29.06.2019

Типы экспертности: внутренняя и внешняя. Время и условия становления эксперта


Кто такой эксперт? Это тот человек, на чье мнение можно положиться, ведь он точно знает, о чем говорит. Это авторитет, который вызывает доверие.

Когда вас считают экспертом, вы получаете больше интересных предложений, общественного признания и зарабатываете больше остальных при прочих равных условиях. Время настоящего эксперта всегда стоит дороже.

Однако можно хорошо разбираться в своем деле, но не слыть экспертом. Все дело в том, что этот статус нужно заработать. Конечно, можно годами пахать и ждать тихо в сторонке, когда же общество начнет считаться с твоим мнением.

Но есть другой способ, который гораздо быстрее. Пройти путь от никому не известного специалиста до признанного мастера своего дела можно за пять основных шагов.

1. Определите область, в которой вы хотите стать экспертом

Мы можем быть экспертами во многом, например, в попадании мусора в урну с расстояния трех метров. Но соответствует ли это вашим целям? Чего вы хотите достичь? Для чего вам экспертность? На эти вопросы обязательно нужно ответить, когда вы будете выбирать область для развития экспертности.

Логичнее и проще всего выбрать ту область, которая совпадает с вашим основным направлением деятельности. Ту, в которой вы уже обладаете необходимыми навыками, знаниями и опытом. Потому что если вы начнете прокачивать экспертность в той области, в которой не обладаете нужными компетенциями, то ваша репутация сильно пострадает, когда откроется правда. Экспертом нужно быть не только на словах.

2. Упростите вашу область до узкого направления

Очень важный этап в построении личного бренда, которым многие пренебрегают - это упрощение. Не нужно быть экспертом широкого профиля. Выберите одно узкое направление, в котором вы сильны и обладаете большим опытом. Такой подход срабатывает гораздо лучше, чем попытка показать себя мастером на все руки.

Например, у вас ивент-агентство и вы позиционируете себя как эксперта в организации мероприятий в торговых центрах. Это не значит, что вы делаете мероприятия только в торговых центрах. Это значит, что в организации таких мероприятий вы лучший. Именно поэтому люди будут к вам обращаться, причем, и за организацией других мероприятий тоже.

Когда вы позиционируете себя как эксперта в одном узком направлении, люди на уровне ассоциаций связывают вас и ваше дело. Вы становитесь номером один. Поэтому упрощайте.

3. Заводите друзей-экспертов

Если вы хотите считаться экспертом, вас должны видеть среди других таких же известных коллег. А значит, вам нужно находиться в одной тусовке с ними, ходить на отраслевые конференции, специализированные мероприятия. Вам нужно общаться с теми, кто уже обладает экспертностью в вашей области.

Однако не забывайте, что заводить полезные знакомства нужно не только в своей области. Как это делать, рассказывает Кейт Феррацци в своем бестселлере «Никогда не ешьте в одиночку». Чем шире ваш список полезных контактов, тем лучше.

Это самый важный и интересный этап. Экспертность не берется из ниоткуда. Самый главный принцип - давайте ценность бесплатно.

Ваша задача - продвигать свой личный бренд в информационном пространстве. А именно писать статьи в отраслевые журналы, на сайты, вести профессиональный блог, проводить вебинары и выступать на конференциях и мастер-классах. Сначала вы работаете на имя, а потом имя работает на вас.

Вот тут вам понадобятся навыки самопрезентации. Не помешают курсы ораторского мастерства, копирайтинга и так далее. Нужно уметь грамотно преподносить то, что вы знаете.

Когда вы станете уже довольно известным, тогда вы сможете уже начать зарабатывать на своей экспертности. К тому же, чем чаще вы будете мелькать в СМИ и выступать, тем больше потенциальных деловых партнеров вас увидят.

Кстати, о том, как с помощью писательства построить личный бренд, можно прочитать в книге «Как стать популярным автором».


5. Создайте свой фирменный профессиональный стиль

Каков ваш фирменный стиль? В чем состоит ваше «уникальное профессиональное предложение»? Сможете ли вы в одной фразе рассказать, что вы делаете, для кого и в чем ваша уникальность? Чем вы лучше других?

Если у вас фирменного стиля еще нет, обязательно подумайте над этим. Создайте свой узнаваемый и неповторимый профессиональный почерк.

Еще один способ поднять свой уровень экспертности и выработать свой стиль - это обучать новичков в вашей профессиональной области. Ведь теперь вы не просто специалист, вы - наставник.

Создать экспертность не так уж и сложно, как кажется, и оно того стоит. Культура создания личных брендов только зарождается в нашей стране, и вы можете успеть занять свое место эксперта в определенной области. Так что не упустите эту возможность!

Еще один интересный пост на Zenhabits на очень животрепещущую тему — как быстро стать экспертом сразу в нескольких темах. То есть, если по-простому, как усидеть одной попой на нескольких стульях одновременно. Статья оказалась интересной и простой, поэтому я просто не смогла пройти мимо.

Истина, как всегда, в том, что ответы на самые сложные вопросы очевидны и находятся прямо у нас под носом.

Корбетт Барр (Corbett Barr) — основатель Expert Enough , цель которого состоит в помощи людям становиться специалистами во многих направлениях на различных уровнях.

За последний месяц Корбетт изучал людей, которые стали профессионалами в области запуска новых блогов. Он брал интервью у экспертов в этой области, просто проводил с ними время, беседовал, пытаясь узнать секреты быстрого превращения из новичка в pro, и получил очень интересные ответы.

Где-то в глубинах нашего подсознания мы понимаем, что для того чтобы стать хорошим специалистом в чем-либо, нужно усердно работать. Коротких путей просто не существует. Но при этом мы все равно надеемся, что в мире существуют секреты, помогающие отыскать короткий путь. Но прямая не всегда является кратчайшим путем.

Хорошая новость заключается в том, что никаких особых секретов не существует.

Что нужно делать для того, чтобы стать специалистом? Перестать искать несуществующие секреты и начать заниматься делом!

Поймите, что «cпециалист» — понятие относительное

Звание специалиста — понятие довольно относительное. Вы можете выглядеть профи в глазах тех, кто совсем не смыслит в теме, если вы хотя бы немного в ней разбираетесь. А для специалистов с мировым именем вы — новичок.

Точно также вам совсем не обязательно иметь гору дипломов и сертификатов, подтверждающих ваш высокий уровень, для того чтобы решить поставленные перед собой задачи в независимости от их масштабности (от самых маленьких до самых важных).

Думайте об экспертности по шкале от одного до десяти, а не как об абсолютном понятии. Если по этой шкале вы — тройка или четверка, то вполне можете помочь единицами или двойкам. И ваша помощь может быть гораздо более эффективной, чем от специалиста-десятки. Вы поднялись не так высоко и еще помните, каково это — быть единицей.

Совмещайте теорию и практику

Есть время для чтения книг, есть время для практики. Толку от начитанного, но никогда не использовавшего полученные знания на практике, «специалиста» практически никакого. Для закрепления прочитанного всегда нужны реальные действия не на бумаге.

Если вы хотите стать культуристом, от одного только чтения книг мускулатура у вас не разовьётся. Если же вы не ознакомитесь со специальной литературой хотя бы на начальном этапе, то рискуете получить серьезные травмы.

Так и с книгами и реальной практикой — нужен баланс. Очень у многих людей наблюдается большой перевес либо в одну, либо в другую сторону.

Концентрация

Точно так же, как изменение привычек, концентрация внимания может быть очень полезным союзником в этом нелегком деле (особенно в самом начале).

Когда вы начинаете осваивать что-то новое для себя, вы можете просто испугаться того количества новой информации, которое предстоит впитать. Из-за этого беспокойства вместо того, чтобы сконцентрировать все свое внимание на текущей стадии, вы нервничаете и все время пытаетесь заглянуть на шаг вперед. В итоге ваше внимание размывается, а открывшаяся перспектива может попросту перегрузить ваш мозг.

Не стоит недооценивать важность умения фокусироваться. Во-первых, концентрация помогает вам сосредоточиться на том задании, которое вы выполняете в данный момент, и при этом не отвлекаться на остальной поток сознания, который практически никогда не иссякает (разве только вы мастер медитации и умеете ловить момент полной тишины). Во-вторых, умение фокусироваться помогает вам отсекать все лишнее и отвлекающее от основного дела. Вы же знаете, что по закону подлости в самый ответственный момент появляется масса дел, абсолютно не касающихся вашей основной цели, но которые требуют вашего срочного личного вмешательства.

И тут стоит вспомнить о четырех советах Лео Бабауты:

1. Начинайте с малого.
2. Делайте только одно изменение за один раз.
3. Наслаждайтесь самим процессом работы, а не только результатом.
4. Будьте благодарны за каждый шаг, который вы смогли сделать.

Обращайтесь за помощью к окружающим

Если вы внимательно посмотрите на специалистов, то увидите, что они окружены тренерами, менторами и друзьями, которые также разбираются в этой области.

Конечно, до определенного момента вам будет вполне достаточно книг и, возможно, человека, который направляет вас. Но придет время, и вы достигнете такого уровня, когда для оценки своей экспертности вашего внутреннего окружения будет уже недостаточно и вам понадобится помощь внешнего большого мира.

Для оценки вашего роста вам нужна обратная связь, этакий своеобразный pingback от внешнего мира. И правильная интерпретация этого ответа, в свою очередь, направит вас и поможет стать еще лучше.

Не бойтесь совершать ошибки

Страх ошибиться может быть самой большой преградой на вашем пути. Некоторым людям проще вообще ничего не начинать, чтоб падать было не больно. Ведь многие знают, что чем выше ты забираешься, тем больнее будет падение. И этот страх останавливает нас, заставляет топтаться на месте и быть слепыми к подсказкам и шансам, которые мир подбрасывает на каждом шагу.

Более того, ошибки помогают нам учиться, дают необходимый опыт. Чем больше ошибок вы совершаете, тем быстрее учитесь делать правильные вещи. Это, конечно, не прямой призыв отключить голову и делать всё совершенно не обдумывая. Но страх ошибиться не должен вас останавливать.

В конце-концов, если это не помогает, подумайте о том, что в мире есть вещи гораздо страшнее, и по сравнению с ними все ваши тревоги не тянут даже на ноль по десятибалльной шкале.

Казалось бы, все снова просто и очевидно, но мы, почему-то, забываем об этом. Есть у меня подозрение, что всё это происходит потому, что это так просто. Потому что у многих в голове плотно засела мысль, что такие вещи должны быть обязательно сложными! Ведь такие великие знания и вещи не могут быть прямо под носом просто по умолчанию… Это ведь СЕКРЕТ! И мы начинаем искать обходные сложные пути вместо того, чтобы просто открыть дверь.

Только представьте себе, сколько денег на нашем неверии зарабатывают люди, пишущие книги о секретах успешного бизнеса и легкой жизни;)

Олег Иванович Ларичев, академик РАН, отдел теории и методов принятия решений Института системного анализа РАН (ИСА РАН); специалист в области принятия решений, искусственного интеллекта и когнитивной психологии.

Еще не созданы технологии, позволяющие реализовывать в полном объеме копии человеческого мышления. Но уже делаются успешные шаги в этом направлении. В когнитивной психологии распространено представление о человеческом разуме как о системе переработки информации, выполняющей операции с символами. Символом называют смысловой образ, которым может быть отдельное понятие, рисунок, звуковой сигнал. В рамках такого представления знание рассматривается как множество реально существующих символов. Как люди, так и компьютеры способны выполнять конкретные операции над символами: запоминать символы и отношения между ними; конструировать, изменять и удалять символы; сравнивать символы или их комбинации, находить различия; принимать решения в зависимости от результатов таких сравнений. Предполагается, что система, способная выполнять эти операции, является мыслящей. Если принять такую точку зрения, то нет принципиальной разницы между мыслящим человеком и компьютером.

Для изучения поведения эксперта в рамках информационной парадигмы важно то, что символы могут храниться в долговременной памяти как объективно существующие элементы. Их можно специальным образом выявлять и хранить в памяти компьютера. На основе выявления экспертных знаний (совокупности символов) строятся так называемые экспертные системы.

Два типа знания

Знание, которое одно человеческое поколение передает другому, может быть условно разделено на два типа. Один из них - факты, сведения, теории, задачи и т.д., описываемые в книгах, учебниках по различным дисциплинам и областям наук. Другой тип - человеческое умение решать задачи, сочинять музыку, лечить больных, находить неисправности в машинах и аппаратах и т. д. Если знание первого типа (его называют декларативным знанием) может быть получено в результате первичного процесса обучения в школе, в университете, то овладеть знанием второго типа (умением) значительно сложнее. В жизни умение передается чаще всего от учителя к ученику и совершенствуется в процессе практической работы путем решения многочисленных задач. Опытного профессионала, в совершенстве владеющего умением принимать решения, называют экспертом.

Как человек становится экспертом? Какую роль в этом становлении играют опытные учителя, врожденные способности, длительность и интенсивность упражнений? Эти вопросы в течение последних лет находятся в центре внимания многих исследователей. Остановимся кратко на некоторых достаточно подтвержденных характеристиках экспертного знания (умения).

Время и условия становления эксперта

Прежде всего, процесс становления эксперта является достаточно длительным. Установлено, что требуется не менее 10 лет, чтобы при благоприятных условиях стать экспертом в какой-либо области профессиональной деятельности. Этот факт является универсальным: он справедлив для таких разных областей, как музыка и шахматы. Композиторы с мировой славой создавали первые произведения высокого уровня не ранее чем через 10 лет постоянного совершенствования. Лучшие гроссмейстеры, чемпионы мира, такие как Г.Каспаров, достигали высот профессионального мастерства не ранее чем через 10 лет постоянного занятия шахматами. Эти примеры можно продолжить.

Исследования показали, что большую роль в становлении эксперта играют постоянные упражнения. Два фактора - время упражнений (в спорте, музыке, шахматах и т. д.) и руководство опытного учителя, особенно на первых ступенях обучения, являются основными. Как выяснилось, природные способности человека - также важный фактор, но они играют существенно меньшую роль и могут быть сильно развиты путем постоянных упражнений, что справедливо для всех людей, не имеющих каких-либо врожденных дефектов. Наблюдения за музыкантами и спортсменами приводят к выводу, что уровень достигнутого ими мастерства прямо пропорционален времени, потраченному на упражнения.

Трансформация системы переработки информации

Считается, что за время становления эксперт приобретает новые качества. В его мозгу возникают особые структуры хранения специально организованной информации. Такие структуры принято называть базами знаний.

Как следует из модели человеческой памяти, она условно делится на кратковременную и долговременную. Эти два вида памяти различаются по объему и времени переработки и хранения информации. Анализ проблемы и принятие решений осуществляются обычно в кратковременной памяти, имеющей ограниченный объем. Зато эта память достаточно быстрая, и сведения, находящиеся в ней, всегда под рукой. Объем долговременной памяти очень велик, но доступ к ней требует значительно большего времени.

Существует достаточно проверенная гипотеза о том, что эксперты в результате многолетних упражнений получают возможность быстрого доступа к определенной части долговременной памяти, создавая так называемую рабочую память, участвующую в решении задач. Таким образом, у эксперта имеется возможность не просто «запасать впрок» большой объем знаний, но и иметь к ним быстрый доступ.

Иерархические структуры хранения знаний

Знания, которыми владеет эксперт, организованы специальным образом, облегчающим их поиск и успешное использование. Полученная за годы обучения информация не хранится «как попало», она организована в рамках определенных структур.

Прежде всего, решая в течение многих лет похожие задачи, эксперт вырабатывает «свой взгляд», т.е. умение описывать задачи набором признаков, позволяющим успешно проводить анализ. Так, у многих шахматистов вырабатывается умение «увидеть» в позициях возможность атаки, возникающую опасность и т.д. Они умеют быстро различать типичные конфигурации расположения фигур. Врачи вырабатывают свои навыки описывать те или иные состояния больных и распознавать болезни. Как правило, возникает экономный (по составу) и эффективный (при использовании) набор признаков, описывающих состояния отдельных объектов.

Далее по таким признакам происходит группировка объектов, обеспечивающая удобное хранение информации и быстрый доступ к ней. Судя по всему, универсальной структурой является иерархическая: информация группируется по некоторым общим признакам, те в свою очередь тоже объединяются в группы и т.д. Возникает хранилище знаний, похожее на энциклопедию, снабженную индексами для быстрого поиска.

Исследование процессов принятия диагностических решений врачами показало, что знания экспертов можно достаточно точно описать совокупностью иерархических правил, построенных на значениях диагностических признаков.

Черты поведения эксперта

Итак, память эксперта устроена специальным образом. Как это проявляется в его поведении?

Общепризнанными чертами поведения эксперта является не только быстрое решение задач, но и быстрый переход от рассмотрения задачи к ее решению. Хороший врач без промедления ставит диагноз. Гроссмейстер играет на нескольких досках одновременно, причем на хорошем уровне.

Известно, что эксперты почти безошибочно решают сложные задачи. Доказательством тому служат партии выдающихся гроссмейстеров прошлого, легенды о великих врачах-диагностах. Итак, эксперты являются уникальными личностями, обладающими бесценным знанием и умеющими успешно его использовать.

Подсознательный характер экспертных знаний

Возникают естественные вопросы. Нельзя ли каким-либо образом сохранить экспертные знания для будущих поколений? Можно ли «выспросить» у эксперта, как он решает те или иные задачи?

Ответ на эти вопросы отрицательный. Одной из наиболее важных характеристик экспертного знания является его подсознательный характер. Экспертное знание не вербализуемо. Это значит, что, уверенно решая свои профессиональные задачи, эксперт не может объяснить другим, как именно он это делает. Так, гроссмейстер не может объяснить, как он выбирает очередной ход (кроме простых позиций), композитор - как он придумывает мелодию, врач - как он ставит диагноз (кроме простых случаев).

Считается, что умения людей не поддаются вербализации, объяснению. Эксперты не имеют осознанного доступа к своим правилам принятия решений. Все попытки расспросить экспертов, как они это делают, ничего не дают, так как люди в лучшем случае могут вербализовать лишь наиболее простые элементы своих правил. В ряде случаев даже прямые подсказки и обещание дополнительного вознаграждения не позволяют добиться от эксперта правдоподобного объяснения правил, которыми он руководствуется при принятии решений. Считается, что умения даже хранятся в иных частях мозга человека, чем декларативные знания.

Трудности получения экспертных знаний

В последние 20 лет перенос экспертных знаний в компьютер стал одной из центральных проблем искусственного интеллекта.

Зачем же нужно передавать человеческие умения и опыт компьютеру? Прежде всего для того, чтобы опытом и знаниями квалифицированного специалиста пользовались не только те люди, с которыми он сталкивается, а гораздо более широкий круг возможных пользователей. Вторая, не менее важная цель - не утерять со сменой поколений умения и знания опытных людей, оставить их в наследство человечеству.

Сама по себе возможность построения искусственной системы, обладающей человеческими умениями решать сложные задачи в тех или иных областях деятельности, весьма привлекательна. Но на пути ее решения стоят существенные трудности. Перечислим основные из них.

1. Человек не может сообщить общие абстрактные правила, которыми он руководствуется, решая ту или иную конкретную задачу, потому что его умения чаще всего хранятся на подсознательном уровне.

Веришь ли ты в то, что один человек может стать экспертом во многих областях? Многие говорят, что можно стать знатоком в чем-либо, лишь уделив этому делу всю жизнь. Но что делать, если работа или образ жизни требуют от тебя быть мастером на все руки и осваивать некоторые профессии на ходу?

Как ни странно, но для начала ты должен будешь обрести веру в себя, поверить в успех и способность осваивать новые профессии и впитывать знания. Когда ты уверен в себе, то даже неудача не сможет заставить тебя свернуть с выбранного пути. Каждый эксперт, каждый профессионал прошел через множество поражений и неудач, но именно благодаря вере в собственные силы, уверенности в себе эти люди смогли добиться впечатляющих результатов. Каждый из нас хотя бы раз в жизни начинал все сначала, вновь обучался и переучивался, совершенствовал свои знания. Это нормальный процесс развития человека, его личности, поэтому мы решили открыть секрет того, как же стать экспертом во всех областях.

1. Причина, по которой ты до сих пор не считаешь себя экспертом

В нашем понимании профессионал - это человек, чье имя на слуху, чей месячный заработок равен твоему годовому окладу. Но мало кто задумывается о том, что этот человек когда-то начинал с нуля, не имея опыта и знаний, которые можно получить лишь благодаря усердной работе и желанию развиваться. Каждый человек силен в определенной области знаний, у нас есть предрасположенность к наукам, образу мышления. И нет ничего невозможного и непостижимого, тем более в век современных технологий. Весь секрет заключается в том, что люди боятся начать работу над собой из-за страха поражения, из-за больших объемов знаний, которые им предстоит усвоить.

2. Ты постоянно планируешь начать завтра

И никогда не начинаешь. Человек, ставший экспертом, начинает работать сегодня. Он не станет ждать манны небесной, не будет надеяться на то, что знания сами по себе появятся в голове, а будет добывать их. Стать экспертом - означает начать с самого нуля. Если ты хочешь построить дом, то должен начать с фундамента. Затем по кирпичику, день за днем ты выстроишь здание, в котором сможешь жить. Ты должен сделать первый, пусть небольшой, шаг в сторону развития уже сегодня, а не завтра. Ведь без этого шага ты не сможешь начать путь к успеху.

3. Ты должен знать каждый этап своей работы

Эксперт - это не тот человек, который сидит у себя в кабинете и раздает ценные указания. Экспертом может называться тот, кто досконально знает все этапы производства, начиная с самых простых и заканчивая наиболее сложными. Представь, что ты хочешь открыть свой ресторан. Если начнешь с управляющего, не имея должного опыта, то гарантированно обанкротишься. Необходимо начать с самой первой должности - допустим, официанта. Затем, поднявшись выше, поработать на кухне, стать управляющим и уже затем открывать свой ресторан. Пройдя каждый этап, ты поймешь особенности работы, узнаешь все секреты и станешь профи, которого невозможно обмануть.

4. Помни, что эксперт без уверенности в своих силах - ничто

Кому бы ты доверился: скромняге, который лишь предполагает, что сумеет сделать работу качественно, или же уверенному в себе парню, который гарантирует результат? Подавляющее большинство обратится ко второму и будут правы. И ты должен стать этим уверенным человеком.

Что позволяет нам верить в свои силы и возможности? Знания. Лишь знания могут обеспечить уверенность не только в себе, но и в завтрашнем дне. Также внутренний стержень, который обязан быть у каждого мужчины, должен заставлять вести себя таким образом, чтобы после первых слов окружающие понимали, что имеют дело с очень серьезным человеком.

5. Не бойся экспериментов и ошибок

Не попытавшись, не узнаешь, а допустив ошибку, научишься намного быстрее. Для многих людей страх неудачи становится непреодолимым препятствием. Но необходимо понять, что не может быть побед без поражений. Именно поражения заставляют развиваться, расти над собой, совершенствоваться. В тот же момент, если ты попал в тупик, то не стоит отчаиваться - продолжай искать альтернативные варианты, методы, которые помогут решить головоломку и выбраться из затруднительной ситуации. Импровизация, эксперименты - это способы сделать прорыв, к которым прибегают не только новаторы, но и эксперты.

Опытного профессионала, в совершенстве владеющего умением принимать решения, называют экспертом. Как человек становится экспертом, профессионалом своего дела? Какую роль в этом становлении играют опытные учителя, врожденные способности или приобретенные навыки?

Еще не созданы технологии, позволяющие реализовывать в полном объеме копии человеческого мышления. Но уже делаются успешные шаги в этом направлении. В когнитивной психологии распространено представление о человеческом разуме как о системе переработки информации, выполняющей операции с символами. Символом называют смысловой образ, которым может быть отдельное понятие, рисунок, звуковой сигнал. В рамках такого представления знание рассматривается как множество реально существующих символов. Как люди, так и компьютеры способны выполнять конкретные операции над символами: запоминать символы и отношения между ними; конструировать, изменять и удалять символы; сравнивать символы или их комбинации, находить различия; принимать решения в зависимости от результатов таких сравнений. Предполагается, что система, способная выполнять эти операции, является мыслящей. Если принять такую точку зрения, то нет принципиальной разницы между мыслящим человеком и компьютером.

Для изучения поведения эксперта в рамках информационной парадигмы важно то, что символы могут храниться в долговременной памяти как объективно существующие элементы. Их можно специальным образом выявлять и хранить в памяти компьютера. На основе выявления экспертных знаний (совокупности символов) строятся так называемые экспертные системы.

Два типа знания

Знание, которое одно человеческое поколение передает другому, может быть условно разделено на два типа. Один из них - факты, сведения, теории, задачи и т. д., описываемые в книгах, учебниках по различным дисциплинам и областям наук. Другой тип - человеческое умение решать задачи, сочинять музыку, лечить больных, находить неисправности в машинах и аппаратах и т. д. Если знание первого типа (его называют декларативным знанием) может быть получено в результате первичного процесса обучения в школе, в университете, то овладеть знанием второго типа (умением) значительно сложнее. В жизни умение передается чаще всего от учителя к ученику и совершенствуется в процессе практической работы путем решения многочисленных задач. Опытного профессионала, в совершенстве владеющего умением принимать решения, называют экспертом.

Как человек становится экспертом? Какую роль в этом становлении играют опытные учителя, врожденные способности, длительность и интенсивность упражнений? Эти вопросы в течение последних лет находятся в центре внимания многих исследователей. Остановимся кратко на некоторых достаточно подтвержденных характеристиках экспертного знания (умения).

Время и условия становления эксперта

Прежде всего, процесс становления эксперта является достаточно длительным. Установлено, что требуется не менее 10 лет, чтобы при благоприятных условиях стать экспертом в какой-либо области профессиональной деятельности. Этот факт является универсальным: он справедлив для таких разных областей, как музыка и шахматы. Композиторы с мировой славой создавали первые произведения высокого уровня не ранее чем через 10 лет постоянного совершенствования. Лучшие гроссмейстеры, чемпионы мира, такие как Г. Каспаров, достигали высот профессионального мастерства не ранее чем через 10 лет постоянного занятия шахматами. Эти примеры можно продолжить.

Исследования показали, что большую роль в становлении эксперта играют постоянные упражнения. Два фактора - время упражнений (в спорте, музыке, шахматах и т. д.) и руководство опытного учителя, особенно на первых ступенях обучения, являются основными. Как выяснилось, природные способности человека - также важный фактор, но они играют существенно меньшую роль и могут быть сильно развиты путем постоянных упражнений, что справедливо для всех людей, не имеющих каких-либо врожденных дефектов. Наблюдения за музыкантами и спортсменами приводят к выводу, что уровень достигнутого ими мастерства прямо пропорционален времени, потраченному на упражнения.

Трансформация системы переработки информации

Считается, что за время становления эксперт приобретает новые качества. В его мозгу возникают особые структуры хранения специально организованной информации. Такие структуры принято называть базами знаний.

Как следует из модели человеческой памяти, она условно делится на кратковременную и долговременную. Эти два вида памяти различаются по объему и времени переработки и хранения информации. Анализ проблемы и принятие решений осуществляются обычно в кратковременной памяти, имеющей ограниченный объем. Зато эта память достаточно быстрая, и сведения, находящиеся в ней, всегда под рукой. Объем долговременной памяти очень велик, но доступ к ней требует значительно большего времени.

Существует достаточно проверенная гипотеза о том, что эксперты в результате многолетних упражнений получают возможность быстрого доступа к определенной части долговременной памяти, создавая так называемую рабочую память, участвующую в решении задач. Таким образом, у эксперта имеется возможность не просто «запасать впрок» большой объем знаний, но и иметь к ним быстрый доступ.

Иерархические структуры хранения знаний

Знания, которыми владеет эксперт, организованы специальным образом, облегчающим их поиск и успешное использование. Полученная за годы обучения информация не хранится «как попало», она организована в рамках определенных структур.

Прежде всего, решая в течение многих лет похожие задачи, эксперт вырабатывает «свой взгляд», т. е. умение описывать задачи набором признаков, позволяющим успешно проводить анализ. Так, у многих шахматистов вырабатывается умение «увидеть» в позициях возможность атаки, возникающую опасность и т. д. Они умеют быстро различать типичные конфигурации расположения фигур. Врачи вырабатывают свои навыки описывать те или иные состояния больных и распознавать болезни. Как правило, возникает экономный (по составу) и эффективный (при использовании) набор признаков, описывающих состояния отдельных объектов.

Далее по таким признакам происходит группировка объектов, обеспечивающая удобное хранение информации и быстрый доступ к ней. Судя по всему, универсальной структурой является иерархическая: информация группируется по некоторым общим признакам, те в свою очередь тоже объединяются в группы и т. д. Возникает хранилище знаний, похожее на энциклопедию, снабженную индексами для быстрого поиска.

Исследование процессов принятия диагностических решений врачами показало, что знания экспертов можно достаточно точно описать совокупностью иерархических правил, построенных на значениях диагностических признаков.

Черты поведения эксперта

Итак, память эксперта устроена специальным образом. Как это проявляется в его поведении?

Общепризнанными чертами поведения эксперта является не только быстрое решение задач, но и быстрый переход от рассмотрения задачи к ее решению. Хороший врач без промедления ставит диагноз. Гроссмейстер играет на нескольких досках одновременно, причем на хорошем уровне.

Известно, что эксперты почти безошибочно решают сложные задачи. Доказательством тому служат партии выдающихся гроссмейстеров прошлого, легенды о великих врачах-диагностах. Итак, эксперты являются уникальными личностями, обладающими бесценным знанием и умеющими успешно его использовать.

Подсознательный характер экспертных знаний

Возникают естественные вопросы. Нельзя ли каким-либо образом сохранить экспертные знания для будущих поколений? Можно ли «выспросить» у эксперта, как он решает те или иные задачи?

Ответ на эти вопросы отрицательный. Одной из наиболее важных характеристик экспертного знания является его подсознательный характер. Экспертное знание не вербализуемо. Это значит, что, уверенно решая свои профессиональные задачи, эксперт не может объяснить другим, как именно он это делает. Так, гроссмейстер не может объяснить, как он выбирает очередной ход (кроме простых позиций), композитор - как он придумывает мелодию, врач - как он ставит диагноз (кроме простых случаев).

Считается, что умения людей не поддаются вербализации, объяснению. Эксперты не имеют осознанного доступа к своим правилам принятия решений. Все попытки расспросить экспертов, как они это делают, ничего не дают, так как люди в лучшем случае могут вербализовать лишь наиболее простые элементы своих правил. В ряде случаев даже прямые подсказки и обещание дополнительного вознаграждения не позволяют добиться от эксперта правдоподобного объяснения правил, которыми он руководствуется при принятии решений. Считается, что умения даже хранятся в иных частях мозга человека, чем декларативные знания.

Трудности получения экспертных знаний

В последние 20 лет перенос экспертных знаний в компьютер стал одной из центральных проблем искусственного интеллекта.

Зачем же нужно передавать человеческие умения и опыт компьютеру? Прежде всего для того, чтобы опытом и знаниями квалифицированного специалиста пользовались не только те люди, с которыми он сталкивается, а гораздо более широкий круг возможных пользователей. Вторая, не менее важная цель - не утерять со сменой поколений умения и знания опытных людей, оставить их в наследство человечеству.

Сама по себе возможность построения искусственной системы, обладающей человеческими умениями решать сложные задачи в тех или иных областях деятельности, весьма привлекательна. Но на пути ее решения стоят существенные трудности. Перечислим основные из них:

  1. Человек не может сообщить общие абстрактные правила, которыми он руководствуется, решая ту или иную конкретную задачу, потому что его умения чаще всего хранятся на подсознательном уровне.
  2. В любой области деятельности имеется большое количество (десятки и сотни тысяч) возможных практических ситуаций, при анализе которых проявляются умения человека. Желательно, чтобы этими умениями в полном объеме «овладел» компьютер, что может потребовать огромного труда и времени экспертов.
  3. Люди, передающие компьютеру в том или ином виде свои знания и умения, неизбежно ошибаются. Чем бы ни была вызвана конкретная ошибка - усталостью, невнимательностью, трудностью ситуации, - безошибочных экспертов, к сожалению, не бывает.

Отметим, что существуют разные виды человеческих умений, и для построения их компьютерных аналогов нужна совокупность различных подходов.

Выводы

Задача построения компьютерных копий экспертных знаний является одной из наиболее сложных в области искусственного интеллекта. Основными трудностями при извлечении экспертных знаний являются их подсознательный характер, большой объем и неизбежные ошибки эксперта.

Процесс достижения экспертом высокого профессионального мастерства занимает не менее 10 лет. За это время в памяти эксперта возникают структуры хранения специально организованной в иерархическом виде информации. Знания эксперта имеют в основном подсознательный характер и не могут быть вербализованы.

Принято различать два вида знаний: декларативное и процедуральное. Второй вид знаний принято называть умением, навыками. Навыки возникают при постоянных и многолетних упражнениях по решению тех или иных повторяющихся задач в различных областях человеческой деятельности. Человека, в совершенстве владеющего умением решать повторяющиеся задачи, принято называть экспертом.

Олег Ларичев
По материалам «Elitarium»


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник