23.06.2019

Значение слова «щит. Современные противоударные щиты


  • ЩИТ , -а́, м.

    1. Защитное вооружение древнего воина в виде округлой или прямоугольной плоскости из дерева или металла, для предохранения от ударов холодным оружием. Над диваном, на ковре, было в порядке развешано всевозможное оружие - кольчуги, щиты, копья, ружья, сабли, пистолеты. А. Н. Толстой, Чудаки. [На картинке] на страшном крылатом змее сидел богатырь в латах. В левой руке он держал щит, а в правой - широко занесенный назад меч. Перегудов, В те далекие годы. || перен. Защита. [Кн. Хворостинин:] Князь Иван Петрович! Ты нам щитом был долго от Литвы - Будь нам теперь щитом от Годунова! А. К. Толстой, Царь Федор Иоаннович.

    2. Устройство, приспособление в виде металлического листа, ряда сколоченных досок и т. п. для предохранения от чего-л., ограждения чего-л. Хотя сами орудия и не имели щитов для прикрытия прислуги, но над площадкой для наводчиков, сверху, у десятидюймовых пушек имелись легкие козырьки из волнистого железа. Степанов, Порт-Артур. Деревянные щиты перед окнами магазинов уже постарели, потрескались, облупились. Каверин, Два капитана. - Или вот как на зяби снег держать? Щиты надо. Я уж и щит такой придумал из хвороста. Шолохов, Поднятая целина. || Плоский лист из сколоченных или сплетенных материалов, служащий для построек, настила и т. п. Даже построили из соломенных щитов купальню. Л. Толстой, Анна Каренина. Для студентов [директор биостанции] соорудил из старых досок и фанерных щитов рябой, длинный, приземистый барак. Успенская, Наше лето. || Готовая часть стены, перегородки, перекрытия и т. п., применяемая в сборном домостроении.

    3. Гидротех. Плоский затвор для закрытия отверстий гидротехнических сооружений (плотин, шлюзов, трубопроводов и т. п.).

    4. Тех. Устройство, предохраняющее от обвалов при проходке тоннеля. Забойный щит.

    5. Зоол. Твердое покрытие у животных, служащее для защиты мягких тканей.

    6. Доска, стенд, на которых помещается, укрепляется что-л. для показа. Сигнальный щит. На крыше его [кордона] был приколочен дощатый щит с черным номером по белому полю - «273». По этому номеру определялись самолеты. Паустовский, Кордон «273». Вот перед газетным щитом со свежим, за вчерашнее число номером московской «Правды» --- столпилась большая группа читателей. Березко, Мирный город. || Тех. Доска, обычно мраморная, на которой расположены электрические измерительные и контрольные приборы. Щит управления. Электрораспределительный щит. Мастер быстро обошел станок и остановился перед щитом с измерительными приборами. Крымов, Инженер.

    7. Воен. Большая мишень для стрельбы артиллерии на море. Стрельба по щитам.

    8. Спорт. Доска, на которой укреплена корзина для игры в баскетбол.

    Проходческий щит - горная машина для проходки шахт и туннелей.

    Поднять на щит кого-что - превознести, восхвалить.

    На щите вернуться - быть побежденным.

    Со щитом вернуться - быть победителем.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

История и классификация

Исторические щиты можно условно разделить на пять типов: изначальные, древние, маленькие (фехтовальные), обычные и большие (стационарные).

Изначальные

Деревянный австралийский щит.

Это древнейший тип щитов, от которого происходят щиты последующих эпох. При этом они не исчезли, а продолжали существовать у многих народов. Эти щиты, в свою очередь, можно разделить на два подтипа: происходящие от простой палки или дубинки, которыми наносят и отражают удары и происходящие от шкуры животного, наброшенной на руку (как у титанов на Пергамском алтаре , хотя так же использовали свой плащ и позднейшие фехтовальщики).

Некоторые щиты первого подтипа представляют из себя просто дубинку или палку с защищённой рукояткой посередине. Защита руки осуществлялась выдалбливанием в дереве рукоятки или прикрытием её маленьким куском кожи, коры или каким-либо плетением. Отражение ударов таким щитом требовало от воина большой ловкости. Иногда роль щита играла даже верёвка, натянутая спереди дубинки, как тетива лука. Некоторые деревянные щиты в Африке и австралийские щиты тамаранги делали из более массивного дерева. Они довольно узки или даже сильно сужаются от центра к концам, имеют выдолбленную изнутри рукоятку. Предназначались для боёв на дубинках .

Дальнейший путь развития щитов первой подкатегории - это увеличение площади кожаной защиты руки на длину всей палки, а второй - расправление шкуры на палке. В конечном результате получается одно и то же - простой кожаный щит. Соответственно, при разрастании деревянного прикрытия руки возникает сплошной деревянный щит. То же относится к плетению или коре .

Древние

Эти щиты происходят от изначальных и имеют разные размеры. Иногда они закрывали воина от щеки до колена, но чаще их диаметр не превышал 70 см, а вес составлял всего 0,5 кг.

Такие щиты изготавливаются из сплошного дерева, коры, плетутся из растительных волокон или прутьев, делаются из кожи. Последние могли иметь только одну центральную распорку (зулусы) или чаще представляли собой плетёный из прутьев каркас, обтянутый кожей. Прочности их хватало, чтобы отражать стрелы, лёгкие дротики и удары простейшего холодного оружия , так как прутья и кожа пружинили и не поддавались снаряду. Или оружие пробивало щит, но застревало в нём. К данной категории защитного снаряжения относилась, например, греческая пелта .

Некоторые щиты были обтянуты шкурой с шерстью, как часто делали в Африке, или имели набивку из шерсти, перьев, травы или даже бумаги между двумя слоями кожи, как у некоторых равнинных индейцев . Это повышало его амортизирующее качество.

Щиты похожей конструкции, имевшие форму в виде «восьмерки», встречаются на микенских фресках из дворцов и инкрустациях из гробниц XVI-XIV вв. до н. э. Судя по всему, они изготовлялись из сырых бычьих шкур, натягивавшихся на раму из двух согнутых в дугу кусков дерева, скреплявшихся крестообразно. Горизонтальная планка имела выступающую часть, которая использовалась как ручка . По мнению британского военного историка античности Питера Коннолли , от подобных крупных, в рост человека, микенских щитов, ведут свое происхождение т. н. «беотийские» или «дипилонские», овальные с выемками по краям, щиты классической эпохи, имевшие более скромные размеры . Данную гипотезу высказывал еще в 1930-е годы известный археолог Артур Эванс . В то же время, некоторые исследователи подвергают сомнению сам факт бытования подобного типа щита, не подтвержденного документальными источниками, считая его «абстрагированной художественной формой» .

Кожаные щиты не всегда имели каркас из прутьев. Это мог быть просто круг или овал из ороговевшей сырой кожи . Но он мог также изготовляться из очень толстой, специально выделанной кожи, которая не только выдерживала удары холодным оружием, но и могла отразить рикошетный мушкетный выстрел. Такой щит VIII в. до н. э. найден в ходе археологических раскопок в Ирландии. Подобные щиты выделывали североамериканские индейцы и масаи .

Некоторые народы в Мексике, а также в Индии , использовали для изготовления щитов панцири черепах. Щиты могли иметь и некоторые усовершенствования. Так апачи прикрепляли на своих щитах зеркала для ослепления противника. У африканцев же с внутренней стороны щита могло помещаться от трёх до шести метательных клинков - молний .

Малые

Маленький железный щит. Индия, XVIII в.

Вторую разновидность представляли собой малые и даже миниатюрные щиты, чаще имеющие круглую форму и 40-70 сантиметров в диаметре. Иногда даже всего чуть больше 10-и сантиметров. Существуют подобные щиты и других форм: квадратные или вытянутые. Последние (итальянские тарги ), могут иметь причудливые очертания, часто с различными выступами или с несколькими шипами по краю. Длинный узкий щит может быть лишь немного шире прикрываемой руки. Эти щиты сравнительно легки, обычно от 1 до 2,5 кг. Предназначены были для поединков, то есть для отражения в первую очередь ударов ручного оружия, в том числе и тяжёлого.

Маленький щит делался из прочного дерева, обтягивался кожей и оковывался железом по краю. Были и полностью железные. Кроме того, такие щиты могли быть плоскими или иметь вид полусферы. И даже выгнутыми в обратную сторону, как маленькие разновидности «тарча » - рыцарского турнирного щитка. Конфигурация чаще была круглой, но, например, тот же тарч мог быть и прямоугольным, и треугольным (французский тарч экю ). Часто имелся вырез для копья. Закрепляли его неподвижно с левой стороны. Основное предназначение - отводить в сторону удар копья.

Другие маленькие щиты держали за рукоятку посередине, как это делали, например, хевсурские фехтовальщики. Так же держали и маленькие европейские фехтовальные кулачные щиты боче . Европейские фехтовальные щиты рондаши часто были снабжены шипами, приспособлениями для захвата и ломки клинков противника в виде зубчатой каймы, выпуклого орнамента или отверстий в двойном корпусе щита. Они иногда снабжались лампами (фонарный щит или рондаш траншейный ), которые или просто подвешивались спереди на крюке, или находились в особом кожухе на внутренней стороне щита, а светили вперёд через открывающееся окошко. Тарч шотландцев (таргет , тарж ), использовавшийся хайлендерами еще в битве при Куллодене 1746 года , также снабжался направленным вперёд отвинчивающимся шипом, который хранился в мешочке на внутренней подкладке щита . Рондаши иногда имели сбоку латную руку с перчаткой (в свою очередь снабжённой парой зубчатых шипов-шпаголомов). Или, наоборот, от щита отходило железное покрытие для верхней части руки. В русской же разновидности тарча - крепостном щите латная рука с длинным остриём проходила перпендикулярно через его середину.

На Востоке тоже иногда старались оснастить чем-нибудь маленькие щиты. Так в Индии щиты маду (madu , maru , singuata ) имели с двух сторон по два длинных рога антилопы со стальными наконечниками на концах, а то и с шипом спереди. Впрочем, это оружие могло быть и вовсе без щитка, что ещё больше сближает его с щитами первичного типа.

Обычные

К третьей категории можно отнести щиты, применявшиеся в армиях государств всех времён и народов. Сюда надо отнести и тяжёлые деревянные щиты викингов . Характерным примерами могут служить бронзовые гоплоны и асписы греческих гоплитов , деревянный скутум - римских легионеров и щиты русских воинов. Удлинённые миндалевидные щиты средневековья тоже относятся к этой категории. Хотя даже в Средневековье существовали и особым способом изготовленные плетёные из прутьев щиты (калкан ), но чаще они собирались из массивных железных деталей, дерева и кожи (а иногда и целиком оковывались бронзой), весили до 10 килограммов и были очень прочны. Держали их или за одну рукоятку, или использовали две, просовывая в одно руку по локоть. Были и варианты с тремя ручками, для комбинирования способов захвата. Кроме обычной ручки с петлями под локоть и кисть, они, будучи для одной руки часто слишком тяжёлыми, снабжались ремнем, перебрасывавшимся через плечо.

Иногда они снабжались шипами. Щиты ассирийцев имели даже несколько шипов, причём устрашающего размера. Однако щиты с шипами, естественно, могли быть только у первого ряда воинов. Также большие европейские фехтовальные щиты имели по краю острия и различные выступы.

Генуэзскими стрелками использовался щит павеза , служивший одновременно и защитой от стрел, и подпоркой для арбалета.

Современные противоударные щиты

В дальнейшем, щиты получили распространение в полиции и тюремной охране. На рубеже 1960-1970-х годов противоударные щиты поступили на вооружение специальных подразделений полиции США, Японии и ряда иных капиталистических государств. Щиты обеспечивали защиту от ударов холодным и импровизированным оружием и метательных снарядов (камней, бутылок и т. д.) .

Противоударные щиты нередко изготавливают из прозрачного пластика , или имеют вставку на уровне глаз из данного материала (либо перфорационные отверстия), благодаря чему можно наблюдать окружающую обстановку и координировать свои действия.

Как правило, противоударные щиты находятся на вооружении сотрудников правоохранительных органов и пенитенциарной системы из состава полицейских подразделений специального назначения , а также военнослужащих армейских формирований специального назначения и сил безопасности (жандармерии , внутренних войск , национальной гвардии , военной полиции , миротворческих сил ООН), которые обучены тактике их применения.

Известны случаи изготовления и использования противоударных щитов кустарного производства: в частности, зимой 2013-2014 года такие щиты применялись активистами «Евромайдана » в столкновениях с «Беркутом ».

Противопульные щиты

Противопульные щиты нескольких различных конструкций использовались в ходе Первой мировой войны подразделениями русской армии: наибольшее распространение получили крепостной щит (который весил более 1 пуда) и полевой щит (который весил около 26 фунтов). Большая часть щитов была утрачена во время великого отступления 1915 года .

В СССР передвижные бронированные щитки с амбразурой для стрельбы лёжа из винтовки (треугольные, из броневой стали) начали выпускать для Красной Армии после начала советско-финской войны , во время войны был разработан новый способ их применения в наступлении на укреплённые позиции противника в зимних условиях: бойцы устанавливали щитки на лыжи и толкали перед собой . Всего, до окончания войны на предприятиях Ленинграда было изготовлено 50 тысяч щитов .

Щиты производились и применялись в ходе Великой Отечественной войны (в частности, в ходе обороны Ленинграда).

В последующее время, противопульные баллистические щиты остались на вооружении полицейских и антитеррористических подразделений специального назначения. Сначала такие щиты изготавливали из броневой стали, а затем - с использованием баллистических тканей (кевлар , арамидные волокна) полимеров и т. д. Современные противопульные щиты выпускают в нескольких основных вариантах:

  • в качестве примера, можно привести советский БЗТ -75 (трапециевидный одноручный щит из титанового сплава, массой 5,5 кг и площадью 21,2 дм²)

Некоторые модели современных щитов оснащены амбразурой для ведения огня, смотровым окном или фонарём

Видео по теме

Символизм щита

Aalavattam - индийский специальный декоративный щит-украшение, вешается под обе стороны идолов, божеств или мифологических персонажей во время фестивалей и праздников.

Щиты имеют большое символическое значение в культуре и мифологии различных народов мира. В ряде мифов щиты играют важную роль. В религии языческих народов особый щит почитался священным знаком божественного покровительства.

  • так, в Греции изобретение щита приписывают братьям Прету и Акрисию во время войны между близнецами за власть в Аргосе. Некоторые щиты героям вручали боги, такие щиты имели сверхъестественные свойства. Щит Ахилла был изготовлен Гефестом , и по своему щиту Ахилл, как по карте, мог найти любое место на земле. В мифе о Персее , герой убивает Медузу Горгону , смотря на отражение в полированном медном щите Афины.
  • в Древнем Риме был известен Анкил - щит бога Марса, по легенде упавший с неба и излечивший моровую язву. Римляне хранили в святилище сам щит и 11 копий этого щита.

Рисунки на поверхности щита, и другие элементы его оформления у многих первобытных народов играли чрезвычайно важную роль. Особенно известны в этом плане щиты североамериканских индейцев района Великих равнин, которые приписывали этому оформлению важные охранительные и мистические свойства .

Щит в геральдике

Изображения на вещах (в том числе, на оружии и щитах) известны с древних времён. Эти изображения явились как результат желания выделить себя из массы, придать себе резкое от неё отличие, заметное иногда даже в разгаре битвы. Свидетельства об употреблении таких знаков встречаются уже у античных авторов: Гомера, Вергилия, Плиния и др. Но знаки эти были лишь случайным украшением, менявшимся по произволу лица, принявшего их .

С XII века на щитах появляются символы - зачатки гербов. Во времена крестовых походов рыцарство всей Европы двинулось для освобождения Гроба Господня. Стремление к таким знакам выразилось ещё настоятельнее. Этому способствовало и самое вооружение рыцаря, так как железные доспехи, покрывавшие его, мало различались одни от других. Знаки на вооружении, которые были как бы свидетелями подвигов крестоносца, свято сохранялись в память совершенного похода: символические изображения становятся постоянными. Отсюда установление особых правил для их употребления.

Щит является основой всякого герба . В современной геральдике сложились основные формы щита:

  • Варяжский - треугольный; раннеготский - треугольный, со скруглёнными верхними краями, вытянутый книзу.
  • Итальянский - овальный щит.
  • Испанский - квадратный, с выгнутым и закруглённым нижним краем.
  • Французский - квадратный, с сердцевидной скобкой снизу
  • Немецкий - красивый фигурный щит с глубокими выемками и завитками.
  • «Русский» - каплевидный щит .
  • Фигурируют также и другие, неканонические формы: ромбический, треугольный, прямоугольный, пятиугольный и пр. фигурные.

См. также

  • Тарч (европейский)
  • Тарч (русский)

Примечания

  1. Стоун Дж. К. Большая энциклопедия оружия и доспехов. Оружие и доспехи всех времён и народов / Пер с англ. - М.: АСТ, Астрель, 2008. - С. 593, 594, 597.
  2. Вейлэ К. Элементы человеческой культуры. Начатки и первичные формы материальной культуры. - М. - Пг.: Государственное издательство, 1923. - С.90-93.
  3. Организация Египетского войска в эпоху Древнего царства // History Wars.info
  4. Вэрри Дж. Войны античности. О греко-персидских войн до падения Рима. - М.: ЭКСМО, 2004. - С. 11.
  5. Коннолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 51.
  6. Алексинский Д. П. Беотийский щит - иконографический феномен? // X-Legio.
  7. Носов К. С. Традиционное оружие Индии. - М.: ЭКСМО, 2011. - С. 106.

Щит - ручное, военное, оборонительное снаряжение, предназначенное для защиты носителя от холодного и метательного оружия . Щит держат за рукоять или носят на руке, продетой через ремни.

Щиты появились в глубокой древности, однако уже к Позднему Средневековью их значение уменьшилось по причине совершенствования доспехов и развития фехтования. С распространением огнестрельного оружия щиты утратили боевую ценность. Тем не менее, в последующее время в странах Европы имело место изготовление декоративных щитов (которые являлись репликой средневековых щитов, но не были предназначены для практического использования - они служили для украшения помещений в замках и дворцах аристократии).

Дальнейший путь развития щитов первой подкатегории - это увеличение площади кожаной защиты руки на длину всей палки, а второй - расправление шкуры на палке. В конечном результате получается одно и то же - простой кожаный щит. Соответственно, при разрастании деревянного прикрытия руки возникает сплошной деревянный щит. То же относится к плетению или коре.

Древние

Эти щиты происходят от первичных и имеют разные размеры. Иногда они закрывали воина от щеки до колена, но чаще их диаметр не превышал 70 см, а вес составлял всего 0,5 кг.

Такие щиты изготавливаются из сплошного дерева, коры, плетутся из растительных волокон или прутьев, делаются из кожи. Последние могли иметь только одну центральную распорку (зулусы) или чаще представляли собой плетёный из прутьев каркас, обтянутый кожей. Прочности их хватало, чтобы отражать стрелы, лёгкие дротики и удары простейшего холодного оружия , так как прутья и кожа пружинили и не поддавались снаряду. Или оружие пробивало щит, но застревало в нём. К данной категории защитного снаряжения относилась, например, греческая пелта .

Некоторые щиты были обтянуты шкурой с шерстью, как часто делали в Африке, или имели набивку из шерсти, перьев, травы или даже бумаги между двумя слоями кожи, как у некоторых равнинных индейцев . Это повышало его амортизирующее качество.

Кожаные щиты не всегда имели каркас из прутьев. Это мог быть просто круг или овал из ороговевшей сырой кожи . Но он мог также изготовлятся из очень толстой, специально выделанной кожи, которая не только выдерживала удары холодным оружием, но и могла отразить рикошетный мушкетный выстрел. Такой щит VIII в. до н. э. найден в ходе археологических раскопок в Ирландии. Подобные делали североамериканские индейцы и масаи .

Некоторые народы в Мексике использовали для щитов панцири черепахи. Щиты могли иметь и некоторые усовершенствования. Так апачи прикрепляли на своих щитах зеркала для ослепления противника. У африканцев же с внутренней стороны щита могло помещаться от трёх до шести метательных клинков - молний .

Малые

Вторую разновидность представляли собой малые и даже миниатюрные щиты, чаще имеющие круглую форму и 40-70 сантиметров в диаметре. Иногда даже всего чуть больше 10-и сантиметров. Существуют подобные щиты и других форм: квадратные или вытянутые. Последние (итальянские тарги ), могут иметь причудливые очертания, часто с различными выступами или с несколькими шипами по краю. Длинный узкий щит может быть лишь немного шире прикрываемой руки. Эти щиты сравнительно легки, обычно от 1 до 2,5 кг. Предназначены были для поединков, то есть для отражения в первую очередь ударов ручного оружия, в том числе и тяжёлого.

Маленький щит делался из прочного дерева, обтягивался кожей и оковывался железом по краю. Были и полностью железные. Кроме того, такие щиты могли быть плоскими или иметь вид полусферы. И даже выгнутыми в обратную сторону, как маленькие разновидности «тарча » - рыцарского турнирного щитка. Конфигурация чаще была круглой, но, например, тот же тарч мог быть и прямоугольным, и треугольным (французский тарч экю ). Часто имелся вырез для копья. Закрепляли его неподвижно с левой стороны. Основное предназначение - отводить в сторону удар копья.

Другие маленькие щиты держали за рукоятку посередине, как это делали, например, хевсурские фехтовальщики. Так же держали и маленькие европейские фехтовальные кулачные щиты боче . Европейские фехтовальные щиты рондаши часто были снабжены шипами, приспособлениями для захвата и ломки клинков противника в виде зубчатой каймы, выпуклого орнамента или отверстий в двойном корпусе щита. Они иногда снабжались лампами (фонарный щит или рондаш траншейный ), которые или просто подвешивались спереди на крюке, или находились в особом кожухе на внутренней стороне щита, а светили вперёд через открывающееся окошко. Тарч шотландцев (таргет , тарж ) также снабжался направленным вперёд отвинчивающимся шипом, который хранился в мешочке на внутренней подкладке щита . Рондаши иногда имели сбоку латную руку с перчаткой (в свою очередь снабжённой парой зубчатых шипов-шпаголомов). Или, наоборот, от щита отходило железное покрытие для верхней части руки. В русской же разновидности тарча - крепостном щите латная рука с длинным остриём проходила перпендикулярно через его середину.

На Востоке тоже иногда старались оснастить чем-нибудь маленькие щиты. Так в Индии щиты маду () имели с двух сторон по два длинных рога антилопы со стальными наконечниками на концах, а то и с шипом спереди. Впрочем, это оружие могло быть и вовсе без щитка, что ещё больше сближает его с щитами первичного типа.

Обычные

К третьей категории можно отнести щиты, применявшиеся в армиях государств всех времён и народов. Сюда надо отнести и тяжёлые деревянные щиты викингов . Характерным примерами могут служить бронзовые гоплоны и асписы греческих гоплитов , деревянный скутум - римских легионеров и щиты русских воинов. Удлинённые миндалевидные щиты средневековья тоже относятся к этой категории. Хотя даже в Средневековье существовали и особым способом изготовленные плетёные из прутьев щиты (калкан ), но чаще они собирались из массивных железных деталей, дерева и кожи (а иногда и целиком оковывались бронзой), весили до 10 килограммов и были очень прочны. Держали их или за одну рукоятку, или использовали две, просовывая в одно руку по локоть. Были и варианты с тремя ручками, для комбинирования способов захвата. Кроме обычной ручки с петлями под локоть и кисть, они, будучи для одной руки часто слишком тяжёлыми, снабжались ремнем, перебрасывавшимся через плечо.

Иногда они снабжались шипами. Щиты ассирийцев имели даже несколько шипов, причём устрашающего размера. Однако щиты с шипами, естественно, могли быть только у первого ряда воинов. Также большие европейские фехтовальные щиты имели по краю острия и различные выступы.

Генуэзскими стрелками использовался щит павеза , служивший одновременно и защитой от стрел, и подпоркой для арбалета.

Современные противоударные щиты

В дальнейшем, щиты получили распространение в полиции и тюремной охране. На рубеже 1960–1970-х годов противоударные щиты поступили на вооружение специальных подразделений полиции США, Японии и ряда иных капиталистических государств. Щиты обеспечивали защиту от ударов холодным и импровизированным оружием и метательных снарядов (камней, бутылок и т. д.) .

Противоударные щиты нередко изготавливают из прозрачного пластика , либо имеют вставку из него на уровне глаз, благодаря чему можно наблюдать окружающую обстановку и координировать свои действия.

Как правило, противоударные щиты находятся на вооружении отдельных категорий сотрудников правоохранительных органов и сил безопасности, а также отдельных категорий военнослужащих (жандармерии, внутренних войск, военной полиции, миротворческих подразделений сил ООН), которые обучены тактике их применения.

Известны случаи изготовления и использования противоударных щитов кустарного производства: в частности, зимой 2013-2014 года такие щиты применялись активистами «Евромайдана » в столкновениях с «Беркутом ».

Противопульные щиты

Противопульные щиты нескольких различных конструкций использовались в ходе Первой мировой войны подразделениями русской армии: наибольшее распространение получили крепостной щит (который весил более 1 пуда) и полевой щит (который весил около 26 фунтов). Большая часть щитов была утрачена во время великого отступления 1915 года .

В СССР передвижные бронированные щитки с амбразурой для стрельбы лёжа из винтовки (треугольные, из броневой стали) начали выпускать для Красной Армии после начала советско-финской войны , во время войны был разработан новый способ их применения в наступлении на укреплённые позиции противника в зимних условиях: бойцы устанавливали щитки на лыжи и толкали перед собой . Всего, до окончания войны на предприятиях Ленинграда было изготовлено 50 тысяч щитов .

Щиты производились и применялись в ходе Великой Отечественной войны (в частности, в ходе обороны Ленинграда).

В последующее время, противопульные баллистические щиты остались на вооружении полицейских и антитеррористических подразделений специального назначения. Сначала такие щиты изготавливали из броневой стали, а затем - с использованием баллистических тканей (кевлар , арамидные волокна) полимеров и т. д. Современные противопульные щиты выпускают в нескольких основных вариантах:

  • в качестве примера, можно привести советский БЗТ -75 (трапециевидный одноручный щит из титанового сплава, массой 5,5 кг и площадью 21,2 дм²)

Некоторые модели современных щитов оснащены амбразурой для ведения огня, смотровым окном или фонарём

Символизм щита

Щиты имеют большое символическое значение в культуре и мифологии различных народов мира. В ряде мифов щиты играют важную роль. В религии языческих народов особый щит почитался священным знаком божественного покровительства.

  • так, в Греции изобретение щита приписывают братьям Прету и Акрисию во время войны между близнецами за власть в Аргосе. Некоторые щиты героям вручали боги, такие щиты имели сверхъестественные свойства. Щит Ахилла был изготовлен Гефестом , и по своему щиту Ахилл, как по карте, мог найти любое место на земле. В мифе о Персее , герой убивает Медузу Горгону , смотря на отражение в полированном медном щите Афины.
  • в Древнем Риме был известен Анкил - щит бога Марса, по легенде упавший с неба и излечивший моровую язву. Римляне хранили в святилище сам щит и 11 копий этого щита.

Рисунки на поверхности щита, и другие элементы его оформления у многих первобытных народов играли чрезвычайно важную роль. Особенно известны в этом плане щиты североамериканских индейцев района Великих равнин, которые приписывали этому оформлению важные охранительные и мистические свойства .

Щит в геральдике

Изображения на вещах (в том числе, на оружии и щитах) известны с древних времён. Эти изображения явились как результат желания выделить себя из массы, придать себе резкое от неё отличие, заметное иногда даже в разгаре битвы. Свидетельства об употреблении таких знаков встречаются уже у античных авторов: Гомера, Вергилия, Плиния и др. Но знаки эти были лишь случайным украшением, менявшимся по произволу лица, принявшего их .

С XII века на щитах появляются символы - зачатки гербов. Во времена крестовых походов рыцарство всей Европы двинулось для освобождения Гроба Господня. Стремление к таким знакам выразилось ещё настоятельнее. Этому способствовало и самое вооружение рыцаря, так как железные доспехи, покрывавшие его, мало различались одни от других. Знаки на вооружении, которые были как бы свидетелями подвигов крестоносца, свято сохранялись в память совершенного похода: символические изображения становятся постоянными. Отсюда установление особых правил для их употребления.

Щит является основой всякого герба . В современной геральдике сложились основные формы щита:

  • Варяжский - треугольный; раннеготский - треугольный, со скруглёнными верхними краями, вытянутый книзу.
  • Итальянский - овальный щит.
  • Испанский - квадратный, с выгнутым и закруглённым нижним краем.
  • Французский - квадратный, с сердцевидной скобкой снизу
  • Немецкий - красивый фигурный щит с глубокими выемками и завитками.
  • Русский - миндалевидный щит .
  • Фигурируют также и другие, неканонические формы: ромбический, треугольный, прямоугольный, пятиугольный и пр. фигурные.

См. также

Напишите отзыв о статье "Щит"

Примечания

  1. Стоун Джордж Камерон. Большая энциклопедия оружия и доспехов. Оружие и доспехи всех времён и народов / Пер с англ. - М.: АСТ, Астрель, 2008. - С. 593, 594, 597.
  2. Вейлэ К. Элементы человеческой культуры. Начатки и первичные формы материальной культуры. - М. - Пг.: Государственное издательство, 1923. - С.90-93.
  3. Стоун Джордж Камерон. Большая энциклопедия оружия и доспехов. Оружие и доспехи всех времён и народов / Пер с англ. - М.: АСТ, Астрель, 2008. - С. 598, 599.
  4. Бельсон Я. М. Полиция «свободного общества». - М.: Юридическая литература, 1984. - С. 54, 159.
  5. А. Б. Асташов. Русский фронт в 1914 - начале 1917 года: военный опыт и современность. М., «Новый хронограф», 2014. стр.101-102.
  6. Советско-финская война 1939-1940 гг. Хрестоматия / ред.-сост. А. Е. Тарас . - Мн.: Харвест , 1999. - С. 166.
  7. 50 лет Вооружённым силам СССР, 1918-1968. / редколл., отв. ред. М. В. Захаров. - М.: Воениздат, 1968. - С. 231.
  8. Томпсон Л. Антитеррор. Руководство по освобождению заложников. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. - С. 147-148.
  9. Момадэй Н. С. В присутствии Солнца: собрание щитов // Дух, остающийся жить. - М.: Сфера, 1997. - С. 131-170. - ISBN 5-85000-008-9.
  10. Винклер П. П. Герб, Гербоведение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  11. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978. [ ]

Литература

  • Стоун Джордж Камерон . Большая энциклопедия оружия и доспехов. Оружие и доспехи всех времён и народов / Пер с англ. - М.: АСТ , Астрель , 2008. - 767 с. - ISBN 978-5-17-052742-7, ISBN 978-5-271-21108-9, ISBN 978-5-17-052752-6, ISBN 978-5-271-21109-6, ISBN 0-486-40726-8. (англ.).

Ссылки

Отрывок, характеризующий Щит

– Они, радимые, «стопы господние»... – указав на дивные цветы, качнул головой Старец.
Вот с тех пор и пошла легенда о Цветах Господних. Говорят, они всегда растут у обителей Божьих, чтобы путь указать пришедшим...
Задумавшись, я не заметила, что осматриваюсь вокруг... и буквально тут же очнулась!.. Мои удивительные чудо-цветы росли лишь вокруг узенькой, тёмной щели, зиявшей в скале, как почти невидимый, «природный» вход!!! Обострившееся вдруг чутьё, повело меня именно туда...
Никого не было видно, никто не выходил. Чувствуя себя неуютно, приходя непрошенной, я всё же решила попробовать и подошла к щели. Опять же, ничего не происходило... Ни особой защиты, ни каких либо других неожиданностей не было. Всё оставалось величественным и спокойным, как от начала времён... Да и от кого было здесь защищаться? Только от таких же одарённых, какими были сами хозяева?.. Меня вдруг передёрнуло – но ведь мог появиться ещё один такой же «Караффа», который был бы в какой-то степени одарённым, и так же просто бы их «нашёл»?!..
Я осторожно вошла в пещеру. Но и здесь ничего необычного не произошло, разве что, воздух стал каким-то очень мягким и «радостным» – пахло весной и травами, будто я находилась на сочной лесной поляне, а не внутри голой каменной скалы... Пройдя несколько метров, я вдруг поняла, что становится всё светлее, хотя, казалось бы, должно было быть наоборот. Свет струился откуда-то сверху, здесь внизу распыляясь в очень мягкое «закатное» освещение. В голове тихо и ненавязчиво зазвучала странная, успокаивающая мелодия – ничего подобного мне никогда раньше не приходилось слышать... Необычайное сочетание звуков делало мир вокруг лёгким и радостным. И безопасным...
В странной пещере было очень тихо и очень уютно... Единственное, что чуточку настораживало – всё сильнее нарастало ощущение чужого наблюдения. Но оно не было неприятным. Просто – заботливый взгляд родителя за несмышлёным малышом...
Коридор, по которому я шла, начал расширяться, переходя в огромный высокий каменный зал, по краям которого располагались простые каменные сидения, похожие на длинные скамьи, выбитые кем-то прямо в скале. А посередине этого странного зала высился каменный постамент, на котором «горел» всеми цветами радуги огромный бриллиантовый кристалл... Он сверкал и переливался, ослепляя разноцветными вспышками, и был похож на маленькое солнце, почему-то вдруг кем-то запрятанное в каменную пещеру.
Я подошла поближе – кристалл засиял ярче. Это было очень красиво, но не более, и никакого восторга или приобщения к чему-то «великому» не вызывало. Кристалл был материальным, просто невероятно большим и великолепным. Но и только. Он не был чем-то мистическим или значимым, а всего лишь необычайно красивым. Только вот я пока никак не могла понять, почему этот с виду совершенно вроде бы простой «камень» реагировал на приближение человека? Могло ли оказаться возможным, что его каким-то образом «включало» человеческое тепло?
– Ты совершенно права, Изидора... – вдруг послышался чей-то ласковый голос. – Недаром, тебя ценят Отцы!
Вздрогнув от неожиданности, я обернулась, тут же радостно воскликнув – рядом стоял Север! Он был по-прежнему приветливым и тёплым, только чуточку грустным. Как ласковое солнце, которое вдруг закрыла случайная туча...
– Здравствуй Север! Прости, что пришла непрошенной. Я звала тебя, но ты не явился... Тогда я решила сама попробовать найти тебя. Скажи, что означают твои слова? В чём моя правота?
Он подошёл к кристаллу – тот засиял ещё ярче. Свет буквально слепил, не давая на него смотреть.
– Ты права насчёт этого «дива»... Мы нашли его очень давно, много сотен лет тому назад. И теперь он служит хорошую службу – защитой против «слепых», тех, которые случайно попали сюда. – Север улыбнулся. – Для «желающих, но не могущих»... – и добавил. – Как Караффа. Но это не твой зал, Изидора. Пойдём со мной. Я покажу тебе твою Мэтэору.
Мы двинулись вглубь зала, проходя, стоящие по краям, какие-то огромные белые плиты с выбитыми на них письменами.
– Это не похоже на руны. Что это, Север? – не выдержала я.
Он опять дружески улыбнулся:
– Руны, только очень древние. Твой отец не успел тебя научить... Но если захочешь – я научу тебя. Только приходи к нам, Изидора.
Он повторял уже слышанное мною.
– Нет! – сразу же отрезала я. – Я не поэтому сюда пришла, ты знаешь, Север. Я пришла за помощью. Только вы можете помочь мне уничтожить Караффу. Ведь в том, что он творит – и ваша вина. Помогите же мне!
Север ещё больше погрустнел... Я заранее знала, что он ответит, но не намеревалась сдаваться. На весы были поставлены миллионы хороших жизней, и я не могла так просто отказаться от борьбы за них.
– Я уже объяснил тебе, Изидора...
– Так объясни ещё! – резко прервала его я. – Объясни мне, как можно спокойно сидеть, сложа руки, когда человеческие жизни гаснут одна за другой по твоей же вине?! Объясни, как такая мразь, как Караффа, может существовать, и ни у кого не возникает желание даже попробовать уничтожить его?! Объясни, как ты можешь жить, когда рядом с тобой происходит такое?..
Горькая обида клокотала во мне, пытаясь выплеснуться наружу. Я почти кричала, пытаясь достучаться до его души, но чувствовала, что теряю. Обратного пути не было. Я не знала, получится ли ещё когда-нибудь попасть туда, и должна была использовать любую возможность, прежде чем уйти.
– Оглянись, Север! По всей Европе пылают живыми факелами твои братья и сёстры! Неужели ты можешь спокойно спать, слыша их крики??? И как же тебе не сняться кровавые кошмары?!
Его спокойное лицо исказила гримаса боли:
– Не говори такого, Изидора! Я уже объяснял тебе – мы не должны вмешиваться, нам не дано такое право... Мы – хранители. Мы лишь оберегаем ЗНАНИЯ.
– А тебе не кажется, что подожди Вы ещё, и Ваши знания уже не для кого будет сохранять?!. – горестно воскликнула я.
– Земля не готова, Изидора. Я уже говорил тебе это...
– Что ж, возможно она никогда готовой не будет... И когда-нибудь, через каких-нибудь тысячу лет, когда ты будешь смотреть на неё со своих «вершин», ты узришь лишь пустое поле, возможно даже поросшее красивыми цветами, потому что на Земле в это время уже не будет людей, и некому будет срывать эти цветы... Подумай, Север, такое ли будущее ты желал Земле?!..
Но Север был защищён глухой стеной веры в то, что говорил... Видимо, они все железно верили, что были правы. Или кто-то когда-то вселил эту веру в их души так крепко, что они проносили её чрез столетия, не открываясь и не допуская никого в свои сердца... И я не могла через неё пробиться, как бы ни старалась.
– Нас мало, Изидора. И если мы вмешаемся, не исключено, что мы тоже погибнем... А тогда проще простого будет даже для слабого человека, уже не говоря о таком, как Караффа, воспользоваться всем, что мы храним. И у кого-то в руках окажется власть над всеми живущими. Такое уже было когда-то... Очень давно. Мир чуть не погиб тогда. Поэтому – прости, но мы не будем вмешиваться, Изидора, у нас нет на это права... Наши Великие Предки завещали нам охранять древние ЗНАНИЯ. И это то, для чего мы здесь. Для чего живём. Мы не спасли даже Христа когда-то... Хотя могли бы. А ведь мы все очень любили его.
– Ты хочешь сказать, что кто-то из Вас знал Христа?!.. Но это ведь было так давно!.. Даже Вы не можете жить так долго!
– Почему – давно, Изидора?– искренне удивился Север. – Это было лишь несколько сотен назад! А мы ведь живём намного дольше, ты знаешь. Как могла бы жить и ты, если бы захотела...
– Несколько сотен?!!! – Север кивнул. – Но как же легенда?!.. Ведь по ней с его смерти прошло уже полторы тысячи лет?!..
– На то она «легенда» и есть... – пожал плечами Север, – Ведь если бы она была Истиной, она не нуждалась бы в заказных «фантазиях» Павла, Матфея, Петра и им подобных?.. При всём при том, что эти «святые» люди ведь даже и не видели никогда живого Христа! И он никогда не учил их. История повторяется, Изидора... Так было, и так будет всегда, пока люди не начнут, наконец, самостоятельно думать. А пока за них думают Тёмные умы – на Земле всегда будет властвовать лишь борьба...
Север умолк, как бы решая, стоит ли продолжать. Но, немного подумав, всё же, заговорил снова...
– «Думающие Тёмные», время от времени дают человечеству нового Бога, выбирая его всегда из самых лучших, самых светлых и чистых,… но именно тех, которых обязательно уже нет в Круге Живых. Так как на мёртвого, видишь ли, намного легче «одеть» лживую «историю его Жизни», и пустить её в мир, чтобы несла она человечеству лишь то, что «одобрялось» «Думающими Тёмными», заставляя людей окунаться ещё глубже в невежество Ума, пеленая Души их всё сильнее в страх неизбежной смерти, и надевая этим же оковы на их свободную и гордую Жизнь...
– Кто такие – Думающие Тёмные, Север? – не выдержала я.
– Это Тёмный Круг, в который входят «серые» Волхвы, «чёрные» маги, денежные гении (свои для каждого нового промежутка времени), и многое тому подобное. Проще – это Земное (да и не только) объединение «тёмных» сил.
– И Вы не боретесь с ними?!!! Ты говоришь об этом так спокойно, как будто это тебя не касается!.. Но ты ведь тоже живёшь на Земле, Север!
В его глазах появилась смертельная тоска, будто я нечаянно затронула нечто глубоко печальное и невыносимо больное.
– О, мы боролись, Изидора!.. Ещё как боролись! Давно это было... Я, как и ты сейчас, был слишком наивным и думал, что стоит людям лишь показать, где правда, а где ложь, и они тут же кинутся в атаку за «правое дело». Это всего лишь «мечты о будущем», Изидора... Человек, видишь ли, существо легко уязвимое... Слишком легко поддающееся на лесть и жадность. Да и другие разные «человеческие пороки»... Люди в первую очередь думают о своих потребностях и выгодах, и только потом – об «остальных» живущих. Те, кто посильнее – жаждут Власти. Ну, а слабые ищут сильных защитников, совершенно не интересуясь их «чистоплотностью». И это продолжается столетиями. Вот почему в любой войне первыми гибнут самые светлые и самые лучшие. А остальные «оставшиеся» присоединяются к «победителю»... Так и идёт по кругу. Земля не готова мыслить, Изидора. Знаю, ты не согласна, ибо ты сама слишком чиста и светла. Но одному человеку не по силам свергнуть общее ЗЛО, даже такому сильному, как ты. Земное Зло слишком большое и вольное. Мы пытались когда-то... и потеряли лучших. Именно поэтому, мы будем ждать, когда придёт правильное время. Нас слишком мало, Изидора.
– Но почему тогда Вы не пытаетесь воевать по-другому? В войну, которая не требует Ваших жизней? У Вас ведь есть такое оружие! И почему разрешаете осквернять таких, как Иисус? Почему не расскажете людям правду?..
– Потому, что никто не будет этого слушать, Изидора... Люди предпочитают красивую и спокойную ложь, будоражащей душу правде... И пока ещё не желают думать. Смотри, ведь даже истории о «жизни богов» и мессий, сотворённые «тёмными», слишком одна на другую похожи, вплоть до подробностей, начиная с их рождения и до самой смерти. Это чтобы человека не беспокоило «новое», чтобы его всегда окружало «привычное и знакомое». Когда-то, когда я был таким, как ты – убеждённым, истинным Воином – эти «истории» поражали меня открытой ложью и скупостью разнообразия мысли их «создающих». Я считал это великой ошибкой «тёмных»... Но теперь, давно уже понял, что именно такими они создавались умышленно. И это по-настоящему было гениальным... Думающие Тёмные слишком хорошо знают природу «ведомого» человека, и поэтому совершенно уверены в том, что Человек всегда с готовностью пойдёт за тем, кто похож на уже и з в е с т н о е ему, но будет сильно сопротивляться и тяжело примет того, кто окажется для него н о в ы м, и заставит мыслить. Поэтому-то наверное люди всё ещё слепо идут за «похожими» Богами, Изидора, не сомневаясь и не думая, не утруждая задать себе хотя бы один вопрос...
Я опустила голову – он был совершенно прав. У людей был всё ещё слишком сильным «инстинкт толпы», который легко управлял их податливыми душами...
– А ведь у каждого из тех, которых люди называли Богами, были очень яркие и очень разные, их собственные уникальные Жизни, которые чудесно украсили бы Истинную Летопись Человечества, если бы люди знали о них, – печально продолжал Север. – Скажи мне, Изидора, читал ли кто-нибудь на Земле записи самого Христа?.. А ведь он был прекрасным Учителем, который к тому же ещё и чудесно писал! И оставил намного больше, чем могли бы даже представить «Думающие Тёмные», создавшие его липовую историю...
Глаза Севера стали очень тёмными и глубокими, будто на мгновение вобрали в себя всю земную горечь и боль... И было видно, что говорить об этом ему совершенно не хочется, но с минуту помолчав, он всё же продолжил.
– Он жил здесь с тринадцати лет... И уже тогда писал весть своей жизни, зная, как сильно её изолгут. Он уже тогда знал своё будущее. И уже тогда страдал. Мы многому научили его... – вдруг вспомнив что-то приятное, Север совершенно по-детски улыбнулся... – В нём всегда горела слепяще-яркая Сила Жизни, как солнце... И чудесный внутренний Свет. Он поражал нас своим безграничным желанием ВЕДАТЬ! Знать ВСЁ, что знали мы... Я никогда не зрел такой сумасшедшей жажды!.. Кроме, может быть, ещё у одной, такой же одержимой...
Его улыбка стала удивительно тёплой и светлой.
– В то время у нас жила здесь девочка – Магдалина... Чистая и нежная, как утренний свет. И сказочно одарённая! Она была самой сильной из всех, кого я знал на Земле в то время, кроме наших лучших Волхвов и Христа. Ещё находясь у нас, она стала Ведуньей Иисуса... и его единственной Великой Любовью, а после – его женой и другом, делившим с ним каждое мгновение его жизни, пока он жил на этой Земле... Ну, а он, учась и взрослея с нами, стал очень сильным Ведуном и настоящим Воином! Вот тогда и пришло его время с нами прощаться... Пришло время исполнить Долг, ради которого Отцы призвали его на Землю. И он покинул нас. А с ним вместе ушла Магдалина... Наш монастырь стал пустым и холодным без этих удивительных, теперь уже ставших совершенно взрослыми, детей. Нам очень не хватало их счастливых улыбок, их тёплого смеха... Их радости при виде друг друга, их неуёмной жажды знания, железной Силы их Духа, и Света их чистых Душ... Эти дети были, как солнца, без которых меркла наша холодная размеренная жизнь. Мэтэора грустила и пустовала без них... Мы знали, что они уже никогда не вернутся, и что теперь уже никто из нас более никогда не увидит их... Иисус стал непоколебимым воином. Он боролся со злом яростнее, чем ты, Изидора. Но у него не хватило сил. – Север поник... – Он звал на помощь своего Отца, он часами мысленно беседовал с ним. Но Отец был глух к его просьбам. Он не мог, не имел права предать то, чему служил. И ему пришлось за это предать своего сына, которого он искренне и беззаветно любил – в глазах Севера, к моему великому удивлению, блестели слёзы... – Получив отказ своего Отца, Иисус, также как и ты, Изидора, попросил помощи у всех нас... Но мы тоже отказали ему... Мы не имели права. Мы предлагали ему уйти. Но он остался, хотя прекрасно знал, что его ждёт. Он боролся до последнего мгновения... Боролся за Добро, за Землю, и даже за казнивших его людей. Он боролся за Свет. За что люди, «в благодарность», после смерти оклеветали его, сделав ложным и беспомощным Богом... Хотя именно беспомощным Иисус никогда и не был... Он был воином до мозга костей, ещё тогда, когда совсем ребёнком пришёл к нам. Он призывал к борьбе, он крушил «чёрное», где бы оно ни попадалось, на его тернистом пути.

Иисус Радомир прогоняет
торговцев из храма

Север замолк, и я подумала, что рассказ закончен. В его печальных серых глазах плескалась такая глубокая, обнажённая тоска, что я наконец-то поняла, как непросто должно было жить, отказывая в помощи любимым, светлым и прекрасным людям, провожая их, идущих на верную гибель, и зная, как легко было их спасти, всего лишь протянув руку... И как же неправильна по-моему была их неписанная «правда» о не вмешательстве в Земные дела, пока (наконец-то, когда-то!..) не придёт «правильное» время... которое могло так никогда и не придти...
– Человек – всё ещё существо слабовольное, Изидора... – вдруг снова тихо заговорил Север. – И корысти, и зависти в нём, к сожалению, больше, чем он может осилить. Люди пока ещё не желают следовать за Чистым и Светлым – это ранит их «гордость» и сильно злит, так как слишком уж отличается, от «привычного» им человека. И Думающие Тёмные, прекрасно зная и пользуясь этим, всегда легко направляли людей сперва свергать и уничтожать «новых» Богов, утоляя «жажду» крушения прекрасного и светлого. А потом уже, достаточно посрамлённых, возвращали тех же новых «богов» толпе, как Великих Мучеников, уничтоженных «по ошибке»... Христос же, даже распятым, оставался для людей слишком далёким... И слишком чистым… Поэтому уже после смерти люди с такой жестокостью пятнали его, не жалея и не смущаясь, делая подобным себе. Так из ярого Воина остался в людской памяти лишь трусливый Бог, призывавший подставлять левую щёку, если ударят по правой.... А из его великой Любви – осталось лишь жалкое посмешище, закиданное камнями... чудесная чистая девочка, превратившаяся в «прощённую» Христом, поднявшуюся из грязи, «падшую» женщину... Люди всё ещё глупы и злы Изидора... Не отдавай себя за них! Ведь даже распяв Христа, все эти годы они не могут успокоиться, уничтожая Имя Его. Не отдавай себя за них Изидора!
– Но разве же, по-твоему ВСЕ люди глупы и злы?.. На Земле очень много прекрасных людей, Север! И не всем им нужен «повергнутый» Бог, поверь мне! Посмотри на меня – разве ты не видишь? Мне был бы нужен живой Христос, так же, как и его дивная Любовь – Магдалина...
Север улыбнулся.
– Потому что ты – Из-и-до-ра... Ты молишься другим богам. Да и вряд ли им нужно молиться! Они с тобою всегда и они не могут тебя покинуть. Твои боги – Добро и Любовь, Свет и Знание, и Чистая первозданная Сила. Это Боги Мудрости, и это то, чему «молимся» мы. Люди же не признают их пока. Им пока нужно другое... Людям нужен кто-то, кому они могут пожаловаться, когда им плохо; кого они могут обвинить, когда не везёт; кого они могут просить, когда чего-то хочется; кто им может простить, когда они «грешат»... Вот, что пока лишь нужно человеку... И пройдёт ещё уйма времени, пока человек не будет нуждаться в таком Боге, который делал бы за него всё, и уж тем более – всё бы прощал... Это слишком удобно, чтобы суметь отказаться, Изидора... Человек ещё не готов ничего делать сам.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник