04.08.2019

Галерейный бизнес. Российский и зарубежный опыт. Пример успешного открытия художественной галереи


Слушатели познакомятся с главными аспектами управления галереей современного искусства.

Курс будет интересен широкой публике, художникам и всем тем, кто хотел бы работать в галерее, управлять ею или открыть свою галерею.

В начале курса будут рассмотрены такие вопросы, как определение предназначения арт-галереи, а также различие в функционировании галерей первичного и вторичного рынков. Затем, слушатели узнают, с чего начать создание своей собственной галереи. Как и почему становятся галеристом? Большая часть курса будет посвящена этапам построения отношений с художниками и организации различных проектов, связанных с их продвижением. Слушатели узнают о наиболее важных пунктах, которые необходимо обсудить с художником перед тем, как начать с ним сотрудничать, а также о написании контракта.

Аудитории будет представлено несколько примеров контрактов, составленных для художников европейской галереи. Можно ли их использовать для галерей, расположенных на территории России? В программу курса войдут также вопросы о сотрудничестве галереи с частными компаниями, государственными учреждениями и аукционными домами, об участии галереи в арт-ярмарках и фестивалях современного искусства. Слушатели узнают, как правильно вести PR-компанию, чтобы продвигать своих художников. Как построить отношения с арт-критиками и журналистами?

Курс поможет слушателям понять каждодневную работу галериста, роль галереи на рынке современного искусства.

Примерная программа курса:

1. Что такое арт-галерея?

Роль арт-галереи на рынке современного искусства. Различное функционирование и цели галерей «первичного» и «вторичного» рынков. В чем отличие арт-галереи от арт-магазина?

2. Личность и роль галериста.

Как и почему становятся галеристом? Можно ли научиться этой профессии?

Понятия «галерист» и «арт-дилер».

3 / 5. Разработка проекта по открытию галереи (3 академических часа).

– определение концепта галереи;

– составление бизнес-плана;

– поиск художников;

– выбор помещения;

– составление годичной программы выставок.

В качестве примера будет приведен личный опыт по созданию галереи современного искусства Oneiro в Париже.

6 / 7. Основные этапы организации выставок (2 академических часа).

главная идеи выставки;

– транспортировка работ/ оценка стоимости перевозки;

– PR-компания проекта; (данный пункт будет рассмотрен более подробно в №8).

– создание каталога и других необходимых печатных текстов;

– чего ожидать от вернисажа первой выставки галереи.

8. Как обратить на себя внимание СМИ.

– выбор названия галереи и ее логотипа;

– написание пресс-релизов;

– работа над сайтом галереи.

9. Галерея и художник.

окончательный выбор художников галереи;

– составление и подписание контракта между галереей и художником; (будет приведен пример контракта галереи Oneiro с учетом русских реалий рынка современного искусства).

10/11. Продвижение карьеры художника галереи (2 академических часа).

– организация выставок за пределами галереи (арт-фестивали, арт-ярмарки, биеннали, государственные учреждения, «обмен» художниками/ выставками с другими галереями).

– сотрудничество с известными мировыми брендами.

12. Роль арт-ярмарок.

Рассмотрение крупных международных арт-ярмарок Art Basel, FIAC, Art Paris, Frieze London, Cosmoscow.

13. Разные каналы продаж арт-объектов современного искусства.

– сотрудничество с частными компаниями;

– отношения галереи с аукционными домами;

– продажи арт-объектов онлайн. Данный пункт будет рассмотрен более подробно в №14-15.

14 \ 15. Онлайн-площадки по продаже предметов современного искусства. Главные стратегии (2 академических часа).

Обзор таких известных сайтов, как Artnet, Artspace, Artsper, Paddle8 и т. д.

16. Коллекционеры. Частные музеи / фонды современного искусства.

– помощь галериста в составлении частной коллекции;

– несколько историй создания крупных европейских частных музеев и их сотрудничество с галереями.

17. Как увеличить число коллекционеров?

– организация семинаров;

– участие в различных культурных проектах, позволяющих познакомиться и представить галерею любителям современного искусства;

– покупка государством арт-объектов галереи.

18. Российские особенности работы арт-галерей.

– функционирование галерей на территории России;

– галереи современного русского искусства в Париже.

19 / 20. Эволюция развития галерей на сегодняшнем арт-рынке (2 академических часа).

– интернационализация галерей современного искусства;

– открытие галерей - номад;

– появление онлайн-галерей.

Т.Н.Мунтян

Шедевры Фаберже из собрания фонда «Связь времен»

Собрание Культурно-исторического фонда «Связь времен», состоящее из произведений прославленной российской ювелирной фирмы Карла Фаберже (1846-1920), является одним из лучших в мире. В его основу легла коллекция американского медиа-магната Малькольма Форбса, которую в 2004 году приобрел российский предприниматель Виктор Вексельберг, основавший фонд, занимающийся поиском, приобретением и возвращением на родину значимых произведений национального искусства.
Вершиной творчества Карла Фаберже считаются пасхальные яйца с сюрпризами, созданные по заказу последних Романовых - императоров Александра III и Николая II. Фонду «Связь времен» принадлежит девять императорских пасхальных яиц, и это второе по размерам собрание императорских пасхальных яиц в мире. Более того, в собрании находятся несколько яиц, созданных по заказам представителей аристократической и промышленной элиты - герцогини К. Мальборо, богатейшей купчихи В. Кельх.
Книга посвящена пасхальным шедеврам знаменитого царского ювелира из коллекции фонда «Связь времен» и представляет собой подробные рассказы о создании каждого произведения. В книгу также включены главы, посвященные истории фирмы К. Фаберже, послереволюционной судьбе ювелирных шедевров и этапам становления знаменитой коллекции.
Для широкого круга читателей.

Представляем вашему вниманию второе издание книги «Галерейный бизнес», расширенное и дополненное. Первое издание пользовалось у читателей большой популярностью, что вдохновило нас включить в эту книгу дополнительные материалы: интервью, статьи, образцы договоров и документов, а также новые контакты участников международной арт-индустрии.

Основной материал составляют практические советы профессионалов галерейного бизнеса, которые были отражены в журнале «Арт-менеджер» в течение восьми лет. В книге собраны статьи и интервью коллекционеров, художников, кураторов, критиков, владельцев галерей и экспертов, которые рассказывают о своем личном опыте.

Книга адресована не только специалистам галерейной инфраструктуры, участникам рынка художественных ценностей, но и широкой аудитории, желающей узнать, как функционирует рынок произведений искусств в России и за рубежом. У читателя есть возможность посмотреть на изобразительное искусство как на предмет маркетинговых технологий, где много разных тонкостей и нюансов. Возможно, некоторые читатели захотят после прочтения книги открыть собственную галерею. Издание подскажет, как эффективно управлять своей галереей.

Надеемся, что это издание станет настольной книгой для профессионалов арт-рынка.

  • Размер книги 17x24 см. 370 страниц в мягком переплете.
  • ISBN 978-5-91453-015-7
  • Цена - 1100 рублей, только .
  • В. Бабков
    Вступление. Экономика переживаний и впечатлений
  • Т. Клэйман, К. Стейнберг
    Что нужно знать художнику о галерее
  • С. Попов
    Есть ли шанс у новых галерей на арт-рынке?
  • Г. Пузенков, В. Фролов, Д. Кузнецов
    Есть ли логика ценообразования в искусстве?
  • Н. Суворов
    Произведение искусства как символический капитал
  • Б.-А. Милленар
    Искусство инвестировать в искусство
  • Н. Колодзей
    Российские художники на арт-рынке США
  • М. Парк
    Биеннале современного искусства и развитие города
  • М. Сурков
    Особенности ярмарки современнго искусства «Арт-Пермь»
  • Д. Мартин
    Новая ярмарка современного искусства «Art Dubai»
  • А. Кузнецова
    Арт-рынок ближнего востока. Цифры и факты
  • Ц. Фресчини
    Развитие арт-рынка в Китае
  • М. Комарова
    Некоторые правила игры на рынках экспертизы
  • Ж.-Г. Пейе
    Эксперт несет ответственность пожизненно
  • Б. Гуггенхайм
    Консалтинг в искусстве коллекционирования
  • А. Лебель
    Национальный Синдикат Антикваров Франции: принципы профессиональных взаимоотношений
  • А. Вилков
    Государственная политика в сфере антикварного бизнеса
  • Б. Кнадсон
    Антикварный бизнес: принципы профессионализма
  • К. Петерсон
    Как открыть аукционный дом
  • Ю. Тюхтин
    Как работает аукционный дом
  • М. Каменский
    Аукционный дом Sotheby’s: как продавать и покупать искусство
  • Й. Пулканнен
    Аукционный дом Christie’s: как продавать искусство и покупать искусство
  • М. Рейд
    Особенности покупки произведений искусства через аукцион
  • Ж. Нуармон
    Владеть и управлять галереей - это очень личные переживания
  • Ю. Маркович
    Галереям нужны квалифицированные менеджеры, критики и эксперты
  • А. Щелущенко, Ю. Маринчук
    Стратегия и тактика галереи в Украине
  • А. Булянская
    Как открыть галерею
  • Ф. Мазната
    Галерея в глобальном рынке
  • Д. Аббондио
    Я не верю в современный арт-рынок
  • Е. Селина
    Галерея - это партнер
  • М. Шмит
    Галерея - это бизнес поколений
  • М. Гельман
    Стратегия развития галереи
  • О. Лопухова
    Галерист - это исполнительный продюсер современного искусства
  • Б. Смольский, О. Маурер
    Маркетинг в современном галерейном бизнесе
  • С. Аренс
    Маркетинг галерей современного искусства. Расширение целевой аудитории
  • Н. Суворов
    Организация рекламы художественной галереи
  • М. Рейд
    Как покупать и продавать искусство
  • Д. Стюарт
    Коллекционер - это куратор общественных интересов
  • М. Образцова
    Галерея и коллекционер
  • П. Броше
    Коллекционирование - это неизлечимый вирус
  • И. Маркин
    Моя частная коллекция
  • М. Царев
    Клуб коллекционеров современного искусства
  • Г. Пельман
    Изобразительное искусство - это продажа мифов
  • А. Назаров, Ю. Сидоров
    Коллекционирование - это процесс и коммуникация
  • В. Дудаков
    Заповеди коллекционера
  • В. Данилов
    Корпоративные музеи и галереи
  • М. Лэньер
    Корпоративные коллекции в США
  • П. Харрис, Дж. Флауэрс
    Корпоративные художественные коллекции: как улучшить ваш бизнес
  • Х.-У. Обрист
    Куратор не должен стоять на пути у художника
  • Р. Мартинес
    Профессия и роль куратора
  • Е. Прилашкевич
    Работа куратора выставки: взгляд изнутри
  • Е. Прилашкевич
    Где обучают кураторов: обзор образовательных программ
  • Х. Крамер, А. Ковалев, П. Шелдал, М. Боде, Д. Уэйлен, Е. Деготь, В. Мизиано
    Роль критика в развитии современного рынка искусств
  • А. Боровский
    Критик - это бренд
  • П.-М. Менгер
    Рынок творческого труда и карьера
  • Г. Пузенков, Г. Брускин, З. Церетели, В. и Н. Черкашины
    Как управлять карьерой художника
  • Ш. Окштейн
    Карьера художника
  • Л. Гринфилд, В. Клавихо-Телепнев, Ж. Лорье
    Как управлять карьерой фотографа
  • И. Славинский, Д. Пушилин
    Художник как галерист
  • В. Церетели
    Московский музей современного искусства и современный арт-рынок
  • Т. Нечаева
    Некоммерческая галерея - центр современного искусства
  • В. Бабков
    Заключение. Все только начинается

Приложение

  • Международные художественные выставки и ярмарки
  • Ведущие арт-дилеры мира
  • Ассоциации антикваров и арт-дилеров антиквариата
  • Аукционные дома россии и представительства зарубежных аукционных домов
  • Правила проведения торгов на аукционах Sotheby’s
  • Правила участия в торгах аукционного дома «Sotheby’s»
  • Правила участия в торгах аукционного дома «Christie’s»
  • Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»
  • Образец экспертного заключения
  • Образец гарантийного письма. Прием на ответственное хранение художественного произведения
  • Образец гарантийного письма. Сохранность и своевременный возврат художественного произведения
  • Образец акта приема на ответственное хранение
  • Образец акта возврата после временного хранения художественного произведения
  • Образец акта на возвращение экспонатов принятых во временное пользование
  • Образец счета на покупку художественного произведения на аукционе Christie’s
  • Предварительный договор купли-продажи картины
  • Авторский договор с художником
  • Договор на создание произведения и предоставления на него исключительных авторских прав
  • Договор на издание фотоальбома

В связи с изменениями в России в последней четверти XX века, такими как перестройка, в области культуры и искусства, в сфере художественного рынка стали возникать и развиваться новые организации. В области галерейного дела появились оформившиеся художественные галереи художественного искусства, привнесшие качественные изменения в сферу галерейного бизнеса.

Каждая художественная галерея ставит перед собой определенные цели и задачи, для достижения которых разрабатывает собственную программу деятельности, тактику и стратегию развития (галерейную политику), от которых в свою очередь зависит ее структура, выполняемые функции и содержание деятельности. Однако интересно отметить одну из особенностей российских галерей: если за рубежом место галереи в культурном пространстве зависит от искусства, которое она представляет, и статуса, которого она достигла посредством кропотливой работы в течение многих лет, то в России место галереи пока что позиционируется непосредственно через социальное положение галериста. Галерея в России - это галерея амбициозной и запоминающейся личности, именно поэтому очень часто галереи называются именем галериста (галереи Марата Гельмана, Марины Гисич, Дмитрия Семенова, Георгия Михайлова, Айдан Салаховой, Евгения Юфита и т.д.). Это объясняется, скорее всего, тем, что в России галерея существует не только за счет профессиональной работы всех субъектов организации ее деятельности, но и за счет репутации и в первую очередь социального положения непосредственно самого галериста. За рубежом все зависит от многих факторов: профессионализма участников деятельности, количества и статуса ярмарок и форумов, в которых принимала участие галерея, уровня художников (их признанности), которых она представляет и т.д. А когда статус уже достигнут, то новые художники, которыми начинает заниматься галерея, автоматически получают признание. В России такого пока нет, но наблюдается движение в этом направлении, .

Общим для всех галерей является стремление оптимально сочетать успешную экономическую и культурно-просветительскую деятельность в рамках поставленных задач и целей. Для многих галерей продажа произведений искусства является основным условием существования. Но в то же время, полная коммерциализация становится признаком смерти галереи, поскольку при таком условии галерея утрачивает свои основные функции и превращается в обыкновенный салон по продаже сувениров, . Однако, тем не менее, одни галереи ориентируются на получение прибыли, и вся остальная деятельность подчинена этой цели, другие же для достижения своих целей и решения первоочередных задач пытаются создать определенный имидж и занять свое место в культуре, в связи с чем занимаются преимущественно выставочной деятельностью и изучением явлений в современном искусстве, а продажи у них стоят на втором месте. Третьи организуются скорее для создания имиджа уже существующей организации, нежели с целью получения дополнительной прибыли. Это, например, галерея «Рахманинов Дворик» при одноименном отеле-бутике, «Гостиная искусств» при ресторане «Палкинъ». Однако процент таких галерей в городе невелик. На сегодняшний день такие галереи имеют довольно простую структуру организации, поскольку создаются в виде своего рода отдела, занимающегося одним определенным направлением. Однако нельзя исключать, что со временем сфера их деятельности будет расширяться. Довольно часто галереи имеют статус некоммерческой институции и занимаются в основном просветительской деятельностью, что выражается в осуществлении различных социальных проектов (галерея «Navicula Artis»). В этом их отличие от художественных галерей зарубежья, где галерея в первую очередь - коммерческая организация. Здесь следует отметить, что рынок современного искусства в России только формируется и российские галереи вынуждены много внимания уделять привлечению посетителей, формированию своего имиджа и достижению определенного статуса.

Галереи, ориентированные на культурно-просветительскую деятельность, непременно учитывают, что каждый слой общества является носителем своих ценностей. И, заинтересованная в своем развитии, галерея как элемент системы галерейного дела стремится удовлетворить культурные потребности каждого субъекта, включенного в систему галерей и определяющего уровень ее развития, статус и место в культурной жизни общества.

В целом галерея заинтересована в том, чтобы зритель удовлетворил свои духовные потребности и утолил любопытство, ознакомившись с произведениями искусства, улучшил вкус, а покупатель, приобретя работу того или иного художника, остался доволен своим выбором, и ему захотелось бы и далее приходить в галерею и приобретать произведения искусства. И более того, творческая личность, включенная в деятельность галереи как целостной системы, должна получить возможность развиваться и, приходя в галерею, знакомиться с новыми тенденциями современного искусства и одновременно способствовать их появлению. Так, одной из основных функций художественных галерей современного искусства является репрезентативная функция, . Галерея приобщает зрителей к новым направлениям и течениям в искусстве, устраивая персональные и групповые выставки, организуя различные художественные акции; участвует в международных арт-ярмарках, форумах, бьеннале; знакомит с современным искусством России западных деятелей культуры и художественную общественность. У каждой состоявшейся галереи, как правило, имеется свой круг друзей, которым близка художественная политика данной галереи, и именно они являются потенциальными и реальными покупателями.

Художественные галереи занимаются и научно-просветительской деятельностью, создавая информационное поле для каждой выставки, для каждого художника галереи, выпуская просветительскую литературу, научные труды, монографии, каталоги художников и буклеты выставок, проводя круглые столы и конференции. Так, в каждой галерее можно получить достаточно полную информацию по каждому художнику, которым она занимается, или по выставке, которая проходит или проходила в ее стенах. В последнее время увеличивается количество Интернет-сайтов галерей, освещающих их деятельность. Практически к каждой выставке пишутся специальные пояснительные тексты, издаются буклеты. На сегодняшний день в выставочной работе широко распространена система кураторства, когда определенный специалист-искусствовед ведет выставку, пишет профессиональные тексты, дает интервью, работает с художником.

На современном этапе развития галерейного дела издание печатных материалов также является неотъемлемой частью процесса формирования имиджа и статуса галереи. При этом тираж определяется материальными возможностями галереи, а дизайн - размером выделенных средств и индивидуальным стилем галереи. Непосредственно галереи редко издают каталоги художников, а если и издают, то лишь тогда, когда занимаются имиджем данного художника и продвижением его работ на художественном рынке. Примечательно, что на Западе каталоги, изданные самим художником и не имеющие знака галереи, не ценятся. Такие издания условно относят к категории общеобразовательных. Для западных галеристов они не являются доказательством «уровня» художника. В России такие каталоги широко распространены. Это обусловлено тем, что галерейное дело и художественный рынок современного искусства еще находятся на стадии становления. И в настоящее время еще недостаточно организаций, занимающихся данной сферой, чтобы уделить внимание всем творческим личностям. В отличие от галерей, музеи чаще издают каталоги выставок, поскольку получают определенные субсидии от государства, спонсоров и меценатов. Однако, к сожалению, такие каталоги, как правило, стоят очень дорого и простому обывателю не по карману. Это затрудняет процесс формирования вкуса у зрителя, поскольку дети продолжают воспитываться на старых пособиях, в которые не включены произведения современных авторов, хотя работы многих из них находятся в фондах крупных музеев не только России, но и зарубежья.

С целью восполнения информационного пробела, галереи организуют круглые столы и конференции, которые чаще всего проходят в рамках выставки, открыты для всех желающих и материалы которых затем публикуются. Эти мероприятия включаются в программы практически всех проектов крупных культурных центров, таких как Немецкий культурный центр им. Гете, Британский совет, или консульств, среди которых на данный момент наиболее активную деятельность ведут Генеральные консульства Федеративной Республики Германия, Великобритании и Италии. В связи с тем, что в последнее время установилась традиция проведения совместных проектов с различными организациями, в том числе и с галереями, проводятся круглые столы и конференции в рамках не только крупных фестивалей, но и отдельных камерных галерейных выставок. Из таких проектов наиболее крупный - Историко-художественная передвижная выставка «Андреевский флаг в Бизерте». Это совместный проект Фонда сохранения исторического и культурного наследия имени А.А. Манштейн-Ширинской и издательства «Арт-Волхонка». В этом проекте приняли участие многие художественные и культурные организации России, Парижа и Туниса.

Для успешного сотрудничества и взаимодействия между всеми субъектами галереи вырабатывают специальные формы работы. И одним из основополагающих элементов стратегии галереи, тесно связанным с ее целями и задачами, ее особенностями и позиционированием на рынке, является художественная политика. Политику галереи можно охарактеризовать как ряд действий, направленных на достижение целей и решение поставленных перед ней задач. Это совокупность неких мероприятий по продвижению художественных произведений на арт-рынке. Политика галереи связана с ее имиджем и формирует ее лицо. Цели художественной политики галерей достигаются в определенных правовых рамках, с помощью организационных процессов, научных и экономических решений с использованием маркетинговых технологий. Художественная политика включает стратегию галереи, т.е. концепцию деятельности, и тактику - комплекс мер по реализации этой стратегии.

Понятие «художественная политика» включает структуру галереи, специфику ее выставочной деятельности, её бренд и круг ее художников. Художественная политика формирует и критерии отбора художников галереи. Занимаясь каким-либо направлением в искусстве, галерея старается объединить интересующих ее художников, работы которых устраивают ее по качеству, . Ведь именно художники создают лицо галереи, при этом и сама галерея работает на формирование имиджа художника. Соответственно галерея имеет право «первичного отбора», тем самым, препятствуя проникновению на рынок непрофессиональных работ. При этом производится оценка эстетических качеств произведений искусства, поскольку профессиональный галерист хочет представить на выставке лучшее из творчества мастера. Экспертиза в данном случае слагается из двух составляющих: интуитивного определения актуальности на основе знания механизмов развития искусства (из опыта галереи) и легитимности того или иного явления современного искусства (критики). Коммерческая оценка тематических, групповых, персональных и других выставок и определение ценности отдельных произведений искусства также важны, поскольку в отличие, например, от антикварных магазинов и салонов, галереи современного искусства имеют свою специфику: они непосредственно работают с авторами произведений, которые не могут объективно оценивать свои работы. Поэтому в объективной оценке им тактично помогают галеристы, как постоянные участники деятельности арт-рынка, которые лучше ориентируются в области ценообразования на произведения искусства. И именно в ходе развития галерейного дела в целом и деятельности художественных галерей современного искусства в частности вырабатываются критерии оценки произведений современных авторов, формируется ценовая политика, появляются новые любители искусства, коллекционеры, меценаты, определяются вкусовые предпочтения, как зрителя, так и покупателя произведений искусства, создается определенное общественное мнение.

Кроме изучения творчества современных мастеров, галереи занимаются их рекламой и продвижением на арт-рынке, проводят персональные выставки, издают каталоги, вывозят их работы на российские выставки. Более того, со второй половины 90-х годов возникла необходимость и представилась возможность выставлять произведения искусства на международных художественных ярмарках и форумах для продвижения российских художников на мировом арт-рынке, повышения статуса галереи и улучшения ее PR.

В своей работе художественные галереи огромное внимание уделяют и работе со зрителем, средствами массовой информации, кураторами и критиками, рекламе индивидуальных авторских стилей, школ, объединений, направлений, течений. Важное место отводится и проведению рекламных акций во время выставок, направленных на привлечение посетителей, усиление интереса к представленному направлению в искусстве и в конечном итоге к увеличению объема продаж, созданию и поддержанию с помощью рекламы имиджа художественной галереи, также работающего на увеличение продаж произведений современного искусства. Целью рекламной деятельности является создание определенного имиджа арт-галереи, а также ее проектов и художников и их продвижение в информационном поле: это статьи в журналах и газетах, репортажи на телевидении, публикации в Интернете. Представители масс-медиа приглашаются на вернисажи, для них организуются интервью, как с художниками, так и с кураторами выставок, видными деятелями культуры, иногда со зрителями, галеристы объясняют публике и описывают существующее положение дел в современном искусстве. Диалог между художником и прессой осуществляется при посредничестве и активном участии галериста или дилера. Кроме того, организуются круглые столы, конференции и обсуждения, иногда лекции, когда галереи выступают в качестве связующего звена между куратором и зрителем. Это дает возможность куратору из первых уст услышать мнение о подготовленной им выставке, а галеристу - определить вкусы и пристрастия зрителя и наиболее правильные пути дальнейшей деятельности. Следует отметить, что российские галереи организуют выставки любого понравившегося им художника (это может быть даже единичный случай их сотрудничества), тогда как зарубежные галереи не устраивают выставки художников, продвижением которых не занимаются. На Западе отношения между художником и галеристом строятся на иной основе: существует договорная форма отношений, когда художник не имеет права работать (при этом сроки оговариваются) с другими галереями и у него есть только один постоянный представитель. В России на сегодняшний день вводить такую форму отношений между художником и галеристом не имеет смысла, поскольку рынок современного искусства окончательно еще не сформирован и это будет невыгодно как для галереи, так и для творческой личности. В начале 90-х годов данную систему отношений попыталась ввести Ирина Болотова - директор галереи «Дельта». Однако это привело только к тому, что в помещении галереи оставались висеть непроданные работы.

Одной из функций галереи является продажа произведений искусства с целью получения прибыли (коммерческая функция). Для этого художественные галереи современного искусства проводят анализ этого сегмента рынка, определяют направления наиболее выгодные с коммерческой точки зрения и уровень спроса на авторские работы, непосредственно продают произведения искусства как экспонируемые в галерее, так и находящиеся на временном хранении. Необходимость получения прибыли обусловлена также обязательными затратами, на содержание галереи (это аренда помещений, заработная плата сотрудников, оплата рекламных услуг и публикаций и т.д.). Именно поэтому ряд галерей имеет сложную организацию: они включают не только художественные компоненты, а, например, и так называемые дочерние предприятия (сувенирные лавки, багетные мастерские, кафе и т.д.).

Для успешной коммерческой деятельности галереи ведут активную политику в области налаживания контактов между художником и коллекционером. Однако неоднозначный, противоречивый характер общей социокультурной ситуации накладывает отпечаток на их деятельность в этой сфере. Коллекционер - одна из центральных фигур арт-рынка. Коллекционер современного искусства - тот, кто приобретает произведения искусства в первую очередь для получения эстетического удовольствия, хорошо ориентируется в художественной жизни общества, подписывается на специализированные журналы по искусству, предоставляет свои работы на выставки по просьбе их организаторов. Следует также отметить, что именно собиратели современного искусства прославились своими коллекциями и вошли в историю. Это П.М. Третьяков, И.А. Морозов, С.И. Щукин и т.д., .

Немало коллекционеров занимается меценатством. На Западе государство гарантирует сохранность коллекции, защиту прав коллекционера, уменьшает налогообложение и даже выплачивает им определенную компенсацию. При этом тот собиратель и любитель искусства, коллекция которого не выставляется и служит только для удовлетворения собственных эстетических потребностей, коллекционером не считается. В России же статус коллекционеров пока не определен. В России коллекционер - в сущности, теневая фигура, а доступ к его коллекции в основном ограничен и возможен только для людей ближнего круга. Только недавно в Москве был организован «Клуб Коллекционеров Современного Искусства», профессионально занимающийся организацией работы как с самими коллекционерами, так и с их коллекциями. Подобную деятельность в данном направлении ведут и художественные галереи, которые периодически предлагают коллекционерам предоставить ту или иную работу для проходящей выставки, знакомят их с интересными для них художниками, критиками, людьми искусства, обеспечивают информативными материалами по деятельности того или иного художника, явлению культуры и т.д.

Поскольку российский художественный рынок современного искусства только формируется, многие галереи, как уже говорилось, работают и на зарубежный рынок, и это также отличает их от иностранных галерей. Несмотря на то что «бум» на советское искусство прошел еще в начале 90-х годов и российским галеристам пришлось переориентироваться на русского инвестора, многие галереи не оставляют надежды завоевать зарубежный арт-рынок. Здесь, ими руководит, с одной стороны, желание познакомить зарубежного зрителя с искусством России, а с другой - стремление выйти на зарубежный рынок с его более высокими ценами и стабильным интересом к вложению денег в искусство, а также мечта занять свою нишу уже в мировом культурном пространстве.

Если посмотреть на список участников практически любой известной международной ярмарки или форума, таких как Art Forum Berlin (Германия), Armory Show (Нью-Йорк, США), Венецианской бьеннале (Италия), Art Cologne (Франция), Miami Art Fair (Майами) и т.д., то можно заметить, что в них участвуют российские представители галерей Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

Практически каждая художественная галерея сама создает собственный художественный фонд. Формирование коллекции - важный аспект в деятельности галереи: это придает ей статус не просто коммерческой организации, а культурной, которая занимается собиранием художественных работ новейшего времени, тем самым частично выполняя роль музея.

«...серьезные галереи, заинтересованные в том, чтобы современное искусство в России имело какой-то контекст (а также просто не рассеялось бы и не погибло), не могут не создавать собственных коллекций, выступая даже не столько спонсорами художников (хотя и такое бывает), сколько единственными грамотными коллекционерами...», . Формирование коллекции и фонда чаще всего осуществляется за счет работ с выставки, причем, как правило, художник дарит одну работу с персональной выставки галерее для ее коллекции. Другой путь пополнения собрания - закупка галереей работ художников. Такие коллекции в будущем могут составить часть музейного собрания.

Исходя из истории художественных галерей и анализа их деятельности, можно сделать вывод о том, что оптимальной и устойчивой (отвечающей понятию «художественная галерея»), является такая организация, работа которой направлена, с одной стороны, непосредственно на развитие современной культуры и искусства России, в частности Санкт-Петербурга, а с другой - на развитие художественного рынка. Это проведение персональных и групповых выставок художников, как России, так и зарубежья, что позволяет сохранять определенный качественный уровень; проведение круглых столов и конференций, организация лекций; сотрудничество с различными культурными институциями. Более того, галереи работают с узким кругом художников, выступая, таким образом, своеобразным гарантом качества для коллекционеров, организуют выездные выставки в других галереях и музеях; обеспечивают участие в международных художественных ярмарках и форумах, издание персональных каталогов, буклетов и выпуск другой рекламной продукции. В идеале галерея не должна зависеть от внешних структур и иметь дочерние предприятия, то есть она должна иметь относительно простую структуру, что будет способствовать оперативности в принятии решений и необходимых действий. На современном этапе развития галерейного дела и художественного рынка современного искусства, в свете изменения вкусовых предпочтений коллекционеров и с учетом их внимания к актуальному искусству можно достичь окупаемости и доходности только за счет продажи произведений современного искусства. В то же время оптимально организованные галереи должны быть достаточно гибкими, чтобы постоянно развиваться: расширять сферу своей деятельности, заниматься молодыми художниками (вполне возможно, «искать» их в образовательных художественных учреждениях), быть открытыми для новых направлений и веяний в современном искусстве, принимать активное участие в различных проектах, находиться непосредственно в центре культурных событий.

Кроме того, непреложным условием для успешного функционирования галереи, помимо удачного направления деятельности и подходящей структуры организации, является как определенный культурный уровень населения (именно поэтому галереи и расположены в основном в крупных городах), так и стабильная экономическая ситуация, позволяющая человеку тратить деньги на удовлетворение своих духовных потребностей.

Таким образом, перспективы развития благоприятны для галерей «нового типа», которые смогут сохранить свою нишу и место в культурной жизни города. Остальные же художественные галереи (которые не стали «малыми музеями», получающими государственные дотации и поддержку меценатов), не сумевшие перейти на новые формы рыночных отношений, к сожалению, постепенно себя изживут и исчезнут из культурного пространства города. Однако их место займут молодые галереи с четкой стратегией и тактикой развития, с конкретными целями и задачами. И все же каждая художественная галерея современного искусства играет важную роль как в культурной жизни города и общества, так и в формировании художественного рынка. Они охватывают разные слои общества, с различными материальными возможностями и духовными потребностями.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник