12.07.2019

Транспортный самолет y 8 200f. Как лётчики Национальной гвардии осваивают китайский военно-транспортный самолёт Y8F. Фоторепортаж


В семидесятых годах китайская авиационная промышленность освоила производство транспортных самолетов Shaanxi Y-8, представлявших собой лицензионную копию советского Ан-12. Первый собранный в Китае самолет этого типа, в конструкции которого широко использовались узлы и агрегаты советского производства, взлетел в конце 1974 года. Еще через год китайские летчики подняли в воздух первый Y-8, полностью изготовленный в Китае. Эксплуатация этих самолетов началась в самом конце семидесятых, и достаточно быстро они получили массу положительных отзывов. Несмотря на некоторые проблемы конструктивного и производственного характера, транспортный самолет с грузоподъемностью около 20 тонн оказался очень полезным для китайской авиации. Благодаря удачной конструкции Y-8 вскоре стал основой для нескольких новых модификаций различного назначения. К настоящему времени на базе лицензионного Ан-12 разработано и построено свыше трех десятков модификаций и специальных самолетов. Не все они были воплощены в металле, но, тем не менее, стоят внимания. Рассмотрим некоторые из этих машин.

Транспортные модификации

Y-8A. В середине восьмидесятых Китай купил у США две дюжины вертолетов Sikorsky S-70C. Для их перевозки понадобился специальный самолет, основой для которого стал Y-8. На этот транспортник установили грузовую аппарель новой конструкции, напоминающую соответствующий агрегат американского самолета Lockheed C-130, а также доработали грузовую кабину. Из нее убрали погрузочное оборудование, что позволило увеличить высоту доступного объема на 120 миллиметров. Был построен лишь один такой самолет, который использовался только для перевозки американских вертолетов.

Y-8B. Одновременно с Y-8A инженеры Shaanxi Aircraft Company (SAC) начали разработку гражданской модификации транспортного самолета. Проект Y-8B подразумевал демонтаж вооружения и специального оборудования военного назначения. В ходе переделки транспортный самолет полегчал на 1700 килограмм, что соответствующим образом сказалось на его грузоподъемности. Эксплуатация Y-8B началась в первой половине девяностых годов.

Y-8C. В самом конце восьмидесятых компания SAC совместно с американской фирмой Lockheed начала разработку еще одного транспортного самолета, отличавшегося от предыдущих составом оборудования и некоторыми другими деталями. Предполагалось, что Y-8C будет представлять собой Y-8B с грузовой рампой наподобие Y-8A, герметизированной грузовой кабиной, новыми двигателями и рядом систем американского производства. Однако в 1989 году США прекратили сотрудничество с Китаем и серийные Y-8C не получили новое оборудование, так и оставшись «гибридом» первых двух модификаций базового самолета.

Y-8D. Еще в середине восьмидесятых китайские авиастроители вознамерились выйти на международный рынок и для этой цели создали экспортную версию Y-8. Она представляла собой гражданский вариант этого транспортного самолета, на который установили некоторую электронику западного производства. Экспортный Y-8D впервые взлетел в 1987 году, а через пять лет начались поставки третьим странам: Мьянме, Шри-Ланке, Судану и т.п.

Y-8F. Пожалуй, самая оригинальная модификация транспортного назначения. В 1989 году министерство сельского хозяйства заказало специальный самолет для перевозки мелкого рогатого скота на новые пастбища. В начале 1990 года один из серийных самолетов Y-8 оборудовали специальными грузовыми модулями. Внутри грузовой кабины разместили две трехэтажные конструкции, собранные из большого количества небольших загонов. Одним рейсом Y-8F мог перевезти до 350 овец или коз.

Y-8F-100, Y-8F-200, Y-8F-300, Y-8F-400, Y-8F-600. Несмотря на литеру F, не имеют почти никакого отношения к самолету для перевозки скота. Модификации с числами в названии, создававшиеся с конца восьмидесятых годов, представляют собой гражданские транспортные машины. Они отличаются от базового самолета электроникой зарубежного производства, новыми двигателями и т.п. Так, самый новый из этих самолетов, Y-8F-600, оснащается турбовинтовыми двигателями компании Pratt & Whitney и системой спутниковой навигации, а также имеет обновленную конструкцию фюзеляжа.

Y-8K. Специальная пассажирская модификация, предназначенная для перевозки 121 пассажира. Разрабатывалась в девяностых годах и строилась сравнительно небольшой серией. Также предлагалась на экспорт.

Самолеты радиолокационного обнаружения

Y-8X. В 1985 году китайские ВВС получили новый самолет, предназначенный для патрулирования морской акватории. На базовый транспортный самолет установили радиолокационную станцию, гидроакустическое оборудование, инфракрасные датчики и магнитометры, фотокамеры и аппаратуру для взаимодействия с акустическими буями. Примечательно, что часть электроники патрульного самолета была произведена в США, которые в то время активно сотрудничали с Китаем. Всего было построено не менее четырех самолетов Y-8X, один из которых позже переоборудовали в соответствии с проектом Y-8J.

Y-8J. Дальнейшее развитие идей, заложенных в проекте Y-8X. В середине девяностых годов китайские авиастроители приобрели у английской компании Racal не более восьми радиолокационных станций Skymaster. Осенью 1998 года впервые взлетел транспортник Y-8, оборудованный английской РЛС и рядом другой аппаратуры. Предположительно, Y-8X также несет набор других датчиков, соответствующий оснащению предыдущего патрульного самолета. В настоящее время активно эксплуатируется не более четырех новых патрульных самолетов.

Y-8CA. Для удобства проверки тех или иных технических решений компания Xian Aircraft Industries переоборудовала один из серийных Y-8C в летающую лабораторию. С самолета демонтировали механизмы грузовой рампы, а также изменили конструкцию носа. Сделано это было по той причине, что на обоих патрульных самолетах антенна РЛС размещалась именно под носовым обтекателем, а в грузовой кабине устанавливалась электроника и рабочие места ее операторов. Новая конструкция носа самолета Y-8CA позволяет устанавливать различные антенны и проверять их работу в полете. Единственная летающая лаборатория приписана к организации CFTE (China Flight Test Establishment – Китайская организация авиационных испытаний).

Y-8W (KJ-200). Еще в конце девяностых годов началась разработка нового самолета дальнего радиолокационного обнаружения, который отличался от другого аналогичного проекта (KJ-2000) как габаритами, так и характеристиками. На доработанный транспортник Y-8F-200 на стойках установили продолговатый обтекатель с антенной радиолокационной станции. Первый прототип самолета Y-8W поднялся в воздух в 2001 году. В дальнейшем был построен второй прототип, на котором смонтировали более совершенную аппаратуру. Именно он стал образцом для дальнейшего серийного строительства новых самолетов. Общее количество самолетов Y-8W неизвестно.

ZDK-03 Karakoram Eagle. В 2009 году Китай передал Пакистану первый самолет дальнего радиолокационного обнаружения ZDK-03. Базой для него стал транспортный Y-8F-600, а радиоэлектронное оборудование в основном соответствовало аппаратуре Y-8W. Пакистанский заказ подразумевает поставку четырех таких самолетов.

Самолеты РЭБ и радиоразведки

Y-8CB (Y-8GX-1). Ориентировочно в 2000 году свой первый полет совершил новый самолет-постановщик помех Y-8CB. В отличие от базовой модели, он не имеет открывающегося хвостового люка, а также по всей его поверхности распределены антенны станций постановки помех. Кроме того, на нижней поверхности фюзеляжа имеется достаточно крупный обтекатель некой дополнительной антенны. ВВС Китая располагают, как минимум, четырьмя такими самолетами.

Y-8JB (Y-8GX-2). Специализированный самолет радиоэлектронной разведки для военно-морских сил. От базовых Y-8 отличается множеством антенн, расположенных по всей поверхности фюзеляжа. При этом наиболее заметным отличием является крупный обтекатель одной из антенн, находящейся на носу самолета, под кабиной штурмана. Согласно некоторым данным, при создании комплекса радиоэлектронной разведки для самолета Y-8JB использовалась информация, полученная при изучении американского самолета-разведчика Lockheed EP-3, доставшегося Китаю весной 2001 года. Самолеты Y-8JB используются с середины двухтысячных годов.

Прочие модификации

Y-8E. С 1992 по 1994 год компания SAC произвела несколько самолетов-носителей беспилотных летательных аппаратов WZ-5 Chang Hong-1 (копия американского Ryan AQM-34 Firebee). Для обеспечения работы разведывательных БПЛА пришлось демонтировать некоторое радиоэлектронное оборудование самолета Y-8, а также снять с него оборонительное вооружение. Для крепления беспилотников под крылом самолета-носителя установили два специальных пилона. Пульт управления аппаратами WZ-5 разместили в передней гермокабине. Общее количество Y-8E не превышает десяти единиц.

Y-8T. В первой половине двухтысячных годов военно-воздушные силы Китая получили не менее трех воздушных командных пунктов Y-8T. Машина, созданная на базе Y-8F-400, оснащена набором различной аппаратуры связи, а также прочим оборудованием, необходимым для эффективной координации действий разных подразделений ВВС и связи с командованием других родов войск или вооруженных сил в целом.

Y-8XZ (Y-8GX-7). Специальный самолет для ведения психологической войны. Появившиеся в 2007 году два (минимум) самолета оснащены широким спектром теле- и радиовещательного оборудования и предназначаются для трансляции пропагандистских материалов. Вероятно, самолеты Y-8XZ должны применяться по методике, схожей с задачами американского самолета Lockheed EC-130E Commando Solo: определять частоты гражданского и военного радио- и телевещания, а затем передавать на них собственные пропагандистские материалы.

Y-8FQ. Осенью 2011 года появились фотографии, подтвердившие циркулировавшие до того слухи. Новый неокрашенный самолет имел характерный обтекатель антенны РЛС под носом, а также штангу с датчиком магнитометра. Кроме того, самолет получил оптико-локационную станцию, системы предупреждения об облучении, обнаружения ракет и т.п. Таким образом, внешний вид нового Y-8FQ говорил о том, что это самолет противолодочной обороны. По-видимому, в настоящее время существует не более нескольких экземпляров этого самолета.

Как видим, китайские ВВС по достоинству оценили советский самолет Ан-12, а также поняли и начали развивать его модернизационный потенциал. В современных модификациях самолета Shaanxi Y-8 от исходного Ан-12 остались лишь основные элементы планера и нескольких систем. Все прочее оборудование, как то двигатели, электроника и т.п. неоднократно менялись и улучшались. По этой причине новые самолеты на базе Y-8 продолжат появляться в течение следующих лет и общее количество типов вполне способно перевалить через полсотни.

По материалам сайтов:
https://airwar.ru/
https://sinodefence.com/
https://china-defense.blogspot.hu/
https://globalsecurity.org/
https://periscope2.ru/
https://bmpd.livejournal.com/

Shaanxi Y-8 - ЛЙФБКУЛБС МЙГЕОЪЙПООБС ЛПРЙС ТПУУЙКУЛПЗП УБНПМЕФБ бо-12. пУЧПЕОЙЕ УЕТЙКОПЗП ЧЩРХУЛБ бо-12 Ч лЙФБЕ ОБЮБМПУШ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП РЕТЕД ТБЪТЩЧПН У ууут. оБЮБЧЫБСУС Ч лот "чЕМЙЛБС ЛХМШФХТОБС ТЕЧПМАГЙС" ОБ ДПМЗПЕ ЧТЕНС РТЙПУФБОПЧЙМБ ТБЪЧЙФЙЕ ЛЙФБКУЛПК БЧЙБГЙЙ. ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЛПОГЕРГЙЕК ЛЙФБКУЛПЗП РТЕНШЕТБ юЦПХ-ьО-мБС, лЙФБК ДПМЦЕО ВЩМ, Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ, ПУЧПЙФШ РТПЙЪЧПДУФЧП ЛПРЙК УПЧЕФУЛЙИ НБЫЙО, РПУМЕ ЮЕЗП РЕТЕКФЙ Л ТБЪТБВПФЛЕ УПВУФЧЕООЩИ ПВТБЪГПЧ БЧЙБГЙПООПК ФЕИОЙЛЙ.

тБВПФЩ ОБ ЪБЧПДЕ Ч иЙБОЕ РП бО-12 ХДБМПУШ ЧПЪПВОПЧЙФШ МЙЫШ Ч ЖЕЧТБМЕ 1972 ЗПДБ. пДОБЛП ЮЕТЕЪ ЗПД ВЩМП РТЙОСФП ТЕЫЕОЙЕ П ЙИ РЕТЕОПУЕ ОБ ыБОИБКУЛЙК БЧЙБГЙПООЩК ЪБЧПД, ЛХДБ ВЩМ РЕТЕДБО Й ЧЕУШ РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩК ЪБДЕМ, Б ФБЛЦЕ ФЕИОПМПЗЙЮЕУЛБС ПУОБУФЛБ ЙЪ иЙБОС. рЕТЧЩК УБНПМЕФ, УПВТБООЩК ЙЪ иЙБОШУЛЙИ Й УПЧЕФУЛЙИ ДЕФБМЕК, УПЧЕТЫЙМ РЕТЧЩК РПМЕФ 25 ДЕЛБВТС 1974 ЗПДБ. б "ЮЙУФП ЫБОИБКУЛЙК" Y-8 РПДОСМУС Ч ЧПЪДХИ 29 ДЕЛБВТС 1975 ЗПДБ. уФБФЙЮЕУЛЙЕ ЙУРЩФБОЙС НБЫЙОЩ ЪБЧЕТЫЙМЙУШ 25 УЕОФСВТС 1976 ЗПДБ, Б Ч 1980 ЗПДХ УБНПМЕФ Y-8 ВЩМ УЕТФЙЖЙГЙТПЧБО.

рЕТЧЩЕ УЕТЙКОЩЕ НБЫЙОЩ, УПВЙТБЕНЩЕ ЙЪ ДЕФБМЕК, РЕТЕДБООЩИ ЙЪ ууут Ч ОБЮБМЕ 1960-И ЗПДПЧ ЙМЙ ОБ УПЧЕФУЛПК ПУОБУФЛЕ, ВЩМЙ, ЖБЛФЙЮЕУЛЙ, ЙДЕОФЙЮОЩ УБНПМЕФБН бО-12. пДОБЛП Ч ДБМШОЕКЫЕН УБНПМЕФЩ ВЩМЙ НПДЕТОЙЪЙТПЧБОЩ. пОЙ РПМХЮЙМЙ ОПЧПЕ, ВПМЕЕ ЧЩФСОХФПЕ Й ЪБПУФТЕООПЕ ПУФЕЛМЕОЙЕ ЛБВЙОЩ ЫФХТНБОБ, ХОЙЖЙГЙТПЧБООПЕ У ПУФЕЛМЕОЙЕН ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛБ о-6 (фХ-16), ФБЛЦЕ УФТПСЭЕЗПУС Ч ыБОИБЕ. ьЛУРПТФОБС НПДЙЖЙЛБГЙС РПМХЮЙМБ ПВПЪОБЮЕОЙЕ Y-8D.

рБТБММЕМШОП У ЧЩРХУЛПН УБНПМЕФБ, Ч лЙФБЕ ОБ ЪБЧПДЕ ЖЙТНЩ SMPMC ПУЧБЙЧБМПУШ Й РТПЙЪЧПДУФЧП ДЧЙЗБФЕМЕК бй-20, РПМХЮЙЧЫЙИ ЛЙФБКУЛПЕ ПВПЪОБЮЕОЙЕ WJ6, Б ФБЛЦЕ ЧПЪДХЫОЩИ ЧЙОФПЧ J17-G13. чЩРХУЛ чух НПЭОПУФША 24 М.У. ВЩМ ПУЧПЕО Ч иЙБОЕ. ч ТЕЪХМШФБФЕ ХУЙМЙК ЛЙФБКУЛЙИ УРЕГЙБМЙУФПЧ ХДБМПУШ ЪОБЮЙФЕМШОП ХЧЕМЙЮЙФШ ТЕУХТУ фчд WJ6, РПДОСЧ ЕЗП У 300 ДП 2000 ЮБУПЧ.

ч 1986 ЗПДХ НБЛУЙНБМШОБС ЧЪМЕФОБС НБУУБ УБНПМЕФБ Y-8 ВЩМБ ДПЧЕДЕОБ ДП 61000 ЛЗ. иБТБЛФЕТЙУФЙЛЙ ЛЙФБКУЛЙИ НБЫЙО, Ч ГЕМПН, УППФЧЕФУФЧПЧБМЙ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛБН УПЧЕФУЛЙИ бО-12в, РП УТБЧОЕОЙА У ЛПФПТЩНЙ Y-8 ЙНЕМЙ ОЕУЛПМШЛП ВПМШЫЙК ТБЪВЕЗ Й НЕОШЫЙК РТПВЕЗ.

дМС РЕТЕЧПЪЛЙ 24 ЧЕТФПМЕФПЧ уЙЛПТУЛЙК S-70C, ЪБЛХРМЕООЩИ Ч уыб ДМС оБТПДОП-ПУЧПВПДЙФЕМШОПК БТНЙЙ лЙФБС, Ч 1987 ЗПДХ ВЩМ РПУФТПЕО УРЕ-ГБМШОЩК УБНПМЕФ Y-8A, ПУОБЭЕООЩК ЗТХЪПЧПК БРРБТЕМША, БОБМПЗЙЮОПК РТЙНЕОСЕНПК ОБ УБНПМЕФЕ мПЛИЙД у-130 "зЕТЛХМЕУ". лТПНЕ ФПЗП, ОБ 120 НН ВЩМБ ХЧЕМЙЮЕОБ ЧЩУПФБ ЗТХЪПЧПК ЛБВЙОЩ.

ч 1986 ЗПДХ ОБЮБМБУШ ТБЪТБВПФЛБ ЗТБЦДБОУЛПК НПДЙЖЙЛБГЙЙ, Y-8B. ъБ УЮЕФ ПФЛБЪБ ПФ УРЕГЙБМШОПЗП ЧПЕООПЗП ПВПТХДПЧБОЙС НБУУХ УБНПМЕФБ ХДБМПУШ УОЙЪЙФШ ОБ 1720 ЛЗ. рЕТЧЩК РПМЕФ НБЫЙОЩ УПУФПСМУС 17 ДЕЛБВТС 1993 ЗПДБ, Б Ч 1993 ЗПДХ УБНПМЕФ ВЩМ УЕТФЙЖЙГЙТПЧБО.

рТЙ ФЕИОЙЮЕУЛПН УПДЕКУФЧЙЙ БНЕТЙЛБОУЛПК ЖЙТНЩ мПЛИЙД Ч ЛПОГЕ 1980-И ЗПДПЧ ВЩМ УПЪДБО УБНПМЕФ Y-8у. уБНПМЕФ ЙНЕМ ЗТХЪПЧПК МАЛ У ДЧХИУЕЛГЙПООПК ТБНРПК, ЛБЛ ОБ Y-8A Й у-130, ЗЕТНЕФЙЪЙТПЧБООХА ЗТХЪПЧХА ЛБВЙОХ ПВЯЕНПН 212 Н3, ДПРПМОЙФЕМШОЩЕ БЧБТЙКОЩЕ МАЛЙ, ХУПЧЕТЫЕОУФЧПЧБООЩЕ УЙУФЕНХ ЛПОДЙГЙПОЙТПЧБОЙС ЧПЪДХИБ Й ЛЙУМПТПДОХА УЙУФЕНХ.

вЩМП РПУФТПЕОП ДЧБ ПРЩФОЩИ УБНПМЕФБ Y-8C У ЛПТПФЛЙНЙ, ЛБЛ Х бО-12 ОПУПЧЩНЙ ЮБУФСНЙ ЖАЪЕМСЦБ (ЧЕТПСФОП, Ч ПРЩФОЩЕ Y-8C ВЩМЙ РЕТЕПВПТХДПЧБОЩ РЕТЧЩЕ Y-8, РПУФТПЕООЩЕ ЕЭЕ ЙЪ УПЧЕФУЛЙИ ДЕФБМЕК), ПДОБЛП УЕТЙКОЩЕ НБЫЙОЩ ДПМЦОЩ ВЩМЙ ЙНЕФШ ПВЩЮОХА ХДМЙОЕООХА ОПУПЧХА ЮБУФШ, Б ЗТБЦДБОУЛЙЕ ЧБТЙБОФЩ у-8у РТЕДРПМБЗБМПУШ УФТПЙФШ ВЕЪ ЛПТНПЧПК РХЫЕЮОПК ХУФБОПЧЛЙ.

рПУМЕ РПДБЧМЕОЙС УФХДЕОЮЕУЛЙИ ЧПМОЕОЙК Ч рЕЛЙОЕ Ч 1989 ЗПДХ БНЕТЙЛБОП-ЛЙФБКУЛПЕ ЧПЕООП-ФЕИОЙЮЕУЛПЕ УПФТХДОЙЮЕУФЧП РТЕЛТБФЙМПУШ, РПЬФПНХ ОЕ ХДБМПУШ ТЕБМЙЪПЧБФШ ТСД НЕТ РП ДБМШОЕКЫЕК "БНЕТЙЛБОЙЪБГЙЙ" УБНПМЕФБ. ч ЮБУФОПУФЙ, Y-8C ФБЛ Й ОЕ РПМХЮЙМ фчд дЦЕОЕТБМ ьМЕЛФТЙЛ уф7.

уБНПМЕФ Y-8D ТБЪТБВБФЩЧБМУС ЛБЛ ЬЛУРПТФОЩК ЗТБЦДБОУЛЙК ЧБТЙБОФ ЧПЕООПЗП Y-8 У ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН ЪБРБДОПК БЧЙПОЙЛК ЖЙТН мЙФФПО Й лПММЙОЪ. рЕТЧЩК РПМЕФ НБЫЙОЩ УПУФПСМУС Ч 1987 ЗПДХ. ч 1992 ЗПДХ ДЧБ УБНПМЕФБ ЬФПЗП ФЙРБ ВЩМЙ ЪБЛХРМЕОЩ нШСОНПК, ДЧЕ НБЫЙОЩ - ыТЙ мБОЛПК (РЕТЧЩК УБНПМЕФ ЙНЕМ ПВПТПОЙФЕМШОПЕ РХЫЕЮОПЕ ЧППТХЦЕОЙЕ) Й ЕЭЕ ДЧБ - уХДБОПН. нШСОНБ РМБОЙТХЕФ ЪБЛХРЙФШ ЕЭЕ ДЧБ УБНПМЕФБ ЬФПЗП ФЙРБ.

дМС ЪБНЕОЩ 10 УБНПМЕФПЧ-ОПУЙФЕМЕК ВЕУРЙМПФОЩИ МЕФБФЕМШОЩИ БРРБТБФПЧ фХ-4 Ч 1989 ЗПДХ ВЩМ УПЪДБО УБНПМЕФ Y-8E. ч 1992-94 ЗЗ. ччу ЪБЛХРЙМЙ ОЕУЛПМШЛП НБЫЙО ЬФПЗП ФЙРБ, ЙНЕАЭЙИ РП УТБЧОЕОЙА У ЙУИПДОЩНЙ Y-8 ХРТПЭЕООЩК УПУФБЧ ПВПТХДПЧБОЙС. вЩМП ДЕНПОФЙТПЧБОП Й ПВПТПОЙФЕМШОПЕ ЧППТХЦЕОЙЕ. рПД ЛТЩМПН УБНПМЕФБ ОБ ФТБРЕГЙЕЧЙДОЩИ РЙМПОБИ ТБЪНЕЭБЕФУС ДЧБ врмб BUAA "юБОЗ иЙОЗ" 1, ХРТБЧМЕОЙЕ ЛПФПТЩНЙ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС У РПУФБ, ТБУРПМПЦЕООПЗП Ч РЕТЕДОЕК ЗЕТНЕФЙЪЙТПЧБООПК ЛБВЙОЕ. врмб "юБОЗ иЙОЗ" 1 РТЕДОБЪОБЮЕО ДМС ЧЕДЕОЙС ТБЪЧЕДЛЙ, Б ФБЛЦЕ ЙУРПМШЪПЧБОЙС Ч ЛБЮЕУФЧЕ ВЕУРЙМПФОПК НЙЫЕОЙ. пО СЧМСЕФУС ЛЙФБКУЛПК ЛПРЙЕК БНЕТЙЛБОУЛПЗП ВЕУРЙМПФОПЗП МЕФБФЕМШОПЗП БРРБТБФБ фЕМЕДБКО тБЙО AQM-34N (ОЕУЛПМШЛП ФБЛЙИ НБЫЙО ВЩМЙ УВЙФЩ ОБД ФЕТТЙФПТЙЕК лот Ч ИПДЕ ЧШЕФОБНУЛПК ЧПКОЩ).

пДОПК ЙЪ УБНЩИ ПТЙЗЙОБМШОЩИ -НПДЙЖЙЛБГЙК Y-8/AH-12 СЧМСЕФУС УБНПМЕФ Y-8F, УПЪДБООЩК Ч ОБЮБМЕ 1990 ЗПДБ УРЕГЙБМШОП ДМС РЕТЕЧПЪЛЙ ПЧЕГ ОБ ОПЧЩЕ РБУДВЙЭБ. ч ФТЕИСТХУОЩИ "ЪБЗПОБИ", УНПОФЙТПЧБООЩИ Ч ЗТХЪПЧПН ПФУЕЛЕ, НПЦЕФ ТБЪНЕЭБФШУС ДП 350 ЦЙЧПФОЩИ.

дП ОБЮБМБ 1990-И ЗПДПЧ ДМС ЧЕДЕОЙС НПТУЛПК ТБДЙПЬМЕЛФТПООПК ТБЪЧЕДЛЙ Ч лЙФБЕ ЙУРПМШЪПЧБМЙУШ НПДЕТОЙЪЙТПЧБООЩЕ ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛЙ фХ-4, ПУОБЭЕООЩЕ фчд бй-20. дМС ЙИ ЪБНЕОЩ ОБЮБМЙУШ ТБВПФЩ ОБД УБНПМЕФПН Y-8G, ПУОБЭЕООЩН ВПМЕЕ НПЭОПК втму Й УРЕГЙБМШОЩН ТБДЙПЬМЕЛФТПООЩН ПВПТХДПЧБОЙЕН ЛБЛ ЛЙФБКУЛПК, ФБЛ Й ЪБРБДОПК ТБЪТБВПФЛЙ. рТПЗТБННБ ПУХЭЕУФЧМСМБУШ РТЙ УПДЕКУФЧЙЙ ЖЙТНЩ уеунБТЛПОЙ, ПДОБЛП РПУМЕ РПДБЧМЕОЙС УФХДЕОЮЕУЛЙИ ЧПМОЕОЙК Ч рЕЛЙОЕ Ч 1989 ЗПДХ Й РТЕЛТБЭЕОЙС УПФТХДОЙЮЕУФЧБ У ъБРБДПН ТБВПФЩ ВЩМЙ УЧЕТОХФЩ.

рП ОЕЛПФПТЩН УППВЭЕОЙСН, ПУФБЧЫЙКУС "ВЕЪИПЪОЩН" РМБОЕТ Y-8G ВЕЪ ТБДЙПЬМЕЛФТПООПК ОБЮЙОЛЙ ВЩМП ТЕЫЕОП РЕТЕПВПТХДПЧБФШ Ч УБНПМЕФ-ЪБРТБЧЭЙЛ. тБВПФЩ Ч ЬФПН ОБРТБЧМЕОЙЙ ЧЕМЙУШ Ч лот ЕЭЕ У УЕТЕДЙОЩ 1980-И ЗПДПЧ. чРЕТЧЩЕ НПДЕМШ ЛЙФБКУЛПЗП УБНПМЕФБ-ЪБРТБЧЭЙЛБ ОБ ВБЪЕ Y-8 ВЩМБ РТПДЕНПОУФТЙТПЧБОБ ОБ БЧЙБГЙПООПК ЧЩУФБЧЛЕ Ч рЕЛЙОЕ Ч 1986 ЗПДХ. нБЫЙОБ РТЕДОБЪОБЮБМБУШ, Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ, ДМС ДПЪБРТБЧЛЙ ЙУФТЕВЙФЕМЕК-ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛПЧ Q-5, ПУОБЭЕООЩИ ОЕХВЙТБАЭЕКУС ЫФБОЗПК ФПРМЙЧПРТЙЕНОЙЛБ. рПД ЛТЩМПН УБНПМЕФБ-ЪБРТБЧЭЙЛБ РПДЧЕЫЙЧБМПУШ ДЧБ ЪБРТБЧПЮОЩИ БЗТЕЗБФБ (ФЙРБ "ЫМБОЗ-ЛПОХУ"). тБВПФЩ РП УПЪДБОЙА УБНПМЕФБ-ЪБРТБЧЭЙЛБ ЧЕМЙУШ РТЙ РПНПЭЙ БОЗМЙКУЛПК ЖЙТНЩ жМБКФ тЕЖШАМЙОЗ LTD. пДОБЛП РПУМЕ 1989 ЗПДБ ЪБРБДОБС РПНПЭШ Ч ЬФПК ПВПБУФЙ ФБЛЦЕ РТЕЛТБФЙМБУШ, ЮФП РТЙЧЕМП Л ЪБНЕДМЕОЙА ТБВПФ РП УПЪДБОЙА ЛЙФБКУЛПЗП УБНПМЕФБ-ЪБРТБЧЭЙЛБ.

рП ДТХЗЙН УППВЭЕОЙСН, УБНПМЕФ Y-8G ЙУРПМШЪХЕФУС ДМС ПФТБВПФЛЙ НБЗОЙФПНЕФТПЧ, РТЕДОБЪОБЮЕООЩИ ДМС ЗЕПМПЗПТБЪЧЕДЛЙ (БРРБТБФХТБ ТБЪНЕЭБЕФУС Ч ДМЙООПН ЛПОХУЕ, ХУФБОПЧМЕООПН ЧНЕУФП ЛПТНПЧПК РХЫЛЙ).


нПДЙЖЙЛБГЙЙ :
Y-8б

РЕТЧБС УЕТЙКОБС НПДЙЖЙЛБГЙС.

Y-8ч

ЗТБЦДБОУЛЙЕ УБНПМЕФЩ РЕТЕДБООЩЕ Ч ччу лЙФБС.

Y-8у

НПДЙЖЙЛБГЙС 1987 ЗПДБ РТЙ ФЕИОЙЮЕУЛПК РПНПЭЙ Lockheed.

Y-8D ЬЛУРПТФОБС ЧЕТУЙС Y-8C.
Y-8е УБНПМЕФ ФТБОУРПТФЙТПЧЭЙЛ НЙЫЕОЕК.
Y-8и ( Y-8нтб) РБФТХМШОБС ЧЕТУЙС c тму Litton Canada APS-504(V)3.
мфи:
нПДЙЖЙЛБГЙС Y-8A
тБЪНБИ ЛТЩМБ, Н 38.00
дМЙОБ УБНПМЕФБ,Н 34.022
чЩУПФБ УБНПМЕФБ,Н 11.16
рМПЭБДШ ЛТЩМБ,Н2 121.86
нБУУБ, ЛЗ
РХУФПЗП УБНПМЕФБ 35500
НБЛУЙНБМШОБС ЧЪМЕФОБС 61000
чОХФТЕООЕ ФПРМЙЧП, ЛЗ 22909
фЙР ДЧЙЗБФЕМС 4 фчд Zhuzhou (SMPMC) Wojiang-6 (Aй-20K)
нПЭОПУФШ, Ь.М.У. 4 И 4252
нБЛУЙНБМШОБС УЛПТПУФШ, ЛН/Ю 662
лТЕКУЕТУЛБС УЛПТПУФШ, ЛН/Ю 550
рТБЛФЙЮЕУЛБС ДБМШОПУФШ, ЛН 5615
дБМШОПУФШ ДЕКУФЧЙС, ЛН 1273
рТПДПМЦЙФЕМШОПУФШ РПМЕФБ, Ю 11
рТБЛФЙЮЕУЛЙК РПФПМПЛ, Н 10400
ьЛЙРБЦ, ЮЕМ 5
рПМЕЪОБС ОБЗТХЪЛБ: 14 РБУУБЦЙТПЧ Ч ЗЕТНЕФЙЪЙТПЧБООПК ЛБВЙОЕ РМАУ
96 УПМДБФ ЙМЙ 58 РБТБЫАФЙУФПЧ ЙМЙ 60 ОПУЙМПЛ Й 20 УЙДСЮЙИ ТБОЕОЩИ У 3 УПРТПЧПЦДБАЭЙНЙ ЙМЙ 20000 ЛЗ ЗТХЪБ
дПР. ЙОЖПТНБГЙС:

жПФПЗТБЖЙЙ:


Y-8 (c) Xu Zheng

Y-8B (c) lihutao

Y-8C (c) Weimeng

Y-8C (c) lihutao

Y-8C (c) Weimeng

Y-8F-100 (c) Wanghai

Y-8F-200 (c) lihutao

Этот самолёт является китайским аналогом советского Ан-12 и производится корпорацией Shaanxi Aircraft Company. Транспортник прибыл в Казахстан в конце сентября 2018 года.

Пилотская кабина Y8F200W / Фото Григория Беденко

Многоцелевой транспортный самолёт Shaanxi Y8 - это типичный пример так называемого китайского реверсного дизайна. Его история началась в 1960-х годах, когда КНР приобрела для своей армии в Советском Союзе несколько военно-транспортных Ан-12. Позже китайской стороне была передана и техническая документация, необходимая для самостоятельного производства этих самолётов. Но из-за фактического разрыва советско-китайских отношений, последовавшего затем, выпуск самолёта в Китае начали только в 1981 году.

Рабочее место штурмана / Фото Григория Беденко

Первые серийные самолёты строились полностью из советских деталей и были идентичны Ан-12. Но где-то к началу 1990-х китайцы стали понемногу менять базовую конструкцию летательного аппарата, пытаясь его модернизировать. В частности, они удлинили носовую часть, где расположена штурманская кабина и поставили туда остекление от стратегического бомбардировщика Н-6 - китайского аналога советского Ту-16. Также были доработаны советские турбовинтовые двигатели АИ-20, получившие название WJ6. Их моторесурс был увеличен до 2000 часов.

Приборы контроля работы двигателей - аналоговые / Фото Григория Беденко

В 1984 году китайские авиапроизводители разработали версию Y8X, представляющую собой базовый патрульный самолёт, оснащённый мощной обзорной РЛС Litton APSO-504, разведывательной аппаратурой, фотоаппаратурой видимого и ИК-диапазона, а также сбрасываемыми гидроакустическими буями. На вооружении ВМС КНР имеется 8 таких машин. В 1986 году была разработана гражданской версии самолёта под индексом Y8B, а в 1993 году самолёт совершил свой первый полёт.

Казахстанские лётчики уже освоили китайский самолёт / Фото Григория Беденко

В истории самолёта был весьма любопытный эпизод, связанный с китайско-американским сотрудничеством. В конце 1980-х годов при техническом содействии корпорации Lockheed была разработана новая версия самолёта, получивший индекс Y8C. Как известно, Lockheed производит один из самых массовых военных транспортников в мире C-130 Hercules . В результате советско-китайский гибрид стал ещё и немного американским. Он получил двухсекционную рампу, аналогичную установленной на С-130, а также герметизированную грузовую кабину.

Цифровой пилотажно-навигационный комплекс / Фото Григория Беденко

Прототип Ан-12 был оснащён лишь небольшим герметизируемым отсеком, где располагался экипаж. Все дальнейшие версии Y8, включая и ту, что получил Казахстан, стали полностью герметичные. Это улучшение стало, пожалуй, самым принципиальным, так как позволило увеличить высоту полёта, скорость на эшелоне и, как следствие, значительно снизить расход топлива. Модернизация помогла сделать самолёт более привлекательным для экспорта. Кроме прочего китайско-американская версия была оснащена новыми системами кондиционирования воздуха, кислородной системой, а также дополнительными аварийными люками. Но в 1989 году в Китае произошли известные события на площади Тяньаньмэнь , и сотрудничество с американцами было свёрнуто по политическим мотивам.

На базе Y8 разработано множество модификаций / Фото Григория Беденко

В 1989 году был построен самолёт-носитель беспилотных летательных аппаратов Y8E. Эта машина способна транспортировать к месту выполнения боевой задачи два разведывательных дрона BUAA ChangHong-1, которые являются копией американского Ryan AQM-34 Firebee . Аппараты крепятся на внешней подвеске самолёта-носителя.

Самолёт может работать при любых температурах / Фото Григория Беденко

Начиная с 90-х годов, китайцы разработали множество модификаций Y8, включая и совсем уж экзотические. Чего, например, стоит версия Y8F200, предназначенная для перевозки овец. На трёх палубах самолёта можно одновременно перевозить 350 животных. Был создан и пассажирский вариант, получивший название Y8K. Модификация Y8F-100 получила более мощные двигатели, систему GPS, новую радиолокационную станцию. На модификации Y8F200 (именно такой приобретён Национальной гвардией РК) был на 2,2 метра удлинён фюзеляж.

Конструкция шасси позволяет садиться и взлетать с грунтовых ВВП / Фото Григория Беденко

В конце 1990-х годов на базе Y8 было создано несколько разновидностей самолёта радиоэлектронной разведки и электронного противодействия, объединённых общим названием "проект Gaoxin". Самолёты, имеющие на борту разные комплекты специального оборудования, получили индексы Y8CB и Y8JB.

Самолёт может перевозить людей, различные грузы и лёгкую бронетехнику / Фото Григория Беденко

Драматичным оказалось сотрудничество с "материнским предприятием" - украинской компанией "Антонов". В 2001 году начались работы по проекту нового варианта самолёта Y8F600. Он оснащался канадскими турбовинтовыми двигателями Pratt&Whitney и полностью обновлённой бортовой радиолокационной станцией. Экипаж был сокращён до двух человек благодаря оптимизации систем управления и пилотирования.

На базе 200-й и 600-й модификаций были построены два прототипа самолёта ДРЛО KJ200 . Cамолёты отличались необычным дизайном: в верхней части фюзеляжа была смонтирована РЛС с фазированной антенной решёткой Erieye AESA от компании Ericsson. Прототип самолёта KJ200, построенный на базе Y8F600, совершил первый полёт в январе 2005 года. 3 июня 2006 года он потерпел катастрофу из-за обледенения. Погибли все находившиеся на борту машины 40 человек.

Военнослужащие авиагруппы Национальной гвардии РК / Фото Григория Беденко

Ещё одной экзотической версией этого самолёта является Y8XZ - самолёт для пропаганды и ведения психологической войны. На борту имеется большое количество передающей аппаратуры. Была также создана модификация Y8T - воздушный командный пункт на базе Y8F400. Всего построено три таких самолёта. Ещё один вариант самолёта - ДРЛО ZDK-03 спроектирован специально для ВВС Пакистана. Он оборудован РЛС кругового обзора. В конце 2011 года в Пакистан была поставлена первая машина. Также сообщалось о разработке экспортно-ориентированного самолёта ДРЛО ZDK-06.

Фонарь штурманской кабины был позаимствован у китайского стратегического бомбардировщика H6 (аналог Ту-16) / Фото Григория Беденко

Экспортная модификация самолёта получила индекс Y8D. Машина оснащена оборудованием западного производства. К настоящему времени Shaanxi Aircraft Company поставила иностранным заказчикам восемь единиц. Самолёт стоит на вооружении ВВС шести стран мира. В их числе Венесуэла, Иран и Мьянма (Бирма). В середине прошлого года один из бирманских самолётов потерпел катастрофу , в которой погибло 122 человека.

Y8F200W считается гибридным самолётом / Фото Григория Беденко

Столь подробное описание этого уникального гибридного самолёта необходимо для понимания ситуации в целом. Дело в том, что поставки Китаем авиационной техники на экспорт - это явление абсолютно новое, а для силовых структур Казахстана и вовсе экстраординарное. Во-первых, львиная доля всего казахстанского парка государственной авиации - это самолёты и вертолёты советского и российского производства. На вооружении 218-й эскадрильи ВВС СВО стоят лёгкие транспортные самолёты CASA C295, производства Airbus Military (8 единиц). 612-я авиабаза ВВС СВО, расположенная в Таразе, имеет на вооружении 4 БПЛА китайского производства Wing Loong. Также в военно-воздушных силах есть небольшое количество лёгких транспортных вертолётов Eurocopter EC 145 и американских Bell UH-1 Iroquois.

Командиры всегда озабочены боевой подготовкой / Фото Григория Беденко

Китай, как и Россия, - наш ближайший сосед и, судя по всему, хотел бы всерьёз и надолго обосноваться здесь в плане поставок военной техники, а также её последующего сервисного обслуживания. При этом Казахстан, являясь одним из наиболее активных участников ОДКБ, поддерживает унификацию вооружения и боеприпасов среди государств, входящих в организацию. Поэтому именно боевая техника у нас в основном российского производства, либо модернизированная советская. При этом военно-транспортные самолёты Казахстан в ближайшие годы закупит в Китае. Речь идёт именно о Y8F, которые кроме Национальной гвардии (+ 1 единица) поступят в Военно-воздушные силы (заказано 3 единицы). Эти самолёты будут перевозить бойцов десантно-штурмовых войск.

Кроме планера китайцы модернизировали и двигатели самолета / Фото Григория Беденко

Непонятной остаётся судьба контракта с ОАК (Объединённая авиастроительная корпорация РФ) на поставку для казахстанских ВВС тяжёлых военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А. Ранее сообщалось, что казахстанская сторона заказала для перевозки бойцов десантно-штурмовых войск 2 единицы. Что касается Украины, то по некоторым данным, выбор в пользу китайских самолётов был сделан именно из-за срыва контракта. "Антонов" должен был поставить для Национальной гвардии второй транспортник "Ан-74". Но этот самолёт так и не был построен, несмотря на финансовое обслуживание контракта со стороны Казахстана. Очевидно, что китайские производители явно выигрывают в подобной ситуации у российских и украинских конкурентов.

Игорь Кармыков, начальник управления авиации Национальной гвардии РК / Фото Григория Беденко

В целях своевременного оперативного реагирования на вызовы общественной безопасности, Национальная гвардия должна обладать авиационной техникой, способной перебросить в любую точку Казахстана необходимое количество людей и грузов. Этот самолёт позволяет выполнить такую задачу. Выбор самолёта был обусловлен в первую очередь ценой и качеством, - рассказывает полковник Кармыков.

Самолёт для Нацгвардии был построен по техническому заданию наших военных специалистов / Фото Григория Беденко

По словам начальника авиакрыла Нацгвардии, самолёт был построен для Казахстана эксклюзивно, то есть его комплектация была подобрана по техническому заданию наших военных специалистов.

У нас смешанный вариант приборного оборудования, - продолжает Игорь Кармыков. - Часть - аналоговая. В основном - это приборы контроля двигателя, для того чтобы при минусовых температурах на стоянке их работа была надёжной. Часть оборудования цифровая. Это пилотажно-навигационные приборы. Они сведены в троекратно продублированную систему EFIS с МФИ. Эти системы позволяют проверить любой пилотажный элемент.

Военно-транспортный Ан-74 / Фото Григория Беденко

В авиапарке Нацгвардии есть вертолёты Ми-8 и Ми-171 / Фото Григория Беденко

Трудяга Ан-26 всё ещё в строю / Фото Григория Беденко

Зимняя одёжка для вертолёта / Фото Григория Беденко

Основное направление развития авиационного парка - это его унификация и взаимозаменяемость. Самолёт данного класса у нас пока один, но так как это линейка самолётов "Антонов" - Ан-26, Ан-12, Ан-74, приборы многие взаимозаменяемы. Поэтому планируем как минимум ещё один самолёт взять. У нас говорят "один самолёт - это полсамолёта". Парк будем расширять, - сообщил Игорь Кармыков.

Аскар Кажытаев, лётчик-инструктор / Фото Григория Беденко

Летом в течение трёх месяцев мы проходили в Китае теоретическую наземную и практическую подготовку. Освоили там полёты по кругу и по маршруту. После этого прибыли в Казахстан. 13 декабря произвели первый самостоятельный вылет. Самолёт отличается своими характеристиками - размеры, четыре двигателя. Сложнее в управлении. Максимальная взлётная масса - 61 тонна. Вес пустого - 36 тонн. На данном самолёте стоят МФИ (многофункциональные индикаторы), на которых отображается ряд навигационных и командных приборов. Сейчас уже понемногу освоили работу с ними. До этого я летал на Ан-26. Китайский самолёт практически не отличается от Ан-12 по расположению основных органов управления. На нём стоит современный приборный комплекс EFIS, - поделился впечатлениями лётчик-инструктор Аскар Кажытаев.

Тренировочные полёты будут проводиться два раза в неделю / Фото Григория Беденко

Мы первые, кто будет эксплуатировать такой самолёт на постсоветском пространстве, - продолжил полковник Игорь Кармыков. - Первый год, пока самолёт находится на гарантии, мы будем смотреть, какие у него сильные и слабые стороны. Самолёт может перевозить максимальный груз весом до 20 тонн, имеет 86 посадочных мест и может из Астаны в любую точку Казахстана без дозаправки долететь, выполнить боевую задачу и вернуться обратно в Астану. Аналогом данного самолёта является С-130. У него такие же лётно-технические характеристики, но цена в два раза выше, чем у китайского. Ан-12 не производится уже около 20 лет. Самолёт эксплуатируется в различных климатических условиях. Порядка шести стран имеют их в своих вооружённых силах, в частности, Иран, Пакистан, Венесуэла. Отзывы положительные, поэтому при выборе данного самолёта мы руководствовались тем, что уже проверено годами, зарекомендовало себя.

Лётчики Нацгвардии постепенно обживаются на новом месте / Фото Григория Беденко

Также Игорь Кармыков рассказал о перспективах авиационного крыла Национальной гвардии.

Чем было обусловлено перебазирование? Во-первых, само географическое расположение Астаны - в центре Казахстана. Отсюда можно долететь в любую точку Казахстана без дозаправки. Потому что самолётам Ан-26 и Ан-74, в случае если что-то произойдёт на западе, придётся как минимум один раз дозаправляться. Это потеря времени и тактического преимущества. Этот самолёт (Y8А200W) может, к примеру, из Астаны на одной заправке долететь до крайней западной точки - Уральска и вернуться обратно, причём с полной загрузкой. Скоростные режимы у него не хуже, чем у Ан-26, а даже лучше: если у Ан-26 средняя скорость порядка 400-450 км/ч, то у Y8 - 550 км/ч.

В 2020 году на этом месте откроется новая авиационная база / Фото Григория Беденко

Рядом с нами находится строящаяся авиационная база, решение о создании которой было принято в 2015 году. На данный момент выполнена первая очередь строительства. Построены места стоянок самолётов и вертолётов, ограждение. В этом году проведены все коммуникации, выполнены подземные работы. Со следующего года начинается строительство ангара. Думаю, что к концу 2019-го - началу 2020 года будет открыта авиационная база с переездом на нашу новую стоянку. Сейчас мы находимся на стоянке ТОО "КАИ" ("Казахстанская авиационная индустрия"). Она в наибольшей степени отвечает условиям авиационной безопасности, потому что там, где идёт стройка, нельзя эксплуатировать авиационную технику.

Тактико-технические характеристики самолёта Y8F200W

Y8F200W представляет собой многоцелевой военно-транспортный самолёт средней дальности, используемый для перевозок военнослужащих, вооружения и военной техники. Самолёт может выполнить взлёт и посадку на грунтовую ВПП, ВПП покрытую снегом, а также выполнять полёты в сложных метеорологических условиях днём и ночью. Допустимая для эксплуатации температура окружающей среды составляет от -50°C до +50°C.

Фото Григория Беденко

Размах крыла - 38,00 м.

Длина - 34,02 м.

Высота - 11,6 м.

Площадь крыла - 121,86 м².

Масса пустого самолёта - 35 490 кг.

Максимальная взлётная масса - 61 000 кг.

Полезная нагрузка - 20 000 кг, 90 человек личного состава с полным снаряжением.

Тип двигателя - 4хТВД WJ-6, мощностью 4 250 л.с.

Максимальная скорость - 660 км/ч.

Крейсерская скорость - 550 км/ч.

Практическая дальность - 5 615 км.

Практический потолок - 10 400 м.

Радиус действия - 5 615 км.

Экипаж - 5 (3 или 2 человека на Y8F600).

KJ-200, или "Y-8 Balance Beam",это самолет разработанный по программе AEW&C корпорацией Shaanxi Aircraft. Ключевым компонентом самолета является новая радарная система, визуально подобная системе Ericsson Erieye AESA.Эта система построена на основе новейшей модификации транспортного самолета Y-8, Y-8F-600. На нем стоят двигателя Pratt & Whitney Canada PW150B и авионика Honeywell. На военном параде в честь дня независимости Китая KJ-200 выполнял роль лидера.
Генеральный конструктор KJ-200 Ouyang Shaoxiu (欧阳绍修),он же генеральный конструктор Y-8. По его словам KJ-200 был значительно модифицирован (около 80%) по сравнению с оригинальным Y-8.
Теперь об его прародителе:самолет Shaanxi Y-8 или Yunshuji-8 (китайское: 运-8)это средний транспортный самолет производимый Shaanxi Aircraft Company в Китае,он является лицензионной версией военно-транспортного самолета Ан-12.Он стал одним из наиболее популярных военных и гражданских транспортных самолетов в Китае,производится в различных вариантах и экспортируется. Хотя Ан-12 больше не строят на Украине,а вот китайский Y-8 продолжают строить и модифицировать. Всего построено порядка 100-120 самолетов различных модификаций самолетов Y-8.



Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Освоение серийного выпуска в Китае началось непосредственно перед разрывом с СССР. Начавшаяся в КНР "Великая культурная революция" на долгое время приостановила развитие китайской авиации. В соответствии с концепцией китайского премьера Чжоу-Эн-Лая, Китай должен был, в первую очередь, освоить производство копий советских машин, после чего перейти к разработке собственных образцов авиационной техники.

К сожалению мне так и не удалось увидеть этот самолет в полете,только на стоянке,да и то далеко далеко от ограждения.

Работы на заводе в Хиане по Ан-12 возобновились лишь в феврале 1972 года. Через год было принято решение о их переносе на Шанхайский авиационный завод, куда был передан и весь производственный задел, а также технологическая оснастка из Хианя. Первый самолет, собранный из Хианьских и советских деталей, совершил первый полет 25 декабря 1974 года. А "полностью шанхайский" Y-8 поднялся в воздух 29 декабря 1975 года. Статические испытания машины завершились 25 сентября 1976 года, а в 1980 году самолет Y-8 был сертифицирован.:-)))
** вид с трех сторон

Первые серийные машины, собираемые из деталей, переданных из СССР в начале 1960-х годов и на советской оснастке, были,идентичны самолетам . Однако в дальнейшем самолеты были модернизированы. Они получили новое, более вытянутое и заостренное остекление кабины штурмана, унифицированное с остеклением бомбардировщика , также строящегося в Шанхае. Экспортная модификация получила обозначение Y-8D.

Параллельно с выпуском самолета, в Китае осваивалось и производство двигателей АИ-20, получивших китайское обозначение WJ6, а также воздушных винтов J17-G13. Выпуск ВСУ был освоен в Хиане. В результате усилий китайских специалистов удалось значительно увеличить ресурс ТВД WJ6, подняв его с 300 до 2000 часов.

В 1986 году максимальная взлетная масса самолета Y-8 была доведена до 61000 кг. Характеристики китайских машин, в целом, соответствовали характеристикам советских , по сравнению с которыми Y-8 имели несколько больший разбег и меньший пробег.

Для перевозки 24 вертолетов Сикорский S-70C, закупленных в США для Народно-освободительной армии Китая, в 1987 году был построен специальный самолет Y-8A, оснащенный грузовой аппарелью, аналогичной применяемой на самолете Локхид С-130 "Геркулес". Кроме того, на 120 мм была увеличена высота грузовой кабины.

В 1986 году началась разработка гражданской модификации, Y-8B. За счет отказа от специального военного оборудования массу самолета удалось снизить на 1720 кг. Первый полет машины состоялся 17 декабря 1993 года, а в 1993 году самолет был сертифицирован.

При техническом содействии американской фирмы Локхид в конце 1980-х годов был создан самолет Y-8С. Самолет имел грузовой люк с двухсекционной рампой, как на Y-8A и С-130, герметизированную грузовую кабину объемом 212 м3, дополнительные аварийные люки, усовершенствованные систему кондиционирования воздуха и кислородную систему.

Было построено два опытных самолета Y-8C с короткими, как у Ан-12 носовыми частями фюзеляжа (вероятно, в опытные Y-8C были переоборудованы первые Y-8, построенные еще из советских деталей), однако серийные машины должны были иметь обычную удлиненную носовую часть, а гражданские варианты С-8С предполагалось строить без кормовой пушечной установки.

После подавления студенческих волнений в Пекине в 1989 году американо-китайское военно-техническое сотрудничество прекратилось, поэтому не удалось реализовать ряд мер по дальнейшей "американизации" самолета. В частности, Y-8C так и не получил ТВД Дженерал Электрик СТ7.

Самолет Y-8D разрабатывался как экспортный гражданский вариант военного Y-8 с использованием западной авионикй фирм Литтон и Коллинз. Первый полет машины состоялся в 1987 году. В 1992 году два самолета этого типа были закуплены Мьянмой, две машины - Шри Ланкой (первый самолет имел оборонительное пушечное вооружение) и еще два - Суданом. Мьянма планирует закупить еще два самолета этого типа.

Для замены 10 в 1989 году был создан самолет Y-8E. В 1992-94 гг. ВВС закупили несколько машин этого типа, имеющих по сравнению с исходными Y-8 упрощенный состав оборудования. Было демонтировано и оборонительное вооружение. Под крылом самолета на трапециевидных пилонах размещается два БПЛА BUAA "Чанг Хинг" 1, управление которыми осуществляется с поста, расположенного в передней герметизированной кабине. БПЛА "Чанг Хинг" 1 предназначен для ведения разведки, а также использования в качестве беспилотной мишени. Он является китайской копией американского беспилотного летательного аппарата Теледайн Раин AQM-34N (несколько таких машин были сбиты над территорией КНР в ходе вьетнамской войны).

Одной из самых оригинальных -модификаций Y-8/AH-12 является самолет Y-8F, созданный в начале 1990 года специально для перевозки овец на новые пастбища. В трехярусных "загонах", смонтированных в грузовом отсеке, может размещаться до 350 животных.

До начала 1990-х годов для ведения морской радиоэлектронной разведки в Китае использовались . Для их замены начались работы над самолетом Y-8G, оснащенным более мощной БРЛС и специальным радиоэлектронным оборудованием как китайской, так и западной разработки. Программа осуществлялась при содействии фирмы СЕС Маркони, однако после подавления студенческих волнений в Пекине в 1989 году и прекращения сотрудничества с Западом работы были свернуты.

Теперь о нашем самолете:
В КНР для ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) разработан новый вариант самолета дальнего радиолокационного наблюдения и контроля, получивший обозначение KJ-200 (рабочее наименование Balance Beam AEW). Работы над проектом "Gaoxin 5" была начата в 2000 году. Первый прототип самолета, созданный на базе турбовинтового Y-8F200, совершил свой первый полет в ноябре 2001 года.

Самолеты ДРЛО KJ-200 также как и Y-8AEW строятся на базе военно-транспортного самолета Y-8. Самолет оснащен радаром с дальностью обнаружения целей от 300 до 450 км.

KJ-200, обладающие ограниченными возможностями, планируется использовать автономно или совместно с самолетом ДРЛО KJ-2000, представляющим собой,версию российского А-50 с РЛС собственной разработки.

Второй прототип самолета KJ-200 (на базе Y-8F-600) взлетел в январе 2005 года, а 3 июня 2006 года из-за обледенения поверхности крыла разбился. Для решения проблем безопасности полетов китайские военные привлекли к модернизации KJ-200 украинское авиационно-конструкторское бюро им. Антонова. В процессе модернизации была заменена система предотвращения обледенения и аппаратура быстрого оповещения экипажа об аварийных ситуациях на борту самолета. Сообщается, что предпринимаемые меры резко повысили надежность летательного аппарата.

На самолет установили турбовиновые двигатели канадского производства Pratt and Whitney Canada PW150B с шестилопастными пропеллерами British Dodi R-408, современную авионику фирмы Honeywell. Кроме того самолет получил специальные контейнеры для оборудования на законцовках крыла, на верхушке хвостовой части и в носовой части фюзеляжа.

Модификации:
Y-8: базовый самолет с негерметичной грузовой кабиной,в основном производился для транспортных задач PLAAF.
Y-8A: транспортный самолет для перевозки вертолетов,модифицирована рампа
Y-8AF: платформа ASW для испытаний,с магнитометром в хвостовой части,последняя военная версия, выглядит также как Y-8 для геофизических исследований.
Y-8B: негерметичный транспортно/пассажирский вариант для CAAC.
Y-8C: полностью герметичная грузовая версия с задней грузовой рампой Y-8B.
Y-8CA: (он же "High New 1") самолет электронной борьбы с антеннами и подбрюшным каноэ
Y-8CB: вариант ECM, характеризующийся резко заостренным носом
Y-8D: экспортный транспортный вариант оснащенный западной авионикой,изначально Y-8D был заменен Y-8DII.
Y-8DZ: (Dianzi Zhencha - ELINT)(он же"High New 2") самолет электронной разведки выделяющийся цилиндрическим утолщением в передней части вертикального стабилизатора
Y-8E: самолет носитель беспилотников для WZ-5 Chang Hong-1(Chang Hong - длинная радуга) разведывательный беспилотник, скопированный Ryan Firebees, предназначался для замены носителей Ту-4.
Y-8F: самолет для перевозки овец,мог вмещать 350 голов. Создан для облегчения доступа к дальним сезонным пастбищам
Y-8FQ: Y-8FQ создан на базе Y-8 компанией Shaanxi Aircraft Company, оснащен четырьмя двигателями WJ-6C с 6-лопастными винтами. Хвост самолета был модифицирован для улучшения управления на малых скоростях и малой высоте по требованию к Maritime Patrol Aircrafts,во время противолодочных задач.В таких миссиях MPA использует свой MAD (магнитометр) для обнаружения подводных лодок. этот детектор явно выделяется в хвосте Y-8FQ.
Y-8F-100: оснащен более мощными двигателями, EFIS, цветным погодным радаром, TCAS и GPS.
Y-8F-200: эта модель имеет фюзеляж удлиненный на 2.2m
Y-8F-300: гражданский транспортник с западной авионикой
Y-8F-400: как и Y-8F-300 но с герметичным транспортным отсеком.
Y-8F-600: новейший гражданский транспортный вариант с перестроенным фюзеляжем,двигателями Pratt and Whitney, и гласскокпитом и двухчленным экипажем.
Y-8G: платформа ELINT (проект)
Y-8G: всепогодный заправщик (проект)
Y-8G: воздушный командный пункт и версия ECM,она же "High New 3" на базе Y-8F-200.

Y-8H: самолет воздушного наблюдения.
Y-8J: самолет AWACS с английским радаром GEC-Marconi Argus-2000 (RACAL Skymaster)в большом носовом обтекателе,с рабочими местами операторов в грузовом отсеке. Полностью герметичный,но без грузовой рампы.
Y-8J: самолет AEW (разведки погоды)с радаром Sky Master
Y-8JB: вариант ELINT
Y-8K: 121-местный лайнер
Y-8T: коммандный пост C3I и самолет наблюдения за полем боя на базе Y-8F-400.
Y-8U: экспериментальный самолет оборудованный системой дозаправки в воздухе Mk 32 для отработки и развития собственных систем дозаправки.
Y-8X: (Xun - наблюдение)самолет Maritime Patrol с западной авионикой, радаром. Некоторые самолеты несли еще ELINT. Оборудованы поисковым радаром Litton Canada AN/APS-504(V). Эти самолеты выделялись большим цилиндрическим утолщением под носом подобно бомбардировщикам H-6
Y-8XZ: (он же "High New 7")самолет психологической борьбы для передачи TV и радио пропаганды.
Y-8W: версия AWACS он же KJ-200 антенной радара смонтированной над фюзеляжем (наш самолет)
Y-8 AWACS: самолет с антенной подобной Бериев А-50
Y-8 AWACS: другая версия AWACS разрабатывалась в Shaanxi с большим обтекателем в носу и антеннами в хвостовой части как у AEW Nimrod.
Y-8 Geophysical Survey Aircraft: самолет геофихической разведки,имеет магнитометр в хвостовой части,часто путают с противолодочными самолетами
Y-8 Anti-Submarine Aircraft:новый противолодочный вариант,показанный в 2012 году. Этот вариант имеет большой радар воздух-поверхность,боковые радары ISAR и магнитометр
Y-8EW: новый самолет EW (электронной борьбы)
Y-8Q: вариант ASW, радар, FLIR, внутренний бомбовый отсек, SATCOM, и хвостовой MAD.
Y-8 Gunship: проектируемая артиллерийская версия на базе Y-8C с двумя тяжелыми пушками и местами для трех тяжелых пулеметов с каждой стороны самолета. оружие наводится и стабилизируется благодаря гиростабилизированной оптоэлектронной системе в шаровой турели в носу. Управляемый прожектор установлен под крылом
ZDK-03: вариант разработанный специально для экспорта в Pakistan Air Force (PAF).

ЛТХ:
Модификация KJ-200
Размах крыла, м 38.00
Длина самолета,м 34.02
Высота самолета,м 11.16
Площадь крыла,м2 121.86
Масса, кг
пустого самолета 35500
нормамальная взлетная 55000
максимальная взлетная 62000
Внутренне топливо, кг 23000
Тип двигателя 4 ТВД Zhuzhou (SMPMC) Wojiang-6
Мощность, э.л.с. 4 х 4252
Максимальная скорость, км/ч 662
Крейсерская скорость, км/ч 550
Скорость патрулирования, км/ч 475
Перегоночная дальность, км 5620
Продолжительность патрулирования, ч 10.5
Практический потолок, м 10400
Экипаж, чел 4-5

По крайней мере, 5 Y-8W были произведены для PLAAF (30171, 30173-30176).Те наш борт один из крайних выпущенных самолетов этого типа.
Наш борт с номером 30176 несет службу в 26th Div/76th Reg PLAAF


Фото (с) Informburo.kz, (c) bnews.kz

27 сентября 2018 года в Астане на базе ТОО «Казахстанская авиационная индустрия» состоялась презентация нового военно-транспортного самолета Y8F200W, впервые Национальной гвардией Республики Казахстан у Китайской Народной Республики, сообщает пресс-служба Национальной гвардии МВД Республики Казахстан.
На торжественной церемонии приняли участие Министр внутренних дел РК Калмуханбет Касымов, Министр оборонной и аэрокосмической промышленности Бейбит Атамкулов, Главнокомандующий Национальной гвардией РК генерал-лейтенант Руслан Жаксылыков, заместитель Генерального директора AVIC - Генеральный экономист Wang Jian, чрезвычайный и уполномоченный посол КНР в Республике Казахстан Чжан Сяо, депутаты Сената и представители завода-изготовителя.
Самолет Y8F200W представляет собой многоцелевой средний
военно-транспортный самолет средней дальности, используемый для воздушных перевозок военнослужащих, вооружения и военной техники. Данный самолет может выполнить взлет и посадку на грунтовую ВПП, ВПП покрытую снегом, а также выполнять полеты в сложных метеорологических условиях днем и ночью. Температура окружающей среды для эксплуатации составляет от -50°Cдо +50°C.

Военно - транспортный самолет средней дальности будет использоваться для воздушных перевозок военнослужащих, вооружения и военной техники без дозаправки из самой дальней точки на востоке страны до каспийского побережья, передает корреспондент Bnews.kz.
"Этот самолет в два раза больше АН - 74, он считается средне - транспортным воздушным судном. У АН - 74 грузоподъемность 10 тонн, а этот может перевозить 20 тонн груза, и по личному составу также в два раза больше людей вмещается. В самолет свободно умещается БТР, БМП, БМД или сейчас у нас на вооружении стоят "Тигры", сюда умещается два "Тигра". Растяжки, крепления, технику можно укрепить", - сказал главнокомандующий национальной гвардией РК генерал-лейтенант Руслан Жаксылыков.
Данный самолет может выполнить взлет и посадку на грунтовую взлетно - посадочную полосу, ВПП покрытую снегом, а также может выполнять полеты в сложных метеоусловиях днем и ночью.
"Это глубокой модернизации АН - 12, раньше при союзе летали на АН - 12 и выше 7000 метров подняться было невозможно. У него был герметичным лишь салон летчика, а сам самолет был не герметичным, сейчас самолет полностью герметичен. Межремонтный срок двигателей 3000 часов, для нас это самый оптимальный вариант. Двигатели, как китайского производства, так и украинского "Мотор Сыч", - сказал Жаксылыков.
Он отметил, что на самолеты установлены китайские двигателя, однако при необходимости могут установить и украинского производства.
"В настоящее время производство двигателей налажено, двигатели взаимозаменяемы. Когда мы планировали строительство самолета, компания строитель дала возможность на наше усмотрение решить, какой двигатель установить. Мы решили, что компания собирающая самолет должна установить свой двигатель, поскольку они будут нести ответственность", - заверил главнокомандующий национальной гвардией.
Жаксылыков отметил, что самолетом управляет начальник авиации - летчик первого класса. Также по ео словам, инженеры два с половиной месяца находились на обучении, два экипажа осуществили свыше 70 часов полета в дневное время, а также ночные полеты.
"Это мечта авиаторов советского союза, это тот же Ан - 12, но он более модернизирован, имеет полностью герметичную кабину, которая позволяет летать в любые метеорологические условия, включая грозовые облачности. В самолете установлена современная авионика американского и канадского производства. Техника пилотирования старого Ан - 12, однако был расширен диапазон боковых посадочных скоростей по ветру, самолет стал более мягче, центровка позволяет грузить самолет без каких либо ограничений. Эргономичная кабина, аналоговые приборы были заменены", - продолжил Жаксылыков.
Он отметил, что Нацгвардии требовалась рабочая лошадка, которая будет бесперебойно эксплуатироваться для нужд страны.
"Нам нужна рабочая лошадка. Стоимость самолета 37 млн долларов. В эту сумму входят также наземный полный комплект плюс обучение двух экипажей. Все вошло в стоимость. Вы сами понимаете, что на этом рынке соотношение цены и качества очень выгодно для нас", - подытожил Жаксылыков.
По словам начальника управления авиации Национальной гвардии РК Игоря Кармыкова, дальность полета составляет 4100 км. "Загрузочно-посадочные места на 86 пассажиров с багажом, вооружением позволяет с самого крайнего аэродрома Усть-Каменогорска долететь до запада. По перевозке боевой техники два тигра бронированные, которые стоят на вооружении национальной гвардии БТР 80 спокойно можно перевозить. Расход: первый час официально заявлен 2,5-3,5 тонны, но фактически расход 2-2,2 тонны", - заявил Кармыков. В свою очередь присутствовавший на презентации легендарный казахстанский летчик - испытатель Тохтар Аубакиров отметил, что это идеальный самолет для нужд казахстанских военных, по его словам, данное воздушное судно было проверено временем и никогда его лично не подводил. "Это самое главное чтоб мы могли с полной загрузкой долететь от одного крайнего аэродрома до другого. Если он отвечает вашим требованиям, это очень здорово. Самое главное, что многие вещи улучшены. Внешне я смотрю он облагородился намного, чем наш АН-12 и данные его ничуть не хуже и даже превышают, поэтому я считаю приобретение правильное. Если мне сейчас скажут садись, я полечу на нем, не вопрос",- подытожил Аубакиров.





































© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник