05.08.2019

Экспорт нефти в латинской америке. Нефть латинской америки. NYT: Персонал PDVSA бросает работу из-за кризиса


В ноябре прошлого года, в связи с продолжающимся падением цен на нефть, Венесуэла, бюджет которой на 95% зависит от нефтяных доходов, попыталась уговорить членов ОПЕК, в первую очередь, Саудовскую Аравия, сократить добычу «черного золота», чтобы удержать цену за баррель нефти на уровне 100 долларов за баррель вместо 50 долларов.

Рафаэль Рамирес (Rafael Ramírez), который в то время занимал пост президента государственной нефтяной компании PDVSA и одновременно являлся официальным представителем Венесуэлы в ОПЕК, неоднократно пытался оказать давление на министра энергетики Саудовской Аравии Али аль-Наими (Ali al-Naimi), пытаясь убедить его в необходимости уменьшения квот на добычу нефти.

Но саудовцы не были готовы пойти на сокращение добычи «черного золота». Садовская Аравия аргументировала свой отказ тем, что Россия и Мексика не готовы поддержать страны ОПЕК и сократить свою добычи нефти. Добыча нефти ведущего мирового производителя, Саудовской Аравии, в настоящее время составляет около 10 миллионов баррелей нефти в день.

Венесуэльцы, 25 ноября прошлого года, провели встречу с официальными представителями из Саудовской Аравии, России и Мексики по координации совместных действий и выработке стратегии по поддержанию высоких цен на нефть.

Али аль-Наими потребовал от россиян пойти на справедливое сокращение добычи нефти. Россия категорически отклонила такую возможность.

«Если мы пойдем на уменьшение квот добычи нефти, то тогда наши главные конкуренты станут бенефициарами нашего решения. Такие времена остались в прошлом», — заявил Али аль-Наими, выступая на Ближневосточном экономическом форуме.

Президент Венесуэлы Николас Мадуро, разочарованный провалом переговоров, который вел Рамирес, отправил его послом в ООН. Такой поступок лидера Венесуэлы объясняется тем, что доходы от продажи нефти с 1999 года сократились на один миллиард долларов, а золотовалютные резервы достигли минимальной отметки в 21 миллиард долларов.

Поскольку ни Мексика, ни Россия не стремятся стать новыми членами ОПЕК, то большинство аналитиков считают, что если не произойдет какого-то геополитического катаклизма, который приведет к резкому падению добычи нефти, то цены на «черное золото» в краткосрочной и среднесрочной перспективе будут оставаться низкими.

Кто выиграет, и кто проиграет?

Низкие цены на энергоносители в среднесрочной перспективе могут выйти боком для стран Латинской Америки. Им придется пойти на диверсификацию своей экономики и увеличение налоговых поступлений, чтобы таким образом компенсировать потери от падения цен на сырье. По прогнозам МВФ, экономический рост в регионе в 2015 году составит 1,5%.

Латиноамериканские страны, ориентированные на продажу сырьевых ресурсов, окажутся в затруднительном положении из-за уменьшения поступления доходов в бюджет и невозможности сохранения на прежнем уровне социальных программ для малоимущих граждан. Такое развитие событий может привести к росту социальной напряженности. Боливия, Колумбия, Эквадор, Мексика, Тринидад и Тобаго, Венесуэла уже в полной мере ощущают на себе падение цен на сырье и энергоносители.

Мексика занимает третье место в регионе по добыче нефти. Доходы от нефтяной промышленности и экспорта нефти составляют 30% государственного бюджета. Президент Мексики Энрике Пенья Ньето (Enrique Peña Nieto) из-за падения цен на нефть вынужден был сократить бюджет страны на 8,4 миллиарда долларов, а также отказаться от строительства высокосортной железной дороги из Мехико в Керетаро, строительство которой обошлось бы государственной казне почти четыре миллиарда долларов.

Мексиканское правительство серьезно обеспокоено уменьшением частных инвестиций в освоение новых нефтяных месторождений из-за падения цен на нефть. По разным оценкам, стоимость баррели нефти должна быть не менее 77 долларов, чтобы энергетических проекты Мексики были рентабельными. Цены на нефть марки WTI, которую добывают в Мексике, упали, начиная с июня прошлого года на 42% (40 долларов за баррель), бюджет страны на 2015 год был сверстан исходя из цены на нефть в 79 долларов.

В прошлом году, когда Мексика, впервые, за последние 75 лет, разрешила частным и иностранным инвесторам участвовать в добыче нефти и газа, правительство рассчитывало в течение ближайших четырех лет привлечь иностранных инвестиций на сумму в 12 миллиардов долларов. Это позволило бы увеличить добычу нефти на 500 тысяч баррелей в день.

Центральный банк Мексики понизил экономический рост в стране на этот год с 4% до 2,5%. Мексиканское правительство повысило на 2% цены на бензин и объявило о предстоящем полном пересмотре бюджетных показателей на 2016 год из-за неблагоприятной ситуации с мировыми ценами на нефть. Несмотря на вносимые коррективы и смягчение требований к проведению аукционов по добыче энергоносителей, мексиканцы не питают особых иллюзий по поводу улучшения экономической ситуации в стране. Государственная нефтяная компания Pemex вынуждена тратить все больше денег, чтобы хоть как-то удержать добычу нефти на уровне 2,4 миллионов баррелей в сутки. Это показатель на один миллион баррелей меньше, чем 10 лет назад.

На этот год правительство Мексики сократило бюджет компании Pemex на 4 миллиарда долларов, что еще больше затруднит проведение работ по добыче нефти в глубоководной части Мексиканского залива. Президент Pemex Эмилио Лосойя (Emilio Lozoya) объявил о переносе сроков модернизации трех нефтеперерабатывающих заводов и сокращении штата сотрудников компании, который сейчас насчитывает 150 тысяч человек.

Ситуация в Бразилии

В 2007 году государственная нефтяная компания Petrobras объявила на весь мир об открытии огромной нефтеносной зоны в так называемом предсолевом слое, где может находиться от 50 до 70 миллиардов баррелей нефти. Глава государства Луис Игнасио Лула да Силва (Luiz Inácio Lula da Silva) заявил тогда, что Бразилии крупно повезло, и она «выиграла в лотерею».

Однако впоследствии из-за разразившегося крупнейшего коррупционного скандала вокруг государственной нефтяной компании Petrobras и падением цен на нефть многие контракты с такими компаниями как OAS и Sete Brasil пришлось расторгнуть. В сентябре этого года стоимость акций бразильской государственной нефтяной компании упала в два раза. Переоцененная стоимость активов Petrobras составила 30 миллиардов долларов.

Кроме того, себестоимость добычи нефти в так называемом предсолевом слое составляет 100 долларов за баррель, что делает ее добычу при нынешних ценах на «черное золото» нерентабельной.

Колумбия до недавнего времени считалась нетто-импортером нефти. За последние семь лет, страна почти в два раза увеличила добычу нефти и занимает четвертое место в регионе по ее производству, пятое место — по экспорту в США. Отчасти из-за нефтяного бума, экономика Колумбии в прошлом году выросла на 4,8%.

В настоящее время небольшой городок Пуэрто-Гайтан, в окрестностях которого добывается 25% нефти страны, число рабочих мест из-за отсутствия инвестиций сократилось на семь тысяч. По оценкам правительства, национальная промышленность Колумбии может лишиться 25 тысячи рабочих мест, что составляет 25 % от общего числа занятых на производстве Стоимость активов и добыча нефти государственной нефтяной компании Ecopetrol уменьшилось в три раза. На это год бюджет компании сокращен на 25%, чистая прибыль по сравнению с 2014 годом упала на 42,7%.

В настоящее время 15% государственных расходов финансируется за счет экспорта нефти.

Доходы от продажи нефти в 2013 году составили 24,5 миллиарда долларов, в этом году — 9,5 миллиарда долларов.

Финансовая ситуация в Венесуэле

Маловероятно, что накануне парламентских выборов президент Венесуэлы Николас Мадуро решится повысить цены на бензин, которые остаются самыми низкими в мире. В течение последних десяти лет цены на бензин в стране держатся на уровне трех-четырех центов за литр. Низкие цены на бензин стали возможны благодаря государственным субсидиям, которые составляют 19 миллиардов долларов в год. Кроме того Венесуэла в рамках программы Petrocaribe поставляет нефть в 16 стран Центральной Америки и Карибского бассейна по заниженным ценам. Так, доля венесуэльской нефти в кубинском бюджете составляет 10% ВВП.

В связи с падением цен на нефть, венесуэльское правительство постепенно уменьшает поставки нефти своим союзниками по региону, и в краткосрочной перспективе эта тенденция сохранится. Скорее всего, Венесуэла вынуждена будет пойти на отмену государственных субсидий, как это уже раньше сделали Индия, Египет, Ангола, Иран, Нигерия и Индонезия.

Владея валютными запасами в размере 700 млрд долларов, огромными месторождениями углеводородов, энергетической независимостью, богатейшими запасами полезных ископаемых и огромной разновидностью флоры и фауны, Южная Америка имеет все предпосылки для стремительного развития. В большинстве стран континента значительная роль в экономике принадлежит аграрно- сырьевому сектору. При этом 80-90% общей стоимости сырьевой базы составляет нефть. Первое месторождение чёрного золота впервые найдено в Перу в ещё в19 столетии. На сегодняшний день в Южной Америке известен 51 нефтегазоносный бассейн, но из них активно действующих всего 25.

Уникальной зоной нефтегазонакопления считается шельф Боливар в Венесуэле. Это крупнейшее месторождение в Южной Америке. В основном, благодаря этой группе нефтяных месторождений, Венесуэла обладает 15,3% мировых запасов нефти и производит почти 4% мирового объёма нефти. Такие показатели ставят её на второе место после Саудовской Аравии среди 75-ти стран, в которых добывается нефть. В то же время Венесуэла находится на первом месте в мире по резервам сверхтяжелой нефти. Вопрос переработки тяжелой нефти касается всех стран Южной Америки и заключается в более трудоёмком процессе, в необходимости огромных инвестиций, занимает гораздо больше времени, что делает его почти невыгодным. А на рынке более востребованными являются лёгкие сорта нефти. Поэтому, говоря о запасах и добыче нефти в странах Южной Америки, речь идёт как раз о лёгких сортах нефти.

Возвращаясь к Венесуэле, стоит упомянуть, что нефтяная промышленность этого региона ежегодно требует огромных инвестиций хотя бы для сохранения существующего уровня запасов неизменным. Имеются также большие запасы нефти (3400 млрд баррелей) в нефтяных песках Канады и Венесуэлы. При нынешних темпах потребления этой нефти должно хватить ещё на 110 лет.

Мексика – второй после Венесуэлы крупнейший производитель нефти среди стран Южной Америки. Здесь осуществляется 5% мировых поставок нефти, обладая при этом 1,6% мировых запасов.
В Эквадоре находится 0,4% мировых запасов нефти. В этом регионе она составляет около 30% экспорта страны, что ставит Эквадор на второе место после Венесуэлы по объёмам экспорта нефти.
На сегодняшний день повышенный интерес у иностранных компаний вызывает Колумбия. Только за счёт освоения новых богатых нефтью (предположительно 275 млн тонн) восточных районов её добыча может увеличиться почти в 2 раза. Крупнейшими инвесторами выступают англичане – в 1991 году с их помощью было открыто крупнейшее месторождение Кусиана, названное «нефтяным морем».

Аргентина, Боливия и Бразилия являются самодостаточными в вопросе производства нефти. По состоянию на 1 января 2011 года, в Аргентине есть 2,5 млрд баррелей запасов нефти, но в последние годы её добыча в данном регионе не удовлетворяет внутренний спрос. В Бразилии осенью 2006 года было открыто новое гигантское нефтегазовое месторождение с предположительными запасами 2,1 млрд тонн. Кроме этого, за счёт значительного увеличения инвестиций в разведку и добычу нефти, осуществляемых компанией Petrobras, Бразилия добилась увеличения производства данного природного ископаемого. Это гарантирует рост имеющегося в этой стране мирового запаса в размере 0,9%. Боливия в последние годы характеризуется эквивалентностью добычи и потребления нефти внутри страны. Одновременно она стала ключевым участником регионального рынка газа.

Чили страдает нехваткой энергии для покрытия собственных нужд. В стране добывают всего 4% нефти от внутреннего потребления, а в 2008 году импорт нефти в этот регион составил 25% импорта всей Южной Америки. Соответственно о мировых резервах данного сырья речь не идёт. Уместно сказать, что в большинстве стран Южной Америки просто не хватает достаточного объёма инвестиций в развитие уже существующих, а также в поиски и открытие новых зон нефтегазонакоплений.
В Перу производится около 80% потребляемого объёма нефти. Однако стоит сказать, что запасы природного газа в данном регионе почти в 5 раз превышают запасы сырой нефти. То есть мировые запасы нефти отсутствуют.
Урагвай, Парагвай и Эквадор наименьшие по площади государства Южной Америки. Экспорт необработанной нефти Эквадора государственной нефтяной компанией EP Petroecuador в марте 2011 года достиг 9,6 млн. баррелей, по информации предприятия. Это означает увеличение на 18,5 % по сравнению с предыдущим годом. 2 мая начались переговоры между правительством и компаниями, желающими принять участие в аукционе по обслуживанию и восстановлению старых месторождений нефти в Эквадоре. Минимальная общая сумма инвестиций составит 1 млрд 614 млн долларов на четыре нефтяных проекта. А вот в Уругвае не открыто ни одного месторождения нефти. Но в г.Ла-Теха работает единственный в стране нефтеперерабатывающий завод, на котором перерабатывается импортируемая из Венесуэлы тяжёлая нефть. Парагвай - одна из самых бедных стран Южной Америки. Добычи и производства нефти здесь нет.
Подводя итог, следует обозначить, что в 12 странах Южной Америки сосредоточено около 18,5% мировых запасов нефти и в большинстве стран экономическая ситуация довольно не стабильная. Как утверждают эксперты, добыча нефти на сегодняшний день фактически достигла своего пика. С учётом этого, представители стран Южной Америки всё больше склоняются к принятию мер по заключению взаимовыгодных соглашений. На сегодняшний же день существует мнение, что в 2012 году мировой спрос на нефть увеличится за счёт развивающихся экономик Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. А в странах Западной Европы наоборот уменьшится на 0,3% в виду нестабильности финансовой ситуации экономики этих стран.

Это же значится и в докладе Пентагона 2010 года. Там речь идёт о том, что в мире возникла угроза мирового энергетического кризиса. Сокращение запасов не возобновляемого ресурса нефти неизбежно приведёт к росту цен на неё. А это большой удар для многих стран-производителей и по мировой экономике в целом.

Возможности использовать нефть как инструмент в отношениях с другими странами в регионе постоянно возрастают. За исключением Центральной Америки и Карибского бассейна Латинская Америка является регионом, богатым энергией. Она располагает 10% мировых запасов нефти, по сравнению с 2,5% в Северной Америке (без Мексики), 9,3% в Африке, 8% в странах Восточной Европы, 4% в Азии и 1,6% в Западной Европе. С газом ситуация не так хороша, так как регион имеет лишь 4% мировых доказанных запасов, однако его доля в потреблении находится ниже этого уровня.


Спрос и предложение нефти и газа в регионе существенно различаются от страны к стране. Хотя Венесуэла обладает наиболее богатыми ресурсами среди стран Латинской Америки, Мексика, Колумбия, Эквадор и Тринидад и Тобаго также являются экспортерами нефти, в то время как Аргентина, Боливия и Бразилия производят в объемах, достаточных для удовлетворения по¬требностей своего внутреннего рынка. Перу находится на пути к самообеспеченности. В список чистых импортеров нефти входят Парагвай и Уругвай в Южной Америке, а также все страны Центральной Америки и Карибского бассейна, за исключением Тринидада и Тобаго и Белиза. Куба, Гватемала и Барбадос также добывают нефть, но в количествах, которые не покрывают их внутренние потребности.


Эквадор обладает 0,4% мировых запасов сырой нефти. Нефть имеет огромное значение для его экономики, обеспечивая свыше 30% экспорта. За исключением Венесуэлы нет другой экономики в регионе, где нефть составляла бы такую значительную часть экспортной базы. Правда, государственная корпорация Petroecuador (крупнейшая нефтяная компания в стране) постоянно подвергается критике за низкую эффективность работы, поскольку объемы ее производства в течение последних десяти лет сокращаются.


Колумбия
является нетто-экспортером энергетических ресурсов, и на экспорт идут значительные объемы нефти. Ее обильные запасы газа достаточны для снабжения западных частей Венесуэлы в течение семи лет. Колумбия обладает огромными запасами высококачественного угля и богата гидроэнергетическими ресурсами, которые вместе с газом позволят ей быть важным игроком в энергетическом секторе, особенно в Центральной Америке и Мексике.
Вместе с тем, колумбийская нефтяная промышленность демонстрирует тревожные признаки упадка. Добыча, которая в 2000 г. составляла 820 тыс. баррелей в день, резко сократилась до уровня порядка 520 тыс. баррелей в день в период с 2004 по 2008 год. Возникают опасения, что страна не сможет быть чистым экспортером нефти примерно с 2010 года. Этот вопрос имеет большое значение, поскольку в период между 1996 и 2007 годами на сырую нефть приходилось 25,6% от общего объема колумбийского экспорта.


Мексика , наряду с Венесуэлой, обладает наибольшими резервами среди стран Латинской Америки. На ее долю приходится 1,4% мировых запасов, и она использует ресурс интенсивнее, осуществляя 5% мировых по¬ставок, т.е., ее доля в экспорте выше, чем в резервах.
На Венесуэлу, напротив, приходится только 3,9% от мирового производства, при том, что она обладает 6,8% резервов. Поскольку уровень внутреннего потребления в Мексике весьма высокий, доля экспорта сырой нефти в его суммарном объеме невысока: лишь 9,5% в период с 1996 по 2008 год.
Аргентина и, с некоторыми ограничениями, Боливия являются самодостаточными в производстве нефти. Начиная с 2006 г. Бразилия также входит в этот список.


Аргентина обладает 0,3% мировых запасов сырой нефти. Строго говоря, страна была нетто-экспортером нефти. С 1995 по 2008 г. аргентинский экспорт сырой нефти составил 11,5% в его общем объеме. Тем не менее, добыча нефти в Аргентине не удовлетворяет растущий внутренний спрос, а это означает, что вклад нефти в торговый баланс и далее будет сокращаться.
В середине 1990-х годов Аргентина была признана страной с большими возможностями для экспорта газа. Десять лет спустя она может оказаться в положении нетто-импортера этого сырья. Тем не менее, это произойдет только в случае, если инвестиции в разведку останутся замороженными, поскольку страна, как считается, обладает значительными запасами газа, которые в данный момент находятся в состоянии доразведки.


Боливия. Добыча нефти в 2008 г. была эквивалентна ее потреблению. Существующий объем добычи не позволяет полностью покрывать потребности, заставляя импортировать нефть в незначительных объемах. В период между 1996 и 2008 г. боливийский экспорт нефти составил 3,9% от его общего объема, а ее закупки - 4,8% всего импорта.
Одновременно, начиная с 1998 г., увеличение добычи газа в несколько раз сделало Боливию ключевым участником регионального рынка газа, которому суждено стать основным поставщиком в Аргентину, на юг Бразилии и в Чили на долгие годы, если в процесс не вмешаются политические факторы.
Импортерами нефти в Латинской Америке являются Перу, Бразилия, Чили, Парагвай и Уругвай, все страны Центральной Америки и Карибского бассейна за исключением Тринидада и Тобаго и Белиза.


Бразилия обладает 0,9% мировых запасов сырой нефти. Она удовлетворяет на две трети потребности в природном газе за счет собственного производства, остальное импортируется из Боливии. Кроме того, Бразилия обладает крупнейшими в регионе доказанными запасами угля, почти вдвое опережая Колумбию. Бразилия также - мировой лидер в области производства этанола. На нее вместе с Соединенными Штатами приходится 70% мировых поставок названного топлива. Правительство страны значительно увеличило инвестиции в разведку и добычу, осуществляемые компанией Petrobras. Это позволило увеличить производство не только нефти и газа, но также и этилового спирта и угля, что является отражением национальной политики в области энергообеспечения.


Чили , несомненно, страдает от дефицита энергии, поскольку производит не более 5% от общего потребления нефти и покрывает не более 20% своих потребностей в природном газе. В период между 1996 и 2008 г. экспорт чилийских сырой нефти и газа составлял 0,7% в общем объеме экспорта, а импорт сырой нефти и производных топлива равнялся 10,3% от импорта за тот же период. Кроме того, в период между 1997 и 2008 г. на Чили приходилось 25% всего импорта нефти в Южной Америке, что является огромным показателем, учитывая размер экономики страны.


Перу . В 2008 г. в стране произведено 78% от потребляемой нефти, а импорт составил 22%. В период между 1997 и 2008 г. на долю сырой нефти приходилось 5,8% общего объема перуанского экспорта и 10% от совокупной стоимости импорта. Однако энергетическая ситуация в Перу значительно улучшилось с момента открытия в 1984 г. месторождения природного газа Camisea, производство которого началось в 2005 г. Перуанские запасы природного газа в 4,7 раза больше, чем сырой нефти.


СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ВЕНЕСУЭЛЬСКОЙ «НЕФТЯНКИ»
«Нефтяная дипломатия» была характерной особенностью венесуэльской политики после вступления страны в ОПЕК в начале 1960-х годов. Поэтому активная нефтяная политика этой страны в последние годы не вызывает удивления. Однако правительство Чавеса пользовалось данным инструментом в беспрецедентных даже для венесуэльской истории масштабах. В Латинской Америке трудно найти другой пример такого открытого использования нефтяной темы на международной политической арене. В 2008 г. государственная нефтяная компании Венесуэлы PDVSA объявила, что она больше не будет представлять ежегодные доклады в комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) США. В свою очередь, рейтинговое агентство Moody"s отозвало свой рейтинг PDVSA, сославшись на непрозрачность финансовых показателей компании.


Если считать стандартную по своим характеристикам нефть, Венесуэла обладает 6,8% от мировых доказанных запасов, т.е. 80 млрд баррелей, что ставит ее на шестое место в мире после Саудовской Аравии, России, Ирана, Ирака и Кувейта. Если добавить запасы сверхтяжелой нефти, показатель возрастает до 270 млрд баррелей, что сразу выдвигает Венесуэлу на первое место в мире по нефтяным резервам. Однако здесь все не так просто. Извлечение тяжелых сортов нефти трудоемко, требует крупных инвестиций в течение более длительных периодов времени, является менее выгодным, кроме того, необходимы специальные НПЗ, поскольку супертяжелую венесуэльскую нефть нельзя перерабатывать на НПЗ, предназначенных для переработки более легких сортов.


Хотя Венесуэла и обладает огромными запасами, она не в состоянии увеличить поставки сырой нефти. Согласно экспертным оценкам ЭКЛАК, ВВП Венесуэлы вырос на 17,9% в 2007 г. Этот прирост фактически означает восстановление после резкого падения в 2004-2006 гг. Данные за 2008 г. свидетельствуют о росте на 9,3%. Однако, как показывают исследования, увеличение ВВП происходит не за счет роста добчи нефти, который, по данным ОПЕК, не достиг его прежнего уровня из-за низкого объема государственных инвестиций в нефтяной сектор. Динамизм данного сектора будет зависеть исключительно от колебаний мировых цен, так как существуют ограничения повышения уровня производства.


Истинные масштабы добычи определить трудно, учитывая отсутствие достоверных данных из PDVSA. Несмотря на то, что государственная компания утверждает, что восстановила уровень добычи примерно до 3,1 млн баррелей в день, независимые исследования показывают, что реальный показатель составляет 2,7 млн баррелей в день.


Венесуэльская нефтяная промышленность требует значительных ежегодных инвестиций, особенно в разработку новых месторождений, с тем чтобы, по крайней мере, сохранить свой нынешний уровень производства. Все указывает на то, что PDVSA еще далека от достижения минимального уровня инвестиций. В период 2009-2012 гг. она планирует инвестировать 6,3 млрд долл. за счет государства и еще 2,5 млрд долл. - частных капиталовложений. Несмотря на официальные данные, оценки инвестиционной деятельности за 2008 г. свидетельствуют, что реально было вложено только около половины от заявленной цифры, т.е. не более чем 3,5 млрд долл. Возможность роста частных инвестиций также под вопросом ввиду неопределенности правительственной политики по отношению к иностранным инвестициям. Учитывая данную тенденцию, можно предположить, что добыча нефти в Венесуэле будет продолжать падать, или, в лучшем случае, не будет увеличиваться.


Уровень инвестиций PDVSA, однако, нельзя сравнивать с государст¬венными нефтяными компаниями в других странах региона. Например, в 2007 г. Pemex (Мексика) инвестировала в два раза больше, чем ее венесуэльская коллега, а Petrobras (Бразилия) вложил на 150% больше. Кроме того, в последних заявлениях представителей бразильской государственной нефтяной компании говорится о планах инвестировать дополнительно 12 млрд долл. в период 2009-2012 гг., что в три раза превышает настоящий уровень инвестиций PDVSA.


Венесуэла обладает крупнейшими запасами природного газа в Латинской Америке. Однако до самого последнего времени она была не заинтересована в их разработке. Несмотря на то, что запасы оцениваются в 4,2 трлн м3, было добыто не более чем 40 млрд м3 газа. Кроме того, значительная часть газа, который считается техническим, добывается вместе с нефтью. Вполне вероятно, что в конечном итоге Венесуэла станет ключевым экспортером газа в Латинской Америке, однако на данный момент ее экспортные объемы достаточно малы. Об этом свидетельствует ее соглашение с Колумбией по строительству газопровода Transguajiro, который в первые семь лет эксплуатации будет обеспечивать приграничные территории страны. Венесуэла только начинает по-настоящему развивать газопроводную систему, которая позволит ей максимально упрочить баланс всей своей энергосистемы. Стоит отметить, что только в конце 90-х годов Венесуэла создала правовую основу для добычи газообразных углеводородов (закон Ley de Hidrocarburos Gaseosos), и только в 2000 г. была создана ENAGAS - национальная газовая корпорация.


Венесуэла производит легкую, тяжелую и сверхтяжелую нефть. На рынке наиболее востребованы легкие сорта нефти, в то время как использование тяжелых сортов ограничено. Кроме того, транспортные расходы по перекачке тяжелых сортов нефти весьма высоки, что делает ее порой нерентабельной. Поэтому позиции Венесуэлы по данному вопросу крайне уязвимы, так как ограниченность рынков сбыта вынуждает ее быть более покладистой в переговорах с США, особенно имея в виду конечную рентабельность продаж. Тем самым нефтяная политика Венесуэлы в данный момент корректируется в сторону инвестиций в добычу более легких сортов нефти, что сделает ее позиции на рынке более стабильными. Актуальным становится и создание совместных предприятий по добыче и переработке тяжелых сортов нефти. В связи с этим остро стоит вопрос об изменении законодательной базы, в частности по добыче национальных ресурсов нефтяными компаниями. Не секрет, что в этой области существовали проблемы юридического характера, которые не раз подвергались критике со стороны компаний, работающих в данном регионе. Очевидно, что «нефтяная дипломатия» Чавеса переживает сейчас не лучшие времена, и от решения вышеупомянутых проблем будет зависеть реализация энергетического потенциала всей страны.


НЕФТЯНАЯ ПОЛИТИКА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКЕ И КАРИБСКОМ БАССЕЙНЕ

Наличие нефти и газа в данном регионе всегда использовалось как политический инструмент. Причина этого очевидна: здесь находится всего несколько крупных производителей нефти, в то время как более чем 20 стран являются нетто-импортерами нефти и газа.


В Центральной Америке и Карибском бассейне зависимость от нефти и газа больше, чем в любой другой части Западного полушария и, как следствие, существуют наибольшие возможности для «нефтяной дипломатии». На страны Центральной Америки и Карибского бассейна пытались влиять многие государства, о чем свидетельствует история отношений Соединенных Штатов с Мексикой, Венесуэлой и Кубой. Регион имеет большое значение по многим причинам: население, рынок, территориальная близость к США, право голоса в межамериканской системе (члены КАРИКОМ имеют 14 голосов в Генеральной Ассамблее Организации американских государств, в то время как страны Южной Америки - лишь 10). При оценке политической активности отдельных стран в регионе необходимо принимать во внимание совокупность действий и ответных реакций, которые они вызывают со стороны других крупных и небольших региональных государств.


Нефтегазовая политика в регионе базируется на следующих соглашениях:
Соглашение Сан-Хосе . По крайней мере четверть века страны Центральной Америки и Карибского бассейна в реализации международного сотрудничества сталкиваются с трудностями, вызванными отсутствием у них нефти, и, когда цены на углеводородное сырье растут, ситуация только ухудшается. В августе 1980 г. в Сан-Хосе (Коста-Рика) между правительствами Венесуэлы и Мексики было подписано соглашение, в соответствии с которым каждая страна обязалась поставлять 80 тыс. баррелей сырой нефти и нефтепродуктов в день в 11 государств этого региона (Белиз, Коста-Рику, Сальвадор, Гватемалу, Гондурас, Никарагуа, Панаму, Гаити, Доминиканскую Республику, Барбадос и Ямайку) по мировым ценам, но с предоставлением кредитных линий, покрывающих от 20 до 25% от общей стоимости топлива. Это соглашение ежегодно пролонгируется, хотя у Чавеса есть по нему вопросы.


Каракасское соглашение . Критика Венесуэлой Соглашения Сан-Хосе привела к созданию дополнительного, Каракасского, соглашения в октябре 2000 г. Оно было подписано между Венесуэлой и десятью странами региона (за исключением Ямайки) и гарантирует ежедневные поставки 80 тыс. баррелей нефти по мировым ценам, но за счет кредитования под 2% годовых сроком до 17 лет. Самая большая часть достается Доминиканской Республике (20 000 баррелей в сутки), а самая маленькая квота Барбадосу и Белизу (1600 и 600 баррелей соответственно).


Соглашение по Petrocaribe
. Пять лет спустя, в июне 2005 г., Венесуэла предприняла еще один шаг к созданию организации Petrocaribe, в которую вошли страны Карибского бассейна, не участвующие в соглашениях, упомянутых выше: Антигуа и Барбуда, Багамы, Гондурас, Гренада, Гайана, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам, а также Белиз, Ямайка и Доминиканская Республика, которые уже были охвачены названными выше соглашениями.


Топливо продается в этих странах по субсидированным рыночным ценам. Интересно, что участники Petrocaribe получают долгосрочное финансирование, привязанное к уровню мировых цен, а именно: до 30% при цене свыше 40 долл./баррель; до 40%, если расходы за баррель более 50 долл., и до 50%, если цена превышает 100 долл. Если цены на сырую нефть остаются ниже 40 долл., срок оплаты и проценты такие же, как и в Каракасском соглашении. Полученная по данной схеме нефть должна быть использована только на внутреннем рынке и не может быть реэкспортирована.


Это соглашение имеет, как минимум, две отличительные особенности: во-первых, создаются постоянная организация со штаб-квартирой в Каракасе, Совет министров и Исполнительный секретариат. Во-вторых, учреждается ALBA-карибский фонд для финансирования программ экономического и социального развития с первоначальным взносом в размере 50 млн долл.


Венесуэльско-кубинское соглашение
. Венесуэльско-кубинское соглашение является одним из самых секретных в международной практике. Политически оно основывается на противодействии политике США и «антиимпериалистической», «антиглобализационной» и «антинеолиберальной» риторике. Материальной основой этого соглашения является торговля нефтью .

Отсутствие транспарентности, которое характеризует режимы Кастро и Чавеса, затрудняет точное определение условий соглашения, однако в различных публикациях авторы (среди прочих - Эриксон, Корралес, Фалькофф и Шифтер) указывают на следующие особенности:
Венесуэла поставляет Кубе 90 тыс. баррелей в день по цене в две трети от рыночной стоимости. Куба потребляет 120 тыс. баррелей в сутки, две трети из которых она производит внутри страны. Таким образом, из 90 тыс. баррелей, поставляемых Венесуэлой, 40 тыс. используются для внутреннего потребления, а 50 тыс. реэкспортируется на мировые рынки. В результате Куба не только получает выгоду от использования субсидированного сырья для внутреннего потребления, но также имеет возможность реэкспорта. Такая форма напоминает помощь, предоставленную СССР в 70-80-е годы, когда Советский Союз субсидировал поставки нефти на Кубу, что позволяло Кастро продавать до 60 тыс. баррелей в сутки на оптовом рынке.
В обмен на «нефтяную помощь» Венесуэла получает от 30 до 50 тыс. кубинских специалистов, особенно в области медицины, образования и спорта, которые помогают правительству Венесуэлы выполнить социальные программы внутри страны. Весьма вероятно, но официально не подтверждено, что кубинцы также оказывали консультационные услуги в целях усиления военного потенциала Венесуэлы. Масштабы этого обмена отражаются в докладах, предоставленных кубинским правительством, в которых отмечается, напроимер, рост ВВП на 11,8% в 2007 г., что связано в первую очередь с «продажей профессиональных услуг для Боливарийской Республики Венесуэлы».


НЕФТЯНАЯ ПОЛИТИКА В АНДСКОМ РЕГИОНЕ
Андский регион имеет две особенности, которые целесообразно рассмотреть в данной статье, а именно - сырьевое богатство и высокий уровень социально-политической нестабильности. С учетом обеспеченности сырьем «нефтяная политика» здесь не столь эффективна. Страны данного региона по сравнению с Центральной Америкой и Карибским бассейном обладают развитой энергосистемой, солидными запасами нефти, газа и угля, что делает большинство из них нетто-экспортерами. Энергетическая самодостаточность этих государств традиционно ограничивала интеграцию в энергетической сфере, сводя ее до недавнего времени к соединению между отдельными участками национальных электрических систем, поскольку каждая страна имела традиционные рынки сбыта своих энергоносителей. Однако со временем ситуация изменилась. Только в 2008 г. было подписано несколько важных двусторонних соглашений между Колумбией и Венесуэлой, а также проведены первые переговоры в этом направлении между Венесуэлой и Эквадором, хотя практических результатов они пока не принесли.


Вторая особенность состоит в прямом или косвенном финансировании определенным кругом лиц политических партий в ходе избирательных кампаний, что частично объясняется несовершенством политических систем. Андские страны уязвимы перед лицом политического вмешательства, поскольку они сталкиваются с проблемами неэффективности государственного управления и нерешенностью социальных проблем. Этот регион стал свидетелем нескольких попыток государственных реформ, институциональных кризисов, угрозы возрождения политического диктата военных, партизанских войн, незаконного оборота наркотиков, экономических кризисов, в результате чего на данный момент граждане отдельных стран имеют доходы на душу населения ниже, чем в 1990 г. Основная причина нынешней ситуации лежит в социально-экономической области, но немалое воздействие на нее оказывают и политические факторы: несовершенство конституций, партийных систем и избирательного законодательства, характер отношений между гражданским обществом и властными системами, стандарты поведения лидеров, высокой уровень коррупции.


Колумбия.
В области обеспечения энергоресурсами Колумбия - независимая страна. Она является нетто-экспортером нефти, газа, высококачественного угля и гидроэнергетических ресурсов.


Учитывая резкое падение добычи нефти и газа в последние годы, Колумбия предприняла усилия, направленные на стимулирование своего энергетического сектора путем сокращения налогов и отчислений до 50% и реформы государственной нефтегазовой компании Ecopetrol. Реформирование Ecopetrol шло в направлении, схожем с преобразованиями Petrobras в Бразилии в 90-х годах. Колумбийское правительство передало функции регулирования отрасли Национальному агентству по углеводородам и объявило о приватизации 20% активов Ecopetrol. Цель трансформации состоит в стимулировании инвестиций в разработку новых месторождений, многие из которых еще не изучены. Основными партнерами государственной компании в разведке и освоении месторождений являются Petrobras, British Gas и Occidental.


С учетом нынешней ситуации с газом в регионе правительство Венесуэлы заинтересовано в тесном сотрудничестве с Колумбией. Так, упомянутый газопровод Transguajiro протяженностью 330 км призван обеспчить Венесуэлу бесперебойными поставками газа до 2014 г. При этом пра¬вительство Чавеса взяло на себя все расходы по данному проекту. Разработан еще один проект, согласно которому Венесуэла сможет транспортировать углеводородное сырье в порт Тихого океана для дальнейшего экспорта в страны Юго-Восточной Азии.


Эквадор. Подобно Венесуэле, страна проводит достаточно агрессивную политику по отношению к иностранным инвестициям. Следствием такой политики стали постоянные судебные разбирательства с иностранными компаниями, работающими в этой стране. Пожалуй, самый громкий скандал был связан с решением правительства расторгнуть контракты с Occidental Petroleum, которая добывала около одной пятой эквадорской нефти и которая была обвинена в незаконной продаже 40% своих акций компа¬нии Repsol-YPF. В то же время весьма противоречивые предложения о реформах отрасли содержат, в частности, пункт о том, чтобы разрешить иностранным компаниям доступ к тендерным торгам для разработки месторождений с запасами свыше 1 млрд баррелей нефтяного эквивалента.


Перу. Несмотря на то, что Перу импортирует нефть, страна имеет достаточно крепкие позиции в энергетическом секторе. Это объясняется небольшим потреблением нефти внутри страны и богатыми запасами газового месторождения Camisea, часть поставок с которого происходит по взаимозачетной схеме. Перу приняло решение экспортировать газ с месторождения Camisea в виде СПГ и планирует совместно с Hunt Oil и Repsol-YPF построить завод по переработке СПГ. Объем инвестиций в данный проект оценивается в 3,2 млрд долл.


Стоит отметить, что остается не до конца реализованной инициатива по созданию «энергетического кольца» - строительство газопровода, ключевую роль в котором должна играть Перу. Предполагается, что газопровод обеспечит северные районы Чили, Аргентину, Парагвай и Уругвай газом с месторождения Camisea. Однако существует опасность: бытует мнение, что запасов месторождения Camiesa хватит только для покрытия внутреннего потребления, а для более детальной оценки необходимо проводить дополнительные разведочные исследования.


Боливия . С приходом Эво Моралеса на пост главы республики в поли¬тике Боливии обозначилось два четких вектора: национализация нефтегазовой отрасли и пересмотр экспортных цен на газ. Стремление к национализации нефти неудивительно, так как это было главным козырем Моралеса в предвыборной борьбе. Отражением данной политики стали указы президента: о национализации нефтяных компаний в 180-дневный период, о перезаключении контрактов частных компаний с государством, об обеспечении государственного контроля и управления их операционной деятельностью. Эти меры сопровождались изменением долей в прибылях компаний, работающих как совместные предприятия (82% прибыли отходит государству, 18% - частным компаниям). Для компаний, разрабатывающих небольшие месторождения, данное соотношение определено как 60% на 40%. Наиболее сильно пострадали от этих действий испанская Repsol-YPF и бразильская Petrobras.


Реакция на международном уровне не заставила себя ждать. Президент Бразилии Лула да Силва резко раскритиковал своего боливийского колле¬гу. И его позиция вполне понятна, поскольку Бразилия - наиболее важный экономическим партнер Боливии: она покупает 70% боливийского газа и служит основным источником инвестиций в нефтяной и газовый сектор. Позиция Бразилии была очень жесткой. На саммите Меркосур в Кара¬касе Лула отказался встретиться с Моралесам для обсуждения цен на газ и заявил, что Бразилия намерена покончить с газовой зависимостью от Боливии, установив тесные деловые отношения с Тринидадом и Тобаго, Нигерией, Анголой и Индонезией, отметив намерение инвестировать в газовый сектор вышеперечисленных стран до 5 млрд долл.


Этот конфликт привел к укреплению отношений между Ла-Пасом и Каракасом, что нашло отражение в совпадении позиций по вопросу национализации нефтегазового сектора обеих стран. В результате между Чавесом и Моралесом были подписаны Энергетическое соглашение о сотрудничестве (ACSE) и Каракасское соглашение о сотрудничестве в энергетике (ACEC), в рамках которых Венесуэла будет поставлять до 200 тыс. баррелей нефти в месяц. Поставки могут быть увеличены до объемов, необходимых для удовлетворения внутреннего спроса. В счет оплаты контрактов могут быть приняты боливийские товары. В случае резкого увеличения мировых цен на нефть Венесуэла готова субсидировать нефтяные контракты, а нацио¬нальная венесуэльская нефтяная компания PDVSA - оказать техническую и технологическую помощь своей боливийской коллеге YPFB в разработке проектов по разведке, добыче, переработке и транспортировке углеводо¬родного сырья.


Соглашения охватывают небольшие объемы нефти: по оценкам, - 6 тыс. баррелей в сутки. Для сравнения: Кубе - 90 тыс. баррелей в сутки. Кроме того, у Боливии существует не так много возможностей оплачивать нефтяные контракты своей продукцией. Да и Венесуэла в 2008 г. приобрела у Боливии товаров лишь на 180 млн долл., не намного превысив уровень 2005 г., когда венесуэльский импорт из Боливии составлял 160 млн долл.


Национализация нефтегазового сектора Боливии неизбежно приведет к снижению иностранных инвестиций в геологоразведку и добычу, что в конечном итоге грозит нестабильностью поставок углеводородного сырья на экспорт и переключением интересов иностранных нефтяных компаний на другие страны региона.


ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СТРАНАХ ЮЖНОГО КОНУСА
В странах Южного конуса в нефтегазовой сфере наиболее значимые проблемы связаны с политикой Бразилии, направленной на увеличение добычи нефти и газа; попытками Чили диверсифицировать свои энергетические активы для достижения независимости от Аргентины и боливийского газа; напряженностью в отношениях между Боливией, Аргентиной, Бразилией и Чили по вопросу цен на газ; политикой Венесуэлы в отношении стран Южного конуса, касающейся добычи тяжелой нефти в поясе Ориноко, а также строительством «Южного газопровода».


Бразилия. Стоит отметить, что в последние десятилетия Бразилия очень активно наращивает добычу нефти и газа, однако, в отличие от Венесуэлы и Мексики, пока не стала крупным экспортером. В 90-е годы произошла реорганизация государственной нефтяной компании Petrobras, которая открыла возможности достаточно независимого управления. На данный момент государство владеет 32,2% голосующих акций компании. В результате преобразований компания стала одним из лидеров в области глубоководной добычи. В 2007 г. она купила акции добывающих компаний в Экваториальной Гвинее, Нигерии и Ливии, а также приобрела долю Shell в активах в Колумбии, Парагвае и Уругвае, подписала предварительное соглашение о покупке в США нефтеперерабатывающего завода, приобрела 53 лицензии на разработку газовых месторождений в Мексиканском заливе. Стоит отметить, что Petrobras готова инвестировать в течение пяти лет 11 млрд долл.


В конце 2008 г. Бразилия сделала два важных заявления, которые повышают ее значимость в энергетической политике региона. Во-первых, в 2009 г. Бразилия планирует покрыть свое внутреннее потребление за счет собственной добычи. Потребность Бразилии оценивается в 1,95 млн бар¬релей в сутки. В 2008 г. в стране суточный объем производства достиг 1,8 млн баррелей, но предполагается, что к концу 2009 г. этот показатель вырастет до 2,0 млн баррелей в сутки. Бразилия вынашивает амбициозные планы: добывать к 2011 г. 3,4 млн баррелей в день. Во-вторых, в стране наблюдается впечатляющий рост добычи природного газа в связи с открытием крупнейшего в стране месторождения в бассейне Сантос, запасы которого оцениваются в 400 млрд м3.
Основными поставщиками сырой нефти в Бразилию являются Нигерия и Алжир. Бразилия пытается достичь торгового баланса с этими странами за счет подписания выгодных контрактов на поставку углеводородного сырья с тем, чтобы перенаправить растущие объемы нефти на экспорт и зафиксировать маржинальный доход.


Кроме давних деловых отношений с африканскими странами Бразилию связывает очень тесное сотрудничество с Боливией. В этой стране Petrobras является крупнейшей иностранной компанией, добывающей 43% всего боливийского газа, и планирует инвестировать до 2011 г. 1,5 млрд долл. Бразилия также - крупнейший импортер боливийского газа с наиболее развитой системой газопроводов, соединяющих эти страны.


От президента Моралеса ожидали рационального политического решения об укреплении сотрудничества со своим бразильским коллегой, принимая во внимание политическую близость двух лидеров. Тем не менее, Моралес решил национализировать газовые месторождения Petrobras и пересмотреть все контракты. Национализация была проведена без предварительного уведомления, с применением вооруженных сил.


В политике Боливии по национализации нефтегазового сектора четко прослеживается влияние президента Венесуэлы Чавеса. Венесуэльская национальная нефтяная компания PDVSA сразу же предложила свои консультационные услуги YPFB, которая в свою очередь потребовала от иностранных компаний пересмотра нефтяных контрактов по той же схеме, что и ее венесуэльская коллега. Чавес во время своего очередного визита в Боливию заявил о намерении инвестировать 1,5 млрд долл. в боливийский энергетический сектор, хотя не уточнил ни сроков, ни конкретных проектов. Даже если эта сумма будет материализована и Боливия сможет укрепить свой энергетический баланс, это все равно не станет компенсацией тех 5 млрд долл. инвестиций, которые Petrobras, согласно бизнес-плану, намечала вложить в республику.


Несмотря на все противоречия, актуальным остается реализация двух совместных бразильско-венесуэльских проектов: разработка новых месторождений в Ориноко и строительство НПЗ в Пернамбуко (Бразилия) стоимостью 2,5 млрд долл.


Чили. Энергетический баланс Чили очень чувствителен к политическим изменениям в регионе. Начнем с того, что Чили добывает менее 4% нефти и 20% газа от внутреннего потребления. Энергетические отношения Чили с соседними странами характеризуются наличием спорных ситуаций и даже прямых конфликтов.


В 1997 г. Аргентина стала единственным поставщиком природного газа в Чили, 77% ее экспорта направляется на этот рынок. С течением времени фиксированные низкие цены на газ в Аргентине привели к противоречивым последствиям: с одной стороны, стимулировали потребление, а с другой - снижали интерес инвестировать в разведку, добычу и транспортировку. В этих условиях правительству Аргентины пришлось столкнуться с дилеммой: ограничение внутреннего потребления или снижение объемов экспорта в Чили. Аргентина выбрала второй вариант, объяснив свое решение тем, что в ближайшие несколько лет страна уже не будет нетто-экспортером газа, поэтому она вынуждена сократить экспортные поставки в Чили. Параллельно с этим решением Буэнос-Айрес увеличил поставки газа в Бразилию.


Тем не менее, самые сложные отношения сложились у Чили с Боливией. В первые годы текущего десятилетия боливийское правительство рассматривало идею транспортировки сжиженного природного газа через один из чилийских портов для поставок на рынки Мексики и Соединенных Штатов. С точки зрения экономической целесообразности данный проект был выгоден всем. Однако ему не суждено было реализоваться по политическим мотивам. Энергетическая политика Моралеса в отношении Чили укладывалась в лозунг: «Ни метра газа до тех пор, пока у нас нет доступа к океану». Для Чили это означало конец надежд на поставки из Боливии. Однако после того, как Аргентина подписала контракты на импорт боливийского газа, Чили получила возможность закупать излишки аргентинского газа.


Что касается возможностей поставок газа из Перу с месторождения Camisea, то данная перспектива представляется маловероятной с учетом текущих контрактных обязательств Перу и невозможности увеличить добычу газа в том объеме, который был бы необходим Чили.


В этих условиях Чили разработала политику, направленную на диверсификацию своей энергетической системы, в результате чего будут построены дополнительные энергетические мощности на юге страны. Недавно принятый закон, предусматривающий стимулирование строительства новых энергетических установок (Ley Corta II), породил планы строительства 26 новых энергоблоков на сумму 2,5 млрд долл. Правительство Чили недавно объявило об открытии месторождений природного газа на юге страны. Несмотря на ограниченность доказанных запасов, чилийская государственная компания ENAP совместно с British Gas начала строительство завода по производству СПГ, что позволит Чили частично сократить импорт аргентинского и боливийского газа.

© AP Photo,

Страны Латинской Америки - от Бразилии и Мексики до Колумбии, Аргентины и Уругвая - выставляют свои земли, прибрежные воды и моря на международных аукционах. В целом они продают более 500 тысяч квадратных километров - что равняется площади Испании. Экономические интересы США господствуют по всему этому региону. Однако в борьбу вступает Россия, которая пытается укрепиться в этом регионе, а также Китай, вкладывающий в эти страны значительные инвестиции.

Cuba Debate (Куба): Новый нефтяной лидер в Латинской Америке

Вопросы экономики

Ни для кого не секрет, что за появлением в Белом доме Дональда Трампа стояли экономические интересы военной промышленности, нефтяников — приверженцев новой технологии гидроразрыва пласта и крупных компаний-промоутеров ГМО, спекулирующих на ценах продуктов.

В недавних действиях, предпринятых Трампом в Латинской Америке, таких, как отправка национальной гвардии на границу США и Мексики и безусловная поддержка захвата стратегически важных районов добычи нефти на континенте, — усматривается влияние этих гигантских компаний.

Показательны и его решения в отношении Ирана, что сразу сказалось на котировках акций военных компаний и на цене нефти. Последняя уже колеблется в районе 80 долларов за баррель и может подняться еще выше, обеспечивая высокую рентабельность компаний, занимающихся добычей нефти по дорогостоящей технологии гидроразрыва пласта.

Всего несколько месяцев назад США производили 145 тысяч баррелей сланцевой нефти, а скоро будет установлен исторический рекорд в 7,18 миллионов баррелей сланцевой нефти в день. Таковы данные Управления по энергетической информации США. Это также сопровождается впечатляющим ростом американской добычи природного газа — свыше 68 миллиардов 100 миллионов кубических футов в день.

Все это, вместе с падением добычи в латиноамериканских странах, привело к тому, что цена сырой нефти «Brent» на финансовом рынке повысилась. В этих условиях американские нефтяные компании не несут убытков, в то время как компаниям Южного конуса навязываются фиксированные цены покупки. И это при том, что в конце года цена на нефть, с большой вероятностью, превысит планку в 100 долларов за баррель.

В такой ситуации США оказались на третьем месте в мире по добыче нефти, проигрывая только России и Саудовской Аравии и сильно опережая Бразилию (10-е место), Венесуэлу (11-е) и Мексику (12-е) (по данным ОПЕК на 2018 год).

Сейчас крупные нефтяные корпоративные компании оказались в сказке, ставшей реальностью. Рынки и латиноамериканское нефтяное производство, до недавнего времени находившиеся в руках государственных предприятий, начинают открываться и приносить невообразимую прибыль международному капитализму.

Страны Латинской Америки — от Бразилии и Мексики до Колумбии, Аргентины и Уругвая — выставляют свои земли, прибрежные воды и моря на международных аукционах. В целом они продают более 500 тысяч квадратных километров — что равняется площади Испании.

Ситуация в латиноамериканских странах достаточно плачевна. Например, в Мексике добыча нефти резко падает. По состоянию на март этого года у «PEMEX» — мексиканской государственной нефтегазовой компании — было отмечено падение производства на 7,6% в год, а добыча составила всего 864 миллионов баррелей сырой нефти в день, то есть уменьшилась на 153 340 баррелей в день. Все это происходит в контексте открытости энергетического рынка, стартовавшей в 2013 году и запустившей поток отечественных и зарубежных частных инвестиций, которым были поставлены задачи разведки и последующей эксплуатации наземных и глубоководных нефтяных скважин.

Существует уже более 100 частных иностранных контрактов на сумму около 160 миллиардов долларов. Фактически это означает захват стратегических территорий иностранными компаниями, такими как «Тоталь», «Эксон», «Шеврон», «Чайна Оффшор», и появление новых компаний, возглавляемых мексиканскими политиками, например «Сьерра Энержи». На 100 тысячах квадратных километров в Мексике (что равно площади Греции) уже проводится разведка, а в будущем возможна добыча нефти.

На это накладывается импорт бензина в Мексику, что ставит страну в зависимое положение. В прошлом году 6 из 10 литров бензина были импортированы, в то время как в первом квартале 2018 года из-за рубежа были импортированы 7,5 из 10 литров. Это отразилось и на жизни обычных мексиканцев, спровоцировав самую высокую инфляцию за последние десятилетия.

С 1982 года правительство Мексики не построило ни одного нефтеперерабатывающего завода, а три из шести существующих в Мексике нефтеперерабатывающих заводов были временно закрыты за первые два месяца этого года из-за проблем с эксплуатацией. К этому добавляется сговор между преступностью и политиками в краже бензина: с 2014 года подпольная утечка бензина увеличилась более чем в три раза, главным образом в штатах Гуанахуато, Пуэбла и Тамаулипас.

Контекст

Венесуэла: нефть плюс социализм

Carnegie Moscow Center 02.03.2017

Латинская Америка оккупирована США

Rebelion 10.12.2017

Венесуэла: перманентный хаос и анархия

El Pais 08.08.2017

150 лет с нефтяным рынком: от Венесуэлы к сланцам

Česká Pozice 29.11.2015 Ситуация в Венесуэле в области добычи нефти аналогична. В августе прошлого года добыча составляла 2,1 миллиона баррелей нефти в день, и, согласно отчету ОПЕК, представленному на прошлой неделе, в марте 2018 года в среднем в день добывалось только 1,5 миллиона баррелей, что означает снижение на 28%. К этому добавляется создание крупными корпорациями трудностей, вынуждающих компанию «PDVSA» (государственная нефтегазовая компания Венесуэлы) выполнить свои обязательства по поставкам.

И все это на фоне того, что импорт венесуэльской нефти в США достигает самого низкого уровня с 1982 года в рамках стратегии господства-вмешательства в производство и на нефтяные рынки.

Например, в 2017 году компания «Тоталь» прекратила покупать венесуэльскую сырую нефть, «Мотива», «Филипс 66», «Ситго», «Валеро» и «Шеврон» сократили импорт из Венесуэлы на 70%, 56%, 17%, 13% и 6% соответственно. Это неоспоримое сокращение является преамбулой нефтяного эмбарго против Венесуэлы, которое Трамп собирается объявить в ближайшее время, чтобы добиться изменения курса венесуэльского националистического правительства.

При этом 40% нефти, производимой Венесуэлой, экспортируется в Китай и Индию, которые полностью зависят не только от Венесуэлы, но и от Ирана. Эту ситуацию Трампу будет сложно изменить. В условиях господства США американская нефтяная компания «Конокофилипс» подрывает поставки венесуэльской нефти на азиатские рынки, контролируя активы «PDVSA» на Кюрасао, крупнейшем районе нефтедобычи. Это ставит под угрозу транспортировку сырой нефти, поскольку грузовые суда в любой момент могут оказаться под угрозой изъятия.

Вероятнее всего, к стратегии «Конокофилипса» присоединятся и другие горнодобывающие и нефтяные компании в попытке пошатнуть венесуэльского нефтяного гиганта.

Крах правительства Венесуэлы не устраивает Китай, вложивший в страну значительные инвестиции, а также Россию, которая воспользовалась ситуацией, чтобы укрепиться на нефтяных месторождениях. Поэтому Венесуэла остается зоной международной напряженности, а цены на нефть продолжают расти, что способствует прибыльности корпораций, поддерживавших Трампа в его избирательной кампании.

Некогда влиятельная бразильская компания «Петробас» оказалась в стороне от постоянно растущих инвестиций иностранных корпоративных нефтяных компаний. В июне этого года 16 крупных нефтяных компаний, таких как «Роял Датч», зарегистрировались для участия в масштабных разработках бразильских подсолевых месторождений на дне океана, в которых, по оценкам, содержатся миллиарды баррелей нефти. Этими месторождениями интересуется и американские компании «Шеврон» и «ЭксонМобил», а также норвежская «Статойл» и французская «Тоталь».

Рост цен на нефть, спровоцированный Трампом, идет на руку нефтедобывающим компаниям, поскольку рентабельность обеспечивается при цене не менее 45 долларов за баррель. Поэтому «Бритишь Петролеум» и «ЭксонМобил» уже участвовали в лакомых бразильских аукционах.

Бразильский «Петробас», как и «Пемекс» и «PDVSA», теряют добычу по сравнению с прошлым годом. В своем ежеквартальном отчете за 2018 год «Петробас» сообщает, что общая добыча нефти и природного газа в первом квартале 2018 года составляла 2 680 000 баррелей нефти в день, что на 4% ниже первого квартала 2017 года.

К вышесказанному добавляется падение продаж на 9% и снижение на 7% нефтеперерабатывающего производства. Если в 2010 году «Петробас» контролировал 93% добычи нефти в Бразилии, то в феврале этого года он контролирует только 75%. Пока бывший президент Лула находится в тюрьме, нефтяное месторождение, носящее его имя, приносит стране наибольшее количество нефти и газа — более чем 850 тысяч баррелей нефти в день.

Добыча аргентинской нефти тоже падает — на 3,8% в 2016 году и на 6,3% в 2017 году. В период с 2017 по 2018 год добыча нефти продолжила снижаться — с 3,18 млн. кубометров в 2017 году до 3,15 млн. кубометров в данный момент.

На фоне резкого снижения добычи у главной аргентинской нефтяной компании, добыча «Пан Американ Энерджи» растет на 3,49%, а «Петрокимика Комодоро» — на 28.89%. Кроме того, Аргентина передает международным корпоративам обширные разведочные площади. Ожидается, что в июле этого года Аргентина отдаст под корпоративную разведку нефти более 225 тысяч квадратных километров (что равняется двойной территории Кубы).

Гидроразрывная добыча нефти проводится в аргентинской провинции Неукен. Результатом становится масштабное загрязнение окружающей среды и разрушение традиционного общества индейцев мапуче. Кроме того, затраты воды составляют более 11 миллионов литров. Крупное месторождение «Вака Муэрта» площадью 30 тысяч квадратных километров является главным нефтяным и газовым запасом Аргентины. Но его разработка вступает в конфликт с интересами местного населения.

В ходе деятельности международных нефтяных гигантов поднимается вопрос о праве автохтонного населения на здоровую окружающую среду, территорию и пользование природными ресурсами. Перед лицом этой картины отчуждения и опустошения лучшим для нас выбором остается тот, который был сформулирован Эдуардо Галеано в книге «Вскрытые вены Латинской Америки»: «Выходит, нам ничего не остается, как сложить руки?»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Москва, 29 декабря - "Вести.Экономика". Латинская Америка является одним из наиболее важных регионов, который в перспективе будет оказывать все более существенное влияние на глобальный энергетический рынок. Группа "Газпром" уже реализует здесь якорные проекты и рассматривает возможности для расширения своей деятельности.

О будущих латиноамериканских перспективах российского газового гиганта рассказывает директор представительства ПАО "Газпром" в Федеративной Республике Бразилия Шакарбек Осмонов.

Энергетический баланс

Директор представительства ПАО "Газпром" в Федеративной Республике Бразилия Шакарбек Осмонов

Суммарный объем потребления первичных энергоресурсов Латинской Америки относительно невелик: 809,8 млн т нефтяного эквивалента (т. н. э.) в 2016 г. Это в 2,8 раза меньше аналогичного показателя США (почти 2,3 млрд т. н. э.) и в 3,8 раза – Китая (порядка 3,1 млрд т. н. э.). Между тем за последнее десятилетие потребление энергоресурсов в Латинской Америке выросло более чем на четверть.

Ключевую роль в энергетическом балансе Латинской Америки занимают нефть (47%), природный газ (26%) и гидроэнергия (18%). На уголь и ядерную энергию приходится лишь 5% и 1% соответственно. При этом в регионе наблюдается заметное увеличение роли нетрадиционных возобновляемых источников энергии (ВИЭ), хотя их доля в энергетическом балансе не превышает 3%.

В целом латиноамериканский регион обеспечен собственными энергетическими ресурсами. Так, разведанные запасы нефти Латинской Америки достигают 51,9 млрд т (по этому показателю регион уступает только Ближнему Востоку), газа – 7,9 трлн куб. м, угля – 15,5 трлн т. Но, обладая такими ресурсами, Латинская Америка, а точнее многие латиноамериканские страны, в действительности испытывают определенный энергодефицит.

Дело в том, что Латинская Америка объединяет более двух десятков крупных и малых стран, кардинально отличающихся друг от друга как по обеспеченности собственными запасами и степени разведанности ресурсов, так и по уровню экономического, технологического и технического развития, определяющего положение и состояние их топливно-энергетического комплекса.

Например, Венесуэла обладает крупнейшими доказанными запасами нефти (47 млрд т) не только в латиноамериканском регионе (90,5% суммарных запасов), но и в мире (19,5%). Однако по добыче "черного золота" Венесуэла занимает в Латинской Америке лишь второе место (124,1 млн т в 2016 г.) после Бразилии (136,7 млн т), разведанные запасы нефти которой составляют только 1,8 млрд т.

При этом почти 80% добываемой нефти Венесуэла экспортирует, а Бразилия, чтобы обеспечить свои потребности (138,8 млн т в 2016 г.), "черное золото" вынуждена импортировать.

Помимо Бразилии и Венесуэлы, крупнейшими нефтедобывающими странами Латинской Америки являются Мексика (121,4 млн т в 2016 г.) и Колумбия (48,8 млн т). Они полностью обеспечивают себя собственной нефтью и являются крупными региональными экспортерами "черного золота", хотя и не могут похвастаться очень крупными разведанными запасами нефти, которые на сегодняшний день составляют всего 1,1 млрд т и 300 млн т соответственно.

Доказанные запасы природного газа Латинской Америки (7,9 трлн куб. м) относительно невелики. Первое место в регионе по разведанным запасам газа также занимает Венесуэла: 5,7 трлн куб. м, или более 72% суммарных запасов региона. Крупнейшими газодобывающими государствами Латинской Америки сегодня являются Мексика и Аргентина, но они сегодня вынуждены закупать для удовлетворения собственных потребностей импортный газ.

Газовый сектор

Крупные производители и одновременно импортеры газа, такие как Бразилия, Мексика, Аргентина и Венесуэла, испытывают инфраструктурные и иные проблемы, без решения которых невозможно удовлетворить внутренний спрос за счет собственной добычи. В 2016 г. закупки голубого топлива этими государствами за рубежом составили соответственно 13,4 млрд куб. м, 44,4 млрд куб. м, 11,3 млрд куб. м и 1,3 млрд куб. м.

В обозримой перспективе они - возможно, за исключением Венесуэлы - останутся зависимыми от импорта газа.

Между тем, перечисленные страны обладают значительным потенциалом для увеличения собственной газодобычи. В Бразилии он связан с наличием значимых запасов голубого топлива на подсолевых месторождениях континентального шельфа, в Аргентине – с огромными извлекаемыми нетрадиционными ресурсами, прежде всего в геологической формации "Вака-Муэрта" (Vaca Muerta).

Мексика и Венесуэла имеют возможность развивать собственную газодобычу как на суше, так и на шельфе. При этом власти Бразилии, Аргентины и Венесуэлы заявляют о достижении уже в среднесрочной перспективе самообеспеченности газом своих стран. Мексика также рассчитывает развивать свою газовую отрасль, но параллельно импортировать относительно дешевый газ по имеющимся и строящимся газопроводам из США.

Другая группа стран (Перу, Тринидад и Тобаго, Боливия) - крупные производители газа, внутренний рынок которых недостаточно емкий или находится в зачаточном состоянии, - вынуждены направлять значительные объемы производимого голубого топлива на экспорт. К примеру, потребление голубого топлива в Перу составило в 2016 г. только 56,4% от объема производства.

В третью группу входят страны-импортеры голубого топлива, которые обладают определенным потенциалом для участия в развитии региональной газовой интеграции. Прежде всего это такие нетто-импортеры газа, как Уругвай и Чили.

Благодаря своему географическому положению и имеющейся инфраструктуре в будущем они могут сыграть не последнюю роль в расширении газового рынка Латинской Америки и активизации торговли голубым топливом в регионе. В первую очередь речь идет о нескольких существующих газопроводах, а также о линиях электропередач, связывающих Аргентину с Чили и Уругваем, к которым могут быть подключены соседние страны – Бразилия, Перу и Боливия.

Нетрадиционные ресурсы

Латинская Америка располагает весьма значительными нетрадиционными запасами нефти и газа. Но лишь Аргентина добилась серьезных успехов в их разработке.

По данным Агентства энергетической информации США (EIA), Аргентина и Мексика занимают соответственно второе и шестое места в мире по технически извлекаемым запасам сланцевого газа и четвертое и восьмое – по сланцевой нефти. На долю этих стран приходится соответственно 18,5% и 11,5% всех мировых технически извлекаемых ресурсов сланцевых углеводородов.

В настоящее время активную работу по освоению нетрадиционных ресурсов нефти и газа в Латинской Америке проводит главным образом Аргентина, где расположена знаменитая формация нетрадиционных углеводородов "Вака-Муэрта" в провинции Неукен.

И это далеко не случайно: до последнего времени работа по освоению нетрадиционных ресурсов была сосредоточена здесь на добыче нефти, однако благодаря разработке этой и прилегающих формаций Аргентина смогла остановить продолжавшееся с 2004 г. падение производства газа. А в 2016 г. в провинции Неукен был и вовсе зафиксирован общий рост добычи голубого топлива на 7,91%.

Мало того, по информации Аргентинского института нефти и газа (IAPG), именно за счет разработки формации "Вака-Муэрта" Аргентина способна в течение ближайших пяти лет удвоить объемы добычи газа, что позволит стране обеспечить свои внутренние энергетические потребности. Однако для этого потребуются инвестиции в размере не менее $100 млрд.

Понятно, что в такой ситуации освоение месторождений нетрадиционных углеводородов занимает особое место в стратегии развития национальной нефтегазовой компании Аргентины Yacimientos Petrolíferos Fiscales (YPF). По тем же причинам в настоящее время в провинции Неукен, помимо YPF, действует уже порядка 70 компаний, в том числе транснациональных.

А правительство Аргентины стремится всеми силами повысить инвестиционную привлекательность освоения аргентинских нетрадиционных ресурсов. Тем более что технически извлекаемые запасы сланцевых нефти и газа, по существующим оценкам, расположены не только в аргентинском нефтегазоносном бассейне Неукен, но и в бассейнах Гольфо Сан-Хорхе, Аустрал и Парана.

Последние два Аргентина делит с Чили (с аргентинской стороны – Аустрал, с чилийской – Магальянес), а также (Парана) с Парагваем, Бразилией, Уругваем и Боливией. В первом из них YPF в небольших объемах уже занимается освоением нетрадиционных ресурсов, на территории второго пока серьезных поисково-разведочных работ не проводилось.

Между тем, кроме Аргентины, разработкой ресурсов сланцевого газа в Латинской Америке серьезно занимается только Чили. По данным EIA, общие геологические запасы сланцевого газа Чили составляют 1,7 трлн куб. м, из которых к категории технически извлекаемых запасов относятся лишь 300 млрд куб. м.

Ведущая роль в разработке нетрадиционных ресурсов углеводородов принадлежит чилийской национальной нефтегазовой компании Empresa Nacional del Petróleo (ENAP). Весь добываемый сланцевый газ, объемы которого достигли в 2016 г. 1 млн куб. м в сутки (365 млн куб. м в год), реализуется местным потребителям на юге Чили.

В 2016 г. ENAP подписала соглашение с американской компанией ConocoPhillips о создании совместного предприятия для разработки нетрадиционных запасов газа, находящегося в бассейне Магальянес блока "Койрон" (Coiron), в котором последняя получила долю в 49%. А в 2017 г. ENAP начала бурение первых горизонтальных скважин с использованием гидроразрыва пласта (ГРП) на своем основном "нетрадиционном" добычном блоке "Аренал" (Arenal).

До 2020 г. ENAP планирует инвестировать в проекты по освоению запасов сланцевого газа порядка $1,4 млрд. При этом планов поставок голубого топлива даже в другие регионы Чили (не говоря уже об экспорте) на данном этапе не имеется из-за отсутствия необходимой инфраструктуры.

В других латиноамериканских странах процесс освоения нетрадиционных ресурсов находится в зачаточном состоянии. Попытки использования таких технологий в Колумбии, Мексике и некоторых других странах Латинской Америки также сталкиваются с активными протестами местной общественности.

Что касается Венесуэлы, потенциал освоения нетрадиционных ресурсов углеводородов этой страны огромен. Прежде всего речь идет об Оринокском нефтегазоносном бассейне, в недрах которого залегают колоссальные запасы тяжелой высоковязкой высокосернистой нефти, а также нефти битуминозной.

Здесь же находятся существенные ресурсы попутного нефтяного газа (ПНГ) – напомним, что порядка 90% разведанных запасов газа Венесуэлы (общий объем – 5,7 трлн куб. м) составляет именно ПНГ, венесуэльские же месторождения "чисто" природного газа находятся в основном на шельфе этой страны.

Работы по освоению ресурсов нефтегазоносного пояса Ориноко, активное участие в которых приняли и российские компании (в том числе группа "Газпром", включая "Газпром нефть"), начались еще в середине 2000-х гг. Очевидно, что разработка столь сложных запасов углеводородов требует консолидации финансового, технического и технологического потенциала на международном уровне.

Однако дестабилизация экономической, а затем и политической ситуации в Венесуэле на фоне глобального экономического кризиса фактически привела к заморозке ключевых проектов в стране, в первую очередь касающихся освоения нетрадиционных ресурсов углеводородов. Соответственно сегодня будущее разработки ресурсов нефти и газа пояса Ориноко остается крайне неопределенным.

Газомоторное топливо

Сектор использования природного газа на транспорте активно развивает целый ряд стран Латинской Америки. А некоторые из них занимают на этом направлении лидирующие позиции в мире.

Прежде всего это Аргентина и Бразилия, которые вместе с Китаем и Пакистаном являются крупнейшими игроками в этом сегменте глобального рынка.

Так, Аргентина занимает первое место в Латинской Америке по числу автомобилей, использующих газомоторное топливо, которых насчитывается в стране свыше 2 млн.

Вместе с тем в последние годы в Латинской Америке наблюдается снижение темпов развития газомоторного сектора, что связано с последствиями глобального экономического кризиса, который пагубно отразился на всех странах латиноамериканского региона, а также с нынешней не очень благоприятной конъюнктурой мирового энергетического рынка.

Сжиженный природный газ

Латинская Америка стала играть заметную роль и в торговле СПГ, причем как на экспортном, так и на импортном направлениях. В число экспортеров сжиженного природного газа сегодня входят только две латиноамериканских страны – Тринидад и Тобаго и Перу.

Они располагают мощностями по сжижению 14,8 млн т и 4,45 млн т газа в год соответственно. Кроме того, обсуждается вопрос о строительстве плавучего СПГ-завода на шельфе Бразилии.

В ближайшие годы ряд латиноамериканских стран планируют построить дополнительную инфраструктуру для приема и регазификации СПГ, главным образом для целей электрогенерации. Основным драйвером планов по строительству новых электростанций на импортном газе является необходимость обеспечения стабильной работы национальных энергетических систем.

Сегодня в большинстве стран Латинской Америки ведущую роль играет гидроэнергетика. Одновременно возрастает значимость ветряной и солнечной электрогенерации. В этих условиях теплоэлектростанции на импортном газе рассматриваются в качестве механизма для обеспечения устойчивости энергетической системы в периоды пиковых нагрузок и неблагоприятных (для генерации гидро-, ветро- и солнечной энергии) климатических явлений.

Наиболее активные меры по строительству новых регазификационных мощностей разрабатываются в Бразилии.

Связано это с планами страны по вводу в эксплуатацию в ближайшее десятилетие новых электростанций на природном газе суммарной производительностью 5 ГВт. С учетом нехватки собственного газа большая часть имеющихся проектов строительства электростанций предусматривают использование в качестве топлива импортного СПГ. Поэтому власти Бразилии считают необходимым довести число регазификационных терминалов в стране к концу 2020-х гг. как минимум до семи.

Из других стран Латинской Америки планы по реализации проектов строительства новых регазификационных терминалов имеют Чили (двух СПГ-терминалов), Колумбия (второго терминала на своем тихоокеанском побережье), Уругвай (ведет переговоры с Royal Dutch Shell о возобновлении строительства регазификационного терминала GNL del Plata).

Рассматриваются варианты создания инфраструктуры для приема СПГ и некоторыми другими латиноамериканскими странами, в том числе государствами Центральной Америки и Карибского бассейна.

Венесуэла еще 2008 г. подписала соглашения с рядом международных инвесторов по созданию трех совместных предприятий по строительству СПГ-заводов вдоль северного побережья страны, но из-за экономической и политической ситуации реализация этих проектов была отложена на неопределенное время.

Малотоннажный СПГ

В последние годы в Латинской Америке активно развивается направление производства малотоннажного СПГ. Один из таких проектов реализуется в Чили, где СПГ поставляется с регазификационного терминала специализированными грузовиками-цистернами до нефтеперерабатывающего завода Bio Bio по так называемому виртуальному газопроводу. Регион Био-Био, где находится этот НПЗ, располагает огромным количеством портативных регазификационных станций, что позволяет распределять часть импортного газа среди других местных потребителей. Успешный опыт подталкивает Чили к строительству в этом регионе 20 новых таких станций, чтобы повысить уровень газификации местных потребителей.

Другой проект по производству малотоннажного СПГ реализован в Боливии: здесь построен завод по сжижению газа Rio Grande мощностью 200 т в сутки.

Получаемый здесь СПГ доставляется по "виртуальному газопроводу" в 27 удаленных населенных пунктов, где регазифицируется и распределяется среди местного населения. К 2021 г. планируется подключить к "виртуальной магистрали" еще 33 населенных пункта в удаленных регионах с населением почти 55 тыс. человек.

При этом затраты на функционирование "виртуального газопровода" субсидируются правительством, что позволяет снабжать местных потребителей голубым топливом по достаточно низким ценам: чуть более $35 за 1 тыс. куб. м.

Также небольшой проект по производству малотоннажного СПГ реализован в Аргентине, построен завод по сжижению газа мощностью 70 т СПГ в день. Сырье на завод поставляется из национальной газотранспортной системы.

Плацдарм для энергетической экспансии

Группа "Газпром" давно изучает возможности развития бизнеса в Латинской Америке и имеет опыт непосредственной работы в регионе.

В настоящее время плацдармом для энергетической экспансии группы на нефтегазовый рынок Латинской Америки является Боливия. Сегодня "Газпром" через специализированную дочернюю компанию по реализации зарубежных upstream-проектов Gazprom International осуществляет проект по разведке и добыче углеводородов на участках "Ипати" (Ipati) и "Акио" (Aquio), в пределах которых открыто месторождение "Инкауаси" (Incahuasi).

В сентябре 2016 г. на нем начата промышленная добыча природного газа. На этапе геологоразведки находится еще один боливийский проект – изучение нефтегазоносного блока Асеро (Azero). Партнерами группы "Газпром" в Боливии являются национальная нефтегазовая компания Yacimientos Petrolíferos Fiscales Bolivianos и французская Total.

Впрочем, этим перспективы развития бизнеса группы "Газпром" в Латинской Америке (и, в частности, в Боливии) не ограничиваются. Рассматриваются все возможные варианты энергетического сотрудничества и взаимодействия с потенциальными партнерами в латиноамериканском регионе.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник