -- функцией социального воспроизводства людей, как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов.

Каждый компонент социальной сферы выполняет определенную функцию, носящую целенаправленный характер. В противном случае компонент выпадает из системы, становится ненужным. Функции обусловливают элементы целостной структуры и материализуются в рамках присущей социальной сфере внутренней организации.

Пределом анализа социальной сферы, с нашей точки зрения, ее первичным элементом является понятие "потребность индивида, группы" -то наиболее простое, элементарное образование, которое сохраняет свою подчиненность общему закону социальной сферы, ее главной функции. Первичность данного элемента обусловлена тем, что ему присуще характерное для социальной сферы основное противоречие между растущими потребностями субъектов и возможностями их удовлетворения. Это противоречие является основным в процессе саморазвития, самореализации каждого социального субъекта. Его характер и направленность детерминируют возможности, реальный уровень развития социальной сферы в целом. Именно потребность и есть концентрация присущих социальной сфере противоречий, которые обусловливают ее специфику. Потребность служит источником самодвижения, саморазвития системы. Выделение и изучение основного компонента системы позволяет нам проанализировать источники, движущие силы ее развития, выяснить главное направление движения, тенденции, которые ей присущи.

Материальные и духовные потребности личности, группы формируются под воздействием экономических условий, социокультурных факторов и характеризуются, с одной стороны, их минимально приемлемым и гарантированным обществом уровнем, с другой - уровнем возможностей и притязаний самих социальных субъектов.

Экономический кризис, приведший к снижению уровня жизни большинства россиян, существенно скорректировал структуру потребления населения, причем в худшую сторону. Однако уровень запросов людей, сформировавшаяся в обществе ранее, структура потребностей различных групп населения, по своему характеру, в целом сохранились. Образовавшийся разрыв между потребностями и возможностью их удовлетворения не только морально травмирует сознание людей, но и приводит к их физической и психической деградации. Деморализация населения подогревается средствами массовой информации, пропагандирующими завышенные потребительские стандарты, доступные лишь "олигархам". Представляется, что все социальные силы, имеющие возможность влиять на формирование социальных стандартов населения, должны руководствоваться чувством социальной ответственности за несоответствие средних доходов населения предлагаемым стандартам потребления.

Важной детерминантой социальной деятельности личности, группы являются ценностные ориентации. Они воплощаются в идеалах, интересах, устремлениях людей и определяют поведение субъектов социальной сферы. Ценностные ориентации формируются в ходе социализации, закрепляются всей совокупностью жизненного опыта. Именно поэтому они являются одной из стабильных их характеристик. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру, которая включает в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Ее вершину составляют ценности, приближенные к идеалу.

Размытая система ценностей и норм, неподкрепленная зачастую соответствующими санкциями, но выступающая реальной основой макросоциального процесса смены моделей и регуляторов социальной деятельности, является одним из факторов противоречивости современного трансформирующегося общества. Очевидно, что дальнейшие общественные преобразования, если мы хотим утверждения позитивной логики социального, развития общества, расширения пространства социальной активности, связаны с реморализацией, формированием в обществе системы общезначимых для большинства населения социальных ценностей.

Одним из ведущих условий этого может стать опора на систему базисных ценностных ориентации, которые включили бы в себя такие ценности, как хорошее образование и высокая профессиональная квалификация, самореализация и самоотдача в деловой жизни и, только на этой основе, зажиточная и комфортная жизнь. Важнейшим компонентом социальной сферы является социальная инфраструктура.

Социальная инфраструктура характеризуется по видам и направлениям деятельности социальных субъектов (трудовая, культурная, досуговая и т.п.) и по звеньям в каждом из видов (дошкольная, внешкольного образования и т.д.). Она может рассматриваться как на уровне общества, отрасли, так и региона, предприятия. Отдельные элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы. Только при целостном подходе, обеспечивающем рациональную жизнедеятельность людей, можно говорить об эффективности воспроизводства населения.

Социальная инфраструктура может характеризоваться числом учреждений, организаций, обеспечивающих процессы образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, а также числом мест в них, объемом услуг. В анализе функционирования социальной инфраструктуры важны субъективные оценки людей достаточности реально существующей социальной инфраструктуры в конкретном регионе или на конкретном предприятии.

Бесконтрольный рост платности обучения, медицинского, бытового обслуживания населения привел к невостребованности мощностей образовательных и оздоровительных учреждений, обеспечивавших прежде потребности населения. Снижение доступности различных товаров и услуг деформировало сложившийся образ жизни, увеличило нагрузку в домашнем хозяйстве, сократив свободное время, прежде всего женщины.

Радикальные перемены коснулись государственной системы жилищного обеспечения. В условиях острого дефицита жилья, с одной стороны, сокращается объем строительства жилья, с другой - растет объем продаж. Практически происходит рыночное перераспределение построенного в прежние годы жилищного фонда, и зачастую это происходит путем ущемления интересов слабо защищенных слоев населения, проживающих в муниципальном фонде. Отсутствие социальной защиты тех семей, которые особо остро нуждаются в жилье, ведет к усилению имущественной дифференциации населения.

Процессы образования, медицинского, бытового, транспортного обслуживания, социальной защиты и т.д. представляют собой совокупность статистически устойчивых актов социального взаимодействия людей, детерминирующего их образ жизни, условия социального воспроизводства. Как и всякий процесс, это взаимодействие характеризуется протяженностыо в пространстве и времени, последовательностью, непрерывностью. Оно призвано служить двум взаимосвязанным целям: сохранению ранее накопленного человеческого потенциала, обеспечению доступности услуг и созданию новых институциональных предпосылок совершенствования качественных характеристик социального воспроизводства будущих поколений, обеспечению роста потенциала социальной сферы. Услуги социальных учреждений формируют социальную экологию.

Система индикаторов, фиксирующих эти процессы, может быть представлена показателями, характеризующими:

* потенциал отрасли (обеспеченность кадрами различных отраслей социальной сферы, количественные и качественные характеристики результатов образовательной деятельности, состояние здоровья граждан, жилищного обеспечения, социальной защиты, социального обслуживания и т.п.);

* субъективную оценку степени удовлетворенности потребностей индивидов, социальных групп в жилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовном общении, политическом участии;

* соотношение платности и бесплатности услуг, государственной и частной принадлежности производящих их предприятий, степень доступности платных услуг различным группам и слоям населения.

Важнейшим компонентом социальной сферы являются люди. Они могут быть представлены или описаны как популяция - количественными и качественными характеристиками населения страны, а их социальная дифференциация - через причастность людей к тем или иным Группам или слоям общества. При этом состояние здоровья населения, его интеллектуальный потенциал, культурно-нравственные ценности и девиации будут оценкой функционирования социальной сферы, а место человека, группы в социальной структуре - показателем потенциальных возможностей их социального воспроизводства. Отметим, что все социальные группы и слои, а также индивид выступают в качестве субъектов социальной сферы. Каждый их них по-своему в нее включен.

Наиболее значимым при построении матрицы социальной стратификации общества является критерий социального расслоения, когда в основу ее построения берется показатель среднедушевого дохода, В условиях рынка именно этот признак во многом определяет эффективность социального воспроизводства человека или группы.

Большинство исследователей социальной структуры общества сходится на важности (в целях обеспечения политической стабильности в обществе) скорейшего формирования так называемого "среднего класса" и в то же время нереалистичности быстрого выполнения этой задачи.

Следует отметить, что четкого, единого определения категории "средний класс" нет. Главным образом это обусловлено методологическими трудностями фиксации границ данной социальной категории. В мировой практике принадлежность к "среднему классу" принято устанавливать на основе обладания личностью средним статусом и престижем. При этом основным методологическим критерием выступает размер дохода индивида, позволяющий ему иметь и поддерживать определенный средний стандарт потребления. Если взять этот критерий за основу оценки, то можно утверждать, что к началу радикальных общественных трансформаций в России "средний класс" был вполне сложившимся. В середине 80-х годов квалифицированные рабочие, интеллигенция, управленческий персонал занимали весьма весомые позиции в социальной структуре страны. Мировоззренческие установки, нравственные ценности, связанные с получением стабильного высокого дохода на основе высококвалифицированной профессионально-трудовой деятельности, отличали эти группы населения от других его категорий.

В социальной сфере действуют два типа механизмов регулятивных воздействий - спонтанный и сознательный. Причем на какой бы стадии развития ни находилось общество, оно не в состоянии абсолютно освободиться от стихийной силы случая, но соотношение сознательного и стихийного в управлении бывает различным.

Спонтанный механизм управления социальной сферой проявляется в неупорядоченном воздействии сложной и противоречивой совокупности факторов, условий на процессы воспроизводства населения, их переплетения, столкновения. Эти воздействия пробивают себе дорогу как общая тенденция, имеющая вероятностный, стохастический, характер (например, демографические процессы рождаемости, смертности, брачности и т.д.).

Сознательные факторы управления связаны с целенаправленной социальной деятельностью людей, которая осуществляется через специфические общественные институты (субъекты управления) - систему органов и организаций, обеспечивающих сознательное воздействие на социальную сферу с целью достижения определенных результатов. На федеральном уровне это министерства социального профиля (здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и др.), на региональном уровне - соответствующие органы управления, на местном - городские и районные комитеты, отделы, департаменты, различные учреждения и службы социальной помощи на местах. Так, например, в префектурах округов города Москвы управление социальными процессами осуществляется Префектом и его заместителем через посредство Управления социального развития, ведающее вопросами образования, охраны здоровья населения, социального обеспечения и социальной защиты населения, культуры, досуга и спорта, молодежи и развития семьи, профилактики правонарушений, охраны окружающей среды, занятости и помощи безработным, поддержки и развития общественной активности различных социальных групп. Каждое из направлений социального развития в любом округе Москвы непосредственно обеспечивается специализированными управлениями и отделами.

На социальные процессы в обществе на всех его уровнях оказывают свое влияние также политические, общественные и религиозные организации.

Степень эмансипации каждого конкретного общества от стихийного воздействия случая, равно как и сила, эффективность его противодействия стихийным факторам носят конкретно-исторический характер. Границы целенаправленного воздействия на социальную среду, его содержание, цели и принципы зависят от сущности общества, господствующих в нем экономических отношений, политических институтов. Сознательное управление осуществляется в интересах класса или социальной группы, господствующих экономически. В соответствии со своими интересами господствующая общность создает систему общественных институтов, органов и организаций, призванных осуществлять управленческие, регулятивные воздействия на общество. При этом остается настоятельной необходимостью совершенствование управления социальным воспроизводством действительной жизни, что, в свою очередь, обусловливает требования к социальному познанию существенных, устойчивых связей, выражающих инвариантный способ организации социальной сферы в определенную целостность, характеризующих способы сохранения ее стабильности и развития, учету в управлении социальной сферой уникального и случайного.

Cоциальная cфера 1. Понятие социальной сферы, ее структура и факторы, влияющие на ее развитие. Семья как важнейший элемент социальной сферы и объект социологического изучения. 2. Семья в процессе социогенеза. 3. Содержание, структура и функции семьи. 4. Социальная работа с семьёй.

Понятие социальной сферы Социальная сфера – это институты, группы, общности социальные отношения, а также связи, действия и взаимодействия между ними. Она охватывает всё пространство жизни человека – от условий его труда и быта, здоровья и досуга – до социоэтнических и стратных отношений.

Содержание социальной сферы Составляют отношения между социальными группами, индивидами и институтами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни

Структура социальной сферы Тесно связана с социальной структурой общества: личность, группа (например, молодежь или пожилые), семья, этнос и т. д. Социальная инфраструктура (наличие социальных институтов и сервиса, быт, условия, обеспечивающие жизнедеятельность человека) Социальные отношения (связаны с ценностями, благами, предоставляемыми обществом)

Факторы развития социальной сферы Природно-географические (особенности природной среды, влияющей на деятельность и отношения между людьми) Социально-демографические (половозрастной состав населения, его численность по категориям, рождаемость и смертность, семейные отношения, миграционные процессы и т. д.) Производственно-технологические (технологический уровень предприятий региона, степень развития производственной инфраструктуры)

Факторы развития социальной сферы Социально-правовые (правовые нормы и правоотношения, правовая урегулированность социальных отношений, уровень правосознания населения) Социально-экономические (характер и формы собственности) Социально-политические (степень социальной защиты населения) Социально-информационные (характер и направленность работы средств массовой информации)

Факторы развития социальной сферы Социально-культурные (духовные и нравственны ценности, традиции и обычаи) Социально-психологические (особенность мышления, эмоциональных переживаний и настроений, волевые устремления, что накладывает отпечаток на образ жизни различных групп населения) Национально-этнические (наличие этнических общностей и групп, особенности национального характера и традиций того или иного этноса)

2. Семья как элемент социальной сферы и объект социологического изучения Семья выступает важнейшим элементом социальной сферы. Именно семья создаёт условия для воспроизводства населения и развития личности. Именно в ней образуются базовые условия функционирования социума. Без социализации личности, происходящей, прежде всего, в семье невозможно обеспечение социальной жизни. Семья в социологии традиционно изучается как на макро-, так и на микроуровнях.

Семья как элемент социальной сферы и объект социологического изучения Начиная с ам. социологов Т. Парсонса и К. Дэвиса в современной социологии существует позиция, что необходимо соединить эти два уровня, так как стабильность семьи зависит одновременно как от общества и социокультурных влияний, так и от внутренних взаимодействий и связей членов семьи.

Семья как элемент социальной сферы и объект социологического изучения В российской социологии семья изучалась с 60 -х гг. ХХ века, упор при этом делался: на образ жизни семьи, эмоциональные отношения супругов, на конфликты, распределение обязанностей между супругами, на воспитание детей в неблагополучных семьях, на девиантное поведение, на роль женщины-предпринимателя в семье и т. д.

2. Семья в процессе социогенеза. Историки семьи И. Бахофен, Дж. Мак. Леннан, Ш. Летурно показали, что семья, будучи необходимым элементом структуры общества, на протяжении всей истории человечества играла роль генератора и интегратора социальных связей, всей социальной жизни.

Семья в процессе социогенеза В примитивных обществах семья играла важнейшую роль в удовлетворении всех потребностей человека. Именно семья, считают социологи, является генетическим истоком возникновения социальной сферы.

Семья в процессе социогенеза Согласно Л. Моргану, последовательно сменявшие друга формы брачных отношений были исторически необходимыми предпосылками вызревания социальных функций будущего общества.

Семья в процессе социогенеза Семья, под воздействием социальных перемен, связанных с усовершенствованием орудий труда, новыми знаниями и верованиями, постоянно трансформировалась.

Семейные отношения Кровнородственные Полигамия (полиандрия и полигиния) Моногамия На определенном этапе развития семья становится основной формой трудовой и социально-бытовой общности, формируя род и племя.

Семья в процессе социогенеза Запрещение браков внутри рода стимулировало объединение родов в племена и формирование 3 -х ступенчатой структуры: род – фратрия – племя, которое представляло собой совокупность нескольких родов, генетически связанных. Объединение племен в постоянные союзы способствовало образованию этносов.

Семья в процессе социогенеза Развитие производства и обмена товарами, появление товарноденежных отношений привело к подрыву родового устройства и разделению населения не по родственным отношениям, а по проживанию на одной территории. Так появляется общество и государство.

Семья в процессе социогенеза Развитие социально-бытовых, моральных отношений, обычаев и традиций привело к тому, что рычаги регулирования перешли от семьи к государству, таким образом сузив социальные функции семьи. Всё большее развитие получают другие элементы социальной сферы.

Брак – санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная устойчивая форма половых отношений. В рамках брачных отношений осуществляется не только сексуальный контроль, но и удовлетворяется потребность в родительских отношениях, социальной поддержке, духовном общении, а также оказании хозяйственно-бытовых услуг.

3. Содержание, структура и функции семьи. Семья – это группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспроизводство населения, воспитание детей и удовлетворяет общественно значимые потребности людей.

Содержание, структура и функции семьи Семью создают отношения «родителидети» , она пространственно локализуется (жилище, дом, квартира), имеет экономическую основу – общесемейную деятельность родителей и детей, которая выходит за рамки быта.

Содержание, структура и функции семьи Содержание семьи состоит в наличии 3 единого отношения: супружество – родительство – родство. Именно они представляют семью в строгом смысле слова. Ядром семьи является супружеская пара.

Содержание, структура и функции семьи Формы организации семьи: Нуклеарная (супружеская) – муж, жена, дети. Её основой является семейная пара, связанная брачными отношениями. Родственная – клан кровных родственников с их супругами и детьми.

Содержание, структура и функции семьи Социология подразделяет семью на Родительскую – семью происхождения Прокреационную – созданную взрослыми детьми, отделившимися от родителей

Содержание, структура и функции семьи Семью также принято подразделять по наличию родителей: - Полные (2 -е родителей) - Неполные (1 родитель)

Содержание, структура и функции семьи По количеству детей: - Бездетные - Однодетные (1 – 2 ребенка) - Многодетные (3 и более детей)

Функции семьи Регулирования сексуальных отношений Воспроизводство населения Социализация новых поколений Защитная Статусная Воспитательная Хозяйственная

4. Социальная работа с семьёй Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу. Среди них можно выделить следующие: - распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство; - потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации в рамках семьи в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов с семьи и др.);

Социальная работа с семьёй - отсутствие познавательных потребностей (например, в знаниях и умениях по воспитанию детей и др.) у отдельных членов семьи; - неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до жестокого обращения, что способствует у детей и подростков развитию девиантного поведения; - наличие в семье негативной нравственнопсихологической атмосферы; - неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие другие.

Социальная работа с семьёй Предотвращение и ликвидация отмеченных негативных явлений в семье возможны при организации системной целенаправленной социальной работы. В основу этой работы положена модель, предусматривающая последовательность действий по отношению к семье и грамотное выполнение каждого из действий.

Социальная работа с семьёй Экспериментально обоснованная модель деятельности специалиста по работе с семьей включает следующие компоненты: наличие у специалиста представлений о содержании работы с семьёй как клиентом и о представлениях клиента о содержании этой поддержки; представления о форме оказания помощи семье;

Социальная работа с семьёй дифференциация семей на типы; разработка программы социальных воздействий на семью коррекционновоспитательной направленности; вхождение с семьей в контакт с целью реализации программы социальных действий; отслеживание результатов коррекционновоспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений.

Социальная работа с семьёй Диагностирование межсемейных отношений проводится на основе социологических опросов и диагностических методик. Для определения наличия в семье конфликтных ситуаций можно идти двумя путями: посредством работы с детьми и посредством работы с родителями.

Социальная работа с семьёй В литературе приводятся различные подходы к определению типов семей. В практической же работе специалист по социальной работе подразделяет семьи на две группы: семьи благополучные и неблагополучные (с наличием какойлибо деформированности семейной структуры).

Социальная работа с семьёй Благополучные семьи, на основе дальнейшего их анализа, делятся на педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей.

Социальная работа с семьёй Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социологическими требованиями общества специалисты подразделяют на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные.

Социальная работа с семьёй Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений. По данным исследований такие семьи составляют около 60 % из общего числа неблагополучных семей. Семьи с таким типом отношений отличаются от семей, в которых противоречия носят случайный характер тем, что предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство. Идет наслоение конфликтов. Выражается это в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений.

Социальная работа с семьёй Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает ее и создает потребность в освобождении от отношений, ставших неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в школе и общественных местах.

Социальная работа с семьёй Педагогически несостоятельная семья. В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против учителя, предъявляющего определенные требования. Конфликты переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Это приводит к отчужденности от коллектива, а затем и от семьи. Все это порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим воздействиям.

Социальная работа с семьёй Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Дети еще в родительской среде (семье) усваивают стандарты жестокого обращения, не умеют и не желают согласовывать свой образ жизни с общепринятым. Затем они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. У детей из таких семей часто отмечаются противоречия между потребностью в симпатиях со стороны окружающих (учителей, сверстников и т. д.) и неумением их завоевать. Вместе с тем они часто претендуют на бескомпромиссное лидерство среди сверстников. Дети из таких семей становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.

Социальная работа с семьёй Брак – это гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины, ведущий к образованию семьи. По силе власти в семье кого-либо из супругов, можно выделить пять типов брака: 1. доминирующий муж и пассивная жена; 2. доминирующая жена и пассивный муж; 3. открытая борьба или соперничество; 4. изоляция или эмоциональное отчуждение; 5. псевдо-кооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при своем мнении

Социальная работа с семьёй В зависимости от типа семейных взаимоотношений семьи можно подразделить на гармоничные, где адекватно исполняются роли мужчины (мужа) и женщины (жены), и дисгармоничные семьи, в которых супруги имеют различные проблемы, такие, как:

Социальная работа с семьёй обвинение, когда один из супругов утверждает, что вина за все проблемы в семье лежит на другом супруге; отвлечение, когда один из супругов ищет успокоение от напряженной ситуации в семье за её пределами; чувство обиды, которое возникает в том случае, если один из супругов считает, что дает больше, чем получает; отношения ревности, озлобленности, подозрительности.

Социальная работа с семьёй Основные социальные проблемы семьи: трудное материальное положение семьи; злоупотребление алкоголем и наркотиками; жестокое обращение с детьми и другими членами семьи; антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы; социальное сиротство – это явление устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей – искажение родительского поведения.

Социальная работа с семьёй Стадии распада брака: эмоциональный распад (когда проходит любовь, привязанность, взаимное уважение); физиологический распад (прекращение интимных отношений); фактический распад (прекращение совместного ведения хозяйства, единого бюджета, совместного воспитания детей, разъезд и раздельное проживание)

Социальная работа с семьёй При организации работы с семьей важен следующий принцип: оказание помощи в разрешении проблем нужно осуществлять не «огнем и мечом» , а очень осторожно. В противном случае семья не пойдет на контакт со специалистом.

Социальная работа с семьёй Социальная работа должна иметь направленность в зависимости от типа семьи. Так, среднестатистическая семья нуждается в помощи по стабилизации и, прежде всего, в эмоциональной разрядке. Тут важна помощь (консультация) психолога. Проблемы такой семьи – это взаимоотношения супругов, воспитание детей, особенно подростков. Молодая семья. Здесь приоритетной сферой внимания социальной работы может быть: межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций, трудности начального воспитания детей.

Социальная работа с семьёй Вторичная семья - это семья, созданная повторно обоими или одним из супругов. Для нее характерны проблемы построения взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым родителям или уходу одного из них из семьи. Неполная семья - это семья, где отсутствует один из родителей; ее проблемы связаны с изменением статуса в обществе, понижением материального уровня, возможностью развития у детей девиантного поведения. Проблемы многодетной семьи (три и более детей) часто связаны с бедностью, нестабильностью статуса в обществе, иждивенческими установками.

Структура социальной сферы представляет собой сумму четырех взаимосвязанных частей, выступающих вместе с тем и эмпирическими индикаторами при ее предметной идентификации:

1. Социальной структуры общества, исторически представленной определенными классами и социальными группами (социально-демографическими, этническими, территориальными и др.) и отношениями между ними.

2. Социальной инфраструктуры как совокупности отраслей народного хозяйства и видов общественно полезной деятельности (кооперативной и индивидуальной, общественных фондов и социальных инициатив и т.д.), направленных на оказание услуг непосредственно человеку.

3. Социальных интересов, потребностей, ожиданий и стимулов, т.е. всего того, что обеспечивает связь индивида (групп) с социумом, включенность личности в общественный процесс.

4. Принципов и требований социальной справедливости, условий и гарантий ее осуществления.

Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера как бы "перекрывается" другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.

Отметим, что каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам по себе. Его функция реализуется через деятельность людей, удовлетворяющих тем самым свои потребности. Субстанциональной основой социальной сферы являются совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности.

Компоненты социальной сферы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной системы. Их специфика, возникновение и существование обусловливаются главной функцией социальной сферы - функцией социального воспроизводства людей, как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов.

Каждый компонент социальной сферы выполняет определенную функцию, носящую целенаправленный характер. В противном случае компонент выпадает из системы, становится ненужным. Функции обусловливают элементы целостной структуры и материализуются в рамках присущей социальной сфере внутренней организации.

Социальная система

Особенностью социальных систем является их сложность, которая обусловлена тем, что основной элемент системы — человек — имеет собственную субъективность и большой диапазон выбора поведения.

Для социальной системы характерны неопределенность функционирования и существование границ управляемости.

Определяющим признаком социальной организации является цель.

Выбор понятия «организация» зависит от конкретной цели социального управления. Наиболее часто понятие подразумевает как объединение людей для достижения общей цели на основе разделения труда.

Организационные структуры социальной сферы распределяются по отраслям:

  • образование;
  • культура и искусство;
  • здравоохранение;
  • туризм;
  • отдых;
  • физическая культура и спорт;
  • наука и инновации;
  • жилищный фонд;
  • коммунальное хозяйство.

Организации социальной сферы могут создаваться государственными органами Российской Федерации, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

Задачи организаций социальной сферы

Организации социальной сферы осуществляют управленческие, социально-культурные и иные функции некоммерческого характера и финансируются из соответствующего на основе сметы доходов и расходов.

Организации социальной сферы создаются для достижения целей : социальных, благотворительных, культурных, образовательных и др.

Организации социальной сферы могут осуществлять , но не в ущерб основной деятельности, а для достижения целей организации с помощью доходов от предпринимательской деятельности.

Несмотря на все различия, структуры социальной сферы являются сложными системами, имеющими вход и выход и связанными с внешней средой.

Жизнедеятельность организаций социальной сферы состоит из трех взаимосвязанных процессов:

  • получение ресурсов из внешней среды;
  • использование ресурсов для достижения цели организации;
  • передача результата во внешнюю среду.

Организации социальной сферы не всегда могут рассчитывать на финансирование из бюджета.

Задача менеджеров — поиск дополнительных или альтернативных источников финансирования.

В ряде отраслей социальной сферы все большее развитие получают . Это касается образования, спорта, туризма.

Социальная сфера вбирает в себя систему и населения , установленных законами государства и опирающихся на традиции жителей страны. Социальная сфера характеризуется своим ресурсным потенциалом, под которым понимают размеры материальных средств, вовлекаемых в ее развитие, состояние и возможности совершенствования объектов социальной инфраструктуры, количество занятых работников, качество их профессиональной подготовки.

В настоящее время разработаны Национальные проекты , призванные улучшить положение в социальной сфере. Так, на Национальный проект «Здравоохранение» в 2006 — 2007 годах будет потрачено более 145 млрд рублей.

В соответствии с рекомендациями приемлемая доля расходов на социальные нужды должна быть не меньше 20% национального бюджета. США и Япония тратят на социальные цели 19 — 21% , Германия, Англия и некоторые другие страны — несколько больше.

Необходимо также отметить, что здоровье населения существенным образом зависит от объема ВВП. В мире прослеживается закономерность: продолжительность жизни в стране тем выше, чем выше ВВП . Россия по объему ВВП и продолжительности жизни сейчас находится в средней группе стран (в 2006 г. — 65 место).

Вышеприведенная зависимость имеет место и в регионах России. Такое исследование было проведено по регионам Приволжского федерального округа.

Как и любая другая организация, организация социальной сферы занимается проблемами — это весь комплекс вопросов по подбору, отбору, расстановке кадров, их эффективному использованию. При этом организации социальной сферы сталкиваются с проблемами закрепления кадров, что обусловлено относительно низким уровнем оплаты труда. Здесь гораздо большую роль играют другие стимулы работы, например, моральное удовлетворение результатами работы.

Социальная сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении и многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов. Процессы ее жизнедеятельности обусловлены объективными закономерностями и основываются на определœенных принципах социального управления.

Важное теоретическое и практическое значение для социологического анализа социальной сферы, совершенствования управления социальной жизнью общества имеют познание и детальное рассмотрение составляющих ее базовых компонентов.

В научной литературе имеются различные подходы к определœению структуры социальной сферы. В одном случае расчленение социальной сферы производится в зависимости от содержания, в другом - по основным функциям, в третьем - по категориальному аппарату, характеризующему социальную сферу. Так, ее можно представить как совокупность систем образования и здравоохранения, сферы бытовых и культурных услуг, транспортного обслуживания и тому подобное или как исторически достигнутое распределœение и закрепление функций социальной сферы в виде конкретных условий, обязанностей и возможностей общества и его членов по удовлетворению и обогащению их потребностей. В данном случае структура социальной сферы выражает взаимосвязь и положение организационно оформленных функций социальной сферы как ее собственных элементов.

С.А. Шавель представляет структуру социальной сферы как сумму четырех взаимосвязанных частей, выступающих вместе с тем и эмпирическими индикаторами при ее предметной идентификации:

1. Социальной структуры общества, исторически представленной определœенными классами и социальными группами (социально-демографическими, этническими, территориальными и др.) и отношениями между ними.

2. Социальной инфраструктуры как совокупности отраслей народного хозяйства и видов общественно полезной деятельности (кооперативной и индивидуальной, общественных фондов и социальных инициатив и т.д.), направленных на оказание услуг непосредственно человеку.

3. Социальных интересов, потребностей, ожиданий и стимулов, ᴛ.ᴇ. всœего того, что обеспечивает связь индивида (групп) с социумом, включенность личности в общественный процесс.

4. Принципов и требований социальной справедливости, условий и гарантий ее осуществления.

Можно привести и другие системы классификаций элементов данной системы.

Ряд исследователœей полагают, что есть смысл говорить об общих элементах сфер общественной жизни, из которых строится любая из них. Предполагается, что элементы всœех общественных структур взаимосвязаны, они как бы пронизывают друг друга. Но эта взаимосвязь отнюдь не означает ликвидации качественной определœенности сфер. К примеру, классы, другие социальные общности пронизывают своей деятельностью и отношениями всœе сферы общественной жизни. При этом законы воспроизводства, на основе которых складывается социальная сфера, функционируют и развиваются данные общности, которые связывают сложную социальную жизнь в целостную систему, не растворяются в законах других сфер. Большинство ученых склоняется к выделœению в сферах таких элементов, как деятельность, отношения, субъекты. Причем на первый план анализа выдвигается фактор социальной деятельности.

Каждый из таких подходов имеет свои достоинства, поскольку позволяет анализировать содержание и сущностные характеристики социальной сферы под определœенным углом зрения. Вместе с тем ни один из них не раскрывает всœего богатства, сложности и многоплановости социальной сферы в ее реальном и предметном воплощении. Мы предлагаем принцип структуризации социальной сферы, исходя из особенностей ее социологического анализа. Вначале уточним, какие объекты и процессы, на наш взгляд, можно отнести к социальной сфере, а какие - к внешней среде.

Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определœенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает всœе другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, социальная сфера как бы "перекрывается" другими сферами, собирая, как в фокусе, всœе предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле всœе другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всœей общественной системы.

Представляется, что в качестве критерия, позволяющего отграничить системные элементы от среды, следует принять функцию каждого из них в создании системообразующих свойств социальной сферы. В таком случае к социальной сфере относятся всœе объекты и процессы, которые принимают прямое, непосредственное участие в формировании свойств системы, связанных с воспроизводством и совершенствованием личности (группы), удовлетворением ее витальных и высших потребностей. Их взаимодействие и создает социальную сферу как систему с ее качественными отличиями. Материально-производственная, политическая и культурно-духовная сферы, опосредованно участвуя в формировании интегративных качеств, влияя на социальную сферу через отдельные компоненты, в целом остаются внешними по отношению к системе и потому относятся к среде. Οʜᴎ связаны с ней сетью коммуникаций, каждая из которых имеет неодинаковое значение для функционирования социальной сферы. К среде следует отнести и природно-климатические условия, в которых функционирует социальная сфера.

Опираясь на эти рассуждения и учитывая, что в социальной сфере складываются и удовлетворяются потребности во благах, необходимых для самореализации творческого потенциала человека, группы, рассмотрим эту сферу как систему, обладающую необходимым набором компонентов вещного, процессуального, идейного и человеческого характера. Взаимодействие этих структурных единиц должно порождать присущие данной системе качественные особенности. Отнесем к таковым социальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования потребительского поведения населœения, человека,группы.

Отметим, что каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам по себе. Его функция реализуется через деятельность людей, удовлетворяющих тем самым свои потребности. Субстанциональной основой социальной сферы являются совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности.

Компоненты социальной сферы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной системы. Их специфика, возникновение и существование обусловливаются главной функцией социальной сферы - функцией социального воспроизводства людей, как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов.

Каждый компонент социальной сферы выполняет определœенную функцию, носящую целœенаправленный характер. В противном случае компонент выпадает из системы, становится ненужным. Функции обусловливают элементы целостной структуры и материализуются в рамках присущей социальной сфере внутренней организации.

Пределом анализа социальной сферы, с нашей точки зрения, ее первичным элементом является понятие "потребность индивида, группы" -то наиболее простое, элементарное образование, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сохраняет свою подчинœенность общему закону социальной сферы, ее главной функции. Первичность данного элемента обусловлена тем, что ему присуще характерное для социальной сферы основное противоречие между растущими потребностями субъектов и возможностями их удовлетворения. Это противоречие, на наш взгляд, является основным в процессе саморазвития, самореализации каждого социального субъекта. Его характер и направленность детерминируют возможности, реальный уровень развития социальной сферы в целом. Именно потребность и есть концентрация присущих социальной сфере противоречий, которые обусловливают ее специфику. Потребность служит источником самодвижения, саморазвития системы. Выделœение и изучение основного компонента системы позволяет нам проанализировать источники, движущие силы ее развития, выяснить главное направление движения, тенденции, которые ей присущи.

Материальные и духовные потребности личности, группы формируются под воздействием экономических условий, социокультурных факторов и характеризуются, с одной стороны, их минимально приемлемым и гарантированным обществом уровнем, с другой - уровнем возможностей и притязаний самих социальных субъектов.

Экономический кризис, приведший к снижению уровня жизни большинства россиян, существенно скорректировал структуру потребления населœения, причем в худшую сторону. При этом уровень запросов людей, сформировавшаяся в обществе ранее, структура потребностей различных групп населœения, по своему характеру, в целом сохранились. Образовавшийся разрыв между потребностями и возможностью их удовлетворения не только морально травмирует сознание людей, но и приводит к их физической и психической деградации. Деморализация населœения подогревается средствами массовой информации, пропагандирующими завышенные потребительские стандарты, доступные лишь "новым русским". Представляется, что всœе социальные силы, имеющие возможность влиять на формирование социальных стандартов населœения, должны руководствоваться чувством социальной ответственности за несоответствие средних доходов населœения предлагаемым стандартам потребления.

Важной детерминантой социальной деятельности личности, группы являются ценностные ориентации. Οʜᴎ воплощаются в идеалах, интересах, устремлениях людей и определяют поведение субъектов социальной сферы. Ценностные ориентации формируются в ходе социализации, закрепляются всœей совокупностью жизненного опыта. Именно в связи с этим они являются одной из стабильных их характеристик. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру, которая включает в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Ее вершину составляют ценности, приближенные к идеалу.

Отказ в последние годы от ранее существовавших ценностей, в центре которых стояла официальная доктирина и неофициальная установка на приоритетную ценность труда, привнесение западных нравственных установок, распространение социально привлекательной мифологемы быстрого обогащения и "красивой жизни" привели к разрушению у многих людей привычных социальных и нравственных. ориентиров в результате - непоследовательность в поведении и сознании, нестабильность в обществе на макро-, и микроуровне.

Размытая система ценностей и норм, неподкрепленная зачастую соответствующими санкциями, но выступающая реальной основой макросоциального процесса смены моделœей и регуляторов социальной деятельности, является одним из факторов противоречивости современного трансформирующегося общества. Очевидно, что дальнейшие общественные преобразования, если мы хотим утверждения позитивной логики социального, развития общества, расширения пространства социальной активности, связаны с реморализацией, формированием в обществе системы общезначимых для большинства населœения социальных ценностей.

Полагаем, что одним из ведущих условий этого может стать опора на систему базисных ценностных ориентации, которые включили бы в себя такие ценности, как хорошее образование и высокая профессиональная квалификация, самореализация и самоотдача в деловой жизни и, только на этой основе, зажиточная и комфортная жизнь. Важнейшим компонентом социальной сферы является социальная инфраструктура. Под ней мы понимаем устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всœего комплекса потребностей (витальных и социально-деятельностных) в целях воспроизводства человека и общества. Социальная инфраструктура является причиной взаимодействия материально-вещественной среды и социальных субъектов и обеспечивает условия для рациональной организации их жизни и деятельности. По своей внутренней организации инфраструктура социальной сферы представляет собой систему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающих эффективность функционирования всœех институтов социальной сферы. При этом многообразные потребности индивидов, семей и общества в целом удовлетворяются широким и многообразным набором товаров и услуᴦ.

Социальная инфраструктура характеризуется по видам и направлениям деятельности социальных субъектов (трудовая, культурная, досуговая и т.п.) и по звеньям в каждом из видов (дошкольная, внешкольного образования и т.д.). Она может рассматриваться как на уровне общества, отрасли, так и региона, предприятия. Отдельные элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы. Только при целостном подходе, обеспечивающем рациональную жизнедеятельность людей, можно говорить об эффективности воспроизводства населœения.

Социальная инфраструктура может характеризоваться числом учреждений, организаций, обеспечивающих процессы образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, а также числом мест в них, объемом услуᴦ. В анализе функционирования социальной инфраструктуры важны субъективные оценки людей достаточности реально существующей социальной инфраструктуры в конкретном регионе или на конкретном предприятии.

По уровню развития социальной инфраструктуры, который определяется с помощью социологического анализа, можно судить о степени удовлетворения потребностей населœения, качестве и количестве в их соотнесении с уровнем дореформенной (1991) России или развитых стран, требованиями современной цивилизации.

Последнее десятилетие отмечено стремительным разрушением социальной инфраструктуры. В условиях бюджетного дефицита ухудшается состояние материальной базы для обучения школьников и студентов, лечебной деятельности врачей. Сократилось число дошкольных и внешкольных учреждений, учреждений физкультуры и спорта. В кризисной ситуации находится автомобильное и желœезнодорожное сообщение, особенно пригородное. Наиболее тяжелое положение финансирование осуществлялось ранее из бюджетов производственных предприятий (заводские детские сады, пионерские лагеря, столовые, поликлиники, дома отдыха и санатории). В последние годы всœе меньше и меньше вводится в строй новых объектов социально-культурного назначения.

Бесконтрольный рост платности обучения, медицинского, бытового обслуживания населœения привел к невостребованности мощностей образовательных и оздоровительных учреждений, обеспечивавших прежде потребности населœения. Снижение- доступности различных товаров и услуг деформировало сложившийся образ жизни, увеличило нагрузку в домашнем хозяйстве, сократив свободное время, прежде всœего женщины.

Как показывают наши исследования, лишь небольшое число населœения пользуется услугами бытовых учреждений. Так, услугами парикмахерских, прачечных, химчистки, пошивочных ателье регулярно пользуется лишь каждая пятая из опрошенных семей, изредка - около половины, около трети - вовсœе не пользуются.

Радикальные перемены коснулись государственной системы жилищного обеспечения. В условиях острого дефицита жнлья, с одной стороны, сокращается объем строительства жилья, с другой - растет объем продаж. Практически происходит рыночное перераспределœение построенного в прежние годы жилищного фонда, и зачастую это происходит путем ущемления интересов слабо защищенных слоев населœения, проживающих в муниципальном фонде. Отсутствие социальной защиты тех семей, которые особо остро нуждаются в жилье, ведет к усилению имущественной дифференциации населœения.

Процессы образования, медицинского, бытового, транспортного обслуживания, социальной защиты и т.д. представляют собой совокупность статистически устойчивых актов социального взаимодействия людей, детерминирующего их образ жизни, условия социального воспроизводства. Как и всякий процесс, это взаимодействие характеризуется протяженностыо в пространстве и времени, последовательностью, непрерывностью. Оно призвано служить двум взаимосвязанным целям: сохранению ранее накопленного человеческого потенциала, обеспечению доступности услуг и созданию новых институциональных предпосылок совершенствования качественных характеристик социального воспроизводства будущих поколений, обеспечению роста потенциала социальной сферы. Услуги социальных учреждений формируют социальную экологию.

Система индикаторов, фиксирующих эти процессы, может быть представлена показателями, характеризующими:

Потенциал отрасли (обеспеченность кадрами различных отраслей социальной сферы, количественные и качественные характеристикии результатов образовательной деятельности, состояние здоровья граждан, жилищного обеспечения, социальной защиты, социального обслуживания и т.п.);

Субъективную оценку степени удовлетворенности потребностей индивидов, социальных групп в жилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовном общении, политическом участии;

Соотношение платности и бесплатности услуг, государственной и частной принадлежности производящих их предприятий, степень доступности платных услуг различным группам и слоям населœения.

Оценивая ситуацию в отраслях социальной сферы, отметим, что в них происходит серьезный спад. Результатом проводимых реформ стало ухудшение социальных показателœей, характеризующих вышеперечисленные процессы, лишение основной группы населœения возможности получения большой части услуᴦ. Резкая дифференциация обеспеченности населœения социально-культурными услугами связана с поляризацией доходов населœения, ростом цен на товары и услуги и в результате - с сужением платежеспособного спроса широких слоев населœения, а также отвлечением наиболее качественных ресурсов на удовлетворение запросов небольшой высокодоходной группы общества. Следует отметить также дифференциацию региональных социокультурных условий жизнедеятельности, что сказывается на возможностях социального воспроизводства населœения и может породить конфликты между различными территориями.

Одной из острых остается проблема социального обеспечения уязвимых слоев и групп населœения. Рост в последние годы почти вдвое численности пенсионеров по старости, бездомный (по разным оценкам их насчитывается сейчас от 1,5 до 2 млн. человек), беспризорников требует от государства в целях обеспечения нравственного здоровья общества, его динамичного развития в перспективе мобилизации человеческого потенциала, организации эффективной социальной поддержки этих слоев.

В условиях катастрофически ухудшающейся социально-экономической ситуации в стране, усиливающегося бюджетного дефицита͵ непрерывного роста цен, видимо, данный спад будет продолжаться и впредь, поскольку для тех кто планирует социальное развитие страны оказывается невыгодным вкладывать средства в отрасли, которые дают эффект не сразу, а в далекой перспективе. Сложившееся кризисное состояние может еще более усугубиться в связи с ростом цен на товары и услуги, энергоресурсы, ужесточением налоговой политики. Возможно наиболее острыми будут проблемы коммунального и транспортного обслуживания.

При этом, как нам представляется, законодательно должен быть установлен минимум бесплатных услуг, гарантирующих социальное выживание населœение и будущее нашей страны. В их состав должны войти образовательные, медицинские и транспортные услуги.

Важнейшим компонентом социальной сферы являются люди. Οʜᴎ бывают представлены или описаны как популяция - количественными и качественными харакхеристиками населœения страны, а их социальная дифференциация - через причастность людей к тем или иным Группам или слоям общества. При этом состояние здоровья населœения, его интеллектуальный потенциал, культурно-нравственные ценности и девиации будут оценкой функционирования социальной сферы, а место человека, группы в социальной структуре - показателœем потенциальных возможностей их социального воспроизводства. Отметим, что всœе социальные группы и слои, а также индивид выступают в качестве субъектов социальной сферы. Каждый их них по-своему в нее включен.

В первой главе мы уже дали характеристику народонаселœения, обратимся к характеристике социальной стратификации нашего общества в условиях перехода к рынку. Следует отметить, что российские исследователи, выстраивая социальную структуру, используют различные критерии:

разделœение труда, отношения собственности; власть, престиж, доход, уровень образования. Так, по мнениют Н.М.Римашевской и И.А.Дискина, контуры новой социальной структуры общества задает степень адаптированности людей к новым экономическим и социальным реалиям, осознание различными группами и слоями своих интересов. С точки зрения этих авторов, социальная структура" в первом приближенни" выглядит следующим образом:

1) "элитно-олигархические группы", обладающие собственностью в размерах, сопоставимых с крупнейшими западными корпорациями, и средствами властного влияния на общероссийском уровне;

2) "региональные и корпоративыне элиты, обладающие значительными по российским масштабам состоянием и влиянием на уровне регионов и секторов экономики;

3) "российский верхний класс", обладающий собственностью и доходами, обеспечивающими высокие западные стандарты потребления, а также притязаниями на повышение своего социального статуса и ориентациями на сложившуюся практику и этические нормы хозяйственных взаимоотношении;

4) "российский средний класс, обладающий доходами, обеспечивающими удовлетворение среднероссийских и более высоких стандартов потребления; относительно высокой адаптированностью, значительными социальными притязаниями и мотивацией; социальной активностью и ориентацией на легальные способы ее проявления;

5) "аутсайдеры", характеризующиеся низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их получения;

6) "маргиналы", характеризующиеся низкой адаптацией, асоциальными и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности;

7) "криминалитет", обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, и вполне рационально действующий вопреки легальным, сложившимся нормам хозяйственной и социально-экономической деятельности. Академик Г.В.Осипов полагает, что в россии к 1994 году "в основном сформировалась качественно новая, предельно поляризованная социально-классовая структура с полюсами в виде буржуазии, с одной стороны. и полудеклассированных наемных работников, с другой, при весьма неустоявшемся среднем классе, который точнее было бы назвать средним социальным слоем".

Примерно такого же подхода придерживается Н.Е. Тихонова. В своем выступлении на Международной теоретической конференции социологов она отмечает, что "социальная структура складывающегося общества пока будет тяготеть скорее к архаическим формам социальной структуры раннеиндустриального типа с достаточно жесткой классовой дифференциацией, чем к социальной структуре общества позднеиндустриально типа.западного образца". Автор также указывает на возможность реанимирования идеи классовой борьбы, "поскольку положение России в обозримом будущем вряд ли заметно улучшится".

С нашей точки зрения,становление рынка рождает принципиально новые общественные отношения, в том числе производственные, и новые формы собственности: частную, акционерную, общественных организаций, кооперативную, концессионную, смешанную и т.п. Это означает появление в общественной жизни новых социальных групп людей, которые характеризуются более сложным и пока не привычным сочетанием признаков, требующих осмысления. Но совершенно очевидно, что реанимация частной собственности порождает класс собственников и обостряет его отношение с наемными работниками, а имущественная дифференциация возрождает слои нищих, бедных, богатых, отличающихся друг от друга доходами и источниками его получения, а также качеством жизни.

При этом с позиций нашего анализа наиболее значимым, при построении матрицы социальной стратификации, общества, является критерий социального расслоения, когда в основу ее построения берется показатель среднедушевого дохода, В условиях рынка именно данный признак во многом определяет эффективность социального воспроизводства человека или группы. Хотя крайне важно признать, что даже значительный уровень дохода, определяя потенциальные возможности саморазвития, реализации творческого потенциала, не всœегда и не сразу меняет поведенческие реакции конкретных людей.

Большинство исследователœей социальной структуры общества сходится на важности (в целях обеспечения политической стабильности в обществе) скорейшего формирования так называемого "среднего класса" и в то же время нереалистичности быстрого выполнения этой задачи.

Следует отметить, что четкого, единого определœения категории "средний класс" нет. Главным образом это обусловлено методологическими трудностями фиксации границ данной социальной категории. В мировой практике принадлежность к "среднему классу" принято устанавливать на основе обладания личностью средним статусом и престижем. При этом основным методологическим критерием выступает размер дохода индивида, позволяющий ему иметь и поддерживать определœенный средний стандарт потребления. В случае если взять данный критерий за основу оценки, то можно утверждать, что к началу радикальных общественных трансформаций в России "средний класс" был вполне сложившимся. В серединœе 80-х годов квалифицированные рабочие, интеллигенция, управленческий персонал занимали весьма весомые позиции в социальной структуре страны. Мировоззренческие установки, нравственные ценности, связанные с получением стабильного высокого дохода на основе высококвалифицированной профессионально-трудовой деятельности, отличали эти группы населœения от других его категорий.

Реформы, с их серьезнейшими социальными издержками, привели к размыванию этого слоя. Цена реформ оказалась чрезмерно высокой и она превысила запас прочности этого слоя населœения России. За последние годы заметно снизился уровень доходов на душу населœения. Происходит процесс обнищания широких слоев населœения. В зоне бедности находится почти половина россиян. Государство не гарантирует каждому члену общества прожиточный минимум. По этой причине растет число семей, которым начинает угрожать "необратимая бедность. К этой категории относятся семьи, чей душевой доход в течение трех лет не поднимается выше отметки прожиточного минимума. Вместе с тем, наши исследования показывают, что сравнительно быстро увеличивается число "потенциально бедных": В эту зону риска попадают в основном лица, чьи доходы превышают официально установленный прожиточный минимум не более чем на 25%. Их положение характеризуется крайней степенью неустойчивости: любое изменение обстоятельств выталкивает этих людей за черту бедности.

Расслоение общества превысило допустимые (по мировым стандартам) нормы. У 10% наиболее высокодоходного населœения сосредоточилось 34% денежных доходов, у 20% - 46% денежной массы страны, а у 20% россиян лишь 4,6%.

В этих условиях крайне привлекательной выглядит идея форсированного формирования массовидного "среднего класса", который с точки зрения поддержания себя и воспроизводства будущих поколений, характеризовался бы высокой стабильностью, большими возможностями самовоспроизводства и установками на достижение более высокого уровня развития своих социальных качеств. Решение, этой стратегической задачи лежит на пути вывода из под непосредственного влияния рынка образования, культуры, управления, повышения статуса интеллигенции, обеспечения достойного уровня жизни.

Управление - непременное внутренне присущее социальной сфере свойство на любой ступени ее развития. Это свойство имеет всœеобщий характер и вытекает из признания, что человек есть явление социальное, всœегда принадлежит к определœенной общественной системе, классу, социальной группе, которые предъявляют к нему определœенные этические, правовые и другие требования, ставят его поступки в известные рамки господствующих в нем экономических и общественных отношений.

В социальной сфере действуют два типа механизмов регулятивных воздействий - спонтанный и сознательный. Причем на какой бы стадии развития ни находилось общество, оно не в состоянии абсолютно освободиться от стихийной силы случая, но соотношение сознательного и стихийного в управлении бывает различным.

Спонтанный механизм управления социальной сферой проявляется в неупорядоченном воздействии сложной и противоречивой совокупности факторов, условий на процессы воспроизводства населœения, их переплетения, столкновения. Эти воздействия пробивают себе дорогу как общая тенденция, имеющая вероятностный, стохастический, характер (к примеру, демографические процессы рождаемости, смертности, брачности и т.д.).

Сознательные факторы управления связаны с целœенаправленной социальной деятельностью людей, которая осуществляется через специфические общественные институты (субъекты управления) - систему органов и организаций, обеспечивающих сознательное воздействие на социальную сферу с целью достижения определœенных результатов. На федеральном уровне это министерства социального профиля (здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и др.), на региональном уровне - соответствующие органы управления, на местном - городские и районные комитеты, отделы, департаменты, различные учреждения и службы социальной помощи на местах. Так, к примеру, в префектурах округов города Москвы управление социальными процессами осуществляется Префектом и его заместителœем через посредство Управления социального развития, ведающее вопросами образования, охраны здоровья населœения, социального обеспечения и социальной защиты населœения, культуры, досуга и спорта͵ молодежи и развития семьи, профилактики правонарушений, охраны окружающей среды, занятости и помощи безработным, поддержки и развития общественной активности различных социальных групп. Каждое из направлений социального развития в любом округе Москвы непосредственно обеспечивается специализированными управлениями и отделами.

На социальные процессы в обществе на всœех его уровнях оказывают свое влияние также политические, общественные и религиозные организации.

Степень эмансипации каждого конкретного общества от стихийного воздействия случая, равно как и сила, эффективность его противодействия стихийным факторам носят конкретно-исторический характер. Границы целœенаправленного воздействия на социальную среду, его содержание, цели и принципы зависят от сущности общества, господствующих в нем экономических отношений, политических институтов. Сознательное управление осуществляется в интересах класса или социальной группы, господствующих экономически. В соответствии со своими интересами господствующая общность создает систему общественных институтов, органов и организаций, призванных осуществлять управленческие, регулятивные воздействия на общество. Субъективные факторы таких воздействий в процессе общественного прогресса претерпели глубокие изменения - от управления посредством эмпирических, из непосредственного опыта получаемых и передаваемых из поколения в поколение, традиций, обычаев в первобытном обществе до сознательного управления социальными отношениями и процессами. При этом остается настоятельной крайне важностью совершенствование управления социальным воспроизводством действительной жизни, что, в свою очередь, обусловливает требования к социальному познанию существенных, устойчивых связей, выражающих инвариантный способ организации социальной сферы в определœенную целостность, характеризующих способы сохранения ее стабильности и развития, учету в управлении социальной сферой уникального и случайного.

Социальная сфера заключает в себе сложный клубок переплетений причинных связей, взаимодействий. К примеру, такой компонент, как социальная инфраструктура, причинно связан с другими компонентами социальной сферы и более или менее прямо "отвечает" за те или иные характеристики системы в целом. Его функции обусловлены конкретными особенностями структуры населœения, его психологическими и национально-этническими традициями, ценностными ориентациями и установками. Компоненты социальной сферы неравноценны с точки зрения их места и роли в целостном жизнесуществовании населœения, самореализации целœей и интересов той или другой группы. Вместе с тем структурные элементы социальной сферы не взаимозаменяемы. По этой причине исследование социальной сферы предполагает не только изучение структурных характеристик, но и раскрытие функциональной динамики, перспектив развития социальной сферы. Отсюда перед социологом нередко возникает крайне важность идти в своем поиске не от компонентов к социальной сфере, а от социальной сферы к компонентам и на этой основе раскрывать их природу, функции, назначение.

В этом параграфе представлены лишь основные компоненты социальной сферы, поскольку количество ее элементов в процессе познания ее различных образований может изменяться в зависимости от целœей исследования.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник