26.07.2019

Синди Шерман — мастер постановочной фотографии. Самый успешный проект в карьере. Без названия #96


Синди Шерман (Cindy Sherman) – один из самых известных и неординарных фотохудожников в мире. Она работает в технике постановочной фотографии, создавая проекты совершенно разные по тематике, но всегда узнаваемые и уникальные. Ее фотоработы постоянно участвуют в международных выставках, они широко представлены в коллекциях самых престижных музеев. В 1999 году одна из ее работ была продана на аукционе Christie за рекордную сумму в 190 000 долларов. Ко всему прочему, на сегодняшний день Синди Шерман является одной из самых влиятельных персон в области художественного искусства.

Будущая американская фотохудожница родилась в пригороде Нью-Йорка в семье, очень далекой от какого-либо искусства. Когда девушка заявила своим родителям, что хочет всерьез заниматься живописью, то мать Синди Шерман посоветовала ей сначала получить более простую, практичную профессию — так на всякий случай. Однако в восемнадцатилетнем возрасте Синди все же поступила в Университет штата Нью-Йорк в Буффало, где она начала осваивать технику живописи, главным образом копируя чужие работы. Это быстро ей наскучило, и она разочаровалась в своем прежнем увлечении. Интерес Сидни переключился на фотографию: «Я долго копировала чужие произведения, пока до меня не дошло, что у фотоаппарата это получится лучше, а я смогу потратить освободившиеся время на генерацию новых идей». Впрочем, на первых порах фотографией она занималась параллельно с живописью, и окончательно Шерман сосредоточилась на фотосъемке только после того, как уже получила достаточно широкую известность.

После получения диплома университета она начала работать над проектом «Кадры из фильмов без названия» («Untitled Film Stills»). Работа заняла практически три года, пока, наконец, в 1980 году молодая девушка не представила на суд публике шестьдесят девять фотографий относительно небольшого размера (20 х 25 сантиметров), которые больше походили на своеобразные стоп-кадры. При создании каждого из этих снимков Синди Шерман выступала не только в качестве фотографа, но и в роли модели. На фотографии она пыталась сыграть какой-либо заинтересовавший ее женский типаж – домохозяйку, танцовщицу, деловую или спокойную женщину и так далее. Она фотографировала своих персонажей, то есть саму себя, в разной обстановке – на улице, в офисе, магазине или дома.

В результате, на фотографиях из серии «Кадры из фильмов без названия» зритель словно узнает героинь из популярных в 60-х годах фильмов Альфреда Хичкока или Жана-Люка Годара. Чтобы менять образы на снимках, Синди приходилось экспериментировать с одеждой, прической и макияжем, использовать накладные элементы и другие технические приемы. Она сумела извлечь из просмотренных ею фильмов практически весь спектр женских образов, искусно запечатлев их на фотографиях.


Нужно сказать, что участие в серии «Кадры из фильмов без названия» было для Синди Шерман отнюдь не первым опытом использования себя в качестве модели. Еще в университете, занимаясь живописью и фотографией, она не слишком затрудняла себя с выбором натурщиц, создавая автопортреты. Решение выступать на собственных фотографиях в качестве модели она комментирует следующим образом: «Я пробовала использовать родственников или друзей, однажды я наняла помощника. Но, даже заплатив деньги, я жаждала вышвырнуть их из студии. Я чувствовала, что давила на них. Для них это было развлечением, что-то типа Хэллоуина или игры в переодевания. Для меня же это не было игрой. Кроме этого, я поняла, что сама не знаю точно, что хочу увидеть перед собой, а тем более не могу объяснить это кому-нибудь другому. Когда я сама позирую, то смотрюсь в зеркало, стараясь вызвать в себе что-то - и сама не знаю, что мне нужно пока не увижу этого». Таким образом, она старалась серьезно подойти к делу, перевоплощаясь в различные женские образы и примеряя на себе отношение героинь к жизни.

«Кадры из фильмов без названия» быстро сделали Синди Шерман знаменитой в фотографических кругах. Она получила стипендию Национального фонда искусств, а впоследствии ее фотографии из этой серии участвовали во многих крупных международных выставках, что способствовало росту ее популярности и узнаваемости в качестве талантливого фотохудожника. Правда, финансового благополучия это ей не принесло: «Я зарабатывала на жизнь, но мои гонорары не шли ни в какое сравнение с заработками художников. Меня это сильно задевало: мы получали схожие отзывы в прессе, при этом у них были просто сумасшедшие продажи».

После проекта «Кадры из фильмов без названия» Синди продолжала выступать одновременно в качестве фотографа и модели, создав еще несколько серий своеобразных автопортретов. Ее уникальная способность перевоплощаться, изменять макияж и пользоваться разнообразными техническими приемами настолько впечатляющая, что зритель далеко не сразу может обнаружить, что на фотографиях Синди Шерман запечатлено одно и то же лицо.

Первые фотографии Шерман были черно-белыми, но уже с середины 80-х годов она начинает работать с цветом. Также она увеличила формат своих снимков, а вот тематика осталась прежней – это перевоплощение в различные образы. Синди все так же служила себе моделью. С течением времени работы американской фотохудожницы стали более жесткими и даже скандальными, они вызывали откровенно отрицательные эмоции у зрителей. Можно сказать, что это была защитная реакция на то, что всевозможные коллекционеры искусства буквально пачками покупали ее работы. Создавая фотографии, вызывающие чувство отвращения или негативные эмоции, она словно говорила им: «Ну-ка попробуйте повесить это у себя в спальне».

В начале 90-х годов вышел в свет проект, получивший название «Исторические портреты/Старые Мастера» («HistoryPortraits/OldMasters»). В нем было представлено 35 фотографий, на которых Синди предстает перед зрителями в образах персонажей художественных произведений со всего мира. Это героини живописных полотен Караваджо, Боттичелли, Рафаэля, Жана Фуке и других великих мастеров прошлого. Работая над этим проектом, Синди Шерман в течение двух лет жила в Риме, но за это долгое время она ни разу не сходила в художественную галерею или музей, предпочитая создавать свои образы исключительно на основе альбомных репродукций полотен знаменитых художников. Главной целью проекта «Исторические портреты/Старые Мастера» было создание иллюстраций, которые могут быть воспроизведены любым желающим и в любое время. Эта серия фотографий, наконец, позволила ей серьезно заработать и обрести долгожданную материальную независимость.

Из серии «Исторические портреты/Старые Мастера»

Следующая не менее примечательная работа Синди Шерман также относится к периоду 90-х годов. Это провокационная и скандальная серия фотографий «Сексуальные картинки» («Sex Pictures»). На этот раз она решила не выступать сама в качестве модели на фотоизображениях, а использовала исключительно куклы и манекены, изображавшие реальных людей. Причем куклы с имитацией мужских и женских половых органов размещались на снимках в нарочито сексуальных, практически порнографических позах. Цельных манекенов и отдельные их части для этого проекта Синди заказывала по каталогам в качестве различных учебных пособий для медицинских заведений. Она несколько доработала своих «моделей», раскрасив их и уделив особое внимание имитации некоторых человеческих органов, которые на обычных манекенах смотрятся не слишком привлекательно. В результате, фотографии Шерман приобрели скандальный характер.

Исследуя в своем творчестве то, что может вызывать у человека сугубо отрицательные эмоции и отвращение, Синди представила проект с названием «Гражданская война» («Civi lWar»). На фотографиях из этой серии запечатлены куски гниющих человеческих тел, что, по мнению самого автора снимков, должно служить своеобразным памятником жертвам насилия или смерти. Во второй половине 90-х годов Синди Шерман также начала увлекаться кинематографией. В 1996 году состоялся ее режиссерский дебют в фильме «Убийца в офисе» («Office Killer»), который можно охарактеризовать как черную комедию. Большой популярности, правда, фильм так и не снискал, лишь добавив скандальности Шерман-фотографу.

В начале XX столетия американская фотохудожница решила вернуться к истокам своего творчества и создать серию снимков, на которых запечатлены образы стареющих актрис. Естественно, сама Синди вновь выступила в роли модели, перевоплощающейся в различные образы. Фотографии из этой серии перекликаются с ее ранними «Кадрами из фильмов без названия», которые многие критики до сих пор считают лучшим творением Шерман. Свое отношение к съемочному процессу и фотографии в целом Синди описывает как сугубо интуитивное, то есть она по-разному может реагировать на различные факторы перед съемкой, в том числе свет, место или одежду, придумывая интересные образы.

О своих перевоплощениях перед объективом фотоаппарата она говорит следующее: «Я думаю о том, как стать другим человеком. Я смотрюсь в зеркало рядом с камерой… это подобно трансу. Уставившись в отражение, я стараюсь стать другим персонажем, которого зафиксирует объектив… Это как магия». Шерман философски относится к собственным успехам, а также предназначении в фотографии: «Когда я работаю, то никогда не думаю о том смысле, который люди смогут найти в моих фотографиях. Иногда мне кажется, что все это вздор. Может быть, в них нет никакого смысла».

Синди Шерман по-прежнему полна сил, она продолжает создавать различные фотоработы и сегодня, последние ее творения можно увидеть на просторах Интернета. Можно с уверенностью говорить о том, что в коммерческом отношении она является самой успешной фотохудожницей современности. Каждая ее фотография продается на аукционах за несколько десятков тысяч долларов. Достаточно упомянуть о том, что в 1996 году Музей современного искусства (Museum of Modern Art) в Нью-Йорке приобрел полный набор фотографий из серии «Кадры из фильмов без названия» за один миллион долларов. Позднее, одна из этих фотографий «Без названия #96» была продана на торгах аукционного дома Christie’s за 3 890 500 USD в 2011 году.


«Без названия #96»

Количество персональных выставок Синди Шерман просто не подается исчислению, ее фотоработы входят в постоянные экспозиции многих музеев мира и издаются в различных фотоальбомах. Журнальные публикации и книги о знаменитой американской фотохудожнице также не имеют счета. В 2012 году все тот же нью-йоркский Музей современного искусства организовал выставку с большой ретроспективой фотографий Синди Шерман. Эту выставку посетило более шестисот тысяч человек. Таким образом, она стала первой выставкой фотографии в мире по количеству зрителей.

Скандальная Синди Шерман является одновременно фотографом и моделью, визажистом и костюмером. Знаменитость, получившая известность в 70-х годах прошлого века, интуитивно определяет, когда ей нажать на кнопку фотоаппарата. Она стала идеальной натурщицей, а ее автопортреты признаны настоящими шедеврами. Известную американку часто обвиняют в провокациях и неоправданной жесткости, и многие работы вызывают неприятие у зрителей, испытывающих противоречивые чувства.

От живописи к фотографии

Одна из самых неординарных фотохудожниц мира родилась в январе 1954 года в окрестностях Нью-Йорка, в штате Джерси.

Девушка, увлекавшаяся с раннего детства живописью, заявляет своим родителям о намерении посвятить себя искусству. Однако практичная мать советует ей сначала получить профессию, а уж только затем заниматься любимым делом. Несмотря на все уговоры, в 18 лет Cindy Sherman поступает в университет Нью-Йорка и осваивает технику живописи. Однако вскоре ей наскучивает копировать чужие работы, и студентка берет в руки фотоаппарат, делая первые шаги в карьере. Она быстро понимает, что с помощью камеры сможет сказать миру намного больше.

Самый успешный проект в карьере

Сразу после получения диплома юная Синди приступает к работе над проектом "Кадры из фильмов без названия". Она концентрируется на преображении лица при помощи грима, использует многочисленные парики и костюмы из дешевых магазинов, играя перед зеркалом разные роли. Любительница переодеваться и кардинально менять свой внешний вид хочет, чтобы ее творчество смогли оценить обычные люди с улицы без профессиональной подготовки, и она прежде всего думает о зрителе, которому мечтает угодить, нежели о критиках.

Три года она не показывает никому свои снимки, походящие на стоп-кадры из несуществующих кинолент. Американская художница, прекрасно знающая о клише в популярных фильмах, выступает в роли модели и играет каждый раз новых персонажей, передавая их настроение. На 69 фотографиях небольшого формата Шерман предстает отвязной танцовщицей, добропорядочной женой, деловой бизнесвумен и снимает себя дома, на улице и в офисе. Она экспериментирует с одеждой, макияжем, прической, искусно меняя женские образы и запечатлевая их на пленку. "Я снимала друзей и родственников, использовала помощников, но для всех это было развлечением и игрой. А я не знала точно, что хочу получить, и не могла ничего объяснить другому человеку", - признается фотохудожница, у которой отсутствовали деньги на профессиональных моделей.

Примеряющая жизнь своих героинь

Когда снимки были представлены на суд зрителю, он увидел в них героинь из знаменитых кинофильмов Годара и Хичкока. Несмотря на то что Синди Шерман отталкивалась от растиражированных женских образов, фото не дают четкого намека на актрис тех времен или ленты известных режиссеров. Именно в этом и проявляется ценность проекта - уникального и ни к чему не привязанного. Создатель работ извлекла из просмотренных картин весь спектр женских образов и ситуаций поведения.

Она примерила на себя жизнь своих персонажей и их отношение к окружающему миру. Это были постановочные кадры, придуманные самим автором. Не зря критики считают эту работу лучшей в творчестве фотохудожницы.

Феминистический манифест фотографа

Серия автопортретов была истолкована как феминистический манифест Синди Шерман, которая ставила под вопрос искусственность женских ролей в обществе. Она показывала, как неуютно чувствуют себя представительницы прекрасного пола под оценивающими взглядами мужчин, и насколько они уязвимы в современном мире, всегда находясь на втором плане. Исследовавшая место и предназначение женщины в обществе, она сразу привлекает внимание представительниц слабого пола, узнавших любимых героинь из разных кинолент на фото и отождествляющих себя с ними.

Это был мир без мужчин - искренний и волнующий.

Растущая популярность американки

Проект приносит большую известность американке, и она вскоре получает стипендию национального фонда искусств. Необычные произведения участвуют в международных выставках, что только способствует росту ее популярности. Оказалось, что в таком жанре никто не работает, и она стала первой художницей, которая создает странные образы. Синди много трудится, перевоплощаясь в разных персонажей, и зритель даже не может подумать о том, что на всех фото запечатлено одно и то же лицо.

Однако ожидаемого финансового благополучия ей это не приносит, и в одном из интервью талантливый мастер сожалеет о том, что ее гонораров не хватает на жизнь.

Особенности творчества мастера

Первые работы Шерман, ставшей легендой в мире искусства, были монохромными, но в 80-х годах прошлого века она удачно экспериментирует с цветом и увеличивает формат своих снимков. Женщина концентрируется на хорошем освещении и обращает внимание на выражение лица. Чаще всего она снимает себя в горизонтальном положении, позируя на полу или в постели.

Синди, у которой стали покупать ее произведения частные коллекционеры за хорошие деньги, создает фотографии, вызывающие отрицательные эмоции. Жесткие и провокационные работы, выбивающие зрителя из зоны комфорта, все равно востребованы рынком и появляются на международных выставках.

Талантливая художница в полной мере использует иллюзию фотографий, привлекая внимание к постановочным снимкам и их искусственности. Как говорит автор необычных работ, они все появлялись благодаря интуиции. Создательница уникальных автопортретов проповедует свой творческий взгляд на мир, а не просто его отображает. Мастер работает не с конкретной женщиной, а собирательным образом.

Фотография как вид искусства: скандальные и коммерчески успешные проекты

Более двадцати пяти лет назад выходит проект, в котором Шерман предстает в образах героев полотен Рафаэля, Караваджо, Боттичелли и других гениальных мастеров. Чтобы проникнуться духом эпохи Ренессанса, задающая стиль в фотоискусстве американка долгое время жила в Риме и придумывала своих персонажей на основе репродукций художественных произведений известных авторов. Все декорации строго выдержаны и соответствуют той эпохе, однако героини выглядят гротескно. Эту серию автопортретов ждет оглушительный успех, и наконец-то Синди Шерман обретает материальную независимость.

В это же время появляются работы, созданные для модных домов, однако они кардинально отличаются от глянцевых гламурных фотографий. Жутко выглядящие таинственные образы были навеяны не только мистическими сказками братьев Грим, но и криминальной хроникой.

А в 2000-х пионер концептуального искусства работает без привлечения живой модели, снимая манекены, изделия из секс-шопа, гниющие куски человеческой плоти, протезы, которые выглядят очень жестко и агрессивно в кадре. И такие работы, показывающие пустоту современного мира, вызывают неоднозначное отношение.

Проект "Голливуд"

Работая под девизом "фотография как вид искусства", Шерман в начале XXI века неслучайно обращается к образам стареющих актрис. Она вновь выступает в качестве модели, а новые работы перекликаются с первым проектом, ставшим лучшим в ее творчестве. Перед началом съемки Синди долго думает над тем, как ей лучше показать другого человека и на несколько часов замирает перед зеркалом. Серия "Голливуд" - это работы, изображающие женщин, лучшие годы которых давно позади, однако они сохранили свой шарм и обаяние.

Выставка в Цюрихе

Три года назад прошла первая выставка фотографий добившейся огромных высот американки в Цюрихе под названием "Необозначенные ужасы". Мало кто проходит равнодушным мимо безымянных персонажей, изображенных мастером. Правда, чаще всего негативные эмоции преобладают, а провокации художницы заставляют стыдливого зрителя опустить глаза. Самая неординарная женщина в фотоискусстве всегда серьезно относится к своей работе и считает, что ее произведения отвечают настроению времени.

Куратор интересной выставки заявила, что организаторы хотели создать настоящий калейдоскоп работ Шерман, который поможет взглянуть на ее творчество по-новому. Художественная инсталляция, вызвавшая бурную реакцию общества, создавалась как из знаменитых, так и мало кому известных работ. Синди лично отбирала произведения и участвовала в подготовке выставки, на которой показала современных людей, прячущих за фальшивыми гримасами настоящие чувства.

Личная жизнь фотохудожницы

В 1984 году Шерман выходит замуж за французского режиссера Мишеля Одера. Их брак, в котором Синди воспитывала дочку супруга, продлился до 1999 года. А в 2007 она знакомится с художником и музыкантом Дэвидом Бирном, с которым рассталась шесть лет назад. Основатель группы Talking Heads, начавший в 90-х годах прошлого века профессионально заниматься фотографией, регулярно выставляет свои работы в галереях современного искусства в разных городах мира.

Дэвид Бирн и Шерман казались идеальной парой, которую объединила любовь к искусству. И после болезненного разрыва страдающая женщина полностью отдается творчеству.

Самая влиятельная и успешная художница

Она является самой успешной фотохудожницей нашего времени, снимки которой уходят на аукционах за баснословные суммы: каждая работа стоит не меньше 50 тысяч $. Музей современного искусства (Нью-Йорк) приобрел за один миллион долларов все фотографии из первого проекта Синди Untitled Film Stills, а произведение из этой серии под номером 96 было куплено почти за 4 миллиона евро 6 лет назад. На фотографии милая девушка, которая лежит на полу, держит в руках газетную вырезку с объявлением о знакомстве. Одинокая прелестница мечтает о бурном романе, который изменит ее жизнь, и жаждет приключений.

Количество персональных выставок фотографий у Шерман не поддается исчислению, а книги о ней переиздаются огромными тиражами. В 2012 году был установлен своеобразный рекорд: ретроспективу работ американки в Нью-Йорке посетило более 600 тысяч человек.

Ломающая стереотипы

Сейчас знаменитая на весь мир Синди Шерман, полная сил, создает новые произведения и работает с программой Photoshop, дорисовывая задний фон.

Компьютерная обработка открывает перед фотохудожницей новые перспективы, чтобы подчеркнуть фальшь современного мира и его новых героев. Однако она не только насмехается над действующими лицами, но и сочувствует им. Влиятельная персона в мире фотоискусства вот уже которое десятилетие ломает все стереотипы, высмеивая нравы нашего общества.

Синди Шерман – знаменитый современный фотохудожник и кинорежиссер, чьи работы широко представлены в галереях и музеях по всему миру. Многие знатоки фотоискусства называют ее «самой влиятельной женщиной в современной фотографии».

В день рождения фотографа мы хотели бы познакомить вас с ее весьма неординарными работами.

(Всего 17 фото)

1. Постоянно проживая в Нью-Йорке, Синди Шерман до сих пор активно участвует в международных выставках и арт-экспозициях, получает всевозможные призы и гранты.

2. Ее имя стало звучать в мире фотографии с конца 1970-х годов с появлением на публике серии фотографий «Кадры из фильмов без названия» («Untitled Film Stills»). Серия состоит из 69 преимущественно черно-белых снимков и вполне соответствуют названию - глядя на них, зрителю кажется, что он узнает на них героинь знаменитых фильмов 1960-х - героинь Альфреда Хичкока или Жана-Люка Годара. Но на самом деле он ошибается - на всех своих снимках сама Шерман выступает и фотографом и … натурой.

На фото: сделанная в 1981 году работа «№96» серии «Кадры из фильмов без названия» в мае 2011 года на аукционе была продана за $3.8 миллиона. А годом спустя за репринт (повторный отпечаток) этой фотографии заплатили целых $2.8 миллиона.

3. Эти талантливые и необычные (особенно для того периода) перевоплощения в разных персонажей так и остались самой популярной серией работ фотографа, прославив ее как автора знаменитых “концептуальных портретов”. А для съемки своих “успешных перевоплощений” Синди исполняла все роли одновременно: она была и моделью, и фотографом, стилистом и визажистом.

4. “Кадр №15”

5. Когда Синди Шерман спросили, почему она сама выступает моделью на своих снимках, она ответила: «Я пробовала использовать родственников или друзей, однажды я даже наняла помощника. Но, даже заплатив деньги, я жаждала вышвырнуть их из студии. Я чувствовала, что давила на них. Для них это было развлечением, что-то типа игры в переодевания. Для меня же это не было игрой. Кроме этого, я поняла, что сама не знаю точно, что хочу увидеть перед собой, а тем более не могу объяснить это кому-нибудь другому. Когда я сама позирую, то смотрюсь в зеркало, стараясь вызвать в себе что-то - и сама не знаю, что мне нужно пока не увижу этого».

6. Возможно, последние фразы дают ключ к разгадке тайны ее успеха: она не «играла», она действительно перевоплощалась в своих героинь, примеряла на себя их жизнь, их отношение к этой жизни. «Моя работа - это плод моей интуиции», - признается фотограф, - «я не знаю, откуда что берется».

7. По словам Синди, в творчестве она пыталась осознать роль женщины в разных сферах – в бытовой и общественной жизни, в культуре и искусстве.

8. «Кадр №21»

9. После успеха «Кадров из фильмов» Шерман продолжила снимать себя в качестве модели, создав еще несколько серий «автопортретов».

12. Вдохновение для своих работ фотограф черпает в журнальных статьях, рекламных плакатах, фильмах, телевизионных сериалах и всем том, что составляет будни общества массового потребления.

14. Она даже решилась позировать в образе героини полотен Рафаэля и других живописцев эпохи возрождения, сделав практически фоторепродукции полотен древних мастеров. Неподготовленный зритель вряд ли догадается, что на всех фото изображен один человек.

15. Пародия на современный культ красоты: весьма популярный образ – “блондинка с автозагаром”

Как говорит сам Спенсер: он не фотографирует, а рисует картины из обнаженных тел. Наравне со Спенсером Тунком к фотохудожникам можно смело отнести и Синди Шерман .

Работы Синди Шерман входят в самые знаменитые коллекции мира, отнесены к рангу актуального искусства и представляют собой постановочные снимки.

Часто роль модели Синди Шерман исполняла сама, как будто пытаясь показать зрителю, что женщина может быть разной. Одна из серий снимков, где Синди представляет себя в самых невообразимых лицах, называется «Кадры из фильмов без названия» («Untitled Film Stills»). Одежда, макияж, волосы, аксессуары – все это помогало Синди Шерман перевоплощаться в своих героинь так, что неподготовленный зритель мог и не догадаться, что на снимках одно и то же лицо.

В одном из интервью Синди Шерман рассказала, почему она сама выступает моделью на своих снимках: «Я пробовала использовать родственников или друзей, однажды я даже наняла помощника. Но, даже заплатив деньги, я жаждала вышвырнуть их из студии. Я чувствовала, что давила на них. Для них это было развлечением, что-то типа игры в переодевания. Для меня же это не было игрой. Кроме этого, я поняла, что сама не знаю точно, что хочу увидеть перед собой, а тем более не могу объяснить это кому-нибудь другому. Когда я сама позирую, то смотрюсь в зеркало, стараясь вызвать в себе что-то - и сама не знаю, что мне нужно пока не увижу этого». «Моя работа - это плод моей интуиции», - признается фотограф, - «я не знаю, откуда что берется».

Когда смотришь на фотографии, возникает чувство, что ты где-то это уже видел, хотя на самом деле все персонажи вымышленные. А все потому, что в своих работах Синди использовала шаблоны, присущие массовой культуре.

Мне нравится разглядывать такие снимки. Я стараюсь увидеть в них смысл, понять, для чего он сделаны. Мне кажется, своими фотографиями Синди Шерман показывает жизнь современного общества, где люди прячут личность глубоко внутри, следуя зову цивилизации. Кто-то прячет, а кто-то и теряет… Кукольные лица, яркая одежда, части тела – это своего рода гротеск. Так фотограф обращает наше внимание на то, как внутренний мир человека зависит от внешнего давления (рекламы, телевидения, кино), как он хрупок. Ее произведения кричат об этом. Если мир лишится своей индивидуальности, то что останется для искусства?

Синди Шерман (Cindy Sherman) родилась в США, в пригороде Нью-Йорка 19 января 1954 года. Отец и мать Синди от искуства были достаточно далеки, и когда дочь сказала родителям, что планирует заняться живописью, они порекомендовали ей сначала получить более простую профессию для того, чтобы реально зарабатывать себе на жизнь.

Тем не менее, девушка в 1972 году поступает в Университет штата Нью-Йорк в Буффало. Живописью она занималась недолго. Быстро пришло разочарование в этом деле. Позже Шерман скажет в своих записках, что ей надоело копировать чужие произведения, она поняла, что фотоаппарат сможет эту копию сделать точнее и лучше. А освободившееся время намного разумнее потратить на генерацию новых идей. Что интересно, её первые опыты в фотографии прошли совершенно незамеченными. Интерес к снимкам Синди того времени появился лишь тогда, когда её имя стало известным.

После окончания учёбы в университете Шерман начала работу над серией снимков, которая впоследствии получила название «Кадры из фильмов без названия» («Untitled Film Stills»). Эта работа длилась около трёх лет, и закончилась в 1980 году представлением свету 69-ти работ форматом 20х25 см., который трудно назвать выставочным. Да и по своему содержанию они больше напоминали стоп-кадры из фильма, чем фотографии. Во всех этих работах Синди Шерман показала себя и как модель, и как фотограф. В каждом снимке она представляла зрителям определенный типаж. Не конкретно какого то человека, а именно типаж, её заинтересовавший. Героини работ, вошедших в эту серию, напоминали киноактрис шестидесятых годов, играющих самые различные роли: танцовщицу, домохозяйку, деловую женщину, проститутку, женщину-вамп, простушку, женщину близкую к истерике или подчеркнуто спокойную. Своих героинь, то есть саму себя, Синди помещала в самые различные условия и ситуации. Её женщина находилась то в магазине, то у себя дома, то в офисе, а то и просто на улице.

Между тем, серия снимков «Кадры из фильмов без названия», высоко оцененная не только публикой, но и критиками и другими специалистами, это не первая попытка Синди использовать себя как модель. Еще в период обучения в университете она создавала много живописных автопортретов. Да и потом, работая уже не с красками, а с фотокмерой, она не озадачивалась выбором натурщиков. Как-то Шерман спросили, почему она так поступает, и она ответила, что пробовала приглашать для позирования друзей и родственников, нанимала натурщиков. Но, даже заплатив им за позирование, хотела выгнать их из мастерской. Синди чувствовала, что она давит на них. Ведь для этих людей позирование было просто развлечением, чем-то типа игры с переодеванием. Художница же подходила к работе очень серьезно.

Но бестолковость родственников и друзей была не основной причиной того, что Синди начала использовать себя в качестве натурщицы. Фотограф Франческа Вудмэн, тоже, как и Синди Шерман сама себе служившая моделью, однажды сказала, что она - единственная модель, которая всегда свободна и прекрасно понимает всё то, что хочет от неё фотограф. То же самое происходило и с героиней нашего рассказа. Потом Шерман напишет, что она поняла, что даже сама точно не знает, что ей хочется увидеть перед собой, а уж тем более объяснить это кому-нибудь другому. Позируя самой себе, художница смотрит на себя в зеркало и пытается вызвать в себе что-то, даже сама не зная что, смотрит на себя до тех пор, пока что-то ЭТО не увидит. Именно в этом, думается, и кроется секрет успеха Синди Шерман. Она не играет роли своих персонажей, она не ведет себя как актриса. Она просто перевоплощается, превращается в других людей, пытаясь разобраться, что они собой представляют. Синди пытается найти, понять, почувствовать некий момент истины в жизни этих людей. В процессе работы на секунду стать собой и успеть, суметь зафиксировать на пленке это только автором почувствованное мгновение. Критики считают, что именно поэтому её работы так не похожи на автопортреты.

Первая серия фотографий, с которой Шерман заявила о себе, быстро сделали её имя известным в Америке. Еще до завершения работы над «Кадрами из фильмов без названия» молодая фотохудожница получила стипендию Национального фонда искусств США. А уже в начале восьмидесятых участвовала в нескольких крупных всемирных фотовыставках, включая знаменитое Венецианское биенале. Участие в этих проектах принесли Шерман известность и популярность в мире фотоискусства, но не принесли ожидаемых больших доходов. «Я зарабатывала на жизнь, но мои гонорары не шли ни в какое сравнение с заработками художников. Меня это сильно задевало: мы получали схожие отзывы в прессе, при этом у них были просто сумасшедшие продажи» - рассказывала она впоследствии.

В середине восьмидесятых Синди Шерман стала работать в фотографии с цветом. Увеличился формат её снимков. Но тематика осталась прежней. Новые цветные фотоработы были как бы продолжением серии, сделавшей её известной. Всё так же она сама себе служила моделью. Разве что характеры этих работ стали более жесткими, отчасти порой даже скандальными. Синди говорила, что тогда она была совершенно свободна и могла делать всё, что хотела. В интервью разных лет Шерман этот период своего творчества оценивала по разному. То возмущалась тем, что ей уделяли недостаточно внимания, то была недовольна, что всевозможные бестолковые коллекционеры пачками покупали её работы. Именно это заставило фотографа создавать работы, вызывающие откровенно отрицательные эмоции. На этих снимках, например, она изображала рвотные массы или еще что-нибудь подобное этому. Она как бы говорила коллекционерам: «А ну-ка, повесьте это у себя над кроватью!». Синди в своих мыслях была чуть не точна. работы продолжали покупать, но вешали их не в спальне, а в музеях.

В самом начале 1990 года Синди Шерман предьявила миру свои «исторические портреты» (полное название серии - «исторические портреты/Старые Мастера» («History Portraits/Old Masters»). Это 35 работ, над которыми она работала больше двух лет, по-прежнему выступая и моделью, и фотографом в одном лице. На этих снимках Синди предстала перед изумленными зрителями в образах персонажей самых разных стран и эпох. В фотопортретах мастера можно было узнать женщин с полотен Караваджо, Боттичелли, Рафаэля, Жана Фуке и других старых знаменитых мастеров. Часть работ трудно ассоциировать с работами конкретных художников, они просто имитируют тот или иной стиль, направление в живописи. Интересная деталь: когда Синди Шерман работала над этой серией, она жила в Италии, в Риме. Но за все месяцы работы там ни разу не открыла двери музея или храма. Главными её помошниками и консультантами были альбомные репродукции полотен старых мастеров. Это для фотографа было делом принципа, ведь цель проекта - создать иллюстрации, которые могут быть воспроизведены любым желающим, в любое время и в любом месте. Эта серия принесла Шерман так долго ожидаемую материальную независимость. Она тогда усмехалась: наконец то удалось прилично заработать. Но, возможно, что это было связано с тем, что зрителям в какой то период стали надоедать некоторые формы современного искусства, им хотелось чего-то более мягкого, классического.

Очередным этапом в творчестве Синди Шерман стала серия фотографий «Сексуальные картинки» («Sex Pictures»). Она была создана в самом начале девяностых. После «общения» с классикой, наша героиня вновь возвратилась на грешную землю, погрузилась сама и погрузила зрителей в реальность современности. Во время этой работы Синди сама себе не позировала, изменила традиции. Ей вообще никто из натурщиков не позировал. На этот раз её моделями были именно модели. Модели людей, манекены. Она заказывала по каталогам различные учебные пособия для медицинских учебных заведений, причем и «мужчин» и «женщин». Это были и цельные манекены, и копии отдельных частей человеческого тела. Но, тем не менее, какие же сексуальные картинки без некоторых человеческих органов. Но на манекенах они были не особенно привлекательными. Шерман сама взялась за их доработку, вспомнив свое «живописное» прошлое: раскрашивала всё в разные цвета, приклеивала лобковые волосы и пр.. Эти снимки даже были немного похожими на порнографию. Но от этого работы Синди из этой серии не стали более привлекательными, эротичными. Впрочем, она ведь к этому и не стремилась. «Возможно, в этом есть что-то инфантильное» - говорила Синди. Она чувствовала наивно-детское влечение к тому, что должно внушать отвращение. Ей хотелось исследовать те или иные предметы, понять, почему они вызывают такие чувства.

Наверное, эти же, как говорила сама Синди, детские влечения привели её к новой серии снимков, которую фотограф назвала «Гражданская война» («Civil War»). На снимках - куски гниющих человеческих тел. Шерман считала, что это - своеобразный памятник жертвам насилия. Но на «памятник» это не очень похоже. А если и похоже, то на памятник не жертвам, а всему насилию на земле. А может быть, это памятник смерти. В одном из интервью тех лет художница говорила, что она предполагала, что у нее нет навязчивой идеи о смерти. Но потом она начала задумываться об этом и поняла, что такая идея всё таки у неё есть. Ведь смерть - это одна из тайн жизни. Это одновременно и страшно, и нелепо, и это действительно так. После создания «Гражданской войны» Шерман увлеклась кино. В 1996 году вышел на экраны её фильм «Убийца в офисе» («Office Killer»). Этот фильм можно охарактеризовать как черная комедия. Он был снят в духе Шерман-фотографа. Провальным фильм назвать, конечно, нельзя, но популярности автору он не добавил. В новом тысячелетии наша героиня снова возвратилась к истокам своего творчества. Создала серию снимков, на которых она запечатлела образы стареющих актрис. Эти снимки перекликаются со снимками из её первой серии - «Кадры из фильмов без названия». Но актрисы 21 века уже сыграли свои главнее роли.

Попробовала себя Синди и в роли циркового клоуна. Результат - скорее грустная, чем смешная серия. 2006 год. Шерман создает рекламные плакаты модельера Марка Джейкобса из США. Фотограф продолжает творить и сегодня. В интернете доступно множество её работ последних лет. Можно смело сказать: Синди Шерман одна из самых успешных и известных фотохудожников нашего времени. Ее фотографии дешевле, чем за 50 тысяч долларов не продаются. Полный комплект «Кадров из фильмов без названия» Нью-Йоркский Музей современного искусства купил за один миллион долларов в 1996 году. В 1995 году Шерман была вручена стипендия Фонда Маккартуров, которую также называют «Грантом для гениев» - полмиллиона долларов на пять лет, при этом - никаких условий и требований.

Все выставки, на которых побывали работы Синди Шерман, перечислить практически невозможно. Множество самых известных музеев мира имеют в своих коллекциях её работы. Шерман посвящают фильмы, пишут о ней книги. Издано множество альбомов с её фотографиями. А уж журнальные и газетные публикации вообще не имеют счёта. О Синди даже написана песня. Всё это - и есть главная награда художнику. Но именитые теоретики фотоискусства до сих пор продолжают умалчивать о том, что лучшие снимки Синди Шерман - это работы далеких семидесятых 20 века. Эти небольшие черно-белые фотографии до сих пор производят очень сильное впечатление. Гораздо более сильное, чем созданные позже цветные работы большого формата, сложные по своей идее. И дело тут не в том, что стареет «натурщик». Дело в «фотографе». Тем не менее, кто знает, что ещё покажет нам Синди Шерман. Она полна сил, она работает, и последнего слова пока ещё не сказала. Создаст ли она более сильные работы, чем «кадры из фильмов без названия» - не известно. Но даже если бы Синди Шерман явила миру только одну эту серию - все её последующие призы и награды были бы заслуженными.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник