27.07.2019

Понятие коммуникации в социальной психологии. Социальная психология. Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии


Подобно отражению и деятельности, общение принадлежит к базовым категориям психологической науки. По своему значению для теоретических, экспериментальных и прикладных исследований она, пожалуй, не уступает проблемам деятельности, личности, сознания и ряду других фундаментальных проблем психологии (Б.Ф. Ломов, 1984). Одним из первых в отечественной и мировой психологии, кто основательно начал разработку этой проблемы, был В.М. Бехтерев, создатель так называемой коллективной рефлексологии. Исследования общения были продолжены А.Ф. Лазурским. В.Н. Мясищев, создавая на основе идей Бехтерева и Лазурского оригинальную психологическую концепцию отношений, выделял в общении три главных компонента: социальное отражение, эмоциональное отношение и способ поведения. Б.Г.Ананьев подчеркивал, что человек является субъектом труда, познания и общения. Он считал общение важнейшим условием и фактором психического развития на протяжении всего жизненного пути индивида.

Проблема общения интенсивно разрабатывалась в 20–30-е годы. Затем интерес к ней снизился. Однако в 80-е годы она снова стала привлекать к себе внимание. То, что эта проблема превратилась по мысли Б.Ф.Ломова в некоторый «логический центр» общей системы психологической проблематики, прежде всего, связано с развитием социальной психологии и усилением ее влияния на другие психологические дисциплины.

В качестве составляющих процесса общения рассматриваются: коммуникация, понимаемая в узком смысле слова, как обмен информацией; интеракция – взаимодействие, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности; социальная перцепция – процесс взаимопознания партнерами друг друга как основа для их взаимопонимания.

1.1. Общение как проблема социальной психологии. Структура и виды общения

Процесс общения можно рассматривать в широком и узком смысле слова: как любое взаимодействие людей, в ходе которого предполагается влияние друг на, и как процесс непосредственного контактирования, осуществляемый с помощью набора речевых и неречевых средств.

Первейшая человеческая функция общения – это регуляция совместной деятельности – корень слова «общение» тот же, что и слова «сообща». Собственно общение в привычном для нас смысле ос трудовой общности людей. Деятельность сообща породила язык общения.

Общение служит первоначальным инструментом формирования сознания любого человека, можно предположить, что способность к общению у человека врожденная, но она должна быть развита соответствующим воспитанием.

Некоторые специалисты (Дж. Джафрре, О.В.Баженова) отмечают наличие у человека коммуникативного инстинкта, именно поэтому возможен диалог между матерью и младенцем. Младенец по-разному реагирует на людей и неодушевленные предметы. Зоопсихологом Г. Ревелем «потребность контакта» вообще рисуется как фундаментальная биологическая потребность: того же типа, что потребность в самосохранении.

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, с тем, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. Обычно выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникативная сторона общения или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между людьми. Люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию. Причем в условиях человеческие общения информация не только передается, но и формируется, уточняется и развивается.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимся людьми, т.е. обмене не только знаниями и умениями, но и действиями. Если общение рождается на основе какой-то совместной деятельности, то обязательно возникают совместные попытки, развивать деятельности, организовывать её. Мы можем быть удовлетворены взаимодействием в группе (например, в процессе обсуждения какого-то вопроса) или оценивать наше взаимодействие негативно.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Это как бы внутренняя сторона общения.

Б.Ф. Ломов определяет 3 функции: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную. Выделяют особо и познавательную функции, куда можно включить и функцию самопознания.

В литературе можно встретить следующие классификации общения:

· ролевое (деловое) и личностное;

· диалогическое и монологическое;

· субъект-субъектное и субъект-объектное;

· манипулятивное и гуманистическое (гуманистическое общение позволяет удовлетворить такие человеческие потребности, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании).

4.2. Понятия невербальной и вербальной коммуникации. Общая характеристика основных структур невербального поведения

В любом виде общения можно выделить две его составляющие: вербальное (словесное, речевое) и невербальное (бессловесное) общение.

Почти каждое сообщение при взаимодействии людей содержит речевой и неречевой компоненты. Между ними возможны три типа соотношений.

1. Неречевое сообщение согласуется с речевым, поддерживает или усиливает его.

2. Неречевое сообщение противоречит речевому эксперименты М. Аргайла (1970) показали, что в случае когда текст речевого сообщения вступал в противоречие с его неречевым оформлением, речевое сообщение слушатель игнорировал.

3. Неречевое сообщение касается совершенно иного предмета, чем речевое. Внутренний добавочный смысл коммуникации может оказаться на самом деле основным ее содержанием - тем подтекстом, который нежелательно или невозможно в данной ситуации сформулировать в словах, сказать напрямик.

Функции невербального общения

¨ экспрессивная (выразительность, эмоциональное подкрепление);

¨ привлечение внимания;

¨ дополнительная информация.

Значение позы, жеста, выражения лица и т.п. зависит от того, к какой культуре, нации, социальной группе принадлежит человек, а также определяется конкретной ситуацией взаимодействия

Таблица № 2

Неречевые реакции

Элементы невербального общения.

¨ оптико–кинетическая система (жесты, мимика, пантомимика – позы);

¨ проксемика (пространственное и временное расположение);

¨ экстралингвистическая система (включение в речь пауз, плача, смеха и т.п);

¨ паралингвистическая система (качества голоса, его диапазон, тон и т.п.);

¨ язык взглядов (контакт глаз);

¨ телесные контакты;

¨ ольфакторная система (различение запахов).

Способность к невербальному общению формирует такое качество личности, которое называется экспрессивность. Экспрессивность означает степень выраженности того или иного состояния, чувства, настроения, отношения и т.д. В класс средств, выявляющих своеобразие личности попадают: мимика, жесты, позы, форма тела, прическа, косметика, украшения, одежда, стиль речи, почерк, рисунок и т.д. В соответствии с ними формируются направления психологии экспрессии, которыми занимаются специалисты в области психодиагностики, психотерапии, социально-психологического тренинга, рекламы, политической психологии. Известными специалистами в области невербального поведения является В.А. Лабунская, А.А. Бодалев в отечественной психологии, из западных психологов - М. Аргайл, П. Экман.

Язык взглядов

Глаза привлекают партнера более чем все остальное на лице говорящего. Это один из древнейших способов коммуникаций, причем не только у людей, но и у животных. Замена боя у животных пристальным взглядом друг на друга, кто первый опустил глаза, тот побежден. Одним из патологических симптомов считается страх человека глядеть в глаза. Существует целый ряд правил, как смотреть в глаза, эти правила формируется в течение жизни. Раньше учили барышень, как смотреть на молодых людей, чтобы привлечь их внимание: сначала на потолок, потом в пол, потом в угол, а только затем на него.

Взгляд в упор (или пристальный), с древности трактуется, как тяжелый взгляд как стремление померится силами, и может вызвать агрессивную реакцию. Именнотакой взгляд используеттипичный начальник-манипулятор, чтобыпривести подчиненного в состояние тревоги, дискомфорта.

Психологи началиизучать взгляд в 60–70-е годы. Выяснилось, что у человека в процессе смотрения проявляются определенные закономерности, которые, как правило, неосознанные.

1. В ситуации диалога тот, кто говорит, обычно меньше смотритна собеседника,чем тот, кто слушает, особенно, если речь трудна.Активная интеллектуаль­ная работа (построить фразу,найти нужное слово, неуверенность в том, что говоришь) не позволяет говорящему тратить энергиюна прямой взгляд.

2. Если человек хорошо говорит, уверен в своей информации, то отмечается сканирование, проезд взглядом по аудитории. Это свидетельство развитости коммуникативной сферы и показатель профессионализма.

3. Если разговаривающий все чаще на вас посматривает, то это приз­нак того, что он скоро закончит и вступать в диалог ваша очередь. Если все больше отводит от вас глаза, то его речь в самом разговоре.

4. Если слушающий смотрит на говорящего 30% времени, значит его интере­сует только информация, если от 30% до 60 % времени - и информация, и гово­рящий. Если 60% - информация его не интересует, интересует только говорящий (влюбленный взгляд)

5. Если собеседник не смотрит на партнера вообще, то это говорит о наличии у него личностных проблем, иногда нарушений. По сравнению с остальными видами коммуникаций, контакт взглядами исключительно краток и отличается наибольшей интимностью (т.е. с его помощью можно передать не только смысловую, но и эмоциональную информацию)

Каждая культура предписывает свой порядок взглядов: на кого смотреть, где смотреть, сколько смотреть. Существуют культуры, где взгляды очень ценятся (как например в русской культуре), а в некоторых культуpax взгляд рассматривается как негативная форма контакта (боязнь сглаза) и он частично табуируется.

Мимика

Мимика – это координированные движения мышц лица, отражающие состояния, чувства, эмоции. На лице человека всегда отражается то, что он переживает – это закон природы.

Проявление каждой эмоции включает в себя 3 компонента.

1. Речевой (выражения эмоционального переживания вслух).

2.Физиологический (сердечно-сосудистые, вегетативные реакции, дыхание, пульс, выделение желудочного сока и т.д.).

3. Выразительный (выразительные движения тела и физиономии).

Американский психолог Пол Экман доказал, что каждая эмоция имеет врожденный код; Мышцы морфологически прикреплены к определенному виду эмоций. Следовательно, для каждой эмоции есть своя мышца, лица. И независимо от культуры (хоть первобытное племя) все одинаково смеются и плачут.

Проявление эмоций у всего народа, рас физиологически одинаково. Но на внешнее их проявление культура накладывает свой отпечаток

На Востоке (в Китае, Японии) не принято выражать на глазах у всех горе, печаль. Существенно отличаются и улыбки этих восточных народов от улыбок североамериканцев и европейцев, которые улыбаются много, но совсем по-другому: японцы, китайцы, – для окружающих (демонстрируют расположение к другим), американцы, европейцы – для себя (демонстрируют собственное благополучие). У русских – совсем другие нормы: как можно более полное соответствие эмоций внутреннему содержанию. Наверное, именно поэтому американцев, приезжающих в Россию, сначала шокируют наши мрачные лица, с которыми мы ходим по улице. Но потом они обнаруживают, что не все так просто, что люди способны на более тесный душевный контакт. Русские в свою очередь ужасно устают при общении с американцами и европейцами от их деланных улыбок, когда находятся за рубежом.

Различают мимику верхней и нижней части лица. Эксперименты показали, что верхняя часть лица контролируется больше, чем нижняя, а распознавать эмоции легче по выражению лица, чем по тону голоса. Как правило, положительные эмоции и чувства (радость, удивление, любовь) распознаются легче, чем отрицательные. При этом женщины более точны как в восприятии чувств других, так и передаче собственных чувств.

Движения и жесты

Под движениями понимают перемещение в пространстве всего тела, а под жестами - движение различных частей тела. Основное значение имеют движения головы, плеч и рук. Существуют символические жесты, т.е. жесты без слов. Один из них распространен по всему миру, другие имеют свои национальные особенности. Другая группа жестов – это жесты, которыми мы сопровождаем речь.

Жестам у нас практически нигде внимания не уделяется, разве что при обучении артистов и в работах по ораторскому искусству.

Учителя и родители часто просто обрубают детскую жестикуляцию. «Не верти руками!», «Опусти руки», «Руками помогают себе только некультурные люди!»

Во время публичного выступления неокультуренный жест,превращается в махание, верчение, и пр. Окультуренный жест помогает речи. Люди, все, что думают, чувствуют, обязательно хотят выплеснуть, выразить. И жесты человека могут быть с ним в согласии или в противоречии.

Основные функции жестов: коммуникативная (для передачи информации) и выразительная (экспрессивная). Коммуникативные жесты производятся, как правило, специально. Это жесты приветствия, прощания, отрицающие, запрещающие, оскорбительные и т.д. Выразительные жесты и движения часто бывают непроизвольными, по ним можно понять состояние человека, его отношение к происходящему. Это жесты сомнения, удивления, радости, восторга, одобрения, растерянности и т.д. Большинство жестов являются все же многофункциональными.

Позы

Человек в пространстве всегда как-то располагается. Когда мы смотрим литературу по позам животных, мы понимаем, что это практически основной их язык.

Оказывается, что и у человека это не менее информативный ка­нал информации. Просто он плохо изучен и о нем мало пишут.

Позы делятся на открытые и закрытые.

Открытые – свободные, раскованные, удобные. Отражают комфортное состояние, уверенность в себе. Открытая поза определяется:

ü поворотом корпуса и головы к собеседнику;

ü раскрытостью ладоней;

ü нескрещенным положением ног;

ü расслабленностью мышц.

Закрытые – отражают стремление занять как можно меньше пространства, спрятаться. Человек старается закрыть свой фасад все чем угодно: руками, книгой, сумочкой, годовым отчетом, если это совещание у директора. Руки при этом закрывают лицо, грудь, подбородок. Ноги: сомкнутые, переплетенные, помещенные под стул. Роль щита играет также одеж­да, застегнутая на все пуговицы, толстая, с длинными рукавами. Все это характеризует незащищенность, слабую позицию, неуверенность в себе.

Если человек все время в закрытой позе, да еще и в соответствующей одежде, то это говорит о личностных проблемах, тянущихся давно. По мере разрешения проблем (например, с помощью психотерапевта) человек меняется внешне

Часто можно наблюдать несоответствие между верхом и низом тела. Почему? Обычно считается, что основное – это лицо. Поэтому максимум контроля идет за лицом и верхней частью тела, т.к. она больше видна. И человек, оказав­шись вдруг перед публикой без кафедры или стола, чувствует себя как будто голым, не знает, куда деть злополучный низ, т.е. ноги.

Высшая степень воспитанности в прошлом заключалась в высокой естественности в поведении, как с равными, так и с выше поставленными и подчиненными.

Наблюдательный человек старается смотреть, что делают ноги. Если человек не хочет включаться в разговор, он поворачивает только голову для фразы. Если он полностью включился в беседу он поворачивается всем телом.

Если человек вынужден общаться с человеком, который ему неприятен, то ноги стараются отвернуться. По нижней части тела всегда можно судить о стадии отношений Верх делает то, что положено. Нижнюю половину тела контролировать сложнее. Чем больше гармония между верхом и низом, тем больше искренность отношения.

Поза хорошо отражает, как меняются отношения между людьми.

Проксемика

Взаимное расположение людей исследуется в рамках дисциплины, называемой проксемикой. Она исследует, каким образом человек неосознанно регулирует свое пространство - дистанцию между собой и другими людьми, свое положение относительно них (стоя, сидя и т.п.) и ориентацию в пространстве (наклонившись, откинувшись и т. п.).

Обычно люди чувствуют себя удобно и считают, что производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на таком расстоянии от других, которое кажется им соответствующим определенному типу взаимоотношений.

Экспериментальным путем Э. Холлом Дж. Трейджером были выведены четыре межличностных расстояния, каждое из которых имеет ближнюю и дальнюю фазы. Вокруг человека существует несколько пространственных зон, имеющих психологическое значение. Чем меньше радиус зоны, тем больше значение приобретает она для личности.

1. Интимное расстояние (0–45 см). На таком расстоянии общаются в основном близкие или хорошо знакомые люди. «Вход» чужого человека в эту сферу ощущается как нечто весьма неприятное. На этом расстоянии партнеры могут касаться друг друга, типичными являются негромкий голос, доверительный разговор. Иногда близорукие люди невольно «нарушают» эту невидимую границу. Нарушение этой зоны (наример, если в том же транспорте при наличии массы свободных мест к вам кто-то подсаживается слишком близко) вызывает тревогу, раздражение, протест.

2. Персональная дистанция (45–120 см). Нормальное расстояние, на котором осуществляется общение знакомых людей. На этом расстоянии происходит основная часть разговора. Громкость голоса средняя. В этом радиусе человек чувствует себя вполне уютно и спокойно. Именно поэтому, если позволяет места в транспорте, человек сядет всегда на отдельное место, сиденье. Нарушение этой зоны вызывает дискомфорт.

3. Социальная дистанция (120–400 см). На этом расстоянии улаживаются безличные дела, происходят формальные встречи в кабинетах и общественных местах. На расстоянии 2,5–4,0 метра каждый может заниматься своим делом, не мешая другому.

4. Публичная дистанция (400–750 см). На таком расстоянии детали лица, мелкие движения не улавливаются. Голос становится громче, слова тщательно подбираются и старательно выговариваются. Общение – формальное, чаще всего с несколькими людьми.

Стремление увеличить расстояние трактуется как нежелание контакта. Стремление уменьшить его – как приязнь, желание контактировать. Часто в проксемике применяется термин «персональное пространство». Это такая область вокруг человека, которую он считает своей и вторжение в которую других, не близких ему людей, которым он не доверяет, воспринимается им как покушение на его неприкосновенность. Персональное пространство каждого человека имеет свои размеры. Замечено, что уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди чаще стараются держаться подальше.

С точкизрения исследователей невербальной коммуникации элементы экспрессии (от контакта глаз до взаимного расположения) существуют для того, чтобы установить, сохранить, ограничить, развить отношения между взаимодействующими людьми. Формы экспрессии при этом должны соответствовать тем моделям поведения, которые приняты в обществе, идеологическим запросам времени, нравственно-этическим требованиям к личности. Существуют также и культурные различия в выражении чувств.

4.3. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе

При общении каждый участник для передачи информации использует свой, особый код (вербальный и невербальный). К элементам структуры коммуникативного акта можно отнести следующее.

  1. Коммуникатор - человек, передающий информацию.
  2. Передаваемый смысл сообщения.
  3. Способ кодирования.
  4. Собственно сообщение (сам текст).
  5. Процесс декодирования сообщения реципиентом.
  6. Воспринятый смысл сообщения.
  7. Реципиент - человек воспринимающий информацию

Эффективность переданного сообщения во многом зависит от того, насколько партнеры готовы понимать друг друга. Существуют также типичные ошибки при передаче информации. Информация, переданная коммуникатором, может теряться, искажаться, она может быть добавлена со стороны реципиента.

Непонимание между людьми может возникать также вследствие барьеров, которые можно отнести к разным группам.

Барьеры непонимания:

· фонетические – возникают как следствие употребления различных вербальных кодов (акцент, диалект, иностранный язык);

· семантические – возникают из-за разницы в понимании слов, многозначности фраз, реплик;

· стилистические – отмечаются тогда, когда участники используют различный стиль говорения: научный, бытовой, слэнговый. Если студент не понимает вопроса на экзамене, то, скорее всего, мы имеем дело со стилистическим или логическим барьером;

· логические – возникают как следствие употребления различных логик (примитивная логика, научное знание, детская логика). Например, по детской логике «чайка – чай пьет», а по примитивной - солнце вертится вокруг земли.

В процессе общения необходимо не только передавать информацию, но и выслушивать ответ. В этой связи появляется еще одна проблема - соотношение в общении говорения и слушания. По данным некоторых исследователей, умением слушать обладают не более 10 % людей; остальные предпочитают говорить.

4.4. Конфликтное взаимодействие

Одним из видов взаимодействия является конфликт. Можно выделить следующие типы поведения (стратегии) в конфликтной ситуации.

Сетка Томаса-Килмена

Сетка помогает определить собственный стиль или стиль любого другого человека. Каждый стиль может пригодиться. Тем не менее, путь доминирования, «жесткой борьбы» или «мягкой» напористости, имеющий негативные последствия для отношений участников ситуации, в достаточной мере обнаружил свою несостоятельность навсех уровнях человеческого общения – от международных отношений до частной жизни людей в тех средах, где распространены стратегии нетерпимости или жесткости. Доминирование и борьба могут обеспечить чело­веку решение проблемы в своих интересах – но ценой отношений с партнером. Уход от конфликта и конфликтного взаимодействия может сохранить или даже улучшить отношения – но ценой отказа от собственных интересов или позиции, которую человек защищает. И только интегративно-компромиссный подход при его эффективной реализации дает возможность одновременно решить проблему и сохранить отношения, что исчитается подлинным успешным решением конфликта

Ни одну из приведенных стратегий нельзя назвать хорошей или плохой. Каждая из них может быть оптимально и обеспечит наилучший эффект в зависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликта. В то же время именно сотрудничество в наибольшей степени соответствует современным представлениям о конструктивном долгосрочном взаимодействии между людьми.

Согласно Н.В. Гришиной, существует три основных модели развития конфликтов в трудовом коллективе. Модели расположены по степени нарастания деструктивных тенденций и сложности разрешения проблемы.

1. Трудовой спор. Хорошие личные отношения. Воздействие путем аргументации, убеждения.

2. Формализация отношений. Широкая зона разногласий. Сомнения в возможности достичь согласия. Общение ограничивается.

3. Психологический антагонизм. Тенденция к эскалации конфликта. Взаимное психологическое неприятие.

4.5. Понятие социальной перцепции. Механизмы взаимопонимания

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого "нового взгляда" на восприятие. Первоначально с помощью этого понятия описывали социальную обусловленность процесса перцепции. В дальнейшем социальную перцепцию стали относить к процессам восприятия и понимания социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, группы, большие социальные общности.

Выделяют пять основных источников восприятия себя и другого человека:

а). восприятие через соотнесение своей личности с другими;

б). восприятие через предположение как меня воспринимают другие люди;

в). восприятие через соотнесение результатов деятельности; г). восприятие на основе наблюдения собственных состояний;

д). непосредственное восприятие внешнего облика.

Таким образом, процесс взаимопонимания состоит из трех взаимосвязанных компонентов: 1) понимания себя; 2) понимания другого; 3) понимания другим.

Механизмы общения являются одновременно и механизмами процесса взаимопонимания. Основой и необходимой предпосылкой взаимного понимания людьми во всех случаях оказывается возможность их идентификации, их взаимного уподобления друг другу. В реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Если идентификация - это рациональное постижение партнера, то эмпатия представляет собой стремление эмоционально откликнуться на проблемы человека. Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация партнера не столько "продумывается", сколько «прочувствуется». Т.П.Гаврилова18, анализируя существующие определения эмпатии, выделяет четыре наиболее часто встречающиеся:

1) понимание чувств, потребностей другого;

2) вчувствование в событие, объект искусства, природу;

3) аффективная связь с другим, разделение состояния другого или группы;

4) свойство психотерапевта.

Принято делить эмпатию на сочувствие и сопереживание. Различия между ними заключаются в степени рефлексии над проявляемым эмоциональным состоянием и степенью идентификации с объектом эмпатии. Сопереживание включает в себя большую идентификацию субъекта с объектом эмпатии, оно менее подвержено рефлексии по сравнению с сочувствием. Эмпатия выступает как регулятор взаимодействия, обеспечивая оценки прогноз наиболее адекватных способов поведения в соответствии с эмоциональным состоянием участников общения.

Процесс понимания характеризуется также явлением рефлексии. Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом того, как он в действительности воспринимается и оценивается партнером по общению. Это уже не просто знание себя или понимание другого, а знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга. Успех в общении будет максимальным, если имеются совпадения в отражении партнерами друг друга, и, наоборот, в случае неверных представлений может возникнуть непонимание. Так, при общении оратора с аудиторией, если оратор имеет искаженное представление о слушателях и о том, как его воспринимают, вряд ли можно надеяться на успех публичного выступления.

В процесс понимания других людей и целых групп происходит приписывание им каких-то качеств, особенностей, оценка поведения. Этот процесс получил название «атрибуция». Если речь идет о видении (приписывании) причин этих качеств и этого поведения, то психологи пользуются понятием «каузальная атрибуция».

Теория каузальной атрибуции - это теория о том, как люди объясняют поведение других, приписывают ли они причину действий внутренним чертам человека или внешним ситуациям.

Для обозначения способности понимать других людей используется термин сензитивность. Г. Смит выделил следующие четыре вида сензитивности:

q наблюдательная сензитивность. Это способность наблюдать, видеть и слышать, одновременно запоминать как выглядел и что говорил человек (а именно: речевые особенности, привычные перемещения и позы, жесты и т.п.);

q теоретическая сензитивность. Это способность выбирать и применять теории для более точного предсказания чувств, мыслей и действий других людей;

q номотетическая сензитивность. Это способность понимать типичного представителя той или иной социальной группы и использовать эту информацию для предсказания поведения других лиц, принадлежащих этой группе. В данном случае включается такой механизм взаимопонимания как стереотипизация;

  • II. Обязанности лиц ответственных за пожарную безопасность в университете, в структурных подразделениях университета, обязанности работников
  • III. Самоопределение к деятельности. - Разделите число, разложив его на удобные слагаемые по об­разцу.
  • IV. Организация и несение караульной службы в подразделениях

  • Как ни именовали человека: иhomo sapiens (человек разумный), homo faber (человек производящий), иhomo habilis (человек умелый),homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назватьhomo communicans - человек общающийся.

    Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности, условием его духовного и физического здоровья, способом познания других людей и самого себя. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

    Категория общения в психологии: содержание, структура и функции

    Социальные контакты между людьми представлены деятельностью и общением.

    Между общением и деятельностью как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является создание какого-либо материального или идеального продукта. Результатом же общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность и общение, несмотря на их различия, являются взаимосвязанными сторонами социальной активности человека. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения. Общение же представляет собой специфический вид человеческой деятельности. В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как формы социальной активности выступают в единстве, но в определенной ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга.

    • формирование определенных образцов и моделей поведения;
    • взаимодействие людей;
    • взаимное влияние людей друг на друга;
    • обмен информацией;
    • формирование отношений между людьми;
    • взаимное переживание и понимание друг друга;
    • формирование образа внутреннего «Я» человека.

    В психологии общение определяется как процесс взаимодействия между людьми, состоящий в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

    При исследовании общения в нем выделяют: содержание, цель, средства, структуру, функции и формы общения.

    • материальное - обмен продуктами и предметами деятельности;
    • когнитивное - обмен знаниями;
    • деятельное - обмен действиями, операциями, умениями;
    • кондиционное - обмен психологическими или физиологическими состояниями;
    • мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

    Цель общения

    Люди вступают в общение, преследуя определенные цели. Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения могут быть самыми разнообразными.

    Цель общения может заключаться в нем самом, тогда общение выступает самоцелью , средством удовлетворения потребности в общении.

    Цель общения может находиться вне самого взаимодействия субъектов, тогда мы имеем дело с деловым общением , служащим способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.

    Целью общения может выступать и приобщение партнеров по общению к ценностям и опыту друг друга, как это представлено в личностном общении , которое сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека.

    Исчерпывающую классификацию по целям общения дать сложно, учитывая все многообразие потребностей человека (социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития, биологических и т.д.), ради удовлетворения которых люди вступают в общение.

    Средства общения

    Средства общения — это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

    Средства общения подразделяются на вербальные (словесные), представленные речью, и невербальные (несловесные), представленные жестами, мимикой, звучанием голоса, взглядом, прикосновениями и т.д.

    Структура общения

    Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной (рис. 16).

    Рис. 16. Структура общения

    Перцептивная сторона общения — процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.

    Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств.

    Интерактивная сторона общения заключается в обмене действиями, т.е. в организации межличностного.

    Функции общения

    Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений.

    В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения.

    Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция , в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, партнера по общению, связана с регуляцией эмоциональной сферы человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

    Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информации в человеческом общении имеет свою специфику:

    • во-первых, обмен информацией осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства);
    • во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

    Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

    Роль и интенсивность общения в современном обществе возрастают: постоянно увеличивается число людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. В свое время прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

    Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения.

    Сущность общения и его формы

    Источником потребности в общении является коллективистская, социальная природа человека, свойственная ему потребность не только к индивидуальной, но и к совместной деятельности. Именно эта данная человеку природой родовая особенность и помогла ему выжить и утвердиться среди других более физически сильных, чем человек, животных.

    Признается, что одной из национальных особенностей русских людей является как раз высокий уровень развития у них этого качества. Русские мыслители называли его общинностью, соборностью, дружинностью, братством (А.С. Хомяков, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров и др.). Именно эта национальная черта русского духа помогала России устоять в самые трагические моменты ее истории. В этом духе коллективизма видели деятели русской культуры одно из главных отличий русского самосознания от западной культуры, основой которой является дух индивидуализма. Конечно, на рубеже XX-XXI вв., в годы постсоветских реформ, эта особенность русской духовности значительно ослабла, хотя, по-видимому, и не исчезла совсем.

    — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между отдельными людьми и их группами. Этот процесс порождается потребностями людей в совместной деятельности, которая многократно умножает их силы. В общении выделяются три составляющие:

    • коммуникативная сторона или обмен информацией;
    • интеракции или обмен действиями:
    • взаимная перцепция или восприятие и оценка партнера.

    Все три стороны общения способствуют оптимизации совместной деятельности людей, ведут к сближению, а также развитию и совершенствованию их личных качеств.

    Однако это сближение имеет свои пределы, границы. Оно не может быть беспредельным, потому что как бы ни сближались люди друг с другом в процессе их взаимодействия, они тем не менее всегда остаются отдельными системами и по своим интересам, и по формам поведения.

    Каждая личность, в каком бы тесном контакте с другими людьми она ни находилась, сохраняет свою физическую и духовную автономию, самобытность, оставаясь, как говорили древние. «микрокосмосом». т.е. целым миром уникальных мыслей, чувств, интересов.

    Поэтому любые контакты, общение людей редко протекают без трудностей, проблем, конфликтов. Эти проблемы возникают как в малых социальных группах, семье, в трудовых коллективах, так и на уровне общества в целом, между большими социальными группами, классами и этносами. И разрешаются эти проблемы и трудности опять-таки только в процессе того же общения, в котором могут участвовать и управленческие структуры различного уровня.

    В связи с множеством трудностей и конфликтов, возникающих в ходе взаимодействий людей, формы человеческого общения оказываются бесконечно многообразными.

    Формы общения классифицируются на основе разных критериев. Так, если за основу классификации взять критерий направленности общения , то его можно подразделить на два вида:

    • общение по вертикали , например между родителями и детьми, начальником и подчиненными;
    • общение по горизонтали, примером которого может служить общение братьев, близких по возрасту; общение коллег по работе, равных по статусу.

    Если же за базу классификации видов общения взять характер его целей , то в качестве его форм можно выделить:

    • общение как самоцель . например общение между друзьями, родственниками;
    • общение как средство достижения какой-то внешней по отношению к нему цели: именно таким является любое деловое, в том числе управленческое, педагогическое общение. Здесь цель находится за пределами самого процесса общения: она состоит в достижении целей организации, предприятия, учебного заведения и т.д. И наконец, можно выделить разновидности общения и по критерию состава его участников.

    Тогда основные типы общения будут выглядеть следующим образом:

    • общение по схеме «человек-природа» , примером которого могут быть такие занятия, как охота, рыбалка, туризм, отдых на даче, общение с домашними животными и т.п.
    • общение по схеме «человек-вещь», характерными примерами которого является исполнительская деятельность в сфере материального производства, торговли, такие занятия, как коллекционирование; эта форма общения может принимать болезненные формы в виде чрезмерной страсти к приобретению и накоплению вещей, так называемый «вещизм»:
    • общение по схеме «человек-человек », являющееся наиболее психологически насыщенным и сложным. Поскольку эта форма общения отличается особой одухотворенностью, динамизмом, живостью, о ней иногда говорят как о высшей роскоши, доступной человеку. Но с этой же формой общения связаны и наибольшие сложности общения.

    Множество разнообразных проблем возникает в процессе семейного общения, а также в ходе взаимоотношений людей в трудовых коллективах Известно, что «сквозной» функцией руководителей трудовых коллективов является психологическое воздействие на отдельных работников и группу в целом, их побуждение к активной деятельности по достижению целей организации в процессе постоянного и многообразного управленческого общения с людьми.

    31. Понятие общения в социальной психологии. Структура, этапы, типы и функции общения.

    Общение в социальной психологии трактуется как специфическая информационно - коммуникативная деятельность, включающая познание партнерами друг друга (взаимопознание), отношения между ними (взаимоотношения), влияние друг на друга (взаимовлияние) сопереживание и взаимодействие.

    Структура. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, можно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; социально-перцептивная сторона общения – в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. К средствам общения относятся:1.язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. 2. 2. интонация, эмоциональная выразительность , которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.3. мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.4. жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.5. расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.В процедуре общения выделяют следующие этапы: 1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.3. Ориентировка в личности собеседника.4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.7. Корректировка направления, стиля, методов общения. Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».Общение включает в себя 4 составляющие:предметное сообщение (о чем идет речь);самораскрытие (Я-сообщение);отношение к слушателю (мотив рассказа);призыв (что надо сделать).

    Критерии общения делятся на 2 группы: формальные и содержательные.

    К формальным относятся:

    Семиотическая специализация общения (знаковая система)- вербальное и невербальное общение.

    ориентированность общения: объектное – субъектное; ролевое – личностное.

    степень опосредованности общения: непосредственное – опосредованное общение

    результат общения: эффективное - неэффективное;

    качество общения: оптимальное - неоптимальное;

    Степень субъективности (личностности) общения: суб-суб, суб-объектное, об-об.

    На этой основе выделяют: монологическое общение (суб-об)

    Диалогическое (суб-суб)

    Коммуницирование (передача информации, об-об) - примитивное общение.

    Диалогическая и монологическая установка в общении

    Диалогическая установка в общении – это установка на принятие личности партнера.

    Монологическая установка в общении – это подавление и не принятие индивидуальности партнера

    знак, модальность отношения к партнеру;

    тема общения;

    тип "пристройки" партнеров;

    образ, понятие о партнере по общению и самом себе;

    способы, средства вхождения и выхода из контакта.

    На основе этих критериев выделяют:

    Примитивное общение,

    манипулятивное,

    конвенциальное;

    духовное (личностно - развивающее)

    Показатели творческого, личностно-развивающего общения

    субъект - субъектная система отношений;

    признание уникальности, неповторимости, ценности партнеров друг для друга;

    диалогичность общения;

    отношение друг к другу как к цели общения;

    предоставление себе и партнеру свободы в выборе способов поведения.

    доверительность

    психологическая безопасность, атмосфера открытости,

    удовлетворенность общением всех его участников.

    Виды общения: : 1. Конвенциональный . Это свод правил поведения в общении, согласно коллективному опыту, наиболее приемлемы и для субъекта, и для общества. предполагает равенство позиций собеседников, уважение и внимание друг к другу, определенную культуру поведения. Он оптимален для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах. По сути это пристройка “рядом”, когда каждый из собеседников принимает другого и принимает себя. 2. Примитивный . Этот уровень общения всегда означает со стороны одного из собеседников пристройку “сверху”, т.е. одна из сторон диалога совершенно не принимает во внимание, какие чувства, мысли, переживания может вызвать у партнера разговор. Собеседник воспринимается как предмет.

    3. Манипулятивный. партнер - соперник в игре, которую непременно надо выиграть. Выигрыш означает выгоду - если не материальную или житейскую, то хотя бы психологическую. студент во время экзамена начинает отвечать по билету и вдруг “Вы знаете, это место всегда было для меня волнующей загадкой. Почему получается так, что...” - и тут он ставит перед экзаменатором вопрос, на который должен был ответить сам. По форме манипуляция может напоминать пристройку “рядом» или пристройку “снизу” (когда в ход пускается лесть, угодничество), но по сути это всегда пристройка “сверху”, т.к. манипулятор всегда хозяин ситуации и ведет общение к той цели, которую поставил перед собой.

    4. Стандартизованный . Общение на этом уровне основывается на неких стандартах, на контакте масок. Масок множество: маска нуля (я вас не трогаю, и вы меня не трогайте), маска любезности, агрессивности, высокомерия, послушания. На этом уровне устанавливается кажущаяся пристройка “рядом”, на самом деле ее нет. 5. Игровой. Основывается на пристройке “рядом”, которую питает не своекорыстный интерес к человеку, а искренняя симпатия. Партнер игрового уровня общения то неявно, то открыто дает понять, что для вас обоих возможны и желательны любого типа пристройки друг к другу. Каждому участнику хочется быть интересным другому - и он непроизвольно играет. На первом месте здесь - ценность возникшей человеческой связи. период влюбленности. 6. Деловой. на первом месте - дело. “Я” человека отодвинуто назад, это надличное общение. И хотя личности отодвинуты, люди объединены - общим делом, заботой, проблемой, поиском истины. 7. Духовный . Это высший уровень человеческого общения. Оно не может быть односторонним: либо его нет, либо в него вовлечены оба собеседника. тема послужила поводом для проваливания в глубины собственной души и души другого, взаимопроникновения.

    Любой вид общения выполняет определенные функции.

    коммуникативная,

    информативная,

    когнитивная,

    эмоциональная,

    эмотивная,

    креативная (творящая).

    Социальная психология: конспект лекций Мельникова Надежда Анатольевна

    1. Понятие общения

    1. Понятие общения

    При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности.

    Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры.

    Существует согласие относительно вклада, который должен внести каждый исполнитель роли.

    Поведение каждого участника ограничено экспектациями, обусловленными культурными нормами.

    Включаясь в такие предприятия, люди остаются уникальными живыми существами.

    Реакции каждого из них оказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем они вступают в контакт.

    Характер взаимного притяжения или отталкивания в каждом случае различен.

    Шаблон межличностных отношений, развивающихся между людьми, включенными в совместное действие, создает еще одну матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать.

    Даже в самых мимолетных взаимодействиях имеют место межличностные реакции.

    В большинстве происходящих контактов такие реакции не имеют большого значения и скоро забываются.

    Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации.

    Характер этих взаимоотношений в каждом случае будет зависеть от личностных черт, включенных во взаимодействие индивидов.

    Поскольку человек ожидает особого внимания от своих ближайших друзей и не склонен ждать хорошего отношения от тех, кого он не любит, каждая сторона в системе межличностных отношений связана рядом особых прав и обязанностей.

    Конвенциальные роли стандартизованы и безличны.

    Но права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их предпочтений.

    В отличие от конвенциальных ролей, большинству межличностных ролей не обучаются специально.

    Каждый развивает свой собственный тип обращения.

    Хотя нет совершенно одинаковых систем межличностных отношений, бывают повторяющиеся ситуации, и сходные личности реагируют одинаково на один и тот же вид обращения.

    Наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений и могут быть названы типичные межличностные роли.

    Среди межличностных ролей, возникающих, когда люди конкурируют из-за сходных интересов, могут быть соперник, враг, заговорщик и союзник.

    В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагается испытывать друг к другу.

    В семье, например, конвенциально определены отношения между матерью и сыновьями.

    Участвующие в согласованном действии люди одновременно взаимодействуют на языке двух систем жестов.

    Как исполнители конвенциальных ролей, они пользуются конвенциальными символами, являющимися объектом социального контроля.

    В то же время особая личностная ориентация каждого действующего лица проявляется в стиле его исполнения, в том, что он делает, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора.

    Проявление личностных черт в свою очередь вызывает ответные реакции, часто бессознательные.

    Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна в другую.

    Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

    На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому.

    В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.

    Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения ); взаимодействие (интерактивный аспект общения ); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения ).

    Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения.

    Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи.

    Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.

    Непосредственное общение – это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.

    Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию.

    Непосредственное общение может быть формальным и межличностным .

    Оно может также осуществляться между субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе.

    Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга.

    Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.

    Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.

    К особому виду общения относится массовое общение , определяющее социальные коммуникативные процессы.

    Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации.

    Массовое общение может быть прямым и опосредованным.

    Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

    Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

    Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует.

    У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки.

    Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами.

    Доминирующими оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу.

    Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.

    Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания.

    Иногда это уровень обозначают как конвенциональный (конвенция – «соглашение»).

    Следующий уровень общения – информационный .

    Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой).

    Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей.

    Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека.

    Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом.

    Функций общения определяются по различным критериям: эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, самопознания (А. В. Мудрик ); установления общности, инструментальному, осознания, самоопределения (А. Б. Добрович ); сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (А. А. Брудный ); контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания, эмотивному, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко ) и др.

    Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность групп функций.

    1. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности.

    В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности.

    Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).

    2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы.

    Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

    3. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами.

    Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность – общество.

    Из книги Практикум по конфликтологии автора Емельянов Станислав Михайлович

    Понятие технологий эффективного общения и их основное содержание Под технологиями эффективного общения мы будем понимать такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению. Для

    Из книги Социальная психология: конспект лекций автора

    1. Понятие общения При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности.Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной

    Из книги Социальная психология автора Мельникова Надежда Анатольевна

    17. Понятие и виды общения При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители кон-венциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Ковенциальные роли предполагают действия людей как единицу социальной

    Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

    4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит

    Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

    1. Понятие девиации Девиация – это нарушение норм, ценностей, культурных традиций того сообщества, в котором существует (работает) индивид. Формами девиаций могут выступать и алкоголизм, и наркомания, и воровство, пока эти явления не переходят грань с делинквентностью –

    Из книги Психология труда автора Прусова Н В

    1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации

    Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

    29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой

    Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    ГЛАВА 1 Понятие общения Основное внимание в книге сосредоточено на изложении разработанного нами представления о возникновении общения с окружающими людьми и о его развитии в последующие 7 лет жизни ребенка.Но прежде чем приступить к рассмотрению генезиса общения,

    Из книги 50 упражнений для развития способности жить настоящим автора Левассер Лоранс

    Функции общения. Значение общения Анализ понятия общения и раскрытие его понимания позволяют подойти нам к определению его функций и значения. Существуют разные возможности выделения основных функций общения в жизни человека. Так, например, из нашей дефиниции легко

    Из книги Язык и разум человека автора Леонтьев Алексей Алексеевич

    Понятие формы общения Изменения отдельных аспектов, характеризующих развитие разных структурных компонентов общения – потребностей, мотивов, операций и пр., – в совокупности порождают интегральные, целостные образования, представляющие собой уровни развития

    Из книги Практикум по наблюдению и наблюдательности автора Регуш Людмила Александровна

    Из книги Как воспитать волю и характер автора Рувинский Леонид Изотович

    5. Радость интимного общения или общения в компании Благодаря упражнениям предыдущих разделов вы усовершенствовали свои физические и интеллектуальные способности, а также смогли свежим взглядом взглянуть на мир, оценив его красоту.Но среда, в которой мы живем, не

    Из книги СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.ВЗГЛЯД НА ПСИХОТЕРАПИЮ автора Роджерс Карл Р.

    Слово и понятие Понятия собаки и лопаты закреплены в определенных словах - «собака», «лопата». Но совершенно не обязательно, и было бы очень серьезной ошибкой, отождествлять (как это иногда делается) понятие и значение слова.Во-первых, понятие может быть выражено не

    Из книги автора

    3.1. Понятие наблюдательности Одна из самых полных работ, посвященных наблюдательности, «Воспитание наблюдательности школьников», где заложены основы для практической работы по ее развитию, написана Б. Г. Ананьевым еще в 1940 г. Но, к сожалению, разработка путей развития

    Из книги автора

    Понятие воли Процесс самовоспитания тесно связан с волей. Достаточный уровень развития воли - необходимая основа и условие для осуществления программы самовоспитания. Поэтому самовоспитание воли является не только целью развития одного из качеств

    Из книги автора

    Понятие конгруэнтности Основополагающим для многих положений, которые я хочу изложить, служит термин "конгруэнтность" (согласованность, соответствие). Это понятие было разработано для описания группы явлений, которые важны в психотерапии и во всех межличностных

    Социальное общение социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. «Человек — это узел связи», — писал Экзюпери. Общение одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В социальном общении происходит психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека формируются и проявляются в его общении с другими людьми. Эффективное общение связано с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения.

    Различаются содержание, функции и средства общения.

    Информационно-коммуникативную (прием и передача информации);

    Регулятивно-коммуникативную (организация взаимодействия людей в их совместной деятельности);

    Перцептивно-аффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу);

    Аффективно- (эмоциональное самовыражение человека).

    В зависимости от используемых средств общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным (словесным) и невербальным (паравербальным). Различается также техника общения — установление психических контактов, использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению, выбор средств в зависимости от формы общения. Формы общения : деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное.

    Общение как коммуникативная деятельность . Коммуникация — смысловая сторона общения. Действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, называется коммуникативными .

    В коммуникативных актах реализуются информативные, фатические (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга. В процессе общения они стремятся установить психический контакт, выяснить позиции друг друга, сформировать отношение к анализируемой ситуации.

    Коммуникатор (лицо, передающее сообщение) может придерживаться одной их трех позиций: открытой, отстраненной или закрытой, то есть скрывать свою точку зрения. Восприятие информации зависит от ее «наложения» на реципиента или аудиторию, от их мотивационного состояния и информационной подготовленности.

    Для понимания информации (ее включения в систему имеющихся связей, понятий и представлений реципиента) необходимо, чтобы общающиеся стороны использовали единую систему значений. Препятствиями для общения являются психологические, социальные и культурные барьеры, неадекватное отражение ситуации общения.

    Основное средство коммуникации — речь (естественный звуковой ), имеющая лексическую и синтаксическую организацию. Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Шаблонная речь, а тем более вульгарная, резко снижает статус личности. Величайшее духовное достояние — способность человека кратко, емко и изысканно выражать свои мысли и чувства. О человеке судят по тому, что и как он делает, как выглядит, что и как говорит. Манера речи, манера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, его интеллектуальные возможности. Неразвитость речи — признак психической неразвитости индивида .

    В речи проявляются возрастные особенности говорящего, его социальные и профессиональные особенности, психические аномалии (логорея — «словесный понос», персеверация — непрерывное повторение, вязкость — утопание в подробностях и др.).

    В речи выделяются содержательная и отношенческая (эмоционально-воздействующая) сторона, ее фасцинация («очарование») — воздействие на поведенческие решения реципиентов.

    К содержательным приемам речевого воздействия относятся высказывания по истории обсуждаемой проблемы, оценка ее значимости, уровня проработанности, обоснование предлагаемого способа решения проблемы. К отношенческим приемам воздействия относятся апелляции к личности оппонента (упоминание его негативных качеств, деловой несостоятельности), апелляции к аудитории (просьбы, обращения, угрозы, заискивания).

    Исследования показывают, что в парламентских выступлениях депутатов широко используются различные приемы психического воздействия (около четырех приемов в одном выступлении). Причем отношенческие приемы в два раза превышают приемы содержательные.

    Наряду с речью в общении используются паралингвистические средства — невербальные (неречевые) средства передачи информации. Различаются три вида паралингвистических средств:

    Кинетические — жесты, позы, мимика;

    Графические (в письменной речи).

    Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга — отсюда ее непроизвольный характер. Мимические движения подразделяются на:

    1) мимику агрессивно-наступательную — гнев, злость, жестокость и др.;

    2) активно-оборонительную — отвращение, презрение, ненависть и др.;

    3) пассивно-оборонительную — покорность, приниженность и др.;

    4) мимику ориентировочно-исследовательской направленности;

    5) подражательные мимические выражения;

    6) мимику удовольствия-неудовольствия;

    7) маскировочные выражения — мимику сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т. п.

    Информативны и жесты человека. Подделать язык жестов почти невозможно: они регулируются подсознательно. Так, в процессе лжи (особенно если человек сам осуждает эту ложь) возникает характерное сокращение мышц лица, увеличивается просвет зрачков, нередко расширяются кровеносные сосуды лица — происходит его покраснение, увеличивается количество миганий, совершаются характерные микрожесты и макрожесты — прикрытие рта, прикосновения к носу, потирания глаза, уха, почесывание шеи, оттягивание воротника и др.

    В полицейской практике давно замечено, что ложные показания труднее давать при хорошем обзоре всего тела и ярком освещении лица и легче всего солгать по телефону.

    Открытость и честность часто сопровождаются раскрыванием ладоней. Указующий перст, как правило, свидетельствует о доминировании и агрессивности. Потирание ладоней обычно означает приятное ожидание. Сцепленные ладони — жест неоправданных ожиданий. Поглаживание подбородка — сигнал о принимаемом решении. Скрещивание рук на груди свидетельствует об оборонительной позиции, а скрещивание на груди рук со сжатыми кулаками — о враждебном отношении.

    Закройте глаза и спрячьте руки, если Вы не хотите, чтобы обнаруживалась ваша неискренность, — к такому выводу пришел один наблюдательный служащий английской) суда. За свою долгую судебную практику он научился безошибочно определять, говорит ли свидетель правду.

    Глаза и руки часто говорят больше, чем слова, и непроизвольно свидетельствуют о подлинном состоянии человека. Взгляд живого существа и особенно взгляд человека — один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. Глаза и губы — наиболее выразительные части лица. Человек, отводящий глаза от собеседника, кажется скрытным и неискренним. А человек, «пялящий глаза», кажется ограниченным и бестактным. Люди безошибочно угадывают выражение глаз, игру взглядов.

    В процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию — ритмика взглядов образует определенное русло общения. При этом говорящий меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление.

    Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего — это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся окологлазная область лица.

    Впечатление, производимое взглядом, зависит от просвета зрачков, положения век и бровей, конфигурации рта и носа, общего абриса лица. Сочетание этих признаков огромно. Положительные эмоции увеличивают количество обмена взглядами, отрицательные — сокращают его. Бегающий или «липкий» взгляд свидетельствует о психических акцентуациях и аномалиях. Присматривайтесь к взглядам, мимике и жестам людей, чтобы лучше понять их и лучше взаимодействовать с ними. Помните, что и ваши жесты постоянно интерпретируются вашим собеседником как сигналы уверенности и неуверенности, робости и чрезмерной притязательности, агрессивности и оборонительности, наглости и деликатности, открытости и скрытности, приближенности и отчужденности, культурности и бескультурья.

    В общении, при взаимодействии люди стремятся сохранить зону своего личного пространства . Все пространство вокруг индивида подразделяется на ряд зон: интимную (15 — 45 см), личную (45 см — 1,2 м), социальную (2 — 6 м) и общедоступную (свыше 6 м).

    Наиболее важна и значима интимная зона, расцениваемая человеком как его собственность. Заходить в эту зону могут лишь очень близкие люди. Особенно ревниво оберегается зона радиусом в 15 см. Ее нарушение вызывает даже физиологические изменения в организме — учащается пульс, выделяется адреналин, напрягаются мускулы, кровь приливает к голове. Находясь в общественных местах повышенной скученности, люди придерживаются неписанных правил деликатности (избегают взглядов «в упор», не разговаривают, не проявляют эмоций, ограничивают телодвижения). Длительное нарушение интимной зоны труднопереносимо, а для многих людей даже невыносимо.

    На допросах противодействующих расследованию лиц используется прием длительного вторжения в интимную зону допрашиваемого. Не имея возможности отодвинуться, некоторые допрашиваемые «отодвигают» самого допрашивающего, давая ответы на трудные вопросы.

    Личная зона — расстояние для дружественных бесед, общения с хорошо знакомыми людьми. В социальной зоне происходит общение малознакомых людей, в общедоступной — общение с большой группой людей.

    Вступая в общение, люди более или менее осознают его цели, стремятся реализовать свои интересы, контролируют ход общения, используют различные средства влияния на психическое состояние партнера, стремятся создать определенное впечатление о себе.

    На начальном этапе общения люди, как правило, распознают актуализированные потребности друг друга и на этой основе формируют возникновение психологического (коммуникативного) контакта. При этом оцениваются личностные качества партнера, избираются ситуативно оправданная форма и соответствующая техника общения, система приемов общения, осуществляется преднастройка партнера на достижение цели общения.

    Вербальные и паравербальные средства должны соответствовать цели общения, его форме, демонстрировать соответствующее отношение к партнеру. Слова, построение фраз, мимика, жесты, поза могут располагать к общению или затруднять его. Эмоционально-экспрессивные проявления могут выдавать скрытые цели общения. Обмолвки, речевые затруднения, проговорки также свидетельствуют о подсознательной направленности субъекта общения.

    В процессе общения широко используется обратная связь — реакции партнера, его отношение к содержанию общения. Возможно и специальное провоцирование этих реакций для прояснения позиций партнера, скрываемой им информации. Искусство общения состоит в способности партнеров поставить себя в положение другой стороны, проявить рефлексию (думать за другого), учитывать особенности социальной перцепции (восприятия социальных объектов), адекватно интерпретировать поведенческие проявления партнера, его эмоциональные реакции.

    Многие профессий (учителя, врача, юриста, артиста, менеджера) требуют высокоразвитой коммуникативной способности, овладения культурой и техникой эффективного общения. Каждая социальная роль успешно реализуется только адекватными средствами социальной коммуникации.


    © 2024
    reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник