30.07.2019

Этика правоведов и преподавателей юридических учебных заведений. Александр Кобликов - Юридическая этика: Учебник для вузов


А. С. Кобликов

Юридическая этика

Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция"

Издательская группа НОРМА - ИНФРА М

Москва, 1999

Сведения об авторе:

Александр Семенович Кобликов - доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный юрист РСФСР, автор более 200 печатных работ в области уголовно-процессуальной и этической науки, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федера­ции. Участвовал в разработке действующего УПК. Ведет препода­вательскую деятельность в Военном университете и других учеб­ных заведениях.

Кобликов А. С. Юридическая этика. Учебник для вузов. - К-55 М., Издательская группа НОРМА - ИНФРА М, 1999. - 168 с.

ISBN 5-89123-276-6 (НОРМА)

ISBN 5-86225-840-Х (ИНФРА М)

В книге содержатся сведения об основных понятиях и категориях юридической этики как вида профессиональной этики. Характеризуются нравственные основы законодательства о правоохранительной деятельно­сти и его применения, этические правила предварительного расследования и осуществления правосудия, а также содержание культуры процессу­альной деятельности и нравственные качества юриста.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических учебных заведений и практикующих юристов, а также граждан, интересующихся деятельностью правоохранительных органов.

Предисловие

Изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных услови­ях, когда ставится задача гуманизации общественной и госу­дарственной жизни, когда человек провозглашен Конституцией высшей ценностью и на первый план выдвигаются гарантии его прав и свобод. А юридическая профессия имеет своим "объек­том" именно человека. Деятельность юриста касается важней­ших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием ре­шений, влияющих на судьбу человека.

Между тем учебной литературы, предназначенной для ов­ладения знаниями в области юридической этики, явно недоста­точно. Учебника по юридической этике в стране нет. Публика­ции, посвященные ее проблемам, немногочисленны и в опреде­ленной степени не отражают современных представлений.

В настоящем учебнике делается попытка с учетом опыта преподавания курса юридической этики и в соответствии с учеб­ными программами помочь обучаемым овладеть знаниями о нравственной сущности юридической профессии, нравственных требованиях к ее представителям как в профессиональной дея­тельности, так и во внеслужебном поведении.

Глава I Мораль и этика: основные понятия

1. Мораль, ее функции и структура

Мораль (от латинского moralis - нравственный; mores - нравы) является одним из способов нормативного регулирова­ния поведения человека, особой формой общественного созна­ния и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства *.

*Среди многих источников по этому вопросу см., в частности:Дробницкий О. Г. Понятие морали. М., 1974; Социальная сущность, структура и функции морали М., 1977; Марксистская этика: Учебное пособие для вузов/Под общ. ред. А.И. Титаренко. М., 1980;Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М., 1985; Гусейнов А. А. Введение в этику. М., 1985.

Мораль - это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о до­бре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недос­тойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует по­ведение и сознание людей во всех сферах жизни (производст­венная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охваты­вают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотно­шений, создаваемые в длительном процессе исторического раз­вития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разно­образное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценива­ют по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроиз­водятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный ха­рактер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутрен­не принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответство­вать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общест­венного и индивидуального сознания. Наряду с другими форма­ми регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превраще­нию ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную оп­ределенным социальным законам.

Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регуля­тивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императив­ную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, про­гностическую и некоторые другие ее функции *. Первостепен­ный интерес для юристов представляют такие функции мора­ли, как регулятивная и воспитательная.

*См.:Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М.,1974. С.37-46.

Регулятивная функция считается ведущей функцией мо­рали. Мораль направляет и корректирует практическую дея­тельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуаль­ное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосоз­нания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Мораль рассматривают и как особую форму общественно­го сознания, и как вид общественных отношений, и как дейст­вующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятель­ность человека - нравственную деятельность *.

*См.: Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 3. М., 1964. С. 499; Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 387-388.

Нравственное сознание является одним из элементов мо­рали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сто­рону. Нравственное сознание предписывает людям определен­ные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действи­тельности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порица­нии, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание - форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важ­ное место занимает самооценка человека, связанная с нравст­венными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).

Мораль нельзя сводить только к моральному (нравствен­ному) сознанию. ; "

Выступая против отождествления нравственности и нрав­ственного сознания, М. С. Строгович писал: "Нравственное соз­нание - это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достой­ном и недостойном поведении, а нравственность - это дейст­вующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступ­ки, поведение людей, их взаимоотношения" *.

* Проблемы судебной этики/Под ред. М. С.Строговича. М., 1974. С. 7.

Моральные отношения возникают между людьми в про­цессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отно­шению к кому и какие нравственные обязанности несет чело­век (к обществу в целом; к людям, объединенным одной про­фессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех слу­чаях человек в конечном счете оказывается в системе мораль­ных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъ­ект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъ­ектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

Нравственная деятельность представляет собой объектив­ную сторону морали *. О нравственной деятельности можно го­ворить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и не­достойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельно­сти - поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Мораль­ные последствия поступка - это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

*См.: Философская энциклопедия. Т. 4. С. 100;Анисимов С. Ф. Указ. соч.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека - единственный объ­ективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только дейст­вия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решаю­щим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание со­вершить добро, реализовать чувство долга, достичь определен­ного идеала и т. д.

В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы - это социальные нормы, регулирую­щие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на осно­ве принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть при­сущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отли­чаются от других норм, действующих в обществе и выполняю­щих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и под­держиваемой всеми дисциплины, общественным мнением, убе­ждением членов общества о должном поведении при опреде­ленных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного обще­принятого порядка, а находят идейное обоснование в представ­лениях человека о должном или недолжном поведении как во­обще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., дей­ствующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторите­том и силой общественного мнения, сознанием субъекта о дос­тойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санк­ции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведе­ния человека, в направленном духовном воздействии. Они озна­чают нравственный запрет совершать подобные поступки в бу­дущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Напри­мер, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы - Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы - одна из форм выражения нравст­венных требований, в наиболее общем виде раскрывающая со­держание нравственности, существующей в том или ином об­ществе. Они выражают основополагающие требования, касаю­щиеся нравственной сущности человека, характера взаимоот­ношений между людьми, определяют общее направление дея­тельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравст­венности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно по­ступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направ­ление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие на­чала нравственности, как гуманизм - признание человека выс­шей ценностью; альтруизм - бескорыстное служение ближнему; милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражаю­щаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающему­ся; коллективизм - сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма - противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма - предпоч­тения собственных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные прин­ципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных тре­бований. Таковы, например, сознательность и противополож­ные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нрав­ственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы - понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высо­кие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное вре­мя, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог прак­тической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724-1804) характеризовал нравственный идеал как руково­дство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные рели­гиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает ко­нечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспи­тания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требо­ваниях высшей справедливости, гуманизма.

А. С. Кобликов

Юридическая этика

Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция"

Издательская группа НОРМА - ИНФРА М

Москва, 1999

Сведения об авторе:

Александр Семенович Кобликов - доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный юрист РСФСР, автор более 200 печатных работ в области уголовно-процессуальной и этической науки, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федера­ции. Участвовал в разработке действующего УПК. Ведет препода­вательскую деятельность в Военном университете и других учеб­ных заведениях.

Кобликов А. С. Юридическая этика. Учебник для вузов. - К-55 М., Издательская группа НОРМА - ИНФРА М, 1999. - 168 с.

ISBN 5-89123-276-6 (НОРМА)

ISBN 5-86225-840-Х (ИНФРА М)

В книге содержатся сведения об основных понятиях и категориях юридической этики как вида профессиональной этики. Характеризуются нравственные основы законодательства о правоохранительной деятельно­сти и его применения, этические правила предварительного расследования и осуществления правосудия, а также содержание культуры процессу­альной деятельности и нравственные качества юриста.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических учебных заведений и практикующих юристов, а также граждан, интересующихся деятельностью правоохранительных органов.

Предисловие

Изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных услови­ях, когда ставится задача гуманизации общественной и госу­дарственной жизни, когда человек провозглашен Конституцией высшей ценностью и на первый план выдвигаются гарантии его прав и свобод. А юридическая профессия имеет своим "объек­том" именно человека. Деятельность юриста касается важней­ших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием ре­шений, влияющих на судьбу человека.

Между тем учебной литературы, предназначенной для ов­ладения знаниями в области юридической этики, явно недоста­точно. Учебника по юридической этике в стране нет. Публика­ции, посвященные ее проблемам, немногочисленны и в опреде­ленной степени не отражают современных представлений.

В настоящем учебнике делается попытка с учетом опыта преподавания курса юридической этики и в соответствии с учеб­ными программами помочь обучаемым овладеть знаниями о нравственной сущности юридической профессии, нравственных требованиях к ее представителям как в профессиональной дея­тельности, так и во внеслужебном поведении.

Глава I Мораль и этика: основные понятия

1. Мораль, ее функции и структура

Мораль (от латинского moralis - нравственный; mores - нравы) является одним из способов нормативного регулирова­ния поведения человека, особой формой общественного созна­ния и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства *.

* Среди многих источников по этому вопросу см., в частности: Дробницкий О. Г. Понятие морали. М., 1974; Социальная сущность, структура и функции морали М., 1977; Марксистская этика: Учебное пособие для вузов/Под общ. ред. А. И. Титаренко. М., 1980; Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М., 1985; Гусейнов А. А. Введение в этику. М., 1985.

Мораль - это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о до­бре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недос­тойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует по­ведение и сознание людей во всех сферах жизни (производст­венная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охваты­вают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотно­шений, создаваемые в длительном процессе исторического раз­вития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разно­образное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценива­ют по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроиз­водятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный ха­рактер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутрен­не принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответство­вать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общест­венного и индивидуального сознания. Наряду с другими форма­ми регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превраще­нию ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную оп­ределенным социальным законам.

Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регуля­тивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императив­ную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, про­гностическую и некоторые другие ее функции *. Первостепен­ный интерес для юристов представляют такие функции мора­ли, как регулятивная и воспитательная.

* См.: Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М.,1974. С.37-46.

Регулятивная функция считается ведущей функцией мо­рали. Мораль направляет и корректирует практическую дея­тельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуаль­ное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосоз­нания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Мораль рассматривают и как особую форму общественно­го сознания, и как вид общественных отношений, и как дейст­вующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятель­ность человека - нравственную деятельность *.

* См.: Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 3. М., 1964. С. 499; Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 387-388.

Нравственное сознание является одним из элементов мо­рали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сто­рону. Нравственное сознание предписывает людям определен­ные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действи­тельности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порица­нии, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание - форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важ­ное место занимает самооценка человека, связанная с нравст­венными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).

Мораль нельзя сводить только к моральному (нравствен­ному) сознанию. ; "

Выступая против отождествления нравственности и нрав­ственного сознания, М. С. Строгович писал: "Нравственное соз­нание - это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достой­ном и недостойном поведении, а нравственность - это дейст­вующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступ­ки, поведение людей, их взаимоотношения" *.

* Проблемы судебной этики/Под ред. М. С. Строговича. М., 1974. С. 7.

Моральные отношения возникают между людьми в про­цессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отно­шению к кому и какие нравственные обязанности несет чело­век (к обществу в целом; к людям, объединенным одной про­фессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех слу­чаях человек в конечном счете оказывается в системе мораль­ных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъ­ект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъ­ектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

Нравственная деятельность представляет собой объектив­ную сторону морали *. О нравственной деятельности можно го­ворить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и не­достойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельно­сти - поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Мораль­ные последствия поступка - это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

* См.: Философская энциклопедия. Т. 4. С. 100; Анисимов С. Ф. Указ. соч.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека - единственный объ­ективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только дейст­вия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решаю­щим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание со­вершить добро, реализовать чувство долга, достичь определен­ного идеала и т. д.

В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы - это социальные нормы, регулирую­щие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на осно­ве принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть при­сущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отли­чаются от других норм, действующих в обществе и выполняю­щих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и под­держиваемой всеми дисциплины, общественным мнением, убе­ждением членов общества о должном поведении при опреде­ленных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного обще­принятого порядка, а находят идейное обоснование в представ­лениях человека о должном или недолжном поведении как во­обще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., дей­ствующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторите­том и силой общественного мнения, сознанием субъекта о дос­тойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санк­ции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведе­ния человека, в направленном духовном воздействии. Они озна­чают нравственный запрет совершать подобные поступки в бу­дущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Напри­мер, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы - Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы - одна из форм выражения нравст­венных требований, в наиболее общем виде раскрывающая со­держание нравственности, существующей в том или ином об­ществе. Они выражают основополагающие требования, касаю­щиеся нравственной сущности человека, характера взаимоот­ношений между людьми, определяют общее направление дея­тельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравст­венности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно по­ступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направ­ление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие на­чала нравственности, как гуманизм - признание человека выс­шей ценностью; альтруизм - бескорыстное служение ближнему; милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражаю­щаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающему­ся; коллективизм - сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма - противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма - предпоч­тения собственных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные прин­ципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных тре­бований. Таковы, например, сознательность и противополож­ные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нрав­ственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы - понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высо­кие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное вре­мя, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог прак­тической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724-1804) характеризовал нравственный идеал как руково­дство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные рели­гиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает ко­нечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспи­тания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требо­ваниях высшей справедливости, гуманизма.

Кобликов А.С. 1999 – Юридическая этика (форматування)

В книге содержатся сведения об основных понятиях и категориях
юридической этики как вида профессиональной этики. Характеризуются
нравственные основы законодательства о правоохранительной деятельности и
его применения, этические правила предварительного расследования и
осуществления правосудия, а также содержание культуры процессуальной
деятельности и нравственные качества юриста.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических учебных заведений
и практикующих юристов, а также граждан, интересующихся деятельностью
правоохранительных органов.

Предисловие

Изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому
юристу, особенно в современных условиях, когда ставится задача
гуманизации общественной и государственной жизни, когда человек
провозглашен Конституцией высшей ценностью и на первый план выдвигаются
гарантии его прав и свобод. А юридическая профессия имеет своим
“объектом” именно человека. Деятельность юриста касается важнейших благ,
интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а
иногда и с ограничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу
человека.

Между тем учебной литературы, предназначенной для овладения знаниями в
области юридической этики, явно недостаточно. Учебника по юридической
этике в стране нет. Публикации, посвященные ее проблемам,
немногочисленны и в определенной степени не отражают современных
представлений.

В настоящем учебнике делается попытка с учетом опыта преподавания курса
юридической этики и в соответствии с учебными программами помочь
обучаемым овладеть знаниями о нравственной сущности юридической
профессии, нравственных требованиях к ее представителям как в
профессиональной деятельности, так и во внеслужебном поведении

Глава I Мораль и этика: основные понятия

1. Мораль, ее функции и структура

Мораль (от латинского moralis – нравственный; mores – нравы) является
одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой
формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд
определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные
свойства *.

* Среди многих источников по этому вопросу см., в частности: Дробницкий
О. Г. Понятие морали. М., 1974; Социальная сущность, структура и функции
морали М., 1977; Марксистская этика: Учебное пособие для вузов/Под общ.
ред. А. И. Титаренко. М., 1980; Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М.,
1985; Гусейнов А. А. Введение в этику. М., 1985.

Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе.
Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер
отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе
понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и
недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного
воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью
человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание
людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт,
семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется
также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей,
закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном
процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение
(правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную
сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы
повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью
общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением.
Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение
или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые
человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять
и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна
соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о
должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей
человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального
сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в
обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов,
превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную
определенным социальным законам.

В книге содержатся сведения об основных понятиях и категориях юридической этики как вида профессиональной этики. Характеризуются нравственные основы законодательства о правоохранительной деятельности и его применения, этические правила предварительного расследования и осуществления правосудия, а также содержание культуры процессуальной деятельности и нравственные качества юриста.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических учебных заведений и практикующих юристов, а также граждан, интересующихся деятельностью правоохранительных органов.

Сведения об авторе

Кобликов Александр Семенович (1924-2001) - доктор юридических наук, профессор, имел почти полувековой опыт преподавания юридических дисциплин в различных учебных заведениях, многие годы работал в составе научно консультативных советов при Верховном Суде СССР (РФ). Его вклад в развитие отечественной юридической теории и практики был отмечен государственными наградами, званиями "Заслуженный деятель науки Российской Федерации" и "Заслуженный юрист РСФСР". Он стал одним из первых обладателей медали Анатолия Кони.

Автор более 200 опубликованных работ по уголовному процессу и другим отраслям права, он в последние годы жизни уделял пристальное внимание вопросам юридической этики, будучи глубоко убежденным в непреходящей ценности нравственных начал юстиции.

Предисловие издателя к третьему изданию

Выход в свет в 2003 г. второго, посмертного, издания книги Александра Семеновича Кобликова "Юридическая этика" после принятия и вступления в законную силу нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов стал весьма значительным событием в отечественной юридической науке. Читатели, изучавшие прежние работы профессора А. С. Кобликова, все в большей мере убеждаются, что им, выдающимся юристом и высокоморальным человеком, были предугаданы многие современные этико-правовые концепции, нашедшие свое отражение в ныне действующем законодательстве.

Несомненным достоинством второго издания книги было то, что содержащиеся в нем положения соответствовали современной обстановке и применялись на практике. Нынешнее, третье издание продолжает эту линию и представляет собой книгу, в которой сохранены высокие морально-нравственные ориентиры, данные А. С. Кобликовым современным юристам, а приведенный фактический материал скорректирован с учетом последних изменений действующего законодательства. Кроме того, при подготовке третьего издания учтен тот факт, что 2 декабря 2004 г. VI Всероссийский съезд судей утвердил Кодекс судейской этики, заменивший собой Кодекс чести судьи 1993 г.

Надеемся, что учебник "Юридическая этика" останется незаменимым для многих поколений юристов.

Предисловие издателя ко второму изданию

Александр Семенович Кобликов (1924-2001) - выдающийся российский научный деятель, заслуживший широчайшее признание своими уникальными трудами по юриспруденции. Как известно, об ученом судят не только по количеству работ (а их у автора множество), но и по тому следу, который его произведения оставили в науке, сознании и сердцах читателей. Книги Александра Семеновича - яркий пример действительно нового мышления, которое зачастую опережало свое время. Ведь многие правовые нормы сами по себе могут выглядеть весьма привлекательно. Однако, не будучи подтвержденными соответствующими морально-нравственными качествами правоприменителя, они становятся оторванными от жизни, не гарантируют нерушимость конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В предисловии к первому изданию настоящего учебника А. С. Кобликов писал, что изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных условиях, когда ставится задача гуманизации общественной и государственной жизни, когда человек провозглашен Конституцией высшей ценностью и на первый план выдвигаются гарантии его прав и свобод.

Судя по востребованности учебника и поступившим на него отзывам, стоявшая перед автором задача была выполнена в полной мере. Структура работы отвечает той проблематике, которая при изучении юридической этики является наиболее актуальной.

В первой главе книги автор дает общую характеристику морали как одному из важнейших способов нормативного поведения человека, особой форме общественного сознания и виду общественных отношении. Глубокому исследованию им подвергнута этика, которая представляет собой общественную науку, изучающую мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, определяющую место морали в системе других общественных отношений.

Во второй главе содержится характеристика важнейших категорий этики, являющихся главным достижением мировой цивилизации, таких как "добро и зло", "справедливость", "долг", "совесть", "ответственность", "достоинство и честь". Примечательно, что эта характеристика не содержит и грана созерцательности, сквозь текст как бы проступают высокие духовные качества самого Александра Семеновича.

Третья глава приближает общие моральные нормы к повседневной правоприменительной деятельности юриста. Здесь дано понятие профессиональной этики, обозначены ее виды, указаны особенности профессии юриста с точки зрения нравственных качеств, которыми должен обладать каждый выпускник соответствующего учебного заведения. Особое внимание автор уделил изложению вопросов, касающихся истории и современности судебной этики.

Следующая, четвертая глава органически связана с предыдущими и посвящена изложению нравственных основ законодательства. А. С. Кобликов полно и всесторонне освещает нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительной деятельности, определяет действительное место и роль нравственных принципов в материальном праве, характеризует правовые и нравственные отношения в уголовном процессе в их взаимосвязи и взаимозависимости. Предложенные автором пути разрешения проблемы соотношения цели и средства в уголовном процессе однозначно свидетельствуют о том, что ученый отвергал возможность дальнейшего существования в России розыскного судопроизводства

В пятой главе последовательно отстаивается тезис о том, что нравственной целью доказывания является установление истины по уголовному делу. Хотя действующее законодательство видит назначением уголовного судопроизводства защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ), категория истины продолжает оставаться крайне актуальной. В противном случае деятельность по доказыванию теряет свою цель, становится беспредметной, что аморально по отношению как к правоприменителю, так и к остальным участникам уголовного судопроизводства.

В шестой главе изложены общие нравственные требования к деятельности следователя, который является важнейшим участником досудебного уголовного процесса. Особое внимание автор уделил рассмотрению этических стандартов производства следственных действий.

Седьмая глава посвящена характеристике нравственных начал осуществления правосудия. Деятельность суда исследуется сквозь призму морально-нравственных ценностей. Обозначены высокие нравственные требования, которым должны отвечать как судебная власть в целом, так и конкретный судья, осуществляющий судебное разбирательство. Рассмотрен также вопрос о соответствии этим требованиям приговора и других судебных решений как актов правоприменительной судебной деятельности.

В восьмой главе учебника содержатся этические положения, которые должны соблюдать стороны судебного разбирательства по уголовным делам. Примечательно, что морально-нравственные стандарты выступлений прокурора и защитника с принятием нового уголовно-процессуального законодательства не только не утратили своей актуальности, но и приобрели особую значимость. Дело в том, что в настоящее время именно на суд перенесена основная нагрузка по реализации назначения уголовного судопроизводства, а выступления сторон стали важнейшим средством обеспечения состязательности процесса.

6.3 Нравственное содержание приговора и иных решений суда

Судебное разбирательство, как правило, заканчивается принятием судом решения по основному вопросу уголовного дела - постановлением приговора. К существу и форме приговора, как и других процессуальных решений, предъявляется ряд требований. Необходимыми свойствами любого процессуального решения являются законность и обоснованность. Многие процессуальные решения должны быть также мотивированы. Каждое решение облекается в соответствующую процессуальную форму.

Приговор - важнейшее решение, принимаемое по уголовному делу. Приговор - акт правосудия, что качественно выделяет его среди других процессуальных актов. Он должен отвечать высоким правовым и Нравственным требованиям.

По действующему закону (ст. 297 УПК РФ) каждый приговор должен быть: 1) законным, 2) обоснованным, 3) справедливым. Приговор должен основываться лишь на тех доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании.

Законность приговора означает соответствие его требованиям материального и процессуального закона при условии, что он постановлен в результате процесса, проведенного с соблюдением всех Процессуальных гарантий. Обоснованность - соответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела при доказанности этих выводов в судебном заседании. Справедливость приговора в общем плане следует понимать как соответствие вида и меры назначенного наказания содеянному при вынесении обвинительного приговора и безусловное оправдание лица в случае, когда оно не совершало инкриминированного ему деяния.

В настоящее время большинство ученых считают справедливость важнейшим свойством правосудного приговора. М. С. Строгович относил к числу требований к приговору не только справедливость, но и убедительность.

Но справедливость приговора не сводится только к соразмерности наказания осужденному, хотя она составляет важный и необходимый компонент справедливости. Различные авторы в понятие справедливости обоснованно вкладывают более широкий смысл. Так, Ф. М. Кудин пишет, Что справедливость выражает моральное требование, чтобы приговор «устанавливал виновность либо невиновность подсудимого в соответствии с тем, что имело место в действительности, чтобы в приговоре было правильно квалифицировано деяние лица и определено наказание в соответствии с тяжестью преступления и личностью виновного». М. С. Строгович, перечисляя требования к приговору, указывал, что приговор «должен быть справедлив - Это значит, что он должен устанавливать действительную вину или невиновность подсудимого и наказывать его. в соответствии с его виною».

Таким образом, справедливость приговора включает ряд составляющих. Приговор будет справедлив, если им оправдан невиновный (осуждение невиновного - крайняя форма несправедливости); обвинительный приговор, соответственно, будет справедлив лишь тогда, когда им признан виновным, осужден именно тот, кто совершил преступление. Приговор будет справедливым тогда, когда наказание виновному назначено в соответствии с правильно примененным уголовным законом и соразмерно опасности преступления и личности виновного, когда соблюдено требование индивидуализации ответственности.

Нетрудно заметить, что приведенные характеристики в значительной мере совпадают с законностью и обоснованностью приговора, но приговор здесь оценивается с позиций положения личности того, о ком он постановлен. Справедливость в данном случае понимается в ее распределительном аспекте.

Но приговор должен соответствовать и уравнительному пониманию справедливости. Приговор должен опираться на реальное исполнение судом принципа равенства каждого человека перед законом и судом и содержать решения, соответствующие этому принципу. Независимо от различий в социальном, имущественном и прочих отношениях все невиновные должны безусловно оправдываться. Ко всем, кто виновен, равно применяется уголовный закон, и они наказываются без дискриминации или привилегий по национальным, социальным и прочим признакам.

Таким образом, справедливость приговора - это не только правовая, но и нравственная характеристика приговора, означающая требование, чтобы приговором осуждался только виновный в преступлении, а невиновный был оправдан, чтобы признанный виновным наказывался на основе закона в соответствии с характером и степенью его вины при обеспечении равенства всех перед законом и судом.

Справедливость приговора неразрывно связана с его Законностью и обоснованностью. Незаконный приговор не может быть справедливым, как и необоснованный, т. е. не соответствующий тому, что совершил (или не совершил) подсудимый.

Иногда можно встретить утверждение, что наказание может быть незаконным, но справедливым. Так, Г. З. Анашкин писал, что «по существу справедливое наказание может быть незаконным, например, вследствие ошибки в квалификации деяния или нарушения процессуальной нормы при постановлении приговора». Но это суждение весьма уязвимо. Наказание, назначенное «не по тому закону», вообще не может быть оценено ввиду отсутствия критерия для суждения о его справедливости. Наказание, постановленное вне соблюдения важнейших гарантий правосудия, лишено юридической силы и нравственного оправдания.

Справедливость приговора нельзя рассматривать в отрыве от правовых требований к акту правосудия, но в то же время следует обратить внимание на то, что эта характеристика приговора занимает самостоятельное место по сравнению с законностью, обоснованностью и мотивированностью. «Выделение справедливости как требования, предъявляемого к приговору, - писал М. С. Строгович, - имеет тот смысл, что этим подчеркивается правильное не только с правовой, но и с нравственной, моральной стороны отношение к человеку, судьба которого решается приговором». Справедливость - оценка приговора несколько иного, более широкого плана, чем правовые его характеристики. Справедливость - нравственно-правовое требование к приговору, в конечном счете опирающееся на гуманистические начала. Поэтому в случае закрепления этого требования к приговору в уголовно-процессуальном законе оно должно формулироваться относительно самостоятельно, чем будет отмечено его особое качество.

Постановление справедливого приговора требует от судей принятия на себя ответственности за правильное решение о дальнейшей судьбе подсудимого. Постановляя приговор, «они до предела напрягают свои духовные, нравственные силы».

В суде с участием присяжных заседателей справедливость приговора определяется прежде всего справедливостью вердикта. И здесь проявляется преимущество такого суда, поскольку присяжные в своих решениях руководствуются своей совестью, судят на основании представлений о справедливости.

А. Ф. Кони писал по поводу соображений присяжных заседателей: «Приходится признать, что часто в их, по-видимому, неправильном решении кроется действительная справедливость, внушаемая не холодным рассудком ума, а голосом сердца. Не надо забывать, что, согласно закону их спрашивают не о том, совершил ли подсудимый преступное деяние, а виновен ли он в том, что совершил его; не факт, а внутренняя сторона его и личность подсудимого, в нем выразившаяся, подлежит их суждению. Своим вопросом о виновности суд устанавливает особый промежуток между фактом и виной и требует, чтобы присяжные, основываясь исключительно на «убеждении своей совести» и памятуя свою великую нравственную ответственность, наполнили этот промежуток соображениями, в силу которых подсудимый оказывается человеком виновным или невиновным».

В период проведения судебной реформы, включающей учреждение суда с участием присяжных заседателей, получило известное распространение мнение, что в этом суде нравственная ответственность за справедливость приговора полностью возлагается на присяжных заседателей и положение судьи в этом отношении существенно меняется. Однако положения нового УПК РФ, в том числе и сам правовой механизм деятельности суда с участием присяжных заседателей, опровергают это ошибочное мнение. Решение вопроса о виновности возлагается на присяжных заседателей. Но профессиональный судья отнюдь не устраняется от ответственности за свой приговор, который опирается на вердикт присяжных заседателей, в том числе и за правильность осуждения в целом. Председательствующий не вправе оспорить оправдательный вердикт. Но если присяжные заседатели ошиблись и осудили невиновного, то правовой и нравственный долг судьи - аннулировать это несправедливое решение, о чем говорилось выше.

В суде с участием присяжных заседателей в настоящее время меру наказания судья назначает единолично. Прежде ее определял суд коллегиально. Поэтому нравственная ответственность судьи за принятие решения по этому важнейшему вопросу решительно возрастает. Он один несет ответственность за решение о размере наказания, но лишь на законных основаниях и в установленных законом границах.

Что касается формы приговора, то она определенным образом также отражает нравственные моменты. Так, М. С. Строгович считал, что одно из свойств приговора - его убедительность: «...гражданами, населением, общественностью он должен восприниматься как правильный, справедливый, должен убеждать их в правильности тех выводов, к которым пришел суд». Убедительность приговора обеспечивается соответствующим ведением судебного разбирательства и изложением приговора, его мотивировкой. С этим мнением можно согласиться, но при условии, что убедительность определяется прежде всего соблюдением других требований к приговору, на что обращал внимание и цитированный автор. Плохо, если убедительно будет составлен незаконный, несправедливый приговор.

Нравственно обусловлены содержащиеся в законе требования к форме приговора: сама обязанность суда мотивировать приговор; запрет включать в оправдательный приговор формулировки, ставящие под сомнение невиновность оправданного; включать "в приговор указание на совершение преступления кем-либо из лиц, не привлекавшихся к ответственности, и др.

Следует осторожно подходить к помещению в приговоре нравственных характеристик подсудимого, потерпевшего, других участвующих в деле лиц. А такие вопросы возникают, например, при рецидиве преступлений, при совершении преступления с особой жестокостью, при виктимности потерпевшего. Видимо, такого рода сведения могут быть отражены в приговоре лишь тогда, когда это прямо опирается на содержание материального уголовного закона и относится к обстоятельствам, существенным для дела. При этом нельзя отвлекаться от нравственных критериев и при помещении в приговор сведений, относящихся к существу уголовного дела.

Например, при изнасиловании несовершеннолетней в приговоре указываются в качестве смягчающих ответственность обстоятельств чистосердечное раскаяние и положительная характеристика виновного.

Решения судебных инстанций, проверяющих законность и обоснованность приговора, также обусловлены определенными нравственными требованиями. Гуманизм, справедливость, объективность, в определенных отношениях милосердие лежат в основе установленной законом компетенции этих судов. Названными принципами обусловлены запрет ухудшения положения осужденного вследствие подачи им кассационной жалобы, правилу, обеспечивающие особую стабильность оправдательного приговора, в том числе вступившего в законную силу, другие нормы, относящиеся к кассационному и надзорному производству.

На стадии исполнения приговора подавляющее большинство решений может быть принято в сторону смягчения участи осужденного по различным основаниям. Гуманистическое начало уголовно-процессуального права здесь проявляется весьма отчетливо.

В кассационном порядке обжалуются вступившие в законную силу судебные постановления .

Cрок подачи кассационной жалобы или апелляционной жалобы - 1 месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установлен срок для обращения с кассационной жалобой в суд, который составляет 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Кассационная жалоба подается непосредственно в суд кассационной инстанции .

Кассационная жалоба должна содержать:

· наименование суда, в который подается жалоба,

· наименование лица, подавшего жалобу, его место жительства или место нахождения, его процессуальное положение в деле,

· наименование других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения,

· указание на суды, рассматривающих дело по первой, апелляционной, кассационной инстанции и содержание принятых ими решений,

· указание на судебные постановления, которые обжалуются,

· указание на то, в чем заключается допущенное нарушение норм права, повлиявшее на исход дела с приведением обоснованных доводов,

· просьбу лица, подающего жалобу.

Кассационная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу или его представителем (полномочия представителя должны быть подтверждены доверенностью). К кассационной жалобе прилагаются: заверенные копии судебных постановлений, принятых по делу, копии по количеству лиц, участвующих в деле, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Срок рассмотрения кассационной жалобы - не более 1 месяца, если дело не было истребовано, 2 месяца – в случае истребования дела (не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в суд кассационной инстанции).

Срок рассмотрения кассационной жалобы в Верховном Суде РФ – не более 3-х месяцев, если дело не было истребовано, 2 месяца – в случае истребования дела. С учетом сложности дела срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 2 месяца.

Важно понимать, что грамотное составление и подача кассационной и апелляционной жалоб, является существенным моментом при обжаловании решений суда.

Есть масса нюансов, на которые следует обратить внимание при написании апелляционной и кассационной жалоб.

Студопедия

Лунёв и партнёры http://www.a-lunev.ru/apellyaciya-i-kassaciya/


Виктимность (лат. victima - жертва) - особенности личности и поведенияиндивида, навлекающие на него агрессию со стороны других людей, такие, как покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, неосторожность, доверчивость, легкомыслие, недифференцированнаяобщительность, а также психические расстройства.

Кассация (кассационная жалоба)- это обжалование, опротестование или отмена судебного приговора в высшей судебной инстанции.


Похожая информация.



© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник