16.06.2019

Развлечение на кубанскую тему в доу. Сценарий развлечения " моя родина-кубань. Хоровод- танец «весна – красна идёт»


Урок по органической химии

в 10 классе

Учитель химии первой

квалификационной категории

Тарасова Ольга Геннадьевна

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока:

Цель урока:

Задачи обучения.

Методы обучения:

Формы обучения:

Принципы обучения:

спиртовка

2) Реактивы: II

Ход урока.

    Мотивирование к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют мои коллеги, поприветствуйте их.

Притча Сократа:

«Три человека тащат тяжёлые камни в город. Пот катится со всех трёх.

Одного спросили:

Что ты делаешь?

Тащу эту проклятую ношу.

Второго спросили:

Что ты делаешь?

Зарабатываю на хлеб себе и семье, – бодро ответил он.

Третий на тот же вопрос улыбнулся:

Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им!»

Вывод: Труд имеет значимость для каждого из нас. С помощью трудовой, сознательной деятельности каждый человек создаёт для себя и для людей блага.

Я хочу вас спросить: «А зачем вы пришли ко мне на урок?»

Дети говорят о том, что приходят на занятия по химии, чтобы сделать открытия, чтобы узнать что то новое.

    Определение темы, постановка задач урока.

Химия-наука, изучающая вещества. На каждом уроке мы наблюдаем, описываем различные вещества, изучаем их свойства. Поэтому и сегодня главным участником нашего занятия будет химическое вещество. Но не любое, а то, формулу которого вы выведите, решая домашнюю задачу.

Определите формулу органического соединения, состоящего из углерода (массовая доля 40%), кислорода (массовая доля 53,33%) и водорода (массовая доля 6,67%), если относительная плотность паров этого вещества по воздуху составляет 6,207. Назовите ответ задачи. С 6 Н 12 О 6 .

Сахароза, рибоза, фруктоза, лактоза-

Углеводов всех не счесть.

Главная средь них – глюкоза,

И о ней пойдет здесь речь.

Учитель записывает на доске тему урока:

« Глюкоза, ее строение и свойства».

вспомните, чем же глюкоза вам знакома?

Работа проходит в форме мозгового штурма (кто больше вспомнит!).

Обсуждение результатов работы учащихся.

Вопрос: А чем же она нам не знакома? (обсуждение ответов учащихся)

Какова тема нашего урока?

Что мы с вами должны сегодня сделать на уроке? Каковы задачи урока?

    Выяснить строение глюкозы;

    Предсказать свойства глюкозы, исходя из ее строения;

    Узнать физические и химические свойства глюкозы;

    Расширить и систематизировать свои знания об углеводах;

    Совершенствовать навыки химического эксперимента.

Какими источниками информации и вспомогательными средствами мы можем воспользоваться на уроке?

С чего мы должны начать свою работу?

I II . Постановка проблемы:

Итак, глюкоза – «знакомая незнакомка», ее эмпирическая формула С 6 Н 12 О 6 . Вопрос: По классификации какое это соединение?

А по строению?

Если глюкоза - кислородосодержащее соединение, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле?

Сегодня в ходе нашей исследовательской работы мы и попробуем разгадать все ее тайны.

IV . Построение проекта выхода из затруднения.

Учащиеся выдвигают гипотезу:

А) молекула глюкозы может содержать функциональные группы атомов – ОН, одну или несколько.

Б) альдегидную группу -СНО

В) карбоксильную группу -СООН

Учащиеся с помощью учителя согласовывают тему урока, выбирают способ , строят план достижения цели и определяют средства её достижения.

Принимается решение проверить гипотезу экспериментально.

Учитель напоминает учащимся о соблюдении правил техники безопасности.

V . Решение проблемы.

Задание для учащихся всех групп .

Данные исследования занесите в опорный конспект (печатную основу для самостоятельной работы учащихся) и кратко доложите.

Задание 2 для группы №1 .

II II

Напишите уравнения реакций

Глюкоза (раствор) + Cu (OH )

Задание 2 для группы №2 .

AgO

Данные исследования занесите в опорный конспект и кратко доложите.

Задание 2 для группы №3 . Cu (OH ) .

В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы и 2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II ). Что наблюдаете? К полученному раствору аккуратно добавьте 1 мл воды и нагрейте на пламени спиртовки пробирку, укрепив ее наклонно так, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора (см. рисунок на стр.304 учебника). Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета. Почему при нагревании происходит изменение цвета реакционной смеси с синего на оранжево- желтый? Что представляет собой желто-красный осадок? Наличие какой функциональной группы в глюкозе является причиной данной реакции?

Напишите уравнение реакции:

Глюкоза (раствор) + Cu (OH )

Данные исследования занесите в опорный конспект и кратко доложите.

Делаем общий вывод: Глюкоза – это альдегид и одновременно многоатомный спирт, т.е. альдегидоспирт (запись в опорном конспекте).

Запишите структурную формулу глюкозы:

А) соедините все шесть атомов углерода последовательно друг с другом;

Б) один из крайних атомов углерода образует альдегидную группу;

В) к остальным пяти атомам углерода присоедините по одной гидроксогруппе;

Г) добавьте к каждому атому углерода недостающие атомы водорода.

Теперь, зная строение глюкозы, ее структурную формулу, мы можем спрогнозировать химические свойства глюкозы исходя из ее строения (свойства многоатомных спиртов – взаимодействие с гидроксидом меди (II ), реакции этерификации; свойства альдегидов – окисление (реакции «серебряного» и «медного» зеркала), реакции присоединения (гидрирование) и особые, специфические, свойства глюкозы, т. к. согласно третьему положению теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова, атомы и группы атомов в молекулах веществ взаимно влияют друг на друга, изменяя свойства вещества в целом).

Изучить новый материал предлагаем учащимся самостоятельно. В связи с этим группы учащихся получают следующие задания:

Задание 3 для группы №1 .

Задание 3 для группы №2

Задание 3 для группы №3 Работа с учебником. Изучите циклические формы глюкозы. Запишите циклические формы альфа- и бета-глюкозы в опорный конспект.

Представитель каждой группы докладывает о выполнении задания.

Время выполнения 5 минут.

Отчет о результатах выполнения задания. Выступление представителей.

VI .Закрепление, контроль знаний.

Тест «Проверь себя»

    При взаимодействии раствора глюкозы с гидроксидом меди (II ) без нагревания

Б.Выделяется газ

2 На производстве глюкозу получают гидролизом

А крахмала

Б. целлюлозы

В. сахарозы

Г. рибозы

3. Какой тип брожения углеводов существует?

А.Маслянокислое

Б.Молочнокислое

В.Спиртовое

Г.Все предыдущие ответы верны.

4. При спиртовом брожении образуется

А.Спирт

Б.Спирт, углекислый газ

В.Спирт, водород

Г.Спирт, углекислый газ, водород.

5. При нагревании раствора глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра:

А.Образуется ярко-синий раствор

Б.Выделяется газ

В.Выпадает красно-бурый осадок

Г.На стенках пробирки образуется серебряный налет.

6. Чем различаются альфа- и бетта- формы глюкозы?

А.Наличием цикла

Б.Размером цикла

В.Расположением гидроксогруппы при первом атоме углерода

Г.Числом атомов кислорода в цикле.

7. Качественной реакцией на глюкозу является реакция с:

А. Cu (OH ) 2

Б. FeCl 3

В. Br 2

Г. CuO .

VII . Домашнее задание:

Параграф 31; тестовые задания

VIII . Подведение итогов.

Учащиеся выставляют баллы в оценочные листы и сдают их учителю.

IX . Рефлексия.

Учитель:

-- Какая задача стояла перед вами на уроке?

-- Что было сегодня необычного на уроке?

-- Есть ли те, кто сделал сегодня маленькое открытие?

--Что вы взяли для себя с данного урока?

-- Каков результат нашего урока?

Учитель комментирует работу групп на уроке, выставляет оценки и заносит их в журнал.

Список используемой литературы:

    Дмитров Е. Н. Познавательные задачи по органической химии и их решения. Тула: “Арктоус”, 1998.

    Габриелян О. С. , И.Г. Остроумов Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. М.Дрофа, 2003.

    Журнал химия в школе, 2002 № 5.

    Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.: Химия. Органическая химия. 10 класс (базовый уровень). М. : Просвещение, 2008.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Технологическая карта

Группа №1 Тема урока :

«Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

Задание 1 для группы №1 . Исследуйте физические свойства глюкозы.

Внимательно рассмотрите выданный вам образец глюкозы. Определите цвет, запах, вкус глюкозы. Исследуйте растворимость ее в воде. Проверьте среду раствора. Для этого опустите индикаторную бумагу в раствор глюкозы.

Задание 2 для группы №1 . Исследуйте принадлежность глюкозы к многоатомным спиртам.

В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы и 2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II ). Что наблюдаете? Почему образовавшийся вначале осадок гидроксида меди (II ) растворяется с образованием прозрачного синего раствора? Наличием каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция?

Напишите уравнения реакций:

Глюкоза (раствор) + Cu (OH )

Соблюдайте правила предосторожности при работе с едкими веществами – щелочами.

Данные исследования занесите в опорный конспект и кратко доложите.

Задание 3 для группы №1 . Работа с учебником «Химия 10»(авторы Рудзитис Г.Е.; Фельдман Ф.Г.;). Ознакомьтесь с получением глюкозы (стр 149) и ее применением (стр 151) Уравнения соответствующих химических реакций запишите в опорный конспект.

4. Домашнее задание: Параграф 31, тесты

Технологическая карта

Группа №2 Тема урока : «Глюкоза, ее строение и свойства».

«Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

Задание 1 для группы №2 . Исследуйте физические свойства глюкозы.

Внимательно рассмотрите выданный вам образец глюкозы. Определите цвет, запах, вкус глюкозы. Исследуйте растворимость ее в воде. Проверьте среду раствора. Для этого опустите индикаторную бумагу в раствор глюкозы.

Данные исследования занесите в печатную основу для самостоятельной работы учащихся и кратко доложите.

Задание для группы №2 . Исследуйте принадлежность глюкозы к альдегидам с помощью реакции «серебряного зеркала».

В пробирку, содержащую 1-2 мл глюкозы, прилейте 1-2 мл аммиачного раствора оксида серебра и осторожно нагрейте пробирку. Что наблюдаете? Наличием какой функциональной группы обусловлена эта реакция? Напишите уравнение реакции: глюкоза (раствор) + AgO

Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей.

Данные исследования занесите в опорный конспект и кратко доложите.

Задание 3 для группы №2 Работа с учебником «Химия 10» (авторы Рудзитис Г.Е.; Фельдман Ф.Г. (в таблице) ; Изучите нахождение глюкозы в природе (стр 147) и ее специфические свойства (брожение таблица стр 150)). Уравнения соответствующих химических реакций запишите в опорный конспект.

4. Домашнее задание: Параграф 31, тесты

Технологическая карта

Группа №3 Тема урока : «Глюкоза, ее строение и свойства».

«Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

Задание 1 для группы №3. Исследуйте физические свойства глюкозы.

Внимательно рассмотрите выданный вам образец глюкозы. Определите цвет, запах, вкус глюкозы. Исследуйте растворимость ее в воде. Проверьте среду раствора. Для этого опустите индикаторную бумагу в раствор глюкозы.

Данные исследования занесите в печатную основу для самостоятельной работы учащихся и кратко доложите.

Задание 2 для группы №3 . Проведите исследование на наличие в глюкозе альдегидной группы с помощью Cu (OH ) .

В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы и 2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II ). Что наблюдаете? К полученному раствору аккуратно добавьте 1 мл воды и нагрейте на пламени спиртовки пробирку, укрепив ее наклонно так, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора (см. рисунок на стр.304 учебника). Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета. Почему при нагревании происходит изменение цвета реакционной смеси с синего на оранжево- желтый? Что представляет собой желто-красный осадок? Наличие какой функциональной группы в глюкозе является причиной данной реакции? Напишите уравнение реакции:

    Домашнее задание: Параграф 31, тестирование

Самоанализ

урока по органической химии

в 10 классе

« Глюкоза, ее строение и свойства »

Учитель химии первой

квалификационной категории

Тарасова Ольга Геннадьевна

В качестве девиза можно взять слова Б. Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Цель урока: закрепить знания о кислородсодержащих органических соединениях и их взаимосвязи. Сформировать умение предсказывать строение молекулы вещества исходя из его химических свойств (второе положение теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова).

Задачи обучения.

О. Закрепить методику решения задач на вывод молекулярной формулы вещества, умение различать и доказывать класс органических соединений по их функциональным группам. Спрогнозировать и опытным путем выявить химические свойства глюкозы как альдегидоспирта. Вывести ее структурные формулы. Записать химические уравнения реакций.

В. Воспитать потребность в знаниях о тех веществах, с которыми мы соприкасаемся в жизни. Посредством химического эксперимента прививать навыки трудолюбия, бережного отношения к реактивам, аккуратность, эстетические качества при оформлении конспекта.

Р. Развивать умение формировать проблему, определять цель, выдвигать и проверять гипотезу. Умение наблюдать, сравнивать изучаемые явления, выявлять причинно-следственные связи, выделять внутрипредметные и межпредметные связи. Делать выводы, развивать доказательную речь, используя химическую терминологию. Развивать коммуникативные компетентности учащихся.

Методы обучения: проблемно-исследовательский, объяснительно-иллюстративный.

Формы обучения: фронтальная беседа, практическая работа, обобщение.

Принципы обучения: систематичность и последовательность формирования знаний, умений и навыков, самостоятельность.

Оборудование урока: 1)Лабораторное оборудование: спиртовка , штатив с пробирками, пробиркодержатель, спички, стеклянные палочки;

2) Реактивы: глюкоза (тв.), раствор 40%, лакмус, раствор нашатырного спирта, нитрата серебра, сульфата меди (II ), гидроксида калия или натрия, вода, уксусная кислота, карбонат натрия, фуксинсернистая кислота.

3) Технологическая карта учащегося; конспект-урок (печатная основа для самостоятельной работы учащихся на уроке); тест; презентация; мультимедийный проектор; видеоопыты.

Урок проводится по технологии деятельностного обучения с использованием эвристического, объяснительно-иллюстративного и экспериментального методов обучения.

Системно- деятельностная технология обучения в химии является одной из актуальных методик развития учащихся. Поэтому на уроках очень важны способы организации самостоятельной, поисково-исследовательской деятельности учащихся. Но результативна она лишь тогда, когда обучающиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных предположений, а также умением выдвигать гипотезы, объясняющие противоречие, причины явлений.

Правильно поставленная система деятельностного обучения позволяет рациональными педагогическими средствами целенаправленно развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся, т. к. в процессе обучения активно приобретаются не только конкретные знания по предмету, но и знания о средствах их наиболее эффективного усвоения и применения.

Давно известно, что знания, добытые собственным трудом, намного прочнее и ценнее, чем знания, предложенные учителем в готовом виде.

Урок построен так, чтобы обеспечить формирование познавательного интереса учащихся, продемонстрировать красоту процесса познания, почувствовать радость от результатов проведенных опытов, создать положительное эмоциональное отношение к учебе.

Роль учителя при этом в том, что он - организатор этого взаимодействия, он управляет процессом познания.

На уроке активно используется компьютерная среда (презентация темы, иллюстрации, задания для самообучения). Назначение этих материалов в обеспечении большей наглядности и доказательности.

При составлении урока уделено внимание здоровью учащихся. В урок включены эмоциональные разрядки, игровые моменты, смена видов деятельности. Снять утомление позволяет двигательная активность, организация работы в группах.

Нравственная атмосфера урока предполагает психологический комфорт, педагогическое сотрудничество.

Тема урока: "Глюкоза"

Тип урока: получение новых знаний.

Цель урока: формирование знаний о строении, физических и химических свойствах глюкозы, о роли углеводов в жизни человека и животных, об областях применения глюкозы.

Задачи:

Воспитательная: продолжить формирование у учащихся научно-материального мировоззрения, подтвердить единство природы, выражающегося во взаимных превращениях неорганических и органических веществ (фотосинтез); расширить и углубить кругозор об углеводах.

Образовательная: изучить строение глюкозы; выделить особые свойства глюкозы; выявить незаменимую роль глюкозы в жизни человека и животных; научить самостоятельно составлять уравнения реакций.

Развивающая: развивать навыки экспериментальной работы, умения сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

Методическая цель: продемонстрировать возможности использования на уроке информационно- коммуникационных технологий, педагогики сотрудничества, игровых технологий, проблемного обучения.

Межпредметные связи: биология

Учебно-методическое обеспечение урока:

Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер, реактивы: глюкоза (кристаллическая), раствор гидроксида натрия, сульфата меди, спиртовка, химическая посуда, штатив с пробирками, спиртовка,вода, пробиркодержатель, спички, муляжи фруктов или натуральные образцы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация прежних знаний

Разминка. Вступительное слово преподавателя.

1. Какие классы кислородосодержащих органических веществ мы изучили?

2. Под каким номером находится вещество, содержащее функциональную группу альдегидов?

3. Под каким номером находится вещество, содержащее функциональную группу карбоновых кислот?

4. Под каким номером находится вещество, содержащее функциональную группу спиртов: а) одноатомных, б) многоатомных?

5. Под каким номером изображена формула вещества, которое является реактивом на альдегидную группу?

6. А под каким номером находится вещество, которое является реактивом на многоатомные спирты?

III. Подготовка к изучению нового материала:

Учитель:

Сегодня мы с вами вспомним детство и послушаем сказку.

Ролевая игра: роли: 1. ведущий (лучше учитель); 2.углеводород Гексан; 3.девушка Глюкоза; 4.сыщик.

Ведущий: В большом царстве углеводородов случилась беда - разорился старый углеводород Гексан. От тоски и безысходности он начал чахнуть и болеть. Ему не могли ничем помочь самые лучшие лекари. И вдруг однажды перед ним оказалась красивая, белолицая девушка, она улыбнулась и сказала: Глюкоза: "Не печалься, я помогу тебе вернуть богатство и силы! Я осыплю тебя серебром, только прикажи доставить сюда аммиачный раствор оксида серебра".

Ведущий: Удивился Гексан, но просьбу выполнил. И действительно, через некоторое время посыпались на пол серебряные монеты. От удивления старик даже рот открыл, сказать ничего не может. А девушка продолжает: Глюкоза: "Чтобы твои силы восстановились - ешь виноград".

Гексан : "Кто ты? Как тебя зовут?"

Глюкоза: Я твоя дальняя родственница, у меня такой же углеродный скелет, живу я в царстве кислородсодержащих соединений, и имя мое в переводе с греческого значит " сладкая".

Ведущий: Больше она ничего не сказала, улыбнулась на прощание и исчезла. Только огромное количество серебра убеждало старика в том, что эта встреча была явью, а не сном. А когда старик стал есть виноград, к нему действительно вернулись силы.

Одна мысль не давала ему покоя - кто эта незнакомка? Позвал он лучшего сыщика, рассказал ему все и приказал узнать ее состав, строение и свойства. "А иначе, - говорит - не сносить тебе головы".

Сыщик взялся за дело с радостью, потому что хорошо знал греческий язык и сразу смекнул.

Сыщик: Сладкая значит "glukus"-Глюкоза. Она содержится в винограде –значит это виноградный сахар.

Определим физические свойства глюкозы:

На столе стоят штатив с пробирками. Возьмем пробирку с глюкозой. Какого цвета вещество? Какое агрегатное состояние? (белый порошок)

Проверим на растворимость – добавим в пробирку воды. Что происходит?

Делаем вывод: Глюкоза – белое порошкообразное вещество со сладким вкусом, хорошо растворимое в воде.

IV.Объяснение нового материала

Сыщик установил ее родословную - она относится к классу Углеводы - это старинное название класса органических веществ, их формула C n (H2O) m..

Классификация углеводов: интерактивная схема с сайта Ф Ц И О Р http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D1%83%D0%B3%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F моносахариды, дисахариды и олигосахариды, полисахариды (примеры углеводородов: глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза, сахароза, крахмал, целлюлоза).

Химическая формула:

Проблемная ситуация: Почему глюкоза оставила после себя много серебра? В результате какой реакции выделяется чистое серебро? (реакция «серебрянного зеркала»). На наличие какой функциональной группы она указывает? (альдегидная группа). Вывод : в глюкозе есть альдегидная группа.

Демонстрация опыта: глюкоза + аммиачный раствор оксида серебра. Сколько

же атомов углерода в молекуле глюкозы? (такой же углеродный скелет как и у гексана.) Значит 6. Реагирует с 5 молекулами уксусной кислоты, образуя сложный эфир, значит в ней 5 групп – ОН, следовательно глюкоза –это альдегидоспирт. Составляем структурную формулу.

Химические свойства глюкозы: (работа с учебником и тетрадью).

реакция «серебряного зеркала»

реакция «медного зеркала»

реакция на многоатомный спирт

Специфические свойства - спиртовое, молочнокислое, маслянокислое, полное брожение глюкозы .

Значение глюкозы в природе, в жизни животных, растений и человека. Применение глюкозы. (сообщения группы учащихся).

V. Формирование умений и навыков, закрепление первичных знаний.

1.Эксперимент. Обнаружение глюкозы в ягодах и фруктах.

Оборудование: свежий виноград, разбавленные растворы сульфата меди (II) и гидроксида натрия, пробирка, пробиркодержатель, спиртовка.

Выжать из винограда сок в широкую пробирку. Разбавить сок вдвое водой и прилить к полученному раствору равный объем щелочи и 1 мл раствора сульфата меди (II). Нагреть пробирку со смесью в пламени горелки. Образуется желтый, а затем красный осадок:

2СuОН = Сu 2 О + Н 2 О

Вывод: в виноградном соке содержится глюкоза.

2.Размышление-загадка

Лаборант приготовила реактивы и вышла из кабинета. Здесь Трехатомный спирт, сойдя с полочки, подошел к столу и забрал свой реактив. Увидев это, Глюкоза возмутилась: “Что вы делаете, зачем берете чужое, это же мой распознаватель!”

“Позвольте, позвольте, вмешаться в ваш спор”– промолвил Формальдегид, – “Это же мое вещество”.

Вопросы:

Кто был из них прав?

О каком веществе они спорили?

Как разрешить этот спор?

Задания:

1. Напишите формулы всех веществ, участвующих в споре (глицерин, глюкоза, формальдегид, гидроксид меди)

2. Запишите уравнения возможных реакций.

Преподаватель делает самопроверку, уравнения реакций - на слайде.

2СuОН = Сu 2 О + Н 2 О

Красный

СН2-СН-СН2 + Cи(ОН) 2 глицерат меди (р-р ярко-синего цвета)

ОН ОН ОН

Н-СОН + 2Cи(ОН) 2 Н-СООН + Си 2 О +2Н 2 О

4. Выполнить тест http://fcior.edu.ru/card/1577/testy-po-teme-monosaharidy.html

VI.Рефлексивное задание.

Пятиминутное эссе.

Выполнить следующие два задания: написать, что узнали по данной теме, и задать один вопрос, на который они так и не получили ответ. Учитель сразу же собирает работы и может использовать их при планировании следующего урока.

VII.Подведение итогов занятия

Проводится обобщение деятельности групп и отдельных учащихся. Отмечаются наиболее удачные моменты урока и требующие доработки. Оценивается степень достижения целей.

Домашнее задание:

Конспект; осуществить превращения:

1 вариант:

Углерод → оксид углерода(IV) → глюкоза → сахароза

2 вариант:

Оксид кальция → карбид кальция → ацетилен→ углекислый газ→ глюкоза

Подготовить сообщение о применении полисахаридов (опережающее задание).

Дополнительное задание:

1.Какой объем оксида углерода(IV) (н.у.) выделится при спиртовом брожении глюкозы массой 72г., если массовая доля примесей в ней составляет10% ?

2.При спиртовом брожении глюкозы получилось 115г. этанола. Какой объем (н.у.)оксида углерода(IV) выделится при этом?

4. Cu(ОН) 2 нагревание

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Укромновская школа" Симферопольского района Республики Крым

«Глюкоза» (10 класс)

Учитель химии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Укромновская школа» Симферопольского района Республики Крым Акмоллаева Гульсина Джаферовна, специалист высшей категории, старший учитель

УкромноеТема урока: Глюкоза Цель урока: дать понятие о глюкозе, как о представителе углеводов, ее химических и физических свойствах;

развивать память, логическое мышление, умение приводить примеры практического применения глюкозы;

развивать интеллектуальную культуру учащихся, воспитывать научное мировоззрение, умение брать ответственность за свое решение.

Структура урока:

    Организационный этап (1 мин.);

    Актуализация знаний учащихся (10 мин.);

    Целеполагание (2 мин.);

    Изучение нового материала (20 мин.);

    Обобщение знаний (8 мин.);

    Рефлексия (2мин.);

    Домашнее задание (2 мин.).

Ход урока

    Организационный этап

    Актуализация знаний учащихся

Фронтальный опрос:

1.Какие вещества относятся к жирам?

2. Какие жиры мы употребляем в пищу?

3. Чем по своему составу отличаются жидкие жиры от твердых?

4. Возможно ли из жидкого жира получить твердый?

5.Перечислить области использования жиров?

6. Какова биологическая роль жиров?

7. В каких реакциях принимают участие жиры?

3. Целеполагание

Знания, которые вы получаете на уроке позволяют вам понять, как строение веществ влияет на свойства, которые они проявляют. Глюкоза имеет большое значение для человека и широко используется в медицине и пищевой промышленности. Вы узнаете, почему глюкозу называют эликсиром бодрости и почему пищу следует тщательно пережевывать.

Для того, чтобы вы лучше запомнили свойства этого необыкновенного вещества, вернемся в мир детства и попробуем с вами вместе составить сказочную историю о жизни глюкозы.

    Изучение нового материала

Когда-то давным-давно, в химическом королевстве жила необыкновенно красивая девушка, которую звали Вода. Она вышла замуж за сероглазого молодого человека по имени Углекислый Газ. Молодая пара много времени проводила возле своего дома в небольшом саду. Они могли часами разговаривать, любоваться зелеными листочками и весело смеялись, радуясь первым солнечным лучам. Вскоре у них родились двойняшки: мальчик и девочка.

Запишите уравнения реакции взаимодействия воды и углекислого газа. Как звали девочку и мальчика?

(6СО 2 + 6Н 2 О =С 6 Н 12 О 6 + 6О 2 )

Далекими родственниками детей были семьи Альдегидов и Гидроксидов, и потому доктор-педиатр, осмотрев детей, не удивился в составе молекулы девочки наличию пяти гидроксильных групп и одной альдегидной. А медицинской карточке ребенка записал: Альдегидоспирт.

Давайте поближе познакомимся со свойствами этого вещества.

Демонстрация физических свойств глюкозы.

Это белый порошок, сладкий на вкус, хорошо растворяется в воде.

Глюкоза часто приходила в гости к дядюшке Купрум (II ) Гидроксиду и рассеивала все его сомнения и переживания, которые собирались у негов виде осадка. После разговора с девочкой глаза старенького дедушки становились прозрачно голубыми.

С 6 Н 12 О 6 + Cu ( OH ) 2 = раствор синего цвета.

Эта реакция проходит с участием гидроксильных групп и является качественной для определения их в составе молекулы. К слову, именно эта реакция используется для определения сахара в мочи. Такой анализ очень важен для больных сахарным диабетом.

Глюкоза всегда была приветливой с семейством оксидов. Аргентум оксид был ее приятелем. И вот однажды он пришел к девушке в гости. Они долго разговаривали, и когда ненароком коснулись друг друга, образовался серебряный иней. Слух об этом облетела все королевство. Этот случай получил название «реакция серебряного зеркала».

СН 2 ОН - (СН) 4 - СОН + Аg 2 О → СН 2 ОН - (СН) 4 - СООН + 2 Аg ↓

глюконовая кислота

Эта реакция происходит при участии альдегидной группы.

Иногда глюкоза встречалась с дрожжами и тогда все радовались и веселились.

С 6 Н 12 О 6 → 2 С 2 Н 5 ОН + 2 СО 2

этанол

Девочка выросла и почувствовала своим призванием работ у в организме человека. Глюкоза поняла, что именно она может дать человеческому организму ту энергию, которая нужна для совершения больших и полезных дел.

С 6 Н 12 О 6 + 6О 2 → 6СО 2 + 6Н 2 О; Н = -2870 кДж

А попадает глюкоза в организм человека самыми разнообразными способами: с ягодами, фруктами (особенно много его в винограде), медом. Когда происходит гидролиз крахмала, а он содержится в картофеле, кукурузе, рисе, муке и всех продуктах производимых из него, то конечным продуктом также является глюкоза. Поэтому она очень любит людей, которые тщательно пережевывают пищу. Ведь в таком случае крахмал под действием ферментов слюны начинает подвергаться гидролизу уже во рту, и глюкоза может быстрее начать свою работу пополнения организма энергией.

Глюкоза является первым помощником больных, ослабленных людей. Ведь она входит в состав лекарственных препаратов для поддержания жизнедеятельности организма, как легкоусвояемый и калорийный продукт при истощении человека. Используется при консервировании крови, входит в состав кровезаменитель жидкостей. Ее раствор вводят непосредственно в кровь, так как именно она переносит глюкозу в клетки организма.

Пригодилась она и для спортсменов во время соревнований и длительных тренировок. Путешественникам не раз удавалось победить неожиданную слабость лишь благодаря несколько глотков из фляги с раствором виноградного сахара. Поэтому и называют ее эликсиром бодрости.

Избыток глюкозы в организме с участием гормона инсулина превращается в вещество гликоген, который откладывается в печени или мышцах. Именно недостаточное выделение этого гормона поджелудочной железой вызывает заболевания сахарным диабетом. Когда мы выполняем интенсивную физическую работу, гликоген подвергается гидролизу: под действием воды образуются молекулы глюкозы, которые током крови разносятся по всему организму. При этом у нас появляется жажда не только из-за потери влаги с потом, но и из-за частичного расходования ее на гидролиз гликогена.

Кроме того, глюкозу часто используют в кондитерских цехах, на производствах, которые изготавливают зеркала и игрушки (процесс серебрения). Ею пользуются при обработке и покраске тканей и кож.

5. Обобщение знаний

Задача.

1. Как экспериментально доказать наличие в молекуле глюкозы:

а) гидроксильных групп;

б) альдегидной группы?

2. Какой объем углекислого газа (н.у.) выделится при полном преобразовании 90 г глюкозы на этиловый спирт во время брожения?

6. Рефлексия

Помогла ли вам сказочная история изучить свойства глюкозы?

Как бы вы изобразили глюкозу, если нужно было бы проиллюстрировать эту сказку?

7. Домашнее задание

1. Изучить соответствующий материал из учебника.

2. Выполнить задание.

Глюкоза завжди була привітною із сімейством оксидів. Аргентум (І) оксид був її приятелем. І ось одного разу він завітав до дівчини в гості. Вони довго розмовляли, і коли ненароком торкнулися один одного, утворився срібний іній. Чутка про це облетіла все королівство. Цей випадок дістав назву «реакція срібного дзеркала».СН 2 ОН – (СНОН) 4 – СОН + Аg 2 О → СН 2 ОН – (СНОН) 4 – СООН + 2 Аg↓ глюконова кислота


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник