27.06.2019

То осенью поздней ночью. Поздней ночью


282 . О чём повествуется в тексте? Озаглавьте его.

Найдите начальную часть текста (вступление). Прочитайте предложения, в которых выделены глаголы, - так вы поймёте последовательность события, о котором повествуется в тексте. Укажите те части текста, в которых описывается шкатулка. Как они включаются в повествование?

В доме жило много старых вещей.

Как-то на чердаке мы нашли чёрную шкатулку. На крышке её медными буквами была выложена английская надпись: «Сделал мастер Гальвестон».

Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с неё пыль и открыли крышку. Внутри были медные валики с тонкими шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом 3 рычажке медная стрекоза, бабочка или жук.

Это была музыкальная шкатулка. Мы завели её, но она не играла . Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз - шкатулка была испорчена. Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и в конце концов забыли о ней.

283. Изложение . Прочитайте продолжение рассказа о шкатулке (начало в упр. 282). Как писатель передаёт с помощью слов игру шкатулки? Докажите, что это текст художественного стиля. Назовите определения, которые относятся к существительному звон.

Как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия...

Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.

Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.

Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить её снова играть мы не смогли.

(К. Паустовский)

5 класс Русский язык Радченко Ю.В. 20.11.14

Р./Р. Обучающее изложение с элементами описания

(К.Г.Паустовский «Шкатулка»)

Научить писать изложения c элементами повествования;

Развивать умение видеть особенности повествовательного типа текста;

воспитывать интерес к творчеству К.Г.Паустовского.

Ход урока

1.Оргмомент

2. Проверка д.з.

3. Изучение новой темы.

Памятка стр.296.

Упражнение

-Чтение первой части рассказа.

    Вопросы и задания по первой части текста.

    -Найдите и подчеркните в тексте глаголы.

    -Почему их так много?

(Их так много, чтобы проследить всю последовательность событий)

    - Какой тип речи использует писатель?

(Повествование)

    -Охарактеризуйте повествование как тип речи.

( Повествование – это такой тип речи, при котором главное кто действовал, что происходило, где, когда и как? В повествовании обычно говорится о действиях и событиях (что было сначала, потом, затем… и наконец).

    -Докажите, что это текст.

(Текст посвящён находке в старом доме – шкатулке.)

    -Сформулируйте тему и идею.

(Главная мысль текста – время не щадит чудо, созданное человеческими руками, но чудо, прекрасные произведения старины, всегда будут привлекать нас, вызывать восхищение и любопытство, желание оживить…)

    -Придумайте название текста.

(«Старая шкатулка», «Находка», «Шкатулка, играй!»)

    -Найдите начальную часть текста – вступление.

- В каком абзаце завязка действия?

(Во втором абзаце.)

    - Прочитайте все выделенные глаголы, передающие последовательность действия:

Нашли, принесли, вытерли и открыли, завели, но не играла, нажимали, поставили, забыли.

Последовательность действия – это движение от начала до конца.

    - К какому типу монологической речи (рассказ от имени кого-то) мы отнесём текст?

(Повествованию, потому что указано, кт о действовал, что происходило, где и когда .)

Словарная работа:

    повествование– однокоренное к весть, повесть, известие, извещение.

Чтение второй части рассказа.

    Как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам. И из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия…

Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.

Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.

Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала. И как мы ни бились, но заставить её снова заиграть мы не смогли.

    Вопросы и задания по второй части текста.

    - Докажите, что этот текст тоже повествование.

(Когда, где, что случилось?)

    -Какое название можно дать этому тексту?

(«Шкатулка проснулась».)

    -Найдите глаголы, которые в изобилии встречаются в любом повествовании о каком-то событии.

(Раздался, ударял, возникла и полилась, проснулась, заиграла, соскочила то останавливаясь, наполняя, проиграла, замолчала.)

Работа над планом.

План

1.И полилась мелодия…

2.Шкатулка заиграла.

3.Даже ходики притихли.

4.Концерт окончен.

5. Подведение итогов

Что нового узнали на уроке?

6. Домашнее задание

Написать изложение, используя план.





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данный урок разработан на основе нашей статьи: Титкова М. Ю. Иллюстрация как средство наглядности в процессе работы с учебным текстом на уроках развития речи // Philologia nova: лингвистика и литературоведение: сборник статей молодых исследователей. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013, С. 91–99; Титкова М. Ю. Развитие речи школьников на основе игровых технологий (5?8 классы). ? Deutschland, Saarbrucken: LAMBERT Academic Publishing, 2015. С. 45–56.

Если мы говорим об изложении, то очень важно, чтобы дети не машинально пересказывали текст, а научились логически рассуждать и могли представить себе картинку того, о чем они хотят сказать. Воображаемая картинка, несомненно, помогает любому человеку не только создать свой текст, но и достовернее пересказать услышанный текст. Поэтому, когда мы готовим детей к изложению, можно познакомить их с этим приемом.

Но воображаемая картинка может возникнуть при условии, что у человека есть в памяти соответствующая информация, то есть человеку знакомы какой-то предмет или какое-то явление. Иногда в силу своего маленького жизненного опыта дети о каких-то вещах могут слышать впервые. Тогда вообразить картинку очень трудно или невозможно вообще. А что, если найти и показать реальную картинку (которой в учебнике нет), объяснить сюжет этой картинки и на основе этого учить ребенка “включать” свое воображение?

Например, в тексте К. Г. Паустовского из учебника Т. А. Ладыженской речь идет далеко не о простом предмете: “Внутри нее были медные валики с тонкими шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук” (Ладыженская, 5 класс, 2009, с. 115; 2012, с. 129). Это механизм старинной музыкальной шкатулки. Такую картинку даже не каждый взрослый современный человек сможет вообразить.

Для поиска реальной картинки мы воспользовались Интернетом. Оказалось, что найти нужный материал – дело непростое. К тексту К. Г. Паустовского о музыкальной шкатулке мы смогли найти иллюстрацию только первой части описания шкатулки (“Внутри нее были медные валики с тонкими шипами”). Иллюстрацию второй части описания шкатулки (“Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук”) мы не нашли. Но что делать?.. Во время работы над программным изложением о музыкальной шкатулке (по тексту К. Г. Паустовского) мы показали детям “приблизительную” иллюстрацию, найденную в Интернете, и обратили внимание детей на то, что “медную стрекозу, бабочку или жука” им придется вообразить самим...

Проводится по материалам параграф 55 (упр. 282–283) .

В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования организационная структура урока разработана нами в форме технологической карты (см. Приложение 1) .

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Деятельность учителя Осуществляемая деятельность обучающихся
1. Мотивация к учебной деятельности Вступительное слово:

В Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова есть такое описание: “механический заводной музыкальный инструмент в виде ящичка, воспроизводящий какую-нибудь мелодию” . Как вы думаете, о каком предмете идет речь? (О музыкальной шкатулке.) Как вы догадались?

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку

2. Актуализация и пробное учебное действие На слайдах :

В повествовании рассказывается о последовательных действиях (что было вначале? как дальше развивалось действие?). Часто используются глаголы .

В описании даются признаки, качества, свойства предмета (какой он?). Для передачи описания используются прилагательные .

Повествование и его структура

I. Вступление (завязка).

III. Заключение (развязка).

На слайде:

Константин Георгиевич Паустовский (1982–1968) – русский писатель, современному читателю известен как автор рассказов и повестей о природе для детей.

“Шкатулка” - отрывок из рассказа К.Г. Паустовского “Жильцы старого дома” (1940).

В доме жило много старых вещей.

Как-то на чердаке мы нашли черную шкатулку. На крышке ее медными буквами была выложена английская надпись: “Сделал мастер Гальвестон”.

Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с не пыль и открыли крышку. Внутри нее были медные валики с тонкими шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук.

Это была музыкальная шкатулка. Мы завели ее, но она не играла . Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз – шкатулка была испорчена. Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и в конце концов забыли о ней.

Как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия...

Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.

Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.

Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить ее снова играть мы не смогли.

(К. Паустовский)

– О чем повествуется в тексте (тема)? (О находке музыкальной шкатулки и ее звучании.) Озаглавьте его. (Старинная музыкальная шкатулка.)

– Найдите начальную часть текста (вступление).

Отвечают на вопросы. Строят понятные для одноклассников высказывания
– Прослушайте текст. Обратите внимание на иллюстрацию и на то, что “медную стрекозу, бабочку или жука” вам придется вообразить самим (прием воображаемой картинки ).

(Название текста учитель вслух не читает.)

На слайде звучит текст (аудиозапись) на фоне иллюстрации (изображение шкатулки).

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, дополняет ответы

Воспринимают на слух информацию, выделяют микротемы, озаглавливают текст
3. Выявление места и причины затруднения Анализ текста, выполнение заданий учебника (упр. 282)

На слайде:

– Прочитайте предложения, в которых выделены глаголы: нашли, принесли, вытерли, открыли, завели, не играла, нажимали, поставили, забыли ,так вы поймете последовательность события, о котором повествуется в тексте.

На слайдах:

– Укажите те части текста, в которых описывается шкатулка. (На крышке ее медными буквами была выложена английская надпись: “Сделал мастер Гальвестон”. <...> Внутри были медные валики с тонкими шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке стрекоза, бабочка или жук.) Как они включаются в повествование?

– Как вы понимаете слова: валик, гулкий, ходики ?

На слайде:

Словарик по тексту

Валик, -а, м. 1. Туго набитая, продолговатая подушка для поперечных краев дивана, тахты. Подложить валик под спину. 2. Утолщeнный и продолговатый предмет цилиндрической формы. Внутри нее были тонкие валики с медными шипами .

Гулкий, -ая, -ое; гулок, гулка, гулко. 1. Слышный издалека, с гудящим отзвуком. Гулкие шаги. Гулкое эхо. 2. С сильным резонансом (способностью усиливать звук). В гулком доме.

Ходики, -ов. Небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями. Ходики притихли от изумления.

Обдумывают ответы на вопросы и озвучивают их
Анализ текста, выполнение заданий учебника (упр. 283)

На слайде:

– Как писатель передает с помощью слов игру шкатулки? (...будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам.) Докажите, что это текст художественного стиля. (Писатель красочно изображает игру шкатулки.)

На слайде:

– Назовите определения, которые относятся к существительному звон ? (Стеклянный, переливающийся, чудесный, таинственный.)

Работают над заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя составляют план работы над изложением (проект)
4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта Работа над планом (упр. 283)

На слайде :

I. Вступление (завязка).

1. Это произошло осенью, поздней ночью.

II. Основная часть (кульминация).

2. Неожиданное пробуждение шкатулки.

3. Шкатулка играла долго.

III. Заключение (развязка).

4. Шкатулка проиграла все свои песни и замолчала.

На слайде слова с неизученными орфограммами:

  • как-то
  • кто-то
  • какая-нибудь
  • стеклянный

На слайде повторно звучит текст (аудиозапись) на фоне иллюстрации (изображение шкатулки).

Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся

Составляют план изложения совместно с учителем
Написание изложения (упр. 283)

Самоконтроль

После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления

Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации

Список литературы

1. Титкова М. Ю. Иллюстрация как средство наглядности в процессе работы с учебным текстом на уроках развития речи // Philologia nova: лингвистика и литературоведение: сборник статей молодых исследователей. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013, С. 91–99; Титкова М. Ю. Развитие речи школьников на основе игровых технологий (5?8 классы). ? Deutschland, Saarbrucken: LAMBERT Academic Publishing, 2015. С. 45–56.

2. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. ? М.: Просвещение, 2012.

3. Комиссарова Л. Ю. Содержание обучения русскому языку в V классе (примерное планирование) // Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. – М.: Просвещение, 2012. С. 40–41.

4. Русский язык. 5 класс: Конспекты уроков по развитию речи / Сост. И. В. Карасева. ? Волгоград: Учитель, 2004. С. 38?45.

5. ReWord [Бесплатная программа-словарь]. ? Режим доступа: http://reword.org

6. Технологические карты уроков [Шаблон технологической карты] / Русский язык. 5 класс: Технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. I часть [Программа для установки через Интернет] / Г.В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2015. – Режим доступа:

Короткие рассказы о природе осеннего времени года Пришвина Михаила Михайловича в форме заметок передают то трогательное настроение романтики и приятной грусти, которое витает в природе осенью. Первые желтые листочки, прекрасное время золотой осени и наступление холодов, события, через которые проходит осенняя природа, с любовью описанная в строках писателем русской природы.

Начало осени

Сегодня на рассвете одна пышная береза выступила из леса на поляну, как в кринолине, и другая, робкая, худенькая, роняла лист за листком на темную елку. Вслед за этим, пока рассветало больше и больше, разные деревья мне стали показываться по-разному. Это всегда бывает в начале осени, когда после пышного и общего всем лета начинается большая перемена и деревья все по-разному начинают переживать листопад.

Я оглянулся вокруг себя. Вот кочка, расчесанная лапками тетеревей. Раньше, бывало, непременно в ямке такой кочки находишь перышко тетерева или глухаря, и если оно рябое, то знаешь, что копалась самка, если черное - петух. Теперь в ямках расчесанных кочек лежат не перышки птиц, а опавшие желтые листики. А то вот старая-престарая сыроежка, огромная, как тарелка, вся красная, и края от старости завернулись вверх, и в блюде плавает желтый листик березы.

Осинкам холодно

В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.

Осеннаяя роска

Заосеняло. Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Грачи - на убранных полях. Сороки семьями пасутся на дорогах. Роски холодные, серые. Иная росинка в пазухе листа весь день просверкает.

Ветреный день

Этот свежий ветер умеет нежно разговаривать с охотником, как сами охотники часто болтают между собой от избытка радостных ожиданий. Можно говорить и можно молчать: разговор и молчанье легкие у охотника. Бывает, охотник оживленно что-то рассказывает, но вдруг мелькнуло что-нибудь в воздухе, охотник посмотрел туда и потом: «А о чем я рассказывал?» Не вспомнилось, и - ничего: можно что-нибудь другое начать. Так и ветер охотничий осенью постоянно шепчет о чем-то и, не досказав одно, переходит к другому; вот донеслось бормотанье молодого тетерева и перестало, кричат журавли.

Роса

С полей, с лугов, с вод поднялись туманы и растаяли в небесной лазури, но в лесу туманы застряли надолго. Солнце поднимается выше, лучи сквозь лесной туман проникают в глубину чащи, и на них там, в чаще, можно смотреть прямо.

Зеленые дорожки в лесу все будто курятся, туман везде поднимается, вода пузырьками садится на листья, на хвоинки елок, на паутинные сети, на телеграфную проволоку. И, по мере того как поднимается солнце и разогревается воздух, капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть. Наверное, то же самое делается и на деревьях: там тоже сливаются капли.

И когда, наконец, солнце стало порядочно греть на телеграфной проволоке, большие радужные капли начали падать на землю. И то же самое в лесу хвойном и лиственном - не дождь пошел, а как будто пролились радостные слезы. В особенности трепетно-радостна была осина, когда упавшая сверху одна капля приводила в движенье чуткий лист, и так все ниже, все сильнее вся осина, в полном безветрии сверкая, дрожала от падающей капели.

В это время и некоторые высоконастороженные сети пауков пообсохли, и пауки стали подтягивать свои сигнальные нити. Застучал дятел по елке, заклевал дрозд на рябине.

Листопад

Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остановился, прислушался. Кто боится чего-то в лесу, то лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. Слушает заяц: все ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадется. Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не поддался обману падающих листьев, а как раз вот тут кто-то воспользовался и тебя сзади под шумок схватил в зубы.

Рябина краснеет

Утро малоросистое. Вовсе нет паутин на вырубках. Очень тихо. Слышно желну, сойку, дрозда. Рябина очень краснеет, березки начинают желтеть. Над скошенной травой изредка перелетают белые, чуть побольше моли, бабочки.

Заводь

Среди обгорелых от лесного пожара в прошлом году деревьев сохранилась одна небольшая осинка на самом краю высокого яра, против нашей Казенной заводи. Возле этой осинки летом стог поставили, и теперь осенью от времени он стал желтым, а осинка ярко-красной, пылающей. Далеко видишь этот стог и осинку и узнаешь нашу заводь, где сомов столько же, сколько в большом городе жителей, где по утрам шелеспер, страшный хищник, выбрасывается на стаю рыбок и так хлещет хвостом по воде, что рыбки перевертываются вверх брюхом, и хищник их поедает.

Мелкой рыбицы (мальков) так много в воде, что от удара весла впереди часто выскакивает наверх стайка, будто кто-то ее вверх подбросил. На удочку рыба уже плохо берется, а сомы по ночам идут на лягушку, только лягушек в этом году по случаю сухмени очень мало, так же мало и пауков, и этими красными осенними днями в лесу вовсе нет паутины.

Несмотря на морозы, на Кубре еще встречаются цветущие лилии, а маленьких мелких цветочков, похожих на землянику, на воде целые поляны, как белые скатерти.

Лилии белые лежали на блюдцах зеленых, и грациозные ножки их в чистой воде так глубоко виднелись, что если достать их, смериться, то, пожалуй, нас и двух на них не хватило бы.

Иван-да-Марья

Поздней осенью бывает иногда совсем как ранней весной там белый снег, там черная земля. Только весной из проталин пахнет землей, а осенью снегом. Так непременно бывает: мы привыкаем к снегу зимой, и весной нам пахнет земля, а летом принюхаемся к земле, и поздней осенью пахнет нам снегом.

Редко бывает, проглянет солнце на какой-нибудь час, но зато какая же это радость! Тогда большое удовольствие доставляет нам какой-нибудь десяток уже замерзших, но уцелевших от бурь листьев на иве или очень маленький голубой цветок под ногой.

Наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю в нем Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного Ивана-да-Марьи.

По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листиков, и только цвет его фиолетовый, за то его и называют цветком. Настоящий цветок с пестиками и тычинками только желтая Марья. Это от Марьи упали на эту осеннюю землю семена, чтобы в новом году опять покрыть землю Иванами и Марьями. Дело Марьи много труднее, вот, верно, потому она и опала раньше Ивана.

Но мне нравится, что Иван перенес морозы и даже заголубел. Провожая глазами голубой цветок поздней осени, я говорю потихоньку:

Иван, Иван, где теперь твоя Марья?

Осенние листики

Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз. Притаиться, подождать у края, - что там только делается, на лесной поляне! В полумраке рассвета приходят невидимые лесные существа и потом начинают по всей поляне расстилать белые холсты. Первые же лучи солнца убирают холсты, и остается на белом зеленое место. Мало-помалу белое все исчезает, и только в тени деревьев и кочек долго еще сохраняются беленькие клинушки.

На голубом небе между золотыми деревьями не поймешь, что творится. Уносит ветер листы или стайками собрались мелкие птички и несутся в теплые далекие края.

Ветер - заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остается ни одного незнакомого листика. А вот осень пришла - и заботливый хозяин убирает свой урожай.

Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. У них ведь так всегда: раз ты оторвался от родимого царства, то и прощайся, погиб.

Последние цветы

Опять морозная ночь. Утром на поле увидел группу уцелевших голубых колокольчиков, - на одном из них сидел шмель. Я сорвал колокольчик, шмель не слетел, стряхнул шмеля, он упал. Я положил его под горячий луч, он ожил, оправился и полетел. А на раковой шейке точно так же за ночь оцепенела красная стрекоза и на моих глазах оправилась под горячим лучом и полетела. И кузнечики в огромном числе стали сыпаться из-под ног, а среди них были трескунки, взлетавшие с треском вверх, голубые и ярко-красные.

М. Пришвин "Времена года"


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник