24.06.2019

Программа работы над собой. Самосовершенствование личности. Мой нравственный идеал


Во-первых, запомните, что резкое «отлучение» от интернета редко бывает полезным. Может начаться ломка, с которой вы не справитесь, и есть риск после пары дней перерыва броситься во все тяжкие пуще прежнего. Да и интернет сам по себе не зло, он несет и много пользы: поиск информации, общение с людьми, которые далеко, обучение, у кого-то и работа, да и просто удовольствие в конце концов. Вся суть этого метода заключается в том, что бы найти в этой жизни приятные замены интернету. Пусть интернет остается в вашей жизни. Но важно научиться получать удовольствие в жизни и без него. Для начала мы ищем эти способы искусcтвенно, а впоследствии они гармонично впишутся в вашу жизнь.

1. Часто главной причиной зависимости от интернета бывает неудовлетворенность собственной жизнью, отсутствие любимого дела, недостаток эмоций за пределами монитора. И именно этот вопрос в первую очередь и надо решать – найдите смысл своей жизни. Представьте себя абсолютно счастливым человеком. Какой вы при этом? Чем вы занимаетесь? Чем зарабатываете на жизнь? Какое у вас хобби? Какие друзья? Как вы отдыхаете? Подумайте, чего вы хотите достичь или о чем когда-то мечтали. И осознайте, что на самом деле всему этому в вашей жизни мешает именно просиживание за компьютером. Если каждый день хотя бы час или два посвящать осуществлению своих желаний, то в скором времени они сбудутся. Всего пару часов в день, на этом этапе даже не требуется предельных усилий, - но результат вы уже получите. Если вы хотите сменить сферу деятельности, начните по два часа в день осваивать новую профессию. Возможно, вы всегда хотели помогать людям и в этом видите смысл своей жизни – два часа в день начните помогать другим. Выбор велик: от волонтерства до помощи знакомому перевезти вещи. Если свою жизнь вы хотите посвятить семье, станьте хотя бы на два часа в день тем отцом, матерью, дочерью, братом каким вы хотите быть. Пусть пока только два часа в день, но вы уже тот, каким вы себе нравитесь, – и это оказывается не так сложно, как казалось.


2. Если со смысла жизни пока не хочется начинать, то начните просто с любимого дела. Что вам доставляет удовольствие? Истинное удовольствие, только ваше личное. Рисовать? Рисуйте. Писать? Пишите. Шить? Шейте. Мастерить табуретки? Начните. Нравится учить языки? Приступайте сегодня же. Научиться вкусно готовить, печь торты, шить сумки, играть на гитаре, изучать горные породы... Всего те же два часа в день, но через год вы будете если не мастером, то уж хорошим подмастерьем точно. Единственное правило здесь – занятие действительно должно доставлять вам удовольствие. Без удовольствия ничего не получится, без удовольствия будет очень легко опять заменить своё дело интернетом и пустым проживанием своей жизни.


3. Каждое утро и вечер посвящайте хотя бы 20-30 минут своим любимым и близким людям. Полностью посвящайте, выключите компьютер, отключите вай-фай на телефоне и останьтесь один на один с любимыми. Приготовьте вкусный завтрак или вечерний чай, смотрите друг другу в глаза, обнимайтесь, разговаривайте обо всем на свете. Вспомните, как это было в самом начале ваших отношений, когда вы наслаждались друг другом. Или используйте эту возможность, чтобы научиться этому. Почувствовать настоящее наслаждение друг другом. И помните, что любимый человек это не только муж или жена. Дети, родители, братья, сестры, друзья – они тоже наши любимые.


4. Гуляйте. Как это ни банально, но в первую очередь интернет зависимые люди жертвуют прогулками на свежем воздухе. Часто кажется, что свежий воздух не значит ничего по сравнению с такими приятными минутами и часами в интернете и тем более . На самом деле прогулки тоже можно сделать очень интересными. Вспомните, где в своем собственном городе или ближайших населенных пунктах вы ещё не были. Составьте список этих мест, и в зависимости от их количества выходите из дома каждый день или хотя бы раз в неделю. Путешествуйте. Пусть рядом с домом, но регулярно. Вы удивитесь, как много приятных и интересных мест вокруг вы не замечали.


5. Спорт. Займитесь своим здоровьем и физическим состоянием. Пару посещений фитнес клуба в неделю или даже ежедневная зарядка дома сделает вашу жизнь более полной и яркой.


6. Общайтесь с друзьями. Давно ли вы собирались всей компанией вместе? Давно ли вы приглашали в гости своего лучшего друга или подругу? Опять же, выдумывайте каждую неделю повод для встречи. Праздники, дни рождения, шашлыки в честь наступления каждого месяца, баня, шоппинг, посиделки до утра с гитарой – всё, что угодно, чтобы наполнить свою жизнь новыми впечатлениями.

Совет 2: Избавляемся от интернет-зависимости. Восемь простых шагов

Не зря существует дата, которая названа «днем без интернета». Двадцать шестого января пользователи всемирной паутины отключают компьютеры и выходят в «реальную жизнь». Для того чтобы избавиться от интернет-зависимости, можете воспользоваться простыми правилами.


  1. Радикальным способом является отключение интернета. Если сила воли не настолько крепкая, чтобы ограничить доступ в интернет, то к вашим услугам существуют специальные программы, такие как iNet Protector, Time Boss и другие. Их можно настроить таким образом, что через определенное время вход в интернет будет блокироваться. Аналогично можно ограничить посещение некоторых сайтов, которые «съедают» особо много вашего времени.

  2. Другим действенным способом является составление распорядка дня и, что обязательно, следование ему. Он будет помогать добиться вам поставленных целей. А грамотное распределение времени не позволит бездумно «серфить» интернет.

  3. Важно, чтобы ваш день не начинался и не заканчивался, сидя за монитором. После того как вы проснулись, какое-то время обходитесь без компьютера. Также важно, чтобы последним делом перед отходом ко сну не было выключение кнопки питания ПК. Когда ваш компьютер находится постоянно во включенном состоянии, это создает ловушку для внимания. Из-за этого первое, что приходит вам на ум, это послушать музыку, посмотреть фильм или что-нибудь подобное, а не заняться по-настоящему важными для вас делами.

  4. Чтобы сокращать время нахождения в интернете, нужна мотивация. Создайте список приятных дел, которыми вы сможете заняться в свободное от сети время. Это может быть посещение театров, музеев, путешествия, встречи с друзьями, прогулки.

  5. Не зря социальные сети названы «сетями». Подумайте об этом. Не заглядывая постоянно в новостную ленту, вы удивитесь, поняв, куда девается столько времени.

  6. Ограничьте проверку электронного ящика одним разом в сутки. Ваши друзья и коллеги поймут вас. Так вы внесете упорядоченность в рабочий процесс.

  7. Если вам понравился человек в игре, социальной сети или на сайте знакомств, то постарайтесь перевести ваше общение в реальную жизнь. Находиться рядом с живым человеком намного приятнее, чем со светящимся монитором.

  8. Вспомните о вашем увлечении, которое вы забросили, когда стали много времени проводить в интернете. Проживайте настоящую жизнь! Она у нас одна и пролетает день за днем, пока мы находимся в несуществующей реальности.

МБОУ «Садовая средняя общеобразовательная школа»

Суздальский район

Владимирская область

Программа курса

«Самосовершенствование личности»

перспективное планирование

системы работы классного руководителя

для 5-11 классов

2008-2011 учебный год

Воспитательная система МОУ «Садовая средняя общеобразовательная школа» находилась на поисково-преобразовательном этапе становления. Связано это с тем, что система воспитания была признана классными руководителями несовершенной и требовала преобразований, так как меняется и время, и общество.

Ознакомившись с программой К.Селевко «Руководство по организации самовоспитания школьников» в 2008-2009 учебном году в рамках работы методического объединения классных руководителей мною было подготовлен доклад по данной теме и классные руководители были ознакомлены с данной программой. На заседании МО, проведённом в январе, было решено, что данное «Руководство…» станет основой воспитательной системы школы, так как удачно сочетает в себе следующие программы:

«Я – гражданин России»,

«Колыбель талантов» (Одарённые дети.),

«Труд – основа жизни»,

«Спорт любить – здоровым быть»,

«В страну знаний»,

«Семья»,

«Патриотическое воспитание»,

«Правовое воспитание»,

«Самоуправление».

Классным руководителем работаю 15 лет, поэтому в своей работе использую систему классных часов Г.К. Селевко.

На классных часах учащиеся знакомятся с процессами самоутверждения личности в нравственной, творческой сферах и в сферах полоролевого поведения. Этот курс включает 7 разделов для учащихся среднего и старшего звена, каждому из которых соответствует свое пособие автора Г.К.Селевко. Апробация данной системы будет происходить в 2008-2009 учебном году. Окончательный вариант воспитательной системы МОУ «Садовая средняя общеобразовательная школа» сложится, скорее всего, к 1.09.2011 года. Только тогда станут известны первые результаты применения опыта

К. Селевко. Воспитательную функцию помогают выполнять и кружки, работающие на базе нашей школы.

В воспитательной работе школы педагогический коллектив преследует

цель создания условий для развития воспитательной системы школы, единого воспитательного пространства, центром и главной ценной которой является личность ребенка, ее развитие, самореализация, самоопределение в обществе, формирование гражданина и патриота.

Процессы становления личности в основном идут через социализацию и саморазвитие, а процессы воспитания сводятся к созданию условий для саморазвития и самовоспитания. Необходимо способствовать позитивным тенденциям саморазвития и самораскрытия воспитанника.

Развитие личности мы рассматриваем как изменение ее потребностей, способностей, мотивов и операционных возможностей. Под саморазвитием мы понимаем деятельность субъекта, направленную на изменение своей личности в целом или отдельных ее сторон. Под самовоспитанием - осознанное, организованное воздействие индивида на свою мотивационно-ценностную сферу.

Таким образом, стратегическая цель школы - создание необходимых и достаточных условий, благоприятствующих становлению социально-активной личности, стимулирующих и способствующих ее самореализации.

Чтобы способствовать саморазвитию личности, необходимо решать следующие задачи:

  • удовлетворять образовательные и духовные потребности ребенка;
  • помочь ребенку составить представление о мире и своем месте в нем, подготовить к выстраиванию собственной системы гуманистических ценностей через гуманизацию содержания образовния, внедрения в систему работы школы ценностно-ориентированной деятельности;
  • формировать у учащихся мотивацию к самообразованию и умение работать самостоятельно через обучение целеполаганию, планированию и анализу в сфере

учебной и внеклассной деятельности, навыкам выбора оптимальных способов решения познавательных и нравственных проблем, рефлексии над ходом и результатами познания и деятельности;

  • создать в школе воспитывающую среду, позволяющую учащимся активно приобщаться к культурным ценностям и традициям своей Родины.

ПОЗНАЙ СЕБЯ (САМОПОЗНАНИЕ).

V КЛАСС (10 – 11 ЛЕТ).

В этот период меняется социально – педагогическая ситуация развития ребёнка: он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место. Пятый класс – это ранний подростковый возраст.

Каждый из них стремится стать взрослым, приобщиться к жизни и деятельности взрослых, отмежеваться от всего явно детского и присвоить образцы взрослой жизни.

В самопознании подростка главное выявить собственные положительные качества, потенциалы, способности. Особое значение в этот период имеет рефлексия. Рефлексивный анализ включает выяснение сущности и причин явлений и процессов, приведших к тому или иному результату, обращение к оценке собственного способа действия.

Задачи раздела:

  • педагогически побудить к самопознанию, формировать мотивы самопознания
  • ознакомить с понятиями: «личность, индивидуальность, развитие, самопознание, самосознание, самосовершенствование»
  • выявит интересы, склонности и способности подростка
  • сформировать правильное, адекватное отношение к себе, самооценку
  • подвести к осознанию необходимости и постановке целей самосовершенствования
  • учащиеся должны составить индивидуальную карту самодиагностики.

«Познай себя».

  1. Личность.

Человек как индивид и как личность. Физическое и психическое содержание человека. Сознание – основная характеристика человеческой личности.

Роль личности в собственном развитии. Самовоспитание, самосовершенствование. Примеры из жизни выдающихся людей (Сократ, И.Гёте, Л.Толстой, О.Шмидт…)

2. Самопознание как основа самосовершенствования.

Человек – загадка для самого себя. Знание о людях, живущих вокруг тебя, как одно из условий познания себя.

3. Качества личности: школа «Кто Я?»

а) Ощущения и восприятия. Отражение окружающего мира в мозге человека.

б) Эмоции и чувства. Виды эмоций. Эмоциональные состояния. Эмоции и сознание.

в) Темперамент. Подвижность и сила психических процессов. Виды темперамента.

г) Внимание, его особенности; тренировка и управление вниманием.

д) Память, её значение в жизни человека. Виды памяти: кратковременная, долговременная. Запоминание: механическое и осмысленное.

е) Знания как характеристика личности. Эрудиция. Качества знаний: прочные – непрочные, системные – отрывочные. Умение применять знания.

ж) Мышление. Конкретное и абстрактное мышление. Способы мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Понятия, законы.

з) Способности личности. Задатки, интересы, склонности как предпосылки развития способностей. Роль деятельности в развитии способностей.

и) Направленность: интересы, взгляды, убеждения, нравственность. Черты нравственности человека: доброта, честность, правдивость, совестливость, благородство, порядочность, полезность деяний. Честность и достоинство.

к) Характер, черты характера. Самостоятельность, самокритичность, требовательность, ответственность, организованность, трудолюбие. «Сильный характер».

4. Самосознание, самоощущение.

Образ Я, Я-концепция. Разнообразие «Я» (субличностей) человека.

5. Организация (методика) самопознания: самоанализ, самонаблюдение, самокритика, самоконтроль, самооценка, рефлексия.

Регистрация самопознания: тесты, анкеты, дневники, воспоминания, автобиография.

Тестирование качеств личности, самоанализ качеств личности, тренинг внимания, составление характеристики личности одноклассника на основе наблюдений, составление карты самооценки.

СДЕЛАЙ СЕБЯ САМ (САМОВОСПИТАНИЕ)

VI КЛАСС (11-12 ЛЕТ).

Одно из примечательных явлений подросткового возраста – начало процесса сознательного самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на свои физические и личностные качества и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия.

Самовоспитание – это процесс намеренного изменения, возведение человеком себя самого на более высокую ступень физического, духовно – нравственного, социального и творческого развития.

Организовать самовоспитание подростков трудно из-за внешних обстоятельств, а также невозможности контролировать процесс.

Задачи раздела:

  • побудить ученика к самовоспитанию
  • ознакомить с понятиями: «самовоспитание, воля, самоконтроль, самообладание, самовоздержание»
  • формировать мотивы самовоспитания
  • раскрыть возможности человека в его стремлении стать лучше
  • помочь ребёнку овладеть приёмами самовоспитания, методами работы над собой
  • формировать первоначальные умения по самовоспитанию, постановке перед собой целей и задач, организации режима, контроля над собой, волевого поведения
  • пробудить в ребёнке веру в свои силы, в возможность стать лучше
  • создать у учащихся первый опыт самовоспитания
  • составить индивидуальную программу воспитания.

1. Понятие о процессах воспитания и самовоспитания.

Роль и возможности самовоспитания в развитии личности. Внутренние мотивы самовоспитания: неудовлетворённость собой, стремление развить свои индивидуальные данные, здоровое честолюбие.

Деятельность и её роль в воспитании и самовоспитании. Этапы деятельности: целеполагание, планирование, реализация цели (содержание),

результат (анализ). Основные направления самовоспитания: нравственное, эстетическое, трудовое, умственное и физическое.

Самовоспитание как волевой процесс. Роль целевых установок и привычек в волевых усилиях. Активное и реактивное поведение. Слабоволие и упрямство, особенности их проявления и коррекция.

2. Нравственное самовоспитание.

Основные понятия нравственности: «добро, зло, справедливость, честь, достоинство, верность, долг, ответственность, милосердие, великодушие, стыд, совесть, счастье, свобода». Нравственность и мораль. Мораль общечеловеческая, религиозная, этническая, малогрупповая. Моральные кодексы: рыцаря, джентльмена, самурая, русского дворянина, средневековой русской семьи (Домострой).Современная мораль. Баланс «могу – хочу – надо».

3. Программа самовоспитания.

Условия, средства и организация самовоспитания. Программа самовоспитания юноши Л.Толстого. Планирование работы над собой. Личные правила самовоспитания, самообязательство. Личный образ жизни, Правила самовоспитания и девизы, стиль жизни, режим, традиции, упражнения.

4. Организация (методы) самовоспитания.

а) Самоконтроль, самоотчёт. Режим дня и его роль в развитии самовоспитания.

б) Самоубеждение. Диалог с собой как способ осознания себя. Самоприказ. Значение внутренней и внешней речи в волевом процессе. Выработка привычек, развитие способностей, самовоспитание культуры общения.

в) Самоактивизация: самопоощрение, самонаказание, самостимуляция, самоободрение.

г) Самообладание: самоприказ, самоуспокоение, самоприучение, самовнушение.Выработка хороших привычек.

д) Самовоздержание: самоограничение, самоотучение, самоотказ. Избавление от вредных привычек.

Возможные практические занятия:

диспут, сочинение «Я в прошлом и настоящем», закрепление адекватной самооценки, составление индивидуальной программы самовоспитания, составление программы формирования положительных привычек.

НАУЧИ СЕБЯ УЧИТЬСЯ (САМООБРАЗОВАНИЕ)

VII КЛАСС (12-13 ЛЕТ).

Этот возраст принято называть затянувшимся кризисом: в нём накладываются, пересекаются физические, физиологические, психологические, социальные неравномерности развития. Подростки эгоистичны, считают себя центром Вселенной, убеждены, что только они достойны чьего-то интереса, но при этом они преданны и способны к самопожертвованию. Каждому хочется влиться во взрослую жизнь, имеются претензии на равные права со взрослыми.

Задачи раздела:

Побудить учеников к умственному самовоспитанию, самообразованию

Ознакомиться с понятиями: «самообразование, общеучебные умения, навыки общей культуры труда

Сформировать мотивы самообразования

Осмыслить учащимся эффективности своего учебного труда

Сформировать сознательное отношение к учению

Ознакомить учащихся с методами и приёмами самообразования

Ознакомить с творческими и исследовательскими методами работы

Составить индивидуальную программу самообразования.

«Научи себя учиться».

  1. Понятие о процессах обучения и учения.

Человек – самообучающаяся система. Выдающиеся «умы» человечества как результат их самообразования, «ученья самих себя». Умственная самостоятельность и её уровни.

Умения учиться, их составляющие: способности, воля, труд, культура самообразования. Универсальные способности самостоятельной деятельности по получению, добыванию и употреблению знаний, умений, навыков.

  1. Умения планировать свою деятельность.

Умения наметить свои цели, определить задачи, пути, сроки деятельности.

  1. Умение самоорганизации .

Умение найти источники информации и организовать работу с ними. Выполнение домашних заданий. Режим, система. Умение беречь время. Место для занятий. Памятки «Научи себя учиться».

  1. Умения учебно–познавательной деятельности .

(Общеучебные умения). Умение работать с книгой (читать, составлять план, конспектировать…)

Работа на уроке : способы активизации своего внимания, наблюдение, овладение алгоритмами решения задач в различных предметных областях.

Память и её развитие . Заучивание. Правила запоминания. Мнемотехника. Памятка «Как совершенствовать свою память?».

Общелогические интеллектуальные умения : сравнивать, устанавливать связи, выделять главное, абстрагировать, систематизировать, обобщать, исследовать.

Творческие умения : понятие о творчестве, исследовательские методы в обучении; условия творческого развития.

  1. Умение самоконтроля .

Способность проверить правильность и прочность усвоения самим собой теорий, практических умений, верность результатов решения задач. Самооценка усвоения знаний, умений, навыков. Рефлексия.

  1. Программа самообразования.

Совершенствование своих умственных сил и способностей: памяти, внимания, мышления, речи.

Сокровища человеческих знаний о природе, народах, хозяйстве, науке, технике, культуре, искусстве: шедевры и высшие достижения.

Виды литературы : художественная, научная, популярная, справочная…Индивидуальная программа чтения. Личная библиотека и каталог.

Организация чтения . Аппарат книги. Библиотеки, их справочно-библиографический аппарат. Виды записей при чтении. Книги и записи – продолжение наших физиологических хранилищ знаний и опыта.

Использование для самообразования радио-, кино-, телепрограмм; различных видов практической деятельности: опытов, экспериментов, моделирования; посещение выставок, музеев, концертов, лекций… Компьютер в самостоятельном развитии.

Заочное обучение как вид самообразования. Литература для самообразования, самоучители.

диспут, сочинения-анализы «Моё учение», тренинги, составление индивидуального плана обучения, хронометрирование времени, планирование работы, обучение работе с книгой.

УТВЕРЖДАЙ СЕБЯ (САМОУТВЕРЖДЕНИЕ)

VIII КЛАСС (13-14 ЛЕТ).

Возраст 13-14 лет характеризуется «взрывом» изменений во всех физиологических системах, что объясняется половым развитием. Возникает так называемая гормональная «сексуальная буря». Правда, биологические изменения создают лишь предпосылки для возникновения соответствующих социальных чувств и поведения. Поэтому определяющим фактором развития полоролевого поведения должны стать психосоциальные и социокультурные воздействия (полоролевое воспитание, нормы, культура общества).

Восьмиклассники пытаются по-разному самоутвердиться.

Курс поможет правильному, положительному самоутверждению личности в различных сферах: социальной, половой, деловой, творческой, духовно-нравственной; даст возможность развить защитные способности, чтобы противостоять безнравственности и аморальности.

Самоутверждение – это процесс управляемого самой личностью осознания и завоевания места в группе (обществе), соответствующего представлениям личности о самой себе.

Задачи раздела:

Формирование оптимальной мотивации самоутверждения

Ознакомление с понятиями: « самоутверждение, достоинство, честь, авторитет, лидерство»

Формирование уважения к себе, чувства собственного достоинства

Формирование эмоционально положительной Я-концепции: Я нравлюсь, способен, значу

Составление индивидуальной программы коррекции своих качеств в различных сферах самоутверждения

Формирование способностей к активному самопроявлению и самовыражению сообразно своим личностным особенностям

Дальнейшее развитие половой идентификации.

«Утверждай себя».

  1. Потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самозащищённости , возрастные и индивидуальные особенности. Я-концепция личности и механизм самоутверждения.

Основные сферы самоутверждения личности: социальная, полоролевая, деловая, творческая, духовно-нравственная.

  1. Социальное самоутверждение личности .Потребность в общественном признании. Авторитет. Диалектика «Я» и «Мы».Способы самоутверждения в коллективе: активность, самостоятельность мнения, принципиальность, участие в самоуправлении, независимость.

Потребность в общении и её проявления. Коммуникативный контакт со сверстниками и взрослыми. Структура общения, его средства.

Законы общения по А.А.Ухтомскому: доминанта на лицо другого, принцип заслуженного собеседника, круг общения.

Правила общения по Карнеги. Правила поведения в компании. Три способа достижения хорошего отношения к вам.

  1. Отношения мальчиков и девочек. Половая идентификация. Самоутверждение в отношениях с другим полом. Девичья честь, мужское достоинство. Любовь и сексуальность.
  2. Самоутверждение и творчество . Творчество с точки зрения психологии, науки, религии, практики. Задатки, способности, талант, условия их развития. Способности – основной инструмент самовыражения и самоутверждения личности. Талант и труд. Правила жизни и творческой деятельности (из биографий великих людей). Честолюбие и тщеславие.
  3. Самоутверждение в нравственной сфере . Честность, порядочность, обязательность, ответственность, самостоятельность и независимость как черты личности, способствующие самоутверждению в обществе и своём собственном мнении. Самооценка своих нравственных качеств, самоутверждение в себе Человека. Гуманистическое самоутверждение: добро и доброта, правда и справедливость, любовь к ближнему, прощение, служение людям.

подготовка и самостоятельное проведение беседы, занятия, урока; тренинги, социометрическое изучение группы, самодиагностика.

НАЙДИ СЕБЯ (САМООПРЕДЕЛЕНИЕ)

1Х КЛАСС (14-15 ЛЕТ).

Девятый класс – это переходный период между подростковым и младшим юношеским возрастом.

Начинается стадия физической зрелости, стадия завершения полового развития и стадия интенсивной социализации.

Курс позволяет грамотно раскрыть подростку те истинные ценности, которые не купишь ни за какие деньги- любовь близкого человека, настоящую дружбу, Родину…

Задачи раздела:

Формировать мотивацию самоопределения

Ознакомить с понятиями: самоопределение, самореализация, профессия, жизненный выбор

Формировать понятия о жизненном выборе, его связи с судьбой человека

Помочь подростку в определении своих сил и способностей, в профориентационном самоопределении

Помочь индивидуальности личности самоопределиться в различных сферах жизнедеятельности

Обучить постановке целей своего развития

Составить индивидуальную программу самоопределения в различных сферах своей жизнедеятельности

Подготовка к доступному по уровню и по форме дальнейшему непрерывному образованию.

1. Самоопределение: желание, мечты, выбор, борьба, труд. Миры, в которых мы самоопределяемся. Свобода и необходимость, выбор и обязанность. «Могу», «хочу», «надо».

2. Профессиональное самоопределение . Мир профессий: области деятельности, профессии, специальности. Требования профессии к человеку. Психологические особенности человека и их роль в будущей профессиональной деятельности.

Основания для выбора профессии. Профессиональные интересы и склонности. Роль самовоспитания в выборе профессии. Подготовка себя к трудовой деятельности, пути приобретения профессии.

3 . Личностное самоопределение . Полоролевое поведение. Любовь: от секса до платонических вершин. Психология любви и дружбы. Выбор партнёра: случайность и расчёт. Дружба. Выбор друзей.

4 . Мир духовности. Отношение к ценностям быта: богатство и бедность, свобода и рабство, коллектив и одиночество.

Идеологическое самоопределение: материализм и идеализм, наука и религия, партийность и непартийность; национальные и интернациональные ценности.

5. Мир досуговых занятий . Использование свободного времени. Выбор досуговых занятий, хобби.

6. Жизненные планы . Человек и судьба. Ступени взросления.

Возможны практические занятия:

тренинг самоопределения, сочинение «Моя будущая профессия», обоснование выбора профессии, диспут.

УПРАВЛЯЙ СОБОЙ (САМОРЕГУЛЯЦИЯ)

Х КЛАСС (15-16 ЛЕТ).

Старшеклассники представляют в социальной структуре общества особую социальную группу, возраст, который называется ранней юностью.

Курс имеет целью оказание помощи и поддержки подростку в управлении своим внешним обликом и поведением, а также физическим и психическим состояниями, развитие умений «властвовать собой».

Задачи раздела:

  • ознакомиться с понятиями: «саморегуляция, самостоятельность, доминанта поведения»
  • ознакомиться с процессами саморегуляции
  • сформировать мотивы саморегуляции
  • убедить учеников в возможностях управления своими состояниями, мыслями, поступками
  • обучить самостоятельно снимать с себя психическое напряжение
  • обучать регулировать своё настроение
  • сформировать доминанту на саморегуляцию и самосовершенствование
  • дальнейшее профессиональное и личностное самоопределение и самоутверждение.

1. Внешняя саморегуляция : создание и управление своим внешним обликом и поведением. Поведение в обществе данной культуры. Знание этикета, овладение мимическими и пантомимическими умениями. Искусство общения, искусство играть заданную роль в обществе, строить свои отношения с окружающими.

2 . Внутренняя саморегуляция: управление физическим состоянием, эмоциями, сознанием. Классические формы управления физическим состоянием: профилактика здоровья, гигиена тела, занятия физкультурой и спортом, закаливание организма, физический труд, режим труда и отдыха, полноценное питание. Контроль за своими потребностями.

Эмоциональная саморегуляция . Самоконтроль, самообладание. Способы угашения отрицательных эмоций: страха, тревожности, ненависти, обиды, боли, стыда, зависти. Самовнушение. Аутогенная тренировка. Достижение согласия с самим собой.

Психологическая самозащита .

Классические формы воздействия на работу своего сознания. Развитие памяти, воображения, логических и творческих интеллектуальных способностей.

Взаимосвязь физической, эмоциональной и умственной саморегуляции. Релаксация.

Доминантное поведение и деятельность . Законы доминанты по А.А. Ухтомскому. Доминанта на саморегуляцию и самосовершенствование. Вера в себя.

3. Саморегуляция и самосовершенствование в различных философских системах.

Йога как система саморегуляции физического состояния и сознания, дисциплина ума и тела. Йоговое понимание смысла жизни и места человека во Вселенной. Карма и создающие её силы: мысли, страсти и поступки.

Медитация как методика формирования доминанты на психическое и умственное самосовершенствование и саморегуляцию.

Космическая (био-) энергетика человека . Биополе. Энергетические центры – Чакры. Энергетические доноры и вампиры. Саморегуляция энергетического состояния.

Возможны практические занятия :

релаксация, сочинения на основе самонаблюдений, упражнения йоги.

РЕАЛИЗУЙ СЕБЯ (САМОРЕАЛИЗАЦИЯ)

Х1 КЛАСС(16-17 ЛЕТ)

Курс обращён на старших школьников, будущих выпускников.

Самореализация – это процесс и результат осуществления человеком своих жизненных сил, возможностей и способностей, своего предназначения в процессе жизни.

Этот курс поможет молодым людям с наименьшими потерями перейти из школьного детства во взрослую жизнь.

Задачи курса:

Ознакомить учеников с понятиями: « самореализация, самоактуализация»

Сформировать психологическую установку на самореализацию

Раскрыть многообразие жизненных обстоятельств, ожидающих выпускника школы

Сформировать положительные ценностные ориентации и установки в отношении трудовой деятельности и семейно-бытовой сферы

Подготовить к доступному по уровню и форме дальнейшему непрерывному образованию

Сформировать конкурентоспособность и выживаемость

Сориентировать на дальнейшее самосовершенствование

Преодолеть подростковый негативизм, цинизм во взглядах на жизнь

Подготовить ко встрече со стрессами, с опасностями, с трудностями

Предостеречь от возможных ошибок в принятии жизненно важных решений

Дать выпускникам понимание смысла жизни и счастья на разных уровнях (фолософском, практическом, социальном, семейном).

1. Жизненные пути и основные сферы самореализации личности. Проблема смысла жизни и счастья, составляющие счастья. Пять источников несчастий человеческого «Я»; как их избежать.

2. Путь к счастью в личной жизни. Любовь и расчёт в личных отношениях. Проблема одиночества.

Этика и психология семейной жизни. Права и обязанности супругов. Качества, необходимые для семейной жизни.

Подготовка себя к роли родителей. Дети – плод любви. Семейное воспитание. Семья С.Т.Аксакова. Воспитание в семье Б.П. и Л.А.Никитиных.

3. Подготовка себя к трудовой (деловой) карьере . От самоопределения к самореализации. Образование и специальность: выбор цели и пути её достижения. Карьера. Хотеть, уметь и мочь.

Свобода и ответственность. Закон. Честолюбие и тщеславие.

4. Подготовка к рыночным социальным отношениям . Частная собственность как фундамент свободы и рынка. Деньги и товар. Препринимательство и бизнес. Доходы и налоги. Конкуренция и банкротство. Работа и безработица. Воспитание в себе честности, умений делового общения, предприимчивости, практицизма.

5. Проблемы безопасности человека в социальной и природной среде. Подготовка себя к психологической самозащите.

Основы безопасности жизнедеятельности. Оружие самообороны и правовые основы его применения. Меры против шантажа, обмана, рэкета. Поведение при взаимодействии с органами правопорядка. Экологическая безопасность.

  1. Дальнейшее жизненное самосовершенствование . Самосовершенствование – правильное использование опыта жизни и знание своих возможностей. Расширение своего самосознания. Восхождение к индивидуальности.
  2. Заключение : выбор жизненной стратегии.

Возможны практические занятия :

Подготовка и самостоятельное проведение урока в среднем звене, деловые игры, тренинг мотивации достижения, сочинения и творческие работы по человековедческим проблемам .

ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ

ПО ПРОГРАММЕ

САМОВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

Темы. «Познай себя». 5 класс.

Образы «Я»

Темы. «Сделай себя сам». 6 класс.

Образы «Я»

Знакомство с собой.

Сам себе воспитатель.

Образ вашего «Я»

Я - многогранное

Снова смотримся в зеркало

Я - внутреннее

Посмотримся в зеркало

Я - физическое

Создание своего имиджа

Я - имидж

Я и окружающие

Я - жизненные роли

Учитесь понимать красоту человека

Вы - личность

Я – личность

Как стать интересным

Оценивание себя

Как стать обаятельной девушкой

Я – обаятельная

Сходство и различие наших «Я»

Как стать обаятельным юношей

Я – обаятельный

Как вы воспринимаете окружающий мир

Я – воспринимающее

И, наконец, о любви

Внимание, внимание!

Я – внимание

Ваше здоровье в ваших руках

Я – забота о здоровье

Дайте волю воображению

Я – воображающее

Ваши герои.Внутренняя красота человека.

Мир эмоций

Я – эмоциональное

Ребёнок, взрослый, родитель в вашем «Я»

Настроение – «о кей!»

Поведение:от самооценки к поступку

Я – поведение

Темперамент пятого типа

Я – темперамент

Вырабатывайте характер

Я – вырабатываю характер

Характер – русский

Я – характер

Человек и обстоятельства

Воля. Самостоятельность

Поверьте в себя

Настоящий друг?

Я – друг

Воспитание воли

Я – волевое

Основное отличие человека от обезьяны

Жизнеутверждающий мажор

Богиня Мнемозина

Учитесь дружить

Я – друг

Как мы думаем

Я – память

Учитесь любить труд

Я – в труде

Логика мысли

Я – думающий

«Я» и «Мы». Ваши поручения

Я – товарищ

Решение проблем

Я – хочу

Ваш дневник

Каждому – по потребностям

Я – могу

Вы – деловой человек

Я - деловой

От каждого – по способностям

Природа и вы

Я – экологическое сознание

«Я» в общении

Ваш досуг

Заведите друга – дневник

Скажите себе: нет!

Я – без вредных привычек

Богатства вашей личности

Как работать над собой

Перемены к лучшему

Тема. «Научи себя учиться». 7 класс.

Образы «Я»

Тема. «Утверждай себя». 8 класс.

Образы «Я»

Что такое ученье

Инстинкт жизни

Я – самоутверждение

Есть такая профессия – ученик

Механизм самоутверждения

Воля и трудолюбие

Много ль человеку надо?

Индивидуальность в учении

Я - индивидуальность

Ваше место в обществе

Пять «САМО» в учении. Первое «САМО»

Общение: необходимость и роскошь

Я – в личностном общении

Второе «САМО» - планирование

Секреты общения

Третье «САМО» - организация

«Здравствуйте, люди!»

Четвёртое «САМО» - усвоение

Шансы стать генералом

Поиск информации

Многоликий лидер

Понимание

Тайны хорошей памяти

Правила делового общения

Я – в социальном общении

Повторенье – мать ученья?

Какой Вы, однако,…

Чтение – вот лучшее учение

Я - читающий

В коллективе, через коллектив и для коллектива

Я в коллективе

От книги – к конспекту

Без конфликтов не бывает

Уча других, учимся сами

Я – в работе с информацией

Воля к победе

Как говорим, так и учимся

Я - говорящий

Что со мною происходит?

Я – по Фрейду

Мыслю – следовательно, существую

Любви навстречу

Я – в сфере взаимоотношения полов

Железо логики

Два полюса или два материка?

Я – в труде и творчестве

Попробуй, докажи!

В мире труда и творчества

Проба умственных сил

Я – способы умственных действий

Как стать артистом

Творчество и исследование

Я – учащий себя

Цветок человеколюбия

Пятое «САМО» - контроль

В зеркале нравственности

Домашняя школа

Нравственная закалка

Я – в общечеловеческой (нравственной) сфере

Экзамены, зачёты, отметки

Программа самоутверждения

Учил – учил и не выучил

Ваш друг - компьютер

Я – культурное самообразование

План самообразования

Тема. «Найди себя». 9 класс.

Образы «Я»

Тема. «Управляй собой». 10 класс.

Образы «Я»

Как поживаете, мои «Я»

Вперёд, оглядываясь назад

На распутье

Ещё раз об индивиде, личности и душе

Дорога труда

Ваша модель из 1800 деталей

Мир профессий

Я – в мире профессий

Семья ваших «Я»

Её величество «Экономика»

Самоуправляющаяся и саморегулирующаяся

Я - хочу

Я – хочу быть

Умейте властвовать собой

Я – умение саморегуляции

Я - могу

Я – могу быть

Психологический автопилот

Я – в режиме психологического автопилота

Я - надо

Я - надо

Укрощение «строптивых» эмоций

Я – в управлении эмоциями

Ваш выбор: могу + хочу + надо

Хозяин своего поведения

Я – в управлении поведением

Защита рефератов «Я и моя профессия»

Мысли управляют мыслями

Дорога взросления

Я – взрослый в настоящем

Нравственная саморегуляция

Я – нравственная основа саморегуляции

Святая святых – родительский дом

Я – сын, дочь

Самоуправление в конфликте

Ожидание любви

Защита от манипуляции

Сексуальные проблемы

Надо ли подавлять эмоции?

Союз личности и коллектива

Я – индивидуалист-коллективист

Релаксация

Круг общения

Саморегуляция в любви

Гражданином быть обязан

Я - патриот

Ищите помощь себе извне

Духовное самоопределение (научное мировоззрение)

Спасательный круг юмора

Духовное самоопределение (религиозное мировоззрение)

Я – в духовной сфере

Энергетическая саморегуляция

Человек и судьба. Жизненные планы.

Аутогенная тренировка

В добрый путь!

Медитация

Вечные вопросы жизни

Счастье

Я – представление о счастье

Каждый сам кузнец

У начал семьи

Я - готовность к браку

Законы сохранения

Будущим родителям о будущих детях

Я – будущая мать (отец)

От самоопределения к самореализации

Карьера

Я – готовность к карьере

Подготовка к рынку

Бизнес

Рынок труда

Мотивация достижения

Тренинг мотивации достижения

Свобода и ответственность

Среди законов

Я – среди законов

Священный долг

Я – будущий воин

Культурный досуг

Вера и суеверие

Я - верующий

Жизнь без розовых очков

Я – готовность к экстремальным ситуациям

Ваше здоровье, господа!

Я – здоровый образ жизни

К своей социальной зрелости

Я – экологическое сознание

Эскиз будущей жизни

Я -социальная зрелость

Руководство на основе программы К. Селевко разработала зам. по ВР Ежкина Н.А.


Здравствуйте друзья, на связи Павел Ямб. Сегодняшняя тема разговора будет о том, что такое самосовершенствование личности: программа, пути и способы развития каждого из нас.

Почему саморазвитие так важно?

Да потому что любое топтание на месте приводит к застою, а дальше ведет к полной деградации и упадку.

Следовательно, если вы хотите двигаться к лучшей жизни, то нужно развиваться, улучшать свои навыки и совершенствоваться.

Человек, пренебрегающий законами эволюции, обречён на моральную гибель.

Как же себя мотивировать, чтобы устремиться к улучшению собственного я?

Успокойтесь, друзья. Цель для самосовершенствования личности всегда найдется.

Это может быть:

  • материальный и профессиональный интерес;
  • убеждение;
  • идеи;
  • любовь

Давайте посмотрим поближе:

  1. Ну, с материальной заинтересованностью, надеюсь, все ясно. Все мы хотим жить кудряво, и этого нам не запретить.
  2. С профессиональным ростом тоже, наверное, все понятно.
  3. Убеждения - это порывы души, благородные мотивы и прочие лирические отступления от грубой действительности.
  4. Идеи. Ради высоких идей люди способны на многое. Если человек что-то вбил себе в голову, то переубедить его бывает трудно.
  5. Любовь - это чувство, которое заставляет нас чистить зубы, пользоваться носовым платком, умываться и бегать изнурительные кроссы, чтобы похудеть. Этот мотив, пожалуй, самый сильный.

Критерии для мотивации

Управление своим временем — одно из самых главных умений, для достижения успеха и поставленных целей –. Вы не представляете, как правильный тайм-менеджмент повышает продуктивность! Живите на максимум.

Чтобы правильно развиваться, нужно чтобы ваш характер соответствовал некоторым условиям.

  1. Вы должны быть склонны к самоанализу, оценке собственных качеств, самокритике.
  2. Нужно сравнивать себя с товарищами, естественно, лучшими из нас.
  3. Закалять характер как сталь и укреплять расшатанную нехорошими привычками силу воли.
  4. Стремитесь к тому, чтобы у вас была заранее запланированная программа самосовершенствования личности и намеченные этапы будущего роста.

Увы, некоторые из нас не стремятся к высоким идеалам; их вполне устраивает то пассивное состояние, в котором они пребывают. Многие считают: зачем я буду трудиться, делать лишние телодвижения, если мне и так хорошо? С голоду, вроде, не пухну, на пиво хватает, на фига мне работать над собой?

То есть, проблема самосовершенствования личности для таких товарищей не существует.

Эти мысли испортили жизнь уже не одному человеку. В таком комфортном состоянии можно долго и нудно витать в облаках, навсегда забыв о карьере.

Я считаю, что никто из вас не захотел бы такой судьбы.

Если у вас склонность к личностному росту, и высокие заработки для вас не пустой звук, то вы не будете сидеть сложа руки, а станете создавать все условия для самосовершенствования личности.

Итак. Давайте определим термины, которые будем употреблять для определения категорий личностного роста:

Саморазвитие

Стремление к улучшению положительных качеств. Этот тип поведения характерен для людей, которые нацелены на дальнейшее улучшение характеристик.

Самоутверждение

Поведенческий фактор, который обусловлен желанием повысить самооценку. Попытка достичь повышенного общественного статуса и значимости в оценках других.

Самопознание

Исследование своих минусов и плюсов. Изучение собственной уникальности в сопоставлении с другими людьми. Попытка анализировать жизнь, изучение собственной биографии.

Поиски своего предназначения

Попытки осмыслить жизнь и осознать место, которое вы занимаете на этой земле. Это очень трудный вопрос, так как многие до конца жизни не находит ответа для чего они появились на свет.
Искать собственное предназначение можно на протяжении всей сознательной жизни. Долго и безрезультатно.

Порой, лишь в конце земного существования человек иногда понимает: для чего он создан и зачем была прожита жизнь.

  1. М. Норбеков – «Опыт дурака»
  2. Н. Хилл – «Думай и богатей»
  3. Д. Карнеги – «Как приобретать друзей»
  4. Р. Кийосаки – «Богатый папа, бедный папа»
  5. Д. Аллан – «Как человек мыслит»
  6. Л. Цзы – «Искуство войны»
  7. Д. Чопра «Семь духовных заветов», «Путь любви»
  8. Р. Бах «Чайка Джонатан Ливингстон»
  9. С. Джонсон «Где мой сыр или познай свою мечту»
  10. В. Синельников «Возлюби свою болезнь», «Сила намерения»
  11. Б. Трейси «Достижение максимума»
  12. П. Спенн «За семь лет от нищего до мультимиллионера»
  13. Р. Шарма «Монах, который продал свой Феррари»
  14. П. Коэльо «Алхимик»

На этом все, друзья. Вы узнали в этом посте, какие есть основные пути самосовершенствования личности, и сможете приступить к практике. А я прощаюсь с вами до следующей статьи.

Смотрите как час в день на самосовершенствование может изменить вашу жизнь:

Программа саморазвития студента — это система действий способствующих хорошей адаптации в социальной и профессиональной жизни, успешной семейной реализации в будущем. Студенческий период считается переходным этапом к взрослой жизни.

Возникают вопросы самоопределения, самореализации в современном мире, которые невозможны без формирования определённых качеств личности. Педагоги уделяют большое внимание вопросу саморазвития студентов, разрабатывают программы, оказывают помощь в становлении личности как субъекта общества.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Факторы становления личности в студенческие годы

Саморазвитие студента возможно при определённых обстоятельствах готовности личности к этому процессу.

Выделяют следующие факторы:

1. Психологическая готовность — наличие «жизненных планов» по словам Веккера указывает на высшее развитие личности, которая овладела своим миром, сформировала особую систему жизни в существующей действительности.
В студенческие годы формируются основные задачи, человек осознаёт смысл жизни, строит свой проект жизнеустройства, проходит решающий поворот взаимодействия с внешним миром, по Фельдштейну этап называется «Я — общество».

2. Потребность в самопознании — только осознав необходимость понимания своей сущности со всеми положительными и отрицательными качествами, возникает возможность дальнейшего развития. Именно на этапе студенчества происходит формирование самотождественности, возникает чёткое представление о себе, как результат применения различных ролей, изучения литературы.

Идентичность развивается довольно стремительно, при этом не всегда студент может сразу осмыслить своё предназначение и дальнейшую реализацию. Такие ситуации находятся в пределах нормы.

3. Желание саморазвиваться — соразмеряя желаемый результат и текущую ситуацию жизни, личных качеств возникает необходимость, желание саморазвития. Только наличие цели и стимула позволит приблизить личность к необходимым трансформациям. Актуализация личности предполагает понимание и принятие своей личности, формирование мотивов, возможностей для дальнейшей адаптации в социальной среде, решения текущих жизненных сложностей.
Программа саморазвития студента возможна при осознании человеком необходимости развития и улучшения качеств личности, приобретения знаний.

Саморазвитие студента — основные вопросы

Перед каждым студентом стоят 3 важных вопроса, которые необходимо решить в ходе успешного саморазвития.

Вопрос социализации (взаимодействия с обществом)

Человек — существо коллективное, издавна известно, что совместно легче бороться с жизненными трудностями. Личность находится в постоянной взаимосвязи с людьми, каким образом будут строиться взаимоотношения, дальнейшая реализация в обществе в большой степени зависит от заложенного воспитания, опыта жизни.

Программа саморазвития студента включает развитие коммуникативных навыков , в помощь приходит специальная литература и педагоги. Так, Карнеги в книге «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» раскрывает основы коммуникации, которые при их простоте являются весьма эффективными.

Вопрос профессиональной деятельности

Этот вопрос очень важен. Чем раньше человек задумывается над ним, тем лучше. Ещё в школьные годы учителя предлагают писать сочинения на тему будущей профессии, это стимулирует мышление в заданном направлении. При выборе профессии необходимо учитывать все стороны вопроса — задатки, возможности, востребованность на рынке труда.

Коммуникативные навыки, понимание людей играют также большую роль в будущем. Большая часть специальностей направлена на общение с клиентами, умением понять их, необходимо плодотворное взаимодействие в коллективе.
Выделяют основные направления человек-человек, человек-машина . Если человек замкнутый, то, возможно, ему будет проще реализовать себя в компьютерной сфере, науке.

Вопрос любви

Этот вопрос является ключевым для периода студенчества. Человек, обладающий способностью общаться, взаимодействовать с другими, легче заводит знакомства, находит любовь, чем эгоцентричная личность, которое концентрируется только на своём Я. Поэтому важную роль на этом этапе оказывают комплексы детских лет — неполноценности и превосходства.

При неуверенности студент замкнут и не считает, что может быть любим. При превосходстве — полагает, что другие не достойны его внимания, нет подходящей пары. Программа саморазвития студента нацелена главным образом на социализацию, что позитивным образом сказывается на всех сторонах жизни.

Ещё одна причина, которая может негативно сказаться на создании семьи, возможности любить. Это подражание девушек во многом мужчинам — стиль одежды, поведение, привычки. Им кажется, что быть мужчиной проще, к ним другое отношение в семье, больше возможностей в карьере.

Однако важно не потерять свою женственность, своё предназначение, сильное увлечение таким копированием приводит к психическим расстройствам, идёт во вред в вопросах любви.

Характеристики самоактуализированной личности по Маслоу

Программа саморазвития студента предполагает понимание характеристик полноценной, здоровой, самосовершенствующейся личности — самоактуализированной личности . Психолог Маслоу произвёл исследования среди студентов по данному вопросу и выделил ряд особенностей, присущих такой личности:

1. Эффективное восприятие реальности

Основной характеристикой самоактуализированной личности является умение распознавать, где правда жизни, где — ложь. Такие люди всё хватают на лету, быстро ориентируются в ситуации, отлично замечают фальш или неискренность. Такие особенности проявляются не только во взаимоотношениях с людьми, но и в других сферах жизни. Например, в живописи, науке, музыке, политике.

Здравомыслие формируется благодаря возможности осмысления жизни и ситуаций в целом, восприятие всех фактов, а не отдельных мнений, точек зрения. Кроме того, наблюдения показали их позитивное отношение к новшествам. Такие личности не боятся перемен, скорее — приветствуют их. И действительно — без открытий, нововведений, нет прогресса.
Только идя вперёд по жизни с уверенностью, можно открыть новые горизонты.

Такую личность даже сомнения и неопределённость стимулируют к развитию, познанию мира, изучению себя, что коренным образом отличает ее от невротических людей.

2. Приятие окружающего мира и себя

Саморазвитие студента включает осознание, позитивное восприятие своей личности. Самоактуализированная личность воспринимает целостно, без комплексов по вопросу неполноценности, несоответствия идеалу. Важно научиться жить в гармонии с собой, принимая себя вместе со всеми недостатками.

У каждой личности есть базовый набор качеств , которые даны изначально, а дальнейшее развитие уже зависит от человека. Человек такого плана принимает реальный мир, как данность, не пытаясь её видоизменить, приукрасить. Их называют реалистами. В отношениях с окружающими прослеживается та же линия поведения — воспринимают их в комплексе с плюсами и минусами характера.

Самоактуализированная личность нормально относится к физиологическим потребностям организма — еда, сон, любовь, интимные отношения. Всё это естественно и необходимо человеку. Такие люди умеют получать наслаждение от жизни, не укоряя себя в этом.

Самоактуализированные люди не знакомы с переживаниями стыдливости и не обвиняют себя во всех проблемах человечества, что свойственно людям с нервными расстройствами. Женщина принимает естественно свою беременность, функции организма, не боится быть женственной.

Здоровая личность бывает недовольна собой только тогда, если понимает, что сбилась с пути, желает быть лучше, стремится к этому всеми силами.

3. Естественность поведения

Личность самоактуализированная не стремится казаться лучше , действует сообразно своим суждениям. Быстро ориентируется в ситуациях и находит способы решения. Такой человек совершенно естественен в помыслах и суждениях, при этом понимает нормы общества, действует в пределах установленного порядка.

Временами они с юмором относятся к существующим предубеждениям, не верят в приметы, однако им не свойственно насаждать свою точку зрения, осознают, что другие люди могут иметь свои убеждения. Нетрадиционность таких людей заключается в глубинной сущности, на уровне мыслей.

Естественное поведение проявляется у них в моменты увлечённости каким-то делом или в компании друзей. Здоровой личности присущи свои суждения, нравственные убеждения, принципы морали. Временами им сложно в обществе — они замечают любую ложь, ханжество, временами пытаются открыть другим глаза, просветить, входят в споры.

Однако обычно ведут себя вполне спокойно и дружелюбно. Личность этого уровня отличает особая мотивация, которая направлена на развитие и самосовершенствование. . Она стремится к саморазвитию, самовыражению, самоактуализации в обществе, при этом ничто человеческое ей не чуждо.
Обычный же человек нацелен только на потребительство.

4. Служение

Есть ещё одна важная особенность — целостная личность всегда имеет важное приложение для своих усилий, дело жизни. У нее нет времени на переживания, она концентрируется на внешнем мире и своих целях. Она всегда посвящает свою жизнь чему-то без остатка — работе, призванию, семье. Такая личность не склонна к самокопанию, излишним тревогам на свой счёт.

Часто думает о служении другим людям, проявляет заботу, внимание к окружающим, родным и близким. Вектор внимания сосредоточен не на себе, а на других людях в большей степени, что помогает избежать переживаний в своей жизни. Наблюдается у таких людей и склонность к философским размышлениям над глобальными проблемами человечества.

Они живут в глобальном мире и видят картину в целом, как результат истории человечества. Эти люди философы и имеют свой взгляд на мир . Такой подход к жизни позволяет сохранять им спокойствие в любых ситуациях, благодаря наличию широкого восприятия, отсутствия мелочности, умению смотреть в перспективе.
Саморазвитие студента предполагает осознание необходимости коммуникации и взаимопомощи.

5. Потребность в уединённости

Важное свойство здоровой и целостной личности — умение переживать одиночество. Чувствует себя в этом состоянии вполне комфортно. Люди такого развития самодостаточны и не испытывают нужды в постоянной компании. Некоторым кажется, что такие люди ведут себя отстранённо, малообщительно. Это не так, просто у них потребность в общении меньше, им комфортно быть наедине с собой.

Они умеют спокойно переносить трудности жизни — неудачи, падения, насмешки. Таким же образом они относятся и к достижениям, не сильно концентрируют на них своё внимание. Такие личности всегда имеют собственное мнение и не идут на поводу у моды, течений, других людей.

Все решения принимают на основе своих предпочтений и суждений. Им присуща объективность и отстранённость в решении важных вопросов.

6. Автономность, воля и активность

Здоровая личность является независимой от общества и среды обитания. Ими движет не дефицит чувств, потребностей, а необходимость в самосовершенствовании. Причиной такого роста является сам индивид, не окружающий мир. Для полноценной жизни им нет необходимости взаимодействовать с другим человеком, они могут справляться самостоятельно с жизненными обстоятельствами. При этом чувства любви и уважения имеют большое влияние, обогащают жизнь человека.

7. Свежий взгляд на вещи

Самоактуализированная личность обладает ещё одним уникальным свойством — чувством новизны, умение радоваться жизни. Она замечает красоту вокруг себя — цветы, закаты, улыбки детей. Умеет любить всю жизнь и каждый раз находить что-то новое в любимом человека и получать удовольствие от общения. Такие люди могут быть счастливыми, приносят радость своим близким.

8. Высшие переживания

Таким развитым личностям свойственно ощущать эмоции и переживания на более высоком уровне, который недостижим другим людям. Их может накрыть волной безграничного единства с миром, слияния с музыкой или любимым человеком. Такие чувства находятся на грани мистических, при этом на определённом уровне развития человек способен ощущать мир тонких материй очень чутко.

9.Межличностные отношения

Самоактуализированная личность не имеет много друзей, есть «круг избранных», с которыми им интересно общаться, кому доверяют, наиболее близкие люди. В любви также они достаточно разборчивы и находят общий язык лишь с людьми высокого уровня развития, поверхностные — не вызывают интерес у них. Считают главным не количество, а качество друзей, могут дружить с одними людьми всю свою сознательную жизнь.

10. Демократичность

Умение общаться на равных с разными людьми — различного возраста, религий, цвета кожи. Они воспринимают спокойно различиям во взглядах и убеждениях, им не существенна национальность или вероисповедание индивида, главное — суть, человек. Они открыты к постоянному изучению окружающей действительности, с удовольствием осваивают новые сферы деятельности, уважительно отзываются о профессионалах своего дела — музыкант, столяр, токарь.
Программа саморазвития студента включает необходимость положительного отношения к труду, выбранной профессии.

11.Умение отличать добро от зла

Эти студенты отличаются высокими устоями морали и сделали их направляющими векторами в каждой ситуации. При этом можно сравнивать это свойство с верующими, обладающими моральными ценностями. Однако у них своё восприятие бога — отсутствие чётко выраженной религии, нечто большее — комплекс идей, суждений, высшая сила. Таким людям свойственно относиться к миру с детской непосредственностью, умеют любое занятие сделать интересным и увлекательным, радуются результату достижений и процессу.

12. Философское чувство юмора

Высокоразвитые учащиеся обладают своим неповторимым отношением к жизни — воспринимают всё позитивно , с юмором, как положено философам. Они любят жизненные шутки, которые нацелены на высмеивание негативных проявлений характера человека и метаморфозы самой жизни. Не любят простой и поверхностный юмор. Суета, гордыня, тщеславие — всё это вызывает улыбку на их лице.

13.Креативность

Студенты этой группы практически все проявили креативность в различных сферах деятельности. Когда они берутся за дело, то находят особый индивидуальный подход к делу. Человек любой рабочей специальности этой категории будет креативен и создаст шедевры. Непосредственность приводит к формированию мнения о талантливости этих людей.
Программа саморазвития студента предполагает и развитие творческого потенциала, разнообразные задания предполагают применение этих качеств.

14. Сопротивление культурным влияниям

Развитые личности не подчиняются полностью влиянию культуры своего общества, они живут в социуме, но имеют свою гражданскую позицию. Они умеют критически оценивать культуру, её состояние, плюсы и минусы. Им присуща национальность, но они принадлежат миру, человечеству, мыслят глобальными понятиями.

Здоровая полноценная личность не лишена недостатков, они свойственны всем, но их положительные качества позволяют жить полноценной жизнью, получать радость от существования в этом мире.

Почему же так мало здоровых и сильных личностей вокруг, что мешает саморазвитию студента, какие факторы откладывают свой отпечаток, ведут к негативным последствиям в будущем?

Влияние детского периода на становление личности студента

Особое внимание вопросу влияния детских воспоминаний уделял Адлер в своей книге «Наука жить». В ней говорится о важной роли детских лет и воспоминаний в формировании и становлении личности. Рассмотрим основные типы поведения личности в студенческие годы, причины их возникновения, какая схема саморазвития личности характерна для них?

1. Неорганизованный студент

Часто встречаются в практике учащие, которые не готовы к обучению, не желают брать ответственность на себя за своё будущее, пропускают лекции на постоянной основе. Они не успевают за программой обучения, имеют плохую концентрацию.

Если обратиться к воспоминаниям детства, то такие дети были любимчиками в семье, им всё позволялось, что привело к избалованности и отсутствию ответственности в поведении.

2. Застенчивый, неуверенный студент

Такой результат может быть следствием нехватки внимания и любви со стороны родителей в детстве, строгое обращение, недостаток внимания. Часто встречается у детей, что росли в приютах, отвергнутых, брошенных. Они чувствуют себя неуверенно в этом мире, полном опасностей и непонятных обстоятельств. Воспоминания — одиночество, один в комнате, рядом нет близких людей.

Даже поступив в институт, испытывают страх быть хуже других. Схема саморазвития личности такого студента предполагает развитие уверенности в себе, позитивного отношения к окружающим, друзьям. При поддержке преподавателей, специалистов-психологов они могут пережить детские страхи и стать полноценными членами общества.

3. Замкнутый, малообщительный

Люди, которые воспитывались в строгости, их били или проявляли другие формы агрессии, в будущем замыкаются в себе, с трудом переживают всё это, чувствуют тоже себя неуверенными, живут часто в страхе перед жизнью. Таким людям обязательно нужна помощь психиатров для восстановления и полноценной жизни. Им тяжело построить семью, быть в коллективе.

4. Показывающий своё превосходство

Такие учащиеся встречаются в школах и институтах, они хотят превосходить других, затевают драки, показывают свою силу, хотя могут хорошо учиться, стараются самоутвердиться за счёт слабости других. Причиной такого поведения часто может быть появление младшего ребёнка в семье. Если старший не готов к этому морально, то он будет проявлять протест всю жизнь и бороться за любовь родителей.

5. Ответственный, успевающий студент

Здоровая личность может быть сформирована только в нормальной атмосфере любви и понимания, это не значит — вседозволенности, родители объясняют грани между добром и злом. Воспоминания у них позитивные — «мама читала сказки», «играли с папой в футбол». Главное, что родители поддерживали своих детей, избегая формирования комплекса неполноценности.

Как преодолеть беспокойство в студенческие годы?

Высшее образование — ответственный этап в жизни каждого человека. Программа саморазвития студента предполагает также умение справляться с трудностями жизни, стойко переносить взлёты и падения, преодолевать страх перед экзаменами, научиться достигать поставленных целей без потери спокойствия.

Простые методы борьбы с беспокойством:

1. Метод принятия — нужно представить мысленно наихудший вариант, принять его мысленно, а потом продумать варианты поведения, что можно сделать для улучшения ситуации. Такая стратегия спасла Эрна Хейни от смерти. Этот человек очень сильно болел, это было связано с язвой желудка, он практически не мог есть, доктора давали неутешительные прогнозы.
И когда он осознал, что жить осталось немного, то отправился в кругосветное путешествие и полностью оздоровился, ибо причиной болезни было нервное расстройство. Только приняв неизбежное, можно найти способы разрешения ситуации, бесстрашно анализировать свою жизнь.

2. Метод больших чисел — при каждом страхе и переживании стоит подумать, насколько вероятно это событие. Если обычно легко справляетесь с подобными задачами, то почему сейчас будет иначе? Почитайте статистику, трезво продумайте всё, что беспокоит.

3. Поиск решения — паника не помогает в стрессовых ситуациях, только объективное и рациональное отношение к жизни поможет сохранить спокойствие. Записывайте тревоги и переживания на листке бумаги, потом варианты решения, делайте выбор, действуйте.

Карнеги советует в сложной ситуации относиться ко всему, как адвокат к судебному процессу, без лишних эмоций и переживаний.

4. Поиск позитива в негативе — нужно искать обратную сторону медали. Если событие уже произошло и его нельзя изменить, что из этого можно извлечь, какие выгоды? Допустим, у человека слабое зрение, но хороший слух, он использует и развивает другие способности, может петь, выступать, писать. Компенсация есть во всём. Забирая что-то одно, жизнь даёт взамен другое.

5. Установить ограничитель потерь — нужно понять, что всему свой предел, нельзя тревогам позволять долгое время отравлять жизнь, это ведёт к нарушению здоровья. Это же касается и бизнеса, акций. Этот метод успешно применял Бертон Каслом (биржевой игрок). Он приобретал акцию за 100 дол., ограничением было 90, когда цена снижалась до этого уровня, то следовала продажа. В жизни этим критерием могут быть истинные ценности. Что важнее? Стоит ли так переживать, насколько принципиален вопрос?

6. Юмор к жизненным ситуациям — старайтесь с юмором относиться к своим тревогам, подбадривать себя. Так можно значительно упростить свою жизнь и помочь своим близким, родным людям. Главное — постараться увидеть ситуацию со стороны и понять, что ничего критичного в ней нет. А при невозможности исправить — смириться и продолжать жить.

Вывод

Программа саморазвития студента предусматривает подготовку человека к взрослой жизни и базируется на познании себя и самосовершенствовании. Важную роль на пути становления личности имеют семья, школа, коллектив. При необходимых условиях воспитания зарождается здоровая самоактуализированная личность, которая стремится к совершенству на протяжении всей жизни.

Человеку всегда есть чему учиться, есть неизведанные сферы знаний. Ключевым моментом в период получения высшего образования является осознание своего будущего, профессии, социализация.

Желаем каждому человеку найти себя и быть самодостаточной личностью!

Знаете ли вы, что чем больше и лучше вы понимаете себя, тем счастливее вы становитесь? Для этого и нужна 6-ти шаговая программа саморазвития!

Иногда мы думаем, что о себе мы знаем все. Но это далеко не так!!!

Когда вы опробуете предложенную программу саморазвития и самопознания на практике, вы узнаете о себе ТАКИЕ ВЕЩИ, о которых сейчас даже не подозреваете…

Проверим?!

6-ти шаговая программа саморазвития

Первый шаг саморазвития –
«Всегда наблюдать за своей реакцией!»

Понаблюдайте за своей собственной реакцией хотя бы в течение нескольких дней. Обращайте внимание на:

  • то, что вы делаете,
  • то, что думаете, пока что-то делаете,
  • что вы чувствуете, пока что-то думаете,
  • что вы говорите другим,
  • какие ощущения у вас возникают во время разговора,
  • как зависит ваша реакция от этих ощущений.

Подмечайте – из-за чего вы расстраиваетесь, а из-за чего радуетесь? Что вы делаете с удовольствием, а что не очень? Какие люди приносят вам радость, а какие дискомфорт?

Все эти наблюдения помогут вам понять ваши наклонности и интересы.

Второй шаг на пути к саморазвитию –
«Никогда не осуждать самого себя!»

Задумывались ли вы о том, как влияет на вашу жизнь и на вашу способность к саморазвитию чувство вины?

Как правило, это чувство влияет на нас куда больше, чем мы думаем. В отличие от гнева, злости, раздражения, которые проходят с выбросом негативной энергии, вина никуда не девается от самобичевания, напротив, она только еще больше усиливается.

Чтобы проверить это, прямо сейчас подумайте вот о чем:

  • есть ли вам за что чувствовать себя виноватым?
  • какое ощущение появляется внутри вас, когда вы испытываете вину?
  • как влияет это ощущение вины на ваше поведение?

А теперь, чтобы раз и навсегда вымести из закромов своей памяти все упоминания о собственной вине, скажите себе мысленно (а лучше вслух):

«Я всегда поступал/а наилучшим образом, каким только могла поступить, имея на тот момент тот опыт, который был в моем распоряжении».

Согласитесь, вы не просыпаетесь утром с мыслью: «Что бы такого плохого натворить?» И никто не просыпается. Все наши действия и поступки, изначально имеют самые благие побуждения (для нас самих или для окружающих).

А если потом выясняется, что можно было поступить лучше, то выясняется это только потом, когда вы видите завершенную ситуацию целиком. Понимаете? Только получив опыт, вы можете сказать себе: «Я виноват». Но в тот момент вы не могли поступить лучше, вы поступали так, как могли, и делали это наилучшим образом (ведь если бы вам пришло в голову что-то лучшее, вы бы сделали что-то лучшее).

Третий шаг саморазвития –
«Определить свои сильные и слабые стороны!»

Узнать больше о самых разных медитациях вы сможете на данном сайте. Для этого просто воспользуйтесь строкой поиска вверху страницы.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник