29.07.2019

Мероприятие к 8 марта для студентов колледжа. Ведущий1. Добрый день дорогие друзья


Сегодня многие традиции русской свадьбы оказались безвозвратно утерянными, а те немногие оставшиеся существуют в очень измененном варианте. В наши дни значительно повысился интерес молодых к русским свадебным традициям. Все больше молодых пар желают отпраздновать бракосочетание так же, как это делали их прародители сто, двести и более лет назад, с соблюдением присущих ей красивых и запоминающихся обрядов и традиций. Сегодня мы расскажем о том, какие свадебные традиции существовали раньше.

Еще каких-то несколько сот лет назад свадьба являлась комплексом обрядов, которые совершались в строгой последовательности по определенному традицией сценарию. Важнейшими обрядами свадьбы на Руси считались сватовство, сговор, девичник , венчание, брачная ночь, свадебный пир. Каждый из них имел определённое смысловое значение. Сватовство, к примеру, выражалось в переговорах двух семей о возможности заключения брака между молодым человеком и девушкой. Прощание невесты с девичеством являлось обязательной стадией, характеризующей переход молодой девушки в категорию замужних женщин. Венчание выступало в качестве религиозного и юридического оформления брака, а брачная ночь – в виде его физического скрепления. Ну а свадебный пир выражал общественное одобрение брака.

Выполнение каждого из этих обрядов в определённой последовательности считалось правильной дорогой на пути создания семьи. Если последовательность обрядов нарушалась, либо какой-либо из них не выполнялся, брак считался несостоятельным (то есть событие было не до конца завершено).

Свадебный ритуал охватывал различные обрядовые действия, которые не являлись обязательными к исполнению. К примеру, смотрины можно было не проводить, если будущие жених и невеста проживали в одном населенном пункте (деревне). Если же парень, который посватался, жил в другой деревне и о его семье ничего не было известно, смотрины осуществлялись, согласно всем установленным правилам. Если родители будущих жениха и невесты прекрасно знали друг друга, да и сомнений относительно брака их детей не возникало, то сватовство и сговор проводили одновременно.

Несмотря на единство общей схемы проведения, свадебный ритуал имел локальное многообразие. К примеру, в северных губерниях Европейской России и в Сибири имел широкое распространение обряд, при котором невеста должна была посещать баню. Этот обряд являлся частью обрядов прощания молодой девушки с девичеством. В Южной России обязательной частью свадеб был каравайный обряд. Отдельные обряды проводились только в конкретных областях. Например, в Псковской Губернии невесте со своей «свитой» необходимо было встретить «поезд» жениха на пути в церковь и положить к его ногам букет бумажных цветов. В других русских областях жених должен был забрать невесту из дома родителей и везти в церковь.

В свадебном обряде участвовали определенные действующие лица – свадебные чины, чье поведение подчинялось правилам, установленными традицией, но имела место и некоторая импровизация. Невеста и жених являлись главными персонажами, вокруг которых происходило свадебное действо, причем они играли пассивную роль. Невеста всем своим видом должна была выражать покорность, любовь и благодарность родителям, которые ее вырастили, а также всячески показывать свое недоброжелательное отношение к жениху и его родне. В свою очередь жених должен был демонстрировать уважение и любовь к невесте. Инициативными участниками свадьбы были родители молодых, крестные, а также самые близкие родственники. Еще одними действующими лицами на русской свадьбе были друзья жениха и невесты или бояре, сваты, тысяцкий, дружка, помощники дружки (поддружья), каравайницы (молодые замужние женщины, счастливые в браке, имеющие хороших, здоровых детей) и т. д.

Важнейшая роль отводилась дружке или главному распорядителю свадьбы со стороны жениха. В его обязанности входило осуществление контроля за соответствием проводимой свадьбы русским традициям, развлечение присутствующих с помощью шуток и приговоров, а также защита участников свадьбы от нечистой силы. В Южной России важную роль играли каравайницы, который выпекали свадебный каравай. Каждый отдельно взятый свадебный чин имел в своем распоряжении специальный костюм или элемент одежды, украшение. К примеру, невесте в течение ритуала приходилось несколько раз менять одежду, демонстрируя тем самым изменение своего статуса. На «плакальном» этапе невесте полагалась быть в траурном наряде с закрытым платком лицом, в процессе венчания и брачного пира она носила нарядные одежды, полагалось быть нарядно одетой, а наутро после брачной ночи молодуха надевала самый нарядный и яркий костюм и женский головной убор. Жених обычно надевал вышитый квадратный платок (ширинку), который крепился к шапке, букетик цветов, закрепленный за шляпную ленту и наброшенное на плечи или подвязанное вместо пояса полотенце. Сваты отличались скрепленным через плечо вышитым полотенцем или красными перчатками на руках. Атрибутом дружки был кнут. Свадебные обряды, как своеобразное театрализованное действие, включали в себя специальные песни, приговоры, игры, присказки, плачи, заговоры, танцы.

Ядром русского свадебного ритуала являлось сложное переосмысление мифических представлений древности и христианских идей. К примеру, составной его частью стали действия, которые отражали далекие представления людей об умирании души девушки при переходе ее в категорию замужних дам и обретении ею после брачной ночи души молодухи. Некоторые обряды восходили к культу далеких славянских предков: плач невесты на могиле родителей с мольбой о благословении на брак, прощание с печкой при уходе из дома в день венчания и т. п. Часто магические действия, проводившиеся во время свадьбы (оберегающие, продуцирующие), имели языческий характер. Желание защитить и уберечь молодых от сглаза и порчи, а также любого негативного воздействия потусторонней силы, вынуждало закрывать лицо невесты платком или полотенцем, вкалывать в одежду молодых иголки, произносить заговоры, размахивать кнутом, палить вдогонку свадебному поезду, выбирать окружной путь к церкви. Чтобы молодые не испытывали нужды в семейной жизни и имели много детей их обсыпали зерном и хмелем, угощали курицей, садили на шубу, вывернутую мехом наружу. Все эти ритуальные действия сопровождались молитвами к Иисусу Христу, Богоматери, св. Николаю Угоднику. Вообще на Руси придавали большое значение благословению родителей, просили о защите христианских святых, которых упоминали в старинных причитаниях.

Русский свадебный ритуал, история формирования.
За основу проведения современного русского обряда свадьбы были взяты сложившиеся традиции к девятнадцатому и первой четверти двадцатого века. Окончательно он сложился предположительно в середине четырнадцатого века на базе общеславянского свадебного обряда. В письменных материалах этого периода ведется краткое описание свадеб с использованием привычных нашему слуху слов: «жених», «свадьба», «невеста», «венчание», «сваты». Также имеются сохраненные старинные миниатюры и рисунки с изображением свадебных пиров и брачных обрядов. В шестнадцатом веке, если судить по описанию княжеских свадеб, сложилась номенклатура свадебных чинов и определились их функции, возникла специальная свадебная одежда, атрибутика, пища, свадебный фольклор.

Во второй половине семнадцатого века в народный свадебный обряд стали активно внедряться традиции Православной Церкви: возник обряд родительского благословения, обязательным стал обряд венчания. Сам народный обряд официальные лица начали осуждать, считая его «бесовским действием». В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче был введен указ, который осуждал многие обряды народной свадьбы и который за проведение оных предписывал бить людей батогами, а использовавшиеся при этом музыкальные инструменты - ломать и сжигать.

Сватовство.
Сватовство представляло собой переговоры семей, которые были заинтересованы в заключении брака, а также являлось главным и обязательным ритуалом, предшествующим русской свадьбе. Вступать в брак на Руси принято было рано, при этом родители молодого человека сами занимались выбором невесты для своего сына. Нередко сами молодые даже и не знали о предстоящей свадьбе, их могли оповестить только во время приготовлений к ней. К сватовству подходили со всей серьезностью и ответственностью. Прежде чем на него решиться, собирали семейный совет, на котором присутствовали крестные родители и ближайшая родня. Конечно, при выборе невесты учитывали мнение молодого человека и родственников, но последнее слово оставалось за родителями. Прекрасной невестой считалась девушка физически сильная, обладающая трудолюбием, способная хорошо выполнять хозяйственные и домашние работы, проявляющая уважение и почтение к старшим, скромная, но имеющая чувство собственного достоинства. Особым «спросом» пользовались девушки из семей с хорошей репутацией. Принадлежность девушке к роду, который был уважаемым на протяжении нескольких поколений, позволяла судить о ней, как о достойной невестке-продолжательнице рода-племени.

Материальное благосостояние семьи в расчет не бралось при выборе невесты. Считалось, что молодые смогут сами «нажить все». Очень тщательно выбирались сваты, поскольку от их умения вести беседу, расположить родственников будущей невесты, в выгодном счете представить семью молодого человека зачастую зависел результат сватовства. Обычно в качестве сватов выступали крестные родители парня, либо кто-то из его близкой родни. Иногда родители парня в сваты приглашали уважаемого и пользующегося доверием односельчан человека. Кроме того, такая ответственная роль предлагалась красноречивым, умеющим устраивать брачные дела людям. В крупных ремесленных слободах, больших торговых селах, городах пользовались услугами профессиональных свах. Но этот обычай стал распространенным вначале в городах, и то довольно поздно. Так в середине девятнадцатого века подобное сватовство даже в городах было принято считать «ненастоящим», поэтому после получения согласия родителей на сватовство отправляли «настоящих» сватов.

Сватовство в те времена проходило с обязательным соблюдением различных примет, от которых по древним поверьям серьезно зависела будущая жизнь новобрачных. Обычно свататься или договариваться о заключении брака приходили в дом девушки родители или близкие родственники жениха. Во время этого обряда семьи молодых людей знакомились и налаживали «контакты», поскольку родственные связи имели достаточно серьезный вес в то время, поэтому продумывалось все буквально до мелочей. Для сватовства выбирали определенные дни недели, которые носили название «легкие»: воскресенье, вторник, четверг или субботу, обычно позднее вечернее или ночное время. Все это сопровождали различными магическими действиями, которые, как предполагалось, обеспечат положительный исход дела и предотвратят отказ родителей невесты. К примеру, в Псковской губернии мама молодого человека била три раза выходивших за дверь сватов поясом, сопровождая определенными магическими словами. В русских селах Казанской губернии сваха по приезду в дом избранницы находила ступу и три раза оборачивала ее вокруг себя, это предполагала удачное замужество (девушка будет трижды обведена вокруг аналоя во время венчания). В Пермской губернии сваха при входе в дом девушки ударяла пяткой о порог.

Войдя в дом будущей невесты, сваты вели себя по деревенскому обычаю: снимали шапки, крестились на иконы, отвешивали поклоны хозяевам, не проходили к столу без приглашения и не садились на лавку. Сват первым начинал разговор и произносил хорошо известные всем присутствовавшим фразы: «У вас товар, у нас купец»; «У вас курочка, у нас петушок, нельзя ли их загнать в один хлевушок?»; «Нам нужна не рожь и не пшеница, а красная девица» и т.п. Бывало и так, что сваты прямо выражали цель своего прихода, пришли, мол, «не пол топтать, не язык чесать, пришли дело делать - невесту искать».

Родители будущей невесты выказывали благодарность за оказанное их семье уважение, приглашали пройти в парадную часть избы или в горницу, ставили на стол угощение и приглашали к столу. Раньше считалось, что сватов необходимо очень хорошо встретить, даже если жених не особо «глянулся» родителям невесты. Если жених был не в угоду родителям невесты, то отказ они всегда излагали в деликатной форме: «У нас товар непродажный, не поспел», «Еще молода, надо подождать». В случае желанного сватовства, и если парень был хорошо знаком, родители девушки свое согласие давали сразу. Если же парень был малознаком или проживал в другой деревне, родители просили у сватов время на раздумье: «Дочку замуж выдать - не пирог испечь», «Не один день растили, чтобы враз отдать». Приветствие сватовства еще не означало полного согласия на свадьбу.

В цикл обрядов сватовства включали также переговоры относительно приданого , которое давали за невестой, размера денежной суммы (кладки), выделяемой родителями жениха на свадебные траты, о размере трат на свадебный пир, обсуждалось количестве гостей, которое будет на свадьбе со стороны жениха и со стороны невесты, дары, которыми будут обмениваться родственники во время проведения свадебного ритуала. Если семьи были зажиточные, то могли составляться юридически заверенные брачные контракты, в которых упоминались все детали свадьбы и дальнейшей жизни молодой семьи. По окончании переговоров семьи определялись со временем сговора, то есть назначали день точного принятия решения относительно свадебного торжества.

Погляды и смотрины.
Вслед за сватовством устраивались погляды, смотрины. Погляды (местоглядение, сугляды) заключались в приезде родителей и родственников невесты в дом жениха для уточнения его имущественного положения. Данный обряд также имел торжественное проведение, семью невесты встречали очень хорошо: демонстрировали дом, хозяйственные постройки, скот, количество зерна в амбарах, овин, гумно, сажали за праздничный стол, говорили о семейных преданиях. Если семьи были не знакомы, то осмотр был более строгим и тщательным. Если родители девушки по каким-либо причинам были не удовлетворены хозяйством жениха, они могли отказать в сватовстве: «Спасибо за хлеб-соль, домой пора». Если же осмотр им понравился, то говорили примерно так: «Все у вас хорошо, все нам нравится, и, если мы вам нужны, приезжайте к нам».

На смотринах (глядинах) девушку официально представляли парню. Который посватался и его семье. Обычно этот обряд проводили в доме избранницы. На нем присутствовали непосредственно жених, его родители и ближайшая родня. Данное действо сопровождалось пением молодых незамужних девушек (подружек будущей невесты), которых также приглашали на этот ритуал. Девушка надевала свое парадно-выходное платье, ее выводили в центр избы, прося пройтись или повернуться на месте. Гости и родители жениха, наблюдавшиеся за этим процессом, высказывали свое одобрение в адрес девушки. После этого молодые рука об руку прохаживались по избе, вставали на заранее расстеленную шубу, целовались или кланялись друг другу.

Если жених был не по нраву девушке, на смотринах она могла об этом сказать родителям, после чего отказаться от свадьбы. К примеру, она могла молча выйти из избы, заменить праздничный наряд на будний, и вернуться к гостям. Это расценивалось гостями как отказ. Но, как правило, данный обряд заканчивался пиром, при этом родители невесты накрывали стол, а родители жениха привозили хмельные напитки.

Сговор.
Спустя несколько дней после сватовства проводился (в доме невесты) сговор (рукобитье), который служил символическим закреплением решения о свадьбе и заключении брака. Также присутствовали родители и родственники с той и с другой стороны. Вначале велись переговоры о дне венчания, договаривались о величине приданого и кладки, количестве гостей на свадебном пиру. Во время сговора невеста начинала причитать, жалуясь на судьбу и родителей, которые вынуждают ее проститься с вольной девичьей жизнью и родимым домом.

Окончанием переговоров служило ритуальное рукобитье, в процессе которого отцы молодых вставали напротив друг друга и с размаху били по рукам, которые загодя были обернуты платками или небольшим куском овчины, после чего жали друг другу руки со словами: «Наш сын был бы между нами общим сыном, а ваша дочь была бы общей дочерью и нашей послушною слугою». Издавна на Руси пожимание рук друг другу узаконивало взаимовыгодное соглашение, договор. В некоторых российских областях рукобитье проводили над столом, где заранее клали каравай, после чего разламывали пополам. Хлеб в данном случае служил скреплением договора.

После рукобитья мать девушки скрепляла руки молодых, подтверждая тем самым свое согласие относительно решения отцов. После этого все начинали читать молитву перед иконами с зажженной лампадой. Достигнутое и согласие отмечали пиром, при этом молодые на нем не присутствовали.

После сговора отказаться от брака было невозможно, это расценивалось как страшный грех, расплата за который будет длиться всю жизнь. По обычаю, виновная сторона в нарушении соглашения была обязана оплатить все траты на свадьбу, а также выплатить «компенсацию» за бесчестье обманутой стороне. После сговора молодых называли женихом и невестой. Полученному статусу молодые должны были соответствовать (изменить поведение, внешний облик). Невесте предполагалось после сговора «кручиниться», «убиваться», причитать, то есть оплакивать свое девичество. Она должна была отныне носить только траурную одежду, на голове платок, надвинутый на лицо, ей нельзя было расчесывать волосы и заплетать косу. Она практически не говорила, объяснялась жестами, по дому она передвигалась исключительно с помощью подруг, которые теперь находились рядом с ней постоянно, а зачастую и ночевали у нее. Невесте было запрещено выходить за пределы дома и двора, ходить на вечеринки и гулянья молодежи. Разрешалось выйти из дома только для того, чтобы пригласить родственников на свадьбу, да проститься с соседями, деревней и «белым светом». Теперь она была отстранена от любой хозяйственной работы. Единственным ее занятием было приготовление даров, шитье приданого. Были и те области России, где невеста до венчания ежедневно в течение недели должна была выходить и печально причитать. По поверьям, чем больше невеста плачет, тем легче будет жизнь с мужем. На подобные «посиделки» иногда собирались все женщины деревни.

Жених же после сговора вовсю гулял со своими дружками по собственной и соседним деревням, расставаясь с «молодечеством». Кроме того, каждый день он должен был ходить в дом невесты и одаривать ее подруг разными вкусностями (конфеты, пряники).

Каравайный обряд.
Каравайный обряд выступал в качестве некого обрядового действия, которое было связано с выпечкой и раздачей каравая (круглый хлеб с украшениями в виде фигурок из теста, искусственных цветов) во время княжьего стола (свадебного пира). Каравай пекли в доме жениха (иногда в доме невесты, а в некоторых местностях и там, и там) накануне венчания или брачной ночи, либо за пару дней до этого. Этот обряд делился на два этапа: первый – непосредственно его приготовление (назывался этап «каравай валять»), второй - деление каравая на свадебном столе или «каравай носить». На всей территории существования данного обряда суть его была одна, хотя могла обыгрываться по-разному.

Процесс изготовления каравая символизировал зарождение новой жизни и обеспечивал плодовитость молодой пары. Он носил ритуальный характер. Готовить каравай начинали в тайно намеченное время, до захода солнца, перед этим обращаясь к Богу и святым угодникам. В обряде участвовали посаженый отец и посаженая мать жениха (если они были счастливы в браке), а также молодые женщины-каравайницы, также счастливые в браке и имеющие здоровых детей.

Для приготовления свадебного каравая воду набирали из семи колодцев, муку - из семи мешков. Все процессы, начиная с замешивания теста и заканчивая выниманием его из духовки и раздачей гостям осуществлялись нарочито театрально. Для придания формы тесту его укладывали в специальную большую чашу с крестом, а чашу в свою очередь ставили лавку, где находилось сено, покрытое скатертью. Всем, кто присутствовал при этом особом ритуале строго запрещалось дотрагиваться до теста и чаши. Прежде чем отправить сформованный каравай в печь, посаженая мать обходила с ним избу, садилась на печь, а потом совместно с посаженым отцом обходила трижды печной столб. Задвигали его в печь с помощью специальной лопаты, на краях которой были прикреплены горящие свечки. Перед тем как окончательно оставить его выпекаться, каравай трижды задвигали-выдвигали из нее. После постановки каравая в печь необходимо было ударить лопатой по потолочной балке.

С точки зрения мифологии печь символизировала женское чрево или материнское лоно, хлебная лопата - мужское начало, а каравай - плод, который получился при их слиянии. Украшения из теста, которые девушки пекли отдельно от каравая, были в виде фигурок солнца, звезд, месяца, цветов, плодов, домашних животных, то есть знаков, которые считались у русских олицетворением мира, добра, счастья, довольства, плодородия. В течение всего процесса изготовления и выпекания каравая исполнялись специальные каравайные песни, повествующие об этапах его создания каравайницами.

Девичник.
Девичник (плаканье, подвенёха) назывались обрядовые действия, при которых невеста прощалась с девичеством. Этот обряд проводился в доме невесты, на него созывались все ее подружки. Прощание невесты с девичеством, как правило, начиналось сразу же после сговора и продолжалось до венчания. Девичник символизировал переход девушки в категорию замужних женщин. Прощание невесты с «белым светом» во многих деревнях Европейской России и Сибири происходило на утренней и вечерней заре за околицей деревни, куда она приходила с подругами. В Псковской губернии невеста с девушками под пение грустных песен торжественно шла по деревне, неся в руках маленькую елочку, украшенную ленточками, тряпочками, бумажными цветами, либо букет бумажных цветов.

В деревнях Владимирской губернии невеста причитала о своей вольной жизни, сидя вместе с девушками на лавочке у своего дома. На ее причитания сбегались все женщины деревни. В Ярославской губернии невеста с подругами причитала посреди деревни, у дома ее родственников, у избы, где проходили посиделки. Финалом девичника было так называемое прощание с «девьей красотой», проводимое накануне венчания в доме невесты в присутствии родителей, сестер, братьев и подруг. Практически по всей России символом девичества была «коса - девичья краса». Проводился ритуал прощания невесты с косой: вначале косу заплетали, продавали невесту, а потом вновь расплетали. Заплетали ее так, чтобы ее потом было, как можно труднее расплести: вплетали ленты, шнуры, тесьму, вкалывали булавки и даже зашивали нитками. Все это сопровождалось печальными песнями девушек и причитаниями невесты. После заплетения косы, подруги или брат невесты торговались с дружкой жениха, прося выкуп за невесту . После получения выкупа девушки расплетали косу под пение песен.

Распущенные волосы демонстрировали готовность невесты к браку, символизировали первый шаг к замужней жизни. Ленты из косы подруги делили между собой. В северных губерниях Европейской России, в Среднем и Верхнем Поволжье, в Сибири, на Алтае в качестве прощания с «девьей красотой» невеста в компании подруг посещала баню. Топили баню рано утром подружки невесты, сопровождая этот процесс специальными песнями. Затем они брали за руку, сидящую в переднем углу избы, невесту и вели в баню. Во главе этого шествия шел дружка жениха, который читал заклятия от нечистой силы, махал кнутом и обсыпал невесту зерном. Процесс мытья в бане был довольно длительным, невесту парили березовым веником, с ленточками, поливали каменку квасом, пивом, посыпали ее зерном. Все это сопровождалось пением и причитаниями.

Молодечник.
Молодечник символизировал прощание жениха с холостой жизнью и проводился в доме жениха в последний предсвадебный день, либо рано утром в день венчания. На нем присутствовали родителей, родственники и друзья жениха. Собирали угощение для присутствующих, пелись свадебные песни. После этого родные жениха, либо он сам ехал к невесте с подарками. Данный обряд особой распространенностью не отличался, встречался лишь в некоторых селах Европейской России.

Свадебный поезд.
Данная традиция представляет собой выезд жениха и невесты в церковь для венчания. Рано утром в доме жениха в день венчания собирались дружки, один или два поддружья, крестные родители жениха, ранняя сваха (близкая родственница жениха), учувствовавшая в изготовлении и выпечке каравая (в ее обязанности входило обсыпание поезда зерном), помощницы свахи, дядьки или шафера, которые сопровождали жениха к венцу, бояре - приятели и родственники жениха. В разных областях России состав свадебного поезда мог различаться. Родители жениха, по традиции, на венчании не присутствовали. Они занимались подготовкой к встрече молодых и непосредственно свадебному пиру. За невестой поезжане зимой ездили на санях, осенью на кошевах, пошевнях, бричках. Лошадей очень тщательно готовили к данному событию: кормили овсом, чистили, расчесывали хвосты и гривы. На свадьбу их украшали ленточками, сбрую колокольчиками, бубенчиками, а сани застилали коврами, подушками.

Возглавлял поезд дружка, при этом он выбирал дорогу до невесты ровную, чтобы «жизнь молодой пары была ровная, без ссор». На пути к невесте поезд встречали жители деревни и всячески преграждали путь: запирали въездные ворота, протягивали веревки. В качестве выкупа дружка предлагал вино, конфеты, фрукты, орехи и пряники. У дома невесты поезд встречали ее подружки, закрывали ворота и пели песни о женихе и его свите, как о разлучниках, приехавших забрать подругу. Дружка возглавлял шествие, размахивая кнутом, как бы очищая дорогу от нечистой силы. Затем он вступал в разговор с подругами, которые после хорошего выкупа пропускали гостей в дом. Затем в некоторых деревнях России жених и дружка начинали искать спрятанную невесту, а в других – выкупать ее у старшего брата. Все это сопровождалось насмешливыми песнями, которые исполняли девушки в адрес жениха и поезжан. Обрядовое действие выражалось в стремлении спасти невесту от неминуемой символической гибели, которую сулило замужество, согласно мифологическим представлениям.

Затем поезжан приглашали за стол и угощали. Невеста и жених должны были сидеть с краю стола и не притрагиваться к пище. Считалось, что перед таинством венчания следовало нравственно очиститься, отказавшись от «плотских» удовольствий, в том числе и от еды. Также жених и невеста не должны были кушать вместе с женатыми и замужними родственниками, это было возможно только после брачной ночи. После угощений отец невесты передавал свою дочь жениху со словами, что он передает ее навсегда в распоряжение мужа.

В церковь жених и невеста ехали в разных повозках: невеста в сопровождении свашки, а жених - с тысяцким (главный предводитель). К свадебному поезду подключались поезжане со стороны невесты: повозник, который управлял лошадьми, крестные родители, ближайшие родня. Во главе по-прежнему ехал дружка в сопровождении поддружьев верхом на конях, далее повозка жениха, потом невесты, а за ними все остальные родственники. Родители невесты также на венчании не присутствовали. В церковь свадебный поезд ехал быстро, громко звеня колокольчиками, тем самым оповещая всех о своем приближении. Во время поездки жених и невеста осуществляли своеобразные магические действия: невеста, выехав за пределы родной деревни, открывала лицо, смотрела вслед удалявшимся домам и бросала носовой платок, в котором «были собраны все ее горести», жених периодически останавливал поезд, дабы справиться о состоянии невесты, не приключилось ли с ней чего-то во время опасного пути. При этом дружка на протяжении всего пути читал молитву-заговор.

Венчание.
Венчание представляло собой церемонию заключения брака в Православной Церкви, которая совмещалась с юридической регистрацией в метрических книгах. Обряд проводился в церкви священником и включал обручение, при котором жених и невеста давали согласие на брак и обменивались кольцами, и венчание, то есть возложения на их головы брачных венцов, что символизировало наложение Славы Божьей.

Во время венчания читались молитвы с целью Божьего благословения брачующихся. Священник давал наставления. В христианской традиции венчание выступало в виде некого таинства, символизировало соединение мужчины и женщины в нерушимый Божественный союз, который существовал и после смерти.

Обряд венчания связывал ряд ритуально-магических действий, которые обеспечивали защиту от злых сил, счастливый брак, здоровое потомство, хозяйственное благополучие, долголетие. Считалось, что именно в этот момент молодые более уязвимы, по тогдашним представлениям деревенских жителей, колдуны могли превратить их в камень, животных, оставить без потомства в браке. Для защиты от этого свадебный поезд не должен был останавливаться, следуя на венчание, поезжанам нельзя было оглядываться назад. Своеобразной защитой от темных сил считался звон колокольчиков, прикрепленных на повозках. Для оберега в одежду невесты, иногда жениха, крепили булавки, втыкали иголки, насыпали льняное семя или просо, в карман помещали чеснок и т. д.

Некоторые обрядовые действия были направлены на предотвращение измены молодыми. К примеру, запрещалось стоять или проходить между молодыми. Считалось, что во время обряда венчания можно было обеспечить здоровье молодым, для чего в момент обведения священником брачующихся вокруг аналоя, тихо произносили специальные заговоры.

Для обеспечения хозяйственного благополучия будущей семье перед приближением молодых к церкви перед ними расстилали белую новую ткань, бросали под ноги деньги, осыпали зерном, а во время венчания невеста запрятывала за пазуху хлеб, сыпала в обувь соль, крепила к одежде клочок шерсти. Верили, что предметы в руках у жениха и невесты во время церемонии венчания, имеют магические свойства. К примеру, воск венчальных свечей и вода с благословенной иконы, применялись в лечении младенцев, венчальная рубаха – для снятия боли у женщины во время родов. В некоторых деревнях хозяин дома надевал на себя венчальную рубаху в первый день сева для обеспечения хорошего осеннего урожая. Обручальное кольцо применяли при гаданиях на святках. После венчания новобрачные в северных губерниях Европейской России и во многих деревнях Сибири и Алтая отправлялись в родительский дом на свадебный пир. Там же по окончании пира проходила и их брачная ночь.

А в некоторых южнорусских деревнях после венчания каждый возвращался в свой дом, а вот вечером жених приходил к невесте, там и проходила их первая брачная ночь. Свадебный же пир начинали только после того, как объявлялось о том, что молодые стали мужем и женой. Если пара жила без венчания, их мужем и женой не признавали, а их дети считались незаконнорожденными. Между тем, согласно народным представлениям, одного венчания было недостаточно для признания брака. Необходимо было провести установленные обрядовые действия, согласно традиции.

Княжий стол.
Княжий стол (венчальный или красный стол) - свадебный пир, который проводился после венчания в доме родителей жениха. По традиции столы ставили вдоль половиц и лавок буквой «Г» и только в некоторых местностях - поперек половиц. Согласно традиции, в определенном порядке усаживали гостей, размещали также зрителей - «гляделыциков», подавали еду и напитки, пели песни. Жениха и невесту называли не иначе, как «князь молодой» и «княгиня молодая», сидели они в переднем углу избы. Гости рассаживались в порядке родства: чем ближе родня, тем ближе она располагалась к жениху или невесте. На свадебный пир обычно приглашали парней, соседей, девушек из деревни, но за столом они не сидели, они выступали в качестве зрителей. Свадебные столы были накрыты белыми скатертями. Вначале на столы (середину) раскладывался хлеб и пироги. По краю стола в соответствии с каждым место гостя укладывали ломоть ржаного хлеба, а сверху продолговатый пирог. Перед молодожёнами ставили две буханки круглого хлеба, положенных друг на друга и прикрытых платком. Как только гости занимали свои места, подавались напитки и еда. Блюда чередовались с напитками, при этом количество блюд должно было быть четным (символ счастья и удачи).

Началом свадебного пира служи обряд открывания «молодой княгини». После венчания состоявшаяся жена входила в дом, при этом лицо ее было закрыто платком. Обычно отец жениха, держал в руках горбушку хлеба или пирог и поднимал ими платок невесты, после чего брал его в руки и три раза обводил им вокруг голов новобрачных под возгласы присутствовавших. Этот обряд выступал в качестве знакомства родственников жениха с новым членом семьи. Жених и невеста во время свадебного пира ничего не ели и не пили, это было запрещено. В знак запрета миска перед ними стояла пустая, а ложки связаны красной ленточкой и располагались ручками к центру стола, а посуда для напитков переворачивалась вверх дном.

Окончанием свадебного стола служил уход молодых в особое помещение, там им подавали ужин. В некоторых местностях молодую после ужина «окручивали» или надевали на нее женский головной убор. Второй частью свадебного пира был горний стол, на котором были «князь молодой» и «молодая княгиня» в женском головном уборе и нарядной одежде. В этот момент приезжали родители и родственники новобрачной и садились за один стол с родственниками и родителями жениха. Горний стол выражался в одаривание невестой родственников жениха, от близких до самых дальних. Подарок клали на специальное блюдо, молодая подходила к родственнику мужа и отвешивала низкий поклон. Взяв подарок, на блюдо он клал отдарок: пряник, конфеты, деньги. Именно во время горнего стола «княгиня молодая» впервые называла свекра батюшкой, а свекровь - матушкой. После этого молодые принимали участие в общей трапезе. Однако им подавались определенные блюда: каша, яйца, мед, масло, хлеб, пироги, молоко. При этом молоко молодые пили из одного стакана, ели одной ложкой и из одной чашки, ели хлеб от одного куска. Это подтверждало единство молодых их неразрывную связь. По окончании горнего стола проводился обряд деления каравая.

Окончанием княжего стола являлся уход молодых к месту проведения брачной ночи под сопровождение пения гостей. Пиры проводились также и на второй, и на третий день, но несколько в иной форме. Суть их заключалась в символичном знакомстве родных мужа с новым членом семьи и раздача даров.

Брачная ночь.
Брачная ночь (подклет) - физическое и правовое скрепление брака проводилась в родительском доме жениха. В южнорусских губерниях, после венчания молодожены возвращались каждый в свой дом, ее проводили в доме родителей невесты до главного свадебного пира. Обычно постель для новобрачных стелили в холодном помещении (клеть, чулан, сенник, баня, реже хлев или овчарня), при этом использовалась постель из приданого невесты. С помощью различных приспособлений сооружали высокое брачное ложе: на доски клали мешки с мукой, затем ржаные снопы, пару матрасов из сена, реже перину и много подушек. Все это застилали белой вышитой простыней до пола и красивым одеялом.

Стелили постель свашки со стороны жениха и невесты, а также мать или сестра жениха. После этого под постель клали кочергу, несколько поленьев, сковородник, а затем обходили постель с веткой рябины или можжевельника. Ветка в дальнейшем втыкалась в стену. Верили, что все это защитит новобрачных от злых сил, а мешки с мукой и ржаные снопы обеспечат им благополучие. Поленья выступали символом будущих детей: чем больше их на брачном ложе, тем и детей в семье будет много.

Новобрачных провожали дружка, свашки, реже все присутствующие на пире под хохот, шум, прибаутки, эротические наставления, песни. Первым, по традиции, в комнату с брачной постелью входил дружка и пару раз бил кнутом по постели, дабы отпугнуть нечистую силу. В некоторых местах России также был распространен обычай, согласного которому дружка платил выкуп постельницам (тем, кто стелил постель). Дверь комнаты снаружи запирали и ставили снаружи клетника или по-нашему охранника, который охранял новобрачных от нечистой силы и подразгулявшихся гостей. Оставшись одни, новобрачным перед тем, как лечь в постель, полагалось скушать хлеб и курицу, дабы обеспечить себе согласную супружескую жизнь, богатство, здоровое потомство. Новобрачная должна была продемонстрировать смирение и покорность, сняв с мужа сапоги. Этот старинный обряд упоминается еще в «Повести временных лет». Новобрачный же демонстрировал свое положение, как хозяина в семьи, вынуждая невесту просить у него разрешения лечь с ним в постель. Во время брачной ночи к молодым несколько раз наведывался дружка и интересовался относительно того, состоялся ли половой контакт. По обычаю, который был распространен практически во всех местностях России, если все завершалось благополучно, дружка извещал об этом гостей, молодых же после этого либо выводили к гостям, либо не тревожили до утра. Гости после такого известия запевали эротические частушки, в которых говорилось о том, что произошло между молодыми.

Наутро те, кто сопровождал молодых к постели, приходили их будить, в целях проверки добрачного целомудрия девушки. Будить могли по-разному: использовались стук в дверь, крики, звон колокольчиков, битье горшков о порог, одергивание одеяла, обливание водой. Оповещение родителей, гостей, да и всей деревни о целомудрии или его отсутствии у невесты происходило посредством проведения обрядово-игровых действий. К примеру, в селах Пермской губернии, если новобрачная была девственницей, на дом молодоженов вывешивали полотенца и скатерти с красными вышивками, их же дружка привязывал к дугам лошадей, по дороге к родителям новобрачной. Во Владимирской губернии брачная простыня, вывешенная в переднем углу избы, говорила о честности невесты. В некоторых деревнях гости во главе со свашкой и дружкой с криками, звоном и шумом разъезжали по деревне и размахивали рубашкой новобрачной.

Если оказывалось так, что молодая утратила девственность до брака, то ее родителям надевали на шею хомут, отцу подавали пиво в дырявом стакане. Унижению подвергалась и сваха. Обязательная невинность невесты, а в некоторых деревнях и жениха до брака, исходила из представлений крестьян о том, что превращение девушки в женщину, а юноши в мужчину было возможно произойти только в ходе определенных обрядов и только при соблюдении в определенной последовательности. Нарушение порядка считалось нарушением хода жизни, посягательством на ее основы.

Также считалось, что девушка, потерявшая невинность до брака, останется бесплодной, рано станет вдовой или оставит вдовцом мужа, а семье погрязнет в голоде и нищете.

Окручивание молодой.
Окручивание молодой также являлось свадебным обрядом, при котором невеста меняла девичью прическу и головной убор на женские. Ритуал проводился сразу же после венчания на церковной паперти или в сторожке церкви, в доме жениха перед княжьим столом, в середине свадебного пира, после брачной ночи. На данном обряде обязательно присутствовал жених, его родители, дружки и свашек. Все это сопровождалось пением. Вместо одной косы заплетали две и укладывали вокруг головы, после чего покрывали кокошником.

В русских селах Алтая окручивание проводилось после приезда от венца. Невесту сажали в угол, закрывали с каждой стороны платками, плели две косы, укладывали их вокруг головы, надевали самшуру и платок. Затем молодую показывали жениху и просили их обоих посмотреться в одно зеркало, дабы «жить дружно». Песни, которые пели свашки при смене прически и головного убора, в разных местностях звучали по-разному, но суть была одна: утверждение девушки в новом статусе.

Хлебины.
Хлебины (отводины, отгостки) завершает последовательность свадебных обрядов. Это застолье, которое устраивалось для молодых в доме родителей молодухи. Ее родители к их приезду заранее готовили угощения. Теща угощала зятя блинами или яичницей, он же при этом показывал свое отношение к ней. Если он откусывал блин или ел яичницу с края, значит, дочка ее сохранила девственность до брака, и он за этой ей благодарен, если же зять откусывал блин или ел яичницу с середины, значит молодая оказалась «нечестной», т. е. не сохранила целомудрия до свадьбы. Тогда он высказывал ей претензии за плохое воспитание дочери. Затем молодые уезжали домой. При благополучном исходе ла пир в родительском доме молодухи продолжался.

В наш век многие древние традиции свадебных церемоний оказались безвозвратно потерянными, а те, что еще остались, соблюдаются условно и в измененных вариантах. К счастью, сейчас молодежь проявляет больше интереса к собственным корням, и все больше пар хотят организовать в духе старинных русских традиций.

Зачем соблюдать традиции

Большинство современных свадеб играются по одному и тому же типичному сценарию. Молодожены стараются придерживаться основных традиций, часто не понимая их смысла. Неписаные правила проведения свадеб соблюдаются по привычке, чтобы не отстать от других.

А между тем свадебные обряды в русском народе сложились много веков назад. Каждое действие на свадьбе имело определенный смысл. Поэтому по возможности необходимо выполнять все традиции русской свадьбы. Такая свадьба в старинном духе обязательно получится веселой, четко организованной и насыщенной событиями. Кроме того, устроив в духе старинных обычаев, вы окажете уважение своим предкам, совершите небольшой гражданский подвиг и сможете ощутить связь со своими корнями.

Обычаи русской свадьбы

Целый комплекс обязательных ритуалов и обрядов использовался во время проведения русской свадьбы. Все они выполнялись в определенной последовательности и по сложившемуся сценарию. Каждое такое действие несло определенную нагрузку. К примеру, венчание представляло собой религиозное свершение брака, а первая ночь новобрачных становилась его физическим заключением.

Какие же обряды входили в традиционное свадебное торжество на Руси:

  • Сватовство по сути являлось переговорами семей будущих жениха и невесты. Этот пункт был обязательным. Раньше в брак вступали в очень молодом возрасте, поэтому всеми организационными вопросами занимались родители молодоженов. Из числа близких родственников или уважаемых людей выбирались сваты, которые должны были вести беседу и договариваться с родителями невесты, налаживая контакт между семьями.
  • Осыпание молодых зерном или, так называемый, «дождь изобилия» символизировал достаток в будущей семейной жизни. Раньше жениха и невесту осыпали рожью или овсом. Сейчас для этой цели используют рис. Иногда молодым под ноги бросают , чтобы их жизнь была полна любви и красоты.
  • Встреча молодых с караваем была призвана подарить молодым семейное счастье. Каравай специально пекли для свадебного торжества, украшали его разными узорами. Традиционно каравай украшался калиновой веточкой, которая была символом любви. Сам каравай пекли по особому рецепту с соблюдением множества ритуалов.

  • Выкуп и похищение невесты символизировали противоборство силам зла, пытающимся омрачить счастье будущей семьи. Во время выкупа жених должен был выполнить много заданий и пройти разные испытания, которые придумывали подружки невесты. Так он показывал свою силу и ловкость, стремление противостоять злым силам. В завершении жених мог надеть колечко на палец своей невесты и одарить ее поцелуем.

  • Передача очага - едва ли не самый трогательный обряд. Сейчас его проводят в завершении свадебного торжества. Матери новобрачных с зажженными свечами подходят к молодым и те зажигают от их свечей общую большую свечу, которая символизирует семейный очаг. Потом они танцуют последний танец, прощаясь с гостями. Очень красиво смотрится этот обряд в полумраке.

Свадебные традиции невесты

За несколько дней до даты свадебного торжества невеста проводила девичник. Это был своеобразный обряд прощания с девичеством и вступления в новую семейную жизнь. Во время этого мероприятия девушки дарили друг другу символические подарки, веселились и развлекались.

Важным обрядом, который соблюдается и в наши дни, считалось снятие фаты. В давние времена невесте расплетали косу и сплетали из волос две косы, которые потом укладывали вокруг головы и повязывали платком. Это означало, что девушка теперь замужняя.

Сейчас этот обряд проводят по-другому. В центре комнаты ставят стул и кладут на него подушечку. Невеста должна сесть на этот стул. Это означает, что теперь у молодой жены есть свое уютное местечко в жилище жениха. Снимает фату с невесты свекровь. Затем она повязывает невесту платком или нарядной шалью и говорит добрые пожелания. В заключении, невеста должна станцевать с незамужними подружками пронося над их головами фату. Примерять снятую фату нельзя – останешься в девках.

Еще один обряд для невесты связан с ее букетом. Сейчас невеста по традиции кидает свой букет незамужним подружкам, повернувшись к ним спиной. На традиционной русской свадьбе этот обряд осуществлялся иначе. Невеста с завязанными глазами выбирала из числа незамужних подруг будущую обладательницу букета, пока девушки водили вокруг нее хоровод.

Свадебные традиции жениха

Сейчас перед свадьбой жених устраивает для своих друзей веселый вечер. Это мероприятие обычно символизирует прощание с холостяцкой жизнью, отмечается с размахом, проводятся веселые мероприятия, розыгрыши и шутки. Друзья поздравляют жениха с предстоящей свадьбой.

Этот обычай, в отличие от девичника, появился не так давно. Раньше жених накануне свадебного торжества просто мылся в бане в одиночестве.

Подготовка букета для невесты являлась неотъемлемой обязанностью жениха. Он должен был самолично составить букет из цветов, которые придутся ему по вкусу и преподнести невесте вместе с обручальным кольцом после выкупа.

По аналогии, с передачей букета невесты не так давно появился обычай бросать в толпу неженатых гостей подвязку, снятую женихом с ножки невесты. Пойманная подвязка должна символизировать скорый удачный брак.


Каждое поколение имеет свои обычаи и традиции, которые передаются от матери к дочери, от отца к сыну. Считается, что выполнение определенных ритуалов дает возможность изменить жизнь к лучшему.

Каждый новый день человек встречается с тем, что даже не по своей воле, а по привычке, выполняет некоторые действия, которым еще бабушка учила.

День свадьбы таит в себе множество обрядов, которые молодожены непременно должны выполнить, иначе семейная жизнь их будет скомканной. Их не так уж и мало. Но самых основных молодые должны придерживаться.

Основные свадебные приметы

  • Кот или кошка может предсказать невесте ее будущее. Например, если он чихнет, то его хозяйка будет жить в счастливом браке.
  • Перед тем, как войти в свой новый дом невесте, ее мама должна вымыть там полы. Чтобы легче жилось молодой в новом доме.
  • Непогода, которая сопровождается дождем или снегом в свадебный день, сулит молодым богатство и удачу в будущем.
  • Перед тем, как молодые зайдут в совместное жилище, на пороге оставляют открытый замок. После того, как молодожены его переступили, его намертво закрывают. Такой замочек можно повесить на мост, или же выкинуть в реку вместе с ключами.
  • Невеста в день своей свадьбы является существом незащищенным от злых духов. А порог считается местом, где нечистые духи обитают. По этому, жених всякий раз переносит свою даму на руках через порог.
  • Первый, кто ступит на порог дома, ковер Загса и церкви, будет главным в семье.
  • После церемонии бракосочетания молодых осыпают пшеницей, конфетами, деньгами, лепестками роз. Тогда жизнь молодых будет богатой, сладкой и счастливой.
  • Свадебный каравай обязательный атрибут на свадьбе. Не съев ни кусочка такого каравая, жених с невестой по обычаю не считаются мужем и женой. Тот, кто больше отщипнет от каравая, будет головой семьи.
  • Перед свадебным банкетом родители молодых дают паре бокалы с шампанским. Те, выпив напиток, обязаны разбить посуду. Если осколки крупные, первенец будет мальчиком. Если мелкие девочка.
  • Чтобы жить в согласии и гармонии, перед входом в новый дом, супруга должна разбить на пороге тарелку. Вместе с мужем она должна переступить через разбитую посуду в новый дом.
  • Две наряженные бутылки шампанского на свадебном столе у новобрачных хранятся на счастье. Первая выпивается через год после свадьбы, а вторая в день рождения первенца.
  • Если у невесты есть незамужние сестры, выходя из своего дома, она должна легонько потянуть за краешек скатерти на столе.
  • Если у невесты есть незамужняя подруга, молодой нужно угостить девушку сыром в своем доме.
  • На одежде молодых весь свадебный день должна быть прикреплена булавочка от сглаза.
  • Монетка в туфле у жениха принесет новой семье достаток в будущем.
  • Свадебное платье должно быть длинным. Его нельзя одевать через ноги. Иначе брак продлится недолго.
  • Свои обручальные кольца нельзя никому давать примерять. В день свадьбы, кроме свадебного кольца, на невесте не должно быть больше никаких ювелирных украшений.
  • Машины из свадебного кортежа должны постоянно сигналить. Такие действия защищают новобрачных от нечистой силы.
  • Та, кто поймала букет невесты, вскоре должна выйти замуж.

Как проходит стандартный свадебный день

Все начинается с мальчишника и девичника. Невеста обязана поплакать на девичнике. А так же у себя на свадьбе. Тогда девушка не будет плакать всю свою дальнейшую жизнь.

Раннее утро свадьбы начинается с выкупа невесты. Жених со своей гвардией, выполняя разные задания и поручения, должен доказать, что ему невеста действительно нужна. Такая традиция берет корни еще со времен процветания племен. Тогда же сутью таких действий являлось исключение кровосмешения.

После церемонии бракосочетания молодые отправляются на прогулку по красивым местам. Как правило, их возит машина. Она должна сильно сигналить и гудеть, а гости должны кричать и аплодировать. Это отпугнет злые силы от молодой семьи.

Традиция выпускать в небо голубей сохранилась до сих пор. Сейчас это просто красивый свадебный ритуал. А раньше так узнавали пол первенца. Привязывали к лапкам птиц голубую и розовую ленту. Тот, кто первый взлетит, символизировал пол ребенка.

Перед свадебным ужином родители обязательно встречают своих детей с караваем на вышитом полотенце. Напутствие родителей является важной частью свадебного торжества. А дегустация каравая и битье посуды определяет главу семьи, пол первенца и насколько счастливым будет брак.

Осыпание молодоженов сладостями и пшеницей наполняет дальнейшую их жизнь счастьем и достатком.

С криками «горько», гости настраивают молодых на поцелуй. Раньше же этим словом подтверждали то, что невеста, обойдя всех гостей с подносом, действительно угощала их водкой. После выпитой рюмки, гость должен положить на поднос деньги и поцеловать невесту в щеку.

На протяжении всего дня среди гостей обязательно должны быть дети. Чем больше детей в этот день радуются за молодоженов, тем удачней и красивей жизнь они проживут.

Удивительные свадебные традиции мира

В каждой стране есть свои обряды и традиции. Мы привыкли к своим и считаем их вполне обычными действиями во время свадьбы. А вот традиции разных народов мира нам кажутся странными:

  1. Японские молодожены во время свадьбы должны пить их традиционную рисовую волку. Выпить содержимое рюмки молодые должны ровно за 9 глотков.
  2. После произнесения клятвы, жених должен накинуть на свою суженую клетчатую накидку, и прикрепить ее к одежде супруги серебряной булавкой.
  3. Греческая традиция сбора денег отличается от нашей: во время танца гости прикрепляют к одеждам новобрачных купюры.
  4. На брачном ложе молодых, перед первой супружеской ночью, дети должны попрыгать.
  5. Африканская пара законно считается супружеской, если они вместе перепрыгнут через метлу.
  6. Также новоиспеченная супруга должна подмети двор мужа. Только тогда она считается его законной женой.
  7. В одном индейском племени свадебный наряд невесты обязательно должен состоять из 4 разных оттенков. Цвета наряда символизируют стороны света.
  8. В Англии пара влюбленных считается супругами только после того, как невеста откроет свадебный сундук в церкви. Вся сложность обряда состоит в том, что этот сундук очень тяжелый.
  9. Немецкие парни, перед свадьбой, обязаны подмести ступеньки городской ратуши.
  10. В Нигерии традиционно все родственники невесты должны ударить жениха палкой.
  11. Но самой необычной традицией является чеченская. Во время свадебного банкета мужчины сидят отдельно от женщин. А невеста стоит в углу зала. Гости вместо «горько» кричат «принеси воды», девушка должна выполнить просьбу.

Современные свадебные ритуалы

Что запрещает модернизировать свадебные традиции? Это вполне возможно. Тем более новые красивые ритуалы придают свадьбе шарма и праздничности.

  1. Во время выездной церемонии молодожены завязывают узелки на ленте или веревке. Такие манипуляции символизируют верность в браке и вечную любовь.
  2. Красивой традицией современных свадеб является произнесение слов молодых друг другу. Они клянутся в вечной любви верности при всей родственниках и близких.
  3. Необычным ритуалом, который символизирует создание нового крепкого союза, является посадка дерева.
  4. Папа сопровождает свою дочь к алтарю. Такая традиция очень красива и трогательна.
  5. «Танцы» с песком. Высыпание разного цвета печка в один сосуд символизирует соединение двух семей в одну.

Как сто лет назад, так и сейчас большинство людей верят в то, что соблюдение свадебных обрядов и традиций подарит молодым семейное благополучие и любовь. Имеют ли такие традиции силу, никто доказать не может. Но выполняя их в свадебный день, торжество обретает некий магический шарм и необычность.

Цели:

Воспитание духовно-нравственных качеств личности, чувства уважения к девушкам и женщинам.

Активизация культурно-досуговой деятельности подростков.

Оборудование . Для первой части — «Самая обаятельная и привлекательная» (конкурсная программа): жетоны для определения победительниц, аудиозаписи музыки о женщинах, о любви, о цветах.

Для второй части — «Сельский девичник» (юмористическая конкурсная программа): резиновые перчатки, бигуди, декоративная косметика, парики, платки, бижутерия, женская одежда, туфли (для переодевания).

Предварительная работа. Заранее выбираются несколько девушек, пожелавших участвовать в конкурсе (7—8 человек). Программу ведут двое ведущих. Для второй части (в тайне от девушек) готовится группа ребят (5—7 человек), пожелавших в роли «женщин» (переодеться в девушек) поучаствовать в мини-конкурсах с девушками. Группы ребят и девушек должны знать сценарий, но не конкурсы. Все необходимое для конкурсов готовит «группа реквизиторов».

На шоу желательно пригласить мам учащихся. Приглашенные и будут членами жюри. Ход классного часа.

1-й ведущий:

Месяц март, словно школьник, вприпрыжку

К нам примчался, такой озорной.

Доставайте букеты, мальчишки,

Однокурсниц поздравить с весной!

Где цветы — там отступят морозы,

Чтоб ручьем зазвенела капель.

Положить не забудьте мимозы

Поутру на учительский стол.

Обнажили деревья макушки,

Позабыв свои снежные сны,

Появляются всюду цветы,

Телеграммы, открытки, приветы, —

Март свой день приближает восьмой.

Так дарите, мальчишки, букеты,

Поздравляйте девчонок с весной!

2-й ведущий. Так уж повелось в нашей жизни — отмечать все красные дни календаря.

Вот и сегодня мы собрались в этом зале, чтобы отпраздновать особый день — праздник Весны, праздник женщин, праздник девушек. Одним словом — Международный женский день 8 Марта.

1-й ведущий. Международный женский день отмечают в начале первого месяца весны, когда солнце начинает пригревать землю, а на лесных проталинах расцветают подснежники. Но, чтобы он стал таким праздником, женщины всего мира долго и упорно вели борьбу за свои права.

В 1910 году в маленькой стране Дании, в городе Копенгагене, собрались женщины-революционерки. А уже в 1913 году в России первый раз был отмечен Международный женский день. Его провели в Петербурге под видом научной конференции.

2-й ведущий. Прошло много лет. Теперь мы каждый год открыто и торжественно чествуем женщин.

Но сегодня мы с вами собрались в этом уютном зале для того, чтобы провести шоу-конкурс «Самая обаятельная и привлекательная».

А сначала слушаем вопросы... и получаем жетоны за правильные ответы (отвечают девушки).

Вопросы:

1. Что потеряла Золушка на балу у Принца? (хрустальную туфельку)

2. Назовите русского поэта, посвятившего самое большое количество строк русской женщине. (Н.А. Некрасов)

3. Кому принадлежат эти замечательные строки:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

(С.А. Есенин, «Письмо матери»)

4. Какие цветы носят человеческие имена? (роза, василек, иван-да-марья)

5. Кто на нашей эстраде спел песню, в которой есть слова:

Расставшись, мы с тобой

Спасем свою любовь

От сложных разговоров и обид.

(Ирина Аллегрова и Игорь Крутой, «Незаконченный роман»)

6. Кто в реальности была царевна-лягушка? (Василиса Прекрасная)

7. Назовите овощи, у которых едят клубни и коренья. (Картофель, репа, редис, морковь, свекла, редька, лук, чеснок)

Не отрекаются любя,

Ведь жизнь кончается не завтра...

(Вероника Тушнова)

9. Какие жидкости во флаконах можно купить в парфюмерных магазинах?

(Одеколон, духи, лосьон, шампунь, туалетная вода)

10. Кто любил Красную Шапочку больше всех?

(Бабушка)

11. Кому из поэтов принадлежат эти строки:

Я не могу без тебя жить!

Мне и в дожди без тебя — сушь,

Мне и в жару без тебя — стыть,

Мне без тебя и Москва — глушь,

Мне без тебя каждый час — с год.

(Николай Асеев, «Простые строки»)

12. Как сварить вкусную кашу без масла? (Шутка: с великой любовью)

13. Назовите сказки, в названиях которых есть женские имена.

(Ш Перро, «Золушка», Г. X. Андерсен, «Дюймовочка», «Аленушка и братец Иванушка», Л. Кэрролл, «Приключения Алисы», А. Линдгрен, «Пеппи Длинный Чулок», У. Шекспир, «Ромео и Джульетта»)

14. Кто на нашей эстраде спел песню, в которой есть слова:

Живу я без тебя,

Словно во сне.

Горю я без тебя,

Словно в огне.

Прошу я, напиши

Весточку мне,

Хоть строчечку ты напиши.

(Таня Буланова. Песня «Напиши мне»)

15. Кому принадлежит это высказывание:

«Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки»? (Мальвина из «Золотого ключика»)

Я несла свою беду

По весеннему по льду.

Надломился лед, душа оборвалася.

Камнем под воду пошла,

А беда — хоть тяжела —

А за острые края задержалася.

(«Беда», Владимир Высоцкий)

17. Какой рукой лучше размешивать чай? (Лучше ложечкой)

18. Назовите имя поэтессы, написавшей эти строки: Сто часов счастья...

Разве этого мало?

Я его, как песок золотой, намывала,

собирала любовно, неутомимо,

по крупице, по блестке,

создавала его из тумана и дыма,

принимала в подарок от каждой звезды и березки...

(Вероника Тушнова)

Жюри определяет девушек-победителей и вручает им жетоны.

1-й ведущий . Прошу выйти сюда всех девушек, у которых в руках есть наши праздничные жетоны.

(Играет музыка, выходят девушки из зала.)

2-й ведущий. В эти предпраздничные дни много говорится о красоте, нежности, доброте. Да вот беда, сказано все это кем-то. А ведь и вы у нас не немые. Так скажите о себе сами. Покажите, на что вы способны. А мы предлагаем вам несколько конкурсов.

Конкурс первый «Жест приветствия».

1-й ведущий . Во всем мире при встрече принято здороваться: пожимать руки, снимать шляпу, тереться носами — каких только жестов не придумали жители разных стран, чтобы приветствовать друг друга.

Придумайте, как могли бы приветствовать своих подруг дикарки из:

— воинственного племени йохо-чо;

— богатого племени шуко-ту;

— гостеприимного племени сесе-ки;

— нищего племени люлю-ам;

— миролюбивого племени тура-бу;

— жадного племени ням-ням;

— вечно голодного племени жу-жу.

Конкурс второй «Необычное пение».

2-й ведущий . Как правильно петь — знают все. Но иногда петь «по-правильному» бывает неинтересно.

Попробуйте исполнить песню «Маленькая страна» (из репертуара Наташи Королевой), но при этом зажать нос пальцами.

Конкурс третий «Эмоциональные руки».

2-й ведущий . В отличие от животных и в отличие от роботов человек — очень эмоциональное существо. Обычно все наши эмоции «написаны на лице». Способность человеческого лица передавать разные эмоциональные состояния называют мимикой. Но эмоции можно демонстрировать не только мимикой лица, их можно показать руками.

Попробуйте, пользуясь только руками, изобразить: злость, радость, испуг, грусть, голод, неприязнь.

Жюри объявляет итоги предыдущих конкурсов.

Конкурс четвертый «Однорукие.люди».

1-й ведущий . На одной планете в созвездии Ориона все люди однорукие. Но они не страдают от отсутствия второй руки, они привыкли успешно выполнять любую работу своей единственной конечностью.

Покажите, как однорукие люди с далекой планеты выполнили бы некоторые обычные для землян действия. А для этого надо одной рукой очистить вареное яйцо, намазать масло на кусок хлеба, нарезать сыр для бутербродов, натереть на терке морковь.

(Кто не справился с заданием, выбывает из конкурса.)

Конкурс пятый «Цвет».

2-й ведущий . Человеческий глаз способен различать десятки, сотни и тысячи оттенков разных цветов. Каждый цветовой оттенок, известный человеку, имеет свое название. Стоит лишь произнести это название, и окружающие понимают, о каком цвете идет речь. А как быть, если человек вдруг потерял речь? В этом случае он вынужден опять прибегнуть к мимике и жестам.

Попробуйте, используя искусство пантомимы, изобразить цвет: белый, желтый, красный, зеленый, черный.

Конкурс шестой «Поздравление».

1-й ведущий . Суть этого конкурса состоит в том, чтобы быстро, без подготовки вы могли поздравить всех присутствующих в этом зале с наступающим праздником! Вы можете прочесть стихотворение, спеть песенку, произнести тост. Итак...

(Кто не справился или оказался хуже всех, по мнению жюри, выбывает из конкурсной программы).

Конкурс седьмой «Танцы Золушки».

2-й ведущий . Золушка всегда любила танцевать. Но свободного времени для этого у нее никогда не было. Поэтому Золушке приходилось танцевать в то время, когда она выполняла работу по дому.

Покажите, как танцевала Золушка в тот момент, когда она гладила белье, поливала цветы, выбивала ковер, мыла посуду, вытирала пыль.

Жюри советуется по поводу победительницы данного этапа конкурсной программы.

1-й ведущий. Итак, наш конкурс заканчивается. А пока жюри подводит итог, воздадим еще раз почести нашим участницам и всем присутствующим дамам. А для этого я попрошу самого смелого мужчину выйти сюда...

(В это время раздается громкий стук, грохот, слышны возмущенные голоса: «Да что же это такое, про нас- то и забыли!» В зале (в аудитории) появляются юноши, переодетые женщинами, кто-то е халате, в платке, кто-то в парике, в туфлях, а кто-то и с веером.)

1-й ведущий . А вы кто такие? Может, мы и на самом деле о ком-то забыли? Все-таки у нас большой коллектив.

(Около ведущих плавно приземляется бумажный самолетик с анонимным посланием: «Думали, что от юношей сбежали? А юноши уже в зале! Подпись: Доброжелатель».)

1-й ведущий. Не может быть! Мы же решили обойтись без ребят и пригласили только девушек и женщин.

2-й ведущий. Подожди-ка. А у тебя новенькие не вызывают подозрений? Давайте устроим испытания.

(Предлагает организовать две команды. Одна из них — переодетые ребята, а другая — девушки, участницы конкурса.)

Первый конкурс.

1-й ведущий . Все женщины — отличные хозяйки и много времени проводят на кухне. Даже с закрытыми глазами они прекрасно ориентируются в своих владениях.

2-й ведущий. Наш первый конкурс — для хороших хозяек: с завязанными глазами надо определить, что находится в блюдечке.

(В блюдечки насыпать сахар, соль, пшено, гречку, рис, перловку.)

Второй конкурс.

1-й ведущий . Времена сейчас трудные, в деревне без коровы не обойтись.

2-й ведущий. Посмотрим, как наши участницы умеют «доить корову».

(В роли коровы — перчатка, наполненная водой. На пальцах сделать небольшие отверстия. Кто больше «надоит»?)

Третий конкурс.

1-й ведущий . К каждой прическе нужен соответствующий макияж.

2-й ведущий . Задача для участниц следующего конкурса — наложить вечерний макияж.

Выбирайте себе помощниц из своей команды — и за дело! (В этом конкурсе участникам необходимо проявить юмористическую фантазию, чтобы было смешно.) Выходят накрашенные участницы. Им предлагается пройти, как манекенщицы. (При этом для юношей надо заранее приготовить туфли на каблуках, чем выше — тем смешнее.)

Четвертый конкурс.

1-й ведущий . Мало того, что женщины — существа непредсказуемые, они еще и весьма изобретательны. Найдите применение порванным капроновым колготкам.

(Версии команд.)

Пятый конкурс.

2-й ведущий/ А теперь блиц-турнир!

— Сколько стоит булка хлеба?

— Литр молока?

— Сколько стоит килограмм гвоздей?

— Десяток яиц?

— Стиральный порошок?

— Губная помада?

— Литр бензина?

Жюри условно подводит итоги. «Условно» — потом} что одна команда (переодетые юноши) выполняла все задания с юмором, а следовательно, почти все конкурсы исполнялись «понарошку».

1-й ведущий . Похоже, наши подозрения не подтвердились. Мы приносим вам (в сторону переодетой команды) свои извинения.

Мы убедились, что вы — не юноши. Вернее, не чужие юноши, а... ребята из нашей группы. Вы действительно хорошо справились со всеми заданиями конкурсов. Но если честно, то у наших девушек это получалось более профессионально.

2-й ведущий . Да и неудивительно. Ведь они всегда самые обаятельные и привлекательные, а ко дню 8 Марта постарались вдвойне.

1-й ведущий. И все же пришло время объявить имя самой обаятельной и привлекательной! Слово жюри.

Жюри объявляет победительницу. Возможны два поощрительных приза участницам.

Мамы поздравляют девушек с праздником. Классный руководитель подводит мини-итоги и благодарит всех за участие в шоу-программе.

7 марта в техникуме состоялся праздничный конкурс-концерт, посвященный Международному женскому дню. На конкурс было представлено более 10 танцев - групповых, парных и сольных, народных, классических и современных. По итогам выступлений жюри наградило конкурсантов, занявших первое, второе и третье место. Номер «Помпеи. Танго» (Нагаева Елизавета Тр-61 и Буковский Виктор ТМП-42) был удостоен гран при конкурса. Зрители также имели возможность высказать свое мнение: приз зрительских симпатий достался студентам группы ТР-22, исполнившим танец «Маска». Ярким лирическим штрихом, завершившим концертную программу, стало выступление вокального дуэта Илюхиной Марии и Корчагина Руслана с песней «Космос» и поэтическая декламация Алексея Скоробогатого (С. Есенин «Как умеет любить хулиган»). Концертные номера перемежались искрометными репризами неподражаемых ведущих - преподавателя ОБЖ Валерия Анатольевича Костина и студента группы ТМП-21 Даниила Познякова. Впечатлениями от концерта делится преподаватель русского языка и литературы Оксана Алексеевна Деева.

Все происходит как обычно. Заканчивается четвертая пара, мы с коллегами собираем учебные материалы, относим журналы в учительскую, но вместо того чтобы спуститься вниз и пойти домой, поднимаемся на четвертый этаж … и сразу оказываемся в эпицентре праздника. Зрительские кресла здесь расставлены по периметру, так, что актовый зал, украшенный цветными лампочками и шарами, кажется необычно просторным, а студенты, одетые как настоящие артисты, с немного смущенными улыбками толпятся у кулис. Настроение мгновенно меняется, появляется самое важное в этой ситуации чувство - чувство праздника. И, забегая вперед, замечу, что чувство это уже не покинет нас до конца дня, а, наоборот, будет только нарастать и усиливаться, дальше - больше.

На сцене появляются уважаемые конферансье. Бессменный Даниил Поздняков с истинно профессиональной невозмутимостью иронизирует над своим начинающим коллегой Валерием Анатольевичем. Все мы уже привыкли, что рядом с Даниилом находится очаровательная Тата Овсепян, но сегодняшний концерт - это сюрприз, подарок прекрасному полу, поэтому место девушки занимает мужественный майор Костин. Нисколько не теряясь под натиском своего юного партнера, он представляет жюри конкурса (Павликова Алина — танцевальный клуб «Вдохновение», Кориякина Светлана — финалистка международных соревнований по спортивным бальным танцам и Рудницкая Татьяна Рудницкая Татьяна Васильевна гостья из политехнического колледжа Годовикова) и умело переходит от традиционной в такой ситуации перепалки к поздравлениям:

Женщина - это весна!
Образ цветущий и нежный.
Женщина - это всегда
Мир лучезарный, безбрежный.
Вот уже сколько лет
ВАМИ я очарован.
Вы - надежда и свет,
Вами я околдован!

За этими трогательными словами следуют танцы, точнее - танцевальные мини-спектакли, маленькие лирические сюжеты, рассказанные на языке движения и пластики. Особенно хотелось бы отметить номера, представляющие собой хореографическую интерпретацию эпизодов известных фильмов. В центре зала, освещенные всполохами цветных огней, кружатся танцоры, а в глубине, на экране, проплывают с детства любимые нами кинокадры. И все это - под музыку, под песни, столь хорошо знакомые, что зал - студенты и преподаватели в едином порыве - непроизвольно начинает хлопать и подпевать. Редкая, уникальная минута единения! Где и когда еще увидишь такое?!


Нужно отдать должное: творческое сочетание разных видов искусств произвело на зрителей глубокое эстетическое впечатление. Но, на мой взгляд, еще одним важным фактором стал широкий эмоциональный диапазон. Вальсирующая девушка в белом платье (к/ф«Мой ласковый и нежный зверь») уступает место коварным авантюристкам, вихрем носящимся вокруг потрясенного молодого человека с загипсованной рукой (танго «Любовь и каменные джунгли», к/ф «Бриллиантовая рука»), их сменяют лихие солдаты из «Свадьбы в Малиновке», а затем под знаменитую «Песню о счастье» из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» по сцене проплывают девушки-лебедушки в белых рубашках и голубых сарафанах, чтобы своей спокойной грацией оттенить динамизм, силу и ловкость солиста, чередующего прыжки со сложнейшими элементами русской присядки. За зажигательным рок-н-роллом (к/ф «Стиляги») следует нежный танец по мотивам к/ф «Мамы», а на смену одесскому колориту («Приключения Мишки Япончика») приходит кавказский (лезгинка).

Отдельно хочется сказать о костюмах. Они были безупречно стильными, абсолютно соответствующими теме и эпохе танца. Думаю, что подготовка костюмов для индивидуальных номеров потребовала большого труда и изобретательности. Но что касается коллективных номеров - фольклорных танцев, как проблема решалась в этом случае? Пусть ответ на этот вопрос останется маленькой тайной конкурсантов, но не могу не упомянуть об абсолютном стилевом единстве всех выступающих в жанре народного танца.

…Несмотря на жесткую конкуренцию со стороны танцоров амбициозные конферансье ни за что не хотели оставаться в тени. Они не только шутили и пикировались, но и напевали, пританцовывали - словом, демонстрировали самые разнообразные таланты. А конце Даниил, решив блеснуть эрудицией, зачитал отрывок из речи 26-ого президент США Теодора Рузвельта. Лидер Республиканской партии восхищался волей к победе, способностью возвращаться к борьбе после очередного поражения, не обращая внимания на их количество. Эту волю - истинно античную страсть - несколько минут спустя мы все увидели в танце «Помпеи. Танго». При этом страстность сочеталась с высоким уровнем хореографической и спортивной подготовки: например, когда партнерша без видимых усилий села на шпагат зал взорвался аплодисментами.


В сценарии номер «Помпеи. Танго» значился последним, а в рейтинге жюри он занял первую строчку и стал победителем конкурса, завоевав гран при. Первое место досталось Распановой Ксении ТКС-21 и Гюмюш Артёму ТИ-41, второе – группе ТИ-41 с танцем «Стиляги» третье место досталось так же группе ТИ-41 с танцем «Лезгинка» . Отдельно скажу о призе зрительских симпатий. Его получила группа ТР-22 с танцем «Маска» по мотивам одноименного кинофильма. Лично мне нелегко было узнать серьезного и рассудительного студента Мишу Хаджия в без меры раскрепощенном молодом человеке в ярко-желтой рубашке и куртке. Есть на земле такие превращенья, как тонко заметил классик. А я, когда разгадала тайну маски (которая действительно скрывала лицо танцора), подумала, что ходить на такие концерты преподавателю полезно еще и потому, что только так и можно по-настоящему узнать своих студентов. Неформальная обстановка срывает маски и делает нас ближе, понятнее друг другу. А это, согласитесь, очень важно, причем не только в праздничный день.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник