24.06.2019

Настройка акустической гитары по тюнеру. Правильная установка акустических систем. Профилактика лучше, но лечение чаще


Возникает закономерный вопрос:"как настроить гитару 6 струнную новичку?" . Если у вас большие планы и вы хотите стать гитаристом от бога, как минимум вам нужно уметь правильно настраивать гитару . Но даже если таких планов нет, то настраивать гитару всё равно придётся).

"Не могу настроить гитару" - такую фразу можно часто услышать от начинающего гитариста, но для начала давайте разберёмся, как должны быть настроены струны. Струны на гитаре нумеруются снизу вверх, от самой тонкой струны до самой толстой .

При классическом 6-я струна настраивается на , часто используют латинское обозначение "E". Обычно сначала настраивают шестую струну, а от неё все остальные, но об этом чуть позже. Вот как должны быть настроены струны при классическом строе:

Аккорды на гитаре для новичков, картинки, расшифровка аккордов

  • e (первая, самая тонкая струна - нота "ми")
  • B (вторая струна, нота "си")
  • G (третья струна, нота "соль")
  • D (четвёртая струна, нота "ре")
  • A (пятая струна, нота "ля")
  • E (шестая, самая толстая струна - нота "ми")

Теперь, зная как должны быть настроены струны, давайте попробуем их настроить. Кстати, вы знаете какие струны лучше подойдут для вашей гитары ? Для этого будем использовать колки или как некоторые новички их называют "крутилки"). можно поворачивать как в одну, так и в другую сторону.

Поворачивая колок по часовой стрелке мы натягиваем струну, придавая ей более высокое звучание и соответственно поворачивая против часовой мы ослабляем струну и она звучит более низко.

При настройке 6 струнной гитары крутить нужно аккуратно, дабы не порвать струну, особенно это касается начинающих гитаристов. С опытом вы будете гораздо точнее чувствовать натяжение струны, ну а пока будьте внимательнее и крутите "крутилки" аккуратно.

Настраиваем 6-ую струну

Первым делом настраиваем шестую струну на гитаре . Для этого нам понадобиться так называемое эталонное звучание, конкретно нота "ми". Где её взять? можно послушать у нас на сайте, взять на другом настроенном музыкальном инструменте, можно использовать камертон, либо зайти на YouTube и написать в поиске "нота ми для настройки гитары " или что-то вроде этого.

Как научиться играть на гитаре с нуля в домашних условиях?

Некоторые люди обладают абсолютным слухом и могут определить высоту ноты на слух , не используя вышеперечисленные способы. Это качество слуха можно развить, но как правило оно является врождённым. Однако даже далеко не у всех профессионалов есть подобные навыки, поэтому предложенным ниже способом пользуются как опытные гитаристы, так и новички.

И так, "образец" ноты мы нашли, приступаем к настройке. Настройка 6 струнной гитары, как впрочем и игра на любом другом музыкальном инструменте подразумевает наличие хоть какого-то мало-мальского слуха. Наличие слуха у новичка определяется очень просто , если вы в состоянии отличить какая из двух нот звучит выше, а какая ниже, то слух у вас определённо присутствует. Вот он то нам сейчас и понадобится.

Включите на воспроизведение и одновременно начинайте дёргать шестую струну своей гитары. Чувствуете разницу? Струна вашей гитары звучит ниже эталонной ноты? Значит нужно немного её подтянуть, плавно крутим и продолжаем настраивать 6-ю струну пока наша струна и эталонная нота не зазвучат . Пробуйте немного подтягивать и ослаблять струну пока не добъётесь необходимого звучания.

Настройка остальных струн

можно настроить аналогично, использую эталонные ноты, но как правило "в быту" их настраивают относительно 6-ой струны. Порядок действий следующий.

Даже лучшая система домашнего кинотеатра не обеспечит оптимально качественный звук, если она настроена неправильно. При настройке акустической системы важно уделять особое внимание центральному каналу; размещение этой акустики или 2 колонок может существенно повлиять на общее качество окружающего звучания в кино 5.1 или 7.1. и т.д.

Независимо от того, насколько хороши ваши акустические системы для кино 5.1, это не имеет никакого отношения к тому, как они будут работать в вашей комнате, если они не будут правильно размещены и оптимально настроены.

Настройка акустики центрального канала

Чтобы создать оптимальную звуковую систему, ознакомьтесь с положением каждой колонки в инструкции к АС.

Я писал много статей о размещении акустики, но в этой статье я счел целесообразным сосредоточиться именно на центральном канале. Центральный канал, возможно, является самой важной акустикой в многоканальной системе. Он создает большую часть звука при просмотре в кино (диалоги, звуковые эффекты), а также хорош для многоканальных концертов.

Роль центрального канала

Многие любители звука домашнего кинотеатра считают колонку центрального канала самым важным компонентом системы объемного звучания . Ведь, большая часть диалогов в фильмах выходит через центральный канал; в дополнение к голосам большая часть звука, связанного с эффектом фронта и центра сцены, проходит именно через центральный громкоговоритель.

Высококачественный центральный канал обеспечивает эти звуки четко, так что они не путаются с фоновым шумом.

Давайте рассмотрим некоторые ключевые факторы, которые следует учитывать при настройке колонок центрального канала.

Размещение и расположение акустики центрального канала

Поскольку центральная акустика играет неотъемлемую роль в «закреплении» голосов для лиц на экране, он должен быть расположен как можно ближе к экрану.

Также важно, чтобы прямой путь (звук) центрального канала не мешал прослушивающим. Многие поклонники домашнего кинотеатра предпочитают поднимать центральную колонку на подставку для акустики; некоторые люди предпочитают настенное крепление вместо .

Акустика центрального канала сверху

Независимо от того, насколько хороша ваша акустика центрального канала, если она не воспроизводит звук прямо в зону прослушивания, или если его прямой путь мешает мебель или головы людей, то звук будет кашеобразным/неясным.

Быстрое решение:

  • Поднимите стойки, прикрепив ножки или шипы для акустики.
  • Наклоните центральный канал вверх на 5-10 градусов.

Вы можете добиться наклона для центрального канала одним из двух способов: либо наклонить опоры/шипы, либо поместить что-то на верхнюю часть стендов, чтобы наклонить динамик, оставив уровень стойки.

Оптимизация акустики центрального канала

Если в помещении в кинотеатре используются высокие платформы, может оказаться сложной задачей обеспечить, чтобы колонка или колонки центрального канала обеспечивали оптимальное качество прослушивания для каждого ряда сидений. Стандартное размещение центральной колонки на стойке может отлично работать для переднего ряда, но не совсем хорошо для заднего ряда. В этих ситуациях звуковой путь частично перекрывается передним рядом сидений.

Решение состоит в том, чтобы поднять акустику достаточно высоко, чтобы очистить путь звука, но не настолько высоко, что не блокировать экран. Для этого необходимо увеличить высоту стойки динамика и наклонить громкоговоритель вверх.

шипы для акустики

Наклоните подставки

Если у акустики есть собственные шипы или ножки, то можно выровнять акустику путем выкручивания их. Также было бы неплохо, сделать передние ножки или купить шипы для акустики немного длиннее задних шипов или ножек, чтобы акустика слегка наклонилась вверх. Затем вы можете прикреплять резиновые липкие подушечки к задней стенке стойки, чтобы закрепить акустику и не дать ей соскользнуть с подставки. Также вы можете воспользоваться акустическим поролоном проложить его или вырезать в нём вставки.

Если вы поставили ножки или шипы равной , чтобы поднять уровень акустики, то теперь вам нужен наклон, вы можете добиться этого, поставив пенопластовые пластины на верхнюю часть впереди.

Я также рекомендую разместить клейкие войлочные подушечки, к задней стенке акустики у которой есть сзади порт фазоинвертора так, чтобы задняя часть колонок не соприкасалась от прямого контакта с твердой поверхностью – это уменьшит гул.

Вы можете поднять центральную акустику на несколько сантиметров ниже рамки экрана. Главное, чтобы колонки имели достаточно наклона, для того, если кто-то сидит в заднем ряду, звук динамиков не блокировался передним рядом сидений. Вы можете проверить это, поместив лазерную указку поверх громкоговорителя центрального канала, направляя её луч к сиденьям вашего кинотеатра.

Когда громкоговоритель поднят до соответствующего уровня, пришло время добавить небольшой наклон к размещению устройства. Одним из способов достижения этого наклона является добавление более длинных ножек к передней части подставки вместо того, чтобы добавлять ножки равной длины как спереди, так и сзади; это обеспечит небольшой угол наклона центрального динамика. Другой способ наклона динамика — это добавить кусок поролона к передней части верхней части стойки.

Энтузиасты домашних кинотеатров, которые хотят добавить немного наклона в динамик и одновременно улучшить звук, могут предпочесть инвестировать в шипы для акустики. Эти , расположенные под центральной акустикой, обеспечивают как подходящий наклон, так и эффективную изоляцию от вибраций.

Монтаж центрального канала на стене

В некоторых макетах домашнего кинотеатра имеет смысл устанавливать центральный громкоговоритель на стену, а не размещать его на автономной стойке для акустики. Настенное крепление может быть установлено для обеспечения необходимой высоты и наклона, для максимального качества прослушивания. Центральный канал обычно устанавливается непосредственно над или под экраном; убедитесь, что выбрали крепление, которое может поддерживать вес центральной колонки.

Даже если акустика центрального канала правильно расположена в системе домашнего кинотеатра, для оптимизации звука может потребоваться несколько простых настроек. Например, если полые компоненты стойки акустики вызывают проблемы с резонансом, то эти полые области могут быть заполнены песком, чтобы устранить проблему.

Для громкоговорителей центрального канала могут потребоваться дополнительные расходы, чтобы поглотить отражения от пола — .

Калибровка и настройка каждой акустики в системе домашнего кинотеатра — это небольшая задача после установки, которая может сильно повлиять на звучание в целом.

После того, как центральный громкоговоритель расположился на своем месте, установите на ресивере или декодере 5.1 частоту 80 Гц: это обеспечит отправку низких частот на сабвуфер. Также важно установить расстояние до всех колонок в системе, используя меню настройки процессора, ресивера, декодера или .

Понятно, что акустика центрального канала играет ключевую роль в общем качестве звука в системе домашнего кинотеатра. Чтобы получить максимальную отдачу от акустики, подумайте над положением и расположением всех устройств. Удивительный опыт прослушивания, предоставляемый в результате, сделает все возможное.

Вот несколько дополнительных настроек для дальнейшего улучшения звука центрального канала.

Заполните ваши стойки песком.

Тонкая настройка акустики

Нет двух одинаковых комнат. Чтобы испытать вашу «киношную» систему в лучшем виде, вам потребуется настроить после некоторого начального .

Вот несколько советов.

Очистите путь к звуку

Создайте четкий путь между вами и вашими колонками. Если вы не видите динамик, звук блокируется.

Экспериментирование

Не бойтесь экспериментировать с небольшими настройками и положением колонок для повышения качества звука.

Акустика помещения

Вы можете добиться более сбалансированного звучания, минимизируя голые стены и полы.

Поглощение отражения от пола

Так как центральный канал, как правило, ближе к полу, чем фронтальная акустика, то возможно, даже более важно учитывать поглощение вибрации от пола. Если вы настилаете ковровое покрытие, вам, вероятно, не нужно принимать эту меру. Но если у вас паркетный пол в вашей театральной комнате, то вам понадобится большой, а лучше толстый ковер, который поглощает отражения.

Если ваш центральный громкоговоритель находится на подставке или полке, подтяните его на переднюю часть стойки/полки, чтобы устранить нежелательные отражения, вызванные непосредственной близостью поверхности, на которой он находится. Опять же, вы можете не заметить огромную разницу (или можете), но каждая из этих настроек делает небольшую различие, приводящее к большой .

Управление басом, совпадение уровней и выверка времени

После того, как все установлено на месте, необходимо правильно настроить и откалибровать всю акустику. Большинство колонок центрального канала должны быть установлены на «малые» и пересекаться на частоте 80 Гц, чтобы отдельные сабвуферы работали с выделенными на них басами.

Используя аналоговый счетчик SPL, используйте внутренние тестовые сигналы вашего A / V-ресивера / процессора, чтобы они соответствовали вашей акустике. Обычно я запускаю центральный канал около 1 дБ, в первом ряду. Таким образом, задний ряд не заглушается акустикой объемного звучания (тылы), и вы все еще можете слышать диалог на центральной АС.

И последнее, но не менее важное: убедитесь, что вы правильно установили расстояние от всех ваших колонок в меню настройки акустики вашего процессора, усилителя, декодера, .

Перфорированный экран

Кстати, для владельцев огромных экранов, есть крупно перфорированный экран, для того чтобы установить за экраном акустику центрального канала. Это может быть идеальным решением для некоторых любителей, впрочем, если они не установлены полностью рядом с динамиками.

Перфорированный экран должен был быть массивным, чтобы полностью охватить эти колонки.

Когда у вас есть красивые колонки, и вы хотите показать их, а не скрывать их за экраном.

2 колонки вместо одной

Винтажная акустика 15АС 208 в качестве центрального канала (2 штуки), будет лучше по звуку чем бюджетная современная акустика (1 штука)

Если ваша стойка позволяет, разместить, то вы можете просто положить колонки на бок + прикрутить ножки или .

2 колонки в ОЯ на динамиках 4гд35

Итоги . Конечным результатом вашей настройки станет заметное улучшение звучания (особенно из заднего ряда). Я настоятельно рекомендую вам уделить время правильной установки центрального канала и настройке всех ваших колонок и уделять дополнительное внимание центральному каналу, поскольку он очень важен, не только в кино, но и в концертах.
Если вам нужен хороший , новый ламповый усилитель или отличный , плеер, наушники, АС или другая звуковая техника, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…
Скачайте новые альбомы - , и и в хорошем качестве

Послушайте некоторые онлайн треки тут же на сайте Звукомания

По всем вопросам Пишите мне на эл. почту: [email protected] или ВК

Так уж получилось, что главным музыкальным инструментом XX века стала гитара, причем шестиструнная. Объяснений этому несколько. В середине столетия происходили революционные изменения в технике, науке и искусстве. Менялась эстетика, на смену джазовым биг-бэндам приходили странноватые молодые люди с длинными волосами, агрессивно размахивающие грифами своих гитар.

Причины уникальной популярности гитары

Рок-н-ролльная культура базировалась на блюзовой гитарной школе, и практически все будущие мегазвезды начинали свою творческую карьеру на доступном для них инструменте, чаще всего недорогом. В СССР бурное развитие бардовской песни тоже происходило примерно в это же время, и ни один туристический поход не обходился без распевания студенческих песен или произведений других стилистических направленностей. Умение бренчать на струнах стало крайне важным для всех молодых людей, претендующих на то, чтобы стать душой компании. Но у всех новоявленных Окуджав, Высоцких или Визборов неизменно возникал вопрос о том, как настраивают гитару опытные музыканты. Причем именно с этого процесса нужно было начинать все дальнейшие усилия по освоению музыкальной грамоты.

Пой, гитара!

Итак, пошло полвека с начала гитарного бума, но, несмотря на появление всяких электронных синтезаторов и микропроцессорных многофункциональных устройств, инструмент этот продолжает пленять сердца своими волшебными звуками. В конце концов, усилитель, акустические системы и прочие причиндалы неудобно возить на пикник, и звучат они не столь задушевно, а «живая» гитара возле костра, при неярком свете звезд и луны - совсем другое дело. Но вот незадача, самодеятельный исполнитель пытается взять с большим трудом усвоенные аккорды, а получается, по меткому выражению одного марксиста, «сумбур вместо музыки». И, как назло, никто из присутствующих не знает, как правильно настроить гитару. Вечер, кажется, пропал. Но унывать не стоит, если хоть кто-нибудь вспомнит метод пятого лада, а музыкант достаточно одарен слухом, чтобы его применить. Ничего сложного в нем нет, его легко запомнить.

Начинаем настройку

Метод пятого лада основан на том, что при определенных условиях соседние струны начинают звучать одинаково. Например, если тронуть тончайшую из них, находящуюся в самом низу, и одновременно прижать на пятом ладу соседнюю, то звук должен получиться такой же. При этом нижняя струна вибрирует свободно (музыканты говорят, что она «открыта»). Способ этот доступен всем, кто пока не знает, как настроить гитару на слух, но хочет этому научиться. Дальнейшие действия, в общем-то, носят рутинный характер. Открытая вторая струна звенит подобно третьей, прижатой пальцем на 4-м ладу. Пятая на пятом (легко запомнить) соответствует свободной четвертой. Открытая пятая соответствует шестой на том же пятом ладу. Итак, за исключением четвертой струны все остальные тестируются на пятой точке грифа. Вот и весь метод.

Но есть еще кое-какие нюансы

Приведенный выше способ действует безупречно тогда, когда автор-исполнитель или просто человек, любящий красивые мелодии, играет сам, или, как шутят некоторые остряки, «без ансамбля». В этом случае вопрос о том, как настроить гитару на слух, имеет несложное решение, не требующее привлечения дополнительных акустико-технических средств. Не нужно согласование тембра с другими инструментами, и играть, и петь можно без опаски нескладного сочетания общего звучания. Иногда некоторое смещение регистра даже выгодно певцу, который знает особенности собственного голоса и опасается «дать петуха» на чересчур высокой ноте, например. А вот если в ансамбле участвуют другие гитары или контрабас со скрипкой, следует знать, как правильно настроить гитару с самой первой струны. По ней пойдет все дальнейшее применение метода «пятого лада».

О первой струне

Нижняя, она же первая, она же «Е», в шестиструнной гитаре должна звучать как нота «ми» первой октавы. Это самая тонкая струна, и ее тембр соответствует ноте ми (Е) первой октавы. Основная частота колебания ее соответствует физическому параметру в 440 Гц. Где взять эталон? Близок к ней всем доступный прерывистый гудок в телефонной трубке при вызове абонента. Правда, его частота все же может иметь некоторые расхождения (в пределах плюс-минус 15-20 Герц), но это не критично. Любая группа перед выступлением все равно проводит подгоночную подстройку. Более точен старый добрый камертон, его достаточно одного.

Немного о самом процессе. Он производится с помощь колков. При их вращении возникает усиление или ослабление натяжения, чем оно большее, тем выше тон. О том, как настроить струны на гитаре по методу пятого лада, уже сказано выше, далее вопросов быть не должно.

Русская гитара

Она отличается от общепринятой шестиструнной. Издавна (с 18-го века) принято, что самые душещипательные цыганские романсы исполняются на семиструнке. Песни многих популярных бардов советских времен (Визбора, Окуджавы) тоже в большой степени обязаны этому инструменту своим неповторимым очарованием. Сегодня вновь наблюдается рост интереса к русской культуре, поэтому следует немного остановиться на том, как настроить акустическую гитару, выполненную в традиционном отечественном стиле.

Самая тонкая струна ее звучит в ноте «ля», которую нужно услышать в камертонном исполнении. Вторая в прижатом на третьем ладу состоянии должна иметь тот же тембр, что открытая первая. Третью нужно настраивать в четвертом ладу, добиваясь полного сходства со свободной второй. Четвертая на пятой точке грифа соответствует открытой пятой. Пятая на третьем ладу звучит как свободная четвертая. Такое же соответствие наблюдается для шестой и седьмой струн (третий лад). Зная, как настроить 6-струнную гитару, можно прийти к выводу, что русский инструмент сложнее. Но это не так, все дело в привычке.

Настройка по тюнеру

Во времена начала карьеры группы "Битлз" и Элвиса Пресли этих устройств не было. Музыканты вполне обходились собственным слухом и мастерством, а о том, как настраивают гитару, узнавали у старших товарищей, иногда еще в детстве. Главным было желание научиться, вполне естественное для людей, чувствующих собственный талант. Но прогресс неумолим, и электронные тюнеры стали вполне обыденным предметом обихода музыкантов, заменив простые камертоны-вилки. Теперь они, получая сигнал от звукоснимателя или микрофона, не только определяют расхождение с эталонной частотой, но и вырабатывают рекомендации об усилении или ослаблении струны. Профессионалы могут наблюдать, как настраивают гитару люди, не имеющие вообще никакого музыкального слуха. Процесс стал доступен, его можно ставить на поток, что, конечно же, упрощает работу ОТК на фабриках музыкальных инструментов.

Настройка в интернете

В былые времена начинающий музыкант, перед тем как настроить гитару в домашних условиях, должен был сделать нелегкий выбор: или идти в очередной раз к более опытному приятелю и просить его показать весь процесс еще разочек (а надоедать было неохота) или обзавестись всем необходимым и начать делать все самостоятельно. Теперь есть еще один выход, найти виртуальный тюнер в интернете. Интерфейс подобных программ достаточно удобен, и голову над ладами ломать не нужно. Все струны подтягивать можно в «открытом» виде, и они будут звучать так, как следует. Вся современная цивилизация движется в направлении всеобщего упрощения. Музыканту теперь не обязательно знать о том, как настраивают гитару, за него это сделает компьютер. Можно сосредоточиться на чистом творчестве.

Возможные проблемы

И все равно техника не всесильна. Иногда инструмент стареет, и при настройке возникают проблемы, которые невозможно благополучно разрешить без серьезного анализа ситуации. Разобравшись в том, как настраивают гитару специалисты, выполнив все положенные действия и даже немного поиграв на ней, можно столкнуться с тем неприятным фактом, что она звучит так, как будто кто-то беспорядочно вертел колки во все стороны. Повторив все манипуляции несколько раз, музыкант приходит к выводу: инструмент не держит строя. Выносить приговор гитаре рано, возможно, ее еще можно реанимировать.

Во-первых, следует проверить струны, а при необходимости заменить их.

Второй самый распространенный бич - ослабление крепления грифа с корпусом, его можно подтянуть.

Третья проблема, возможно, кроется в струнодержателе на деке или грифе (они могут частично отклеиться).

Колок - устройство механическое, вполне подверженное износу. В этом случае скверную шутку могут сыграть люфты. Состарившиеся узлы необходимо заменить.

И, в конце концов, не перевелись высококлассные мастера по ремонту, имеющие богатый опыт в деле возвращения к жизни музыкальных инструментов.

После покупки любой гитары, в том числе и акустической, необходимо ее настроить. Без этого шага никуда, иначе вашу игру смогут слушать только кошки под дверью. У стандартной шестиструнной акустической гитары следующий строй:

Первая струна – это нота «Ми» второй октавы (E)
Вторая струна играет ноту «Си» первой октавы (H или B)
Для третьей струны родной будет нота «Соль» первой октавы (G)
Четвертая струна оккупировала ноту «Ре» первой октавы (D)
Пятая струна заняла себе «Ля» малой октавы (A)
Шестая струна играет ноту «Ми» малой октавы (E)

Напомним, что первой струной называется самая тонкая, нижняя струна, то есть отсчет идет СНИЗУ ВВЕРХ. Это вы должны запомнить с самого начала обучения игры на гитаре!

При первой настройке гитары необходимо использовать тюнер, причем неважно какой – программный или аппаратный. Это потому, что вы еще точно не знаете, как должна звучать та или иная струна, и вам необходим так называемый эталон, по которому вы должны сверяться.

Аппаратный тюнер представляет собой небольшое устройство для определения частоты колебания звука и указания ноты, которая ему соответствует.

Функции программного тюнера такие же самые, только звук обрабатывается программой на ПК. Для настройки акустической гитары по тюнеру нужно использовать микрофон. Существуют еще программы, которые просто воспроизводят нужную ноту. Также не составит труда найти в интернете онлайн-тюнер с такой же функцией. Но если нет возможности воспользоваться тюнером, то настроить можно по камертону, например, вилочковому.

Начинать настройку нужно с первой, т.е. самой тонкой струны. Зажимаем ее на пятом ладу, чтобы получить ноту ля. Почему именно ее? Если ударить по концу вилочки камертона, то он зазвучит и будет издавать ноту ля 1-й октавы, которая нам и нужна. Ее частота – 440 Гц. Зажимая первую струну на пятом ладу, поверните ее колышек так, чтобы в итоге струна и камертон звучали в унисон. Это будет означать, что струна настроена.

Вторая струна настраивается по первой. Зажмите ее на пятом ладу и отрегулируйте так, чтобы она звучала в унисон с открытой первой струной.

Для настройки третьей струны зажмите её на четвертом ладу. После настройки она должна звучать так же, как и открытая вторая.

Четвертая струна на пятом ладу должна звучать так же, как открытая третья.

В общем, почти все струны настраиваются по пятому ладу и если вы это поняли, то дальше проблем не будет, т.е. пятая струна на пятом должна звучать, как открытая четвертая, а шестая на пятом – как открытая пятая.

В дальнейшем вы можете подстраивать гитару, открыв любой онлайн-тюнер, чтобы извлечь звук первой струны, т.е. ноту «ми». Далее относительно первой вы настроите вторую струну и так далее, как было описано выше. Если нет возможности открыть тюнер, то используйте камертон и выполните все ранее описанные действия.

Зажмите любой аккорд и сыграйте его. Правильно настроенная гитара звучит красиво, мелодично и равномерно.

Теперь о программах для настройки гитары. На наш взгляд, самая простая – это APGuitar. Она работает на ПК или ноутбуке с микрофоном. Пользоваться ею легко.

1. Запустите ее. Внизу вы увидите буквы: E, A, D, G, B, E.
2. Поднесите гитару к микрофону ПК или к ноутбуку. Дёргайте за первую струну. Внизу программа показывает, к какой ноте ближе ваш звук. Доведите синюю бегающую полоску до крайней правой буквы Е, регулируя соответствующий колышек на гитаре.
3. Когда вы дойдёте до правой буквы Е, подтяните струну так, чтобы бегающая стрелка вверху оказалась на середине, т.е. показывала 00%. Допустимы показатели 2% или -2%. Струна настроена.
4. Для настройки второй струны прижмите её на пятом ладу. Дерните ее, приглушив первую струну (положите на неё палец). Доведите нижнюю стрелку до правой буквы Е внизу, потом настройте, доводя до 00% вверху. Отклонение в 1 – 3% не страшно.
5. Третью струну зажмите на четвертом ладу (вторую струну приглушите) и дёргайте её до тех пор, пока не подведёте к букве В (так во многих источниках обозначается нота «си»).
6. Четвертую струну зажмите на пятом ладу, доведите до буквы G.
7. Пятую струну зажмите на пятом ладу, доведите до буквы D.
8. Шестую струну зажмите на пятом ладу, доведите до буквы А.

Вообще-то основной идеей данного ликбеза должен был стать грамотный выбор акустики. Но приступив к работе, я понял, что начинать логично с самой первой проблемы - звуковых свойств комнаты, где эта акустика будет стоять. В итоге получилось, что до процесса выбора колонок на этот раз я так и не добрался, зато написал несколько полезных советов о том, куда и как поставить уже купленную систему, чтобы раскрыть ее лучшие свойства. Сразу скажу, материал рассчитан на новичков-меломанов, только делающих первые шаги в поисках лучшего звука.

Судите сами: интересные продвинутые источники, усилители и АС появляются практически непрерывно, поэтому всегда есть соблазн попробовать что-то новое. Ну а если выбор компонента вдруг оказался не слишком удачным, поиск кандидата на замену из тягостной неизбежности практически всегда превращается в дополнительное приключение. С другой стороны, шанс выбрать новое помещение для музыкальной системы или домашнего кинотеатра большинству из нас представляется очень редко, некоторым - вообще никогда.

По этой причине лихорадка перманентного апгрейда на комнату прослушивания, как правило, не распространяется. Но ведь именно она – самый главный компонент звуковой инсталляции, от которого самым драматическим образом зависит характер и качество звучания аппаратуры независимо от её класса. Ну а раз так, вариант остается только один: оставить на время покупательский азарт и заняться приведением имеющейся недвижимости в акустический порядок.

Профилактика лучше, но лечение чаще

Работники Hi-Fi-салонов не дадут соврать, фраза «У вас играло, а у меня дома не играет» - лучшая иллюстрация к проблеме интерьерной акустики. То есть у самой акустики проблем нет, а появляются они у тех, кто пытается игнорировать ее существование.

Допустим, обрела молодая семья собственную квартиру. Первым делом составляется план обустройства и ремонта. «Холодильник поставим здесь, стиральную машину в ванной, а диван - в гостиной». Телевизор вешаем напротив дивана, если, конечно, кому-нибудь не придет катастрофическая идея загнать его в угол. Затем, кстати, вполне может выясниться, что экран оказался напротив смотрящего на юг окна - лично видел такое не один раз.


Ради бескомпромиссной борьбы с ранними отражениями, оптимизации басов и снижения времени реверберации некоторые обладатели домашних студий пускаются на самые радикальные меры, вроде постройки стен из акустических ловушек

О колонках чаще всего вспоминают в последнюю очередь, и дай бог, если это происходит хотя бы до установки пресловутого дивана. Почему - понятно: даже если будущие обитатели квартиры действительно любят послушать музыку, забот и расходов во время масштабного ремонта выше крыши, тут бы унитаз не забыть заказать…

Итог предсказуем. Колонки оказываются загнанными в углы комнаты, а сабвуфер затравленно выглядывает откуда-нибудь из-за занавески. В результате звук, скорее всего, окажется достойным первой машины молодого поклонника хип-хопа, испытывающего острый дефицит финансовых средств и музыкального вкуса.

А вот чисто случайно расставить акустику так, чтобы ваша тёща - потомственный музыковед, придя в гости, погрузилась в глубокую эйфорию, не получится никогда. Дело в том, что правила оптимального расположения источников звука практически всегда идут вразрез с устоявшимися нормами (чтобы не сказать штампами) интерьерного дизайна.


О том, что акустика комнаты влияет на многое, говорит, например, профиль работы британской фирмы Oscar Acoustics. Они делают специальное оформление в переговорных комнатах офисов, которое улучшает разборчивость речи всех участников встречи

Важно понимать, что любая комната всегда работает как резонатор, формируя характер звучания не в меньшей степени, чем, скажем, скрипичная дека. Однако в отличие от корпуса скрипки, форма комнаты в подавляющем большинстве случаев благозвучию не способствует.

Например, прямоугольная топология с параллельными поверхностями большой площади неизбежно приводит к возникновению нежелательных отражений и стоячих волн, превращающих более-менее плоскую (в лучшем случае) АЧХ колонок в кривую, больше всего напоминающую сейсмограмму землетрясения. Причем в разных точках пространства форма этой кривой может меняться самым причудливым образом.

Четыре плохих комнаты

Перечислим основные факторы негативного влияния комнаты на звук:

1. Недостаточное, или, наоборот, слишком большое время реверберации. Этот параметр характеризует «звонкость» помещения, то есть длительность затухания звука, и выражается временем, необходимым для его ослабления в тысячу раз (на 60 дБ). Слишком гулкая комната так же малопригодна для нормального восприятия музыки, как и абсолютно глухая, лишающая слушателей малейшего ощущения пространственного объема.

2. Стоячие звуковые волны. Возникают из-за отражений и взаимных наложений низкочастотных колебаний, длины волн которых сопоставимы с размерами помещения. На слух воспринимаются как резкие подъемы и провалы басов в строго определенных точках пространства.


Да-да, так оно и происходит не только с разговорами позади вас, но и с отражениями звука от акустики, стоящей перед вами

3. Ранние отражения. Высокочастотные (в меньшей степени - среднечастотные) колебания, отраженные от поверхностей, расположенных неподалеку от АС (в основном голых боковых стен, пола и потолка). Они попадают к нам в уши почти одновременно с прямым сигналом, нарушая правильное восприятие локализации источников звука в стереопанораме. Более того, несовпадение фаз прямой и отражённой волн (к тому же гуляющее по частоте) приводит к резкому ухудшению равномерности частотной характеристики.

4. Порхающее эхо. Череда быстрых повторений звука на определенных частотах, возникающих при расположении колонок между двумя параллельными, хорошо отражающими поверхностями.

Спасение звука подручными средствами

Существует масса способов обуздания звуковой анархии, самые радикальные из которых предполагают построение точной акустической модели комнаты посредством ее лазерного сканирования. Задуматься об акустической подготовке крайне желательно ещё в начальной стадии капитального ремонта, и доверить её лучше проверенному специалисту. Причем именно инсталлятору, а ни в коем случае не интерьерному дизайнеру. Потому что последний (если он, конечно, по совместительству не аудиофил), не знает, что большие площади гипсокартона поглощают басы с удивительным аппетитом, а средние и высокие отражают с характерными призвуками. Или что незашторенная стеклянная стена - воплощённый кошмар любого меломана с ушами.


Так выглядит акустическая обработка одного из залов студии Manifold Recording. Это к вопросу о том, сколько труда надо вложить, чтобы помещение зазвучало по-настоящему

Однако если этот поезд уже ушел, оставив как данность комнату со сложившимися отделкой и интерьером, можно попробовать улучшить её акустические свойства и собственными силами. Кстати, шансы заметно облагородить звучание системы в этом случае довольно высоки. Полностью избавиться от всех проблем, конечно, не получится, но зато и денег в сравнении с «инсталляторским» вариантом удастся сэкономить изрядно.

Начнем с осмысленной расстановки колонок. Первым делом отодвиньте их от задней стены, особенно если порты фазоинверторов направлены как раз на неё. Это позволит сделать басы менее гулкими и более разборчивыми, улучшить глубину музыкальной сцены. На сколько двигать? Универсального ответа нет, так что первым делом прочтите мануал к колонкам, а затем слушайте и экспериментируйте. Самому слушателю, кстати, по той же причине не стоит упираться затылком в стену. Хорошо помогают мягкие подушки на спинке дивана, а в идеале - тканый гобелен или тяжелая портьера за спиной.

Близость боковых стен способствует возникновению ранних отражений и стоячих волн, так что от них акустику так же стараемся держать подальше. В борьбе с последними, кстати, очень полезно получить детальную информацию о модах – то есть частотах, на которых возникают резонансные явления, заодно выяснив и их примерное расположение в комнате. Для этого потребуется лишь рулетка и онлайновый акустический калькулятор, например, вот этот .


Акустически калькулятор

Еще один способ определения оптимального положения колонок - метод четных и нечетных сечений. Например, длина комнаты делится на четный коэффициент, а ширина - на нечетный. Поделив, допустим, ширину на два, а длину на три, получим своего рода разметку, на пересечениях линий которой и рекомендуется устанавливать АС.

Правда, если меломан живет не один, в этот момент крайне вероятно возникновение конфликтной ситуации с домочадцами, не считающими хорошей идеей установку двух полутораметровых деревянных столпов прямо посреди комнаты. Что ж, видимо придется идти на компромиссы, главное, чтобы они опять-таки были осмысленными с точки зрения акустики. И имейте в виду, что с уменьшением расстояния между колонками верхняя составляющая басового спектра, как правило, начинает звучать ярче, а самые глубокие низы - наоборот. Кроме того, всегда старайтесь минимизировать длину проводов, соединяющих колонки с оконечным усилителем. Скорее всего, для этого придется удлинить межблочники, но овчинка стоит выделки.

После того как АС обрели стабильное положение в пространстве, сориентируйте их акустические оси прямо на место прослушивания. Любые отклонения от «прямого выстрела» чреваты искажением АЧХ, особенно на высоких частотах, ведь разработчики стремятся получить наилучшее звучание именно для такого положения излучателей. Правда, некоторые производители (например, Dali для колонок с ленточными твитерами широкой направленности) рекомендуют не разворачивать их на слушателя, но данное исключение лишь подтверждает общее правило. В варианте с полочниками из этих же соображений ВЧ-излучатели колонок должны находиться на уровне уха сидящего человека.


Стены и потолок, сходящиеся под прямым углом - главная акустическая проблема большинства помещений. Большие акустические ловушки помогут даже в самых тяжелых случаях, главное суметь вписать их в интерер

Если же речь идет о конфигурации 2.1 (многоканальные системы для домашнего кино мы рассмотрим в отдельном материале), самое время заняться сабвуфером. С понижением частоты звука направленность его распространения снижается, но это совершенно не означает, что саб можно задвинуть куда угодно - лишь бы не мешал и проводов хватило.

Индивидуальный для каждой комнаты набор мод и потенциальных источников резонансов (застекленный шкаф с посудой) делает поиск оптимального расположения сабвуфера делом увлекательным, творческим и далеко не простым. Не поленитесь поэкспериментировать с его положением - и вы удивитесь, насколько по-разному могут звучать «ненаправленные» низкие частоты.

Чтобы не таскать в процессе экспериментов тяжеленный ящик, некоторые поступают наоборот: усаживают саб в кресло, а сами в поисках правильного баса (не более громкого, но более разборчивого и равномерного) ползают по комнате на четвереньках, а потом в лучшее на слух место и ставится саб. Отправная точка в поисках нам уже известна: ближе к стенам и углам - больше баса, и, чаще всего, неуправляемого гула. Кстати, в процессе перемещений не забудьте о регулировках частоты среза и поворота фазы, тоже помогает.

О пользе зеркал и вреде отражений

Во время всех манипуляций с акустическими системами важно помнить, что самые большие неприятности обычно доставляют хорошо отражающие звук поверхности большой площади, особенно, когда они расположены симметрично. Именно поэтому студии звукозаписи и концертные залы высокого класса не имеют прямых углов и параллельных стен, а потолки их сформированы панелями сложной формы, работающими, в зависимости от конкретной задачи, на поглощение или рассеивание звуковой энергии.

Применительно к нашей ситуации, «настройка комнаты» может включать три этапа. Сначала определяем уровень реверберации (самый простой способ - громко хлопнуть в ладоши и внимательно вслушаться в реакцию помещения). Слишком звонкие комнаты встречаются куда чаще, чем переглушенные. Для корректировки сгодятся любые звукопоглощающие материалы и объекты: мягкая мебель, плотные занавески, картины и книжные полки на стенах (ни в коем случае не застекленные), и даже большие плюшевые игрушки. Если же звук от хлопка исчезает чуть ли не раньше, чем вы свели ладони, значит с элементами украшательства и комфорта явный перебор, и от некоторых из них неплохо бы избавиться.

Этап второй - борьба с ранними отражениями. Тут отлично помогает ковер на полу (чем толще, тем лучше), и потолок, облицованный звукопоглощающими плитками (отлично работает и натяжная ткань). Компромиссный вариант: декоративный коврик непосредственно перед колонками. Не забудьте и про стены, вместо картин на них лучше разместить специальные звукопоглощающие панели, некоторые из которых выглядят вполне стильно и симпатично. Оптимальное место для размещения поглощающих элементов найти не сложно. Приложите к исследуемой поверхности зеркало или лист зеркальной пленки и перемещайте до тех пор, пока сидящий в месте прослушивания не увидит в нем отражение динамиков. Ну а поскольку угол падения равен углу отражения, в данной области и нужно располагать звукопоглощающий материал.


Пример эффективного размещения звукопоглощающих панелей

В финале еще пара слов об укрощении басов. Эффективный способ борьбы с их избытком, неравномерным распределением и характерным бубнением - размещение в углах (иногда и вдоль стен тоже) акустических ловушек - цилиндрических конструкций, поглощающих энергию низкочастотных колебаний. Для их установки не придётся затевать ремонт, однако нужно быть морально готовым к появлению в комнате ещё нескольких громоздких объектов.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник