19.06.2019

Дефо гимн позорному столбу анализ. Д. Дефо - просветитель XVIII в. Литературная деятельность


В ходе исследования была достигнута цель, поставленная в начале работы. Была изучена биография Дефо, его творческий путь и особенности самых знаменитых произведений. Как выяснилось, успех Робинзона превзошел всякие ожидания Дефо. Он оказался творцом английского реалистического романа, создателем нового литературного жанра, так пышно расцветшего в течение XVIII и XIX веков. Жанр этот называется по-английски novel в отличие от romance - фантастического романа. Дефо великолепно нарисовал нравственный и интеллектуальный облик своего героя, через его же записи. В Робинзоне воплощены просветительские представления о "естественном человеке" в его взаимоотношениях с природой. Образ Робинзона вошел в мировую литературу. Он стал вечным спутником человечества, как Дон Кихот, Фауст, Гамлет, Гулливер. Огромная популярность книги Дефо вызвала целый поток подражаний, переделок. Создался жанр "робинзонады", в который вложили свою лепту крупнейшие имена.

Проанализировав проблематику и поэтику памфлетов Даниеля Дефо, делаем следующие выводы.

  • 1. На фоне текущих политических событий происходил духовный, культурный и литературный рост Дефо. Всю свою сознательную жизнь он посвятил служению государству, королю и английскому народу. Не оставаясь в стороне, публицист своевременно реагировал на возникающие в обществе противоречия и проблемы, на все народные возмущения и пытался силой своего литературного таланта исправить ситуацию, сочиняя памфлеты. Приходилось иногда переступать и через врагов, и через друзей, и через свою совесть. Но таково призвание писателя-публициста. И Даниель Дефо ему всецело соответствовал.
  • 2. Анализ взятых нами трех памфлетов Даниеля Дефо показал следующее.

Памфлет "Чистопородный англичанин" как нельзя лучше отражает политическую ситуацию в стране, несправедливое недовольство народных масс властями, соперничество династий, напрасную клевету на иностранцев, бессмысленное разделение людей на "своих" и "чужих" в сознании многих англичан. Дефо просто не мог оставаться в стороне при такой несправедливости, он выполнил свой гражданский долг, написав этот памфлет, отстоял гражданскую позицию, защитив короля. Дефо доказывает свою точку зрения с помощью приемов сарказма, сравнений, риторических вопрос, интересных эпитетов.

Сочинив "Опыт о проектах", Дефо отреагировал на назревшие в английской культуре проблемы, связанные с недостатками в родном языке, пренебрежением к его чистоте и изяществу. Дефо пытается воспитать этим памфлетом правильное и уважительное отношение к языку и культуре родной страны, патриотические чувства у читателей. Он призывает любить родной язык и гордиться им. Публицист использует такие художественные выразительные средства как риторический вопрос, разнообразные эпитеты, назывные предложения, фразеологизмы.

В памфлете "Простейший способ разделаться с диссентерами" назревшие в обществе проблемы, на этот раз связанные с ущемлением прав диссентеров, вновь нашли свое отражение у Дефо. Писатель умело обманул внимание читателей, использовав метод маски. Среди средств художественной выразительности этого памфлета можно отметить такие: риторическое восклицание, эпитеты, риторические вопросы, фразеологизмы, призывы.

3. Дефо был до конца верен своим убеждениям, не падал духом, не сдавался и не опускал руки, даже когда жизнь его не баловала. Но из всех бед он вышел победителем. Его памфлеты и по сей день привлекают внимание многих и многих читателей, поражают остротой понимания общественных проблем. Безусловно, в каждом из них - урок и для будущих поколений. А сама жизнь Даниеля Дефо достойна восхищения и подражания.

Отметим в заключение, что Даниэль Дефо размышлял над способами наилучшей организации жизни общества. Он выступал с многочисленными проектами усовершенствования и изменения существующих порядков. Об этом он писал в своих трактатах и памфлетах. Начало литературной деятельности относится к 1697 г., когда вышел его первый памфлет "Опыт о проектах" (An Essay upon Projects).В 1698 выходит другой памфлет "Ходатайство бедняка" (A Poor Man"s Plea). Демократический характер имела стихотворная сатира "Чистокровный англичанин" (The True-Born Englishman. A Satyr). За резкую сатиру Дефо был приговорен к тюремному заключению и выставлению у позорного столба. Еще до совершения этой гражданской казни в народе начал распространяться "Гимн позорному столбу" (A Hymn to the Pillory).

Книгу Дефо о Робинзоне Крузо использовали крупнейшие деятели педагогики, в частности немецкий педагог Иохим Генрих Кампе ("Новый Робинзон", изд. В 1779г., русский перевод - в 1781 г.). Огромная популярность книги Дефо вызвала целый поток подражаний, переделок. Создался жанр "робинзонад", в который вложили свою лепту крупнейшие имена. Среди них Жюль Верн ("Таинственный остров"), Киплинг ("Маугли"), Берроуз ("Тарзан"), в самое последнее время - Голдинг ("Повелитель мух"). Своеобразную адаптацию романа английского писателя (первого тома) сделал Лев Толстой.

Другие романы Дефо ("Моль Флендерс", "Капитан Сингльтон", "Полковник Джек" и др.) являются тоже своеобразными робинзонадами, только в них обособленный индивид, одиночка, оказывается во враждебной стихии людской, в обществе. "Человек бывает одинок среди толпы", писал Дефо. История жизни этого обособленного индивида, всегда вначале отщепенца, отверженного людьми, заканчивается победой, утверждением его в обществе.

В большинстве изученных нами источников, указывается, что Даниэль Дефо умер в Лондоне, в апреле 1731 года.

Однако некоторые источники раскрывают нам интересные обстоятельства смерти Дефо. В них отмечается, что на последнем году жизни Дефо стал преследовать обманутый им Мист и даже напал на него со шпагой, но писателю удалось обезоружить противника. Окончательно измученный, разбитый болезнью семидесятилетний старик лишился рассудка: он бежал от своей семьи и скрывался под чужим именем в разных городах Англии, в 1731 году вернулся в Лондон, но прятался в отдаленном квартале Сити, в Мурфилде, где снял себе комнату.12 апреля 1731 года он умер здесь в припадке летаргии на семьдесят первом году жизни и был похоронен квартирной хозяйкой.

Даниель Дефо

Важная роль принадлежит Дефо и в развитии английской журналистики. Сын своего бурного и напряженного времени - эпохи становления буржуазного общества - Дефо находился в гуще тогдашней политической, идейной и религиозной борьбы. Его много- I ранная и энергичная натура сочетала в себе черты буржуазного дельца и политика, яркого публициста и талантливого писателя.

Даниель Дефо родился в семье торговца мясом и свечного фабриканта Джеймса Фо, жившего в Лондоне. Семья была пуританской и разделяла взгляды диссидентов 1 . Дефо был отдан на обучение в пуританскую духовную академию, но религиозным проповедником не стал. Его влекла жизнь со всеми ее превратностями, рискованными коммерческими операциями; несколько раз он был вынужден объявить себя банкротом, скрываться от кредиторов и полиции.

Однако интересы Дефо не ограничивались буржуазным предпринимательством. Его кипучая энергия проявилась в политической и публицистической деятельности. В 1685 г. он принял участие в возглавляемом герцогом Монмутом восстании против короля Якова II, стремившегося восстановить католичество и абсолютную монархию. После поражения восстания Дефо вынужден был долго скрываться, чтобы избежать сурового наказания. «Славную революцию» 1688 г. он встретил сочувственно и поддерживал политику Вильгельма III Оранского.

Дефо постоянно размышлял над способами наилучшей организации жизни общества. Он выступал с многочисленными проектами усовершенствования и изменения существующих порядков. Об этом он писал в своих трактатах и памфлетах. Дефо волновало многое: просвещение соотечественников и особенно вопросы женского образования; проблема сословных привилегий и судьба обездоленных природой людей - слепых, глухих и умалишенных; он писал о возможных путях обогащения и затрагивал вопросы этики коммерсанта; смело выступал против господствующей англиканской церкви, высмеивая основные положения ее вероучения и отвергая церковные догматы. Многие памфлеты Дефо не были подписаны его именем, и все же авторство обычно становилось известным. Народ приветствовал сочинения Дефо, а сам автор не одни раз подвергался аресту и отбывал очередное тюремное заключение.

"Начало литературной деятельности Дефо относится к 1697 г., когда вышел его первый памфлет «Опыт о проектах» (An Essay upon Projects). В нем Дефо выступает с предложениями об организации банковского кредита и страховых компаний, об улучшении путей сообщения; развивает мысль о создании академии, которая

1 Диссиденты - противники господствующей англиканской церкви.

123 -

Эпоха Просвещения

занималась бы вопросами норм литературного языка; пишет о насущной необходимости женского образования.

В памфлете «Ходатайство бедняка» (A Poor Man"s Plea, 1698) Дефо поднимает голос против несправедливости законов, карающих бедняков и защищающих богачей: «Паутина наших законов такова, что попадают в нее маленькие мухи, а большие пробиваются сквозь нее».

Демократический характер имела и стихотворная сатира «Чистокровный англичанин» (The True-Born Englishman. A Satyr, 1701), направленная против аристократической спеси дворян и утверждающая право человека гордиться не своим происхождением, а личной доблестью, не знатными предками, а достойными поступками и действиями. Этот памфлет написан в защиту Вильгельма III (голландца по происхождению), которого сторонники правивших до 1688 г. Стюартов упрекали в том, что, не будучи «чистокровным англичанином», он захватил престол. Дефо опровергает нападки на Вильгельма, доказывая, что само понятие «чистокровный англичанин» не имеет права на существование, поскольку история английской нации складывалась как история смешения различных народов. Обращаясь к генеалогии, Дефо обосновывает несостоятельность притязаний британской знати называться «чистокровными англичанами».

Откровенная неприязнь к знати и сатирическое осмеяние ее претензий сделали сатиру Дефо популярной в народной среде.

После смерти Вильгельма III (1702) англиканская церковь активизировалась, и поднялась новая волна преследований диссидентов. В обстановке усилившейся реакции Дефо анонимно опубликовал памфлет «Кратчайший путь расправы с диссидентами» (The Shortest Way with the Dissenters, 1702). В нем он выступил в защиту веротерпимости, прибегнув к приему мистификации: призывая к расправе с диссидентами, автор по существу выступал их сторонником. Раскрытие замысла повлекло за собой преследование Дефо. Он был приговорен к тюремному заключению и выставлению у позорного столба. Еще до свершения этой гражданской казни в народе начал распространяться «Гимн позорному столбу» (A Hymn to the Pilliory, 1703), написанный Дефо в Ньюгетской тюрьме. «Гимн» был написан в форме народной песни, и в день, когда Дефо стоял у позорного столба, собравшаяся на площади толпа распевала ее, приветствуя автора.

Дав согласие стать тайным агентом правительства, Дефо был освобожден изтюрьмы. Теперь Дефо не делает различия между вигами и тори: он служит обеим партиям, понимая лицемерие каждой из них. Взлет демократических симпатий и открытого сочувствия народу сменяется устойчивой умеренностью взглядов. А. А. Елистратова справедливо отмечает: «Дефо не стал поэтомтрибуном, и гражданско-политическая струя глохнет в его твор-

Даниель Дефо

честве»х . Однако социально-обличительный характер его реали-

стических романов вполне очевиден.

В Т7ТЭ г., когда Дефо было 59 лет,

появилась первая часть

«Робинзона

Крузо» (The Life and Strange

Surprising Adventures

сделавшая имя Дефо

бессмертным. Вторая

часть романа вышла в

1720, третья - в

Дефо выдал роман за подлинные мемуары самого Робинзона. Именно так эта книга и была воспринята современниками.

Толчком, а во многом и основой для создания романа, послужил очерк Стиля «История Александра Селькирка», опубликованный в 1713 г. в журнале «Англичанин». В нем рассказывалось о действительном происшествии: матрос Селькирк вступил в ссору с капитаном корабля и был высажен на остров Хуан Фернандес, где провел в полном одиночестве четыре года и четыре месяца. Он имел при себе запас продуктов на один день, несколько фунтов табака, кремневое ружье, фунт пороху, кремень и огниво, топор, нож, котелок и библию.

Этот факт трансформировался в творчестве Дефо в развернутое повествование, привлекающее не только своей занимательностью, но и философским смыслом. «Робинзон Крузо» оказал влияние на развитие литературы, философии и политической экономии XVIII в. Его идеи и образы преломились в творчестве Вольтера («Кандид»), Руссо и Гете («Фауст»). Просветительская концепция человека, обращение к теме труда, занимательность и простота повествования, его художественное обаяние - все это привлекает к роману Дефо людей разного возраста и разных интересов.

Особую идейно-художественную ценность имеет первая часть романа, посвященная описанию жизни героя на необитаемом острове.

Рассказывая во всех подробностях о двадцати восьми годах, проведенных Робинзоном вдали от общества, Дефо впервые в литературе развивает тем у созидательного тру да. Именно труд помог Робинзону остаться человеком. ОказавшисьТГполном одиночестве, наедине с природой, герой Дефо с присущей ему неутомимостью и деловитостью трудится над изготовлением предметов домашнего обихода, сооружает лодку, выращивает и собирает свой первый урожай. ^Преодолевая массу трудностей, он овладевает различными ремеслами. В мельчайших Подробностях описано изготовление каждби~вещи, каждый этап трудового процесса. Дефо заставляет читателя с неослабевающим вниманием следить за напряженной работой мысли и ловких рук Робинзона.

Эпоха Просвещения

Робинзон воплощает просветите льскиепредставления о«ест е- ственном человеке» _в_£Ш взаимоотн ошениях с природой". Однако Робинзон - это не только человек «вообще», который действует согласно своей «природе» и велению разума; Робинзон - это и вполне типичный буржуа, сложившийся под влиянием определенных общественных отношений. И если лучшие черты, свойственные Робинзону-человеку, смогли проявиться вдали от людей, в условиях необитаемого острова, то они не смогли подавить в нем истинного буржуа. Во всем сказывается его деловая сметка и здравый смысл. Его -религиозность и набожность сочетаются с практицизмом лельца. Любое дело он начинает с чтения молитвы; как истинный пуританин, он не расстается с библией, но вместе с тем он мелочно расчетлив и во всем руководствуется прежде всего интересами выгоды.

Предаваясь моральным рассуждениям, он «с полным беспристрастием, словно кредитор», все сопоставляет и взвешивает. В дневнике Робинзон подводит «баланс» положительных и отрицательных сторон своего положения.

Характер Робинзона раскрывается и в его общении с Пятницей. В этом молодом дикаре, спасенном им от смерти, Робинзон хочет прежде всего видеть своего покорного слугу, раба. Не случайно первое слово, которое он учит его произносить, - «господин». Робинзону необходим послушный и безропотный помощник, и его радует «смиренная благодарность», «бесконечная преданность и покорность» Пятницы. Узнав Пятницу ближе, Робинзон понимает, что по живости своего ума и по «душевным способностям» юноша не уступает ему. Пятница не только услужлив, но умен и восприимчив; он понимает все, чему его обучают. Благодаря Пятнице, к которому Робинзон искренне привязался, жизнь на острове стала «приятной и легкой». Как истинный пуританин, Робинзон стремится приобщить Пятницу к религии. Однако казуистические вопросы, которые тот задает ему, нередко ставят Робинзона в тупик.

Дефо сам писал об^аллегорическом смысле св оего романа. Действительно, описания приключений Робинзона содержат большой обобщающий смысл. В роман е. вой л от и л ис ь представлен ия Дефо о человеческой жизни и истории человечеству основные этапы которой Робинзон проходит за время жизни на острове (оказавшись один на один с природой, он занимается охотой и рыболовством, потом разводит скот, обрабатывает землю и, наконец, обретает в лице Пятницы раба и позже превращает остров в колонию).

Исходным пунктом этого развития Дефо делает индивидуума, явно преувеличивая его значение в историческом процессе и нарушая правду истории. На ошибочность и иллюзорность представления о том, что история начинается с индивидуума, указал Маркс, анализируя труды по политической экономии: «Единичный и обособ-

Даниель Дефо

ленный охотник и рыболов, с которых начинают Смит и Рикардо, принадлежат к лишенным фантазии выдумкам XVIII века. Это - робинзонады, которые отнюдь не являются - как воображают историки культуры - лишь реакцией против чрезмерной утонченности и возвращением к ложно понятой естественной жизни. Ни в малейшей степени не покоится на таком натурализме и contrat social Руссо, который устанавливает путем договора взаимоотношение и связь между независимыми от природы субъектами. Это - иллюзия, и всего лишь эстетическая иллюзия больших и малых робинзонад. Это, скорее, предвосхищение «гражданского общества», которое подготовлялось с XVI века, а в XVIII веке сделало гигантские шаги на пути к своей зрелости. В этом обществе свободной конкуренции отдельный человек выступает освобожденным от естественных связей и т. д., которые в прежние исторические эпохи делали его принадлежностью определенного ограниченного человеческого конгломерата. Пророкам XVIII века, на плечах которых еще всецело стоят Смит и Рикардо, этот индивидуум XVIII века - продукт, с одной стороны, разложения феодальных общественных форм, а с другой - развития новых производительных сил, начавшегося с XVI века, - представляется идеалом, существование которого относится к прошлому; он представляется им не результатом истории, а ее исходным пунктом, потому что, согласно их воззрению на человеческую природу, соответствующий природе индивидуум представляется им не исторически возникшим, а данным самой природой» 1 .

Неверным было бы утверждать и то, что жизнь Робинзона на острове началась с первоначальной ступени развития производства. В своем героическом единоборстве с природой Робинзон не совсем одинок. Ему удалось достать с разбитого корабля инструменты, оружие, порох, бумагу, чернила. Во всех этих предметах воплощен труд многих тысяч людей, и, таким образом, человеческое общество незримо присутствует в хижине Робинзона. Без его поддержки он не смог бы, несмотря на всю свою энергию, создать необходимые для жизни условия. «Производство обособленного одиночки вне общества, - пишет Маркс, - редкое явление, которое может произойти с цивилизованным человеком, случайно заброшенным в необитаемую местность и динамически уже содержащим в себе общественные силы, - такая же бессмыслица, как развитие языка без совместно живущих и разговаривающих между собой индивидуумов»2 .

Эпоха Просвещения

Повествование ведется от первого лица в живой и непосредственной форме. Простота и безыскусность рассказа обладают

большой силой убедительности. Достигается это благодаря^реалистической достовершзсдц.шшсащш* С необычайной тщательностью воспроизводит Дефо мельчайшие подробности жизни своего героя, и каждая из них приобретает глубокий смысл.

Дефо - мастер описаний. Он создает яркие картины южной природы, умеет передать"своеобразие каждого времени года. Великолепны его описания моря. Местами язык романа несколько суховат: он не изобилует красочными сравнениями и яркими эпитетами, их заменяет перечисление фактов. Но именно такая манера соответствует рассудительности Робинзона и его трезвому взгляду на вещи.

Вторая и третья части «Робинзона Крузо» и по глубине содержания, и по художественному уровню значительно уступают первой. В них речь идет о жизни и деятельности Робинзона после того, как он покинул остров, - о его торговых путешествиях в Индию, Китай и Сибирь, об организации им колонии поселенцев на том острове, где он прежде жил в одиночестве. Робинзону приходится преодолевать многие препятствия, однако теперь речь идет уже не столько о приключениях, сколько о деловых авантюрах и спекуляциях, а сам герой изображен как буржуазный делец. Третья часть романа содержит дидактические рассуждения буржуа Робцнзвна о жизни.

/Последовавшие за «Робинзоном Крузо» произведения Дефо обставляют несколько групп: приключенческие романы, берущие £вое начало от европейского плутовского романа («Молль Флендерс» - The Fortunes and Misfortunes of the Famous Moll Flanders, /1722; «Полковник Джек» - Colonel Jacque, 1722; «Роксана» - Lady Roxana, 1724); морские приключенческие романы («Капитан

Романы Дефо написаны в форме мемуаров или автобиографий. В них рассказывается история жизни героя и становления его личности. Дефо убедительно раскрывает воздействие условий и обстоятельств жизни на формирование человека. Он показывает своих героев в столкновении с жестоким и бездушным миром. Как правило, это люди, лишенные прочных общественных связей, - сироты, подкидыши, пираты, - вынужденные действовать в соответствии с бесчеловечными законами буржуазного мира или становиться их жертвами. Каждый ведет борьбу в одиночку, рассчитывая на свои собственные силы, на свою ловкость, находчивость и сообразительность. Люди не гнушаются никакими средствами ради достижения благополучия. «Истинно благородный»

Даниель Дефо

полковник Джек, который в детстве был беспризорным бродяжкой и воришкой, претерпев всевозможные превратности судьбы, становится работорговцем. Принятая при дворе блистательная Роксана имеет за плечами темное прошлое: ради карьеры она становится негласной сообщницей убийства собственной дочери.

Особый интерес представляет роман «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс, которая родилась в Ньюгетской тюрьме и в течение шести десятков лет своей разнообразной жизни (не считая детского возраста) была двенадцать лет содержанкой, пять раз замужем (из них один раз за своим братом), двенадцать лет воровкой, восемь лет ссыльной в Виргинии, но под конец разбогатела, стала жить честно и умерла в раскаянии. Написано по ее собственным заметкам».

События романа происходят в Англии, в самой гуще буржуазной действительности со всеми ее противоречиями и социальными контрастами. Героиня романа - дочь каторжника, увидевшая свет в Ньюгетской тюрьме и воспитанная в приюте; ей знакома жизнь в трущобах и повседневная борьба за существование. Молль Флендерс умна, энергична, красива. Но жизненные обстоятель-

с природой. В «Молль Флендерс» он поведал о судьбе одинокой женщины в буржуазном обществе. На путь порока ее толкают нищета, голод и жестокость окружающих ее людей. Судьба героини Дефо определена социальными условиями ее жизни.

А. М. Горький писал о Молль Флендерс: «Перед вами человек пьяный, злой, грубый... но человек, который великолепно понимает степень личной своей вины и вину общества, принудившего ее жить продажей своего тела, - одним словом, автор ни на минуту не забывает, что перед ним жертва уродливого социального строя. Он осуждает ее за то, что Молль недостаточно упрямо сопротивлялась, но еще более резко осуждает он общество за эту победу над женщиной»

В историю литературы Дефо вошел как создатель просветительского реалистического романа, в котором проявляется тенденция к большим социальным обобщениям. Он писал для широких кругов читателей и содействовал демократизации литературы. Его бессмертный «Робинзон Крузо» стоит в одном ряду с крупнейшими произведениями мировой литературы.

1 Г о р ь к и й А. М. История русской литературы. М., 1939, с. 267.

Джонатан Свифт

(Jonathan Swift, 1667-1745)

Еликая сатирическая традиция английской литературы свяLJ зана с творчеством Свифта.

на раннем этапе Просвещения Свифт выступил с непримиримой критикой не только пережитков феодализма, но и складывающихся буржуазных отношений. Его негодующая сатира бичевала пороки современного ему мира, разрушая оптимистические надежды просветителей на будущий прогресс.

Крупнейший сатирик XVIII в., Свифт обращался к темам большого" социально-политического звучания; его творчеству присущ ярко выраженный гражданский пафос. Свифт критикует внутреннюю политику Англии, парламентскую систему, колониальные и захватнические войны, выступает против религиозных предрассудков и невежества. Он защищает интересы народа и его нацио- нально-освободительную борьбу. Свифт не приемлет своекорыстного «частного интереса» и «благоразумия» буржуа; подвергая их жестокому осмеянию, он противопоставляет им понятия общественного долга и ответственности перед народом.

Обращаясь к конкретным проблемам действительности, Свифт трактует их в философском плане. Социальная острота и злободневность его произведений сочетаются со стремлением к большим обобщениям. Сатира Свифта имеет философско-политический характер.

Свифт - мастер аллегории. В этом отношении он продолжает одну из~важнейШ«~Традйций английской литературы (Ленгленд, Беньян). Используя аллегорический способ изображения, т. е. описывая одно явление под видом другого, Свифт исходит из действительности. Создаваемые им фантастические образы, описанные им удивительные приключения и путешествия имеют под собой вполне реальную основу. Свифт говорит об обычном, используя необычные, остраненные формы и образы. Его излюбленный жанр - памфлет.

Джонатан Свифт родился в Дублине, и большая часть его жизни связана с Ирландией. Его отец был пастором, и сам Свифт получил богословское образование в университете Дублина. Однако ни богословие, ни карьера священника его не прельщали. В течение ряда лет он зарабатывал себе на жизнь, выполняя обязанности домашнего секретаря у знатного вельможи Темпля, и жил в его поместье Мур-Парк в Англии. Свифт вел деловую переписку Темпля и давал уроки его воспитаннице Эстер Джонсон, которая впослед-

Джонатан Свифт

ствии стала женой писателя. Обращаясь к ней в своих стихах, он называет ее Стеллой.

Не раз, стремясь к независимому положению, Свифт пытался покинуть Мур-Парк и расстаться с Темплем. Сдав экзамены, дающие право на сан священника англиканской церкви, он получил приход в местечке Кильрут в Ирландии. Здесь он прожил полтора года, а потом по просьбе Темпля вновь вернулся в Мур-Парк, где и оставался до смерти его владельца (1699).

Литературная деятельность Свифта началась в 1690 г. Его первые памфлеты - «Битва книг» и «Сказка бочки» - были опубликованы в 1704 г.

В «Битве книг» (The Battle of the Books) Свифт высказал свои взгляды на задачи литературы. Долг писателя он видит в том, чтобы приносить пользу людям и обогащать их идеями. В иносказательной форме эта мысль выражена во вставном эпизоде о пауке и пчеле. Паук, забившись в темный угол, плетет свою паутину вдали от людей и света. Пчела разрывает паутину и устремляется к цветам и свету. Она добывает сладкий мед, необходимый людям.

Всеобщее признание принес Свифту памфлет «Сказка бочки» (A Tale of a Tub), явившийся смелой сатирой на религию. Название памфлета имеет двойной смысл. Выражение «сказка бочки» означает «запутанную историю», «бабушкины сказки», «бестолковщину». Усложненная структура произведения, предваряемого несколькими предисловиями и содержащего большое количество отступлений на всевозможные темы, дает основание для такого названия. Сам Свифт истолковывал смысл названия этого памфлета таким образом: «..»у моряков существует обычай при встрече с китом бросать в море пустую бочку, чтобы этой забавой отвлечь его внимание от корабля». Развивая эту мысль в «Предисловии» к памфлету, Свифт обращает внимание на то, что корабль может быть понят как «эмблема государства». Из содержания памфлета становится очевидным, что «бочка», которая должна отвлечь внимание от «корабля-государства», - это религия. Втягивая народ в споры о религии и тем самым отвлекая его внимание от более важных проблем, государство действует в интересах самосохранения.

Ядро памфлета составляет сатира на церковь и ее догматы. Она развернута в притче о трех братьях, каждый из которых олицетворяет одну из форм религии: Петр - католичество, Мартин - лютеранство (англиканская церковь), Джек - кальвинизм (пуританство). Жизнеописание братьев носит аллегорический характер.

Умирая, отец (христианство) оставляет в наследство своим сыновьям по кафтану и завещает носить их бережно и содержать в чистоте. Он просит детей соблюдать эти наставления в точности, предупреждая, что все их «будущее благополучие зависит от этого».

Корыстолюбие, мадемуазель Честолюбие и графини Гордость, - братья нарушили заветы отца. В завещании запрещалось «прибавлять к кафтанам или убавлять от них хотя бы нитку». Но, боясь отстать от моды, братья украсили свои очень просто сшитые кафтаны аксельбантами. Один из братьев, который был начитаннее других, нашел для этого поступка оправдание, сославшись на то, что хотя в завещании об аксельбантах прямо ничего и не говорилось, в словах его содержались буквы, из которых можно было составить слово «аксельбант». Правда, недоставало буквы «к», «но находчивый брат при помощи весьма веских доводов... доказал, что «к» - новая незаконная буква, неизвестная в просвещенные времена и отсутствующая в древних рукописях».

С помощью столь же казуистических приемов были найдены оправдания для ношения золотых галунов, серебряной бахромы и других украшений. Пришло время, когда братья «единогласно постановили запереть отцовское завещание в крепкий ящик» и «не беспокоить себя обращением к нему, а только ссылаться на его авторитет, когда они сочтут нужным».

Петр объявил, что поскольку он старший из братьев, то именно он и является единственным наследником отца. Он приказал величать себя «господин Петр», затем - «отец Петр» и даже «милостивый государь Петр». Требуя к себе почтения, он занимался выгодными спекуляциями: покупал и перепродавал земельные участки. Он стал известен своими изобретениями: радикальным средством от глистов (отпущение грехов), учреждением «шептальни» (исповедальни), открытием «универсального рассола» (святая вода). Петр баснословно разбогател, но потерял рассудок. Он дошел до того, что стал ходить в трех «высоких шляпах, напяленных одна на другую» (имеется в виду папская тиара); когда с ним здоровались, протягивал свою ногу в ожидании поцелуя (тоже намек на папу римского).

Вскоре братья перессорились и после «великого разрыва» (церковная реформация в XVI в.) так и не помирились. Мартин и Джек, оба страдавшие от тирании Петра, решили «реформировать свою одежду по отцовским предписаниям». Мартин проявил в данном случае осмотрительность и умеренность: он отрывал шнурки и бахрому, стараясь не повредить кафтан. Зато Джек, «разъярившись и воспламенившись», разорвал весь свой кафтан сверху донизу. Не слушая увещаний Мартина, призывавшего руководствоваться не злобой на Петра, а отцовским завещанием, Джек рвал и кромсал свой кафтан. Неистовство Джека не имело

«Гимн позорному столбу»

Дефо создал этот памфлет для того, чтобы изобличить преступления, совершаемые в английском обществе, и призвать наказать настоящий порок.

Памфлет написан в форме обращения к столбу («ну здравствуй»; «скажи», «о мудрый столб!»). Дефо якобы рассказывает столбу, что он видит («гляжу на мир…дивлюсь…мне явственно видны») и что он думает. А думает он о том, что люди, которых ставят у позорного столба, вовсе не так подлы, как те, которые «одной рукой сидели и закон писали, другой же руки первым жали».

Дефо перечисляет всех тех, кого, по его мнению, надо бы поставить к позорному столбу. В этом списке первым номером идет Сачеверелл - тот самый Генри Сачеверелл, который писал сочинения против диссидентов. Дефо иронически называет его «главой крестовых всех походов» (вызывая в читателе ассоциации с настоящими крестовыми походами). В этот же список попадают: безымянный, но, вероятно, небезызвестный современникам «вице-канцлер мудрый»; трусливые вояки - «генералы» и «капитаны»; высокопоставленные воры, спекулянты; парламентеры; продажные судьи («забывшая свой долг Фемида»); юристы и многие другие.

Дефо в этом памфлете, как и во всех прочих произведениях, использует средства художественной выразительности - метафоры («нагонять туман»), метонимии («рады улицы»), эпитеты («солнечный узор»), оксюмороны («порочная истина»), афоризмы («закон давно сменил одежды»; «честь уже едва жива») и т.п. Однако особенно часто он роняет едкие, ироничные фразы, строящиеся в основном на антитезе («ворует» - «гордимся им»; устроил войну - «за это честь, хвала ему»), оксюмороне («ворует честно») и алогизме («подделывать счета…на благо страны»): «Он рассудительно задумал, что разрешенье на войну совсем не глупая затея. За это честь, хвала ему»; «Слава Англии пижонов достойна славой быть»; «Как прелестно, что Англии достойный сын все мысли так ворует честно. Мы все гордимся очень им»; «подделывать счета способны они на благо всей страны». Иногда автор описывает комическую ситуацию: «на сцене доблести пусть песни тем воспоем…, кто на восьмидесяти лодках на двадцать две напасть готов».

В конце памфлета Дефо объясняет, почему он оказался у позорного столба: «раскрыта автором вся правда о тех, кто вправду согрешил. За это столб - его награда». Однако «тех, кто горд быть Человеком», позорный столб не опозорит.

Даниэль Дефо в памфлетах мастерски высказывает свои мировоззрения и высмеивает мнения своих политических противников. Темы, затронутые в его памфлетах, остаются актуальными до сих пор, афоризмы - запоминаются, а над некоторыми строками хочется долго смеяться.

Список литературы

1. Канке В.А. Философия, М., 1998.

2. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1994. Т.2

3. Чанышев А.А. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра

4. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1992. Т.1.

5. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1992. Т.2.

6. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., 1998.

7. Daniel Defoe. The Shortest Way with the Dissenters // http://www.reformedreader.org/shortestway.htm

8. «Введение в мировую журналистику. От Античности до конца XVIII века: Хрестоматия». Составитель Г. В. Пруцков.

9. «Школьный сектор» http://school-sector.relarn.ru/web-dart/42_kruzo/defo.htm

10. Форум Беларусского Игрового Сообщества http://forum.gameplanet.by/index.php?showtopic=78689&mode=threaded

Английские писатели начала XVIII века в своих произведениях остро критиковали пороки нового буржуазного общества, высмеивая его недостатки. Но книга о Робинзоне Крузо, человеке среднего сословия, пережившем унижения и одиночество, однако не потерявшем волю к жизни, произвела сенсацию.

Успех «Робинзона Крузо» заключался прежде всего в том, что жизненные испытания его автора, Даниеля Дефо, были во многом схожи с трудностями, которые пережил герой этого романа.

Мятежные идеалы

Даниель родился в 1660 году в Англии в семье торговца Джеймса Фо. Рано пробудившаяся страсть к чтению, порожденная ненасытной любознательностью мальчика, вызывала у родителей серьезные опасения за будущность сына, но давала надежду на то, что Даниель со временем может стать дельным купцом или духовным лицом. Вот только книги, которыми он увлекался, были в основном исторического содержания или же описывали путешествия и фантастические приключения.

В частной протестантской школе, а затем и в Ньюингтонской духовной академии, Даниель изучал классическую литературу, латынь и греческий, необходимые для будущего пастора. Но поскольку в этой академии преподавали еще географию, астрономию и историю, юношу стали больше интересовать коммерческая деятельность и торговля, позволяющие быстро разбогатеть. Желание стать священником постепенно исчезало. Новое буржуазное общество было поражено лихорадкой легкой наживы, переполнено мошенниками и авантюристами, черты которых Даниель впоследствии присвоил героям своих произведений.

Окончив академию, Даниель стал приказчиком у торговца, обещавшего сделать юношу своим деловым партнером. По делам коммерции Даниель в эти годы посетил многие европейские страны. Но мятежный дух романтики не давал ему покоя, хотя торговля приносила неплохую прибыль. В 1684 году Даниель Фо женился на Мэри Таффли, получив в приданое больше 3 тысяч фунтов стерлингов, и мог считаться состоятельным человеком.

Запустив коммерческую деятельность, он увлекся журналистикой и начал печатать свои статьи в политических журналах. Будучи протестантом, Даниель выступал с памфлетами, направленными против католических догм. А когда в 1685 году умер Карл II, и трон должен был перейти к его брату Якову II, ярому приверженцу католической церкви, Даниель примкнул к восстанию внебрачного сына Карла, протестанта Монмута, против власти монархии и абсолютизма.

Гимн позорному столбу

После жестокого подавления восстания и казни Монмута Даниелю пришлось скрываться в разных городах, чтобы избежать преследования. Поэтому в 1688 году он с радостью воспринял известие о так называемой «славной революции» и вступил в армию будущего короля Вильгельма III Оранского, когда тот высадился на английском берегу.

Даниель активно поддерживал все мероприятия Вильгельма III и выступил с рядом произведений в защиту его политической деятельности. Огромное значение имел его памфлет «Чистокровный англичанин» (1701 год), направленный против старого режима. В памфлете в стихотворной форме ехидно высмеяна английская аристократия, предками которой были римляне, французы и датчане, и показано, что голландец Вильгельм II управляет страной, где нет ни одного «чистокровного англичанина». Памфлет был напечатан тиражом 80 тысяч экземпляров, а Вильгельм III сделал его автору большой денежный подарок.

В 1702 году на английский престол взошла королева Анна, попытавшаяся восстановить аристократические привилегии. Даниель снова выступил с резким политическим памфлетом, но парламент признал его мятежником, приговорил к денежному штрафу, тюремному заключению и публичному стоянию у позорного столба. К этому дню Даниелю удалось напечатать «Гимн позорному столбу», в котором он громит аристократию и объясняет, за что его выставили на позор. Восторженный народ усыпал ему путь к столбу цветами и распевая памфлет, устроил торжественную овацию.

Понимая, что Даниель - незаурядная личность, и может быть очень полезным стране, спикер палаты общин Роберт Харли решил освободить его из тюрьмы и заключил с ним тайное соглашение. С этого времени писатель обязался не участвовать в политике, а работать как секретный агент, собирая в Англии и Шотландии разнообразную интересующую покровителя информацию.

Даниель добавил к своей родовой фамилии Фо частицу «де», сочинил герб и с 1703 года стал писателем Дефо. Харли устроил его на госслужбу - в известное периодическое издание «Ревью», где для прикрытия в обязанности Дефо вменялось написание и редактирование статей. Эти работы Дефо стали самыми известными из его публицистических сочинений.

По делам «разведки» Дефо отправился в Шотландию с дипломатическим поручением - подготовить почву для соединения этой страны с Англией. Миссия была очень трудная, но Дефо оказался талантливым дипломатом и блестяще выполнил возложенную на него задачу. Он подробно описал свои дипломатические усилия, и это важное для Англии событие до сих пор занимает почетное место в ее исторической литературе.

Остров надежды

Коммерческие предприятия Дефо постепенно разваливались, он стал банкротом. Но как истинный сын своего бурного века, он не теряет надежды, пускается в новые рискованные авантюры, снова богатеет, разоряется и снова наживает капитал. А в возрасте 59 лет выпускает свой первый роман «Робинзон Крузо».

Идею романа Дефо почерпнул из путевых заметок капитана Вудса Роджерса, в которых содержался рассказ о шотландском моряке Александре Селькирке, высаженном после корабельной ссоры на безлюдный остров, где тот провел 4 года и полностью одичал, разучившись даже говорить. Эта история наделала в Англии много шума, и Дефо как публицист лично встретился с Селькирком.

Но в своем романе, в отличие от нашумевшей истории, Дефо хотел показать человека нового буржуазного общества, трудолюбивого и активного, никогда не теряющего надежду, несмотря ни на какие суровые жизненные испытания. Эта книга заслужила необыкновенную популярность не только в Англии, но и во всех цивилизованных странах. Все произведение было проникнуто просветительскими идеями того времени - прославлением разума, оптимизмом и проповедью труда. Роман о Робинзоне Крузо стал увлекательным чтением для людей любого возраста.

После необыкновенного успеха «Робинзона» Даниель Дефо написал множество других сочинений. Среди них психологические романы «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс» (1722) «Счастливая куртизанка, или Роксана» (1724), приключенческие повести «Пиратские подвиги прославленного капитана Синглтона» (1720) и «История полковника Джека» (1722). Всего перу Даниеля Дефо принадлежат более 500 произведений. Он обогатил английскую литературу и журналистику, дав ей могучий толчок для последующего развития.

После смерти писателя в 1731 году на его могиле была установлена надгробная плита со скромной, но многозначительной надписью: «Даниель Дефо, автор "Робинзона Крузо"».

Вера ЧИСТЯКОВА
Александр ПЛОШИНСКИЙ

Веселый Роджер

Особое место в творчестве Дефо занимает литературное издание, созданное им после личного знакомства с Вудсом Роджерсом - бывшим пиратом, перешедшим на сторону короля и ставшим известным корсаром - охотником за морскими разбойниками. Преследуя их корабли и очищая морские просторы от грабителей, Вудс Роджерс лично встречался со многими известными флибустьерами. Дефо с его слов записывал рассказы и истории о поимке знаменитых пиратов, интересовался подробностями, названиями судов, особенностями характера предводителей и их обычаями. Дополняя эти истории данными из морских архивов и подробными сведениями о списках экипажей, датах сражений, процедур состоявшихся судов и казней, Дефо в 1724 году выпустил «Всеобщую историю пиратства», подписавшись псевдонимом Чарльз Джонсон.

Это произведение, в котором все герои - реально существовавшие люди, а описанные факты - подлинные, считается наиболее полным и документированным источником. До сих пор многие писатели, кинорежиссеры и драматурги заимствуют из него сведения об отважных авантюристах, отчаянных морских набегах и романтических обычаях берегового братства.


И даже собственные принципы их не подвигнут на такое! Не сомневаюсь, что закон и разум возымеют действие! И хоть вначале наши меры могут выглядеть крутыми, уже их дети не ощутят и толики жестокости, ибо с заразой будет навсегда покончено! Когда болезнь исцелена, к больному не зовут хирурга! Но если они будут продолжать упорствовать в грехах и рваться в преисподнюю, пускай весь мир узнает и осудит их упрямство, несовместимое с их собственными принципами.

Тем самым отпадет упрек в жестокости, с их сектой будет навсегда покончено, и дело больше не дойдет до смут и столкновений, в которые они так часто вовлекали Англию.

Их много, и у них тугие кошельки, из-за чего они исполнены высокомерия, которое отнюдь не побуждает нас к ответному терпению и, более того, склоняет к мысли, что нужно торопиться и либо поскорей вернуть их в лоно церкви, либо убрать навеки с нашего пути.

Благодаренье Богу, они теперь совсем не так страшны, как прежде, но если мы позволим им вернуть былую силу, то будет наше собственное упущенье! И Провидение и Церковь

Англии, как кажется, желают одного - чтоб мы освободились от смутьянов, мешающих спокойствию страны, и ныне нам дарован к тому случай.

Мы полагаем, что английский трон был уготован нашей королеве ради того, чтобы она своей рукой восстановила права церковные, равно как и гражданские.

Мы полагаем, что по сей причине вся жизнь в стране разительно переменилась в какие-нибудь считанные месяцы; и лучшие мужи, народ и духовенство - все выступают заодно, все сходятся на том, что пробил час освобожденья церкви!

Вот для чего нам Промыслитель ныне даровал такой парламент, такую конвокацию, такое джентри! И такую королеву, каких дотоле не было в стране.

А если мы упустим эту редкую возможность, чем может обернуться наше небреженье? Короне предстоят тогда большие испытания. Голландец сядет на престол - и все наши

надежды и труды пойдут прахом! Имей все наши будущие государи из его династии наилучшие намерения, они останутся пришельцами! Понадобятся годы на то, чтоб приспособить чуждый дух к особенностям нашего правления, к заботам нашего отечества. Кто знает, сколько нужно поколений, чтобы на нашем троне воцарилось сердце, исполненное столь великой чистоты и пыла, горячего участия и ласки, какие согревают ныне нашу церковь!

Для всех, кто предан Церкви Англии, настало время, не теряя ни минуты, и вознести, и укрепить ее столь основательно, чтоб она больше не могла подпасть под иго чужеземцев или страдать от распрей, заблуждений и раскола!

Я был бы очень рад, если бы к сей заветной цели вели бескровные и мирные пути, но порча слишком далеко зашла, и рана загноилась, затронуты все жизненные центры, и исцеление сулит лишь нож хирурга! Исчерпаны все способы воздействия: и сострадание, и кротость, и увещевания, но тщетно - облегчение не наступило!

Сектантский дух настолько овладел умами, что многие во всеуслышанье бросают вызов церкви! Дом Божий стал им ненавистен! И более того, они внушили своим детям такую предубежденность и отвращение к нашей святой вере, что темная толпа всех нас считает за язычников, творящих культ Ваала! Им кажется грехом переступать пороги наших храмов. Должно быть, даже первые христиане гораздо менее чуждались капищ и кровавых жертвоприношений, сложенных к ногам кумиров, и иудеи меньше избегают есть свинину, нежели многие диссентеры чураются святого храма и отправляемого там богослужения.

Строптивцев вместе с их исповеданием необходимо истребить! Пока их племя что ни день наносит невозбранно оскорбленье Господу, пороча его таинства и службу, мы небрежем своим долгом перед ним и перед нашей Матерью - Святою Церковью.

Как сможем мы ответить перед Господом, и перед церковью, и перед нашими потомками за то, что оставляем их в сетях у фанатизма, заблуждений и упрямства, гнездящегося

в самом сердце нации? Как мы ответим им за то, что дозволяем недругу разгуливать по улицам страны, чтобы он мог привлечь к себе наших детей? Как оправдаемся за то, что подвергаем нашу веру угрозе полного искоренения?

Чем это лучше, чем тенета, в которые нас уловляла римско-католическая церковь и от которых нас освободила Реформация? То и другое - крайности, хотя и в разном роде,

но ведь для истины губительны любые заблуждения, которые нас разделяют. Те и другие равно вредны для нашей церкви и для спокойствия отечества! Скажите, отчего признать

иезуита хуже, чем фанатика? И чем папист, который верует в семь таинств, опасней квакера, не верующего ни в одно из них? Мне также невдомек, чем монастырь страшней молитвенного дома!

Увы, о Церковь Англии! Теснимая папистами, гонимая диссентерами, она распята между двух разбойников! Но пробел час - пора распять разбойников!

Пусть на костях врагов воздвигнется ее строение! Заблудшие, что захотят вернуться в ее лоно, всегда найдут открытыми врата ее любви и милосердия, но твердолобых пусть сожмет железная рука!

Пусть верные сыны святой, многострадальной Матери, узнав о ее бедствиях, ожесточат свои сердца и ополчатся на ее гонителей!

Пусть Всемогущий Бог вдохнет в сердца всех тех, кто верен правде, решимость объявить войну гордыне и антихристу, дабы изгнать из нашего отечества коснеющих в грехе и не дозволить расплодиться их потомству!

Гимн позорному столбу.

«Гимн позорному столбу» Дефо написал в 1703 г., находясь в тюрьме за памфлет «Простейший способ расправиться с диссидентами». Дефо обличает истинные преступления, совершаемые в английском обществе, и призывает наказать настоящий порок .

Привет тебе, Великая Махина!

Ты – государства черное бельмо –

Наказываешь грубо без причины

Позора не достойных твоего.

Но кто родился Человеком быть,

Твою надменность стерпит,

И униженья боль не ощутит.

Презренье в ложной фразе «как не стыдно!»

Пугает опорочивших себя,

Но кара мудрому уму посильна,

Злословие – пустая суета.

Здесь, на твоем парадном табурете,

Смотрю на панораму площадей,

Судьбу монархов я увижу в свете

Непостижимых Божеских идей.

Здесь обнажились городские страсти,

Приготовляя дуракам напасти.

Мошенникам есть повод наблюдать.

Здесь злодеяния и люди получают,

Разделенную надвое хвалу.

И преступление порой свершают,

Не мысля славу осветить твою.

И одобрение за это получают.

Здесь ярость улиц беды предвещает,

Когда толпу ведут прямым путем.

И маргиналы грязью обкидают,

Не признавая изданный закон

И прошлые заслуги человека.

Смотрели из твоей петли злодеи

И разносился смрад от их голов,

Но кто накажет преступление

Законом, созданным для дураков?

Здесь правы те, кто знает наперед,

И гнуться, чтоб пройти за поворот.

От времени у нас зависят судьбы:

Почтут что злом, а что почтут добром,

Награды прошлой доблести осудят –

Искусной паутиной стал закон.

Не испугаешь ты позором плута,

Продал он честь свою уже давно,

За человека без порока вступят

Невинность и священное добро.

Хотим мы знать, как занимали место

У твоего высокого столпа

Изгои государственного кресла

За веком век и в наши времена.

Как назывался призрачный порок,

Указывал который срама срок?

Скажи, махина, как всем нам понять,

Или без ропота в сердца принять

Суд, данный властью, совесть очищать.

Твой трон уравнивал в своих правах:

Борцов, чью совесть не сожгло сомненье

(Их ясный разум, и убитый страх

На шаг опережали поколенье);

И тружеников современной славы.

Ученый Селден из твоих окон

Рассматривал высокие вершины

Горы, что именуется закон,


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник