23.06.2019

Рабочее время время окончания смены. Оплачиваемые перерывы в рабочее время. Ненормированный режим рабочего дня


ЗАДАНИЕ № К 4: Соберите, оформите и представьте портфолио Тип портфолио: портфолио смешанного типа Проверяемые результаты обучения: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) Основные требования Требования к структуре и оформлению портфолио:
  1. титульный лист – включает в себя: наименование образовательного учреждения, фото, ФИО, дата рождения, № группы, код и наименование специальности, ФИО мастера производственного обучения.
  2. «Визитная карточка» - может быть представлена посредством автобиографии, личных фото, видео, поставленных целей и самоанализа достижений;
  3. «Раздел 1. Документы» - материалы участия в профориентационной работе, профильном дополнительном образовании, конкурсах профессионального мастерства (грамоты, дипломы), в семинарах, конференциях и других мероприятиях на различном уровне; удостоверения об обучении по дополнительным профессиональным образовательным программам; справка с места работы; документы, подтверждающие участие в военных сборах, военно-патриотических и спортивных мероприятиях (для юношей), копия военного билета (подтверждающего прохождение службы в вооруженных силах РФ).
  4. «Раздел 2. Работы» - отчет по производственной практике (по профилю специальности), курсовой проект по МДК, работы выполнении как задания внеаудиторной самостоятельной работы в ходе изучения МДК;
  5. «Раздел3. Отзывы» - аттестационный лист с места производственной практики (по профилю специальности), характеристика мастера п/о и преподавателей на различные виды деятельности обучающегося.
При оформлении портфолио следует соблюдать следующие требования: · наличие всех разделов, аккуратность, эстетичность и самостоятельность оформления портфолио; · достоверность сведений портфолио; · высокое качество фото и видео документов; · соответствие стиля оформления содержанию портфолио; · логичность и лаконичность письменных пояснений, завершенность. Портфолио может быть оформлено в электронном виде. Требования к презентации и защите портфолио: Защита портфолио проводится в качестве дополнительного свидетельства (при наличии фактов неправильных ответов или недостаточных по объему и содержанию и наличии ошибок при выполнении ситуационных заданий) публично на экзамене квалификационном: 1. Презентация портфолио (3-5 мин.) 2. Ответ на вопросы по существу представленных документов. (не более 5-7 вопросов) 3 Обсуждение результатов защиты членами экзаменационной комиссии. 4. Доведение до экзаменуемого выводов и рекомендаций членов экзаменационной комиссии. Портфолио представляется экзаменуемым в экзаменационную комиссию перед началом экзамена (квалификационного). Члены экзаменационной комиссии рассматривают представленные материалы и знакомятся с рецензией, подписанной заведующим отделением, в которой подтверждается соответствие представленного материала требованиям оценки результатов освоения профессионального модуля: - полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности деятельности студента; - положительные стороны и недостатки в профессиональной деятельности; - оценка работы; - другие вопросы по усмотрению рецензента. На презентацию студент выходит с кратким устным комментарием по содержанию портфолио. Для презентации портфолио студенту отводится 3-5 минут. В ходе презентации экзаменуемый должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности, в короткое время представить основные результаты проделанной работы за весь период обучения. Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям: - соответствие содержания презентации содержанию портфолио; - выделение основных результатов профессиональной деятельности; - качество изложения материала. Оценка представленного портфолио производится экзаменационной комиссией в бинарным способом («+» или «-»).

Титульный лист

Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя и отчество, контактная информация и фото ученика. Важно дать ребёнку самому выбрать фотографию для титульного листа.

Раздел 1. «Мой мир» («Портрет»)

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.

1. «Автобиография» – В этом разделе он может поместить свои фотографии и подписать их.

2. «Сочинения» – сочинения, эссе на различные темы:

– Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает). (1 класс)

– Моя семья (здесь можно рассказать о членах семьи, либо составить рассказ о своей семье). (2 класс)

– Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях). (2 класс)

– Мои увлечения (можно рассказать о том, чем увлекается ребёнок, в каких секциях или кружках занимается). (3 класс)

– Моя малая родина (рассказать о своём родном городе, о его интересных местах. Здесь же можно разместить схему маршрута от дома до школы, составленную ребёнком совместно с родителями, важно отметить в ней опасные места (пересечения дорог, светофоры).

Раздел 2 – «Мои цели»

Мои образовательные планы на год (урочная и внеурочная деятельность)
Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах

Раздел 3 – «Социальная практика»

Сведения о поручениях
- Оформить этот раздел можно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему:
– Выпуск стенгазеты
– Участие в субботниках
– Выступление на торжественной линейке

Включает в себя данные обо всех видах социальной практики учащихся во внеурочной деятельности (социальные проекты, оказание помощи нуждающимся и т. п.).

Раздел 4 – «Мои достижения»

Этот раздел может включать рубрики:

«Творческие работы» (стихи, рисунки, сказки, фотографии поделок, копии рисунков, принимавших участие в конкурсах и т. д.),

«Награды» (грамоты, дипломы, благодарственные письма и т.д.)

Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке.

Сведения об участии в олимпиадах и интеллектуальных играх

Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, школьных и классных праздниках и мероприятиях и пр.
Сведения об участии в проектной деятельности

Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.

Раздел 5 – «Мои впечатления»

Сведения о посещении театра, выставки, музея, школьного праздника, похода, экскурсии.

Раздел 6 – «Рабочие материалы»

(все письменные работы, диагностические работы)

РУССКИЙ ЯЗЫК 1 класс

Математика 1 класс

Мир вокруг нас 1 класс

Так я читаю. 1 класс

Раздел 7 – «Отзывы и пожелания»

(в произвольной форме)

– Учителей

– Родителей

– Педагогов дополнительного образования

Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как педагогом, так и родителем как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии.

Памятка для педагогов по ведению портфолио

1.Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио (особенно в 1 классе).

2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).

3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.

4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!

6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.

7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.

8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.

9.В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».

Взаимодействие с родителями

Большинство родителей, будучи уверенными, что портфолио обязательно поможет при поступлении в ВУЗ, очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом убеждают учителя, создавая мотивацию для создания портфолио их детей.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи - уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

Памятка для ученика по ведению портфолио

1. Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.

2. Составление портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует.

3. Заполняй страницы портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой портфолио должен отличаться от других.

4. Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!

5. Обращайся к заполнению портфолио в хорошем настроении!

Готовые шаблоны портфолио для школьников. Скачать можно бесплатно, с условием использования только в личных целях. Не допускается публикация листов шаблонов на других сайтах и блогах!

Портфолио ученика в стиле Чемпионата мира по футболу 2018: 13 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон порфолио ученика в морском стиле с 1 по 8 класс: 13 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон портфолио для 1,2,3,4 классов начальной школы: 16 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон портфолио в 1 класс Маша и медведь: 13 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон порфолио ученика начальной школы: 16 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон портфолио школьника: 15 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон портфолио для школы в стиле космос: 12 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон портфолио ученика в стиле Майнкрафт: 13 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон портфолио ученика в олимпийском стиле Сочи 2014: 16 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон портфолио для мальчика "Звездные войны": 18 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон школьного портфолио в стиле Монстер Хай: 13 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон портфолио ученика в стиле Angry birds: 13 страничек-заготовок в формате ipg

Шаблон портфолио ученика в стиле Спанч Боб (Губка Боб): 13 страничек-заготовок в формате ipg

Шаблон портфолио для ученика "Мумми тролли": 16 страничек-заготовок в формате ipg

Шаблон портфолио для мальчиков "Тачки": 12 страничек-заготовок в формате ipg

Шаблон портфолио для мальчиков "Человек-паук": 13 страничек-заготовок в формате ipg

Шаблон портфолио ученика в стиле Винни Пух (Дисней): 13 страничек-заготовок в формате ipg

Шаблон портфолио для девочек в стиле "Феи": 13 страничек-заготовок в формате ipg.

Шаблон снежного школьного портфолио на Новый год в формате jpg

Шаблон весеннего школьного портфолио в формате jpg

Шаблон портфолио для школы "Золушка": 13 страничек-заготовок в формате ipg

Шаблон портфолио для школы Белль из м/ф "Красавица и чудовище": 13 страничек-заготовок в формате ipg. © Мама в сети

Шаблон портфолио для девочек в стиле "Спящая красавица" (Аврора): 13 страничек-заготовок в формате ipg.

Шаблон портфолио в стиле аниме "Мой сосед Тоторо" (Totoro):

12 страничек-заготовок в формате png

Шаблон портфолио ученика старших классов "Из Парижа с любовью": 12 страничек-заготовок в формате jpg

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Портфолио ученика 2 «А» класса школы №1003 г. Москвы Молотова Егора Авторы: Храброва Юлия Николаевна – классный руководитель, Молотов Егор Вадимович – ученик 2 «А» класса. 2013 г.

Здравствуйте, это я – Молотов Егор. С помощью своего портфолио я хочу рассказать всем о своих достижениях, увлечениях, жизненных целях и многом другом.

1 сентября 2012 года я пошел в первый класс. У меня появилось 27 новых знакомых. Это мои одноклассники

А это мой классный руководитель – Юлия Николаевна.

В ходе выполнения разных заданий, участвуя в коллективной интересной работе, я приобрел самых близких друзей.

Кайнаров Фахриддин Николенко Андрей Тарлев Тудор Мадунцева Линда

Общаясь ежедневно с ними, я понял: чтобы было много друзей, нужно быть внимательнее к ним, уступать и уметь договариваться.

Мои любимые учебные предметы: окружающий мир, физкультура, ИЗО, технология.

Несмотря на то, что среди любимых предметов нет русского языка, математики, литературного чтения, я имею по ним хорошие результаты. ФИО ученика Мат. 22.10. Мат. 4.12. Мат. 25.12. Русск. яз. 22.10. Русск. яз. 28.11. Русск. яз. 25.12. Молотов Егор Вадимович 90 84 86 90 77 90 Процент выполненных заданий в проверочных работах по русскому языку и математике Количество прочитанных слов в минуту

За время учебы я поучаствовал во многих конкурсах, олимпиадах, праздничных концертах, экскурсиях. Н а праздниках я читаю стихи и мне нравится это делать Не меньше мне нравится чаепитие И дискотека!!!

Люблю посещать экскурсии, а потом узнавать самостоятельно или с помощью родителей дополнительную информацию из энциклопедии и интернета. Эта экскурсия посвящена войне 1812 года.

Люблю участвовать в исследовательской работе Проект «Создание и исследование игрушки-балансира и игрушки-вертушки» Проект «Зимующие птицы школьного двора»

Вот моя первая грамота. Я стал лауреатом окружного конкурса «Мир моих увлечений» .

Также за участие в школьных конкурсах я имею грамоту

Работы, которыми я горжусь.

Эта награда за успехи в творческих конкурсах всероссийского значения.

Имеется у меня два диплома победителя викторины и олимпиады.

И вот я уже во 2-ом классе. Мои цели на будущее: учиться на «хорошо» и «отлично»; добиваться успехов в своем творчестве.

Пожелания моих друзей Учитель: «Егор, будь увереннее в себе, не нужно бояться ошибок». Одноклассники: «Егор, учись только на пятерки!»

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о портфолио ученика начальной школы

Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....

возможный вариант оформления портфолио ученика начальной школы

Примерный вариант подскажет какие разделы портфолио должны раскрывать ребенка как разностороннюю личность....


ТК РФ в документах, регулирующих трудовые отношения, относительно режима рабочего времени должны быть указаны:

  • продолжительность рабочей недели/дня/смены;
  • начало и конец рабочего дня;
  • время обеденного и иного перерыва;
  • число смен в сутки и т. д.

Режим работы должен устанавливаться в соответствии с разделами IV, V ТК РФ и других нормативных актов. Нужно ли указывать режим работы в трудовом договоре и как это сделать О необходимости указания режима работы в трудовом договоре (ТД) в ТК РФ упоминается 2 раза:

  1. В ст. 57, где перечисляются условия, обязательные для включения в ТД.
  2. В ст. 100, в которой описывается, что входит в понятие «режим рабочего времени».

Обязательно ли в тд указывать время начала и окончания рабочего дня сотрудника?

В трудовых договорах с такими сотрудниками также необходимо указывать их норму рабочего времени. В соответствии с частью четвертой ст. 57 ТК РФ стороны могут включить в трудовой договор дополнительные условия, не ухудшающие положение работника. Поэтому даже в тех случаях когда, в соответствии с ТК РФ нет обязанности включать в текст трудового договора условие о режиме работы, о норме рабочего времени, стороны вправе это сделать.
Вывод: В трудовом договоре необходимо указывать, что работнику установлен сменный режим работы, если в организации применяются и иные режимы труда и отдыха. Норму рабочего времени нужно указывать в трудовом договоре, если для данного работника она отличается от общих правил, действующих в организации.

Режим работы в трудовом договоре обязательно ли прописывать время

В этом видеосовете эксперт Евгения Конюхова подробно комментирует каждый элемент режима рабочего времени работников (актуально при любом графике работы) и приведет пример, как при приеме на работу закрепить режим неполного рабочего времени: Заработная плата. Средний заработок – онлайн-курс в Школе бухгалтера про расчет зарплаты; все виды компенсационных и стимулирующих выплат, в том числе сверхурочные, работа в выходной день, ночные; все случаи расчета среднего заработка. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основе требований профессионального стандарта «Бухгалтер».
Пример установления неполного рабочего времени при приеме на работу «4. Рабочее время и время отдыха 4.1. Работнику устанавливается неполное рабочее время. 4.2.

Рабочее время и время отдыха в трудовом договоре

  • Темы:
  • Трудовой договор
  • Условия труда

Вопрос Работник принимается на работу с графиком 5/2 и с 40 часовой рабочей неделей, обязательно ли прописывать в трудовом договоре точное время начала и окончания работы или же можно сослаться на какой-нибудь локально-нормативный акт? Ответ Ответ на вопрос: Допустимо сделать соответствующую ссылку в трудовом договоре на правила внутреннего трудового распорядка. По общим правилам, начала и окончание рабочего дня (смены) является составной частью режима работы. При этом режим работы сотрудников устанавливает правилами внутреннего трудового распорядка, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, — трудовым договором.
Это следует по общему смыслу ч. 2 ст. 57 и ч. 1 ст. 100 ТК РФ.

Общие правила относительно продолжительности рабочей недели и ежедневной работы (смены), работы с ненормированным рабочим днем, времени начала и окончания работы, времени перерывов в работе, числа смен в сутки, чередования рабочих и нерабочих дней, действующие в организации, могут быть зафиксированы не в отдельных трудовых договорах с работниками, а в таких документах, как правила внутреннего трудового распорядка или коллективный договор, иные соглашения. В таком случае в трудовых договорах достаточно ссылки на указанные документы, например “режим работы работника устанавливается согласно Правилам внутреннего трудового распорядка“. Основное отличие режима рабочего времени совместителя в том, что его продолжительность не должна превышать 4 часов в день.


Ограничение, установленное в отношении недельной нормы рабочего времени (16 часов в неделю), снято новой редакцией ст. 284 ТК РФ.

Обязательно ли в трудовом договоре указывать режим рабочего времени

Инфо

Таким образом, если время начала и окончания рабочего дня не отличается для работника от общих правил организации, допустимо в трудовом договоре сделать ссылку на правила внутреннего трудового распорядка. Подробности в материалах Системы Кадры: Ситуация: Какие условия можно включить в раздел «Рабочее время и время отдыха» трудового договора В разделе трудового договора «Рабочее время и время отдыха» укажите время начала и окончания рабочего дня, перерыв на обед. Если режим работы сотрудника отличается от установленного режима в организации, то обязательно укажите это условие (абз.


6 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Например, особенными режимами работы в организации может быть вахтовый метод или сменная работа. Популярные вопросы В этот раздел включите условия о продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска и предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска.
  • К ночной работе согласно ст. 96 ТК РФ не допускается ряд лиц: несовершеннолетние, беременные и т. д.
  • Работник привлекается к сверхурочной работе только при наличии его согласия на это. В ст. 99 ТК РФ имеется закрытый перечень, когда такое согласие не требуется, например при предотвращении катастроф. В той же норме перечислены категории работников, которых к сверхурочной работе привлекать нельзя.
  • Правила охраны труда в части рабочего времени и времени отдыха закреплены в ст. 224 ТК РФ, в которой говорится об обязанности работодателя соблюдать ограничения, установленные для каждого вида режима работы. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Необходимо отличать сверхурочные работы от ненормированного рабочего дня. В последнем случае при привлечении беременных женщин к работе нарушения трудового законодательства не будет.

Нужно ли в трудовом договоре указывать режим рабочего времени

В частности, в трудовом договоре необходимо указать режим рабочего времени и времени отдыха, если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя. Вряд ли могут существовать организации, все сотрудники которых работают только на условиях сменного режима работы. Административно-управленческий персонал, как правило, привлекается к работе на условиях пяти- или шестидневной рабочей недели.

Поэтому режим работников-сменщиков, скорее всего, отличается от общих правил, действующих в организации, то есть условие о сменной работе необходимо внести в их трудовые договоры. Обращаем внимание, что Трудовой кодекс РФ не обязывает указывать график сменности и порядок его составления в трудовом договоре. Согласно ст. 103 ТК РФ графики сменности разрабатываются работодателем и доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.

Правила оплаты труда в нерабочее время Они установлены в ст. 153 ТК РФ:

  1. Стандартно труд в нерабочее время оплачивается не менее чем в двойном размере. При суммированном учете рабочего времени сверх оклада выплачивается одинарная часовая/дневная ставка (письмо Минтруда от 19.11.2015 № 14-2/В-943).
  2. Размер выплат может быть выше установленного ТК РФ. Это указывается в локальных актах.
  3. Если работник планирует в дальнейшем взять выходной в счет отработанного нерабочего дня, такой нерабочий день оплачивается в одинарном размере.

Оплата труда в праздничные и выходные дни при ненормированном графике осуществляется по общим правилам ст. 153 ТК РФ (письмо Роструда от 07.06.2008 № 1316-6-1). При сменной работе рабочий день, выпавший на официальный выходной и праздничный день, оплачивается в одинарном размере.
Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. 4. Судебная практика: ПРЕЗИДИУМ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 мая 2012 г. N 44г-0006 Президиум Архангельского областного суда в составе: Председательствующего Кокуновой В.П.
членов президиума Григорьева Д.А., Айхоршта А.А., Белоусовой Н.А., Гудушина Н.Б., по докладу судьи областного суда Щеголихиной Л.В., вынесшей определение о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу Б. на решение Ломоносовского районного суда г.
Справочник: Содержание трудового договора (общие сведения, обязательные и дополнительные условия) Сведения или условия трудового договора Содержание трудового договора Основание Общие сведения Фамилия, имя, отчество сотрудника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя – физического лица), заключивших трудовой договор абз. 2 ч. 1 ст. 57 ТК РФ Сведения о документах, удостоверяющих личность сотрудника и работодателя – физического лица абз. 3 ч. 1 ст. 57 ТК РФ ИНН работодателя (кроме работодателей – физических лиц, которые не являются предпринимателями) абз. 4 ч. 1 ст. 57 ТК РФ Сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен такими полномочиями (устав, доверенность, приказ) абз. 5 ч. 1 ст. 57 ТК РФ Место и дата заключения трудового договора абз. 6 ч. 1 ст. 57 ТК РФ Обязательные условия Место работы.

  • работа с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников;
  • продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены);
  • время начала и окончания работы;
  • время перерывов в работе;
  • число смен в сутки;
  • чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, – трудовым договором.

Первое: проверьте, есть ли в ваших правилах внутреннего трудового распорядка название продолжительности рабочей недели организации. Перед вами отрывок из вебинара про нестандартный график работы.

Важнейшие вопросы, решаемые в правилах внутреннего трудового распорядка организации (либо в коллективном договоре), связаны с установлением режима рабочего времени и распорядка рабочего дня. Рассказываем о том, какие обязательные правила должен соблюдать каждый работодатель.

Распорядок рабочего дня

— продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя);

Работа с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников;

Продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены);

Время перерывов в работе;

Число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней.

Элементы режима рабочего времени, которые закрепляются на локальном уровне, должны соответствовать требованиям трудового законодательства, иным федеральным законам, коллективному договору организации, соглашениям.

Помимо круга вопросов, определенного ч. 1 ст. 100 ТК РФ, режим рабочего времени может включать и другие вопросы, например гибкое рабочее время (ст. 102 ТК РФ), разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ).

В коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка закрепляются положения, определяющие общий режим работы для всех сотрудников: как тех, кто уже трудится у данного работодателя, так и тех, кто поступает на работу. Выполнение работником трудовой функции может быть связано с необходимостью установления для него режима рабочего времени, отличающегося от общих правил. В этом случае в текст трудового договора обязательно включается положение об особенностях режима его рабочего времени. Особенности режима рабочего времени могут устанавливаться не только при заключении трудового договора, но и в уже длящихся трудовых отношениях. Изменение общих правил, регулирующих режим рабочего времени, в отношении конкретного работника возможно по соглашению сторон трудового договора.

В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, право на изменение режима рабочего времени принадлежит работнику, например установление неполного рабочего времени по просьбе беременной женщины (см. ч. 1 ст. 93 ТК РФ).

Ненормированный рабочий день

Понятие ненормированного рабочего дня определено в ст. 101 ТК РФ. Это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или ЛНА, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

Нужно констатировать, что упомянутая статья не дает однозначных ответов на следующие вопросы:

Каковы критерии оценки для установления такого режима работы;

Чем может быть вызвана необходимость привлечения работников к выполнению трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени;

Как правильно понимать эпизодичность привлечения работников к выполнению своих трудовых обязанностей в режиме ненормированного рабочего дня;

Какое должно быть распоряжение работодателя - устное или письменное;

Как далеко можно выйти за пределы нормальной продолжительности рабочего времени;

Каков порядок учета такой работы и др.

Что касается бюджетных организаций, для них некоторые из упомянутых вопросов урегулированы Правилами предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета (утверждены постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 № 884). Коммерческие организации могут взять этот документ за основу при разработке своего ЛНА названной тематики.

При установлении режима труда работника работодатель, в частности, определяет следующие показатели (закрепляются в коллективном договоре, правилах трудового распорядка, трудовом договоре):

Фактическую продолжительность рабочего дня (смены);

Время начала и окончания работы;

Количество рабочих часов в неделе, месяце, году;

Сменность работы (количество рабочих смен в сутки, продолжительность рабочей смены);

Продолжительность и время предоставления перерывов для отдыха и питания;

Выходные дни.

Ненормированный рабочий день подразумевает отличие его от нормального, установленного в организации порядка распределения работы. То есть при определенных условиях эпизодически продолжительность работы может превышать восемь часов в день и 40 часов в неделю, окончание рабочего дня может быть и позже 18.00, начало - ранее 9.00 и перерывы для отдыха и питания в связи с этим могут быть предоставлены в другое время и другой продолжительностью.

Что касается некоторых категорий работников, которым работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по их просьбе, таким работникам также может быть установлен ненормированный рабочий день (письмо Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1). Речь идет о беременных женщинах, одном из родителей (опекуне, попечителе), имеющем ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), лицах, которые ухаживают за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

Главное - определить перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем в коллективном договоре, соглашении или в правилах внутреннего трудового распорядка организации. И хотя это требование установлено только для должностей служащих и на рабочих ст. 101 ТК РФ не распространяется, иногда возможность установления ненормированного рабочего дня предусматривается нормативными правовыми актами.

Так, в п. 14 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей 1 указывается, что водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геолого-разведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы при ненормированном рабочем дне устанавливается исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, дни еженедельного отдыха предоставляются указанным в названном Положении водителям автомобилей на общих основаниях.

Гибкое рабочее время

Правила внутреннего распорядка во многих организациях предусматривают одновременное начало и окончание рабочего дня и времени предоставления перерывов для отдыха и питания. Но это не всегда удобно некоторым категориям работников. Учитывая это обстоятельство, ст. 102 ТК РФ предусматривает возможность работы в режиме гибкого рабочего времени.

При работе в таком режиме начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяются по соглашению сторон. Работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и др.).

ТК РФ позволяет устанавливать режим гибкого рабочего времени для всех работников организации, а для женщин, имеющих детей, имеется возможность применения скользящего (гибкого) графика работы.

Порядок и условия применения скользящего (гибкого) графика работы для женщин, имеющих детей, установлены постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 06.06.84 № 170/10-101 «Об утверждении Положения о порядке и условиях применения скользящего (гибкого) графика работы для женщин, имеющих детей» (действует в части, не противоречащей ТК РФ).


Обратите внимание!

В правилах внутреннего трудового распорядка организации следует отражать применение скользящего (гибкого) графика работы для работниц при различных режимах работы (пятидневка, шестидневка и др.).

Скользящий (гибкий) график устанавливается по согласованию между администрацией и работницами при приеме их на работу, а также администрацией и работницами, если в связи с необходимостью ухода за детьми они не могут работать по обычному графику, установленному в организации. Такой график следует согласовать с выборным органом первичной профсоюзной организации и утвердить локальным нормативным актом работодателя.

Срок действия упомянутого графика может быть постоянным или временным, например до достижения ребенком определенного возраста.

Скользящий (гибкий) график должен обеспечивать работницам установленную законодательством продолжительность основного и еженедельного отдыха. Максимальная суммарная продолжительность рабочего времени в сутки не должна превышать десять часов, а время нахождения на работе с момента начала и до окончания смены, включая неоплачиваемые перерывы, - не более 12 часов.

Скользящий (гибкий) график, как правило, состоит из трех частей:

Фиксированное время - время, когда работницы обязаны находиться на своем рабочем месте;

Переменное время - время, в пределах которого работницы вправе начинать и заканчивать работу по своему усмотрению;

Перерывы для отдыха и питания - не менее 30 минут и не более двух часов в периоде переменного времени, которое работницы должны использовать для отдыха и питания. Этот перерыв в рабочее время не засчитывается.

При установлении и применении гибкого графика следует также руководствоваться положениями постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 30.05.85 № 162/12-55 «Об утверждении Рекомендации по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях и в организациях отраслей народного хозяйства».

Для установления гибкого графика работник подает заявление работодателю (см. образец 1). При изменении режима рабочего времени следует заключить дополнительное соглашение между работником и работодателем (см. образец 2). На основании заявления работника и заключенного дополнительного соглашения издается приказ (распоряжение) по организации.

Образец 1

Руководителю __________________________

(наименование работодателя)

от ____________________________________

(должность, фамилия, имя, отчество работника)

Заявление
об установлении работнику графика работы,
отличающегося от принятого у работодателя

На основании статьи 102 Трудового кодекса Российской Федерации и с учетом пункта 3.1 постановления Госкомтруда СССР № 162, ВЦСПС № 12-55 от 30.05.85 прошу установить мне график работы, отличающийся от принятого

в(у) ____________________________________________________________________

(наименование работодателя)

с «___»________ ___г. до «___»________ ___ г., на следующих условиях:

начало рабочего дня (смены):____________________;

перерывы: _________________ и ___________________;

окончание рабочего дня (смены): _________________.

(Или общая продолжительность рабочего дня (смены): ________________________.)

Образец 2

Дополнительное соглашение № 1
к трудовому договору от 10.11.2011 № 3-ТД

МУЗ «Городская поликлиника № 6», именуемое в дальнейшем Работодатель, в лице главного врача Реутова Геннадия Валентиновича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Котова Елена Викторовна, именуемая в дальнейшем Работник, с другой стороны, в соответствии со ст. 102 Трудового кодекса Российской Федерации заключили настоящее соглашение о нижеследующем.

1. Работник и Работодатель, являющиеся сторонами по трудовому договору от 11.11.2011 № 3-ТД, пришли к взаимному согласию об изменении режима рабочего времени.

2. На период с 01.01.2012 по 31.12.2012 включительно Работнику устанавливается гибкий режим рабочего времени по следующему графику:

День недели

Время нача-
ла работы

Время окон-
чания работы

Время обязательного присутствия
на рабочем месте

Время обеден-
ного перерыва

Понедельник

13.00-14.00 17.00-19.00

13.00-14.00 17.00-19.00

13.00-14.00 17.00-19.00

13.00-14.00 17.00-19.00

13.00-14.00 17.00-19.00

Учетный период - одна неделя

3. Внесение изменений в данное соглашение возможно лишь по взаимному согласию Работника и Работодателя.

4. Настоящее соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, - по одному для каждой стороны.

Работодатель Работник

(реквизиты, подпись) (реквизиты, подпись)

Сменная работа

В тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг ст. 103 ТК РФ позволяет вводить сменную работу. Возможное количество смен при сменной работе - две, три или четыре.

Каждая группа работников должна работать в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. Составляя его, работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия ЛНА. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Работники чередуются по сменам равномерно. Переход из одной смены в другую определяется графиком.

Графики сменности обычно предусматривают прямой порядок чередования работников по сменам (после первой смены работник переходит работать во вторую, затем - в третью смену) или обратный порядок чередования (после первой смены работник трудится в третьей смене, затем - во второй, и цикл повторяется снова). Чаще встречается прямой порядок чередования смен, поскольку он соответствует естественному суточному ритму природных процессов человека.

Если количество рабочих и выходных дней по графику не совпадает с количеством дней в неделе, переход из одной смены в другую происходит, как правило, после выходного дня, определенного графиком.

Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за месяц до введения их в действие. Несоблюдение этого срока нарушает право работника на своевременное информирование его об изменении условий труда.

Утвержденный график сменности должен соблюдать как работодатель, так и работник. Привлечение работника к выполнению трудовых обязанностей вне графика возможно только в случаях, предусмотренных законодательством. Привлечение к сверхурочной работе регулирует ст. 99 ТК РФ, а к работе в выходные и нерабочие праздничные дни - ст. 113 ТК РФ.

Важно!

Работа в течение двух смен подряд запрещается даже в тех случаях, когда работник согласен или сам об этом просит.

Максимальную продолжительность рабочей смены ТК РФ не устанавливает. Для некоторых категорий работников она определяется специальными нормативными правовыми актами.

Так, при работе флота на реках с ограниченными сроками навигации при обеспечении завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности плавсоставу может быть установлен двухсменный режим работы. В этом случае продолжительность ежедневной работы составит 12 часов на весь полноводный период со дня официального открытия навигации в данном регионе, но не более чем на три месяца. Основание - п. 14 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта 2 .

Суммированный учет рабочего времени

Суммированный учет рабочего времени позволяет учитывать продолжительность отработанного времени в сутки и неделю в тех случаях, когда оно отклоняется от установленной трудовым законодательством нормы. Возможность введения суммированного учета на предприятиях и в организациях, имеющих определенную специфику работы, регламентирована ст. 104 ТК РФ.

При суммированном учете рабочего времени учетным будет являться календарный период (отрезок времени), в течение которого должна быть в среднем соблюдена установленная трудовым законодательством для данной категории работников продолжительность рабочего дня и рабочей недели.

Для некоторых категорий работников имеются ограничения по продолжительности учетного периода. Так, водителям автомобилей устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода - месяц.

Ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени по графику может в определенных пределах отклоняться от нормы часов рабочего дня и рабочей недели. Возникающую в связи с этим недоработку/переработку балансируют в рамках учетного периода таким образом, чтобы сумма часов работы по графику за учетный период равнялась норме часов этого периода.

При суммированном учете, как правило, работа идет по графикам, продолжительность смен в которых устанавливается заранее и является обязательной для каждого дня работы. Для правильного составления графика работы необходимо определять помесячный баланс рабочего времени.

Время отдыха и питания при суммированном учете в рабочее время не включается и не оплачивается (ст. 108 ТК РФ). Названной статьей предусмотрено, что в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

Таким образом, если в графике рабочего времени работа начинается в 8.00, а заканчивается в 20.00 и при этом время перерыва составляет два часа, в табеле учета рабочего времени указывается десять рабочих часов.

Исходя из определения сверхурочной работы при суммированном учете часы переработки подсчитывают после окончания учетного периода. В этом случае работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, а за все остальные часы - не менее чем в двойном размере.

Разделение рабочего дня на части

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), ст. 105 ТК РФ разрешает делить на части рабочий день. Продолжительность рабочего времени не может превышать установленной продолжительности ежедневной работы.

Вместе с тем указанная статья не устанавливает количество частей, на которое может быть разделен рабочий день. Работодатель делит рабочий день на части, руководствуясь локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В таком ЛНА необходимо, в частности, предусмотреть следующие позиции:

Количество частей и их продолжительность;

Продолжительность перерывов;

Срок введения такого режима;

Место нахождения работника во время перерыва;

Размер доплаты за работу в таком неудобном режиме и др.;

Величину продолжительности частей, на которые разделен рабочий день, величину продолжительности перерыва между ними;

Срок, на который вводится раздробленный рабочий день (или срок не указывается), и др.

Поскольку режим, при котором рабочий день разделен на части, неудобен работнику, в ЛНА могут быть предусмотрены соответствующие доплаты.

Вахтовый метод

Вахтовому методу организации работ посвящена глава 47 Трудового кодекса. Наряду с ней законную силу имеют некоторые документы советского периода, которые действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу (ч. 1 ст. 423 ТК РФ). К ним относятся:

Основные положения о вахтовом методе организации работ, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.87 № 794/33-82;

Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 06.11.86 № 470-26-88а «Об условиях и порядке оплаты труда медицинских и фармацевтических работников, обслуживающих рабочих и служащих, переведенных на вахтовый метод организации работ»;

Отраслевые положения о вахтовом методе организации работ (в нефтяной и газовой промышленности, строительстве, геологии и др.).

Вахтовый метод - это особая форма организации трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда невозможно их ежедневное возвращение домой (ч. 1 ст. 297 ТК РФ).

Выделяют обычный вахтовый (внутрирегиональный) и вахтово-экспедиционный (межрегиональный) методы. Для внутрирегионального метода характерны перемещения работников на небольшие расстояния, непродолжительные вахты (одна-две недели), устойчивое транспортное сообщение и связь между базовыми населенными пунктами и вахтовыми поселками, стационарный административный аппарат.

При межрегиональном вахтовом методе работники по пути от места постоянного жительства к вахтовым поселкам преодолевают значительные (порой до нескольких тысяч километров) расстояния, пересекая различные климатические зоны и часовые пояса. Продолжительность вахт составляет от двух недель до месяца.

Порядок применения вахтового метода работодатель утверждает с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, руководствуясь ст. 372 ТК РФ. В ней описана процедура обращения в профсоюзную ячейку. Прежде чем принять решение, работодатель направляет проект положения о введении вахтового метода организации работ в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. В свою очередь профком адресует ему документ, в котором выражает свое мнение о проекте, не позднее пяти рабочих дней со дня его получения.

Профком может не одобрить проект ЛНА об утверждении вахтового метода, а также внести свои предложения. Работодатель либо дает согласие на внесение в документ изменений, либо проводит дополнительные консультации с представителями профкома в течение трех дней после того, как узнает его точку зрения.

Не исключено, что договоренность не будет достигнута вовсе. В этом случае стороны составляют протокол, в котором фиксируют разногласия. Работодатель и в этом случае имеет право принять ЛНА, который впоследствии может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или суд. ГИТ должна отреагировать на жалобу профкома и провести проверку в течение месяца со дня получения заявления. Выявив нарушения, инспекторы предписывает работодателю отменить ЛНА, устанавливающий вахтовый метод на данном предприятии.

Если профком утверждает проект этого документа, руководитель организации издает приказ и определяет порядок применения вахтового метода. Также должен быть установлен график работы на вахте и регламентированы надбавки за работу вахтовым методом. Возможность применения такого метода организации труда прописывают в трудовых и коллективном договорах (соглашениях).

При отсутствии на предприятии выборного органа первичной профсоюзной организации работодатель имеет право самостоятельно определить порядок применения вахтового метода. Для этого он издает приказ или иной ЛНА.

Обратите внимание!

Нельзя привлекать к работе вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ):

Лиц, не достигших возраста 18 лет;

Беременных женщин;

Женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;

Лиц, которым запрещено трудиться вахтовым методом по медицинским показаниям;

Отцов, воспитывающих детей в возрасте до трех лет без матери;

Опекунов, воспитывающих детей в возрасте до трех лет.

Вахта включает в себя не только время выполнения работ на объекте, но и время междусменного отдыха (ч. 1 ст. 299 ТК РФ). Работодателю нужно учитывать, что продолжительность вахты для каждого работника не может превышать месяца. Такое ограничение установлено в ч. 2 ст. 299 ТК РФ.

В исключительных случаях на отдельных объектах продолжительность вахты может быть увеличена до трех месяцев, но только с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

При вахтовом методе устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или более длительный период, не превышающий года (ч. 1 ст. 300 ТК РФ). Учетный период включает (ч. 2 ст. 300 ТК РФ): рабочее время; время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно; время отдыха, приходящееся на данный календарный отрезок времени.

При суммированном учете учетным периодом будет календарный период, в течение которого должна быть в среднем соблюдена продолжительность рабочего дня и рабочей недели, установленная трудовым законодательством для данной категории работников. Причем ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени по графику может отклоняться от нормы в допустимых пределах. При суммированном учете, как правило, персонал трудится по графикам, продолжительность смен в которых устанавливается заранее и является обязательной для каждого дня работы (ч. 2 ст. 104 ТК РФ). Работодатель обязан вести учет рабочего времени и времени отдыха каждого работника-вахтовика по месяцам и за весь учетный период. Прежде всего необходимо определить месячный, квартальный и годовой баланс рабочего времени.

Вахтовый метод может быть установлен как для организации в целом, так и для отдельных бригад, цехов и т.д., в том числе и в отношении одного или нескольких работников.

Работа на условиях удаленного доступа (надомники)

В последнее время работодатели все чаще используют труд работников, как сейчас стало принято говорить - на условиях удаленного доступа, а попросту - на дому. Причем если раньше в роли надомников выступали пенсионеры, инвалиды и женщины, имеющие маленьких детей, сейчас на дому работают и молодые, способные активно трудиться сотрудники, - переводчики, редакторы, программисты, дизайнеры.

С одной стороны, надомная форма организации труда выгодна работодателю: не нужно заботиться о рабочем месте сотрудника, покупать мебель, оборудование, обеспечивать связь. Работодатель избавлен и от обязанности контролировать режим работы персонала.

С другой стороны, такая форма трудовых отношений может ввести работодателя в заблуждение, что ему предоставлена полная свобода от трудовых и социальных обязанностей по отношению к работнику. В то же время на надомного работника распространяется действие всех норм трудового права. Работодатель обязан оплачивать такому работнику отпускные, пособие по временной нетрудоспособности и т.п.

Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет (ст. 310 ТК РФ).

Трудовой договор с надомником отличается от обычного трудового договора. По своему содержанию он может напомнить гражданский договор подряда. Так же, как и в договоре подряда, в трудовом договоре с надомником не предусмотрено условие о подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка. Надомный работник сам планирует время работы и отдыха, выполняя работу вне стен организации. Эти и другие особенности предусмотрены Положением об условиях труда надомников, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 29.09.81 № 275/17-99 (действует в части, не противоречащей трудовому законодательству на условиях ст. 423 ТК РФ).

Важно!

Рекомендация МОТ от 20.07.96 № 184 о надомном труде уточняет, что термин «надомный труд» означает работу, которую лицо выполняет по месту жительства или в других помещениях по выбору, но не в производственных помещениях работодателя. Работники не становятся надомниками в силу одного только факта выполнения ими время от времени работы в качестве наемных работников на дому, а не на своем обычном рабочем месте. Таким образом, надомником можно считать лицо, постоянно выполняющее работу на дому.

Если определенные положения не урегулированы правилами главы 49 ТК РФ, на надомников распространяется действие общих норм трудового законодательства.

Так, надомника принимают на работу в порядке, установленном статьями главы 11 ТК РФ. На общих основаниях надомнику может быть установлен испытательный срок. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, издаваемым на основании заключаемого трудового договора на условиях ст. 68 ТК РФ. На надомников ведутся трудовые книжки, но записи о приеме на работу вносятся после сдачи ими первого выполненного задания. В полном объеме, без изъятий применяются правила об изменении трудового договора, об отпусках, о материальной ответственности сторон трудового договора, о порядке рассмотрения трудовых споров и иные нормы трудового права, в отношении которых не установлены исключения для надомников.

В трудовом договоре с надомником в обязательном порядке указывается место работы (как правило, место жительства сотрудника), наименование должности или конкретная трудовая функция работника, условия оплаты труда, виды и условия социального страхования, гарантии и компенсации.

Важно, чтобы жилое помещение работника (дом, квартира) соответствовало всем необходимым санитарно-гигиеническим требованиям. Обеспечить работнику нормальные безопасные условия труда - обязанность работодателя.

Статья 311 ТК РФ устанавливает два условия, при которых допускается надомный труд:

1) поручаемая работа не должна быть противопоказана надом­нику по состоянию здоровья;

2) на каждом рабочем месте работодатель должен обеспечить такие условия труда, которые полностью соответствовали бы требованиям охраны труда.

Противопоказания для выполнения определенных видов работ выявляются в ходе предварительного (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров.

С надомниками проводятся первичный инструктаж по охране труда (до начала работы) и повторные инструктажи не реже одного раза в шесть месяцев (подп. 2.1.4 и 2.1.5 постановления Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).

Условия трудовой деятельности надомника должны отвечать требованиям охраны труда, предусмотренным трудовым законодательством. Организация в надомных условиях трудовых процессов допускается только для лиц, которые имеют необходимые жилищно-бытовые условия, при этом работодатель вправе проводить обследование жилищно-бытовых условий лиц, изъявивших желание работать на дому.

В силу ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, за правильностью применения работниками средств защиты, а также проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Это означает, что работодатель имеет право посещать место жительства работника с целью проверки соблюдения правил охраны труда на рабочем месте.

а) информировать надомников обо всех опасностях, связанных с их работой, которые известны или должны быть известны работодателю, о мерах предосторожности, которые надо принять, в случае необходимости - обучать работников надлежащим образом;

б) обеспечить защитными приспособлениями предоставляемые надомникам машины, инструменты и другое оборудование, принимать разумные меры, обеспечивающие их надлежащее техническое обслуживание;

в) предоставлять работникам бесплатно все необходимые средства индивидуальной защиты.

Обратите внимание!

Оборудование и инструменты, которые использует работник (независимо от того, предоставлены они работодателем или принадлежат работнику), должны соответствовать стандартным требованиям (ГОСТ, СанПиН). Работник в свою очередь должен соблюдать установленные санитарные правила и нормы, иные гигиенические нормативы и принимать разумные меры предосторожности в отношении собственной безопасности и здоровья, а также безопасности и здоровья других лиц, которые могут пострадать в результате его действий, включая правильное использование материалов, машин, инструментов и другого оборудования.

Положение об условиях труда надомников устанавливает дополнительные требования к тем работам, выполнение которых поручается надомникам. Так, запрещено поручать им работы, которые создают неудобства для проживающих соседей (например, связанные с повышенным уровнем шума, вибрации, загрязнением). Конкретный вид работы для надомников выбирают с учетом их профессиональных навыков и состояния здоровья (принимаются во внимание характер оборудования и инструментов, свойства сырья и материалов, медицинские рекомендации) 3 .


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник