07.08.2019

Целью как особого вида деятельности является достижение. Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. Деятельность человекаАктивность животного. Характерные черты деятельности


Деятельность
человека
Активность животного
Приспособление к
природной среде путем ее
масштабного
преобразования, ведущего
к созданию искусственной
среды существования
человека. Человек
сохраняет свою
природную организацию
неизменной, поменяв в то
же время свой образ
жизни.
Приспособление к
условиям среды прежде
всего путем перестройки
собственного организма,
механизмом которой
являются мутационные
изменения, закрепляемые
средой.

Целеполагание в
деятельности
Целесообразность в
поведении
Сознательная постановка
целей, связанных со
способностью
анализировать ситуацию
(раскрывать причинноследственные зависимости,
предвидеть результаты)
Подчинение инстинкту,
действия заранее
запрограммированы.
Воздействие на среду
специально
подготовленными орудиями
труда, создание
искусственных объектов,
которые усиливают
возможности человека.
Воздействие на среду
осуществляется органами
тела, данными природой.
Отсутствие способности
изготавливать орудия труда
с помощью раннее
созданных средств.

Деятельность
человека
Продуктивный,
творческий,
созидательный
характер.
Активность
животного
Потребительский
характер: не создает
ничего нового по
сравнению с тем, что
дано природой.

Основные компоненты
деятельности
Объект
Деятельности – это то,
НА ЧТО направлена
деятельность
Субъект
Деятельности - это КТО
осуществляет
МОТИВ
Цель
Методы и средства
Процесс
Результат
(продукт)

Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.

В качестве мотивов могут быть использованы
потребности
Социальные
убеждения
установки
интересы
Влечения
И эмоции
идеалы

Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

10. Действие – это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

11. Виды действий

Вид
Его сущность
Целенаправленное
действие
Характеризуется рационально
поставленной и обдуманной целью.
Целенаправленно действует тот индивид,
чье поведение ориентировано на цель.
ЦенностноРациональное
действие
Характер. Осознанным определением
своей направленности и
последовательности планируемой
ориентацией на него. Индивид следует
своим убеждениям о долге, красоте и т.д.
Аффективное (лат.
Affectus – душевное
волнение) действие
Обусловлено эмоциональным состоянием
индивида. Он действует под влиянием
аффекта.
Традиционное
действие
Основано на длительной привычке. Часто
это автоматическая реакция на привычное
раздражение в направлении некогда
усвоенной установки.

12.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается
каждый индивид в процессе своего
индивидуального развития
ИГРА
ОБЩЕНИЕ
УЧЕНИЕ
ТРУД

13. Игра – особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс –

Игра – особый вид
деятельности, целью
которого не является
производство какогонибудь материального
продукта, а сам процесс –
развлечение, отдых.

14.

Характерные черты игры
Происходит
в условной
ситуации,
которая,
как правило,
быстро
меняется
В ее процессе
используются
так называемые
замещающие
предметы
Нацелена на
удовлетворение
интереса
ее участников
Способствует
развитию личности,
обогащает ее
вооружает
необходимыми
навыками

15. Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.

16.

Субъект – тот, кто является инициатором
общения (отдельные люди, группы)
Цель – это то, ради чего у человека возникает
необходимость в общении
Структура общения
Содержание – это та информация,
которая передается в межличностных
контактах от одного к другому
Средства – это способы передачи информации,
передаваемой в процессе общения
Получатель информации

17.

ОБЩЕНИЕ
По используемым
средствам общения
Непосредственноес помощью органов
(головы, голоса и т.д.)
Опосредованное –
Через изобретения
(газеты, компакт-диск)
По субъектам
общения
Между реальными
субъектами
Между реальным
Субъектом и
иллюзорным
партнером
Прямое – личные
контакты
Между реальным
субъектом и
воображаемым
партнером
Косвенное - через
посредников
Между воображаемыми
партнерами

18. Функции общения

Наименование
функции
Социализация
Ее содержание
Формирование и развитие межличностых
отношений в качестве условия
становления человека как личности.
Познавательная
Познание людьми друг друга.
Психологическая
Осуществление определенного
воздействия на психологическое
состояние человека.
Отождествления Выражение причастности человека к
(противопоставления)
группе:
«Я – свой» или «Я – чужой».
Организационная Организация совместной деятельности
людей

19. Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

20.

Учение
Организованное
Осуществляется
в образовательных
учреждениях
Неорганизованное
Осуществляется в других
видах деятельности,
как их побочный,
дополнительный
результат

21. Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

22. Характерные черты труда

Целесообразность;
Нацеленность на достижение
запрограммированных ожидаемых
результатов;
Наличие мастерства, умений, знаний;
Практическая полезность;
Наличие результата;
Развитие личности;
Преобразования внешней среды
обитания человека.

23. Основные классификации деятельности

1.
По объектам и результатам деятельности – создание
материальных благ и культурных ценностей.
Деятельность
Материальная
МатериальноСоциальнопроизводственная преобразовательная Познавательная
Духовная
ЦенностноПрогностическая
ориентировочная

24. По характеру самой деятельности

По объекту деятельности
2.
Деятельность
Индивидуальная
3.
Коллективная
По характеру самой деятельности
Деятельность
Репродуктивная
Творческая
4. По соответствию правовым нормам
Деятельность
Законная
Незаконная

25.

5.
По соответствию моральным нормам
Деятельность
Моральная
Аморальная
6. По соотношению к общественному прогрессу
Деятельность
Прогрессивная
Реакционная
7. По зависимости от сфер общественной жизни
Деятельность
Экономическая
Политическая
Социальная
Духовная
8. По особенностям проявления человеческой активности
Деятельность
Внутренняя
Внешняя

26. Творчество – это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда раннее несуществовавшее.

27. Важнейшие компоненты творческой деятельности

Комбинирование, варьирование уже
имеющихся знаний;
Воображение – способность создавать новые
чувственные или мыслительные образы в
сознании;
Фантазия – характеризуется особой силой,
яркостью и необычностью создаваемых
образов;
Интуиция – знание, условия получения
которого не осознаются

28. Характерные черты деятельности

Сознательный характер. Человек
сознательно выдвигает цели деятельности
и предвидит ее результаты.
Продуктивный характер. Направлена на
получение результата.
Преобразующий характер. Человек
изменяет окружающий мир и самого себя.
Общественный характер. Человек в
процессе деятельности, как правило,
вступает в разнообразные отношения с
другими людьми.

Человек и общество

1.6. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

Деятельность - активное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости. Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времени: Потребность -> Мотив -> Цель -> Средства -> Действие -> Результат

Потребность - это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера. Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как нужда, а как руководство к действию. В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме. Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д. Средства должны соответствовать целям..

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Результат - это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда - товары, результатом научной деятельности - идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых. Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].

Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).Учение может приобрести характер самообразования.

Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

Тема «Деятельность»

1. Какое определение пропущено в следующей фразе: «Только деятельности человека свойственен… характер»? а) инстинктивный; б) орудийный; в) совместный; г) преобразовательный.

2. Верны ли суждения?

А. Орудийная деятельность присуща только человеку.

Б. Животные используют природные предметы в качестве орудий и даже изготавливают их.

а) верно только А; б) верно А и Б; в) верно только Б; г) оба неверны.

3. К духовной деятельности относится: а) строительство кинотеатра; б) изготовление орудий труда; в) съёмки фильма; г) работа типографии.

4. Труд как целесообразная деятельность человека начался: а) с занятий охотой;

б) изготовления орудий труда; в) земледелия; г) овладения огнём.

1. Каким термином можно определить общую черту деятельности художника, писателя, изобретателя, учителя? а) познание; б) творчество; в) преподавание; г) изображение.

2. Верны ли следующие суждения о человеческой деятельности?

А. Изменение и преобразование мира в интересах людей – характеристика человеческой деятельности.

Б. Человеческую деятельность характеризует направленность на создание того, чего нет в природе.

а) верно только А; б) верно только Б; в) верно и А, и Б; г) оба суждения неверны.

3. Ученик для учителя является: а) субъектом деятельности; б) объектом деятельности; в) конкурентом; г) коллегой.

Ответами к заданиям 1–27 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1

Что относится к проявлениям глобальных экологических проблем?

1. крайняя бедность некоторых регионов планеты

2. сокращение разнообразия биологических видов

3. угроза новой мировой войны

4. «старение» ряда наций

2

Знания, соответствующие предмету познания, называют

1. истиной

2. критерием познания

3. умозаключением

4. справедливостью

3

Верны ли следующие суждения о морали?

А. Несоблюдение человеком норм морали может повлечь определённые санкции.

Б. Общество контролирует исполнение своими членами моральных норм, используя силу государственного принуждения.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

4

Что позволяет отнести сказания, былины, обрядовые песни к произведениям народной культуры? Укажите цифры, под которыми указаны признаки народной культуры.

1. трудность восприятия произведений для неподготовленных зрителей

2. учёт запросов массового зрителя

3. обобщение коллективного духовного опыта, накопленного веками

4. анонимность создателей

5. установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений

6. коммерческий характер (нацеленность на получение дохода) произведений

5

Конкуренция производителей непосредственно влияет на

1. темпы инфляции

2. установление рыночных цен

3. размеры потребления

4. дивиденды акционеров

6

Что относится к рискам государства от открытия внутреннего рынка для иностранных фирм?

1. расширение выбора потребителей

2. увеличение доходов государственного бюджета

3. сокращение производства отечественных фирм

4. расширение ассортимента и качества продукции

7

На рисунке отражена ситуация на рынке услуг по благоустройству дачных участков (Р - цена, Q - количество). Проанализируйте изменение спроса (линия спроса D переместилась в положение D1).

Это перемещение может быть связано в первую очередь с

1. снижением уровня доходов большинства потребителей

2. ростом цен на дачные участки

3. увеличением количества фирм, оказывающих услуги ландшафтного дизайна

4. ростом числа владельцев загородных домов, дач и садовых участков

8

Верны ли следующие суждения о потребительском кредитовании?

А. Потребительский кредит предоставляется банками физическим лицам на приобретение товаров и услуг.

Б. Видом потребительского кредита выступает автокредит.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

9

Существуют различные значения понятия «экономика». Какие положения иллюстрируют экономику в значении «наука»? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. определение факторов производства, необходимых для улучшения снабжения населения продовольственными товарами

2. оказание парикмахерских услуг

3. изучение спроса на моющие средства

4. производство лекарственных препаратов

5. оптовая продажа партии холодильников

6. расчёт динамики изменения курса валют

10

В стране Z возможность получить хорошее образование определяется уровнем доходов человека. Это пример

1. социальной стабильности

2. социального неравенства

3. социализации

4. социальной мобильности

11

Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А. Общество осуществляет контроль только посредством писаных правил и норм.

Б. Одним из методов социального контроля является убеждение.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

12

Какие примеры иллюстрируют хозяйственную функцию современной семьи? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. в выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк

2. взрослые дети помогают продуктами своим престарелым родителям

3. бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку

4. отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях

5. на семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль

6. супруги решили открыть собственную парикмахерскую

13

Парламент РФ называется

1. Советом Федерации

2. Государственной думой РФ

3. Федеральным Собранием РФ

4. Конституционным Собранием РФ

14

В государстве Z глава государства получает власть по праву наследования, он утверждает главу кабинета министров. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данное государство - абсолютная монархия?

1. Монарх выступает в качестве символа единства нации.

2. Власть монарха передаётся по мужской линии.

3. Государство имеет в своём составе административно-территориальные единицы.

4. Вся полнота власти сосредоточена в руках монарха.

15

Верны ли следующие суждения о многопартийности?

А. При многопартийной системе различные партии и движения конкурируют между собой в борьбе за голоса избирателей.

Б. При многопартийной системе партии выражают интересы различных социальных групп.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

16

Государство Z имеет тоталитарный политический режим. Какие признаки будут для него характерны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. наличие единственной массовой партии во главе с харизматичным лидером

2. господство официальной общеобязательной идеологии

3. наличие развитого гражданского общества

4. обеспечение принципа реального разделения властей

5. система физического и психологического террора

6. политический плюрализм

17

Какой юридический факт служит основанием возникновения гражданских правоотношений?

1. нарушение правил пожарной безопасности

2. превышение разрешённой скорости движения транспортного средства на 45 км/ч

3. потребление спиртных напитков в неположенных местах

4. приобретение автомобиля

18

Верховный Суд РФ разработал поправки в Уголовный кодекс РФ. В какой орган власти должны быть направлены на обсуждение и возможное принятие данные поправки?

1. в Правительство РФ

2. в Государственную думу

3. в Совет Федерации

4. в Конституционный суд РФ

19

Верны ли следующие суждения о принципах уголовного процесса?

А. Потерпевший может отказаться свидетельствовать против близких родственников.

Б. Только сторона обвинения имеет право собирать доказательства по делу.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

20

Ивану 9 лет, Петру 14 лет. Найдите в приведённом списке общие черты, характеризующие правовой статус обоих подростков, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. наследовать имущество

2. распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами

3. жить и воспитываться в семье

4. совершать мелкие бытовые сделки

5. самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав

6. работать в свободное от учёбы время с согласия одного из родителей не более четырёх часов в день с лёгкими условиями труда

21

Российская Федерация определена в Конституции как социальное государство. Какие положения будут характеризовать Россию как социальное государство? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан

2. реализация принципа разделения властей

3. выплата пенсий и социальных пособий

4. защита свободы совести

5. гарантирование возможности получить бесплатно медицинскую помощь и образование

6. защита прав частных собственников

22

Запишите слово, пропущенное в таблице.

23

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) регулирование деятельности и поведения людей; 2) интеграция общества; 3) передача социального опыта; 4) закрепление и воспроизводство общественных отношений; 5) деятельность социальных институтов.

24

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к методам познания.

1) суждение; 2) выдвижение гипотез; 3) эксперимент; 4) измерение; 5) наблюдение; 6) восприятие.

Найдите 2 термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

25

Установите соответствие между социальными фактами и современными тенденциями развития образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

26

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Социальные предписания, закрепившиеся в общественном сознании, имеют поистине огромное значение для развития социума. (Б) Запреты или разрешения, принятые в обществе, выступают в виде социальных норм. (В) Свои нормы существуют и в студенческой жизни. (Г) Российский союз ректоров предложил принять кодекс правил для студентов высших учебных заведений. (Д) Уже прошла пресс-конференция, собравшая много участников.

Определите, какие положения текста имеют

1. фактический характер

2. характер оценочных суждений

3. характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

27

«Государство - центральная организация ______ (А) общества, обладающая верховной властью на определённой территории. Оно имеет исключительное право издавать общеобязательные ______ (Б) и использовать в необходимых случаях насилие. Этот институт имеет наделённый властными полномочиями _______ (В) с особым слоем государственных служащих. Государство имеет также аппарат принуждения, включающий в себя _____ (Г), полицию, разведку, тюрьмы и т. п.

Государство выполняет внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: обеспечение социально-политической стабильности, ______ (Д) и порядка, регулирование экономических процессов, поддержание общих правил хозяйствования, развитие средств связи и другие. Внешняя функция - отстаивание государственных интересов в ______ (Е)».

Список терминов:

1) государственный аппарат

2) политическая система

3) безопасность

4) парламент

5) международные отношения

6) муниципальные органы

8) правовое государство

9) правовая норма

А Б В Г Д

Часть 2.

Для записи ответов на задания этой части (28-36) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 28-31.

«Для того, чтобы демократия оказалась жизнеспособной политической моделью, требуется определённый уровень политической компетентности граждан. Данные, которыми мы располагаем, указывают на то, что средний гражданин не соответствует идеальной модели. Лишь незначительное меньшинство граждан всерьёз интересуется политикой. Можно сказать, что ещё меньшее количество граждан участвует в политической жизни, - то есть ведут активные агитационные кампании, работают на какую-либо политическую партию, посещают политические митинги и демонстрации или являются членами какой-либо политической организации. И, несмотря на то, что среднему гражданину доступны целые потоки информации, он мало разбирается в политических вопросах и платформах кандидатов на выборах...

Предполагалось следующее решение проблемы повышения уровня гражданской компетентности в демократических странах: гражданам обеспечивается минимальный необходимый уровень знаний, гарантирующий своего рода минимальную политическую грамотность. Уровень их понимания проблем постоянно повышается за счёт широкой доступности надёжной и дешёвой информации через масс- медиа. Конкурируя за голоса избирателей, кандидаты вынуждены обеспечивать граждан информацией, на основании которой последние могли бы сделать сознательные выводы о политике, программах и предложениях партий и выдвигаемых ими кандидатов, а также о том, заслуживают ли доверия лидеры этих партий, насколько они честны и компетентны. Обладая информацией такого рода, граждане могут требовать от политиков или партий отчёта в их деятельности накануне следующих выборов...

Но если в прошлом такие традиционные способы разрешения проблем, связанных с гражданской компетентностью, действовали успешно, события последних лет поставили их жизнеспособность под вопрос. Этому есть три причины:

1) изменения масштабов общественной жизни;

2) возрастающая сложность общественной жизни;

3) изменения в технологии коммуникаций».

(Роберт Л. Даль )

28 . На основании текста укажите, какие два фактора традиционно содействовали повышению минимального необходимого уровня знаний, гарантирующих политическую грамотность граждан.

  1. «широкая доступность надёжной и дешёвой информации через масс- медиа»;
  2. конкуренция за голоса избирателей, в ходе которой «кандидаты вынуждены обеспечивать граждан информацией, на основании которой последние могли бы сделать сознательные выводы».
  1. Ответ на вопрос, допустим: «Средний гражданин не соответствует идеальной модели»;
  2. Три основания авторского мнения:
  • незначительное меньшинство граждан всерьёз интересуется политикой;
  • мало граждан участвует в политической жизни (ведут активные агитационные кампании, работают на какую-либо политическую партию, посещают политические митинги и демонстрации или являются членами какой-либо политической организации);
  • граждане мало разбираются в политических вопросах и платформах кандидатов на выборах.

30 . Назовите любые две социальные роли гражданина в политической сфере, упомянутые в тексте. Назовите ещё одну роль, не упомянутую в тексте. Объясните, как политические знания способствуют более эффективному выполнению любой названной вами роли.

1. две социальных роли гражданина в политической сфере (по тексту), например:

  • политик,
  • избиратель,
  • лидер партии;

2. ещё одна роль, допустим

  • участник общественно - политического движения,
  • член политической партии;

3. объяснение, например:

  • знания о направлениях политики государства в предшествующий период позволяет политикам обосновать необходимость реформ,
  • знание избирательного закона помогает избирателям обнаружить нарушения, допущенные в ходе выборов,
  • знание депутатами процедуры внесения поправок ускоряет их обсуждение и принятие,
  • знание прав человека и законных способов их защиты позволяет участникам общественно-политического движения цивилизованно выражать своё мнение и др.

31 . Какие три причины, названные автором, мешают разрешать проблемы гражданской компетентности традиционным способом? Раскройте названные автором причины.

1. три причины (по тексту):

  • изменения масштабов общественной жизни,
  • возрастающая сложность общественной жизни,
  • изменения в технологии коммуникаций;
  • нужно учитывать процесс глобализации, понимать, какие глобальные проблемы проявляются в общественной жизни,
  • нужно учитывать множество взаимосвязанных процессов и явлений в разных сферах общественной жизни;
  • нужно учитывать возможности компьютерных технологий, мгновенную передачу информации.

32 . Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «правонарушение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах правонарушениях, и одно предложение, отражающее связь правонарушения и юридической ответственности.

  1. Смысл понятия, например: «Правонарушение - общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права»;
  2. Могут быть приведены следующие предложения:
  • «Правонарушения делятся на проступки (административные, гражданские, дисциплинарные) и преступления»;
  • «Правонарушение влечёт за собой юридическую ответственность».

33 . Назовите любые три вида (пути) познания мира и проиллюстрируйте примером каждый из них.

  1. научное познание, или наука (теория относительности Эйнштейна);
  2. художественное познание, или искусство (информация об исторических фактах, переданная средствами литературы, музыки и др.; например, в опере «Князь Игорь», романе «Война и мир»);
  3. житейское познание, или опыт повседневной жизни (наблюдение ребёнка за падающими предметами, льющейся водой и т. п.).

34 . Известный экономист высказал мнение, что неизбежным следствием развития конкуренции является возникновение монополий. Используя обществоведческие знания, выскажите два аргумента (обоснования) в подтверждение и два в опровержение этого мнения.

  1. в процессе конкуренции происходит поглощение (вытеснение) слабых компаний, в результате может остаться всего несколько сильных игроков;

2. аргументы (обоснования) в опровержение, например:

  • развитие конкуренции способствует созданию новых фирм;

35 . Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Отклоняющееся поведение и его виды». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие об отклоняющемся поведении .

2. Причины отклоняющегося поведения:

а) влияние семьи и семейного воспитания;

б) наличие особенных способностей и талантов;

в) кризисные явления в обществе;

г) проблемы социализации молодежи.

3. Виды отклоняющегося поведения :

а) позитивное;

б) девиантное;

в) делинквентное.

4. Формы девиантного поведения :

а) алкоголизм;

б) табакокурение;

в) наркомания;

г) проституция и пр.

5. Реакция общества на различные проявления социальной девиации.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Выполняя, задание 36, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (36.1- 36.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

36.1 Философия «Человек вынужден непрерывно изменять и совершенствовать свои представления о мире». (И. Земан)
36.2 Экономика «Стратегическое решение проблемы безработицы - увеличить побуждения людей к экономии, инвестициям, работе и найму других». (М. Фридмен)

Труд - вид деятельности, направленный на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.

Учение – процесс систематического овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Поведение – это внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека.

Привычка является негибкой частью деятельности и выполняется человеком механически.

Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Поступок – сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом.

Основные виды деятельности

Игра - вид деятельности в условных ситуациях, направленный на усвоение общественного опыта. Виды игр: индивидуальные - представляют собой род деятельности, в которой занят один человек; групповые - включают несколько индивидов; предметные - связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов; ролевые - допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью.

Непосредственное общение предполагает прямой контакт друг с другом.
При опосредованном общении обмен информацией происходит через других людей, через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон и т.д.).

Вербальное общение – это общение с помощью речи, а невербальное общение – общение с помощью жестов, мимики, поз и т.д.

Развитие деятельности

Филогенетическое развитие системы деятельности человека совпадает с историей социально-экономического развития человечества.

Онтогенетическое развитие системы деятельности человека связано с включением человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития.

Изменение внутри отдельных видов деятельности включает их трансформации по мере совершенствования навыков и умений людей в процессе развития самого труда.

Дифференциация видов деятельности соответствует появлению из одних видов деятельности других за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.

Полноценное формирование действия требует последовательного прохождения шести этапов:

I этап - мотивационный. Лучше всего, если мотивация овладения действием базируется на познавательном интересе, поскольку познавательная потребность обладает свойством ненасыщаемости.

II этап - ориентировочный. Он включает в себя предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению, составление схемы ориентировочной основы будущего действия. Главным результатом на этом этапе является понимание. Глубина и объем понимания зависят от типа ориентировки или типа учения, о которых будет сказано несколько позже.



III этап - материальный, или материализованный (начиная с третьего этапа их названия совпадают с названием форм действия). На этом этапе учащийся усваивает содержание действия, а преподаватель осуществляет объективный контроль за правильностью выполнения каждой операции, входящей в состав действия. Материальный этап действий проявляется в счете с помощью палочек.

IV этап - внешнеречевой. На этом этапе все элементы действия представлены в форме устной или письменной речи, что обеспечивает резкое возрастание меры обобщения действия благодаря замене конкретных объектов их словесным описанием. На внешнеречевом этапе счет выполняется устно, с помощью слова.

V этап - беззвучной устной речи (речь про себя), отличается от предыдущего этапа только большей скоростью выполнения и сокращенностью. Этап «речи про себя» предполагает счет с проговариванием «про себя».

VI этап - умственного, или внутриречевого, действия. На этом этапе действие максимально сокращается и автоматизируется, становится абсолютно самостоятельным и полностью освоенным. Умственный этап связан с выполнением действия «в уме».

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты:

Внутренние: анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности.

Внешние компоненты: разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

М. б. переход внешних компонентов во внутренние и наоборот. Ведущая роль принадлежит внутреннему компоненту (умственному плану действий). Генетически внутренняя (психическая, умственная) деятельность производна от внешней (предметной): ребенок первоначально совершает предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, приобретает способность совершать те же действия в уме. А. Н. Леонтьев: детерминанта – внешняя деятельность (в процессе развития она формирует внутреннюю деятельность).

Деятельность есть условие развития личности и проявления её качеств. Сама же деятельность, в свою очередь, зависит от уровня развития личности. Сознание, изначально формируемое в деятельности, обеспечивает затем её регулирование.


Тема 1.5. Развитие психики человека

По данной теме студент должен знать: стадии развития психики в филогенезе и онтогенезе, основные закономерности развития психики

Литература:

Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. / В. Г. Крысько. – СПб. : Питер. - 2008. – 253 с.

Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология / Е. А. Сорокоумова. – СПб. : Питер, 2008. – 208 с.

Косякова, О. О. Возрастные кризисы. / О. О. Косякова. - Ростов на Дону: Феникс. - 2007. - 221 с.

Материалы для подготовки к теме

Развитие психики в филогенезе имеет следующие стадии:

Развитие сенсорных процессов животных.

На начальном этапе развития психики животных осуществляется:

Совершенствование их двигательного аппарата;

Постепенно развивается их способность дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей;

Одновременно развиваются органы рецепции – обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющие более точно дифференцировать внешние раздражения.

Развитие перцептивных процессов животных.

- у животных появляется сложная нервная система;

Наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов у животных, а также усложняется их роль в поведении;

Совершенствуются центральные отделы нервной системы животных, позволяющие образовывать связи между анализаторами;

- появляется предметно-образное отражение действительности;

Появляются эмоции животных.

Развитие интеллектуальных действий животных.

Появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели;

Интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы;

Интеллектуальные действия не занимают у животных главенствующее положение в их поведении;

Изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, продуктом видового развития.

Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда.

Руки становятся не только органом движения, но и осязания, помогая человеку познать важные для процесса труда особенности предметов;

Появляется способность к мышлению;

Возникает потребность к общению с другими людьми;

Появление речи содействует развитию абстрактного мышления;

Отражательная деятельность начинает носить сознательный характер.

В основе развития человеческой психики лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными потребностями и способностями, необходимыми ему для включения в трудовую и общественную жизнь.

Онтогенетическое развитие психики соответствует следующим стадиям:

Этап психического развития Возрастные границы Особенности
Младенческий От 0-1 года Ребенок с помощью взрослых активно усваивает потребность и определенный навык общения с ними.
Ранний От 1-3 лет Связан с овладение основами предметно-манипулятивной деятельности. Это позволяет ребенку освоить общественно выработанные способы использования простейших предметов. При этом формируется способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач и способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и со сверстниками.
Дошкольный От 3 – 6, 7 лет В процессе игровой деятельности у ребенка формируются способность к воображению и способность к употреблению разных символов.
Младший школьный возраст От 6,5, 7 лет – 11 лет На основе учебной деятельности ребенок приобщается к таким формам культуры, как наука, искусство, этика, право. Формируются основы логического мышления.
Подростковый От 12 лет – 16 лет Развиваются основы логического мышления, формируются потребности в труде и навыки трудовой деятельности. Основным видом деятельности становится общение.
Юношеский От 17 – 21 года Основный вид деятельности – трудовая.

На всех этапах развития психика человека подчиняется закону, сформулированному Л.С. Выгодским: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная….второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка…».

Л.С. Выготский выделял две зоны психического развития: зону ближайшего и зону актуального развития. Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Зона актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день.

Д. Б. Эльконин в основу возрастной периодизации положил следующие критерии:

– социальная ситуация развития – это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется;

– основной, или ведущий, тип деятельности ребенка в этот период, определяющий основное направление развития в том или ином возрасте;

– основные психологические новообразования личности, то есть те способности, которые складываются у ребенка в ходе осуществления ведущего типа деятельности.

Одним из положений возрастной психологии является идея о наличии кризисов при прохождении от одного возрастного этапа к другому. По мнению Л. С. Выготского, последовательность возрастных периодов определяется чередованием стабильных и критических периодов. Согласно автору, изменения в критические периоды могут происходить как резко, так и постепенно.

К отличиям стабильных и кризисных периодов относятся темп возрастного развития, длительность периода, наличие кульминационной точки, особенности поведения, направленность развития, особенности возрастных новообразований.

Особенности протекания возрастных кризисов зависят от темперамента, характера , особенностей эмоционально-волевой сферы и т.д. Начало кризисного периода знаменуется конфликтом между желаемым и доступным. Сам возрастной кризис характеризуется стремлением к смене ведущего типа деятельности.

По мнению Л. С. Выготского, последовательность возрастных периодов определяется чередованием стабильных и критических периодов.

Л. С. Выготский выделяет следующие признаки кризиса первого года жизни: становление ходьбы, наличие латентного периода в становлении речи ребенка и особенности проявления аффектов и воли. В связи с формированием навыка ходьбы ребенок получает самостоятельный доступ ко многим предметам. В становлении речи Л. С. Выготский выделял автономную речь как необходимый период развития всякого нормального ребенка. Аффективные реакции обычно возникают у детей тогда, когда взрослые не понимают его желаний, слов.

К симптомам кризиса трех лет относят негативизм, упрямство , строптивость и своеволие. Негативизм проявляется в том, что ребенок не хочет что-либо делать только потому, что это предложил кто-то из взрослых. Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что ему сильно этого хочется, а потому что он это потребовал. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка. Своеволие ребенка заключается в стремлении к самостоятельности.

На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет.

Основная симптоматика кризиса: потеря непосредственности : между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; манерничанье : ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает; симптом "горькой конфеты" : ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

Когнитивное (обмен знаниями)

Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями: поднять или испортить настроение)

Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

Деятельностное (обмен умениями и навыками, действиями, операциями)

2. По целям:

· Биологическое – необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.

· Социальное – расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

3. По средствам:

· Непосредственное – с помощью естественных органов (руки, голова, туловище, голосовые связки).

· Опосредствованное – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (печать, радио, телевидение).

· Прямое – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом партнеров по общению в самом акте общения.

· Косвенное – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Помимо этих выделяют и другие виды общения:

Межличностное общение . Отличается эмоциональным характером, т.е. отношения между людьми строятся на основе эмоциональной привлекательности, сходства ценностных ориентаций и мало зависят от социальных рангов и ролей. Отношения формируются «здесь и сейчас», причём содержание общения может гибко меняется, приспосабливаться к образу партнёра. Если общение будет вызывать взаимные симпатии, то оно будет продолжаться и наоборот.

Ролевое (деловые) общение – отношения, построенные на деловых, формально-эмоциональных контактах. Роли участников определяют как будет воспринят партнёр. В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии поведения (начальник – подчинённый, милиционер – нарушитель).

Соотношения ролевого и межличностного общения зависят от культурных особенностей общества. У нас преобладает межличностное общение.

Ритуальное общение – пролог к общению, но может выполнять и самостоятельную функцию. Особенность заключается в его безличности, т.е. партнер воспринимается как элемент ритуала (приветствие, извинение, разговор о погоде, банальные комплименты, поздравления).

Монологическое общение – форма общения, которая предполагает позиционное неравноправие. Одна личность выступает в качестве автора воздействия, она обладает активностью, осознанными целями и правом их реализации. Второе лицо – пассивное, если и имеющее цели, то менее значимые. Здесь проявляются субъективно-объективные отношения. Разновидностями монологического общения являются императив и манипуляция.



Манипуляция – вид общения, который предполагает воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. При манипулировании также ставиться цель добиться контроля над поведением других, но они скрываются или подменяются другими.

Диалогическое общение – равноправное общение, цель которого и самопознание и познание партнёра по общению.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник