14.06.2019

Как открыть кассету с фотопленкой. Аналоговая фотография: как и зачем снимать на плёнку. Как выбрать плёночный фотоаппарат


Каждый любитель аналоговой фотографии назовёт свою причину, по которой он использует плёнку. В офисе Лайфхакера работают по крайней мере три таких любителя. Вот что они говорят о своём увлечении и том, какие кадры у них получаются.

Кирилл Дяченко

Аккаунт-менеджер Лайфхакера

Я снимаю на плёнку, потому что начинаю ценить каждый кадр и, как следствие, задумываюсь о качестве снимка, а не щёлкаю десятки ненужных фотографий. Странная цветопередача, красные глаза, а иногда и несфокусированные снимки возвращают меня в беззаботное детство, когда мы с мамой ходили проявлять очередную плёнку с мыльницы.







Олег Имидеев

Оператор Лайфхакера

Всё увлечение фото и видео у меня началось с плёнки. Если быть точным, то с родительского «ФЭД». Снимаю на плёнку, потому что она дисциплинирует и не прощает ошибок. Попасть в фокус и экспозицию, правильно выбрать план и ракурс необходимо с первого раза, ведь у тебя есть только 24 или 36 кадров, а не целая флешка на 32 ГБ.







Однажды я нашёл у дедушки «Зенит-Е». Сразу же испытал в деле: меня увлекла наглядная работа механизмов, все эти крутилки и кнопки. С тех пор прошло почти десять лет: я собрал внушительную коллекцию из старых и новых фотоаппаратов, провёл десятки экспериментов. Фотографировать как профессионал так и не научился, зато получил массу удовольствия.






Среди прочих причин многие отмечают вот что:

Нельзя с уверенностью сказать, что получится

Кому-то нравится ощущение тайны, скрытой в экспонированной плёнке, ведь заранее на 100% результат предугадать трудно: вдруг что-то случится на этапе проявки, засбоит само устройство или подведёт чутьё фотографа. Сама невозможность посмотреть фотографию сразу после съёмки ломает восприятие человека, привыкшего без лишних размышлений щёлкать всё подряд на камеру телефона. А ограниченность кадров (12, 24 или 36) заставляет его с большей долей вдумчивости ими распоряжаться.

Интересен процесс эксплуатации

Многих привлекает работа механики в фотоаппаратах. Взвод курка, выставление диафрагмы и выдержки, установка фокуса, перемотка - всё это работает наглядно и логично. За всё отвечают отдельные регуляторы, кнопки и рычажки, всем настройкам соответствуют маркировки на корпусе - никакой магии, скрытой в электронных платах, никаких бездушных символов на ЖК-дисплее.

Можно сделать отличную фотографию

Плёночный аппарат - незаменимый инструмент в арсенале многих профессиональных фотографов. Почему - объяснил в своей статье «Кому нужна эта плёнка » доктор физико-математических наук и член Союза фотохудожников России Антон Вершовский.

Во-первых, плёнка позволяет получить снимки с достаточно высокой детализацией и хорошей цветопередачей. Во-вторых, по мнению Антона Вершовского, целью фотографа не является снятие точной кальки с реальности, а художественная фотография не обязана быть идеальной. И тут мы подходим к следующему аргументу в пользу плёнки.

«Неидеальности» могут выглядеть красиво

Фотография, при съёмке которой всё пошло не так. Сделана на «Зенит-ЕТ» (Pentacon F1.8/50mm)

Расфокус, видимые царапины на снимках, зернистость - всё это ассоциируется именно с плёночной фотографией. Начнём с того, что перечисленных шероховатостей можно избежать при использовании корректно работающего фотоаппарата и подходящей плёнки. А закончим тем, что иногда «неидеальности» просто классно выглядят. А чем ещё объяснить популярность Lo-Fi-фильтров «под плёнку» в мобильных графических редакторах?

Попробовать снимать на плёнку недорого

Можно спорить о цене одного кадра, сравнивая плёнку и цифру. Но вот очевидный факт: если речь о разовом эксперименте, то за весь процесс от приобретения плёночного фотоаппарата до получения готовых кадров можно заплатить не больше тысячи рублей.

Ещё дешевле выйдет, если фотоаппарат у вас уже есть.

Нашёл в кладовке старый фотоаппарат. Можно ли снимать на него?

Скорее всего, можно, но кое-что стоит проверить:

  • Дверца. Должна плотно закрываться, иначе есть риск засветить плёнку.
  • Механика. Иногда на выдержках 1/60 и длиннее затвор срабатывает некорректно, открываясь до следующего взвода. Это гарантированно приведёт к пересвету снимка. Проверьте, как работает ваш фотоаппарат на разных выдержках. Обратите внимание на движение зубчатого валика, приёмной катушки.
  • Шторка. Если находка снабжена шторно-щелевым затвором, проверьте целостность шторки.
  • Экспонометр. Если в старом фотоаппарате установлен селеновый экспонометр, то он, скорее всего, сел. А вот если находка снабжена TTL-экспонометром, то есть высокие шансы на его корректную работу. Подобные были установлены в небольшом количестве фотоаппаратов, как правило, имеющих аббревиатуру TTL в названии.
  • Рулетка обратной перемотки. Когда плёнка заканчивается, её необходимо смотать в катушку. Как правило, для этого нужно найти специальную кнопку с буквой R, после чего скрутить плёнку с помощью рулетки обратной перемотки. Проверьте, корректно ли работает этот режим: крутится ли в обратном направлении приёмная катушка и зубчатый валик. Если нет, то снимать на фотоаппарат можно, но вынимать плёнку будет проблематично.

Когда проверите все пункты из списка, обратите внимание на чистоту фотоаппарата. От пыли внутри можно избавиться с помощью воздушной груши и мягкой кисточки.

Если вашей находкой стала обычная плёночная мыльница из 90-х, проверять ничего не нужно. Она работает. Только вот снимать на неё не так интересно: всё доверено автоматике, а фотографии получаются средненькие.

Если поиски не увенчались успехом, а фотографировать всё-таки хочется, то на помощь придут магазины и барахолки.

Как выбрать плёночный фотоаппарат?

Выбор здесь действительно велик: от самодельной до Leica за сотни тысяч рублей. Сначала стоит определиться с видом фотоаппарата.

Какими бывают фотоаппараты

  • Зеркальные фотоаппараты - почти все модели «Зенит», «Любитель», Pentax K1000, Canon AE-1, Olympus OM-1, относительно современные модели Nikon. Поддерживают установку объективов с любыми фокусными расстояниями, в них проще всего пользоваться различными светофильтрами, визуально оценивать настройки фокуса и глубины резкости. Это происходит потому, что в видоискателе видно примерно то, что и получится на фото: изображение с объектива передаётся в глазок с помощью зеркала. Недостаток зеркалок - отдача от движения зеркала, способная смазать кадр на длинных выдержках.
  • Дальномерные фотоаппараты - почти все модели «Зоркий» и «ФЭД», Canon Canonet QL17 G-III, Yashica Electro 35, Minolta Hi-Matic. Менее шумные, чем зеркальные. Наведение резкости осуществляется с помощью эффекта параллакса - совмещения в видоискателе изображений с двух объективов дальномера. Из минусов: ограниченный набор сменных объективов и отсутствие возможности настроить глубину резкости на глаз.

Часть изображения в видоискателе дальномерной камеры. Слева - несфокусированное изображение, справа - сфокусированное / ru.wikipedia.org

  • Шкальные фотоаппараты - «Смена», «Чайка», «Вилия», современные ломо-фотоаппараты Holga, Diana, La Sardina. Самая простая и бюджетная группа фотоаппаратов. Фокусировка осуществляется на глаз, линзы часто несменные. Несмотря на это, шкальные фотоаппараты превосходят по качеству снимков полностью автоматические мыльницы. А ещё они самые лёгкие и компактные.

Если вашей целью является знакомство с плёнкой, то советские и российские фотоаппараты подойдут как нельзя лучше. Большинство из тех, что выпускались с 1950-х до середины 1990-х, работоспособны и сейчас (при условии бережного обращения владельцев). Как правило, эти камеры - довольно качественные кальки с моделей Leica, Minolta, Contax и других зарубежных компаний. Важнейшее достоинство этих фотоаппаратов - цена. Даже серьёзные зеркальные камеры с неплохим стеклом уходят с барахолок за бесценок.

Но не все плёночные фотографы ограничиваются советским фотопромом. Те, кто сильно увлекается аналоговой фотографией, приобретают более серьёзные аппараты импортного производства. Если постараться, то можно найти и вполне бюджетные варианты: Chinon CS, Pentax K1000, Canon AE-1, Olympus OM-1, относительно современные плёночные модели Nikon. Эти аппараты отличаются более надёжной работой механизмов, широким диапазоном выдержек и многими другими нюансами, но стоят дороже «Смен» и «Зенитов».

На что ещё обращать внимание

Существуют и другие нюансы: диапазон выдержек, вид затвора, наличие какой-либо автоматики, удобство эксплуатации, в конце концов. Но фотоаппарат на самом деле лишь проводник между двумя куда более важными элементами: объективом и плёнкой.

Если вы хотите приобрести один аппарат всерьёз и надолго, берите тот, в котором можно менять линзы.

Ещё один момент: подумайте дважды, прежде чем приобретать фотоаппарат с автоматическим замером выдержки и селеновым экспонометром. Скорее всего, светочувствительные элементы в них уже сели, а в ручном режиме значение выдержки изменить нельзя. Например, в «Вилия-авто» и «ФЭД-50» при севшем экспонометре вам всегда придётся снимать с выдержкой 1/30 секунды - о съёмке в солнечный день на плёнку со средней и высокой светочувствительностью можно забыть.

Где купить

Теперь, когда вы определились с тем, какая камера вам нужна, начните поиски на досках объявлений. Старайтесь избегать пересылок по почте, ведь вам необходимо проверить работоспособность устройства. Предложений советских фотоаппаратов достаточно в любом, даже не очень большом городе. А вот искать достойную импортную камеру, возможно, придётся на зарубежных барахолках.

Что такое ломография?

Не любите производить экспозамеры, выставлять диафрагму и даже незаваленный горизонт для вас не самая простая задача? Попробуйте себя в ломографии . Это такая философия и манера съёмки для тех, кто любит делать снимки, но не обременяет себя сложившимися постулатами фотоискусства. Всё, что нужно, чтобы быть ломографом, - минимальный вкус и желание экспериментировать. Если в профессиональной фотографии шеф, бог и царь - фотограф, то в ломографии - случай. Вот на такие камеры делают снимки представители ломо-движения:







И такие фотографии у них получаются:







Эти фотографии не могут похвастаться проработанностью деталей или точной экспозицией, но несут в себе особенное настроение, которое так нравится любителям ломографии.

Минусы большинства ломо-камер - китайское производство и, как следствие, ненадёжность. Некоторые из них довольно быстро надоедают из-за ограниченности применения: во многих отсутствуют какие-либо настройки в принципе, а некоторые годятся только для съёмки в солнечную погоду.

Если заинтересовались, обратите внимание на Diana, Holga, La Sardina и, конечно, первую камеру, положившую начало ломографическому движению - «ЛОМО Компакт-автомат». Многие из ломо-камер производятся и сейчас, но цена на них будет заметно выше, чем на более серьёзные советские фотоаппараты б/у.

Найти ломо-камеру просто. Один запрос в поисковике, и вы увидите примерно одинаковые предложения от десятка интернет-магазинов.

А как выбрать плёнку?

У плёнок есть четыре основные характеристики: цвет, вид процесса, формат и чувствительность (ISO).

Цвет и процесс

С цветом всё понятно: плёнки есть цветные и чёрно-белые. И от цвета зависят некоторые нюансы съёмки и проявки. Чёрно-белые требуют использования светофильтров в определённых условиях и проявляются по процессу D-76. Существуют и монохромные чёрно-белые плёнки, их проявляют по процессу C-41 (так же, как и цветные). По качеству они уступают классическим, но зато с ними справятся в любом фотоцентре.

Цветные плёнки делятся на негативные и обращаемые. Негативные куда практичнее, более терпеливы к несущественным промахам в экспозиции, продаются и проявляются по процессу C-41 в любом фотоцентре. Иногда обращаемые плёнки проявляют так же, как негативные. Это называется кросс-процессом. Снимки, проявленные по кросс-процессу, обладают искажённой цветопередачей и большей насыщенностью, что особенно нравится ломографам и прочим экспериментаторам.

Формат

Есть два распространённых типа плёнки: малый (тип 135) и средний (тип 120). Выбор зависит от характеристик фотоаппарата: большинство из них поддерживают плёнки типа 135. Катушки среднего формата можно использовать в фотоаппаратах Holga, Diana, советских «Любителях», некоторых «Киевах», Pentax, Rollei и других. С помощью нехитрых манипуляций в них можно пристроить и 35-миллиметровые плёнки.

Светочувствительность

От светочувствительности, или ISO, зависит, при каком освещении мы сможем делать снимки, какую будем устанавливать выдержку и диафрагму. Диапазон светочувствительности плёнок начинается с 25 ISO и заканчивается 3 200 ISO. Чем меньше числовой показатель, тем меньше света фиксирует плёнка, тем дольше должна быть выдержка и/или меньше диафрагменное число.

Плёнки до 100 ISO хороши для съёмок в солнечную погоду. В пасмурную может пригодиться плёнка с 400 ISO. Более светочувствительная плёнка подходит для вечерней и ночной съёмки, но обладает повышенной зернистостью.

Оптимальный показатель светочувствительности - 200 ISO.

На старых фотоаппаратах может быть использована иная шкала светочувствительности: ГОСТ, ASA или DIN. Чтобы установить соответствия, можно воспользоваться таблицей .

Индивидуальные характеристики

Также плёнки могут отличаться цветопередачей, глубиной и проработанностью деталей. В интернет-магазинах к ним, как правило, прилагают результаты съёмки, которые могут помочь определиться с выбором.

Как снимать на плёночный фотоаппарат?

Порядок действий при съёмке разными фотоаппаратами отличается несущественно.

  • Установка плёнки. Первым делом нужно установить плёнку в предназначенный для неё отсек. Иногда для этого необходимо приподнять головку рулетки обратной перемотки. Потом протяните язычок к приёмной катушке и зафиксируйте его. Взведите затвор и убедитесь, что зубья валика попали в перфорацию плёнки. Нажмите на спуск. После закрытия крышки рекомендуется сделать ещё один пробный кадр, головка рулетки обратной перемотки также должна крутиться. Всё это не стоит делать при ярком солнечном свете.
  • Подготовка аппарата к съёмке. Если это предусмотрено, установите ISO плёнки (для ручного или автоматического экспозамера) и счётчик кадров.
  • Взвод затвора. Нужно отвести курок до конца, а потом аккуратно вернуть назад. Если система без курка, покрутите колёсико до упора.
  • Установка диафрагмы и выдержки. Эти действия могут сильно отличаться в зависимости от используемых фотоаппаратов. Если ваша камера не снабжена работающей автоматикой или не является шкальной с простым управлением, воспользуйтесь экспонометром. Если штатный сломан, используйте специальные мобильные приложения.
  • Настройка фокуса и создание снимка. Если используете зеркальную камеру, не забудьте открыть диафрагму перед фокусировкой (а перед вылетом птички - закрыть). Если дальномерную - используйте эффект параллакса. Если шкальную - ориентируйтесь по специальным маркировкам. После этого можно нажать на спуск.
  • Разрядка плёнки. Снимите блокировку зубчатого валика (этот регулятор часто отмечается буквой R). Используйте рулетку обратной перемотки для возврата плёнки в катушку. Если возникли проблемы, достаньте плёнку самостоятельно в тёмном помещении и донесите на проявку в светонепроницаемом футляре или коробочке.

Что потом делать с плёнкой?

Отнести на проявку. Если использовалась негативная 35-миллиметровая плёнка, проявляемая по процессу C-41, её проявят в любом фотоцентре. Если использовались другие фотоматериалы, возможно, придётся поискать частную лабораторию.

Что делать дальше?

Ответ на этот вопрос вам подскажет первая успешно отснятая плёнка. Если у вас это всерьёз, то аналоговая фотография предложит широкий простор для развития. Объективы, светофильтры, вспышки, самостоятельная проявка - всё это поможет превратиться из экспериментатора в матёрого профессионала.

Тех, кто найдёт себя в ломографии, ожидают весёлые эксперименты: мультиэкспозиция, просроченные плёнки, кросс-процессы, Redscale и другие страшные слова.

Аналоговая фотография - это дорого?

Давайте посчитаем. Допустим, фотоаппарат не достался вам по наследству. Приобретение бывшей в употреблении «Смены-8М» или даже какого-нибудь «Зенита» может обойтись в 200–500 рублей.

Далее - плёнка. Если не рассматривать варианты покупки просрочки с рук, то в интернет-магазинах цены начинаются примерно с 250 рублей за катушку с 36 кадрами. Проявка полученной плёнки по процессу C-41, как правило, стоит совсем недорого: менее 100 рублей. А вот сканирование в цифру» может обойтись в несколько сотен. Но цены в разных городах могут отличаться.

Поэтому аналоговая фотография «на попробовать» стоит совсем немного. Но если вы увлечётесь приобретением достойного аппарата и объективов, будете придирчивы к плёнкам и расточительны, то сэкономить, конечно, не получится.

А это точно того стоит?

Тут та же история, что и с . Занятие аналоговой фотографией непрактично, требует постоянных финансовых вложений. Результат неизвестен, плёнку вообще легко могут засветить или испортить при проявке. Кадров не больше 36. Возможно, если не ошибиться в ручных настройках выдержки, диафрагмы и фокуса, какие-то из них даже получатся неплохими. Только узнать это можно будет не раньше, чем через пару дней, когда специально обученные люди превратят вашу фотоэмульсию в снимки. Прибавьте к этому косые взгляды прохожих, обвинения в хипстерстве и презрительное недоумение со стороны радикально настроенных цифровых фотографов - вот какое-то такое это хобби, если говорить в общих чертах.

Но все эти минусы может перечеркнуть одна важная вещь: возрождённая ценность кадра. Все мы помним хотя бы несколько фотографий из своего детства, возможно, даже не самых удачных. А много ли сравнимых по значимости снимков в галерее вашего смартфона?

В моём фотоаппарате было 24 кадра, я должен был очень осторожно выбирать, что снимать, когда мы ездили на гастроли. Я не хочу сказать, что всё это обесценилось… Хотя нет, хочу. По-моему, именно что обесценилось. Когда я вижу людей, которые постоянно что-то снимают, мне хочется закричать им: «Не снимайте! Переживайте это!» Когда всё фиксируется на камеру, это означает, что всё одинаково важно. То есть ничего не важно.

Фронтмен группы The Cure Роберт Смит в интервью журналу «Афиша Daily»

Подобное хобби подойдёт далеко не всем. Но тех, кто по-настоящему увлечётся аналоговой фотографией, ждут десятки крутых снимков, часов в предвкушении «сканов», удачных и испорченных плёнок. А самое главное - утерянная в пучинах цифрового прогресса, давно позабытая радость от фотографии.

Пошаговая инструкция для тех, кто хочет попробовать снимать на пленку, но не знает с чего начать. Рекомендуется к прочтению всем новичкам во избежание типичных ошибок и преждевременных разочарований.

Я не буду писать о том, почему в наше время актуально снимать на пленку или сравнивать пленку с цифрой. Будем считать, что вы уже созрели для пленки как инструмента творческой фотографии. Осталось лишь разобраться, с чего начать. Именно в этом я постараюсь помочь, не загружая вас избыточной на данном этапе информацией. Я сознательно упростил эту инструкцию до пошаговых действий с набором минимально необходимых пояснений.

Шаг 1. Где взять пленочную камеру?
Шаг 2. Протестируйте ваш фотоаппарат
Шаг 3. Выберите пленку
Шаг 4. Грамотно экспонируйте пленку
Шаг 5. Отдайте пленку на проявку


Шаг 1. Где взять пленочную камеру?

Наиболее распространённые варианты:

1) У вас в семье есть пленочная камера. Чаще всего это Зенит, ФЭД, Зоркий или другие фотоаппараты советского производства. Идеальный вариант для пробы пера, при условии, что камера более-менее хорошо хранилась и находится в рабочем состоянии (об этом ниже).

Плюс: как правило, достойная оптика.
Минус: часто такие камеры оказываются в плохом состоянии (светят, рвут пленку и т.д.)

Е. Для проверки пленки не обязательно заказывать ее сканирование. Или же можно заказать самый бюджетный вариант, скажем, 300 руб за всю пленку целиком вместе с проявкой . Качество сканов вас на данном этапе не интересует. Вам нужно всего лишь убедиться в том, что:

Вы можете заряжать пленку в камеру
- вы можете извлечь пленку из камеры
- вы можете выставить на камере параметры съемки и навестись на резкость
- ваша камера не засвечивает пленку
- ваша камера не царапает пленку

Этого более чем достаточно на данном этапе.

Убедиться в положительном результате тестовой съемки можно или через разглядывание сканов, или разложив негатив на светящемся просмотровом столе (есть в каждом специализированном магазине-лаборатории) и рассмотрев ее внимательно через лупу. Весьма полезным инструментом может оказаться айфон или другой смартфон с режимом инвертации цветов - просто включите его и в режиме макро рассмотрите негативы через телефон.

Шаг 3. Выберите пленку

В наше время производится и продается огромное количество фотопленок. Как правило, в специализированных магазинах в продаже представлено порядка 50-100 и более видов современных пленок. В добавок к этому при желании несложно найти в хорошем состоянии множество пленок, снятых с производства.

В рамках данной статьи я сознательно не буду читать вам лекцию про типы пленок. Изучать и пробовать пленки - один из источников наслаждения для современного фотографа, с моей стороны было бы жестоко лишать вас этого удовольствия. На стартовом этапе моя задача подсказать, с чего имеет смысл начать.

Если вы никогда не снимали на пленку (или снимали давно), для начала я советую вам попробовать несколько самых бюджетных пленок основных производителей. Это поможет вам сориентироваться в многообразии цветовых решений и наметить собственные пути для изучения пленок.

В будущем вы обязательно попробуете много разных пленок, научитесь хорошо видеть (предвидеть) и понимать их цветовые особенности, подбирать пленку под задачу и сюжет. Сейчас вам нужно получить общее представление о том, какие вообще бывают пленки. Лучше всего для этого подойдет вот такой «джентельменский» набор:




Безусловно, меня распирает желание рекомендовать вам еще как минимум 30-40 различных не менее замечательных пленок, но я делаю над собой усилие и играю в игру «выбирай, а то убьём». Только 4 пленки для начинающих, и ни одной больше. Почему именно эти четыре? Объясняю:

3) Если у вас нет спотметра, экспонометра или смартфона, всегда добавляйте +1+2 стопа от значений, которые дает встроенный в камеру экспонометр. Потому что хуже от этого почти никогда не будет. А вот если этого не сделать, хуже будет почти всегда.

Шаг 5. Отдайте пленку на проявку

Дальше все просто. Вы отдаете пленку на проявку в лабораторию. Можно в любую, но если в вашем городе есть хорошая (недорогая, быстрая и качественная), лучше отдавать в такую. В Москве это в первую очередь SREDA Film Lab (можно присылать на проявку пленки из любых других городов), в Питере хвалят Foqus и Максилаб .

В будущем вы узнаете о разных способах сканирования пленок, но для большинства задач вполне подойдет любой стандартный вариант. Например, в СРЕДЕ он так и называется - сканирование «Стандарт», стоит всего 300 руб за всю пленку целиком (проявка при этом бесплатна). При этом вы получите 36 файлов размером 2000х3000 px, что более-менее достаточно для печати 20х30 см.

После проявки и оцифровки пленки (обычно занимает 1 сутки) вам на электронную почту придет ссылка для скачивания сканов. Скачивате, любуетесь, радуетесь фотографии! Поздравляю, вы - современный фотограф и счастливый человек!

Надоело смотреть на фото других людей в пленочных пабликах? Хочется также? В данной статье постараюсь развеять ваши мифы касательно пленочной фотографии, которые могут препятствовать вашему желанию начать фотографировать и расскажу как начать осваивать новое увлечение.

В последнее время все больше людей приобщаются к пленочной фотографии. Возможно, это новая волна моды на ретро, винтаж и тому подобное, но факт остается фактом. Несмотря на это, даже сейчас многие люди смотрят на данное хобби не без предрассудков. Самые популярные из них:

  1. Фотоаппараты тяжело найти/достаются только от дедушек и бабушек/только старые мыльницы.
  2. Пленка безумно дорогая, ее тяжело найти, а проявить так вообще непосильная задача.
  3. В фотоаппарате непонятные настройки, все вручную, я не разберусь.

И как результат — человек либо продолжает жить в этих стереотипах и ничего не делать, либо пытается и начинает осваивать новое увлечение. Конечно, с таким явлением как лень ничего поделать нельзя, ибо если есть желание, то уж точно захочешь попробовать. Но пройдемся по стереотипам по порядку:

1. Фотоаппараты «тяжело» найти

Одно из заблуждений, которое легче всего преодолеть. Для этого можно зайти на тот же Авито или поискать профильные сайты, где можно увидеть огромное число фотоаппаратов.

2. «Проблемы» с пленкой

Конечно, в наше время найти пленку несколько сложнее, чем это было во времена пика популярности пленочной фотографии, но утрировать не стоит. Есть достаточное число мест, где можно и купить, и проявить, и отсканировать свои кадры. Например, фотопроект или фотолаб, а также местные конторки, так сказать.

3. В фотоаппарате «непонятные» настройки

В любом деле, особенно новом для нас, всегда что-то придется осваивать. Настройки пленочных фотоаппаратов не самая сложная вещь на свете — напротив, зачастую разобраться в нем проще, чем в современных цифровых, которые изобилуют миллионами режимов, кнопочек, колесиков и тому подобное. К тому же ощущение от ручной съемки намного сильнее и приятнее, чем от цифровой, где можно щелкать 10 кадров в секунду и не думать о том, куда направляешь фотоаппарат.

В общем, как можно заметить, все стереотипы и мифы насчет пленочной фотографии достаточно сильно преувеличены и служат отговорками для тех, кто просто ленится. Не будем обращать на них внимания и познакомимся с тем с чего лучше начать.

Какой фотоаппарат выбрать?

Первый вопрос с которым вы столкнетесь — это какой фотоаппарат выбрать. Если вам повезло и у вас остался от родственников старенький «Зенит», «Смена» и прочие советские модели, то смело можете не думать об этом и начать изучать то, что есть. Если вы не из тех счастливчиков, то необходимо бороздить просторы интернета или спрашивать у знакомых. По себе могу сказать, что если вам хочется действительно прочувствовать и изучить пленочную фотографию, то начинать лучше с какой-нибудь простой, не изобилующей настройками камеры. Тот же «Зенит» (например, 122, 122-к и более ранние модели) будет отличным вариантом для новичка. Из начальных моделей также могу посоветовать Canon AE-1, который до сих пор довольно популярен. Конечно, советские камеры имеют свой шарм, но по надежности и возможностям, к сожалению, зачастую не сравнятся с Nikon, Canon, Olympus, Pentax и т.д., но начать можно и с них.

Немаловажный момент при выборе фотоаппарата — наличие или отсутствие экспонометра. Этот инструмент отвечает за правильные настройки кадра и помогает при съемке. Например, на «Зенит-122к» при полунажатии на спуск затвора начинает загораться лампочка с индикатором, который имеет три ступени — «слишком много света», «все отлично» и «мало света» (это если простым языком). Про экспонометр будет упомянуто ниже в данной статье.

Что касается объектива, то зачастую можно найти фотоаппарат сразу с ним, но обычно продают тушки, а объектив докупается отдельно. Для Зенита сойдет и обычный «Зенитар», который шел в комплекте с ним.

Фотоаппарат выбрал, а где можно купить?

Самый популярный вариант — купить на Авито/ Юла. Объявлений с продажей старой фототехники пруд-пруди, но тут есть и небольшая загвоздка — зачастую их публикуют люди, которые просто нашли фотоаппарат у себя на полке и не в курсе подробностей о его работоспособности, поэтому следует быть осторожным и перед покупкой ознакомиться с моделью в интернете, изучив отзывы о ней, типичные проблемы и т.п.

Еще один вариант приобретения — профильные площадки, форумы, где есть темы а-ля «барахолка» с объявлениями от пользователей. Например, photsale.ru. Да, возможно тут выйдет немного дороже, но и риск меньше, к тому же обилие моделей фотоаппаратов поражает.

Неоднократно слышал от людей, что покупают технику и на западных ресурсах (eBay, Amazon, Ali). Честно скажу, что никогда не пользовался этими сервисами для чего-либо и не могу сказать ничего хорошего или плохого про данный способ покупки фототехники.

Про пленку

Как вы могли понять, с пленкой сейчас серьезных проблем нет, но у новичка могут возникнуть проблемы с тем какую выбрать. Цена катушки в профильных магазинах варьируется от 200 до 900 рублей. Наиболее распространенные — Kodak Color+ 200, Ilford PAN 400 (ч/б) и т.д. Цифры в названии — это чувствительность пленки (ISO). Начинать лучше с цифры «400», ибо проэкспонировать кадр будет проще.

Небольшой лайфхак — начинайте снимать на ч/б — в большинстве своем кадры будут выглядеть отлично, а париться о насыщенности цветов не придется.

Не советую начинать с дорогих пленок (по типу Kodak Ektar, Portra), ибо скорее всего первые кадры будут не самыми лучшими и тратить деньги на это лучше с осторожностью. Купить можно в магазинах фотопроект, fotolab и во многих других. Часто пленку продают на тематических секондах или развалах. Там, кстати, можно ухватить пару катушек просроченной пленки, что довольно-таки ценится, ибо фотографии на данную пленку получаются с необычным эффектом.

Все купил, но как вставить пленку внутрь?!

Это не сложнее, чем вставить флешку в цифровой фотоаппарат. Алгоритм действий для большинства пленочных фотографий практически совпадает и на YouTube полно роликов, как это делается. Поэтому, чтобы не путать вас, посоветую посмотреть на ютубе, где с высокой долей вероятности найдется видео именно с вашим фотоаппаратом.

Заправил и готов снимать!

А теперь начинается самое интересное — начало съемки. Как я уже говорил, пленочные фотоаппараты зачастую не изобилуют настройками, но их необходимо знать и уметь расставлять. Конечно, это тема для отдельной статьи, но базовый алгоритм выглядит так:

  1. Загрузив пленку, выставляем на фотоаппарате чувствительность пленки (ISO);
  2. Если в вашем фотоаппарате есть встроенный экспонометр — это значительно упрощает задачу с настройкой выдержки и диафрагмы. Если нет, то тут либо на глаз (что сначала будет почти невозможно понять, ибо нужен опыт), либо можно использовать внешний экспонометр или приложение на телефоне (например, LightMeter), который подскажет какие лучшие настройки поставить.
  3. Безусловно, важно навести на резкость. Делается это вручную (за исключением мыльниц и одних из последних пленочных камер). На объективе часто есть отметки о расстоянии, но в самом видоискателе обычно есть кружочек, поделенный пополам и изображения в этих частях необходимо «свести». В случае с дальномерными камерами, необходимо «соединить» изображения видоискателя и объектива.
  4. Взводим затвор и делаем первый кадр. Потрясающе. Советую держать камеру достаточно крепко, чтобы она не дергалась, ибо велик риск смазать кадр. На затвор лучше нажимать тоже без особого фанатизма (особенно, если он механический), ибо это подергивание камеры отразится на снимке, особенно с длинной выдержкой.

Зачем кому-то снимать на пленку в наш век цифровых технологий, спросите вы. Все просто: пленочные фото выглядят восхитительно, а сама съемка - это не только невероятное веселье, но и незабываемый опыт. Возможно, отложив цифровую камеру, вы почувствуете, будто вернулись в прошлое, а возможно, вы достаточно молоды и еще ни разу не снимали на пленочный фотоаппарат. В любом случае, у вас будет чувство, будто вы вернулись в 1985, и конечно же вам не помешает несколько советов, как выжать максимум из вашей камеры.

Шаги

    Эта камера Canon A-1, одна из многих зеркальных камер, которые сейчас продают очень дешево, либо вообще отдают даром. Достаньте себе камеру. Это самая легкая часть; в наш цифровой век люди в буквальном смысле отдают их. Если вы не можете достать бесплатно, и у вас нет особо времени и желания вдаваться в поиски, купите любую 35 мм зеркальную камеру у одного из основных производителей (Nikon, Canon, Pentax and friends). Чтобы научиться таким основанным операциям с камерой, как ставить и доставать пленку, фокусироваться и прочее, прочитайте инструкцию.

    Побалуйте себя и купите не самую дешевую камеру, а более дорогую и профессиональную. Достаньте пленку. Тут вы можете сэкономить, если будете пользоваться дешевой пленкой экономно (если знать, что делать, даже с дешевой пленкой могут получиться отличные снимки). Побалуйте себя дорогой профессиональной пленкой; если вам не очень хочется тратиться, посчитайте сколько пленки вы можете купить и использовать вместо профессиональной пленки.

    • Такую цветную негативную пленку, как Fujicolor C200, которую использовали для этого снимка, можно проявлять и сканировать практически где угодно. Если вы уже знаете, где достать, сколько будет стоить, где сканировать и проявлять, Достаньте цветную негативную (позитивную) пленку . Даже в наш цифровой век, даже в самом маленьком городе есть хотя бы одно место, где все это можно сделать. К тому же цветная негативная пленка практически не портится от передержки.
    • Этот снимок был сделан на Fuji Velvia, пленку, которая славится своими насыщенными красками. Если вы не особо беспокоитесь по поводу цены и наличия оборудования для сканирования и проявления, но для вас очень важны цвета, достаньте диапозитивную (обратимую) пленку. У диапозитивной пленки более точная и насыщенная цветопередача (потому что в каждом отдельном снимке есть только один способ точной передачи цвета. Учитывайте также, что профессиональных лабораторий, в которых проводят процесс Е-6, необходимый для проявления практически всех диапозитивных пленок, не так много, и их услуги значительно дороже. Вы также заметите, что на диапозитивной пленке намного, намного легче подправить экспозицию.
    • У черно белой пленки, как эта Tri-X 400, есть свой особый шарм. Если вам нравятся такие фото, вперед за черно белой пленкой . И снова традиционную черно белую пленку тяжелее проявлять, и она дороже, чем цветная негативная пленка. (Но сканировать такую пленку легче.) С другой стороны, если вам по душе возиться с разными химическими элементами, вы можете и сами проявить черно белую пленку.

      Есть особые вид черно белой пленки: ее можно проявить тем же процессом С-41, что и для цветной негативной пленки. Ilford XP2 and Kodak BW400CN are two of them.

    • Постарайтесь перепробовать как можно больше пленок, пока не найдете ту, что вам подходит. "Пробуйте разные пленки , пока не найдете одну или несколько, которые подходят стилю и типу фотографий, которые вы делаете. Дешевая пленка может понравиться вам даже больше, чем более дорогая. Это нормально.

    Выходите в большой голубой мир. Фотосъемка должна раскрепощать; это пауза, вы прекращаете играть с настройками цифровой камеры и без конца смотреть в ее жидкокристаллический экран. Не нужно обременять себя съемкой кучи бесполезных фото. Это больше всего отбивает интерес к фотографии и развитии навыков фотографа. Вот минимум необходимого оборудования:

    Фотографируйте. Это искусство, и никто точно не скажет вам, что нужно делать. Однако, вы можете запомнить несколько шагов, которые помогут вашим снимкам быть не такими рядовыми, а похожими на те, которые заинтересовали бы людей. (чтобы узнать больше, смотрите статьи, как снимать хорошие фотографии и как развивать навыки фотографа).

Как быть, если пленка смоталась во внутрь кассеты

Для того чтобы потом проявлять пленку, нам все равно нужно достать кончик пленки. Хотя если затем бачок для проявки пленки вы будете заправлять в полной темноте, то можно и не доставать его. Но так все же надежнее, и вы в любой момент подстрахованы от того, что ваши родственники неожиданно для вас по ошибке включат свет в туалете, когда пленка лежит без кассеты.

Примечание

Если ваша камера позволяет, переключите механизм перемотки пленки в такое положение, чтобы кончик пленки оставался всегда снаружи. Этим вы существенно упростите работу персоналу мини-лаборатории и избежите дополнительных царапин от пикера при доставании кончика пленки из кассеты.

В профессиональных лабораториях эту проблему решают с помощью пикера, специального устройства, которое запихивается в щель кассеты, и, вращая против часовой стрелки сердечник фотокассеты, вы выуживаете кончик предательски замотавшейся в корпус кассеты фотопленки. Аналогичную процедуру можно проделать с помощью тонкой металлической линейки или полоски пластика. Если используемый предмет тонкий, то никаких проблем с засветкой фотоматериала не будет. Поскольку на щели фотокассеты наклеен бархат, который плотно обхватывает фотопленку.

Существует великое множество конструкций проявочных бачков, далее называемых фотобачками. За время развития черно-белой фотографии было придумано множество конструкций, даже фотобачки компании Ilford, которые можно было заряжать на свету. В нашей стране вам, как правило, придется иметь дело с двумя конструкциями - это двухспиральные и бачок на одну спираль.

Закладка пленки в оба типа бачков одинакова. Катушка бачка состоит из двух составных частей - верхней съемной щеки со спиралью либо ребристой и нижней щеки со спиралью. Обе щеки раздвигают, подрезанную часть пленки заправляют между щеками на втулку второй щеки, затем щеки сдвигают, плотно зажимая кончик пленки. Конец пленки оказывается закрепленным между втулками. Подрезанную часть пленки закрепляют так, чтобы светочувствительный слой пленки был обращен наружу (а не внутрь, как в кассете). Эту операцию можно проделать на свету, затем гасят свет и в темноте перематывают пленку из кассеты на катушку бачка.

Когда пленка будет перемотана на катушку бачка, конец ленты отрезают ножницами, а конец пленки помещают между спиральными ребрами бачка, чтобы лента не разматывалась.

Катушку с намотанной пленкой опускают в бачок и закрывают крышкой. Крышка плотно садится на корпус. Если небольшой паз, имеющий ответные части на корпусе и крышке фотобачка совпадут, этот же выпуск, как правило, служит функциональным отверстием для выливания жидкости из бачка. После того как вы закрыли крышку бачка, можно включать свет (рис. 5.2).

Сейчас можно найти и зарубежные бачки, они хороши для ротационного способа проявки пленки. Главное отличие в конструкции этих бачков - плотная крышка, закрывающая отверстия бачка. Бачок позволяет переворачивать его или катать, как вам захочется. Однако, как правило, такие бачки стоят в два раза дороже по сравнению с обычным бачком.

Примечание

Прежде чем проявлять пленку в бачке, рекомендую замерить его объем с помощью мерной емкости, чтобы не оказалось, что подготовленного проявителя или фиксажа окажется недостаточно для процесса проявки. Или найдите на корпусе бачка маркировку с указанием его объема.

Обязательно перед работой с пленкой мойте руки с мылом, лучше со средством для мытья посуды, поскольку оно очень хорошо удаляет с ваших рук жир, который оставляет отпечатки на пленке. Также приучите себя при работе всегда брать пленку за края, так вы убережете весь материал от отпечатков пальцев и непроявленных мест на пленке, поскольку место, куда попадет жир, не будет смачиваться проявителем, и в дальнейшем такой брак исправить уже нельзя.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник