Проект «Зимующие птицы»
Тип проекта : информационно-творческий.
Вид проекта : групповой.
Возраст воспитанников : 5 - 6 лет.
Участники: педагог, дети и родители старшей группы.
Актуальность :
Недостаточный уровень знаний у детей о том, что зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Зимующим птицам очень тяжело пережить эти времена, они нуждаются в помощи. Люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм.
Цель : расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
Пополнить развивающую среду по теме проекта;
Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;
Развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.
Реализация образовательных областей:
«Познание»
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка»,
«Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура»,
«Здоровье», «Безопасность».
Организационные формы работы дошкольников над проектом:
Формы работы
1. Непосредственная образовательная деятельность. +
2. Наблюдения в природе. +
3. Чтение художественной литературы. +
4. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов. +
5. Участие в игровой деятельности. +
6. Самостоятельная деятельность +
7. Проведение ситуативных бесед +
8. Продуктивная деятельность. +
9. Музыкально – ритмические движения. +
10. Заучивание стихов, песен. +
11. Организация выставки детских работ «Мир птиц глазами детей» +
12. Организация совместно с родителями выставки поделок из
Бросового материала «Птицы наши друзья».+
Методы и приёмы:
1. наблюдения;
2. беседа;
3. анкетирование;
2. сбор информации;
3. работа с литературой;
5. обработка собранной информации;
6. творческая работа.
Познавательно – исследовательская деятельность
* Игровые упражнения и дидактические игры:
«Какая это птица», «Чья тень?», «В зимней столовой»;
«Кто где живет?», «Какой птиц не стало»; Найди по контуру»;
назови»; лото «Птички», «Угадай по описанию», «4 лишний», «Какая птичка прячется за веткой?»
* Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.
* Рассматривание альбома «Зимующие птицы».
Музыкально – художественная деятельность
* Слушание песни «Птички», муз. Т. Ломовой, «Воробей»,муз. Ветлина.
* Пропевание песни «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.
Игровая деятельность
*Игра – драматизация «Птичий двор»
*П/и: «Птицы в гнездышках», «Птички летают», «Птички и птенчики», «Ловлю птиц»(р.н.игра), «Совушка», «Найди пару», «Птичьи стайки», «Слушай внимательно», «Синицы», «Вороны и собачка», «Вороны и воробьи», «Филин и пташки».
* Изготовление кормушек из бросового материала».
*Труд в природе – кормление птиц.
Продуктивная деятельность
* Раскрашивание силуэтов птиц.
* Рисование птиц, опираясь на поэтапные образцы.
* Лепка птичек.
* «Снегири на ветке рябины»» - рисование птичек.
* Аппликация «Синички – невелички».
* Рисование птиц с использованием техники «Печать от руки»
Работа с родителями
* Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы.
* Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы нашего края».
* Организация совместной исследовательской работы родителей и детей «Мои наблюдения в лесу за птицами».
* Организовать консультацию для родителей о правильных способах взаимодействия детей с объектами природы.
* Оформление стенда для родителей «Птицы наши друзья».
* Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
* Выставка совместного с родителями творчества «Мы любим птиц!»
Линии развития личности:
Познавательно-речевое развитие дошкольников;
Художественно-эстетическое развитие дошкольников;
Социально-личностное развитие дошкольников.
Подготовительный этап:
Определение уровня знаний детей о зимующих птицах; анкетирование родителей; определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов; подбор необходимой литературы по данной теме.
Основной этап.
1-2 неделя . Задача: Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
Познавательное развитие:
Беседа «Что ты знаешь о птицах?»;
Занятия: «У кормушки», «Кто, как проводит зиму в лесу?»;
Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь», «Меню для птиц»;
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Развитие речи:
Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели»;
Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?»;
Чтение худ. литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова;
Отгадывание загадок про зимующих птиц;
Рисование: «Снегири на ветке рябины».
Лепка: «Снегири прилетели».
Аппликация: «Синички - невелички».
Изготовление шапочек – масок птиц (снегирь, синица, воробей).
3-4 неделя . Задача: Пополнить развивающую среду по теме проекта.
Оформление уголка книги (подбор книг о птицах);
Заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов;
Оформление альбома: «Зимующие птицы»;
Оформление картотеки загадок, стихов о птицах;
Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).
Оформление плаката «Зимующие птицы»;
Оформление ширмы для родителей «Птицы наши друзья».
Оформление папки-передвижки для родителей «Зимующие птицы нашего края».
5-6 неделя. Задача: Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Беседа «Трудно птицам зимовать»;
Опытно-исследовательская деятельность:
Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом;
Ведение дневника наблюдений прилета птиц к кормушке.
Рисование: «Моя любимая птичка».
Развитие речи:
Чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.
Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова».
Музыка и театрализованная деятельность:
Экологическая сценка «Доживем до весны»;
Работа с родителями: изготовление совместной поделки на тему «Мы любим птиц» и кормушек для птиц.
Заключительный этап.
Викторина: «Кто больше знает о птицах?»
Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.
Выставка детских работ «Мир птиц глазами детей»;
Выставка совместного творчества родителей и детей;
Оформление презентации проекта.
Ожидаемые результаты
Дети
* Сформированы элементарные представления о зимующих птицах.
* Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
* Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
Родители
* Повысился уровень экологической воспитанности родителей.
* Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.
* Привлекают детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.
Педагоги
* Ведут активную работу по экологическому воспитанию детей.
* Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей.
* Распространяют и обобщают опыт.
Трансляция проекта:
После завершения проекта планирую выступление:
На педагогическом совете ДОУ;
На кустовом методическом объединении.
Перспективы проекта : В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».
Актуальность.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Возраст: 6 - 7 лет.
Участники: воспитатель, дети и родители подготовительной группы.
Этапы проекта
1 этап – подготовительный
обсуждение целей и задач воспитателем, детьми, родителями;
создание необходимых условий для реализации проекта;
перспективное планирование проекта.
2 этап – основной (практический)
внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
продуктивная деятельность детей.
3 этап – заключительный
презентация проекта.
Реализация проекта
1 этап
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников
3. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Ожидаемый результат:
1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
2. Улучшение предметно-развивающей среды.
3. Активное участие детей и родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц»
4 Проведение акции « Помоги птицам!».
2 этап
Основной (практический)
Мероприятие
Задачи
Формирование целостной картины мира «Знакомые незнакомцы» ,чтение Б.Брехт «Зимний разговор через форточку»
Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.
Наблюдение за воробьями. Чтение С.Есенин «Поёт зима – аукает»
Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись.
Беседа «Птичья столовая»
Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой.
Трудовая деятельность: подкармливание птиц.
Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах.
Работа по лепке «Волшебный пластилин»:«Птицы на ветках».
Расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности, создавать картины из тонких пластилиновых жгутиков. Научить изображать снегиря и синицу, передавать особенности внешнего облика. Развивать композиционные навыки.
Конструирование: «Голуби» (оригами)
Воспитывать у детей бережное отношение к птицам. Закреплять знания детей о птицах, прилетающих на участок. Вызвать желание сделать голубя в технике – оригами. Закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях.
Чтение В.Бианки «Птичий год: зима»,М. Н. Богданова «Домашний воробей»
Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.
Рисование «Как мы кормили птиц»
Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Развивать самостоятельность в выборе изобразительных средств (цветные карандаши, краски, восковые карандаши). Развивать композиционные умения.
Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы»
Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде.
Подвижные игры:«Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках»
Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.
Слушание пения птиц.
Уметь слушать, различать и узнавать птиц по голосу.
Работа с родителями:
Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».
3 этап - заключительный
Оформление результатов проекта в виде презентации,
Представление отчёта по проведению презентации на методическом объединении.
Отчёт о проведении акции «Помоги птицам!»
В акции приняли участие: дети подготовительной группы, воспитатель Иванова.Н.А, родители воспитанников.
На территории ДОУ было развешано 5 кормушек изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок.
В период проведения акции проводилась следующая работа:
Ежедневное кормление птиц;
Наблюдение за их поведением;
Использование разных кормов;
Учет количества птиц, их видов.
Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров. Свиристели прилетали на участок в отсутствие детей, на кормушки не садились.
За время проведения акции к кормушкам прилетали:
Синицы – 35;
Снегири – 4;
Воробьи – 25;
Вороны – 9;
Голуби – 14;
Сороки – 3.
В результате проведенной работы дети узнали:
Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
Как различить птиц по окраске;
Какие корма предпочитают птицы. Самых красивых птиц мира.
Были сделаны следующие выводы:
Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
В ветреные дни птицы не прилетают;
Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
Воробьи, голуби, прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны – по одиночки;
Кормушку посетили 6 видов птиц;
За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
МБОУ Далисичская СОШ
Экологический проект: «Зимующие птицы – наши пернатые друзья»
Воспитатель:
Киселёва С.В.
ТИП: познавательно – исследовательский
СРОК : краткосрочный (1неделя: 15.12.2016 -22.12.2016 г.)
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: МБОУ Далисичская СОШ, дошкольное отделение
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели, дети, родители
ПРОБЛЕМА : недостаточные представления о жизни зимующих птиц у детей
старшего возраста.
ТЕМА: «Зимующие птицы – наши пернатые друзья».
ВВЕДЕНИЕ
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство современных детей редко общается с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе – словом, развивать познавательные способности. Поэтому, участие в нашем проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о зимующих птицах, как им помочь пережить голодную и холодную зиму; развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
ЦЕЛЬ
- Расширить и систематизировать знания детей о зимующих птицах, формировать гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах.
ЗАДАЧИ:
1. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании; знать и называть зимующих птиц; учить распознавать птиц по издаваемым звукам, по способам передвижения; воспитывать заботливое отношение, интерес к жизни птиц; формировать умение находить необходимую информацию из доступных источников.
2. Формировать у детей навыки культуры слушателя, развивать диалогическую речь, побуждать к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по картинке, строить развернутое суждение, умозаключение, активизировать в речи прилагательные и глаголы, характеризующие птиц.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства и литературы, использовать образные слова и выражения, выразительно читать стихотворения о зимующих птицах наизусть, отгадывать загадки.
4. Подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к природе, живым существам.
5. Учить детей рисовать птиц, передавая в рисунке форму тела, цвет оперения; развивать творчество, закреплять умение рисовать красками и карандашами, штриховать.
6. Развивать двигательную активность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции, упражнять в беге, в умении действовать по сигналу, в координации движений и речи.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, гуманное отношения к природе и стремление проявлять заботу о птицах, подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к живым существам, привитие навыков экологически грамотного поведения в природе.
Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП
Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.
Группировка материала:
1. Подборка художественной литературы:
Александр Яшин «Покормите птиц зимой», А. Н. Толстой «Сорока», Максим Горький «Воробьишко», В. Зотов «Снегирь», В. Бианки «Синичкин календарь», В.Полякова «Синички», В.Бурлак «Зимнее яблоко», потешки, загадки и стихи о зимующих птицах, приметы.
2. Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Собери картинку», «Четвертый лишний».
3. Физкультминутки: «О чем поют воробышки?»
«Вот под ёлочкой вороны».
«Птички».
«Ну-ка, птички, полетели»
«Скачет шустрая синица».
4. Пальчиковые игры: «Воробьи», «Птички», «Где обедал воробей?»
Составление плана реализации проекта.
2. ОСНОВНОЙ (ДЕЯТЕЛЬНЫЙ) ЭТАП
ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
Понедельник | Физультминутка «Скачет шустрая синица» Познание «Зимующие птицы» ЧХЛ «Заучивание стихотворения В. Полякова Синички» |
Вторник | Рисование ладошками «Снегири» ЧХЛ М. Горький Воробьишко». Пальчиковая игра «Воробьи» |
Среда | Аппликация «Весёлые снегири у кормушки». ЧХЛ « Разгадывание загадок о зимующих птицах». Д.И «Узнай по описанию». |
Четверг | Познание «Репортаж с лесной опушки» ЧХЛ В.Бурлак «Зимнее яблоко», А Яшин «Покормите птиц». П.И «Птицы» Пальчиковая игра «Где обедал воробей» |
Пятница | ЧХЛ Г.Ладонщиков «Наши друзья» Рис. « Зимующие птицы» Физкультминутки «О чем поют воробышки», «Ну-ка, птички,полетели». Д.И. «Лото «Птицы»». |
Прогулка на участке детского сада – наблюдение за зимующими птицами; народные приметы про птиц, пословицы про птиц
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Покормите птиц зимой»
Домашнее задание Накопить знания (СМИ, Интернет, энциклопедическая литература и др.)
Наблюдение на прогулках с детьми (внешний вид, среда обитания, повадки и т. д.)
Выучить стихотворение о зимующей птице
Подобрать загадки о зимующей птице
Нарисовать вместе с ребенком зимующую птицу
Обогащать словарный запас ребенка
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Установка кормушки для птиц на участке детского сада в лесополосе
- Выставка работ детей и родителей на тему «Кормушка для птиц »
- Выставка аппликаций, рисунков детей на тему «Наши пернатые друзья (снегирь) ».
ВЫВОДЫ
Расширился кругозор детей о зимующих птицах.
Развивающая среда группы пополнилась: литературой, иллюстрациями, стихотворениями, загадками, рассказами о зимующих птицах, музыкальным альбомом «Голоса птиц», физкульминутками.
У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Фотоотчет о проделанной работе.
НОД на тему: «Зимующие птицы».
Изготовление с родителями кормушек для птиц.
Развешивание кормушек на участке детского сада.
Рисование ладошами «Снегирь».
Аппликация «Веселые снегири у кормушки».
Чтение художественной литературы.
Играем в дидактические игры.
Алина Григорьева
Краткосрочный проект в ДОУ «Зимующие птицы»
«Зимующие птицы »
Вид проекта : Познавательно-творческий.
Срок реализации : 2 недели
Участники проекта : воспитатель, родители, дети.
Актуальность проекта :
В современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую актуальность. Огромную роль в экологическом образовании играет познавательная, творческая деятельность. В ее процессе ребенок получает и систематизирует познавательные навыки : наблюдение, сравнение, первичные выводы, обобщения, -познавательные способности. У детей недостаточный объем знаний о зимующих птицах . В активном словаре отсутствуют названия птиц , описания их характерных особенностей, представление о жизни птиц в зимний период .
Цель проекта : создание условий для формирования целостного представления о жизни птиц в зимний период , формирование ответственного бережного отношения к ним.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с отличительными особенностями зимующих птиц , называть зимующих птиц .
2. Привлечь родителей и воспитанников к помощи птицам в трудных зимних условиях. Воспитывать заботливое отношение к птицам .
3. Обогатить словарный запас : стайка, кормушка, летает, порхает, перья, чирикает, каркает, снегирь, воробей, ворона, дятел, синица, свиристель.
4. Разввать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, анализировать влияние времени года на жизнь пернатых.
Предполагаемый (ожидаемый) результат :
Дети узнают названия, внешний вид, и отличительные особенности зимующих птиц .
У детей формируется устойчивый интерес к жизни птиц , желание заботиться.
Пополнение развивающей среды материалами по теме проекта .
С детьми :
беседы : «Кто такие птицы ?» , «Каких зимующих птиц вы знаете ?» , «Как живут птицы зимой ?» ,
рассматривание иллюстраций птиц ,
чтение и обсуждение литературы «Где обедал воробей?» Маршак С. Я., «Где обедал воробей?» , В. Бианки «Сова» ,
подвижные игры «Птички в гнездышках» , «Воробушки и кот» ,
знакомство с загадками о птицах , стихами,
дидактические игры : «Назови ласково» (с мячом…крыло-крылышко., «Узнай по описанию» , «Угадай, кто улетел» , «Парные картинки» .
пальчиковые игры,
лепка «Птичка» ,
настольно-печатные игры : лото «Птицы » , разрезные картинки «Собери и назови птицу » , «Найди одинаковых птиц » ,
разукрашивание раскрасок, изображений зимующих птиц ,
наблюдения на участке,
физкультминутки «Покажи птицу » , «Птичка ожила» …
С родителями :
папка-передвижка «Картотека «Народные приметы Чувашии» , «Зимующие птицы , места обитания, особенности»
пополнение предметной среды :
Изготовление кормушки
Изготовление лото «Птицы »
изготовление шапочек птиц для игр .
Предварительная работа :
Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с изображением птиц , наблюдения на участке, чтение стихов, подвижные игры.
опрос родителей;
обсуждение целей и задач проекта ;
создание условий, необходимых для реализации проекта (предметно-развивающая среда, лото, маски, книги) .
1 этап подготовительный :
определение целей и задач
разработка проекта в группе : «Зимующие птицы »
подбор игр, загадок, сказок, сюжетных подвижных игр, пальчиковой гимнастики, наглядного материала, информации, литературы
опрос каких птиц знают дети
2 этап –основной :
реализация основных видов деятельности по направлениям проекта
3 этап –итоговый :
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, обобщение материалов проекта .
Участие в конкурсе «Времена года» .
План-схема работы с детьми и родителями
по реализации проекта «Зимующие птицы » .
1 01.12 Беседа с родителями «Знакомство с проектом » . Опрос родителей : Любите ли вы гулять по зимнему лесу с детьми? Акцентируете ли вы внимание детей на зимующих обитателей ? Рассказываете ли подробно детям о птицах ? Принимает совместное участие в подкормке зимой? Строили ли вы при детях кормушку, скворечник?
2 04.12 Пальчиковые игры «Сорока-белобока кашку варила…» и др.
Цель : учить проговаривать текс, следить за ходом событий, развивать мелкую мускулатуру, поддерживать интерес к устному народному творчеству.
Рассматривание карточек «Птицы России » , выделить зимующих птиц .
Цель : углублять знания о птицах , учить различать по внешнему виду, формировать эмоциональную отзывчивость.
3 05.12 Домашнее задание для родителей : изготовление кормушек для птиц совместно с детьми .
Лепка «Птичка»
Цель внешнем виде, учить называть основные цвета, учить лепить шары из пластилина аккуратно соединяя
4 06.02 Подвижные игры : «Птички в гнездышках» , «Воробушки и кот»
Цель : учить соблюдать правила игры, упражнять в прыжках на двух ногах, в беге. Развивать выносливость, координацию.
Чтение художественной литературы о птицах . Сказка М. Горького “Воробьишко”.
Цель : Формировать у детей внимательно слушать и понимать произведения. Учить следить за развитием сюжета, высказывать свое эмоциональное отношение.
5 07.02 Наблюдения
Цель : формировать представление о птицах в естественной для них среде. Обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к живой природе.
Вывешивание кормушек. Кормление птиц .
Цель : поддерживать желание заботиться о птицах , познакомить с правилами размещения кормушек, пояснить их суть. Знакомить с правилами безопасного для себя и птиц наблюдения .
6 08.02 Раскрашивание силуэтов птиц .
Цель : развитие мелкой моторики рук; учить подбирать цвета в соответствии с окрасом.
Цель : вызвать эмоциональный отклик на музыку, доставить радость от пения птиц . Учить выразительно передавать образы.
7 11.12 Д/игра «Найди одинаковых птиц »
Цель : учить классифицировать по определенному признаку : цвету, форме, величине. Развивать логику, обогащать словарь.
Чтение стихотворений : А Прокофьев «Снегири» , А. Барто «Синица» , А Блока «Ворона» .
Цель : развивать связную речь, наблюдательность. Формировать интерес к художественному слову, высказывать свое отношение.
8 12.12 Просмотр презентации «Зимующие птицы » Беседа.
Цель : формировать представление о птицах , зимующих рядом с нами . Воспитывать желание помогать им, бережное отношение к природе.
Дидактические игры «Назови ласково» , «Угадай, кто улетел»
Цель : учить ориентироваться, описывать, классифицировать. Активизировать словарный запас.
9 13.12 Распознающее наблюдение «Птицы на участке »
Цель : учить различать птиц (ворона, голубь, сорока, синица, обогащать словарь, связанный со строением птиц .
Рассматривание следов птиц на снегу . Рисование веточками похожие следы.
Цель : предложить узнать кто оставил следы на снегу, узнавать следы птиц , отличать по ним крупных от маленьких. Обсудить чем были они заняты. Обогащать словарь. Наблюдательность.
10 14.12. Загадки о птицах .
Цель : учить ориентироваться в птицах , правильно называя их.
Настольно-печатная игра «Птицы »
Цель : учить сравнивать, находить сходства и различия. Развивать наблюдательность, способность анализировать.
11 15.12 Чтение художественной литературы о птицах . С. Я. Маршак “Где обедал воробей?”.
Цель : Формировать у детей внимательно слушать и понимать произведения. Учить следить за развитием сюжета, высказывать свое эмоциональное отношение
Итоги проекта :
дети узнают названия, внешний вид, и отличительные особенности зимующих птиц .
у детей возник устойчивый интерес к жизни птиц , желание заботиться.
развивающая среда пополнена : лото «Птицы » , шапочками птиц , карточками «Птицы России » .
родителями изготовлены кормушки для птиц .
Литература :
М. Д. Маханева. «Экологическое развитие детей дошкольного и и младшего школьного возраста».М. 2004г.
М. Гранович Развивающие игры. «Тематические занятия «Перелетные и зимующие птицы »
ПРИЛОЖЕНИЕ :
Рассказ М. Горького «Воробьишко» , стихотворение С. Маршака «Где обедал воробей?» , «Сова» В. Бианки.
Пальчиковая гимнастика.
Загадки о зимующих птицах .
Опросник родителей.
Пальчиковая гимнастика
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.
Хоть он скрылся под корой, все равно он будет мой.
Прилетайте птички : сала дам синичке,
Красных ягод –снегирю, семечек -сороке
Приготовлю крошки, хлебушка немножко
Эти крошки –голубям, эти крошки –воробьям!
Птицы крыльями махали , все летали и летали
Птицы в воздухе кружились , на дорогу опустились
По дорожке поскакали, крошки, зернышки склевали.
ОПРОС РОДИТЕЛЕЙ :
1. Любите ли вы гулять по зимнему лесу с детьми? (да нет)
2. Акцентируете ли вы внимание детей на зимующих обитателей ?
3. Какое значение для окружения имеют пернатые? (Для людей, для леса, поля) . В чем конкретная польза?
4. Рассказываете ли подробно детям о птицах ?
5. Принимает совместное участие в подкормке зимой?
6. Строили ли вы при детях кормушку, скворечник?