15.06.2019

Источники финансирования государственного социального обеспечения. Источники финансирования социального обеспечения. §2.Источники финансирования форм по социальному обеспечению


Шпаргалка по семейному праву Щепанский Роман Андреевич

1. Понятие семейного права РФ. Общественные отношения, регулируемые семейным правом

Семейное право – одна из отраслей российского права. Семейное право – система правовых норм, регулирующих семейные отношения, т. е. личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие между гражданами из брака, родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.

Семейное право регулирует определенный вид общественных отношений – семейные отношения, которые возникают из факта брака и принадлежности к семье. Большая часть этих отношений носит неимущественный характер, но часто они переплетаются с имущественными отношениями. Любовь, брак, взаимное уважение, личная свобода, воспитание в семье, привязанность, доверие друг к другу, ответственность и тому подобные отношения относятся к категории неимущественных отношений. Однако вступление в брак порождает и имущественные отношения – появляется общее имущество, обязанность взаимной материальной поддержки, содержания детей. Личные неимущественные отношения в семье являются главными. В семейных отношениях находят свою реализацию существенные интересы человека.

Семья также оказывает влияние на жизнь общества, поскольку играет решающую роль в продолжении человеческого рода, в воспитании детей, в становлении личности. Поэтому семейные отношения важны не только для каждого человека, но и для общества в целом. Они регулируются не только нормами морали, обычаями и религиозными канонами, но и нормами права, которые образуют самостоятельную сферу законодательства – семейное законодательство.

Согласно ст. 2 Семейного кодекса РФ семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Правовое регулирование семейных отношений направлено прежде всего на охрану прав и интересов членов семьи, на формирование между ними отношений, построенных на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности друг перед другом, на создание в семье необходимых условий для воспитания детей, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. К определенным участникам семейных отношений, которые прямо названы членами семьи (супругам, детям и родителям, усыновителям и усыновленным), Семейным кодексом устанавливается принцип неограниченного применения семейного законодательства. Между другими же лицами – бабушкой (дедушкой) и внуками, родными сестрами и братьями, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), а также между опекунами, попечителями, приемными родителями, фактическими воспитателями, с одной стороны, и подопечными детьми – с другой – отношения регулируются семейным законодательством в случаях и пределах, установленных в нем.

Из книги Земельный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством 1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные

Из книги Гражданский кодекс РФ. Часть первая автора Законы РФ

Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством 1. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Семейный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами

Из книги Земельный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 5. Применение семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского

Из книги Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации автора Тихомиров М Ю

Раздел VII. ПРИМЕНЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА Статья 156. Заключение брака на территории Российской Федерации 1. Форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации

Из книги Шпаргалка по семейному праву автора Щепанский Роман Андреевич

Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством 1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

Статья 3 Отношения, регулируемые земельным законодательством 1. Комментируемая статья впервые в российском земельном законодательстве определяет понятие "земельные отношения". Напомним, что ЗК 1991г. не раскрывал содержание указанного понятия (см. ст.1, 2 и др.) и не

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

84. Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права В настоящее время возросло количество семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Это обусловлено разнообразными причинами: распад СССР и образование на его

Из книги Конспект лекций по правоведению автора Аблёзгова Олеся Викторовна

СТАТЬЯ 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством 1. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на

Из книги Семейное право. Шпаргалки автора Семенова Анна Владимировна

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

4.1 Понятие семейного права Статья 2 Семейного кодекса РФ предусматривает, что семейное законодательство:– устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным;– регулирует личные неимущественные и имущественные

Из книги Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Никитина Татьяна Исааковна

1. Понятие семейного права Семейным правом принято называть совокупность правовых норм, которые регулируют в обществе как личные, так и связанные с ними имущественные отношения, происходящие из факта брачных отношений, возникающие в результате кровного родства, а также

Из книги автора

6. Отношения, регулируемые семейным законодательством Семейное законодательство, согласно тексту СК, устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения

Из книги автора

Понятие семейного права и семейных правоотношений в РФ. Принципы семейного права как отрасли Семейное право – это правовая отрасль, нормы которой регулируют личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из факта брака, кровного родства,

Из книги автора

§ 51. Понятие и источники семейного права Семейное право – отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных

Семья - это малая ячейка общества, основанная на браке или кровных узах, члены которой связаны между собой бытом, взаимопомощью и ответственностью.

В целом, семья в России охраняется государством. Законодательство в данной области направлено на ее укрепление, построение отношений, базирующихся на обоюдном уважении и равенстве супругов.

В стране существует отдельная отрасль закона, закрепленная Семейным Кодексом, в котором прописаны особенности, понятие и принципы семейного права, обозначаются лица, являющиеся его субъектами, их полномочия и ответственность в случае нарушения обязанностей.

Семейное законодательство

Как уже упоминалось, семейное право (понятие, предмет, принципы) в России закреплены в СКРФ. На основании данного кодекса, а также законов федерального значения и нормативно-правовых актов субъектов страны формируются основные начала, порядок разрешения различных ситуаций в семье.

Принцип добровольности бракосочетания

Принципы семейного права включают в себя и правило добровольного бракосочетания между людьми, которое заключается в праве любого мужчины и любой женщины выбрать себе жену/мужа соответственно по собственному желанию.

Суть данного принципа заключается и в том, что на супругов не должно оказываться влияния, давления при осуществлении выбора.

Если брак не может быть заключен без взаимного добровольного согласия двух сторон, то развод возможен как по взаимному желанию, так и по требованию одного из супругов.

Принцип равенства мужа и жены

Перечисляя принципы семейного права, нельзя не упомянуть правило равноправия между мужчиной и женщиной в семейных отношениях.

Данный аспект предполагает одинаковые возможности в момент разрешения любых ситуаций, которые возникают в семье: например, в вопросах материнства, детства, отцовства, бюджета и т.д.

Так, статья 31 СКРФ закрепляет за обоими супругами равные права при выборе рода деятельности, места жительства, нахождения, профессии. При этом мужчина и женщина должны строить свои взаимоотношения на уважении друг к другу, взаимопомощи, содействии благополучию и укреплению семьи.

Статья 61 СКРФ определяет равенство супругов как родителей. По отношению к своему ребенку мать и отец несут одинаковую ответственность. Супруги имеют равные права в отношении собственных детей до достижения последними своего совершеннолетия, вступления их в брак или получения ими полной дееспособности.

Принцип разрешения вопросов по взаимному согласию

Также принципы российского семейного права включают в себя и обязательное разрешение спорных ситуаций, возникших в семье, по взаимному согласию всех сторон. Действие данного правового начала распространяется на все вопросы, образующиеся у родственников, например, по поводу расходов супругов, распоряжения, владения или пользования имуществом, выбора учебного заведения для детей и т.д.

Принцип приоритета семейного воспитания детей

Следующий принцип семейного права - это первостепенность, важность воспитания детей в семье. СКРФ закрепляет за несовершеннолетними возможность жить и воспитываться в семье, а также право знать собственных родителей, получать от них заботу, проживать с ними вместе.

Именно семейная форма воспитания в нашей стране признана приоритетной, так как только при таком варианте возможно осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая их национальные, психические, личностные особенности.

Также принципы и функции семейного права определяют следующее: если несовершеннолетний оказывается по каким-либо причинам без опеки родителей, то государство устанавливает над ним опеку или попечительство. Ребенок передается в приемную семью, усыновляется или попадает в патронатную семью. И только при отсутствии таких вариантов несовершеннолетний попадает в детский дом или другое учреждение подобного типа.

Принцип обеспечения защиты интересов и прав детей и нетрудоспособных членов семьи

Основные принципы семейного права - это гарантия первостепенной защиты интересов и прав нетрудоспособных членов семьи. Нуждающимися в такой опеке являются дети, инвалиды и пенсионеры. Семья обязана оказывать родственникам, относящимся к этой категории, материальную и моральную поддержку.

Так, например, трудоспособные совершеннолетние дети должны содержать своих нуждающихся нетрудоспособных родителей, за исключением случаев, когда взрослые в свое время уклонялись от выполнения возложенных на них обязанностей в отношении детей.

Подобная норма закона применяется и к трудоспособным совершеннолетним внукам по отношению к своим бабушке и дедушке, и к трудоспособным совершеннолетним братьям или сестрам по отношению к своим малолетним братьям, сестрам.

Если граждане не оказывают помощь своим нетрудоспособным родственникам добровольно, то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке.


Принцип запрета ограничения прав граждан, вступающих в брак

Существуют и конституционные принципы семейного права. Одним из них является принцип запрета ограничения прав граждан, вступающих в брак. Согласно Конституции (статья 19), государство гарантирует людям равные права и свободы вне зависимости от их расовой, языковой, национальной или религиозной принадлежности, а также невзирая на их пол, имущественное или должностное положение. А в соответствии со статьей 1 СКРФ, под запретом находятся аналогичные виды ограничений прав и интересов граждан при вступлении в брак.

Свободы граждан в семье могут быть ущемлены только на основании федеральных законов и только в той степени, которая необходима для защиты здоровья, нравственности и прав других людей, членов семьи. Например, суд может принять решение об отчуждении ребенка от своих родителей без лишения родительских прав, что в некоторых случаях будет в интересах несовершеннолетних.

Таким образом, выше были рассмотрены понятие, предмет, метод, принципы семейного права. Как видно, в семейном законодательстве РФ семье отдается приоритетное значение. Нормы данного права полностью соответствуют Конституции России, направлены на защиту граждан страны и полностью демократизированы.

  • 11. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
  • 13. Обязательное Медицинское Страхование (омс) - это государственная система социальной защиты интересов граждан в охране здоровья.
  • Участники программы омс
  • Объем медицинской помощи по программе омс
  • Обязательное медицинское страхование - полис
  • Обращение за медицинской помощью
  • 19. Трудовые пенсии по инвалидности
  • 22. Пенсии военнослужащим по инвалидности: условия, сроки, размеры Условия назначения
  • Категории инвалидов
  • Размеры пенсий по инвалидности
  • Надбавки и пособия к пенсии по инвалидности
  • Сроки выплаты
  • 24. Пенсии за выслугу лет военнослужащим
  • 29. . Получать социальную пенсию могут лица из числа нетрудоспособных граждан. Понятие "нетрудоспособные граждане" дается в абз. 8 ст. 2 комментируемого Закона.
  • 31. Порядок и сроки назначения пенсии / Пенсионные вопросы
  • 32. Перерасчет и индексация пенсии
  • 33. Приостановление, возобновление, прекращение, восстановление выплаты трудовой пенсии
  • 35. Понятие и виды пособий по временной нетрудоспособности
  • 43. Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей
  • 50. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
  • Цели расходования материнского капитала
  • 53. Кому дают сертификат на материнский капитал?
  • Как получить сертификат?
  • Размер материнского капитала
  • Куда потратить материнский капитал?
  • Конституционное право граждан рф на охрану здоровья
  • Комплекс прав и законных интересов гражданина в системе обязательного медицинского страхования включает в себя следующие составляющие:
  • 1. Конституционное право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции рф):
  • 2. Права граждан на медико-социальную помощь и информацию о факторах, влияющих на здоровье (ст. 19, ст. 20 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»):
  • 4. Права пациента (ст. 30-32 «Основ законодательства Рос­сийской Федерации об охране здоровья граждан»):
  • 5. Права потребителя («Закон о защите прав потребителей»):
  • 55. Программа государственных гарантий оказания гражданам российской федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год
  • I. Общие положения
  • II. Виды и условия оказания медицинской помощи
  • IV. Нормативы объема медицинской помощи
  • V. Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структура тарифов на оплату медицинской помощи
  • VI. Критерии доступности и качества медицинской помощи
  • 57. Обязательное медицинское страхование
  • 3. Программа обязательного медицинского страхования
  • Субъекты обязательного медицинского страхования, их правовой статус
  • 59. Защита прав граждан
  • 62. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча
  • 65. Понятие и принципы социального обслуживания
  • 66. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-фз "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
  • Глава I. Общие положения
  • 67. Права и обязанности граждан в области социального обслуживания
  • Социальные услуги, условия и порядок их оказания
  • Социального обслуживания в государственных медико-социальных учреждениях и негосударственных медико-социальных организациях для престарелых и инвалидов общего типа
  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Задачи и функции мсо
  • Глава 3. Условия приема в мсо
  • Глава 4. Условия содержания и обслуживания в мсо
  • Глава 5. Условия выписки (отчисления), временного выбытия и перевода из мсо
  • Глава 6. Управление мсо
  • Глава 7. Заключительные положения
  • 69. Отделение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
  • 70. Граждане Российской Федерации, имеющие право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией
  • 73. Федеральный закон рф от 09.01.97 n 5-фз "о предоставлении социальных гарантий героям социалистического труда и полным кавалерам ордена трудовой славы"
  • 77. Понятие занятости, порядок и условия признания граждан безработными
  • Минимальный и максимальный размер пособия по безработице, расчет размера пособия
  • Размер пособия по безработице в случае увольнения
  • Особые случаи определения пособия по безработице:
  • Вот пара дельных советов по процедуре заполнения:
  • 80. Порядок и условия оказания безработным гражданам материальной помощи
  • 81. Общая характеристика и виды I правоотношений по социальному обеспечению
  • 83. Назначение государственной социальной помощи (гсп) малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам Порядок исполнения услуги
  • 85. Социальная доплата до уровня прожиточного минимума пенсионера в субъекте рф
  • 6. Финансирование социального обеспечения

    Новая система финансирования государственной системы социального обеспечения в настоящее время практически сформировалась. Средства на выплату трудовых пенсий, социально-страховых пособий и медицинскую помощь в рамках ОМС концентрируются в централизованных внебюджетных фондах социального страхования. Оказание государственной социальной помощи, социальное обслуживание, предоставление льгот осуществляется за счет бюджетов различных уровней.

    Внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Денежные средства фондов находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и административно-территориальных образований, изъятию не подлежат.

    Средства фондов формируются за счет: страховых взносов работодателей; ассигнований из государственного бюджета; доходов от инвестиций; добровольных взносов юридических и физических лиц; прочих доходов. Наемные работники платят взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР). Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, вносят взносы в ПФР и фонды обязательного

    медицинского страхования.

    Тарифы страховых взносов устанавливаются Федеральными законами ежегодно. Федеральным законом от 20.11.99 № 197-ФЗ утверждены следующие ставки страховых взносов в ПФР: - для работодателей-организаций, для индивидуальных предпринимателей, частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов и граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера о выполнении работ и оказании услуг, а также по авторским договорам, в размере 28 % начисленных по всем основаниям выплат в денежной и (или) натуральной форме независимо от источников финансирования; - для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции в размере 20,6 % начисленных по всем основаниям выплат в денежной и (или) натуральной форме независимо от источников финансирования; - для индивидуальных предпринимателей, частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, - 20,6 % дохода, полученного от их деятельности, за вычетом расходов по его извлечению; - для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - 20,6 % доходов, определяемых исходя из стоимости патента; - для родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, - 20,6 % начисленных по всем основаниям выплат в денежной и (или) натуральной форме независимо от источников финансирования; - для адвокатов - 20,6 % выплат, начисленных в пользу адвокатов; - для граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам или получающим вознаграждения по договорам гражданско-правового характера о выполнении работ или оказании услуг, а также по авторским договорам, - 1 % от начисленных в пользу указанных лиц выплат по всем основаниям назависимо от источников финансирования.

    Помимо основного тарифа в размере 28 %, Федеральным Законом от 20.11.99 № 201 -ФЗ введен для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, дополнительный тариф в размере 14% начисленных в их пользу выплат по всем основаниям независимо от источников финансирования. Страховые взносы по дополнительному тарифу считаются уплаченными в ПФР только при условии уплаты в полном объеме страховых взносов по дополнительному тарифу. Средства, поступающие в ПФР по дополнительному тарифу, будут использоваться для повышения максимального размера пенсии за выслугу лет для членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

    Для остальных внебюджетных фондов социального страхования на 2000 г. установлены следующие тарифы обязательных страховых взносов: - для Фонда социального страхования РФ для работодателей-организаций и граждан, использующих труд наемных работников, в размере 5,4 % начисленных в пользу работников выплат в денежной и (или) натуральной форме независимо от источников финансирования;

    Для Государственного фонда занятости населения РФ для работодателей-организаций в размере 1,5 % начисленных в пользу работников выплат в денежной и (или) натуральной форме независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера о выполнении работ или оказании услуг; - в фонды обязательного медицинского страхования в размере 3,6 %

    (из них 0,2 % в Федеральный фонд).

    От уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды социального страхования освобождены организации любых организационно-правовых форм в части выплат, начисленных в пользу инвалидов I, II и III групп, общероссийские организации инвалидов, индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и другие лица, являющиеся инвалидами.

    Перечень выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы, для каждого фонда утверждается постановлением Правительства РФ.

    Контроль за правильным перечислением средств на социальное страхование, помимо самих фондов, осуществляют также налоговые органы.

    Пенсионный фонд РФ (ПФР) производит: - целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов; - финансирование расходов на все виды пенсии и некоторые другие выплаты; - организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; - капитализацию средств, а также привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц; - организацию государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов и некоторые другие функции*. Средства ПФР предназначены для выплаты всех видов государственных пенсий, в том числе лицам, выезжающим за пределы РФ на постоянное жительство, и другие мероприятия, связанные с деятельность фонда.

    Финансирование пенсий для военнослужащих и приравненных к ним категорий, работников бюджетной сферы и некоторых других групп населения производится за счет федерального бюджета через ПФР.

    Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России). - САПП, 1993, № 52. Ст. 5086.

    Источником социальных пенсий служат средства бюджетов различных уровней, включая федеральный.

    Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗ) представляет собой совокупность федеральной части Фонда занятости и фондов занятости, формируемых в субъектах федерации*.

    Фонды занятости РФ и ее субъектов образуются за счет: отчислений из фондов занятости, формируемых в городах и районах (с учетом перечисления части средств в федеральную часть Фонда занятости), в части обязательных страховых взносов работодателей; ассигнований из соответствующих бюджетов; доходов от инвестиций; добровольных взносов и прочих поступлений.

    Средства ГФЗ направляются: - на выплату пособий по безработице, компенсацию материальных затрат гражданам в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости; - на оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты; - на оплату периода временной нетрудоспособности безработным гражданам; на возмещение затрат ПФР в связи с назначением досрочных пенсий безработным.

    Безработным из числа бывших военнослужащих и приравненных к ним категорий пособие выплачивается за счет федерального бюджета.

    Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения в РФ являются: средства бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ; страховые взносы на обязательное медицинское страхование; личные средства граждан; благотворительные взносы и прочие поступления.

    Средства государственной и муниципальной систем здравоохранения используются: - для осуществления мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Правительством РФ и высшими исполнительными органами субъектов федерации; - обеспечения профессиональной подготовки кадров;

    * Положение о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1993, № 25. Ст. 911.

    Проведения научных исследовании; - развития материально-технической базы учреждений здравоохранения; - субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию; - оплаты особо дорогостоящих видов медицинских услуг; финансирования медицинских учреждений, предоставляющих помощь при социально значимых заболеваниях; - оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.

    Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательною медицинского страхования (ФОМС).

    Фот) социального страхования РФ (ФСС) предназначен для: - выплаты пособий но временной нетрудоспособности; - пособии но беременности и родам; - единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; - единовременных пособий при рождении ребенка; - ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; - финансирования санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей; - частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное (диетическое) питание, мероприятий по внешкольному обслуживанию детей и некоторые другие пели*.

    При финансировании выплат по государственному социальному страхованию применяется принцип солидарности поколений, субъектов РФ, отраслей экономики. Солидарность поколении заключается в том, что все выплаты производятся за счет текущих денежных поступлений от взносов экономически активного населения.

    Солидарность субъектов РФ проявляется в перераспределении средств на федеральном уровне и в дотировании территориальных и местных стра-

    Положение о Фонде социального страхования Российской федерации от 12.02.94. СЛИП. 1994. № S. Ст. 599.

    ховых фондов. Это связано с различиями экономического развития и демографической ситуации в субъектах РФ. В настоящее время из 89 субъектов РФ около 70 получают дотации.

    Солидарность отраслей экономики выражается в межотраслевом перераспределении средств, которое необходимо с учетом условий и размеров оплаты труда.

    Однако целесообразность дальнейшего использования указанного принципа в качестве основы для финансирования пенсий по старости в последнее время подвергнута критике. По заказу Минэкономики России группой экспертов подготовлена альтернативная концепция пенсионной реформы на основе накопительных принципов финансирования. По мнению разработчиков этой концепции, главная причина современного кризиса пенсионной системы заключается не в спаде производства, сокращении численности занятого населения, уменьшении доли заработной платы в структуре валового внутреннего продукта, а в солидарно-распределительном механизме финансирования. Они утверждают, что дефицит средств ПФР покрыть невозможно по двум основным причинам. Первая связана с демографической ситуацией, соотношением экономически активного населения и пенсионеров. Сегодня в России на одного пенсионера приходится 1,7 работающего, тогда как для нормального функционирования системы необходимо, по крайней мере, соотношение 1 к 3. Вторая состоит в чрезмерном количестве льгот, позволяющих получать пенсию со снижением нормального пенсионного возраста.

    В целях повышения финансовой устойчивости предлагается поэтапное, начиная с 2000 г., введение накопительных элементов в систему обязательного пенсионного страхования. По замыслу авторов альтернативной концепции в перспективе трудовая пенсия по старости будет примерно в равной пропорции формироваться за счет распределительного и накопительного источников.

    Предусматривается постепенное увеличение к 2009 г. страхового взноса наемных работников, отчисляемых на накопительную часть пенсии, до 7-9 %.

    Для отраслей с вредными условиями труда, особых природно-климатических зон будут установлены повышенные тарифы пенсионных взносов.

    Однако прогнозные результаты перехода на накопительный принцип финансирования пенсий по старости выглядят слишком оптимистично. Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца по самой своей сути не могут финансироваться за счет накопления средств на индивидуальных пенсионных счетах.

    Накопительный механизм не применяется для финансирования государственных пенсий по старости ни в одной из стран мира с социально ориентированной экономикой (он используется лишь в ряде азиатских и африканских стран, а также в Чили, Аргентине, Колумбии и Перу). При аналогичных демографических процессах (повышении удельного веса пенсионеров в общей численности населения) пенсионные системы экономически развитых стран продолжают достаточно успешно функционировать.

    Острота проблемы финансирования свидетельствует о необходимости теоретической разработки такой модели пенсионного страхования, которая соответствовала бы уникальным социально-экономическим и политическим условиям России. Приспособление отечественной пенсионной системы к рыночным отношениям не должно сводиться лишь к переходу на накопительный принцип финансирования в качестве единственно возможного варианта. Радикальные перемены в период общей экономической нестабильности в России вряд ли приведут к желаемым результатам. Кроме того, с научной точки зрения оба метода аккумуляции и распределения средств равноценны.

    Более перспективными представляются предложения тех экономистов, которые считают, что необходимо изменить лишь характер перераспределения внутри солидарной системы, в частности, более точно определить долю материальной ответственности работников, работодателей и государства за утрату заработка или трудового дохода в связи с достижением пенсионного возраста.

    Как уже отмечалось, средства внебюджетных фондов социального страхования не являются единственным источником финансирования социального обеспечения. В частности, расходы по реализации прав и льгот, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.95 № 5-ФЗ "О ветеранах", покрываются из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Из федерального бюджета производятся расходы на: оплату проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте; - оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им; - санаторно-курортное лечение; - обеспечение инвалидов войны транспортными средствами и компенсацию расходов на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства;


    © 2024
    reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник