16.06.2019

Использование опросов. Виды опросов. Сравнение телефонного анкетирования и интернет-опроса


Фрагмент конспекта Второго Уровня по теме «Судьба мироздания в натяжении между звуком и обонянием»:

Мы то, как мы себя проявляем. Ощущая собственную единственность, мы противоречим целому. А если реализуем себя среди людей, то не противоречим виду. Надо учиться этому. Начать хотя бы с эмоционального сопереживания ближнему.

Либо мы сами выбираем ощущать себя частью вида, либо нас подталкивают: утратами, страданием, в щадящем режиме. Всегда есть свобода пойти не из-под кнута (страдания), а проявить себя своим выбором. Природа нас сохраняет. Мы не понимаем природу, а пора уже ее понимать!

Все, что мы можем сделать – это максимально себя наружу. Свобода выбора – это реализация своих желаний не на благо одной своей эгоистичной частности, а на благо целого человеческого вида. Мы то, как мы себя проявляем. Мы самостоятельно создаем действия. От наших действий зависит наша судьба.

Сейчас нами безошибочно живет коллективное бессознательное. Нам не дают коллективного сознания, чтобы не натворили плохого. Нельзя маленькому ребенку давать силы, как у папы. Такое натворим! Потому сознание индивидуальное, и оно ошибочное. У нас возникают проблемы, потому что каждое индивидуальное сознание имеет собственное противоречие коллективному бессознательному.

Ребенок чувствует страдание, когда мама заботится, чтобы он не заболел, и не дает есть мороженое на морозе. Так и мы проходим этап взросления человечества, не понимая, что может навредить нам. И природа не дает нам это сделать, сохраняет нас.

Зла не создано. Кнут – это нехватка пряника. Наши страдания обусловлены исключительно нашими действиями. Природой создано равновесие, а все плохое приносим мы сами, когда в силу ошибочного индивидуального сознания вступаем в противоречие с интересами вида.

Своим сознанием необходимо вписываться в развитие вида, а не противоречить ему. Максимально проявлять себя среди других людей. Важно понимать, что мы ничего не можем делать только для себя. Реализация бывает исключительно среди других людей. Даже если я гениальный художник, но никто этого никогда не увидел, я не реализованный человек.

Телом мы не можем ощутить целостности вида, душой можем. Это делается осознанием, сосредоточением на другом. Переходя в уретральную фазу, мы начнем коллективно приобретать некоторые элементы коллективного сознания. Дальше оно будет расширяться. Единство мысли. Коллективное решение. Коллективное сознание.

– это сознательное включение другого в себя через осознание его психической природы.

Возможность распознавания внутренних психических особенностей другого человека – это то, что дает нам системно-векторная психология. Включая психическое другого в себя, мы теряем ощущение собственной единственности. И точно так же, как мы неспособны навредить себе, мы становимся неспособными навредить ему, потому что он включен в нас. Он – это не он, он это часть меня, которой я не могу навредить, потому что я создан таким, что не могу навредить себе.

Наша судьба не зависит от мамы, папы и плохих соседей. Мы живем одной жизнью. Во времена, когда стала возможна свобода выбора…

Продолжение конспекта на форуме:

Объемное понимание этой и других тем складывается на полном устном тренинге по системно-векторной психологии

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Если источником информации выступают люди, то используется метод опроса.

Опрос – это совокупность вопросов, предлагаемых респонденту, ответы на которые и дают необходимую информацию. Опрос применяется тогда, когда мало статистической и документальной информации, когда явление малодоступно непосредственному наблюдению.

Варианты опроса (по формам контакта):

Личный или опосредованный (почтовый, телефонный и т.п.);

Индивидуальный или групповой;

Устный или письменный;

Сплошной или выборочный.

Разновидности опроса:

Анкетирование – опосредованный, письменный опрос.

Интервьюирование – устный опрос.

Экспертный – опрос компетентных лиц.

Социометрический – выявляет социально-психологические проявления межличностных отношений в малых социальных группах.

Анкетирование

Анкета – это система вопросов. Анкета состоит из титульного листа, вводной части, которые могут быть совмещены; основной и социально-демографической (паспортички) частей.

Вводная часть – это обращение к респондентам. Требования к вводной части анкеты:

Обязательно правильное обращение к респонденту;

Указана цель опроса и его значение;

Отмечено, как будут использованы результаты;

Гарантии анонимности;

Пояснены правила заполнения анкеты;

Благодарность за участие в анкетировании.

Основная часть состоит из тех вопросов, ответы на которые должны помочь решить задачи исследования, а также подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы. Требования к основной части анкеты:

Необходимо провести логический контроль (о чем спросить, почему спросить, в какой форме);

Работают ли вопросы на тему (на задачи исследования);

Понятны ли вопросы;

Проверить не содержат ли вопросы подсказок, не являются ли «лобовыми»;

Понятна ли (правильна) формулировка вопроса;

Не забыты ли такие варианты, ответов как «не знаю», «затрудняюсь...»;

Не вызывают ли вопросы отрицательных эмоций;

Правильно ли расположены вопросы: 1/простые – для включения в работу; 2/наиболее трудные; 3/интимные и контрольные;

Использована ли разбивка на тематические блоки;

Соблюдаются ли переходы, связки с помощью специальных обращений.

Классификация вопросов анкеты:

По структуре – открытые, закрытые, полузакрытые.

По форме – прямые – косвенные; личные – безличные.

По функции – основные (фильтр, на интенсивность мнения), неосновные, уточняющие (ловушка, контрольный).

Характеристика вопросов по содержанию.

1. Вопросы о фактах отражают действия и результаты действий людей. С их помощью получают данные о происходящих событиях. Ответы являются высокодостоверными, если не касаются действий, которые, по мнению респондента, заведомо не одобряются («Вы курите?»). К вопросам о фактах относятся и демографические вопросы.

2. Вопросы о мотивах выявляют мнение людей, касаются оценки явлений. Они вызывают затруднение при ответах, так как касаются интересов людей, поэтому их достоверность намного ниже. Для повышения достоверности этих ответов используют уточняющие вопросы (см. вопросы по функциям).

Вопросы о мотивах по ситуации могут быть условные и безусловные. Безусловные вопросы касаются реальной ситуации, в которой находится респондент. Например, «Нравится ли Вам заниматься в этой группе здоровья?». Условные вопросы касаются воображаемой ситуации. Например, «Представьте себе, что Вы включены в сборную России,..».

Характеристика вопросов по структуре.

1. Открытые вопросы – это вопросы, ответы на которые дают респонденты в свободной форме. Например, «Какие виды спорта Вы считаете наиболее зрелищными?».

2. Закрытый вопрос предполагает набор возможных вариантов ответов. Он бывает двух типов: дихотомический (с вариантами ответов «Да» или «Нет») и с веером ответов. Надо иметь в виду, что перечень вариантов должен быть достаточно полным. Так как все варианты предусмотреть трудно, то следует использовать такие варианты, как: «не знаю», «затрудняюсь с ответом». Нужно учесть, что респонденты, как правило, обращают внимание на первый и последний варианты.

3. Полузакрытый вопрос предусматривает набор вариантов ответов и возможность свободного ответа в виде варианта «Другое».

Характеристика вопросов по форме.

1. Прямой вопрос указывает на объект, о котором нужна информация. Прямые вопросы направлены на выяснение мнения респондента по проблеме исследования и касаются непосредственно задач исследования. Например, «Будет ли у Вас на этой неделе тренировка?»; «Что Вы думаете о...» или «Считаете ли Вы...?». Так как на прямые вопросы не всегда охотно отвечают, то для их уточнения используют вспомогательные, уточняющие вопросы.

2. Косвенные вопросы, в отличие от прямых, не указывают конкретно на объект, о котором необходимо получить информацию (знание). Они дают дополнительные сведения о респонденте (демографические, о его интересах, предпочтениях и т.д.). Например, «Что Вы будете делать на следующей тренировке?», «Что Вы предпочитаете: сходить в театр, кино, дискотеку?», Здесь приведены три суждения о событиях (X), какое из них Вы считаете наиболее верным?».

3. Личные вопросы касаются свойств, качеств, фактов жизни респондента, демографических данных (возраста, пола и т.д.).

4. Безличные вопросы касаются оценки ситуации, мнения о событии, знания о чем-то, например, «Достаточно ли 2-х часов ежедневных занятий, чтобы достичь результата КМС?».

Характеристика вопросов по функциям.

1. Основные вопросы предназначены для получения точной информации об изучаемых явлениях. Через них раскрывается основная идея исследования. Так как эти вопросы затрагивают интересы людей, то нужно выяснить, искренним ли был ответ.

Разновидностью основного вопроса является вопрос на интенсивность мнения, с его помощью дают качественную и количественную оценку (в баллах и процентах). Например, «Оцените уровень своей технической подготовки к первенству России по 5-балльной системе». Качественная оценка выражается с помощью понятий «отлично», «хорошо», «средне», «удовлетворительно» и т.п.

К основным вопросам относится и фильтрующий вопрос (фильтр). Он отделяет респондентов, мнение которых исследователя не интересует. Например, «На следующий (один, два, три) вопроса отвечают мастера международного класса» или «На следующий вопрос отвечают те, кто на предыдущий ответил «Да».

2. Неосновные вопросы не касаются непосредственных задач исследования (демографические и т.д.).

3. Уточняющие вопросы: ловушка и контрольные вопросы. Контрольный вопрос проверяет правильность или искренность ответов на основные вопросы. Между основным и контрольным должно быть 3-5 других (промежуточных) вопросов. Например: основной вопрос: «В какой мере Вы довольны своей работой?», контрольный: «Хотели бы Вы перейти на другую работу?».

Или основной вопрос: «Сколько времени Вы уделяете тактической подготовке на тренировке?», а контрольные вопросы могут быть об объеме тактической подготовки за тренировку, об объеме общей физической подготовки и общем времени тренировки. Сопоставив ответы, можно проверить правдивость ответа на основной вопрос.

Ловушка направлена на выявление искренности, компетентности, на обнаружение безграмотности в ответах. Ловушка может состоять из набора вариантов ответов (среди которых есть неверные). Например: основной вопрос «Постоянно ли Вы читаете газету «Спорт-экспресс» («Да», «Нет»)?», ловушка «Какая из статей последнего номера Вам понравилась?».

Социально-демографическая часть анкеты (паспортичка) дает информацию о социальном статусе респондента (поле, возрасте спортивной квалификации и др.), которая нужна для анализа собранных данных, для оценки представительности респондентов, для проведения сравнительных исследований.

Только если все части анкеты соответствуют перечисленным критериям, анкету можно передать для изготовления и использования в пилотажном исследовании.

Преимущества анкетирования:

Широта охвата;

Позволяет составить массовую картину об объекте;

Не оказывает влияние на личность;

Ощущение анонимности;

Не требует от кадров высокой квалификации;

Информация собирается за короткий срок;

Респондент сам выбирает удобное время и ритм заполнения.

Интервью

Интервью – это метод получения информации путем непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом. Типы интервью:

Неформализованное – это свободный диалог по определенной теме, когда вопросы формулируются в контексте общения.

Полуформализованное – к заранее составленным вопросам задаются дополнительные, уточняющие.

Формализованное – вопросы задаются по разработанному вопроснику.

Преимущества интервьюирования:

Позволяет наблюдать за поведением небольшого числа респондентов;

Возможно создание откровенной и неформальной обстановки, атмосферы доверия;

Общение обеспечивает более серьезное отношение к опросу: интервью может быть не только по заранее разработанным вопросам, но и свободное интервью можно взять у того, кто определен требованиями выборки;

Личный контакт позволяет получить ответы на все вопросы.

Экспертный опрос (или метод экспертной оценки)

Такие формы сбора первичной социологической информации, как анкетирование, интервьюирование, почтовый опрос, телефонное интервью и т. д., предназначены прежде всего для массовых опросов. Однако на практике могут возникнуть ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно или вообще невозможно выделить объект – носитель проблемы – и, соответственно, использовать его в качестве источника информации. Такие ситуации обычно связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального процесса, явления.

Объективная информация в этом случае может исходить только от компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Простейшие критерии отбора экспертов – род занятий и стаж работы по интересующему профилю. При необходимости учитываются также уровень, характер образования, опыт общественно-политической деятельности, возраст и др. Центральный критерий отбора экспертов – их компетентность. Для ее определения применимы, с той или иной степенью точности, два метода: самооценка экспертов и коллективная оценка авторитетности экспертов.

Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов – экспертными оценками. В наиболее общем виде можно выделить две основные функции метода экспертной оценки в социологическом исследовании: оценка состояния (включая причины) и прогноз тенденций развития различных явлений и процессов социальной действительности.

Сама процедура опросов может быть очной или заочной (почтовый опрос, телефонное интервью). Одна из наиболее простых форм экспертного прогноза – обмен мнениями, предполагающий единовременное присутствие всех экспертов за «круглым столом», где и происходит выявление доминирующей позиции по дискутируемому вопросу. Могут применяться и более сложные формы.

Социометрический опрос

Разработан Дж. Морено для анализа межличностных отношений в малой группе. Метод социометрии позволяет оценить взаимоотношения в коллективе, а на этой основе – определить его неформальную структуру, неофициальные микрогруппы и взаимосвязь между ними. Это метод структурного анализа коллектива. Его суть – сбор информации о структуре межличностных отношений в малой группе путем изучения выбора, сделанного членами малой группы по тому или иному критерию. После обработки и отображения индивидуальных выборов проявляются неформальная структура коллектива и картина взаимоотношений между его членами.

Критерии социометрических выборов формулируются в виде вопросов о желании члена коллектива участвовать с кем-либо в определенном виде деятельности: совместно выполнять ответственное задание (надежность); ликвидировать неисправность в техническом устройстве (профессионализм); провести вместе выходной (дружеская предрасположенность) и т. д.

Выбираемые критерии должны быть значимыми для коллектива (должны заинтриговать всех респондентов) и предоставлять возможность выбора сослуживцев в конкретной ситуации.

Порядок проведения социометрического опроса:

Четко обозначаются границы группы;

Каждому опрашиваемому выдают список группы, в котором отдельному ее члену присвоен определенный номер, и предлагают сделать выбор из предложенного списка по определенному критерию;

Респонденты установленными значками отмечают против фамилий (или соответствующих им номеров) результаты своего выбора;

На основе матрицы строится социограмма – графическое изображение схемы межличностных отношений. Социограмма позволяет увидеть структурные элементы межличностных отношений в коллективе, лидеров коллектива, микрогруппы.

Если спросить любого владельца бизнеса, какова его главная цель, он в конечном итоге почти наверняка тем или иным способом скажет о росте .

Естественно, владельцы бизнеса хотят, чтобы доходы от их компании росли с течением времени. Для этого, разумеется, бизнес должен не только постоянно увеличивать количество клиентов, которых он обслуживает, но и повышать качество (и, возможно, количество) продуктов или услуг, которые он предоставляет потребителям.

«Сблизьтесь — как никогда ранее — со своими клиентами. Фактически настолько близко, чтобы вы знали, что им нужно, прежде чем они сами это осознают», — Стив Джобс (Steve Jobs).

В наши дни, пытаясь расширить клиентскую базу или улучшить свое , определенно не следует делать этого, полагаясь лишь на интуицию. Мало того, что это почти наверняка приведет к растрате времени, денег и энергии — также практически невозможно будет определить, приносят ли плоды предпринимаемые вами усилия.

Только стратегический подход к подобным усовершенствованиям увеличит ваши шансы на рост бизнеса и, кроме того, позволит вам определить эффективность ваших усилий.

Первым шагом, который необходимо предпринять, когда вы планируете оптимизацию своего бизнеса, является проведение исследований рынка. При этом у вас появится гораздо более обоснованное представление о направлении, которое вы должны избрать.

В этой статье мы расскажем о важной роли опросов клиентов в изучении рынка и объясним, как вы сможете использовать результаты этих мероприятий для быстрого и радикального усовершенствования своего бизнеса.

Но прежде чем мы углубимся в рассмотрение темы, дадим точное определение, что такое маркетинговое исследование, из чего оно состоит и почему оно так важно для бизнеса.

Исследование рынка: что это такое и почему оно важно для вас

В самом широком смысле исследование рынка — это процесс валидации продукта или услуги (или такого аспекта) путем измерения степени, в которой ваш целевой клиент заинтересован в нем.

Более конкретно: при проведении маркетинговых исследований вы будете изучать и анализировать информацию о ваших клиентах, конкурентах и ​​производительности вашей компании в своей отрасли.

Цели, которым служит исследование рынка, таковы (но это не полный список):

  • Оценка возможностей нового бизнеса или предприятия
  • Определение уровня интереса сегмента целевых клиентов к новому продукту или услуге (или его характеристикам)
  • Анализ способности вашей компании выйти на новый рынок
  • Определение тенденций в отрасли, к которой относится ваша компания
  • Тонкая настройка вашего маркетингового микса и оптимизация маркетинговых усилий
  • Дифференциация вашего бренда от конкурентов
  • Улучшение процессов внутри вашей организации в целом

Получив понимание вышеуказанной информации, вы будете располагать более широкими возможностями для того, чтобы:

  1. Определить ценность вашей компании для своих клиентов, а также ее истинное предназначение — в первую очередь для уже существующих потребителей товара или услуги.
  2. Сосредоточить свои ресурсы и усилия на плодотворных мероприятиях, которые ваши клиенты сочтут полезными.
  3. Установить цели и контрольные точки, позволяющие определить, были ли ваши усилия успешными.

Если говорить по существу, то проведение маркетинговых исследований позволяет вам «с лазерной точностью» сосредоточиться на росте, который будет происходить при внесении любых изменений в процессы вашей компании. Другими словами, вы будете уверены, что произведенные вами изменения сыграют ощутимую (положительную) роль для вашего бизнеса в целом.

Два типа исследований рынка

Первичные исследования — это те, что проводит компания (или контрактная сторона) непосредственно.

В рамках первичных исследований, ориентированных на клиента, существуют две основные ветви:

  • Поисковые (ознакомительные) исследования (Exploratory Research): широкие, не обставленные какими-либо ограничениями дискуссии с клиентами, способствующие выявлению основных проблем.
  • Конкретные исследования (Specific Research): обсуждения, в значительной степени сосредоточенные на проблемах, выявленных в ходе ознакомительных исследований, и проводимые с целью обеспечения концентрированного повышения роста в будущем.

Поскольку информация, которую вы собираете при помощи первичных исследований, уникальна (а также принадлежит вам в качестве частной собственности), она по своей сути является чрезвычайно ценной. Подобные данные могут дать вам такое представление о вашей отрасли, в которое ни одна другая компания не будет посвящена, что обеспечит вам огромное преимущество над конкурентами.

Вы также можете проводить вторичные исследования, которые в основном состоят из изучения информации, которая уже была собрана и обнародована конкурирующими компаниями и/или сторонними исследовательскими компаниями. Проблема со вторичными исследованиями заключается в том, что представленные данные могут быть устаревшими, не иметь отношения к вашим целям или неточными. С учетом вышесказанного, вторичные исследования могут выступать в качестве своего рода отправной точки, чтобы помочь вам сосредоточиться на дальнейшем продвижении своих собственных первичных исследований.

Первичное исследование

Вторичное исследование

Исходные данные были собраны…

Вами (или нанятой вами компанией)

Кем-нибудь другим

Примеры

Фокус-группы

Интервью

Наблюдения

Эксперименты

Сбор информации не применяется; акт изучения существующих данных и является вторичным исследованием

Качественный или количественный метод?

Может применяться либо первый, либо второй

Основные достоинства

Производится с учетом ваших потребностей, вы контролируете качество данных

Обычно проводится дешево и быстро

Основные недостатки

Стоимость обычно выше, требует больше времени

Данные могут быть устаревшими и/или соответствовать вашим потребностям

Как бы то ни было, для достижения целей настоящей статьи мы сосредоточимся на первичных методах исследования.

Проведение первичных исследований рынка

Как уже упоминалось, первичное исследование рынка — то, которое происходит при непосредственном участии вашей компании.

Другими словами, оно требует большего, чем просто изучения ранее опубликованной кем-то информации. Для получения данных первичного исследования вам необходимо активно взаимодействовать с вашими клиентами.

Некоторые из самых популярных тактик первичных исследований рынка таковы:

  • Испытания продукта
  • Фокус-группы
  • Прямое наблюдение за клиентами

В зависимости от возможности вашей компании проводить такие исследования, вы можете использовать более чем одну из этих тактик. Естественно, чем больше стратегий вы реализуете, тем более полную картину представит вам собранная информация.

Кроме того, вы всегда должны стремиться дополнить собранную информацию посредством предоставления клиентам опросов, связанных с их опытом (как и в рамках конкретного исследования, так и относительно вашей компании в целом).

Использование опросов в целях дополнения исследований рынка

Основная цель проведения опросов — обеспечить вашим клиентам дополнительную возможность предоставить более подробную информацию и/или уточнить сделанные ими заявления — или действия, которые могли быть ими предприняты — во время первоначального исследования (как обсуждалось выше).

Преимущество использования опросов заключается в том, что вы можете настроить свою линию вопросов так, чтобы получить информацию, которую вы определили как важнейшую для достижения ваших текущих целей. (Вот почему крайне важно определить предназначение ваших маркетинговых исследований прежде , чем делать что-либо еще в рамках вашей дальнейшей инициативы.)

Типы опросов, которые мы обсудим в следующих разделах, предоставляют ценную информацию о клиентах и ​​их взаимодействии с вашим продуктом или услугой (и брендом в целом), а также данные об отрасли, в которой работает ваша компания.

Опять же, если у вас есть возможность сделать это, мы предлагаем использовать каждый из упомянутых методов опросов для содействия разработке изменений, которые вы планируете произвести в будущем.

Опросы, ориентированные на клиентский опыт

Как мы уже упоминали ранее, основным способом содействия росту в рамках вашей компании является сосредоточение усилий на улучшении услуг, которые вы предоставляете своим клиентам.

Чтобы сделать это, вам нужно понять, как ваша компания в настоящее время выглядит в глазах клиентов. В свою очередь, вы получите лучшее представление о том, что вы делаете правильно, а также о том, где вам, возможно, в ближайшем будущем понадобится внести некоторые улучшения.

Рассмотрим виды наиболее распространенных опросов, используемых при проведении маркетинговых исследований.

1. Оценка сети сторонников (Net Promoter Score — NPS)

Эти профили будут включать следующую информацию, относящуюся к вашим клиентам:

  • Демографические и географические данные
  • Поведенческие данные
  • Психографические данные

Хотя каждый полученный вами ответ, вероятно, будет по меньшей мере в той или иной степени уникален, между ними, безусловно, будет много общего. Вы пожелаете принять во внимание эти сходные черты, чтобы создать профиль своего архетипического клиента.

Взгляните на следующий пример профиля:

Для компании, продающей косметические товары или аналогичные услуги, этот профиль имеет практически все, что вам нужно знать о целевой персоне, чтобы создать маркетинговую кампанию, которая привлечет ее внимание и убедит совершить покупку.

Без этой информации упомянутая компания может впустую тратить драгоценное время, деньги и энергию на создание маркетинговых кампаний и других инициатив, которые, к сожалению, в значительной степени будут игнорироваться целевой клиентской базой.

Объединенные аналитические опросы используются для моделирования опыта покупки нового продукта, позволяющего вам точно узнать, что именно ищут ваши клиенты.

Хотя объединенные аналитические обзоры проводятся в самых разных форматах, они обычно призывают обследуемого клиента сравнивать два или более продукта (аналогичного характера), оценивая ряд их характеристик, а также цены.

Взгляните на следующий пример:

Здесь клиентам предлагается выбирать между тремя различными ноутбуками. Каждый продукт изготавливается своим брендом, имеет уникальные сильные и слабые стороны с точки зрения тактовой частоты центрального процессора, объема оперативной памяти и размеров монитора и предлагается по уникальной цене.

После того, как выбор сделан, клиенту будет представлен один и тот же вопрос, но некоторые характеристики каждого продукта будут одинаковыми (например, размеры всех мониторов могут быть указаны как 17 дюймов). Затем этот процесс повторяется до тех пор, пока не будет собрано достаточное количество данных для того, чтобы показать, какая характеристика больше всего волнует конкретного клиента.

(Скажем, в приведенном выше примере клиент продолжает неизменно выбирать ноутбук с максимальной мощностью процессора — независимо от изменений других характеристик. Это, конечно же, даст понять, что с точки зрения покупки нового ноутбука тактовая частота центрального процессора является для клиента главным определяющим фактором.)

Цель объединенных аналитических опросов заключается в том, чтобы определить, какие функции вашего продукта больше всего интересуют ваших клиентов — а какие они считают излишними. Выявив эту информацию, вы сможете сосредоточиться на оптимизации тех составляющих вашего продукта, которые имеют значение для целевой аудитории (вместо того, чтобы тратить время на совершенствование малозначительных деталей и аспектов).

Даже при отсутствии оценки опыта взаимодействия своих целевых клиентов с вашей компанией, вы все равно можете узнать о них многое, проводя опросы, связанные с их покупательскими персонами. Фактически, чем больше вы знаете о том, кем являются ваши клиенты как люди и как потребители, тем лучше вы будете подготовлены к оптимизации их потребительского опыта в рамках взаимодействия с вашей компанией.

Вывод

Чем больше вы знаете о своих клиентах, тем лучше вы можете их обслуживать.

Активно используя время на то, чтобы узнать о них все, что возможно, вы предоставляете себе отличную возможность, чтобы предложить им именно то, что они ищут. Иногда — даже прежде чем они узнают об этом!

Не забудьте создать отдельную посадочную страницу для каждого опроса при помощи .

Разнообразные анкетирования являются наиболее распространенными методами получения начальной информации по какому-то определенному направлению. Основные виды опроса характеризуются оперативностью получения результатов, экономичностью, простотой. Данные параметры сделали подобные исследования востребованными среди политических деятелей, предпринимателей, школьных учителей. Для получения достоверных виды вопросов в опросе подбираются с учетом возраста респондентов и уровня их образования.

Формы проведения

В зависимости от функций, возлагаемых на опрос, его можно проводить в двух вариантах:

  • интервью;
  • анкетирование.

Особенности социологического опроса

Социологический опрос представляет собой вариант первичной социологической информации. Основные его виды основаны на опосредованной либо непосредственной связи между респондентом и исследователем. Целью подобной взаимосвязи будет получение от респондента конкретных данных в форме ответов на поставленные вопросы.

Сущность методики состоит в общении прямым либо косвенным способом через анкетера с группой людей (респондентами). Практически все виды социологического опроса предполагают вопросно-ответный диалог. Специфика подобного общения заключается в том, что оно не только должно четко соответствовать алгоритму, но и учитывать, что в качестве участников будут выступать простые люди, отвечающие на вопросы с применением своего житейского опыта. Виды социологического опроса подбирают в зависимости от целей исследования, требований к надежности и достоверности изучаемой информации, организационно-экономических возможностей.

Значение социологических исследований

Такой опрос играет особую роль в разнообразных социологических исследованиях. Основным его предназначением является получение социологической информации о состоянии коллективного, личного, общественного мнения, а также о фактах, оценках, событиях, непосредственно связанных с деятельностью респондентов. Ученые убеждены в том, что почти 90 процентов важной эмпирической информации поступает именно в результате социологических исследований. Различные виды опросов признаны ведущим исследований сознания людей. Особенно важны они для анализа социальных процессов, а также тех явлений, которые малодоступны при простом наблюдении.

Классификация контактов с респондентами

В настоящее время принято подразделять виды опросов на несколько основных групп:

  • личные беседы (face-to-face опросы);
  • квартирные (проводятся по месту непосредственного жительства респондентов);
  • уличные (проводят на улицах, в торговых центрах);
  • вариант с центральной локацией (hall-test).

Дистанционные опросы

Они предполагают получение информации удаленным путем. Существует определённая классификация данных опросов:

  • интернет-опросы;
  • телефонные беседы;
  • самозаполняемые анкетные формы.

Проанализируем особенности дистанционных форм: телефонной беседы и интернет-опроса.

Телефонный опрос

Подобные виды опросов незаменимы в тех ситуациях, когда осуществляются установочные исследования. Также подобные варианты используются для территорий, существенно удаленных друг от друга. Как проводится телефонное исследование? Для начала потребуется создание максимально возможной базы телефонных номеров кандидатов в респонденты. Далее случайным образом из созданной телефонной базы выбирают несколько номеров, которые станут непосредственными участниками данного исследования.

Преимущества подобного варианта опроса:

  • быстрота выполнения;
  • незначительная стоимость исследований;
  • использование в опросе довольно большой по площади территории;
  • возможность привлечения к исследованиям разных групп респондентов;
  • отсутствие проблем с контролем качества работы интервьюеров.

Среди основных недостатков телефонных исследований отметим существенные ограничения длительности интервью. Кроме того, подобный вариант не всегда возможен, так как во многих населенных пунктах России существуют проблемы с телефонными линиями. Если анализировать современные виды опросов, то самым оперативным будет именно телефонный вариант. Он дает возможность выявить мнение разных групп населения по всем вопросам. Существует подразделение таких вариантов опроса по типу применяемых респондентов: интервью с юридическими лицами, опрос физических лиц.

В телефонном интервью выделяют определенные этапы:

  • разработку анкет;
  • создание выборки.

В зависимости от цели исследования выборка может быть целевой, когда подбирают абонентов по определенным критериям: возрасту, занимаемой должности. Подобные виды опроса граждан осуществляют обученные заранее интервьюеры. Они слушают ответы абонента, заносят их в специальную электронную либо печатную анкету. Далее осуществляется обработка анкет, создание таблиц, построение графиков и диаграмм. Специалисты проводят аналитическую обработку полученных данных, предоставляют заказчику отчет. В нем все ответы респондентов распределены по определенным группам, таблицы сопровождаются основными выводами. Результативными будут телефонные опросы в тех населенных пунктах, в которых телефонизировано больше 75 процентов населения. Иначе сложно будет вести речь о достоверности той информации, что будет получена в результате анкетирования.

Для чего проводят телефонные опросы

Такие виды анкетного опроса предназначаются для выявления отношения населения к определенным маркам, товарам, компаниям. Телефонный опрос дает возможность получать оперативно информацию о том, как реагирует рынок и потребители на действия конкурентных компаний. Такое исследование гарантирует без существенных финансовых затрат выполнять анализ рынка до начала, а также после завершения рекламных акций, выявлять эффективность проведенных мероприятий.

По итогам телефонного анкетирования нельзя собрать глубинный материал, так как есть ограничения по степени сложности вопросов, времени разговора. Такое исследование не подходит для изучения доходов компании, анализа работы руководящего состава.

Интернет-опрос

Проанализируем разные виды интернет-опросов, которые позволяют собирать социологическую информацию по конкретным фактам, событиям online.

Учитывая многомиллионную армию пользователей интернета, такой вариант исследования достаточно эффективный и дает неплохие результаты. В качестве основных преимуществ подобного опроса отметим его оперативность. Есть у этого тестирования и свои недостатки, о которых также следует упомянуть. На результаты влияет посещаемость тех площадок, на базе которых проводится анкетирование. Разработчикам сложно контролировать действия респондента, поэтому результаты являются весьма сомнительными.

К концу прошлого века Всемирная паутина стала применяться многими социологами для осуществления серьезных исследований, касающихся актуальных вопросов. Информацию можно получать из всех стран мира и даже с разных континентов. Благодаря интернет-технологиям ускоряется сбор начальной информации для проведения исследования различных социальных процессов. ИТ позволяют проводить экспертные опросы, персональные интервью, виртуальные фокус-группы. В нашей стране социологические опросы, проводимые через интернет, пока считаются редким явлением. В европейских странах такие анкетирования проводят гораздо чаще, заменяя ими устный опрос. Виды устного опроса, применяемые в обычном интервью, не позволяют за короткий отрезок времени получить нужные результаты. Сетевые исследования имеют определенные преимущества в сравнении с традиционными формами.

Преимущества интернет-опросов

Подобные исследования дают возможность экономить материальные и человеческие ресурсы, а также время, получая данные высокого качества. Решающим фактором становится именно экономия ресурсов при осуществлении интернет-анкетирования. Традиционные формы не привлекают респондентов, так как приходится отрываться от текущей деятельности. Если анкета представлена на нескольких страницах, далеко не у всех людей хватает терпения на то, чтобы дочитать ее до конца. Минус бумажного опросника и в том, что он не позволяет респонденту оценивать промежуточные итоги тестирования.

Интернет-тесты предоставляют индивидуальную обратную связь после завершения анкетирования, стимулируя респондента к систематическому участию в подобных опросах. У опрашиваемых пользователей Сети формируется положительное отношение к таким исследованиям, возникает желание привлекать к ним друзей, коллег. Ученые выделяют и экологическую валидность интернет-опросов. При интервьюировании человек находится в привычных для него, комфортных условиях. Пройти опрос можно в любое удобное время, поэтому желания поскорее отделаться от анкеты у респондентов не возникает. Методика такого исследования предполагает визуальный прямой контакт между респондентом и социологом. В результате создается такая коммуникативная ситуация, при которой нет психологического дискомфорта. Отсутствие принуждения, стеснения, неловкости, нервозности, характерных для классического опроса, гарантирует откровенные и полные ответы на вопросы, предлагаемые в анкетах.

Проблемы, связанные с употреблением алкоголя, наркотических средств, самоубийством, сложно выявлять обычными опросами, так как многие рассматривают это как попытку вторжения в частую жизнь. Традиционные методы не гарантируют анонимности респондентов, поэтому с проблемой открытости справляется интернет. В отличие от бумажного интервьюирования электронные опросы имеют развёрнутые и детальные ответы. Данная методика открывает новые горизонты для Есть и определённые технические и методологические проблемы в использовании интернет-анкетирования.

В первую очередь нужно отметить ограниченность числа людей, имеющих свободный доступ к интернету. Кроме того, виды анкет опроса имеют определеные рамки по тематике и не подходят для осуществления глобальных исследований. Среди технических проблем отметим ограниченность предлагаемых вариантов ответов. Когда респондент вписывает свой вариант, возникают сложности с обработкой результатов анкетирования. Есть проблемы и с программным обеспечением, возможно существенное искажение полученных результатов. Часть респондентов отвечает на одну и ту же анкету несколько раз, особенно если анкетирование предполагает материальное вознаграждение. В результате объективность результатов снижается, нельзя говорить об их достоверности.

Сравнение телефонного анкетирования и интернет-опроса

Сравнивая эти виды, способы опроса, социологи отдают предпочтение интернет-технологиям. Телефонные интервью часто сопровождаются отказом со стороны потенциальных респондентов. Примерно 10-15 процентов соглашается принимать участие в исследованиях, остальные люди просто кладут трубку. Интерес к опросам отсутствует, так как у опрашиваемых людей нет материальной заинтересованности. Интернет-анкетирование сталкивается с техническими проблемами, оно недоступно для удаленных от коммуникаций деревень.

Опросы в школах

Самые распространённые виды опроса на уроке: фронтальный, индивидуальный. Проанализируем отличительные особенности каждого варианта проверки теоретических знаний и практических навыков учащихся, применяемых педагогами образовательных учреждений. подходит для быстрой проверки домашнего задания. Например, педагог может задавать ребятам вопросы, включая в работу весь класс. Такие виды опроса на уроке позволяют учителю за небольшой временной промежуток оценить знания учащихся, полученные ими практические навыки.

Для уроков химии и физики подходят тематические диктанты. Учителем предлагаются вопросы, ответами на которые будут формулы либо единицы измерения физических (химических) величин. Проверку диктанта также можно провести фронтально, вызывая к доске «по цепочке» каждого ученика класса. Такой опрос займет считаные минуты, при этом позволит оценить практически всех учеников в классе. Преподаватели гуманитарных дисциплин (истории, обществознания, русского языка, литературы) отдают предпочтение индивидуальным опросам. Безусловно, анкетирование используют в своей работе не только учителя, но и сами ученики. Занимаясь внеурочной деятельностью, работая над собственным исследованием, проектом, ребята применяют разные виды опроса, виды интервью. Сначала педагог объясняет ребенку специфику проведения анкетирования, и только после этого юный социолог приступает к собственным исследованиям.

Среди нюансов, на которые важно обратить внимание при подготовке к социологическим опросам, можно выделить их полную анонимность. Например, ребенок путем анкетирования выясняет, какие шампуни предпочитают приобретать его одноклассники, педагоги, родители. Далее юный ученый проводит собственное исследование в химической лаборатории, вооружившись научными методами, он выясняет эффективность этого продукта. На следующем этапе работы он сравнивает итоги анкетирования с результатами эксперимента, сопоставляет их.

В современной школе опросы стали привычным явлением, без них не обходится ни одно мероприятие. Например, чтобы оценить степень комфортности в классе, психолог предлагает ребятам ответить на вопросы анкеты. Затем выполняется обработка полученных результатов, анализируется психологическое состояние коллектива. При прохождении педагогом квалификационных испытаний также предусмотрено анкетирование родителей, учеников, коллег по работе. Полученные результаты оформляются в виде графика либо диаграммы, прикладываются к о соответствии педагога заявленной категории. Среди последних инноваций, используемых в процессе обучения, можно отметить итоговые испытания для выпускников основной и средней школы, предлагаемые в виде тестов.

Заключение

В настоящее время во всех сферах деятельности человека используются различные виды методов опроса: телефонные интервью, интернет-опросы, фронтальные беседы. В зависимости от предназначения подбираются оптимальная форма, вид, длительность анкетирования. Синтезом интервьюирования и анкетирования является телефонный опрос. Его в основном применяют во время рекламных и избирательных кампаний. Опросы используются наукой для решения практических задач. Статисты уже давно пользуются подобными методами для сбора информации о трудовых ресурсах, структуре, семейных расходах.

Журналисты подобную методику применяют для определения рейтинга передач, публикаций. Тележурналисты не выбирают респондентов по определенным признакам, поэтому результаты исследований существенно искажены. Учителя применяют опрос воспитанников как вариант контроля усвоенных знаний, проверки домашних заданий. Врачи осуществляют опрос первичный пациентов, выясняя информацию об имеющихся заболеваниях. Задаваемые вопросы должны учитывать психологические особенности респондентов, ситуацию, сложившуюся перед беседой. Продумывая опрос, социолог выбирает один из вариантов: анкетирование либо интервью. Учитывая, что интервью может быть индивидуальным и групповым, заранее выбирается его форма.

Распространённым вариантом анкетирования является раздача респондентам анкет. Проводить подобный опрос можно по месту жительства, работы респондентов. Так, оценка качества и эффективности работы органов коммунальной сферы предполагает опросы жильцов. Анкета подразумевает определённый набор вопросов, в каждом из которых отражены определенные задачи исследования. Анкета имеет вводную часть, в ней содержится обращение к респонденту, поясняются цель и задачи опроса, краткая характеристика предполагаемых результатов, их польза. Также в анкете должна быть указана степень анонимности проводимого опроса.

Для того чтобы анкета была полноценной, она должна иметь подробную инструкцию по заполнению, название, место и год издания.

Полноценная социально-статистическая диагностика дает возможность получать информацию о разных социальных и экономических преобразованиях, деятельности муниципальных и государственных органов управления, воздействии на молодежь телевидения и радио.

Методы опроса являются наиболее распространенными в работе практических социальных психологов .

Под опросом в целом понимается метод целенаправленного получения вербальной (устной или письменной) информации о социально-психологических явлениях путем заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосредственного) общения практического психолога (или анкетера, интервьюера) с опрашиваемыми (респондентами). В результате выявляются оценки, мнения, установки, стереотипы восприятия и т.д.

Опросы бывают двух основных типов: интервьюирование и анкетирование. Интервьюирование предполагает непосредственное общение интервьюера с респондентом (опрашиваемым) с помощью вопросника интервью. Причем этот вопросник на всем протяжении беседы находится в руках интервьюера. Вопросы задаются устно. В такой же форме даются ответы респондентов, которые фиксируются интервьюером в вопроснике интервью или на стандартизованном бланке с закодированными номерами вопросов и возможных ответов на них, или же с помощью диктофона на магнитной пленке (когда речь идет о глубоких интервью по изучению проблем личности с целью последующего изучения не только вербальной, но и невербальной реакции опрашиваемого на задаваемые вопросы).

Интервью различаются по нескольким основаниям. По степени формализации (стандартизации) интервью делятся на формализованные и неформализованные (свободные, нестандартизованные, глубокие, качественные). В формализованном (стандартизованном) интервью как формулировки вопросов, так и их последовательность жестко определены авторами методики и отклонение от принятого стандарта не допускается. Методика неформализованного (нестандартизованного) интервью отличается лишь общей заданностью основной темы, проблемы. Очередность, количество вопросов, их формулировки гибко варьируются интервьюером в зависимости от специфических условий каждого интервью. Возможны и промежуточные варианты - полуформализованные интервью.

По количеству опрашиваемых и целям диагностирования интервью могут быть разделены на индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальные диагностические интервью, как правило, являются свободными, нестандартизованными. Их основная цель -изучение личностных особенностей именно данной личности. Среди интервью этого типа различают клинические, глубинные, фокусированные. Клинические интервью нацелены на выявление акцентуаций личности, поиск стрессогенных факторов, причин негативных психических состояний и т.п. Глубинные интервью - на выяснение событий и переживаний опрашиваемого в прошлом, находящихся в глубинах его памяти. Фокусированное интервью концентрирует внимание опрашиваемого на каком-то одном жизненном событии, проблеме, значимой для него. Причем фокусировка может быть задана как диагностом, так и самим опрашиваемым (в последнем случае мы имеем самофокусировку).

Достигается это путем свободного интервью, в ходе которого психолог-диагност с помощью косвенных наводящих вопросов как бы «нащупывает» болевые точки в сознании опрашиваемого. Особенно характерно это для психоаналитического интервью. Специалист, начиная интервью, не знает, какие эпизоды, факты биографии клиента оказались подвергнутыми вытеснению в подсознание и служат причиной его невротического состояния. Однако известно, что попытки вскрыть такие бессознательные комплексы и вывести их на уровень сознания встречают сопротивление клиента. Эти зоны «нащупываются» по длительным паузам, умолчанию, вазомоторным реакциям и т.д. .

Групповые диагностические интервью проводятся одновременно со всей группой, в полусвободной форме, предусматривают проведение групповой дискуссии по затрагиваемому кругу вопросов. Индивидуальные мнения членов группы при высказывании их в составе группы могут быть значительно искажены в силу конформизма, групповой солидарности, под обаянием лидера группы (или опасения санкций с его стороны за «неправильный» ответ). Сочетание индивидуального и группового интервью при диагностировании проблем межличностных отношений может дать очень интересную и полезную информацию диагносту.

Массовые интервью предназначены для диагностирования массовых социально-психологических явлений: общественного мнения, настроения, социальной напряженности и т. п. Их еще называют демоскопическими интервью. Э. Ноэль - автор книги «Массовые опросы» определяет данный вид интервью как «устный стандартизованный опрос людей, отобранных по статистическим принципам». Массовое, демоскопическое, интервью - это «заранее запрограммированный до деталей опрос «по схеме», хотя для самих опрашиваемых он может восприниматься как достаточно «живая, частная и достаточно непринужденная в силу анонимности беседа» .

Массовое интервью в максимальной степени формализуется. Стандартизация касается не только очередности и формулировки вопросов, но и возможного веера готовых ответов. Доля открытых вопросов, на которые готовый веер возможных ответов отсутствует, очень мала.

К разновидности стандартизованного интервью можно отнести опрос по телефону. Телефонный опрос отличается от обычного индивидуального интервью тем, что отсутствует непосредственное в полном объеме общение интервьюера и опрашиваемого. В связи с этим на телефонное интервью накладываются определенные ограничения. В частности, время, затрачиваемое на него, должно быть ограничено 5-10 мин. Как и в экспресс-опросе, вопросы и возможный веер ответов на них должны быть краткими, ограниченными по количеству. В связи с опасностью получения нерепрезентативной информации (во многих городах телефоны имеет в основном более состоятельная часть населения) телефонные опросы целесообразно проводить в крупных городах, где процент телефонизации значительно выше. Но здесь, если воспользоваться стихийной выборкой (случайной механической), можно получить и несоответствие ее генеральной совокупности. Поэтому с помощью специального обхода или обзванивания абонентов целесообразно предварительно сформировать представительную группу респондентской сети, добровольно желающую участвовать в подобных телефонных интервью. Причем их состав должен периодически обновляться. Существует еще ряд методических требований, которые необходимо учитывать при проведении телефонных интервью. Заинтересованный читатель может ознакомиться с ними в специальной литературе .

Формализованное интервью по своим признакам очень близко к другому типу опросов - анкетированию. Под анкетированием принято понимать письменный опрос респондентов с помощью вопросника анкеты. Общение диагностируемого с диагностом здесь носит опосредованный (через анкету) характер. Как правило, оно используется при изучении групповых мнений и мнений больших социальных групп.

По способу проведения анкетирование подразделяется на прессовое, почтовое и раздаточное. В случае прессового анкетирования вопросник публикуется в каком-либо периодическом издании, а читателям этого издания предлагается ответить на вопросы и прислать ответы в редакцию. Этот способ самый дешевый, но дает очень ненадежную информацию с точки зрения ее репрезентативности. Ведь присылают ответы в основном наиболее социально активные читатели. Поэтому экстраполировать результаты такого опроса на большую генеральную совокупность людей неправомерно. К тому же и процент возврата в этом способе минимален (3-5% и менее).

Раздаточный способ в анкетировании наиболее предпочтителен, поскольку возврат анкет в этом случае приближается к 100%. Можно обеспечить достаточную репрезентативность выборки. Кроме того, при этом способе анкетер может разъяснить опрашиваемым цель и задачи опроса, смысл некоторых вопросов и т. д.

К разновидности анкетного опроса, осуществляемого раздаточным способом, можно отнести так называемый экспресс-опрос, когда опрашиваемым раздаются не вопросники анкет, изготовленные типографическим или ротапринтным способом, а чистые листочки бумаги. Вопросник анкеты находится в единственном числе у организатора опроса, который последовательно зачитывает каждый вопрос и веер готовых возможных ответов на него, а опрашиваемые в своих листочках ставят только номера этих вопросов и номера выбранных ответов на них. Проведение опроса таким способом позволяет дешево и быстро получить информацию о мнениях людей по интересующему диагноста вопросу.

Как анкета, так и вопросник содержат различные типы вопросов, комбинирование которых позволяет получить в итоге более надежную информацию.

Вопросы могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае респонденту задается только вопрос, а ответ он дает своими словами в меру своего понимания существа вопроса. Во втором случае респонденту предлагается веер возможных ответов, из которых он должен выбрать один (если вопрос носит дихотомический характер) или несколько ответов, совпадающих с его суждением.

Открытые вопросы чаще всего используются в свободном, неформализованном интервью, а закрытые - в формализованном интервью и анкетах. Поэтому преимущества и недостатки того и другого типа вопросов тесно связаны с уже рассмотренными нами выше типами интервью. Полузакрытые вопросы в определенной степени позволяют снять эти противоречия.

В закрытых вопросах анкет или интервью чаще всего используются различные шкалы, которые могут быть номинальными (если показатели не характеризуются признаком интенсивности), порядковыми (если показатели отличаются признаком «больше» или «меньше») или метрическими (когда показатели можно сравнивать как объективные цифровые, численные значения). Поскольку большинство показателей в социальной психологии имеют качественный характер, то в опросах используются в основном номинальные и порядковые шкалы.

По функциям вопросы различаются на фильтрующие, контрольные, буферные, контактные и содержательные. Фильтр-вопросы позволяют отсеивать из общей массы отвечающих тех, кто компетентен отвечать на ряд последующих вопросов, от тех, кто не может на них ответить компетентно. Контрольными называются вопросы, повторяемые через определенный интервал, но в другой формулировке. Они позволяют убедиться в надежности ответов. Буферные вопросы призваны усилить имитацию непринужденной и логичной беседы с опрашиваемым. Содержание ответов на них не обрабатывается. Контактные вопросы позволяют завязать контакт с опрашиваемым, а буферные - соединить два разнородных блока вопросов в анкете или вопроснике интервью.

По способу интерпретации ответов вопросы подразделяются на прямые и косвенные. Содержание прямых вопросов трактуется напрямую, дословно, в то время как косвенных - опосредованно, косвенным образом.

В определенной степени к разновидности косвенных вопросов можно отнести безличные и проективные вопросы. В проективном вопросе интерпретация осуществляется также косвенным образом. Например, опросы, в которых опрашиваемых просят продолжить начатые фразы, отреагировать на изображенную ситуацию в лице одного из ее участников и т. п., можно отнести к проективным.

Все перечисленные типы вопросов в различном сочетании помогают повышать надежность собираемой с помощью опроса информации.

Определенные требования предъявляются к формулировке и последовательности вопросов. В частности, вопросы должны формулироваться на понятном для опрашиваемых языке с учетом их уровня образования и культуры. То есть смысл вопроса должен быть понятен респондентам. Формулировки вопросов должны носить нейтральный характер и не содержать оценочных суждений. Иначе есть опасность склонить опрашиваемых к точке зрения автора анкеты или вопросника интервью из-за желания угодить автору или представить себя в более выгодном свете. Вопросы, содержание которых раскрывает нежелательные в общественном плане факты поведения опрашиваемых, разрушает их идеализированные представления о себе, также желательно формулировать в виде косвенных, проективных. Иногда формулировки вопросов носят довольно общий, громоздкий характер. Часто это связано с тем, что авторы не переводят целевые, программные вопросы в батареи индикаторных вопросов, которые и должны задаваться опрашиваемым в анкете или интервью.

Что касается очередности вопросов, то здесь тоже существуют некоторые правила. Первое правило - вопросы должны вызывать интерес респондентов, стимулировать их желание отвечать. Поэтому не следует задавать в начале слишком сложные для понимания вопросы. Они должны следовать за простыми. Здесь действует так называемое правило «воронки». Более простые и интересные вопросы как бы «затягивают» опрашиваемого в «воронку» вопросов-ответов и выйти из нее по мере углубления становится все сложнее. Тем самым уменьшается процент отказов. Исходя из этих же соображений, нецелесообразно в начале задавать вопросы, затрагивающие интимные темы. Лучше приберечь их к концу интервью, когда между интервьюером и респондентом завяжется более доверительная беседа, будет установлен необходимый контакт.

Расположенные друг за другом вопросы образуют определенную структуру вопросника анкеты или интервью. В этой структуре можно выделить три крупных блока. Первый - вводная часть, в которой раскрывается обращение к опрашиваемому, указывается цель опроса, подчеркивается его анонимность, способ заполнения анкеты (ответов на вопросы). В вопроснике интервью вводная часть может отсутствовать или быть очень небольшой, Так как интервьюер излагает содержимое этой части устно (текст вступления может быть помещен в инструкцию интервьюеру).

Основная часть - самая большая по объему, содержит вопросы, раскрывающие проблему клиента или заказчика. Третья часть вопросника - «объективка», или «паспортичка», - содержит ряд фактологических вопросов о принадлежности опрашиваемого к той или иной социально-демографической или профессиональной группе, что позволяет на этапе последующей обработки и обобщения первичной информации выявлять причинно-следственные связи между ответами опрашиваемых на оценочные вопросы основной части и интересующими диагноста объективными параметрами (с полом, возрастом, образованием, семейным положением, родом занятий и т.д.).

Общее время, затрачиваемое на проведение опроса, варьируется в довольно больших пределах. Демоскопические опросы в среднем длятся 20-30 мин, в то время как индивидуальные интервью (клинические, глубинные и т. п.) могут длиться часами и по нескольку сеансов. Главное здесь, чтобы опрашиваемый не утомлялся до такой степени, чтобы уже не понимать вопросов, тяготиться ими, отвечать формально. Во многом это зависит и от интереса опрашиваемых к обсуждаемой проблеме.

Опрос экспертов отличается от других видов опросов прежде всего уровнем компетентности опрашиваемых в интересующей практического психолога проблеме, а также процедурными моментами, связанными с отбором экспертов и анализом получаемой от них информации. Сбор информации может осуществляться как в форме интервьюирования, так и анкетирования, даже телефонного интервью.

Экспертный опрос имеет особую значимость как один из способов проверки валидности используемых методик. Незаменимую услугу экспертные опросы могут оказать в прогнозировании массовых социально-психологических явлений.

Большое внимание уделяется вопросу отбора экспертов. В методической литературе делаются попытки стандартизировать эту процедуру. В частности, предлагается осуществлять отбор по таким объективным критериям, как уровень образования, наличие ученой степени, количество опубликованных работ по диагностируемой проблеме, количество ссылок на эти работы других исследователей, стаж работы, связанный с диагностируемой проблемой, и т.д. После этого эксперты могут быть дополнительно протестированы на креативность, интеллект, общую компетентность по рассматриваемому кругу вопросов. Сами методики экспертного опроса могут отличаться от методик обычных опросов более сложным и профессиональным языком, предусматривать более сложные комбинированные вопросы. В случае длительного и сложного по умственным затратам экспертного опроса работа экспертов может быть оплачена из средств заказчика.

Некоторые методики экспертного опроса предусматривают стандартизацию и в обработке, анализе получаемой информации (например, метод «Дельфи»). В частности, наиболее крайние значения, даваемые экспертами, не включаются в математическую обработку и т.д.

К специфической форме группового интервью с экспертами можно отнести метод «мозгового штурма» - весьма эффективный, хотя и сложный по процедуре проведения, способ нахождения новых альтернативных вариантов решения в проблемных ситуациях .

Социометрию - количественное измерение взаимоотношений одни авторы относят к числу самостоятельных методов, другие отождествляют с тестом.

Социометрический опрос проводится с помощью как анкетирования, так и интервьюирования. Наряду с приемами сбора информации он содержит и стандартизованную процедуру обработки информации (составление социоматрицы по каждому социометрическому критерию, социограммы, подсчет на основе данных социоматрицы всевозможных индексов, характеризующих личность, межличностные отношения в группе и группу в целом), а также интерпретацию полученной информации.

Одной из разновидностей опроса является методика голгрупповой оценки личности, с помощью которой определяется социально-психологическая позиция личности в группе.


Похожая информация.



© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник