03.08.2019

Все о птицах для детей. Беседа с детьми и зимующих и перелетных птицах. Тема: Музыкальные инструменты


АИСТЫ НА КРЫШЕ

Аист у многих народов считается птицей, приносящей счастье, поэтому он пользуется особым покровительством у людей. По старинному поверью, аист в селе – к счастью и благополучию. Разорить гнездо аиста, – значит, принести несчастье дому, на крыше которого он поселился. Вот почему ни у кого рука не поднимается убить эту величественную птицу. Чтобы привлечь птиц, люди иногда помогают строить им гнезда: на высоких столбах или крышах домов устанавливают специальные приспособления – подставки или колеса от телеги, чтобы птицам было удобнее строить гнезда.

С аистом связано много легенд. Ему приписывают возможность приносить в клюве младенцев. В отместку за разорение гнезда он может поджечь дом. У аистов, так же как и у людей, существуют «суды», где разбираются «дела» провинившихся птиц. Таких примеров можно привести еще несколько. Почему к аисту такое уважение и с чем связаны эти легенды и поверья?

Давайте попытаемся ответить на некоторые из них, исходя из знаний поведения и образа жизни этих птиц.

Люди наделяли аиста многими качествами, которые им больше всего импонируют. Тем более что эта птица имеет много черт, присущих людям и это их как бы сближает. Аисты – красивые и гордые птицы. Супружеские пары у них постоянные и сохраняются в течение всей жизни. Это вызывает уважение и симпатию.

Аисты много лет пользуются одним и тем же гнездом. Самец обычно прилетает раньше самки и первым делом принимается за его починку. Подновит немного гнездо и начинает самозабвенно звать самку: стоит в гнезде, запрокинув шею так, что затылок касается спины и издает характерный треск клювом. Аист – птица безголосая, вот он и придумал способ привлечения самок. В такой позе есть величие и гордость. Разве эти качества не вызывают уважение?

Вскоре появляется самка. Ритуал ухаживания таков: самец важно вышагивает по гнезду и клювом ощупывает его ветки, как бы показывая этим своей подруге добротность и надежность постройки. Самка проделывает то же самое, на деле проверяя сказанное. Почти как у людей. Какая женщина выйдет замуж, заранее не проверив материальное положение своего избранника.

Наконец брачный союз заключен, и обе птицы начинают достраивать гнездо. Таскают ветки, уминают их, выстилают середину мягкой соломой, травой, тряпками, перьями, готовя его для будущих деток. Аисты так увлекаются своей работой, что, не разбирая, хватают все, что ни попадя. Даже могут выхватить из костра тлеющую ветку. Особенно спешат, когда по какой-то причине гнездо оказалось разрушенным. Разве не отсюда происхождение легенды о поджоге дома при разрушении гнезда. В давние времена крыши домов были соломенные. На ветру крыша и гнездо быстро высыхают. Достаточно небольшой искры, чтобы все это вспыхнуло ярким пламенем.

Вскоре в гнезде появляется несколько беленьких яичек, которые попеременно насиживают самка и самец – мама днем, а папа – ночью. Такая взаимопомощь тоже вызывает уважение. Наконец, вылупляются аистята. Родители кормят их лягушками, ящерицами, змеями, мышами, саранчой. Опять же пользу приносят. Пока птенцы малы, один из родителей (это чаще всего самка) постоянно находится в гнезде, защищая их от непогоды. Птица раскрывает над гнездом крылья, словно зонт, защищает своих птенцов от дождя и палящих лучей солнца. Гнездо птенцы покидают только через два месяца.

Белые аисты не боятся людей. Иногда можно наблюдать, как выводок аистят во главе с родителями вышагивает по деревенским улицам. Собаки держатся подальше от них, не хотят отведать удара острым клювом.

Аист, как гостеприимный хозяин, предоставляет свое гнездо мелким птицам. В «куче хвороста» (гнездо может достигать полутора метров в диаметре) поселяются воробьи, скворцы, трясогузки и другие птицы.

Аисты осенью перед отлетом иногда проводят «чистку своих рядов», забивают насмерть слабых птиц, неспособных к перелету. Такие птицы будут мешать стае в трудном пути. По-видимому, это послужило основанием легенды о наличии «судов» у белых аистов, которые заканчиваются смертной казнью «провинившейся» птицы. Разве у людей по иному происходит?

Аист приносит в клюве детей. Если кому и поручить эту деликатную миссию, так кроме аистов больше и некому это сделать. Большая, сильная, благородная птица с мощным клювом – разве неспособна принести такую крохотулю. Это, конечно, шутка. На самом деле все значительно сложнее.

В далекие времена на юге России, Украине, Белоруссии дома в селах были саманные, из необожженного кирпича, а крыши – соломенные. Такие дома требовали постоянного ухода. Ежегодно наружные стены обмазывали глиной, а крыши подновляли. Без присмотра такие дома быстро разрушались. Только молодая и дружная семья могла достаточно долго содержать в должном порядке такой дом, потенциальное место гнездовья аистов. А там, где любовь и лад – всегда много детей. Кроме того, существует поверье: аисты избегают дома, в которых нередки семейные ссоры. Это еще раз подтверждает сказанное.

И второе, количество детей в семье определяется не только рождаемостью, но и их смертностью. А в те далекие времена она была высокой. Поэтому, у большой работящей семьи всегда достаточно средств, чтобы иметь много детей, хороший дом, на котором может поселиться аист. Отсюда до легенды – всего один шаг.

Аисты селятся в основном в южный районах, однако в последнее время этот вид стал постепенно расширять область обитания. Их можно встретить значительно севернее, вплоть до Вологодской области. А в Московской области они уже стали вполне обычной птицей, приносящей в дом счастье, благополучие и удачу.

ВОРОНА И КОТ

В городах птицы кормятся у мусорных баков. Чего только не перепадает им со стола человека. Сыр не является исключением. Много разных птиц можно увидеть там, особенно в морозные и снежные дни. Однако среди основных посетителей своеобразных «кормушек» выделяются постоянные спутники человека – воробьи, голуби и конечно … вороны.

Возле столь непривлекательных мест можно наблюдать забавные ситуации, воскрешающие в памяти сюжеты некоторых литературных произведений. Видел как-то ворону, восседающую на дереве с кусочком сыра в клюве. Почти как в той самой басне о вороне и лисице. В то же время обыденность ситуации и городская обстановка настолько отличаются от классического стиля басни, что вызывают новые ассоциации.

Сидит на дереве ворона с сыром в клюве и флегматично смотрит по сторонам. Она, по-видимому, наелась и не могла решить, что делать с этим продуктом. Можно, конечно, припрятать про запас, однако, когда желудок сыт, хочется чего-то и для души.

Сидит она и ждет свою «лисицу». Кто не хочет услышать комплимент в свой адрес. Ведь это самая что ни на есть естественная потребность людей – больших и маленьких, женщин и мужчин, богатых и бедных, начальников и подчиненных. Это только ее крайняя форма – лесть – «гнусна и вредна», как говорится в басне. Однако кто может установить грань между похвалой и лестью? Это вопрос риторический.

Сидит ворона и рассуждает. Конечно, она не жар-птица и не соловей, однако каждый по-своему хорош, и каждый поет свою песню. Разве ворона-девушка не млеет, когда перед ней вышагивает черно-серый красавец? Разве сладостно не замирает у нее сердце, когда карканьем распевает серенады ее обожатель? Да, она не первая певунья, однако и ей чего-то хорошее хочется услышать. За это не жалко и кусочек сыра отдать.

Наблюдал как-то и другой эпизод на эту же тему. На дереве сидит ворона с сыром в клюве, а внизу кот – не мигая, уставился на нее. Сыр, оказывается, любят не только лисицы, но и коты. Ворона вертит головой, смотрит на кота то одним глазом, то другим, сыр мешает. Наверное, ждет от него приятных речей, а кот не понимает – сидит и гипнотизирует крылатую. Решил иным, чем лисица, способом заполучить сыр, хотя более надежного и проверенного еще не придумали.

Так что мусорная свалка тоже может быть источником вдохновения. Необходимо только внимательно посмотреть кругом, увидеть во всем этом только приятное и немного пофантазировать.

ПТИЧЬЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Ученые утверждают, животные не могут мыслить. Возможно это и так. Однако, то, что приходится наблюдать в природе позволяет усомниться в этом. Скептики припишут это нашему воображению. Ведь в зависимости от настроения и фантазии один и тот же объект может иметь совершенно разные оттенки. Луна, к примеру, будет выглядеть банальным фонарем, смеющейся рожицей или источником вдохновения поэтов. Так что не будем придираться к ученым и наделим героя нашего рассказа некоторыми человеческими качествами.

На заборе сидела ворона с куском хлеба, а внизу прыгали воробьи. Они склевывали падающие крошки. Было холодно, хлеб замерз, и ворона с трудом расправлялась с ним. Она придерживала хлеб лапой, и не спеша «откусывала» от него. Оторвет кусочек и наблюдает за воробьями, которые беспрерывно ссорились из-за каждой крошки. Иногда ворона роняла хлеб, и тогда воробьи устраивали настоящую потасовку. А она с любопытством и в то же время с хитрецой посматривала на них.

Наконец, ворона перестала есть. Она стала кормить воробьев. Оторвет кусочек и бросает его к великой радости драчунов. И так много раз. Воробьи добросовестно отрабатывали свой «хлеб», перья так и летели в разные стороны.

Со стороны казалось, что ворона провоцировала их на драку. Возможно это и так, однако, все же хотелось, что такая подкормка была не платой за «зрелище», а бескорыстной благотворительностью.

ВОРОНА – ЛОГОПЕД

У нашего сына в детстве были проблемы с произношением буквы «р». Специалисты пытались исправить его речь, однако особого прогресса в этом не наблюдалось.

Однажды мы с сыном отправились гулять в парк. Было раннее воскресное утро, поэтому людей было немного. Только отдельные «собачатники» выгуливали своих питомцев.

Погода была прекрасная – светило солнце, кругом искрился снег, а тишина и легкий морозец придавали всему этому особую прелесть. Снег выпал ночью, и шапками лежал на деревьях и кустах. Стоило прикоснуться к ним, как лавина снега обрушивалась вниз. Ветки обнажались, и вся эта красота сразу же куда-то улетучивалась.

Тишину нарушали в основном птицы. Одни из них весело посвистывали, перелетая с ветки на ветку, другие (вороны) ворчливо покрикивали на бегающих собак, которым, по их мнению, здесь было не место. Остальные звуки в этом сказочном месте куда-то пропадали, – растворялись в воздухе, или же их поглощал снег.

Мы осторожно ступали по дорожке, боясь спугнуть эту красоту. Ведь малейшее дуновение ветерка обнажит деревья и сказка исчезнет.

В этом необычном месте не хватало только сказочного персонажа. И вот он появился. На дереве, чуть сгорбившись, сидела ворона. Такая поза придавала ей философское выражение.

Когда мы приблизились, она громко каркнула, потом посмотрела на нас с высоты дерева и еще раз каркнула. Казалось, она хотела нам что-то сказать. В этом даже и не было сомнения. Необычность окружающей обстановки убеждали нас в этом.

Ребенок с удивлением уставился на нее: «Что это она сказала нам?» Я ответил: «Она поздоровалась с тобой». «Здравствуйте, уважаемая ворона» – сказал малыш. Он понимал, что к сказочной вороне именно так и надо обращаться. Ворона сидела на дереве и вопросительно смотрела на нас. Я подсказал сыну: «Она тебя не понимает, поздоровайся с ней на ее родном языке».

Мы долго стояли под деревом, пытаясь поприветствовать птицу на вороньем языке. Малыш издавал всевозможные звуки, а необходимые у него так и не получались.

Ворона оказалась терпеливым учителем. Она внимательно слушала, поворачивая в нашу сторону то одно, то другое ухо, и периодически поправляла малыша: «Кар-р, кар-р». Ученик прилежно копировал ее произношение, ведь со сказочной вороной нельзя было шутить.

Наконец, с губ ребенка слетело уже нечто похожее на «кар-р-р». Ворона удовлетворенно прокричала: – «Молодец!» – и улетела.

С этого дня мы на прогулках постоянно здоровались со всеми встречными воронами. Многие из них были весьма довольны произношением и вежливо отвечали на наше приветствие. Так что ворона-логопед быстро научила малыша правильно произносить трудную букву алфавита.

Удивительно, малыш, подражая птице, научился правильно произносить букву, слог. А если бы он, к примеру, не мог произносить многие буквы, смогли бы птицы обучить его? Стоп! А как же начали говорить наши далекие предки, которые в те времена пока еще были бессловесными?

Для начала давайте немного отвлечемся и вспомним всеми любимую сказочную повесть «Маугли», в которой воспитанный волками мальчик свободно разговаривал с животными и людьми. С животными он, возможно, и умел разговаривать (так как вырос среди них), а вот с людьми – вряд ли. Человек в отличие от зверей и птиц, рождается бессловесным. Он учится говорить, только находясь в обществе себе подобных. Если человек, к примеру, рождается глухим и не слышит речь людей, он вряд ли сможет научиться разговаривать.

Древний человек жил среди зверей и птиц. На одних животных он охотился, от других – спасался. Для этого ему необходимо было знать их повадки и интонацию голоса. А это как раз и является «языком джунглей», с помощью которого «разговаривают» звери и птицы в природе. Чтобы быть своим среди чужих ему, так же как и Маугли, приходилось поведением и интонацией голоса показывать окружающим его животным, что он «одной с ними крови».

Древнему человеку необходимо было не только запоминать голоса животных, но и уметь воспроизводить их. Это позволяло подманивать их и, в конечном счете, добывать. Ученые полагают, что в те далекие времена наши предки умели подражать голосу зверей и птиц, как это делают, к примеру, попугаи или другие «говорящие» птицы.

В природе, несомненно, самыми голосистыми являются птицы, обладающие богатой палитрой звуков. Звери на их фоне почти «безголосые». Птицы звуками предупреждают об опасности, они подобно сорокам и мелким птицам, с криком сопровождают хищника, сообщают, подобно зябликам, об изменении погоды, песней привлекают самок и защищают территорию.

Человек подражал крику и пению не только тех птиц, на которых он охотился, но и которых ему были приятно слушать (так же как и современному человеку).

Существует несколько гипотез, объясняющих возникновение речи. Согласно одной из них в основу языка легли звуки, которые произносил человек, подражая пению и крику птиц. К примеру, первичное слово «опасность» скорее всего, было похоже на крик какой-то полюбившейся птицы (конечно, с учетом голосовых возможностей человека). И сейчас разведчики в лесу «разговаривают» между собой свистом, то есть на «птичьем» языке.

Таким образом, путем подражания птичьему голосу формировались первичные компоненты так называемого «птичьего» языка древних людей. Конечно, такой язык был очень прост, содержал небольшой запас слов, однако на том этапе этого было вполне достаточно. В дальнейшем звукоподражающие слова изменялись, и постепенно становились уже «человеческими». Так с помощью птиц появился язык людей во всем его разнообразии.

Если мы согласимся с такой точкой зрения ученых, и будем считать, что птицы научили человека говорить, то не удивительно, что мудрая ворона смогла обучить мальчика правильно произносить трудную для него букву алфавита.

ВЕЗУЧИЙ ВОРОНЕНОК

Одним людям все сходит с рук, зато другим – за малейшую провинность попадает сполна. Есть категория людей, с которыми постоянно что-то случается, даже если они и стремятся избежать неприятностей. Однако о счастливчиках писать намного приятнее, чем о неудачниках.

Несмотря на такую преамбулу этот рассказ не о человеке, а о птенце, которому на удивление везло в его пока еще короткой жизни.

Итак, жил-был вороненок. Он, как и всякая птица, появился на свет в гнезде, высоко над землей. Находясь на вершине дерева необходимо быть крайне осторожным, чтобы не свалиться оттуда. Однако наш малыш был непоседа, ни минуты не сидел спокойно. Он постоянно выглядывал из гнезда, несмотря на запрет родителей. Когда вороненок немного подрос, стал залезать на его край, что было очень опасно. Он спешил стать взрослым, а, как говорится, всему свое время. Наконец, случилось то, что и должно было случиться. Птенец выпал из гнезда.

Однако, как уже говорилось выше, вороненок был везучий. Другой не умеющий летать птенец обязательно разбился о землю, а наш вороненок угодил в ванну. Воды в ней было столько, что он мог стоять на дне, можно сказать, на цыпочках, вытянув вверх шею. Если бы воды было немного больше, птенец сразу же захлебнулся.

Ванна служила для полива деревьев. Ее периодически заполняли водой, которую использовали по мере надобности. Как раз накануне этого события воду из ванны вычерпали. Если бы вороненок выпал из гнезда днем раньше, его вряд ли что-то могло спасти.

В тот злополучный (для вороненка, конечно) день мы не собирались ехать на дачу. Однако дела сами собой рассосались, и мы решили отправиться подальше от городского шума. В холодной воде птица вряд ли сможет долго продержаться, так что помощь подоспела вовремя. Опять повезло!

Мы вытащили птенца из воды. Он настолько обессилил, что закрыл глаза и повалился набок. Наверное, от холода и перенапряжения лишился чувств.

Над нами летали вороны и злобно каркали. Некоторые из них даже пытались пикировать на нас. Это была своеобразная психическая атака. Они подозревали нас в дурных намерениях.

Мы высушили птицу сухим полотенцем, накрыли тряпицей и оставили в саду на виду у родителей, которые продолжали летать над нами. Брать птенца в дом не рискнули. Родители, потеряв его из виду, сразу же откажутся от него, а так, возможно, окажут ему помощь.

Утром птенца на месте не оказалось. Мы надеялись, что родители увели его (летать он ведь не мог) в безопасное место. В то же время сверлила мысль, что с вороненком могли расправиться кошки и собаки, которых в этих местах было предостаточно. Они жили на других дачных участках, однако предпочитали держаться вблизи нашего дома, где их постоянно подкармливали. В обеденное время все они располагались возле двери и терпеливо ожидали, когда вынесут еду.

Днем, когда все кошачье – собачье племя собралось на своем обычном месте, среди них увидели вороненка. Он, как и все, ожидал еду.

Одним птицам стоит немного зазеваться, как сразу же оказываются в чьем-то желудке, а нашего вороненка никто почему-то не трогал. Возможно, у нашего крыльца было объявлено своеобразное «перемирие», как это уже было описано в прекрасном произведении «Маугли». Во время засухи звери у водопоев объявляли «водопойное перемирие», которое по законам джунглей никто не смел нарушать. А в нашем случае, по-видимому, было объявлено «кормовое перемирие».

Вороненку везло в этой жизни. Сколько таких же, как и он, птенцов скрасили жизнь кошкам, а ему везло. Упал в ванну и не захлебнулся, вовремя вытащили, подружился с кошками. Сколько везучих случайностей!

Мы начали подкармливать вороненка. Когда птенец был голоден, он требовал еду своеобразным способом, клевал на ноге большой палец. Жил он на крылечке среди кошек и собак, а ел, можно сказать, вместе с ними. Так он прожил у нас около месяца, пока не научился летать и самостоятельно добывать себе корм.

Анатолий Павлович Садчиков,
профессор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова ([email protected])

Мария Мочалова
Список произведений художественной литературы для чтения детям по лексическим темам. Старший дошкольный возраст (часть 2)

Тема: Зимовье зверей

1. С. Козлов "Как ежик с медвежонком протирали звезды"

2. Н. Сладков "Медведь и солнце"

3. А. Милн "Винни-пух и все-все-все"

4. В. Шульжик "Белый медвежонок"

5. В. Бианки "Купание медвежат"

6. Е. Чарушин "Медвежонок"

7. И. Соколов-Никитов «Медвежья семья», «Медведи»

8. Р. н. с «Медведь липовая нога»

9. Р. н. с. "Старик и медведь"

10. И. Соколов-Никитов «В берлоге»

Тема: Деревья зимой

1. Н. Павлова «Деревья зимой»

2. Каплан «Деревья в зимнем сне»

3. Пушкин «Зимнее утро»

4. Островский «Зимний лес», «Деревья зимой»

5. М. пришвин «Осинкам холодно»

6. С. Есенин «Береза»

7. Братья Гримм «Три счастливца»

8. Р. н. с. Сказка о молодильной яблоне и живой воде»

9. С. Воронин. «Голубая ель», «Птичья кладовая»

10. П. Соловьёва «Рябина».

Тема: Животные жарких стран. Животные холодных стран.

1. Б. Заходер «Черепаха», «Жираф».

2. таджикская сказка «тигр и лиса»

3. К. Чуковский «Черепаха»

4. Д. Р. Киплинг рассказы из книги «Книга джунглей»

5. Б. Житков «Про слона».

6. Н. Сладков «Во льдах».

7. Е. Чарушин «Слон», Мартышки».

8. Л. Толстой «Лев и собачка».

9. Л. Рожковский «В зверинице»,«Три крокодила», «Длинная шея».

10. В. Степанов «Тигр».

11. Д. Родович «Крокодил».

12. М. Москвина «Что случилось с крокодилом».

13. Ю. Дмитриев «Верблюжонок и ослик».

14. А. И. Куприн «Слон»

15. С. Баруздин «Верблюд».

16. Хмельницкий «Гусеница и крокодил»

17. Б. С. Житков «Как слон спас хозяина от тигра».

Тема: Инструменты

1. «Плохой молоток и непослушные гвозди».

2. Маршак, «Какими бывают молотки».

1. 3. С. Черный «Отвертка».

2. М. Шапиро «Иголка с ниткой».

3. Сказка «Об иголке и непослушной нитке».

4. Сказка «Как пальцы спорили, кому носить наперсток».

5. Р. Бойко «Наша Армия родная»

6. И Шамов «На дальнем рубеже»

7. А. Жаров «Пограничник»

8. Сказка «Каша из топора».

Тема: Окончание зимы 1. И. Никитин «Кудесница зима». С. Иванов «Каким бывает снег».

2. Р. Снегирев «Ночлег зимой».

3. В. Сухомлинский «Птичья кладовая», «Как Белочка Дятла пасла»,«Любопытный Дятел»,Какие бывают дятлы».

4. Соколов-Микитов «Глухари».

5. Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».

6. С. Козлов «Зимняя сказка»

7. К. Д. Ушинский «Ветер и солнце».

8. Н. Некрасов Не ветер бушует над бором» Зимние забавы».

9. С. Маршак «12 месяцев» сказка.

10. И. Суриков «Зима»

11. В. Даль «Старик годовик»

12. А. С. Пушкин «За весной красой природы» (времена

13. Б. Гримм «Беляночка и Розочка»

Тема: Моя семья. Человек.

1. Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».

2. В. Осеева «Просто старушка».

3. Я Сегель «Как я был мамой».

4. П. Воронько «Мальчик Помогай»

5. Д. Габе «Моя семья».

6. А Барто «Вовка – добрая душа»

7. Р. н. с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

8. Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».

9. Е. Благинина «Аленушка».

Тема: Дом и его части. Мебель.

1. Ю. Тувим «Стол».

2. С. Маршак «Откуда стол пришел?».

4. Сказка в обработке А. Толстого «Три толстяка».

5. А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше» (первая глава)

Тема: Рыбы

1. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

2. Н. Носов «Карасик»

3. Р. н. с. «По щучьему веленью», «Лисичка-сестричка и серый волк».

4. Г. -Х. Андерсен «Русалочка».

5. Е. Пермяк «Первая рыбка».

6. Л. Н. Толстой «Акула».

7. В. Данько «Головастик».

8. О. Григорьев «Сом»

9. Б. Заходер «Кит и кот».

Тема: Игрушки. Русская народная игрушка.

1. Б. Житков «Что я видел».

2. С Маршак «Мяч»

3. А. Барто «Веревочка», «Игрушки».

4. В. Катаев «Цветик – семицветик»

5. Е. Серова «Нехорошая история».

6. В. Драгунский «Друг детства»

Тема: Профессии.

1. Дж. Родари «Какого цвета ремесла?» Чем пахнут ремесла?»

2. Я Аким «Неумейка».

3. А. Шибарев «Почтовый ящик».

4. В. В. Маяковский «Кем быть»

5. С. Михалков «А что у вас?»

6. К Чуковский «Доктор Айболит»

7. Р. н. с. Семь Семеонов- семь работников»

8. Ш. Пьерро «Золушка»

9. Г. Х. Андерсон «Свинопас»

10. Г. Сребицкий «Четыре художника»

Тема: Защитники отечества. Военные профессии.

1. О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».

2. А. Твардовский «Рассказ танкиста».

3. Александрова «Дозор».

4. Л. Кассиль «Твои защитники».

Тема: Комнатные растения.

1. В. Катаев «Цветик-семицветик»

2. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

3. Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка».

1. М. Родина «Ммины руки».

2. Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине», «Одуванчик», «Весна»

3. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

4. Е. Пермяк «Мамина работа»

5. В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», «Лес весной»

6. Л. Квитко «Бабушкины руки».

7. С. Михалков «А что у вас?».

8. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

9. И. Тютчев «Зима недаром злится»

10. С. Маршак «Круглый год»

11. Г. Скребицкий «Апрель», «Март».

12. В. Бианки «Три весны», «Апрель»

13. «История про Снеговика»

14. Г. Ладонщиков «Помощники весны

15. И. Соколов-Микитов Ранней весной», «Лесные картинки», «Весна в лесу»

16. М. Пришвин «Весна в лесу», «Какого цвета весна?», «Деревья в плену»

17. Н. Сладков «Медведь и солнце», «Весенние ручьи», «Любитель цветов», «Бегство цветов»

18. В. Стюарт «Подснежник»

19. И. Лопухина «Помощница»

20. Г. Арманд - Ткаченко «Начало весны»

21. П. Радимов «Март»

22. Н. Плавиновщиков «Капель, проталины»

23. О. Высотская «Разговор с весной», «Мимоза»

24. «Двенадцать месяцев» (славянская сказка)

25. сказка «Весенняя песенка»

26. Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»

27. И. Токмакова «Весна»

28. В. Бианки Как звери и птицы весну встречают»

29. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокращ., пер. со швед. Л. Лунгиной

30. Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

31. С. Аксаков «Аленький цветочек»

32. П. Соловьёва «Подснежник»

Тема: Прилет птиц

1. И. Соколов-Микитов «Над болотом», «Цапля»

2. Н. Сладков «Птицы весну принесли», «Серьезная птица», «Кукушкины годы»

3. В. Чаплина «Прилетели грачи», «Птицы в нашем лесу»

4. В. Бианки «Мастера без топора», «Грачи открыли весну»

5. М. Пришвин «Говорящий грач»

6. В. А. Сухомлинский «Как воробушки ждали солнца»

7. К. Постельных «Журавли», «Стерх», «Иволга»

8. А. Прокофьев «Весенняя телеграмма», «Грачи»

9. А. Крылов «Кукушка и петух»

10. Н. Бацанова «Кукушка»

12. ратья Гримм «Король дроздовик»

13. Р. н. с. Хитрая наука»

14. Сказка «Весна белого и синего цвета»

15. Б. Асаналис «Краски весны»

16. В. Стюарт «Весна пришла»

17. В. Флинт. «Птицы»

18. В. Пермяк «Птичьи домики»

19. В. Чаплина «Птицы в нашем лесу»

20. «Кукушка» ненецкая сказка

21. Я. Аким «Весна»

22. А. А. Плещеев «Ласточка», «Весна»

23. Г. Глухов «Птичьи хлопоты» .

24. словацкая сказка «У солнышка в гостях»

25. С. Есенин Белая береза»

26. С. Осипов «Птичья столовая».

27. Обработка С. Маршака «Ласточка проворная»

28. Н. Носов «Тук-тук-тук»

29. Н. Романова «Котька и птичка».

30. «Гуси Лебеди» р. н. с

Тема: Почта.

1. С. Маршак «Почта».

2. Дж. Родари «Какого цвета ремесла?»

3. «Чем пахнут ремесла?»

4. Я Аким «Неумейка».

5. А. Шибарев «Почтовый ящик».

Тема: Строительство. Профессии, машины и механизмы .

1. С. Баруздин «Кто построил этот дом?»

3. М. Пожарова «Маляры»

4. Г. Люшнин «Строители»

5. Е. Пермяк «Мамина работа».

Тема: Посуда

1. А. Гайдар «Голубая чашка».

2. К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр»

3. Бр. Гримм «Горшок каши».

4. Р. н. с. «лиса и журавль».

5. Л. Берг «Пит и воробей»

6. Р. н. с. «Три медведя»

7. «Сказка про чашечку»

8. «Как Аленка разбила чашку»

9. Г. Горбовский «За обедом», «Деревянная ложка».

10. З. Александрова «О кастрюльке», «Большая ложка»

Тема: Космос. День космонавтики.

1. А. Барто «Веревочка».

2. С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

3. Ю. А. Гагарин «Вижу землю».

Тема: Насекомые.

1. В. Бианки «Приключение муравьишки».

2. И. А. Крылов «Стрекоза и муравей».

3. К. Ушинский «Капустница»

4. Ю. Аракчеев «Рассказ о зеленой стране».

5. Ю. Мориц «Счастливый жучок».

6. В. Лунин «Жук»

7. В. Брюсов «Зеленый червячок».

8. Н. Сладков «Домашняя бабочка»

9. И. Мазнин «Паучок».

Тема: Продукты питания.

1. И. Токмакова «Каша»

2. З. Александрова «Вкусная каша».

3. Э. Мошковская «Маша и каша»

4. М. Пляцковский «Кому что нравится».

5. В. Осеева «Печенье».

6. Р. н. с. «Горшочек каши»

Тема: День Победы.

1. С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»

2. М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец».

3. А. Твардовский «Рассказ танкиста».

4. А. Митяев «Мешок овсянки», «День победы»

5. М. Исаковский «Навек запомни».

6. С. Баруздин «Слава».

7. К. Симонов «Сын артиллериста».

8. Л. Серова «Дедова калоша»

9. Б. Заходер Серая звездочка»

10. В. Осеева «Таран», «Лесные партизаны», «Что легче», Прямой наводкой»

11. В. Степанов «Праздничный день»

12. А. Смирнов «Кто был на войне»

13. В. Лебедев – Кумач «Мы храбрые люди»

Тема: Наша Родина Россия. Москва – столица России.

1. А. прокофьев «Родина».

2. З. Александрова «Родина».

3. М. Ю. Лермонтов «Родина»

4. С. Баруздин «За Родину».

Тема: Школа. Школьные принадлежности.

1. В. Берестов «Читалочка».

2. Л. Воронкова «Подружки идут в школу».

3. С. Я. Маршак «Первый день календаря».

4. В. Осеева «Волшебное слово».

5. Л. Н. Толстой «Филлипок».

Тема: Электрические приборы

1. «Сказка о том, как электроприборы в магазине поссорились»

2. «История о солнце и электрической лампе»

3. Сказка «Утюг и платье»

4. Кот Барсик и стиральная машина».

5. «Сгоревшее печенье»

6. «Люстра – зазнайка»

7. А. Масленникова «Пылесос»

8. «Я чайник – ворчун»

9. Н. Носов «Телефон»

Тема: Лето, летняя одежда, обувь, головные уборы.

1. К. Ушинский «Четыре желания».

2. А. Плещеев «Старик»

3. Е. Благинина «Одуванчик».

4. З. Александрова «Сарафанчик».

5. В. А. Жуковский «Летний вечер».

Тема: Музыкальные инструменты

1. Братья Гримм «Бременские музыканты»

2. «Сколько же здесь свирелей»

3. «Флейта и ветер»

4. Эди Огнецвет «Дудка» «Бубен», Цимбалы» «Скипка»

5. В Семерин «Музыка всюду живет»

6. Ю. В. Гурин «Музыкальная кошка»

Все о птицах для детей тяжело рассказать в одной статье. Но основная информация о птицах для детей изложена ниже.

Информация о птицах для детей

Птицы — одни из самых удивительных животных на Земле. Птицы имеют крылья и перья. У птиц есть клювы и когти. Птицы живут в гнездах. Птицы едят фрукты, зерно, червей, насекомых и т. д.

Птицы бывают разных видов. Они тоже разных размеров. Самая маленькая птица — колибри. Самая большая птица — Страус. Птицы имеют разный цвет. У некоторых птиц, таких как павлин, есть красивые и красочные перья. Ворона и кукушка имеют черный цвет. Хотя лебеди и голуби имеют белый цвет.

Некоторые птицы могут летать высоко, и некоторые птицы могут плавать в воде. Утка, аист и лебедь — водяные птицы. Птицы, такие как павлин и петух, не могут летать высоко. Птицы, такие как орел, стервятник, коршун и ястреб, могут летать очень высоко в небе. Некоторые птицы не могут летать, один из таких видов — пингвин. Птица откладывает яйца и вылупляет молодых особей.

Кукушка и соловей поющие птицы. Попугая можно научить говорить. Совы могут видеть даже в темноте. Летучие мыши висят на ветвях деревьев вверх ногами.

Птицы — особый вид животных с определенными специфическими характеристиками. Птицы населяют окружающую среду, которая им подходит. Птицы являются социальными. Они живут в стаях, охотятся, размножаются совместно и участвуют в социальном поведении.

В наших краях водятся полевые и лесные жаворонки. Это небольшие птицы, похожие на воробьев: серенькие и рыженькие. Они певучие и подвижные: хорошо умеют спрятаться от людских глаз среди полевых колосьев.

Зимуют жаворонки на юге, так как являются перелетными птицами. Они не любят холода, не выдерживают его, а потому осенью направляются в теплые края. То есть, жаворонки покидают наши земли и отправляются в страны по берегам Средиземного моря. Например, к южному побережью теплой Испании. Некоторые из жаворонков добираются даже до Аравии.

Крымские жаворонки часто не улетают никуда, потому что в Крыму на южном побережье не бывает сильного мороза. Они переживают зиму на родине.

Жаворонок обычно просыпается и запевает очень рано утром. Другие птицы еще спят, а его песня уже разливается в лазури неба. Поэтому людей, которые всегда рано просыпаются, зовут жаворонками, а тех, кто утром спит вволю, почти до обеда - совами.

Вариант 2. Рассказ-описание перелетной птицы скворца

Моя бабушка каждое лето завязывала на вишневых деревьях блестящие ленты. Это она делала, чтобы отогнать скворцов - птиц, которые любят поклевать вкусные вишни. Скворцы, чаще всего, черного цвета. Они небольшие, но маленькими птичками их тоже не назовешь. Я бы сказал, что скворцы имеют средние для птиц размеры.

Зимой скворцы улетают в теплые страны. Они возвращаются рано весной, одними из первых птиц, и знаменуют своим прилетом приход весны. Иногда на земле еще даже лежит снега, а эти путешественники уже здесь!

Скворцы шумные создания. Бабушка всегда слышала, когда эти негодники собирались атаковать ее вишни, потому что они поднимали такой шум - слышно было за околицей.

Вариант 3. Рассказ-описание перелетной птицы соловья

Эту удивительную птицу любят и уважают люди в нашей стране и за ее пределами, составляют о ней добрые сказки и сочиняют красивые стихи. И нельзя представить, как это возможно - не любоваться пением соловья.

Соловей - маленькая серая птичка, похожая на обычного воробья. Великий певец кажется незаметным снаружи. Единственное украшение, которое могут надевать разновидности соловья - это яркий разноцветный "нагрудник".

Весной в наших краях соловьи заливаются мелодичным пением каждую ночь, особенно в зарослях и рощах возле рек и озер. Они любят жить во влажных теплых местностях и уголках. Поэтому на зиму соловьи, что не переносят лютого северного мороза, отправляются в долгий путь к африканским землям. Многие испытания приходится пережить этой хрупкой птичке, пока она добирается до безопасного места, до согретых солнцем стран.

Вариант 4. Рассказ-описание перелетной птицы аиста

Аист - очень красивая птица. Он большой по размерам, имеет широкий размах крыльев. Природа наделила его белым нарядом, только маховые перья его крыльев окрашены в черный цвет.

Он мастерит свои большие гнезда всегда на высоте, чаще всего вблизи человеческого жилья, но может выбрать также удаленный уголок дикой природы. Стройный красивый аист смотрит с верхотуры своего гнезда на людей внизу и совсем не боится их: а мастерит свои гнезда он чаще всего на столбах электропередач, на крышах, больших крепких деревьях и водонапорных башнях.

На зиму аисты чаще всего покидают наши местности. Они собираются в стаи и движутся в Африку. Постепенно на своем пути маленькие стаи сбиваются в большие. Тогда в небе можно увидеть перелетных аистов и их собратьев: журавлей и цапель, тысячами.

Увлекательная история для детей про приключения птички Береговушки.

Лесные домишки. Автор: Виталий Бианки

Высоко над рекой, над крутым обрывом, носились молодые ласточки-береговушки. Гонялись друг за другом с визгом и писком: играли в пятнашки.

Была в их стае одна маленькая Береговушка, такая проворная: никак её догнать нельзя было — ото всех увёртывается. Погонится за ней пятнашка, а она туда, сюда, вниз, вверх, в сторону бросится да как пустится лететь — только крылышки мелькают.

Вдруг, откуда ни возьмись, Чеглок-сокол мчится. Острые изогнутые крылья так и свистят.

Ласточки переполошились: все врассыпную, кто куда — мигом разлетелась вся стая.

А проворная Береговушка от него без оглядки за реку, да над лесом, да через озеро.

Очень уж страшной пятнашкой был Чеглок-сокол.

Летела, летела Береговушка — из сил выбилась.

Обернулась назад — никого сзади нет. Кругом оглянулась, а место совсем незнакомое. Посмотрела вниз — внизу река течёт. Только не своя — чужая какая-то.

Испугалась Береговушка.

Дорогу домой она не помнила: где ж ей было запомнить, когда она неслась без памяти от страха!

А уж вечер был, ночь скоро. Как тут быть?

Жутко стало маленькой Береговушке.

Полетела она вниз, села на берег и горько заплакала.

Вдруг видит: бежит мимо неё по песку маленькая жёлтая птичка с чёрным галстучком на шее.

Береговушка обрадовалась, спрашивает у жёлтой птички:

— Скажите, пожалуйста, как мне домой попасть?

— А ты чья? — спрашивает жёлтая птичка.

— Не знаю,— отвечает Береговушка.

— Трудно же будет тебе свой дом разыскать,— говорит жёлтая птичка.— Скоро солнце закатится, темно станет. Оставайся- ка лучше у меня ночевать. Меня зовут Зуёк. А дом у меня вот тут, рядом.

Зуёк отбежал несколько шагов и показал клювом на песок. Потом закланялся, закачался на тоненьких ножках и говорит:

— Вот он, мой дом. Заходи! Взглянула Береговушка — кругом песок да галька, а дома никакого нет.

— Неужели не видишь? — удивился Зуёк.— Вот сюда гляди, где между камешками яйца лежат.

Насилу-насилу разглядела Береговушка: четыре яйца в бурых крапинках лежат рядышком прямо на песке, среди гальки.

— Ну, что же ты? — спрашивает Зуёк.— Разве тебе не нравится мой дом?

Береговушка не знает, что и сказать: скажешь, что дома у него нет,— ещё хозяин обидится. Вот она ему и говорит:

— Не привыкла я на чистом воздухе спать, на голом песке, без подстил очки...

— Жаль, что не привыкла,— говорит Зуёк.— Тогда лети-ка вон в тот еловый лесок. Спроси там голубя, по имени Витютень. Дом у него с полом. У него и ночуй.

— Вот спасибо! — обрадовалась Береговушка.

И полетела в еловый лесок.

Там скоро отыскала лесного голубя Витютня и попросилась к нему ночевать.

— Ночуй, если тебе моя хата нравится,— говорит Витютень.

А какая у Витютня хата! Один пол, да и тот как решето — весь в дырьях. Просто прутики на ветви накиданы как попало. На прутиках белые голубиные яйца лежат. Снизу их видно — просвечивают сквозь дырявый пол.

Удивилась Береговушка.

— У вашего дома,— говорит она Витютню,— один пол, даже стен нет. Как же в нём спать?

— Что же,— говорит Витютень,— если тебе нужен дом со стенами, лети разыщи Иволгу. У неё тебе понравится.

И Витютень рассказал Береговушке, как найти Иволгин дом: в роще, на самой красивой берёзе.

Полетела Береговушка в рощу. А в роще берёзы одна другой красивее. Искала, искала Иволгин дом и вот наконец увидела: висит на берёзовой ветке крошечный, лёгкий домик. Такой уютный домик и похож на розу, сделанную из тонких листков серой бумаги.

«Какой же у Иволги домик маленький! — подумала Береговушка.— Даже мне в нём не поместиться».

Только она хотела постучаться, вдруг из серого домика вылетели осы.

Закружились, зажужжали — сейчас ужалят!

Испугалась Береговушка и скорей улетела прочь.

Мчится среди зелёной листвы.

Вот что-то золотое и чёрное блеснуло у неё перед глазами.

Подлетела ближе, видит: на ветке сидит золотая птица с чёрными крыльями.

— Куда спешишь, маленькая? — кричит золотая птица Береговушке.

— Иволгин дом ищу,— отвечает Береговушка.

— Иволга — это я,— говорит золотая птица.— А дом мой вот здесь, на этой красивой берёзе.

Береговушка остановилась и посмотрела, куда Иволга ей показывает. Сперва она ничего заметить не могла: всё только зелёные листья да белые берёзовые ветви.

А когда всмотрелась, так и ахнула.

Высоко над землёй к ветке подвешена лёгкая плетёная корзиночка.

И видит Береговушка, что это и в самом деле домик. Затейливо так свит из пеньки и стебельков, волосков и шерстинок и тонкой берёзовой кожурки.

— Ух,— говорит Береговушка Иволге,— ни за что не останусь в этой зыбкой постройке! Она качается, и у меня всё перед глазами вертится, кружится... Того и гляди, её ветром на землю сдует. Да и крыши у вас нет.

— Ступай к Пеночке,— обиженно говорит ей золотая Иволга.— Если ты боишься на чистом воздухе спать, так тебе, верно, понравится у неё в шалаше под крышей.

Полетела Береговушка к Пеночке.

Жёлтая маленькая Пеночка жила в траве под той самой берёзой, где висела Иволгина воздушная колыбелька. Береговушке понравился её шалашик из сухой травы и мха.

«Вот славно-то! — радовалась она.— Тут и пол, и стены, и крыша, и постелька из мягких пёрышек! Совсем как у нас дома!»

Ласковая Пеночка стала её укладывать спать. Вдруг земля под ними задрожала, загудела. Береговушка встрепенулась, прислушивается, а Пеночка ей говорит:

— Это кони в рощу скачут.

— А выдержит ваша крыша,— спрашивает Береговушка,— если конь на неё копытом наступит?

Пеночка только головой покачала печально и ничего ей на это не ответила.

— Ох как страшно тут! — сказала Береговушка и вмиг выпорхнула из шалаша.— Тут я всю ночь глаз не сомкну: всё буду думать, что меня раздавят. У нас дома спокойно: там никто на тебя не наступит и на землю не сбросит.

— Так, верно, у тебя такой дом, как у Чомги,— догадалась Пеночка.— У неё дом не на дереве — ветер его не сдует, да и не на земле — никто не раздавит. Хочешь, провожу тебя туда?

— Хочу,— говорит Береговушка.

Полетели они к Чомге.

Прилетели на озеро и видят: посреди воды на тростниковом островке сидит большеголовая птица. На голове у птицы перья торчком стоят, словно рожки.

Тут Пеночка с Береговушкой простилась и наказала ей к этой рогатой птице ночевать попроситься.

Полетела Береговушка и села на островок. Сидит и удивляется: островок-то, оказывается, плавучий. Плывёт по озеру куча сухого тростника. Посреди кучи — ямка, а дно ямки мягкой болотной травой устлано. На траве лежат Чомгины яйца, прикрытые лёгкими сухими тростиночками.

А сама Чомга рогатая сидит на островке с краешка, разъезжает на своём судёнышке по всему озеру.

Береговушка рассказала Чомге, как она искала и не могла найти себе ночлега, и попросилась ночевать.

— А ты не боишься спать на волнах? — спрашивает её Чомга.

— А разве ваш дом не пристанет на ночь к берегу?

— Мой дом не пароход,— говорит Чомга.— Куда ветер гонит его, туда он и плывёт. Так и будем всю ночь на волнах качаться.

— Боюсь...— прошептала Береговушка. Домой хочу, к маме...

Чомга рассердилась.

— Вот,— говорит,— какая привередливая! Никак на тебя не угодишь! Лети-ка поищи сама себе дом, какой нравится.

Прогнала Чомга Береговушку, та и полетела.

Летит и плачет.

А уж ночь наступает: солнце зашло, темнеет.

Залетела Береговушка в густой лес, смотрит: на высокой ели, на толстом суку, выстроен дом.

Весь из сучьев, из палок, круглый, а изнутри мох торчит — тёплый, мягкий.

«Вот хороший дом,— думает она,— прочный и с крышей».

Подлетела маленькая Береговушка к большому дому, постучала клювиком в стенку и просит жалобным голоском:

— Впустите, пожалуйста, хозяюшка, переночевать!

А из дома вдруг как высунется рыжая звериная морда с оттопыренными усами, с жёлтыми зубами! Да как зарычит страшилище:

— С каких это пор птахи по ночам стучат, ночевать просятся к белкам в дом?

Обмерла Береговушка, сердце камнем упало. Отшатнулась прочь, взвилась над лесом да стремглав, без оглядки — наутёк.

Летела, летела — из сил выбилась. Обернулась назад — никого сзади нет. Кругом оглянулась, а место знакомое. Посмотрела вниз — внизу река течёт, своя река, родная.

Стрелой бросилась вниз к речке, а оттуда — вверх, под самый обрыв крутого берега.

И пропала.

А в обрыве — дырки, дырки, дырки. Это всё ласточкины норки.

В одну из них юркнула Береговушка. Юркнула и побежала по длинному-длинному, узкому-узкому коридору.

Добежала до его конца и впорхнула в просторную круглую комнату.

Тут уже давно ждала её мама.

Сладко спалось в ту ночь усталой маленькой Береговушке у себя на мягкой, тёплой постельке из травинок, конского волоса и перьев...


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник