11.09.2019

СМИ: Российский самолет-"гриб" получит уникальную технологию. Видит даже за горизонтом


Летающая лаборатория А-100ЛЛ, созданная для проекта перспективного многофункционального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения «Премьер», приступает к практическим полетам. Об этом сообщили в Объединенной приборостроительной корпорации. Базой для новой машины стал штатный самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50. По информации ОПК, в ходе воздушной апробации предполагается провести комплекс испытаний элементов, проверить на электромагнитную совместимость отдельные системы, отработать режимы информационного обмена, а также протестировать некоторые конструкторские решения.Как сообщил генеральный конструктор ОПК по системам и комплексам разведки дозора и управления авиационного базирования Владимир Верба, летающая лаборатория позволит заранее провести проверку работоспособности и взаимодействия элементов авиакомплекса, сэкономив время и средства на общее тестирование А-100 и повысив готовность самолета к проведению будущих государственных летных испытаний.«Дедушка» отечественной радиолокации Эту машину частенько могут видеть те, кто пользуется услугами военного «аэропорта» Чкаловский. Характерный «гриб» на пилонах над верхней частью фюзеляжа обычного с виду Ил-76 сразу же выделяет этот самолет среди других машин авиапарка подмосковной авиабазы.«Наш ответ "Аваксу", - так в свое время называли этот борт, намекая на сходство выполняемых им функций с задачами аналогичного авиационного комплекса радиообнаружения и наведения США AWACS (от английской аббревиатуры Airborne Warning and Control System - "раннее предупреждение и управление в воздухе"). Для американских машин был выбран самолет Boeing E-3 Sentry. Наши авиационные специалисты остановили свой выбор на одном из самых неприхотливых и надежных воздушных грузовиков – Ил-76.Справедливости ради стоит сказать, что А-50 был все же не первым проектом отечественной авиации дальнего радиолокационного обнаружения. В следующем году мы будем отмечать 55-летие первого полета самолета Ту-126, на котором применялась радиолокационная станция «Лиана». В конце 1950-х – начале 1960-х годов требовались нестандартные способы прикрытия северного направления СССР, как одного из наиболее вероятных для проникновения американских стратегических бомбардировщиков. Развертывание сплошной сети наземных средств выливалось в огромные финансовые затраты, и выход был найден в создании мобильных систем, размещаемых на самолетах.
РЛС «Лиана» в то время считалась настоящим чудом техники. Она позволяла обнаруживать воздушные объекты на дальностях от 100 до 350 км, а морские цели типа крейсера – до 400 км. Бортовая телекодовая аппаратура могла передавать полученные сведения на командные пункты ПВО и ВМФ, удаленные от самолета на две тысячи (!) км. Антенная система монтировалась над фюзеляжем на пилоне высотой 2,6 м, и это был первый в мире самолет с вращающимся грибовидным обтекателем радиолокационной станции. Интересно, что при создании упомянутого выше AWACS американские специалисты элементарно скопировали эту схему размещения РЛС, взяв ее за основу своего самолета.«У» значит, «усовершенствованный»
Нынешний российский авиапарк самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и наведения состоит из машин, получивших индекс А-50. Спектр задач этого воздушного наводчика – обнаружение, сопровождение и определение государственной принадлежности различных объектов, выдача информации на командные пункты, наведение истребителей и самолетов фронтовой авиации на цели.Характеристики А-50 впечатляют. Дальность обнаружения воздушных целей в отдельных случаях достигает 650 км, а количество сопровождаемых объектов может исчисляться тремя сотнями. В воздухе машина способна находиться до 4 часов, а в случае даже одной дозаправки это время увеличивается почти вдвое. Обеспечением работы специального оборудования, установленного на борту, занимается тактический состав в количестве 11 человек.
В мае 2014-го Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева, который, в числе прочих задач, выполняет интеграцию авиационных систем дальнего радиолокационного наблюдения, передал российской военной авиации очередной борт А-50, но – уже с литерой «У». В модернизации самолетов этой серии приняли участие специалисты Концерна радиостроения «Вега». Основной упор был сделан на переход на новую элементную базу бортового радиотехнического комплекса. Были кардинально модернизированы рабочие места членов тактического экипажа: вместо старых аппаратных стоек на основе электронно-лучевых трубок применены универсальные средства отображения информации на дисплеях и жидкокристаллических индикаторах. У А-50У появился новый комплекс связи, а новшеством, которое порадовало экипаж, стало размещение комнат отдыха, буфета с необходимым бытовым оборудованием и даже туалета.Летающий «Генштаб»
Новый авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения А-100 «Премьер», судя по информации из открытых источников, получит полностью цифровой навигационный комплекс, будет оснащен активной фазированной решеткой и цифровой системой управления. Базой для комплекса стал самолет Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90А-76. Этот «Ильюшин», впервые взлетевший в воздух всего четыре года назад, обладает новой конструкцией крыла, более современными двигателями с тягой 14,5 тонны каждый, усиленным шасси, а также измененным радиоэлектронным и навигационным комплексами. Всего до 2020 года Минобороны России должно получить от предприятия-изготовителя – ульяновского завода «Авиастар» – 39 таких машин. Шесть из них уже собраны.Эксперты в области авиации обращают внимание на то, что оснащение «Премьера» многофункциональным радиотехническим комплексом позволит успешно решать оперативно-тактические и стратегические задачи как в части ведения разведки, так и в области защиты от воздушного нападения. Как отмечает, к примеру, военный эксперт, полковник ВВС в отставке Юрий Авдеев, в основу разработки машины выведены системные вопросы увеличения боевой эффективности.«Бортовое оборудование А-100 позволит мгновенно вскрывать, опознавать и классифицировать цели (воздушные, надводные, наземные – без разницы), определять их координаты, – обращает внимание он. – Полученная информация будет также мгновенно передаваться на пункты управления».Данная информация станет основой для целеуказания корабельным и наземным зенитным средствам. Также с борта А-100 можно будет управлять группировками летательных аппаратов истребительной, бомбардировочной, штурмовой и специальной авиации, корректировать работу беспилотников.Наводчик для «Прометея»
Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления постоянно задействованы в отработке учебных и практических задач. Так, имеются сведения, что именно А-50 решали некоторые вопросы в ходе операции российских ВКС в Сирии. А буквально на днях эти машины принимали участие в тренировке органов управления и дежурных сил Объединенной системы ПВО государств-участников СНГ. Воздушные наводчики применялись для наращивания радиолокационного поля в зонах дежурства Су-27, МиГ-29, МиГ-31, а также в ходе перехвата имитируемых сверхзвуковых и стратосферных целей. При этом А-50 находились в небе более 5 часов, произведя дозаправку в воздухе и выполнив не менее двух десятков наведений на цели.Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу, поднявший на одном из ведомственных селекторных совещаний тему будущего поступления на вооружение авиационного комплекса А-100, подчеркнул, что эта машина по своим характеристикам превосходит зарубежные аналоги.«Его разведывательные возможности позволят обнаруживать новые классы целей, осуществлять наведение самолетов ударной авиации и управление ими», - заявил глава российского военного ведомства.Интересно, что о возможностях российского «Премьера» уже заговорили и на Западе. Так, в опубликованном не так давно американским изданием Right Side News материале сделан акцент на то, что использование этого самолета дальнего радиолокационного обнаружения может существенно повысить возможности российских систем ПВО. В частности, как подчеркнул автор статьи журналист Майкл Снайдер, А-100 придаст новые возможности зенитной ракетной системе С-500 «Прометей».«Этот комплекс в сочетании с "Премьером" будет способен перехватывать и межконтинентальные баллистические ракеты», - особо отметил автор публикации.

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)

А-100 "Премьер"

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) / многофункциональный авиационный комплекс разведки, оповещения и управления (МАКРОУ). Разработка проекта комплекса ведется ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с НПО "Вега-М" в соответствии с Указом Президента России от 28 апреля 2004 г. По состоянию на 2010 г. рассматривалось два варианта самолетов-носителей оборудования комплекса - Ил-76 и Ан-124. По данным СМИ на 2011 г. головной исполнитель проекта комплекса - ОАО концерн ПВО "Алмаз-Антей" (НПО "Вега-М" по др.данным). По состоянию на 2011 г. выбор сделан в пользу модификации Ил-76 - перспективного транспортного самолета (Ил-76-МД-90А, первый полет ожидался в начале 2012 г. или в течение года, в 2013-2014 г.г. планируется завершить испытания). В 2011-2015 г.г. продолжается проектирование комплекса и самолета А-100. По планам до 2020 г. планируется построить 39 самолетов ДРЛОиУ А-100.

Рождение проекта А-100 : в 1999 г. под давлением США Израиль отказался от участия в проекте поставки в Китай самолетов ДРЛО А-50И - самолет А-50 с неподвижными РЛС с ФАР комплекса "Фалькон" (Израиль). В 2000 г. представители ВВС Индии ознакомились с проектом А-50И и началась подготовка контракта на поставку трех аналогичных самолетов А-50ЭИ. Судя по всему в 2000 г. группой специалистов во главе с заместителем генерального конструктора ТАНТК им.Бериева А.В.Явкиным и компанией "Афрус" (руководитель - Николай Индреевич Качалов, выполнение интерьера президентских Ил-96) подготовлено техническое предложение на создание аналогичного А-50ЭИ самолета для ВВС России с российским радиотехническим комплексом с тремя большими РЛС с ФАР под обтекателем классического типа - А-100Е - экспортный вариант для поставки в Китай. На базе этого самолета и за счет китайского финансирования планировалось создание и самолета для ВВС России - А-100. С техническим предложением обратились в НПО "Вега", которое отказалось от участия в проекте ссылаясь на отсутствие ресурсов, "хотя официально выступили с уверениями, что только РТК с традиционной вращающейся антенной является оптимальным решением". Такой тип РЛС не устраивал потенциального заказчика самолета А-100Е - Китай - и ставил под вопрос, соответственно, финансирование всей программы. Техническое предложение в итоге получило поддержку МНИИП им. Тихомирова (руководитель - Юрий Иванович Белый). После проработки технического предложения 2 ЦНИИ Министерства обороны России возникло предложение по созданию в интересах воздушно-космической обороны многофункционального авиационного комплекса разведки, оповещения и управления (МАКРОУ). Подготовлен проект ТТЗ комплекса. Вероятно, в 2002 г. материалы по проекту А-100Е и проект ТТЗ представлены Игорю Климову - помощнику председателя совета директоров конценра "Алмаз-Антей" В.П.Иванова (генерал-лейтенант ФСБ). Предложено головным предприятием по созданию А-100Е и в дальнейшем А-100 сделать концерн "Алмаз-Антей". Проект утвержден в аппарате президента и принят Генеральным штабом ВС России. После цепи событий по смене руководства и собственника ТАНТК им.Бериева (им стало объединение "Иркут", а так же после изменений в концерне ПВО "Алмаз-Антей" (гибель 06.06.2003 г. Игоря Климова, которого 26.06.2003 г. на собрании акуионеров планировалось утвердить на посту генерального директора концерна) в 2003 г. подписан контракт на создание самолета А-100 с Министерством обороны России. Головным исполнителем по комплексу назначен концерн "Вега", субподрядчик - МНИИП им. Тихомирова. Создание экспортного варианта А-100Е для Китая и применение электронного сканирования (РЛС с ФАР) не предполагается (по информации начала 2000-х годов, http://www.aviaport.ru/conferences/35523/166.html).

Разработка и испытания . В 08.06.2006 г. подписан контракт на создание самолета ДРЛОиУ №63017 по тактико-техническому заданию от 06.05.2006 г. с использованием в качестве самолета носителя комплекса А-100 самолета ДРЛО иУ А-50. В 2013 г. принято новое ТТЗ на ОКР "Премьер-476" выполняемую по Госконтракту №Н/4/2-13-ДОГОЗ от 09.12.2013 г. со сроком завершения в ноябре 2013 г.

Согласно планам 2010 г. первый полет самолет А-100 должен был совершить до 2015 г. или немного позже - в 2016 г. (согласно планам, озвученным в 2011 г.). 15.06.2012 г. руководством страны в СМИ заявлено о том, что программа создания А-100 должна быть ускорена и первый полет планируется до 2017 г. 14 августа 2014 г. в СМИ появилась информация о том, что начать испытаня самолета планируется в 2017 г. и, что концерном "Вега" уже ведется создание опытного образца аппаратного комплекса самолета, уже выпущена рабочая и конструкторская документация самолета. В 2016 г. планируется начать испытания оборудования самолета ДРЛО. 21.11.2014 г. первый серийный Ил-76МД-90А передан на Таганрогский авиазавод для установки комплекса оборудования и испытаний первого экземпляра А-100, которые должны были начаться в 2015 г.


Выкатка первого летного Ил-476 серийный №01-02 из цеха авиазавода "Авиастар", г.Ульяновск, 15.12.2011 г. (http://www.uac-ta.ru).


Хронология объявления планов самолета ДРЛО А-100 "Премьер":
Дата заявления Дата первого полета Персоналии
2010 г. до 2015 г. СМИ
2011 г.
2016 г. СМИ
15.06.2012 г.
до 2017 г.
Руководство страны
14.08.2014 г.
2017 г.
СМИ
22.08.2016 г.
март 2017 г. (А-100ЛЛ)
СМИ
22.08.2016 г.
2018 г. (А-100)
СМИ

Конструкция - комплекс оборудования, включающий в свой состав антенну с обтекателем большого диаметра, устанавливается на самолет-носитель типа Ил-76МД-90А по классической для самолетов ДРЛО схеме.

Двигатели :
4 х ТВРД ПС-90А-76 я тягой по 14500 кг.

ТТХ самолета :
Вцелом аналогичны ТТХ самолета-носителя (Ил-76-МД-90А)

Оборудование :
Основной антенный комплекс с вращающейся антенной с двумя РЛС с ФАР с электронным сканированием по вертикали и механическим по горизонтали, а так же с цифровой обработкой сигнала (данные за 2014 г.), разработка ведется НПО "Вега-М", по состоянию на август 2011 г. в СМИ заявляется, что разработка антенного комплекса почти завершена. Но в 2013 г. в результате работы совместной комиссии специалистов ОАО «Концерн «Вега» и ОАО «НТЦ «Завод «Ленинец» было выработано решение прекратить работы в ОАО «НТЦ «Завод «Ленинец» по АФТ-S и ППУ изделия А-100 и продолжить их уже с использованием современных технологий применения полупроводниковых приборов, используя наработки специалистов ОАО «Концерн «Вега» и ФГУП «РНИИРС» (запланировано построение МБРЛС на основе использования твердотельной цифровой АФАР в S-диапазоне, ист. - Годовой отчет ОАО «Концерн «Вега» за 2013 год).

Скорость оборота 360 град - 5 сек
Дальность обнаружения целей ():
- самолетов - до 600 км (?)
- кораблей - до 400 км (?)

На самолете планируется использование цифрового навигационного комплекса и цифровой системы управления самолетом со "стеклянной" кабиной.

Модификации :
А-100ЛЛ - самолет-летающая лабюобратория на базе Ил-76МД для отладки комплекса оборудования до установки на первый экземпляр А-100 ().

А-100 - модификация для ВВС России.

А-100Е - экспортный вариант самолета с российским радиотехническим комплексом. Создание самолета для ВВС Китая планировалось на этапе проработки проекта до 2003 г. В кулуарах авиасалона МАКС-2015 велись переговоры о поставке Индии 3-4 самолетов А-100 ().

Статус : Россия

Источники :
Википедия - свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org , 2011 г.
ВЭБ поддержит Бе-200. Сайт http://www.aviaport.ru/conferences/35523/166.html , 2009 г.
Лента.ру. Сайт http://lenta.ru , 2010-2012 г.г.
Новости ВПК. Сайт http://vpk.name , 2011 г.
Обзор отчета ОАК за 2011 г. Сайт http://bmpd.livejournal.com/261417.html , 2012 г.
Самолет радиолокационного дозора и наведения А-50. Сайт

Новейший многофункциональный авиационный самолет-комплекс А-100, предназначенный для наведения и дозора, 18 ноября совершил свой первый полет. Об этом сообщает пресс-служба концерна «Вега», занимающегося разработкой А-100.

Во время первого полета были проверены аэродинамические характеристики самолета, работоспособность авионики и части целевой аппаратуры радиотехнического комплекса, сообщили в концерне.

А-100 может обнаруживать и вести наблюдение за целями как в воздухе, так и на земле или море.

Кроме того, новый самолет российской армии может участвовать в командовании истребительной и ударной авиацией, управляя звеньями при наведении на разные цели.

В начале октября заместитель министра обороны России Юрий Борисов заявил, что самолет А-100 должен первый раз взлететь до конца текущего года. В мае 2017 года министр обороны России Сергей Шойгу сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве, что новейший самолет А-100, разрабатываемый российскими специалистами, сможет обнаруживать новые классы целей, включая самолеты оперативно-тактической авиации нового поколения.

Новый радиолокационный авиакомплекс призван заменить самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 и А-50У. На самолете установлена новая радиолокационная система «Премьер», обладающая вращающейся антенной РЛС с активным электронным сканированием по вертикали, а также механическим сканированием — по азимуту.

Антенна российской РЛС делает один оборот за пять секунд — это в два раза быстрее, чем система радиолокационного обнаружения «Шмель», установленная на самолет-предшественник А-50 (он совершает один оборот за 12 секунд).

Контракт на программу «Премьер-476» был заключен между «Вегой» и Минобороны в 2013 году и закончен в срок — в ноябре 2017 года. В разработке нового самолета принимали участие также и специалисты НТЦ «Завод «Ленинец» и ФГУП «РНИИРС».

Также одним из участников работ по созданию комплекса дальнего радиолокационного обнаружения является Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева.

Основой для создания нового комплекса А-100 стал самолет Ил-76 модификации 90-А.

На «Ил» установили новый обтекатель, систему антенн и радиотехническое оборудование специального назначения.

Ил-76МД-90А — новейшая серийная модификация тяжелого транспортного самолета Ил-76, его серийный выпуск начался на ульяновском заводе «Авиастар-СП» зимой 2013 года. Машина обладает большей грузоподъемностью в сравнении с предшественниками, оснащена малошумными двигателями ПС-90А-76 и новым бортовым радиоэлектронным комплексом, а также «стеклянной кабиной» (электронной панелью приборов в кабине летчиков).

26 октября 2016 года состоялся первый полет прототипа «летающего радара» А-100. В августе 2016 года источник в Минобороны сообщал, что бортовой радиотехнический комплекс самолета уже отработан на наземных стендах, а летные испытания комплекса на борту самолета Ил-76МД (летающей лаборатории А-100ЛЛ) должны начаться в марте 2017 года.

А-100 является лишь одной из множества других новинок, которые вот-вот поступят на вооружение Армии России. На авиасалоне МАКС-2017 представили одну из самых ожидаемых российских новинок — многоцелевой истребитель МиГ-35.

Себестоимость его обслуживания значительно ниже, чем у более ранних машин. При этом МиГ-35 превосходит их в скорости, маневренности, бортовом радиоэлектронном оборудовании. Кроме того, в новом истребителе реализованы технологии «стелс».

В частности, на МиГ-35 установлено радиопоглощающее покрытие фюзеляжа, делающее самолет малозаметным для радаров.

Российское Минобороны планирует начать закупку новых истребителей МиГ-35 в 2018 году, заявил журналистам заместитель главы ведомства Юрий Борисов.

«Надеюсь, что, начиная с 2018 года, мы будем осуществлять закупку этого легкого истребителя», — подчеркнул Борисов. Как отметил замминистра, как только российское военное ведомство начнет закупать истребитель, его экспортный потенциал увеличится.

Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного дозора и наведения А-100 "Премьер" превзойдет американские самолеты типа AWACS. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал авиаэксперт Дмитрий Дрозденко .

"Самолеты радиолокационного дозора и обнаружения – это глаза и уши российской армии в воздухе. Они обнаруживают угрозу со стороны потенциального противника и передают информацию об этом в наземные подразделения и силы противовоздушной обороны. Более того, это командные комплексы, где оперативно принимаются решения о мерах по возможному отражению угрозы. Пресловутые американские стелс-технологии, которые, как утверждают США и Британия, делают абсолютно невидимыми F-35, российский самолет сделает просто бесполезными.

На сегодняшний день эти функции в России успешно выполняют А-50 "Оплот" на базе все того же Ил-76. Это достаточно эффективная машина, однако она принималась на вооружение еще в 1989 году. Реалии требуют обновления парка этой авиатехники с применением новейших технологий", - отмечает специалист.

"Летающие лаборатории применяются для того, чтобы тестировать на испытательной машине различное новое оборудование – от двигателей до антенн. Это позволяет видеть, как ведут себя приборы и агрегаты в настоящей "боевой" обстановке, что намного важнее испытаний, проведенных на земле. Опытный образец же станет тестируемым самолетом со всеми заданными конструкторами характеристиками, если он пройдет испытания, машина будет принята на вооружение российской армии", - подчеркнул авиаэксперт.

В этой области Россия конкурирует только с США

А-100 "Премьер" - самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления на базе Ил-76МД-90А с двигателем ПС-90А-76. Антенный комплекс будет построен на базе антенны с активной фазированной решеткой. Как сообщал в марте заместитель министра обороны Юрий Борисов, испытания перспективного самолета начнутся в июле. По его словам, самолет превосходит зарубежных конкурентов по характеристикам.

Американская AWACS (англ. Airborne Warning and Control System), первоначально обозначавшая конкретную систему для самолётов Boeing E-3 Sentry, а сегодня объединяющая понятие авиационного комплекса радиообнаружения и наведения США – единственный конкурент российских А-50 в воздухе в мире.

"Все остальные мировые аналоги имеют значительно более слабые характеристики. Фактически А-100 сведет к нулю все попытки потенциального противника максимально близко и незаметно подобраться к российским границам. При этом таких машин для нужд столь огромной страны, как Россия, достаточно несколько штук – они не висят в воздухе постоянно, а поднимаются лишь в случае непосредственной угрозы.

Многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного дозора и наведения – это , способный корректировать действия наземных войск, авиации, средств ПВО и других подразделений. Их постоянная модернизация необходима в свете постоянного совершенствования технологий радиоэлектронной борьбы. По сути, здесь действует принцип: кто "видит" дальше, тот и победит", - заключает Дмитрий Дрозденко.

При планировании военной операции против Сирии американские военные рассчитывали активно использовать самолеты системы AWACS (Airborne Warning and Control System), к примеру Boeing E-3 Sentry. Данные машины очень хорошо себя зарекомендовали во время боевых действий в Ираке, Афганистане и других горячих точках планеты. Самолеты подобного типа приобретают все большее значение в современных армиях. В настоящее время на вооружении российских ВВС находится 22 самолета ДРЛОиУ А-50, которые были построены еще в советское время. Также Минобороны России были переданы 2 модернизированных самолета А-50У, поставку третьей машины планируется завершить до конца 2013 года. Помимо этого, в 2013 году концерн «Вега» рассчитывает заключить контракт на поставку военным аппаратуры для 4-го такого самолета, который уже находится в сборке.

По словам заместителя генерального конструктора концерна «Вега» Вартана Шахгеданова, главное отличие самолетов А-50У от обычных А-50 заключается в замене аналоговой аппаратуры на цифровую, что повышает возможности самолета по обнаружению и сопровождению целей, а также наведению различных ударных средств поражения. Использование самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления позволяет оперативно в сжатые сроки наращивать радиолокационное поле, которое в России сегодня является не сплошным, а зональным. С увеличением интенсивности учебно-боевой работы данные самолеты все чаще привлекаются для решения задач по своему предназначению. К примеру, начиная с 2011 года по сегодняшний день, российскими самолетами ДРЛОиУ было выполнено более 150 учебно-боевых полетов и спецзаданий, самолеты выполнили свыше 1000 наведений истребительной и ударной авиации на наземные, воздушные и надводные цели. Самолет А-50, который был разработан в конце 70-х годов, по-прежнему не утратил своей значимости.


Парк российских самолетов ДРЛОиУ поэтапно обновляется за счет ввода в строй модернизированных машин А-50У, оснащенных современными радиотехническими комплексами. Благодаря этой версии, машина обрела вторую молодость. За счет применения современных технологий и замены части специальной аппаратуры удалось уменьшить массу комплекса, что, в свою очередь, стало причиной роста дальности полета и времени дежурства самолета в воздухе. Автоматизированные рабочие места бортовых офицеров боевого управления и других операторов были оснащены современными ЖК-мониторами, которые позволяют наглядно отображать воздушную обстановку в районе ведения боевых действий. Позволяют оперативно реагировать на все изменения, а также иметь под рукой все справочные данные для эффективной работы.

Модернизация позволила увеличить возможности самолета. Выросла дальность обнаружения воздушных и морских целей, увеличилось количество одновременно сопровождаемых воздушных (надводных) объектов, выдача и скорость обработки всей информации, также была реализована возможность автоматизированного наведения истребителей на воздушные цели во всем диапазоне скоростей и высот в условиях наличия помех.

Производством самолетов А-50 занимался и продолжает заниматься Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Бериева. Самолет построен на базе Ил-76МД и в состоянии совершать полеты на удаление в 7,5 тысяч километров со скоростью до 800 км/ч. Он в состоянии обнаруживать и классифицировать различные типы воздушных и наземных целей, одновременно отслеживая до 300 объектов. В настоящее время ТАНТК им. Бериева совместно с концерном «Вега» занимаются выпуском самолета в версии А-50У. Это вариант глубокой модернизации самолета с установкой усовершенствованного радиолокационного комплекса «Шмель-М» и «Шмель-2». По сравнению с базовой версией он обеспечивает захват и сопровождение целей на большем расстоянии.

Возможности самолета ДРЛОиУ А-50У позволяют обнаружить воздушные цели типа бомбардировщик на удалении до 650 км, истребители – 300 км, наземные цели типа танковой колонны – 250 км. Предполагается, что появление нового самолета ДРЛОиУ А-100 «Премьер» позволит удвоить данные цифры. На новом самолете планируется применение цифрового навигационного комплекса, а также цифровой системы управления со «стеклянной» кабиной пилотов. Самолет будет построен на базе Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90А-76, также известного как Ил-476. Сообщается, что его антенный комплекс будет построен на базе антенны с активной фазированной решеткой (АФАР). Первый полет самолета должен состояться до наступления 2017 года.


А-100, построенный на базе Ил-76-МД-90А, будет принципиально новым самолетом, который должен поступить на вооружение ВВС России. Самолет будет оснащаться многофункциональным радиотехническим комплексом, который позволит решать оперативно-тактические и стратегические задачи в области ведения разведки и управления авиацией видов ВС и родов сил (войск). В основу его разработки были выведены системные вопросы увеличения боевой эффективности и безусловного решения задач как в мирное время, так и в угрожаемый период, и во время ведения боевых действий. Отдельно можно выделить тот факт, что главные конструкторские и концептуальные решения принимались с учетом реальных возможностей современной вычислительной техники, последних достижений в области теорий оптимального управления, идентификации, фильтрации, пространственно-временной обработки сигналов.

Самолет А-100 «Премьер» предназначен для обнаружения, опознавания, классификации, определения координат и сопровождения воздушных, надводных и наземных целей и нестратегических ракетных средств нападения потенциального противника; передачи разведывательной информации на пункты управления разной видовой принадлежности и разных уровней, в том числе целеуказания на пункты управления корабельными и наземными ЗРС; управления всеми типами пилотируемых летательных аппаратов истребительной, бомбардировочной, штурмовой и специальной авиации, а также беспилотными летательными аппаратами.

При этом самолет ДРЛОиУ А-100 является логическим продолжением своего предшественника – А-50У. Данная машина сможет решать весь спектр стандартных для самолетов ДРЛОиУ задач, включая наземное наведение и управление экипажами, но также использовать различные типы беспилотников. В настоящее время в ВВС ведется работа над детальной разработкой полного спектра использования данного самолета после 2020-2030 года.


По сравнению со своим предшественником А-50У у А-100 «Премьер» должны вырасти показатели количества одновременно сопровождаемых объектов (целей), количества одновременно управляемых истребителей, должна вырасти дальность обнаружения целей, на порядок вырасти высота обнаружения воздушных объектов. Помимо этого, будут добавлены возможности управления наземными средствами поражения, отслеживания различных наземных целей и обеспечения загоризонтной стрельбы. Реализация данных возможностей позволит значительно увеличить эффективность ЗРК средней и большой дальности Сухопутных войск, ВМФ и ВВС, а также снабжение информацией обеспечиваемых и управляющих КП ВС России всех уровней.

Можно утверждать, что сохранив преемственность, новый российский самолет ДРЛОиУ А-100 станет принципиально новой воздушной системой как по сложности и числу решаемых боевых задач, так и по своим тактико-техническим характеристикам. Использование подобных самолетов позволит значительно увеличить эффективность ведения боевых действия всеми родами войск (сил). Также представляется очевидным, что для наиболее широкого применения заложенного в самолет потенциала необходимо будет провести дальнейшее усовершенствование приемов и способов решения оперативно-тактических задач с детальной проработкой соответствующих планов.

Источники информации:
-http://vpk-news.ru/articles/17645
-http://www.arms-expo.ru/049057054050124050052056055051.html


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник