30.06.2019

Характеристика для определения профессиональных статусов. Учет и уведомление при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях. Общий и специальный трудоправовой статус работника


Немаловажное значение имеют также такие характеристики, как профессиональная группа и социальный статус потребителя.

Выдающийся немецкий социолог Макс Вебер выделял шесть больших профессиональных групп: рабочие, бизнесмены и торговцы, технические и интеллектуальные работники, менеджеры, крупные собственники, предприниматели.

На сегодняшний день только в одном американском словаре профессий их перечислено 12 тыс., в другом - 28 тыс.! Профессии разбиты на 12 больших категорий: творческие, инженерные, управленческие, профессии служащих, торговые профессии, профессии в сфере услуг, профессии, связанные с сельским, лесным и рыбным хозяйством, профессии, по обслуживанию сложных машин и оборудования, профессии по сборке и ремонту, профессии, связанные с однотипными операциями, профессии, связанные с обработкой и транспортировкой готовой продукции, смешанные.

При проведении маркетинговых исследований имеет смысл выделять все-таки не более 6-8 больших профессиональных групп. Выбор можно сделать из нижеследующего списка.

1. Занятые сельским, лесным, рыбным хозяйством.

2. Квалифицированные рабочие промышленности.

3. Неквалифицированные работники промышленности и сферы услуг.

4. Самостоятельно занятые лица физического труда - «мастера».

5. Предприниматели (средние и крупные) - «бизнесмены».

6. Инженерно-технические работники (ИТР) и другие служащие.

7. Самостоятельно занятые лица умственного труда - «интеллектуалы».

8. Государственные служащие, в том числе - военнослужащие.

9. Лица, занятые в домашнем хозяйстве: пенсионеры, студенты, безработные, домохозяйки, взрослые иждивенцы.

Характер труда, несомненно, накладывает определенный отпечаток на потребительские предпочтения. Например, как показали результаты иссле

дований за рубежом, а также проведенных журналом «Эксперт», рабочие, мастера и инженерно-технические работники при прочих равных условиях чаще оказывают предпочтение продукции отечественного (российского) производства, в то время как интеллектуалы, предприниматели и военнослужащие - импортным.

По социально-профессиональному статусу можно выделить три основные группы работников:

«руководителей» - людей, принимающих решение (ЛПР) и имеющих непосредственных подчиненных, в зависимости от количества последних руководителей можно разделить на «очень крупных», «крупных» и «средних»;

«исполнителей» - работников, вовсе не имеющих подчиненных, зато имеющих непосредственных начальников;

«независимых» работников, у которых нет ни начальников, ни подчиненных, или отношения по вертикали не формализованы.

Кроме того, важен престиж профессии. Социальный статус телеведущего (исполнителя, а не руководителя программы) сегодня в России, наверное, выше, чем у руководителя торговой фирмы среднего размера. Высокий социальный статус накладывает на потребителя дополнительные ограничения. Тот же телеведущий, скорее всего, не станет приобретать товары на мелкооптовой ярмарке, а продукты на овощной базе.

До последней четверти XX века маркетологи в основном довольствовались классификацией потребителей и сегментированием рынка по основным социально-демографическим признакам. Но затем этого оказалось недостаточно. И к социально-демографической классификации добавилась психографическая: по быстроте принятия новинки, по степени приверженности марке, по психологическому типу личности, по стилю жизни, по мотивации.

Быстрота реакции на новую информацию или товар у различных потребителей различна.

Исследования западных маркетологов показывают, что с точки зрения быстроты реакции на товарную новинку потребителей можно разделить на пять основных типов.

1. «Новаторы» - от 2 до 5% всех конечных потребителей первыми пробуют новинку с риском, если не для жизни, то для репутации.

До 1987 г. «Кока-Колу» в России пили лишь «пижоны», покупавшие ее за валюту в «Березке» и гостиницах.

2. «Адепты» - ранние последователи, от 10 до 15% потребителей, лидеры мнений в своей среде, делают товар известным и модным.

В конце 1980-х гг. число поклонников «Кока-колы» пополнилось гражданами, покупавшими ее в кафе и ресторанах.

3. «Прогрессисты» - раннее большинство, от 25 до 35% всех потребителей, обеспечивают массовый сбыт на стадии роста.

В начале 1990-х годов «Кока-колу» начали ввозить в Россию и продавать в обычных магазинах.

4. «Скептики» - запоздалое большинство, от 35 до 45% конечных потребителей, обеспечивают сбыт на стадии насыщения.

В первой половине 1990-х «Кока-колу» начали разливать в России в 2-литровые бутылки, стоимость сравнялась с «Пепси».

5. «Консерваторы» - от 12 до 18% всех конечных потребителей, воспринимают «новинку» только тогда, когда она становится «традиционным» товаром.

В конце 1990-х гг. бутылку «Кока-Колы» в Москве можно было купить в любое время, в любой палатке по цене 1 - 1,5 долл. за 2- литровую бутылку.

Важной характеристикой потребителя является интенсивность потребления, понимаемая как частота и объем покупок. Вот два примера действия «великого принципа 20 на 80».

80% всех американцев употребляют напитки типа «Кола», но половина из них делает это лишь изредка, и на их долю приходится менее 10% всего потребляемого объема. Зато на долю 20% наиболее активных потребителей приходится более 90% совокупного объема.

Еще рельефней ситуация на рынке пива. Его потребляет лишь треть взрослых американцев, и па 15% активных любителей приходится 85% сбыта.

Однажды выбрав фирму или бренд (торговую марку) и удовлетворившись приобретенным товаром, потребители, как правило, впоследствии сохраняют приверженность этой фирме или марке до тех пор, пока она их не разочарует. Приверженность может быть:

Безоговорочной - только сигареты «Кемел», и никаких других, или только видеотехника «Панасоник», или только «Индезит»;

Узкой - «Кемел» или «Винстон» (обе марки фирмы ЯХНеупсЛск), «Панасоник» или «Нейшнл» (обе принадлежат фирме «Мацушита»), «Индезит» или «Аристон» (обе принадлежат фирме «Мерлони Элеттро-доместичи»);

Широкой - дорогие сигареты ведущих производителей, японская видеотехника, итальянская сантехника, германо-французские бытовые приборы.

Потребители, которые в силу своего характера не могут остановить свой выбор на нескольких производителях и марках, встречаются не часто и на

зываются «странниками». Поскольку превратить их в приверженцев практически невозможно, не стоит даже отвлекать на них силы и финансовые ресурсы.

Но не следует путать со странниками «ищущих» - потребителей, которые, меняя марки и производителей, ищут наиболее приемлемый для себя баланс соотношений двух важнейших параметров: цены и качества товара. Превратить ищущих в приверженцев, предложив им наиболее устраивающий вариант, - дело чести любой уважающей себя фирмы.

Еще по теме Социально-профессиональный статус.:

  1. КАКОВА КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРАВОВОМУ СТАТУСУ?
  2. Система учета информации по обязательному социальному страхованию профессионального риска
  3. Глава 5. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  4. 2.4.45. Взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  5. §3. Европейский опыт социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  6. 3.7. Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В нехудожественных сферах одним из важных показателей социального статуса является положение данного лица в иерархии должностей. Например, нет сомнения, что в цепочке предприниматель - менеджер - служащий - рабочий социальный статус последовательно понижается. Однако такой критерий трудно применим к творческим профессиям. Здесь существенно отметить, что шкалы подчиненности и соподчиненности различны в разных отраслях художественной индустрии. Д. Тросби считает необходимым выделить два типа работников искусства. По его классификации, к группе первичных творческих работников относятся писатели, художники пластических искусств, работники художественных промыслов и композиторы, к исполнителям - актеры, танцовщики, музыканты и певцы. Первые производят продукцию для продажи, так что на рынке они получают за свою творческую деятельность не заработную плату, а разовую сумму дохода (возможно, распределенную по времени) после продажи своей творческой продукции. С другой стороны, исполнители обычно работают за заработную плату или гонорар (при наличии работы). Оба типа работников искусства работают за зарплату, гонорары и/или жалованье на других, связанных с искусством или нехудожественных рынках.

Работники, входящие в первую группу, на рынке художественного труда чаще всего действуют на основе так называемой «самозанятости». Карьеры самозанимаемых художников обнаруживают большинство признаков, характерных для предпринимательской карьеры. Они создают продукцию, имеющую стоимость и производимую для продажи, их профессиональная независимость является основой для глубокой преданности делу и высокой производительности. При этом они самостоятельно выбирают темп работы, контролируют ее качество. Выпуск реальной продукции обусловливает сильное чувство личного успеха и в то же время готовность к риску. Их деятельность отличается весьма пёстрым распределением и большим разнообразием доходов наряду с небольшим количеством времени, отводимым в среднем на основную творческую деятельность. В этом смысле (да и в некоторых других) их можно сравнить с маленькими фирмами, а их рынок труда - с сетью маленьких фирм, переходящих в процессе согласования от одного проекта к другому. Аналогию с малыми фирмами можно продвинуть еще на один шаг, если принять во внимание владение несколькими видами деятельности и многообразие ролей. Вместе с тем, очевидно, что, несмотря на видимую самостоятельность, деятельности «первичных» видов искусства чаще всего включены в достаточно устойчивую сеть отношений, напоминающих наемный труд. Лишь в том случае, если такой художник имеет источник дохода, не связанный с его творчеством, он действительно может считать себя независимым - по крайней мере, если отвлечься от вполне естественного желания видеть свою книгу напечатанной, картину представленной зрителям и симфонию исполненной. В таком положении находилось, например, большинство русских писателей до середины XIX века. Однако уже для Пушкина литературные заработки составляли существенную часть его доходов, а для писателей-разночинцев это был практически единственный источник существования. Не повторяя факты, хорошо известные из истории литературы, можно лишь напомнить, сколь часто даже такие выдающиеся писатели, как Ф.М. Достоевский, вынуждены были заключать с издателями кабальные договоры, которые по существу превращали их в наемных работников: заранее оговаривались сроки представления произведений, их объём и размер оплаты. В аналогичной ситуации оказались в конце XIX века французские художники, не признанные академическими кругами. Нестабильность заработков, получаемых от продажи картин, заставляла их брать деньги авансом у торговцев типа Дюран-Рюэля. При этом они принимали на себя обязательство покрыть долг за счет будущих работ - а это лишало их права самостоятельно распоряжаться создаваемыми произведениями. В аналогичном положении находятся многие современные художники и писатели, заключающие с галереей или издательством «эксклюзивные» договоры. При этом они лишаются права самостоятельно распоряжаться своей продукцией, получая взамен этого гарантированный доход, подобный заработной плате рабочего-сдельщика. Фактически положение «самозанимаемого» художника лишь заставляет его трудиться больше, принимая при этом на себя весь риск от возможной неудачи.



С другой стороны, исполнительская деятельность чаще всего осуществляется на условиях наемного труда. В кинопроизводстве, например, все участники творческого процесса, от режиссера и сценариста до последнего статиста, являются наемными работниками в самом полном смысле этого слова. Условия приема на работу, организации рабочего дня, системы оплаты и увольнения определяются контрактом, подобным тому, который подписывает любой рабочий или служащий. Близкая к этому ситуация у театральных актеров, артистов балета, оркестровых музыкантов. Однако ряд известных социологов отмечает, что для многих специалистов художественных профессий, в особенности в сценических искусствах, все более характерной становится работа по найму без контрактов или на основе краткосрочных контрактов в качестве «вольных стрелков» (free lance). При этом они полагают, что таких работников искусства также легче представить как деятелей малого бизнеса, поскольку отношения между нанимателем и «вольным стрелком», хотя и асимметричные, представляют собой процесс согласования, где обе стороны строят свою карьеру независимо, что достоверно показал Фолкнер в своём исследовании системы служебных отношений в Голливуде.

Подчеркивая, что работник искусства является одновременно наемным служащим и чем-то вроде самостоятельного предпринимателя, П.-М. Менгер отмечает: «Несколько исследований, в основном в социо-исторической перспективе, приравнивали великих художников к создателям своего рода новаторских предприятий, не только в смысле стилистических новаций, но и новых организационных путей работы и распределения их продукции <…>.

Явным показателем сегментации рабочей силы являются предпринимательские навыки, которые ряд художников приобретает на работе. Потому что <…> художники могут быть вынуждены пользоваться навыками управляющего или руководителя, стирая при этом границу между трудом и руководством. В этом отношении заработки работников искусства, как и у любых самозанимаемых работников, зависят не только от их квалификации, но и от того, насколько успешно они справляются с руководящими и предпринимательскими функциями.

Кажущаяся независимость и самостоятельность работников искусства является удобным инструментом в руках предпринимателей, которые, осуществляя определенные проекты, используют структурный избыток художников и персонала, чтобы создать эффективную и хорошо согласованную команду, поскольку они могут выбирать из множества имеющихся талантов и умений и тем самым уменьшить накладные расходы, связанные с подбором и подготовкой работников.

Аналогично для компаний видео- и звукозаписи или книгоиздательства перепроизводство новых названий в сочетании с размещением многочисленного персонала на погранично-краткосрочных ролях и кооперация с законодателями моды из средств массовой информации являются рациональным организационным ответом на условия с малыми инвестициями капитала и неопределенностью спроса, в особенности в наиболее спекулятивных и антрепренерских секторах рынка: благодаря стратегии дифференцированного выдвижения многочисленных выпускаемых позиций, корпоративное спонсирование концентрируется лишь на малой их части.

Таким образом, привлекательность художественных профессий может использоваться для того, чтобы обеспечить «резервную армию» частично занятого персонала и распределять работу на гибкой основе».

Ответ от Пробросаться [новичек]
Кого угодно, лишь бы не мошенничал


Ответ от Невропатолог [гуру]
Гражданский служащий - человек работающий в бюджетной организации, т. е. на государство. А статус работника ком. организации..., если организация платить налоги по законодательству, то отличий нет, а если не платит, то летишь как фанера...


Ответ от Правосознание [гуру]
Что за "гражданский" служащий? Должностные лица есть, сотрудники организаций есть, государственные служащие есть, работники есть... Служащие как социальная группа или как вид сотрудников есть... А "гражданских" служащих не знаю. Может быть это служащие (например, лица, выполняющее административно-хозяйственные и управленческие функции) , которые не военные?
Статус работника комм. орг-ии относительно чего?
А государственные служащие - граждане РФ, исполняющие в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ.

1. Работники: физический характер труда, не требующий высшего образования, - слесари, водопроводчики, строители, монтеры и т.п.

2. Технический персонал: работники преимущественно умственного труда, не требующего высшего образования, - кассиры, секретари, контролеры, диспетчеры и т.п.

3. Специалисты-техники : умственный характер труда, требующий наличия высшего технического образования, - ИТР, программисты, химики, физики и т. п.

4. Специалисты -гуманитарии: умственный характер труда, требующий наличия специализированного образования – учителя, врачи, экономисты, юристы и т.п.

5. Лица творческих профессий : художники, поэты, музыканты, актеры, модельеры и т.п.

6. Работники сферы обслуживания : продавцы, буфетчики, официанты, парикмахеры и т.п.

7. Военнослужащие и работники МВД, ФСБ, ВОХР, курсанты военных училищ, частные охранники .

8. Руководители : директора предприятий, заместители директоров, и т.п.

9. Предприниматели: лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.

10. Прочие.

Профессия (должность)

Указывается наименование основной профессии работника. Если у пострадавшего несколько профессий, то указывается та, при работе по которой произошел несчастный случай. Наименование профессии (должности) должно соответствовать Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, для служащих – приводится в соответствии с наименованиями должностей, указанными в Единой номенклатуре должностей служащих, или в соответствии со штатным расписанием и записью в трудовой книжке.

Если несчастный случай произошел при выполнении другой работы (не соответствующей профессии пострадавшего), то не допускается отмечать ее как профессию пострадавшего.

Стаж работы, при выполнении которой произошел несчастный случай

У казывается число полных лет и месяцев. Если стаж работы менее года, то указывается только число полных месяцев. Если стаж работы менее месяца – указывается число календарных дней.

Если работник пострадал при выполнении работ, не соответствующих профессии, то о стаже делается запись «отсутствует».

В том числе в данной организации

Заполняется аналогично вышесказанному.

Пункт 6. Сведения о проведении инструктажей и обучения по охране труда

Водный инструктаж

Указываются число, месяц, год проведения вводного инструктажа на основании записи, имеющейся в журнале регистрации вводного инструктажа. Например, 17 мая 2003 г.

Если дату проведения вводного инструктажа по документам установить не удалось, то вместо даты делается запись «сведений нет».

Инструктаж на рабочем месте: первичный, повторный, внеплановый, целевой (нужное подчеркнуть) по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай



Указывается число, месяц, год последнего инструктажа по охране труда (по профессии, виду работ), предшествующего несчастному случаю.

Если несчастный случай произошел при выполнении другой работы, не соответствующей основной профессии пострадавшего, то указывается дата проведения инструктажа при выполнении этой работы, подчеркивается вид инструктажа и то, что он проведен по виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай.

Если инструктаж по охране труда не проводился, то делается запись «не проводился».

Стажировка с «___»_____200__г. по «___»_____200__г.

Сведения о стажировке указываются только при проведении первичного инструктажа на рабочем месте или когда несчастный случай произошел в период освоения работником новой профессии. Если стажировка не проводилась, то указывается «не проводилась».

Если проводился повторный или внеплановый инструктаж, то в сведениях о стажировке делается запись «не требуется».

Обучение по охране труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай, с «___»______200__г. по «__»_____200__г.

Указывается период, в течение которого работник обучался по охране труда, на основании соответствующих подтверждающих документов (журналы посещения занятий и др.).

Если обучение не проводилось, то указывается «не проводилось».

Профессиональный статус и престиж

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение с помощью понятий «социальный статус» и «социальна роль». Каждый человек в социальной системе занимает насколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает, что этот главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор) или профессией (артист, писатель). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне, знаках профессиональной принадлежности, и т.д.), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.). И если в социологии под социальным статусом понимают оценку объективного положения человека или социальной группы в иерархической системе социальной стратификации, то под профессиональным статусом понимают оценку объективного положения в профессиональной иерархии. Обычно, этот термин используется когда говорят о повышении, улучшении положения личности или группы, или наоборот о снижении. И, наконец, с этим понятием связан такой термин как престиж, который характеризует положение человека в обществе. Это относится и к понятию профессионального статуса. Например в англоязычных странах престижнее всего быть юристом, конкретнее - адвокатом, хотя существует много др. профессий не менее оплачиваемых. В какой-то мере это может быть связано с тем, что у адвоката больше свободы действия, больше самостоятельности.

Социальный статус это объективная и всесторонняя характеристика положения человека в социальной системе, или, как аргументировал Сорокин: «Социальный статус - это место в социальном пространстве». Каждый индивид занимает в обществе одно, самое главное место, и имеет один главный или генеральный статус, это есть оценка его положения в обществе в целом. Но человек объективно включен в различные группы и общности и вместе с ними он также занимает определенное место в обществе, причем в раках какой-то группы или общности его статус место могут быть различными. Главный статус определяется в первую очередь его родом деятельности, потому, что в общественном сознании любой род деятельности характеризуется доходом, следовательно его материальными возможностями.

Каждый статус и главный и неглавный предполагает определенное поведение человека, которое от него ожидают в соответствии с его статусом. Чем больше человек включен в общественную жизнь, тем больше у него статусов. Кроме деления статусов на главные и неглавные существует еще 2 типа статусов: предписанный и приобретенный. Предписанный - статус, который получает человек при рождении, но большинство статусов являются приобретенными, к ним относится и профессиональный статус. Как правило люди стремятся приобрести статус более высокий, чем они имеют. Этому способствует профессиональное образование. Наряду с понятием профессионального статуса вводится понятие профессионально-должностного статуса, который более точно отражает положение человека в профессиональной иерархии.

К понятию профессионального статуса прежде всего применимо понятие формализованного статуса. Формализованный статус - это статус где поведение, действия человека заранее определены инструкциями, правилами, законами (прежде всего профессиональный статус, гражданский и т.д.). Есть профессии и виды деятельности, где высока степень формализации (например, армия, государственный служащий и т.д.).

Профессионально-должностной статус - это базисный статус личности для взрослого человека. В нем фиксируется социальное, экономическое и профессиональное положение - например, банкир, адвокат, инженер.

Основные разделы

Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник