27.06.2019

Как готовиться к изложению русскому языку. Как писать изложение: полезные советы и рекомендации. Примеры поэтапного сжатия текста


Сжатое изложение – вид работы, с которым учащимся предстоит встретиться при сдаче ОГЭ по русскому языку, поэтому необходимо готовиться к нему заблаговременно. Хорошо, если учащиеся на протяжении учёбы в 5-9 классах постепенно осваивали этот вид изложения. Если же нет, то учеников следует ознакомить с основными правилами написания таких видов работы, показать им приёмы сжатия текста, отработать на практике весь процесс написания сжатого изложения.

Данный вид работы позволяет проверить глубину понимания текста, умение выделять главную и второстепенную информацию, строить связное высказывание на основе сокращенного текста.

Основные требования к сжатому изложению:

  • Информацию исходного текста нужно сократить и обобщить;
  • Необходимо отразить основные мысли автора, искажение авторских суждений не допускается;
  • Должна быть сохранена последовательность изложения содержания;
  • Нужно передать микротемы исходного текста, их три; пропуск микротемы или нарушение абзацного членения ведёт к снижению оценки.

Кратко изложить прослушанный текст гораздо сложнее, чем текст прочитанный, поэтому при подготовке к написанию сжатого изложения имеет смысл потренироваться сокращать прочитанный текст, то есть тот, который вы восприняли визуально. Следующим этапом будет уже сокращение текста, воспринятого на слух, здесь можно воспользоваться аудиозаписями текстов.

Виды компрессии текста

При работе с текстом, воспринятым визуально, можно потренироваться сокращать текст различными способами. Существует несколько приёмов компрессии (то есть сжатия) текста:

Исключение.

В этом случае мы убираем из предложения несущественные подробности, второстепенную информацию. Исключаем повторы, синонимы, вводные и вставные конструкции, уточнения и пояснения. Например: Вчера вечером, на закате дня, я сидел на автобусной остановке, ожидая рейсовый автобус, на котором должны были приехать гости. – Вчера вечером я ждал на остановке автобус, чтобы встретить гостей.

Можно заменить однородные члены предложения обобщающим словом, прямую речь косвенной, сложного предложения простым, предложения или его части указательным местоимением и т. д. Например: Мария сказала: «Простите меня, я не хотела вас обидеть. Проходите к столу».– Мария извинилась и пригласила гостей к столу.

Объединение двух простых предложений или сложного и простого, сопровождающееся зачастую заменой или исключением. Например: Мы вместе ходили на рыбалку. Там, забросив удочки, мы подолгу разговаривали обо всём: о школе, о новом составе редакции газеты, о последних прочитанных книгах.– Мы вместе ходили на рыбалку и подолгу разговаривали обо всём.

Основные принципы сжатия текста:

  • В результате сокращения должен получиться связный, логичный текст, а не его план или подробный пересказ.
  • В новом тексте должны быть сохранены все микротемы, основная мысль исходного текста.

    При первом чтении текста постарайтесь сосредоточиться на восприятии текста, определении основной темы, микротем, идеи (основной мысли) текста. Можно ограничиться только прослушиванием, но можно и начать делать записи, тогда нужно обратить внимание на первые предложения каждого из трёх абзацев (между ними при чтении заметная пауза) и кратко записать их. Первое предложение – это абзацный зачин, часто именно в нём заключается смысл микротемы. Записи следует делать, оставляя места между строками, чтобы потом вписать туда необходимую информацию.

    Между первым и вторым чтением отводится 5-7 минут для осмысления текста. В это время нужно кратко записать последовательность событий, восстановить ход рассуждений автора. Можно составить план, в котором определить микротемы.

    При втором прослушивании проверьте правильность выделения абзацев, дополните и откорректируйте записанные материалы. Обратите особое внимание на даты, собственные наименования, цитаты, важные для передачи основной мысли текста. Зафиксируйте последовательность: в повествовании – начало события, его ход, кульминация, конец; в описании – предмет и его существенные признаки; в рассуждении – тезис, доказательства, вывод.

    Выберите способы компрессии для каждой части текста и затем, используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы. После записи сжатого изложения проверьте, удалось ли сохранить связь между частями, авторский замысел. Перечитайте текст и посчитайте количество слов. Если их меньше 70-ти, подумайте, какую часть можно расширить.

    После проверки содержания тщательно проверьте грамотность (наличие грамматических, речевых, орфографических, пунктуационных ошибок), перепишите сжатое изложение в чистовик.

Пример сжатия текста

Рассмотрим в качестве текста для сжатого изложения фрагмент статьи Д. С. Лихачёва «Цель и самооценка».

Исходный текст:

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит перед собой цель, достойную человека.

Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, – какие неудачи могут его постигнуть! Не тому помог, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи. Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает и у самых лучших врачей. Но в сумме ты помог все-таки больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорченье. У кого-то лучшая мебель или лучшая машина – тоже огорченье, и еще какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от сердца, а не только от головы, не было бы «принципом», лишенным чувства доброты. Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, к своей стране, к ее великому прошлому, ко всему человечеству.

Использование приемов компрессии

Фрагмент состоит из трёх абзацев-микротем, которые можно озаглавить следующим образом:

  • Жизненная цель – самооценка человека.
  • Сверхличная цель позволяет человеку прожить жизнь достойно.
  • Главной жизненной задачей должна быть сверхличностная, диктуемая добротой и любовью.

1-ый абзац: Используя исключение и замену, получаем:

2-ой абзац: В результате компрессии методом исключения получаем:

3-ий абзац: В этом абзаце самая важная информация, поэтому большую часть оставляем, в начале абзаца используем слияние, последнее предложение сокращаем путём замены и исключения:

Сжатое изложение:

Когда человек выбирает себе в жизни цель, он вместе с тем дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на их уровне. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Это цель, достойная человека.

Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством. Если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, какие неудачи могут его постигнуть? От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни.

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает больше огорчений, чем радостей, в отличие от человека, который радовался каждому своему доброму делу. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, шло от сердца. Поэтому главной жизненной задачей должна быть задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой и любовью.

Оценивание результата

Приёмы сжатия оцениваются тоже по отношению к микротемам: если один или несколько приёмов сжатия были использованы во всех микротемах, то это даёт максимальные 3 балла, соответственно в двух микротемах – 2 балла, в одной микротеме – 1 балл. Если приёмы компрессии не использовались вообще – 0 баллов.

Третий критерий – оценивание смысловой цельности, связности и последовательности получившегося текста. Здесь учитывается правильность деления текста на абзацы, отсутствие логических ошибок. Максимальное количество баллов – 2. Одна логическая ошибка или одно нарушение деления на абзацы позволяет получить один балл, если нарушений больше – 0 баллов.

Таким образом за содержание сжатого изложения максимальное количество баллов равняется 7.


Грамотность оценивается по критериям, указывающим допустимое количество орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок. Кроме того, оценивается фактическая точность высказывания. Если в работе не больше двух орфографических, двух пунктуационных, двух речевых, одной грамматической и нет ошибок в понимании и употреблении терминов, а также отсутствуют фактические ошибки, то по этим критериям ученик получает максимальные 10 баллов.

В общем, в сумме, учащийся может получить за написание изложения максимально 17 баллов.

1 слайд - Мастер-класс «Система работы по обучению сжатому изложению с целью развития связной речи обучающихся»

Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №61 п. Персиановского Поломошнова Наталья

- Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вам мастер-класс по обозначенной теме.

А именно я хочу вам продемонстрировать некоторые приемы работы с текстом, которые помогают нашим ученикам выполнить первую часть экзамена ОГЭ.

Как ни странно я не изобретаю велосипед, а всего лишь следую за авторами учебника (в данном случае Львова, Львов), в котором очень четко продумана и реализована эта подготовка в виде стройной системы упражнений в разделе «Развитие речи». Честно сказать, меня всегда умиляли возгласы некоторых наших педагогов, которые любят рассказывать, что ЕГЭ и ОГЭ, это что-то недосягаемое, что многого нет в программе. Я хочу подчеркнуть, что на каждом уроке у нас есть возможность работать над текстом, а значит, целенаправленная подготовка идет постоянно!

2 слайд Цели мастер-класса:

1. продолжить подготовку к ОГЭ по русскому языку;

2. актуализировать знания об особенностях сжатого изложения;

3. обобщить знания о способах сжатия текста;

4. формировать общеучебные навыки работы с текстом;

5. развивать точность и лаконичность речи.

Что же такое сжатое изложение?

3 слайд - Сжатое изложение – это письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение главного, основного содержания . ("максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)

В формате ОГЭ это способ проверки таких содержательных разделов предмета «Русский язык», как: Речь. Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение.

Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения обучающимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности – так написано в спецификации к контрольно-измерительным материалам. Это первая часть экзаменационной работы, на выполнение которой отводится 90 минут. Объем – не менее 70 слов.

4 слайд Запомните!!!

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по содержанию.

При обучении сжатому изложению мы вырабатываем навыки точной и лаконичной речи, то есть формируются следующие

5 слайд - К оммуникативно-речевые умения:

1.умение вычленять главное в информации;

2.сокращать текст разными способами;

3.правильно, логично и лаконично излагать свои мысли;

4.находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Вместе с тем, этот вид изложений способствует совершенствованию и общих коммуникативных умений: раскрывать тему и основную

мысль текста; планировать высказывание; улучшать созданный текст и др.

Надо сказать, что на каждом уроке развития речи, на котором мы пишем сжатое изложение, на парте у ребят всегда под рукой памятки - они перед вами:

Я разделила систему обучения детей написанию сжатого изложения на несколько шагов, ну или по-другому этапов.

6 слайд Четыре части памятки нацеливают учащихся на эти этапы работы над изложением.

7 слайд - Первый этап – слушание и осмысление

  • Прослушайте текст. Определите тему.
  • Выделите главную информацию в тексте.
  • На сколько смысловых частей делится текст (композиция, микротемы)?
  • В каком предложении заключена основная мысль текста?
  • Определите тип речи и стиль текста.

8 -9 слайд - Второй этап – разграничение главного и второстепенного, формирование умения сокращать текст разными способами.

Это отработка навыков компрессии текста. При этом школьники должны уметь разделять информацию на главную и второстепенную, уметь использовать приёмы исключения несущественной и второстепенной информации, сворачивать исходную информацию за счёт обобщения.

10 слайд - Я предлагаю вам небольшую практическую работу , которая позволит закрепить навыки сжатия текста. Мы работаем в парах. Перед вами листы с заданиями, которые вы будете выполнять по ходу объяснения, а затем мы проверим ответы.

Итак, какие же способы сжатия текста мы будем применять?

Исключение – первый способ.

11 слайд - Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:

  1. исключаем несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте. слайд 12-13,
  2. 2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов простых предложений

Второй способ – Обобщение

При ОБОБЩЕНИИ необходимо: Слайды 14 –

  • вычленить единичные факты;
  • подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
  • составить новый текст.

Третий способ - упрощение

При УПРОЩЕНИИ необходимо: слайды 15

  • заменить сложное предложение простым;
  • заменить предложение или его часть указательным местоимением;
  • объединить два или три предложения в одно;
  • разбить сложное предложение на сокращённые простые;
  • перевести прямую речь в косвенную.

слайд 16-17-18 Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

слайд 19 – Давайте проверим ответы в Практической работе

20 слайд - 3 этап

  • - Написание сжатого изложения каждой части,
  • Свяжи их между собой , чтобы получился текст.

слайд 21

4 этап

  • . редактирование написанного на черновике.
  • Переписывание начисто, проверка написанного.

слайд 22 – Напоминаю учащимся о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения:

  • необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;
  • не объединять микротемы в один абзац;
  • каждый абзац начинать с красной строки;
  • объём изложения – 70-90 слов;
  • пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Я предлагаю вашему вниманию Практическую работу №2.

Приёмы сжатия текста можно отрабатывать на обычных уроках русского языка. Предлагаю участникам мастер-класса разбиться на четыре группы. Каждой группе предлагается произвести компрессию 1, 2, 3, 4 части текста, используя обозначенные выше приёмы сжатия и руководствуясь таблицей «Приёмы сжатия (компрессии) текста» .

Предлагаю проверить полученный в результате групповой работы продукт.

Выполненный вариант.

Выводы: Таким образом, следует отметить, что при сжатии исходного текста выпускник создаёт новое речевое произведение, в котором предложения должны быть объединены общим смыслом, а содержание передано последовательно без нарушения абзацного членения и без логических ошибок.

Уважаемые коллеги! От того, как мы будем готовиться, зависит успешность сдачи экзамена по русскому языку. Неважно, какими методами мы будем действовать, главное, чтобы они работали на результат. Всем нам хочу пожелать удачи на экзаменах!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Как писать сжатое изложение

(подробная инструкция для учащихся )

1.После первого чтения :

Определите его тему ,

Сформулируйте основную мысль ,

Определите стиль текста , тип речи ,

Выясните значение непонятных слов.

Составьте план , выделяя микротемы.

2. После второго чтения .

Работая с планом текста, отметьте в нем опорные слова , наиболее яркие выражения, которые связаны с передачей основной информации текста.

Обдумайте содержание текста, определите, какая информация является основной, а какая - второстепенной.

Определи способ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение);

Напиши сжатое изложение каждой части, свяжи их между собой , чтобы получился текст.

3. Отредактируйте черновик , обращая внимание на:

А) точность передачи сюжета, фактов, логики развертывания текста, связь между предложениями и микротемами (последовательность), членение на абзацы;

Б) соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания, нет ли лишних деталей, ухода от темы;

1.У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

2. Удалите из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

2.Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

2. Обобщение - Задание: Вычлените единичные факты и подберите языковые средства для их обобщённой передачи;

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

3.Упрощение –

1. Замените придаточное определительное предложение синонимичным определением.

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.


Прежде чем приступить к написанию изложения, следует внимательно прочитать формулировку самого задания и постараться понять, что необходимо сделать для его выполнения.

Для написания сжатого изложения текст читают два раза с перерывом в 5-10 минут. За это время нужно определить и сформулировать основную тему текста, записать ключевые слова и постараться структурировать последовательность событий или рассуждений, т. е. схематично, тезисно записать микротемы или абзацы прослушанного (или прочитанного во время подготовки) текста.

Необходимые термины

Текст — это несколько последовательно расположенных предложений, которые связаны общей темой, одной мыслью и характеризуются смысловой завершённостью.

Тема — это то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста — отражённое в тексте отношение автора к предмету, явлению или содержанию речи, это то, что он доказывает, в чём хочет убедить читателя.

Микротема — это несколько самостоятельных предложений текста, объединённых одной мыслью, которые формально отражены в одном абзаце. Обычно каждая микротема при прочтении вслух отделяется интонационной паузой.

Тезис — это группа нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью, заключённой в одном абзаце.

Абзац — часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Иными словами, это часть текста между двумя красными строками.

Как подготовиться к написанию изложения

Под изложением принято понимать воспроизведение основного содержания или главных идей текста с одновременным исключением второстепенных деталей.

Как же следует писать краткое изложение? Для того чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте критерии, по которым будет оцениваться подобная работа.

Чтобы правильно написать краткое изложение, необходимо уметь:

1) выделять в исходном тексте самое существенное, важное, т. е. главные мысли и идеи;

2) используя различные приёмы сжатия текста, сокращать текст, не меняя при этом его тему и не пропуская микротемы;

3) находить в тексте средства выразительности речи, отражающие характеристики предмета или явления и служащие аргументацией для выражения отношения автора.

При написании изложения необходимо учитывать следующие требования и принципы:

  1. Сохранять композицию текста , т. е. построение, соотношение и взаимное расположение частей, а также учитывать, что композиция включает три части: вступление, основную часть и заключение.
  2. Не допускать логических ошибок , т. е. ошибок, связанных с нарушением или несоблюдением законов логики. Например, это могут быть какие-либо противоречивые или бездоказательные суждения, в результате которых происходит нарушение причинно-следственных связей или наблюдается отсутствие достаточного основания для приведённого вывода, это может быть нарушение последовательности изложения, лексические или смысловые повторы, а также пропуски чего-то важного.
  3. Речевая связность — один из необходимых признаков текста, который заключается в том, что пишущий выражает свои мысли и оформляет их на письме таким образом, что адресату становится важной и понятной связь между отдельными частями речи или отрезками текста.
  4. Фактическая точность — это приведение точных фактов, соответствующих действительности, т. е. тексту, во время изложения которых любое искажение мысли автора при интерпретации текста во время написания краткого изложения, а также при приведении иллюстраций, подкрепляющих аргументацию, недопустимо и рассматривается как ошибка.
  5. Лицо в изложении менять нельзя . Изложение следует вести от того лица, от которого написан текст.

Приёмы сжатия текста

Способы сжатия текста

Исключение

Обобщение

Упрощение

Можно опустить подробности, детали

Исключить повторы, примеры, иллюстрации, числовые данные, отступления

Не упоминать цитаты

Не использовать причастные обороты

Сократить число определений

Сократить количество однородных членов или синонимов

Исключить предложения с описаниями или рассуждениями

Вместо ряда однородных членов можно использовать лишь одно обобщающее слово

Образовать сложное предложение из двух предложений, связанных по смыслу

Заменить прямую речь косвенной

Разбить сложное предложение на сокращённые простые предложения

Заменить придаточное предложение причастным оборотом

Заменить сложноподчинённое предложение на простое

Заменить часть текста кратким синонимичным выражением

Сформулировать какую-либо идею текста своими словами

Выбор каждого способа компрессии в конкретном случае всегда зависит от коммуникативной задачи, а также от особенностей текста и уровня готовности учащихся. При сжатии текста следует помнить, что все предложения должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически, иначе получится просто набор самостоятельных предложений. Следует обязательно сохранять членение текста на абзацы.

Кроме того, выделяют комбинированный и сочетаемостный приёмы. Под комбинаторным приёмом мы понимаем приём, основанный на комбинировании фрагментов текста с возможной перестановкой его отдельных частей.

Сочетаемостный приём основан на комбинации или сочетании отдельных частей текста, полученных в результате компрессии или сжатия.

Примеры поэтапного сжатия текста

Приведём конкретный пример поэтапного сжатия художественного текста:

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

(К. Паустовский)

Пример 1

1. Сначала выделим микротемы:

2. Затем добавим комментарии и ключевые слова:

3. Дополним микротему:

Микротемы

Первая и важнейшая часть экзамена по русскому языку в 9-м классе – изложение. Процедура проста: в аудитории дважды включается аудиозапись с чтением текста, после чего школьники должны сжато изложить услышанное в объёме не менее 70 слов.

Блестяще написанное изложение добавляет 7 баллов к итоговому результату (из 39 максимальных). И это 17 % общего результата экзамена девятиклассника.

Увы, статистика по ОГЭ неутешительна.

65 % школьников справляются с этой частью только на тройку, добирая минимальный балл за счет сочинения и тестовой части. Стоит ли уделять изложению особое внимание? Безусловно. Умение правильно изложить текст – показатель того, что человек способен извлечь из услышанного главную мысль и представить ее в виде собственного связного текста.

И хотя изложения дети учатся писать с начальной школы, обычно с передачей на письме звучащего текста возникают проблемы .

Во-первых, ребёнок пытается записать текст целиком, включая вводные слова, служебные части речи и второстепенные конструкции . В итоге, не успевая за диктором, теряет нить рассуждения и нарушает смысловую цельность текста.

Это самая серьезная ошибка. Тексты, предлагаемые для изложения, представляют собой рассуждение о какой-либо проблеме, предложенное автором. А значит, последовательность развития мысли крайне важна.

Стремясь поспеть за чтецом и записать все, ребенок неизменно упускает одну из смысловых связок.

Хочу обратить внимание, что на экзамене требуется написать именно краткое изложение . Это значит, что попытка записать все подряд в большинстве случаев заканчивается провалом.

А если ребёнок быстро пишет и успевает все записать? Получит ли он максимальный балл? Нет. В этом случае при проверке не будут начислены баллы за критерий сжатия текста . Такой критерий есть, и эксперт обязан оценить, насколько выпускник смог сжать исходный текст.

Поэтому правило номер один: передача текста один в один не работает. Готовясь к изложению, помогайте ребенку формулировать своими словами то, что он услышал. На первых порах, если с изложением мысли проблемы, берите тексты небольшого объема, примерно 120-150 слов.

Во-вторых, смысл некоторых фраз современному школьнику попросту непонятен. Часто это цитаты, приводимые в доказательство авторской мысли.

Приведу пример. Рассуждая о восприимчивости детской души, автор одного из текстов для изложения приводит слова А. С. Пушкина, который писал: «Говорят, что несчастие - хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному...» Большинство школьников не понимает, о каком университете идет речь, не зная о переносном значении данного слова, поэтому подобные моменты требуют отдельного уточнения и разъяснения.

Третья проблема - неумение школьника связать разрозненные предложения в связный текст. Предложения, словно бессвязные обрывки мысли, следуют друг за другом без всякой логики.

iconmonstr-quote-5 (1)

Навык составления связного текста отрабатывается в ходе тренировочных изложений.

И здесь я подхожу к главной мысли. Не ограничивайтесь школьной подготовкой к изложению. Часто из-за упора на сочинение и тестовую часть на подробную отработку изложений времени у учителя просто не остается.

Обычные мамы и папы, окончившие школу и владеющие навыком связной речи, совершенно точно могут помочь своему ребенку подготовиться к этому непростому заданию.

Простой способ научиться писать изложение

Главное в изложении - понять основную мысль звучащего текста. На уроке школьников учат делить текст на смысловые части и выделять главную мысль каждой – ее называют микротемой.

Если действовать строго математически, исходный текст следует сократить примерно вдвое:

iconmonstr-quote-5 (1)

из 160-200 данных слов сделать связный текст порядка 80-100.

Как же понять, что выбросить, а что оставить? На занятиях я советую использовать простой прием: после первого прочтения выпишите грамматическую основу каждого предложения - подлежащее и сказуемое. Это поможет выделить смысловой «концентрат» текста.

В качестве примера приведу абзац из уже упомянутого текста о детских впечатлениях.

«Некая неуловимая грань, наступающая при переходе одного состояния в иное, порой противоположное, больше всего волнует в детстве. Дети - самые тонкие ценители таких неуловимо-реальных состояний. Но и познающим мир взрослым известно, что самая вкусная картошка чуть-чуть похрустывающая, на грани сырого и испечённого. Доли секунды перед опасным прыжком через препятствие, момент, когда качели ещё двигаются вверх, но вот-вот начнётся обратное движение, волнительный миг перед падением в воду или в солому - всё это рождает непонятный восторг, составляющий счастье и полноту жизни».

Открытый урок по русскому языку в 7-м классе

Тема - подготовка к сжатому изложению 2 час.

Форма работы: урок-практикум №1.

Текст взят из рабочей тетради для учащихся 7 класса. М., «Национальное образование», 2015 г., под редакцией И. П. Цыбулько

Цели урока:

Познавательные - формировать практические навыки проведения многоаспектного анализа текста, необходимые для написания сжатого изложения; содействовать организации деятельности учащихся по восприятию и осмыслению текста

Регулятивные - создать необходимые условия для развития творческого логического мышления учащихся, повышения их познавательной мотивации.

Коммуникативные - совершенствовать различные виды речевой деятельности учащихся на уроке,

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран; Образовательные ресурсы: раздаточный материал, тексты, открытка, бланк телеграммы, плакат

1 . Организационная часть

Добрый день, уважаемые коллеги!

Добрый день, ребята!

Сегодня у нас с вами открытый урок, на котором мы будем готовиться к изложению по тексту Н.Журковича, написавшего много замечательных произведений о красоте нашей родной русской природы, о животных и птицах, общение с которыми делает человека зачастую счастливым.

И мне хочется, чтобы урок наш получился как праздник, праздник мысли, праздник познания, праздник нашего совместного творчества.

Давайте улыбнемся друг другу и подарим себе успех!

2. Целеполагание

Перед тем, как начать работу с текстом, давайте вспомним слова великого русского писателя Л.Н. Толстого:

«Если хочешь быть умным, научись внимательно (Учащиеся заканчивают мысль… слушать), разумно…(спрашивать), спокойно…(отвечать) и перестань говорить,…(когда нечего сказать)».

Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам

  1. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Вы можете предположить, о чем пойдет речь в тексте? На слайде разбросаны слова: синица, рассказчик, привязалась, моя подружка, озорная, бестия, накрывал скатерть-самобранку, прятала, наблюдал, жадина, возлюбленная, субъект

Предположения детей (ответы)

Работа с текстом - учитель читает текст

Слайды №2-3

1. Отъевшись на щедрых харчах , синица привязалась ко мне. 2. Весь день я переходил от лунки к лунке, отыскивая окуня, и весь день за мной сновала синица. 3. Ее попискивание мне казалось не жалобным, а озорным. 4. Раза два мы с моей подружкой устраивали совместные пиршества. 5. Я варил на спиртовке кофе и грел бутерброды, а для синицы накрывал рукавицу-самобранку с ее лакомствами. 6. И тут я заметил, что моя подруга хитрющая бестия .

7. Как бы вам понравилось, если бы вы, к примеру, пригласили кого-нибудь к себе в гости, усадили бы за стол и стали бы потчевать , а этот субъект , вас не стесняясь, стал бы брать еду с тарелок и прятать себе в карманы?

8 … таким субъектом оказалась моя синица. 9. Сколько я ни выкладывал съестных припасов, все постепенно исчезало, и в первую очередь маленькие кубики мороженого сала. 10. Она уносила еду в кустарник и где-то там прятала, видимо, про запас. 11. Нет уж, надуть себя я не позволю. 12. Пока синица ела «за столом», я спокойно наблюдал за ней, а когда она начинала класть еду в «карман», я заворачивал лакомства в кусок газеты. 13. И тут начинался настоящий концерт! 14. Синица, казалось, зло выпискивала: «Жадина!». 15. Но мною овладело чувство, вероятно, схожее с чувством неудачника, который пытается удержать возлюбленную любыми средствами.

(По Н.Журковичу)

Ребята, оправдались ли ваши предположения по содержанию текста?

Какие чувства у вас вызвала услышанная история? (удивление? веселье? беспокойство? заставила задуматься? (над чем?)

(Ответы детей)

Вывод: человек должен жить в гармонии с природой, тогда и в его душе будет жить гармония, человек будет счастливым.

Форма работы учащихся - по группам (их 4);

Метод - практический

А сейчас возьмите тексты, которые лежат у вас на столе, внимательно вчитайтесь в текст и, используя прием «Инсерт», сделайте пометки на полях

Работа с таблицей

Проверка

Теперь, переверните страницу, на которой напечатан текст, и попытайтесь ответить на следующие вопросы

Форма работы - фронтальная, метод - беседа


Как вы думаете, какова главная мысль этого текста?

1.Синица больше всего любила мороженое сало?

2.Показать, что окружающий нас мир хранит много чудес и загадок?

3.Рассказчик настолько сроднился с синицей, что даже научился понимать ее язык?

4.Птицам свойственна благодарная любовь к человеку, но их инстинкты сильнее?


Какое предложение из текста служит доказательством следующего утверждения:

«Рассказчик настолько сроднился с синичкой, что даже как будто бы научился понимать ее язык? Назовите номер этого предложения.

Ответ…(14)


Значение какого слова из текста определено НЕВЕРНО

1) харч (предложение №1) - пища, еда

2) бестия (предложение №2) - плут, пройдоха, обманщик

3) потчевать (предложение №7) -угощать

4) субъект (предложение №7) - хитрый, изворотливый человек

Ответы детей

Выясняем значение слова субъект

Для справки «субъект» -
1. Познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания;

2. Вообще о человеке (обычно отрицательно характеризуемом)


Какое слово должно стоять первым в предложении №8?

2. Поэтому

4. В то же время

1-я группа - составляет вопросный план с помощью «толстых» вопросов, используя слова: Как? Сколько? Когда? Почему? Зачем? Каким образом? и записывает его на листе ватмана, который прикрепляет на доску.

Примерные вопросы:

Как проводили время синица и рассказчик?

С какой целью рассказчик сравнивает синицу с невоспитанным гостем

Зачем прятала синица еду?

Почему рассказчик не давал птице прятать еду?

2-я группа составляет синквейн на ватмане к образу «синица» и прикрепляет его на доску

Примерный синквейн:

Озорная, хитрая

уносила, прятала, возмущалась

Синица оказалась настоящей бестией

Возлюбленная

3-я группа составляет синквейн на ватмане к образу «рассказчик» и прикрепляет его на доску (Примерный синквейн)

Рассказчик

Наблюдательный, добродушный

Накрывал, угощал, заворачивал

Привязался к синице всей душой

4 группа, используя приём «Ключевые слова » выстраивает лестницу (по горизонтали) к слову «синица»

2. Моя подруга

3. Моя синица

4. Возлюбленная

Проверяем. Оцениваем. Делаем выводы.

Озаглавливаем текст, ориентируясь на синквейны и таблицу-лестницу с ключевыми словами. Какое название отражает главную тему этого текста?

1. Прожорливая синица

2. Приключение на рыбалке


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник