08.07.2019

О крупной сделке нужно ли иметь положение. Крупная сделка: оформляем по всем правилам. Расширен перечень крупных сделок


Скромные по содержанию статьи законов о порядке согласования сделок изменились и стали более подробными. Привычное решение об одобрении сделки поменяет свое название. Теперь это будет решение о согласии на совершение или о последующем одобрении сделки. Установлен ограничительный порог в 1 процент от голосующих акций для миноритариев. Одобрять сделку с заинтересованностью теперь не обязательно. Достаточно вовремя отправить извещение по установленным требованиям. Привычные правила одобрения сделок поменялись. Насколько изменения поменяют сложившуюся практику, пока не известно. Но мы можем изучить их более подробно.

Расширен перечень крупных сделок

Сейчас к крупным сделкам относятся только сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов от балансовой стоимости активов общества (ст. 78 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее - закон № 208-ФЗ, ст. 46 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее - закон № 14-ФЗ). Под понятие крупных сделок подпадают купля-продажа, дарение, залог, поручительство, заем и ипотека.

С января 2017 года к крупным сделкам добавятся сделки, предметом которых является передача имущества во временное владение или пользование. В большей степени это изменение сделано специально для того, чтобы включить договор аренды в число крупных сделок. Суды и раньше признавали аренду крупной сделкой, но теперь это будет закреплено на законодательном уровне (подп. 5 п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.14 № 28 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью», далее - постановление № 28; постановление ФАС СЗО от 18.03.11 № А56-38981/2010).

Интеллектуальная собственность тоже попала в перечень крупных сделок. Еще в 2003 году суды признавали договоры по передаче интеллектуальной собственности недействительными. Основанием было нарушение порядка заключения таких сделок (постановление 13 ААС от 12.12.07 по делу № А56-21604/2003).

Определить стоимость крупной сделки стало проще

Расширился порядок сопоставления стоимости активов общества со стоимостью сделки. Старая редакция содержит указание только на случаи отчуждения или приобретения имущества.

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ:
В случае отчуждения или возникновения возможности отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется стоимость такого имущества, определенная по данным бухгалтерского учета, а в случае приобретения имущества - цена его приобретения (п. 2 ч. 1 ст. 79 закона № 208-ФЗ).

Аналогичные нормы содержит закон № 14-ФЗ (п. 2 ст. 46).

Стоимость имущества, определенная по данным бухгалтерского учета, часто бывает значительно меньше цены отчуждения. Это приводило к злоупотреблению со стороны лиц, заинтересованных в совершении сделки. Сделка не подпадет под категорию крупной.

В новой редакции статьи соотношение цены или балансовой стоимости к активам общества будет определяться в зависимости от существа сделки. В случае отчуждения (или вероятности отчуждения) имущества стоимость активов сопоставляется с наибольшей величиной (цена или балансовая стоимость предмета отчуждения). В случае передачи имущества во временное владение расчетной величиной признается балансовая стоимость передаваемого имущества.

Например, компания продает помещение за 1 000 000 рублей. Балансовая стоимость имущества на момент продажи составляет 250 000 рублей. Стоимость активов компании на момент продажи помещения составляет 2 000 000 рублей. В итоге стоимость сделки будет равна 50 процентам от стоимости активов общества, сделка будет крупной. При передаче этого же имущества во временное владение сделка не будет крупной, так как соотношение величин (стоимость активов и балансовой стоимости имущества) составит 12,5 процента.

Чтобы уменьшить количество злоупотреблений с оценкой стоимости сделки, новая редакция закона устанавливает, что преимущество при определении цены сделки имеет наибольшая величина - балансовая стоимость или цена (п. 1.1 ст. 78 закона № 208-ФЗ в новой редакции). Эта норма призвана защитить интересы общества и его участников, поскольку вероятность попадания сделки в категорию крупной возрастает.

Вместо аффилированности появилось понятие контроля

Теперь вместо понятия «аффилированное лицо» будет использоваться термин «контролирующее лицо» и «подконтрольное лицо (подконтрольная организация)». Данные понятия будут нужны для определения признаков заинтересованности в совершении сделки.

К контролирующим лицам будут относиться лица, которые могут распоряжаться более чем 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации. Или такие лица имеют право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. Подконтрольным лицом (подконтрольной организацией) признается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица (ст. 81 закона № 208-ФЗ, ст. 45 закона № 14-ФЗ).

Отменяется требование об обязательном предварительном одобрении сделки с заинтересованностью. Членов совета директоров достаточно известить не позднее чем за 15 дней до дня совершения сделки. В извещении необходимо указать стороны и выгодоприобретателей, цену, предмет сделки и иные ее существенные условия. Также в извещении указывается информация о лицах, заинтересованных в совершении сделки, и основаниях, по которым эти лица являются заинтересованными. Устав общества может содержать обязанность извещения акционеров наряду с членами совета директоров (п. 1.1 ст. 81 закона № 208-ФЗ в новой редакции, п. 3 ст. 45 закона № 14-ФЗ в новой редакции).

Теперь при подготовке к очередному общему собранию акционеров обществу необходимо будет подготовить отчет о заключенных в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность (ст. 82 закона № 208-ФЗ).

Акционер, который обладает не менее чем 1 процентом голосующих акций, сможет инициировать процедуру одобрения для сделок, в которых, по его мнению, может быть заинтересованность (п. 1 ст. 83 закона № 208-ФЗ в новой редакции). Для этого ему необходимо направить требование о проведении общего собрания акционеров общества для решения вопроса о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность. Требование направляется и рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 55 закона № 208-ФЗ.

Отсутствие согласия на совершение сделки с заинтересованностью не будет являться самостоятельным основанием для признания такой сделки недействительной. Для признания ее недействительной потребуются два условия: сделка совершена в ущерб интересам общества и доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества сделкой с заинтересованностью, и (или) о том, что согласие на ее совершение отсутствует.

Заинтересованные лица перед обращением в суд должны предъявить требование к обществу о предоставлении информации по совершенной сделке. Общество обязано предоставить необходимую информацию в течение 20 дней с момента получения такого требования (п. 1 ст. 84 закона № 208-ФЗ в новой редакции).

Для миноритариев установлен порог в 1 процент

На первый взгляд новая редакция законов о хозяйственных обществах ограничивает права миноритарных участников. Но никто не ограничивает таких акционеров в праве выступать с заявлениями коллективно. Такая возможность не запрещена законодателями.

Наибольшие нарекания миноритарных акционеров может вызвать новая редакция пункта 6 статьи 79 и пункта 1 статьи 84 закона № 208-ФЗ, которая устанавливает для акционеров порог в 1 процент для инициирования процедуры обжалования сделок. Правда, порог в 1 процент голосующих акций может быть преодолен совместными усилиями заинтересованных акционеров. Для этого акционерам предоставляется возможность подавать иск об оспаривании сделки коллективно.

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ:
Крупная сделка, совершенная с нарушением порядка получения согласия на ее совершение, может быть признана недействительной (ст. 1731 ГК РФ) по иску общества, члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или его акционеров (акционера), владеющих в совокупности не менее чем одним процентом голосующих акций общества. Срок исковой давности по требованию о признании крупной сделки недействительной в случае его пропуска восстановлению не подлежит (п. 6 ст. 79, п. 1 ст. 84 закона № 208-ФЗ в новой редакции).

Аналогичное ограничение зафиксировано в новой редакции статьи 84 закона № 208-ФЗ. Для того чтобы получить информацию по сделке с заинтересованностью, акционер должен обладать не менее чем 1 процентом голосующих акций.

С формальной точки зрения нововведения ограничивают права миноритариев и сокращают возможности оспаривать сделки. Чтобы понять масштаб ограничений, необходимо вспомнить о действующих нормах. Так, пункт 6 статьи 79 закона № 208-ФЗ дает право на оспаривание крупных сделок любому акционеру, но суд откажет в удовлетворении этого требования, если:

  • голосование обратившегося в суд акционера не могло повлиять на результаты голосования (подп. 3 п. 6 ст. 79 закона № 208-ФЗ);
  • заявитель не докажет, что обществу причинен вред или существует возможность причинения убытков.

Чтобы доказать, что акционерному обществу был причинен вред либо есть такая возможность, необходимо получить документы бухгалтерского учета и протоколов коллегиального исполнительного органа. А такая возможность есть только у акционеров, которые обладают не менее чем 25 процентами голосующих акций общества. Это и есть ограничение.

Обратите внимание, что с января 2017 года эти требования будут исключены из пункта 6 статьи 79 закона № 208-ФЗ. Больше не нужно будет доказывать убытки или возникновение иных неблагоприятных последствий. А возможность истца влиять на результаты голосования общего собрания акционеров больше не будет иметь значение для суда.

Подробности в решении о согласии могут стать поводом для злоупотреблений

Решение об одобрении сделки будет называться согласием на совершение сделки или о последующем ее одобрении. В пояснительной записке к законопроекту о причине смены терминологии ничего не сказано. В законе теперь будут более подробно описаны обязательные и факультативные требования к содержанию решения о согласии на совершение сделки. Обязательным становится срок действия согласия. Если он не указан, закон устанавливает его длительность - год со дня подписания согласия.

В решении о согласии на совершение крупной сделки теперь указываются:

  • лицо, которое выступает стороной или выгодоприобретателем по сделке;
  • цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения;
  • общие параметры основных условий сделки, требующей согласия на ее совершение;
  • согласие на совершение аналогичных сделок;
  • альтернативные варианты основных условий сделки;
  • согласие на совершение сделки при условии совершения нескольких сделок одновременно;
  • срок, в течение которого согласие на совершение сделки будет действовать.

Структура согласия на совершение крупной сделки осложнится и потребует особой внимательности при составлении документа. Любая ошибка повлечет за собой дополнительные поводы для оспаривания сделки.

Возможна и другая ситуация, когда тексты решений о согласии на совершение крупных сделок будут оформляться с заведомыми нарушениями формы. Такие нарушения могут стать основанием для обращения в суд для признании сделок недействительными.

Случаи, когда не требуется получать согласие на заключение крупной сделки

Законодатель дополнил перечень случаев, когда положения главы Х закона № 208-ФЗ не применяются (п. 3 ст. 79 закона № 208-ФЗ, новая редакция):

  • если 100 процентов голосующих акций принадлежат одному лицу. И данное лицо является одновременно единоличным исполнительным органом общества и акционером;
  • если сделки связаны с оказанием услуг по размещению (публичному предложению) и (или) организации размещения (публичного предложения) акций общества и эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции общества;
  • если сделки связаны с переходом прав на имущество в процессе реорганизации общества, в том числе по договорам о слиянии и договорам о присоединении;
  • при заключении публичных договоров, заключаемых обществом на условиях, не отличающихся от условий иных заключенных обществом публичных договоров;
  • при приобретении акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) публичного общества на основании сделки, заключаемой на условиях, предусмотренных обязательным предложением о приобретении акций публичного общества;
  • к сделкам, заключенным на тех же условиях, что и ранее заключенный предварительный договор, если получено согласие на заключение самого предварительного договора.

Перечень исключений законодатель привел в соответствие со сложившейся судебной практикой по данному вопросу. В целом судебная практика оказала существенное влияние на изменения, которые были внесены в закон № 208-ФЗ и закон № 14-ФЗ, по вопросам одобрения сделок.

Крупная сделка

(англ. important transaction/deal) - в гражданском праве РФ условное понятие, означающее сделку, которая совершается в особом, регламентированном законодательством, порядке определенными видами юридических лиц, в частности, хозяйственными обществами. Понятие К.с. впервые определено ФЗ «Об акционерных обществах»** для акционерных обществ и впоследствии воспринято ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»**.

Согласно ст. 78 ФЗ «Об акционерных обществах» К.с., связанными с приобретением или отчуждением обществом имущества, являются сделка или несколько взаимосвязанных сделок: а) связанных с приобретением или отчуждением либо возможностью отчуждения обществом прямо или косвенно имущества, стоимость которого составляет более 25% балансовой стоимости активов общества на дату принятия решения о заключении таких сделок, за исключением сделок, совершаемых в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности; б) связанных с размещением обыкновенных акций либо привилегированных акций, конвертируемых в , составляющих более 25% ранее размещенных обществом обыкновенных акций. При этом стоимости имущества, являющегося предметом К.с, осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со ст. 77 ФЗ «Об акционерных обществах». Сумма (размер) К.с. определяется исходя из стоимости реально отчуждаемого или приобретаемого имущества (имущества, передаваемого в , вносимого в качестве вклада в др. общества, и т.д.) в сопоставлении с данными последнего утвержденного баланса общества. Совершение К.с, связанной с приобретением или отчуждением акционерным обществом имущества, производится по правилам ст. 79 ФЗ «Об акционерных обществах».

В соответствии со ст. 46 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» К.с. является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 25% стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении таких сделок, если уставом общества не предусмотрен более высокий размер К.с. К.с. не признаются , совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности. Стоимость отчуждаемого обществом в результате К.с. имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого обществом имущества - на основании цены предложения. К.с. совершается по правилам, установленным в пп. 3-6 ст. 46 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Сделки, совершаемые в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности (для производства продукции, обеспечения поставки сырья и материалов, оказания финансовых услуг, выполнения строительных и др. работ, реализации готовой продукции или товаров и т.п.), ФЗ «Об акционерных обществах» (п. 1 ст. 78) и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (п. 1 ст. 46) не относят к К.с, совершаемым в особом порядке, регулируемом указанными федеральными законами. Сумма обычной хозяйственной сделки в этом смысле не имеет значения, даже если она, напр., равна или превышает сумму, эквивалентную 25% балансовой стоимости активов общества.

Понятие обычной хозяйственной (или предпринимательской) деятельности не всегда толкуется однозначно, поскольку те или иные виды деятельности для одних хозяйственных обществ являются обычными, а для других - нет. Это зависит и от специфики сферы деятельности, управленческих и предпринимательских традиций, технических и организационных приемов совершения тех или иных операций. Напр., не всегда можно однозначно установить, подпадает ли под признаки К.с. получение крупного кредита, (приобретение) объекта недвижимости и т.п. Определить, относится ли сделка к категории крупных, возможно лишь на основе обстоятельного анализа деятельности конкретного хозяйственного общества. Поэтому окончательное данного вопроса в спорных ситуациях остается на усмотрении суда. Критерием признания сделки крупной может быть также на на вопрос, способно ли ее совершение реально повлиять на дальнейшую судьбу общества как предприятия, имущественного комплекса, и как юридического лица. При положительном ответе на этот вопрос и при наличии критериев, указанных в федеральных законах, возможен вывод о том, что совершаемая сделка является крупной (см. подр.: Комментарий к Федеральному закону «О акционерных обществах». 2-е изд., доп. и перераб. Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М., 2000; Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью». Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М., 1998).


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Крупная сделка" в других словарях:

    Крупная сделка - покупка или продажа большого количества ценных бумаг. Крупная сделка на Нью Йоркской фондовой бирже сделка на пакет из 10,000 акций, либо на пакет, общая рыночная стоимость которого составляет не менее 200,000 долларов США. По английски: Block… … Финансовый словарь

    Крупная сделка - (англ. important transaction/deal) в гражданском праве РФ условное понятие, означающее сделку, которая совершается в особом, регламентированном законодательством, порядке определенными видами юридических лиц, в частности, хозяйственными… … Энциклопедия права

    Крупная сделка - – сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением или отчуждением либо возможностью отчуждения обществом прямо или косвенно имущества, стоимость которого составляет более 25 % балансовой стоимости активов общества на дату… … Рынок ценных бумаг. Словарь основных терминов и понятий

    Крупная сделка - Крупная сделка в российском гражданском праве сделка (в том числе заём, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно… … Википедия

    Крупная сделка - Понятие крупной сделки определяется статьей 78 федерального закона от 26.12.1995 № 208 ФЗ Об акционерных обществах. Крупными сделками являются следующие: сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением или отчуждением либо … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    Крупная сделка - Большой заказ на покупку или продажу акций, на Нью Йоркской фондовой бирже определяемый как заказ на пакет из 10000 долей определенных акций, либо на пакет, общая рыночная стоимость которого составляет от $200000 и выше … Инвестиционный словарь

    Крупная сделка акционерного общества (АО) - 1. Крупной сделкой считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость… … Официальная терминология

    Крупная сделка бюджетного учреждения - Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное… … Официальная терминология

    Крупная сделка Государственной компании - Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, а также с отчуждением имущества Государственной компании, передачей этого имущества … Официальная терминология

    Крупная сделка общества с ограниченной ответственностью (ООО) - 1. Крупной сделкой является сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость… … Официальная терминология

Закон требует соблюдать особые правила, если совершают крупную для ООО сделку. Какая сделка считается крупной для ООО и какие требования нужно выполнить при ее заключении.

В отношении крупных сделок для ООО существуют особые правила. Если не соблюдать установленный порядок, сделку могут оспорить, и суд признает ее недействительной. Перед тем как компания подпишет новый договор, юристам нужно выяснить:

  • не является ли сделка крупной;
  • не содержит ли устав правил о том, что данную сделку необходимо одобрять по правилам о крупных.

Обратите внимание, что в уставе нельзя изменять порядок одобрения таких сделок или отменять его ( , ). Если в уставе сохранились пункты, что можно обойтись без одобрения, они недействительны.

Гость, знакомьтесь - !

Крупной сделкой для ООО является сделка с ценой выше стоимости 25% активов компании

Понятие крупной сделки для ООО присутствует в «Об обществах с ограниченной ответственностью». Согласно закону такой сделкой называют операцию в отношении имущества, стоимость которого превышает 25% от общей стоимости имущества компании. Однако это не единственный признак. В ст. 46 закона об ООО , что такое крупная сделка для ООО. Это сделка, которая:

  1. Выходит за пределы обычной деятельности компании.
  2. Связанна с приобретением или отчуждением имущества, цена или балансовая стоимость которого выше 25% балансовой стоимости активов ООО. Балансовую стоимость определяют по последней отчетной дате. В том числе, сделка может касаться займа, кредита, залога и т. п.
  3. Предусматривает обязанность ООО передать данные активы во временное владение, пользование или по лицензионному договору (п. 1 ст. 46 закона об ООО).

Крупной может быть не одна, а несколько сделок, связанных между собой (п. 1 ст. 46 Закона об ООО). Пленум ВАС РФ пояснял, по каким признакам определяют взаимосвязанность сделок (подп. 4 п. 8 ):

  • их заключили с общей хозяйственной целью;
  • имущество имеет единое хозяйственное назначение;
  • в итоге одно лицо получает имущество в собственность;
  • между сделками непродолжительный разрыв по времени.

ВС РФ в постановлении № 27 указал, что для оценки совокупной величины нескольких сделок необходимо сравнить стоимость имущества по всем сделкам с активами в балансе, который составили до первой сделки ( п. 14 постановления № 27).

Что считается крупной сделкой для ООО по признаку нетипичности

Юристам обрганизаций важно знать, какая сделка считается крупной для ООО, а также какие сделки под эти критерии не подпадают. Если сделка относится к обычной для компании сфере деятельности, крупной ее не считают. Когда говорят о том, что сделка находится за пределами обычной деятельности компании, подразумевают, что:

  • сама компания обычно не совершает таких сделок, или их не принято совершать среди организаций, которые существуют в той же сфере бизнеса; либо
  • сделка прекращает работу компании, меняет вид или масштабы работы (п. 8 ст. 46 закона об ООО).

Еси соблюдается хотя бы один из двух признаков, это значит, что данная сделка является для ООО крупной ( п. 8 ст. 46 Закона об ООО, подп. 2 п. 9 постановления № 27, абз. 3 подп. 2 п. 3 постановления от 16.05.2014 № 28).

Условия заключения сделок перечислили в ст. 46 закона об ООО

Компания планирует нетипичную сделку об отчуждении имущества, и предметом сделки станет имущество стоимостью выше 25% активов ООО. Такую сделку необходимо одобрить . Причем по закону об ООО одобрением крупных сделок может заниматься только общее собрание участников (п. 3 ст. 46 закона об ООО). Но в законе есть оговорка. Если компанией руководит совет директоров или наблюдательный совет, в уставе можно закрепить полномочия совета на одобрение крупных сделок ООО. Тогда совет будет вправе соглашаться на такую сделку, если стоимость предмета сделки колеблется от 25% до 50% от общей стоимости активов компании. При определении, какая сделка является крупной для ООО, нужно учесть показатель цены. Если стоимость сделки выше 50% от стоимости имущества компании, согласие на нее может дать только общее собрание.

Собрание по поводу одобрения крупной сделки в ООО проводят по общим правилам. По итогам встречи участники ООО принимают решение, согласны ли они на сделку. Если инициаторы сделки получили согласие, в решении о крупной сделке ООО необходимо указать:

  1. Кто является сторонами сделки.
  2. Кто является выгодоприобретателем по сделке.
  3. Каков размер крупной сделки для ООО.
  4. Что представляет собой предмет сделки, каковы иные существенные условия заключения или в каком порядке их определяют (п. 3 ст. 46 закона об ООО).

Помимо этого, в решении могут присутствовать:

  • указание минимального и максимального пределов стоимости имущества или порядок определения этих пределов;
  • согласие общества на аналогичные сделки, а также на одновременное совершение нескольких сделок;
  • альтернативные варианты условий сделки;
  • срок, в течение которого решение о согласии в силу крупности сделки для ООО будет действительным. Если срока не указали, решение действительно один год с даты утверждения документа (если иное не следует из сути сделки или обстоятельств согласия на нее).

Сторона сделки и выгодоприобретатель могут не быть указаны в решении, если сделку заключают на торгах, а также в иных случаях, которые указали в законе (п. 3 ст. 46 закона об ООО).

В уставе компании может присутствовать требование об одобрении сделок по правилам для крупных сделок ООО, даже если сделка к таким не относится.

Бесплатные конференции в регионах

29 марта - Екатеринбург; 26 апреля - Новосибирск; 31 мая - Нижний Новгород

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.


Смотрите, какие условия суды чаще всего оценивают по-разному. Возьмите в договор безопасные формулировки таких условий. Используйте позитивную практику, чтобы убедить контрагента включить условие в договор, а негативную – чтобы убедить отказаться от условия.


Оспаривайте постановления, действия и бездействие пристава. Освобождайте имущество от ареста. Взыскивайте убытки. В этой рекомендации все, что нужно: четкий алгоритм, подборка судебной практики и готовые образцы жалоб.


Читайте восемь негласных правил регистрации. Основано на показаниях инспекторов и регистраторов. Подойдет для компаний, которым ИФНС поставила метку о недостоверности.


Свежие позиции судов по неоднозначным вопросам взыскания судебных расходов в одном обзоре. Проблема в том, что множество деталей до сих пор не прописано в законе. Поэтому в спорных случаях ориентируйтесь на судебную практику.


Отправляйте уведомление на сотовый, по e-mail или бандеролью.

Крупная сделка для общества с ограниченной ответственностью предполагает особый порядок одобрения и подсчета. Что такое крупная сделка для ООО? Каким образом принимается решение о ее проведении? В каких случаях возможно оспорить крупную сделку? Подробности читайте в статье.

С 1 января 2017 года вступили в России в силу изменения норм, определяющих понятие и признаки крупных сделок для хозяйственных обществ. Изменения в федеральном законодательстве коснулись требований к механизму признания, принятия решения и одобрения, а также формы получения разрешительных документов госорганов (Федеральный закон № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г.). Крупной сделкой для ООО в 2018 году считается коммерческое соглашение, кардинально отличающееся и выходящее за рамки обычной экономической деятельности компании.

Какая сделка считается для ООО крупной

Определение и характеристики крупной сделки имеют общие положения для различных видов предприятий, однако для хозяйственных сообществ ООО есть собственные нюансы. Чтобы понять, как определить крупность сделки для ООО, нужно оценить ее с точки зрения таких критериев:

При крупной коммерческой операции всегда происходит приобретение или отчуждение дорогостоящего имущества.

Стоимость приобретаемой или отчуждаемой собственности, выступающей объектом сделки, оценивается в сумму, превышающую 25% от общей цены всего состояния ООО. В данном случае в расчет принимаются все виды движимого и недвижимого имущества, состоящие в активах и на балансе сообщества.

Крупная коммерческая и хозяйственная операция может быть единичной или состоять из цепочки более мелких коммерческих соглашений.

Решение о проведении операций с имуществом на сумму, превышающей стоимость всей собственности организации, принимается общим собранием участников.

При подведении стоимости имущества ООО в сумму включают не только недвижимость, материальную и техническую базу, но и акции, финансы, объекты интеллектуальной собственности

Мелкие соглашения могут быть объединены в одну крупную сделку при наличии таких факторов:

  • имеют однотипный механизм;
  • совершаются одновременно или в короткий промежуток времени;
  • совершаются одними и теми же участниками;
  • объединены единой задачей и конечной целью.

Суть сделок может быть разная:

  • договоры о получении кредита под залог;
  • покупка акций на крупную сумму;
  • договор аренды с изъятием из пользования организации объектов недвижимости;
  • купля-продажа собственности;
  • дарение, обмен, поручительство.

Оценка имущества ООО производится по бухгалтерским отчетам за предстоящий соглашению период. Крупная сделка для ООО может быть подвержена коррективам и не признаваться таковой, если в уставе сообщества обозначены более высокие суммы допустимых хозяйственных операций. В таком случае сделка даже при высокой стоимости попадает в категорию стандартной хозяйственной и коммерческой деятельности организации.

При определении крупности сделки для ООО за основу берутся два фактора:

  • производится расчет стоимости коммерческой операции, после чего сумму сравнивают с общей стоимостью имущества организации;
  • по финансовому и коммерческому принципу определяется выходит ли сделка за стандарты обычной хозяйственной деятельности.

Ценовые критерии и механизмы одобрения крупной сделки в ООО могут быть изменены, этот факт должен быть отражен в уставе организации. Это означает, что в любом хозяйственном сообществе могут быть установлены болеев высокие ценовые критерии для признания сделки крупной. Решение о проведении операций с высоким ценовым диапазоном могут принимать директора, собрания учредителей, совет директоров. Но этот факт также должен быть прописан в уставе.

О внесении изменений в устав ООО при единственном учредителе

Зачем нужно отдельное определение крупной сделки

Значимым критерием при проведении крупных сделок выступает порядок их принятия. Крупная сделка для ООО обязательно должна получить согласие на совершение и одобрение высшего органа управления. Для более мелких стандартных хозяйственных соглашений выполнение подобных условий не требуется.

В большинстве ООО управлением занимается единоличный исполнительный орган – директор, президент. Он обладает правом принимать решения и распоряжаться активами компании, согласно уставу ООО. Механизм принятия решения о крупной сделке в ООО разработан с целью ограничить полномочия руководителя, защитить собственность и активы сообщества. То есть, он выступает инструментом контроля за руководителем со стороны участников сообщества (п. 3.1 ст. 40 Федерального закона № 14).

Терминология понятий согласия и одобрения определяется Гражданским кодексом ст. 26 ГК РФ, ст. 157 ГК РФ. ООО обязано определить крупность сделки и получить сначала согласие на совершение, а затем одобрение от высшего органа, которым является общее собрание участников. Уставными документами ООО ограничиваются полномочия руководителя организации. Поэтому при отсутствии согласия и одобрения сделка со стоимостью, превышающей четверть имущества ООО, проводиться не может. В противном случае она может быть оспорена, согласно п. 1 ст. 174 ГК РФ.

Новые правила в некоторых аспектах смягчают процедуру одобрения и приятия решения о крупной сделке. Это продиктовано анализом судебной практики. До принятия новой трактовки закона крупные сделки часто оспаривались в суде по совершенно мелким и малообоснованным причинам. Благодаря изменениям, внесенным в ст. 46 Федерального закона № 14, суды могут отказывать в исках об оспаривании хозяйственных соглашений, если они не соответствует критериям крупной сделки.

Механизм одобрения крупной сделки в ООО

Если сделка по всем критериям признается крупной, то она должна получить одобрение общего собрания ООО и согласие на заключение дополнительных соглашений. При проведении крупной сделки, состоящей из цепочки взаимосвязанных соглашений, возникает необходимость проводить дополнительные коммерческие операции, заключать трудовые контракты. На их проведение также нужно получить согласие.

Предварительно проводятся расчеты стоимости. Их проще сделать, если соглашение носит единичный характер. При множестве взаимосвязанных операций придется произвести расчеты по каждой из них. На основе бухгалтерских отчетов вычисляется соотношение суммы сделки к стоимости имущества организации. Документально этот фактор подтверждается справкой о крупности сделки для ООО. При регистрации сделки этот документ может быть затребован Росреестром.

Пример справки

Порядок принятия решения о совершении крупной сделки должен быть прописан в Уставе. Для одобрения крупной сделки в ООО могут прописаны следующие действия:

  • принятие решения путем проведения общего собрания учредителей;
  • получение согласия голосованием совета директоров;
  • без необходимости специальных мероприятий и дополнительных согласований.

Также в учредительных документах ООО может быть установлен более высокий показатель стоимости сделки по отношению к общему капиталу, при котором операцию можно проводить без одобрения высшим органом управления. Если в уставе общества не прописан подробный порядок проведения крупной сделки, нужно руководствоваться ст. 45-46 Федерального закона № 14. Законодательно установлено, что при отсутствии корректив в уставных документах решение о проведении крупной сделки принимается общим собранием учредителей. На основании решения общего собрания составляется протокол, в котором отражается этот факт, порядок указан в п. 6 ст. 37, п. 1 ст. 50 Федерального закона № 50).

Как посчитать крупную сделку для ООО

Механизм расчета состоит из нескольких этапов:

  1. В первую очередь определяется общая стоимость совершаемой операции.
  2. По бухгалтерским документам выводится стоимость имущества сообщества.
  3. Производится сравнительный анализ соотношения стоимости сделки к общей стоимости активов ООО.

Как определить стоимость имущества ООО для крупной сделки? Поднимаются бухгалтерские документы за последний отчетный период и берутся данные об общей стоимости всех активов организации, состоящих на балансе. При подсчете активов за основу берется последний отчет. При подведении баланса в расчет принимается только то имущество, которое на данный момент принадлежит организации с учетом остаточной стоимости. Лизинговое имущество, как и долги ООО, в расчетах не участвуют.

Соотношение суммы сделки к стоимости активов ООО считается по формуле: (a:b) х100 = c, где:

  • a – стоимость сделки;
  • b – стоимость имущества ООО;
  • c – процентное соотношение.

Если учредителем ООО является один участник, нет необходимости определять стоимость коммерческой операции, сделка не может быть признана крупной (п. 7 ст. 46 Федерального закона № 14). Для подтверждения операции достаточно представить в государственные органы выписку из ЕГРЮЛ. Также нет необходимости проводить процедуру одобрения крупной сделки. Для этого учредителю и по совместительству руководителю достаточно выписать разрешительный документ от своего лица.

Как оспорить крупную сделку ООО

Если крупная сделка не прошла процедуру одобрения, она может быть оспорена в судебном порядке. Срок подачи иска – 12 месяцев с момента, когда один или несколько участников сообщества узнали о проведении крупномасштабной операции без общего согласия.

Если крупная сделка не принята общим собранием с первого раза, в протоколе указываются детали, вызывающие сомнения общего собрания. После внесения корректив, вопрос о проведении данной операции может быть рассмотрен повторно с проведением новых расчетов и соблюдением процедуры одобрения.

В статье раскрывается понятие крупной сделки для таких коммерческих и некоммерческих организаций, как хозяйственные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения. Автор ответит на вопросы, связанные с требованием о предоставлении в составе заявки на участие в торгах решения об одобрении или о совершении крупной сделки.

Требование о предоставлении в составе заявки на участие в открытом конкурсе решения (копии решения) об одобрении или о совершении крупной сделки было включено в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее - Закон № 94-ФЗ) Федеральным законом от 30.12.2008 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступило в силу 1 марта 2009 г.

Представление решения об одобрении или о совершении крупной сделки необходимо в случае, если требование о его наличии установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах является крупной сделкой.

Федеральным законом от 08.05.2009 № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2009 г. Закон № 94-ФЗ был дополнен гл. 3.1. “Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме”.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ, определяющей порядок прохождения аккредитации на электронной торговой площадке (далее - ЭТП), участник размещения заказа должен предоставить оператору ЭТП решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки.

Определение крупной сделки

Существуют различные подходы к определению понятия “крупная сделка” в зависимости от организационно-правовой формы юридических лиц.

Крупная сделка для хозяйственных обществ

Для ООО, в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее - Закон № 14-ФЗ), крупными считаются сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможным отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25% от стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении вышеуказанной сделки, если уставом общества не предусмотрен более высокий порог для крупной сделки. Крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.

Таким образом, крупная сделка для ООО:
. связана с приобретением, отчуждением, возможным отчуждением имущества общества;
. может быть прямой, либо цепью взаимосвязанных сделок;
. уставом общества может быть изменен и (или) дополнен порядок и перечень крупных сделок.

Определение крупной сделки для АО дано в ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее - Закон № 208-ФЗ). Крупной сделкой в случае с акционерными обществами считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества. Такими сделками могут являться, в частности, заем, кредит, залог, поручительство.

При этом балансовая стоимость определяется по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества или связанные с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, а также с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества. Уставом АО могут быть установлены также иные случаи, при которых на совершаемые им сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок.

Таким образом, различие в определении крупных сделок для АО и ООО состоит в следующем: в первом случае крупной считается сделка, составляющая 25% от стоимости активов, а во втором - 25% от стоимости имущества.

Крупная сделка для унитарных предприятий

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” (далее - Закон № 161-ФЗ) для государственных и муниципальных унитарных предприятий крупной является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения таким предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% его уставного фонда или более, чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. При этом стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого указанным предприятием имущества - на основании цены предложения такого имущества.

Крупная сделка для государственных и муниципальных учреждений

Определение крупной сделки, совершаемой бюджетным учреждением, дано в п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее - Закон № 7-ФЗ). Для целей названного Закона крупной признается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Для автономного учреждения в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности

При рассмотрении понятия “крупная сделка” для юридических лиц различных организационно-правовых форм становится ясным, что под него подпадают не все сделки, совершаемые организациями и имеющие признаки крупных. В частности, к крупным не относятся сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности.

Действующее законодательство не устанавливает четких критериев того, что является текущей хозяйственной деятельности юридического лица. В связи с этим обратимся к практике арбитражных судов.
Исходя из постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах», а также информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2001. № 62 “Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность” (далее - информационное письмо № 62), к сделкам, совершенным в процессе обычной хозяйственной деятельности относятся:

Сделки по приобретению сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности;
. сделки по реализации готовой продукции;
. сделки по получению кредитов для оплаты текущих операций.

Также одним из критериев отнесения деятельности к “обычной хозяйственной” может являться упоминание данного вида деятельности в уставе юридического лица в качестве предмета его деятельности. Несмотря на возможные теоретические претензии к принципу “обычная деятельность = уставная деятельность”, связанные с неограниченной правоспособностью обществ, этот подход находит отражение в судебной практике (п. 5 информационного письма № 62).

При отнесении хозяйственных сделок к категории крупных арбитражные суды исходят, в первую очередь, из анализа видов хозяйственной деятельности, осуществляемой обществами. И, если сделка заключена в целях обеспечения выполнения определенного вида хозяйственной деятельности или прямо обусловлена данным видом хозяйственной деятельности, то она будет признана сделкой, заключенной в процессе обычной хозяйственной деятельности. Это подтверждается и судебной практикой.1

ФАС России в своей практике руководствуется данными положениями, указывая в соответствующих решениях на незаконность действий государственных заказчиков по отклонению заявок участников размещения заказа в связи с непредставлением последними решений об одобрении крупных сделок в тех случаях, когда речь идет о сделках, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности участника размещения заказа.2

Порядок одобрения крупной сделки для хозяйственных обществ

Согласно ст. 46 Закона № 14-ФЗ, решение о совершении ООО крупных сделок принимается общим собранием его участников. При сумме сделки, составляющей от 25% до 50% стоимости имущества общества, такое решение принимается советом директоров (наблюдательным советом) в случае, если в обществе образован совет директоров (наблюдательный совет) и принятие указанного решения отнесено уставом ООО к его компетенции.

В постановлении ФАС Московского округа от 25.09.2006 № КГ-А41/9019-06 по делу № А-41-К-1-2943/06 указано, что решение о совершении крупной сделки принимается общим собранием участников общества в соответствии с п. 3 ст. 46 Закона № 14-ФЗ.

Крупная сделка, одобренная общим собранием участников общества с нарушением законодательства, может быть оспорена и в судебном порядке признана недействительной.

Если в ООО только один участник, то одобрение сделки может быть произведено им в простой письменной форме, без оформления протокола общего собрания участников.

Одобрение крупных сделок в АО может входить как в компетенцию совета директоров, так и общего собрания акционеров.

Совет директоров АО одобряет крупную сделку в том случае, если ее предметом является имущество, стоимость которого составляет от 25% до 50% балансовой стоимости активов общества. При этом сделка должна быть одобрена единогласно, всем составом совета директоров (п. 2 ст. 79 Закона № 208-ФЗ). Каждый член совета директоров должен проголосовать лично, не передавая своих полномочий по доверенности.

В случае отсутствия кого-либо из членов совета директоров, не предоставившего письменное подтверждение одобрения крупной сделки, заседание по ее одобрению должно быть перенесено на другую дату. При несоблюдении указанного правила решение об одобрении крупной сделки будет считаться нелегитимным.

Если предметом сделки является имущество, стоимость которого превышает 50% от балансовой стоимости активов АО, то она, согласно п. 3 ст. 79 Закона № 208-ФЗ, подлежит одобрению общим собранием акционеров. При этом крупную сделку должны одобрить акционеры, владеющие голосующими акциями (владельцы привилегированных акций в голосовании не участвуют). Крупная сделка будет считаться одобренной, если за нее будет отдано 3/4 голосов акционеров, владеющих обыкновенными акциями (квалифицированное большинство). Если порядок одобрения крупной сделки был нарушен, то в соответствии с п. 6 ст. 79 Закона № 208-ФЗ она будет признана недействительной.

Сделка может быть признана недействительной как по иску акционера, так и по иску общества. В случае, если в АО имеется только один акционер, который владеет 100% акций, то для одобрения сделки генеральному директору общества необходимо получить его письменное согласие.

Именно такой позиции придерживается президиум ВАС РФ, который в информационном письме № 62 указал, что в обществах, состоящих из одного акционера, письменное согласие (одобрение) им крупной сделки равноценно решению общего собрания акционеров. Если в обществе имеется два акционера, владеющие акциями в равных долях (по 50% каждый), то необходимо решение общего собрания, т. к. в этом случае квалифицированным большинством будет считаться полный состав акционеров.

Порядок одобрения крупной сделки для унитарных предприятий

Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Имущество государственного унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ, от имени которых права собственника такого имущества осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Собственником имущества муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование, от имени которого права собственника указанного имущества осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
ВАС РФ в определении от 16.04.2009 № ВАС-3929/09 по делу № А63-3891/08-С3-15 указал, что в случае, если договор, заключенный в рамках обычной хозяйственной деятельности государственного или муниципального унитарного предприятия, не получил согласия собственника имущества, он будет являться несостоятельным, т. к. ст. 23 Закона № 161-ФЗ императивно устанавливает обязательность получения согласия собственника для заключения всех сделок, сумма которых превышает установленные законом пределы. Указанное положение связано с тем, что движимым и недвижимым имуществом унитарное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены его уставом. Таким образом, практически любая сделка, заключаемая таким предприятием, будет отнесена к обычной общехозяйственной деятельности.

Отсутствие согласия собственника имущества унитарного предприятия на совершение сделок, требующих такого согласия, а также совершение таким предприятием сделок, выходящих за рамки его специальной правоспособности (даже при условии одобрения сделки собственником имущества предприятия) может стать причиной признания указанных сделок недействительными.

Порядок одобрения крупной сделки для государственных и муниципальных учреждений

Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя такого учреждения. Функции и полномочия учредителей в отношении государственных учреждений, созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 “О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учрежденияфедеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, не позднее 1 декабря 2010 г. было поручено разработать и утвердить порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок можно рассмотреть на примере учреждений, подведомственных Минфину России. В соответствии с приказом Минфина России от 29.09.2010 г. № 111н “Об утверждении Порядка предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству финансов Российской Федерации, крупных сделок”, бюджетное учреждение, намеревающееся выступить в качестве одной из сторон в сделке, признаваемой крупной, с целью принятия решения о предварительном согласовании должно представить в Комиссию по вопросам реализации Минфином России функций и полномочий учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минфину России, следующие документы:

Обращение руководителя бюджетного учреждения о предварительном согласовании заключения крупной сделки с указанием предмета такой сделки, контрагентов, сроков, цены и ее иных существенных условий, содержащее финансово-экономическое обоснование целесообразности заключения крупной сделки (к обращению прилагается опись направляемых документов);
. копии форм бюджетной отчетности за последний финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные руководителем и главным бухгалтером бюджетного учреждения;
. проект соответствующего договора, содержащий условия крупной сделки;
. подготовленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, произведенной не ранее, чем за 3 месяца до представления такого отчета;
. сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат ее возникновения с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная).

Решение о предварительном согласовании крупной сделки либо о мотивированном отказе в таком согласовании принимается указанной Комиссией в течение 30 календарных дней с даты поступления вышеперечисленных документов и оформляется приказом Минфина России.
Автономное учреждение вправе совершить крупную сделку с предварительного одобрения наблюдательного совета такого учреждения. Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления указанного предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом такого учреждения не предусмотрен более короткий срок. Наблюдательный совет создается в составе не менее, чем 5 и не более, чем 11 членов.

В состав наблюдательного совета входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, а также представители общественности, в т. ч. лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.

Решения по вопросу одобрении крупной сделки принимаются наблюдательным советом автономного учреждения большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета.
Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки.

Крупная сделка: за и против

В заключение вернемся к требованиям, установленным Законом № 94-ФЗ в части предоставления участниками размещения заказа решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копии такого решения.

Чтобы определить, является ли сделка крупной для участника размещения заказа, нужно иметь в распоряжении следующие документы и сведения:

Учредительные документы юридического лица;
. сведения о стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
. сведения о балансовой стоимости активов общества или учреждения, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату;
. сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия;

Из вышеперечисленных документов в силу требований Закона № 94-ФЗ участники размещения заказа обязаны предоставить только копии учредительных документов.

Более того, не допускается требовать от участника размещения заказа предоставления иных документов и сведений, за исключением перечисленных в п. 4 ст. 25, п. 3 ст. 35, п. 7 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ. Закон не обязывает участника размещения заказа документально подтверждать, будет ли являться сделка на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, обеспечения исполнения контракта крупной.

Решить указанную проблему позволяет установленный ст. 41.3. Закона № 94-ФЗ порядок прохождения участниками размещения заказа аккредитации на электронной площадке. В силу п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ для получения аккредитации на ЭТП участник размещения заказа предоставляет в составе документов и сведений решение об одобрении или совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки. После прохождения участником размещения заказа аккредитации на электронной торговой площадке оператор ЭТП вносит указанные документы и сведения (в т. ч. вышеуказанное решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме по одной такой сделке) в реестр участников размещения заказа, получивших аккредитацию.

Таким образом, решение вопроса о предоставлении сведений о крупной сделке участником открытого аукциона в электронной форме заключается в обязанности участника размещения заказа указать максимальную сумму сделки, превышение которой повлечет для него обязанность предоставить решение об одобрении или о совершении крупной сделки (копию такого решения).

В иных случаях заказчику стоит исходить из того, что, если участник размещения заказа не представил в составе заявки решение о совершении крупной сделки, то подразумевается, что сделка, заключаемая им по итогам размещения заказа, для такого участника не является крупной. Таким образом, Закон № 94-ФЗ предлагает исходить из общего принципа гражданского законодательства, закрепленного в п. 3 ст. 10 Гражданского Кодекса РФ, согласно которому участники гражданского оборота осуществляют свои права, действуя разумно и добросовестно.

Вместе с тем, поскольку само по себе требование о предоставлении решения об одобрении крупной сделки установлено Законом № 94-ФЗ, то заказчик вправе рекомендовать участникам размещения заказа включать в состав заявки на участие в торгах решение либо иной документ, подтверждающий, что совершаемые сделки не являются для них крупными.

1.См., например, постановления ФАС Московского округа от 12.09.2006 № КГ-А41/7615-06 по делу № А41-К1-23537/05, ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2007 по делу № А56-51025/2006.

2. См., например, решение Челябинского УФАС России по Челябинской области от 27.04.2009 № 135-ж/2009 о неправомерных действиях аукционной комиссии при проведении открытого аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги М-51 “Байкал” - от Челябинска через Курган, ОМСК, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, решение Алтайского краевого УФАС России от 22.05.2009 по делу № 83/09 в отношении государственного заказчика - ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю при проведении открытого аукциона на поставку расходных материалов для принтеров.

Срочная регистрация на подготовку к тестированию для трудоустройства на высокооплачиваемую работу или для перехода на другую должность.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник