27.07.2019

Личностные особенности восприятия. Основные свойства восприятия. Методы изучения личности


Восприятие психический процесс отражения предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их отличительных признаков. Оно связанно с опознанием, пониманием и осмыслением объектов и отнесение их к определенной категории. Восприятие - целостный психический образ, подробный конкретный, детальный (чувственный). Образ восприятие не просто сумма ощущений, хотя они входят в его состав. Это осмысленный и опосредованный процесс. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание звуков при восприятии речи). Результатом этой воспринимающей деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни. С практической точки зрения главная функция восприятия заключается в обеспечении распознавания объектов, т.е отнесение их к той или иной категории.

Виды Восприятий: 1.по модальности: зрительные, слуховые, осязательные; 2.выделяется в зависимости от специфики объекта отражения: восприятие величины и формы объекта, восприятие речи и восприятие человеком человека; 3. в зависимости от целеполагания: непроизвольное и произвольное (произвольность имеется в виду цель и волевая регуляция, чтобы удержать цель. Для нас: Итоги: Восприятие - целостный психический образ, подробный конкретный, детальный (чувственный); Память - представлени, т е появляется обобщенность за счет выделения наиболее существенных признаков; Мышление-умозаключения, понятия, суждения (чувственных элементов в понятиях крайне мало, а в абстрактных понятиях их вообще нет, п-р: как представить понятие психика).

Закономерности Восприятия: 1. осмысленность, кот заключается в том, что чел-к понимает, воспринимает, она тесно связанна с мышлением и также с использованием прошлого опыта; 2. предметность Восприятия проявляется в отнесении образов В к определенным предметам или явлениям и кроме того чел-к воспринимает предметы, которые имеют определенное значение; 3. структурность – В не явл просто суммой ощущений. Чел-к воспринимает обобщенную из этих ощущений структуру; 4. константность – постоянство В формы, размера и цвета предмета в изменяющихся условиях. Благодаря этому свойству Восприятия, человек живет в мире постоянных вещей (аконстантность – смотришь вниз с самолета и очертание земли изменено).

Свойства Восприятия: 1. апперцепция – воздействие прошлого опыта на процесс восприятия (колесо или самбреро); 2. избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими; 3.целостность – в процессе В всегда возникает целостный образ объекта и в создаваемом психическом образе отражаются устойчивые связи между компонентами (если мы видим какие-то части, то всегда достраиваем целостный образ). Для нас: Выделяют сложные виды Восприятия – пространства и времени и движения. Восприятие пространства состоит из Восприятия величины, формы, объема, удаленности и их движения. Восприятие удаленности и объемности объектов осуществляется за счет бинокулярного зрения (двумя глазами). Восприятие предмета зависит не только величины на сетчатке глаза, но и от явления аккомодации (изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности предмета, то что близко – хрусталик становится выпуклым, дальше - более плоским). При восприятии объектов удаленных более 6 м, важную роль играет расположение зрительных осей, а также сравнение величины удаленного объекта с величиной знакомого объекта. Восприятие величины и формы предмета происходит за счет зрительных, осязательных и двигательных ощущений. При Восприятии рельефа играет значение воздушные (плотность воздуха) и линейные (линии, уходящие в даль – рельсы) перспективы – иллюзии. Восприятие движения: осуществляется за счет движения глаз и головы, и кроме того пространственное перемещение предметов воспринимается от их удаленности и скорости движения. Человек не воспринимает очень медленные движения и судит о них по косвенным признакам – стрелки на часах: секундную – хорошо видим, минутную – тоже можем видеть, а часовую – нет. На восприятие движения, также оказывает влияние: скорость движения и удаленность предмета (чем дальше предмет, тем скорость его движения кажется меньше – самолет в небе). Восприятие времени – это отражение длительности, скорости и последовательности явления, так длительность небольших промежутков времени, как правило, увеличивается, а большие интервалы времени несколько уменьшаются. Быстрый темп ведет к преувеличению времени, медленный к преуменьшению времени (если промежуток времени насыщен интересными событиями, то оно летит быстрее). Восприятие времени связанно с определенными циклическими явлениями: времени суток, времена года (зима длится долго).


Иллюзии Восприятия: 1. светлое кажется больше темного – это объясняется оптическими свойствами нашего глаза и относятся к физиологическим; 2. солнце и луна у горизонта кажутся в 2,5 – 3 раза больше, чем в зените – психологическая иллюзия; 3. целостность восприятия, три незаконченные линии и даже три точки – воспринимаются, как треугольник.

Обдумайте и обсудите ситуацию. Анна и Петр вместе готовились к контрольной работе. Петр предложил прочитать текст, который они разбирали, вслух, чтобы лучше его запомнить. «Зачем? — пришла в недоумение Анна.— Можно просто прочитать, все запомнится и так». Как вы считаете, почему у Анны и Петра разные подходы к запоминанию учебного материала? Какой из них лучше?

Индивидуальные особенности обучения

Для каждого человека характерен индивидуальный стиль обучения. Это дает возможность людям с разными особенностями нервной системы, разными способностями достичь успехов в обучении.

Весь наш жизненный опыт можно описать словами: «знаю», «умею», «могу», «хочу». На основании того, что мы знаем, умеем, можем и хотим, формируется наш индивидуальный стиль обучения.

Стиль обучения определяет особенности подхода к обучению, поскольку у каждого из нас есть свои учебные предпочтения. Одни уклоняются от активного обучения, занимают пассивную позицию («Сделаю, если от меня этого требуют»), другие, наоборот, активны и заинтересованы в результате («Мне нравится учиться! Я хочу это сделать самостоятельно»). Одни считают, что лучше сотрудничать в процессе обучения («Давай-ка учиться вместе, т. к. вместе интереснее»), а другие сосредоточены на соперничестве («Я обязательно буду учиться лучше тебя»).

Найдите необходимую информацию и ответьте на вопрос. Как индивидуальные особенности обучения влияют на его результативность?

Если в учебе мы ориентируемся на практическую деятельность, то в процессе обучения для нас важным будет рассматривать и использовать конкретные ситуации, а если нас интересует аналитическая деятельность, то важным является логический анализ и теоретические обоснования.

Индивидуальные особенности восприятия

Каждый человек воспринимает предметы и явления очень индивидуально. Мы отличаемся друг от друга ведущим каналом восприятия информации.

В процессе восприятия различные анализаторы нашего организма взаимодействуют друг с другом. Например, в восприятии прикосновения принимают участие тактильный и кинестетический анализаторы, а в процессе зрительного восприятия задействован двигательный анализатор, который обеспечивает движения глаз.

Как наши индивидуальные особенности восприятия могут влиять на эффективность обучения?

Например, для визуалов характерен «наглядный» стиль обучения, они часто употребляют фразы «покажите мне», «напишите мне»

и лучше всего выполняют задания после того, как прочитали текст или наблюдали за тем, как задание выполняет другой человек. Визуальный стиль обучения предполагает записи, пометки на полях, использование таблиц, схем, рисунков. Именно эти приемы являются эффективными при обучении визуалов.


Аудиалы используют «слуховой» стиль обучения, поскольку они лучше воспринимают новую информацию, представленную словами и звуками.


В процессе обучения они просят «расскажите мне», «обсудим этот вопрос вместе» и лучше всего выполняют задания после того, как внимательно прослушали соответствующую информацию. Такой стиль обучения предполагает повторение материала вслух, обсуждение, использование аудиозаписей. Именно эти приемы являются эффективными при обучении аудиалов.

Кинестетический (тактильный) стиль обучения предполагает физическое прикосновение к изучаемым предметам. В процессе обучения кинестетик всегда старается самостоятельно выполнить задание, производить действия с объектами. Он часто говорит «разрешите мне попробовать». Лучшая форма обучения для него — это практическая работа и эксперимент.

Опорные точки. Существуют определенные индивидуальные особенности восприятия и обучения. Люди отличаются друг от друга ведущим каналом восприятия информации. Визуалы воспринимают большую часть информации при помощи зрительного анализатора, аудиалы — через слуховой анализатор, а кинестетики — при помощи анализаторов прикосновения, обоняния, вкуса.


Вопросы для повторения и обсуждения

I уровень

1. Какие существуют индивидуальные особенности восприятия?

2. Какие индивидуальные особенности обучения вам известны?

3. Может ли стиль обучения изменяться со временем? Почему?

II уровень

4. Чем отличаются визуалы от аудиалов?

5. Какие приемы обучения эффективны для кинестетиков?

6. От чего зависит стиль обучения?

III уровень

7. Каковы особенности вашего подхода к обучению?

8. Что вы знаете об основных подходах к обучению, основанных на разной мотивации?

9. Как связано обучение с практической деятельностью?

IV уровень

10. Почему разные люди воспринимают одни и те же предметы и явления очень индивидуально?

11. Докажите на примерах, что в процессе восприятия разные анализаторы взаимодействуют друг с другом.

12. Как индивидуальные особенности восприятия могут влиять на эффективность обучения?

Практическое задание № 6

Определение индивидуального стиля обучения

Цель: научиться определять свой индивидуальный стиль обучения. Оборудование и материалы: вопросник для определения индивидуального стиля обучения.

Порядок выполнения работы

Внимательно прочитайте предложенные пункты вопросника. Если вы согласны с утверждением, то рядом с его номером на листе бумаги поставьте пометку «+», если нет — пометку «-».

1. Я запоминаю материал лучше, когда записываю его.

2. Я всегда делаю много записей.

3. Я хорошо запоминаю рисунки, слова, цифры.

4. Я считаю видео- и телепрограммы лучшими способами обучения.

5. Когда я читаю, то всегда подчеркиваю то, что важно, для лучшего запоминания.

6. Я пользуюсь цветными карандашами, чтобы выделить необходимый для запоминания материал.

7. Мне нужны письменные разъяснения к упражнениям, которые я выполняю.

8. Посторонний шум во время занятий раздражает меня.

9. Я привык/привыкла смотреть на людей, чтобы понять, о чем они говорят.

10. Мне лучше работается в комнате с плакатами, иллюстрациями и схемами, размещенными на стенах.

11. Я запоминаю лучше, если проговариваю информацию вслух.

12. Я лучше усваиваю материал, слушая лекции и аудиозаписи, чем читая.

13. Мне нужны устные инструкции к упражнениям.

14. Восприятие на слух помогает мне думать.

15. Я люблю учиться и размышлять под музыку.

16. Я легко понимаю сказанное, даже если не вижу говорящего.

17. Я обычно не запоминаю самих людей, но помню, о чем они говорили.

18. У меня хорошая память на единожды услышанную шутку.

20. Включая телевизор, я больше слушаю, чем смотрю.

21. Я приступаю к упражнению, не обращая внимания на пояснения к нему.

22. Мне необходимы частые перерывы во время занятий или работы.

23. Я шевелю губами, когда читаю про себя.

24. Я не люблю заниматься сидя за столом и, если возможно, избегаю этого.

25. Я нервничаю, когда долго не двигаюсь.

26. Я думаю лучше, если нахожусь в движении, например хожу.

27. Подвижные объекты способствуют запоминанию.

28. Мне нравится строить, моделировать, проводить опыты.

29. Я люблю физическую активность.

30. Я с удовольствием коллекционирую монеты и марки.

Обработка результатов:

суммируйте ваши пометки «+» с 1-го по 10-й пункт вопросника, запишите на листе результат (относится к зрительному восприятию);

суммируйте ваши пометки «+» с 11-го по 20-й пункт, запишите результат (относится к слуховому восприятию);

суммируйте ваши пометки «+» с 21-го по 30-й пункт, запишите результат (относится к тактильному восприятию).

Обведите наибольший результат.

Если разница между этим показателем и каждым из двух других больше 2, то полученный результат является показателем вашего ведущего канала восприятия информации.

Примите во внимание:

Если у вас ведущий канал восприятия информации зрительный, то вы можете полагаться на свою зрительную память и усваивать

учебный материал при помощи визуальных средств (видео, книги, рисунки, схемы и т. п.);

Если у вас ведущий канал восприятия информации слуховой, то в процессе обучения используйте разговорную и слуховую активность, принимайте участие в дискуссиях, семинарах, слушайте лекции;

Если у вас ведущий канал восприятия информации тактильный, то старайтесь контактировать с изучаемыми предметами, используйте в процессе обучения практические модели, проводите эксперименты.

Если разница между двумя показателями не больше 2, обведите оба результата.

Это означает, что у вас хорошо развиты два канала восприятия информации и вы можете их оба эффективно использовать в процессе обучения.

Если разница между тремя показателями не больше 2, обведите все три результата.

Это означает, что у вас хорошо развиты три канала восприятия информации и вы можете эффективно использовать в процессе обучения все методы и рекомендации.

Сделайте выводы.

Это материал учебника

Индивидуальные особенности восприятия

Особенности восприятия зависят не только от жизнен­ного опыта͵ направленности личности, интересов, богат-ства духовного мира и т.п., но и от индивидуальных осо­бенностей. Какие это особенности?

Люди различаются, во-первых, по характеру приема информации. Ученые выделяют целостный (синтетический) тип волриятия, когда не придают значения деталям и не любят вдаваться в них. Для этого типа характерна ориенти­рованность на суть, смысл, обобщение, а не на детали и частности. Детализирующий (аналитический) тип воспри­ятия, напротив, ориентирован на детали, подробности.

Совершенно очевидно, что наиболее продуктивным яв­ляется сочетание того и другого способа.

Во-вторых, - по характеру отражения получаемой ин­формации. Здесь различают описательный и объяснительный типы восприятия. Описательный тип ориентирован на фак­тическую сторону информации: человек отражает и выда­ет то, что видит и слышит, что читает, максимально при­ближаясь к исходным данным, часто не вникая в их смысл. Среди школьников такой тип восприятия весьма распрос­транен, отсюда частые просьбы учителя: ʼʼРасскажи свои­ми словамиʼʼ.

Объяснительный тип не удовлетворяется тем, что не­посредственно дано в самом восприятии. Он старается найти общий смысл информации. Лучше всœего - золотая середи­на. Но не всœегда это достигается. Чтобы создать гармонию этих типов восприятия, крайне важно знать их особеннос­ти, иметь представление об их механизмах, уметь их диаг­ностировать, и на этой базе проводить педагогическую работу.

В-третьих, - по характеру особенностей самой личности. Здесь различают объективный тип восприятия, когда че­ловек ориентирован на точность восприятия, непредвзя­тость. Можно сказать, что у него сформировался иммуни­тет к догадкам, предположениям, домыслам и т.д., и субъек­тивный тип, когда восприятие подчинœено субъективному отношению к тому, что воспринимается, пристрастной его оценке, сложившимся ранее предвзятым мыслям о нем. Это наиболее часто встречающийся житейский тип вос­приятия. Вспомните рассказ А.П. Чехова ʼʼХамелœеонʼʼ.

2.5. Наблюдение и наблюдательность

Наблюдение - это восприятие, тесно связанное с дея­тельностью мышления - сравнением, различением, ана­лизом. Наблюдением называют целœенаправленное, плано-мерное восприятие объектов и явлений, в познании кото­рых мы заинтересованы. Наблюдать - значит не просто смот­реть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушивать­ся, прислушиваться, не просто нюхать, а принюхиваться. Это очень точно отражено в народных пословицах и пого­ворках:

И глядит, да не видит.

Зряч, да не зорок.

У меня на это уши заложены.

Наблюдение всœегда осуществляют с определœенной по­знавательной целью. Оно предполагает ясное представле­ние задач наблюдения и предварительную разработку пла­на его осуществления. Невозможно наблюдать, в случае если не знать, что конкретно и с какой целью нужно наблюдать. Ясность цели и задач наблюдения активизируют важную характеристику восприятия - избирательность.

Человек воспринимает не всœе, что бросается в глаза, а вычленяет наиболее важное и интересное для себя. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяют­ся при наблюдении в единый процесс умственной дея­тельности. По этой причине наблюдение предполагает большую активность личности и помогает глубже понимать дей­ствительность.

Наблюдательность - это свойство личности, умение наблюдать и подмечать характерные, но мало заметные осо­бенности предметов, явлений, людей. Она тесно связана с развитием профессиональных интересов человека, так как совершенствуется в процессе систематических занятий из­бранным делом.

Умение наблюдать играет огромную роль в самых раз­нообразных областях человеческой деятельности.

Наблюдательность прекрасно развита у художников, писателœей, поэтов.

Иван-да-Марья, зверобой, Ромашка, Иван-чай, татарник, Окутанные ворожбой, Глазеют, обступив кустарник...

Б. Пастернак. ʼʼТишинаʼʼНаблюдательность необходима педагогу. Без вниматель­ных постоянных наблюдений невозможно сколько-нибудь глубоко понять психологические особенности ребенка и наметить правильные пути его развития и воспитания.

Высокоразвитая наблюдательность учителя способству­ет развитию его педагогического такта. Работая с детьми, наблюдательный учитель улавливает едва заметные настро­ения детей, отклонения от их обычного состояния и стро­ит свои взаимоотношения с ними в соответствии с этими состояниями.

Наблюдательность как личностное профессиональное качество развивается у учителя постепенно, в процессе приобретения опыта педагогической деятельности и при­общения к психологическим знаниям.

1. Характер привлечения учителœем внимания учащихся на разных этапах урока исходя из возраста учащих­ся. Скорость установления внимания в начале урока. Осо­бенности внимания при опросœе, при восприятиии нового материала, при повторении, при проверке домашних за­даний.

2. Сосредоточенность и устойчивость внимания учащих­ся к учителю на различных этапах урока. Причины отвле­чения внимания. Средства, с помощью которых учитель добивается сосредоточенности и устойчивого внимания учащихся.

3. Особенности переключения внимания учащихся к учителю в рамках однородной деятельности и при перехо­де от одного этапа урока к другому. Скорость переключе­ния (длительность переходного интервала), ошибки пере­ключения. Способы организации переключения внимания по ходу урока.

4. Распределœение внимания учащихся и учителя на уроке (в чем оно выражалось и как организовывалось учителœем).

5. Учёт преподавателœем возрастных особенностей объе­ма внимания учащихся в различных учебных ситуациях (количество предъявляемых для восприятия элементов за­дания, условий, обозначений и т.д.).

6. Динамика видов внимания учащихся на различных этапах урока (непроизвольное, произвольное, послепро-извольное).7. Особенности проявлений внимания исходя из его внешней или внутренней направленности при чтении книги, рассматривании книги или карты, рассказе учите­ля, а также во время припоминания формулы, стихотво­рения, размышления и в других ситуациях.

8. Средства (способы, приемы), при помощи которых учащиеся регулировали свое внимание, организуя его в соответствии с требованиями и задачами учителя в конк­ретной учебной ситуации.

9. Наличие или отсутствие синхронной формы коллек­тивного внимания. Причины, обуславливающие эту фор­му внимания (к примеру, высокая степень сплоченности умственного, эмоционального или деятельного сосредо­точения учащихся).

10. Причины отсутствия синхронности внимания (не­соответствие между индивидуальным и заданным темпа­ми, отсутствие единства оценки, понимания, усвоения;: неумение соотнести главное и второстепенное и т.д.).

11. Зависимость внимания учащихся на уроке от содер­жания материала - его образности, доступности, эмоцио­нальности, а также от умения учителя активизировать всю познавательную сферу личности учащегося, от контроля учителя, от отношения учащихся к учителю и к уроку, от умения учителя психологически грамотно использовать де­монстрационный материал 1 .

Существенное значение при работе с картой имеет как можно более полная фиксация наблюдаемого. Основные сложности наблюдения в том, чтобы выделить главное из того, что ты видишь. При этом важно не подменить реаль­но наблюдаемый факт собственной интерпретацией.

Вместе с тем, у педагога как и у всякого специалиста͵ по роду своей деятельности много общающегося с людь­ми, множество наблюдений накапливается без специаль­ного плана, стихийно. Этот богатый опыт наблюдений за ребенком в разных ситуациях создает основу для того, что принято называть ʼʼпедагогической интуициейʼʼ, позволяет, по­чти не задумываясь выбрать единственно правильные сло­ва, которые нужны именно этому ученику. При этом, данный опыт часто остается неосмысленным, непродуманным. Его очень трудно передать другому педагогу, иногда даже трудно

1 См.: Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изуче­ния и развития. Изучение внимания школьников. - М.; Воронеж, 1995. -С. 40-41.объяснить самому себе. Важно заметить, что для систематизации и осознания таких стихийных наблюдений разрабатываются специаль­ные схемы. Одной из таких схем, предназначенных для за­полнения учителœем, является ʼʼКарта наблюденийʼʼ Д. Стот-та. Она направлена на выявление различных видов нару­шений поведения. Эта карта состоит из описания разных форм поведения, которые педагог может наблюдать у де­тей. Педагога просят оценить, встречается или нет у ре­бенка та или иная форма поведения. Концентрация симп­томов в какой-либо одной области позволяет понять при­чины эмоциональных трудностей ребенка, нарушений поведения и т.п.

Приведем в качестве примера одну из частей этой карты.

ʼʼТревога по отношению к взрослым. Беспокойство и не­уверенность в том, интересуются ли им взрослые, лю­бят ли его...

1. Очень охотно выполняет свои обязанности.

2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учите­лем.

3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).

4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учи­телю.

5. Очень часто приносит и показывает учителю найден­ные им предметы, рисунки, модели и т.п.

6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.

8. „Подлизывается", старается понравиться учителю

9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.

10. Постоянно нуждается в помощи и контроле со сто­роны учителяʼʼ 1 .

Индивидуальные особенности восприятия - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Индивидуальные особенности восприятия" 2017, 2018.

Особенности восприятия зависят не только от жизнен­ного опыта, направленности личности, интересов, богат-ства духовного мира и т.п., но и от индивидуальных осо­бенностей. Какие это особенности?

Люди различаются, во-первых, по характеру приема информации. Ученые выделяют целостный (синтетический) тип волриятия, когда не придают значения деталям и не любят вдаваться в них. Для этого типа характерна ориенти­рованность на суть, смысл, обобщение, а не на детали и частности. Детализирующий (аналитический) тип воспри­ятия, напротив, ориентирован на детали, подробности.

Совершенно очевидно, что наиболее продуктивным яв­ляется сочетание того и другого способа.

Во-вторых, - по характеру отражения получаемой ин­формации. Здесь различают описательный и объяснительный типы восприятия. Описательный тип ориентирован на фак­тическую сторону информации: человек отражает и выда­ет то, что видит и слышит, что читает, максимально при­ближаясь к исходным данным, часто не вникая в их смысл. Среди школьников такой тип восприятия весьма распрос­транен, отсюда частые просьбы учителя: «Расскажи свои­ми словами».

Объяснительный тип не удовлетворяется тем, что не­посредственно дано в самом восприятии. Он старается найти общий смысл информации. Лучше всего - золотая середи­на. Но не всегда это достигается. Чтобы создать гармонию этих типов восприятия, необходимо знать их особеннос­ти, иметь представление об их механизмах, уметь их диаг­ностировать, и на этой основе проводить педагогическую работу.

В-третьих, - по характеру особенностей самой личности. Здесь различают объективный тип восприятия, когда че­ловек ориентирован на точность восприятия, непредвзя­тость. Можно сказать, что у него сформировался иммуни­тет к догадкам, предположениям, домыслам и т.д., и субъек­тивный тип, когда восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, пристрастной его оценке, сложившимся ранее предвзятым мыслям о нем. Это наиболее часто встречающийся житейский тип вос­приятия. Вспомните рассказ А.П. Чехова «Хамелеон».

2.5. Наблюдение и наблюдательность

Наблюдение - это восприятие, тесно связанное с дея­тельностью мышления - сравнением, различением, ана­лизом. Наблюдением называют целенаправленное, плано-мерное восприятие объектов и явлений, в познании кото­рых мы заинтересованы. Наблюдать - значит не просто смот­реть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушивать­ся, прислушиваться, не просто нюхать, а принюхиваться. Это очень точно отражено в народных пословицах и пого­ворках:

И глядит, да не видит.

Зряч, да не зорок.

У меня на это уши заложены.

Наблюдение всегда осуществляют с определенной по­знавательной целью. Оно предполагает ясное представле­ние задач наблюдения и предварительную разработку пла­на его осуществления. Невозможно наблюдать, если не знать, что конкретно и с какой целью надо наблюдать. Ясность цели и задач наблюдения активизируют важную характеристику восприятия - избирательность.


Человек воспринимает не все, что бросается в глаза, а вычленяет наиболее важное и интересное для себя. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяют­ся при наблюдении в единый процесс умственной дея­тельности. Поэтому наблюдение предполагает большую активность личности и помогает глубже понимать дей­ствительность.

Наблюдательность - это свойство личности, умение наблюдать и подмечать характерные, но мало заметные осо­бенности предметов, явлений, людей. Она тесно связана с развитием профессиональных интересов человека, так как совершенствуется в процессе систематических занятий из­бранным делом.

Умение наблюдать играет огромную роль в самых раз­нообразных областях человеческой деятельности.

Наблюдательность прекрасно развита у художников, писателей, поэтов.

Иван-да-Марья, зверобой, Ромашка, Иван-чай, татарник, Окутанные ворожбой, Глазеют, обступив кустарник...

Б. Пастернак. «Тишина»Наблюдательность необходима педагогу. Без вниматель­ных постоянных наблюдений невозможно сколько-нибудь глубоко понять психологические особенности ребенка и наметить правильные пути его развития и воспитания.

Высокоразвитая наблюдательность учителя способству­ет развитию его педагогического такта. Работая с детьми, наблюдательный учитель улавливает едва заметные настро­ения детей, отклонения от их обычного состояния и стро­ит свои взаимоотношения с ними в соответствии с этими состояниями.

Наблюдательность как личностное профессиональное качество развивается у учителя постепенно, в процессе приобретения опыта педагогической деятельности и при­общения к психологическим знаниям.

1. Характер привлечения учителем внимания учащихся на разных этапах урока в зависимости от возраста учащих­ся. Скорость установления внимания в начале урока. Осо­бенности внимания при опросе, при восприятиии нового материала, при повторении, при проверке домашних за­даний.

2. Сосредоточенность и устойчивость внимания учащих­ся к учителю на различных этапах урока. Причины отвле­чения внимания. Средства, с помощью которых учитель добивается сосредоточенности и устойчивого внимания учащихся.

3. Особенности переключения внимания учащихся к учителю в рамках однородной деятельности и при перехо­де от одного этапа урока к другому. Скорость переключе­ния (длительность переходного интервала), ошибки пере­ключения. Способы организации переключения внимания по ходу урока.

4. Распределение внимания учащихся и учителя на уроке (в чем оно выражалось и как организовывалось учителем).

5. Учет преподавателем возрастных особенностей объе­ма внимания учащихся в различных учебных ситуациях (количество предъявляемых для восприятия элементов за­дания, условий, обозначений и т.д.).

6. Динамика видов внимания учащихся на различных этапах урока (непроизвольное, произвольное, послепро-извольное).7. Особенности проявлений внимания в зависимости от его внешней или внутренней направленности при чтении книги, рассматривании книги или карты, рассказе учите­ля, а также во время припоминания формулы, стихотво­рения, размышления и в других ситуациях.

8. Средства (способы, приемы), при помощи которых учащиеся регулировали свое внимание, организуя его в соответствии с требованиями и задачами учителя в конк­ретной учебной ситуации.

9. Наличие или отсутствие синхронной формы коллек­тивного внимания. Причины, обуславливающие эту фор­му внимания (например, высокая степень сплоченности умственного, эмоционального или деятельного сосредо­точения учащихся).

10. Причины отсутствия синхронности внимания (не­соответствие между индивидуальным и заданным темпа­ми, отсутствие единства оценки, понимания, усвоения;: неумение соотнести главное и второстепенное и т.д.).

11. Зависимость внимания учащихся на уроке от содер­жания материала - его образности, доступности, эмоцио­нальности, а также от умения учителя активизировать всю познавательную сферу личности учащегося, от контроля учителя, от отношения учащихся к учителю и к уроку, от умения учителя психологически грамотно использовать де­монстрационный материал 1 .

Существенное значение при работе с картой имеет как можно более полная фиксация наблюдаемого. Основные сложности наблюдения в том, чтобы выделить главное из того, что ты видишь. При этом важно не подменить реаль­но наблюдаемый факт собственной интерпретацией.

Вместе с тем, у педагога как и у всякого специалиста, по роду своей деятельности много общающегося с людь­ми, множество наблюдений накапливается без специаль­ного плана, стихийно. Этот богатый опыт наблюдений за ребенком в разных ситуациях создает основу для того, что называется «педагогической интуицией», позволяет, по­чти не задумываясь выбрать единственно правильные сло­ва, которые нужны именно этому ученику. Однако, этот опыт часто остается неосмысленным, непродуманным. Его очень трудно передать другому педагогу, иногда даже трудно

1 См.: Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изуче­ния и развития. Изучение внимания школьников. - М.; Воронеж, 1995. -С. 40-41.объяснить самому себе. Для систематизации и осознания таких стихийных наблюдений разрабатываются специаль­ные схемы. Одной из таких схем, предназначенных для за­полнения учителем, является «Карта наблюдений» Д. Стот-та. Она направлена на выявление различных видов нару­шений поведения. Эта карта состоит из описания разных форм поведения, которые педагог может наблюдать у де­тей. Педагога просят оценить, встречается или нет у ре­бенка та или иная форма поведения. Концентрация симп­томов в какой-либо одной области позволяет понять при­чины эмоциональных трудностей ребенка, нарушений поведения и т.п.

Приведем в качестве примера одну из частей этой карты.

«Тревога по отношению к взрослым. Беспокойство и не­уверенность в том, интересуются ли им взрослые, лю­бят ли его...

1. Очень охотно выполняет свои обязанности.

2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учите­лем.

3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).

4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учи­телю.

5. Очень часто приносит и показывает учителю найден­ные им предметы, рисунки, модели и т.п.

6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.

8. „Подлизывается", старается понравиться учителю

9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.

10. Постоянно нуждается в помощи и контроле со сто­роны учителя» 1 .

Общие закономерности восприятия

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Общие закономерности восприятия
Рубрика (тематическая категория) Психология

Существуют общие закономерности восприятия, характерные для всœех видов, а именно: 1) осмысленность и обобщенность; 2) целостность; 3) структурность; 4) избирательная направленность; 5) апперцепция; 6) константность; 7) активность; 8) историчность; 9) предметность.

1. Осмысленность и обобщенность восприятия. Восприятие тем и отличается от ощущения, что связано с пониманием объекта и обозначения его словом. При восприятии объекта на первый план выступают те его качества, которые соответствуют поставленной задаче, либо знакомы из прошлого опыта.

Наиболее простой формой восприятия объекта является узнавание , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предполагает соотнесение его с ранее сформировавшимся образом. Узнавание должна быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории (к примеру, это автомобиль), и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с конкретным знакомым предметом (к примеру, это Ауди-100 сосœеда из 36 квартиры). Дифференцированное узнавание является более высоким уровнем, предполагающим выделœение признаков, характерных именно для этого объекта.

Высшей формой восприятия является осмысленное восприятие. В этом случае принято понимать сущность предмета или явления, функции, им выполняемые.

2. Целостность восприятия. Человеческое восприятие целостно, ᴛ.ᴇ. охватывает комплекс признаков, их соотношение между собой. Недостающие характеристики достраиваются воображением. Многие дети любят смотреть на облака и видеть осмысленные фигуры, ᴛ.ᴇ. несколько признаков предмета дополняются до целостного образа.

3. Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. К примеру, яблоко должно быть круглым зелœеным, желтым или красным. В случае если же с помощью ножа придать ему форму пирамиды и покрасить в синий цвет, то его невозможно будет узнать.

4. Избирательная направленность восприятия. В каждый момент времени человек видит, слышит, осязает и обоняет множество вещей, но из этого потока ощущений осмысленно воспринимается только то, на что направлено внимание. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, необходимый объект становится фигурой на фоне. Выделœение объекта из фона осуществляется по его контуру. Более резкий контур облегчает воспроизведение, более размытый – затрудняет (это лежит в базе маскировки).

5. Апперцепция (от лат. ʼʼadʼʼ - к; ʼʼperceptioʼʼ - восприятие). Апперцепцией принято называть зависимость восприятия от опыта͵ знаний, интересов и установок личности. Когда человек смотрит на ломтик лимона, у него непроизвольно выделяется слюна, как если бы он ощутил на языке его кислый вкус. Очень часто восприятие предмета сопровождается индивидуальной эмоциональной окраской, основанной на прошлом опыте. Один будет с восторгом смотреть на новенький Мерседес – предел его мечтаний, а другого начнет лихорадить от воспоминаний о недавней автокатастрофе.

6. Константность восприятия. Когда мы имеем дело не с экспериментом, а с реальной жизнью, объекты окружающего мира обычно не сохраняют неизменными свои характеристики, необходимые для восприятия. Но тем не менее мы узнаем предметы, вне зависимости от их размера, удаленности, а звуки не взирая на темп или высоту. В качестве примера константности можно привести дверь, которая сохраняет для наших глаз свою форму независимо от того, закрыта она или открыта.

7. Активность. Чем ни большее участие принимает тело в ознакомлении с объектом, тем целостнее создаваемый образ. К примеру, некоторые учителя начальной школы при обучении детей алфавиту не просто пишут на доске буквы, а дают им потрогать буквы, вырезанные из наждачной бумаги, чтобы задействовать три анализатора (зрительный, слуховой и осязательный).

8. Историчность. Процесс восприятия находится в прямой зависимости от прошлого опыта субъекта и от его практики в этой области. Способность какого-то вида восприятия должна быть развита с помощью упражнений.

В ходе социальных контактов ребенок постепенно усваивает сенсорные эталоны: фонемы родного языка, геометрические фигуры, цвета͵ музыкальные звуки и т.д. Результат индивидуальной деятельности человека по усвоению сенсорных эталонов принято называть оперативными единицами восприятия .

9. Предметность. Под предметностью восприятия принято понимать способность человека воспринимать не набор разрозненных ощущений, поступающих из внешней среды, а отдельные предметы, вызывающие данные ощущения. Предметность восприятия выступает в форме целостности, константности и осмысленности перцептивного образа.

Общие закономерности восприятия - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общие закономерности восприятия" 2017, 2018.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник