31.07.2019

Штампы и печати история возникновения. История развития печати. Средние века в Европе


Заветный синий кругляшек рядом с подписью ответственного лица… Или многозначительная фраза, заключенная в вытянутую прямоугольную рамочку… На сегодняшний день печати и штампы сопровождают нас повсеместно. Без них практически невозможно представить жизнь современного делового человека.

Однако эти яркие оттиски: дозволяющие, запрещающие, заверяющие или выносящие жесткий, неоспоримый приговор – все же сложно назвать приметой настоящего времени. История возникновения печатей и штампов намного древнее, чем может показаться на первый взгляд, а их роль и значение для человека – значимей и весомей.

Стоит помнить, что понятия «печать» и «штамп», сколько бы ни было между ними общего, не тождественны. Печати намного старше штампов, принято считать, что впервые они появились на Востоке, во времена Древних Китая, Египта, Индии. Тогда печати представляли собой небольшие предметы с выгравированными на них оригинальными, неповторимыми знаками, изображениями, гербами, вензелями и служили для того, для чего служат, и по сей день. Собственными печатями владели знатные люди, чье слово, иной раз, могло вершить и ломать историю. Все свои важные решения они и заверяли собственной печатью, как бы подписываясь под всем вышесказанным. Само собой, значение такой своеобразной «подписи» было огромным, печати, особенно властвующих особ, бережно хранились без возможности их дублирования. Само же слово «печать» первоначально значило - «орудие для выжигания знака», что схоже с клеймом. Однако, если клеймо – это знак отличия, принадлежности к чему-либо, способ идентифицировать предмет, то роль, отведенная, печати гораздо более весомая и ответственная.

Слово «штамп» происходит от немецкого «Stampfe» или итальянского «Stampa», что в обоих случаях в переводе обозначает «печать». Штамп – это особая печатная форма, широко применяемая в процессе делопроизводства. Она представляет собой чаще всего прямоугольную поверхность с выгравированной на ней фразой или словом, необходимым для постоянного повторения. Раньше штампы в основном служили, опять же, для своеобразного клеймения всевозможной продукции, однако, как уже говорилось выше, с развитием делопроизводства, область применения штампов значительно расширилась. Теперь у штампов существует даже собственная классификация. В зависимости от содержащейся на оттисках информации, они подразделяются на штампы:

  • угловые;
  • регистрационные;
  • ограниченного доступа;
  • информационные;
  • с реквизитами;
  • маркировочные;
  • рекламные;

Изготовление печатей и штампов раньше было сложным, трудоемким делом, над которым работали специально обученные люди. Посудите сами, сколько нужно сил и времени, чтобы вручную вырезать на твердой поверхности, например камне, или отлить из металла определенный четкий рисунок? Но с появлением каучука, а впоследствии и его заменителей печатно-штемпельное производство приобрело новые возможности. В настоящее время клише для печатей изготавливается из полимера на специальном оборудовании, а весь процесс в опытных руках занимает около получаса. Так же на рынке всегда готовы предложить всевозможные оснастки – от классической до плоской, миниатюрной, легко помещающейся в карман.

Что ж, прогресс не стоит на месте. Что-то он навсегда оставляет в прошлом, как отжившем свой век. А с чем-то вместе стремительно несется вперед.


Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Современную жизнь невозможно представить без того изобретения, которое подарил миру простой немецкий ремесленник Книгопечатание, основателем которого он стал, до такой степени изменило ход мировой истории, что по праву отнесено к величайшим достижениям цивилизации. Его заслуга столь велика, что незаслуженно забываются те, кто ещё за много веков до этого создавал основу будущего открытия.

Оттиск с деревянной доски

История книгопечатания берёт своё начало в Китае, где ещё в III веке вошла в употребление техника так называемой штучной печати - оттиск на текстиле, а позже и на бумаге различных рисунков и коротких текстов, вырезанных на деревянной доске. Такой метод получил название ксилографии и из Китая быстро распространился по всей Восточной Азии.

Следует отметить, что печатные гравюры появились значительно раньше, чем книги. До наших дней дошли отдельные образцы, выполненные уже в первой половине III века, когда в Китае правили представители В этот же период появилась и техника трёхцветной печати на шёлке и бумаге.

Первая ксилографическая книга

Создание первой печатной книги исследователи относят к 868 году - именно эта дата стоит на самом раннем издании, выполненным в технике ксилографии. Она появилось в Китае и представляла собой сборник религиозно-философских текстов, озаглавленный «Алмазная сутра». Во время раскопок храма Кёнджи в Корее был найден образец печатного изделия, выполненныйпочти на столетие раньше, но, в силу некоторых особенностей, он относится, скорее, к разряду амулетов, чем книг.

На Ближнем Востоке штучная печать, то есть, как было сказано выше, выполненная с доски, на которой вырезался текст или рисунок, вошла в употребление в середине IV столетия. Ксилография, называемая по-арабски «тарш», получила распространение в Египте и своего расцвета достигла к началу X века.

Данный метод применялся главным образом для печатания текстов молитв и изготовления письменных амулетов. Характерной особенностью египетской ксилографии является использование для оттисков не только деревянных досок, но и изготовленных также из олова, свинца и обожжённой глины.

Появление подвижного шрифта

Однако, как бы ни совершенствовалась технология штучной печати, её главным недостатком была необходимость для каждой очередной страницы заново вырезать весь текст. Прорыв в этом направлении, благодаря которому история книгопечатания получила значительный импульс, произошёл также в Китае.

По сообщению выдающегося учёного и историка прошедших веков Шэнь Ко, китайскому мастеру Би Шену, жившему в период с 990 по 1051 год, пришла в голову идея сделать из обожжённой глины подвижные литеры и поместить их в специальные рамки. Это позволяло набирать из них определённый текст, а после печатанья необходимого количества экземпляров рассыпать и использовать заново в иных сочетаниях. Так был изобретён подвижный шрифт, используемый вплоть до наших дней.

Однако эта гениальная идея, ставшая основой всего будущего книгопечатания, не получила в тот период должного развития. Объясняется это тем, что в китайском языке существует несколько тысяч иероглифов, и изготовление такого шрифта представлялось слишком затруднительным.

Между тем, рассматривая все этапы книгопечатания, следует признать, что наборными литерами впервые воспользовались не европейцы. Известна сохранившаяся до наших дней единственная книга религиозных текстов, изготовленная в 1377 году в Корее. Как установили исследователи, она была отпечатана с использованием технологии подвижного шрифта.

Европейский изобретатель первого печатного станка

В христианской Европе техника штучной печати появилась около 1300 года. На её основе производились всевозможные религиозные изображения, выполненные на ткани. Они были подчас достаточно сложными и многоцветными. Примерно через столетие, когда бумага стала относительно доступной, на ней стали печатать христианские гравюры, и параллельно с этим - игральные карты. Как это ни парадоксально, но прогресс печатного дела послужил одновременно и святости, и пороку.

Однако в полной мере история книгопечатания начинается с изобретения печатного станка. Эта честь принадлежит немецкому ремесленнику из города Майнца Иоганну Гутенбергу, разработавшему в 1440 году способ многократного нанесения оттисков на листы бумаги, используя при этом подвижные литеры. Несмотря на то что в последующие века первенство в этой области приписывалось иным изобретателям, у серьёзных исследователей нет оснований сомневаться в том, что появление книгопечатания связано именно с его именем.

Изобретатель и его инвестор

Изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовил из металла буквы в их перевёрнутом (зеркальном) виде, а затем, набрав из них строки, делал на бумаге оттиск при помощи специального пресса. Как и у большинства гениев, у Гутенберга были блестящие идеи, но отсутствовали средства на их реализацию.

Чтобы дать жизнь своему изобретению, гениальный ремесленник был вынужден обратиться за помощью к майнцкому дельцу по имени Иоганн Фуст и заключить с ним договор, в силу которого тот был обязан финансировать будущее производство, а за это имел право получать определённый процент от прибыли.

Компаньон, оказавшийся ловким дельцом

Несмотря на внешнюю примитивность используемых технических средств и отсутствие квалифицированных помощников, изобретатель первого печатного станка сумел в короткий срок изготовить целый ряд книг, наиболее известной из которых является знаменитая «Библия Гутенберга», хранящаяся в музее города Майнца.

Но уж так устроен мир, что в одном человеке редко уживается дар изобретателя с навыками хладнокровного дельца. Очень скоро Фуст воспользовался невыплаченной ему в срок частью прибыли и через суд прибрал к рукам всё дело. Он стал единоличным собственником типографии, и этим объясняется тот факт, что в течение длительного времени именно с его именем ошибочно связывали создание первой печатной книги.

Иные претенденты на роль первопечатников

Как уже говорилось выше, очень многие народы Западной Европы оспаривали у Германии честь считаться основателями книгопечатания. В связи с этим упоминается несколько имён, среди которых наиболее известны Иоганн Ментелин из Страсбурга, сумевший в 1458 году создать типографию, подобную той, которая была у Гутенберга, а также Пфистер из Бамберга и голландец Лоренс Костер.

Не остались в стороне и итальянцы, утверждающие, что их соотечественник Памфилио Кастальди является изобретателем подвижного шрифта, и что именно он передал свою типографию немецкому коммерсанту Иоганну Фусту. Однако никаких серьёзных доказательств подобного утверждения представлено не было.

Начало печатания книг в России

И, наконец, остановимся подробнее на том, как развивалась история книгопечатания на Руси. Хорошо известно, что первой печатной книгой Московского государства является «Апостол», изготовленный в 1564 году в типографии Ивана Фёдорова и Оба они являлись учениками датского мастера Ганса Миссенгейма, присланного королём по просьбе царя Ивана Грозного. В послесловии книги указано, что их типография была основана в 1553 году.

Как утверждают исследователи, история книгопечатания в Московском государстве получила развитие в результате того, что возникла острая необходимость в исправлении многочисленных ошибок, вкравшихся в тексты религиозных книг, долгие годы копировавшихся от руки. По невнимательности, а подчас и умышленно переписчики вносили искажения, которых с каждым годом становилось всё больше.

Состоявшийся в 1551 году в Москве церковный собор, получивший название «Стоглавого» (по количеству глав в его заключительном постановлении), издал указ, на основании которого все рукописные книги, в которых были замечены ошибки, изымались из пользования и подлежали исправлению. Однако зачастую подобная практика приводила лишь к новым искажениям. Вполне понятно, что решением проблемы могло быть лишь повсеместное введение печатных изданий, многократно тиражирующих оригинальный текст.

Об этой проблеме были хорошо осведомлены за границей, и поэтому, преследуя коммерческие интересы, во многих европейских странах, в частности, в Голландии и Германии, наладили печатание книг из расчёта на их сбыт среди славянских народов. Это создало благоприятную почву для последующего создания целого ряда отечественных типографий.

Российское книгопечатание при патриархе Иове

Ощутимым толчком для развития печатного дела на Руси явилось учреждение в ней патриаршества. Первый предстоятель Русской православной церкви патриарх Иов, занявший престол в 1589 году, с первых дней начал прилагать усилия для обеспечения государства надлежащим количеством духовной литературы. В период его правления книгопечатанием заведовал мастер по фамилии Невежа, выпустивший в свет четырнадцать различных изданий, по своим характерным особенностям весьма близких к «Апостолу», который отпечатал Иван Федоров.

История книгопечатания более позднего периода связана с именами таких мастеров, как О. И. Радищевский-Волынцев и А. Ф. Псковитин. Из их типографии вышло много не только духовной литературы, но и образовательных книг, в частности, пособий по изучению грамматики и освоению навыков чтения.

Последующее развитие печатного дела в России

Резкий спад в развитии типографского дела произошёл в начале XVII века и был обусловлен событиями, связанными с польско-литовской интервенцией и получившими название Смутного времени. Часть мастеров была вынуждена прервать своё занятие, а остальные погибли или покинули пределы России. Возобновилось массовое книгопечатание лишь после восшествия на престол первого государя из Дома Романовых - царя Михаила Фёдоровича.

Не остался равнодушным к типографскому производству и Пётр I. Посетив во время своего европейского вояжа Амстердам, он заключил с голландским купцом Яном Тессингом договор, по которому тот имел право производить печатную продукцию на русском языке и привозить её для сбыта в Архангельск.

Кроме того, государем был дан заказ на изготовление нового гражданского шрифта, вошедшего в повсеместное употребление в 1708 году. Спустя три года в Санкт-Петербурге, готовящемся стать столицей России, была учреждена самая большая в стране типография, ставшая впоследствии синодальной. Отсюда, с берегов Невы, книгопечатание зашагало по всей стране.

С незапамятных времен вошли в употребление символические знаки, которые вырезались на наперстках, рисовались на оружии, знаменах и т.д.

Знаки эти являлись, как результат желания выделить себя из массы, придать себе значительное отличие от всех, заметное у воинов, к примеру, иногда даже в разгар боя. Такие знаки известны уже со времен Гомера (XII-VII вв. до н.э.), Виргилия (70-19 гг. до н.э.), Плиния (65 г. до н.э.) и др.

Характерной особенностью этих знаков было то, что они были лишь случайными, они могли меняться по произволу его владельца. И еще. При их изготовлении не было никаких правил. В этом их главное отличие от герба.

Но шло время. Человеческое общество не стояло на месте, оно постоянно и неуклонно разминалось, осуществляя поступательное движение вперед. Изменялись и отличительные знаки и, что главное, изменялись их функции, т.е. назначение, роль, которую они были признаны выполнять.

Наступили средние века и различии человеческого общества. В этот период велись многочисленные войны и усобицы, и которых участвовало огромное количество воинов, главной задачей которых было во что бы то ни стало разгромить, победить своего врага. А это заставило ценить лиц, отличавшихся своей доблестью, храбростью, смелостью, силой и выносливостью. Именно эти лица (воины), как и герои древности, помещали на своей военной одежде и вооружении особые символические изображения (знаки) в память о своих военных делах и успехах.

Во время крестовых походов, когда рыцарство всей Западной Европы двинулось на Восток для освобождения гроба Господня, стремление к та-ким знакам стало еще более настоятельным. Эти рыцарские знаки - уже знаки храбрости, доблести, геройства.

Знаки на вооружении с этого времени становятся постоянными. Это и есть еще одна особенность этих знаков, в отличие от древних.

Но истинные гербы, в полном смысле их понимания, как наследственные знаки появились в Западной Европе в XI-XII вв. в эпоху турниров и крестовых походов. Непосредственные же причины появления гербов кроются (заключены) в особенностях вооружения воинов (участников турниров и крестовых походов, в первую очередь) - все скрыто железом. Так как тогда огнестрельного оружия еще не было, то сражались меча-ми, саблями, копьями, стрелами, топорами и т.д., от них можно было защищаться только снаряжением из железа, из которого изготавливали стрелы, шлемы, кольчуги, латы, нашлемники, сапоги, щиты. Шлемы и забрала целиком закрывали голову рыцаря, как бы доканчивая скрытие воинов в этой массе металла. А поэтому узнать, кто именно скрывается под грозным и массивным вооружением (снаряжением) было невозможно. Именно необходимостью отличить рыцарей друг от друга (особенно в бою или во время состязания на турнирах) объясняется появление на рыцарских щитах отличительных знаков, особых для каждого рыцаря. Впоследствии рыцарские знаки стали постоянными, о чем мы уже говорили выше. Но главное это то, что знаки сделались родовыми, стали передаваться по наследству от отца к сыну, из поколения в поколение, и только после этого они стали называться гербами.

Таким образом, характерной особенностью и отличительной чертой герба (прежде всего от всех предшествующих ему знаков) является наследственность. Да и само слово «герб» в переводе с польского означает «наследник», «наследство». После всего сказанного о гербе ему можно дать такое условное определение с учетом времени и условий его появления и использования, затрагивая и вопрос (хотя бы косвенно) о его функциях: «Гербами называются особые фигуры или символические изображения -эмблемы, составленные на основании точно определенных правил и служащие постоянным отличительным знаком отдельного лица, рода, обще-ства, учреждения (а также корпорации, союза и т.д.), города, области и целого государства».

Существование любого государства немыслимо без наличия непременных знаковых атрибутов - государственных символов, олицетворяющих систему его государственных, социальных и духовных ценностей, отражающих особенности исторического развития и функционирования данного общества, сложившиеся в нем обычаи и традиции. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т. д.

Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. В данной науке выделяются два основных направления: геральдическое и историко- геральдическое. Если первое занимается изучением гербов как «рисунков», по которым можно определить принадлежность хозяина этого рисунка к той или иной фамилии, его происхождение и т. п., то историко-геральдическое направление предполагает собой изучение герба в контексте того или иного исторического процесса.

Герб и государство - эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т.д.

Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика, которая занимается изучением гербов как «рисунков», по которым можно определить принадлежность хозяина этого рисунка к той или иной фамилии, его происхождение и т.п. Нельзя ограничивать свои знания лишь правилами составления герба, но и, что немаловажно, необходимо довольно хорошо знать историю того государства или рода, о котором идет речь.

Российская геральдика официально зародилась при Алексее Михайловиче Романове. Алексей Михайлович, согласно историографической традиции, не был деятельным государем, степень его участия в принятии важнейших политических решений историкам достоверно не известна, хотя за время его царствования в России произошли события, имевшие долговременное влияние на русскую историю

Дело в том, что развитие орла, как гербовой эмблемы, началось с Византии, и лишь потом он появился на Руси. Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии датируются 957 годом - годом когда княгиня Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство

Сразу же после появления орла на Руси началось его становление как государственного герба. Однако герб того времени почти никогда не подчинялся геральдическим правилам.

Лишь Петр I установил изображение орла правильным, благодаря чему обширное развитие получила русская геральдика. Именно с него начинается новая веха в истории герба России.

Основными историческими событиями, которые отражаются на государственном гербе, являются изменение границ или заключение мира с каким-нибудь государством. Однако и смена правителей, их личные привязанности и личные качества также сказываются на государственном гербе.

Это заметно, например, когда на престол восходит женщина - государственный герб становится более изящным, контуры более плавными и т.д. На Российском гербе это отражалось лишь дважды - при Елизавете Петровне и Екатерине II (предшественник Петра III, преемник Павел I)

Сам орел, как государственная эмблема, известен с незапамятных времен. Его изображение используется в гербах многих стран мира: Австрия, Германия, Ирак, Испания, Мексика, Польша, Сирия, США. Но двуглавый орел сохранился лишь в гербе Албании и Сербии, что подчеркивает их древнее происхождение.

Российский же двуглавый орел претерпел множество изменений с момента его появления и становления как элемента государственного герба. Эти изменения появились под влиянием истории.

Согласно современным научным данным, первые печати появились в Древнем Востоке. Их появление было связано с интенсификацией торговой деятельности. Печатями заверялось оформление первых торговых договоров. Предположительно первые печати появились в древнем Египте и Вавилоне. Также печатями издревле пользовались в Китае, а на Руси они, по мнению историков, появились где-то в Х веке.

Своеобразными «предками» печатей были подписи и даже кровавые отпечатки пальцев.

ПЕЧАТИ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Самые первые печати, которые использовали в древнем Китае, выполняли функцию клейма, которое хозяин ставил на принадлежащих ему вещах, а также документах. Постепенно печать становится символом власти, свои печати имелись у всех китайских чиновников.

На печатях в основном гравировались иероглифы, но были также найдены печати с рисунками. Самая известная печать такого типа — печать первого императора Китая Цинь Шихуанди. Она была изготовлена в 221 г. до н.э. в честь победы и объединения всех царств под властью одного императора.

Печать была очень важной ценностью в древнем Китае, её потеря чиновником строго наказывалась. За утерю печати чиновника могли понизить в должности, оштрафовать или даже уволить. Печати обладали большой ценностью, поэтому все найденные на поле битвы печати полежали сдаче, и за них назначалась награда. Подделка официальных печатей была серьёзным преступлением и наказывалась ссылкой и даже смертной казнью.

В Индии второго тысячелетия до н.э. уже массово использовали печати с изображениями животных (как реальных, так и мифических), например, для обозначения товаров, поскольку в те далёкие времена индийская торговля велась очень активно, и каждому купцу просто необходимо было маркировать свой товар особым образом. Кроме того, печати и штампы с изображениями тигра и слона являлись символами касты правителей Индии и ставились на письмах и указах.

ПЕЧАТИ В АНТИЧНОСТИ

В Древнем Египте и Вавилоне пользовались преимущественно цилиндрическими каменными печатями с рельефными изображениями животных, людей и различных фраз.

Вступив во взаимодействие с восточными цивилизациями, греки, а затем и римляне, переняли у них традиции использования рельефных клише. Греки назвали печати словом «сфрагис», от которого много позже произошло название науки о печатях и штампах - сфрагистики. У римлян в большом ходу были печати-перстни, которые передавались из поколение в поколение в пределах одного рода. Так в Европе возникли фамильные печати.

После падения Римской империи европейские племена, сплясав на её руинах, не посчитали свою цивилизацию хуже римской и попытались уподобиться ей, в чём могли. В том числе начали использовать печати, хотя стать неотъемлемой частью социального устройства европейского мира им удалось лишь к концу XII века.

ПЕЧАТЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА В ЕВРОПЕ

Королевские династии придавали огромное значение своим печатям. При дворах служили специальные люди - хранители печатей, которые часто носили охраняемые предметы на шее, чтобы ни на минуту не оставлять их без присмотра. В те времена печати делали из различных материалов: свинца, олова, бронзы, серебра и даже золота. И если изначально такие клише были односторонними, то с X века в употребление всё больше стали входить двойные висячие печати, прикреплявшиеся на шнурке к документу после подписи. В то же время широко применялись печати сургучные и восковые, причём по цвету воска различали достоинства лиц, поставивших такую отметку, и их род деятельности. Например, печатать красным воском имел право только государь.

История печатей в России

Первое упоминание о печати на Руси относится к Х веку. Оно было найдено в одном из договоров Руси и Византии, и там говорилось про печати, которые использовали купцы. Однако ученые полагают, что это еще не были те же самые печати, которыми позже скрепляли грамоты. Эти печати заменяли собой верительные грамоты и являлись неким удостоверением личности послов и купцов древней Руси.

В Древней Руси личные печати были у князей, ими помечались детали военного снаряжения, ремесленные изделия и даже деревья на границе земельных владений. Впервые настоящие русские печати упомянаются в соглашениях князя Игоря и его сына Святослава с греками от 945 года, где указано, что послы Руси должны иметь при себе золотые печати, а купцы - серебряные. Когда появились в русском государстве подобные знаки отличия, доподлинно не известно. Вероятно, их начали использовать князья рода Рюрика, подражая византийским обычаям. Они утвердили клише с изображением двузубца и имени правителя на греческом языке. Родовым знаком отмечались ремесленные изделия княжеских холопов, границы земель, кони из хозяйств Рюриковичей. В таком виде печать просуществовала до кровавого крещения Руси князем Владимиром, после чего рельеф клише кардинально поменялся: на нём появились изображения святых, надписи религиозного характера и тому подобные символы христианской веры.

Со временем печати усложнялись, становились всё более разнообразными, а с появлением крупных государственных бюрократических аппаратов число их форм начало стремиться к бесконечности, ведь каждое ведомство, большое или малое, обязано было иметь собственную, отличную от других, печать для визирования документов.

Лекция, реферат. История печатей - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Роль печатей (штампов) в документообороте

В наши дни важность печатей и штампов нисколько не уменьшилась. Печати очень важны в соврменном документообороте. Государственные печати по-прежнему изготавливают из ценных металлов и украшают драгоценными камнями. Учреждения и торговые предприятия применяют различные типы клише для удостоверения юридической силы документов. И даже обычные люди порой используют такой вид печатей как экслибрис, чтобы отметить книги в домашней библиотеке.

По-видимому, печати ещё долгое время не уйдут из нашей жизни, а потому необходимость их изготовления лежит в основе становления каждого бизнес-проекта или госучреждения.

Основной в документообороте является, конечно же, круглая печать. Она подтверждает юридическую правильность оформления документов компании и их подлинность. Это лицо фирмы, немаловажная часть ее делового имиджа. По ее внешнему виду складывается впечатление о фирме среди поставщиков, партнеров, клиентов. Поэтому грамотный дизайн круглой печати очень важен. Он должен быть выполнен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к официальным документам, соответствовать общему корпоративному стилю. Также очень важна четкость оттиска готового изделия.

Печать - это в первую очередь лицо организации. Поэтому она должна быть качественной (быть четкой, не смазываться, не выходить из строя определенное время и т.д.). Ведь именно печать видят заказчики и поставщики предприятия рядом с подписью руководителя.

При изготовлении этих изделий учитываются требования стандартов и федеральных законов, действующих в России. Любой из образцов печатей в полиграфической компании соответствует им, и все новые изделия тоже обязательно должны соответствовать этим требованиям. В документообороте компании используются печати отделов и филиалов, используются служебные штампы: треугольные и прямоугольные. Есть также специальные печати для врачей и адвокатов.

Изобретение книгопечатания стало одним из величайших изобретений за историю человечества. Изобретение печатного станка явилось переломным событием в истории человечества, оказавшим огромное влияние на все сферы человеческой
деятельности.

Ученые-историки считают, что книгопечатание появилось в VI в.н.э. на Востоке - в Китае или Японии. Изображение страницы текста вырезали на куске дерева или вылепляли из глины. Выступающие части полученной печатной формы покрывали тушью и плотно прижимали к листу бумаги.

Около 1045 г. китайцем Пи Чень был придуман разборный шрифт, а через четыре столетия такой же шрифт повторно был изобретен в Европе в 14444 году Иоганном Гутенбергом.

Заслуга Гутенберга состоит именно в том, что он изобрел книгопечатание как технологию. Иоганн Гутенберг предложил использовать для печати формы, собираемые каждый раз из отдельных металлических литер. Для собирания подобной формы требовалось совсем мало времени - иногда не более нескольких минут, так как литеры были уже заранее отлиты и хранились в типографской кассе. Нельзя не отметить, что быстрое собирание форм из металлических литер стало возможным изобретению специальных технических устройств, которые извлекали из магазина-хранилища готовые литеры и собирали из них строки. Однако настоящий технический переворот в наборном деле произошел только в 1886 году, когда в типографиях начала работать изобретенная американцем О. Мергенталером наборная строкоотливная машина -

Гутенберг использовал высокий способ печати, при котором печатающие элементы находились выше пробельных. Изготовление печатных форм для процесса высокой печати было достаточно просто, так же несложно было получить с них оттиски. Именно способом высокой печати печатали книги во всех типографиях, начиная с Гутенберга.

Вторая половина XV века была временем триумфального шествия книгопечатания по Европе - Италия (1465), Швейцария (1468), Франция, Венгрия, Польша (1470), Англия, Чехословакия (1476), Австрия, Дания и т.д. Книги, изданные до 1500
г., принято называть инкунабулы, по-латыни - «в колыбели», то есть в колыбели книгопечатания. Европейские книги, напечатанные с 1500 по 1550 г. включительно, обычно именуются палеотипы, то есть старинные издания. К 1500 г. в Европе было издано более десяти миллионов экземпляров книг, в том числе и на славянском языке.

В середине XVI в. книгопечатание проникает в Московское государство. Введение книгопечатания в Москве - результат социально-экономического развития феодального общества Руси XVI в. Развитие производства и ремесла создавало
необходимые технические предпосылки для учреждения в Москве и перехода от рукописного способа размножения книг к более совершенному и производительному - книгопечатанию.

С середины XVI в. правительство Ивана IV приступило к изысканию средств и людей для освоения типографского искусства. Попытки завести в Москве книгопечатание с помощью иностранцев не увенчались успехом. Это не значит, что осваивая трудное искусство книгопечатания, разрабатывая самобытную, оригинальную технологию набора, русские первопечатники не были знакомы с существовавшим во многих странах Европы, в том числе и в славянских странах, искусством книгопечатания. И в области полиграфической техники, и в художественном оформлении первых русских печатных книг заметно иноземное влияние. Русские книгопечатники сумели творчески, учетом национальных традиций, свойственных русскому книжному искусству, переосмыслить чужой опыт, а в ряде случаев вносили и новое в технику печати.

Как установлено рядом исследований, начало книгопечатания в Москве относится к середине 50-х гг. XVI в. Над освоением процесса книгопечатания и его усовершенствованием трудилась целая группа талантливых ученых, первое место среди которых по праву принадлежит великому русскому первопечатнику и просветителю Ивану Федорову, талантливому и одаренному человеку, великолепному художнику, граверу, прогрессивному публицисту.

Позднее изобрели разновидность высокого способа печати, позволяющую добиваться хороших оттисков не только на бумаге, но и на целлофане, гофрокартоне, фольге т др. В данном способе печати применяются резиновые печатные формы.

С развитием книгопечатания, требования к качеству печати непрерывно росли. Возникла потребность воспроизведения на бумаге полутонов с плавными переходами цветов. Это стало возможным с изобретением способа глубокой печати, при котором печатающие элементы расположены ниже пробельных и имеют при этом разную глубину.

Сегодня основную часть продукции, производимой способом глубокой печати, получают на ротационных печатных машинах. Первую такую машину разработал в 1904 году немецкий инженер Э.Мертенсон. Главным недостатком ротационных печатных машин являлась дороговизна и длительность изготовления формных цилиндров.

Поэтому в настоящее время самым распространенным способом печати является плоская . Востребованы также услуги цифровой печати (оперативной полиграфии).



© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник