26.07.2019

Известные фотографы: Эллиотт Эрвитт. «Я рассматриваю, стараюсь развлечь, но сверх всего этого я хочу, чтобы изображения были эмоциональными. Мало что другое меня интересует»



Фотографии Эллиотта Эрвитта способны у каждого человека вызвать какие-либо эмоции, заставить его задуматься или расслабиться, загрустить или улыбнуться, - они никого не оставят равнодушными. А всё потому, что этот уже немолодой фотограф обладает редким даром ко всему относиться с чувством юмора. Известность ему принесла серия черно-белых фотографий, выполненных именно в ироничной манере.


Казалось бы, что может быть смешного в людях, стоящих в очереди на исповедь, или в женщине, выгуливающей своих четвероногих друзей? Это обыкновенные жизненные ситуации, но когда рядом появляется Эрвитт, он обязательно увидит в происходящем что-нибудь смешное, и успеет это сфотографировать. Даже обыкновенная корова на его снимках как-то уж очень вдумчиво рассматривает свою тень, а нимб памятника начинает больше походить на телевизионную антенну. Однако не стоит углубляться в детали, выясняя, что именно делает фотографии смешными, - как считает их автор, любая шутка умирает, если её объяснить.




Детство Эллиотта заурядным не назовёшь: родители эмигрировали из России во Францию (Париж), где он и родился, первые десять лет жизни прошли в Италии, а в конце 1930-х домом будущего фотографа стала Америка. Эрвитт изучал фотографию и кино в Лос-Анджелесе и , хотя считает, что образование далеко не самое главное: «Фотографировать очень просто. Нет никакого великого секрета в фотографии. Фотошколы - пустая трата времени. Нужна практика, практическое приложение ваших знаний. Я убежден: если у вас что-то получается, единственная важная вещь - не прекращать работать. И неважно, получаете ли вы за это деньги».


Эллиотт начал свою карьеру ассистентом фотографа американских воинских частей в Европе, но даже там он умудрялся относиться ко всему с иронией и показывать это в своих снимках. После возвращения он какое-то время был внештатным фотографом в популярных журналах Collier"s, Look, Life and Holiday , а затем заключил договор с агентством «Magnum Photos» , что позволяет ему вот уже 50 лет заниматься свободными фотопроектами и колесить по всему миру.
У Эллиотта Эрвитта нет двух похожих снимков, каждый из них индивидуален и рассказывает нам свою маленькую историю. Единственная общая черта его работ – эмоциональность. Других фотографий автор просто не делает: «Я хочу, чтобы изображения были эмоциональными. Меня мало интересуют какие-то другие снимки».




За свою жизнь фотографу повезло увидеть и сфотографировать множество известных людей, таких как Ричард Никсон, Никита Сергеевич Хрущев, Мэрилин Монро, Арнольд Шварценеггер. Но портретная фотосъёмка не приносит автору такого удовольствия как удачно пойманный на улице случайный кадр: «Ничего не случится, пока вы сидите дома! Я всегда беру с собой фотоаппарат и фотографирую то, что меня вдруг заинтересовало» - это и есть секрет удачных снимков Эллиотта Эрвитта .

12 июня 2014, 14:11

Эллиотт Эрвитт – легенда мировой фотографии, прославился как самый талантливый автор черно-белых снимков. Его работы: живые, эмоциональные, с чувством юмора и глубоким смыслом, покорили публику многих стран. Уникальность техники фотографа заключается в способности увидеть иронию в окружающем мире. Он не любил постановочных кадров, не использовал ретушь и работал только с пленочными фотоаппаратами. Все, что когда-либо снято Эрвитом – это неподдельная действительность, глазами оптимиста.

Нью Йорк, 1981

Япония, Киото, 1977

Эллиотт родился в семье эмигрантов из России. Борис и Евгения дали своему сыну отнюдь не русское имя Элио Романо Эрвиц. Второе имя Романо дал отец, который учился в Римском университете. Свои первые 10 лет он провел в Италии, но фашизм вынудил семью покинуть страну в 1938 году. К 1941 Эрвитт со своим отцом оказываются в Лос-Анджелесе, Калифорнии. Как говорил сам фотограф: «Благодаря Бенито Муссолини я американец». Именно в этой стране он открывает для себя искусство фотографии, которое в последствии стало смыслом его жизни.

Свою первую антикварную зеркалку Эрвитт купил в 14 лет. С 1942 по 1944 в лос-анджелесcком колледже он изучал фотографию, а с 1948 по 1950 гг. - кинематографию в новой школе общественных исследований в Нью-Йорке. Работал под руководством легендарного Роя Страйкера в Standart Oil Company. После поступил на службу в качестве помощника военного фотографа армии США. Так же фотографировал и для таких журналов, как Collier"s, Look, Life и Holiday. В 1953 Эллиотт попадает в штат агентства Magnum Photos, что позволяет ему свободно заниматься собственными фотопроектами по всему миру. Благодаря частой работе за границей фотограф выучил четыре языка.

Эрвитт старался сохранять фотографию своим увлечение, считая, что коммерческие снимки теряют естественность, так как в них заложено требование заказчика. Работы Эллиотта отображают уклад жизни 50-60-х годов в Америке и Европе. В них много иронии к происходящему с людьми, и не только с обычными, но и значимыми персонами.

Нью Йорк, 1956

Франция, Прованс, 1956

В 1956 году он принимает участие в известной экспозиции Стайхена Family of Man в музее современных искусств Нью-Йорка. В 1968 становится президентом престижного агентства Magnum Photos на три срока. На данный момент он продолжает быть активным участником и знаковой фигурой в мире фотографии.

Его ретроспективная книга Snaps переводится, как «щелчки». Это простое название, как никогда подходит под описание работы фотографа. По мнению Эрвитта, для того, чтобы сделать эмоциональный, интересный снимок, нет необходимости что-то выдумывать, в окружающем мире есть все для этого. Один щелчок и готов уникальный кадр, идеально выверенная композиция, не постановочная, а созданная простым стечение обстоятельств. Его фотографии не возможно спутать с другими. Это качество, разглядеть во всем что-то забавное, присуще только Эллиотту Эрвитту. Его работы помогаю посмотреть на мир по другому, увидеть в серьезном несерьезное и наоборот.

Испания, Мадрид, 1995

«Самая суть искусства Эллиотта заключается в том, чтобы быть чувствительным, но без плача, забавным, но без смеха, умным, но без раздумывания ». Уилфрид Шид (английский новеллист).

Мировую известность фотографу принес снимок Никсона и Хрущева на выставке в Москве (1959). На ней запечатлено, как Никсон тычет пальцем в Хрущева во время спора. «Мои изображения в определенном смысле политичны. Их стоит рассматривать в качестве комментариев к человеческой комедии. Разве это не политика? Спросите меня, кого я не люблю больше всего, Никсона или Джонсона? Нужно будет меня сильно заставить, чтобы я дал на это ясный ответ. Джонсон был воплощением вульгарности, но видно ли это из фотографии? Вы мне это и скажите».

Разумеется, такой кадр не мог быть не замеченным, как в прочем и многие другие: White/Colored (1950), поцелуй в зеркале заднего вида (1955) или убитая горем Жаклин Кеннеди на Арлингтонском кладбище (1963), подпрыгивающая болонка (1968). Собаки – последнее увлечение фотографа, такие же искренние, человечные, как и их хозяева, они не смогли оставить к себе равнодушным Эрвитта. В последние годы фотограф основательно увлекся съемкой жизни братьев наших меньших.

Животные, люди, сцены, жесты – во всем сквозит ирония и юмор. Эллиотт никогда не описывал свои фотографии, обозначая только год и место съемки. «Объяснять изображение - все равно что объяснять шутку. Как только ты ее объяснил, тут же она и умирает» - говорил сам фотограф.

Нью Йорк, 1946

Нью Йорк, 1974, Феликс, Глэдис и Ровер

Нью Джерси, 1971

Ирландия, 1968

Флорида, 1968

Франция, Версаль, 1975

В добавление ко всему стоит вспомнить рассказ о наблюдениях фотографа на экспозиции в Смитсониане. «Вы же знаете, как люди носятся по Смитсониану - как скорый поезд. Там столько всего, на что стоит посмотреть. Проносясь через мой зал, на полпути его или на трети… они вдруг внезапно останавливались и возвращались назад - что-то, казалось, было не совсем так, как надо. Их глаз не схватывал изображение полностью, с одного раза. Они возвращались, и вот тогда и начиналось все самое потрясающее. Они начинали смеяться, и проникались моей фотографией с таким интересом, что лучшего вознаграждения для себя нельзя было и придумать. Восхитительная реакция! Я просто обожал смотреть, как люди вбегают в зал, останавливаются и начинают все заново. Несколько раз я возвращался понаблюдать за этим».

Бразилия, 1961

США,Калифорния, Пасадена, Территория для потерявшихся, 1963

С тех пор легендарный фотограф не изменился ничуть. Он остался таким же неиспорченным славой, чутким человеком, ценящим внимание к своему творчеству. Как никто другой, он мог разглядеть суть своего времени, ситуаций, обстоятельств и сохранить их в фотографиях. Вновь и вновь напоминать окружающим, что на жизнь надо смотреть с улыбкой.

Его работы собраны и выставлены в различных музеях мира, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке; Смитсонианском институте в Вашингтоне, округ Колумбия; Художественном институте в Чикаго и во многих других музеях разных стран.

Нью Йорк, 1999

Нью Йорк, 2000

Михаил Барышников

Аргентина, 2001

Нью Йорк, 1953

Бразилия, 1963

Рио де Жанейро, 1984

Мерелин Монро во время съемок фильма в Неваде, 1960

Мерелин Монро, 1954, Нью Йорк

Мерелин Монро во время съемок "Зуд седьмого года" , Нью Йорк, 1954

Мерелин Монро, 1956

Актриса Кэндис Берген

Грейс Келли, Нью Йорк, отель Вулдорф-Астория, вечеринка в честь помолвки с королем Манако, 1956

Нью Йорк, 1955

Вечерний Нью Йорк, 1955

Нью Йорк, 1984

Нью Йорк, 1973

Нью Йорк, 1975

Нью Йорк, 1977

Нью Йорк, Центральный парк, 1988

Нью Йорк, Центральный парк, 1990

Нью Йорк, 1988, Парад в День Благодарения

Нью Йорк, 1991

Нью Йорк, Музей Метрополитан, 1988

Великобритания, Бирмингем, 1991

Нью Йорк, Центральный зоопарк, 1953

Обновлено 12/06/14 14:29 :

Эллиотт Эрвитт (Elliott Erwitt) величайший фотограф, один из первых представителей фотографического агентства « ». Фотографии Эрвитта известны по всему миру. Его фотографии отличаются тонким юмором и простотой. Это один из самых опытных фотографов, его фотографическая карьера длиться вот уже более 50-ти лет.

Исходя из его жизненной и творческой философии, мы постарались подготовить 13 практических советов к тому, как овладеть практикой Уличной фотографии.

Не планируйте слишком много

Зачастую получается так, что когда мы собираемся на уличную фотоохоту, мы начинаем планировать себе слишком много. Можно, конечно, запланировать разработку какого-то проекта, но и при этом не планировать слишком многого от одной такой вылазки. И сам проект фотографа не планируется как таковой, но рождается в процессе самой работы. Отсняв достаточное количество снимков, Эллиотт Эрвитт пересматривает их все, и то, что кажется ему максимально интересным – входит в очередную книгу или экспозицию.

Можно, для себя попробовать оба метода начала работы. В первом случае – постарайтесь придумать себе идею, которую вы собираетесь раскрыть перед зрителями своими работами. Пусть эта идея будет очерчена определенным проектом, с названием и общими чертами видения. И после, имея задумку в голове, выходите на фотоохоту. В следующий раз можно, не ограничивать себя идейными рамками, а фотографировать все то, что привлечет ваше внимание. Поработав двумя этими методами, вы поймете, какой из них ближе вам.

Прогуливайтесь

Мы уже неоднократно писали о том, что для того, что бы найти удачный кадр необходимо просто много ходить. И это хождение должно быть без конкретного, определенного назначения. Для Эллиотта Эрвитта – прогулка с фотоаппаратом, так же является излюбленным методом поиска новых кадров. Самое главное, что должен знать и помнить уличный фотограф, так это то, что сам он не должен превращаться в туриста в своих прогулках по улицам. Туристы – слишком предсказуемы в своем движении. Конечно, у вас есть шанс увидеть все основные достопримечательности и памятники страны и города, в котором вы фотографируете, однако это вряд ли будет интересной фотографией. Всегда сворачивайте с основной дороги, не ходите главными улицами и не фотографируйте то, что уже растиражировано миллионными экземплярами.

Фотографируйте не только людей

Часто случается так, что выходя на Уличную фотоохоту – нам кажется, что самое важное – это сфотографировать людей. Но, как показывает практика – это не обязательно. Некоторые лучшие фотографии Эллиотта Эрвитта не изображают людей, но, как упоминает сам фотографа, включают «… проявление людей». Для Эллиотта Эрвитта и реальные люди, и продукты их труда, или какой-то намек на людей – это в принципе, одно и тоже. Например, одно из знаковых, и очень эмоционально сильных работа фотографа, можно назвать фотографию, на которой изображено распятье Иисуса на фоне рекламы «Pepsi». На ней не изображены люди, но их присутствие очевидно. И не просто присутствие. Фотография ставит вопрос перед зрителем о том, как можно было размещать религиозное культовое сооружение рядом с рекламным баннером?

Так, что когда вы прогуливаетесь по улицам в поисках интересных кадров, не стоит сосредотачивать все свое внимание на поиск людей в кадр. Необходимо, скорее, искать и находить интересные элементы, сопоставление которых может что-то сказать об обществе в целом.

Не принимайте все слишком серьезно

Когда мы задумываемся о фотографическом агентстве «Magnum», на ум сразу приходит что-то хардкоровое, сырое, можно вспомнить о , который ползет в окопе, в грязи, для того что бы получить свой лучший кадр. Кажется, что все фотографы агентства должны быть такими, как у Капы. Но, Эллиотт Эрвитт, фотограф совершенно другой формации. Он не ищет конфликтов и не снимает конфликты. Его фотографии, скорее юмористичны, забавны, склонны к игре.

Эллиотт Эрвитт относиться к людям, которые стараются не принимать все слишком серьезно. Он никогда и не считал себя «серьезным фотографом».

Для того, что бы стать хорошим Уличным фотографом, не обязательно фотографировать жесткие кадры, социально и психологически напряженные, вызывающие жалость или даже, отторжение. Надо фотографировать, следуя своему сердцу.

Если вам хочется фотографировать, искать и находить в жизни и вокруг себя, что-то забавное, вызывающее улыбку – это ваше право. Зачастую, найти что-то забавное и милое на наших улицах – намного сложнее чем, что-то вызывающее болезненные ощущения.

И помните главное, Уличная фотография, как действо, должны приносить вам, как фотографу – только удовольствие.

Используйте различные камеры для различных вещей

Много существует споров вокруг того, какой камерой лучше фотографировать – цифровой или аналоговой? Фотографы разбились на два лагеря, каждый из которых находит «плюсы» и «минусы» в ответе на этот вопрос. Сам Эллиотт Эрвитт до сих пор пользуется как пленочной, так и цифровыми камерами. Использование камер разделяется у фотографа, от того, что конкретно он будет фотографировать. Так для съемок в рекламных целях – фотограф использует цифровой фотоаппарат. Для личных целей и съемки, что называется, «для души» – пленочную камеру.

В условиях современного мира и постоянного совершенствования фото аппаратуры, цифровая камера становиться более практичной. Все процессы обучения съемке на цифровой камере проходят быстрее и нагляднее.

Съемка на пленочные аппараты – это совершенно другая эстетика. Это постоянное волнение от того, что ты не знаешь наверняка, что у тебя получилось. При съемке на пленочные аппараты – фотограф становиться более ответственным. У него нет шансов делать бесконечное множество различных снимков, с различными ракурсами. Ну и конечно, вы у сможете заглянуть в кадр до тех пор, пока не распечатаете фотографии. И результат заставит себя ждать дольше. Профессиональные фотографы, чаше всего обращаются к пленочным фотоаппаратам, как к классике. Это действительно особая эстетика фотографирования. Нам кажется, что для начала, обучаясь искусству Уличной фотографии – можно использовать цифровую камеру, для того, что бы сразу видеть итоги работы или постараться сделать лучший ракурс. Но, со временем, когда вы уже освоите азы уличной фотографии, нам кажется, что вы и сами придете к осознанию того, что будете фотографировать на пленочные аппараты.

Оказаться в нужном месте и у нужное время

Мы уже как-то размышляли о том, что же все-таки делает фотографа – успешным фотографом. Не думаю, что Эллиотт Эрвитт в то утро, когда делал свои знаковые снимки, знал еще с утра, что он их сделает. Есть доля везения в том, что он попадал в нужное время и в нужное место. Даже если мы не говорим о фотографиях величайших людей времени.

Что же нужно сделать, что сфотографировать знаковую фотографию?

Сам Эллиотт Эрвитт говорит о том, что для того что бы сделать знаковую фотографию, нужно быть удачливым фотографом. Можно, конечно поспорить с Эллиоттом Эрвиттом. Или, во всяком случае, добавить к удаче и везению – умение и профессионализм.

Сегодня, учитывая современный прогресс и возможности Интернета, ваши работы смогут добиться большей популярности, чем даже, пятьдесят лет назад. Но, вместе с тем, необходимо очень скромно и с хорошей долей критики к самому себе, подходит к выбору тех работ, которые вы предлагаете массовому зрителю. Стремитесь произвести хорошее впечатление о себе. Не стоит выкладывать в социальные сети все, что вы снимаете. Это превращает вас из фотографа, занимающегося искусством, в обычного человека, с фотоаппаратом.

Успех хорошей фотографии зависит, как нам кажется, от присутствия в кадре двух основополагающих составляющих. Это – содержание, или того что происходит в кадре, и формы. И размышляя над этими двумя составляющими, содержание, все-таки, является более важным компонентом фотографии.

Эллиотт Эрвитт говорит о том, что каждая Уличная фотография должна отражать человеческое состояние и показывать его работу. Каждая фотография должна нести знание и эмоции. Тогда, фотография будет считаться содержательной.

Для Уличной фотографии момент захвата формы и содержания одновременно – очень сложный процесс. Мы зачастую находим интересные символы, но теряем композицию. С другой стороны, мы можем сфотографировать интересную по композиции фотографию, но теряем содержательность и действие в снимке. И такой снимок окажется скучным и бездушным. И здесь, можно скорее согласиться с Эллиоттом Эрвиттом, в том, что фотографу необходимо в первую очередь искать содержание, а уже потом стараться придать этому форму. Потому, как фотографии, передающие и вызывающие эмоции, на много интереснее, чем просто хорошо составленные композиционно.

Фокус на следующем кадре

Очень часто фотографам задают вопрос: «Какое ваше любимое фото?». У большинства фотографов есть это «любимое фото». Но Эллиотт Эрвитт всегда настаивает на том, что любимая фотографии будет сфотографирована позже. Он всегда нацелен на работу и поиск новой фотографии, которая могла бы стать лучшей и любимой.

Фотограф считает, что наличие любимой фотографии является полной удовлетворенностью работой. Для фотографа – удовлетвориться уже тем, что есть, значит больше не расти, не искать, не пробовать, не учиться. Для фотографа такого масштаба, как Эллиотт Эрвитт, постоянный поиск чего-то нового, лучшего интересно, играет только в его пользу. Он всегда ожидает и надеется, что следующая фотография будет лучше предыдущей.

Поэтому, и наш совет заключается в том, что бы, никогда не останавливаться на достигнутом. Не привязывайтесь к своим работам, даже если они вам очень нравятся. Это может закончиться только самолюбованием. Будьте всегда чуть-чуть недовольны своими работами. Ищите и учитесь.

Оттачиваем навыки наблюдения

Одна из характерных и очень уважаемых, черт Эллиотта Эрвитта, является его постоянное любопытство и наблюдательность. Для фотографа – это просто необходимые черты характера. Эллиотт Эрвитт считает, что фотограф всегда должен быть заинтересован в том, что и как он снимает. Никогда нельзя проходить равнодушно, всегда необходимо зорко и остро реагировать на окружающий мир и людей. Для Эллиотта Эрвитта эталоном наблюдательности и заинтересованности является, бесспорно, Анри Картье-Брессон.

Хорошая интересная фотография не зависит от дорогой камеры или невероятного объектива. Первостепенен зоркий, острый, наблюдательный глаз фотографа. Старайтесь, всегда брать с собой фотоаппарат, что бы вдруг не пропустить «тот самый снимок». Ведь вы никогда не знаете, что может подготовить вам улица.

Старайтесь, всегда смотреть на мир глазами ребенка, которому все интересно. Есть такое забавное упражнение «пришелец». Суть в том, что фотограф играет роль пришельца с другой планеты, который высадился на планете Земля впервые, для ее изучения. В такой роли вам всегда все будет казаться необычным и интересным. И поражайтесь, по-настоящему, всему что увидите.

Найдите время для съемки

Многие, начинающие фотографы, зачастую только мечтают о том, что они «когда-то» начнут фотографировать. Семья, заботы, дом, работа – те самые причины, которые мы находим для того, что бы ни взять фотоаппарат и не пойти на Уличную фотоохоту.

Для Эллиотта Эрвитта жизнь всегда была наполнена огромным ворохом всевозможных проектов и забот. Но вместе с тем, фотография – была наиважнейшей. В этом всем, необходимо было правильно научиться управлять своим временем.

Сегодня существует огромное количество методик по управлению собственным временем. Всевозможные менеджеры, учат нас, как стать более эффективным. Но, все эти советы, зачастую сводятся к тому, что вам необходимо просто составить собственный график, в котором вы смогли бы учесть все. Распределите свои задачи по мере их важности для вас, а оставшееся время потратьте на то, что вам просто интересно. Если вы хотите посвятить свою жизнь искусству фотографии – то фотография и должна стать вашей основной задачей. Только так. Если вы все время будете откладывать свой поход с фотоаппаратом в долгий ящик – то, скорее всего вы так никогда и не отправитесь в него.

Поиски стиля

Еще одни вопрос, ответ на который ищут начинающие фотографы, является вопрос самоопределения в стиле. Сам Эллиотт Эрвитт говорит о том, что он не задумывался о своем личном стиле. Стиль, как бы выработался сам. Эллиотту Эрвитту просто нравилось фотографировать, и он фотографировал.

Нам кажется, что фотографу необходимо, для начала, иметь просто внутренний эстетический, художественный стиль и вкус. Для этого, необходимо хорошо владеть литературой, живописью, разбираться в течениях и стилях. Это то, что вы можете выработать в себе сами. Не стоит переживать о том, каким будет ваш собственный стиль. Повышая уровень своих знаний, художественной осведомленности, воспитывая себя, как культурного человека и вместе с этим, постоянно практикуя на улице – ваш стиль обязательно найдет вас сам. Он сам определиться. Вы будете знать и видеть то, что вам захочется сфотографировать. Вы, внутренне, сами сможете отсеивать фотографии, которые не будут соответствовать вашему внутреннему ощущению «хорошей фотографии».

Создавайте книги

Зачастую, последнее время, мы, рассматривая фотографии, смотрим на них как на отдельные работы. Заостряя внимание на отдельном изображении. Однако, настоящие фотографы искусства, фотографировали и фотографируют комплексные идеи. Одна фотография всегда является продолжением одного общего фотопроект. В конечном счете – это может быть фото-книга или экспозиция.

На сегодняшний день Эллиотт Эрвитт является автором более 40 фото-книг. Для фотографа создание книги это всегда, что-то невероятно интересное. Нельзя путать создание книги просто с печатью своих личных фотографий. Это особый способ презентации своей работы. Это работа, которая является долговременной. Ведь даже после нашей смерти, наши книги будут жить среди своих зрителей. Ведь, мало вероятно, что кто-то потом, когда-то будет искать наши работы в соц-сетях. Книга – это наше продолжение в вечности.

Вопрос в том, что бы делать фотографии такими, какие не стыдно и даже нужно, поместить в вашу фотокнигу. Многие, читая эти строки, подумают о том, что это очень большие затраты и, вряд ли вы сможете когда-либо себе это позволить. Но мы всегда следуем фразе – мечтайте и ваши мечты сбудутся. Главное, ставить перед собой определенную цель. И в данном случае, мысль заключается в том, что бы делать изначально качественные фотографии, не просто для размещения в Интернете. Занимаясь фотографией, вы конечно, знакомы с Photoshop и его возможностями, поэтому, вам не составить труда лично, обрабатывая фотографии, сложить приблизительный макет вашей будущей книги. Найдите идею, проработайте ее. Сфотографируйте достаточное количество фотографий, которые бы смогли раскрыть вашу идею. Сделайте самостоятельно макет книги. И мы просто уверены, что после всей этой проделанной работы у вас, обязательно, найдутся возможности сделать свою книгу реальностью. Во всяком случае – это будет огромный бесценный опыт.

Будьте внимательны

Эллиотт Эрвитт относиться к фотографам старой школы. Для него пленочный фотоаппарат, как мы уже говорили, это предмет необходимого культа. И в данном случае, слово «культ» предопределяется словом «культура». Это определенная культура фотографирования. По мнению Эллиотта Эрвитта, сегодня использование цифровых фотокамер расслабляет фотографов и делает их достаточно небрежными в фотографировании. Цифровая фотография слишком проста, что бы задумываться. Когда задачи становятся слишком простыми, люди перестают думать. Думать фотографируя, необходимо всегда. При каждом нажатии «на курок» необходимо ответственно походить к композиции, содержанию и форме фотографии. Сегодня складывается такая ситуация, что любой человек, владеющий фотоаппаратом, или мобильным телефоном с функцией «фотография» – может называть себя фотографом. Но, как шутит Эллиотт Эрвитт, не каждый, у кого есть ручка – писатель.

Эллиотт Эрвитт - известнейший мастер американской репортажной журналистики, в творчестве которого отразились все главные события мировой истории последних 50 лет. Всемирная слава пришла к Эрвитту благодаря его уникальному ироническому стилю. Родился в Париже в семье эмигрантов из России. Когда Эллиоту было 10 лет, семья решила переехать жить в США. Здесь будущий мастер и начал изучать искусство фотографии.

В 50-е годы Эллиот занимал должность помощника фотографа в армии. Именно там он впервые взял в руки фотокамеру и сделал снимок солдат, ожидающих отправки в Корею. Эта фотография заняла почётное второе место в конкурсе журнала «Life». Успех вдохновил Эллиота: «У меня появился стимул работать над собой. А если ты выиграл, зачем двигаться дальше?», - вспоминал он.

Позже он стал сотрудничать с журналами «Collier"s», «Look», «Life». С 1953 года и по сей день Эллиот работает в агентстве «Магнум Фото». В свои 84 года он продолжает заниматься свободными творческими фотопроектами по всему миру. Настоящая популярность пришла к Эллиоту, когда он стал работать в президентском пуле. Здесь он снял один из самых известных своих снимков - крупный план Жаклин Кеннеди за обёрнутым в американский флаг гробом мужа.

«Фотография - это искусство наблюдательности. Нужно найти что-нибудь интересное в самом обычном месте. Я понял: не важно, что мы видим - важно как мы видим» Как человек, которому в раннем возрасте пришлось самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, Эллиот рассуждает о современном фото-бизнесе весьма строго: «Весь этот арт-бизнес - это же совсем недавняя выдумка. Большинство из нас в те времена просто зарабатывали себе на жизнь. Мы никогда не думали, что наша работа может иметь какую-то ценность на рынке искусства».

Популярность Эрвитту принесли кадры, сделанные в Москве: это фотографии парада в честь юбилея Октябрьской революции в 1957 году, спор Никсона и Хрущёва. Несмотря на то, что Эрвитту выпала возможность сделать портреты огромного числа известнейших личностей второй половины минувшего столетия, он всегда говорит о том, что ему всё равно, кого снимать. Он одинаково относится и к крупным политикам, и к офисным служащим.Самые известные кадры Эллиотта Эрвитта сделаны им просто во время прогулок на улицах. Непринуждённость, лёгкая ирония, естественность и эмоциональность, - вот что присуще его работам. Большая часть этих чёрно-белых фотографий была сделана спонтанно: «Я никогда не спрашиваю разрешения. Почему кто-то должен спрашивать разрешения? Это будет уже не фотография», - рассказывает мастер.

Эрвитт снимает на плёнку и категорически против постановочных фотографий. «Фотограф обладает большой властью и может заставить кого угодно делать всякие глупости. Вот только зачем? Обычно люди делают их и так, даже просить не надо»
Эллиот не считает нужным снабжать свои работы лишними слова: «Объяснять изображение - все равно что объяснять шутку. Как только ты ее объяснил, тут же она и умирает. Это как о диссекции лягушки. Как только вы ее разрезали - она перестает быть лягушкой».

Эллиот называет себя «несерьёзным фотографом». Эмоциональность, - вот чему он всегда уделял особенное значение. «Я рассматриваю, стараюсь развлечь, но сверх всего этого я хочу, чтобы изображения были эмоциональными. Мало что другое меня интересует».

Одна из ретроспективных книг Эрвитта называется «Snaps». Этим словом (от «snapshot») часто называют любительскую фотографию. Эрвитт считает, что главное в сюжете фотографии - передать кульминацию момента и правильно выстроить композицию. Он считает, что его фотографии «помогают кому-нибудь увидеть что-либо определенным образом, посмотреть на серьезное несерьезно». «Все является серьезным. И все - несерьезным», - говорит мастер.

«Самая суть искусства Эллиотта заключается в том, чтобы быть чувствительным, но без плача, забавным, но без смеха, умным, но без раздумывания». Так отозвался о творчестве Эллиотта английский новеллист Уилфрид Шид. И, должно быть, это самая лучшая характеристика великого мастера фотографии Эллиота Эрвитта.

«Хорошо, если вы не можете объяснить изображение – значит оно визуально. Объяснять изображение – всё равно что объяснять шутку. Как только ты её объяснил, она тут же умирает».

В Москве проходят сразу две выставки Эллиотта Эрвитта. Он известен как фотограф Magnum и мастер репортажа, считается одним из основателей стритстайл-фотографии .

Большая ретроспектива этого фотографа-современника проходит в ЦДХ до 10 декабря, где представлены чёрно-белые снимки, а в центре фотографии им. братьев Люмьер до 6 декабря представлена небольшая коллекция цветных фотографий. Чёрно-белые кадры характерны для репортажной съёмки и личного архива фотографа. Цветные снимки, в свою очередь, характерны для коммерческих съёмок (часто для журналов о моде). Фотографы не очень любили цветную плёнку потому, что журналы проявляли негативы только для своего пользования. В таком случае фотографы были вынуждены снимать копии с изображений в журналах.

Эллиотт Эрвитт

Э. Эрвитт родился в семье эмигрантов из России, жил в Италии, откуда семья переехала в Америку в связи с установлением фашистского режима. В связи с этим он говорил: «Благодаря Муссолини я американец» . В Америке Э. Эрвитт открывает для себя искусство фотографии в Los Angeles City College, параллельно занимаясь съёмкой свадеб. Несмотря на русские корни, фотограф мало был связан с Россией, разве что проводил несколько съёмок в СССР. Первый раз его пребывание было полулегальное: в 1957 г. по заданию журнала Time life, являвшимся в то время persona non grata. Кстати говоря, тогда он и сделал знаменитый снимок Никсона и Хрущёва .

RUSSIA. 1959. Moscow. Soviet Premier Nikita Khrushchev (left) and U.S President Richard Nixon.

Поворотным моментом в его судьбе стало знакомство и работа с такими мэтрами как Роберт Капа (один из основателей Magnum photos), Эдвард Штайхен (куратор нью-йорского музея современного искусства – MoMA, фотограф Magnum), Рой Страйкер (американский экономист и фотограф, «провёл документальный фотографический проект» по защите фермерских хозяйств). Э. Эрвитт сказал в беседе для журнала Interview: «Рой Страйкер дал мне первое в жизни задание - снять нефтеперерабатывающие заводы в Нью-Джерси. Вторым был куратор МоМА Эдвард Штайхен. Чуть позже - Роберт Капа. В 1953 году Роберт взял меня к себе в Magnum, чтобы я мог отмазаться от армии ».

Деятельность в Magnum является важной вехой в творчестве фотографа, так как членство в этом фотоагентстве позволило ему путешествовать по миру и работать с известными политиками, знаменитостями, снимать свои волшебные кадры не только в рабочее время, но и в свободное.

RUSSIA. 1966. Moscow. Visite officielle de Charles DE GAULLE (FRA).

Фотоагенство Magnum не обычно потому, что фотографы в своих кадрах представляли не только репортаж с места событий, но и свою художественную точку зрения. Более того, копирайт фотографа и сотрудничество, позволявшее путешествовать по миру, также являются отличительными чертами этого легендарного агентства. Идея принадлежала Роберту Капе, который развил фотоагентство вместе с Д. Сеймуром и А. Картье-Брессоном. В. Левашов в своей книге отмечает, что именно в 1940-50-х Magnum представлял собой кооператив фотографов, которые могли по своему желанию отправиться в любую страну и снимать там. Эта свобода выбора отличала Magnum от других фотоагентств. Само название отсылает не только к элементу магнию, но и к бутылке шампанского, открытой в честь его создания в 1947 году .

HUNGARY. 1964. Budapest.

Однако, помимо Magnum, фотограф также работает как фрилансер на Collier’s, Look, Life, Holiday и других известных глянцевых изданий того времени . Интересно, что наиболее известные чёрно-белые снимки были сделаны им не по заказам, а в свободное от работы время, поэтому он любит говорить, что является фотографом-любителем, а не профессионалом.

USA. 1955. Colorado.

Эрвитт запечатлевал военные действия, забавные моменты повседневной жизни, делал рекламные фотографии, снимал в музеях известную серию «Museum watching», фотографировал знаменитостей . «Самая суть искусства Эллиотта заключается в том, чтобы быть чувствительным, но без плача, забавным, но без смеха, умным, но без раздумывания», – так отозвался о творчестве Эллиотта английский новеллист Уилфрид Шид. И, должно быть, это самая лучшая характеристика мэтра фотографии Эллиота Эрвитта .

USA. 1955. California.

«Самая суть искусства Эллиотта заключается в том, чтобы быть чувствительным, но без плача, забавным, но без смеха, умным, но без раздумывания» – Уилфрид Шид

Эллиотт не давал названия снимкам, руководствуясь тем, что достаточно обозначить только год и место съемки (что осложняет поиск понравишихся фотографий в интернете). «Объяснять изображение – всё равно, что объяснять шутку. Как только ты её объяснил, тут же она и умирает» – так комментировал эту особенность своей работы сам фотограф. И он считал признаком хорошей фотографии, если её не могли пояснить ни зрители, ни профессионалы: «Хорошо если вы не можете объяснить изображение – значит оно визуально ». Что касается восприятия, то можно выделить следующие характеристики: на снимках запечатлены уникальные, зачастую ироничные моменты жизни, с которыми каждый сталкивается в повседневной жизни. Если это жизнь пары, то это фотографии таких моментов как танец, объятия, поцелуй.

FRANCE. 1975. Yvelines. Chateau de Versailles.

Для съёмки сцен повседневности лучшей иллюстрацией является его фраза: «…Фотограф обладает большой властью и может заставить кого угодно делать всякие глупости. Вот только зачем? Обычно люди делают их и так, даже просить не надо…». Эрвитт редко инсценировал кадры, скорее, он ждал подходящего момента, чтобы сделать один ироничный и меткий кадр. Такой подход близок и другому фотографу, основателю Magnum – Анри Картье-Брессону, который поддерживал идею о «решающем моменте». В репортажных съемках, всё равно присутствует ирония. В этом можно убедиться, посмотрев на его фотографии военных подготовок.

«Объяснять изображение – всё равно, что объяснять шутку. Как только ты её объяснил, тут же она и умирает» – Эллиотт Эрвитт

FRANCE. 1989. Paris.

Отдельно можно выделить фотографии с собаками, благодаря которым он зачастую и известен. Он лаял собаке в ответ, что заставило животное подпрыгивать на месте от недоумения. Эрвитт с удовольствием фотографировал собак, говоря, что они есть везде и не просят распечатывать фото .

Источник фото Эллиотта Эрвитта: http://www.magnumphotos.com/, http://www.bandwmag.com/

А. Руйе. Фотография: между документом и современным искусством. СПб: Клаудберри, 2014. С. 668.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник