30.07.2019

Методы активного обучения. учебник и практикум для вузов. Предисловие


Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю.

Стратегический менеджмент (бакалавриат и магистратура): учебное пособие

Рецензенты:

Г.В. Гутман, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга Владимирского института бизнеса, доктор экономических наук

А.В. Карасев, декан экономического факультета Московского института коммунального хозяйства и строительства, доктор экономических наук

Предисловие

Гари Хамелу – одному из выдающихся современных теоретиков и практиков стратегического управления – принадлежит высказывание о том, что науки о стратегическом управлении бизнесом как таковой не существует. Есть отдельные подходы, методы, инструменты, с помощью которых лица, принимающие стратегические решения, выстраивают свое видение перспектив развития организаций.

Но менеджеры организаций во все времена и везде в мире едины в стремлении обеспечить динамичное развитие своего бизнеса, что предполагает выстраивание перспективных планов, которые они часто называют стратегическими.

Переход на двухуровневую подготовку кадров в системе высшего образования предъявляет специфические требования к подготовке бакалавров и магистров. Кроме того, стандарты третьего поколения базируются на компетентностном подходе, что требует подготовки соответствующей учебной литературы.

Учебная дисциплина «Стратегический менеджмент» в составе направления «Менеджмент» является обязательной для подготовки как бакалавров, так и магистров, что делает необходимым систематизацию знаний и опыта по указанной дисциплине в отношении последовательности изложения материала, и в то же время для обеспечения достаточности компетенций на уровне бакалавра в случае завершения обучения на этом уровне.

Настоящее учебное пособие состоит из двух частей. Первая посвящена рассмотрению вопросов, отражающих содержание компетенций в рамках бакалавриата направления «Менеджмент», а вторая часть содержит модули для магистратуры того же направления подготовки. Всего в пособии девять модулей, материал которых связан комплексом компетенций, необходимых выпускнику высшей школы в практической деятельности.

Первый модуль предусматривает передачу знаний и опыта в области процесса стратегического управления с акцентом на целеполагание в этом процессе.

Во втором модуле рассмотрен новый аспект стратегического управления бизнесом, представляющий собой обоснование того, как корпоративная социальная ответственность может повысить капитализацию самого бизнеса, как могут быть учтены ожидания стейкхолдеров в процессе формирования стратегии развития организации.

Третий модуль содержит описание базовой методологии формирования стратегии развития организаций на основе конфигуратора, включающего эталонные стратегии, результаты SWOT-анализа, а также анализа действующей стратегии и разработки философии развития организации. Кроме того, в модуле представлены модели детализации стратегии до уровня функциональных стратегий, стратегических проектов и программ.

Первую часть заключает четвертый модуль, в котором отражены компетенции, обеспечивающие эффективную реализацию разработанной стратегии. Соответствующие изменения рассмотрены на уровне индивида, группы и организации в целом. Отдельная тема посвящена командообразованию (малой группе), которое необходимо не только в процессе разработки стратегии, но и на этапе внесения стратегических изменений в организацию.

Вторая часть включает пять модулей, отражающих компетенции, которыми должны обладать выпускники высшей школы в направлении «Менеджмент», ориентированные на научную и педагогическую деятельность.

Пятый модуль посвящен рассмотрению новейших проблем стратегического менеджмента, как в части основных научных школ, так и в части конкурентных стратегий организаций.

В шестом модуле нашли отражение методы проведения стратегических исследований, среди которых выделены методы организационной диагностики и методы поиска стратегических решений, а также активизации творческого мышления, необходимые на всех этапах стратегического управления.

Схемы разработки стратегии составили основу седьмого модуля, где рассмотрены общие методы разработки стратегии, а также стратегические модели матрицы и методы корректировки реализуемой стратегии.

Восьмой модуль включает новые подходы к принятию стратегических управленческих решений, а девятый – вопросы модификации и разработки стратегии на основе ключевых компетенций.

Основной текст иллюстрируется большим числом таблиц и рисунков. После каждой темы приводятся контрольные вопросы. Дан список основной литературы. Завершают книгу восемь приложений, содержащих иллюстрации к учебному материалу.

Стратегический менеджмент: бакалавриат

Процесс стратегического управления

Типология проблем управления

1.1. Проблемная ситуация

Из теории систем известно, что разнообразие, привнесенное в систему, увеличивает ее потенциал. Но вместе с тем внесение разнообразия понижает стабильность системы, приводит к отклонениям от нормы. Когда указанные отклонения приобретают уродливую форму, то речь идет о патологии. Патологические изменения возникают не сразу, а в результате системных отклонений от нормы.

Например, если руководитель один раз отложил принятие управленческого решения, другой раз отложил, а затем это становится нормой, которая сводится примерно к следующему: бумага должна отлежаться, или решение должно созреть. Но в тех случаях, когда решения следует принимать незамедлительно, продолжает срабатывать отмеченная норма: бумага должна отлежаться.

Система претерпевает патологические изменения в силу неспособности ее элементов адекватно воспринимать происходящие изменения. Неадекватность восприятия обусловлена как давлением метальных моделей, так и физиологическими способностями людей.

Начинаются патологические изменения с нарушений взаимодействия внутри системы.

Источники отклонений от нормы могут находиться как на границе между внешней средой и системой (на входе и выходе), так и в составе самой системы, а также на линиях связей между элементами системы.

На входе в систему патология возникает как реакция на воздействие внешней среды и регулирующие воздействия управляющей системы. На выходе из системы патология проявляется в несоответствии ожиданиям внешней среды и реальных потоков продуктов жизнедеятельности системы.

Примером может служить зарплата «в конвертах». При приеме на работу работнику сообщают о такой системе оплаты труда, и он воспринимает это как проблему. Внешняя среда в лице, например, налоговых органов, также воспринимает подобную ситуацию как проблему.

Модель состава системы претерпевает патологические изменения в силу неспособности ее элементов адекватно воспринимать происходящие в системе изменения.

Например, в процессе приватизации государственной собственности в 90-х гг. прошлого столетия в России только часть населения страны сознательно хотели стать собственниками, что подтверждается социологическими опросами , в соответствии с которыми более 60% населения были настроены патерналистски , т.е. не желали нести ответственность не только за свою собственность, но и за свое будущее. В итоге – собственниками стали те члены социально-экономической системы, которые способны были адекватно воспринять происходящие в обществе реформы.

В отношении связей между элементами системы можно сказать, что они как место зарождения патологии в первую очередь отражают борьбу, происходящую внутри системы за различные ресурсы (время, энергию, информацию, финансы и т.д.). Например, те же отношения собственности в период экономических реформ стали основным источником формирования отклонений от нормы в потреблении благ, когда «братва» стала носить огромные золотые цепи на шее и ездить исключительно на джипах.

Учебное пособие посвящено теоретической проработке вопросов и специфике практического применения активных форм обучения в рамках Федерального государственного стандарта высшего образования. В теоретическом плане рассмотрены подходы к развитию творческого мышления и сущность активных форм обучения, а практикум представлен конкретными упражнениями, играми и разбором реальных ситуаций, включенных в структуру практических учебных занятий.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Лапыгин Юрий Николаевич

    Учёная степень: доктор экономических наук

    Ученое звание: профессор

    Научное направление: Экономические науки

    Регион: Владимирская область

    Индекс цитирования научной биографии: 1 (по количеству внешних ссылок)

    Лапыгин Юрий Николаевич, 1953 года рождения (Воронежская область), образование высшее, в 1977 году окончил самолетостроительный факультет Харьковского авиационного института, в 1986 году - дневное отделение аспирантуры Центрального института повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства в области патентной работы, в 2000 году - докторантуру Владимирского государственного педагогического университета.

    Производственная деятельность на предприятиях авиационной промышленности - технолог, конструктор, начальник КБ, главный конструктор.

    Научная деятельность - младший научный сотрудник, старший научный сотрудник НИИ биологической промышленности.

    Опыт работы в малом бизнесе - зам. директора по экономике научно-производственного предприятия.

    В 1991-1996 годах принимал непосредственное участие в экономических реформах Владимирской области, являясь вице-губернатором-председателем комитета по управлению государственным имуществом Владимирской области.

    Последнее десятилетие посвящено формированию научной школы, ориентированной на стратегическое развитие организаций. В отмеченной области исследований опубликовано 34 монографии и 33 учебных пособия общим объемом около 600 печатных листов, принадлежащих лично Лапыгину Ю.Н.

    Наиболее значимые учебные пособия и монографии: «Инвестиционная политика», «Стратегическое развитие организаций» (опубликованы в издательстве «Кнорус»), «Лизинг», «Основы управленческого консультирования», (опубликованы в издательстве «Академический проект»), «Стратегический менеджмент», «Теория организаций» (опубликованы в издательстве «Инфра-М»), «Бизнес-план: стратегия и тактика», «Управление проектами», «Планирование на предприятии» (опубликованы в издательстве «Омега-Л»), «Управление затратами на предприятии», «Системное решение проблем», «Принятие решений», «Экономическое прогнозирование», «Стратегический менеджмент» (опубликовано в издательстве «Эксмо»).

    За последние 8 лет 35 его учеников защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора экономических наук.

    Под его редакцией за последние 5 лет издано 14 монографий, посвященных различным аспектам стратегического управления социально-экономическими системами современных российских регионов.

    Основные положения научной школы Лапыгина Ю.Н. легли в основу разработки в 2003-2004 года стратегий развития всех 40 муниципальных образований субъекта Российской Федерации - Владимирской области, что способствовало динамичному развитию региона.

    Последние 9 лет Лапыгин Ю.Н. возглавляет кафедру «Экономика и стратегическое управление» Владимирского государственного университета, которая неизменно занимает первые места среди кафедр университета по совокупным показателям работы. Столько же времени Лапыгин Ю.Н. возглавляет диссертационный совет, в котором успешно защитили диссертации более 130 аспирантов и соискателей степени кандидата и доктора экономических наук.

    Круг научных интересов Лапыгина Ю.Н. распространяется на область стратегического менеджмента, проявляющегося в региональных социально-экономических системах.

    Теория организации. Лапыгин Ю.Н.

    М. : 2007. - 311 с.

    В учебном пособии рассматриваются основы системного подхода к управлению организациями, который позволяет формировать философию бизнеса и строить стратегические модели его развития.

    Для студентов, аспирантов, руководителей организаций и преподавателей вузов, а также экономистов, бухгалтеров.

    Формат: pdf / zip

    Размер: 4 ,8 Мб

    Скачать:

    RGhost

    Формат: doc / zip

    Размер: 10 ,1 Мб

    Скачать:

    RGhost

    Содержание
    Предисловие 6
    Раздел I Основы системного управления организациями 7
    Глава 1 Специфика управления современной организацией 7
    1.1. Введение в теорию организации 7
    1.2. Понятие и сущность экономических организаций 10
    1.3. Внутренняя логика организации 14
    1.4. Подходы к управлению организациями 16
    Контрольные вопросы 18
    Глава 2 Системный подход как метод управления 20
    2.1. Становление системного подхода 20
    2.2. Базовые понятия системного подхода 22
    2.3. Три описания систем 27
    2.4. Суть системного подхода 28
    Контрольные вопросы 32
    Глава 3 Основополагающие законы организаций 34
    3.1. Общие понятия о зависимостях, законах и закономерностях 34
    3.2. Закон синергии 36
    3.3. Закон самосохранения 38
    3.4. Закон развития 39
    3.5. Законы организации второго уровня 41
    Контрольные вопросы 44
    Глава 4 Системы и модели систем 45
    4.1. Моделирование и определение системы 45
    4.2. Модель «Черного ящика» 47
    4.3. Модель состава 49
    4.4. Модель структуры 50
    4.5. Модель структурной схемы 51
    4.6. Классификация систем 53
    4.7. Типы способов управления и регулирования 55
    Контрольные вопросы 58
    Глава 5 Анализ систем 60
    5.1. Анализ и синтез систем 60
    5.2. Модели систем как основания декомпозиции 62
    5.3. Агрегирование и эмерджентность систем 63
    5.4. Система методов анализа 64
    5.5. Этапы системного анализа 67
    Контрольные вопросы 71
    Глава 6 Метод SWOT-анализа 73
    6.1. Внешняя среда и адаптация системы 73
    6.2. SWOT-анализ 73
    6.3. Процедура оценки сильных и слабых сторон 74
    6.4. PEST-анализ 76
    6.5. ПРиМ-анализ 78
    Контрольные вопросы 80
    Раздел II Классификация систем управления 82
    Глава 7 Организация как социально-экономическая система 82
    7.1. Типология организаций 82
    7.2. Характеристика организации как системы 85
    7.3. Социальные и социально-экономические системы 86
    Контрольные вопросы 91
    Глава 8 Организационные структуры управления 92
    8.1. Системный подход к анализу организации 92
    8.2. Характеристика и классификация организационных 95
    структур
    8.3. Классификация организаций по способу взаимодействия с человеком 105
    Контрольные вопросы 110
    Глава 9 Система организационно-правовых форм управления 112
    9.1. Структурные схемы управления собственностью в России112
    9.2. Модель структуры государственного управления экономикой 113
    9.3. Модель муниципального самоуправления 118
    9.4. Институциональная система управления организациями 119
    Контрольные вопросы 124
    Глава 10 Корпоративное управление организациями 126
    10.1. Слияния, поглощения и присоединения организаций 126
    10.2. Классификация организаций по способу их объединения 133
    10.3. Многонациональные и глобальные корпорации 144
    Контрольные вопросы 147
    Раздел III Проблемы и цели управления организациями 148
    Глава 11 Развитие организации 148
    11.1. Модели организационного развития 148
    11.2. Развитие организации 150
    11.3. Цикл развития организаций 151
    11.4. Развитие организации в условиях неопределенности 156
    Контрольные вопросы 160
    Глава 12 Системный анализ в проблемно-целевом управлении организацией 162
    12.1. Проблемная ситуация 162
    12.2. Моделирование проблемной ситуации 168
    12.3. Анализ проблемной ситуации 172
    12.4. Целеобразование в организациях 175
    12.5. Построение «Дерева целей» 176
    12.6. Стратегическая система целей 177
    Контрольные вопросы 180
    Глава 13 Оценка эффективности развития организации 182
    13.1. Сущность эффективности управления организацией 182
    13.2. Организационная эффективность 190
    13.3. Методы оценки стратегии развития 193
    Контрольные вопросы 197
    Глава 14 Проблемы стратегического развития организации 199
    14.1. Достоинства и недостатки стратегии как явления 199
    14.2. Проблемы определения стратегии организации 205
    14.3. Проблемы реализации стратегии организации 210
    Контрольные вопросы 213
    Литература 214
    Словарь 217


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник