15.06.2019

Фз о там регулировании в рф. Особенности таможенного регулирования в российской федерации. Деятельность в таможенной сфере


Вопрос 13. Понятие политического режима. Тоталитарный политический режим

Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим - важнейшая составная политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов). Политика является «полем» взаимодействия человека и государства.

Политический режим – это совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления политической власти (или - это цели и правила политического взаимодействия). К структурным элементам политического режима также относятся:

· ценности (жизненно важные, желаемые цели и события);

· нормы (правила, на основе которых организуется жизнь государства, взаимодействие граждан). При этом нормы могут быть обычными (формироваться постепенно, как бы сами собой по мере накопления политического и исторического опыта и передаваться от поколения к поколению) и легальными (специально установленными государством и зафиксированными в официальных документах (конституциях, кодексах, уставах и т.д.);

Тоталитарный политический режим.

Большим разнообразием в подходах отличается классификация видов антидемократических режимов. Среди отдельных самостоятельных видов антидемократических режимов современности авторы выделяют такие, как авторитарный, тоталитарный, расистский, фашистский (при этом указывается, что фашизм - это крайняя, наиболее опасная форма авторитарного режима), террористический, элитарный, охлократический, автократический, режим рабоче-крестьянской диктатуры и т.д. На наш взгляд, все это многообразие можно свести к двум его основным видам – авторитаризму и тоталитаризму. Все остальные будут производными либо от тоталитарного режима, либо от авторитарного, и выступать как из разновидности (типы, формы). Между тоталитаризмом и авторитаризмом, несомненно, много общего, но в то же время есть и существенные различия, что позволяет нам рассматривать их именно как два существенно различающихся друг от друга вида антидемократического режима. Основные различия между ними можно свести к следующему :

· авторитаризм устанавливается вопреки мнению большинства, или, по крайней мере, без его поддержки и согласия; тоталитаризм же устанавливается при самом активном участии масс (именно поэтому тоталитаризм зачастую называют «диктатурой массовых движений»);

· при авторитаризме государство и гражданское общество разделены, государство не очень интенсивно вмешивается в жизнь гражданского общества, хотя и держит его под жестким контролем; гражданское общество в определенной степени остается автономным, хотя и не способно оказывать серьезное воздействие на государство. При тоталитаризме гражданское общество целенаправленно этатизируется (огосударствляется);

· при авторитаризме политическая власть, предоставляя человеку определенные возможности самореализации в гражданском обществе, препятствует активной самостоятельной политической деятельности граждан, вследствие чего для авторитаризма характерен политический абсентеизм. При тоталитаризме, вследствие предельной политизации и идеологизации всей жизнедеятельности людей, они не могут оставаться в стороне от политической жизни, да и сам политический режим перманентно пытается держать людей в состоянии политической напряженности; политический абсентеизм не только не приветствуется, как при авторитаризме, но и рассматривается как большое зло, как проявление нелояльности режиму.

· при авторитаризме между политическим лидером и народом существует непреодолимая дистанция: узурпатор и народ. Тоталитарный же вождь и народ – неразрывная органическая целостность, тоталитарный вождь, как правило, любимец толпы, массы; культ вождя – характернейшая черта тоталитаризма.

Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, цельность) и «totalis» (весь, полный, целый). Впервые он был введен в употребление окружением Муссолини и употреблялся итальянскими либералами (Д. Амендола и П. Габетти) для обозначения фашистской диктатуры, установленной в Италии осенью 1922 года. Окончательно понятие «тоталитаризм» вошло в широкий политический лексикон после речи Муссолини 22 июля 1925 г., в которой он прославлял «тоталитарное государство». После утверждения гитлеровских порядков в Германии идея тоталитарного государства получила свое дальнейшее развитие в работах таких гитлеровских теоретиков, как К. Шмитт, Э. Форстхофф, Х. Циглер, А. Мюллер и др. В настоящее время термин «тоталитаризм» используется для обозначения одного из видов антидемократического режима, как антипод правового государства.

На сегодняшний день в отечественных гуманитарных науках существует множество определений понятия «тоталитаризм», зависящих как от объективных свойств самого предмета исследования, так и от точки зрения наблюдателя. Из всех имеющихся научных определений тоталитаризма, на наш взгляд, наиболее удачным и содержательным является определение известного российского политолога профессора В.Ф. Халипова. В соответствии с ним: “тоталитаризм – политический режим, система государственной власти, характеризующаяся прямым насилием в процессе управления обществом, отсутствием политического плюрализма, демократических свобод, ограничением политических прав для всего населения”. Это определение и будет использоваться нами как базовое и в дальнейшем, при анализе проблемы “тоталитаризм как политико-правовое явление”, мы будем исходить именно из него.

Основными типами тоталитаризма являются фашистский (правый) и коммунистический (левый).

Основными признаками тоталитаризма , которые, пусть и в неодинаковой мере, но обязательно, присутствуют в любом варианте тоталитарного режима, независимо от его типа и формы, являются следующие:



1. монополия одной партии на власть; отсутствие политического плюрализма; недопущение фракционности внутри правящей (тоталитарной) партии; запрещение деятельности каких-либо партий, кроме той, которая находится у власти. Тоталитарная партия строится по принципу военной организации, со строгой иерархией и соподчиненностью по вертикали ее членов, со своим генералитетом, партийным офицерством и низшим командным составом (партийным унтер-офицерством);

2. слияние высших органов партии и высших органов государственной власти. Лидеры партии становятся одновременно и руководителями государства. Партия превращается в решающий стержневой элемент государственной структуры. Государство выступает в качестве средства реализации партийной программы. Пределов действия политики не существует. Решения, принимаемые на партийных съездах, являются обязательными для государственных органов. Для государственного аппарата характерна чрезвычайная централизация и бюрократизация. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива строго наказывается. Власть формируется на всех уровнях путем назначения сверху. Фактическое упразднение принципа разделения властей. Может действовать представительный государственный орган, но его роль сведена к нулю;

3. господство единственной официальной идеологии (идеологический монизм), которой проникнуты все сферы жизни общества. Отступление от нее расценивается как проявление нелояльности к существующему режиму и жестоко карается. Официальная идеология активно насаждается через СМИ, аппарат пропаганды, навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, нация, раса, класс, клан). Независимая пресса отсутствует. Государство обладает монополией на информацию, СМИ. Официально непризнанные убеждения и инакомыслие преследуются. Идеологический плюрализм не допускается. Существует жесткая цензура. Тоталитарная идеология выступает как мессианская (национальная, классовая); превращается в некоторое подобие государственной религии с особыми догматами, священными книгами, святыми апостолами, со своими богочеловеками (в лице вождей, фюреров, дуче и т.д.), литургией. Государство представляет собой, чуть ли не систему теократического правления, где верховный жрец-идеолог одновременно является и верховным правителем;

4. наличие вождя, харизматического лидера, фактическое положение которого сакрализуется. Вождь объявляется «отцом народа», «спасителем нации», самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающем о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается, вождь вне критики и фактически находится над государством и правом;

5. отсутствие реальных прав и свобод населения, хотя формально они и могут провозглашаться, как это имело место, например, в Конституции СССР 1936 г.;

6. господство одной, государственной, формы собственности. Государство стремится к ограничению, а в идеале и полному устранению, частной собственности, рыночных отношений, конкуренции. Наличие жестко централизованной, планируемой сверху экономики, основывающейся на приказах, применении принудительных мер (трудовая повинность, продразверстка, широкое применение труда репрессированных). Экономика носит мобилизационный характер, подчинена выполнению глобальных задач (победа в войне, индустриализации, восстановлению разрушенного народного хозяйства и т.п.) за счет благосостояния рядовых граждан. Этатизация хозяйственной жизни;

7. массовая поддержка населением тоталитарного режима;

8. стремление режима к полному (тотальному) контролю над обществом и отдельной личностью;

9. всеохватывающая милитаризация общественной жизни, агрессивность во внешней политике. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Агрессия может питаться идеями мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс и армия являются основными опорами тоталитаризма;

10. примат государства над правом; нарушение законности; ликвидация правовых начал в общественной жизни. Понятие права размыто (это и воля фюрера и революционное правосознание); сама политика возводится в ранг права. Право рассматривается только как средство политики государства и партии. Принимаемые законы направлены на оправдание царящего в обществе беззакония, правового беспредела. Независимое демократическое правосудие фактически отсутствует. Место правосудия занимают репрессии, проводимые как в судебном, так и во внесудебном, более упрощенном, порядке. Место правопорядка занимает произвол. В качестве базового «правового» принципа господствует принцип «разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено»;

11. система физического и психологического террора. Террор носит не узконаправленный, узколичный, а именно массовый характер. Он направлен не только против политических противников, политической оппозиции, а, прежде всего, против народа в целом. Террор является формой утверждения тоталитарного господства. Террор распыляет все социальные группы, превращает общество в бесструктурную массу разрозненных индивидов. Террор проводится государством систематически, легально, организованно и непрерывно. Физический террор и страх, используются не только как инструмент уничтожения и запугивания действительных или воображаемых врагов и противников (различного рода «врагов народа», «диверсантов», «вредителей», «изменников Родины» и т.д., на происки которых власть списывает свои ошибки, экономические беды, обнищание населения), но и как нормальный, повседневно используемый инструмент управления массами. Объектом террора может стать практически любой человек, независимо от его заслуг, наград, занимаемой должности. Насилие и террор имеют не только сугубо физическое, но также и интеллектуальное и духовное измерения, материализующиеся в деятельности широкомасштабного пропагандистского аппарата.

Степень проявления обозначенных нами основных признаков тоталитаризма в тех или иных странах, которые мы с полным правом можем отнести к разряду тоталитарных, может быть различной. Так, например, Ю. Игрицкий считает, что гитлеровская Германия не знала полного (тотального) огосударствления экономики, как это было, скажем, в СССР. Однако, оттого, что одни признаки в одних странах проявляются сильнее, а в других – слабее, государства с тоталитарными политическими режимами не теряют своей тоталитарной сути. Кроме того, в них обязательно присутствует и главный критерий тоталитарности, выделенный А.П. Бутенко, это – положение человека в обществе, общее состояние прав и свобод граждан в обществе: «Тоталитаризм налицо там и тогда, где и когда личность, индивид, гражданин, все сферы его жизни и деятельности оказываются под тотальным контролем, где индивид – марионетка власть имущих».

Политические режимы и право.

В зависимости от типа политического режима, существующего в том или ином отдельно взятом обществе, существуют различные модели взаимодействия права и государства:

1. для тоталитарных политических режимов (и соответственно – тоталитарных политических систем) характерны следующие особенности взаимодействия права и государства: как уже указывалось выше – это примат государства над правом; нарушение законности; ликвидация правовых начал в общественной жизни.

2. для демократических правовых режимовправовых государств) характерно: источником права является личность; признается, что не государство дает права индивиду, а он сам имеет совокупность изначальных, неотъемлимых от его существования (естественных) прав, и государство, политическая система должны быть построены в соответствии с этими правами и для их защиты. Уважение в обществе к закону, рассмотрение его как основного, доминирующего фактора упорядочения общественных отношений и имеющего своей основой прежде всего более высокий уровень законотворчества, и служащего следствием компетенции законодателей, и максимального учета последствий того или иного акта, и широкого предварительного обсуждения юридических и политических нововведений, и стабильности правовой системы, и законопослушности граждан, понимающих и стремящихся действовать в рамках закона. Именно легальность обеспечивает легитимность политического режима и политической системы (то есть признание населением). Легальность – это нормативность, выражающая в способности оперировать и ограничиваться законами. Именно право является наиболее эффективным механизмом осуществления политической власти. Власть действует только в рамках закона. «Не право нуждается в санкции закона, а государство должно быть санкционировано правом, судимо правом, подчинено праву, растворено в праве» (Н.А. Бердяев). «Диктатура закона» (В. Путин). Закон должен господствовать в обществе. В этом смысле закон сильнее власти. Там, где кончаются законы, начинается произвол, самоуправство. Право – это мощный антитоталитарный фактор. Еще древние римляне заявляли: «Пусть рухнет мир, но восторжествует закон»; «Закон – единственный Бог, которому все обязаны поклоняться»; «Надо быть рабами законов, чтобы стать свободными»; «Государством должен править закон».

В современной литературе указываются три возможных модели во взаимоотношения государства и права: авторитарная, тоталитарная (государство выше права и им не связано); либеральная (право выше государства); прагматическая (государство создает право, но связано им). Третья модель ближе к нынешним российским реалиям.

Российской Федерации о таможенном регулировании направлены на обеспечение реализации международных соглашений, составляющих нормативную базу ЕарАзЭС, а также решений уполномоченных органов, в том числе ФТС. служат цели сохранения экономической безопасности страны в процессе Рассмотрим некоторые положения, которые определяет Федеральный закон 311-ФЗ "О таможенном регулировании ".

Ключевые цели

Закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ориентирован:

Сфера действия

Федеральный " распространяется на отношения, связанные с импортом/экспортом товаров, их перемещением в пределах страны, между территориями государства и искусственных островов, сооружений и установок, в отношении которых распространяется его юрисдикция, согласно действующим внутренним и международным нормам. Положения правового акта регламентируют взаимоотношения, возникающие при временном хранении, декларировании, выпуске и использовании грузов, выполнении контрольных мероприятий, взимании и выплате установленных пошлин. Полномочия органов госвласти в рамках сферы действия предписаний также устанавливаются в рассматриваемом ФЗ. Закон "О таможенном регулировании" устанавливает обязанности и юридические возможности субъектов, связанную с ввозом/вывозом грузов в/с территории страны. В нормативном акте определяются организационно-правовые основы работы органов и подразделений ФТС, регламентируются между ними и субъектами, реализующими права распоряжения, владения, пользования экспортируемыми/импортируемыми товарами.

Таможенное регулирование

Оно состоит в определении правил и порядка осуществления таможенных процедур и иной деятельности, связанной с оформлением, перемещением грузов через госграницу. Таможенное дело представляет собой комплекс методов и средств, направленных на обеспечение выполнения предписаний, установленных отраслевым законодательством. В его рамках также предусматриваются определенные ограничения и запреты, действующие при импорте/экспорте объектов. Применяемые меры согласовываются с положениями ТК ТС, международными нормами.

Специальные правила

Закон "О таможенном регулировании в РФ" определяет перечень случаев и устанавливает порядок, в соответствии с которым допускается применение ограничений и запретов в одностороннем порядке, мер, отличных от тех, которые реализуются в одном либо нескольких государствах - участниках ТС. При этом при введении специальных правил должны предусматриваться условия их соблюдения, средства и методы обеспечения их выполнения в соответствии с международными соглашениями. Акты президента либо правительства могут определять исполнительные органы власти, уполномоченные на осуществление контрольно-надзорных функций.

Специфика управления

Основным руководящим органом в сфере таможенного регулирования выступает правительство. Для непосредственной реализации отраслевых задач формируется специальный орган - ФТС. Этот институт в соответствии с ТК ТС либо внутренними законами реализует функции по выработке госполитики и нормативному регулированию в сфере таможенного дела. ФТС обеспечивает единообразное выполнение всеми подразделениями положений отраслевых нормативных актов. Исполнительный орган, реализующий полномочия в сфере финансов, определяет государственную политику в области установления пошлин и определения таможенной цены товаров.

Нормативное обеспечение

Закон "О таможенном регулировании " распространяет свое действие на все отношения, связанные с экспортом/импортом товаров. В соответствии с нормативным актом правительство может устанавливать порядок реализации актов ТС на территории страны в случаях, предусмотренных ТК. Опубликованные в официальных источниках международные соглашения, формирующие нормативную основу Таможенного союза, а также решения ЕврАзЭС, действуют в России непосредственно, если в них отсутствуют требования для принятия внутригосударственных правовых документов для их применения. Отношения в сфере импорта/экспорта товаров регламентируются ТК ТС и нормативными актами, действующими внутри страны. К последним относят рассматриваемый Закон "О таможенном регулировании" и принимаемые на его основе иные правовые документы. Правила непосредственного фактического пересечения госграницы транспортными средствами и товарами регламентируется соответствующим правовым документом. Действия, на которые ФЗ "О государственной границе" не распространяется, регулируются ФЗ № 311.

Вступление в действие норм

Закон "О таможенном регулировании" устанавливает месячный срок для обретения правовыми документами их юридической силы. Исчисление периода осуществляется с даты официального опубликования актов. Другой порядок может предусматриваться в ТК ТС. Закон "О таможенном регулировании" содержит перечень исключений, для которых указанное положение не действует. В него включены акты:


Нюансы

Если иные правила не предусматриваются в ТК ТС относительно отношений, связанных с взиманием и уплатой сумм, относящихся к налогам, Закон "О таможенном регулировании " применяется в части, не регламентированной НК. Порядок ввоза/вывоза валюты стран - участниц ЕврАзЭС, внутренних облигаций и прочих ценных бумаг, дорожных чеков, валютных ценностей определяется Кодексом и международным соглашением между государствами-членами, рассматриваемым нормативным актом и нормами, действующими в финансовой сфере.

Указы президента

Они также выступают в качестве нормативных актов, регламентирующих отношения, связанные с импортом/экспортом товаров. В соответствии с указами главы страны правительство издает распоряжения и постановления. Уполномоченные исполнительные органы могут принимать нормативные акты в сфере в случаях, которые прямо установлены законодательством, актами президента и высшей исполнительной структуры власти.

Дополнительно

Закон "О таможенном регулировании" предусматривает возможность обжалования нормативных актов, изданных исполнительными структурами. Эта процедура допускается в случае, если указанные документы затрагивают интересы и права субъектов, осуществляющих предпринимательскую и другую экономическую деятельность. Обжалование актов осуществляется в арбитражном суде в соответствии с АПК.

Действие правовых документов во времени

Нормативные положения законодательства в сфере таможенного дела, указы президента, распоряжения и постановления правительства, акты исполнительных органов, изданные в соответствии с рассматриваемым законом, применяются к отношениям, возникающим с даты вступления их в действие. Они не имеют обратной силы, кроме некоторых исключений. К ним, в частности, относят положения актов, улучшающие положения субъектов, если в них самих это предусмотрено. В прочих случаях нормативные документы могут обладать обратной силой, если это устанавливается в ТК ТС или федеральном законодательстве. В кодексе могут устанавливаться иные правила, чем те, которые предусматриваются в рассматриваемом правовом акте. В таких случаях применению подлежит ТК ТС.

Статьёй 308 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 23.06.2016) “О таможенном регулировании в Российской Федерации” которая называется “приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в реестр”

установлено следующее:

1. Таможенные органы вправе приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в реестр, при обнаружении признаков нарушения прав интеллектуальной собственности и при наличии информации о правообладателе (его представителе) на территории Российской Федерации. Таможенные органы вправе запрашивать у правообладателя информацию, необходимую для осуществления полномочий, предусмотренных настоящей статьей. При приостановлении выпуска товаров в соответствии с настоящей статьей таможенные органы не позднее следующего дня после дня приостановления выпуска товаров информируют об этом правообладателя и декларанта.

2. Выпуск товаров приостанавливается на семь рабочих дней. Таможенный орган вправе продлить указанный срок, но не более чем на 10 рабочих дней, если правообладатель направил в таможенный орган обращение в письменной форме о таком продлении и подал в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, заявление о включении соответствующего объекта интеллектуальной собственности в реестр в соответствии со статьей 306 настоящего Федерального закона.

3. Правообладатель вправе получать от таможенного органа информацию о товарах, в отношении которых было принято решение о приостановлении выпуска в соответствии с настоящей статьей, а также брать пробы и образцы таких товаров.

4. Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров, если имеющаяся у таможенного органа информация о правообладателе не подтвердилась или правообладатель обратился в таможенный орган с просьбой об отмене такого решения, а также в случае, предусмотренном статьей 310 настоящего Федерального закона. Если до момента истечения срока приостановления выпуска товаров правообладателем не выполнены условия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, либо уполномоченным органом не принято решение об изъятии товаров, о наложении ареста или об их конфискации, выпуск товаров осуществляется в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и настоящим Федеральным законом.

5. Меры, предусмотренные настоящей статьей, не применяются в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, по которым ранее принимались меры в соответствии с настоящей статьей.

также есть

Письмо Федеральной таможенной службы от 28 ноября 2012 г. № 01-11/58867 “О рассылке в электронном виде данных таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности”

В соответствии с пунктами 16, 78, 79 Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденного приказом ФТС России от 13.08.2009 № 1488 (далее – Административный регламент), временно, до введения в эксплуатацию программных продуктов, предназначенных для ведения Реестра и внесения изменений в нормативные правовые акты, данные таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, а также дополнительная информация, содержащая сведения, необходимые для принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, будут размещаться на портале ФТС России в специальном разделе “Уведомление таможенных органов о данных таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности”.

Доступ к разделу реализован по адресу: http://portal.ivs/info/noticeois/ (раздел “Информационно-методические материалы”, подраздел “Шаблоны. Документы. Информация”). К указанному разделу предоставлен доступ в режиме чтения для всех должностных лиц таможенных органов.

Возник вопрос, как работает часть 5, и мы запросили консультации











© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник