18.06.2019

Проект по развитию речи в логопедической группе. Социальный проект "давайте говорить правильно". Формы и методы работы


Кто должен осуществлять подготовку ребенка к школе?

Психологам часто приходится слышать вопрос: кто же должен осуществлять подготовку ребёнка к школьному обу-чению, кто отвечает за успешное обучение в начальных классах - родители, воспитатели детского сада и учителя, школа?

Родители дошкольников, посещающих детские сады, часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе си-лами воспитателей.

Действительно, специально организованные занятия помо-гают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной.

Опыт показывает, что никакое самое хорошее дошкольное учре-ждение - ни детский сад, ни начальная школа - не могут полно-стью заменить семью, семейное воспитание. В дошкольном уч-реждении детям прививают многие полезные навыки, учат ри-сованию, счёту, письму и чтению. Но если занятиями ребёнка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребёнок тоже начинает от-носиться к ним пренебрежительно, не стремится работать луч-ше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника при-даёт особое значение всем достижениям ребёнка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении лю-бого рода занятий, принимается всегда с благодарностью и спо-собствует близости родителей и детей.

Правила создания позитивной обстановки в обучении:

  • Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
  • Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.
  • Необходимо учитывать принцип «от простого к сложно-му», то есть нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвеча-ет неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изме-няя их содержание, но оставляя цель. Например: учите распо-знавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?».
  • Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одоб-ряйте действия ребёнка словами: «Если бы ты сделал так (по-каз, объяснение), то было бы ещё лучше».
  • Старайтесь не создавать у ребёнка впечатления, что заня-тия и игры с ним являются смыслом вашей жизни, поэтому иг-райте с малышом, например, во время приготовления ужина на кухне («Чего не стало?», «Что изменилось?»), по дороге в детский сад, в машине, в автобусе («Слова-города» и др.).
  • Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если взрослому не хочется играть в какую-то игру или он плохо себя чувствует, то лучше отложить занятие. С плохим настроением, через силу не играйте с ребёнком. Пользы это не принесёт. Игровое обще-ние должно быть интересным и для ребенка, и для взрослого.В этом случае создаётся положительная атмосфера для усвоения и развития.

Не опережающее изучение программы 1 класса, а всесторон-нее развитие ребёнка должно стать содержанием умственной под-готовки будущих первоклассников. Постарайтесь создать в се-мье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.

Можно смело сказать: первостепенную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас знаний, который он с помо-щью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые 6-7 лет своей жизни.

Каждому первокласснику необходимы знания о жизни стра-ны, о родном городе, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний и формиру-ется столь необходимая первокласснику интеллектуальная ак-тивность, рождается радость познания.

Развивайте наблюдательность. Наблюдения обогащают ре-бёнка верными, яркими образами окружающей действительно-сти, служат основой формирования представлений и понятий. Наблюдение является основой мышления школьников. В про-цессе наблюдения и отчёта о наблюдениях развивается речь детей.

Как организовать подготовку ребенка к школе?

Подготовку к школе нужно организовать как непродолжи-тельные приятные для ребёнка занятия.

Разнообразные игры, рисование, лепка, конструирование, прослушивание и пересказ, проигрывание сказок, пение - всё это прекрасная подготовка к школе. Можно вводить непродол-жительные занятия по книгам (сейчас в продаже большой выбор пособий для детей), но, занимаясь, побуждайте ребёнка думать, объясняя свои выводы.

Никогда не ругайте ребёнка во время занятий. Если у ре-бёнка что-то не получается или он чего-то не понимает, по-ставьте задачу, решая которую, ребёнок усвоит материал. Ис-кусство и трудность для взрослого - не словами объяснять ре-бёнку материал, а придумывать такие задания, выполняя кото-рые, ребёнок понимал бы, что к чему. Если ребёнок не понимает что-то, чаще всего - это ошибки взрослого (неправильное объ-яснение материала).

Помните, ребёнок 5-6 лет не может работать долго, 15-20 минут - вот предел, а потом он должен отвлечься. Играя с ребёнком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Следите за его реакцией и либо меняйте ход занятия, либо дайте ребенку отдохнуть.

Проявляйте положительный интерес к занятиям ребёнка, расспрашивайте его, что он делал, что узнал, как он узнал, что ему понравилось.

Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощ-ряйте поиск решения.

Стимулируйте интерес ребёнка к окружающему миру. За-давайте ребёнку вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном.

Организовывайте коллективные игры детей, в которых есть активное речевое общение.

Не старайтесь «натренировывать» ребёнка на выполнении заданий, а организовывайте работу так, чтобы ребёнок понял способ решения задания. Работайте над пониманием материала, а не только над его запоминанием, скоростью ответов, действий.

Разбивайте образные представления ребёнка. Этому спо-собствует конструирование, изобразительная деятельность, слушание и пересказ сказок, сочинение сказок.

Для развития крупных движений, координации движений организовывайте подвижные игры, спортивные упражнения, но не соревнования, так как неудачи могут отпугнуть ребёнка, понизить его самооценку. Родителям рекомендуется почаще иг-рать с ребёнком в мяч, волейбол, вместе кататься на лыжах, пла-вать и т. п.

Следует увеличить объём даваемых ребёнку пропедевти-ческих, то есть вводных систематизированных знаний, особенно по математике. При этом не торопитесь с выработкой навыков, работать надо над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выпол-нения каких-либо действий.

Чтобы ребёнок легко усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить образные представления. Эта способность развивается в дошкольном воз-расте при рисовании, конструировании, прослушивании сказок и пересказе их.

Для развития руки полезны такие занятия, как лепка из пластилина, глины, рисование, конструирование, пришивание пуговиц, плетение из бисера, вырезание из бумаги (но ножницы должны быть с закруглёнными безопасными концами), нанизы-вание бус.

Для развития навыков общения полезны ролевые игры, разыгрывание спектаклей.

Для развития инициативы у ребёнка давайте ему в игре роль лидера (капитана корабля, мамы, учителя, врача).

Любое обучение начинается с наблюдения и пробуждения интереса к данному виду деятельности. Движущая сила разви-тия и обучения детей - их желание быть похожими на взрослых.

Когда ребёнку читают книги, он слушает и рассматривает кар-тинки. Но наступит момент, когда начнёт самостоятельно перелис-тывать любимую книгу, по памяти сопровождать иллюстрации проговариванием текста. Тогда он объявляет всем, что «читает». Родители могут использовать появившееся желание. Делает-ся это так. Сначала ребёнок вместе со взрослым рассматривает крупные буквы и называет звуки, которые они обозначают. Не надо объяснять детям, что их учат читать, иначе некоторые, особенно упрямые, сразу же станут сопротивляться. Затем вме-сте можете нарисовать буквы и раскрасить их (изображайте только печатные буквы). Это уже обучение письму. Про бук-вы можно сочинять истории, одушевлять их. А потом буквы «подружатся», например: М-И; М-А; М-У... Так происходит чтение согласной буквы с различными гласными. Ребенок нау-чился читать по слогам! Не торопите ребёнка, продолжайте чи-тать ему книжки с яркими картинками и крупными буквами. Старайтесь сопровождать текст пальцевым слежением, то есть проводите своим пальцем по читаемым строчкам. Это ускорит процесс обучения.

Здесь необходимо отметить, что оптимальный возраст нача-ла обучения зависит от индивидуальности ребёнка. Если малыш познал приёмы чтения, но не желает упражняться в этом, пред-ложите ему игру «Записки с секретом», где печатными буквами взрослый, а затем и сам ребенок, указывает нахождение чего-то интересного. Например: «КОНФЕТА В ВАЗЕ НА СТОЛЕ».

Счёту надо обучать тоже постепенно. Но, называя цифру, обязательно соотносите её с количеством предметов. Иначе у малыша нарушается развитие понятия «число». Проговаривание цифр скороговоркой не является показателем развития у ре-бёнка математических умений. В быту, в домашних условиях малыш закрепляет счёт, помогая накрывать на стол. Пусть ребё-нок считает игрушки, этажи, подъезды. Иногда нужно создавать условия решения задач («Нас трое, а две ложки. Сколько не хва-тает?»). Тогда счёт станет для него привычным и понятным.

Начиная писать или рисовать цифры и буквы, ребёнок может изображать их «зеркально». Не удивляйтесь. Перевёрнутые цифры, буквы сравнивайте с образцами, и у дошкольника по-степенно это пройдёт.

Когда ребёнок рисует, пишет левой рукой, понаблюдайте за ним. Если, играя, одеваясь, он действует активнее левой ру-кой, то, скорее всего, писать этой рукой ему будет удобнее, чем правой. Никогда не заставляйте использовать правую руку. Этим можете нанести большой вред психике малыша. При воз-никновении сомнений проконсультируйтесь у специалистов (психологов, психоневрологов).

Чем ещё можно помочь ребёнку, чтобы облегчить его вхож-дение в новую жизнь? Используйте те игровые приёмы и уп-ражнения, которые доступны и интересны ребёнку, которые разносторонне подготовят интеллектуальные психические про-цессы к предстоящей школьной нагрузке.

Надо ли учить ребенка писать письменными буквами?

Нет, ни в коем случае. У ребёнка ещё слабая рука, плохо развита мелкая мускулатура. Лучше помогите ему овладеть «ручной умелостью». И для этого совсем не обязательно писать. Пусть рисует, раскрашивает, выкладывает мелкую мозаику, по-могает перебирать крупу, вышивает, вяжет - это и есть подго-товка руки к письму. А уже незадолго до учёбы попробуйте по-играть в школу. «Будем писать диктант, только вместо букв я буду диктовать тебе, как нарисовать специальный узор. Будь внимателен, не пропусти ничего: проведи линию по двум кле-точкам вправо, потом по двум клеточкам вниз, затем две кле-точки вправо, две клеточки вверх» и т. д. Это полезно не только для рук, но и для умения точно выполнять задание взрослого.

Начать раскрашивать картинки, аккуратно штрихуя поле, можно значительно раньше. Но не давайте ребёнку сразу боль-шую картинку. Начните с раскрашивания, например, воздушно-го шарика. И покажите, как это нужно правильно делать, обра-тите внимание малыша, как аккуратно и медленно вы работаете, как следите за тем, чтобы карандаш не заходил за контур.

Конечно, рисуя, раскрашивая, перебирая мелкие предме-ты, ребёнок не научится писать. Но разовьётся его рука, она ста-нет умелой, легко справляющейся с карандашом, фломастером, иголкой, разовьётся зрительный контроль за движением руки, и вы увидите, как легко овладеет ваш ребёнок письмом в 1 классе.

Надо ли играть с ребенком старшего дошкольного возраста?

Те родители, которые думают, что чем ближе ребёнок к шко-ле, тем меньше он должен играть, совершают большую ошибку. Психологи и педагоги обеспокоены не тем, что дошкольники много играют, а тем, что они переходят из сада в школу «не наи-гравшись», что игры детей 5-6 лет примитивны и неинтересны.

Почему же так важно играть с ребёнком, особенно в годы подготовки к школе?

В игре дети:

  1. учатся применять имеющиеся у них знания;
  2. ставятся перед необходимостью поиска новых знаний;
  3. получают богатый чувственный опыт, прежде всего ка-сающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окру-жающих их. В игре развиваются все психические процессы - внимание, память, мышление, речь и, что особенно существен-но, воображение.

Взрослым важно руководить игровой деятельностью ребён-ка. Во-первых, для того, чтобы игра была более целенаправлен-ной, интересной и развивающей. Во-вторых, игра требует парт-нёров, а заинтересованный взрослый - хороший игровой парт-нёр. В-третьих, игра - своеобразное общение, а участие в нём родителей доставляет ребёнку большую радость.

Наиболее полезны для подготовки детей к школе игры, ко- торые:

  • формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушёл?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Какой картинки не хватает?», «Сделай так же»); развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин "Ткани"», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме);
  • развивают логическое мышление («Что сначала, что по-том», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова наоборот», «Синонимы», «Придумывание сти-хов»).

Несколько советов, как организовать игру:

  • Никогда не отказывайтесь поиграть с ребёнком, даже если вам некогда. Обязательно находите (лучше заранее) время для совместной игры.
  • Подбирайте игры не слишком трудные, но и не слишком лёгкие, так как интерес падает в том и в другом случае.
  • Подробно объясняйте правила игры. Будьте объективны в оценке игрового результата. Поддерживайте ребёнка, если иг-ра «не клеится», хвалите за честное стремление к победе.
  • Придумывайте новые игры вместе с ребёнком. Дайте ему возможность самому придумывать разные варианты одной игры.
  • Занимаясь дома с ребёнком, почаще берите себе роль уче-ника, а не учителя. Превратитесь в совсем глупенького, непони-мающего первоклашку и задавайте ребёнку различные вопросы («Почему?», «Зачем?»).

Что делать при отсутствии у ребенка интереса к чтению

Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтере-сованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса.

Вот некоторые из них:

  • Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей от-ношение к чтению как к удовольствию.
  • Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитан-ным и т. п.
  • Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, да-рите их сами и получайте в качестве подарков.
  • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в биб-лиотеке, книжном магазине и т. п.).
  • На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
  • Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. п.).
  • В доме должна быть детская библиотечка.
  • Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
  • Предложите детям до или после просмотра фильма про-читать книгу, по которой поставлен фильм.
  • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть те-левизор.
  • Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
  • Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
  • Поощряйте чтение детей вслух, когда это только воз-можно, чтобы развивать их навык и уверенность в себе.
  • Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  • Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов - пусть дети чаще читают все что угодно!
  • Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
  • Пусть дети читают каждый вечер (перед тем как уснуть).

Подготовил

педагог - психолог

второй квалификационной категории

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Рекомендации воспитателям по готовности детей к школе. Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность. «Психологическая готовность» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Венерг). Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Если в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Для подготовки к новому образу жизни, к осуществлению новых форм деятельности, к успешному выполнению школьных обязанностей необходимо так организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития. Существенное значение для подготовки детей дошкольного возраста к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания. Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность. Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей, воспитателей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Волевая готовность - необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться,

2 сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и в группе, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5 10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова. Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который помог бы представить условие задачки и решить её на основе данного графического изображения. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании. Интеллектуальная готовность - многие считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её

3 это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Однако главное это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане. Получается, что психологическая готовность к школе это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир. Попробуйте найти вокруг себя что нибудь необычное: дерево с кривым стволом, голубя с белыми пятнами, странное пятно на асфальте или облако в виде жирафа Кто больше интересного заметит вы или ребенок? Игра развивает наблюдательность и восприятие, стимулирует творческое мышление. Найди отличие. Поищите вместе с малышом разницу между двумя предметами. Сравните, например, две машины или двух собак. Кто обнаружит больше отличий? Задание посложнее отыскать наоборот, сходство. Что общего у вороны и у кошки? Ответы: оба они хищники, у каждого два глаза, когти, хвост. Здорово, если удастся придумать что то смешное. Например, они разговаривают, похоже: кошка «мур»!, а ворона «карр!». Вы удивитесь, но такая незамысловатая игра развивает наблюдательность и мышление, расширяет представление об окружающем мире. Смотри в оба. Считаем ворон. Предложите ребенку по дороге сосчитать что либо: скамейки, собак, велосипедистов и т.п. Кроме счетных навыков будут развиваться наблюдательность, внимание, память (надо все время держать в уме предыдущую цифру). Дошколятам можно усложнить задачу вести учет сразу несколько предметов, например березок и елок или собак и ворон. Это замечательный способ тренировки объема памяти, измеряйте шагами расстояние, например, между подъездом и скамейкой, качелями и песочницей. Потренируйтесь в обратном счете: идете от клумбы к елочке считаете «один - два три четыре пять», обратно «пять четыре три два один» Цвет и форма. По очереди называйте предметы определенного цвета или формы, те, что видите вокруг. Например, зеленая елка, зеленая машина, зеленое платье у девочки. Или треугольные крыша, качели, горка. Можно также отыскивать предметы, похожие на буквы. Горка как Л, качели П, карусель - О Закрепляются необходимые знания, тренируются внимание и наблюдательность. Подготовку надо начинать задолго до поступления в школу, прежде всего,

4 нужно: Знать возрастные нормы и особенности вашего ребенка и, предъявляя ему требования, исходить лишь из них. Ни в коем случае не отвергать ребенка, не занижать его самооценку. Создать благоприятный климат для него в группе. Следить за умственным развитием ребенка. Создать условия, чтобы развивался интеллект, чтобы не было его задержки. Читать ребенку сказки и стихи. Учить с ним песни. Вместе слушать музыку. Смотреть мультфильмы, детское кино. Хвалить его за рисунки. Водить в музеи, театры, цирк и зоопарк. Использовать сюжётно-ролевые игры и режиссерскую игру. Любыми способами поощрять общение со сверстниками. Воспитывать мир чувств. Учить ребенка управлять эмоциями, быть эмоционально независимым от Вас. Пытаться уменьшать его тревожность. Следить за состоянием здоровья и заниматься реабилитацией всех выявленных отклонений. Полезны игры разные. Даже «несерьезные» игры: в «больницу», «дочкиматери», «школу». Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся выполнять указания взрослого. И главное все происходит без принуждения, легко и охотно. Развивается воображение умение представить себе, что было бы, если бы.... Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное место в подготовке к школе занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно представлять себе предметы, рассмотреть их в уме. Позднее это окажется важным при изучении физики, геометрии и др. Рисуя, строя, ребенок переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование из кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на множество вопросов о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался, и т. д. Воспитатели могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет или конструкцию. Главное не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения. Нужно помнить, что лучшая подготовка к школе это естественное желание ребенка играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не гасить интерес! Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребенка, реалистичные

5 оптимистические рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой - всё это создаёт положительную мотивацию ребёнку. И, как бы не продвигались объективные успехи ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не перегружайте его занятиями, развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и конструктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый хороший! Советы воспитателям первоклассников по воспитанию в адаптационный период Первый год обучения является одним из существенных переломных периодов в жизни ребёнка. Ведь от того, как пойдёт привыкание к школе, во многом зависят эмоциональное состояние, работоспособность, успешность учёбы в начальной школе к во все последующие годы и, конечно же, здоровье. Ребёнок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду. Изменяется весь уклад жизни. Ежедневные учебные занятия требуют напряжённого умственного труда, активации внимания, сосредоточенной работы на уроках и, кроме того, относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. В ответ на новые повышения требования к организму в первые недели и месяцы обучения могут появляться жалобы детей на усталость, головные боли, возникают раздражительность, плаксивость, нарушение сна, аппетита. Случаются и трудности психологического плана, такие, как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе. Весь этот комплекс явлений некоторые специалисты классифицируют как адаптационную болезнь. В этот трудный для ребёнка период и в школе, и дома его необходимо окружить вниманием, проявить доброжелательность и терпимость. Предлагаю несколько советов воспитателям первоклассников на период адаптации к школе. 1.Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, - быстрая утомляемость. На первом уроке они откровенно зевают, на третьем - лежат на партах. Чем мы, взрослые можем помочь ребёнку? Прежде всего стоит помнить о старых и надёжных способах поддержания здоровья первоклассника - это соблюдение режима дня. Сон не менее 10 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 мин. в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребёнка длительные (до 2

6 часов) прогулки на воздухе - не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребёнка на доброе отношение ко всему. Скажите: «Доброе утро!», - и собирайтесь в школу без суеты. 2. Встречая ребёнка после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушивайте его, похвалите, поддержите и, ни в коем случае, не ругайте - ведь пока ещё не за что" 3. Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребёнка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребёнку несколько замечаний сразу. 4.Ни в коем случае не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Это ведёт либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе. 5. Ребёнку не нужна позиция прокурора, которую мы часто занимем: «Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!». Это недопустимо. 6.Сегодня одна из главных задач школы - оздоровление ребёнка, и поэтому в целях облегчения адаптации первоклассников применяется ступенчатый режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки. Духовное и физическое здоровье первоклассника зависит от контактов со всеми, кто работает в школе. Невозможно не уважать учителя начальной школы, потому что он работает и живёт жизнью своих ребят. Поддержите словом и делом своего учителя, помогите ему. Не спешите осуждать учителя, администрацию школы, не торопитесь категорично высказывать своё мнение о них. Педагог-психолог: Куликова Т.В.


Советы родителям будущих первоклассников Подготовил материал педагог высшей категории Длужевская Елена Николаевна Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет

«Основные составляющие готовности ребенка к обучению в школе» Готовность к школе включает в себя три основные составляющие: физическую, педагогическую и психологическую готовность. Психологическая готовность

Ребенок пошел в первый класс: как помочь адаптироваться Справка. Адаптация процесс приспособления ребенка к школе, новым условиям жизни, новому статусу ученика, новому виду деятельности и новым нагрузкам

Адаптация первоклассников к школьным условиям информация для родителей Что такое адаптация первоклассника? «Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaрtatio» - прилаживание, приспособление.

Доклад на тему: «Приемственность предшколы и начального образования,как условие повышения качества образования» Что же такое психологическая готовность к школе? Психологическая готовность это необходимый

Обложка Слайд 1 Слайд 2 Вам приятно жить в опрятном доме, Где у каждой вещи место есть? Математика создать такой порядок может, И за это ей хвала и честь! Одним из приоритетов в моей педагогической практике

Родительское собрание СКОРО В ШКОЛУ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 270 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «Быть готовым к школе не значит

Мотивационная готовность. Понятие мотивационной готовности включает в себя отношение дошкольника к будущему учению. Речь идет о положительном отношении ребенка к школе, о его настроенности на серьезную

МОУ гимназия 56 г. Томска (готовность ребенка к обучению в школе) Педагог психолог Иванова А.В. «Природа создала свое самое чудесное изобретение человеческий мозг таким образом, что в течение первых 6-ти

План занятия 1 1. Доклад учителя «Что значит готовить ребёнка к щколе». 2. Знакомство с памяткой «Советы родителям: делать или не делать». Ход занятия. 1. Доклад. Кончается дошкольное детство вашего ребёнка.

Управление образования администрации г. о.коломна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 15 "Светлячок" «Первый раз в первый класс, или готовность родителей к обучению

ПРОЕКТ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ» ПРОЕКТ «Гражданско-патриотическое воспитание школьников» Проектирование информационной среды ПРОЕКТ «Активизация познавательной деятельности младших школьников на

Что должен знать будущий первоклашка? Уважаемые родители! Осталось совсем не много времени до того момента, когда ваш малыш впервые переступит школьный порог и для него начнется новая интересная жизнь.

Готовность ребёнка к школе. Весна время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Встрѐпанные родители бегают от одной школы к другой, чтобы вовремя записаться, пройти собеседование. В некоторых

Трудности периода адаптации детей к школе Ключевые слова: школьное обучение, адаптация, готовность к школьному обучению. Адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из актуальных проблем,

Психологическая готовность ребёнка к школе Консультация для воспитателей «Быть готовым к школе не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе значит быть готовым всему этому научиться»

Психолого-педагогические требования к ребенку, поступающему в первый класс 1. Общие сведения. Осведомленность ребенка в разных областях: я (имя, фамилия, пол, возраст, место проживания) моя семья (Ф.И.О.

План-конспект родительского интерактивного собрания «Мой ребенок будущий первоклассник» Форма проведения: круглый стол Аудитория: родители подготовительной к школе группы Количество участников: родители

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида 56» Выступление на родительском собрании на тему: «Готовность ребенка к школе» Подготовила воспитатель подготовительной

Побудет еще один год в садике?» Консультация для педагогов Психологическая готовность к школе 1 (подготовили ст. воспитатели: Долженко А. А., Чепыжная Н. В., психолог: Семенова М. В.) 14.04.2017 Готовность

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Гармония» Особенности детей с Задержкой Психического Развития, их потенциальные

Консультация для родителей «Готовность детей к школе» Так что же такое «готовность к школе» в общем понимании? Что мы понимаем под готовностью к школе. Первое что приходит на ум - это обучение ребенку

Готовность ребенка к школе»памятки для воспитателей и родителей» Подготовила воспитатель старшей группы Громазина О.Н. Готовность ребенка к школе. Памятки для воспитателей и родителей Готовность ребенка

«Мой ребёнок будущий первоклассник. Как подготовить ребёнка к школе» Подготовила: педагог-психолог Лебабина О.В. «Быть готовым к школе не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе значит

2.5 Продолжительность урока 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5 2 мин. каждая. (Их рекомендуется проводить на 10 и 20 мин. урока) Исключения могут составлять уроки физической

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Красная шапочка» Педагог-психолог: Пуртова Мария Сергеевна Междуреченский, 2015 Подготовка к школе процесс многоплановый. И следует

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Предшкольная пора» Возраст учащихся: 5-6 лет Срок реализации:1 год Составитель: Кривченко Л.А. педагог дополнительного образования г. Ахтубинск

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обуч ения.

Поступление в школу: насколько готов ребенок к школьной жизни? Готовность ребенка к обучению в школе означает сформированность необходимых психологических и психофизиологических предпосылок учебной деятельности,

Мотивация как один из факторов успешного обучения в школе. Мотивационно готовым к обучению является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", прежде

Антонова Кристина Сергеевна студентка 3 курса 31 группы педагогического факультета ТвГУ Проблемы обучения детей с шести лет. Ключевые слова: младший школьный возраст, готовность к школе, школьная адаптация,

А ВЫ ГОТОВЫ К ШКОЛЕ? ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития общества как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни

Степанова Н.А., канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Готовить или не готовить ребенка к обучению в

Программа подготовки детей дошкольного возраста к школьному обучению Организация «Школы будущего первоклассника» Шестилетний ребёнок приходит в школу уже личностью, многое узнавшей, со своей картиной мира,

Тематическая консультация с элементами мастер класса для родителей группы детей с ОВЗ на тему: «Развитие механизмов внимания, памяти, мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи» Цель:

Графические диктанты (Рисование по клеточкам) Поступление в школу важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально,

ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ ция (лат. adapto приспособляю) процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Адаптация к школе это процесс привыкания к новым школьным условиям,

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДОУ СОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТНОМУ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ВОСПИТАННИКОВ НА КАЖДОМ ВОЗРАСТНОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ И ПСИХИЧЕСКОМ

Куратор дошкольной подготовки Зерцалова Юлия Юрьевна Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе значит быть готовым всему этому научиться. Л.А. Венгер,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей 1571 Психологическая подготовка к школе Факторы, влияющие на успешность обучения в школе Здоровье и физическое развитие Эмоциональная сфера

Консультация для родителей будущих первоклассников Автор: Алексеева Юлия Юрьевна, педагог-психолог МАОУ гимназия 18 Нижний Тагил 2016 Уже совсем скоро наступит первый для вашего ребенка учебный год. С

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 368» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Играем дома (игры на развитие мыслительных операций)» Материал подготовила: Учитель-дефектолог

Адаптация учащихся 1- В класса. Начало обучения в школе один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальнопсихологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса

Как помочь ребенку быть успешным в На что обратить внимание Возможные причины Что делать Высокая утомляемость ребенка, пониженная активность, чрезмерная невнимательность, неусидчивость, расторможенность

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В каждом возрастном периоде поведению, а также умственному развитию и интересам ребенка присущи особые психологические характеристики. В процессе развития

Интеллектуальный; Эмоциональный; Социальный; Психофизиологический. Поменялось 6 зубов. Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом. Пространственная ориентация, координация

Конспект родительского собрания в подготовительной группе Подготовила воспитатель МБОУ «Избердеевская НШДС» Козлова М.В. 09.09.2015г. «Скоро в школу» Цель: создание условий для включения родителей будущих

Детство пора активности. Большую часть дня дети бегают, играют в шумные игры, тратят много энергии. Так протекает естественный процесс их развития и познания окружающего мира. Но помимо активных игр, ребенок

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе. 1 Задачи: Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе. Оценка родителями

Адаптация первоклассников Ребенок пошел в первый класс, это значит, что в его жизни наступают достаточно бурные изменения; из беззаботного детства он попадает в мир с гораздо более жесткими требованиями.

«Методы и приемы создания позитивного микроклимата в группе детей раннего возраста» Подготовила: воспитатель Хамрина М.В. Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное

ГОТОВИМСЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Критерии психологической готовности ребенка к школе: 1. Социально-психологическая готовность к школе: Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость

«ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК» Подбору материала подготовила воспитатель Прокурат Полина Олеговна Выражение «подготовить ребенка к школе» это не только покупка новенькой формы, портфеля и тетрадей.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 с.арзгир Арзгирского района Ставропольского края Рассмотрено Руководитель МО / / подпись Протокол от 20 г. Согласовано

Родительское собрание: «Готовность ребенка к школе» Выполнила Дятлова С.А. Быть готовым к школе не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе значит быть готовым всему этому научиться».

Адаптации первоклассников к школе 1. Физиологическая адаптация. Мы рассматриваем физиологические аспекты адаптации для того, чтобы учитель знал и понимал, почему иа этом этапе обучения нельзя чрезмерно

"Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться". Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. "Готов ли ваш ребенок к школе?"

Консультация психолога Психологические особенности развития детей 5-6 лет Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать

Возрастные особенности детей 6 7 лет Старший дошкольный возраст период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни обучению в школе.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Волховская средняя общеобразовательная школа 1» С К О Р О В Ш К О Л У Для будущих первоклассников с 10 октября в школе начинаются развивающие занятия.

Глава 1 Психологическая готовность ребенка к школе Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной

Кружок «Занимательная математика» Воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка детский сад 341» Манник Лидия Андреевна Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной

Советы психолога родителям первоклассников Первый год обучения в школе - очень сложный и важный период и для самих родителей, так как именно в этот период закладываются основы взаимоотношений с ребенком

Что такое психологическая готовность к школе? Выполнила: педагог-психолог МБОУ гимназии 76 Мачула Елена Михайловна «Быть готовым к школе не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе значит

Программа индивидуального психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ в начальной школе Цель: развивать у детей полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации

«Роль воспитателя детского сада в подготовке детей имеющих низкий уровень готовности

к школе» (советы психолога).

Работа воспитателя - это постоянный контакт с детьми. Поэтому необходимо устанавливать с детьми такие отношения, какие у них установлены с близкими людьми, чтобы дети начали так же доверять воспитателю, как и доверяют близким людям. Как приятно, когда дети охотно идут в группу. При встрече улыбаются, чем - то радуют, что - то интересное рассказывают, чем - то делятся. Каждый ребёнок развивается по - своему, а значит, и подход к каждому ребёнку должен быть - индивидуальный. Очень важно, знакомство с родителями. Необходимо знать, в какой семье, и в каких условиях, живёт каждый ребёнок. Это помогает создавать в группе уютную, спокойную, доверительную атмосферу, понять каждого ребёнка. Стиль поведения воспитателя к детям должен быть таким: не позволять детям делать всё, что им заблагорассудиться, но и не запрещать в не которых случаях, чётко определять для детей, что им можно и что нельзя, своим поведением показать ребёнку пример, когда необходимо сдерживать эмоции, а когда не сдерживать. Во время видеть когда ребёнку нужно уделить внимание, чтобы не чувствовал себя забытым и никому не нужным. Все, мы, знаем, что школа ждёт не столько образованных детей, сколько психологически подготовленных к учебному труду. Это значит, что дети должны обладать нравственно-волевыми качествами, такими как, настойчивость, трудолюбие, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованности и самое главное дисциплинированность. Дети должны уметь общаться, уметь слушать собеседника, не перебивая его, избегать грубости, вульгаризмов. Если все эти качества будут наблюдаться у детей, тогда учиться они будут с удовольствием, учёба не превратиться для них в тяжкое бремя. В настоящее время многие родители стараются детей отдавать в школу с семи лет. Это правильный подход к детям, готовность ребёнка к обучению опирается на достаточное развитие мозга. В это время дети начинают подчиняться своему поведению, у них возрастает уровень самооценки собственных поступков. Осуществляя подготовку к школе, необходимо учитывать особенности детей, отличающиеся уровнем развития: (детей с высоким, среднем и низким уровнем развития).

Дети с низким уровнем развития отстают от сверстников в развитии и в овладении программным материалом. Они недостаточно внимательны к объяснениям воспитателя, не могут долго сосредотачиваться на заданиях. В своей работе они учитывают только отдельные требования, испытывают трудности в организации собственной деятельности в соответствии с установками воспитателя. Знания об окружающем у них поверхностны, познавательные интересы неустойчивы и часто снижены. На дети не самостоятельны, они нуждаются в постоянном контроле и помощи воспитателя. Под влиянием неудач у таких детей постепенно формируется отрицательное отношение к занятиям. Успех в преодолении недостатков развития детей низкого уровня можно достичь при условии совместных действий воспитателя и родителей. Родителям, необходимо давать конкретные рекомендации, касающиеся организации занятий с детьми дома, развития их кругозора и речевой активности. Объяснять, как правильно оценивать действия ребёнка: поощрять усилия детей, подбадривать, доброжелательно и терпеливо разбирать с ребёнком его ошибки, неточности и стимулировать к получению более высокого результата. Совместно с родителями обучая, развивая и поддерживая детей, необходимо способствовать преодолению пассивности, скованности, неумелости дошкольников. Важно помнить, что потом, в школе дети будут спокойны, сосредоточены, аккуратны и прилежны, если в семье родители систематически будут заниматься с детьми еще в дошкольном возрасте.

Наверное, каждому воспитателю, работающему в выпускной группе детского сада, приходилось много раз отвечать на вопрос родителей: «как ведёт себя мой ребёнок на организованной образовательной деятельности?». Как он справляется с заданием? Не отстаёт ли от других?. Все эти вопросы родители прямо связывают с подготовкой к школе. Почти никогда не звучит вопрос: «А как играет мой ребёнок? А вот дети подготовительной группы часто играют, любят играть в дидактические игры с правилами. Поэтому использование дидактических игр с правилами естественно и закономерно введут ребёнка в учебную деятельность. При этом задача воспитателя состоит в том, чтобы научить ребёнка, выслушать инструкцию, освоить её правила, овладеть учебно - игровыми действиями, проконтролировать действия оценить результат. В игре ребёнок пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция - важнейшие черты свободной игровой деятельности, они выполняют незаменимую роль в формировании личности будущего школьника. В играх с правилами развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общение с взрослыми и сверстниками. Дети, стоящие у порога школы, непременно должны обладать элементарными навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем станут их «помощниками» в учебной деятельности, разумном расходовании времени, умение передавать труд, учёбу, игру, отдых.

Любая деятельность - игра, труд, организованная образовательная деятельность - требуют определённой подготовки. Поэтому педагогам необходимо воспитывать у детей трудолюбие, усидчивость, отслеживать, чтобы дошкольники любое дело выполняли старательно и не бросали его на полпути. Дети, воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом ко всему, умением себя обслуживать, держать в порядке своё рабочее место. До школы дети должны усвоить определённую систему знаний, умений и навыков, также у них должны быть сформированы психические процессы: внимание, память, мышление, речь. Организованная образовательная деятельность дошкольников должна быть организована педагогами так, чтобы дети могли свободно общаться, спорить, совместно выполнять различные задания. И главное, чтобы дошкольники учились совместно обсуждать, а их обсуждения были направлены на коллективный поиск правильного ответа, чтобы каждый ребёнок проявлял, как можно больше активности, рассуждал, высказывал своё мнение, не боялся при этом ошибиться.

«Ребёнок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». В этом то и есть предназначение нас, педагогов!

Описание материала: Предлагаю Вам практические рекомендации педагога-психолога для подготовки дошкольников к будущему обучению. Данный материал будет полезен родителям будущих первоклассников. В круговороте повседневной жизни мы буквально не замечаем, как растут наши дети. И вот, наконец, наступает волнительная и самая, пожалуй, важная пора для родителей и ребёнка - поступление в 1-ый класс. Как эффективно подготовить ребёнка к школе, какие занятия следует посещать, какими основными знаниями и навыками должен обладать будущий первоклассник - всему этому посвящена данная статья.

В последнее время требования к уровню подготовленности ребёнка к школе значительно возросли. Обусловлено это явление, прежде всего, усложнившейся программой школьного обучения. На сегодняшний день существует множество различных вариантов подготовки ребёнка к школе: специальные занятия, организованные в детском саду, который посещает Ваш ребёнок; дошкольные гимназии (организованные, как правило, на базе образовательного учреждения); всевозможные детские центры; клубы творческого развития; частные репетиторы. Некоторые родители предпочитают заниматься с ребёнком самостоятельно. Какой способ предпочтительнее?

Во-первых, следует учитывать, что в подготовке к школе важны не только базовые знания, которыми обладает Ваш ребёнок; огромную роль в успешной адаптации малыша играют психологические факторы, такие, как: мотивация, внутренняя позиция школьника, социализация. Часто родители неосознанно формируют у ребёнка неверную учебную мотивацию, что может привести к трудностям в дальнейшем обучении. К примеру, не стоит говорить ребёнку, что «В школу ходят, чтобы получать пятёрки» или «В школе будет весело, ты будешь постоянно играть с друзьями» и т.д. Данные высказывания рождают ложные представления, которые могут помешать детям правильно относиться к процессу обучения. Разумеется, сухой формулировки о том, что «В школу ходят для того, чтобы учиться» также недостаточно. Интерес к познанию нового нужно формировать постепенно, ещё до непосредственной подготовки ребёнка к школе. Наряду с посещением балета, детских спектаклей, выставок, которые развивают творчество и эстетическое восприятие, следует уделять внимание и развитию естественнонаучных познаний ребёнка: ходить в обсерваторию, смотреть документальное кино о живой природе и т.д.

Для того, чтобы Ваш ребёнок успешно адаптировался к школе, необходимо посещение специальных подготовительных занятий в детской группе: в первую очередь, это нужно для социализации малыша (особенно, если ребёнок не ходил в детский сад). В игре, являющейся в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, формируются базовые коммуникативные и социальные навыки, помогающие в дальнейшей учёбе. Для того, чтобы малыш чувствовал себя более уверенно в первые школьные дни, хорошим вариантом является подготовка на базе того образовательного учреждения, в котором будет учиться Ваш ребёнок. Так, малыш познакомится со своими будущими учителями (ведь занятия в школе ведут, как правило, учителя начальных классов, педагоги-психологи и учителя-логопеды), узнает своих будущих одноклассников, постепенно будет привыкать к школьному распорядку. Кроме того, подготовительные занятия на базе школы будут проводиться согласно программе, реализуемой в данном образовательном учреждении (стоит принять во внимание, что в каждой школе осуществляются разные образовательные программы, соответственно, требования к подготовленности детей различаются). Как правило, занятия на базе школы длятся на протяжении года, поэтому к окончанию подготовительного курса школьные стены станут для Вашего малыша «родными», что снизит уровень тревожности и повысит мотивацию.

Таким образом, вариант подготовки на базе школы является наиболее удачным с точки зрения и познавательной, и психологической адаптации.

Второй вариант, который можно в данном случае порекомендовать, это - подготовительные занятия в детском саду (если ребёнок ходит в детский сад). Однако здесь есть свои нюансы: к примеру, на таких занятиях не реализуется подготовка по соответствующей школьной программе (ведь малыши в будущем пойдут в разные школы).

Сейчас широкое распространение получили всевозможные подготовительные курсы в различных детских центрах. На первый взгляд, программа занятий там весьма насыщенная: часто кроме базовых дисциплин там предлагаются все виды танцев, йога, детский массаж и т.д. Таким образом, в подобных учреждениях предоставляется обширный набор занятий, не имеющих никакого отношения к подготовке ребёнка к школе. Несмотря на блестящие предложения и гарантированный высокий уровень подготовленности, записывать ребёнка на подобные занятия не рекомендуется по двум основным причинам: во-первых, в частных детских центрах занятия проводятся, как правило, по самостоятельным методическим разработкам (т.е., полученные Вашим малышом знания могут не соответствовать требованиям выбранной Вами школы); во-вторых, в частных центрах, к сожалению, уделяют мало внимания квалификации педагогов (часто это студенты 4-ого или 5-ого курса). В связи с этим качество подготовки в данных учреждениях весьма сомнительное. Но если Вы всё же решите записать ребёнка на подготовительные занятия в детском центре, то отдавайте предпочтение государственным, а не частным организациям.

Если Вы всё же предпочитаете частного репетитора, то стоит пригласить преподавателя из той школы, в которой будет учиться Ваш ребёнок. Данный специалист сможет предложить качественную подготовку исходя из реализуемой в школе образовательной программы.

Тем не менее, не стоит забывать, что все знания, полученные на подготовительных занятиях, необходимо повторять в домашних условиях с целью глубокого усвоения материала.

Каковы базовые знания, которыми должен обладать будущий первоклассник?

Следует отметить, что ребёнок должен не просто «вызубрить» эти цифры: он должен уметь применять счёт на практике, т.е., соотносить число и предмет (к примеру, можно предложить ребёнку сосчитать количество пуговиц на одежде; попросить малыша расставить столько тарелок на столе, сколько человек будет обедать и т.д.). Таким образом, процесс счёта должен быть осознанным.

2. Осуществлять простейшие математические операции в пределах 10 (складывать, вычитать).

3. Знать названия основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб) и уметь их воспроизвести.

4. Знать буквы алфавита.

В некоторых образовательных учреждениях требуется, чтобы дети умели читать ещё до прихода в 1-ый класс. На практике это приводит к тому, что дети читают, но читают неправильно. В нашей школе достаточно, чтобы ребёнок просто знал буквы.

Так как ведущей деятельностью для дошкольника является игровая, то лучше всего процесс обучения происходит в игре. К примеру, можно предложить ребёнку вылепить букву из разноцветного пластилина (чтобы малыш мог изучить форму буквы); затем попросить будущего первоклассника предположить, какая эта буква на вкус? где она живёт и т.д. Таким образом, с помощью ассоциаций происходит более глубокое усвоение изучаемого материала. При этом занятие для малыша будет интересным и увлекательным.

5. Знать сказки, стихи, поговорки, загадки.

Следует отметить, что, несмотря на доминирующее положение компьютера в современном мире, огромное значение для интеллектуального развития ребёнка имеет чтение. Общение малыша с настоящей, а не электронной книгой играет значимую роль в формировании его внутреннего мира.

6. Иметь базовые представления о природных явлениях, месяцах и временах года, днях недели.

7. Иметь базовые пространственные представления (право/лево, верх/низ).

В домашней обстановке можно попросить ребёнка положить правую руку на левое ухо, а левую руку - на правое колено и т.д. Гуляя вместе по городу, можно предложить будущему первокласснику описать то, что находится справа от него, слева от мамы, позади магазина и т.д.

8. Уметь копировать с образца (действовать по образцу).

Можно нарисовать в клетчатой тетради узор и попросить ребёнка его продолжить.

9. Уметь классифицировать, обобщать, исключать лишнее.

Можно предложить ребёнку назвать одним словом: «яблоко, груша, апельсин, слива»; попросить малыша исключить лишнее: «платье, пальто, сапоги, брюки». В обоих случаях следует попросить объяснить свой ответ.

Следует постепенно приучать будущего первоклассника к самостоятельности: просить помочь накрыть на стол, убрать в комнате, застелить постель и т.д. В данный период очень важно соблюдать режим дня, чтобы Ваш малыш привыкал ложиться спать и вставать в определённое время (это значительно снизит вероятность возникновения трудностей в адаптации).

Также очень важно, чтобы ребёнок знал свой точный домашний адрес и телефон, имел базовые знания о правилах дорожного движения.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник