08.08.2019

Явления деструкций в помогающих профессиях. Проблема профессиональных деструкций. Профессиональные деструкции


Профессиональные деструкции психолога

контрольная работа

Виды профессиональных деструкций и причины их возникновения

Существуют различные подходы к систематизации разных видов профессиональной деструкции. Например, Э.Ф. Зеер предлагает следующую классификацию.

1. Общие профессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например, для врачей - синдром «сострадательной усталости» (эмоциональная индифферентность к страданиям больных); для работников правоохранительных органов - синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель); для руководителей - синдром «вседозволенности» (нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать подчиненными).

2. Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя -правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность. В 3 медицинских профессиях: у терапевтов - стремление ставить «угрожающие диагнозы»; у хирургов - цинизм; у медсестер - черствость и равнодушие.

3. Профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате складываются профессионально и личностно - обусловленные комплексы:

Деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);

Деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей - организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм);

Деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность).

Все это может проявляться в самых разных профессиях.

4. Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Например: сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, навязчивая педантичность и др. «Данные деформации можно было бы назвать профессиональным кретинизмом», - пишет Э.Ф. Зеер .

Одни из самых частых причин профессиональных деструкций, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден общаться специалист-профессионал, и специфика его деятельности. Другой не менее важной причиной является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов, которая способствует формированию профессиональных привычек, стереотипов, определяет стиль мышления и общения . В связи с этим выделяют основные группы факторов, детерминирующих профессиональные деструкции:

1) объективные, связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда);

2) субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

3) объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Вторая группа причин относится к психологическим. Нельзя забывать, что какими бы ни были сложными профессиональные или семейные ситуации, как бы ни «давили» на человека внешние факторы, тем не менее он всегда сам принимает решения и сам несет за них ответственность. Поэтому, не подвергая сомнению влияние указанных факторов, в то же время следует обратить особое внимание на личностные качества сотрудника и на его возможную определенную предрасположенность к возникновению и проявлениям профессиональных деструкций.

Таким образом, проведенный теоретический анализ подтверждает взаимозависимость между психологическим феноменом - профессиональной деструкцией - и особенностями характера личности. Действительно, с одной стороны, углубление различных профессиональных деструкций вносит существенные, зачастую негативные, изменения в характер индивида, а с другой - определенные акцентуации характера создают предрасположенность к формированию этих деструкций.

Конфликтность молодой семьи в период первичной адаптации

Анализ научной литературы свидетельствует, что семей без конфликтов практически не бывает, в особенности это относится к молодым семьям. Человек находится в постоянном конфликте даже с самим собой...

Конфликты в процессе делового общения

Более 80% конфликтов возникает помимо желания участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знают о них, либо не придает им значение...

Конфликты типа учитель-ученик и пути их урегулирования

конфликт педагогический ученик учитель Одной из причин является неблагоприятная экономическая и социально - политическая обстановка в стране и регионе...

Особенности профилактики школьной дезадаптации младших школьников

При делении дезадаптации на виды С.А. Беличева учитывает внешние или смешанные проявления дефекта взаимодействия личности с обществом, окружением и собой: а) патогенная: определяется как следствие нарушений нервной системы...

Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР

Задержка психического и речевого развития - это психическое расстройство, связанное с задержкой в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Это расстройство является более легким, чем, например, олигофрения, и поддается лечению...

Особенности развития ребенка с ранним детским аутизмом

Поиски причин этого расстройства психического развития шли по нескольким направлениям. Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств о патологии их нервной системы...

Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности...

Понятие профессиональной деформации личности

Существует несколько классификаций видов профессиональной деформации личности. Е.И. Рогов выделяет следующие деформации. 1.Общепрофессиональные деформации, которые типичны для большинства людей, занятых данной профессией...

Причины возникновения и функции конфликтов

Конфликт - это "важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия", это форма отношения между потенциальными или актуальными субъектами социального действия...

Профессиональные деструкции психолога

Психологическая профилактика - содействие полноценному социально-профессиональному развитию личности, предупреждение возможных кризисов, личностных и межличностных конфликтов...

Психологические основы манипуляции личностью

К наиболее распространенным профессиональным манипуляциям личностью в настоящее время можно отнести нищенство, финансовые пирамиды. Остановимся на них подробнее. Нищенство и попрошайничество можно отнести к «древнейшим профессиям»...

Психология труда

Известно, что труд положительно влияет на психику человека. Применительно же к разным видам профессиональной деятельности принято считать, что существует большая группа профессий...

Формы и причины возникновения тревоги

Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины...

Характеристика конфликтов в воинских коллективах и пути их урегулирования

Конфликт, как считают психологи, - это столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в межличностных или межгрупповых отношениях. Конфликты в воинских коллективах, как правило...

Эгоцентризм и преодоление обиды

Эгоцентризм является одним из основных понятий в психологической характеристике личности человека и грамматически включает в себя два слова, обозначающие «Я» - от латинского ego и «центр, сосредоточение» - от centrum...

Профессиональные деформации и деструкции

Профессиональное развитие – это приобретения и потери, а значит, становление специалиста, профессионала – не только совершенствование, но и разрушение, деструкция (лат. destructio – разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо). Неблагоприятное протекание профессионального развития внешне может проявиться в снижении производительности труда, работоспособности, трудоспособности человека, а также в негативных изменениях психических качеств человека, в утрате ценностных ориентаций в труде.

А.К. Маркова, на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности, выделила следующие тенденции профессиональных деструкций:

Отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;

Дезинтеграцию профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие – нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;

Низкую профессиональную мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптацию;

Рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);

Ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профессионального мышления;

Искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

Появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции);

Прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

Существует большая группа профессий, работа в которых является фактором риска развития профессиональных заболеваний разной степени тяжести (профессиональные болезни - это заболевания, вызванные неблагоприятными факторами производственной среды). Различают острые профессиональные заболевания и хронические. Наряду с этим, есть профессии, которые не отнесены к вредным, но условия и характер профессиональной деятельности оказывают травмирующее воздействие на психику (например: монотонный труд, большая ответственность, актуальная возможность аварии, психическая напряженность труда и т.д.).

Профессиональные деструкции в самом общем случае - это нарушение уже усвоенных способов деятельности, разрушение сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности. Профессиональные деструкции негативно сказываются на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса (Маркова, 1996).

Профессиональные деструкции возникают и при возрастных изменениях, физическом и нервном истощении, болезнях. Переживание профессиональных деструкции сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а в отдельных случаях конфликтами и кризисными явлениями. Успешное разрешение профессиональных трудностей приводит к дальнейшему совершенствованию деятельности и профессиональному развитию личности.

Профессиональные деструкции необходимо отличать от профессиональных деформаций, которые являются необходимым условием профессионализации личности. Строго говоря, профессиональные деформации возникают уже на этапе профессионального обучения, когда целенаправленно формируются профессионально важные качества и системы этих качеств, позволяющих в дальнейшем стать эффективным профессионалом.

Исследователи С.П. Безносов, Р.М. Грановская, Л.Н. Корнеева, А.К. Маркова отмечают, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми: врачей, педагогов, психологов, работников сферы обслуживания и правоохранительных органов, госслужащих, руководителей, предпринимателей и др.

У представителей этих профессий профессиональные деформации могут проявляться на четырех уровнях:

1. Общепрофессиональные деформации, типичные для работников этой профессии. Эти инвариантные особенности личности и поведения профессионалов прослеживаются у большей части работников со стажем, хотя уровень выраженности данной группы деформаций различен. Так, для врачей характерен синдром «сострадательной усталости», выражающийся в эмоциональной индифферентности к страданиям больных. Общепрофессиональные деформации делают работников одной профессии узнаваемыми, похожими.

2. Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей. Каждая специальность имеет свой состав деформаций. Так, у следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника – актуальная агрессивность, у адвоката – профессиональная изворотливость, у прокурора – обвинительность.

3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности – темперамента, способностей, характера – на психологическую структуру деятельности. В результате складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

Деформации профессиональной направленности личности: искажение мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель»), перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к новичкам и нововведениям;

Деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, завышенная самооценка, психологическая герметизация, нарциссизм и др.);

Деформации, обусловленные чертами характера: ролевая экспансия, властолюбие, доминантность и др. Эта группа деформаций развивается в разных профессиях и не имеет четкой профессиональной ориентации.

4. Индивидуализированные деформации, обусловленные особенностями работников самых различных профессий. В процессе многолетнего выполнения профессиональной деятельности, психологического сращивания личности и профессии отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и профессионально нежелательные, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Это могут быть сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм.

Нельзя однозначно определить знак влияния деформаций наличность. С одной стороны, деформации личности являются необходимым условием усвоения системы ценностей и освоения операционально-технической стороны профессиональной деятельности, вхождения и развития в профессии. К профессиональным деформациям можно отнести и изменения структуры личности при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. С другой стороны, чрезмерное, гипертрофированное деформирование может привести к нарушению профессионального здоровья. И в этом случае можно говорить о профессиональных деструкциях, которые возникают в процессе многолетнего выполнения одной и той же профессиональной деятельности. В этом случае чрезмерное, искаженное профессиональное развитие отдельных профессионально важных качеств в ущерб другим порождает профессионально нежелательные качества.

Так, у части спасателей старшего возраста с большим стажем работы иногда проявляется снижение самокритичности, требовательности к себе, появляется ощущение «правомерности» таких послаблений в отношении к службе и дисциплине, которые недопустимы для менее опытных коллег.

Деформации, которые возникают в процессе многолетнего выполнения одной им той же профессиональной деятельности, негативно влияют на ее продуктивность, порождают профессионально нежелательные качества и изменяют профессиональное поведение человека, назовем профессиональными деструкциями. Это также изменения структуры личности при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Профессиональные деструкции возникают и при возрастных изменениях, физическом и нервном истощении, болезнях. Переживание профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а в отдельных случаях конфликтами и кризисными явлениями. Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно разделить на три группы:

1. объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой;

2. субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

3. объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Рассмотрим психологические детерминанты деструкций личности, порождаемые этими факторами. Следует отметить, что одни и те же детерминанты проявляются во всех трех группах факторов.

1. Предпосылки развития профессиональных деструкций коренятся уже в мотивах выбора профессии. Это как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению.

2. Пусковым механизмом деструкции становятся деформации ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь. Профессиональная реальность сильно отличается от представления, сформировавшегося у выпускника профессионального учебного заведения. Первые же трудности побуждают начинающего специалиста к поиску «кардинальных» методов работы. Неудачи, отрицательные эмоции, разочарования инициируют развитие профессиональной дезадаптации личности.

3. В процессе выполнения профессиональной деятельности специалист повторяет одни и те же действия и операции. В типичных условиях труда становится неизбежным образование стереотипов осуществления профессиональных функций, действий, операций. Они упрощают выполнение профессиональной деятельности, повышают ее определенность, облегчают взаимоотношения с коллегами. Стереотипы придают профессиональной жизни стабильность, способствует формированию опыта и индивидуального стиля деятельности. Можно констатировать, что, с одной стороны, профессиональные стереотипы обладают несомненными достоинствами для человека и с другой являются основой образования многих профессиональных деструкций человека.

Но профессиональная деятельность полна нестандартных ситуаций, и тогда возможны ошибочные действия и неадекватные реакции. П.Я. Гальперин указывал, что «…при неожиданном изменении ситуации нередко случается, что действия начинают выполняться по отдельным условным раздражителям, без учета фактического положения в целом. Тогда говорят, что автоматизмы действуют вопреки пониманию».

4. К психологическим детерминантам профессиональных деструкций относят разные формы психологической защиты. Многие виды профессиональной деятельности характеризуются значительной неопределенностью, вызывающей психическую напряженность, часто сопровождаются отрицательными эмоциями, деструкциями ожиданий. В этих случаях вступают в действие защитные механизмы психики. Из огромного многообразия видов психологической защиты на образование профессиональных деструкций влияют отрицание, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация и отчуждение.

5. Развитию профессиональных деструкций способствует эмоциональная напряженность профессионального труда. Эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния с ростом стажа работы приводят к раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам. Такое неустойчивое состояние психики получило название синдрома «эмоционального сгорания». Этот синдром наблюдается у педагогов, врачей, управленцев, социальных работников. Более подробно этот синдром будет рассмотрен ниже.

6. В исследованиях Н.В. Кузьминой на примере педагогической профессии установлено, что на стадии профессионализации по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности личности, возникают условия для стагнации профессионального развития. Очевидно, многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Неизбежны, пусть временные, периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны. На последующих стадиях профессионализации, у отдельных специалистов эти периоды могут продолжаться достаточно долго: год и более. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности. Уровни выполнения профессиональной деятельности при этом могут сильно отличаться. И даже при достаточно высоком уровне осуществления профессиональной деятельности, реализуемой одними и теми же способами, стереотипно и стабильно, проявляется профессиональная стагнация. Развитие профессиональной стагнации зависит от содержания и характера труда. Труд монотонный, однообразный, жестко структурированный способствует профессиональной стагнации. Стагнация же, в свою очередь, инициирует образование различных деформаций.

7. На развитие деструкций специалиста большое влияние оказывает снижение уровня его интеллекта. Исследования общего интеллекта взрослых показывают, что с ростом стажа работы он снижается. Конечно, здесь имеют место возрастные изменения, но главная причина заключается в особенностях нормативной профессиональной деятельности. Многие виды труда не требуют от работников решения профессиональных задач, планирования процесса труда, анализа производственных ситуаций. Невостребованные интеллектуальные способности постепенно угасают. Однако интеллект работников, занятых теми видами труда, выполнение которых связано с решением профессиональных проблем, поддерживается на высоком уровне до конца их профессионально жизни.

8. Деструкции обусловлены также тем, что у каждого человека есть предел развития уровня образования и профессионализма. Он зависит от социально-профессиональных установок, индивидуально-психологических особенностей и эмоционально-волевых характеристик. Причинами образования предела развития могут стать психологическое насыщение профессиональной деятельностью, неудовлетворенность имиджем профессии, низкой зарплатой, отсутствием моральных стимулов.

9. Факторами, инициирующими развитие профессиональных деструкций, являются различные акцентуации характера личности. В процессе многолетнего выполнения одной и той же деятельности акцентуации профессионализируются, вплетаются в ткань индивидуального стиля деятельности и трансформируются в профессиональные деформации специалиста. У каждого акцентуированного специалиста свой ансамбль деформаций, и они отчетливо проявляются в деятельности и профессиональном поведении. Другими словами, профессиональные акцентуации – это чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности.

10. Фактором, инициирующим образование деструкций, являются возрастные изменения, связанные со старением. Специалисты в области психогеронтологии отмечают следующие виды и признаки психологического старения человека:

− социально-психологическое старение, которое выражается в ослаблении интеллектуальных процессов, перестройке мотивации, изменении эмоциональной сферы, возникновении дезадаптивных форм поведения, росте потребности в одобрении и др.;

− нравственно-этическое старение, проявляющееся в навязчивом морализировании, скептическом отношении к молодежной субкультуре, противопоставлении настоящего прошлому, преувеличении заслуг своего поколения и др.;

− профессиональное старение, которое характеризуется невосприимчивостью к нововведениям, канонизацией индивидуального опыта и опыта своего поколения, трудностями освоения новых средств труда и производственных технологий, снижением темпа выполнения профессиональных функций и др.

Так, у части спасателей старшего возраста с большим стажем работы наблюдается заострение личностных черт, снижение способностей к логическим операциям, ухудшение внимания, памяти, скорости и точности двигательных реакций. Иногда выявляется снижение самокритичности, требовательности к себе, появляется ощущение «правомерности» таких послаблений в отношении к службе и дисциплине, которые недопустимы для менее опытных коллег. У спасателей зрелого возраста (старше 45 лет) часто обнаруживается маскируемое опытом ухудшение интеллектуальных и операторских функций.

Исследователями отмечено, что в наибольшей степени профессиональные деструкции развиваются у представителей профессий, в которых ряд специфических особенностей профессиональной деятельности является неустранимым. К таким особенностям, свойственным профессиям спасателя или пожарного, можно отнести следующие:

Постоянное ощущение новизны, неповторимости ситуации при осуществлении профессиональной деятельности;

Необходимость постоянного саморазвития, поддержания физической формы, которая, с одной стороны, является обязательным условием сохранения профессионализма, с другой стороны, в моменты усталости, астении вызывает ощущения насилия над собой, чувства раздражения и гнева;

Межличностные контакты эмоционально насыщены в силу специфики профессиональной деятельности;

Постоянное включение в профессиональную деятельность волевых процессов;

Высокая ответственность за жизнь и здоровье людей. Одной из наиболее распространенных форм нарушений профессионального здоровья является «профессиональное выгорание» - выработанный личностью защитный механизм в ответ на психотравмирующие воздействия в сфере профессиональной деятельности.

Первоначально эмоциональное выгорание считалось деструкцией, свойственной профессиям, связанным с интенсивным общением с людьми: врачам, педагогам, социальным работникам и т.д. Исследования последних лет позволили сделать вывод о том, что сфера распространения выгорания существенно шире. В некоторых зарубежных исследованиях отмечается наличие выгорания в профессиях инженерного труда, среди работников телесервиса и некоторых других.

Таким образом, любая профессиональная деятельность, уже на стадии освоения, а в дальнейшем при выполнении профессиональных обязанностей, деформирует личность. Осуществление конкретных видов деятельности не требует всех многообразных качеств и способностей личности, многие из них остаются невостребованными. По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами «эксплуатируются». Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества. Одновременно развиваются профессиональные акцентуации – чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста. Некоторые функционально-нейтральные свойства личности, развиваясь, могут трансформироваться в профессионально отрицательные качества. Результатом всех этих психологических метаморфоз становится деформация специалиста.

Исследования последних лет позволили выявить строгую зависимость между уровнем здоровья и профессиональной надежностью человека. Поэтому, первый и самый важный этап профилактики профессиональных деструкций – это здоровый образ жизни. Однако, это сложное понятие часто упрощают, редуцируют до диетических рекомендаций, ежедневных пробежек и рекомендаций по проведению досуга. На наш взгляд, понятие здорового образа жизни смыкается с представлением «культуры себя», который является весьма древним мотивом греческой культуры. Основными принципом такого подхода является постоянное, регулярное, определенное, оснащенное разнообразными практическими методами (обращенных и к телесному и духовному), внимание к себе. Критерием успеха такой работы над собой выступает умение человека властвовать над собой и ощущение полноты, гармонии и радости жизни. В рамках этой концепции предполагается, что возможность оказывать помощь другим людям является следствием и результатом «культуры себя».

Рассматривая профессиональные деструкции в общем плане , Э.Ф. Зеер отмечает: "…многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности… вторичная стадия профессионализации по многим видам профессий типа "человек - техника", "человек - природа", сменяется депрофессионализацией… на стадии профессионализации происходит развитие профессиональных деструкций. Профессиональные деструкции - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности" (Зеер, 1997, С. 149).

· А.К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкций :

o отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;

o несформированность профессиональной деятельности (работник как бы "застревает" в своем развитии);

o дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;

o низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация;

o рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);

o свертывание ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, ослабление профессионального мышления;

o искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонения от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

o появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции - особенно в профессиях с выраженной властью и известностью);

o прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.
Основные концептуальные положения, важные для анализа развития профессиональных деструкций :
1. Профессиональное развитие - это одновременно и приобретения, и потери (совершенствование и деструкции).
2. Профессиональные деструкции в самом общем виде - это: нарушение уже усвоенных способов деятельности; но это и изменения, связанные с переходом к последующим стадиям профессионального становления; и изменения, связанные с возрастными изменениями, физическими и нервными истощениями.
3. Преодоление профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а иногда - и кризисными явлениями (без внутреннего усилия и страдания личностного и профессионального роста не бывает).
4. Деструкции, вызванные многолетним выполнением одной и той же профессиональной деятельности, порождают профессионально нежелательные качества, изменяют профессиональное поведение человека - это и есть "профессиональные деформации": это - как болезнь, которую вовремя не смогли обнаружить и которая оказалась запущенной; самое страшное, что и сам человек незаметно смиряется с этой деструкцией.
5. Любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем при выполнении деформирует личность… многие качества человека остаются невостребованными… По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами "эксплуатируются". Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества; одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации - чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста.
6. Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием… Неизбежны, пусть временные, периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны. На последующих стадиях у отдельных специалистов период стабилизации может продолжаться достаточно долго. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности.
7. Сензитивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, способствует возникновению негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность.

· Психологические детерминанты профессиональных деструкций:

1. Основные группы факторов, детерминирующих профессиональные деструкции:

§ объективные , связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда);

§ субъективные , обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

§ объективно-субъективные , порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

2. Более конкретные психологические детерминанты профессиональных деструкций:

§ неосознаваемые и осознаваемые неудачные мотивы выбора (либо несоответствующие реальности, либо имеющие негативную направленность);

§ пусковым механизмом часто становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь (первые же неудачи побуждают искать "кардинальные" методы работы;

§ образование стереотипов профессионального поведения; с одной стороны, стереотипы придают работе стабильность, помогают в формировании индивидуального стиля труда, но, с другой стороны, они мешают адекватно действовать в нестандартных ситуациях, которых достаточно в любой работе;

§ разные формы психологических защит, позволяющих человеку снижать степень неопределенности, снижать психическую напряженность - это: рационализации, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение…;

§ эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния (синдром "эмоционального сгорания");

§ на стадии профессионализации (особенно - для социономических профессий) по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности и возникают условия для стагнации профессионального развития;

§ снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы, что часто вызвано особенностями нормативной деятельности, когда многие интеллектуальные способности остаются невостребованными (невостребованные способности быстро угасают);

§ индивидуальный "предел" развития работника, который во многом зависит от изначального уровня образования, от психологической насыщенности труда; причинами образования предела может быть неудовлетворенность профессией;

§ акцентуации характера (профессиональные акцентуации - это чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности);

§ старение работника. Виды старения: а) социально-психологическое старение (ослабление интеллектуальных процессов, перестройка мотивации, рост потребности в одобрении); б) нравственно-этическое старение (навязчивое морализирование, скептическое отношение к молодежи и всему новому, преувеличение заслуг своего поколения); в) профессиональное старение (невосприимчивость к нововведениям, сложности адаптации к изменяющимся условиям, снижение темпа выполнения профессиональных функций).

Уровни профессиональных деструкций :
1. Общепрофессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например: для врачей - синдром "сострадательной усталости" (эмоциональная индифферентность к страданиям больных); для работников правоохранительных органов - синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель); для руководителей - синдром "вседозволенности" (нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать подчиненными).
2. Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость, у прокурора - обвинительность. В медицинских профессиях: у терапевтов - стремление ставить "угрожающие диагнозы; у хирургов - цинизм; у медсестер - черствость и равнодушие.
3. Профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы: 1) деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям); 2) деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и т.д. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм…); 3) деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, "должностная интервенция", доминантность, индифферентность…). Все это может проявляться в самых разных профессиях.
4. Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств или акцентуаций. Например: сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, навязчивая педантичность и др. "Данные деформации можно было бы назвать профессиональным кретинизмом", - пишет Э.Ф. Зеер.
Примеры профессиональных деструкций педагога (Зеер, 1997. С. 159-169). Заметим, что в психологической литературе почти не встречаются примеры таких деструкций психолога, но поскольку деятельность педагога и психолога-практика во многом близка, то приведенные ниже примеры профессиональных деструкций могут быть по-своему поучительны и для многих направлений психологической практики:
1. Агрессия педагогическая. Возможные причины: индивидуальные особенности, психологическая защита-проекция, фрустрационная нетолерантность, т.е. нетерпимость, вызванная любым мелким отклонением от правил поведения.
2. Авторитарность. Возможные причины: защита-рационализация, завышенная самооценка, властность, схематизация типов учащихся.
3. Демонстративность. Причины: защита-идентификация, завышенная самооценка "образа-я", эгоцентризм.
4. Дидактичность. Причины: стереотипы мышления, речевые шаблоны, профессиональная акцентуация.
5. Догматизм педагогический. Причины: стереотипы мышления, возрастная интеллектуальная инерционность.
6. Доминантность. Причины: неконгруэнтность эмпатии, т.е неадекватность, несоответствие ситуации, неспособность эмпатировать, нетерпимость к недостаткам учащихся; акцентуации характера.
7. Индифферентность педагогическая. Причины: защита-отчуждение, синдром "эмоционального сгорания", генерализация личного отрицательного педагогического опыта.
8. Консерватизм педагогический. Причины: защита-рационализация, стереотипы деятельности, социальные барьеры, хроническая перегрузка педагогической деятельностью.
9. Ролевой экспансионизм. Причины: стереотипы поведения, тотальная погруженность в педагогическую деятельность, самоотверженный профессиональный труд, ригидность.
10. Социальное лицемерие. Причины: защита-проекция, стереотипизация морального поведения, возрастная идеализация жизненного опыта, социальные экспектации, т.е. неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации. Особенно заметно проявляется такая деструкция у учителей истории, вынужденных, чтобы не подводить учеников, которым придется сдавать соответствующие экзамены, излагать материал в соответствии с новыми (очередными) конъюнктурно-политическими "модами". Примечательно, что некоторые бывшие высокопоставленные чиновники Министерства образования РФ публично заявляли, что "больше всего за свою многолетнюю работу в Министерстве образования гордились именно тем, что изменили содержание курса "История России", т.е. "адаптировали" курс к идеалам "демократии"…
11. Поведенческий трансфер. Причины: защита-проекция, эмпатическая тенденция присоединения, т.е. проявление реакций, свойственных воспитанникам. Например, использование выражений и манер поведения, которые проявляют некоторые ученики, что нередко делает такого преподавателя неестественным даже в глазах этих учеников.

· Э.Ф. Зеер обозначает и возможные пути профессиональной реабилитации , позволяющие в какой-то мере снизить негативные последствия таких деструкций:

o повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности;

o диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;

o прохождение тренингов личностного и профессионального роста. При этом серьезные и глубокие тренинги конкретным работникам желательно проходить не в реальных трудовых коллективах, а в других местах;

o рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;

o профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;

o овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;

o повышение квалификации и переход на новую квалификационную категорию или должность (повышение чувства ответственности и новизны работы).

Личность трансформируется в процессе профессиональной деятельности. Трансформация проходит в двух противоположных направлениях. С одной стороны профессия формирует и развивает личность. С другой стороны процесс труда разрушает человека физически и психологически. Эффективное управление профессиональным развитием предполагает осознанное усиление первой тенденции и сведение к минимуму второй.

Профессиональная деструкция - постепенно накопившееся негативное изменение способа деятельности и личности. Деструкции порождаются многолетним выполнением одной и той же работы и вызывают профессионально нежелательные качества. Их появление и развитие порождает психологическое напряжение и кризисы.

Признаки деструкции:

  • Неудачные мотивы выбора - человек осознанно или неосознанно делает выбор, не имеющий отношение к реальности или заведомо негативный выбор.
  • Поиск «кардинальных» методов работы - чаще всего бывает на стадии вхождения в профессию.
  • Усиление стереотипов в профессиональном поведении, отсутствие творчества, проблемы адекватного реагирования в нестандартной ситуации.
  • Эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния.
  • Снижения уровня профессиональной активности, интереса к профессии, застой в профессиональном развитии.
  • Усиление различных форм психологической защиты (рационализация, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение), мешающих своевременному адекватному реагированию на ситуацию и снижающих гибкость трудового поведения.
  • Снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы, что во многом обусловлено невостребованностью части интеллектуальных способностей в конкретной деятельности. Невостребованные способности угасают.
  • Усиление неудовлеворенности профессией.
  • Профессиональные акцентуации характера - чрезмерное усиление отдельных черт характера, свойств и качеств личности, обусловленное особенностями труда. (Нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать, авторитарность, гиперконтроль, комплекс вседозволенности, комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», излишняя доминантность, трудовой фанатизм, навязчивая педантичность и др).
  • Социально-психологическое старение - перестройка мотивации, рост потребности в одобрении.
  • Нравственно-этическое старение - навязчивое морализирование, скептическое отношение ко всему новому, преувеличение заслуг своего поколения, скептическое отношение к молодежи.
  • Профессиональное старение - невосприимчивость к нововведениям, сложности адаптации к меняющимся условиям, снижение темпа работы.

Каждый учитель должен знать специфические вредности своей профессии. А что обучение делает с учителем?
У педагогов возможны профессиональные изменения: не только рост, совершенствование, но и деструкции, деформация структуры личности в процессе педагогического труда. Деструкции порождают психическую напряженность, ухудшают самочувствие.
В книге Е.П.Ильина Психология для педагогов" описывается профессиональная деструкция педагога по Э.Э. Сыманюк:
* выученная беспомощность;
* профессиональный маргинализм;
* профессиональная стагнация.
Выученная беспомощность - это привычка жить, не оказывая сопротивления, не принимая ответственности на себя. При отсутствии настоящей связи между действиями педагога по отношению к учащимся, с самой работе и её результатам, он многократно убеждается в ненужности собственных действий и поступков. Этому же способствует авторитарный стиль руководства учебного заведения.
Симптомами являются пассивность,грусть, тревога, враждебность, когнитивные дефициты, пониженный аппетит, снижение иммунитета, снижение самооценки, Изменение нейрохимических процессов.
Профессиональный маргинализм.
По мнению Е.П. Ермолаевой, профессиональный маргинализм - это личностная позиция непричастности и ментальная непринадлежность к общественно-приемлемой для данной профессии профессиональной морали. Маргинал не принимает на себя ответственность за происходящее в школе, не разделяет гуманистические ценности. Характерными поведенческими признаками маргинализма являются: закрытость педагога в отношениях с коллегами, агрессивность, ложь как неосознанное искажение фактов, преувеличение своих заслуг, цинизм.
Профессиональная стагнация, по мнению Н.В.Кузьминой, - это снижение уровня профессиональной активности или полная её остановка. Стагнации способствует то, что педагог ежегодно преподает определенный учебный материал по относительно стабильной программе, использует одни и те же технологии обучения.
Профессиональная деформация личности в педагогической деятельности проявляется в виде стремления манипулировать людьми, властолюбии, авторитарности, ригидности, некритичности, иногда даже на фоне высокого профессионального мастерства, что негативно сказывается на профессиональной деятельности педагога (Ноженкина О.С., 2009).
Чтобы преодолеть стереотипы собственного мышления, учитель должен знать специфические вредности своей профессии. Американский социолог У.Уоллер в работе "Что учение делает с учителем" описал некоторые из них.Многих учителей вне школы отличает назойливо-дидактическая манера держать себя. Привычка упрощать сложные вещи, чтобы сделать их доступными детям, способствует развитию прямолинейного мышления, вырабатывает склонность видеть мир в упрощенном "черно-белом" варианте, а привычка постоянно держать себя в руках затрудняет эмоциональное самовыражение. Даукша Л.М., 2007.с.291.
Е.Н.Смоленская (1992) основными показателями деформации педагогов называет безапелляционность, консервативность, закрытость в общении, оценочность суждений, которые, как правило, переходят в черты характера. Вследствие этого учителя не только не способствуют творческому развитию детей, но и сами становятся невосприимчивы к новому опыту, не способствуют творческому, нестандартному решению проблемных ситуаций.
В.М.Бызова и М.Н.Заостровцева (2005) выявили, что чем старше учителя, тем чаще среди них встречаются лица с низкой коммуникативной толерантностью, которые категоричны в оценках других и стремяться к перевоспитанию окружающих.
Н.В.Панова (2009) отмечает и такие признаки профессиональной деформации педагогов, как цинизм, духовная опустошенность, агрессия, приверженность к "карательным" педагогическим воздействиям, требования безоговорочного подчинения педагогу, демонстративность, потребность в одобрении окружающих, которая снижает творческую потенцию педагога, заменяя её самоутверждением.
С.В.Кондратьева (1980) и А.В.Осницкий (2001) указывают на т, что с ростом стажа работы у некоторых учителей формируется излишняя обобщенность в восприятии учеников, их деперсонализация. Монологичность, жесткая структурированность и формализованность коммуникативных процессов снижает у учителей самокритичность, формирует компенсаторное ощущение превосходства над окружающими. У них формируется мнительность и педантичность, происходит снижение живости, эмоциональности и самообладания, растет интенсивность самоконтроля.
Г.А.Виноградова (2001) отмечает, что большинству педагогов присуща поучающая, дидактическая манера речи, которая проявляется и в сфере личных отношений. У учителей появляется излишние авторитарность и категоричность, а властность с чрезмерной дидактичностью способствует подавлению чувства юмора. У них наблюдается упрощенный подход к проблемам. В личной жизни это приводит к ригидности и прямолинейности мышления (Грановская Р.М., 1984; Рогов Е.Н., 1998).
Профессиональна деформация может выражаться по-разному в зависимости от того, к какому психологическому типу относятся учителя.
Так, у "коммуникаторов" может появиться излишняя общительность, говорливость, сокращение дистанции с партнером, обращение к нему как более молодому, неопытному (сюсюкание), стремление затрагивать интимные темы и пр.
Учитель - "организатор" может стать излишне активным, вмешиваясь в личную жизнь других людей, стремясь научить их, как "жить правильно". Он нередко пытается подчинить себе окружающих, стремиться командывать. организовать их деятельность независимо от её содержания,
Учитель "интеллигент" ("просветитель") может сформулировать у себя склонность к философствованию, мудроствованию и в зависимости от условий может стать "морализатором", видящим вокруг себя только плохое, восхваляя старые времена и ругая молодежь за безнравственность и благодаря любви к самоанализу уйти в себя, созерцая окружающий мир и размышляя о его несовершенстве.
Деформации обусловлены спецификой преподаваемого предмета. Даже по внешним признакам легко определить, какой предмет преподает данный учитель: рисование или физкультуру, математику или русский язык.
О.И. Ефремова (2007) отмечает, что деформация учителей касается и педагогической оценки. Наблюдается фальсификация оценки для завышения показателей успеваемости и создания у себя и других иллюзии приемов манипулирования оценкой: "Более частый контроль и оценивание сильных учеников, избегание контроля слабоуспевающих, оценивание учащихся с низкой обучаемостью по процессуальным или внешним параметрам деятельности (старался, не отвлекался, аккуратно писал, много раз поднимал руку и т.п.), имитация результата - предварительное решение с учениками задач контрольного среза, подсказывание, создание условий для списывания, пропуск или исправление ошибок и контрольных работах учащихся и соответствующее завышение отметок; снижение трудности контрольных вопросов и знаний, из подбор по хорошо усвоенным разделам программы, избегание трудных заданий".
Признаки стагнации, как правило, не рефлексируется учителями и воспринимается как позитивный опыт. Соответственно в призывах к преодолению слышится посягательство на этот опыт - по существу, на часть себя, угроза целостности личности, позитивному образу Я. Это вызывает сопротивление педагогов и запускает механизмы психологических защит (Митина Л.М.,2008).

Причины профессиональных деструкций и деформаций личности. Виды профессиональных деформаций учителя

Любая профессиональная деятельность уже на стадии освое­ния, а в дальнейшем при выполнении деформирует личность. Можно констатировать, что на стадии профессионализа­ции по многим видам профессий происходит развитие профессио­нальных деструкций. Особо уязвимы со­циономические профессии типа «человек-человек».

Ха­рактер, степень выраженности профессиональных дефор­маций зависят от со­держания деятельности, престижа про­фессии, стажа работы и индивидуально-психологи­ческих особенностей личности.

Влияние профессиональных деформаций на становление и развитие личности, в частности педагога, достаточно широко исследу­ется в работах С. П. Безносова, Р. М. Гранов­ской, Э. Ф. Зеера, Ю. С. Крижановской, А. К. Марковой, Э.Ф.Сыманюк и др.

Э.Ф. Зеер так характеризует профессиональные деструкции (от лат. destructio - разрушение, нарушение нор­мальной структуры чего-либо) – «это постепенно накопив­шиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказы­вающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого про­цесса, а также на развитии самой личности».

А.К.Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенден­ции профессиональных деструкции :

· отставание, замедление профессионального развития сравни­тельно с возрас­тными и социальными нормами;

· дезинтеграцию профессионального развития, распад профес­сионального соз­нания и как следствие - нереалистические цели, лож­ные смыслы труда, профес­сиональные конфликты;

· низкую профессиональную мобильность, неумение приспосо­биться к новым условиям труда и дезадаптацию;

· искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих про­филь личности;

· появление деформаций личности (например, эмоционального
истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции).

Главным фактором, ключевой детерминантой развития деструкции является сама профессиональная деятельность. Каждая профессия имеет свой ансамбль профессиональных деформаций. Профессиональные деформации нарушают целостность личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.

Возникновение профессиональных деструкций у учителя имеет свои проявления: отрицательное отношение к себе, педагогической деятельности, что, безусловно, отражается на качестве взаимодействия с учениками, результативности его функционирования в обществе.

Э. Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк выделяют следующие деформации педагогов: авторитарность, демонстративность, дидактичность, педагогический догматизм, доминантность, педагогическая индифферентность, педагогический консерватизм, педагогическая агрессия, ролевой экспансионизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер.

Профессиональная деформация

Проявление деформации в профессиональной деятельности

Жесткая централизация процесса управления. Преимущественное использование распоряжений, указаний, наказаний. Нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей, потребность командовать другими, черты деспотизма.

Демонстративность

Чрезмерная эмоциональность, самопрезентация. Управленческая деятельность - средство самоутверждения на фоне профессионального коллектива. Демонстрация своего превосходства.

Педагогический догматизм

Стремление к упрощению профессиональных задач и ситуаций, игнорирование социально-психологических знаний. Склонность к мыслительным и речевым штампам. Преувеличенная ориентация на свой опыт.

Доминантность

Превышение властных функций, склонность к распоряжениям, приказам. Требовательность и безапелляционность. Нетерпимость к критике коллег.

Педагогическая индифферентность

Проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жесткости. Игнорирование индивидуальных особенностей коллег и учащихся. Негативное восприятие этических норм и правил поведения

Педагогический консерватизм

Предубеждение против инноваций. Приверженность устоявшимся профессиональным технологиям.

Профессиональная агрессия

Пристрастное отношение к инициативным, творческим и независимым работникам. Выраженная склонность к оскорбительным замечаниям, занижению оценок, насмешкам и иронии.

Ролевой экспансионизм

Фиксация на собственных личностных и профессиональных проблемах и трудностях. Преобладание обвинительных и назидательных суждений. Преувеличение значения своей роли. Ролевое поведение за пределами учреждения.

Социальное лицемерие

Склонность к морализированию. Вера в свою нравственную непогрешимость. Вербальная нетерпимость к ненормативным формам поведения. Неискренность чувств и отношений.

Поведенческий трансфер

Эмоциональные реакции и поведение, свойственные вышестоящим руководителям и подчиненным. Асоциальные формы поведения.

[Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Профориентология личности: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед.ун-та, 2005.]

Проблема школьной неуспеваемости

История возникновения неуспеваемости у каждого отдельного школьника глубоко своеобразна, она связана с индивидуальными чертами его личности и особенностями ее взаимодействия с окружающей средой. Но в тоже время можно выделить определенные типы неуспе­вающих учащихся. Выявление типов неуспевающих школьников является очень важной задачей не только в теоретическом, но и в практическом отношении, по­скольку только при этом возможна разработка путей предупреждения и преодоления неуспеваемости.

П.П. Блонский в своей работе «Трудные школьники» (1927) разделял неуспевающих школьников на типы в зависимости от характера сочетания различных особен­ностей психического и физического развития. Это была тенденция к целостному рассмотрению вопроса. Однако при характеристике неуспевающих школьников Блонский на первый план выдвигает такое качество, как физиче­ская слабость. Что касается психологических особенностей, то в работе П.П. Блонского они не получили доста­точно полного освещения.

Ценный материал по типологии неуспевающих школь­ников содержится в книге Л. С. Славиной «Индивидуаль­ный подход к неуспевающим" и недисциплинированным школьникам» (1958), в которой выделены группы неуспе­вающих учащихся в зависимости от того, какая основная причина вызвала неуспеваемость. При разработке ука­занной типологии автор принимает во внимание сущест­венные стороны личности ученика.

Л. С. Славина выделяет пять групп неуспевающих школьников :

1) школьники, у которых неправильное отношение к учению;

2) усваивающие материал с трудом;

3) школьники, у которых не сформированы навыки и способы учебной работы;

4) учащиеся, не умеющие трудиться;

5) школьники, у которых отсутствуют познаватель­ные и учебные интересы.

Однако при этом остается открытым вопрос о соотно­шении различных сторон личности у школьников различ­ных групп, учет которого необходим при разработке ти­пологии.

Изучение истории и условий возникновения неуспе­ваемости у отдельных учащихся дало возможность уста­новить сходство между изученными неуспевающи­ми школьниками.

Для неуспевающих школьников характерна прежде всего слабая самоорганизация: неумение управлять собственными психическими процессами (вниманием, па­мятью), отсутствие сформированных рациональных способов учебной работы, нежелание думать при решении учебных задач, формальное усвоение знаний. Эти уча­щиеся, стремясь избежать умственной работы, ищут различные обходные пути, освобождающие их от необхо­димости активно мыслить. Следствием такой низкой самоорганизации является то, что можно назвать систе­матической интеллектуальной недогрузкой, которая неиз­бежно приводит к значительному снижению уровня умственного развития неуспевающих учащихся.

В другой классификации в основу деления неуспевающих школьников на типы было положено различное сочетание двух основных комплексов свойств личности: первый характеризуется особенностями мыслительной деятельности (связанными с обучаемостью), второй – направленностью личности, включающей отношение к учению, «внутреннюю позицию» школьника (Л.С. Славина, 1958; Л.И. Божович, 1968). Возможны соотношения между названными комплексами.

Таких соотношений три:

1. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению и «сохранением позиции» школьника.

2. Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или даже полной «утрате позиции» школьника.

3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или полной «утрате позиции» школьника. Своеобразие сочетания (и соотношения) выделенных свойств и определяет тип неуспевающего школьника, а также пути преодоления неуспеваемости школьника.

[Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. –

СПб, 2005 – 200с.]


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник