Юридическая этика. Кобликов А.С.
2-е изд., изм. - М.: 2004. - 176 с.
В книге содержатся сведения об основных понятиях и категориях юридической этики как вида профессиональной этики. Характеризуются нравственные основы законодательства о правоохранительной деятельности и его применения, этические. правила предварительного расследования и осуществления правосудия, а также содержание культуры процессуальной деятельности и нравственные качества юриста.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических учебных заведений и практикующих юристов, а также граждан, интересующихся деятельностью правоохранительных органов.
Формат: djvu / zip
Размер: 1,9 Кб
/ Download файл
Содержание
От издательства
(предисловие ко второму изданию) VII
Предисловие к первому изданию X
Глава I. Мораль и этика: основные понятия 1
§ 1. Мораль, ее функции и структура 1
§ 2. Мораль и право 7
§ 3. Этика - учение о морали 9
Глава II
. Категории этики. И
§ 1. Добро и зло 11
§ 2. Справедливость 14
§ 3. Долг! 16
§ 4. Совесть 16
§ 5. Ответственность 17
§ 6. Достоинство и честь 18
§ 7. Гуманизм как этический принцип. 20
Глава III. Юридическая этика - вид профессиональной этики. 22
§ 1. Понятие и виды профессиональной этики 22
§ 2. Особенности профессии юриста и ее нравственное значение 24
§ 3. Судебная этика, ее содержание и значение 28
Глава IV. Нравственные основы законодательства о правосудии и
правоохранительной деятельности 32
§ 1. Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и
правоохранительной деятельности 32
§ 2. Нравственные принципы и нормы в материальном праве. . . 38
§ 3. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства 43
§ 4. Правовые и нравственные отношения в уголовном процессе 53
§ 5. Соотношение цели и средства в уголовном процессе. 59
Глава V. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания 64
§ 1. Установление истины по уголовному делу как нравственная цель
доказывания 64
§ 2. Презумпция невиновности и обязанность доказывания в нравственном аспекте 66
§ 3. Нравственное значение оценки доказательств по внутреннему убеждению 69
§ 4. Этические основы использования отдельных видов доказательств 72
Глава VI. Этика предварительного следствия 79
§ 1. Общие нравственные требования к деятельности следователя 79
§ 2. Этика производства следственных действий 89
Глава VII. Нравственные начала осуществления правосудия 104
§ 1. Нравственные требования к деятельности судебной власти. 104
§ 2. Роль судьи, председательствующего по делу, в обеспечении нравственного
характера разбирательства дела 107
§ 3. Нравственное содержание приговора и других решений суда 120
Глава VIII. Этика судебных прений. 126
§ 1. Нравственное значение судебных прений 126
§ 2. Этика обвинительной речи прокурора 128
§ 3. Этика речи защитника.133
Глава IX. Культура процессуальной деятельности 139
§ 1. Понятие и содержание культуры процессуальной деятельности 139
§ 2. Культура производства по уголовному делу 142
§ 3. Культура процессуальных документов 145
§ 4. Судебный этикет 149
Глава X. Нравственные качества юриста 153
§ 1. Нравственно-психологические качества судьи, следователя, прокурора 153
§ 2. Кодекс чести судьи Российской Федерации и правила поведения юристов в
профессиональной и внеслужебной деятельности 158
А. С. Кобликов
Юридическая этика
Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция"
Издательская группа НОРМА - ИНФРА М
Москва, 1999
Сведения об авторе:
Александр Семенович Кобликов - доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный юрист РСФСР, автор более 200 печатных работ в области уголовно-процессуальной и этической науки, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации. Участвовал в разработке действующего УПК. Ведет преподавательскую деятельность в Военном университете и других учебных заведениях.
Кобликов А. С. Юридическая этика. Учебник для вузов. - К-55 М., Издательская группа НОРМА - ИНФРА М, 1999. - 168 с.
ISBN 5-89123-276-6 (НОРМА)
ISBN 5-86225-840-Х (ИНФРА М)
В книге содержатся сведения об основных понятиях и категориях юридической этики как вида профессиональной этики. Характеризуются нравственные основы законодательства о правоохранительной деятельности и его применения, этические правила предварительного расследования и осуществления правосудия, а также содержание культуры процессуальной деятельности и нравственные качества юриста.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических учебных заведений и практикующих юристов, а также граждан, интересующихся деятельностью правоохранительных органов.
Предисловие
Изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных условиях, когда ставится задача гуманизации общественной и государственной жизни, когда человек провозглашен Конституцией высшей ценностью и на первый план выдвигаются гарантии его прав и свобод. А юридическая профессия имеет своим "объектом" именно человека. Деятельность юриста касается важнейших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу человека.
Между тем учебной литературы, предназначенной для овладения знаниями в области юридической этики, явно недостаточно. Учебника по юридической этике в стране нет. Публикации, посвященные ее проблемам, немногочисленны и в определенной степени не отражают современных представлений.
В настоящем учебнике делается попытка с учетом опыта преподавания курса юридической этики и в соответствии с учебными программами помочь обучаемым овладеть знаниями о нравственной сущности юридической профессии, нравственных требованиях к ее представителям как в профессиональной деятельности, так и во внеслужебном поведении.
Глава I Мораль и этика: основные понятия
1. Мораль, ее функции и структура
Мораль (от латинского moralis - нравственный; mores - нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства *.
* Среди многих источников по этому вопросу см., в частности: Дробницкий О. Г. Понятие морали. М., 1974; Социальная сущность, структура и функции морали М., 1977; Марксистская этика: Учебное пособие для вузов/Под общ. ред. А. И. Титаренко. М., 1980; Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М., 1985; Гусейнов А. А. Введение в этику. М., 1985.
Мораль - это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.
Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.
Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.
Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.
Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д.
Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.
Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции *. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.
* См.: Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М.,1974. С.37-46.
Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.
Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.
Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека - нравственную деятельность *.
* См.: Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 3. М., 1964. С. 499; Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 387-388.
Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание - форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).
Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию. ; "
Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М. С. Строгович писал: "Нравственное сознание - это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность - это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения" *.
* Проблемы судебной этики/Под ред. М. С. Строговича. М., 1974. С. 7.
Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.
Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали *. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности - поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка - это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.
* См.: Философская энциклопедия. Т. 4. С. 100; Анисимов С. Ф. Указ. соч.
Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека - единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.
Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.
В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.
Моральные нормы - это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.
Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.
В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.
В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.
Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.
Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.
Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.
Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы - Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).
Моральные принципы - одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.
Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.
К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм - признание человека высшей ценностью; альтруизм - бескорыстное служение ближнему; милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм - сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма - противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма - предпочтения собственных интересов интересам всех других.
Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.
Нравственные идеалы - понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.
Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724-1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.
Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.
Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.
В книге содержатся сведения об основных понятиях и категориях юридической этики как вида профессиональной этики. Характеризуются нравственные основы законодательства о правоохранительной деятельности и его применения, этические. правила предварительного расследования и осуществления правосудия, а также содержание культуры процессуальной деятельности и нравственные качества юриста.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических учебных заведений и практикующих юристов, а также граждан, интересующихся деятельностью правоохранительных органов.
Александр Семенович Кобликов (1924-2001) - выдающийся российский научный деятель, заслуживший широчайшее признание своими уникальными трудами по юриспруденции. Как известно, об ученом судят не только по количеству работ (а их у автора множество), но и по тому следу, который его произведения оставили в науке, сознании и сердцах читателей. Книги Александра Семеновича - яркий пример действительно нового мышления, которое зачастую опережало свое время. Ведь многие правовые нормы сами по себе могут выглядеть весьма привлекательно. Однако, не будучи подтвержденными соответствующими морально-нравственными качествами правоприменителя, они становятся оторванными от жизни, не гарантируют нерушимость конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Содержание
От издательства (предисловие ко второму изданию) VII
Предисловие к первому изданию X
Глава I. Мораль и этика: основные понятия 1
§ 1. Мораль, ее функции и структура 1
§ 2. Мораль и право 7
§ 3. Этика - учение о морали 9
Глава II. Категории этики 11
§ 1. Добро и зло 11
§ 2. Справедливость 14
§ 3. Долг 16
§ 4. Совесть 16
§ 5. Ответственность 17
§ 6. Достоинство и честь 18
§ 7. Гуманизм как этический принцип 20
Глава III. Юридическая этика - вид профессиональной этики 22
§ 1. Понятие и виды профессиональной этики 22
§ 2. Особенности профессии юриста и ее нравственное значение 24
§ 3. Судебная этика, ее содержание и значение 28
Глава IV. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности 32
§ 1. Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительной деятельности 32
§ 2. Нравственные принципы и нормы в материальном праве 38
§ 3. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства 43
§ 4. Правовые и нравственные отношения в уголовном процессе 53
§ 5. Соотношение цели и средства в уголовном процессе 59
Глава V. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания 64
§ 1. Установление истины по уголовному делу как нравственная цель доказывания 64
§ 2. Презумпция невиновности и обязанность доказывания в нравственном аспекте 66
§ 3. Нравственное значение оценки доказательств по внутреннему убеждению 69
§ 4. Этические основы использования отдельных видов доказательств 72
Глава VI. Этика предварительного следствия 79
§ 1. Общие нравственные требования к деятельности следователя 79
§ 2. Этика производства следственных действий 89
Глава VII. Нравственные начала осуществления правосудия 104
§ 1. Нравственные требования к деятельности судебной власти 104
§ 2. Роль судьи, председательствующего по делу, в обеспечении нравственного характера разбирательства дела 107
§ 3. Нравственное содержание приговора и других решений суда 120
Глава VIII. Этика судебных прений 126
§ 1. Нравственное значение судебных прений 126
§ 2. Этика обвинительной речи прокурора 128
§ 3. Этика речи защитника.133
Глава IX. Культура процессуальной деятельности 139
§ 1. Понятие и содержание культуры процессуальной деятельности 139
§ 2. Культура производства по уголовному делу 142
§ 3. Культура процессуальных документов 145
§ 4. Судебный этикет 149
Глава X. Нравственные качества юриста 153
§ 1. Нравственно-психологические качества судьи, следователя, прокурора 153
§ 2. Кодекс чести судьи Российской Федерации и правила поведения юристов в профессиональной и внеслужебной деятельности 158
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Юридическая этика, Кобликов А.С., 2004 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.
А. С. Кобликов
Юридическая этика
Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция"
Издательская группа НОРМА - ИНФРА М
Москва, 1999
Сведения об авторе:
Александр Семенович Кобликов - доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный юрист РСФСР, автор более 200 печатных работ в области уголовно-процессуальной и этической науки, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации. Участвовал в разработке действующего УПК. Ведет преподавательскую деятельность в Военном университете и других учебных заведениях.
Кобликов А. С. Юридическая этика. Учебник для вузов. - К-55 М., Издательская группа НОРМА - ИНФРА М, 1999. - 168 с.
ISBN 5-89123-276-6 (НОРМА)
ISBN 5-86225-840-Х (ИНФРА М)
В книге содержатся сведения об основных понятиях и категориях юридической этики как вида профессиональной этики. Характеризуются нравственные основы законодательства о правоохранительной деятельности и его применения, этические правила предварительного расследования и осуществления правосудия, а также содержание культуры процессуальной деятельности и нравственные качества юриста.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических учебных заведений и практикующих юристов, а также граждан, интересующихся деятельностью правоохранительных органов.
Предисловие
Изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных условиях, когда ставится задача гуманизации общественной и государственной жизни, когда человек провозглашен Конституцией высшей ценностью и на первый план выдвигаются гарантии его прав и свобод. А юридическая профессия имеет своим "объектом" именно человека. Деятельность юриста касается важнейших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу человека.
Между тем учебной литературы, предназначенной для овладения знаниями в области юридической этики, явно недостаточно. Учебника по юридической этике в стране нет. Публикации, посвященные ее проблемам, немногочисленны и в определенной степени не отражают современных представлений.
В настоящем учебнике делается попытка с учетом опыта преподавания курса юридической этики и в соответствии с учебными программами помочь обучаемым овладеть знаниями о нравственной сущности юридической профессии, нравственных требованиях к ее представителям как в профессиональной деятельности, так и во внеслужебном поведении.
Глава I Мораль и этика: основные понятия
1. Мораль, ее функции и структура
Мораль (от латинского moralis - нравственный; mores - нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства *.
*Среди многих источников по этому вопросу см., в частности:Дробницкий О. Г. Понятие морали. М., 1974; Социальная сущность, структура и функции морали М., 1977; Марксистская этика: Учебное пособие для вузов/Под общ. ред. А.И. Титаренко. М., 1980;Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М., 1985; Гусейнов А. А. Введение в этику. М., 1985.
Мораль - это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.
Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.
Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.
Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.
Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д.
Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.
Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции *. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.
*См.:Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М.,1974. С.37-46.
Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.
Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.
Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека - нравственную деятельность *.
*См.: Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 3. М., 1964. С. 499; Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 387-388.
Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание - форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).
Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию. ; "
Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М. С. Строгович писал: "Нравственное сознание - это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность - это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения" *.
* Проблемы судебной этики/Под ред. М. С.Строговича. М., 1974. С. 7.
Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.
Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали *. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности - поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка - это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.
*См.: Философская энциклопедия. Т. 4. С. 100;Анисимов С. Ф. Указ. соч.
Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека - единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.
Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.
В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.
Моральные нормы - это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.
Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.
В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.
В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.
Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.
Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.
Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.
Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы - Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).
Моральные принципы - одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.
Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.
К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм - признание человека высшей ценностью; альтруизм - бескорыстное служение ближнему; милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм - сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма - противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма - предпочтения собственных интересов интересам всех других.
Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.
Нравственные идеалы - понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.
Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724-1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.
Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.
Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.
3. Кодекс профессиональной этики адвоката: Принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 3003 года // Российская газета. 2005. № 222.
4. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [утв. Приказом МВД России от 24.12.2008 № 1138] // СПС «КонсультантПлюс».
5. Кодекс судейской этики: [утв. VI Всероссийским съездом судей 02.12.2004] // Российская юстиция. 2005. № 1-2.
6. Красникова, Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник – 2-е изд., испр. и доп./ Е.А. Красникова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2009.
7. Лаптева О.И. Профессиональная этика юриста: учебное пособие для студентов очной, очно-заочной, заочной форм обучения по специальности 030501.65-Юриспруденция / О.И. Лаптева; Федеральное агентство по образованию, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. профессионального образования «Сибирская акад. гос. Службы». Новосибирск: СибАГС, 2009.
8. Порубов, Н.И. Юридическая этика: учеб. пособие/ Н.И. Порубов, А.Н. Порубов. - Мн.: Выш. шк., 2003.
9. Профессиональная этика сотрудников ОВД: Хрестоматия / Сост. Ю.А. Полетухин. - М. : ИМЦ ГУК МВД России, 2004.
10. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие /под ред. Г.В. Дубова и А.В. Опалева. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Щит-М, 1998.
11. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста: Учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 2004.
1. Абросимов С.В. Правомерность и допустимость психологического воздействия при расследовании уголовных дел // Юристъ - Правоведъ. 2008. № 5. С. 83-85.
2. Алексеев А. И., Ястребов В. Б. Профессия – прокурор. М., 1998.
3. Алексина Т. А. Прикладная этика. М., 2004.
4. Асеева Ю.А. Совесть как нравственная основа принципа свободы оценки доказательств // Вестник Удмуртского университета. 2005. № 6-2. С. 207-209.
5. Афанасьева О. В., Пищелко А. В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста. М., 2001. Гл. 4, 5 разд. II.
6. Барщевский М. Ю. Адвокатская этика. М., 2000.
7. Белик В.Н. Обеспечение конституционного права на квалифицированную юридическую помощь и нормы профессиональной этики адвоката // Уголовное судопроизводство. 2007. № 1. С. 26-28.
8. Белолипецкий В. К., Павлова Л. Г. Этика и культура управления. М.; Ростов н/Д, 2004.
9. Букреев В.И. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению: Учеб. пособие / В.И. Букреев, И.Н. Римская. М.: Юрайт, 1998.
10. Булденко К.А. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел: Учеб. пособие. Хабаровск, 1993.
11. Вайпан В.А. Конфликт интересов в адвокатской деятельности: комментарий к статье 11 Кодекса профессиональной этики адвоката // Право и экономика. 2007. № 6. С. 104-108.
12. Ведяхин В.М. Право и справедливость // Вестник Российского государственного тор-гово-экономического университета (РГТЭУ). 2008. № 1. С. 173-178.
13. Выгорбина А. Е. Этика права. М., 2005.
14. Гессен И.В. Адвокатура, общество и государство (1864-1914). М., 1997.
15. Государственный служащий: культура поведения и деловой этикет. 2-е изд. М., 1999.
16. Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика / Под общ. ред. В. М. Соколова и А. И. Турчинова. М., 2006.
17. Гусейнов А. А. Философия, мораль, политика. М., 2002.
18. Дряхлов С.К. Новая концепция Кодекса судейской этики судей российской федерации: «за» и «против» // Российское правосудие. 2010. № 10. С. 71-75.
19. Жалинский А. Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. М., 1997.
20. Закомлистов А. Ф. Судебная этика. СПб., 2002.
21. Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика: истоки и проблемы. Ростов н/Д, 2005.
22. Иванов В. Г. Этика. СПб., 2006.
23. Ивентьев С.И. Союз этики и юриспруденции // Казанская наука. 2010. № 7. С. 107-109.
24. Игнатов В. Г., Белолипецкий В. К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Ростов н/Д, 2000.
25. Ионова А. И. Этика и культура государственного управления. М., 2003.
26. Клеандров М.И. Ответственность судьи: этическая или дисциплинарная? // Российское правосудие. 2010. № 5. С. 4-29.
27. Кобликов А. С. Юридическая этика. 3 е изд., с изм. М., 2005.
28. Коваль А. С., Затонская А. Д. Юрист и безопасность бизнеса: Психологические аспекты. М., 2006.
29. Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации // Кодексы профессиональной этики юриста. Екатеринбург, 2003.
30. Кодекс чести таможенника Российской Федерации // Профессиональная этика юриста / Под общ. ред. А. Г. Маслеева. Екатеринбург, 2004.
31. Кокорев Л. Д., Котов Д. П. Этика уголовного процесса. Воронеж, 1993.
32. Комарова Н. А., Сидорова Н. А. Судебная этика. СПб., 1993.
33. Кони А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала. М., 2000.
34. Копытов И. Поддержание в суде государственного обвинения – простая формальность? // Рос. юстиция. 2004. № 6.
36. Красникова Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности. 2-е изд., с изм. М., 2005.
37. Маслеев А. Г. Этика и профессиональная этика: Словарь. Екатеринбург, 2007.
38. Мельниченко Р.Г. Институт профессиональной ответственности адвоката // Евразийский юридический журнал. 2010. № 24. С. 114-116.
39. Михайлов С.В. Правовые ценности в юридической практике // Юристъ - Правоведъ. 2010. № 3. С. 99-103.
40. Мишаткина Т. В. Этика: Практикум. Минск, 2003.
41. Моисеева Т. В. Объективность и беспристрастность суда первой инстанции. М., 2006.
42. Мораль и догма юриста. Профессиональная юридическая этика: [сборник научных статей] / вступ. статьи А. А. Требков, О. Е. Кутафин, Е. В. Семеняко; под общ. ред. И. Л. Трунова. Москва: Эксмо, 2008. - 606 с.
43. Моральные ценности и личность / С.Ф. Анисимов, Ю.М. Смоленцев, А.В. Разин, Т.И. Пороховская; Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. М., 1994. 176 с.
44. Москалькова Т. Н. Этика уголовно-процессуального доказывания. М., 1996. Гл. 2–5.
45. Назаров В. Н. Прикладная этика. М., 2005. Гл. 5
46. Ненасилие: Философия, этика, политика / А.А. Гусейнов, В.С. Степин, Ж. Госс, Р. Холмс; [Отв. ред. А.А. Гусейнов]; Рос. акад. наук. Ин-т философии. М., 1993.
47. Обзор дисциплинарной практики совета адвокатской палаты г. Москвы // Адвокат. 2008. № 10. С. 3-26.
48. Общие принципы служебного поведения государственных служащих // Собрание законодательства РФ. 2002. № 33. Ст. 3196.
49. Панкратов В. В. Комментарий к Кодексу судейской этики. М., 2005.
50. Пашин С. Судейская этика. М., 2001.
51. Петрухин И.Л. Судебные гарантии прав личности (в уголовном процессе). М., 1992.
52. Петюкова О.Н. Влияние религии на соотношение понятий «юридическая этика» и «медицинская этика» // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 4. С. 154-156.
53. Порубов Н. И., Порубов А. Н. Юридическая этика. Минск. 2003.
54. Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии: учеб. пособие. М., 1998.
55. Почечуева О.С. Этика адвокатской профессии // Адвокат. 2008. № 11. С. 28-32.
56. Прикладная этика / Под общ. ред. И. Л. Зеленковой. Минск, 2002.
57. Проблемы судебной этики / Под ред. М. С. Строговича. М., 1974.
58. Протанская Е. С. Профессиональная этика. СПб., 2003.
59. Профессиональная этика / Отв. ред. М. Н. Росенко. СПб., 2006.
60. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие/ под ред. Г.В.Дубова и А.В. Опалева М: ЦЮЛ «Щит». 2001. 384 с.
61. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительных органов: Материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Москва, 6 дек. 2002 г. М., 2003.
62. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учеб. пособие / А.А. Гришин, С.В. Гущин, Г.В. Дубов, Ю.Г. Карпухин; под ред. Дубова Г.В., Опалева А.В. 2-е изд., доп. и изм. М., 2001.
63. Профессиональная этика юриста / Под общ. ред. А. Г. Маслеева. Екатеринбург, 2004.
64. Профессиональный кодекс нотариусов РФ // Кодексы профессиональной этики юриста. Екатеринбург, 2003.
65. Развитие небюджетного нотариата в России: квалифицированная юридическая помощь, защита прав граждан и юридических лиц. М., 2000.
66. Саблина Л. С. Этика юридической деятельности. М., 2002. Гл. 4–10, 14.
67. Скакун О.Ф., Овчаренко Н.И. Юридическая деонтология. Учебник. М., 1998. 270 с.
68. Смоленский М. Б. Адвокатская деятельность в России. М., 2004.
69. Степнов П. П. Этические нормы государственных служащих (Социально-философский аспект). М., 2000.
70. Стецовский Ю. И., Мирзоев Г. Б. Профессиональный долг адвоката и его статус. М., 2003.
71. Трунов И.Л. Юридическая профессиональная этика // Адвокатская практика. 2008. № 2. С. 2-5.
72. Халиулина В. П. Профессиональная этика юриста. М., 2004.
73. Шадже А.М. К вопросу о содержании и значении юридической этики // Вестник Адыгейского государственного университета. 2008. № 8. С. 319-326.
74. Шергенг Н.А., Бойко Н.Н. Особенности этики юридической ответственности как социально-правовой категории // Современные наукоемкие технологии. 2005. № 3. С. 85-85.
75. Шишкина А.А. Значение правовой этики на современном этапе развития общества // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2009. № 3. С. 91-92.
76. Шувалова Н. Н. Административная этика: учебно-методическое пособие / РАГС при Президенте РФ. М.: РАГС, 2010.
77. Этика сотрудников правоохранительных органов / Под ред. Г. В. Дубова. М., 2005.
78. Этика судьи / Ги Де Вель, Н. В. Радутная, Пьер Трюш и др. М., 2002.
79. Этика: учебник для вузов / А. А. Гусейнов и др.; под общ. ред. А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко. М.: Гардарики, 2003.
Зачет по дисциплине «Профессиональная (юридическая) этика» проводится в форме оценки контрольной работы, которая состоит из двух частей:
1. Ответить на вопросы теста;
2. Выполнить письменную работу по одному из выбранных вариантов.