29.07.2019

Веселые мероприятия для младших школьников. Мероприятия для школьников. Культурно-развлекательные мероприятия для младших школьников и старшеклассников. Теплый нос — признак болезни


Цель:

Сформировать у детей положительное отношение и стойкую мотивацию к приоритетам собственного здоровья, интегрируя образовательные области «Здоровье», «Коммуникация», «Познание».

Задачи:

Выявить у детей интересы к двигательной активности и реализовать их через систему оздоровительной работы;
-дать представление о влиянии полезных привычек на здоровье, воспитание ответственности и бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
-развивать физические качества (силу, ловкость, выносливость) и физические способности (бег, прыжки, лазание);
-приобщить воспитанников к традициям большого спорта.

Атрибуты: прыгалки, мячи, любые предметы красного и зелёного цвета (пирамидки, неваляшки, пластмассовые стаканчики, расчёски), мешочки с песком, буквы для составления слов, ручки, листы бумаги, обручи, картинки с различными изображениями, большой мешок, два небольших столика.

Дети в спортивной форме под музыку входят в музыкальный зал.

Ведущий:

На спортивную площадку
Приглашаем дети вас
Праздник спорта и здоровья
Начинается сейчас

Ребята, как вы думаете, когда мы говорим «здравствуйте», что это означает? Правильно, мы приветствуем друг друга, а ещё мы желаем здоровья. Когда нет здоровья, то всё очень плохо, жизнь становится неинтересной, несчастливой, лишённой всякого смысла. Народная мудрость гласит: «Здоровье за деньги не купишь». Как вы понимаете значение этих слов? (Ответы детей) . Да, совершенно верно, дороже здоровья нет ничего на свете, и мы должны беречь его смолоду. 7 апреля во всём мире отмечают День здоровья. Почти во всех городах России в этот день организуют массовые развлечения на стадионах, музыкальные представления на площадях, дети в школах рисуют стенгазеты, плакаты. Это день солидарности всех людей за ЗОЖ- здоровый образ жизни. Сегодня мы с вами собрались на наш праздник спорта и веселья и я думаю, мы проведём его отлично.

Сейчас капитаны представят свои команды:

Команда «Факел», наш девиз «Бороться, искать, найти и не сдаваться».

Команда «Чемпионы», наш девиз «Где смелость, там победа!».

А также участвовать в соревнованиях и помогать вам будут и малыши. Итак, внимание, начинаем наши спортивные эстафеты:

1.Конкурс «Весёлая азбука» (в обручах лежат написанные на листках буквы, которые нужно принести и составить слово; у команды №1 должно получиться слово физкультура, у команды №2 слово закаливание ). Выигрывает та команда, которая быстрее справилась с заданием. Команда получает в этом конкурсе 2 очка.
2.Конкурс «Пингвины на льдине» (игрокам нужно пройти маленькими шагами как пингвины, удерживая между ног мешочки с песком.) Победившая команда получает за конкурс 1 очко.
3.Конкурс «Солнышко» (на полу на расстоянии от команд лежат обручи, игроки по очереди добегают с гимнастической палкой до обруча и выкладывают солнце.) Учитывается правильность и аккуратность выполнения задания. Команда, которая справилась лучше получает за конкурс 3 очка, вторая команда 1 очко.
4.Конкурс «Правильная осанка» (в этом конкурсе игрокам нужно пронести мешочки с песком на голове и не уронить их). Команда получает 2 очка.
5.Конкурс для маленьких «Строители» (игроки по очереди добегают до кубиков и строят башню с крышей.Чей домик будет самым устойчивым и высоким, та команда и побеждает.) Малыши приносят своим командам по 2 очка.
6.Конкурс «Мы за ЗОЖ» (на стульях лежат листочки и ручки, надо добежать до стульчика и написать полезные советы для того, чтобы быть здоровым (чистить зубы, не употреблять алкоголь, заниматься спортом, не курить, плавать в бассейне, соблюдать правила гигиены.)Чья команда даст больше полезных советов получает 3 очка, и побеждает в конкурсе.
7.Конкурс«Ловкачи» (игроки должны подлезть под дугой, добежать до скакалок, прыгнуть один раз и бегом вернуться обратно.) За этот конкурс победитель получает 1 очко.
8.Конкурс для малышей «Разложи по цвету» (напротив одной команды лежит красный обруч, напротив другой команды зелёный, между обручами лежит мешок с предметами. По сигналу нужно добежать до мешка, найти предмет определённого цвета и положить в свой обруч). Малыши приносят своим командам по 1 очку.
9.Конкурс капитанов «Самый зоркий» (на двух столах раскладываются по 8 сюжетных картинок, капитаны должны в течении 10 секунд посмотреть на них и запомнить. За тем нужно повернуться, и перечислить, какие картинки запомнил.) За конкурс капитанов, победившая команда получает 3 очка.
10.Конкурс «Полоса препятствий» (нужно пробежать небольшое расстояние, подлезть под дугой, добежать до скакалки, прыгнуть один раз и вернуться бегом обратно.) За этот конкурс присуждается 1 очко.

11. А сейчас конкурс «Загадки» (каждой команде предлагается отгадать по 4 загадки):
1) Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным
Заправляю сам кроватку, быстро делаю …. зарядку
2) Не обижен, а надут,
Его по полю ведут.
А ударят – все ему нипочем
Не угнаться за … мячом
3) Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса.
Сядь верхом, езжай на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)
4) Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу. (Лыжи)
5)Есть работа у меня –
Два серебряных коня.
Езжу на обоих.
Что за кони у меня? (Коньки)
6)Лег в карман и караулит
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утрет потоки слез,
Не забудет он про нос. (Носовой поток)
7)Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная щетка)
8)Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)

За этот конкурс команда, угадавшая все загадки получает 1 очко, не угадавшая 0.
В конце подводится итог соревнований. Команды получают шоколадные медали и грамоты, победившая команда получает ценный приз и ни смотря ни на что побеждает дружба.

Ведущий: Здоровье– это великая ценность, которая дана человеку. «Береги платье снова, а здоровье смолоду» — гласит народная пословица. Каждый из нас хочет быть сильным и здоровым красивым и ловким, молодым и подвижным, и как можно дольше прожить на этой Земле. Я очень надеюсь на то, что сегодняшний праздник вам понравился, и был очень полезным для вас. Наша встреча ещё раз доказала, что ЗОЖ – это здорово! Так что не болейте, следите за своим здоровьем и будьте здоровы!

А сейчас мы можем пройти в группы на чаепитие.

Мероприятие проводится в рамках “Недели здоровья” среди учащихся младших классов.

Цель праздника: пропаганда здорового образа жизни.

Основные задачи:

  • Воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.
  • Расширение знаний и представлений о способах профилактики всевозможных заболеваний, вредных привычек, о гигиенических нормах, способах оказания первой медицинской помощи и т.д.
  • Развитие навыков общения, работы в команде; способности к логическому и творческому мышлению, способности применять имеющиеся знания на практике.

Звучат фанфары.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята. Здравствуйте, уважаемые гости и любимые наши педагоги.

Думаю, что все вы, ребята, знаете, что сказать “здравствуйте” – это в первую очередь, значит пожелать человеку здоровья.

А что значит быть здоровым?

Ответы детей.

Ведущий. Вы все, конечно правы. Быть здоровым, значит быть сильным, крепким, выносливым, ловким, стройным, красивым.

Здоровье – это главная ценность в жизни человека. Не зря в народе говорят: “Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял.

Именно поэтому мы посвятили сегодняшний праздник этой величайшей ценности, тем более что 7 апреля вот уже более 60 лет отмечается Всемирный день здоровья.

Звучат фанфары.

Ведущий. Ребята сегодня мы совершим путешествие в удивительную страну – страну Здоровья. Этой страны нет ни на одной географической карте. Пролегает она за тысячи километров отсюда. Окружена она чистыми, прозрачными реками и озерами, вся она утопает в душистых ароматных цветах. Воздух там такой чистый, что от одного глотка его становится легко и радостно на душе. Жители ее абсолютно счастливы потому, что здоровы. Правит ей добрая и справедливая Фея Здоровья. Она и пригласила нас совершить необыкновенное путешествие по необъятным просторам этой удивительной страны.

Отправимся мы туда на волшебном поезде. Но вот только попасть туда смогут только самые веселые, сообразительные и дружные ребята. Но я надеюсь, что у нас все ребята такие. Смотрите, какие сплоченные команды здесь собрались.

Представление команд и членов жюри.

Ведущий. Ну что, отправляемся в путь. Мы с вами будем останавливаться на разных станциях и выполнять всевозможные задания. Ну что, поехали.

Звучит отрывок песни из мультфильма “Паровозик из Ромашкова”.

Платформа “Мойдодырово”.

Ведущий. Итак, ребята мы с вами прибыли на станцию “Мойдодырово”

А вы знаете, что нужно делать для того, чтобы быть здоровым.

Ответы детей.

Ведущий. А главное нужно соблюдать различные правила гигиены. Об этом мы сейчас с вами и поговорим.

Сейчас каждой команде я раздам карточку с написанной на ней строчкой. За одну минуты вам, ребята нужно будет придумать еще одну строчку, чтобы получилось маленькое стихотворение о правилах гигиены. Задание оценивается в 2 балла. На выполнение задания отводится 1 минута.

Ведущий.

Вы чистюли-удальцы!
Ну, какие ж молодцы.

Ребята, а вы любите разгадывать загадки?

Ответы детей.

Ведущий. Тогда вам не составит труда выполнить второе задание. Сейчас мы вам раздадим карточки с загадками. За одну минуту вы должны разгадать как можно больше загадок. За каждую правильно отгаданную загадку вы получаете 1 балл.

Ведущий. Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. Сейчас мы продолжим наше путешествие, а пока жюри подводит итоги первого конкурса, послушайте наставление, которое оставил для вас хозяин этой станции (Приложение 3) .

Жюри объявляет итоги первого тура.

Звучит отрывок из песни “Медленно минуты уплывают вдаль”.

Станция “Лесная”.

Ведущий. Ну вот, ребята, мы прибыли на следующую станцию – “Лесная”.

Звучит музыка леса.

Ведущий:

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!

Звуки леса.

А скажите-ка, ребятки, для чего все с лесом дружат и зачем он людям нужен?

Ответы детей.

Ведущий. Да, ребята, лес – это наше богатство! Лес – это наряд нашей земли!

Там – где лес, всегда чистый воздух.

Лес – это дом для зверей и птиц.

Лес – это наш друг, задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: ягоды, грибы, орехи, а еще множество целебных растений, помогающих справиться со всевозможными недугами.

Сейчас каждой команде предстоит ответить на вопросы о лекарственных растениях. На рассуждение отводится одна минута. Если команда затрудняется с ответом, то право ответа переходит к следующей команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл (Приложение 4).

Ведущий. Молодцы. А сейчас вам предстоит выполнить еще одно задание: из приведенных букв нужно составить названия целебных растений. За каждую расшифрованную анаграмму команда получает 1 балл (Приложение 5).

Ведущий:

Что такое лес?
Сосны до небес,
Березы и дубы,
Ягоды, грибы…
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
Берегите его богатства!!!

Ведущий. Пока жюри подводит итоги второго тура, давайте поиграем со зрителями. Я вам буду задавать вопросы. Если ответ отрицательный, то все вы должны молчать, а если положительный – отвечайте хором фразой: “Это я, это я, это все мои друзья”. Итак, начали.

Ведущий:

Кто ватагою веселой
Каждый день шагает в школу?
Знает кто, что красный цвет
Означает – хода нет.
Кто из вас из малышей,
Ходит грязный до ушей.
Кто любит маме помогать
По дому мусор рассыпать?
Кто одежду бережет,
Под кровать ее кладет?
Кто ложится рано спать
В ботинках грязных на кровать?
Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?
Кто из вас, идя домой,
Мяч гонял по мостовой?
Кто любит в классе отвечать,
Аплодисменты получать?

Ведущий:

Ну что отдохнули?
Мой совет – девиз не нов.
Как тут не старайся…
Если хочешь быть здоров,
Чаще улыбайся!

Подведение итогов второго тура.

Звучит отрывок из песни “Мы едем, едем, едем…”

Станция “Спортивная”.

Ведущий. Итак, мы прибыли на станцию спортивная, где хозяйничают спорт и физкультура. А кто из вас, ребята, любит спорт и физкультуру, кто не ленится делать по утрам зарядку и с удовольствием выполняет всевозможные гимнастические упражнения?

Ответы детей.

Ведущий. Сейчас я прошу выйти сюда по одному представителю от каждой команды для участия в блиц-турнире.

Я буду задавать вам вопросы, а вы по очереди, не раздумывая, отвечайте на них. Тот, кто не знает правильный ответ, должен произнести слово “аут” и право ответа получает следующий игрок. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Все понятно? Тогда начали (Приложение 6) .

Ведущий. А сейчас задание для команд (Приложение 7).

Ведущий. Пока жюри подводит итоги третьего тура, давайте с вами, дорогие наши зрители, вспомним существующие виды спорта. Приглашаю сюда 5 человек из зала. Вы по очереди будете называть виды спорта, тот, кто не сможет назвать – выбывает.

А сейчас послушайте наказ хозяина этой станции – Спорта.

Наказ спорта.

Если хочешь быть здоров,
И, как я, веселым,
Мой совет для вас готов6
Подружись со спортом!
И запомни навсегда6
Лень гроша не стоит!
Солнце, воздух и вода –
Формула здоровья!

Подведение итогов третьего тура.

(Для команд набравших одинаковое количество баллов.)

Ведущий. Игра на выбывание. Участники команд по очереди называют пословицы и поговорки о здоровье и обо всем, что с ним связано. Та команда, которая не сможет вспомнить – выбывает.

Подведение итогов игры.

Ведущий. Вот и закончилось наше путешествие. Конечно, за такое короткое время мы не смогли посетить всех уголков этой страны, но хочется верить, что вы, ребята, обязательно побываете там.

А закончит наше сегодняшнее представление стихотворением, подготовленным нашими учащимися (Приложение 8).

Звучит музыка.

Сценарий интеллектуально-развлекательной программы для младших школьников «Час игр».


Автор-составитель: Травнева Ольга Юрьевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №21 с. Сарыозек» Осакаровский район Карагандинская область Казахстан
Описание: предложенный сценарий интеллектуально-развлекательной программы будет интересен учителям начальных классов. Мероприятие можно провести как развлекательное в школе, так и можно провести в летнем пришкольном лагере.
Цель: создание условий для становления изобретательного мышления, эффективного общения и творческих способностей младших школьников.
Задачи:
-активизировать познавательную деятельность, обогащать словарный запас учащихся;
-развивать сообразительность, логическое мышление, правильную конструктивную речь учащихся;
-воспитывать дружеские отношения в коллективе.
Оборудование: иллюстрации произведений, сигнальные карточки, для игры два стула и два шарфа (платка), картинки – отгадки на шарады, сладкие призы для награждения, грамоты командам за участие.
Ведущий.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас проводится «Час игр». Мы вспомним названия городов, название знакомых вам произведений, разгадаем шарады, ответим на интересные вопросы и задачи-шутки.
Сегодня мы будем соревноваться между двумя командами. А в конце игр подведём итоги, узнаем ребята какой команды самые находчивые, сообразительные.
Ученики класса (отряда) делятся на две команды. Мероприятие проводится в виде соревнования в играх между двумя командами.
Игра «Цепочка из названий городов»
Игру можно провести между всеми участниками команд. А можно выбрать по одному участнику из команды.
Один ученик называет любой город. Например, «Караганда». Название города заканчивается на букву «а». значит следующий игрок теперь должен сказать название города, который начинается на букву «а». например, «Актобе» и т. д. Чья команда (игрок команды) назовёт больше городов.
Конкурс «Знай авторов книг»
Читается отрывок из произведения. Чья команда быстрее поднимет сигнальную карточку и скажет название произведения, той присуждается балл.
1. «Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлёбка ей показалась лучше всех».
(Лев Толстой «Три медведя»)

2. «Старик разгладил длинную бороду.
- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово
Павлик раскрыл рот.
- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…
- А какое слово?
- Это волшебное слово – пожалуйста. Но не забудь, как нужно говорить его.»
(Валентина Осеева «Волшебное слово»)


3. «Пожалела старушка Женю, привела её в свой садик и говорит: «Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растёт у меня в садике один цветок, называется «цветик-семицветик», он всё может…»
(Валентин Катаев «Цветик-семицветик»)


4. «Вдруг поднялась буря. Ветер! Молния! Гром! Трах-тара-рах! Корабль налетел на скалу и разбился. Тогда крокодил посадил всех на широкую спину и поплыл к берегу. На берегу путешественников схватили слуги злого Бармалея и посадили их в тюрьму…»
(Корней Чуковский «Доктор Айболит»)


Игра «Спрашиваем – отвечай»
Команды по очереди отвечают на вопросы. Если команда не может ответить на свой вопрос, ответ может дать вторая команда. В этом случае балл присуждается второй команде. За каждый правильный ответ – один балл.
1. Тройка проскакала 12 километром. Сколько километров проскакала каждая лошадь?
(По 12 километров)
2. На какой вопрос нельзя ответить «да»?
(На вопрос «Ты спишь?»)
3. Когда человек идёт по мосту, что у него под ногами?
(Подошва)
4. Что будет с белым шёлковым платком, если его опустить на дно Красного моря?
(Он станет мокрым)
5. Как пятью единицами написать 100?
(111-11=100)
6. ?На что похожа половина яблока?
(На вторую половину)
7. В каком бобовом растении встречаются две ноты?
(Фасоль)
8. Какой птицы птенцы не знают своей матери?
(Кукушка)
9. Что случается с пчелой, если она ужалит?
(Ужалив, пчела умирает)
10. Когда человек находится дома без головы?
(Когда он выглядывает в окно)
Игра «Вернись скорей»
Игра проводится попарно. От каждой команды выходят первые игроки, затем вторые т. д.
На расстоянии 8-10 метров друг против друга ставится два стула. На них садятся двое играющих с завязанными глазами. По команде «Марш!» они должны как можно скорее подойти к противоположному стулу, дотронуться до него и вернуться обратно к своему стулу. Выигрывает тот, кто быстрее доберётся до своего стула.
Шарады.
Командам предлагается по очереди разгадать шарады. Каждая команда разгадывает три шарады. Если команда не может разгадать свою шараду, ответить может вторая команда. За одну правильно разгаданную шараду – один балл.
Шарада – это загадка, в которой нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей. Загаданное слово делится на части (иногда на слоги), причём каждая часть (слог) составляет самостоятельное слово, которое нужно отгадать.
Сложив вместе отгаданные части (слоги), получаем задуманное слово.
В составлении шарад могут быть использованы: союзы, предлоги, ноты, местоимения, восклицания и проч.

1. Первое – нота,
Второе – тоже,
А целое – на боб похоже.
(Фа-соль)


2. Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдёте без труда.
(Кар-тина)


3. Первое – найдёшь средь нот,
А второе – лось несёт.
Хочешь целое найти,
Так ищи его в пути.
(До-рога)


4. Первое на земле валяется,
Второе в Волгу вливается,
А целым птица называется.
(Сор-Ока)


5. Моё начало – буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго – корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова улетит.
(Ш-мель)

6. Вы рыбного супа названье возьмите,
Букву «М» к началу присоедините,
Тут же всем и каждому знакомое
Явится в ответе насекомое.
(М-уха)


Задачи-шутки.
Команды по очереди находят ответ на предложенную задчу-шутку. Если команда не может ответить на свою задачу, ответ может дать вторая команда. В этом случае балл присуждается второй команде. За каждый правильный ответ – один балл.
1. В комнате четыре угла. В каждом углу кошка. Против каждой кошки сидят по три кошки. Сколько всего кошек в комнате.
(Четыре кошки)
2. Поле пахали семь тракторов. Два трактора остановились. Сколько тракторов в поле?
(Семь тракторов)
3. Шли семь братьев. У каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек?
(Восемь человек)
4. Наступил декабрь. Распустились три ромашки, а потом ещё одна. Сколько цветов распустились?
(В декабре цветы не растут)
5. У животного две правые ноги, две левые ноги, две спереди, две – сзади. Сколько ног у животного?
(Четыре ноги)
6. Девять ребят полили по одной грядке в огороде. Сколько грядок в огороде?
(Девять грядок)
7. Гусь весит два килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на одну ногу?
(Два килограмма)
8. Один ослик нёс десять килограммов сахара, а другой ослик – десять килограммов ваты. У кого поклажа была тяжелее?
(Одинаковая по десять килограммов)
9. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули и наконец вытянули репку. Сколько глаз увидело репку?
(Двенадцать глаз)
10. Три мальчика – Коля, Андрей, Вова отправились в магазин. По дороге они нашли три монетки. Сколько монеток нашёл один Вова, если бы отправился в магазин один?
(Три монетки)
Подведение итогов. Награждение.

Символы России

Сценарий исторического экскурса

По государственным символам России

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Ведущий (1). Здравствуйте, ребята!

Меня зовут …. Назовите, пожалуйста, громко и все разом ваши имена… А теперь фамилии... Название города, в котором вы живете… Название страны…

Все вы знаете, что при рождении каждому человеку дается имя. Семья, в которой вы проживаете, имеет свою фамилию, город и страна - название.

А вот скажите, как ничего не говоря, не произнеся ни одного слова, можно сообщить о чем-то очень важном и значимом другим людям, живущим даже где-то очень далеко и не знающим о вас ничего? Например, как можно сообщить о своей стране (о России), причем это «сообщение» обязательно должно иметь смысл. (Предположения ребят.)

С тех пор как на Земле появился человек, у него возникла потребность выражать свое отношение к окружающим его предметам и миру. И, как ни странно, способов «рассказать» о чем-то, не проронив ни слова достаточно. Это пантомима, танец, знаки (у знака много синонимов ).

Посмотрите внимательно на эти слайды и скажите, что обозначают эти знаки (символы, эмблемы, гербы)? (С лайды № 2,3 ).

Если вы обратили внимание: на слайдах изображены простые и сложные знаки. Просматривая одни, можно легко сообразить, что они обозначают, другие же знаки вызывают много вопросов.

Понятными, не требующими особых разъяснений являются эмблемы и символы (нотный, медицинский, спортивный знаки; эмблема правосудия – Фемида с мечом и весами в руках; Год семьи и Год молодежи ).

Сложные знаки , которые нуждаются в особом пояснении - гербы , например, гербы городов, стран (гербы городов Москва и Дубна, герб континента Австралия ).

Скажите, что символизируют (обозначают) изображенные знаки и чему посвящены? (Предоставить возможность ребятам самим поработать со знаками: определить их принадлежность к областям знаний и назвать .)

Сегодняшняя наша встреча связана с календарной датой, которая отмечается в России с 1994 года 12 июня – это День России, или День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации.

Суверенитет - souverainete – это верховенство и независимость государственной власти , которая проявляется во внутренней (политическая, экономическая, социальная, духовная функции) и внешнеполитической деятельности государства . Иными словами, можно сказать, что государство берет на себя заботу о том, чтобы никто не посягал на свободу страны, защищает территориальную целостность России; заботится о благоприятных условиях проживания и благосостоянии своих граждан, поддерживает пожилых, инвалидов, детей, студенчество и др.; решает вопросы, связанные с образованием, культурой, наукой…

Наша страна занимает огромную территорию, она граничит с восемнадцатью странами мира, никакое другое государство не имеет такого количества стран-соседей. В ее состав входит 83 субъекта . Москва - один из 20 наиболее крупных городов мира. Ребята, а знаете ли вы отличительные государственные знаки России, которые помогают всем, в том числе и жителям других континентов, понять (даже при беглом взгляде на них), о какой стране идет речь?

Кто из вас знает такие российские государственные символы и может их назвать? (Предположения ребят.)

Действительно, Россия, впрочем, как и все государства мира, начиная с XVI века, имеет свои отличительные знаки. Правда, по ходу истории эти государственные символы претерпевали определенные изменения или дополнения.

Официальные государственные символы России - флаг, герб, гимн (слайд № 5 ).

Флаг России (номер в Геральдическом регистре РФ : 2).

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Кстати, официально бело-сине-красный флаг был утвержден как государственный флаг России только в 1896 году (накануне коронации последнего российского царя Николая II).

(До этого государственным флагом Российской империи считался черно-желто-белый флаг, а бело-сине-красный флаг со времен Петра I был торговым или коммерческим флагом России.)

Официального толкования значения цветов флага России не существует.

Неофициально чаще всего встречаются такие трактовки цветов:

белый цвет – цвет свободы и независимости, мира, чистота, непорочности, совершенства;

синий цвет - цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия, цвет веры и верности, постоянства;

красный цвет – цвет державности, энергии, силы, крови, пролитой за Отечество.

Ребята, а как вы думаете, существуют ли какие-то правила по использованию флага? И если существуют, то какие?

(Предположения ребят.)

Действительно, существует Федеральный конституционный закон о государственном флаге РФ, в который входит целый свод правил по использованию государственного флага РФ.

Например.

1. Закон четко описывает соотношение длины, ширины, а также цветов флага России.

2. На каких зданиях флаг должен быть поднят постоянно (на зданиях органов исполнительной власти, на резиденциях полномочных представителей Президента РФ Российской Федерации и др.), на каких только в дни государственных праздников (на мачтах, флагштоках, зданиях органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий… на жилых домах).

3. При каких обстоятельствах поднимают или устанавливают флаг (во время официальных церемоний и других торжественных мероприятий, проводимых федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления) и порядок его размещения .

4. Где можно изображать флаг РФ (на воздушных гражданских и военно-транспортных судах, летающих за пределы России; на космических аппаратах, кораблях, катерах и судах Пограничной службы РФ; речной судоходной инспекции; используется в качестве элемента или геральдической основы государственных наград Российской Федерации, а также геральдических знаков - эмблем и флагов федеральных органов исполнительной власти).

5. Как нужно обращаться с флагом России (использование Государственного флага Российской Федерации с нарушением закона, надругательство над флагом РФ влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Гимн России . Гимн, также как и другие символы государственности, претерпевал со временем изменения. Так например, с XVIII века по настоящее время, Россия слышала восемь разных гимнов (неофициальный « Гром победы, раздавайся!» (( - ), « » ( - ), « Боже, Царя храни! » и др.). Последний из них был принят 07.03.2001 года (музыка , слова ). (Прослушать музыкальный фрагмент гимна.)

Ребята, кто из вас знает, в каких случаях звучит гимн РФ? (Предположения ребят.)

Гимн, так же как и флаг, имеет по ФЗ правила обращения и использования.

Например, гимн звучит:

1) при открытии памятников и памятных знаков;

2) при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации;

3) во время иных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями.

Самым сложным для понимания из всех российских символов является символика герба (от немецкого слова «эрбе» - наследство).

Герб России (номер в Геральдическом регистре РФ : 3).

Государственный герб России - четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим верх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного дракона.

Ребята, кто из вас знает, что за символы изображены на гербе России, и что каждый из них обозначает? Кто знает историю происхождения российского герба?

(Рассказ ведущего с просмотром слайдов №№ 6-9.)

Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века (слайд № 6 ).

Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого:

Центральная символизирует суверенитет (независимость) всей Российской Федерации,

Две (слева и справа) – независимость ее частей (субъектов Федерации).

В лапах орла атрибуты:

Скипетр (посох, жезл) - почетный знак, символизирующий владычество;

Держава (золотой шар), олицетворяющий государственную власть.

В центре герба размещен всадник на белом коне в синем плаще - Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона (из древних символов борьбы добра со злом, защиты Отечества).

Немного истории . Упоминание о первых гербах встречается у народов древнего мира в III тыс. до н.э. (Персия, Египет, Древняя Греция…). Так, например, археологами было найдено изображение двуглавого орла на камне на территории Хеттского царства (между Черным и Средиземным морями). Сама символика, изображающая орла, пришла к нам с Востока (слайд № 7 ), но первые гербы на Руси появились в XVI – нач. XVII веках под влиянием Запада (связано с рыцарством).

В России этот символ впервые появился на государственной печати Великого князя Ивана III в 1497 году .

Печать была двусторонняя: на лицевой стороне изображался всадник, поражающий копьем змея - символ великокняжеской власти, а на оборотной стороне - двуглавый орел (слайд №8 ). Появился этот символ после заключения брака Иоана III с Софьей Палеолог, которая была внучкой последнего византийского императора Константина. Двуглавый орёл был их родовым гербом.

При Василии III (сын Великого князя Ивана III) у двуглавого орла появились высунутые языки, как с имвол того, что из молодого орленка птица превратилась в орла и может постоять за себя (за предшествовавшие годы Русь освободилась от Золотой орды и российские княжества были собраны воедино).

При Иване Грозном (1533-1584) две маленькие короны были заменены на одну большую царскую корону, увенчанную крестом, показывая, что выше царя только Бог. На земле же правит только он - Царь . На груди орла был помещен знак Московских князей: герой, побеждающий дракона. Как будто всадник - это сам Иоанн Грозный, а дракон - это все его враги.

(При Иване Грозном было завоевано столько земель, что Россия стала самой большой страной: были захвачены Казанское и Астраханское царство, присоединена Сибирь.)

При Михаиле Романове (1613-1645) орел распустил крылья , как будто проснулся после тяжелого времени, и вместо одной короны появились три , что означало Святую Троицу.

При Алексее Михайловиче Романове (1645-1676) в лапах орла появились скипетр и держава , как знак абсолютной монархии. Скипетр - знак закона, а держава - символ власти и порядка.

При Петре I (1682-1725) короны стали императорские, их соединила синяя лента; на груди орла появилась цепь с ордена Андрея Первозванного. Этот орден был учрежден Петром за высшие заслуги. Орел стал изображаться черным, а не золотым, по примеру европейских государств.

При Николае I (1825-1855) был возвращен старый вид герба. В его царствование Россия стала такой огромной, какой не была раньше. Он гордо поместил на герб маленькие гербы самых важных Российских земель (слайд №9 ).

За основу современного герба взят герб Петра I. Но двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите. Это сочетание цветов было утверждено президентом в 1993 году.

Ведущий (2).

Ребята, вы познакомились с государственной символикой России. Узнали, что обозначает и для чего она нужна. Сможете ли вы ответить теперь на вопросы блиц-игры «Российская символика». (Игра № 1 , приложение №1 . и слайд №10 )

Ведущий (1). Итак, вы сегодня совершили исторический экскурс по государственным символам России…

Но на дворе лето, у вас каникулы и мы в библиотеке!!!

Такое стечение сразу трех важных обстоятельств дает нам возможность провести конкурс творческих работ, который будет иметь отношение к символике, но не государственной, а сказочной – это литературно-творческий конкурс по сказкам - «Страна " Читалия " ».

Задание сложное! Вы должны правильно и с точностью исполнить предложенные условия. (Игра-конкурс № 2 , приложение № 2 )

Ведущие (1,2).

Награждение самых активных участников блиц-игры и победителей лучших конкурсных работ.

Итак, многие из вас узнали что-то новое, а кто-то освежил свои знания. Вы проявили активность, интеллектуальные и творческие способности. Еще раз поздравляем вас с наступившими каникулами и желаем хорошо отдохнуть!

Литература:

Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. – Москва, 1996. – 432 с.

Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. – Москва, 1993. – 208 с.ил.

Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX вв. – Москва, 1981. – 261 с.

Обществознание: общество, государство и право. Учебное пособие для абитуриентов юридических ВУЗОВ. – Москва. 2004. - 318 с.

Электронные ресурсы:

▪ Геральдика.ру: http://geraldika.ru/symbols/22

Государственные символы Российской Федерации:

http://www.gov.ru/main/symbols/gsrf1.htm

▪ История герба – история России: http://web.redline.ru/ivan/

▪ Праздники России: http://www.calend.ru/holidays/russtate/

▪ Googl, картинки, герб России:

http://www.google.ru/images?um=1&hl=ru&newwindow=1&tbs=isch:1&btnG=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BA&q=%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B1%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

▪ Россия:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F#.D0.9A.D0.B8.D0.B5.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.A0.D1.83.D1.81.D1.8C

▪ сайт ЦБ №202 им.Гагарина.

Приложение № 1.

«Российская символика» - блиц-игра № 1

1. Что обозначает слово «геральдика»?

Геральдика [от ново-латин. heraldus - герольд] (науч) - описание гербов и их истории.

2. Что является главными отличиями каждого государства, символами его суверенитета?

В каждой стране существует триединство символов: герб, флаг, гимн.

3. Для чего нужны государственные символы?

Государственные символы (флаг, герб, гимн) помогают идентифицировать (узнать) страну среди других стран мира. С появлением опасности или в радостные минуты (например, спортсмены выигрывают на Олимпийских играх медали или занимает певец 1-е место на Евровидении) государственная символика помогает гражданам почувствовать свою общность, единство, сплотиться в одно целое.

4. Какие символы изображены на гербе России?

Двуглавый орел, короны над головами орла, скипетр и держава, всадник, поражающий копьем змея.

5. Что символизирует собой орел?

В древнегреческой мифологии орел символизировал источник света, плодородия и бессмертия.

6. Куда на гербе смотрят головы орла?

Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Соответственно и смотрят они на Восток и Запад.

7. Какими знаками наивысшего уважения сопровождается исполнение государственного гимна?

Государственный гимн – один из главных символов страны, поэтому при проведении торжественных мероприятий его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием .

8. Какая история связана с всадником, изображенным в центре герба России?

На груди орла красуется щит с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца.

По преданию, в некотором царстве-государстве жители отдавали на съедение дракону (змею) своих детей. Так они спасали свою землю от разорения. Однажды настал черед царской дочери. И тогда появился в той стране молодой воин по имени Георгий. Он вступил в поединок со змеем и победил его.

Издревле змей считался олицетворением зла, образом врага. Воин (Георгий Победоносец) - символ защиты родной земли от врагов.

Изображение Георгия Победоносца стало гербом столицы нашей Родины - Москвы.

9. Где в повседневной жизни мы встречаем изображение государственных символов?

Государственные символы мы встречаем: на государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате, вузовском дипломе, грамотах), правительственных наградах, денежных знаках, печатях и др.

10. Самый сложный вопрос для настоящего эрудита.

Вы сегодня много раз слышали слова «герб», «флаг», «гимн», «символ», «эмблема», «знак». Кто из вас сможет назвать понятие, которое в этом ряду вбирает в себя все остальные понятия? (Знак.)

Какое понятие из этого ряда является самым сложным, требующим особых разъяснений? (Герб.)

Приложение № 2.

«Страна «Читалия» - литературно-творческая игра № 2

Это творческое задание на внимательность, сообразительность, а главное условие – это как можно точнее отобразить услышанное.

Представьте себе и попробуйте изобразить в виде сказочного литературного символа то, что сейчас услышите.

Литературная сказочная страна «Читалия» находится на далеком книгообразном острове . Добраться туда сложно, ведь остров окружен тремя морями (разного цвета) и огромной двузубчатой скалой .

Живут в этой стране только герои известных сказок да волшебные живые и неодушевленные помощники , с помощью которых часто преодолевают разные сказочные трудности. Да вот незадача: героям острова сложно заявить о себе, своей стране другим героям литературного мира – мира поэм, рассказов, стихотворений, басен. Сказочным героям нужна помощь!

Представьте себе, что вы можете помочь жителям «Страны «Читалия». От вас всего-навсего требуется символически изобразить эту страну сказок и приключений.

Задание. Нужно создать такой символ сказочной страны , который поможет любому человеку понять:

1. что он видит именно литературную с трану «Читалию» (надпись «Сказочная» или «Литературная страна «Читалия») ;

2. показать географическое местонахождения (описание положения ) страны;

3. нужно вспомнить и внутри эмблемы изобразить те волшебные предметы или живых существ , которые в следующих сказках помогали героям преодолевать разные трудности :

- «Приключения Буратино» (золотой ключик) ,

- «Волшебная лампа Алладина» (лампа) ,

- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (зеркальце) ,

- «Сказка о рыбаке и рыбке» (золотая рыбка).

От того, насколько вы точно изобразите символ страны, зависит будущее героев острова.

Итак, «поехали»!

(Послушать описание, которое будет сопровождать рассказ об эмблеме .)

Синонимы слова «знак» - значок, мета, клеймо, штемпель; буква, цифра, черточка; девиз, лозунг, символ, эмблема, вензель, герб, кокарда, монограмма, шифра, марка, этикет, ярлык; след, отпечаток, оттиск, рубец, шрам и др.

«Герб» в отличие от «символа», «эмблемы» всегда находится во временных рамках и принадлежит определенной прослойке, социальному образованию...

Верховенство государственной власти выражается в том, что государственная власть универсальна, а ее воля и веления распространяются на всех. Государственная власть проявляется так же в ее прерогативе, т.е. праве отменять, признавать неправомерным любое веление другой общественной власти.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник