15.06.2019

Закон о таможенном регулировании. Новый закон о таможенном регулировании в России: обзор главных изменений. Принципы работы таможенной системы


Вопрос 13. Понятие политического режима. Тоталитарный политический режим

Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим - важнейшая составная политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов). Политика является «полем» взаимодействия человека и государства.

Политический режим – это совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления политической власти (или - это цели и правила политического взаимодействия). К структурным элементам политического режима также относятся:

· ценности (жизненно важные, желаемые цели и события);

· нормы (правила, на основе которых организуется жизнь государства, взаимодействие граждан). При этом нормы могут быть обычными (формироваться постепенно, как бы сами собой по мере накопления политического и исторического опыта и передаваться от поколения к поколению) и легальными (специально установленными государством и зафиксированными в официальных документах (конституциях, кодексах, уставах и т.д.);

Тоталитарный политический режим.

Большим разнообразием в подходах отличается классификация видов антидемократических режимов. Среди отдельных самостоятельных видов антидемократических режимов современности авторы выделяют такие, как авторитарный, тоталитарный, расистский, фашистский (при этом указывается, что фашизм - это крайняя, наиболее опасная форма авторитарного режима), террористический, элитарный, охлократический, автократический, режим рабоче-крестьянской диктатуры и т.д. На наш взгляд, все это многообразие можно свести к двум его основным видам – авторитаризму и тоталитаризму. Все остальные будут производными либо от тоталитарного режима, либо от авторитарного, и выступать как из разновидности (типы, формы). Между тоталитаризмом и авторитаризмом, несомненно, много общего, но в то же время есть и существенные различия, что позволяет нам рассматривать их именно как два существенно различающихся друг от друга вида антидемократического режима. Основные различия между ними можно свести к следующему :

· авторитаризм устанавливается вопреки мнению большинства, или, по крайней мере, без его поддержки и согласия; тоталитаризм же устанавливается при самом активном участии масс (именно поэтому тоталитаризм зачастую называют «диктатурой массовых движений»);

· при авторитаризме государство и гражданское общество разделены, государство не очень интенсивно вмешивается в жизнь гражданского общества, хотя и держит его под жестким контролем; гражданское общество в определенной степени остается автономным, хотя и не способно оказывать серьезное воздействие на государство. При тоталитаризме гражданское общество целенаправленно этатизируется (огосударствляется);

· при авторитаризме политическая власть, предоставляя человеку определенные возможности самореализации в гражданском обществе, препятствует активной самостоятельной политической деятельности граждан, вследствие чего для авторитаризма характерен политический абсентеизм. При тоталитаризме, вследствие предельной политизации и идеологизации всей жизнедеятельности людей, они не могут оставаться в стороне от политической жизни, да и сам политический режим перманентно пытается держать людей в состоянии политической напряженности; политический абсентеизм не только не приветствуется, как при авторитаризме, но и рассматривается как большое зло, как проявление нелояльности режиму.

· при авторитаризме между политическим лидером и народом существует непреодолимая дистанция: узурпатор и народ. Тоталитарный же вождь и народ – неразрывная органическая целостность, тоталитарный вождь, как правило, любимец толпы, массы; культ вождя – характернейшая черта тоталитаризма.

Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, цельность) и «totalis» (весь, полный, целый). Впервые он был введен в употребление окружением Муссолини и употреблялся итальянскими либералами (Д. Амендола и П. Габетти) для обозначения фашистской диктатуры, установленной в Италии осенью 1922 года. Окончательно понятие «тоталитаризм» вошло в широкий политический лексикон после речи Муссолини 22 июля 1925 г., в которой он прославлял «тоталитарное государство». После утверждения гитлеровских порядков в Германии идея тоталитарного государства получила свое дальнейшее развитие в работах таких гитлеровских теоретиков, как К. Шмитт, Э. Форстхофф, Х. Циглер, А. Мюллер и др. В настоящее время термин «тоталитаризм» используется для обозначения одного из видов антидемократического режима, как антипод правового государства.

На сегодняшний день в отечественных гуманитарных науках существует множество определений понятия «тоталитаризм», зависящих как от объективных свойств самого предмета исследования, так и от точки зрения наблюдателя. Из всех имеющихся научных определений тоталитаризма, на наш взгляд, наиболее удачным и содержательным является определение известного российского политолога профессора В.Ф. Халипова. В соответствии с ним: “тоталитаризм – политический режим, система государственной власти, характеризующаяся прямым насилием в процессе управления обществом, отсутствием политического плюрализма, демократических свобод, ограничением политических прав для всего населения”. Это определение и будет использоваться нами как базовое и в дальнейшем, при анализе проблемы “тоталитаризм как политико-правовое явление”, мы будем исходить именно из него.

Основными типами тоталитаризма являются фашистский (правый) и коммунистический (левый).

Основными признаками тоталитаризма , которые, пусть и в неодинаковой мере, но обязательно, присутствуют в любом варианте тоталитарного режима, независимо от его типа и формы, являются следующие:



1. монополия одной партии на власть; отсутствие политического плюрализма; недопущение фракционности внутри правящей (тоталитарной) партии; запрещение деятельности каких-либо партий, кроме той, которая находится у власти. Тоталитарная партия строится по принципу военной организации, со строгой иерархией и соподчиненностью по вертикали ее членов, со своим генералитетом, партийным офицерством и низшим командным составом (партийным унтер-офицерством);

2. слияние высших органов партии и высших органов государственной власти. Лидеры партии становятся одновременно и руководителями государства. Партия превращается в решающий стержневой элемент государственной структуры. Государство выступает в качестве средства реализации партийной программы. Пределов действия политики не существует. Решения, принимаемые на партийных съездах, являются обязательными для государственных органов. Для государственного аппарата характерна чрезвычайная централизация и бюрократизация. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива строго наказывается. Власть формируется на всех уровнях путем назначения сверху. Фактическое упразднение принципа разделения властей. Может действовать представительный государственный орган, но его роль сведена к нулю;

3. господство единственной официальной идеологии (идеологический монизм), которой проникнуты все сферы жизни общества. Отступление от нее расценивается как проявление нелояльности к существующему режиму и жестоко карается. Официальная идеология активно насаждается через СМИ, аппарат пропаганды, навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, нация, раса, класс, клан). Независимая пресса отсутствует. Государство обладает монополией на информацию, СМИ. Официально непризнанные убеждения и инакомыслие преследуются. Идеологический плюрализм не допускается. Существует жесткая цензура. Тоталитарная идеология выступает как мессианская (национальная, классовая); превращается в некоторое подобие государственной религии с особыми догматами, священными книгами, святыми апостолами, со своими богочеловеками (в лице вождей, фюреров, дуче и т.д.), литургией. Государство представляет собой, чуть ли не систему теократического правления, где верховный жрец-идеолог одновременно является и верховным правителем;

4. наличие вождя, харизматического лидера, фактическое положение которого сакрализуется. Вождь объявляется «отцом народа», «спасителем нации», самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающем о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается, вождь вне критики и фактически находится над государством и правом;

5. отсутствие реальных прав и свобод населения, хотя формально они и могут провозглашаться, как это имело место, например, в Конституции СССР 1936 г.;

6. господство одной, государственной, формы собственности. Государство стремится к ограничению, а в идеале и полному устранению, частной собственности, рыночных отношений, конкуренции. Наличие жестко централизованной, планируемой сверху экономики, основывающейся на приказах, применении принудительных мер (трудовая повинность, продразверстка, широкое применение труда репрессированных). Экономика носит мобилизационный характер, подчинена выполнению глобальных задач (победа в войне, индустриализации, восстановлению разрушенного народного хозяйства и т.п.) за счет благосостояния рядовых граждан. Этатизация хозяйственной жизни;

7. массовая поддержка населением тоталитарного режима;

8. стремление режима к полному (тотальному) контролю над обществом и отдельной личностью;

9. всеохватывающая милитаризация общественной жизни, агрессивность во внешней политике. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Агрессия может питаться идеями мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс и армия являются основными опорами тоталитаризма;

10. примат государства над правом; нарушение законности; ликвидация правовых начал в общественной жизни. Понятие права размыто (это и воля фюрера и революционное правосознание); сама политика возводится в ранг права. Право рассматривается только как средство политики государства и партии. Принимаемые законы направлены на оправдание царящего в обществе беззакония, правового беспредела. Независимое демократическое правосудие фактически отсутствует. Место правосудия занимают репрессии, проводимые как в судебном, так и во внесудебном, более упрощенном, порядке. Место правопорядка занимает произвол. В качестве базового «правового» принципа господствует принцип «разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено»;

11. система физического и психологического террора. Террор носит не узконаправленный, узколичный, а именно массовый характер. Он направлен не только против политических противников, политической оппозиции, а, прежде всего, против народа в целом. Террор является формой утверждения тоталитарного господства. Террор распыляет все социальные группы, превращает общество в бесструктурную массу разрозненных индивидов. Террор проводится государством систематически, легально, организованно и непрерывно. Физический террор и страх, используются не только как инструмент уничтожения и запугивания действительных или воображаемых врагов и противников (различного рода «врагов народа», «диверсантов», «вредителей», «изменников Родины» и т.д., на происки которых власть списывает свои ошибки, экономические беды, обнищание населения), но и как нормальный, повседневно используемый инструмент управления массами. Объектом террора может стать практически любой человек, независимо от его заслуг, наград, занимаемой должности. Насилие и террор имеют не только сугубо физическое, но также и интеллектуальное и духовное измерения, материализующиеся в деятельности широкомасштабного пропагандистского аппарата.

Степень проявления обозначенных нами основных признаков тоталитаризма в тех или иных странах, которые мы с полным правом можем отнести к разряду тоталитарных, может быть различной. Так, например, Ю. Игрицкий считает, что гитлеровская Германия не знала полного (тотального) огосударствления экономики, как это было, скажем, в СССР. Однако, оттого, что одни признаки в одних странах проявляются сильнее, а в других – слабее, государства с тоталитарными политическими режимами не теряют своей тоталитарной сути. Кроме того, в них обязательно присутствует и главный критерий тоталитарности, выделенный А.П. Бутенко, это – положение человека в обществе, общее состояние прав и свобод граждан в обществе: «Тоталитаризм налицо там и тогда, где и когда личность, индивид, гражданин, все сферы его жизни и деятельности оказываются под тотальным контролем, где индивид – марионетка власть имущих».

Политические режимы и право.

В зависимости от типа политического режима, существующего в том или ином отдельно взятом обществе, существуют различные модели взаимодействия права и государства:

1. для тоталитарных политических режимов (и соответственно – тоталитарных политических систем) характерны следующие особенности взаимодействия права и государства: как уже указывалось выше – это примат государства над правом; нарушение законности; ликвидация правовых начал в общественной жизни.

2. для демократических правовых режимовправовых государств) характерно: источником права является личность; признается, что не государство дает права индивиду, а он сам имеет совокупность изначальных, неотъемлимых от его существования (естественных) прав, и государство, политическая система должны быть построены в соответствии с этими правами и для их защиты. Уважение в обществе к закону, рассмотрение его как основного, доминирующего фактора упорядочения общественных отношений и имеющего своей основой прежде всего более высокий уровень законотворчества, и служащего следствием компетенции законодателей, и максимального учета последствий того или иного акта, и широкого предварительного обсуждения юридических и политических нововведений, и стабильности правовой системы, и законопослушности граждан, понимающих и стремящихся действовать в рамках закона. Именно легальность обеспечивает легитимность политического режима и политической системы (то есть признание населением). Легальность – это нормативность, выражающая в способности оперировать и ограничиваться законами. Именно право является наиболее эффективным механизмом осуществления политической власти. Власть действует только в рамках закона. «Не право нуждается в санкции закона, а государство должно быть санкционировано правом, судимо правом, подчинено праву, растворено в праве» (Н.А. Бердяев). «Диктатура закона» (В. Путин). Закон должен господствовать в обществе. В этом смысле закон сильнее власти. Там, где кончаются законы, начинается произвол, самоуправство. Право – это мощный антитоталитарный фактор. Еще древние римляне заявляли: «Пусть рухнет мир, но восторжествует закон»; «Закон – единственный Бог, которому все обязаны поклоняться»; «Надо быть рабами законов, чтобы стать свободными»; «Государством должен править закон».

В современной литературе указываются три возможных модели во взаимоотношения государства и права: авторитарная, тоталитарная (государство выше права и им не связано); либеральная (право выше государства); прагматическая (государство создает право, но связано им). Третья модель ближе к нынешним российским реалиям.

Тоталитаризм - определенный тип политической системы, специфический политический и общественный строй, политическое и социальное явление XX века. Термин "тоталитаризм" происходит от позднелатинских слов "totalitas" - полнота, цельность и "totalis" - весь, целый, полный, что применительно к политическому режиму означает полное (тотальное) подчинение граждан государству, т.е. огосударствление (этатизация – от фр. Etat - государство).

Из истории тоталитаризма

Впервые в политической лексике понятие тоталитаризма введено в 1925 г. итальянским лидером социал-национализма Бенито Муссолини. Но его существенные принципы имеют глубокие исторические корни от идеального государства Платона до идеи полного подчинения населения страны, индивида государству, а также полной управляемости обществом в трудах утопистов Т. Мора и Т. Кампанеллы, Грагха Бабефа и др. Одной из ярких отличительных черт тоталитаризма является требование всеобщего равенства. Так, Гракх Бабеф призывал навсегда отнять у каждого надежду стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями кого-либо из своих сограждан. Именно в XIX в для многих французских социалистов да и немецких философов, исповедующих идеи социализма, основным стало стремление к насильственному преобразованию общества на основе коммунистических идей. Вполне естественным считал Сен-Симон наказание граждан, не подчинившихся указаниям плановых структур.

Значительно обогатил и осовременил идеи полного подчинения граждан государству и поголовной управляемости обществом французский философ Ж-Ж Руссо , исходивший из "отеческого желания" вывести народ на светлый путь счастливой жизни, из необходимости глубокого преобразования общества на началах разума, равенства, свободы, социальной справедливости. Создание государства, считает Руссо, означает появление из отдельных несовершенных людей "морального коллективного целого", политического организма или "политического тела", в котором как бы растворяется отдельная человеческая личность.

Государство же выступает носителем непосредственно выражаемой гражданами общей воли, которое обладает абсолютной властью и неделимым суверенитетом Если же возникает неподчинение, непокорность отдельных граждан, то государство применяет силу, принуждение, заставляет "быть свободными", потому что свобода проявляется в соответствии с общей волей.

Идеи тоталитаризма нашли отражение и в трудах Иоганна Готлиба Фихте, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Карла Маркса, Фридриха Ницше,и др.. Определяя источники тоталитаризма, политолог Фридрих Хайек, философ Карл Ясперс делают особый упор на регулирование, указывая, что с помощью экономического и социального планирования реализуются все коллективные цели.

Ради достижения великой цели, общего блага позволительно использовать любые средства. Идеальные образы совершенного гармоничного строя, утопии, отмечает Вячеслав Липинский, играют огромную роль в истории, и они в большинстве своем осуществимы при обязательном условии их искажения. Философ Николай Бердяев подчеркивает, что "целостность есть главный признак утопии. Утопия всегда тоталитарна, враждебна свободе".

Основные характеристики и черты тоталитаризма

При всей своей сложности и многовекторности тоталитарный режим имеет достаточно четкий набор основных характерных черт, самых главных, отражающих суть этого режима признаков. К этим характеристикам относятся следующие:

1. Тоталитаризм всегда испытывает очень серьезные проблемы с легитимностью власти. Тоталитарный режим никогда не устанавливается в результате свободных, честных выборов. Установлению тоталитаризма обычно предшествуют революции, государственные перевороты, мятежи, путчи, узурпация власти и т.д. Таким образом тоталитарный режим не получает мандат народа и поэтому не может считаться легитимным.

2. Происходит абсолютное отчуждение подавляющего большинства населения от возможности не только формировать власть, но и влиять на власть, контролировать государство. В результате этого государство получает в свое распоряжение практически абсолютную, никем и ничем не ограниченную власть над народом. Это приводит ко всеобщей, тотальной бюрократизации всех процессов и отношений в обществе и жесткой регламентации их со стороны государства, полностью разрушается гражданское общество, происходит полное огосударствление не только политической сферы, не только социальных и экономических отношений, но также научных, культурных, бытовых, межличностных, брачно-семейных и всех иных отношений. Власть устанавливает жесточайший контроль над литературой и искусством, насаждает в обществе новую, государственную мораль и нравственность.

3. Логичным завершением тотального контроля государства над страной является огосударствление личности, превращение граждан тоталитарного общества в государственных крепостных или государственных рабов. Развитый тоталитаризм чаще всего устанавливает не только фактическую, но даже формально-юридическую личную зависимость граждан от государства. Тоталитарному государству это необходимо для воссоздания системы, которая позволяла бы принудительно изымать рабочую силу граждан в пользу государства методами прямого внеэкономического принуждения.

4. Для того, чтобы обеспечить такую эксплуатацию граждан, государством создастся организованная система внутреннего террора власти, против собственного народа. Чтобы обеспечить решение этой задачи,власть нагнетает в стране атмосферу всеобщей подозрительности, недоверия, тотальной слежки граждан друг за другом, атмосферу всеобщего доносительства. Это подогревается искусственно нагнетаемой атмосферой шпиономании, поиском многочисленных внутренних и внешних врагов, создания в общественном сознании представления о якобы постоянно существующей для страны угрозы из вне, создание атмосферы осажденного лагеря, что в свою очередь требует усиления милитаризации общественной жизни, милитаризации экономики, увеличения степени ее проникновения во все общественные и государственные организации.

5. В этой ситуации в стране фактически исчезает правовая система. Вместо нее создается система законодательных актов, а также равных им по степени важности (или даже превосходящих их) подзаконных секретных директив, указов и т.п., которая отражает уже не нормы права, а политическую волю властных структур или даже отдельных вождей. Применение законов не носит универсальный характер, а власть, не связанная никакими нормами права, может применять законы по своему разумению.

На основе такой системы законодательства часто создаются институты внесудебной расправы государства над гражданами, создаются особые или чрезвычайные суды и т.д., которые получают право по своему усмотрению решать судьбы людей. Гражданин тоталитарного общества может быть осужден не только за то, что он совершил, но и за то, что он мог иметь намерение совершить нечто предосудительное с точки зрения власти, а также за свое социальное происхождение, имущественное состояние, идейные убеждения, родственные или дружественные связи и т.п.

6. В политической системе тоталитарного строя вся полнота высшей власти концентрируется в руках вождя, его ближайшего окружения. Практическая реализация директив высшего политического руководства осуществляется партийно-государственной бюрократией, которая в своей деятельности руководствуется не законами, а прежде всего секретными циркулярами, указами, постановлениями, решениями вышестоящих государственных и партийных инстанций. В тоталитарном государстве полностью отсутствует принцип разделения властей.

7. Для тоталитарного режима характерно существование одной безраздельно властвующей, политической партии. Благодаря жесткой системе производственно-территориального принципа функционирования и устройства, эта политическая партия охватывает всю страну, пронизывает при помощи первичных партийных организаций все государственные и общественные структуры, все предприятия, систему образования, здравоохранения, культуру и т.п.

Создавая многочисленный партийный бюрократический аппарат и получая тотальный контроль над кадровой политикой, такая политическая партия, сращивается с государством, возвышается над ним, становится выше законов, общества, морали. Это создает идеальную среду для многочисленных злоупотреблений властью и деньгами, для создания системы всеобщей и тотальной коррумпированности. Легальная политическая оппозиция в стране отсутствует, власть опирается, на насилие или постоянную угрозу насилия. Одна из опор власти - системное оболванивание граждан, тотальное “промывания мозгов”.

8. Характерной особенностью тоталитарного режима является создание культа личности вождя, раздувание этого культа до гипертрофированных размеров, превращение личности вождя в подобие полубога.

9. Политизация и идеологизация всех процессов и отношений в обществе экономических, социальных, культурных, научных, бытовых, межличностных, брачно-семейных и т.п.

10. Власть тоталитарного режима в своей социальной политике стремится проводить принцип “разделяй и властвуй”. С этой целью общество делится на “исторически прогрессивные” и “исторически реакционные” классы и социальные группы, потенциально опасны для общества. Результатом такой социальной политики является противопоставление одних социальных групп другим (по национальному, этническому, религиозному, социальному признакам, имущественному положению и т.п.).

11. Важнейшей характеристикой тоталитарного режима является создание и насаждение особого вида тоталитарного массового сознания. В его основе лежит отождествление, типа государственной власти и общества, полное игнорирование индивидуальных прав и свобод личности и сознательное подчинение их интересам различных типов коллектива, стремление объединить все общество вокруг некой высшей идеи, представить весь народ как некое единое коллективное целое, объединенное единой волей монолитного государства во главе с мудрым вождем и непогрешимой правящей партией, которая обладает монополией на высшею истину “в последней инстанции”.

Это влечет крайнюю нетерпимость по отношению к любым формам инакомыслия, расправу с любыми носителями такого инакомыслия. Свой политический и государственный строй объявляется единственно правильным, спасителен всего человечества, которое “неразумно” противится своей интеграции в систему тоталитарных ценностей. Утверждается высокомерно-снисходительное или враждебно-подозрительное отношение ко всему иностранному вследствие самоизоляции тоталитарного общества от внешнего мира, закрытости, от мировой цивилизации.

12. Экономический строй тоталитарного общества опирается на всеобъемлющее господство государственной собственности, которая функционирует в режиме жесткой плановой экономической системы. Широко применяются методы прямого насилия государства по отношению к негосударственному производителю, господствует неадекватная оплата труда занятых по найму или полностью бесплатное присвоение рабочей силы государством.

Таковы основные сущностные характеристики тоталитарного политического режима . Конечно, в зависимости от того, о каком именно конкретном типе тоталитарного режима идет речь, вышеописанный набор характерных черт тоталитаризма может несколько видоизменяться. Однако главная сущностная характеристика тоталитаризма, заключается в том, что человек, его жизнь и достоинство, честь и свобода, достаток и благополучие, его семья не имеют для власти, для государства никакого самостоятельного значения и никакой самостоятельной ценности, а являются лишь средством в попытке реализовать некие утопические идейно-политические доктрины. Тоталитарная власть готова пожертвовать настоящим не одного поколения, пожертвовать судьбами целых народов во имя призрачной надежды лучшей жизни в неопределенно далеком и никогда не наступающем будущем.

Основные типы тоталитарного режима

В зависимости от того, на какой вектор развития общества и государства делается основной упор, в зависимости от того, какая магистральная идея закладывается в тоталитарный режим, можно выделить следующие типы тоталитаризма.

1. Тоталитарный режим социалистического или коммунистического типа. В основу этого типа тоталитаризма заложена идея социального равенства, строительства однородного бесклассового общества. Примерами тоталитаризма коммунистического типа является бывший СССР, КНР, другие страны бывшего социалистического мира. В современном мире к таким странам наряду с КНР принадлежит Куба, КНДР.

2. К тоталитаризму второго типа относят политические режимы фашистского или национал-социалистского типа. Краеугольной идеей этого типа тоталитаризма является идея национального или расово-этнического превосходства одного народа над другим. В странах, где существовал тоталитарный режим нацистского типа, пытались построить моноэтническое, расовооднородное общество. Эту задачу решали путем возвышения одной из наций и соответствующего уничтожения и дискриминации других народов. Классическим образцом тоталитаризма такого типа является фашистская Германия.

3. В третий тип тоталитаризма заложена идея религиозного фундаментализма, фанатизма. Это теократический тоталитаризм. Тоталитарный режим этого типа стремится построить общество, основанное на догмах и канонах той или иной религии в ее наиболее ортодоксальном, непримиримом варианте. В современном мире к такого рода тоталитарному режиму можно отнести исламский режим в Иране. Своеобразными гибридными типами тоталитаризма являются режимы М. Каддафи в Ливии и С. Хусейна в Ираке. В этих режимах представлен своеобразный симбиоз теократического (исламского) тоталитаризма и элементов тоталитаризма социалистического типа. Любой тип тоталитаризма – это деструктивный, саморазрушающийся режим, тупиковое направление общественного устройства.

Тоталитаризм (от итал. totalitario - «охватывающий всё в целом») - политическая система, которая стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. Само это понятие было введено в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джинтиле в начале XX века. В 1925 году оно впервые прозвучало в итальянском Парламенте. Его широко использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима.

Тоталитарный режим отражает всесилие государства над обществом. Характеризуется всеохватывающей государственной властью. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан, включая мотивы их поступков. В обществе исчезает грань между политической и неполитической жизнью, все становится политикой. Формирование власти идет бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам. Власть окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны общества, нет механизма ее преемственности.

Тоталитарный политический режим фактически ликвидирует свободное участие народа в управлении государством, подменяя его участием граждан в безальтернативных выборах представительных органов государственной власти. Политические права и свободы граждан, возможность их самостоя­тельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима.

Разделение властей при тоталитарном режиме отвергается. В конституциях в том или ином варианте фигурирует принцип единства власти (власти фюрера, дуче, каудильо, власти советов, на деле подменяемых партийной номенклату­рой, власти руководителя государства, главы военного или революцион­ного совета).

При тоталитарном режиме лидер не обязательно становится главой государства и называет себя президентом, королем или султаном. Тоталитарный лидер может быть и главой государства, и главой правительства, может вообще занимать выдуманную должность вождя, правителя, при котором имеется глава государства. При «вожде» Б. Муссолини Италией свыше двадцати лет «правил» король Виктор-Эммануил.

Появляется институт государственной политической партии, получающей монопольное право на руководство политической деятельностью в обществе и государстве. Фактически властвует одна партия, происходит сращивание ее профессионального аппарата с государством. Политическая оппозиция преследуется. Конституционно закрепляется и внедряется в общественное сознание единая обязательная для всех идеология (марксизм-лени­низм в странах тоталитарного социализма, мобутизм в Заире в 60- 80-х годах, нкрумаизм в Гане в 60-х годах и т.д.): государство пытается регулировать мысли людей, инакомыслие преследуется. Доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие границы их реализации. Фактически устраняется плюрализм; происходит централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением. Становится непререкаемым приоритет интересов государства, любого коллектива над интересами отдельной личности. Силовые ораны государства приобретают несоизмеримую ни с какими принципами власть, действуют тайно и репрессивно по отношению к гражданам.

Феномен тоталитарного политического режима в том, что основная масса населения не осознает вопиющих недостатков существующего режима, воспринимает все как должное, фанатично восхваляя своего вождя (например, Мао Дзе Дуна в Китае, Ким Ир Сена в КНДР, Сталина в СССР).

Монократический или конституционно-авторитарный режим характеризуется наличием конституции, носящей в основном декоративный характер, формальным провозглашением определенного минимума конституционных прав и свобод при их постоянном и безнаказанном нарушении, явным превалированием исполнительной власти над законодательной, огромной ролью бюрократии, а также не ограниченной по существу властью политического лидера, объединяющего функции партийного и государственного руководителя и главного идеолога режима. .

Расистский режим характеризуется тем, что вся полнота власти в стране принадлежит лицам, относящейся к одной (белой) расе, а лица черной расы, или так называемые цветные, к власти не допускаются. Государства подобного рода строилось по принципу разделения рас. Например, парламент ЮАР был трехпалатный. Каждая палата включала представителей одного цвета кожи. Это были палаты для белых, для цветных и для индейцев. Для черных же, составлявших основное население государства, палаты вообще не предусматривались. В настоящее время расистских режимов в мире нет, они потерпели политическое крушение.

Военный режим может быть одним из видов тоталитарного либо авторитарного режима. На практике это означает полное господство сверху донизу. Если армия не соблюдает никаких демократических прав, то это будет тоталитарный военный режим, а если все же присутствуют какие-то элементы уважения прав человека, если населением такое положение вещей принимается как нечто естественное, то это будет скорее разновидность авторитарного режима.
Фашизм

Тоталитарный режим имеет свои пределы. Крайний предел тоталитаризма – фашизм (человеконенавистнический режим), существовал в Италии при Муссолини(1922-1943), в Германии при Гитлере(1933-1945). Термин «фашистский режим» впервые появился в Италии, где был установлен режим Муссолини. Происходит это слово от итальянского «fascio» - «пучок розог». Розги и топор были символами власти еще в Древнем Риме.

Фашизация политического режима осуществляется обычно по следующим основным направлениям: открытое нарушение и попрание демократических прав и свобод; преследование и запрещение оппозиционных политических партий и общественных организаций; слияние государственного аппарата с монополиями; огосударствление частного капитала; милитаризация государственного аппарата; упадок роли центральных и местных представительных учреждений; рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти; сращиваний партий и профсоюзов с государственным аппаратом; консолидация ранее разрозненных фашистских и реакционно-экстремистских партий и организаций; возникновение различного рода правоэкстремистских движений (национальный фронт Франции, Итальянское социальное движение).

Фашизм не только целиком уничтожает демократию, но и теоретически «обосновывает» необходимость установления тоталитаризма. Фашизм выдвигает концепцию нации, народа, интересы которого всегда, везде и во всем превалирует над интересами отдельных личностей. Фашизм в теории и на практике порывает со всеми политическими и правовыми принципами демократии, такими, как народный суверенитет, верховенство парламента, разделение властей, выборность, местное самоуправление, гарантии прав личности, господство права.

Фашизм может быть установлен при любой форме правления. Так, например, в Италии фашизм существовал при парламентарной монархии, в Японии – при дуалистической монархии; в Португалии в период фашизма существовала парламентарная республика. Безразличие фашизма к форме правления объясняется тем, что установление открыто террористического режима всегда сопровождается коренной перестройкой как высших, так и местных органов государственной власти. Неизменной остается лишь форма государства, что вызывается общей для всех фашистских режимов тенденцией придать перевороту конституционный характер.

В условиях фашизма сохраняется обычно лишь одна партия – фашистская. В гитлеровской Германии единственной легальной партией была немецкая национал-социалистическая рабочая партия, в Италии – фашистская партия, в Испании – испанская фаланга традиционалистов и хунт национал-синдикалистского направления. Глава фашистской партии (фюрер, дуче, каудильо) обладает обычно всей полнотой государственной власти. Единственным исключением из этого правила была императорская Япония в период фашизма.

Характерной особенностью фашизма является то, что фашистская партия и другие общественные организации открыто объединяются с государственным аппаратом и становятся его составной частью. При фашизме, таким образом, не существует никаких внегосударственных учреждений или организаций политического характера. Монопольная и огосударствленная фашистская партия превращается в ядро диктатуры.

В настоящее время фашизм в его «классической» форме не существует нигде. В некоторых странах действуют неофашистские партии и организации, ставящей своей задачей уничтожение демократии и замену ее фашистским режимом. Сущность неофашистского режима примерна та же что и у фашизма, однако без таких крайних черт, как массовые убийства граждан, концентрационные лагеря, то есть это подавление противников с некоторой оглядкой на общественное мнение.


Похожая информация.


Тоталитарный режим характеризуется стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Понятие «тоталитаризм» означает весь, целый, полный. Оно было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Лидер итальянского фашизма Б. Муссолини ввел его с политической лексикой. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР в годы сталинизма и в гитлеровской Германии с 1933 г.

В каждой из стран, в которых возникал и развивался тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие черты, которые характерны для всех форм тоталитаризма и отражают его сущность. К ним относятся следующие.

Высокая концентрация власти, гипертрофия руководящего аппарата, ее проникновение во все сферы жизни общества. В тоталитарном сознании проблемы "власть и общество" не существует:

1.Власть и народ мыслятся как единое, неразделимое целое. Актуальными становятся совсем другие проблемы, а именно: власть и народ в борьбе против внутренних врагов, власть и народ - против враждебного внешнего окружения. Как это ни парадоксально, но в условиях тоталитаризма народ, реально отрешенный от власти, верит, что власть выражает его интересы глубже и полнее, чем он сам смог бы это сделать.

2.Для тоталитарных режимов характерна однопартийность. Существует единственная правящая партия, во главе которой стоит харизматический лидер. Сеть партийных ячеек этой партии пронизывает все производственно-организационные структуры общества, направляя их деятельность и осуществляя контроль.

3. Идеологизация всей жизни общества. В основе тоталитарной идеологии - рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма и др.), которая оправдывает все средства. Данная идеология включает серию мифов (о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т.п.), которые отражают силу магических символов.

4. Тоталитаризм характеризуется монополией власти на информацию, полным контролем за средствами массовой информации. Вся информация имеет одностороннюю направленность - прославление существующего строя, его достижений. С помощью средств массово информации решается задача подъема энтузиазма масс для выполнения целей, которые ставит тоталитарный режим.

5. Монополия государства на использование всех средств ведения вооруженной борьбы - армия, полиция, все другие силовые структуры находятся в исключительном подчинении центру политической власти.

6. Существование отработанной системы всеобщего контроля за поведением людей системами насилия. Для этих целей создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки людей, подавление их воли к сопротивлению, происходят массовые убийства ни в чем неповинных людей. В тоталитарном обществе действует тщательно разработанный репрессивный аппарат. С его помощью насаждаются страх за личную судьбу и членов семьи, подозрительность и доноси, поощряются анонимки. Делается все для того, чтобы в стране не возникало инакомыслия и оппозиции. С помощью силовых и карательных Органов государство контролирует жизнь и поведение населения.

7. Как общее для всех тоталитарных режимов следует, отметить, что они функционируют в соответствии с принципом запрещено все, кроме того, что «приказано властью». Руководствуясь этим принципом, общество осуществляло воспитание человека. Тоталитаризму нужна в высшей мере скромная личность, скромная во всем: в желаниях, в одежде, поведении. Культивируется стремление не выделяться, быть как все. Подавляется появление индивидуальности, оригинальности в суждениях; широкое распространение получают доносительство, угодничество, лицемерие.

Таковы основные общие черты тоталитарных политических режимов, что и дает основание для объединения их в одну группу.

Изучение общих черт тоталитарных политических режимов и особенностей, различных их форм, несомненно, делает более доступным понимание условий и путей возникновения тоталитарных режимов, принесших столько горя человечеству. Тоталитарные режимы существенно затормозили прогресс экономического и социального развития в странах, где эти режимы были господствующими. Изучение данного вопроса привлекало многих выдающихся ученых - политологов, экономистов, историков, психологов, социологов и др. В развитие его большой вклад внесли работы Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944 г.), X Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951 г.), К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тотальная диктатура и демократия», Р. Арона «Демократия и тоталитаризм» (1958 г.) и др. Практически все исследователи приходят к выводу, что предпосылки тоталитаризма многообразны и проистекают из разных сфер общественной жизни: хозяйственной, политической, социальной. В их основе - мировоззренческие предпосылки и психологические факторы. И что особенно важно, в каждой из стран, в которых возник тоталитарный политический режим, наряду с общими предпосылками (характерными для всех тоталитарных стран), имелись и свои, специфические, характерные лишь для данной страны


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник