15.06.2019

Промышленное сырье. Требования к сырью. Использование сырья в производстве


Сравнивая природоохранное законодательство последних лет, можно сделать вывод, что за последние два года уровень демократичности законов по участию общественности в управлении государством резко упал, что является одной из причин снижения активности населения в вопросах охраны окружающей среды.

Отсюда можно сделать вывод, что в России наметилось определенное проти­востояние интересов населения и государственных структур и налицо тен­денция к бюрократизации власти, к росту коррупции в сфере экологического контроля и управления природными ресурсами и отстранению граждан от участия в реше­нии проблем управления развитием общества.

Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» (10 января 2002 г.) хоть и является базовым законом, но его статьи содержат и нормы прямого действия.

Вопросам контроля в законе посвящена уже отдельная глава 2 и, резюмируя ее, можно сделать выводы, что новый закон «распыляет» управление природоохранной деятельностью и ответственность за состояние окружающей среды на федеральный, региональный и местный уровни.

Тенденция развития законодательства по охране окружающей среды в этой части направлена на постепенное слияние этой отрасли права с законодательством по охране здоровья человека от экологически неблагоприятных факторов, что пока относится к ведению государственного санитарного надзора.

Надо отметить, что новый закон все же дает больший простор для регионального и местного нормотворчества, поскольку охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности является предметом совместного ведения (ст.72 Конституции РФ) и в ст. 76 Конституции РФ содержится лишь принцип непротиворечивости региональных законов федеральным. То есть, все пробелы и общие положения федерального закона можно и нужно восполнить и регламентировать в законах субъектов федерации. Причем это относится и к тем правоотношениям в сфере охраны окружающей среды, которые не урегулированы федеральным законодательством, но не противоречат ему. Это предусмотрено в статье 12 закона, которая хотя и не содержит (!) такого права общественных и иных некоммерческих (не соответствует ст.30 Конституции РФ)) объединений, как общественный экологический контроль(ОЭК), но дает право осуществлять «другие предусмотренные законодательством права».

То есть, реализация права ОЭК может быть регламентирована и региональным законом. Федеральный же закон фактически опустил ОЭК на уровень муниципалитетов. Статья 68 закона дает такое право всем общественным и некоммерческим объединениям (сюда не относится ряд некоммерческих организаций), но право контроля должно быть зафиксировано в уставе объединения. Результаты контроля, представляемые органам власти подлежат обязательному рассмотрению в порядке, предусмотренном законодательством. Надо отметить, что данная статья не содержит отсылочную норму на порядок осуществления ОЭК, порядок направления на рассмотрение и порядок принятия мер. Есть только обязанность рассмотрения, но нет обязанности реагирования на результаты работы общественности.

Таким образом, отсутствует нормативный акт, регулирующий общественный экологический контроль и граждане (а также некоммерческие организации) не в состоянии эффективно реализовать провозглашенное в статье 68 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» право общественного экологического контроля. Эта статья относит установление порядка осуществления этого контроля к законодательству (для граждан) или к уставам для некоммерческих объединений.

Понятия «общественный экологический контроль» в российском законодательстве не существует, но на практике оно может включать в себя следующие направления:

Получение экологической информации и принятие мер реагирования общественности;

Разработка и внесение предложений по повышению эффективности работы государственных структур и контроль за их реализацией;

Участие в принятии экологически значимых решений, в том числе по принятию нормативно-правовых актов в сфере ООС, по проектированию и строительству объектов, могущих оказать воздействие на природную среду;

Участие в проведении ОВОС, государственной экологической экспертизы, проведение общественной экологической экспертизы.

Непосредственное проведение проверок соблюдения природоохранного законодательства как самостоятельно, так и совместно с государственными контролирующими органами;

Направление в надзорные органы и органы власти жалоб и заявлений, касающихся неисполнения должностными лицами госорганов или природопользователями возложенных на них обязанностей по охране окружающей среды;

Обращение в органы прокуратуры или суды с жалобами и исковыми требованиями;

Участие в расследовании высоких и экстремально-высоких загрязнений окружающей среды;

Проведение публичных мероприятий(акций) в защиту природы

Все эти права граждан в разной степени отражены в законах, но, к сожалению, не регламентируются в подзаконных актах - не имеют механизма реализации. К примеру, какова процедура проведения общественных слушаний по проектам строительства,(Положение по ОВОС от 16 мая 2000 г.), не знает ни заказчик, ни природоохранный орган, ни орган местного самоуправления, ни общественные организации. Как формируется состав участников слушаний, кто и как должен руководить процедурой слушаний, как фиксируется общественное мнение при этом, какова форма итогового документа, отражающего общественное мнение? На эти вопросы должен ответить подзаконный акт.

Представляется, что подзаконные акты в части общественного экологического контроля намеренно не разрабатываются органами власти с целью воспрепятствования реализации прав граждан и общественных объединений. Есть мнение государственных природоохранных структур, что государство не обязано регламентировать порядок ОЭК, поскольку оно, якобы, не вправе вмешиваться в деятельность общественных объединений. Однако запрета правового регулирования общественной деятельности в законодательстве нет, но именно через законы и осуществляется это регулирование, и в соответствии со ст.114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан. Поэтому общественность вправе требовать от Федерального Собрания РФ и Правительства РФ превращения деклараций в конкретные правовые механизмы реализации своего права на общественный контроль.

Тем более, что с 1 июля 2002 г. статья 274 Кодекс об административных правонарушениях РФ исключила право задержания нарушителей, изъятия документов составления протоколов об административном правонарушении представителями общественных организаций и теперь его могут составлять только должностные лица. Указанное еще более сузило правовую базу участия общественности в охране окружающей среды и сводит почти к нулю общественный экологический контроль, особенно в сфере охраны заповедных территорий, рыбных запасов и животного мира.

Определенную долю оптимизма дает Экологическая доктрина Российской Федерации, пункт 5 которой определяет такое направление, как обеспечение всех видов экологического контроля, а также совершенствование законодательства в целях развития общественного экологического контроля, в том числе общественных инспекций. Однако, следует учесть, что хотя Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (в редакции постановления Правительства РФ от 11 декабря 1998 года №1538) и предусматривают такой нормативный акт, как распоряжение Правительства РФ, такой документ как доктрина, должен утверждаться как минимум Указом Президента РФ. Экологическая доктрина лишь одобрена распоряжением Правительства РФ №1225-Р от 31 августа 2002 года и ее следует рассматривать, как некую ни к чему не обязывающую российскую дань форуму по устойчивому развитию в Иоханессбурге.

Несмотря на отсутствие правового регулирования общественные организации предпринимают попытки создания общественных экологических инспекций для проведения общественного контроля (к примеру, создание в 2002 году Общественной экологической инспекции МСОЭС), но при этом возникает ряд проблем. Первая, с которой пришлось столкнуться организаторам - почти полное отсутствие желающих заниматься общественным контролем. Избалованные грантами профессиональные функционеры НПО в центре и на местах не выразили стремления к неоплачиваемому труду, который вполне может привести к негативным последствиям со стороны государства и коммерческих структур для самих общественных контролеров. К тому же капитализация нашего общества привела к резкому падению престижа общественной (неоплачиваемой) работы вообще, и экологической деятельности в частности. На сегодня утрачены моральные и материальные стимулы такой работы на благо общества, а законодательство отказывается стимулировать общественно полезную деятельность.

Вторая проблема- чисто правовая: нет нормативного акта, регламентирующего порядок ОЭК, права, обязанности и ответственность таких контролеров, а также нет государственных гарантий по компенсации неблагоприятных последствий такой деятельности. Государственные органы не могут взять на себя ответственность за любые последствия ОЭК, не обязаны нести ответственность за безопасность, жизнь и здоровье общественных контролеров, как, впрочем, и сами общественные организации, имеющие такие инспекции. НПО, имеющая в уставе функцию общественного контроля, не будет нести ответственность за последствия нанесения вреда общественному инспектору при осуществлении им ОЭ, так как членство в НПО и общественные обязанности носят добровольный характер. А законодательство и уставы НПО не содержат мер ответственности организации, включая ответственность за незаконные действия общественных инспекторов, приведшие к ущербу для объектов контроля.

Третья проблема- крайне низкий профессиональный уровень общественного контроля и правовая безграмотность общественных инспекторов, что зачастую делает невозможным практическое использования результатов ОЭК.

Четвертая – отсутствие финансовой базы ОЭК. Грантовая помощь Запада резко сокращена и сейчас имеет приоритет поддержки межсекторального сотрудничества. Общественный же контроль - функция в основном оппозиционная по отношению к органам власти на местах. Это означает, что надеяться на существенную грантовую помощь международных благотворительных фондов или на финансовую поддержку в субъектах федерации для целей ОЭК в настоящее время нереально.

Поэтому институт ОЭК оказался свернутым на сегодняшний день и делаются лишь робкие неудачные попытки подвести под него правовую базу, и государственные органы с очень большой осторожностью выдают единичным представителям НПО удостоверения общественных инспекторов.

Тем не менее, федеральной власти необходима помощь НПО для реализации федеральных же законов и политики государства. Президент РФ и его администрация ясно дали понять на Гражданском Форуме РФ, что для создания единого сильного государства нужна обратная связь населения с федеральной властью. Это дает надежду, что политика и законодательство РФ в части ОЭК будут совершенствоваться и развиваться, что будет налагать обязательства и на общественные организации. НПО должны стать массовыми, профессиональными и ответственными за свои действия и решения.

7.Взаимодействие общественности с правоохранительными органами с сфере охраны окружающей среды

Механизм правовой защиты экологических прав граждан с трудом,но набирает обороты и использование судебной системы для этого - все же наиболее эффективная мера влияния общественности на экологическую ситуацию.

Трудности этого процесса в том, что пресловутая «совковость» наших постсоветских людей не позволяет относиться к правоохранительным органам как к инструменту защиты в сфере экологии. Общественное мнение с одной стороны считает обращение в суд все еще проявлением сутяжничества и скандальности характера истца, с другой стороны не доверяет судам, как части государственной машины. Если в части первой этого явления есть положительные сдвиги в сознании людей, то второе утверждение остается незыблемым, чему сотни и тысячи примеров. Суды зависимы от исполнительной власти, особенно от местной, и часто демонстрируют народный афоризм- «закон, что дышло».

Однако, брошенный в 90-е годы в общественную среду А.В. Яблоковым призыв «заменить поток жалоб на поток судебных исков» уже реализован и процесс идет. Это доказывается рядом выигранных общественными организациями судебных дел в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, Хабаровске, Челябинске, в Республике Коми, на Сахалине, на Байкале и других регионах. Так, общественные адвокаты успешно опробовали действие статьи 980 Гражданского кодекса РФ «Условия действия в чужом интересе» в экологической защите Охотского моря от экспансии зарубежного нефтяного капитала. Заслуживает внимания НПО также статья 51 Арбитражного кодекса РФ (24 июля 2002 г.), позволяющая общественным организациям участвовать в процессе рассмотрения дел о взыскании экологического ущерба в качестве третьих лиц, поддерживающих иски природоохранных органов или прокуратуры

Судебная система России все более реагирует на инициативы экологической общественности и уже удовлетворены судами десятки исковых требований или жалоб со стороны общественных экологических организаций и граждан. Судебные прецеденты по защите общественных экологических интересов или прав граждан на благоприятную окружающую среду, на участие в принятии экологически значимых решений, на получение экологической информации запустили процесс повышения квалификации судей по экологическому законодательству и неизбежно приведут к обзору и обобщению судебной практики и разъяснению Пленумом Верховного Суда РФ многих вопросов правоприменения по этой категории дел. Действующее постановление Пленума ВС РФ от 5 ноября 1998 г.»О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения, к сожалению, не содержит даже косвенного намека на участие общественности в процедуре судебного разбирательства.

Однако, процесс привлечения закона на защиту природы имеет и отрицательные последствия. Наиболее известные юристы, ведущие такие дела, попадают под прессинг власти. Так, юрист-общественник из Новороссийска М.М. Константиниди, выигравший в суде дело против строительства нефтяного терминала КТК в районе курорта Анапа, был явно необоснованно привлечен к уголовной ответственности по надуманному обвинению. Второй отрицательный результат судебной активности общественности – процесс отмены действия некоторых положений законов, регламентирующих жесткие природоохранные процедуры и права общественности.

Третий отрицательный результат – создание искусственных преград для регистрации и перерегистрации общественных организаций, а также ликвидация наиболее активных из них через суды по искам регистрирующих органов. Одна из таких организаций -Краснодарская региональная общественная организация «Экурс» ликвидирована решением Анапского городского суда от 15 мая 2002 года за … непредставление отчета о своей деятельности. При этом совершенно игнорировано, что непредставление отчета вообще не может быть основанием для принятия решения о ликвидации (ст.44 Федерального закона «Об общественных объединениях» в редакции от 19 июля 1998 г.), что закон разрешает деятельность без регистрации (ст.21), что государство обязано обеспечить соблюдение прав и законных интересов объединений, оказывать поддержку их деятельности, предоставлять льготы и преимущества (ст.17).

Таким образом, благородная цель строительства в России правового государства стала входить в конфликт с другой важной целью- созданием гражданского общества и этот конфликт целей необходимо обсудить и предложить Президенту РФ принять меры по корректировке государственной политики.

Судебная власть- наиболее консервативная из трех ветвей власти и это плюс для общественности. Наличие института кассационного обжалования, обжалования в порядке надзора, наличие прав граждан и общественных организаций на участие в процессе, поддержка прокуратуры и прессы, создание института уполномоченных по правам граждан и другие факторы вполне позволяют использовать возможности российского законодательства для охраны окружающей среды и прав человека на экологическую безопасность, для защиты наших детских площадок и скверов от нашествия гаражей, торговых киосков и «элитных» домов. Для этого необходимо иметь гражданское мужество, настойчивость, а также нужна независимые профессиональные общественные структуры, способные профессионально работать с правоохранительными органами..

Деятельность органов МВД РФ регулируется в основном Федеральным законом «О милиции» (с изменениями на 25 июля 2002 года), в статье 1 которого указано, что милиция призвана защищать жизнь, здоровье, право и свободы граждан. (а значит и право на благоприятную окружающую среду). В задачи милиции входит предупреждение и пресечение преступлений (Уголовный кодекс РФ имеет раздел по экологическим преступлениям) и административных правонарушений (КоАП РФ также имеет главу о нарушениях в области охраны окружающей среды). Поэтому, в функции милиции должно входить и обеспечение экологической безопасности, как составной части общественной безопасности. В перечне обязанностей органов и должностных лиц милиции, однако, это направление никак не обозначено. На практике только ГИБДД осуществляют контроль за соблюдением стандартов, технических норм в области безопасности дорожного движения, включая стандарты по нормированию состава выхлопных газов автотранспорта, но в этом направлении издавался ряд приказов МВД РФ, ограничивающих такой контроль. Тем не менее, участие милиции в обеспечении экологической безопасности в соответствии с вышеназванным законом, должно быть четко регламентировано в подзаконных актах.

В плане взаимодействия общественных организаций с милицией можно обратиться к статье 10 (п.23), которая обязывает милицию оказывать содействие представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности. Поскольку ОЭК является именно таковой, то общественные организации вправе обращаться за таким содействием в милицейские структуры и, в первую очередь, в милицию общественной безопасности.

Одной из эффективных форм работы общественности и милиции ранее являлись добровольные народные дружины (ДНД) , но в настоящее время действующее федеральное законодательство не может гарантировать защиту прав членов ДНД при осуществлении общественного контроля, и эта форма участия граждан постепенно отмерла. Однако, ст.17 закона сохраняет такой институт, как внештатные сотрудники милиции, что создает условия для создания специализированных групп по обеспечению экологической безопасности из числа граждан- добровольцев.

В ноябре 2000 года проведены парламентские слушания в Государственной Думе РФ «Об экологической милиции». Представители МВД РФ на слушаниях явно немотивированно высказались за прекращение московского эксперимента по экологической милиции, что, как представляется, объясняется следующим:

МВД не являются государственным органом, ответственным за состояние окружающей среды, и Московское ГУВД не имеет утвержденных показателей отчетности перед МВД по экологическим правонарушениям, а посему не заинтересовано в продолжении эксперимента;

МВД, напротив, заинтересовано в использовании бюджетных средств, идущих на содержание экологической милиции, на финансирование милиции общественной безопасности, результаты деятельности которой являются основным показателем работы министерства;

МВД обеспокоено усилением подразделений муниципальной милиции г. Москвы, подчиняющихся правительству Москвы;

Слаба и противоречива нормативно-правовая база деятельности экологической милиции;

Личный состав органов милиции и не владеет экологическим законодательством и имеет слабое представление о возможностях его применения, что сказывается на эффективности работы милиции в сфере ООС.

Однако, природоохранные органы и прокуратура цифрами доказали экономическую и экологическую целесообразность работы московской экологической милиции, вследствие чего приняты рекомендации (вопреки мнению Администрации Президента РФ и Правительства РФ) распространить опыт работы московской экологической милиции на крупные города России.

Всероссийская конференция по экологической безопасности (Москва.2003 г.) , кстати, признала эффективность работы экологической милиции и рекомендовала создавать такие специализированные подразделения милиции общественной безопасности в городах страны.

В отношениях с органами прокуратуры следует исходить из за­дачи этих органов выявлять нарушения природоохранного законо­дательства. Некоторые природоохранные прокуроры делают акцент в работе на собственные проверки выполнения норм и правил не­посредственно на предприятиях или у иных природопользователей, не учитывая,что это-задача природоохранных органов. Малочис­ленный штат природоохранных прокуратур будет работать на поря­док эффективнее для природы, если в первую очередь будет осу­ществлять надзор за должным выполнением функций органов гос­контроля и местной администрации. Для этого прокуратуре нужна информация о нарушениях законодательства, по которым соответ­ствующие службы не принимают должных мер. Это есть основа их взаимодействия с общественными организациями, выгодная обеим сторонам.

Федеральный закон « О прокуратуре РФ » (по состоянию на 25.07.2002 г.) вообще не содержит упоминания о взаимодействии органов прокуратуры и общественности, лишь ст.2 указывает на ограниченную гласность деятельности прокуратуры. Но в статье 1 закона особо указано, что ответ на обращение лица должен быть МОТИВИРОВАННЫМ, а в случае отказа заявителю разъясняется порядок обжалования. Есть в этой статье и запрещение пересылки жалоб в орган или должностному лицу, действия которых обжалуются.

В развитие заявленной в законе гласности издан приказ Генеральной прокуратуры РФ №45-98 «О задачах органов прокуратуры по взаимодействию со средствами массовой информации, совершенствованию общественных связей».

Институт прокурорского надзора довольно эффективен и в этой системе созданы даже специализированные природоохранные прокуратуры. К примеру, в п.6 Положения о Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуре, утвержденном Прокурором РБ 3 июля 2000 года, прямо указано, что прокуратура в своей надзорной деятельности действует гласно при активном использовании средств массовой информации, в своей работе опирается на помощь граждан и их общественных формирований.

Очень эффективно работала Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, применяя все законные формы взаимодействия с общественностью. Однако, Генеральная прокуратура России с 2000 года стала проводить политику разрушения созданной системы прокурорского надзора в этой сфере. Органы региональной власти, зачастую сами нарушающие требования экологического законодательства, добиваются усиления влияния на природоохранные прокуратуры, что явно заметно сказывается на независимости и эффективности работы природоохранных прокуроров на местах. Прокуроры почти не используют такой институт общественного участия (хотя и не предусмотренный федеральным законом), как общественный

помощник прокурора, крайне редко привлекают представителей общественности для участия в судебных процессах по уголовным и гражданским делам в сфере охраны окружающей среды.

Надо отметить, что стала усиливаться роль прокуратуры при федеральных округах, в том числе по вопросам надзора за соблюдением природоохранного законодательства, но это происходит на фоне снижения процессуальных возможностей природоохранных прокуроров и следователей, а также либерализации ответственности за экологические преступления и правонарушения..

Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)

1. Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и имеет многолетнюю историю. Впервые термин "общественный контроль" был использован в январе 1956 г., когда постановлением Совета Министров РСФСР был утвержден "Устав Всероссийского общества содействия охране природы и озеленению населенных пунктов". Однако долгие годы общественный экологический контроль не имел самостоятельного значения и был придатком системы государственных контрольных органов.

Целью проведения общественного экологического контроля является проверка соблюдения требований экологического законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, а также оказание содействия компетентным органам в проведении мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Проведение данных мер будет способствовать реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращению нарушений экологического законодательства.

Правовую основу участия общественности в экологическом контроле составляют Конституция РФ, Закон РФ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ЛК РФ, ВК РФ и иные нормативные акты.

По критерию видов (направлений) общественного экологического контроля, следует выделить контроль за состоянием отдельных видов природных объектов (например, объектов животного мира в соответствии со ст. 10 Закона о животном мире), контроль за осуществлением экологически значимой хозяйственной и иной деятельности (радиационная безопасность, соблюдение экологических требований в сельском хозяйстве, градостроительной деятельности и т.д.), контроль за осуществлением экологических процедур общего характера (своевременностью, полнотой и достоверностью предоставления компетентными органами экологической информации, участие в общественных экологических экспертизах и т.д.).

Общественный экологический контроль, как и государственный, осуществляется в форме предупредительного и текущего. Предупредительный контроль может проявляться в участии граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в проведении общественных обсуждений в ходе осуществления ОВОС, референдумах по экологическим вопросам, участии в проведении общественной экологической экспертизы, а также направлением своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе. Текущий экологический контроль граждане, общественные и иные некоммерческие объединения осуществляют, предъявляя требования органам государственной власти, органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам о предоставлении информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, сообщая компетентным органам об известных им экологических правонарушениях, обращаясь в суд с исками об отмене решений о строительстве, реконструкции или эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на природу и т.д.

2. Проведение общественного экологического контроля (в том числе в форме предупредительного контроля - общественной экологической экспертизы) является одним из вариантов контроля гражданского общества за деятельностью органов публичной власти и коммерческих структур. Аналогичные по своей сущности инструменты гражданского общества мы обнаружим, например, при рассмотрении деятельности Общественных палат (федеральной, региональных, муниципальных), осуществляющих экспертизы законопроектов и осуществляющих поиск компромисса в не всегда простом диалоге формирующегося в России гражданского общества и государства.

В осуществлении указанных форм общественного экологического контроля могут принимать участие не только специализированные экологические общественные и иные не коммерческие объединения, но и профессиональные союзы. Так, согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством (текущий контроль).

Профсоюзы вправе участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов (предупредительный контроль).

3. Результаты общественного экологического контроля, оформленные в форме обращений, жалоб или иных предусмотренных законодательством формах, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению. Например, граждане вправе обратиться с обращением в орган местного самоуправления, в котором высказать предложения по совершенствованию его работы в области охраны окружающей среды, либо с требованием о предоставлении информации о намечающемся строительстве и необходимости учета общественного мнения в соответствии с градостроительным и экологическим законодательством. Должностные лица соответствующего органа местного самоуправления обязаны в течение месяца дать письменный ответ гражданам по существу обращения. В противном случае такие муниципальные должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности (ст. 32 Закона о местном самоуправлении).

Появление подобных норм в федеральных и региональных законах вполне оправдано в свете нередкого противостояния экологической общественности и органов власти, которое иногда принимает крайние формы.

Однако в целом, сегодня система общественного экологического контроля еще продолжает формироваться. Наиболее перспективная сфера, которую он может занять - это создание дополнительных информационных возможностей для работы государственного экологического контроля. Дублирование функций государственного экологического контроля представляется малоэффективной задачей. В тоже время при налаженном взаимодействии с государственными контрольными органами, общественные объединения и граждане могли бы оперативно предупреждать компетентные органы о существующей экологической обстановке во дворе, микрорайоне, квартале и т.д.

Отраслевой состав комплекса достаточно широк, в него входят: основная химия (производство солей, кислот и щелочей), органический синтез и переработка полимеров основами для которых является сырье горно химической промышленности (апатиты, фосфориты, сера и др.), а также нефтепродукты. Исходный материал для производства может иметь как синтетическое, так и природное происхождение, и классифицируется именно по этому параметру:

  1. Минеральное. Включает в себя неорганические составы: руды тяжелых и цветных металлов, нерудные и горючие полезные ископаемые, а также воду и воздух.
  2. Растительное. Все виды древесины, хлопка, масленичных и сахарных культур, каучук и лекарственные растения.
  3. Животное. Жировые ткани и обработанная кость.
  4. Синтетические. Углеводородные продукты угольной и нефтегазоперерабатывающей промышленностей.

Отдельно в сырье, используемое в химической промышленности, входит несколько незаменимых реактивов, к ним относится: формиат и нитрит натрия, значительно повышающие эксплуатационные характеристики стройматериалов и предотвращающие появление коррозии, а также селитра - металлургическое сырье.

Органический синтез для получения сырье в химической промышленности

Несмотря на то, что виды сырья химической промышленности достаточно разнообразны, основу большинства популярных продуктов данной отрасли составляют первичные исходные углеводороды, содержащиеся в нефти. Обработка этого полезного ископаемого, перед тем как его можно будет использовать в производстве изделий и материалов состоит как минимум из трех этапов:

  • промысловой подготовки - дегазации, дегидратации, обессоливания и стабилизации;
  • прямой гонки - отделения топливных фракций: бензина, лигроина, керосина, дизеля, мазута от масел и смазочных составов различного назначения;
  • термической и каталитической переработки нефтяных дистиллятов.

Основное сырье для химической промышленности - крекинговые продукты (алканы и олефины). Такие органические вещества позволяют получить парафин, аммиачные удобрения и реактивное топливо. Этилен - основа для множества материалов от спирта и водных составов до разнообразных пластмасс. Его соединения с другими веществами используются практически повсеместно:

  1. Этиловый спирт - самый известный растворитель и основа для производства целлофана и ацетатного волокна.
  2. Дихлорэтан позволяет создать мягкие поливинилхлоридные пластмассы, из которых изготавливают: линолеум, плитку и искусственную кожу, а также латексные, волокнистые упаковочные материалы и покрытия.
  3. Изопропиловый спирт получают из пропилена и используют для создания ацетона, фенола и плексигласа. Также без этого ненасыщенного углерода невозможно синтезировать аллилхлорид, который выступает в качестве основной составляющей части глицерина.
  4. Газ бутилен преобразовывается в одноименные спирты и незаменим в производстве качественных резин.

Отдельно стоит отметить этилен-пропиленовые каучуки с повышенным показателем устойчивости и сопротивления, которые незаменимы для изоляционных нужд во всех отраслях.

Ароматические и газовые углеводороды как сырьё для химической промышленности

Поставщики сырья для химической промышленности, основная масса которых работают именно с нефтепродуктами, чаще всего используют обработку бензиновых фракций, каталитическим риформингом и пиролизом остаточных материалов от производства этилена и пропилена для получения органических соединений:

  1. Бензол - основа для присоединения дополнительных веществ, изменяющих его характеристики. Чаще всего производятся стирол и фенол - пластмассовые полимеры, а также анилин - универсальный ароматический амин для создания широкого спектра продукции. Из фениламина изготавливают красители, вулканизирующие агенты, полиуретаны, пестициды и даже лекарственные препараты. Кроме того именно бензол повышает октановое число в топливе и присутствует в экстрагированном виде в большинстве лаков, красок и моющих средств.
  2. Толуол - известен как основа для TNT, также может присутствовать в лакокрасочных составах и растворителях, входит в список необходимых углеводов для создания сахарина.
  3. Ксилол (О; М; П) принимает участие в полимеризации пластмасс, пластификаторов, и покрытий, а также является основой пленочных майларовых конденсаторов и капрона.

Газ, как сырье для химической промышленности - гораздо более выгодный материал. Цена продажи, технологичность и чистота продукта у таких углеводородов куда выше, чем у нефтепродуктов, а себестоимость, напротив, меньше. Кроме того схемы переработки и транспортировки газа легко автоматизируются и зачастую выполняются в непрерывном цикле.

Метанол - мультифункциональный спирт, основа антифриза, формальдегида, смол и пластмасс, а также дезинфицирующее, антисептическое и дезодорирующее средство. Сырье для химической промышленности в России добывают, синтезируют и обрабатывают несколько сотен производств различного масштаба и данная отрасль, на сегодняшний день считается одной из самых перспективных и доходных.

Примеры сырья для химической промышленности на выставке

ЦВК «Экспоцентр» - крупнейший отечественный организатор выставочных мероприятий и создатель собственных успешных проектов направленных на стимулирование развития различных отраслей промышленности. Экспозиция «Химия» в текущем году соберет вместе отечественных и иностранных представителей заинтересованных в продвижении и усовершенствовании бизнеса в секторе химической индустрии.

«Экспоцентр» рад предложить своим гостям новый полностью отреставрированный уровень, спроектированный специально для комфортной инсталляции демонстрационных павильонов любой сложности. Выставка традиционно собирает представителей самых влиятельных компаний, НИИ, государственных отраслевых ведомств и массу журналистов. Одной из тем обсуждения на данном мероприятии является сырье для химической промышленности и возможности по модернизации добычи и его подготовки.

Сырье - это материал, предназначенный для дальнейшей обработки на производстве. По сути, именно с него начинается выпуск любой продукции. Переоценить роль исходного материала сложно, так как именно от этого зависит качество изделия. Сегодня существует огромное количество различных групп, подгрупп и видов сырья. Попробуем разобраться в этом многообразии.

Что такое сырье для производства

Собранные или добытые материалы обычно подвергают обработке для придания им необходимых товарных качеств. В дальнейшем они либо поступают в продажу, либо продолжают участвовать в последующих пока не достигнут стадии конечного продукта.

Виды сырья

Классификация сырья - это весьма условное понятие. Принято выделять две основные группы: промышленное и сельскохозяйственное. К промышленному относятся полезные ископаемые и энергоносители. Сельскохозяйственное сырье - это зерновые, молочные продукты, мясо, лекарственные растения. Разделить все виды сырья можно еще на две группы: оно может быть первичным (непосредственно добытым или собранным) и вторичным (в виде побочного продукта или Вторичная группа материалов широко используется в промышленности, что позволяет значительно сократить затраты. По происхождению все виды сырья можно разделить на 4 подгруппы:

  1. Растительного происхождения (злаки, травы).
  2. Животного происхождения (молочные продукты, экскременты животных).
  3. Минерального уголь).
  4. Биосфера (вода и воздух).

Использование сырья в производстве

Сегодня существует огромное количество направлений промышленности. Список традиционных отраслей ежедневно пополняют новые названия, а значит, разрабатывается и используется новое сырье. Это связано и с растущим мировым спросом, и с развивающимися технологиями. Наиболее актуальным направлением на сегодняшний день является разработка энергоносителей. Если еще сто лет назад человек умел получать энергию из нефти и угля, то сегодня активно разрабатываются и другие источники, например, Существует альтернативная технология получения электроэнергии, основанная на естественных процессах брожения, когда в виде энергоносителя выступает коровий навоз. А вот такое производство, как выпуск хлопковой ткани, практически не изменилось за много веков. Усовершенствован и механизирован сам процесс, но сырьем являются коробочки хлопка - так же, как это было 3-4 века назад. А пищевая промышленность постоянно претерпевает изменения. Стремление производителя снизить расходы оборачивается поиском новых видов исходного продукта. Натуральное сырье - это наилучший вариант. Однако, к сожалению, в целях экономии оно часто заменяется искусственным. Таким образом, сегодня можно наблюдать ситуацию, в которой одни производственные отрасли продолжают использовать какое-либо сырье веками, а другие развивают технологии и проводят разработку новых видов исходных материалов.

Сырье – исходный материал для производства химического продукта, обладающий стоимостью.

Классификация сырья

По происхождению сырье бывает природное и синтетическое.

Растительное и животное сырье обычно подразделяют на пищевое и техническое.

По запасам сырье бывает возобновляемое (вода, воздух, растительное и животное сырье) и не возобновляемое (руды, горячие ископаемые).

По химическому составу сырье бывает неорганическое (руды, минералы) и органическое (нефть, уголь, природный газ).

По агрегатному состоянию сырье бывает твердое (руды, уголь, древесина), жидкое (вода, нефть) и газообразное (воздух, природный газ).

Сырье для промышленности органического синтеза

Это углеводороды, получаемые из горючих ископаемых (нефти, угля, природного газа).

Нефть

Это тяжелая маслянистая жидкость, содержащая:

1) парафиновые углеводороды (алканы) газообразные С 1 – С 4 , жидкие С 5 – С 15 и твердые >С 15 .;

2) нафтеновые углеводороды (циклоалканы) – моно-, би- и полициклические структуры с боковыми цепями;

3) ароматические углеводороды (арены) – моноциклические (бензол, толуол, ксилолы) и полициклические (нафталин, фенантрен, антрацен и др.);

4) кислородсодержащие соединения (нафтеновые кислоты, фенолы, крезолы и др.);

5) сернистые соединения (сероводород, сульфиды, дисульфиды, меркаптаны, тиофены и др.);

6) азотистые соединения (пиридин, хинолин и их производные);

7) соли минеральных кислот;

8) органические комплексы ванадия, никеля и других металлов;

9) другие соединения.

Переработка нефти осуществляется с использованием физических и химических методов в следующей технологической последовательности:

Промысловая подготовка нефти заключается в удалении из нее минеральных примесей (вода, песок, соли), растворенных газов (попутного газа) и легколетучих жидкостей (газового бензина). Нефть освобождается от примесей в ходе следующих операций:

Прямая перегонка нефти предназначена для разделения нефти на отдельные фракции, отличающиеся по температурам выкипания. В зависимости от направления использования полученных дистиллятов различают топливный и топливно-масляный варианты прямой гонки. Нефтеперерабатывающие заводы топливного профиля ориентированы только на производство топлив и используют установки прямой гонки АТ (атмосферная трубчатка). При этом получают следующие фракции:

Прямогонный бензин, t начала кип. = 140С;

Лигроин, t кип. = 140-180С;

Керосин, t кип. = 180-240С;

Дизельное топливо, t кип. =180-350С;

Мазут – свыше 350С.

Прямогонный бензин имеет низкое октановое число и может быть использван в качестве топлива для автомобильных двигателей внутреннего сгорания (карбюраторное топливо) только после добавки соединений, повышающих детонационную стойкость (тетраэтилсвинца, алкилатов, метил-трет-бутилового эфира и др.). Бензин, содержащий тетраэтилсвинец, называется этилированным; он является экологически опасным и запрещен к применению в странах Европы (в настоящее время запрещается и в России). До недавнего времени большая часть отечественного бензина А-76 содержала тетраэтилсвинец. Бензины АИ-95, АИ-98 относятся к не этилированным (около 60% от общего количества отечественного бензина). Кроме автомобильных бензинов нефтеперерабатывающая промышленность выпускает также бензины-растворители и бензины - экстрагенты. Лишь незначительная часть бензиновой фракции используется в качестве нефтехимического сырья.

Керосин применяют в качестве топлива для авиационных двигателей (реактивное топливо). Дизельное топливо используют для двигателей с воспламенением от сжатия (дизели). Мазут применяют в качестве топлива для паровых котлов, промышленных печей и газовых турбин (котельное топливо, газотурбинное топливо); большая часть его идет на вторичную переработку.

Если нефтеперерабатывающий завод ориентирован на топливно-масляный вариант, то, используя установки АВТ (атмосферно-вакуумная трубчатка), кроме перечисленных продуктов получают вакуумный газойль (t кип. = 350-500С и из мазута под вакуумом отгоняют масляные дистилляты (трансформаторный,t кип. = 300-400С, машинный,t кип. = 400-450С и цилиндровый,t кип. = 450-490С). Эти фракции являются основой для получения высококачественных масел. Нефтяные масла в зависимости от направления использования разделяют на:

Моторные (для карбюраторных, дизельных и авиационных двигателей);

Турбинные;

Компрессорные;

Индустриальные;

Приборные;

Электроизоляционные и др.

Кроме того, на основе масляных дистиллятов изготавливают смазки (консистентные, атифрикционные, фрикционные, протекционные, диспергирующие и др.) и специальные жидкости (охлаждающие, гидравлические, антикоррозионные и др.). Остаток вакуумной перегонки, выкипающий выше 500С– гудрон, используют для получения битумов (дорожных, строительных, изоляционных), а также в качестве сырья в процессах коксования и деасфальтизации. Из дистиллятов прямой гонки нефти получают такие нефтепродукты как парафин, церезин, нафтеновые кислоты, нафталин и др.

Наиболее ценные компоненты нефти – «светлые» нефтепродукты, выкипающие при температуре ниже 350 0 при атмосферном давлении. Они находят наиболее широкое применение. Однако их содержание в нефти невелико, не более 45% (бензин 17%, керосин 10-%, дизельное топливо 17%). Поэтому так называемые «тяжелые» фракции нефти подвергают специальной переработке, заключающейся в уменьшении молекулярной массы и химического состава углеводородов с целью снижения их температур кипения. Применяемые при этом процессы называютвторичными и по своей природе они, в отличие от первичной переработки нефти, являются химическими. В основе всех этих процессов лежат следующие реакции:

Реакции расщепления связи С-С с образованием алканов и алкенов с более короткой цепочкой;

Реакции расщепления связи С-Н с образованием алкенов с той же длиной цепи и молекулярного водорода;

Реакции изомеризации;

Реакции полимеризации, конденсации, алкилирования и др., приводящие к укрупнению молекул.

Все эти реакции являются радикальными; вклад каждого типа реакций зависит от условий проведения процесса и состава нефтяной фракции, подвергающейся переработке. Различают термические и каталитические вторичные процессы.

Наиболее важные вторичные процессы переработки нефти:

Термокрекинг – расщепление тяжелых углеводородов при их нагревании до 450-500С без доступа воздуха, под повышенным давлением. Это наиболее старый метод вторичной переработки; разработан в 1890 г. В.Г. Шуховым. В настоящее время термокрекинг имеет ограниченное применение. Его используют для получения котельного топлива из гудрона (висбрекинг ) и в некоторых других случаях. В промышленности в зависимости от конкретных условий используют жидкофазный и парофазный крекинг, а такжепиролиз как особый вид высокотемпературного крекинга (600-900С), осуществляемого из различных видов сырья с целью получения олефинов, прежде всего, этилена и пропилена.Коксование – высокотемпературное (600-1100С) разложение гудрона и тяжелых нефтяных остатков с целью получения нефтяного кокса (материал для производства электродов и металлургическое топливо). Коксование проводят в таких условиях, при которых происходит реакция конденсации продуктов термического распада углеводородов.

Использование катализатора меняет механизм реакций разложения на ионный, это в сотни и тысячи раз увеличивает скорость некоторых реакций. Применение катализаторов позволяет снизить температуру процессов распада и менять относительный вклад отдельный реакций, т.е. направлять процесс преимущественно в направлении получения требуемых продуктов.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник