15.08.2019

Социальная дифференциация и ее виды. Социальная дифференциация, социальная стратификация, теории и школы, типы. Социальная роль невозможна без таких условий, как


Общества, согласно которым, главным критерием для определения социальной дифференциации было отношение к средствам производства. В частности, на такой точке зрения стоял марксизм. Однако его теоретики выделяли не только классы, но и прослойки внутри каждого класса (например, мелкая, средняя и крупная буржуазия), тем самым подчеркивая, что неравенство и отчуждение характерны для любых групп людей. Тем не менее, они считали, что их следует преодолеть, и такой класс, как пролетариат, играет в истории именно эту миссию.

В противовес классовой теории сложилась концепция, в основе которой тоже лежала социальная дифференциация. Автором этой теории стратификации был Питирим Сорокин. Он разработал целую систему признаков и критериев общественного расслоения, формирующих структуру социального организма. Сорокин различал одномерную и многомерную стратификацию, то есть, разделение общества на такие группы, как «страты» по одному признаку и по целой их совокупности. Он разделял эти страты по таким характерным чертам, как занятость, доходы, бытовые условия, образование, психологические черты, религиозные верования, стиль поведения, и многие другие. Многие современные социологи считают страты базовым и «конечным» элементом социальной структуры.

Ученых также интересовало, насколько судьба индивида и социальная дифференциация общества детерминированы разделением на страты. Они рассчитали возможность перехода из одной группы в другую (горизонтальная мобильность), а также внутри классов (вертикальная), на протяжении одного, двух или более поколений, выделив среди них закономерную и случайную мобильность. В изучении проблемы стратификации большую роль сыграла теория Макса Вебера. Он полагал, что различие между группами людей обусловлено не только доступом к общественному богатству, власти и праву, но также и социальными показателями - статусом и престижем. Согласно Веберу, каждой группе присущ определенный стиль жизни - привычки, стереотипы, ценности.

Изучением норм, определяющих поведение людей в общественной системе, а также того, как социальная дифференциация влияет на их статус, занимались такие философы и социологи, как Линдон и Мид. Такие составляющие как стереотип и престиж, заставляют человека соответствующим образом, разделяемым их группой, оценивать какого-либо человека или явление (например, какого бренда одежду покупать, отправлять ли детей учиться в Йелький университет, обязательно ли иметь роллс-ройс или мерседес). Если же человек хочет освободиться от навязанной ему роли, как правило, считается, что он утратил престиж, и к нему могут быть применены

Социальная дифференциация в таких случаях оборачивается реакцией группы, а то и целого общества, на поведение индивида, который «уклоняется» от выполнения ожиданий, соответствия общепринятым нормам и ценностям. Подобные санкции могут быть предусмотрены законодательством, а иногда они базируются на обычаях, морали или религии. Особенно это характерно для когда идут в ход даже физические действия - избиение, смертная казнь, самосуд или линчевание, лишение свободы. В других случаях применяются такие экономические санкции, как штрафы или Но в большинстве современных стран в основном ограничиваются выказыванием знаков неуважения.

Взаимодействие между социальными ролями, статусом, санкциями, престижем и другими подобными механизмами изучает особая дисциплина, интеракционизм. Каждая такая группа, утверждают ученые, создает свой собственный «мир», где расписан «сценарий жизни», те или иные поступки, определенная одежда. Существует даже социальная дифференциация языка, порожденная отличиями между крупными коллективами людей в профессиональной или корпоративной области. Но такие миры нестабильны. Те или иные общественные события, особенно крупного масштаба, заставляют людей переосмысливать свои роли и совершать иногда совершенно неожиданные действия. Так происходит изменение привычного мира, в котором роли распределяются вновь.

Социальная общность

Структурные элементы общества

Одним из наиболее распространенных подходов к формированию социальной структуры общества является выделение в качестве исходного элемента различных видов социальных общностей.

Социальная общность - реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия. Существует и другое определение социальной общности, когда под ней понимаются все существующие социальные объединения, члены которых связаны общими интересами и находятся в прямом или косвенном взаимодействии.

Социальные общности различаются разнообразием конкретных исторических и ситуационно обусловленных видов и форм. Общности различаются:

§ по количеству составляющих общность элементов (от двух элементов до многих миллионов)

§ по продолжительности существования (от кратковременных, существующих меньше продолжительных жизни одного поколения людей, до долговременных, существующих многие поколения)

§ по плотности связей между членами объединения (от тесносплоченных коллективов до номинальных объединений)

По совокупности признаков социальные общности можно разделить на два типа - массовые и групповые. Массовые общностиотличаются от групповых прежде всего качеством и степенью взаимодействия. Признаками массовой общности являются следующие черты:

§ объединения представляют собой аморфные образования с нечеткими разделительными границами

§ для объединения характера неопределенность количественного и качественного состава, ему присущи разнородность и межгрупповая природа

§ для объединения характерен ситуативный способ образования, объединение не устойчивым, но быстро меняющимся

Массовыми общностями являются толпа, политические и общественные движения, различные ассоциации.

В силу аморфного состава массовые общности не рассматриваются в качестве структурных социальной-групповой структуры общества.

Групповые общности (социальные группы) отличаются от массовых более тесным взаимодействием и выступают в качестве основных элементов структуры общества.

[править]Социальная группа

Социальная группа - совокупность людей, имеющих общий социально значимый признак, общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества.

По мнению Роберта Мертона: "Социальная группа - это совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих себя частью группы и признающихся членами этой группы с точки зрения других людей" . В данном случае, принадлежность к той или иной социальной группе рассматривается как основа для самоидентификации личности.

Социальные группы в свою очередь делятся по масштабу и степени сплоченности на большие и малые, первичные и вторичные.

Большие группы - крупные объединения людей, характеризующиеся наличием общих интересов и пространственной разобщенностью. К большим группам относятся этносы, классы, территориальные общности, профессиональные группы, социальные слои.

Малые группы - малочисленные по составу объединения, члены которых связаны общей деятельностью и находятся в прямом, непосредственном, личном общении. Характеристиками малых групп является малый состав, пространственная близость членов, общность групповых ценностей, норм и образцов поведения, неформальный контроль за поведением членов группы. Примерами малых социальных групп являются семья, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда, бригада, банда.

Вторичные группы - социальные группы, члены которых взаимодействуют опосредственно, как правило - через членство в каких-либо институтах и организациях.

Первичные группы - малые социальные группы, члены которых находятся в прямом непосредственном взаимодействии.

Все большие группы являются вторичными.

Малые социальные группы могут быть как первичными, так и вторичными. Вторичные малые группы, как правило, объединены общей функцией и характеризуются отсутствием эмоциональных контактов.

В качестве основных элементов социально-групповой структуры могут выступать различные виды социальных групп, выделенные по разным основаниям. Это усложняет формирование единой социально-групповой структуры общества, и порождает различные подходы.

[править]Подходы к формированию социально-групповой структуры общества

Традиционный подход включает в себя несколько подструктур:

§ демографическая подструктура (половая, возрастная)

§ этноподструктура (племя, народность, нация)

§ территориальная подструктура (городское и сельское население, регион)

§ классовая подструктура (классы и социальные группы)

§ семейная подструктура

Социально-экономический подход , отстаиваемый, в частности, российским учеными Татьяной Заславской и Розалиной Рывкиной, понимает под социальной структурой общества - самих людей, организованных в различного вида группы и выполняющие в системе экономических отношений определенные социальные роли.

В рамках подхода, также выделяет ряд подструктур:

§ этнодемографическая подструктура

§ социально-территориальная подструктура

§ семейно-хозяйственная подструктура

§ организационно-управленческая подструктура

§ социально-трудовая подструктура

§ профессионально-должностная подструктура

Подход Питирима Сорокина . Рассматривая социальную структуру общества, Сорокин предложил схему выделения исходных элементов структуры в зависимости от характера ценностей, объединяющих отдельные группы общностей, выступающих в роли данных элементов.

Главнейшие формы неорганизованных и полуорганизованных групп, основанных на непостоянных ценностях:

§ внешне-организованные группы

§ толпа, публика

§ номинальные конгломераты

Важнейшие односторонние группы, построенные на одном ряде ценностей:

§ биосоциальные (расовые, половые, возрастные)

§ социокультурные (род, территориальное соседство, языковая группа, профсоюз, экономическая группа, религиозная группа, политическая группа, идеологическая группа, элитарная группа)

Важнейшие многосторонние группы, построенные вокруг комбинации двух или более рядов ценностей:

§ сословие

Сложившиеся в организованной группе ряды ценностей, закрепляют права и обязанности каждого члена группы по отношению к другим, функции и роли членов, а также престиж и социальный статус.

Социальная дифференциация

Слово "дифференциация" происходит от латинского корня, означающего "различие". Социальная дифференциация - это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение. Многие исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытных племенах выделялись группы в соответствии с полом и возрастом, с присущими им привилегиями и обязанностями. Здесь же были влиятельный и уважаемый вождь и его приближенные, а также живущие "вне закона" отверженные. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось и становилось все более очевидным. Принято различать экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию. Экономическая дифференциация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу есть проявление политической дифференциации. К профессиональной дифференциации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими.

Таким образом, уточняя понятие социальной дифференциации, можно сказать, что под ним подразумевается не просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними с точки зрения их общественного положения, объема и характера права, привилегий и обязанностей, престижа и влияния. Устранимо ли это неравенство? На этот вопрос даются разные ответы. Например, марксистское учение об обществе исходит из необходимости и возможности устранения этого неравенства как наиболее яркого проявления социальной несправедливости. Для решения этой задачи нужно в первую очередь изменить систему экономических отношений, ликвидировать частную собственность на средства производства. В других теориях социальное расслоение также расценивается как зло, однако оно неустранимо. Люди должны принимать такое положение как неизбежность. Согласно иной точке зрения, неравенство расценивается как положительное явление. Оно заставляет людей стремиться к совершенствованию общественных отношений. Социальная же однородность приведет общество к гибели. При этом многие исследователи отмечают, что в большинстве развитых стран происходит уменьшение социальной поляризации, увеличиваются средние слои и сокращаются группы, относящиеся к крайним общественным полюсам. Поразмышляйте над приведенными точками зрения, попытайтесь соотнести их с реальными общественно-историческими процессами.

Социальная стратификация

Социальная стратификация (от лат. stratum - слой и facio - делаю) - одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли, этажам расположенных предметов, ярусам растений и т.п..

Стратификация - это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними - основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга,потребления. В социальной стратификации устанавливаются определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и выстраивается иерархия из социальных слоев. Таким образом фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций. Но в любом случае социальная стратификация является результатом более или менее сознательной деятельности (политики) правящих элит, крайне заинтересованных в том, чтобы навязать обществу и легитимизировать


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ, любые возникающие в процессе социального взаимодействия и закрепляемые в социальной структуре различия между индивидами, группами и их положением (позициями) в обществе.

Обычно выделяют 4 главные формы дифференциации социальной:

1) Функциональная дифференциация (разделение труда, профессиональная и ролевая) обозначает разделение сфер деятельности: на самом высоком уровне - между политикой, экономикой и культурой; на среднем уровне - между многофункциональными корпорациями; на индивидуальном - между экономическими специальностями отдельных работников.

2) Ранговая дифференциация (кастовые, сословные, классовые и т. п. различия) отражает неравенство в распределении дефицитных ресурсов любого рода (власти, собственности, статуса, престижа, привилегий и др.).

3) Культурная дифференциация определяет различия в ценностях, образе жизни, менталитете, в следовании разным традициям, обычаям, нормам и правилам поведения.

4) Состязательная дифференциация построена на институциональном признании индивидуальных достижений в образовании, в вертикальной социальной мобильности и т. п. (чины, звания, награды, учёные степени и др.). В реальности все эти формы дифференциации социальной переплетены и взаимозависимы. Естественные различия между людьми (возрастные, половые, расовые и т.п.) в разных общественных системах приобретают разные значения, превращаясь в возрастные категории, гендерные роли, дискриминируемые группы и другие позиции в социальной структуре, определяющие статусные различия между людьми в процессе совместной деятельности, в передаче культурного наследия и др.

Функциональную и сопровождающую её структурную дифференциацию социальную после Г. Спенсера толкуют также и как эволюционный процесс специализации социальных ролей, институтов и организаций на исполнении конкретных узких функций, прежде слитых в одной роли или организации. Так, сосредоточенные в период Средневековья в церковных учреждениях функции образования, науки, социального контроля, попечения и др. со временем взяли на себя специальные светские учреждения. Функциональная специализация отдельных людей и социальных групп требует как взаимообменов между «равными», т. е. связей между действующими в равноценных социальных позициях (горизонтальная дифференциация социальная), так и асимметричных отношений по линии власть - подчинение (вертикальная дифференциация социальная, иерархия). Совокупность горизонтальных и вертикальных отношений описывает структуру любой социальной организации. В этом описании важно выделить переход дифференциации социальной в особую форму - системную социальную интеграцию, дифференциально отбирающую связи, поддерживающие функциональную целостность и работоспособность изучаемой социальной системы и не допускающие появления разрушительных расхождений между её элементами. В таком понимании и дифференциация социальная, и дополняющая её социальная интеграция по сути используются как адаптированные версии универсальных методологических принципов дифференциации и интеграции из общей теории систем и эволюции.

Эмпирические и теоретические исследования ранговой дифференциации социальной, тесно связанные с проблематикой социального неравенства, власти и собственности и потому всегда имеющие дело с людьми и группами в неравноценных социальных позициях, образуют специальную область «теорий социальной стратификации» (расслоения), включающую марксистские и веберианские теории классов. Социологи приписывают ранговые различия всем без исключения человеческим группам и обществам ввиду неустранимости неравенства (даже при отмене частной собственности) как необходимого условия всякой социальности. Без неравенства невозможно долго поддерживать мотивацию социальной деятельности. Развитая дифференциация социальная - показатель эволюционной сложности общества. Со времён Аристотеля, учившего, что есть свободные по природе и рабы по природе, коим «быть рабами и полезно и справедливо», не прекращается поиск и обоснование гармоничных соответствий между природными различиями людей по талантам и способностям и различиями их социальных позиций; иными словами, поиск естественной шкалы ранговой дифференциации социальной для «справедливой» расстановки людей в обществе. Однако большинство социальных мыслителей, начиная с Ж. Ж. Руссо, придерживаются мнения, что невозможно рационально и научно доказать достаточно существенную связь между естественным и социальным неравенствами и, соответственно, между индивидуальной дифференциацией (обусловленной случайным генетическим неравенством) и развивающейся исторически дифференциации социальной. Её нельзя уничтожить, но последствия дифференциации социальной можно смягчать и делать терпимыми для самых бедных слоёв общества. В современной политике этого добиваются поощрением состязательной формы дифференциации социальной и наделением и верхов, и низов общества всеобщим равным статусом граждан в демократическом, правовом, социальном государстве, цель которого - обеспечить всем международно признанные стандарты качества жизни, питания и потребления, достижимые при данном уровне цивилизации.

Лит.: Ленин В. И. Великий почин // Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. М., 1963. Т. 39; Аристотель. Политика // Аристотель. Соч. М., 1983. Т. 4; Вебер М. Избр. соч. М., 1990; Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., 1996; Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М., 2000; Дарендорф Р. Тропы из утопии. М., 2002.

Виды социальных групп.

Социальная дифференциация

Причины дифференциации:

1. частная собственность

Социальная политика

Теория стратификации

Основные критерии стратификации

3. престиж

4. образование

Социальный статус личности и социальные роли.

Социальный статус – это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором .

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он - мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор паук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

В статусном наборе обязательно найдется главный статус. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Социальные статусы бывают предписанные и приобретённые.

ко второй – профессия, образование и др. Отдельные статусы являются престижными, другие – наоборот.

Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

1. реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

2. системы ценностей, характерных для данного общества.

Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на её поведение.

Социальная роль личности – это совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующим им образцов поведения. Социальная роль - модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе.

Их совокупность называется ролевой системой (ролевым набором).

Социальная роль невозможна без таких условий, как:

1. ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом;

2. социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.

Социальная мобильность

Человек, занимающий определённое место в этой структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, Такой переход называется социальной мобильностью.

Виды социальной мобильности

Высокий показатель вертикальной социальной мобильности при иных равных условиях считают важным свидетельством демократичности общества.

Социальные лифты (каналы социальной мобильности) – это социальные механизмы, позволяющие людям перемещаться из одного социального слоя в другой.

П. Сорокин (американский социолог русского происхождения) выделял:

1. Армия (Наполеон)

2. Церковь (патриарх Никон)

3. Школа, образование (Ломоносов)

Другие каналы социальной мобильности:

1. Семья и брак (Екатерина Первая)

2. Партийная деятельность (Сталин)

3. СМИ (Малахов, Ксения Собчак)

Семья как малая группа.

Виды семей

1. По родственной структуре бывают:

семьи расширенные (многопоколенные) , которые объединяют под одной крышей супружескую пару с детьми и кого-то из родителей супружеской пары

семьи нуклеарные - супружеские парыс одним или двумя детьми.

2. Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и не­полные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с ба­бушками-дедушками).

3. В зависимости от количества детей различают семьи бездетные, однодетные, мало- и много­детные.

4. По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, традици­онно выделяют два типа семьи.

Традиционная, или патриархальная, семья предпола­гает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поко­лений. Женщина экономически зависит от супруга, се­мейные роли четко регламентированы: муж (отец) - добытчик и кормилец, жена (мать) - домохозяйка и вос­питатель детей.

К характеристикам партнерской, или эгалитарной, се­мьи (семьи равных) можно отнести справедливое, пропор­циональное распределение семейных обязанностей, взаимо­заменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важ­ных для семьи решений, а также эмоциональную насы­щенность отношений. Социальные психологи особо отмеча­ют именно этот признак, подчеркивая тем самым, что только в семье партнерского типа можно говорить о взаи­моуважении, взаимопонимании и эмоциональной потреб­ности друг в друге.

5. По занятости в общественном производстве:

однокарьерная модель традиционном обществе отец был занят в общественном производстве, мать занималась домашним хозяйством)

двухкарьерная модель

Функции семьи

Под функциями семьи понимается ее деятельность, име­ющая определенные социальные последствия.

1. Репродуктивная функция связана с биологическим воспроизводством членов общества.

2. Новое поколение, при­ходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, мо­ральных и других ценностей. В этом проявляется воспи­тательная функция.

3. Хозяйственно-экономическая функ­ция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета; орга­низацию семейного потребления и проблему распределения домашнего труда; поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами.

4. Семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность, создает чувство безопасности и психологи­ческого комфорта, обеспечивает эмоциональную поддерж­ку и сохранение общего жизненного тонуса (эмоциональ­но-психологическая функция). Ученые особо говорят о рекреационной функции, которая включает в себя духов­но-эстетические моменты, в том числе и организацию про­ведения свободного времени.

5. Кроме того, семья предостав­ляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества (социально-статусная функция).

6. Семья регулирует сексу­альное поведение людей, определяя, кто, с кем и при ка­ких обстоятельствах может вступать в сексуальные отно­шения (сексуальная функция).

Молодёжь как социально-демографическая возрастная группа

Социологи относят к молодёжи людей в возрасте от 16 до 25 лет. Возрастные границы определяются конкретно-историческими условиями, социально экономической ситуацией, поэтому могут быть подвижны.

Переход от молодости к зрелости характеризуют критерии

Основные черты молодёжной субкультуры

1. вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни

2. включение в различные группы сверстников (неформальные молодёжные группы)

3. своеобразные вкусы, особенно в одежде, музыке

4. культ силы, радикализм

5. это скорее культ досуга, чем работы (некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодёжи не живёт, а проживает, не работает, а подрабатывает, не делает, а делает вид, что делает)

6. открытость к новациям

Социальные функции молодёжи

1. освоение новых профессий. Закономерность: чем новее профессия, тем моложе возраст её представителей

2. освоение новых территориально-производственных комплексов. Терииториальная подвижность молодёжи в 5 раз выше, чем у других возрастных групп (примеры: освоение целины, БАМ)

3. культурно-интеллектуальная мобильность. Молодёжь – наиболее активный потребитель новейшего научного знания.

Этнические общности. Нации и межнациональные отношения

Этнос (греч. – народ) – совокупность людей, обладающих общностью языка, культуры, осознающих своё историческое единство. В современном мире существует не менее двух тысяч различных этносов.

Формы этносов:

в первобытное время - племя

в древности и средневековье - народность

в новейшее время, наиболее развитая и устойчивая общность -нация

Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками этническая общность, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

Нация возникает в период зарождения капитализма. В этот период складываются классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

Признаки нации:

1. общности территории;

2. общность языка;

3. общность экономической жизни;

4. общие черты психического склада;

5. национальная профессиональная культура;

6. национальное самосознание. Осознание личностью себя как неотъемлемой частицы нации, сопричастности к общей исторической судьбе и культуре нации, переживания за её прошлое, настоящее и будущее, ориентации на цели и ценности национального развития.

Как определить национальность человека? Национальная самоидентификация.

Национальная принадлежность является частным (личным) делом самих граждан. Конституция РФ, ст. 25, п. 1: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности»

Национализм и шовинизм

Национализм - идеология, суть которой в проповеди особенности и/или исключительности своего народа, приоритета национальных ценностей и т.д.

Крайней формой национализма является шовинизм, проповедующий исключительность своей нации, противопоставление интересов своей нации интересам остальных наций, разжигающий национальную вражду и ненависть.

Межнациональные отношения

Межнациональные взаимоотношения всегда отличались своим противоречивым характером - тяготением к сотрудничеству и периодическими конфликтами.

Причины межнациональных конфликтов:

1. территориальные споры;

2. исторически возникшая напряжённость в отношении между народами;

3. политика дискриминации, проводимая господствующей нацией;

4. попытки национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;

5. стремление народов к созданию собственной государственности (СЕПАРАТИЗМ)

При решении этих конфликтов необходимо соблюдать гуманистические принципы политики в области национальных отношений:

1. отказ от насилия и принуждения;

2. поиск согласия на основе консенсуса всех участников;

3. признание прав и свобод человека важнейшей ценностью;

4. готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

Тенденции в развитии наций

Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции:

дифференциация интеграция
Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства. С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.

Национальная политика

Национальная политика- со­вокупность мер всех ветвей власти в области национальных отношений.

Национальная по­литика различается по целям, направленности, исходящим из приоритетов политики государства.

Цели, направленность ан­тигуманной тоталитарной политики Цели и содержание демократической национальной политики
1. отстаивание так называ­емой этнической «чистоты» 2. разжигание расовой ненависти 3. насилие в интересах господства своего государства. Эти цели реализуются законами, организацией и поощрением соответству­ющего группового поведения. Фашизм наиболее человеконена­вистническое выражение этой антидемократической политики. 1. законодательное закрепление уважительного от­ношения к людям всех национальностей, этносов к их самосоз­нанию, самобытности, 2. создание наиболее благоприятных усло­вий для свободного развития всех народов, 3. согласование наци­ональных интересов, 4. предупреждение и гуманное разрешение межнациональных конфликтов. Государство, демократичес­кие партии способствуют тому, чтобы эти цели разделялись на­селением страны.

Основные принципы государственной национальной поли­тики в России таковы:

1. равенство прав и свобод человека и граж­данина независимо от его расы, национальности, языка, отно­шения к религии, принадлежности к социальным группам и об­щественным объединениям;

2. запрещение любых форм ограниче­ния прав гражданина по признакам социальной, расовой, наци­ональной, языковой или религиозной принадлежности;

3. сохране­ние исторической целостности страны, равноправие всех субъек­тов федерации, гарантия прав коренных малочисленных наро­дов;

4. право каждого гражданина определять и указывать свою национальность;

5. содействие развитию национальных культур и языков народов РФ;

6. своевременное и мирное разрешение про­тиворечий и конфликтов;

7. запрещение деятельности, направлен­ной на подрыв безопасности государства, возбуждение социаль­ной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

8. защита прав и интересов граждан России за ее преде­лами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубеж­ных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с родиной

Социальная структура российского общества

Причины конфликтов

1. обладание одной из сторон материальными и нематериальными (власть, информация) ценностями, в то время, когда другая сторона их либо полностью лишена, либо имеет недостаточно. При этом не исключается, что преобладание может быть мнимым.

2. несовместимость мировоззренческих установок и оценочных позиций различных социальных групп (классов, сосло­вий, слоев) общества;

3. неправильное понимание людьми друг друга; расхождения во взглядах и навязывание мнения одной из сторон, психологи­ческая несовместимость людей

4. повышенная раздражительность, завышенный уровень притязаний (в межличностных конфликтах)

Виды конфликтов

1. В зависимости от сфер жизнедеятельности человека, в которых происходят конфликты, их делят на

Семейные

Трудовые

Политические

Этнические

2. По масштабам и объёму относят

Межличностные конфлик­ты, когда сталкиваются интересы отдельных людей;

Конфликты между малыми и большими социальными группами:

Международные конфликты, возникающие между отдельными государствами и их коалициями.

3. По характеру развития:

Преднамеренные

Спонтанные.

Стадии конфликта

Предконфликтная стадия - это период, в те­чение которого накапливаются противоречия.

Непосредственно конфликтная стадия - это со­вокупность определенных действий. Она характеризуется столкновением противоборствующих сторон.

На послеконфликтной стадии принима­ются меры для окончательного устранения противоречий

Виды социальных групп.

А) по численности – большие (нации, сословия) и малые (семья, школьный класс)

Б) по способу организации и регулированию поведения – формальные (производственный коллектив) и неформальные (байкеры, эмо)

Причины объединения людей в группы:

1. группы помогают в достижении общих целей

2. группы позволяют удовлетворить психологические и др. проблемы

3. групповое членство способствует формированию позитивной «Я- концепции»

Социальная дифференциация – это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение и различающиеся по объёму и характеру прав, привилегий и обязанностей, престижа и влияния.

Виды дифференциации, их проявления

Надо заметить, что с развитием общества его социальная структура усложняется. Также и связи и отношения между людьми становятся все глубже и сложнее.

Причины дифференциации:

1. частная собственность

2. сложность современного общества, необходимость разделения труда

3. различные способности, психологические особенности людей

Социальная политика

Социальная политика – совокупность мер, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, а также обеспечение социальной защищенности граждан, нуждающихся в особой опеке со стороны государства.

Социальная политика призвана смягчать социальное неравенство.

Традиционными направлениями социальной политики является:

1. организация пенсионного обеспечения и социального страхования, медицинское обслуживание;

2. материально-бытовое обслуживание нетрудоспособных и иных категорий нуждающихся в социальной защите граждан (студентов, временно не работающих, сирот и т.д.);

3. содействие занятости граждан.

Теория стратификации

расслоение общества на различные, часто враждующие группы по национальному, имущественному, социокультурному, религиозному, политическому и иным признакам, способные привести к соперничеству и конфликтам.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

различия между макро- и микрогруппами, а также индивидами, выделяемые по многим основаниям. Отношение к Д.с. составляет специфику разных идеологий, политич. течений и культуп На одном полюсе - отношение к Д.с. как к самостоятельной ценности, источнику соц. разнообразия; множество соц. сред, уровней дает человеку возможность выбора, поощряет его к активности и вместе с тем обеспечивает взаимодополнение или конструктивное противоречие разных образов жизни. Отсюда динамизм и многовариантность обществ. развития. В этом контексте особенное внимание отводится индивидуальным различиям. Признание самоценности каждой личности, ее уникальности, а значит, и права на собственное самоутверждение, на автономию в группе, об-ве, в этич. смысле означает высокую взаимную терпимость, широкое пространство для личностного суверенитета. В политич. смысле это означает развитую свободу вертикальной и горизонтальной мобильности особый статус меньшинства, а также принятие индивидом на себя ответственности за свою судьбу, за риск собственного выбора. На противоположном полюсе - отношение к Д.с. как пороку об-ва, источнику несправедливости и массовых конфликтов. Вызываемое Д.с. имущественное и статусное неравенство неизбежно приводит к эксплуатации, классовой борьбе угнетенных с угнетателями. Поэтому Д.с. нуждается в преодолении, а об-во - в выравнивании любых соц. различий. Индивид в этой ориентации выступает как элемент целого, его ценность определяется вкладом в целое (организацию, общий труд). Между обоими полюсами сложились промежуточные варианты отношения к Д.с. Основания для Д.с. могут относиться как к объективным признакам (экономич., профессиональным, образовательным, демографич. и т.п.), так и к признакам массового и индивидуального сознания. Эти основания не всегда совпадают. Так, нек-рые группы сознания - макро- и микрогруппы - охватывают разные профессиональные, возрастные и иные группы (напр., по идеологии, культурным пристрастиям). Анализ Д.с. очень важен для управления соц. процессами. Особенно в переходные периоды развития об-ва. Такой анализ имеет большое значение, напр., для определения соц. базы реформ, т. е. поиска той категории населения, на к-рую может опираться та или иная реформа. Скажем, коммерциализация народного хозяйства требует выделения т.н. соц.-активного элемента об-ва как структурного образования, являющегося носителем инновационного начала в об-ве. По мере развития об-ва одни основания для Д.с. могут нарастать (напр., имущественные, идеологии, и т. д.), а др. способны исчезать (сословные), соц. значение третьих сглаживаться (половые), а вариативность четвертых может нарастать (религиозные). См. также Концепции социальной дифференциации. Лит.: Пригожин А.И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. М., 1990. A.M. Пригожин


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник