16.06.2019

Приложение 5 к санпин 2.4 1.2660 10. Требования к помещениям, их уборке и оборудованию. XXI. Требования к соблюдению санитарных правил


Подготовка к школе, занятия для дошкольников - тема, которая беспокоит многих родителей. Что должен знать малыш перед поступлением в школу? Как привить ему навыки, нужные в усвоении школьного материала? Вот об этом подробно поговорим в данной статье.

  1. Что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет
  2. Подготовка к обучению в школе: с чего начать
  3. Задания для подготовки к 1 классу
  4. Основы математики – наш личный опыт
  5. Игры для готовности детей к школе

Здравствуйте, уважаемые читатели! Эта статья посвящена тем, чей малыш скоро станет первоклассником. Подготовка к школе, занятия для дошкольников - одна из главных тем для заботливых родителей. Кроме того, их беспокоит множество вопросов. Будет ли чадо хорошо учиться, станет ли ходить на обучение с удовольствием, одолеет ли немалый объем программного материала? Правда, некоторые родители считают, что подготовка к школе - это лишнее, “там ведь всему научат”. Это неверно. Неподготовленный ребенок обязательно столкнется при обучении с определенными сложностями. Если вы хотите, чтобы школьная программа давалась вашему отпрыску легче, помогите ему!

В этой статье я опишу основные параметры, по ним вы сможете определить для себя, готово ли ваше дитя к шагу в школьную жизнь. Советую взять лист бумаги с ручкой и по ходу чтения отмечать для себя моменты, над которыми стоит поработать. Я с сыном занимаюсь в постоянном режиме, описываю подробно наши занятия, делюсь опытом с читателями. Поэтому в статье вы увидите ссылки на уже освещенные мною занятия, и если по данному пунктику, вам нужно поработать, не поленитесь перейти и прочитать отдельную статью. Итак, начнем!

Что необходимо знать и уметь ребенку

Есть мнение, что дитя 6-7-летнего возраста должен обладать следующими знаниями и умениями:

  • Знать собственные фамилию, имя и отчество. Необходимо также знать фамилии, имена и отчества родителей, место их работы, свой адрес и телефон;
  • знать наименование населенного пункта, где он живет, правильные названия других стран мира;
  • знать наименования животных, уметь отличать диких животных от домашних, уметь разделять их на категории (воробей - птица, акула - рыба, медведь - зверь). Кроме того, необходимо знать наименования самых распространенных растений, овощей, фруктов и ягод;
  • знать времена суток, времена года, их последовательность, а также количество месяцев в году, количество дней в месяце и неделе. Помимо этого, малышу должно быть известно, как называются дни недели;
  • нужно иметь представление об основных природных явлениях;
  • наименованиях самых распространенных цветов;
  • знать названия нескольких видов спорта;
  • ответить как называются наиболее часто встречающиеся профессии, уметь рассказать, чем занимаются люди, относящиеся к той или иной профессии;
  • крошке необходимо уметь рассказать о своих любимых занятиях;
  • в 6-7-летнем возрасте детям нужно знать правила дорожного движения и назначение дорожных знаков;
  • необходимы основы знаний для обучения чтению, письму и математике (умение выделить определенную букву в слове, писать печатные буквы, считать до 10 туда и обратно, решать легкие примеры в пределах этих чисел, пусть даже с использованием визуальных предметов).

Много? Да, немало! Задача родителей - помочь овладеть этими знаниями.

С чего начать подготовку детей к обучению в школе

Подготовка детей к обучению в школе включает самые разные задания и упражнения. Разберем основные сферы.

Развитие познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер

Именно в дошкольном возрасте происходит формирование основ общения в коллективе. Как бы там ни было, а школа - это, прежде всего, коллектив. Что же необходимо знать родителям?

  1. Учитывайте темперамент ребенка, его привычки и желания. Не торопите события. Один малыш не может обойтись без друзей, другой прекрасно проводит время в компании любимых игрушек. Разрешите дитю быть собой.
  2. Будьте примером, дети, сами того не осознавая, часто копируют поведение взрослых по отношению к другим людям. Собственный пример действует лучше, чем любые назидания.
  3. Внимательно слушайте сына или дочку, задавайте вопросы, покажите, что рассказ по-настоящему интересен.

Развитие устной речи дошкольника

Вот несколько советов по речевому развитию.

Также советую послушать мнение логопеда:

Обучение чтению

Вопреки многим мифам и домыслам, умения бегло читать никто от первоклашки не потребует. Другое дело, важно, чтобы ребенок запомнил наименования букв и соответствующих им звуков. Для этого есть множество вариантов разрезной азбуки, кубики и пазлы с буквами. Есть и огромное количество компьютерных развивающих игр (ниже я посоветую нашу любимую), но слишком увлекаться ими не стоит.

Полезные упражнения при обучении дошкольника

Эти задания для подготовки к школе помогут с освоением навыков письма, рисования, разовьют умение думать и делать умозаключения.

Логические упражнения

К дошкольнику предъявляются достаточно серьезные требования в области логики. К примеру, необходимо:

  • Чтобы он умел найти лишний среди нескольких предметов;
  • составить рассказ по предложенным картинкам;
  • объединить несколько предметов по общему признаку (этот признак должен быть найден самостоятельно);
  • продолжить предложенный рассказ.

Логические упражнения помогают дошкольнику развивать самостоятельное мышление, речь, а также умение общаться со сверстниками, если задействовано несколько детей. Вот пример логических упражнений для дошкольников от компании Мерсибо . После регистрации у них на сайте, вы можете выбрать игры на нужный возраст и начать увлекательное путешествие.

Уверяю вас это интересно! Мой сын в восторге от программы, а я от игровой формы, в которой преподносятся порой сложные задачи. Не оставляйте дитя одного наедине с заданиями, если ему будет трудно, а рядом не будет того кто поможет – пропадет интерес и время будет потрачено зря.

Развитие мелкой моторики

Подготовка к школе, занятия для дошкольников немыслимы без развития мелкой моторики. Формирование мелкой пальчиковой моторики тем более актуально, что к 6-7 годам заканчивается формирование зон коры головного мозга, которые отвечают за развитие мелких мышц руки.

Для формирования мелкой моторики очень полезны рисование, изготовление поделок из пластилина, глины, воска, сборка конструктора, аппликация из различных материалов (ткань, спички, цветная бумага). Пусть получается не все и не всегда! Важно поддерживать ребенка в его стараниях, говорить, что все непременно получится. Малыш становится увереннее в себе, его самооценка повышается.

Ближе к 6-7 годам, мальчики и девочки, могут увлекаться лепкой по инструкции. Детям становится важен результат, они с удовольствием следуют правилам. В этом им могут помочь простые, но очень наглядные книги Веры Гроф.

Готовим фундамент для математических знаний

Математика является одним из самых сложных школьных предметов. Как правило, математика при подготовке к школе вызывает наибольшее количество сложностей. Советую ознакомиться с нашим опытом по подготовке дошкольника к первому классу. Вот несколько интересных статей, которые, несомненно, будут полезными.

Математика для дошкольников

Математика не просто нужная и сложная, но и очень интересная наука! В данной статье, я показала как заинтересовать дитя решением математических заданий. Моему сыну гораздо интересней заниматься, вообразив, что это не математические примеры на сложение и вычитание, а вкусные оладушки или волшебный цветок с лепестками заданиями и ответом в центре.

Пять веселых пальчиков

Возьмите лист бумаги и карандаш. Попросите ребенка обвести пальчики на руке. Теперь несколько заданий:

  • Пересчитать пальчики на руке;
  • присвоить каждому определенный номер.

Ищем четырехугольники

Нарисуйте несколько геометрических фигур и попросите ребенка найти только четырехугольники. Пусть малыш сосчитает их и раскрасит, предположим, в зеленый цвет.

Запомни цифру

Заготовьте карточки с написанием различных цифр. Возьмите две карточки и попросите ребенка, чтобы он запомнил их наименования. Затем смешайте их с остальными цифрами, попросите выбрать именно те, которые запомнил.

Составь цифры

Эта игра для ребенка, который хорошо знает, как пишется та или иная цифра. Заготовьте карточки с цифрами от 1 до 10. Разрежьте карточки пополам и попросите ребенка составить половинки таким образом, чтобы вновь получились изображения цифр.

Вот наше видео о “сердечной математике” в канун Дня Святого Валентина:

Возможные сложности и ошибки

Рассмотрим самые распространенные ошибки родителей, выясним, как избежать ошибок при подготовке к школе.

  1. Полное бездействие. Как уже говорилось, некоторые родители ошибочно полагают, что ребенок всему научится самостоятельно, “нечего ему мозги сушить”. Безусловно, научится, но ему придется гораздо сложнее, чем подготовленным сверстникам. Да и самооценка малыша страдает.
  2. Не менее серьезная ошибка - перекладывать всю ответственность на детсад или центр детского развития. Никто не говорит, что обучение дошкольника - простое дело, но оно доступно всем родителям, которые заинтересованы в хорошем результате.
  3. “Лучше поздно, чем никогда”. В этом случае пословица не работает. Пытаться сделать из ребенка гения за несколько месяцев до знаменательного 1 сентября, лихорадочно выполняя разнообразные задания - по меньшей мере, неразумно. Нужно, чтобы подготовка к школе, занятия для дошкольников были регулярными и за несколько лет до первого школьного звонка.
  4. Самое распространенное заблуждение - пытаться во что бы то ни стало обучить чадо навыкам чтения, счета и письма. Конечно, это замечательные навыки, но они вовсе не гарантируют того, что малыш будет успешно усваивать школьный материал. Гораздо более ценными навыками являются умение размышлять, сравнивать предметы, прослеживать связи между явлениями, делать выводы.

Иногда бывает, что малыш никак не может понять материал или же усваивает его недостаточно хорошо. Ничего страшного в этом нет. Просто у будущего школьника не сформировались предпосылки к данному материалу. Важно, обучая ребенка, не отбить у него охоту к занятиям, не нанести вред будущему учебному процессу. Не сделать так, чтобы подготовка к школе, занятия для дошкольников превратились в рутину. Как это сделать? Очень просто. Во-первых, заниматься регулярно. Во-вторых, выбирать такие игры и упражнения, которые не просто полезны, но и нравятся ребенку.

На сегодня у меня все, уважаемые читатели, если информация кажется вам полезной, поделитесь ею в соц. сетях с друзьями, соблюдая . А я постараюсь радовать вас не менее интересными статьями. Чтобы не пропустить еженедельную рассылку, подпишитесь, пожалуйста вверху страницы.

Цель : дать общее понятие о речи человека, формирование положительной мотивации к познавательной деятельности. Формирование графических навыков. Повторение и письмо букв А, О, У, Ы, И.

Материал : ежик, кошка, собачка, рабочий лист. Карточки с буквами А, О, У. Карандаши.

- Тут-тук-тук! Ой, ребята, кто это к нам идет? (показываем детям ежика)
- Ежик, а зачем ты к нам пришел?
- Шу-шу-шу, фыр-фыр-фыр!!!
- Ребята, вы что-нибудь поняли, что ежик сказал?
- Ежик, повтори еще раз.
- Шу-шу-шу, фыр-фыр-фыр!!!
- Ничего не ясно.
- Мяу,мяу,мяу.
Ой, кто это к нам пришел? (педагог достает из-под стола кошку)
- Гав, гав, гав.
Ой, кто это к нам еще идет? (педагог достает из-под стола собачку)
- Ребята, вы поняли, что сказали нам звери? (нет) И я не поняла.
- А меня вы понимаете? (да). Пойдемте, поиграем на ковре.
- Давайте попрыгаем, потопаем, похлопаем. Вы меня понимаете, потому что у нас с вами есть человеческая речь, с помощью нее мы с вами общаемся.

Педагог просит детей по очереди назвать какое-либо действие. Дети называют и выполняют его вместе с педагогом (потанцуем, покрутимся и т.д.).

- Вы говорите и все вас тоже понимают. А зачем нам нужна речь? Чтобы общаться. А как быть, если люди далеко друг от друга? Можно написать письмо. Письмо это тоже речь, которую мы записываем с помощью букв. Мы с вами научимся грамотно владеть своей речью: правильно говорить, писать слова и предложения, а также читать!
- Послушайте слова, которые я вам сейчас скажу: АИСТ, АЗБУКА, АРКА. С какого звука начинаются все эти слова? Правильно, со звука А.
- А это буква, которая обозначает звук А. (Педагог показывает карточку с буквой А). Обведите букву пальчиком. Нарисуйте пальчиком на столе. Нарисуйте вместе со мной в воздухе.
- Теперь послушайте следующие слова и назовите первый звук: ОБЛАКО, ОСЛИК, ОСЫ.
- Какой звук услышали? Звук О. А это буква О, которая обозначает звук О на письме. (Педагог показывает карточку с буквой О). На что похожа эта буква?

- Сегодня вспомним еще один звук и букву. Послушайте слова и выделите первый звук: УМ, УТКА, УСЫ.
- Какой звук услышали? Это звук У. А это буква У, которая обозначает звук У на письме. (Педагог показывает карточку с буквой У).
- Обведите букву У пальчиком. Нарисуйте на столе. Нарисуйте в воздухе.
- А теперь мы все эти буквы напишем!

Дети в рабочих листах обводят буквы А О У. Педагог следим, чтобы дети двигались слева направо и сверху вниз, не пропуская букв в строчках.

- Послушайте слова, которые я вам сейчас скажу: ИГОЛКА, ИНДЮК. С какого звука начинаются все эти слова? Правильно, со звука И.
- А это буква, которая обозначает звук И. (Педагог показывает карточку с буквой И). Обведите букву пальчиком. Нарисуйте пальчиком на столе. Нарисуйте вместе со мной в воздухе.
- Теперь послушайте следующие слова и назовите одинаковый звук, который встречается в каждом слове: МЫЛО, БЫК, РЫСЬ, ЛЫЖИ.
- Какой звук услышали? Звук Ы. А это буква Ы, которая обозначает звук Ы на письме. (Педагог показывает карточку с буквой Ы). На что похожа эта буква?
- Обведите букву пальчиком. Нарисуйте на столе. Нарисуйте в воздухе.
- Обведите буквы Ы, И на рабочих листах.

Дети в рабочих листах обводят буквы Ы, И. Педагог следит, чтобы рука ребенка двигалась слева направо и сверху вниз, не пропуская букв в строчках.

Обучение чтению. Звуковой анализ слов. Звук И

Материал

Педагог предлагает детям назвать, что нарисовано на картинках.

- Раскрасьте предметы, названия которых начинаются на звук И.
- Какие картинки будете раскрашивать? Почему?
- Произнесите слова так, чтобы звук И хорошо был слышен.

Обучение чтению. Звуковой анализ слов. Место звука Ы в словах

Материал : рабочий лист, цветные карандаши.

- Знаю я, и знаешь ты, что нет слов, начинающихся на звук Ы.
- Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или конце слова.
- Придумайте самостоятельно слова со звуком Ы, и скажите, где звук стоит, в середине или в конце.
- Если звук Ы стоит в середине слова – поставьте красным карандашом точку в середине линии, если в конце слова – в конце линии.
- Спасибо, ребята, что познакомили Машу со звуками и буквами Ы, И.

Обращаем внимание детей, что в слове лыжи звук Ы находится в середине и конце слова.

Числовой ряд. Счет до 20

Давайте с вами посчитаем до 20. Приготовьте ручки. Будем с вами хлопать в ладоши и все вместе хором считать на каждый хлопок.

Педагог считаем вместе с детьми.

Подвижная игра. Дни недели

Дети становятся в круг.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование)

В среду долго умывался, (умываемся)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают)

Математика "Равенство и неравенство"

Цель : формировать умение понимать количественные отношения между числами в пределах 10, записывать их при помощи знаков "равно" и "неравно".

Материалы : миска с 5 яблоками и 5 морковками на каждого ребенка (либо деревянными, либо вырезанными из картона), знаки = и, по 2 тарелки на каждого ребенка. Зайчик - игрушка.

1. Урожай.

- Давайте поможем зайчику собрать урожай.
- Положите на одну тарелку 1 яблоко, а на другую 1 морковку. Сколько яблок? Сколько морковок? (По одному). Значит яблок и морковок поровну.
- Для того, чтобы показать, что количество предметов одинаково, используется знак "равно".

Педагог показывает знак детям.

Положите этот знак между тарелочками.

- Получилось один равно одному.
- Положите на тарелочку к яблоку еще одно яблоко. Можно ли оставить знак равно? (Нет)
- Почему? (Два неравно одному).
- Правильно. Для того, чтобы показать, что количество предметов не равно друг другу, используется знак "неравно".

Педагог показывает соответствующий знак.

- Чем отличаются знаки "равно" и "неравно" друг от друга?
- Давайте между тарелочками сейчас положим знак неравенства.
- Получилось два неравно одному.
- Положите на тарелку еще одну морковку. Какой знак нужно поставить? (Равенства)

Дети самостоятельно читают запись.

- А теперь сами положите морковки и яблоки на тарелки и поставьте нужный знак между ними, прочитайте запись.

2. Педагог выдает рабочий лист.

Посмотрите на задание с морковками. Поставьте между морковками знак равенства или неравенства.

Окружающий мир. Овощи и фрукты

Цель : развитие умственных действий анализа-синтеза, обобщения.

Материал : муляжи овощей и фруктов,которые лежат в мешке, две миски.

Педагог организует игру на ковре.

Маша решила загадать нам загадки, послушайте их ответьте на вопросы.
- Чего в лесу больше: елок или деревьев?
- Чего в огороде больше: овощей или картошки?
- Кого в детском саду больше: девочек или детей?
- Маша принесла нам мешок, давайте посмотрим, что в нем лежит.

Дети по очереди достают предмет из мешка и называют его.

- Ох, как много овощей и фруктов лежало в мешке.
- Давайте сложим овощи сложим в одну миску, а фрукты в другую.

Дети называют и сортируют овощи и фрукты.

- Молодцы, все мы с вами разложили.

Массажная пауза. Мой мизинчик, где ты был?

Одеваем и снимаем пружинное колечко на все пальчики по очереди.

Мой мизинчик, где ты был?

С безымянным – щи варил,

А со средним – кашу ел,

С указательным запел.

А большой меня встречал

И конфетой угощал,

Правый же большой плясал

И на танец приглашал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Средний брат несет рюкзак,

Безымянный ходит так.

А мизинец стал играть,

Братьев слушать приглашать. (Хлопаем в ладоши под ритм стихотворения)

Раз – два – три – четыре - пять!

Развитие мышления. Комбинаторика. Домики у зайчика

Цель : развитие комбинаторного мышления.

Материал : рабочий лист, карандаши.

- У зайчика есть два домика. Посмотрите, как зайчик решил раскрасить стены домиков.
- Посмотрим сначала на домик с геометрическими фигурами: кругом, квадратом и треугольником.
- Мы поможем зайчику раскрасить стены домика, а для этого надо дорисовать фигуры так, чтобы они в строчках не повторялись. (Если дети не имеют представления о понятии "строчка", то педагог объясняет).

Педагог вместе с детьми делает первую строчку, чтобы им стала ясна суть задания.

Дети самостоятельно "раскрашивают" стены второго домика.

Развитие речи. Незаконченный рассказ "Кнопка"

Цель : развитие воображения, развитие речи.

Материалы : текст, который читаем детям вслух.

"Жила-была канцелярская Кнопка. Как-то раз попала она в руки к злобному мальчишке, который стал подкладывать ее ребятам на стул. Когда они, присев на стул, вскакивали как ужаленные, мальчишка противно хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И вот..."

Придумайте, что сделали бы вы, если бы были Кнопкой. Рассказ надо начинать так: "Я, Кнопка, придумала вот что..."

Подвижная игра. Зарядка – разминка

Дети встают в круг.

Для начала мы с тобой

Крутим только головой. (Медленные вращения головой)

Корпусом вращаем тоже. (повороты вправо – влево)

Это мы, конечно, можем.

А теперь мы приседаем. (Приседаем)

Мы прекрасно понимаем –

Нужно ножки укреплять,

Раз, два, три, четыре, пять!

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны. (Потягивания)

Прогнулись. (Наклоняемся вперед)

Формирование знаний об окружающем мире. Дни недели

Цель : формирование знаний о днях недели, формирование временных представлений.

Педагог с детьми хором повторяют дни недели, загибая при этом пальчики.

- Сколько всего дней недели? Как вы думаете, зачем нам надо знать названия дней недели?

Затем педагог спрашивает у каждого ребенка название дней недели и при необходимости помогает.

- А теперь, давайте, поиграем немного с днями недели! Если вчера была пятница, то сегодня...
- Перед четвергом была...
- Каждое воскресенье мы ходим в парк и вчера тоже ходили. Какой день недели сегодня?
- Утром я пришла на работу, а вернусь домой...

Математика. Равенство и неравенство

Цель : продолжать учить понимать количественные отношения между числами в пределах 10, записывать их при помощи знаков.

Материалы : миска с 5 кружочками и 5 квадратиками на каждого ребенка, знаки "равно" и "не равно", по 2 тарелки на каждого ребенка, кукла.

Давайте поможем кукле Маше разложить фигуры.

Положите на одну тарелку 2 круга, а на другую 3 квадрата. Какой знак надо поставить равно или неравно? (неравно) Почему? (Потому что 3 больше 2). Прочитайте запись. (Два неравно трем).

Таким же образом составляем еще 5 равенств или неравенств.

Пальчиковая гимнастика. Зверята

Дружат добрые зверята (пальцы рук соединяются в "замок").

Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).

Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).

Дружат в небе комары,(ритмичное касание средних пальцев обеих рук).

Дружат милые ежата, (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).

Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук).

Вот как разыгрались,

По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями)

Подготовка руки к письму. Волнистые линии. Грядки

Цель : развитие графо-моторных функций.

Материал: рабочий лист (см. выше), карандаши.

Обведите волнистые линии.

Педагог задает домашнее задание детям.

Прощание

До свидания, до свидания приходите к нам еще,

До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.

До свидания, до свидания, приходите к нам опять.

До свидания, до свидания – будем весело играть!

День первый. Занятие 1.

Тема: Знакомство

Цель: 1. Знакомство друг с другом.

2. Введение знака 1.

Ход занятия.

I . Организационный момент.

Встреча детей. Помощь выбора места в классе.

II .Сообщение темы и цели занятия. Знакомство друг с другом.

Дети, сегодня наше первое занятие мы посвятим знакомству друг с другом. Как вы думаете, чему мы должны научиться на занятии? (Как знакомиться, узнать имена друг друга). Да, мы должны узнать имена детей в классе. А кто знает, как люди знакомятся? (Называют свое имя). Верно. Давайте сейчас громко каждый из вас назовет свое имя на счет раз, два, три. А на этот знак (пален па губы) молчок. Хорошо. Начинаем знакомиться "раз, два, три". Кто скажет, как зовут этого мальчика? А эту девочку? Получилось ли у нас знакомство? Почему? (Дети с места выкрикивают ответы).

Дети, я ничего не могу понять. Вы все говорите сразу и мне

ничего не понятно. А для того, чтобы я вас понимала, в школе есть определенное правило: Хочу ответить поднимаю... (руку). Верно. А кто-нибудь умеет поднимать руку no -школьному? Покажите, пожалуйста. Это школьное правило обозначим специальным знаком.

А теперь ответим по - школьному: почему не получилось у нас знакомство? (Говорим все вместе никто ничего не слышал).

Вывод: Всем вместе говорить не стоит. Говорить надо по очереди. Как понимаете выражение по - очереди.

А теперь познакомимся правильно, и поможет нам в этом воздушный шарик. Тот, кто его получит должен встать, назвать свое имя и немного рассказать о себе. Сейчас шарик у меня. Можно начнем наше знакомство с меня. (3-4 предложения о себе). Затем шарик передается каждому из учеников. А теперь вы слышали всех детей? Кто запомнил имя...? Сразу запомнить все имена очень трудно. Сегодня мы постараемся запомнить имя соседа по парте. Еще раз назовите друг другу ваши имена, при этом улыбнитесь или пожмите друг другу руки.

Математика.

Тема: Счет предметов.

Цели: - познакомить со счетом предметов, с понятиями «стоять

перед…», «следовать за…», «находиться между…» и др;

Учить писать графические диктанты;

Развивать познавательные способности детей в

подготовительный период.

Оборудование: - магнитофон, набор цифр, сказочные герои,

игрушки-звери.

Примечание: после каждого письменного задания дети оценивают свою работу, закрашивая кружок рядом в зеленый(всё получилось), желтый(были некоторые трудности) и красный(нужно еще поработать, не получилось)

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Знакомство с детьми .

Каждый ребёнок встает и называет своё имя. (Показать ребятам, как дети должны приветствовать взрослых и поднимать руку).

    Математическое занятие .

Сегодня мы с вами будем путешествовать по сказочной стране, в которой нас ждут сказочные герои.

Задания Незнайки:

1). Проговаривание стихотворения с движениями:

Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой руки)

На цветы (круговое движение правой руки)

И на дорожку (обе руки перед собой)

Льётся, льётся – ой, ой, ой! (покачивание головы)

Побежали мы домой, (бег на месте)

Прибежали мы домой и сели (садимся за парты)

А в окошко смотрим – в небе дождь идёт.

Сейчас я вам буду говорить, как идет дождь – медленно или быстро:

Кап… кап… кап… (-А вы пальчиками по столу постучите, покажите, как это бывает – как на фортепиано). качивание головы)

(обе руки перед собой) стране, в которой нас ждут сказочные герои.

2). Работа в тетрадях.

- А теперь покажем Незнайке, как идет дождь (ставим точку в угол каждой клетки).

Сначала дождик капал, а теперь он стал сильнее. Вот – что получилось на стекле:

Но вот дождик закончился, и мы можем поиграть.

(Дети пальчиками стукают, как на пианино, изображая, как стучит дождик.)

Задания Буратино:

1) Счет предметов (прямой и обратный).

2) - Нарисуйте столько красных квадратиков, сколько пальчиков на левой руке.

Поднимите левую руку.

Сколько пальчиков?

Посчитаем хором …

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Буратино подтянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся,

Руки – в стороны развел,

Ключик – так и не нашел,

Чтобы ключик тот достать,

Надо чуть повыше стать

Дети становятся на носочки, чтобы достать ключик.

Задание Мальвины:

Сколько рыбок на рисунке? (1)

Кто сможет из данных цифр найти единичку?

Нарисуйте 1 рыбку.

Задания Колобка:

Назовите зверей: кот, медведь, белка, заяц.

Кто стоит первым?

Кто стоит последний?

Кто стоит между медведем и зайцем?

Между кем стоит медведь?

Кто стоит второй?

Кто стоит за медведем?

Кто стоит перед зайцем?

Задания Зайчонка:

Игра «проиди по дорожке»

    Итог занятия.

Развитие речи.

Тема: Развитие речи: стихи А.Барто. Письмо элементов букв.

Штриховка. Школьные принадлежности.

Цели: - развивать речь детей; учить выделять звуки в слове,

узнавать количество звуков; составлять рассказы по

сюжетным картинкам.

Оборудование: сюжетные иллюстрации стихотворений А.Л. Барто,

магнитофон, школьные принадлежности.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Работа по развитию речи.

«Угадай стихотворение»

Рассказывание стихов А.Л. Барто по сюжетным картинкам.

А как вы относитесь к своим игрушкам?

Физкультминутка (музыкальная).

    Игра «Что должно лежать в портфеле?»

Портфель.

Зимою в школу он бежит,

А летом в комнате лежит,

Но только осень настает,

Меня он за руку берет.

Ручка.

Буквы напечатанные –

Очень аккуратные.

Буквы для письма

Я пишу сама.

Очень весело пишется ручке:

Буквы держат друг дружку за ручки.

Линейка

Я – линейка,

Прямота – главная моя черта.

Учебник.

Учитель у меня в портфеле!

Кто? Быть не может! Неужели?

Взгляни, пожалуйста! Он – тут.

Его учебником зовут.

Закладка.

Я – красивая закладка.

Я нужна вам для порядка.

Зря страницы не листай.

Где закладка, там читай!

Резинка.

Я – ластик, я – резинка,

Чумазенькая спинка.

Но совесть у меня чиста –

Помарку стёрла я с листа.

Пенал.

Карандаш в пенале мается,

Но зато он не ломается,

Ручка в темноте находится,

Но зато легко находится.

Точилка.

Почему из-под точилки

Вьются стружки и опилки?

Карандаш писать не хочет,-

Вот она его и точит.

Карандаш.

Я – малютка карандашик,

Исписал я сто бумажек.

А когда я начинал,

То с трудом влезал в пенал.

Школьник пишет и растет,

Карандаш – наоборот.

Тетрадки.

Тетрадки в портфеле шуршали,

Что в жизни важнее, решали.

Тетрадка «в линейку» бормочет:

Грамматика!-

А «в клетку» тетрадка, ворчит:

Математика!-

На чем примирились тетрадка с тетрадкой,

Для нас до сих пор остается загадкой.

Кисточка.

Над бумажным над листом

Машет кисточка хвостом.

И не просто машет,

А бумагу мажет.

Красит в разные цвета

Ух, какая красота!

3. Физкультминутка.

«Вышли мышки…»

Вышли мышки как-то раз –

Посмотреть, который час,

Раз, два, три, четыре –

Мышки дернули за гири …

Вдруг – раздался страшный звон!

Убежали мышки вон!

4.Выделение звуков в слове.

А сейчас поиграем так: если вы услышите звук (К) или (КЬ) , то хлопните в ладоши:

Конь, луна, клубок, сани, самолет, каша, кораблик, поезд.

Игра «Сколько звуков услышите?»

Если кто-то из вас слышит 1 звук – ставьте 1 руку на локоть, а если 2 звука – 2 руки на локоть.

(с) (ал) (у) (ма) (он) (р) (ко) (в)

5.Итог занятия.

Письмо

Тема:

Цели: - научить детей штриховать наклонно, писать элементы

букв, развивать мелкую моторику пальцев.

Оборудование: лекало, шаблоны фруктов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент.

- Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)

Ребята, вспомните, когда вы говорите эти слова. (Когда встречаем своих знакомых)

А какие вежливые слова вы ещё знаете?

    Игра «Вежливо - невежливо».

Встаньте все. Я буду называть разные поступки. Если речь идет о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, если о невежливом поступке – стоите тихо, не хлопаете.

· Поздороваться при встрече.

· Толкнуть и не извиниться.

· Свистеть, кричать, шуметь в школе.

· Уступить место старшим.

· Не вставать на обращение учителя.

· Помочь подняться по лестнице.

· Попрощаться уходя.

    Работа в тетрадях «в узкую линию»

- Послушайте правила при письме.

ПРАВИЛА ПРИ ПИСЬМЕ

Чтобы красиво писать, нужно красиво сидеть. Посмотрите как это выполняют школьники (презентация).

4. Проверка восприятия:

Как нужно сидеть? Покажи.

Наклон тетради? Покажи.

Как правильно держать ручку? Покажи.

Расстояние между партой и грудью.

Расстояние от тетради до глаз.

Физминутка музыкальная

5.Игра «Продолжи» и штриховка.

6. Итог занятия.

Конспект занятия по подготовке детей к школе.

Данное занятие предназначено для подготовки детей 5-6 лет к школе. Для педагогов дополнительного образования, воспитателей подготовительных групп дошкольных учреждений.
Тема: Изучение согласного звука «М».
Цель : всесторонне развитие личности ребёнка.
Задачи:
- формирование приёмов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, моделирования;
- знакомить детей с буквой и звуком «М», осваивать способы слогового чтения;
- развитие памяти, внимания, вариативности мышления, воображения;
- воспитывать желание получать знания, готовиться к обучению в школе.
Возраст детей : 5-6 лет.
Раздаточный материал:карточки красного, синего и зелёного цвета, тетрадь в клетку, цветные карандаши для каждого обучающегося.
Оборудование: Плакат со слоговой таблицей, картинки с изображениями на букву «М».
Методы и приёмы: художественное слово, игра, объяснение, показ, закрепление, напоминание.

Ход занятия.

1. Приветствие.
Педагог:
- Привет всем, у кого есть косички! Привет тем, кто сегодня слушался маму! Привет тем, у кого имя начинается на букву «М»! Привет тем, кто сегодня ел конфеты! Привет тем, у кого имя начинается на букву «А»! (Дети отвечают на приветствие).
2. Игра на внимание «Пол-нос-потолок».
Педагог: Сейчас мы с вами поиграем. Будьте очень внимательны! Я стану произносить «пол», «нос», «потолок» и указывать на них. И вы- указывать вместе со мной. Сначала я буду делать это правильно, а потом буду вас путать. Вы же должны показывать на то, что я говорю, а не то, что я показываю. Попробуем? Итак, начали!
3. Изучение буквы и звука «М».
Педагог: Ребята, давайте вспомним с вами 10 гласных звуков. (Ответы детей). Теперь вспомним согласные, которые мы с вами уже знаем. (Ответы детей).
А сегодня мы с вами познакомимся с буквой «М», посмотрите, как она пишется. (Педагог обращает внимание детей на доску).
Педагог: Сейчас давайте откроем тетради и нарисуем букву «М».

Скажите, а как вы думаете, это гласная или согласная буква? (Ответ детей).
- Правильно, молодцы! Буква «М» - согласная и поэтому мы можем ей нарисовать синие сапожки.
- А теперь давайте произнесём, какой звук у этой буквы: «М…». Скажите, какие вы знаете слова, которые начинаются со звука «М»? (Ответы детей).
- Какое самое дорогое для нас слово? Конечно, же «мама».
4. Игра: «Звуковые прятки».
Педагог: Я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши, если услышите звук «М» в слове. Если же нет звука «М» в слове, то топаем ножками. Приготовились? Начали: медведь, мыло, мороженое, мёд, мандарин, метро, аптека, кино, картина, малина и.д.
Скажите, а в слове «медведь» – звук «М» - в начале, в конце или в середине слова? А в слове «мама» – звук «М» в начале, в конце или в середине слова? (ответы детей).
А как вы думаете, ребята, что бы случилось бы, если бы не было звука «М», если бы он потерялся? В слове «мама»- «а-а», в слове «мороженое» «ороженое».
Педагог приводит детей к выводу, что все звуки важны и нужны.
5. Звуковой анализ слова.
Педагог: Приготовили карточки. Сейчас мы с вами сделаем звуковой анализ слова «МАМА».
Давайте вспомним, какого цвета у нас гласные звуки? (красного).
Согласные твёрдые звуки – синего цвета, согласные мягкие – зелёного.
Приступаем выкладывать из карточек:
- Сколько звуков в слове «мама»?
- Какого цвета первая карточка?
- Какой звук она обозначает?
- Какого цвета вторая карточка? И т.д.
- Теперь проверим, у кого карточки выложены в следующем порядке: синий, красный, синий, красный. Молодцы!
6. Физкультминутка.
Девочки и мальчики прыгают, как мячики.
Мяч подскакивает вверх
Кто подпрыгнет выше всех?
Тише, тише мяч устал,
Прыгать мячик перестал
И под парту закатился,
Ну а мы за стол засидимся.
7. Геометрический диктант.
Педагог : Ребята, приготовьте цветные карандаши, мы с вами будем рисовать геометрические фигуры. Не забудьте, что начинать надо с начала строки и продолжать в строку, за поля не выходить. Приступим: красный треугольник, синий квадрат, два жёлтых круга, зелёный прямоугольник, два красных квадрата, три синих треугольника, коричневый круг и зелёный круг.
Теперь проверим: педагог повторяет.
8 Пальчиковая гимнастика.
У девочек и мальчиков
На руке 5 пальчиков.
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний – тоже не последний,
Палец безымянный с колечком ходит, чванный
Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.
9. Игра на внимание.
Педагог: прошу выйти к доске 4 человека. Остальные должны запомнить, в каком порядке стоят ребята у доски. По команде дети отворачиваются, а у доски меняются местами. Затем команда: «повернулись». Необходимо отгадать, кто из детей у доски поменялся местами. Игру повторить несколько раз.
10. Подведение итогов.
Педагог: ребята, сегодня мы с вами узнали много нового на уроке, познакомились с очень «важной и вкусной» буквой «м». Мы узнали, что самое важное и дорогое слово «мама» начинается с буквы «м» и сладкое - мороженое, мёд. У вас у всех хорошее настроение, понравилось занятие? А давайте поделимся хорошим настроением друг с другом и передадим улыбку по кругу. До встречи!

Республика Крым

Симферопольский р-н

МБОУ «НОВОАНДРЕЕВСКАЯ ШКОЛА»

РАЗРАБОТКА

ЗАНЯТИЙ КУРСА

«ШКОЛЫ РАЗВИТИЯ»

ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ

6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

К ШКОЛЕ

ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНІХ КЛАССОВ

ПИДРОНОВА Е.И.

РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ КУРСА «ШКОЛЫ РАЗВИТИЯ» ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ

6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ

Ребенок, испытавший радость творчества

даже в самой минимальной степени,

становится другим, чем ребенок,

подражающий актам других.

Б. Асафьев

Объяснительная записка

Предлагаемый курс начальной ма­тематики, развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсив­но развивать познавательные способ­ности детей, интеллект, творческое начало; развивать все виды речевой деятельности (умение слушать и го­ворить, читать и писать); прививать навыки культуры речевого общения; развивать интерес к языку, речи и ли­тературе; совершенствовать эстети­ческое и нравственное отношение к окружающему.

Курс подготовки к школе вводит­ся в связи с потребностью общества в том, чтобы, по возможности, каж­дый ребенок хорошо учился, не уста­вал, не болел, был весел и жизнера­достен. Это возможно, если помочь ребенку, подготовить его к обуче­нию в школе.

Цели курса:

Вооружить детей знаниями, уме­ниями, навыками, необходимы­ми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач; воспитать у детей самостоятельность, ини­циативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей;

Дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;

Целенаправленно развивать по­знавательные процессы, вклю­чающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в раз­личном, отличать главное от вто­ростепенного, находить законо­мерности и использовать их для выполнения заданий. Строить про­стейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по за­данному принципу;

Научить раскрывать причинные связи между явлениями окружа­ющей действительности;

Развивать речь: умение описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, четко из­лагать свои мысли;

Развивать творческие способности: умение самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим при­знаком;

Развивать внимание, наблюдатель­ность, логическое мышление;

Развивать способность к обоб­щению и абстракции: развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном рас­положении предметов);

Научить ориентироваться в тет­ради;

Научить слушать и выполнять ра­боту самостоятельно;

Взаимосвязано изучать родной язык с развитием коммуникатив­но-речевых и творческих способ­ностей учащихся, с формировани­ем у них духовно-нравственных ценностей;

Интенсивно развивать виды рече­вой деятельности: умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях об­щения;

Работать над развитием речи уча­щихся, формировать у детей созна­тельные, в меру их возраста, возмож­ные отношения к языковым фактам, повышать их активность и самостоя­тельность, способствующие умствен­ному и речевому развитию;

Развивать интерес к учебным за­нятиям;

Развивать фонематический слух;

Обогащать словарь учащихся, раз­вивать их речь.

Что мы знаем о способностях сво­их будущих учеников, приходящих на курсы подготовки к школе?

Как и чему мы должны их обучить, зная о предстоящих в школе труд­ностях?

Какой из предметов будет самым слож­ным? Как помочь уже сейчас преодо­леть трудности?

Эти вопросы мы, учителя, задаем себе, задумываясь о своих будущих учени­ках. Им предстоит пройти сложный путь познания, где мы должны бу­дем стать не просто учителями, а еще и помощниками, друзьями, к которым можно обратиться за помощью.

Исходя из педагогического опыта мно­гих учителей, мы приходим к выводу, что одним из самых сложных предме­тов, вызывающим наибольшие труд­ности, является русский язык, а на первом году обучения в школе - еще и чтение.

Данная программа поможет педаго­гу подготовить дошкольников к изу­чению вышеуказанных предметов и смягчит грядущие трудности и про­блемы.

Кроме того, используя данную про­грамму, учитель сможет активизи­ровать мыслительную деятельность будущих учеников, обогатить их сло­варный запас, ознакомить с элемента­ми школьной жизни, оказать помощь родителям в воспитании полноцен­ной личности.

Продолжительность занятий с ре­бенком 6 лет не должна превышать 25 минут, поэтому занятия будут про­водиться 1 раз в неделю по 25 минут на каждый из 2 блоков с 10 минут­ным перерывом.

План работы школы развития

Примечание

Математика

Счёт от 1-10. Ряд чисел

Обучение грамоте

Звуки и буквы. Гласные звуки (без употребления терминологии)

Математика

Ряд чисел. Соседи числа

Обучение грамоте

Звуки и буквы. Согласные звуки (без употребления терминологии)

Математика

Соседи числа. Состав числа 2

Обучение грамоте

Твёрдые и мягкие звуки

Математика

Соседи числа. Состав числа 3

Обучение грамоте

Слог. Деление слов на слоги

Математика

Состав числа 3. Сравнение чисел по наглядности

Обучение грамоте

Ударение

Математика

Сравнение числа по наглядности. Состав числа 4

Обучение грамоте

Предложение. Члены предложения. Схема предложения

Математика

Состав числа 4.

Знакомство со знаком «–»

Обучение грамоте

Слова - названия предметов

Математика

Состав числа 5.

Знакомство со знаком «+»

Обучение грамоте

Слова, обозначающие действие предмета

Математика

Состав числа 5. Знаки «+» и «–»

Обучение грамоте

Слова, обозначающие признак предмета

Математика

Повторение состава изученных чисел

Обучение грамоте

Повторение и закрепление изученного материала


Начальный курс математики и логика

Основой данного курса является фор­мирование и развитие у дошкольни­ков приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, класси­фикации, абстрагирования, аналогии, обобщения в процессе усвоения ма­тематического содержания. Эти при­емы можно рассматривать как:

Способы организации деятельно­сти дошкольников;

Способы познания, которые ста­новятся достоянием ребенка, ха­рактеризуют его интеллектуаль­ный потенциал и познавательные способности;

Способы включения в процесс познания различных психичес­ких функций: эмоций, воли, вни­мания; в результате интеллектуаль­ная деятельность ребенка входит в различные соотношения с други­ми сторонами его личности, пре­жде всего с ее направленностью, мотивацией, интересами, уровнем притязаний, т. е. характеризуется возрастающей активностью личности в различных сферах ее де­ятельности. Это обеспечивается:

1. Логикой построения содержания курса начальной математики, ко­торая, с одной стороны, учитыва­ет опыт ребенка и его психическое развитие. С другой - позволяет ребенку сопоставлять и соотно­сить изучаемые понятия в самых разных отношениях и аспектах, обобщать и дифференцировать их, включать в различные цепоч­ки причинно-следственных связей. Устанавливать как можно больше связей между новыми и изучен­ными понятиями.

2. Интересными методиками изу­чения математических понятий, свойств и способов действий, в основе которых лежат идеи из­менения предметных, образных, графических и математических свойств моделей; установление соответствия между ними; выяв­ление закономерностей и различ­ных зависимостей, а также свойств, способствующих формированию таких качеств мышления, как са­мостоятельность, глубина, кри­тичность, гибкость.

Начальный курс математики и логи­ка состоят из нескольких разделов: арифметического, геометрическо­го, а также раздела содержательно-логических задач и заданий.

Первые два раздела - арифметический и геометрический - являются основ­ными носителями математического содержания курса, т. к. именно они определяют номенклатуру и объем изучаемых вопросов и тем.

Третий раздел в содержательном пла­не выстраивается на базе двух первых разделов и представляет собой систе­му содержательно-логических задач и заданий, направленных на разви­тие познавательных процессов, сре­ди которых в дошкольном возрасте и в младшем школьном возрасте на­иболее важными являются: внима­ние, восприятие, воображение, па­мять и мышление.

Ведущую роль играют логические при­емы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.

В связи с актуальностью проблемы развития пространственного мышле­ния дошкольников возникла необходимость разработки системы геомет­рических упражнений, выполнение которых способствовало бы адекват­ному восприятию пространства, фор­мированию пространственных пред­ставлений, развитию воображения.

Восприятие пространства осуще­ствляется в результате субъективно­го опыта ребенка на эмпирической основе. Однако для дошкольника восприятие пространства осложне­но тем, что пространственные при­знаки слиты с воспринимаемым со­держанием, они не выделяются как отдельные объекты познания.

Слово как ориентир позволяет из со­вокупности признаков объекта выде­лить единичный: либо форму, либо размер. Однако ребенок затрудняется охарактеризовать тот или иной при­знак. Поэтому целесообразно вклю­чать упражнения не на характерис­тику пространственных признаков предмета, а на вычленение единич­ного признака из совокупности об­щих на основе выявления закономер­ности признаков с использованием приемом умственных действий: срав­нения, классификации, аналогии, анализа, синтеза, обобщения…. Это задания с формулировками: «Разга­дай правило, по которому расположе­ны фигуры в каждом ряду», «Найди лишнюю фигуру», «Что изменилось? Что не изменилось?», «В чем схо­жесть? Отличие?», «Что одинаково? Что не одинаково?», «Назови при­знаки, по которым изменяются фи­гуры в каждом ряду», «Выбери фи­гуру, которую нужно дорисовать», «По какому признаку можно разбить фигуры на группы?», «Разгадай зако­номерность и нарисуй следующую фигуру» и т. д. Так в задании «Что из­менилось? Что не изменилось?» вы­страиваются в ряд различные по цве­ту прямоугольники, которые меняют положение в пространстве в верти­кальном направлении, что описы­вается отношениями «вверху - вни­зу», «между».

Начальный курс обучения грамоте

У каждого ребенка есть способнос­ти и таланты. Дети от природы любо­знательны, и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования,- это умное руководство. Разнообразные

игры не только помогут приобрес­ти основные навыки письма и счета, но и способствуют развитию начала критического и творческого мыш­ления, логичного рассуждения, учат делать логические умозаключения. Они учат думать.

Смена видов деятельности детей внут­ри каждого занятия позволяет не­сколько увеличить длительность при­вычного занятия.

Хорошо известно, насколько слож­на и объемна программа начальных классов и как порой трудно ребен­ку, не умеющему читать, осваивать ее курс. Уже умеющие читать дети легче вписываются в процесс обуче­ния, им комфортнее на первой сту­пени образования.

В основу данной программы заложен принцип развивающего обучения. Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, зара­нее подбирая наглядный, дидактичес­кий и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизи­ровать мышление детей и поддержи­вать их интерес и внимание на про­тяжении всего занятия.

Программа предусматривает исполь­зование поисковых вопросов, раз­личных способов работы с нагляд­ностью.

Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развивают­ся творческие способности личнос­ти. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные уп­ражнения, фонетические, лексичес­кие, грамматические, графические и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персо­нажи, сюрпризные моменты.

Главное место в обучении отводит­ся работе со звуком, буквой, словом, предложением. Необходимо достаточ­но времени уделять звуковому вос­приятию слова, формируя фонети­ческий речевой слух ребенка. Для совершенствования речевого ап­парата, целесообразно включать арти­куляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее.

Дети очень любят загадки, поэтому необходимо включать в программу множество загадок, сопровождаю­щихся иллюстративным или игро­вым материалом.

Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами и т. д.

Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточной гра­мотностью учащихся. Чтобы преду­предить возникновение подобных проблем или помочь детям преодо­леть подобные трудности, необходи­мо как можно раньше начинать рабо­ту по развитию их орфографической зоркости. Целенаправленное обуче­ние обнаружению орфограмм начи­нается, главным образом, в процессе звукобуквенного анализа слов.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Занятие № 1

Тема. Звуки и буквы. Гласные звуки

Цель: дать понятие о звуках и бук­вах как строительном материале слов; учить слышать звучащее слово; уста­навливать последовательность звуков в слове; способствовать развитию фо­нематического слуха; учить писать эле­менты букв; развивать фонематичес­кий слух, речь, внимание; воспитывать любознательность, трудолюбие.

Оборудование: предметные картин­ки, карточки-схемы, фишки, иллюс­трации.

ХОД УРОКА

I . Организация детей

II. Основная часть

1. Мотивация обучения учащихся.

Беседа.

Пушок и Чича столкнулись с про­блемой. Они считают, что всё из чего-то состоит: книга - из бумаги; дом - из кирпича; салат - из овощей. А из чего состоит наша речь?

Сегодня на занятии мы и познако­мимся с тем, что же является строи­тельным материалом для слов.

3. Первичное восприятие и осозна­ние нового материала.

Беседа.

Как вы думаете, из чего же состоят слова? Они состоят из букв, которые мы видим в книгах, газетах.

А из чего «сделаны» слова, кото­рые мы произносим, слышим? Это мы сейчас узнаем, сыграв в игру «Мол­чанка».

4. Игра «Молчанка».

(В тишине учитель незаметно скри­пит стулом, звенит колокольчиком, топает ногой и т. д.)

Что вы слышали?

Какие звуки вы можете услышать на улице?

5 . Сообщение учителя с элемента­ми беседы.

Нас окружает много звуков: ше­лест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание шин по асфальту. Это неречевые зву­ки. С их помощью невозможно по­строить слово. Только звуки чело­веческой речи обладают волшебной силой: если они станут в определён­ном порядке, получится слово.

Что я произношу: [с], [м], [о]? (Звуки)

- А сейчас я эти звуки построю в оп­ределённом порядке: [с] [о] [м].

Что получилось? Что значит это слово?

Условно мы будем обозначать зву­ки схемами.

Согласные: –, =

Гласные: ○.

    Физкультминутка.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели - встали, сели - встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

III. Обобщение и систематизация зна­ний.

1. - Звуки речи бывают разные. Одни свободно и легко вырываются нару­жу, не встречая на своём пути ника­ких преград. Эти звуки называются гласными. При произнесении других

Звуков воздуху приходится прорываться через препятствия, которые ставят ему губы, небо, зубы, язык.

Звук получается гласный.

2. Письмо элементов букв.

3. Игра «Не ошибись».

Я называю звук, а вы - слова, кото­рые с него начинаются: [л], [б], [а].

Я называю слова, а вы хлопками дол­жны поймать последний звук. Но хло­пать будете только тогда, когда пос­ледним будет звук [к]. Что нужно делать, чтобы не ошибиться? (Про­изнести слово)

Молоток, дом, игрушка, восток, ка­пуста, пятак, цветок, луна.

III . Итог урока

С чем познакомились на уроке?

Чему научились?

Занятие № 2

Тема. Звуки и буквы.

Согласные звуки

(без употребления терминологии)

Цель: дать понятие о согласных зву­ках; учить различать гласные и соглас­ные звуки; продолжить знакомство с условными обозначениями глас­ных и согласных звуков; развивать фонематический слух; работать над артикуляцией звуков; прививать лю­бовь к обучению.

Оборудование: иллюстрации, сюжет­ные картинки.

ХОД УРОКА

I . Организация детей

II . Основная часть

1. Актуализация опорных знаний.

Беседа.

Из чего состоит наша речь? Пред­ложения?

Кого вы видите на картинке? {Рыбу)

Составьте предложение с этим сло­вом.

О ком вы составили предложе­ние?

Что обозначает это слово?

Из чего состоит слово?

Повернитесь друг к другу и по очере­ди произнесите это слово, наблюдая, при помощи чего вы его произносите. Поделитесь своими наблюдениями.

Все слова мы произносим при по­мощи органов речи: губ, языка, зу­бов, нёба.

2. Сообщение темы и задач заня­тия.

Мы узнаем, что звуки речи бывают разные, разделим их на группы, да­дим названия, будем учиться их раз­личать. Продолжим работу со звуко­выми моделями.

3. Восприятие и осознание нового материала.

1) Практическая работа.

О ком мы составили предложе­ние? А теперь предлагаю составить звуковую схему этого слова. Что для этого нужно?

При помощи чего вы его произ­несли? Что заметили? {Кончик язы­ка дрожит.)

Продолжаем произносить слово. Что вы заметили? Что служило пре­пятствием на пути прохождения воз­духа?

Продолжаем проговаривать сло- во рыба. Какой следующий звук? Что вы о нём скажете? Сколько звуков в словерыба? При произнесении ка­ких звуков воздух свободно проходит через рот? ([а], [ы])

А какие препятствия встретили зву- 1 ки? ([р] и [б])

2) Рассказ учителя.

Звуки речи бывают разные. Одни свободно и легко вырываются нару­жу, не встречая на своём пути ника­ких препятствий. Эти звуки называют­ся ГЛАСНЫМИ. При произнесении других звуков воздуху приходится прорывать через препятствия, ко­торые ставят ему губы, небо, зубы, язык. Но эти звуки не «огорчаются», они согласны преодолевать преграды, поэтому получили название СО­ГЛАСНЫХ.

4. Заучивание стихотворения.

Воздух свободно идёт через рот,

Звук получается гласный.

А согласные... согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

5. Физкультминутка.

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

6. Повторение изученного ранее ма­териала.

Давайте вспомним, как мы обозна­чаем гласные и согласные звуки.

Игра «Учитель»

Каждый из вас выступит в роли учи­теля. Вы получите карточку, на кото­рой изображены предметы, а рядом условным значком обозначен первый звук. Ваша задача - проверить пра­вильность выполнения этого задания. Как вы это будете делать?

(Выполнение работы.)

8. Письмо элементов букв.

/ / /

/ / /

9. Обобщение и систематизация зна­ний.

Игра «Рыболов»

Я рыболов, а вы - быстрые рыбки. Удочкой будет вопрос. Если вы пра­вильно покажите звуковую схему пер­вого звука слова, значит, я осталась без рыбки, а если ошибётесь - вы у меня на крючке.

Слова: кот, лес, слон, мышка, лиса, школа.

III . Итого урока

Что нового узнали о звуках?

Почему гласные и согласные зву­ки так называется?

Чему научились на уроке?

Занятие № 3

Тема. Твёрдые и мягкие согласные звуки

Цель: дать понятие о мягких и твёр­дых согласных; учить различать их на слух и по артикуляции; познакомить с условными обозначениями мяг­ких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; совершен­ствовать артикуляционный аппарат; расширять знания детей о значении слова; прививать любовь к школе, обучению.

Оборудование: предметные картинки, карточки-схемы, карточки для инди­видуальной работы, мячик.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Организация детей

П. Основная часть

1. Беседа.

На какие группы делятся звуки?

Какие звуки мы называем глас­ными?

Чем согласные звуки отличаются от гласных?

Какие это звуки: [с], [р], [в], [д]? Докажите, что они согласные.

2. Работа с наглядностью.

Рассмотрите рисунки. Соедините кар­тинки, в названии которых первые звуки одинаковые.

3. Проверка выполнения задания.

Чича и Пушок тоже выполнили это задание. Они соединили солнце и са­молёт. Согласны? Почему?

Потом они соединили зайца и звез­ду, радугу и ракету, мышку и мишку. Вы согласны, что слова мышка и мишка начинаются с одного и того же звука?

Произнесите первый звук в слове мышка ([м]). Понаблюдайте за ва­шими губами.

Теперь произнесите первый звук в слове мишка ([м"]). Что вы заме­тили?

4. Сообщение темы и задач урока.

На занятии мы научимся опреде­лять твёрдость и мягкость согласных звуков, будем учиться их различать. Познакомимся с новыми обозначе­ниями звуков.

■ - согл. зв., мягкий

□ - согл. зв., твердый

○ - гласи, зв.

5. Сообщение учителя.

В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости-мягкости. Это помогает нам различать слова. Пред­ставьте себе, если бы не существовало звука [м"], как бы звучало слово миш­ка? А как бы звучало слово мяч? Мач? Совсем не русское слово.

Игра «Озорники»

Чтобы услышать, как меняется значе­ние слова, если путать мягкие и твёр­дые согласные, мы сыграем с вами в игру. Я буду произносить предло­жение, а вы находить звук - «озор­ник».

Корабль сел на мел.

В каком слове спрятался звук-озор­ник? Исправьте ошибку. Что такое мель?

(Мель - неглубокое место в реке, озе­ре, море.)

Девочка поставила веник в уголь.

Исправьте ошибку. Хорь пел весело и звонко.

Кто такой хорь?

(Хорь - хорёк, хищный зверёк с цен­ным мехом.)

6. Физкультминутка «Ванька-встань­ка».

7. Работа в тетрадях.

8. Игра «Ремонт слов».

Очень вредный вирус пробрался в наши слова и все запутал, испор­тил. Попробуйте «починить» слова: рэпка, тярелка, свэт, лямпочка, бук-вар, утуг, футболь.

III . Итог занятия

Что нового было на занятии?

Чему научились?

Занятие № 4

Тема. Слог. Деление слов на слоги

Цель: дать понятие о слоге; учить де­лить слова на слоги; различать одно-, двух-

и трёхсложные слова; совер­шенствовать артикуляционный аппа­рат учащихся; развивать мышление, речь; прививать любовь к учению.

Оборудование: предметные картинки, карточки-схемы, иллюстрации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Организация детей

II . Основная часть 1.

Беседа.

Чича и Пушок решили провести соревнование по бегу. Они приглаша­ют вас «поболеть» за них. А что зна­чит «болеть» за спортсменов?

Кто из вас был на соревнова­ниях?

Где они проходят?

Как называют тех, кто «болеет» за спортсменов? Что они делают?

Вы будете болельщиками. Девочки будут «болеть» за Чичу, а мальчики - за Пушка. Помните, что болельщики громко скандируют имя бегуна.

Итак, на старт вышла Чича. (Чи-ча! Чи-ча!)

Пушок, на старт! Внимание! Марш! (Пу-шок! Пу-шок!)

Когда вы кричали имена спорт­сменов, как звучало слово? (По час­тям)

Мы поздравляем Чичу и Пушка. У них одинаковый результат. Мы награжда­ем их медалями.

2. Практическая работа.

А теперь представьте, что вы «бо­леете» за друга. Шёпотом постарай­тесь скандировать его имя. А теперь - по очереди вслух. Что вы заметили?

3. Сообщение темы и задач заня­тия.

На занятии мы узнаем, как называ­ются эти части слова и для чего нуж­но уметь делить слова на части.

4. Первичное восприятие и осозна­ние нового материала. Практиче­ская работа.

Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

5. Сообщение учителя с элемента­ми беседы.

Значит, в слове рыба две части. На­зовите первую часть. Назовите вто­рую.

Эти части называются слогами. Сколько же слогов в слове рыба?

А сколько слогов в словах Чича, Пу­шок? А в ваших именах: Аня, Наташа, Алина, Коля, Ярослав, Витя?

    Физкультминутка.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам всё

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

7. Игра «Помогай-ка».

Рыдают слоги не понарошку:

«От наших слов -

одни лишь крошки.

Но если вы хотите,

Тогда нам помогите».

Я называю первый слог. Ваша за­дача - дополнить его недостающим слогом или слогами.

Например: пи-ла; пи-а-ни-но; пи-он.

Слоги: ба-, ри-, ко-.

8. Игра «Слоговички-попрыгунчики».

Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столь­ко же раз прыгнуть.

Слова: рябина, стол, балкон, мали­на, земля, барабан, блины, учени­ки, самолёт.

9. Работа в тетрадях.

Игра «Рассади пассажиров»

(На доске - паровоз с вагончиками и картинки зверей.)

Животные торопятся разъехаться по своим сказкам. Но строгий кон­тролёр велел им занять места в ваго­нах по количеству слогов в названии животного. Животным это сделать сложно. Помогите им.

III . Итог занятия

Что нового узнали на занятии?

Каким способом мы делили сло­ва на слоги?

Сколько слогов может быть в сло­ве?

Может ли быть два гласных зву­ка в слоге?

Занятие № 5

Тема. Ударение

Цель: дать понятие об ударение; вы­рабатывать умение выделять ударе­ние в словах; на примерах показать

роль ударения; познакомить с условными обозначениями; прививать лю­бовь к школе, обучению.

Оборудование: предметные картин­ки, игрушки, иллюстрации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Организация детей

II : Основная, часть

1. Беседа.

С чем мы познакомились на про­шлом уроке?

Расскажите Чиче и Пушку, как вы делите слова на слоги.

Что вы можете рассказать о глас­ных в слоге?

2. Игра «Магазин».

На столе выставлены игрушки. Правильно выполнив задание, вы сможете «купить» игрушку у Пушка - он продавец.

Пушок. Продаю игрушки, назва­ния которых состоят из одного сло­га. (Мяч, слон, волк, тигр)

Пушок. Названия этих игрушек состоят из двух слогов. (Кукла, зай­чик, лиса, ёжик, ослик)

Пушок. Продаются игрушки, в на­звании которых три слога. (Собака, машина, автобус, самолёт)

Пушок. Магазин закрыт. Почему вы не купили черепаху?

3. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем -

Крылья сложили назад.

4. Сообщение темы и задач за­нятия.

Сегодня на занятии мы узнаем, что такое ударение и как определить удар­ный слог. Для этого мы с вами отпра­вимся в лес и понаблюдаем за жиз­нью некоторых животных.

5. Первичное восприятие и осозна­ние нового материала.

Работа над загадкой.

Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло,

Спать летит в дупло. (Сова)

- Почему вы решили, что это сова?

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель... (ёжик).

- Как вы догадались, что это ёжик?

6. Практическая работа.

И сова, и ёжик - животные леса. Оба охотятся за мышами, ведут ноч­ной образ жизни. А днём отсыпают­ся. Поэтому мы их сейчас не видим. А давайте их позовём. Сначала сову. Сколько слогов в этом слове? Ещё позовём сову, а вы обратите внима­ние на то, какой слог мы проговари­ваем громче, как бы ударяем гром­че голосом.

Сверху наклонной чертой отмечается слог, который произносится с большей

Чтобы появился ёжик, нужно и его позвать. Делим слово на слоги. Зовём ёжика. Какой слог произносится сильнее?

- Ёжик и сова помогли нам, позна­комится с ударением. Ударение - это выделение слога силой голоса. На­клонная чёрточка сверху-это значок ударения. А слог, на который падает ударение, называется ударным.

7. Заучивание стихотворения.

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

8. Физкультминутка.

9. Работа в тетрадях.

10. Обобщение и систематизация зна­ний.

Игра «Посели в домик»

У вас на столах находятся карточки со слоговыми схемами. Это домики для слов - названий животных.

(Силуэтные рисунки животных выда­ются детям.)

Расселите этих живот­ных в домики соответственно схемам.

(Работа выполняется коллективно.)

Картинки: заяц, павлин, корова, мыш­ка, олень, собака.

III . Итог занятия

Что нового вы выучили на уроке?

Как найти ударный слог в слове?

Для чего нужно уметь ставить уда­рение в словах?

Занятие № 6

Тема. Предложение. Члены предложения. Схема предложения

Цель: дать практическое представ­ление о предложении как способе выражения мысли; учить выделять предложение из текста и слово из пред­ложения; познакомить с раздели­тельным знаком - точкой в конце предложения и условными обозна­чениями слов в предложении; учить

писать элементы букв; развивать фо­нематический слух, речь внимание; воспитывать любознательность, тру­долюбие, старательность.

Оборудование: сюжетные иллюстра­ции, предметные картинки.

ХОД УРОКА

I . Организация детей

II . Основная часть

1. Актуализация опорных знаний. Беседа.

Чича и Пушок приготовили для вас сюрприз. Послушайте: дом, небо, стоит, на, в, круглый, яркое, лужайка, озеро, светит, плавать, книга.

Вы поняли, что хотели рассказать Чича и Пушок? Почему? А сейчас - сюрприз!

В чистом поле - теремок,

Он не низок, не высок.

Шла Лягушка из болота,

Видит: заперты ворота.

Эй, замочек, отвались, отвались!

Теремочек, отворись, отворись!

О чём я рассказала?

Почему вы меня поняли? Верно. Мы всё умеем говорить по-русски, владеем русской речью, умеем слу­шать и понимать нашу речь.

А из чего состоит наша речь?

Выдумаете, что из слов. Но вот Чича и Пушок говорили слова, а вы не по­няли их. Почему?

2. Сообщение темы и задач заня­тия.

На уроке мы узнаем, как строится наша речь. Познакомимся с новыми условными обозначениями.

3. Первичное восприятие и осозна­ние нового материала.

Нам пришло два письма от Сороки и дятла. Послушайте первое: «Здрав­ствуйте дорогие! дети! шлём вам при­вет мы живём! хорошо сушит грибы! белочка наедается мёда! медведь ле­тает по ночам! сова до свидания».

Странное письмо. Вы поняли, о чём оно?

Я прочту письмо Дятла:

«Здравствуй­те, дорогие дети. Шлём вам привет.

Мы живём хорошо. Сушит грибы бе­лочка.

Наедается мёда медведь.

Лета­ет по ночам сова. До свидания».

Теперь вы поняли, о чём письмо? По­чему письмо Сороки было таким запу­танным? А каким было письмо Дятла? Почему вы поняли его смысл?

Какую мысль мы будем называть пред­ложением?

На доске висит иллюстрация зайца.

Что делает заяц? (Заяц прыгает.) Вам понятна эта мысль? Мы построили предложение о зайце.

Как вы думаете, из чего состоит предложение?

Сколько слов в этом предложении?

(Дети считают количество слов в пред­ложении с помощью хлопков.)

Схематически мы будем обозначать предложение так: ׀ _________ _________.

Первое слово в предложении будет писаться с большой буквы. А схема­тически мы будем показывать пер­вое слово с дополнительной верти­кальной чертой.

4. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,-

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька - горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

5. Закрепление и осмысление зна­ний учащимися.

Игра «Не ошибись»

Я буду рассказывать вам историю, а вы делите мою речь на предложе­ния. После каждого предложения хлопайте.

(Учитель читает первый раз - дети слушают, второй раз - делят текст на предложения.)

Сорока и Дятел живут в лесу.

Соро­ка целый день стрекочет.

Она первой узнаёт лесные новости.

Дятла назы­вают санитаром леса.

6. Письмо элементов букв.

7. Обобщение и систематизация зна­ний.

Игра «Ещё одно словечко»

Чича предлагает вам игру. Он назы­вает предложение. Ваша задача - до­бавить одно слово.

Ира читает....

Белка грызёт....

Маша идёт....

III . Итог занятия

Что нового выучили на уроке?

Чему научились?

Занятие № 7

Тема. Слова - названия предметов

Цель: закрепить знания изученных тем путём тренировочных упражне­ний; развивать речь учащихся; воспи­тывать самостоятельность; прививать любовь к родному краю, обучению, школе.

Оборудование: иллюстрации с вида­ми родного края, предметные кар­тинки, карточки-схемы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Организация детей

II . Основная часть

1. Сообщение темы и задач заня­тия.

- Как вы думаете, где самое лучшее место на Земле?

Сегодня на уроке мы сможем отве­тить на этот вопрос. Будем составлять предложения, делить слова на слоги, ставить ударения.

2. Восприятие и осознание нового материала.

Рассмотрите иллюстрации на­шего города. Чем вам дорог родной край?

Наши сёла, города прекрасны в лю­бое время года. Но леса, поля, сады наши богаты и волшебны. Я пред­лагаю вам отправиться в путь и по­смотреть, чем же одарила нас наша Родина.

(Дети рассматривают иллюстрации и называют предметы, выделяя ударе­ния в словах, составляют коллектив­но предложения.)

Работа с загадками

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост - снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Мор­ковь),

Летом в огороде - Свежие, зелёные,

А зимою в бочке - Жёлтые, солёные. (Огурцы)

Он большой, как мяч футболь­ный.

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что за шар это? (Арбуз).

Сидит дед, в сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук)

Раскололся тесный домик на две половинки,

И посыпались в ладони Бусинки-дробинки. (Горох)

Сто одёжек,

И все - без застёжек. (Капуста)

(Картинки-отгадки выставляются на доске. Дети делят слова на слоги, выделяют голосом ударный слог).

Можно ли предметы назвать одним словом? Какой предмет лишний?

Арбуз - это самая большая ягода.

Скажите, а все эти предметы могут двигаться, дышать, издавать звуки? (Нет)

Все эти предметы - неживые и от­вечают на вопрос что? А есть пред­меты, которые двигаются, дышат, говорят. Например, человек, соба­ка, белка и т. д. и отвечают на воп­рос кто?

4. Игра «Съедобное - несъедоб­ное».

Ребёнку бросается мячик и задаётся вопрос кто"? или что? А ученик при­думывает слово на данный вопрос.

5. Физкультминутка.

Представим с вами, что сейчас мы - не мальчики и девочки, а ска­зочные цветы.

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. Наши милые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

6. Работа в тетрадях.

7. Закрепление и осмысление зна­ний учащимися.

Что нового вы узнали о словах?

На какие вопросы отвечают сло­ва-названия предметов?

Игра «Бывает - «е бывает»

- Я буду говорить, а вы вниматель­но слушайте. Если такое бывает, ки­вайте головой. Если не бывает тако­го - приседаете.

Мама моет посуду.

Кролик ест траву.

У курицы пять ног.

Слон очень маленький.

Собака грызёт кость.

Коровы летают в небе.

Котлеты жарят на сковороде.

Школа стоит на облаке.

Учитель старше первоклассников.

Бабушка моложе внука.

III . Итог занятия

В какие игры можете поиграть с родными?

Занятие № 8

Тема. Слова, обозначающие действие предмета

Цель: дать понятие о словах-названиях действий; формировать умение ставить к ним вопросы; развивать речь учащихся; расширять словарный запас; воспитывать любовь к обучению.

Оборудование: иллюстрации, предмет­ные картинки, карточки-схемы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Организация детей

II . Основная часть

1. Беседа.

Посмотрите на рисунок. Назови­те слова, обозначающие предметы. Отвечайте: кто?- девочка; что?- краски.

2. Актуализация опорных знаний.

Работа над загадками

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Песни распевает,

Время считает. (Петух)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса)

Мохнатенький, усатенький,

Лапки мягоньки, а коготки

остры. (Кот)

Какие слова вам помогли отгадать загадки?

На какие вопросы отвечают сло­ва-отгадки?

Что они обозначают? (Названия животных)

3. Сообщение темы и задач урока.

Чтобы рассказать сказку, нам недо­статочно было слов-названий пред­метов. Нужны и другие слова: уходит, прощается, несёт, выручает. Сегод­ня на уроке мы узнаем, что обозна­чают эти слова, на какие вопросы от­вечают. Познакомимся со сказкой «Колосок».

4. Физкультминутка.

Давай с тобой попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем.

В ладоши мы похлопаем,

Похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем.

5. Беседа.

Что мы с вами делали? (Прыгали, дрыгали, хлопали, топали)

На какой вопрос отвечают эти слова?

Что они обозначают, называют?

- Что делать? Что делаю? Что делали? другие вопросы,- это названия действий. Слова-названия действий рассказывают, что делает предмет.

6. Работа парами.

Вы будете работать парами. Один ученик называет предмет, а другой подбирает к нему слово-название дей­ствия. А затем - наоборот. Посмотри­те, как это сделают Чича и Пушок.

Ч и ч а. Цветок - что?

Пушок. Что делает?- Растёт.

Пушок. Кто?- Мама.

Чича. Что делает?- Убирает.

7. Работа в тетрадях.

8. Закрепление и систематизация знаний.

Игра «Ещё одно словечко»

Я буду бросать вам мячик и гово­рить слово, а вы будете добавлять сло­во, которое обозначает действие.

Ира... (читает). Белка... (грызёт). Маша... (идёт) и т. д.

9. Беседа по содержанию сказки «Ко­лосок».

Кто герои сказки?

Что делали Круть и Верть?

Что делал Петушок?

Почему Петушок не удерживал за столом мышат?

III . Итог занятия

Что нового вы узнали на заня­тии?

Что вам понравилось?


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник