24.07.2019

Тарифные и нетарифные методы государственного регулирования торговли. Тарифные методы регулирования. Таможенно-тарифные методы регулирования


Тарифные методы регулирования торговли

Тарифные методы регулирования международной торговли

Сегодня ни одно государство не может достичь внутреннего экономического равновесия (например, полной занятости или стабильности цен), не используя мер внешнеэкономического, и, в частности, внешнеторгового регулирования.

Инструменты торговой политики , используемые государством для регулирования международной торговли, делятся на:

– тарифные (осно­ванные на использовании таможенного тарифа);

– нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг и т.д.).

Тарифные методы регулирования торговли

Тарифные средства являются старейшим методом экономического регулирования внешней торговли. Преимущественно они направлены на защиту внутреннего рынка (отечественных производителей) от иностранной конкуренции. Их основой являются таможенные пошлины , сведенные в таможенные тарифы .

Таможенная пошлина – особый вид платежа в форме косвенного налога, взимаемого государством при ввозе товаров в страну или вывозе их из страны. Уплата таможенной пошлины является обязательным условием осуществления ввоза или вывоза товаров. Этот налог в конечном итоге оплачивается потребителями товаров, поскольку включается в продажную цену.

Экономическая роль таможенных пошлин состоит в том, что они создают стоимостной барьер, который повышает цену импортного товара и защищает тем самым определенные отрасли экономики от конкуренции иностранных компаний. Если иностранные поставщики не пожелают снизить цены, по которым они ввозят товары ради сохранения своего экспортного рынка, то спрос на импортные товары сократится и уменьшится объем их поставок.

Отечественные производители, выпускающие конкурирующую с импортом продукцию, безусловно, выигрывают от введения таможенной пошлины. Следующее за этим повышение цен на внутреннем рынке стимулирует рост производства отечественных товаров. Следовательно, путем целенаправленного применения пошлин государство стимулирует развитие определенных отраслей экономики.

Между тем от роста цен в проигрыше оказываются потребители, вынужденные сокращать потребление вследствие увеличения расходов на приобретение товаров.

Таможенные пошлины наряду с протекционистской и регулирующей функциями выполняют так же и фискальную функцию. Они являются одним из наиболее естественных средств пополнения государственного бюджета.

Применение таможенных пошлин осуществляется в рамках таможенного тарифа.

Таможенный тариф – это систематизированный по определенному признаку или признакам перечень подлежащих таможенному обложению товаров, против каждого из которых указана одна или несколько ставок таможенных пошлин.

Таким образом, таможенный тариф состоит из двух основных элементов – ставок таможенных пошлин и системы классификации товаров (товарной номенклатуры), которая специально создается для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности.

Ставка таможенной пошлины – это размер, величина таможенной пошлины.

Товарная номенклатура представляет собой классификатор товаров, который применяется для целей государственного регулирования экспорта и импорта и статистического учета внешнеторговых операций.

Различают два типа таможенных тарифов – простой и сложный .

Простой (одноколонный) тариф предусматривает для каждого товара определенной номенклатуры единую ставку таможенной пошлины, которая применяется независимо от страны происхождения товара. Одноколонные тарифы применяются в тех случаях, когда главной целью введения таможенных пошлин является увеличение доходов государственного бюджета, а не осуществление эффективной торговой политики.

Сложный (многоколонный) тариф предусматривает применение различных (двух и более) ставок таможенных пошлин к одному и тому же товару в зависимости от страны его происхождения.

Эффективная тарифная защита достигается благодаря политике применения низких ставок импортных пошлин на импортируемое сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и высоких ставок импортных пошлин на конечную продукцию. Таким образом, создаются стимулы для ввоза в страну в первую очередь необходимых сырья и материалов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени обработки, что стимулирует развитие отечественной обрабатывающей промышленности.

Многообразие применяемых таможенных пошлин может быть классифицировано в зависимости от:

– направления движения (перемещения) товара;

– способа (порядка) установления (взимания) пошлин;

– страны происхождения товара;

– характера действия и целей применения пошлин.

В зависимости от направления движения (перемещения) товара различают экспортные, импортные и транзитные таможенные пошлины.

Импортные, или ввозные, пошлины взимаются с товаров, ввозимых в страну.

Это наиболее распространенный вид пошлин, они играют решающую роль в системе тарифного регулирования. В большинстве случаев импортируемые товары имеют отечественные аналоги и составляют конкуренцию последним. Ставки импортных пошлин на такие товары определяются с учетом складывающихся отношений между мировыми и национальными издержками и ценами.

Экспортные, или вывозные, пошлины взимаются с товаров, произведенных на территории страны и вывозимых за ее пределы.

При применении экспортных пошлин в основном преследуют цели ограничения вывоза за пределы страны товаров, необходимых для национальной экономики (для более полного насыщения отечественного рынка, защиты экономической безопасности), сдерживания вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной обработки и стимулирования экспорта высокотехнологичных товаров, продуктов высокой степени обработки, пополнения доходной части бюджета страны.

Экспортные пошлины считаются противоречащими природе рыночных отношений, поскольку сдерживают вывоз из страны товаров, пользующихся спросом на мировом рынке. В большинстве стран мира, особенно в экономически развитых странах, экспортные пошлины применяются значительно реже, чем импортные.

Транзитные пошлины взимаются за провоз иностранных товаров по территории данной страны в другие страны (транзитом). Учитывая тот факт, что все государства, как правило, заинтересованы в увеличении транзита грузов через их территорию, т.к. это приносит немалый доход, этот вид пошлин применяется крайне редко и, в основном в фискальных целях. В России они отсутствуют.

По способу (порядку) установления (взимания) таможенные пошлины подразделяются на адвалорные, специфические, смешанные (комбинированные).



Адвалорные пошлины устанавливаются в виде определенного процента от таможенной стоимости товара (например, 20 % от таможенной стоимости товара).

Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебаний цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета.

Слабой стороной таких пошлин является необходимость таможенной оценки стоимости товара, которая может колебаться в зависимости от многих факторов, таких, как обменный курс валюты, уровень инфляции, уровень внутреннего налогообложения.

Специфические пошлины устанавливаются в виде конкретной (твердой) денежной суммы за единицу измерения количества товара (веса, объема, штуки и др.) (например, 10 долл. за 1 т.).

Величина специфической пошлины зависит не от стоимости, а от количества ввозимого или вывозимого товара. В российской практике специфические ставки таможенных пошлин устанавливаются в евро.

Смешанные, или комбинированные, пошлины – это пошлины, при установлении размера которых сочетаются оба принципа, применяемых для адвалорной и специфической пошлин. Одновременно взимается пошлина, начисленная в виде процента от таможенной стоимости и с единицы физической меры товара.

В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие группы: минимальные (базовые, или предельные), максимальные (генеральные, или общие), преференциальные.

Минимальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна в торгово-политическом отношении предоставляет режим наибольшего благоприятствования.

Режим наибольшего благоприятствования – распространение на страну, которой такой режим предоставлен, любых уступок, предоставленных любой третьей стране. Принцип режима наибольшего благоприятствования делает невозможным предоставление одной, отдельно взятой стране (группе стран) более благоприятного торгового режима, чем остальным торговым партнерам. Россия имеет двусторонние соглашения о предоставлении режима наибольшего благоприятствования почти со 130 странами мира.

Максимальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна не предоставила режим наибольшего благоприятствования, либо если страна происхождения товара неизвестна.

Преференциальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, которые происходят из развивающихся стран. К товарам, имеющим происхождение из наименее развитых стран, применяется нулевая ставка таможенной пошлины.

В зависимости от характера действия и целей применения , помимо пошлин, которые вводятся в рамках таможенного тарифа, выделяют особые виды пошлин : специальные , сезонные , антидемпинговые , компенсационные .

Специальные – пошлины, которые применяются для защиты экономических интересов РФ.

Сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего, сельскохозяйственной. Они действуют в определенное время года либо в разное время года имеют разную величину. Их применяют в рамках таможенного тарифа.

Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров.

Антидемпинговая пошлина – временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

Ставку антидемпинговой пошлины обычно определяют как разницу в цене, по которой товар реально продается (должен был бы продаваться) на рынке экспортирующей страны, и цены, по которой он реально продается на рынке импортирующей страны. Если товар производится только на экспорт и не продается на рынке страны-экспортера, то цена на него на внутреннем рынке страны-импортера сравнивается с его ценой на внутреннем рынке любой третьей страны.

Компенсационные – пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, наносящие ущерб производителям аналогичной продукции в импортирующей стране.

Перечисленные виды пошлин устанавливаются на определенный срок и применяются к ввозимым на российскую таможенную территорию товарам в целях защиты экономических интересов Российской Федерации. Введение особых видов пошлин не связано с действующим в стране импортным тарифом. Особые виды пошлин являются элементом нетарифных методов регулирования внешней торговли. Они применяются независимо от рассмотренных ранее видов пошлин, т.е. устанавливаются дополнительно, сверх ставок таможенных пошлин, приведенных в таможенных тарифах. Величины вводимых ставок таможенных пошлин сугубо индивидуальны, поскольку зависят главным образом от нанесенного стране-импортеру ущерба. Они могут в несколько раз превышать уровень максимальных ставок.

Государственное регулирование внешней торговли основывается на тарифных и нетарифных методах.

Тарифные методы предполагают использование таможенных тарифов.

Таможенный тариф представляет собой систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из страны товары. При этом систематизация перечня товаров осуществляется по определенным признакам и против каждого из товаров указывается одна или несколько ставок таможенных пошлин.

Различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Данный тариф не предусматривает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке .

Сложный тариф предполагает определение по каждому товару двух и более ставок таможенных пошлин. Он часто используется во внешнеторговой политике государств, так как позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, и предоставлять льготы другим государствам, развивая с ними более тесное экономическое сотрудничество. В рамках сложного тарифа выделяются: автономные, конвенционные и преференциальные ставки. Автономные ставки вводятся на основе односторонних решений органов государственной власти, являются наиболее высокими и применяются в отношении товаров, ввозимых из стран, с которыми не заключены торговые договора и соглашения. Конвенционные ставки имеют более низкую ставку тарифа, чем автономные. Они определяются на базе двухстороннего или многостороннего соглашения, и применяются в отношении товаров из стран, заключивших торговые договора . Преференциальные ставки предусматривают самые низкие ставки, которые устанавливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются для создания замкнутых экономических группировок, режимов ассоциаций, а также в торговле с развивающимися странами.

Поскольку таможенные пошлины связаны с товарами, пересекающими границу, то их подразделяют, прежде всего, на импортные, экспортные и транзитные.

Импортными пошлинами облагаются ввозимые в страну товары. Они выполняют главным образом фискальную функцию, обеспечивая значительную часть налоговых поступлений в бюджет.

Экспортные пошлины — это налоги , взимаемые с товаров, вывозимых за пределы страны. Они призваны ограничить экспорт тех товаров, которые необходимы внутреннему рынку (например, нефть), а также пополнить доходную часть бюджета.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, которые пересекают территорию государства транзитом. В мировой практике они применяются редко, так как сдерживают товарные потоки.

По форме обложения различают пошлины: адвалорные, которые взимаются в процентах от цены товара (например 10% от цены автомобиля); специфические, взимаемые в виде определенной денежной суммы с объема, веса или штуки товара (например, 15 долл. США с каждой тонны металла); смешанные, при которых товар может облагаться одновременно и адвалорной, и специфической пошлинами.

К дополнительным пошлинам относятся: антидемпинговые, компенсационные и картельные.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по ценам ниже внутренних, если такой импорт наносит экономический ущерб национальным товаропроизводителям.

Компенсационные пошлины применяются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если данный импорт наносит ущерб национальным производителям аналогичной продукции.

Картельные пошлины применяются против товаров, ввозимых из тех стран, которые осуществляют в отношении данного государства дискриминацию, недружественные акты и т.п.

Под нетарифными методами регулирования торгового оборота понимают административные количественные ограничения объемов импорта и экспорта.

Под количественными ограничениями импорта и экспорта понимается административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. К ним относятся: квотирование; лицензирование; добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка; эмбарго.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики, ибо: они, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами; более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике; позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике, и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока; не являются дополнительным налоговым бременем для населения.

При классификации нетарифных методов используют методику, разработанную Секретариатом ВТО , в соответствии с которой они подразделяются на пять основных групп: количественные ограничения импорта и экспорта; таможенные и административные импортно-экспортные формальности; стандарты и требования к качеству товаров; ограничения, заложенные в механизме платежей; участие государства во внешнеторговых операциях.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Тарифные методы
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Тарифные методы заключаются в установлении таможенного тарифа (пошлины). Это наиболее традиционный метод, активно применяемое средство государственного регулирования экспортно-импортных операций.

Таможенный тариф - ϶ᴛᴏ систематизированный перечень пошлин, которыми правительство облагает некоторые товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее.

Таможенные пошлины - ϶ᴛᴏ налоги, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей.

Начало формирования таможенного тарифа – III – II тысячелœетия до н.э. Термин ʼʼтарифʼʼ берет начало от южно-испанского города Тариф, в котором была впервые составлена таблица, где были внесены названия товаров, меры измерения и величина пошлин за провоз товаров через Гибралтарский пролив.

Таможенный тариф выполняет следующие функции:

1) фискальная (пополнение доходов бюджета);

2) защитная (защита отечественных производителœей от конкуренции);

3) регулирующая (регулирует ввоз и вывоз товаров);

4) торгово-политическая.

Различают пошлины:

Импортные (ими облагаются ввозимые в страну товары);

Экспортные (ими облагаются вывозимые товары);

Транзитные (взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом).

Импортные пошлины подразделяются на фискальные и протекционистские.Фискальные пошлины применяются в отношении товаров, которые не производятся внутри страны. Протекционистские пошлины предназначаются для защиты местных производителœей от иностранных конкурентов.

Импортные пошлины используются либо как средство финансовых поступлений (чаще в развивающихся странах), либо как средство проведения определœенной торгово-экономической политики. Владелœец импортируемого товара после уплаты пошлины повысит цену. Тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению возможностей потребителя. Но он выгоден государству и отечественным производителям.

Экспортные пошлины удорожают стоимость товара на мировом рынке, в связи с этим их используют в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. Задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов государства и производителœей.

В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование.

Транзитные пошлины сдерживают товарные потоки и рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей. Сегодня практически не применяются.

Существуют две основные методики установления уровня таможенных пошлин:

1. Величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объёма и т. д.). Такая пошлина принято называть специфической. Она особенно эффективна в условиях снижения цен на товары – в периоды депрессии и кризисов.

2. Пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. Называется адвалорной.

Внутренняя цена импортного товара (P d) после обложения специфическим тарифом будет равна:

P d = P im + T s ,

где: P im - цена, по которой товар импортируется (таможенная стоимость товара);

T s - ставка специфического тарифа.

При применении адвалорного тарифа внутренняя цена импортного товара составит:

P d = P im * (1 + T av),

где: T av – ставка адвалорного тарифа.

Существует и промежуточная методика, заключающаяся в том, что таможня получает право самостоятельно выбирать между специфической иадвалорной пошлинами исходя из того, какая из них выше. Подобная пошлина – альтернативная.

Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях: являться членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования.

Учитывая зависимость отрежима устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара:

Преференциальные (особо льготные);

Договорные (минимальные);

Генеральные (автономные), то есть максимальные.

Ставки преференциальных пошлин ниже минимальных и зачастую равны нулю. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т.д. К примеру, страны Европейского Союза предоставляют друг другу по импорту товаров преференциальные пошлины (равные нулю), которые не распространяются на другие страны.

Генеральная (максимальная) пошлина в два-три раза выше всœех остальных, и ее применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны. К примеру, взимание при ввозе товаров из СССР в США в период холодной войны.

При введении таможенного тарифа цена на импортные товары возрастает. Это способствует росту цен на товары отечественного производства. Предложение товаров на внутреннем рынке возрастает, однако спрос уменьшается. Как следствие происходит уменьшение импорта.

Влияние тарифа различно для субъектов экономики. Так потребители:

1) оплачивают доход от тарифа;

2) оплачивают прибыль фирмам;

3) оплачивают избыточные издержки отечественного производства;

4) теряют излишек потребителя.

Государство выигрывает за счёт введения таможенного тарифа, так как увеличиваются поступления в бюджет. По сути это трансферт от потребителœей государству.

Отечественные производители получают дополнительную прибыль. Эта прибыль является переводом доходов от потребителœей к производителям.

Общество несет социальные издержки, потому что ресурсы, которые притекают в отрасль, защищенную тарифом, могли бы использоваться более эффективно в других секторах экономики.

В ЕС импортные пошлины на рис 231%, молочные продукты – 205%, сахар – 279%. В Японии пошлина на рис 444 %, на пшеницу – 193%. В США пошлина на молочные продукты 93%, на сахар – 91%.

Тарифные методы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тарифные методы" 2017, 2018.

  • - Тема 20. Нетарифные методы регулирования внешней торговли

    Зона свободной торговли (ЗСТ). Таможенный Союз. В практике регулирования внешней торговли. Относится к тарифным методам регулирования. При образовании ЗСТ страны договариваются о постепенном снижении ставок таможенных пошлин. Между предприятиями, которые... .


  • - Тема 19. Тарифные методы регулирования внешней торговли

    Упаковка и маркировка. Цена, общая сумма контракта. Сроки поставки. Тема 18. Внешнеторговая операция и ее основные виды. Содержание внешнеторгового контракта Внешнеторговые операции - комплекс действий иностранных партнеров по... .


  • - Тарифные методы регулирования внешней торговли

    В практике внешнеэкономической деятельности используются тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Таможенный тариф может определяться как: · инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его... .


  • - Нетарифные методы регулирования внешней торговли

    К нетарифным методам относятся: 1. Количественные методы. Включают квотирование, лицензирование и добровольные ограничения экспорта. Квоты определяют количество или сумму импортируемых товаров за определенный промежуток времени. Виды квот: глобальные, страновые,... [читать подробнее] .


  • - Тема 13. Регулирование внешней торговли товарами: неТарифные методы

    1. Нетарифные меры регулирования внешней торговли. 2. Международное регулирование внешней торговли. Таможенные союзы и зоны свободной торговли. 3. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли. Вопрос 1. Нетарифные меры регулирования внешней торговли Меры... .


  • - Нетарифные методы

    Нетарифные методы делятся на группы: 1. Административные меры или количественные ограничения (их называют «жесткими барьерами»): - лицензирование (избирательная выдача лицензий); - контингентирование; - сертификация; - запрет на импорт. 2. Технические меры (т.е.... .


  • Экономическое значение и показатели участия стран в мрт
  • 3. Международная специализация производства
  • 4. Международная кооперация производства
  • Тема 3. Основные виды мирохозяйственных структур и их особенности
  • Отраслевая структура
  • Воспроизводственная структура
  • Демографическая структура
  • 4. Природно - ресурсная структура
  • Тема 4. Международная экономическая интеграция
  • Сущность и факторы развития экономической интеграции
  • 3. Главные интеграционные группировки мира
  • Тема 5. Положение и роль различных группировок стран в мировом хозяйстве
  • 1. Основные принципы систематизации стран в мировом хозяйстве
  • 2. Критерии формирования основных группировок стран и виды противоречий между ними
  • 3. Промышленно развитые страны
  • 4. Развивающиеся страны
  • 5. Страны с переходной экономикой
  • Тема 6. Современные проблемы мировой экономики
  • Глобальные проблемы мировой экономики
  • Глобализация мировой экономики
  • Раздел II. Международные экономические отношения и их основные формы
  • Тема 7. Сущность международных экономических отношений
  • 1. Сущность и основные формы международных экономических отношений
  • 2. Факторы развития современных международных экономических отношений
  • 3. Основные тенденции в развитии международных экономических отношений
  • 4. Место и роль мэо в развитии национальной экономики
  • Тема 8. Мировой рынок и его современные особенности
  • 1. Сущность мирового рынка, его возникновение и этапы развития
  • 2. Структура и классификация мировых рынков
  • Тема 9. Сущность и основные тенденции развития международной торговли
  • 1.Сущность и формы международной торговли
  • Показатели участия стран в международной торговле и ее классификация
  • Географическая и товарная структура международной торговли и факторы ее роста
  • Тема 10. Основные теории международной торговли
  • 1. Меркантилистская теория международной торговли
  • 2. Классические теории международной торговли
  • 3.Неоклассические теории международной торговли
  • Тема 11. Ценообразование в международной торговле
  • 1. Классификация ценнообразующих факторов в международной торговле
  • 2. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке
  • Тема 12. Внешний рынок основных товаров
  • Структурные изменения в производстве обработанных товаров
  • 2. Социально – экономические аспекты использования минеральных ресурсов
  • 3. Производство продовольствия и продовольственная безопасность
  • Тема 13. Международная торговля услугами
  • Сущность и способы международной торговли услугами
  • Виды услуг в международной торговле
  • Внешнеторговые сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности
  • Тема 14. Информационное и транспортное обеспечение международных экономических связей
  • 1. Мировой рынок услуг связи
  • Мировая транспортная система
  • Тема 15. Международный технологический обмен
  • Сущность и экономическая целесообразность технологического обмена
  • 2. Мировой рынок технологий
  • 3. Типы технологий и основные способы их передачи
  • 4. Международное регулирование технологического обмена
  • Тема 16. Балансы международных расчетов
  • 1. Виды и балансы международных расчетов.
  • 2. Сущность и структура платежного баланса
  • Государственное и межгосударственное регулирование платежного баланса
  • Тема 17. Государственное регулирование внешней торговли
  • Сущность внешнеторговой политики и ее основные тенденции
  • 2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли
  • 3. Особенности внешнеторговой политики в современных условиях
  • Тема 18. Международное регулирование мировой торговли
  • Основные формы международного регулирования мировой торговли
  • 2. Всемирная торговая организация, и ее роль в регулировании международной торговли
  • 3. Структура и условия вступления в вто
  • Тема 19. Международная миграция и мировой рынок рабочей силы
  • 1. Международная миграция рабочей силы
  • Основные направления международной миграции рабочей силы
  • 3. Экономические последствия миграции рабочей силы
  • 4. Международное и государственное регулирование миграции рабочей силы
  • Мировой рынок труда
  • Тема 20. Международная миграция капитала
  • Сущность и предпосылки вывоза капитала
  • 2. Основные формы ввоза-вывоза капитала
  • 3. Последствия миграции капитала для национальных экономик
  • Основные направления регулирования движения капитала между странами
  • Тема 21. Мировой рынок капиталов и его структура
  • Сущность мирового рынка капиталов
  • 2. Структура и механизм функционирования мирового рынка капитала
  • Тема 22. Международные корпорации и их роль в мировой экономике
  • 1. Сущность и типы международных корпораций
  • 2. Транснационализация банковского капитала
  • 3. Стратегические альянсы транснациональных фирм
  • 4. Масштабы и особенности доминирования современных транснациональных корпораций
  • Тема 23. Свободные экономические зоны
  • Сущность свободных экономических зон и основные цели их создания
  • 2. Классификация свободных экономических зон
  • 3. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон
  • Тема 24. Международные валютно-финансовые отношения
  • Международные валютные отношения и их участники
  • 2. Международные валютные системы: сущность и эволюция
  • 3. Валютный курс и факторы его определяющие
  • 4. Мировой валютный рынок и особенности его функционирования
  • 5. Валютная политика государства
  • Тема 25. Международные финансово-кредитные организации
  • Международный валютный фонд и его функции
  • Группа Всемирного банка
  • 4. Региональные финансово-кредитные организации
  • Раздел III. Внешнеэкономические связи России
  • Тема 26. Организация и правовые основы внешнеэкономических связей России
  • 1. Сущность и классификация внешнеэкономических связей
  • 2. Внешнеэкономическая политика
  • 3. Правовые основы внешнеэкономической деятельности России
  • Тема 27 . Природно - ресурсный и экономический потенциал России
  • Особенности переходного периода в России
  • Природно-ресурсный потенциал России
  • Промышленно-производственные комплексы России
  • Тема 28 . Внешнеэкономическая деятельность регионов России
  • 1. Межрегиональные различия по участию во внешнеэкономических связях
  • Типы субъектов рф по характеру внешнеэкономических связей
  • Тема 29 . Россия в системе международной экономической интеграции
  • Россия и Европейский союз
  • Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона
  • 3. Внешнеэкономические связи России с северо- и южноамериканскими интеграционными группировками
  • 4. Россия и Содружество независимых государств
  • Россия в субрегиональном сотрудничестве
  • Тема 30 . Место и роль России на основных мировых рынках
  • Россия и международная торговля товарами
  • Россия и международный рынок труда
  • Россия в международном движении капитала
  • Содержание
  • 2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли

    Инструменты (методы) государственного регулирования внеш­ней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Такая клас­сификация инструментов впер­вые была предложена Секретариатом ГАТТ в конце 60-х гг. XX в.

    Тарифные методы являются наиболее распространенными и постоянно используемыми - в форме импортных и (в мень­шей мере) экспортных пошлин.

    Существенное значение для их рассмотрения имеет понятие импортного таможенного тариф (ИТТ), который представляетсобой:

    Систематизированный перечень (или номенклатуру) ввози­мых товаров, облагаемых при этом таможенными пошлинами;

    Совокупность методов определения их таможенной стоимо­сти и взимания пошлин;

    Механизм введения, изменения или от­мены пошлин;

    Правила определения страны происхождения товара.

    ИТТ базируется на принимаемых в различных странах зако­нодательных актах, таможенных кодексах. Вместе с внутренней налоговой системой страны ИТТ регулирует общий экономиче­ский климат в ней и оказывает существенное воздействие на мно­гие процессы, протекающие в экономической жизни страны.

    Основная часть ИТТ - ставки таможенных пошлин, являю­щихся по своей сути своеобразным налогом на право ввоза ино­странного товара (пошлины взимаются в момент пересечения таможенной границы государства).

    В зависимости от направления движения товаров пошлины бывают импортные, экспортные и транзитные. При этом наиболее часто применяются импортные пошлины, менее - экспорт­ные и транзитные.

    В соответствии со способом установления различают следующие ставки таможенных пошлин:

    1. Адвалорные ставки, которые являются наиболее распространенными в международной торговле. Они устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров.

    2. Специфические пошлины, исчисляются в установленном размере за определенную единицу измерения (вес, объем и т.д.) облагаемого товара.

    3. Комбинированные - это ставки, которые сочетают в себе адвалорный и специфический виды таможенного обложения, например, 25 % от стоимости товара, но не менее 0,5 евро за 1 кг.

    Существенное значение при установлении таможенных пошлин приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени об­работки товара (т.е. чем больше в нем добавленная стоимость).

    Другим важным моментом являются правила определения страны происхождения товара, поскольку применительно к различным группам стран ввозные (импортные) пошлины дифференцируются. Базовыми при этом являются ставки ввозных пошлин на товары тех стран, в отношении которых у данной (ввозящей то­вар) страны действует режим наибольшего благоприятствования.

    Этот режим предполагает обязательство стран, на которые распространяется режим наибольшего благоприятствования, устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению к любой третьей стране.

    В соответствии с заключенными соглашениями и сложив­шейся к настоящему времени практикой в отношении развива­ющихся стран действуют ввозные пошлины в два раза меньшие, чем базовые ставки. Товары из стран, в отношении которых не применяется режим наибольшего благоприятствова­ния, ввозятся по ставкам импортных таможенных пошлин в два раза больше базовых ставок. Товары из наименее развитых стран вво­зятся беспошлинно (с «нулевыми» пошлинами).

    Основные нетарифные меры (методы) государ­ственного регулирования внешнеторговой деятельности представляют собой совокупность экономических (кроме тамо­женного тарифа), административных и других мер, оказы­вающих регулирующее воздействие на внешнюю торговлю. При этом экономические меры включают:

    Контроль таможенной сто­имости;

    Валютный контроль;

    Финансовые меры (связанные с суб­сидиями, санкциями и др.);

    Защитные меры, к которым относятся особые виды пошлин (антидемпинговые, компенса­ционные, специальные);

    Дополнительные таможенные обложе­ния (акцизы, НДС, другие налоги).

    Административные меры включают запреты (эмбарго) в открытом и скрытом виде, лицен­зирование (автоматическое и неавтоматическое), квотирование и экспортный контроль.

    Таким образом, государственное регулирование внешней торговли осуществляется с помощью семи основных нетарифных методов.

    1. Паратарифные методы представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностран­ных товаров при их ввозе на территорию данной страны. К ним относятся различные таможенные сборы, внутренние налоги, спе­циальные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся, прежде всего, НДС и акцизы.

    Данные платежи регулируют цены импортных товаров на внут­реннем рынке страны и защищают отечественные товары от ино­странной конкуренции.

    В некоторых странах используются весьма специфичные фор­мы паратарифных платежей:

    Сбор в фонд развития экспорта (в Австрии),

    Сбор на охрану окружающей среды (в Дании),

    Сбор на борьбу с мусором (в Финляндии) и др.

    Паратарифные методы, как правило, прямо не связывают с целями регулирования внешней торговли (как таможенные по­шлины), однако их воздействие на внешнюю торговлю нередко оказывается весьма существенным.

    2. Меры контроля над ценами - это, во-первых, меры борьбы с искусствен­ным занижением цен на импортируемые в данную страну това­ры (антидемпинговые меры). Антидемпинговые пошлины фактически представляют собой дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых това­ров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже их нормальной цены на внутреннем рынке страны-экспортера и причиняют материальный ущерб отечествен­ному производителю страны-импортера.

    Во-вторых, меры, направленные против экспортных субсидий, представляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает их международную конкурентоспособность (компенсационные меры).

    3. Финансовые меры, которые, как правило, связаны с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешне­торгового обмена, например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых опе­раций.

    4. Меры количественного контроля (квотирования) связаны с ус­тановлением странами соответствующих количественных огра­ничений на ввоз и вывоз конкретных товаров. Например, экспорт конкретного товара может быть запрещен или органичен в ситуации, когда на внутреннем рынке данной страны существует дефицитность данного товара. Эти меры применяются практически всеми странами.

    5. Автоматическое лицензирование. Суть этой меры состоит в том,что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требу­ется получение соответствующего документа (лицензии). С вве­дением лицензирования осуществляется мониторинг (наблюде­ние) за торговлей данными товарами. Хотя такого рода мони­торинг сам по себе не является ограничительной мерой (так как это лицензирование автоматическое), однако он облегчает вве­дение таких мер в случае необходимости. Практика автоматичес­кого лицензирования является достаточно распространенной.

    6. Монополистические меры. Суть этого нетарифного инструмента регулирования внешней торговли состоит в том, что в различ­ные периоды отдельные государства устанавливают свою моно­полию на торговлю определенными товарами вообще (т.е. включая и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Во многих случаях введение государственной монополии внешней торговли отдельными товарами в тех или иных странах моти­вируется их руководством соображениями поддержания обще­ственной морали, здоровья и нравственности (алкоголь, табак), обеспечения стабильного снабжения населения лекарством (фар­мацевтика), продовольственной безопасности (зерно), санитарно-ветеринарными соображениями (продовольствие).

    7. Технические барьеры во внешней торговле. Они связаны с осуще­ствлением контроля импортных товаров с точки зрения их со­ответствия национальным стандартам безопасности и качества. Они обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможенную границу.

    Цель установления и использования этих стандартов - обеспечение качества экспорт­ной продукции, требований производства, защита жизни и бе­зопасности людей, животных и растений, а также защита окру­жающей среды и обеспечение требований национальной безопас­ности.

    Таким образом, таможенные полшины можно классифицировать:

    а) по объекту обложения: импортные, экспортные, транзитные;

    б) по характеру: сезонные, антидемпинговые, компенсационные;

    в) по способу взимания: адвалорные, специфические, комбинированные;

    г) по типам ставок: переменные, постоянные;

    д) по происхождению:

    Автономные – вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

    Конвенционные, т.е. договорные как на базе двустороннего так и многостороннего соглашения;

    Преференциальные – имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом;

    е) по способу вычисления:

    Номинальные - на основе таможенного тарифа;

    Эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

    Государственное регулирование внешнеторговой деятельности посредством использования таможенных пошлин обеспечивает выполнение следующих функций:

    Фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются статьями доходной части государственного бюджета;

    Протекционистскую, относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

    Балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, устанавливаемым с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров.

    Однако влияние таможенных тарифов на экономику страны не однозначно. Имеются аргументы в пользу тарифов, которые обеспечивают защиту и стимулируют национальное производство, являются важным источником бюджетных доходов и т. д., и аргументы против тарифов, так как они замедляют экономический рост, косвенно подрывают экспорт страны, приводят к увеличению налогового бремени на потребителей, нередко приводят к торговым войнам и т.д.

    Число мер государственного регулирования внешней торгов­ли постоянно растет, поскольку в международный обмен вовлека­ются все новые продукты различных сфер экономической деятель­ности. Это с необходимостью предполагает использование и более широкого круга средств и инструментов, позволяющих эффектив­но ограждать национальную экономику от негативного влияния внешних факторов, содействовать укреплению позиций отечест­венных производителей на мировом рынке.

    Инструменты (методы) государственного регулирования внеш­ней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Класси­фикация этих инструментов на тарифные и нетарифные впервые была предложена Секретариатом ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле - GATT, General Agreement on Tariffs and Trade) в конце 60-х гг. XX в. Этим соглашением нетарифные огра­ничения (НТО) были определены как «любые действия, кроме та­рифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли».

    К настоящему времени единая (универсальная) международная классификация нетарифных инструментов государственного ре­гулирования внешней торговли еще не выработана и не согласова­на. Существуют классификации ГАТТ/ВТО, Международной тор­говой палаты, Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD - ЮНКТАД), МБРР, Тарифной комиссии США, отдельных ученых, исследую­щих данные проблемы.

    В настоящее время помимо тарифных методов государственного регулирования ЮНКТАД классифицирует нетарифные методы регулирования внешней торговли (нетарифные ограничения) сле­дующим образом:

    1) паратарифные методы;

    2) меры контроля за ценами;

    3) финансовые меры;

    4) меры количественного контроля;

    5) меры автоматического лицензирования;

    6) монополистические меры;

    7) технические меры.

    Таким образом, вместе с тарифными мерами ЮНКТАД исполь­зуется всего восемь основных мер (методов) тарифного и нетариф­ного государственного регулирования внешней торговли.

    Тарифные методы являются наиболее распространенными и постоянно используемыми - в форме импортных и (в меньшей мере) экспортных пошлин.

    Существенное значение для их рассмотрения имеет понятие импортного таможенного тарифа (ИТТ), который представляет собой систематизированный перечень (или номенклатуру) ввози­мых товаров, облагаемых при этом таможенными пошлинами, а также совокупность методов определения их таможенной стои­мости и взимания пошлин; механизм введения, изменения или отмены пошлин; правила определения страны происхождения то­вара.

    Главными составляющими ИТТ являются:

    Систематизированный перечень (номенклатура) ввозимых товаров;



    Методы определения таможенной стоимости (цены) ввози­мых товаров и взимания пошлин;

    Механизм введения, изменения или отмены пошлин;

    Правила определения страны происхождения товара;

    Пределы полномочий органов исполнительной власти в та­моженной области.

    ИТТ базируется на принимаемых в различных странах законо­дательных актах, таможенных кодексах. Вместе с внутренней на­логовой системой страны ИТТ регулирует общий экономический климат в ней и оказывает существенное воздействие на многие процессы, протекающие в экономической жизни страны.

    Активная часть ИТТ - ставки таможенных пошлин, явля­ющихся по своей сути своеобразным налогом на право ввоза ино­странного товара (пошлины взимаются в момент пересечения та­моженной границы государства).

    В зависимости от направления движения товаров пошлины бы­вают импортные, экспортные и транзитные. При этом наиболее часто применяются импортные пошлины, менее часто - экспорт­ные и транзитные.

    В соответствии со способом установления пошлин различа­ются:

    Адвалорные пошлины;

    Специфические пошлины;

    Комбинированные пошлины.

    Наиболее распространенные в международной торговле адва­лорные пошлины устанавливаются в виде процента от стоимости (цены) пересекающего таможенную границу товара. В этой связи существенное значение приобретает метод оценки стоимости им­портных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможен­ных целях, заключенным в рамках ГАТТ. Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обра­ботки товара (т.е. чем больше в нем добавленная стоимость).

    Важное место в системе импортного таможенного тарифа отво­дится правилам определения страны происхождения товара, по­скольку применительно к различным группам стран ввозные (им­портные) пошлины дифференцируются. Базовыми при этом явля­ются ставки ввозных пошлин, применяемые к товарам, ввозимым из стран, в отношении которых у данной (ввозящей товар) страны действует режим наибольшего благоприятствования (Most Favoured Nation Treatment). Суть его состоит в том, что страна, применяющая к ряду других стран режим наибольшего благоприятствования, в случае снижения импортных пошлин по отношению к какой-либо третьей стране (в отношении которой данной страной режим наи­большего благоприятствования не применяется) должна автома­тически снизить импортные пошлины на те же товары и до того же уровня, что и для этой третьей страны. В соответствии с заключен­ными соглашениями и сложившейся к настоящему времени прак­тикой в отношении развивающихся стран действуют ввозные по­шлины в 2 раза меньшие, чем базовые ставки. Товары из стран, в отношении которых не применяется режим наибольшего благо­приятствования, ввозятся по ставкам импортных таможенных по­шлин в 2 раза больше базовых ставок. Товары из наименее разви­тых стран ввозятся беспошлинно (с «нулевыми» пошлинами).

    Рассмотрим основные нетарифные меры (методы) государствен­ного регулирования внешнеторговой деятельности. Они представ­ляют собой совокупность экономических (кроме таможенного тарифа), административных и технических мер, оказывающих ре­гулирующее воздействие на внешнюю торговлю. При этом эконо­мические меры включают контроль таможенной стоимости, валют­ный контроль, финансовые меры (связанные с субсидиями, санк­циями и др.), а также защитные меры, к которым относятся особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные, специаль­ные) и дополнительные таможенные обложения (акцизы, НДС, другие налоги). Административные меры включают запреты (эм­барго) в открытом и скрытом виде, лицензирование (автоматиче­ское и неавтоматическое), квотирование и экспортный контроль.

    Как уже отмечалось, ЮНКТАД выделяет семь основных нета­рифных мер государственного регулирования внешней торговли (паратарифные методы, меры контроля за ценами, финансовые меры, меры количественного контроля, меры автоматического ли­цензирования, монополистические меры, технические меры).

    Паратарифные методы представляют собой виды платежей (по­мимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны. К ним отно­сятся различные таможенные сборы, внутренние налоги, специ­альные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся прежде всего НДС и акцизы.

    НДС (value added tax - VAT), акцизы (excise tax, internal revenue tax) и другие паратарифные платежи применяются как нетарифные меры государственного регулирования внешней торговли, направ­ленные на защиту интересов отечественных товаропроизводителей и стимулирование конкурентоспособности отечественных товаров наряду с тарифными мерами регулирования. Данные платежи ре­гулируют цены импортных товаров на внутреннем рынке страны и защищают отечественные товары от иностранной конкурен­ции.

    В некоторых странах используются весьма специфичные формы паратарифных платежей: сбор в фонд развития экспорта (в Авс­трии), сбор на охрану окружающей среды (в Дании), сбор при вво­зе в страну товаров в пластиковых контейнерах (по экологическим причинам - в Италии), налог на защиту растений (в Швеции), сбор на борьбу с мусором (в Финляндии) и др.

    Паратарифные методы, как правило, прямо не связывают с це­лями регулирования внешней торговли (как таможенные по­шлины), однако их воздействие на внешнюю торговлю нередко оказывается весьма существенным.

    Меры контроля за ценами - это меры борьбы с искусственным занижением цен на импортируемые в данную страну товары (ан­тидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных госу­дарств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусст­венно повышает их международную конкурентоспособность (ком­пенсационные меры).

    Антидемпинговые пошлины фактически представляют собой дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже их нормальной цены на внутреннем рынке страны-экспортера и причиняют материальный ущерб отечественному производителю страны-импортера. В международной практике достаточно продолжительное время не существовало общепри­знанного всеми определения демпинга. Это создавало предпосыл­ки для таможенных властей некоторых стран, особенно в сложные с экономической точки зрения периоды развития, принимать про­извольные и часто необоснованные решения в отношении экспор­теров ввозимой в страну продукции.

    Принятый в рамках ГАТТ/ВТО Антидемпинговый кодекс (Со­глашение о применении статьи VI ГАТТ-1994) конкретизировал методику определения факта демпинга и соответствующие юри­дические основания для использования антидемпинговых пошлин. Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается в каждом слу­чае индивидуально, при этом ее размер должен соответствовать разнице между нормальной ценой и демпинговой ценой (dumping margin), что позволяет реально нейтрализовать демпинговую опе­рацию. Введение антидемпинговой пошлины не носит автомати­ческого характера - она вводится только после проведения рас­следования с целью установления самого факта демпинга и выяс­нения того, что демпинговый экспорт действительно причинил (или угрожает причинить) материальный ущерб отрасли промыш­ленности импортирующей данный товар страны.

    Следует обратить внимание на то обстоятельство, что междуна­родная практика проведения антидемпинговых расследований свидетельствует о том, что довольно многие обвинения в демпинге затем в ходе расследования не подтверждаются. Однако сам факт расследования и публичные обвинения в демпинге резко ослож­няют проведение экспортно-импортных операций и ставят под сомнение достижение в их ходе заинтересованными сторонами (экспортерами и импортерами) запланированных финансовых ре­зультатов. В случае доказанности факта демпинга и понесенного от него материального ущерба правительство страны своим специ­альным решением вводит антидемпинговые пошлины.

    Как показывает анализ применения антидемпинговых мер в мировой торговле, в период с 1995 г. они сами в значительной мере стали фактически использоваться как скрытый (или замаскиро­ванный) инструмент протекционистской политики (либо как один из инструментов так называемого «нового протекционизма»).

    Постепенное усиление в некоторых странах поддержки как экс­порта, так и внутреннего производства (например, в форме дота­ций, налоговых льгот, льготных тарифов и т.д.) нашло свое отра­жение в принятом в рамках ВТО Соглашении по субсидиям и ком­пенсационным пошлинам, которым были установлены правила использования странами субсидий и компенсационных пошлин. Однако, как и антидемпинговые меры, компенсационные меры нередко применяются странами как инструмент фактического «скрытого протекционизма».

    Для защиты от иностранных конкурентов некоторых экономи­чески уязвимых секторов национальной экономики (прежде всего различных отраслей аграрного сектора) могут применяться и сколь­зящие импортные сборы (направленные на то, чтобы довести внут­реннюю цену товара до определенного уровня).

    Финансовые меры связаны, как правило, с использованием осо­бых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторго­вого обмена (например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).

    Меры количественного контроля (квотирования) связаны с уста­новлением странами соответствующих количественных ограниче­ний на ввоз и вывоз конкретных товаров.

    Эти меры применяются практически всеми странами. Положе­ния ГАТТ-1994, связанные с применением количественных огра­ничений во внешней торговле, весьма противоречивы, содержат взаимоисключающие положения и к настоящему времени факти­чески не создают четкой и стройной международной правовой ос­новы для регулирования порядка применения мер количественно­го контроля (количественных ограничений). С одной стороны, ГАТТ-1994 содержит положения, в соответствии с которыми все страны, входящие в состав ВТО (а на эти страны к началу 2004 г. приходилось более 95% мировой торговли), должны отказаться от использования количественных ограничений. Однако, с другой стороны, в этом Генеральном соглашении есть положения, в соот­ветствии с которыми страны - его участницы могут применять количественные ограничения (например, для поддержания равно­весия платежного баланса страны). В ГАТТ-1994 есть так называ­емые «исключения из правила недискриминации», которые позво­ляют странам использовать количественные ограничения избира­тельно против ряда стран. В данном соглашении есть и положения о запрете импорта и экспорта тех или иных товаров. Например, экспорт конкретного товара может быть запрещен или ограничен в ситуации, когда на внутреннем рынке данной страны существует дефицитность (нехватка) данного товара.

    Автоматическое лицензирование. Суть этой меры состоит в том, что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа (лицензии). С введением лицензирования осуществляется мониторинг (наблюдение) за тор­говлей данными товарами. Хотя такого рода мониторинг сам по себе не является ограничительной мерой (так как это лицензиро­вание автоматическое), однако он облегчает введение таких мер в случае необходимости. Практика автоматического лицензирования является достаточно распространенной. Не случайно в рамках ВТО действует Соглашение о процедурах импортного лицензирования (ко­торое иначе определяют как Кодекс по импортному лицензирова­нию).

    Данное соглашение направлено на упрощение и унификацию формальностей при выдаче импортных лицензий. Им предусмат­ривается возможность создания системы автоматического лицен­зирования (при которой выдача соответствующей лицензии проис­ходит автоматически).

    Монополистические меры. Суть этого нетарифного инструмента регулирования внешней торговли состоит в том, что в различные периоды отдельные государства устанавливают свою монополию на торговлю определенными товарами вообще (т.е. включая и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Во многих случаях введение государственной монополии внешней торговли отдельными товарами в тех или иных странах мотивиру­ется их руководством соображениями поддержания общественной морали, здоровья и нравственности (алкоголь, табак), обеспечения стабильного снабжения населения лекарством (фармацевтика), продовольственной безопасности (зерно), санитарно-ветеринарными соображениями (продовольствие).

    Иногда такого рода монополия устанавливается в скрытом виде, когда в качестве монопольного продавца или покупателя государ­ство определяет соответствующую государственную компанию. В некоторых случаях весьма близкой к государственной монополии внешней торговли отдельными товарами оказывается практика централизации экспорта и импорта на базе создания добровольных ассоциаций экспортеров и импортеров данных товаров. Центра­лизация экспортных и импортных операций может в скрытом виде проявиться, например, в практике обязательного страхования тех или иных товаров национальными страховыми обществами, обя­зательной перевозки соответствующих товаров национальными транспортными компаниями и др.

    Существование в реальной практике такой нетарифной меры регулирования внешней торговли нашло свое отражение в том, что в ГАТТ-1994 имеется специальная статья (XVII), посвященная деятельности государственных торговых предприятий (которая фактически связана с монополистическими мерами во внешней торговле). Эта статья не запрещает деятельность таких предпри­ятий, но требует, чтобы они действовали в торговле на основе об­щих принципов недискриминации и руководствовались коммер­ческими соображениями, включая цену и качество товаров. Государственные торговые предприятия должны предоставлять равные возможности любым предприятиям других стран заключать с ними коммерческие сделки.

    Поэтому даже некоторые страны, входящие в ВТО, где всемер­но развиваются принципы либерализации торговли, используют форму государственных торговых предприятий. Так, в соответ­ствии со Справочником ЮНКТАД по импортным режимам, в 90-е гг. в Австрии 3 государственных предприятия концентриро­вали всю внешнюю торговлю табаком, алкоголем, солью, в Фин­ляндии - 2 (алкоголь, зерновые), в Исландии - 5 (алкоголь, электрооборудование, средства коммуникаций, табак, свежие фрукты), в Японии - 6 (алкоголь, зерновые, сливочное масло, мо­лочный порошок, соль, шелк), в Мексике - 1 (молочный поро­шок), в Новой Зеландии - 1 (фрукты), в Норвегии - 3 (алкоголь, зерно, фармацевтика), в Швеции - 1 (алкоголь), в Турции - 1 (ал­коголь), во Франции - 1 (спички), в Греции - 1 (спички), в Швей­царии - 2 (сливочное масло, алкоголь).

    Технические барьеры во внешней торговле связаны с осуществле­нием контроля импортных товаров с точки зрения их соответствия национальным стандартам безопасности и качества. Они обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможен­ную границу.

    В рамках ВТО действует Соглашение по техническим барьерам в торговле (Agreement on Technical Barriers to Trade, TBT- ТБТ). Дан­ное соглашение признает за всеми странами право устанавливать обязательные технические стандарты (включая требования к упа­ковке и маркировке товаров). Цель установления и использования этих стандартов - обеспечение качества экспортной продукции, требований производства, защита жизни и безопасности людей, животных и растений, а также защита окружающей среды и обе­спечение требований национальной безопасности.

    При этом Соглашение ТБТ признает, что государства имеют право устанавливать защиту, например, жизни людей, животных и растений или окружающей среды на национальном уровне, т.е. на том уровне, который в данной стране будет рассматриваться как необходимый. Иными словами, Соглашением ТБТ предпола­гается, что принятые в разных государствах законодательные меры в данной области могут различаться.

    Следует обратить внимание на то обстоятельство, что положе­ния данного соглашения, которыми руководствуются страны в своей практике государственного регулирования внешней торгов­ли, распространяются как на сами товары, так и на то, каким спо­собом они производятся. При этом способ производства товара учитывается Соглашением ТБТ лишь в том случае, когда он изме­няет качество товара. Например, данная страна запрещает ввоз в нее стального листа холодной прокатки, аргументируя это тем, что процесс производства не обеспечивает необходимого качества из­делия (т.е. критерием остается качество продукта). Данная ситуа­ция входит в компетенцию Соглашения ТБТ. Принципиально иной является ситуация, когда какая-либо страна запрещает ввоз в нее стального листа из другой страны на том основании, что про­изводящий стальной лист завод не имеет эффективной системы экологической защиты, однако на качестве данной продукции это не сказывается. В этом случае нет оснований для применения по­ложений Соглашения ТБТ.

    В соответствии с Соглашением ТБТ в тех случаях, когда странами принимаются свои технические нормы, не основанные на действу­ющих международных стандартах, страны - члены ВТО должны заранее опубликовать извещение об этом Секретариата ВТО.

    В приложении к Соглашению ТБТ содержится так называемый Кодекс добросовестной практики, регламентирующий подготовку, принятие и применение стандартов. Этот кодекс содержит указан­ные выше положения.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Дайте определение понятию «внешнеторговая политика».

    2. В чем состоит стратегия современной внешнеторговой политики?

    3. Охарактеризуйте содержание понятий протекционизма и либерализации и их соотношение в современной внешнеторговой политике.

    4. Назовите основные нетарифные меры регулирования внешней торговли по классификации ЮНКТАД.

    5. Охарактеризуйте содержание Импортного таможенного тарифа и его состав­ляющих.

    6. Покажите различия между адвалорными, специфическими и комбинирован­ными пошлинами.

    7. Охарактеризуйте паратарифные меры регулирования внешней торговли.

    8. Покажите место и роль антидемпинговой политики и антидемпинговых по­шлин, в частности, в современной внешнеторговой политике государств.

    9. Покажите примеры того, как монополистические меры регулирования совре­менной внешней торговли проявляются в скрытом виде.


    © 2024
    reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник