19.06.2019

Проект прибой. Новости разработки перспективных десантных кораблей. Здесь имеются в виду универсальные десантные корабли «Прибой»


Как и следовало ожидать, международный военно-технический форум «Армия-2018» в подмосковной Кубинке и на полигоне Алабино вызвал противоречивые чувства. С одной стороны — действительно замечательные образцы новой техники и оружия, которые или уже идут в войска или вот-вот начнут туда поступать. С другой — весьма противоречивые рассказы высоких чиновников о ближайших и перспективных планах российской оборонки.

Вот, допустим, в понедельник, 20 августа, глава Минпромторга Денис Мантуров достаточно неожиданно заявил , что Росси даже в обозримом будущем отказывается от строительства вертолетоносцев «в чистом понимании этого слова». А вот универсальные десантные корабли, подтвердил министр, строить будем.

Оставим в стороне недоумение, почему довести это решение до граждан было доверено не министру обороны, не начальнику Генштаба или главкому ВМФ РФ, а совершенно штатскому должностному лицу. И что такое в понимании Мантурова вертолетоносец в «чистом виде»? Аналог противолодочных крейсеров проекта 1123 типа «Москва» и «Ленинград» до 1965 года — кораблей противолодочной обороны дальней морской зоны, входивших в состав Черноморского флота в 60−80 годах прошлого века?

Да, их основным оружием были по 14 вертолетов Ка-25ПЛ и Ка-25ПС на борту каждого крейсера. Но всем понятно, что время противолодочных крейсеров истекло, появились другие, более эффективные средства борьбы с атомными подводными лодками. Поэтому если «Москва» и «Ленинград» — вертолетоносцы «в чистом виде» по Мантурову, то вопрос об их реинкарнации никто в России никогда и не поднимал.

Но эта не слишком удачная фраза глубоко штатского министра мгновенно породила просто бурю комментариев в российских СМИ. Поскольку была сочтена за свидетельство отказа руководства страны вообще от создания любых крупных боевых кораблей с серьезной группой вертолетов на борту. Прежде всего — от строительства давно анонсированного универсального десантного корабля (УДК) типа «Прибой», макет которого был представлен еще на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015».

Нет, судя по всему, и — по словам Мантурова в том числе, «Прибои» мы строить все еще намерены. Во всяком случае — будем пытаться. Создание первых двух таких УДК вошло в программу вооружений на 2018−2025 годы. Как конструкторы рассказывали ранее, это будет достойная замена так и не купленным нами у Франции «Мистралям». И даже некоторые характеристики у «Прибоев» и «Мистралей» планируются похожими (водоизмещение — 14000 и 21000 тонн соответственно, на борту — авиакрыло из 8 и 16 вертолетов различного назначения).

Но вот автономность «Прибоев», как обещают, вдвое превзойдет заложенную в проект «Мистраля». Да и постоять за себя наш корабль будет готов значительно лучше — «Мистраль» практически безоружен, а на «Прибоях» собираются устанавливать морские аналоги ставшего знаменитым в Сирии зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-1С», который идет на смену корабельным зенитно-ракетным комплексам «Кортик».

Другое дело, что если всерьез рассчитывать на получение флотом первых двух «Прибоев» к 2025 году, то закладывать их нужно было еще вчера. С учетом хилых возможностей отечественного кораблестроения, которое боевые единицы куда меньшего водоизмещения не в состоянии сдать нашему ВМФ по полтора десятка лет (желающим — смотреть грустные биографии головного фрегата проекта 22350 «Адмирал Горшков» и головного большого десантного корабля проекта 11711 «Иван Грен»).

Впрочем, очень похоже, что проект УДК «Прибой» еще не принял окончательного вида, поэтому на верфи тащить его сильно преждевременно. Это, как представляется, следует из другого заметного высказывания в рамках «Армии-2018» вице-премьера Юрия Борисова . 21 августа он заявил, что по поручению президента страны начата концептуальная разработка прототипа нового российского самолета вертикального взлета и посадки (СВВП). Неплохие наработки в этой области у нас в советское время были.

Сначала на авианесущих крейсерах типа «Киев» стояли на вооружении довольно примитивные палубные штурмовики Як-38, обладавшие очень малым радиусом действия и очень скромной бомбовой нагрузкой. Потом им на смену в СССР почти создали уже куда более совершенный сверхзвуковой палубный многоцелевой самолет Як-141. В апреле 1991 года лётчик-испытатель Андрей Синицын подтвердил уникальные возможности этой машины, поставив на ней 12 мировых рекордов по скороподъёмности, максимальной нагрузке и высоте полёта с грузом. Тем самым было подтверждено полное превосходство нашего СВВП над считавшимся лучшим в то время в мире британским аналогом GR.7/9 «Харриер».

Но Союз рухнул, а вместе с ним и надежды флота на Як-141. Эта программа к нескрываемому удовольствию американцев была закрыта в 1992 году. И вот теперь, спустя более четверти века, проект, видимо, достали с пыльных полок. Понятно, что полной реанимации он не подлежит — слишком далеко ушли военные технологии. Но многие идеи советских инженеров и конструкторов и опыт многих летных испытаний Як-141 наверняка бесценны и помогут в работе.

Есть подозрения, что часть проектной документации нищенствовавшего в те годы ОКБ имени Яковлева попала в руки американской кампании Lockheed Martin. И, судя по всему, сильно помогла нашим заокеанским конкурентам в работе над истребителем пятого поколения F-35. В частности, поворотное сопло двигателя F135−600 оказалось практически «один — в один» с тем, что имелось на нашем Як-141. Конструкции планеров обоих самолетов тоже удивительно схожи. Но что теперь об этом толковать?

Понятно, что один из самых вероятных вариантов использования нового СВВП — как раз мощное усиление авиагруппы перспективных универсальных десантных кораблей типа «Прибой». Появление на их палубах наряду с ударными вертолетами типа Ка-52К «Катран» нового сверхзвукового универсального самолета точно добавило бы нашим будущим кораблям боевой эффективности.

Но дальше идет арифметика. По словам Борисова, «сроки (создания СВВП — „СП“) определяются технологическим циклом создания, как правило, это 7−10 лет, если выходить в серию». Не будем мелочиться — если принципиально новая машина у России и появится, то наверняка не ранее 2030 года. Однако к тому времени, согласно госпрограмме вооружений, первые два «Прибоя» уже пять лет как должны быть на плаву. Что, тогда сразу же отправлять их на модернизацию под СВВП? Если, конечно, хотя бы самолеты удастся поднять в небо в разумные сроки, указанные вице-премьером?

Это полная глупость. Значит, размещение таких машин на УДК следует предусматривать уже сегодня. А это — неизбежные серьезные изменения в проекте. Поэтому, думаю, за русские «Мистрали» наши кораблестроительные заводы возьмутся еще не скоро. Может быть, лет на пять и запоздают. Тогда, если все пойдет по планам вице-премьера Борисова, выйдет даже и неплохо: уже первый российский УДК типа «Прибой» выйдет на государственные испытания не только с «Катранами», а и с СВВП на борту.

Но и обещанное создание нового СВВП в России за 7−10 лет тоже, кстати говоря, не факт, учитывая сложности фирмы-разработчика Як-141 — ОКБ им. А.С. Яковлева. Последней крупной программой, реализованной в стенах этого прославленного ОКБ, стал учебно-боевой самолет Як-130. Государственные испытания самолета были завершены еще в декабре 2009 года. И с той поры ни за что столь же крупное яковлевцы больше не брались. Бесчисленные сокращения оставили на предприятии всего менее полутысячи человек, включая уборщиц. Те, что уцелели, участвуют вместе с другими фирмами в разработке перспективного пассажирского лайнера МС-21, беспилотных аппаратов. Но все это, конечно, не идет ни в какое сравнение с очень масштабной программой создания нового современного самолета с вертикальным взлетом и посадкой.

А без опыта и знаний конструкторов ОКБ им. Яковлева здесь нам, конечно, не обойтись. Но каков сегодня, после многих лет работы фактически на подхвате, их творческий потенциал — загадка, наверное, даже для вице-премьера Борисова.

Проходящий в Санкт-Петербурге Международный военно-морской салон стал источником важнейших новостей в отечественной кораблестроительной отрасли. Представитель командования ВМФ России анонсировал планы по строительству двух вертолётоносцев и одного авианосца.

На замену «Мистралям»

С 2015 года в России не утихают дискуссии по поводу необходимости замены французских вертолётоносцев типа «Мистраль», которые Париж отказался отдавать Москве под предлогом «агрессивной политики Кремля». В результате два корабля-дока без вооружений и вертолётов были переданы Египту.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что сохранявшаяся два года интрига разрешилась. Заместитель командующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук подтвердил, что строительство двух УДК «Прибой» вошло в государственную программу вооружения (ГПВ) на 2018—2025 годы.

  • Макет десантного корабля «Прибой»
  • РИА Новости
  • Александр Вильф

25 мая 2017 года заместитель министра обороны Юрий Борисов рассказал журналистам, что в ГПВ до 2025 года (которая пока находится в стадии обсуждения) были включены два вертолётоносца. При этом он не уточнил, о каком проекте идёт речь.

28 июня в интервью ТАСС вице-президент Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Игорь Пономарёв сообщил, что корабли типа «Прибой» будут возводиться на мощностях двух петербургских предприятий — «Северная верфь» и «Балтийский завод», а также на «Севмаше» (Архангельская область).

«Прибой» впервые был представлен на международном форуме «Армия-2015». В Минобороны РФ заявили, что проект может стать альтернативой французским кораблям. «На «Прибое» всё будет отечественным: и десантно-высадочные средства, и авиакрыло, и оружейные системы», — говорилось в сообщении ведомства.

Водоизмещение УДК составит 14 тыс. тонн при осадке 5 метров. Предельная скорость корабля — 20 узлов (крейсерская — 15-16 узлов), дальность плавания — 6 тыс. морских миль (11 тыс. км), автономность похода — 60 суток. Держать противовоздушную оборону «Прибоя» будет зенитный комплекс морского базирования «Панцирь-М».

На палубе «Прибоя» будут размещены до 8 противолодочных и десантно-высадочных вертолётов Ка-27 и Ка-52K. Также универсальный корабль сможет нести на борту четыре десантных катера проекта 11770М «Серна» и два десантных катера «Мурена» проекта 12061М.

Предполагается, что «Прибой» будет вмещать около 500 десантников и до 60 единиц различной военной техники, включая 20—30 танков. Автором проекта является Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ).

Возросшая потребность

«Прибой», как и любой другой современный универсальный десантный корабль, будет выполнять самый широкий спектр задач. В условиях современной войны УДК является незаменимым морским транспортом, кораблём управления и средством патрулирования дальней морской и океанской зоны.

Появление двух «Прибоев» значительно усилит экспедиционные возможности ВМФ России. Потребность в дальних боевых походах объективно выросла в связи с началом сирийской операции и созданием новых баз на Дальнем Востоке.

Отечественные УДК должны стать полноценной альтернативой французским вертолётоносцам «Севастополь» и «Владивосток», которые Россия так и не получила от Франции. Между тем в экспертной среде бытует мнение, что двух кораблей подобно класса всё же недостаточно.

  • Корабль-вертолётоносец «Мистраль»
  • Yannick Le Bris / Wikimedia Commons

В середине июня 2015 года начальник департамента Гособоронзаказа ОСК Анатолий Шлемов заявил, что России необходимы 6—8 вертолётоносцев. Два года назад Минобороны оценило потребности ВМФ как минимум в четыре «Прибоя», правда, в ведомстве не указали сроки их строительства.

На данный момент известно, что до 2025 года ВМФ получит два УДК. Реализация проекта «Прибой» будет сложной задачей для российских корабелов, которые никогда не строили суда подобного класса. (В советские годы все авианесущие корабли строились на Черноморском заводе в украинском Николаеве. — RT ).

Однако российские верфи получили большой опыт, работая в кооперации с французской корпорацией Chantiers de l’Atlantique, которая строила для ВМФ «Мистрали». Отечественные предприятия выполняли часть сборочных работ, а инженеры имели возможность наблюдать за строительством кораблей на верфях Франции.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский в беседе с RT предположил, что на строительство двух «Прибоев» уйдёт не менее 5 лет. Стоимость контракта с ОСК, по его мнению, составит примерно $1 млрд (без учёта вертолетной техники и вооружений).

В целом затраты на отечественные УДК будут сопоставимы с деньгами, которые были выплачены Chantiers de l’Atlantique. Напомним, что французская корпорация получила от Минобороны РФ $1,2 млрд. Вооружение, вертолёты и часть оборудования производились на российских предприятиях — это было одним из ключевых условий контракта.

Чистый авианосец

Помимо вертолётоносцев, обеспечить прочное присутствие ВМФ в акватории Мирового океана призван многоцелевой авианосец проекта 23000 «Шторм». Впервые данный проект был продемонстрирован в закрытом режиме в июле 2013 года. Его разработчиком является Крыловский государственный научно-исследовательский центр (КГНЦ).

В настоящее время Россия обладает одним авианосцем — «Адмирал Кузнецов» (проект 1143.5), который был спущен на воду в 1987 году. Однако корабль относится к классу авианесущих крейсеров и не является чистым авианосцем.

Для сравнения: на палубе «Шторма» могут размещаться 80—90 единиц авиатехники, а на палубе «Адмирала Кузнецова» — не более 52 самолётов и вертолётов.

«Шторм» будет значительно превосходить по габаритам авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Водоизмещение корабля составит 90—100 тыс. тонн (против 50—60 тыс. тонн), длина — 330 м (против 270 м), ширина по ватерлинии — 40 м (против 33 м).

Важной особенностью «Шторма» станет атомная энергетическая установка, которая предоставляет судну практически неограниченную автономность передвижения.

  • Крейсер «Адмирал Кузнецов» во время прохода авианосной группы Северного флота России
  • РИА Новости

На «Кузнецове» силовая установка работает на мазуте. С одной стороны, она повышает выживаемость корабля, с другой — негативно влияет на скорость и дальность хода.

На проходящем в Петербурге военно-морском салоне замминистра обороны Юрий Борисов заявил, что контракт на строительство авианосца планируется подписать к концу 2025 года. При этом он не назвал верфи, которые будут участвовать в реализации проекта.

По информации зарубежных СМИ, командование ВМФ России в перспективе рассчитывает получить как минимум два «Шторма». Строительство головного крейсера обойдётся в $6,2 млрд (без учёта авиации и вооружений), второй корабль будет стоить дешевле.

Грандиозная задача

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский обратил внимание, что появление трёх авианесущих кораблей в составе ВМФ потребует строительства боевых кораблей первого и второго ранга (водоизмещением свыше 3 и 4 тыс. тонн).

Эксперт полагает, что сопровождать вертолётоносцы и авианосцы в походах, вероятно, будут эсминцы проекта 23560 «Лидер».

«Для сопровождения одного авианесущего корабля требуется 4-5 фрегатов или корветов и одна подводная лодка. «Лидер» бы эти задачи однозначно решил, но войдёт ли этот проект в ГПВ до 2025 года, пока неясно», — констатировал Мураховский.

Вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что проект эскадренных миноносцев будет разрабатываться на Северном проектно-конструкторское бюро (Петербург). Однако сроки начала производства заместитель командующего ВМФ России не сообщил.

  • Крейсер «Адмирал Кузнецов»
  • РИА Новости

В свою очередь, Виктор Мураховский надеется, что в перспективе ВМФ России обретёт порядка четырёх УДК типа «Прибой», как планировало Минобороны в 2015 году: «Вертолётоносцы важны для РФ в первую очередь для снабжения всем необходимым эксклавов и отдалённых баз. Поэтому нам понадобятся два корабля в Тихом океане и один — на Балтике. И ещё один УДК должен дежурить в Чёрном или Средиземном море».

«Реализация подобных проектов потребует масштабных расходов. Нельзя сбрасывать со счетов стоимость авиакрыла, оборудования, материальные и временные затраты на подготовку лётчиков и моряков. Это грандиозная задача в текущих условиях. Наверное, мы справимся, но делать далеко идущих выводов сегодня я бы не стал», — резюмировал Мураховский.

УДК-вертолётоносец пр. "Прибой" будет оснащён всем необходимым для применения в большинстве операций ВМФ

События, связанные с «заморозкой» выполнения контракта по универсальным десантным вертолётоносцам «Мистраль» французской стороной приобрели в последний год совершенно глупый и неблагополучный вид. Уже осенью-зимой прошлого года было примерно ясно, что на этом проекте можно ставить точку, но французы продолжали придумывать различные «мифы» и оттягивать время, чем сбивали столку наши военные ведомства и переговорщиков.

Долго такое продолжаться не могло, тем более, что в переговорном процессе участвует мощная и статусная сверхдержава, которая зарекомендовала себя благонадёжной и стабильной стороной как на рынке вооружений, так в любых других сферах, таких как экономика и энергетика. Зачем России, которая спустила на воду такие корабли как тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и авианесущий ракетный крейсер «Адмирал Кузнецов», нужен пустой французский корпус-док, который ещё нужно долго переоборудовать и дорабатывать до должного состояния, удовлетворяющего потребностям ВМФ России? Вот командование ВМФ и начало искать пути к разрешению поставленной задачи.

Рассматривалась масса всевозможных вариантов перспективного десантно-вертолётоносного корабля, который должен стать достойной альтернативой для флота и ещё больше соответствовать нашим условиям применения и нуждам. Одним из таких вариантов стала возможная модернизация БДК пр. 1174 «Иван Рогов», но конструктивно данный корабль более предназначен для внутренней транспортировки лёгкой и тяжёлой бронетехники и десанта, палуба не способна в полной мере обеспечить применение вертолётной авиации. Передняя и задняя части палубы разделены крупной надстройкой по всей ширине корабля, которая в сложных метеорологических условиях будет представлять определённую опасность для садящихся и взлетающих вертолётов.

Требовалось решение, которое наиболее подходит для применения именно вертолётной авиации в различных условиях, т.е. – компактная надстройка у борта и максимально просторная палуба. Результаты проектных работ по созданию первого наглядного пособия перспективного корабля, которым стал макет, представленный 16 июня на выставке форума «Армия-2015», не заставили себя долго ждать.

УДК-вертолётоносец пр. «Прибой» будет оснащён всем необходимым для применения в большинстве операций ВМФ

Универсальный десантный корабль проекта «Прибой», разрабатываемый Невским ПКБ, является изделием с исключительно российской элементной базой, которая сочетает все черты советско-российского кораблестроения, а также наиболее современные веяния, которые появились в конце ХХ – начале XXI века и предусматривают уменьшение радиолокационной заметности за счёт оригинальной конструкции надстройки.

Сама надстройка имеет ширину не более 8 метров и длину порядка 30 метров, все углы надстройки предусматривают минимальное количество прямых углов, благодаря чему её ЭПР должна иметь очень небольшие значения, сопоставимые с показателями ЭПР небольших патрульных катеров. В последнее время именно уменьшению радиолокационной сигнатуры архитектуры на палубе корабля уделяется особое внимание кораблестроителями.

Корабль будет иметь гораздо меньшие размеры, чем французский «Мистраль» , его длина составляет примерно 165 метров, ширина 25 метров. Российскому флоту абсолютно не требуются огромные десантные корабли-вертолётоносцы, поскольку нынешние возможности ударных вертолётов Ка-52 и Ка-52К шагнули далеко вперёд, и для обеспечения боевой устойчивости на морском ТВД достаточно не более, чем десяти таких боевых вертолётов.

Так, современный Ка-52К будет способен выполнять сложный список противокорабельных задач за счёт применения ПКР Х-31А и Х-35У, кроме того, для вертолётов разрабатывается более лёгкая модификация БРЛС с АФАР «Жук-АЭ», которая способна будет работать также по воздушным целям в радиусе до 80 км; вероятно, что с Ка-52К в будущем унифицируют ракету «воздух-воздух» Р-77 (РВВ-АЕ) и вертолёты смогут освоить все типы операций в море и прибрежной зоне.

Такое радикальное усовершенствование концепции применения вертолётов сможет стать важной частью в обеспечении «закрытого воздушного пространства» над береговой территорией, где УДК прибой будут проводить задачи по высадке бронетехники и десанта на территорию противника. Сейчас проект «Прибой» предусматривает транспортировку и использование 8 ударных вертолётов с палубы корабля, но после полного завершения проектных работ эти цифры могут измениться. Также на палубе прибоя могут размещаться многоцелевые вертолёты Ка-27. Стоит учесть, что подобные морские ударные системы на базе вертолётов не разрабатываются ни в странах Западной Европы, ни в США.

Компактность корабля водоизмещением 14000 тонн не ограничивается небольшими длиной и шириной. Осадка корабля будет составлять всего 5 метров, у «Мистраля» -6,3 м, у «Ивана Рогова» — 7 м. Такая осадка придаёт УДК дальней морской зоны множество преимуществ маневрирования в водах, заливах и проливах, где часто наблюдается мелководье (корабль сможет почти без ограничений заходить в такие моря как Азовское). Показатели осадки наиболее важны именно для кораблей-вертолётоносцев и УДК с тактической точки зрения, поскольку иногда, в момент проведения операции, необходимо как можно ближе подходить к противнику, а мелководье может помешать это сделать кораблю с большой осадкой; ударные вертолёты же зачастую имеют боевой радиус действия не более 400 км, из-за чего противник на суше может остаться вне пределов досягаемости ударных вертолётов.

УДК пр. «Прибой» будут иметь дальность плавания около 11500 км, крейсерскую скорость 15-16 узлов, а максимальную – 20 узлов, что не отличается от «Мистраля». Только лишь на экономном ходу «Мистраль» имеет почти 2-кратное преимущество по дальности до 20000 км. Автономность «Прибоя» будет 2-хкратно превышать показатели «Мистралей» (длительность автономного похода – более 2-х месяцев).

Достаточно важным критерием можно считать десантные способности док-камер и бронетанковых трюмов по транспортировке тяжёлой и лёгкой бронетехники, десантных катеров, а также полностью экипированной морской пехоты или десанта. Здесь «Прибой» также ничем не отличается от зарубежных изделий типа «Хьюга» и «Мистраль». Корабль способен взять во внутренние отсеки 60 единиц лёгкой бронетехники и не менее 20-30 основных боевых танков, в качестве средств оперативного десантирования, в условиях невозможности подхода к береговой зоне УДК, на корабле предусмотрено 4 десантных катера пр. 11770М или 2 пр. 12061М.

Одним из важнейших показателей универсальности данного корабля перед западными является оснащение носовым высадочным устройством и 25-35 метровой прочной сходней, которая перед десантированием выдвигается из под верхней палубы гидравлическими приводами, всё в традициях старой, доброй и надёжной советской школы кораблестроения!

Небольшие размеры УДК «Прибой», а также уменьшение радиолокационной заметности предусмотрены также для возможности применения данного корабля в роли командно-штабного корабля КУГ/АУГ ВМФ России. Известно, что в момент «звёздного налёта» противокорабельных ракет противника, активная радиолокационная головка самонаведения захватывает более радиоконтрастную цель, т.е. более крупный и видимый корабль, а радиолокационная сигнатура данного корабля не будет большей, чем у фрегата ЭМ пр. 956. Но существует и более умное ВТО с ТВ и ИК-ГСН, к примеру, AGM-84E или такие изделия как тактическая ракета «NLOS», в таком случае отбиваться явно потребуется. С этой целью «Прибой» оснащается, как минимум, 3 боевыми модулями многоканального корабельного ЗРАК «Панцирь-М».

Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-М»/«Палица» является морской модификацией сухопутного ЗРАК «Панцирь-С1» и унаследовал его аналогичные огневые характеристики. ЗУР 57Э6Е имеет радиокомандную систему управления по координатам, которые передаются в БЦВМ ракеты с оптико-электронных и радиолокационных средств обнаружения и целеуказания на боевом модуле. Для наведения ракеты используются радиолокационный и оптический ответчики в хвосте ракеты, которые позволяют системе управления огнём на боевом модуле наиболее точно соотнести координаты ЗУР-перехватчика и цели для сведение ЗУР с целью.

Скорость полёта ЗУР составляет 1300 м/с, дальность и потолок перехвата – 15 и 20 км соответственно. Максимальная скорость поражаемой цели составляет около 3650 км/ч. Скорость наведения составляет 100 град/с, благодаря чему могут быть перехвачены даже ПРЛР, летящие в соседний корабль обеспечения, прорвавшиеся в ближний рубеж обороны.

Радиолокационный канал «Палицы» представлен «фазатроновским» многофункциональным радиолокатором с ФАР 1РС2 и РЛО 1РС1-1Е, в котором установлен радиозапрсчик «свой-чужой». Автономный оптический пеленгатор – двухканальным ТВ/ИК-визиром, способным захватывать ПРЛР типа «HARM» с дистанции 14 км, крылатой ракеты AGM-86C – 13 км, и ПКР «Гарпун» — около 9-11 км. Многофункциональный радиолокатор и оптический пеленгатор способны захватывать по 2 воздушные цели, реализуя одновременный обстрел 4 воздушных целей, при этом за минуту могут быть обстреляны до 10 целей. Производительность КЗРАК «Панцирь-М» вместе с 2х6 30-мм АП превышает показатели КЗРАК кортик почти в 2 раза.


БМ КЗРАК «Панцирь-М»/»Палица» будет установлен на «Прибой» в количестве не менее 3-х БМ, чем обеспечится всеракурсная ПВО/ПРО от ракет противника

На проекте УДК «Прибой» 2 модуля «Панцирь-М» установлены в нишах по края правого борта, корабля, а также в передней части на краю левого борта, существует возможность установки ещё одного модуля в задней нише борта. Таким, образом, система ПВО «Прибоя» может вести огонь одновременно по 12 атакующим ракетам, за минуту может быть обстреляно до 30 опасных объектов. По сути, данный УДК может быть и командно-штабным кораблём и кораблём ближней ПВО небольшого корабельного соединения.

Аналогичными параметрами ПВО сегодня обладает только один вертолётоносец – японский «Хьюга», на котором установлена японско-голландская МРЛС FCS-3A и последний экспортный вариант КЗРК RIM-162 “ESSM”.

Командование ВМФ России выражает надежды, что в ближайшие годы будет заложено не менее 4-х кораблей проекта «Удалой», которые смогут частично восполнить недостаток современных десантных, ударных и противокорабельных морских систем в российском флоте.

/Евгений Даманцев /

Крыловский государственный научный центр разработал проект универсального десантного корабля «Лавина» на замену вертолетоносцам типа «Мистраль». Об этом РИА Новости сообщил высокопоставленный представитель военно-промышленного комплекса. «В ЦНИИ имени Крылова разработан альтернативный “Мистралям” проект вертолетоносца “Лавина” водоизмещением 24 тысячи тонн, еще большим, чем французский корабль », — сказал собеседник агентства. Корабль по типу архитектуры будет полутримараном (??? вот названьице-то... почти что "недоперепил":)) ...

Его дальность плавания составит 5 тысяч миль на скорости 18 узлов, максимальная скорость — 22 узла, экипаж достигнет 320 человек. Корабль сможет перевозить до 500 морских пехотинцев или 50 единиц бронетехники. По словам источника, проект предусматривает базирование 16 вертолетов, в их числе противолодочные и поисково-спасательные Ка-27, транспортно-боевые Ка-29 и ударные Ка-52К. Предполагается также иметь на борту шесть десантных катеров проекта 11770 «Серна» или шесть десантно-штурмовых катеров проекта 03160 «Раптор». Корабль будет вооружен артустановками АК-176М и АК-630М-2 «Дуэт» и морскими зенитными комплексами «Панцирь-М».


Ранее отмечалось, что Невское проектно-конструкторское бюро также разработало проект десантного корабля «Прибой» водоизмещением 14 тысяч тонн, который может стать альтернативой французским «Мистралям». Корабль несет восемь вертолетов на борту и может перевозить до 500 морских пехотинцев или 40-60 единиц бронетехники. В декабре 2014 года источники «Ленты.ру» в оборонной промышленности заявляли, что новый десантный корабль для ВМФ должен приблизительно соответствовать основным параметрам голландских универсальных десантных кораблей типа «Роттердам» или «Йохан де Витт», выбранных в качестве образца. Те имеют водоизмещение 14-16 тысяч тонн, перевозят до 500-600 морских пехотинцев и несут на борту шесть вертолетов и набор плавучих десантно-высадочных средств.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ-ВЕРТОЛЕТОНОСЕЦ «ЛАВИНА». В рамках проходящего в Подмосковье военно-технического форума «Армия-2015″ 19 июня 2015 года был презентован проект универсального десантного корабля-вертолетоносца «Лавина». Крыловский государственный научный центр создал проект универсального десантного корабля-вертолетоносца «Лавина» водоизмещением 24 тыс. тонн в качестве альтернативы французскому Mistral. Будущий корабль по своему архитектурно-конструкторскому типу будет полутримараном с дальностью плавания 5 тыс. миль при 18 узлах, максимальной скоростью 22 узла, экипажем 320 человек, десантовместимостью 500 человек или 50 бронетранспортеров, отметил он.


Проект предусматривает базирование 16 вертолетов: многоцелевых Ка-27, транспортно-боевых Ка-29 и ударных Ка-52К, а также шести десантных катеров проекта 11770 «Серна» или шести десантно-штурмовых катеров проекта 03160 «Раптор». Согласно проекту, корабль будет вооружен артустановками АК-176М и типа «Пальма» и морскими зенитными комплексами «Панцирь-МЕ». Одновременно на форуме «Армия-2015″ была представлена информация по УДК «Прибой». Проект «Прибой» универсального десантного корабля разработан ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро». Универсальный десантный корабль «Прибой» будет иметь водоизмещение 14 тысяч тонн при осадке 5 метров. Кроме того известно, что для ВМФ России разрабатывается и другой проект перспективного большого десантного корабля «Кашалот». Руководство ВМФ рассчитывает, что для нужд флота будет построено не менее четырех кораблей данного класса. Эти УДК могут стать альтернативой французским вертолетоносцам. При этом, технические наработки и системы, которые уже имеются на французском корабле, применяться не будут. Решение о строительстве корабля будет принято после завершения разработки проекта.

Несмотря на последние заявления, очень сложно говорить о перспективах появления в составе ВМФ РФ новых десантных кораблей – считает сотрудник Центра анализа и технологий, капитан второго ранга в отставке Максим Шеповаленко.

Здесь имеются в виду универсальные десантные корабли «Прибой»

Дело в том, что появилась информация, что Минобороны РФ и Объединенная судостроительная корпорация приняли решение начать строительство новых российских вертолетоносцев на заводе «Северная верфь» в городе Санкт-Петербурге, причем работы над первым кораблем должны начаться в 2020 году, а в 2022 году данный проект пойдет уже в серийное производство.

Нет точной информации, что это будет за проект, но основой вооружения кораблей должны стать ударные вертолеты Ка-52К, а в качестве двигателя на нам будет использоваться новейшая дизель-газотурбинная установка.

Все это коррелирует с заявлением главы ОСК Алексея Рахманова , что на заводе «Северная верфь» полным ходом идет подготовка к масштабному государственному заказу и строится эллинг высотой в 75 метров. Новые мощности должны позволить этому питерскому заводу производить корабли размерами в 250 на 70 метров. При этом, в ОСК уже есть настрой на то, что после строительства вертолетоносцев на этом заводе будет реализовываться проект 23560 атомных эсминцев «Лидер».

Все это позволяет сделать вывод, что речь здесь идет об универсальных десантных кораблях(УДК) «Прибой», которые были разработаны Невским проектно-конструкторским бюро на замену французских вертолетоносцев «Мистраль».

Этот военно-морской проект станет самым крупным для России

Макет УДК «Прибой» был представлен широкой публике на выставке «Армия-2015», причем тогда на официальном уровне говорилось, что Россия собирается получить не менее 4 кораблей подобного класса, а их строительство должно начаться не ранее 2018 года, что полностью совпадает с данной информацией о начале реализации проекта новых российских вертолетоносцев.

Эти корабли будут иметь водоизмещение в 24 тысяч тонн, мощную зенитную артиллерию в виде морских вариантов систем «Панцирь-М» и «Палаш», а также авиационную группу, которая будет включать в себя 16 боевых вертолетов.

Естественно, представленный макет и реальное исполнение данных судов на практике будут кардинально различаться, но, в целом, ясно, что будут представлять собой новые российские вертолетоносцы. В любом случае, это будет самый крупный отечественный военно-морской проект, начиная со времен развала Советского Союза.

Сотрудник Центра анализа и технологий, капитан второго ранга Максим Шеповаленко в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что очень сложно сейчас рассуждать о тактико-технических характеристиках данного проекта.

Новые десантные корабли необходимы России

«Сложно говорить о том, насколько такие суда станут для нас заменой «Мистралей». Тем более, «Мистрали» – это не столько десантные корабли, сколько корабли управления десантным подразделением. Десантные возможности, плавучий госпиталь и прочее в этом духе в данном проекте идут уже дополнением», - констатирует Шеповаленко.

По словам Максима Юрьевича, сложно сравнивать новые российские вертолетоносцы и французские корабли типа «Мистраль», но необходимо сделать вывод, что десантные суда в российском ВМФ на сегодня чрезвычайно сильно изношены.

«На это обстоятельство очень сильно повлиял «сирийский экспресс», т.е. поставка военных грузов из России в Сирию, из-за чего многие суда должны будут быть поставлены на капитальный ремонт», - резюмирует Шеповаленко.

По этой причине, как считает эксперт, новые десантные корабли России нужны, но сложно сказать, насколько приоритетным является данный проект в рамках государственной программы вооружений. К тому же, здесь идет речь о вертолетоносцах, которые на практике являются более глубоким и сложным проектом, чем обычные десантные корабли.

Данный проект является для нашей страны технологическим вызовом

«У нас сегодня существуют определенные бюджетные ограничения, и в контексте перспектив данного проекта необходимо оценивать его приоритетность, как для ВМФ РФ, так и вообще для российских вооруженных сил», - заключает Шеповаленко.

Очевидно, что десантные корабли в ВМФ РФ нужно менять, но, во-первых, они сами по себе очень дорого стоят, а, во-вторых, мы здесь имеем дело с расширенным проектом, который на практике обойдется в гораздо большую сумму.

«Мы сегодня не можем окончательно разобраться c фрегатами проекта 22350 в лице «Адмирала Горшкова», а здесь идет речь о совершенно новом для нас классе кораблей, что будет сделать еще сложней», - констатирует Шеповаленко.

Если брать советскую практику, то в плане десантных кораблей самое большое, что мы делали, так это проект 1174 «Носорог» с полным водоизмещением в 14 тысяч тонн. За пятнадцать лет в СССР было построено три таких корабля – «Иван Рогов», «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко», а здесь речь идет о гораздо более крупных судах, которые согласно плану нужно будет построить и поставить на вооружение в рекордно сжатые для нашей страны сроки.

«На сегодня приоритет таких сложных кораблей не очевиден, хотя понятно, что новые десантные суда, причем в самое ближайшее время, нашему флоту точно понадобятся для замены проектов 775 и 1171», - резюмирует Шеповаленко.

Впрочем, до 2020 года нужно еще дожить и, учитывая то обстоятельство, что военная стратегия Россия сегодня в силу всех известных обстоятельств динамично развивается, за это время в эти планы могут быть внесены изменения.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник