12.07.2019

Самолет илья муромец боевое применение. Дайджест интересных событий. Отражение самолёта «Муромец» в искусстве


Какие самолеты можно назвать легендами и почему?

Выполнила: Киреева Екатерина, учащаяся МБОУ ООШ №33 Г. Мурома, Владимирской области.

Руководитель: Киреева Н. В., учитель физики МБОУ ООШ №33.

1.Введение.

  • Постановка цели и задач.
  • Актуальность темы

2.Основная часть.

  • Почему самолет носит имя «Илья Муромец»?
  • Краткая биография И. Сикорского-авиаконструктора самолета.
  • Создание« Ильи Муромца»:
  • описание конструкции;
  • первый в мире пассажирский самолет;
  • первый в мире бомбардировщик;
  • модификации и вооружение;
  • Применение после войны.

3.Заключение и выводы.

4. Источники информации.

Введение.

Практически 100 лет назад, в декабре 1914 года в Российской Империи была создана эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец». Эта дата связана со знаменитым бомбардировщиком Игоря Сикорского «Илья Муромец», который совершил первый полет в декабре 1913 года. А уже через год император Николай II приказал создать Эскадру воздушных кораблейиз 12 таких бомбардировщиков. Созданная эскадра стала первым в мире подразделением тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков. Именно с этого дня берет свое начало история российской дальней авиации. Тяжелая боевая авиация, впервые созданная в России,достигла в своем развитии грандиозных успехов, пройдя путь от первых четырехмоторных воздушных кораблей "Илья Муромец"до современных тяжелых сверхзвуковых межконтинентальных ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-160. С историей дальней авиации России я начала знакомиться еще в школе, так как на базе нашей школы созданы идействуют два музея: музей героя Советского СоюзаН.Ф. Гастелло и музей Дальняя авиация России. Это и определило тему моей работы.

Цельработы - познакомитьсяс легендарным самолетом«Илья Муромец».

Задачи:

  • выяснить историю создания самолета;
  • познакомиться с биографией Игоря Сикорского-конструктора самолета;
  • изучить его устройство и летно-технические характеристики;
  • рассмотреть применение самолета в отечественной авиации. Актуальность работы заключается в необходимости сбора, систематизации и обобщении материала для использования его при проведении экскурсий в школьном музее « Дальняя авиация России». Для достижения цели и поставленных задач были определены пути поиска, намечен план, выбран метод исследования: изучение литературы по истории авиации, биографии И.Сикорского, подбор материала с использованием интернет-ресурсов, оформление собранного материала.

Основная часть. Почему самолет носит имя «Илья Муромец»? Доподлинно известно, что былинный русский богатырь Илья Муромец по отчеству был Иванович. В декабре 1913годапоявился еще один Илья Муромец. Только носил он уже отчество – Игоревич. Самолет « Илья Муромец»- эторусское чудо, машина- гигант среди летательных аппаратов, самолет, названный так за свои размеры и мощь. В то время, когда на Западе многомоторные самолеты виделись фантастикой, в то время, когда самый грузоподъемный аэроплан того времени пыхтя, поднимал 600 кг, и не мог пролететь более километра,в Россииопробовали первый в мире самолет – гигант, названный «Русским Витязем». Было это в 1913 году. И тогда же, буквальновдогонку первому самолету, былсконструированвторой богатырь, «Илья Муромец». Аналогов ему не было в мире! Отцом первых богатырейбылмолодойрусский ученый-авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский.

Краткая биография И.И. Сикорского.

«Редко когда мечты дальновидного человека воплощаются в действительности. Ещё реже дальновидный человек приносит благо другим, осуществляя своё призвание. Таким человеком был Игорь Иванович Сикорский, пионер воздухоплавания, отец вертолёта, изобретатель и философ».

И.И.Сикорский

Игорь Иванович Сикорский родился 25 мая 1889 в Киеве в семье известного психотерапевта, профессора Киевского университета - Ивана Алексеевича Сикорского (1842-1919). Внук православного священника. С 1903 по 1906 гг. учился в Петербургском морском училище. В 1907 году поступил в Киевский политехнический институт.В 1908-1911 гг. построил свои первые два простейших вертолёта соосной схемы без автомата перекоса. Грузоподъемность построенного в сентябре 1909 года аппарата достигала 9 пудов.Ни один из построенных вертолетов не смог взлететь с пилотом, и Сикорский переключился на постройку самолётов.В январе 1910 года испытал аэросани собственной конструкции. В 1910 г. поднял в воздух первый самолёт своей конструкции С-2.В 1911 году получил диплом лётчика.В 1912-1914 гг. создал самолёты «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации.27 марта 1914 года на биплане «С-6» Сикорскому удалось установить мировые рекорды скорости: с двумя пассажирами на борту - 111 км/ч, с пятью - 106 км/ч.В 1915 году Сикорский создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения - С-XVI для совместных действий с бомбардировщиками «Илья Муромец» и охраны аэродромов от самолетов противника. Последующие конструкции Сикорского - истребители С-XVII, C-XVIII не были удачными и существовали лишь в опытных экземплярах.В 1919 Сикорский эмигрировал в США, где в 1923 основал авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation», где занял должность президента.До 1939 года Сикорский создал около 15 типов самолётов. С 1939 г. перешёл на конструирование вертолётов одновинтовой схемы с автоматом перекоса, получивших широкое распространение.Первый американский экспериментальный вертолёт Vought-Sikorsky 300, созданный Сикорским, оторвался от земли 14 сентября 1939 года. По существу, это был модернизированный вариант его первого российского вертолёта, созданного ещё в июле 1909 года.Сикорский первым начал строить турбинные вертолёты, вертолёты-амфибии с убирающимися шасси и «летающие краны». На его вертолётах были впервые совершены перелёты через Атлантический (S-61; 1967) и Тихий (S-65; 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе). Машины Сикорского применялись как для военных, так и для гражданских целей.

Создание самолета « Илья Муромец» .Описание конструкции. Самолётные проекты молодого авиаконструктора Игоря Сикорскогозаинтересовали генерал-майора Михаила Шидловского, возглавлявшего русские авиаотряды и эскадры, бывшего в ту пору руководителем Русско-Балтийского завода. Несмотря на возраст изобретателя (22 года), Михаил Шидловский подписывает с ним контракт на создание самолёта. Вначале это были проекты маленьких истребителей. Вскоре Игорь Сикорский осознаёт, что для России с суровым климатом и огромными просторами крайне необходимо построение четырёхмоторного самолёта. Осенью 1913 года авиаконструктор с помощниками готовит проект, аавиационной отдел завода начинает строить «Русский витязь». Это случилось всего через девять с половиной лет после полётов братьев Райт!Новыйчетырехмоторный тяжелый аэроплан« Илья Муромец» стал дельнейшим развитием конструкции «Русского витязя». Это имя стало общим для разнообразных модификаций новой машины. Постройка прототипа самолета «Илья Муромец» на Русско-Балтийском вагонном заводе стартовала в августе 1913 года.Прототип самолета был готов к декабрю 1913 года и 10 декабря выполнил свой первый полет.

Модель самолета в музее ВВС, Монино.

Как же был устроен замечательный самолет-богатырь «Илья Муромец»? «Илья Муромец» по схеме являлся расчалочным бипланом с шестью парами стоек между крыльями и имел 4 мотора. Размеры машины требовали соответствующих двигателей, и конструктор пробовал ставить на самолёт наиболее мощные из имевшихся. «Муромцы» оснащались зарубежными «Аргусами», «Санбимами», «Сальмсоны», «Бердморами», «Рено», а также моторами, выпускавшимися на том же РБВЗ.

Модель самолета " Илья Муромец"

Характерные особенностисамолета- укороченный носок фюзеляжа, удлиненный хвост и мощное горизонтальное оперение, на котором размещалось тройное вертикальное оперение: в центре - киль, а по концам - рули направления. Как крыло, так и горизонтальное оперение имели тонкий изогнутый профиль, какой применяется в настоящее время на крыльях летающих моделей. В период проектирования «Ильи Муромца» такие крыловые профили считались наиболее приспособленными для грузоподъемных самолетов. Конструкция всех модификаций «Ильи Муромца» была одинаковой, только менялись в небольших пределах некоторые размеры, мощность двигателей и устройство оперения. Все основные детали были выполнены из дерева. Верхнее и нижнее крылья собраны из отдельных частей, соединенных по разъемам. Разъемы по длине совпадали на обоих крыльях. Верхнее состояло из семи частей - короткого центроплана, двух пар средних частей и двух консольных, где располагались элероны. Нижнее имело четыре отдельные части. Крылья - как верхнее, так и нижнее - двухлонжеронные. Сами лонжероны - коробчатого сечения. Элероны установлены только на верхнем крыле и имели характерное уширение к концу. Сделано это для придания элеронам повышенной эффективности. Нервюры размещались весьма часто - через каждые 300 мм. Многочисленные межкрыльевые стойки и подкосы имели каплевидное сечение, выполнялись они из дерева, полыми внутри. Расчалки, соединявшие крылья между собой, сделаны из сдвоенных рояльных проволок диаметром 3 мм, соединенных между собой тонкой рейкой толщиной 20 мм. Обшивка крыла - полотняная, покрыта несколькими слоями аэролака. Четыре стойки в средней части сдвинуты друг к другу, и между ними укреплялись двигатели водяного охлаждения с радиаторами. Снизу верхнего крыла размещались латунные баки для горючего в виде нескольких длинных, сигарообразных контейнеров.

Схема конструкции самолета

Фюзеляж «Ильи Муромца» прямоугольного сечения деревянной ферменной конструкции, носовая часть обшита 3-мм фанерой, хвостовая - полотном. Лонжероны фюзеляжа выполнялись из ясеневого бруса сечением 50 х 50 мм в носовой части и 35 х 35 мм у хвоста. Соединение кусков лонжерона производилось на ус с обмоткой тесьмой на столярном клее. Стойки и раскосы изготавливались из сосны. Пол кабины изготавливался из фанеры толщиной 10 мм. Внутренняя обшивка кабины также делалась из фанеры. По левому борту за кромкой крыльев, иногда по обоим бортам, размещалась входная сдвижная дверь. Передняя часть фюзеляжа представляла собой просторную, закрытую кабину: ширина 1,6 м, высота от 2 м до 2,5 м, длина 8,5 м. Общий объем кабины порядка 30 кубических метров позволял осуществлять свободное внутреннее перемещение экипажа, без особых затруднений размещать оборонительное вооружение и бомбовый груз. Лобовая часть кабины, первоначально криволинейная, выклеивалась из шпона, а позднее стала многогранная, со всевозрастающей площадью остекления. Фюзеляж обшит полотном.Стабилизатор состоял из двух половин, так же как и крыло, имел два лонжерона, кромки - сосновые, нервюры расположены через каждые 300 мм, обшивка полотняная. Стабилизатор, крепился к хвостовой части фюзеляжа посредством металлических узлов и стальных расчалок. В последующих выпусках самолетов для улучшения обстрела сзади центральный руль направления был убран, на его месте размещался стрелок с пулеметом. Боковые рули направления увеличены по размерам, снабжены мощной осевой компенсацией и разнесены почти что по концам стабилизатора. Все поверхности вертикального оперения прикреплялись стойками к стабилизатору. Проводка управления от штурвала и педалей в кабине летчика к элеронам, рулю высоты и рулям направления тросовая, причем тросы проходили снаружи - по крылу и хвостовой части фюзеляжа.Шасси устанавливалось под внутренними двигателями и состояло изстоек, полозов и раскосов. В пролетах крепились попарно на коротких осях с резиновой шнуровой амортизацией. При отсутствии колес достаточного размера использовались колеса диаметром 670 мм, попарно собранные (и обшитые кожей) в четырехколесные тележки, чтобы получить широкий обод, позволяющий садиться и взлетать с довольно рыхлого грунта. Костыль - ясеневый брус сечением до 80 х 100 мм и длиной более 1,5м. Крыло имело угол установки 8-9 градусов, а оперение - 5-6градусов. Это было вызвано почти горизонтальным положением машины на стоянке (для обеспечения необходимых взлетных характеристик). Между каждой парой таких колес на оси укреплялась противокапотажная лыжа. Обе тележки шасси соединялись между собой и с фюзеляжем системой стоек и имели под фюзеляжем две дополнительные противокапотажные лыжи. Четыре такие лыжи обеспечивали безопасную посадку даже на плохо подготовленную для этого почву.

П ервый в мире пассажирский самолет. Самолет «Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолетов.

Пассажирский салон "Ильи Муромца"

Впервые в истории авиации на данном самолете имелся отдельный от кабины пилотов салон, который оснащался помимо прочего наличием электрического освещения, отопления (выхлопными газами двигателей), спальными комнатами и даже ванной с туалетом. В то время летчики одномоторных самолетов избегали летать над городами, так как в случае отказа двигателя вынужденная посадка в городе могла закончиться катастрофой. В то же время на «Муромце» имелось 4 двигателя, поэтому его создатель Сикорский был уверен в безопасности машины. Остановка одного или даже 2-х из 4-х моторов не означала того, что самолет потеряет устойчивость и должен будет приземляться. Помимо этого во время выполнения полета по крылу самолета могли ходить люди, что не нарушало равновесия машины. Во время полета на крыло выходил сам Сикорский, для того чтобы убедиться в том, что в случае возникновения необходимости кто-то из летчиков сможет заняться ремонтом двигателя прямо в полете. «Илья Муромец» достаточно часто пролетал над столицей империи, совершая полеты на высоте около 400 метров. Во время выполнения данных полетов, пассажиры самолета могли с высоты из удобной и закрытой кабины любоваться величественными бульварами и площадями города. При этом каждый полет четырехмоторного аэроплана приводил к остановке всего наземного транспорта столицы, так как на улицах собирались целые толпы горожан, для того чтобы взглянуть на огромный по тем временам самолет, издававший сильный шум 4-мя своими двигателями.В то время это было совершенно ново и производило на людей очень большое впечатление.

Полет над городом.

Первый в мире бомбардировщик. После ряда рекордов и первых успехов на машину обратили внимание военные. В итоге 12 мая 1914 года Главное Военно-Техническое Управление заключило с заводом контракт на постройку 10 аэропланов «Илья Муромец». Во многом этому способствовал тот факт, что в феврале 1914 года Сикорский поднял в воздух самолет с 16 пассажирами на борту. При этом во время совершения полета на борту самолета находился еще один пассажир – собака Шкалик, которая была любимцем всего аэродрома. Данный полет стал на тот момент небывалым достижением в области авиации.

14 пасажиров " Ильи Муромца", И.Сикорский в центре.

Полезная нагрузка во время полета над Петроградом составила практически 1 300 кг. К весне 1914 года Сикорский завершил постройку второго самолета. Данная машина была оснащена еще более мощными двигателями «Аргус». Два внутренних имели мощность – 140 л.с., а два внешних – 125 л.с. Таким образом, общая мощность двигателей самолета второй модели достигла 530 л.с., что на 130 л.с. превышало мощность двигателей первого «Ильи Муромца». Увеличенная мощность силовой установки позволила увеличить скорость и грузоподъемность, была достигнута высота полета в 2 100 метров. В своем первом испытательном полете новый самолет поднял в воздух 6 пассажиров и 820 кг. топлива. Сикорский доказал огромные потенциальные возможности своего изобретения триумфальным перелетом на «Илье Муромце» из Петербурга в Киев и обратно. В честь этого события серия получила название киевской. В 1915-1917 выпущено ещё 3 самолёта с названием «Киевский».

"Илья Муромец " «Киевский».

К началу Первой мировой войны (1 августа 1914 года) было изготовлено 4 «Ильи Муромца». К сентябрю этого же года все они были переданы в состав Императорского военно-воздушного флота. К тому моменту все аэропланы воюющих стран предназначались исключительно для нужд разведки, поэтому российский самолет следует считать первым в мире специализированным самолётом-бомбардировщиком.

Вооружение. Бомбы размещались как внутри самолёта, так и на внешней подвеске. К 1916 году бомбовая нагрузка самолета возросла до 800 кг, а для сброса бомб был сконструирован электросбрасыватель. Также на самолёте устанавливали корабельную скорострельную пушку «Гочкис» калибра 37-мм. Она устанавливалась на передней артиллерийской площадке и предназначалась для борьбы с «цеппелинами». В расчёт пушки входили наводчик и заряжающий.Также различные модификации самолетов «Илья Муромец» оснащались оборонительным стрелковым оружием: в различном количестве и в разных сочетаниях на них устанавливались пулемёты Максима, «Виккерс», «Льюис», «Мадсен», «Кольт» .


Применение во время первой мировой. 2 октября 1914 года был подписан очередной контракт на строительство 32 самолетов «Илья Муромец», цена каждой машины составляла 150 000 рублей. Таким образом, общее число заказанных самолетов достигло 42 штук. Несмотря на это от пилотов, которые занимались испытанием самолета в боевых условиях, начали поступать отрицательные отзывы. Так штабс-капитан Руднев писал о том, что самолеты «Илья Муромец» обладают небольшой скоростью, плохо набирают высоту, не защищены, по этим причинам наблюдение за крепостью Перемышль можно осуществлять только на максимально возможной высоте и большом удалении. При этом ни о каких полетах в тыл и бомбардировках противника не сообщалось. Мнение о новом самолете в армии складывалось негативное и выдача заводу «Руссобалт» задатка в размере 3,6 млн. рублей на постройку самолетов заказанной партии была приостановлена.Складывающуюся ситуацию спас Михаил Владимирович Шидловский. Шидловский признал, что новая машина имеет недостатки, но при этом указал на то, что экипажи самолетов не имеют достаточной подготовки. При этом он дал согласие на приостановку постройки партии из 32 самолетов, но настоял на том, чтобы первые 10 самолетов были построены, для того чтобы объединить их в эскадру по примеру морского флота и всестороннее испытать в боевой обстановке. Николай II одобрил эту идею и уже 23 декабря 1914 появился приказ, согласно которому русская авиация делилась на легкую, входящую в войсковые соединения и подчиняющуюся Великому Князю Александру Михайловичу, а также на тяжелую, которая подчинялась Штабу Верховного Главнокомандования. Этим же приказом было объявлено о создании эскадры из 10 боевых и 2 учебных самолетов «Илья Муромец». Командиром созданной воздушной эскадры был назначен сам Шидловский, которого призвали на военную службу.

Во время первой мировой.

Уже в феврале 1915 года самолеты «Илья Муромец», сведенные в первое в мире подразделение тяжелых бомбардировщиков «Эскадра воздушных кораблей», наносили мощные удары по противнику на фронтах Первой мировой войны. Они произвели на немцев запугивающее впечатление.Свой первый боевой полет в составе эскадры был произведен 21 февраля 1915 года. Однако он закончился ничем, летчики заблудились и, не обнаружив цель (Пилленберг), вернулись обратно. Второй полет произошел на следующий день и стал успешным. Бомбардировке подверглась железнодорожная станция, на которую сбросили серию из 5 бомб. Бомбы разорвались посреди подвижного состава, а результаты бомбардировки были засняты на фотоаппарат.18 марта с помощью «Ильи Муромца» была осуществлена фоторазведка по маршруту Яблонна – Вилленберг – Найденбург – Зольдну – Лаутенбург – Страссбург – Тори – Плоцк – Млава – Яблонна. В результате данного полета удалось установить, что концентрация неприятельских войск на данном участке отсутствует. За выполнение данного разведывательного полета экипаж самолета был представлен к наградам, а капитан Горшков произведен в подполковники.


Благодаря успехам, которых смогла добиться эскадра, в апреле 1915 года заказ на строительство 32 бомбардировщиков «Илья Муромец» вновь был активирован. Самолеты планировалось построить до 1 мая 1916 года. В 1915 году началось производство самолетов Г серии.

Основные серии самолета "Илья Муромец":

Илья Муромец» – первая машина с 4 моторами «Аргус»;

«Илья Муромец» – серия Б, имел меньшие размеры и более мощную силовую установку;

Илья Муромец» – серия В, облегчённый, боевой; имел ещё более меньшие размеры, чем Б.

«Илья Муромец» – серия Г, несколько больших размеров, чем В; на Г-2 появилось важное нововведение – хвостовая пулемётная точка; одна из самых массовых серий;

«Илья Муромец»Д или ДИМ – немногочисленная серия Д; имел увеличенный по размерам фюзеляж с развитым носовым остеклением; моторы «Санбим» (две тандемные установки).


"Илья Муромец"
" Илья Муромец", серия В


"Илья Муромец", серия Г
"Илья Муромец", серия Б

Всего за время войны на русско-германском фронте действовало около 50 "Муромцев". Их экипажи совершили более 300 вылетов на разведку и бомбардировку, сбросив 48 тонн бомб. Лишь один "воздушный корабль" был сбит в бою немецкими истребителями, а стрелки "Муромцев" сумели уничтожить не менее трех вражеских машин.«Илья Муромец» был практически неуязвим. Зенитных орудий тогда не было, а ранение или даже гибель одного-двух человек из экипажа самолета не слишком отражалось на боеспособности машины. Умелые летчики (например, штабс-капитан Горшков) и ловкие метатели 40-фунтовых бомб наносили большой урон противнику. К сожалению, производство самолетов сдерживалось поставками импортных французских двигателей. Значительная часть «Муромцев» так и остались не собранными на русских военных складах.

И спол ьзование самолета после первой мировой войны. После 1918 года самолеты «Илья Муромец» уже не выпускались, но сохранившийся после Первой мировой и Гражданской войн парк некоторое время еще эксплуатировался. К примеру, первая советская регулярная почтово-пассажирская авиалиния по маршруту Москва – Орёл – Харьков была открыта 1 мая 1921 года и проработала до 10 октября 1921 года, за это время было выполнено 43 рейса, перевезено более 2-х тонн грузов и 60 пассажиров. Однако из-за сильной изношенности самолетного парка трасса была ликвидирована. Один из оставшихся самолетов был передан школе Воздушной Стрельбы и Бомбометания, расположенной в Серпухове. Он использовался для подготовки пилотов в 1922-1923 году, за это время машина совершила порядка 80 учебных полетов, однако после этой даты самолеты в небо не поднимались.

Выводы: в процессе работы поставленная цель была достигнута, я приобрела навык работы с литературой, с интернет- ресурсами. Материалы моей исследовательской работы будут использованы для проведения:

· интегрированных уроков;

· тематических экскурсий в школьном музее Дальняя авиация России;

· внеклассных мероприятий;

· классных часов.

Гордость Русской авиации

Заключение. Любой самолет - это чудо. Но многомоторные самолеты поражают и своими размерами, и грузоподъемностью, и уникальностью конструкции. Создание самолета «Илья Муромец»является одной из наиболее ярких страниц в истории русского самолетостроения.Он проектировался для мирной жизни. Игорь Сикорский мечтал, что его машина покорит Крайний Север и поможет ученым в исследовании дальних земель. Но прославиться этой машине суждено было не в мирном небе, а как первому в мире бомбардировщику. Как лучшему бомбардировщику Первой Мировой! Создание такого самолета, как « Илья Муромец» доказалоприоритет нашей страны в области конструкций больших самолетов, их вооружения, оборудования и военного применения, положило начало Дальней авиации России.«Илья Муромец»-предмет нашей законной гордости. История самолета не прекращается. Гордое имя « Илья Муромец» носит самолет Ту -160 под №06 на авиабазе дальней авиации ВВС, расположенной близ города Энгельс.Вот почему, я считаю, что этот самолет можно назвать легендарным! А моя мечта -увидеть

В музее ВВС экспонируется макет"Ильи Муромца",оснащенный двигателями чешского производства.Его сделали в натуральную величину по заказу киностудии "Мосфильм" для съемок фильма "Поэма о крыльях".Макет способен рулить и совершать пробежки по аэродрому. В музей ВВС он поступил в 1979 году и с 1985 года экспонируется после восстановительного ремонта.


Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Илья Муромец (С-22 «Илья Муромец») - общее название нескольких серий четырёхмоторных цельнодеревянных бипланов, выпускавшихся в России на Русско-Балтийском вагонном заводе в течение 1913-1918 гг. На самолёте поставлен ряд рекордов грузоподъемности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полёта.

Самолёт разработан авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода в Петербурге под руководством И. И. Сикорского. Технический персонал отдела составляли такие конструкторы как К. К. Эргант, М. Ф. Климиксеев, А. А. Серебров, князь А. С. Кудашев, Г. П. Адлер и др. «Илья Муромец» появился в результате дальнейшего развития конструкции «Русского витязя», в ходе которого она оказалась практически полностью переработана, без существенных изменений была оставлена лишь общая схема самолета и его коробка крыльев с установленными в ряд на нижнем крыле четырьмя двигателями, фюзеляж же был принципиально новым. В результате с теми же четырьмя моторами «Аргус» в 100 л.с. новый самолёт обладал вдвое большей массой нагрузки и максимальной высотой полёта.

«Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолётом. Он впервые в истории авиации был оснащён отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. На «Муромце» имелось отопление (выхлопными газами двигателей) и электрическое освещение. По бортам располагались выходы на крылья. Начало Первой мировой и Гражданской войны в России помешали дальнейшему развитию отечественной гражданской авиации.

Постройка первой машины завершена в октябре 1913. После испытаний на ней производили показательные полёты и установили несколько рекордов, в частности рекорд грузоподъемности: 12 декабря 1913 1100 кг (предыдущий рекорд на самолете Соммера составлял 653 кг), 12 февраля 1914 в воздух было поднято 16 человек и собака, общим весом 1290 кг. Пилотировал самолёт сам И. И. Сикорский.

Весной 1914 первого «Илью Муромца» переоборудовали в гидроплан с более мощными двигателями. В этой модификации он был принят морским ведомством и оставался крупнейшим гидропланом до 1917 года.

Второй самолёт (ИМ-Б Киевский) меньший по размеру и с более мощными двигателями 4 июня поднял на рекордную высоту в 2000 метров 10 пассажиров, 5 июня поставил рекорд продолжительности полёта (6 ч. 33 мин. 10 сек.), 16-17 июня совершил перелёт Петербург-Киев с одной посадкой. В честь этого события серия получила название киевской. В 1915-1917 выпущено ещё 3 самолёта с названием «Киевский» (один серии Г-1, другой Г-2, см. ниже).

Самолёты типа первого и киевского получили название серия Б. Всего их было произведено 7 экземпляров.

К началу войны (1 августа 1914) было построено уже 4 «Ильи Муромца». К сентябрю 1914 они были переданы в Императорский военно-воздушный флот.
Во время войны начато производство самолётов серии В, наиболее массовой (выпущено 30 единиц). Они отличались от серии Б меньшими размерами и большей скоростью. Экипаж состоял из 4 человек, некоторые модификации имели два мотора. Использовались бомбы массой около 80 кг, реже до 240 кг. Осенью 1915 произведён опыт бомбометания 410-килограммовой бомбы.

В 1915 начался выпуск серии Г с экипажем 7 человек, Г-1, в 1916 - Г-2 со стрелковой кабиной, Г-3, в 1917 - Г-4. В 1915-1916 выпущено три машины серии Д (ДИМ). Производство самолётов продолжалась до 1918. Самолёты Г-2, на одном из которых (третий по счёту с названием «Киевский») была достигнута высота 5200 м, использовались в Гражданскую войну.

В 1918 не совершено ни одного боевого вылета «Муромцев». Лишь в августе-сентябре 1919 Советская республика смогла использовать две машины в районе Орла. В 1920 совершено несколько вылетов в ходе Советско-польской войны и боевых действий против Врангеля. 21 ноября 1920 состоялся последний боевой вылет «Ильи Муромца».
1 мая 1921 открыта первая в РСФСР почтово-пассажирская авиалиния Москва-Харьков. Линию обслуживали 6 «Муромцев», сильно изношенных и с выработавшими ресурс двигателями, из-за чего уже 10 октября 1922 её ликвидировали. За это время было перевезено 60 пассажиров и около 2 тонн грузов.
В 1922 году Сократ Монастырёв совершил перелёт по маршруту Москва-Баку на самолёте «Илья Муромец».

Один из почтовых самолётов был передан школе Воздушной Стрельбы и Бомбометания (Серпухов), где на нём в течение 1922-1923 годов совершено около 80 учебных полётов. После этого «Муромцы» в воздух не поднимались.
Илья Муромец ИМ-Б ИМ-В ИМ-Г-1 ИМ-Д-1 ИМ-Е-1 Тип самолёта бомбардировщик Разработчик Авиационный отдел Русско-Балтийского вагонного завода Кем использовался Воздушный флот Российской империи Время производства 1913-1914 гг. 1914-1915 гг. 1915-1917 гг. 1915-1917 гг. с 1916 г. Длина, м 19 17,5 17,1 15,5 18,2 Размах верхнего крыла, м 30,9 29,8 30,9 24,9 31,1 Размах нижнего крыла, м 21,0 Площадь крыльев, м² 150 125 148 132 200 Масса пустого, кг 3100 3500 3800 3150 4800 Масса загруженного, кг 4600 5000 5400 4400 7000 Продолжительность полёта, час 5 4,5 4 4 4,4 Потолок, м 3000 3500 3000 ? 2000 Скороподъёмность 2000/30" 2000/20" 2000/18" ? 2000/25" Максимальная скорость, км/ч 105 120 135 120 130 Двигатели 4 шт.(рядный) «Argus» «Руссобалт» «Sunbeam» «Sunbeam» «Renault» 140 л.с. 150 л.с. 160 л.с. 150 л.с. 220 л.с. Сколько произведено 7 30 ? 3 ? Экипаж, чел. 5 5-6 5-7 5-7 6-8 Вооружение 2 пулемёта 4 пулемёта 6 пулемётов 4 пулемёта 5-8 пулемётов 350 кг бомб 417 кг бомб 500 кг бомб 400 кг бомб 300−500 кг Пулемёты «Льюис» и «Мадсен».

Судя по экстерьеру мы имеем копию типа В.
(ИМ-В, облегченный боевой, узкокрылый): самолет несколько уменьшенных размеров и массы, лучше приспособленный для боевого применения. Бензобаки перенесены на крышу фюзеляжа. Увеличена площадь остекления кабины. Вооружение: 1-2 пулемета различных типов на шкворневых установках в надфюзеляжном вырезе верхнего крыла между бензобаками. Иногда в полет брали ручной пулемет для стрельбы через окна в фюзеляже. Экипаж: 4 человека. В 1914-1915 годах построено свыше 30 экземпляров ИМ-В, большинство из которых оснащалось четырьмя двигателями "Санбим" по 150 л.с. каждый. Известны и другие варианты: 4 "Аргуса" по 140 л.с., 4 РБВЗ-6 по 150 л.с., 2 "Сальмсона" по 200 л.с., 2 "Санбима" по 225 л.с. Двухмоторные "Муромцы" по характеристикам уступали четырехмоторным и считались учебными. Бомбовая нагрузка ИМ-В достигала 500 кг.

Один корабль приравнивался к полевому отряду и придавался штабам армий и фронтов.

Утверждают,что этот макет мог даже отрываться от земли подлетая в длину на несколько десятков метров.

заднее шасси

шасси

двигатель

А теперь проберемся внутрь

штурвал

руды

педали

приборы

что это?

тяги от рудов

топливная система: поскольку баки над крышей,то топливо попадает в двигатели самотеком

воздух под давлением?

общий вид

вид из кабины в сторону хвостового отсека

что за дверью в хвостовом отсеке

рабочее место штурмана

Бомбы размещались как внутри самолета (вертикально вдоль бортов), так и на внешней подвеске. К 1916 году бомбовая нагрузка самолета возросла до 800 кг, а для сброса бомб был сконструирован электросбрасыватель. Также самолет оснастили оборонительным стрелковым оружием: в различном количестве и в разных сочетаниях на него устанавливались пулемёты Максима, «Льюис», «Мадсен», «Кольт», 12,7 мм, 15,3 мм, 25 мм, 37 мм и даже 76,2-миллиметровые пушки, среди них - экспериментальные безоткатные модели Леонида Курчевского.
крепление бомб

прицел для бомбометания

плюс пулеметик

Долгие годы советским гражданам упорно внушалась мысль о технической отсталости царской России. На фоне количества газовых плит в подмосковных Черемушках, по состоянию на 1913 год, можно было наглядно демонстрировать успехи советской власти. Однако не такой уж «лапотной» была наша страна до октябрьского переворота.

Воздушный гигант 1913 года

В 1913 году русский инженер И.И. Сикорский построил самый большой самолет в мире. Назван он был «Русским витязем» и по тем временам имел внушительные размеры: размах крыльев превышал 30 метров, длина фюзеляжа - 22м. Крейсерская скорость первоначально составляла 100 км/ч, но после доработки и установки более мощных двигателей, а их было четыре, она достигла 135 км/ч, что говорит о запасе прочности конструкции. Новинку отечественного самолетостроения почтил присутствием российский император Николай Второй, который не только осмотрел летательный аппарат, но и изъявил желание побывать в пилотской кабине.

Перевозка пассажиров

В тот же день талантливый конструктор и отважный пилот Сикорский, взяв на борт семерых добровольцев, установил мировой рекорд продолжительности полета, продержавшись в воздухе около пяти часов. Таким образом, «Русский витязь», переименованный в дальнейшем в «Илью Муромца» - самый большой пассажирский самолет по состоянию на период с 1913 по 1919 годы. Впервые на нем были предусмотрены комфортные условия для перевозимых людей. Салон, отделенный от пилотских сидений, был оборудован спальными местами, внутри имелся туалет и даже ванная комната. И сегодня такие представления об удобствах в полете не кажутся наивными и устаревшими. Самый большой самолет в мире строился на заводе «Руссо-балт» и был гордостью российской промышленности.

Первый в мире стратегический бомбардировщик

Возможность нести более восьмисот килограммов полезной нагрузки - технический показатель, определивший судьбу аэроплана после начала Первой мировой войны. Он стал стратегическим бомбардировщиком. «Илья Муромец» - первый в мире самолет, способный подрывать экономическую инфраструктуру враждебных стран. Создание воздушной эскадры бомбовозов дало начало всей российской дальней авиации, которая и сегодня является гарантом суверенитета нашей родины. Кроме этого, высокий по тем временам практический потолок делал самый большой самолет неуязвимым для зенитной артиллерии, не говоря уже об обычном стрелковом вооружении, а, следовательно, аэроплан мог без опаски производить воздушную разведку. Летательный аппарат в полете демонстрировал редкую стабильность и живучесть, по плоскостям могли ходить пилоты и техники, а многомоторная схема даже позволяла устранять неисправности, возникающие в двигателях, тогда еще очень ненадежных. Они, кстати, были импортными, фирмы «Аргус».

Гигант-универсал

Самый большой самолет в мире имел конструкцию, создающую условия для многоцелевого применения, что особенно ценно для военной техники. Установка на нем пушки превращала «Муромца» в воздушную артиллерийскую батарею, способную эффективно бороться с «Цеппелинами» на больших дистанциях. После доработки и модификации он превращался в гидроплан и мог садиться или взлетать с водной поверхности.

Наша слава

Сто лет назад в России был построен самый большой самолет в мире. Сегодня он, разумеется, кажется архаичным. Только не стоит над ним смеяться - именно тогда зарождалась немеркнущая слава воздушного флота нашей родины.

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Он имел несколько предшественников. В марте 1913 года в петербургском отделении «Русско-балтийского Вагонного Завода» (РБВЗ) был построен тяжелый воздушный корабль «Гранд», позднее переименованный в «Русского витязя». Первоначапьно «Русский витязь» имел два мотора «Аргус» мощностью в 80л. с., вес корабля доходил до Зт, размах крыльев-31м, длина самолета- 17 м. Вдальнейшем на самолете были установлены еще два двигателя, сначала тандем но, а затем, в июле 1914 года, - в ряд влоль передней кромки нижнего крыла.

Дальнейшим развитием конструкции «Русского витязя» и стал «Илья Муромец». Прежняя конструкция оказалась практически полиостью переработана, без существенных изменений была оставлена лишь общая схема самолета и его коробка крыльев с установленными в ряд на нижнем крыле четырьмя двигателями, фюзеляж же был принципиально новым. В результате с теми же четырьмя моторами производства «Аргус» в 100 л.с. новый самолёт обладал вдвое большей массой нагрузки и максимальной высотой полёта. Когда в 1915 голу на заводе «Руссо-Балт» в Петрограде инженером Киресвым был сконструирован авиадвигатель

Р-БВЗ, он также стал устанавливаться на некоторые модификации «Муромцев». «Илья Муромец» впервые в истории авиации был оснащён отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. На «Муромце» имелось отопление (выхлопными газами двигателей) и электрическое освещение. По бортам располагались выходы на консоли нижнего крыла. Первая машина была построена в октябре 1913 года. 12 декабря 1913 года на ней был установлен рекорд грузоподъемности в 1100 кг. А12февраля 1914годавводдух было поднято 16 человек и собака, обшим весом 1290 кг, причем пилотировал самолёт сам Сикорский.

Весной 1914 года первого «Илью Муромца» переоборудовали в гидроплан с более мощными двигателями. В этой модификации он был принят морским ведомством и оставался крупнейшим гидропланом до 1917 года. Второй самолет (ИМ-Б Киевский), меньший по размеру и с более мошными двигателями, 4 июня поднял на рекордную высоту в 2000 метров 10 пассажиров, 5 июня поставил рекорд продолжительности полёта (6 ч 33 мин 10 сек), 16-17 июня совершил перелёт Петербург-Киев с одной посадкой. В честь этого события серия получила название киевской. Всего однотипных с 1-м и 2-м киевским самолетами было построено 7 машин. Они назывались «Серия Б». К началу войны (1 августа 1914) было построено уже 4 «Ильи Муромца». К сентябрю 1914 года они были переданы в Императорский военно-воздушный флот. 1-й «Муромец» под командованием штабскапитана Руднева вылетел на фронт 31 августа (13 сентября) 1914 года, но из-за аварии достиг Белостока только 23 сентября и принял участие в разведке осажденного австрийского Перемышля лишь в ноябре. Устаревшая артиллерия Перемышля не была приспособлена для зенитной стрельбы, и летчики на «Фарманах» отваживались летать над крепостью на высоте 500-600 м, благополучно возвращаясь на базу.

Руднев же не рисковал приближаться к крепости и производил наблюдения издали с высоты 1000 м. Второй корабль поручика Панкратьева 24 сентября при вылете на фронт потерпел аварию в Режице, причем потребовалась замена шасси и моторов. 10 (23) декабря 1914 года было утверждено императором постановление военного совета о создании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец» (Эскадра воздушных кораблей, ЭВК), ставшей первым в мире соединением бомбардировщиков.

Однако она долгое время оставалась на бумаге, поскольку не хватало летчиков, умевших летать на «Муромцах». 14 февраля 1915 года «Илья Муромец Киевский» под командой штабс-капитана Горшкова вылетел на разведку переправ на реке Висла у Плоцка, но из-за сильной облачности вернулся, не обнаружив целей. На следующий день корабль впервые произвел бомбометание, и две пудовые бомбы были сброшены на батареи, а три - на обоз. 21 февраля 1915 года он вылетел с 5 двухпудовыми фугасными бомбами и одной пристрелочной на станцию Вилленберг, но бомбы не сбрасывал. Утром следующего дня Горшков, смущенный неполным выполнением задания, в тайне от всех вылетел по уже знакомому маршруту, в первом заходе произвел пристрелку, а во втором сбросил пять бомб. Затем он сфотографировал станцию и благополучно вернулся. 24 и 25 февраля на ту же станцию было сброшено свыше 30 пудов (480 кг) бомб. За три полета, по донесению из штаба армии, «разрушено станционное здание и пакгауз, шесть товарных вагонов и вагон коменданта, причем комендант убит, в городе разрушено несколько домов, убито два офицера и 17 нижних чинов, семь лошадей. В городе паника. Жители в ясную погоду прячутся в погребах». Во время войны начато производство самолётов серии В, наиболее массовой и насчитывавшей 30 машин. Они отличались от серии Б меньшими размерами и большей скоростью. В 1915 году начался выпуск серии Г с экипажем 7 человек. Вооружение «Муромцев» состояло из винтовок, карабинов и ручных пулеметов «Мадсен», последние часто отказывали, также использовались «максимы».

В начале 1915 года эскадра получила пулеметы «Льюис» с обоймами на 40 патронов, по 3-4 пулемета на корабль. В следующем году были получены пулеметы «Виккерс» и «Кольт». «Муромцы» использовали фугасные, осколочные и зажигательные бомбы калибром от 2,5 до 410 кг, а также стальные метательные стрелы. Последние были не слишком эффективны, поскольку вероятность попасть такой стрелой в человека или лошадь была крайне мала. В то же время эффективность «Муромцев» относительно их стоимости была сравнительно невелика. Цена «Муромцев» составляла 150 ООО рублей за одну машину при цене одномоторного аэроплана Сикорского в 7-14 ООО рублей. При этом бомбовая нагрузка «Муромца» дишь ненамного превосходила бомбовую нагрузку одномоторных самолетов. Преимущество же их в дальности полета большой роли не играло, так как русская авиация исполыюваласьтолько для поддержки сухопутных войск. Первые «Муромцы» брали в боевой вылет до 10-20 пудов бомб (160-320 кг), 22 июля 1915 г. с «Муромца» штабс-капитана Панкратьева была сброшена опытная 25-пудовая (400 кг) бомба без взрывчатки. В феврале 1916 года «Муромцы» сбрасывали уже по 25-30 пудов (400-480 кг) бомб.

За годы войны в войска поступило 60 машин. Эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей. Только за 1915 год корабли выполнили до ста вылетов, сбросив около 20 т бомб. Первый «Муромец» был потерян в бою 5 июля 1915 года, когда машину поручика Башко последовательно атаковали три истребителя «Альбатрос». Самолет совершил вынужденную посадку, с него сняли моторы и отправили на склад. 2 ноября 1915 года «Муромец» штабскапитана Озерского возвращался после бомбардировки станции Барановичи, во время которой подвергся сильному зенитному обстрелу. У самолета были перебиты тросы, ведущие к элеронам, и он врезался в землю у Прилук. Почти весь экипаж погиб. 19 марта 1916 года «Муромец» с 450 кг бомб был атакован двумя «фоккерами», получил более 40 попаданий, но смог отбиться. 2 члена экипажа были ранены, а 1 умер в госпитале от потери крови. 13 апреля 1916 года при бомбардировке станции Даудзевас был серьезно поврежден и списан «Муромец» поручика Коистенчика, асам пилот ранен. В апреле 1916 года 7 немецких аэропланов также разбомбили аэродром в Зегевольде, в результате чего получили повреждения 4 «Муромца».

12 (25) сентября 1916 года во время налёта на штаб в д. Антоново и станцию Боруны истребителями был сбит самолет поручика Д.Д. Макшеева. В этот день был запланирован вылет 3-го отряда «Муромцев» (4 самолета), 12 «Вуазенов» и двух отрядов истребителей «МоранПарасоль». Но взаимодействия организовано не было. Один «Муромец» стартовать не смог из-за возгорания моторов, а другой вернулся, не перелетев позиций противника, в связи с «отсутсгвием опытного помощника у командира». Поэтому немцы смогли сбить «Муромец» поручика Макшеева, повернувшего обратно из-за неполадки с мотором, и «Вуазен». Лейтенант Вольф из немецкого полевого авиаотряда утверждал, что именно он сбил «Муромец». Сначала огонь был открыт с дистанции 150 м, был поврежден один из правых моторов.

Ответный огонь «Муромца» также попал в цель, но истребитель, маневрируя, подошел до 50 м, наблюдатель лейтенант Лозе вел огонь по кабине. Вскоре «Муромец» начало заваливать, и он перешел в крутую спираль, затем в штопор. Вместе с ним погиб один «Моран». Но самой распространённой причиной потерь были технические неполадки и различные несчастные случаи - из-за этого было потеряно около 20 машин. После Октябрьской революции боевое использование «Муромцев» прекратилось вплоть до окончания войны. Высокая аварийность «Муромцев» была связана, в частности, с тем, что немецкие двигатели «Аргус», под которые проектировался «Муромец», с началом войны были недоступны, а французский «Сальмсон» и британский «Санбим» отличались большим лобовым сопротивлением и ненадежностью, запасные части отсутствовали, механики и мотористы были недостаточно подготовлены. Сами самолеты изнашивались, и росли потери по эксплуатационным причин*™. Поэтому в январе -феврале 1916 года из всей эскадры из 10 самолетов боеспособным был лишь один, в октябре было совершено всего два вылета одним самолетом, а в ноябре и декабре последовал лишь один вылет, состоявшийся 22 ноября. В начале 1917 года из 30 «Муромцев» на фронте находилось лишь 4, из которых два за зиму вообще не совершали боевых полетов из-за устаревших или плохо работавших моторов. Не хватало и обученных экипажей. Всего из 51 самолета, поступившего на фронт, воевало только 40 машин. Если в 1916 году самолеты совершили максимальное число вылетов - 156 и сбросили до 19 т бомб, то за 1917 год было лишь около 70 боевых вылетов, во время которых было сброшено 10,7 т бомб. А как соотносились «Муромцы» с аналогичными иностранными бомбардировщиками периода Первой мировой войны? Немецкие «Ризены» или «Ризснфлюгцойги» (Riesenflugzeug, «Гигант») разрабатывались лишь с 1914 года и вступили в бой позднее «Муромцев» - 13 января 1916 года. Уже 24 августа экспериментальному образцу удалось сбросить почти 900 кг бомб. Затем самолет пошел в серию. Было построено 18 R. VI, из которых 16 применялись на фронте, поднимая до двух тонн бомб за вылет, нормальная же бомбовая нагрузка составляла 1300 кг. 29 июня 1917 года R. IV в четырехчасовом полете сбросил 1,5 т бомб. С конца сентября 1917 года «Гиганты» атаковали Англию. Только один R.39 в 20 боевых вылетах сбросил на Англию 26тбомб, втом числе три 1000-килограммовые бомбы. Первая тонная бомба была сброшена на Челси ночью 16-17 февраля 1918 года. Еще ранее, 28-29 января, 300-килограммовая бомба убила 38 и ранила 85 человек. Немцы построили и три самолета серии R. XIV, при дальности полета в 1300 км поднимавшие тонну бомб. «Гиганты» бомбили Париж, Дюнкерк, Булонь, Кале и другие французские города. 1 R. VI и 1 R. XIV были сбиты истребителями, a I R. VI был сбит зенитным огнем. Еще I R. VI разбился после боя по невыясненной причине. 13 «Гигантов» разбились по небоевым причинам в результате аварий. В 1ермании массовыми стали двухмоторные бомбардировщики различных фирм - «Готы», AEG, «Фридрихсхафены» и небольшое число «Румплеров». «Гот» модификации G. IV было выпушено 230 машин, и G. V - около 200 машин.

Имея лишь два мотора, в 1916 году они догнали «Муромцев» образца 1915 года по практической дальности и бомбовой нагрузке. Не уступая лучшим «Муромцам» 1916-1917 годов с моторами «Бердмор» по скорости-135 км/час, «Готы» превзошли их в грузоподъемности - до 500 кг бомб, поскольку с увеличением числа пулеметов на «Муромцах» их грузоподъемность уменьшилась. «Фридрихсхафены» поднимали до 1-1,5 т бомб и имели максимальную скорость в 135 км/ч. 25 мая 1917 года 23 «Гота» бомбили Лондон днем, но двум пришлось вернуться из-за механических проблем. Погодные условия не позволили бомбить Лондон, поэтому бомбардировщики атаковали запасные цели на побережье. Атаки истребителей ПВО закончились безрезультатно. Девять «Сопвичей» из фронтовых эскадрилий перехватили возвращавшиеся бомбардировщики у бельгийского побережья и сбили один из них.

Любопытно, что после уменьшения атак цеппелинов в 1916 году ПВО Лондона решено было сократить и разрешить открывать огонь только батареям охраны побережья. Вторая атака 5 июня пришлась на графство Кент, но третья, 13 июня, достигла Лондона. Погибло 162 человека, еще 432 было ранено. Ни один самолет из 14 не был сбит, несмотря на 92 истребителя в воздухе. Англичане приняли решение увеличить количество эскадрилий со 108 до 200. При бомбардировке 7 июля 22 самолетами погибло 54 человека и ранено 194 (по более поздним подсчетам - 65 и 245, соответственно), многие - от осколков зенитных снарядов, от П ВО потеряна всего одна «Гота». С мая по август 1917 года «Готы» совершили восемь рейдов на Англию, включая три на Лондон. С сентября усиление П ВО заставило немцев перейти на ночные действия, что увеличило потери самолетов при приземлении. В 1913 году «Муромцы» были передовым образцом авиатехники, из-за быстрого прогресса авиации в годы войны они успели устареть.

А их усовершенствованию, в частности, мешал дефицит в России хороших авиационных моторов, импорт которых во время войны был затруднен. В 1917 году английский одномоторный DH-4 «Хэвиленд» нес более 200 кг бомб со скоростью до 170 км/ч, а «Муромцы» с полным набором пулеметов - 150-200 кг при меньшей скорости и дальности. При этом ОН-4было построено примерно 1500, не считая почти 2000, выпущенных в США и успевших прибыть во Францию еще до конца войны. Французский «Бреге» 14, в значительной мере сделанный из алюминия, нес 3 пулемета и до 300 кг бомб со скоростью до 177 км/ч. С марта 1917 года и до конца войны было выпущено примерно 5500 этих машин. Серийный (было выпущено более 600 машин) двухмоторный «Хендли Пейдж» воевал с марта 1917 года.

Своеобразная ирония судьбы - английские моторы для этих бомбардировщиков, «Санбим» в 320 л. см носили название «Казак». Италия, не самая сильная авиационная держава, смогла построить более 750 тяжелых бомбардировщиков «Капрони» разных модификаций («Капрони-4» поднимали до 1,5 т бомб, «Капрони-5» - полтонны), Россия же произвела всего лишь около 80 «Муромцев». Комиссия по вопросу о прочности аэропланов «Илья Муромец», созданная после Февральской революции, пришла к следующим неутешительным выводам: «1) С точки зрения прочности в полете аппараты опасны. 2) Дальнейших заказов аппаратов этого типа производить не следует. 3) В случае необходимости в больших аппаратах лучше выработать новый тип, чем заниматься улучшениями "И. М.*\ 4) Эти соображения в смысле прочности относятся также к аппаратам с четырьмя моторами Русско-Балтийского завода, так как усилия в нем мало отличаются от усилий в рассчитанном аппарате».

Сто великих тайн Первой мировой / Б.В. Соколов. - М.: Вече, 2014.-416 е. - (100 великих).


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник