03.08.2019

Рассказы о перелетных птицах для дошкольников 7л. Сказка о перелетных птицах «На озере. Отгадай загадки Воробья: грамматическая игра


На этой странице сайта собраны рассказы для детей дошкольников и учащихся начальных классов о перелетных птицах.

Виталий Бианки. Ночная тревога

Почти каждую ночь на окраинах города - тревога.

Заслышав шум на дворе, люди соскакивают с кроватей, высовывают головы в окна. Что такое, что случилось?

Внизу, во дворе, громко хлопают крыльями птицы, гогочут гуси, кричат утки. Уж не напал ли на них хорек, не пробралась ли во двор лисица?

Но какие же лисы и хорьки в каменном городе, за чугунными воротами домов?

Хозяева осматривают двор, осматривают птичники. Все в порядке. Никого нет, никто не мог пробраться за крепкие замки и засовы. Просто, верно, дурной сон приснился птицам. Вот они уже и успокаиваются.

Люди ложатся в постели, засыпают спокойно.

А через час - опять гогот и кряканье. Переполох, тревога. Что такое?

Что там опять?

Открой окно, притаись и слушай. В черном небе мерцают золотые искры звезд. Все тихо.

Но вот словно чья-то неуловимая тень скользит вверху, по очереди затмевая золотые небесные огоньки. Слышится легкий прерывистый свист.

Мгновенно просыпаются дворовые утки и гуси. Давно, казалось, забывшие волю, птицы в смутном порыве бьют крыльями по воздуху. Они приподнимаются на лапках, вытягивают шеи, кричат, кричат горестно и тоскливо. С высокого черного неба им отвечают призывом вольные, дикие сестры. Над каменными домами, над железными крышами тянут стая за стаей крылатые странники. Свистят утиные крылья. Звенит гортанная перекличка диких гусей и казарок:

Го! го! го! В дорогу, в дорогу!

От холода и голода! В дорогу, в дорогу!

Замирает вдали звонкий гогот перелетных, а в глубине каменного двора мечутся давно отвыкшие от полета домашние гуси и утки.

ПРОЩАЛЬНАЯ ПЕСЕНКА

Уж сильно поредела на березах листва. Сиротливо качается на голой ветке давно покинутый хозяевами домик - скворешня.

Вдруг - что такое? - подлетели два скворца. Самочка скользнула в скворешню, деловито копошится в ней. Самец сел на веточку, посидел, поглядел по сторонам... и запел! Но тихонько запел, будто про себя.

Вот кончил. Самочка вылетела из скворешни, - скорей назад, к стае. И он за ней. Пора, пора: не сегодня завтра - в путь далекий.

Простились с домиком, где летом вывели ребят.

Они его не забудут, и весной опять поселятся в нем.

Из дневника юнната

ПЕРВАЯ ТЕЛЕГРАММА ИЗ ЛЕСУ

Исчезли все певчие птицы в ярких и пестрых нарядах. Как они отправлялись в путь, мы не видели, потому что они отлетают ночью.

Многие птицы предпочитают путешествовать по ночам: так безопасней. в темноте их не трогают сокола, ястреба и другие хищники, которые выбрались из лесов и ждут их на пути. А дорогу на юг перелетные птицы найдут и в темную ночь.

На Великом Морском пути показались стаи водяных птиц: уток, нырков, гусей, куликов. Крылатые путники делают остановки на тех же местах, что и весной.

Желтеет листва в лесу. Зайчиха принесла еще шестерых зайчат. Это последние в нынешнем году зайчата - листопадники.

На тинистых берегах заливов кто-то по ночам ставит крестики. Крестиками и точечками усеяна вся тина. Мы сделали себе шалашку на берегу заливчика и хотим посмотреть, кто это шалит.

ВТОРАЯ ТЕЛЕГРАММА ИЗ ЛЕСУ

Мы подсмотрели, кто это ставит крестики и точки на тине по берегу залива.

Оказывается, - это кулики.

В тинистых заливчиках у них - харчевни. Они останавливаются тут передохнуть и закусить. Они шагают своими долгими ногами по мягкой тине и оставляют на ней отпечатки своих трёх широко расставленных пальцев. А точки остаются там, где они втыкают длинные носы в тину, чтобы вытащить из неё какую-нибудь мелкую живность себе на завтрак.

Мы поймали аиста, который жил всё лето у нас на крыше, и надели ему на ногу лёгкое металлическое (алюминиевое) колечко. На колечке вытиснена надпись: Моskwа, Огnitolog, Коmitet А, № 195 (Москва, Орнитологический * комитет, серия А, № 195). Потом мы аиста выпустили. Пускай летит с колечком. Если кто-нибудь поймает его там, где он будет зимовать, мы узнаем из газет, где зимние квартиры наших аистов.

Листва в лесу совсем раскрасилась и начала падать.

* Орнитология - наука о птицах.

ТРЕТЬЯ ТЕЛЕГРАММА ИЗ ЛЕСУ

(От наших специальных корреспондентов)

Ударили холодные утренники.

На некоторых кустах листву как ножом срезало. С деревьев дождём сыплются листья.

Бабочки, мухи, жуки прячутся кто куда.

Певчие перелётные торопливо пробираются рощами и перелесками: им уже становится голодно.

Не жалуются на бескормицу только дрозды. Они стаями накинулись на грозди спелой рябины.

В оголённом лесу свищет холодный ветер. Деревья погружаются в глубокий сон. Песен в лесу больше не слышно.

ОТЛЕТ ПТИЦ НА ЗИМОВКИ

ОСЕНЬ С НЕБА

Взглянуть бы на бескрайнюю нашу страну с неба. Осенью. Подняться на стратостате выше леса стоячего, выше облака ходячего - километров бы на тридцать над землёй. Конца-края нашей земли всё равно не увидишь, но óвидь - что видно кругом-оттуда огромная. Если, конечно, небо чистое, не закрывает землю от глаз сплошная туча - оболочúна.

И покажется с такой высоты, что вся наша земля в движении: что-то движется над лесами, степями, горами, морями...

Это - птицы. Бесчисленные птичьи стаи.

Наши перелётные покидают родину,- летят на зимовки.

Некоторые, конечно, остаются: воробьи, голуби, галки, снегири, чижи, синицы, дятлы и прочая мелочь. Все дикие куры, кроме перепёлочек. Большой ястреб-тетеревятник, большие совы. Но и этим хищникам мало работы у нас зимой: большинство птиц, всё-таки, улетает от нас на зиму. Отлёт начинается с конца лета: первыми улетают те, что прилетели весной последними. И длится всю осень, - пока воды не закроются льдом. Последними отлетают от нас те, что первыми появились весной: грачи, жаворонки, скворцы, утки чайки...

КТО КУДА

Думаете, со стратостата отлёт на зимовки-сплошной поток птичьих стай с севера на юг? Вот уже нет!

Разные виды птиц улетают в разное время, большинство летит ночью: так безопасней. И далеко не все летят зимовать с севера на юг. Есть птицы, которые осенью улетают с востока на запад. Другие наоборот - с запада на восток. А есть у нас и такие, что летят зимовать прямо на север!

Наши специальные корреспонденты телеграфируют нам беспроволочным телеграфом, передают беспроволочной почтой - по радио, - куда кто летят и как чувствуют себя крылатые странники в пути.

С ЗАПАДА НА ВОСТОК

„Че-й! Че-й! Че-й!" - так переговаривались в стайке красные канарейки-чечевички. Они начали своё путешествие с берега Балтийского моря, из Ленинградской и Новгородской областей ещё в августе. Летят не спеша: еды всюду достаточно, - куда торопиться? Не на родину летят - гнёзда завивать, детишек выводить.

Мы видели их на пролёте через Волгу, через Уральский невысокий хребет, а теперь видим в Барабе - западносибирской степи. День за днём они подвигаются всё на восток, всё на восток - в ту сторону, где солнце всходит. Летят от рощи до рощи: вся Барабинская степь в колках - берёзовых рощицах.

Лететь стараются ночью, а днём отдыхают и кормятся. Хоть они летят стайками и каждая пичуга в стае смотрит в оба, как бы не попасть в беду, - всё-таки случается: не укараулят себя, и одну-другую из них схватит ястребок. Очень уж их много тут, в Сибири: перепелятник-ястребок, соколки - чеглок-белогорлик, дербник... Быстрокрылые- страсть! Пока летишь от колка до колка - скольких выхватят! Ночью всё-таки лучше: сов меньше.

Тут, в Сибири, чечевичкам свёрток: через горы Алтай, через пустыню Монголии, - сколько ещё гибнет их, маленьких, в трудном пути! - в жаркую Индию. Там зимуют.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КОЛЕЧКА № Ф-197357

Лёгкое металлическое колечко № Ф-197357 надел на ножку птенчика полярной крачки - тоненькой чайки - один наш русский молодой учёный. Было это в Кандалакшском заповеднике на Белом море - за полярным кругом - 5 июля 1955 года.

В конце июля этого же года, как только птенцы поднялись на крыло, полярные крачки собрались в стаю и отправились в своё зимнее путешествие. Направились сперва на север - к горлу Белого моря, потом на запад - вдоль северного берега Кольского полуострова, потом к югу- вдоль берегов Норвегии, Англии, Португалии, всей Африки. Обогнули мыс Доброй Надежды и подались на восток: из Атлантического океана в Индийский.

16 мая 1956 года молодая полярная крачка с кольцом № 197357 была поймана одним австралийским учёным на западном берегу Австралии близ города Фримантла - за 24 тысячи километров по прямому направлению от Кандалакшского заповедника.

Чучело её с кольцом на ножке хранится в австралийском зоологическом музее города Перт.

С ВОСТОКА НА ЗАПАД

Тучи уток и целые облака чаек выводятся каждое лето на Онежском озере. Приходит осень,-эти тучи и облака подаются на запад - на заход. Стая уток-шилохвостов, стая чаек сизых тронулась в путь на зимовки. Полетим за ними на самолёте.

Слышите резкий свист? За ним плеск воды, шум крыльев, отчаянное кряканье уток, крики чаек!..

Это шилохвосты и чайки расположились было на отдых на лесном озерке, а перелётный сокол сапсан тут их и настиг. Как длинный пастуший кнут со свистом пронизал воздух, пронёсся над самой спиной поднявшейся в воздух утки - рассек её когтем заднего пальца, острым, как кривой ножичек. Плетью свесив длинную шею, раненая птица не успела упасть в озеро, как стремительный сокол круто повернул, скогтил её над самой водой, умертвил одним ударом стального клюва в затылок, и унёс себе на обед.

Сапсан этот - горе-злосчастье утиной стаи. Вместе с нею тронулся он в отлёт с Онежского озера, вместе с ней миновал Ленинград, Финский залив, Латвию... Когда сыт, - равнодушно смотрит, сидя где-нибудь на скале или дереве, как летают над водой чайки, как кувыркаются на воде вниз головой утки. Как они поднимаются с воды и, собравшись в кучку или растянувшись вожжой, продолжают свой путь на запад - туда, где в серые воды Балтийского моря жёлтым шаром опускается солнце. Но, как только сапсан проголодается, он быстро нагоняет свою стаю, и выхватывает из неё себе уточку.

Так он будет лететь за ними вдоль берегов Балтийского, Северного, Немецкого морей, перелетит за ними Британские острова - и только близ их побережья, быть может, отвяжется, наконец, от них этот крылатый волк. Здесь наши утки и чайки останутся зимовать, а он, если захочет, полетит за другими стаями уток на юг - во Францию, Италию, через Средиземное море в знойную Африку.

НА СЕВЕР, НА СЕВЕР - В КРАЯ ПОЛНОЧНЫЕ!

Гаги-утки - те самые, что дают нам для шуб такой изумительно тёплый и лёгкий пух, - спокойно вывели своих птенцов на Белом море - в Кандалакшском заповеднике. Уже много лет здесь охраняют гаг, а студенты и учёные кольцуют их: надевают им на ножки лёгкие металлические колечки с номерами, чтобы знать, куда гаги улетают из заповедника, где у них зимовки, много ли гаг возвращается назад в заповедник, к своим гнездовьям и разные другие подробности жизни этих чудесных птиц.

И вот узнали, что гаги летят из заповедника почти прямо на север -в полночный край, в Ледовитый океан, где живут гренландские тюлени и громко, протяжно вздыхают белухи-киты.

Белое море скоро всё покроется толстым льдом, и гагам тут зимой кормиться нечем. А там, на севере, весь год открыта вода, там ловят рыбу тюлени и огромные белухи.

Гаги сощипывают со скал и водорослей моллюсков - подводные ракушки. Им-северным птицам-главное, чтоб было сытно. И пусть тогда страшный мороз, и вода кругом, и тьма кромешная, - им это не страшно: у них шубки на гагачьем пуху, на непроницаемом для холода, самом тёплом в мире пуху! Да то и дело там сполохи - чудесные северные сияния на небе, и огромная луна, и звёзды ясные. Что ж такое, что солнце там несколько месяцев не выглядывает из океана? Полярным уткам всё равно хорошо,сытно и привольно проводить там долгую полярную зиму-ночь.

ЗАГАДКИ ПЕРЕЛЁТОВ

Почему одни птицы летят прямо на юг, другие - на север, третьи - на запад, четвёртые - на восток"?

Почему многие птицы отлетают от нас, только когда, замерзает вода, или выпадает снег, и им нечем уж больше кормиться, а другие,- например, стрижи- улетают от нас в свой срок - точно по календарю, хоть еды для них кругом сколько хочешь?

А главное, главное: почём они знают, куда им осенью лететь, где их зимовки и как путь туда?

В самом деле: вывелась птичка из яйца здесь - скажем, где-нибудь под Москвой или Ленинградом. А зимовать летит в Южную Африку или в Индию. А есть у нас такой быстрокрылый соколик - так он из Сибири на край света - в самую Австралию летает. Побудет там немножко, - и летит обратно к нам в Сибирь, к весне нашей.

Оживает природа весной, все расцветает. Слышны трели, чириканье и пение птиц. Они радуются теплу, солнышку. С наступлением весны перелетные птицы возвращаются в родные края. Они начинают строить гнезда и выводят птенцов.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дорогее в детский сад, школу послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже на улице поиграть в словесные игры, которые помогут развить речь ребенка, обогатить словарный запас.

Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела 41 градус.Чтобы они могли остаться на зиму и были активными, им нужно много корма. А пищи для насекомоядных птиц зимой нет. Поэтому они улетают в теплые края осенью.
Главная причина отлета птиц — холод и отсутствие пищи.

Весной появляются насекомые, тает снег, уже можно отыскать семена прошлогодних растений, личинки жуков и птицы возвращаются домой.

Птицы, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются в родные края, называютя перелетными.

Перелетные птицы весной. Детям о птицах

Грачи. Е ще снег не сошел полностью, а грачи уже вернулись и важно расхаживают по полям.

Грач похож на ворону, но у него клюв более тонкий и прямой. Оперение черное, с фиолетовым отливом.

Грачи всеядны. Собирают на полях злаки, плоды и семена растений, могут есть дождевых червей, мелких грызунов.Гнездятся колониями, строят гнезда высоко на деревьях.

Уничтожая жуков и их личинок, клопов, гусениц, грачи приносят огромную пользу садоводам и огородникам.

За грачами прилетают скворцы и жаворонки.

Скворцы небольшие птицы, внешне похожи на дрозда, но в отличие от них ходят по земле, а не прыгают. У скворца острый клюв черного цвета. В сезон размножения окраска клюва меняется на желтый. Оперение черное, как у самца, так и у самки, с фиолетовым, зеленым оттенком. Зимой на перьях появляются белые крапины. Хвост и крылья у скворца короткие.

Скворцы всеядны: питаются и растительной, и животной пищей. Рано весной собирают личинок насекомых, едят дождевых червей. Летом ловят кузнечиков, пауков, гусениц и червей.

Скворцы интересно поют, могут подражать звукам другим птицам и животным: издают скрип, дребезжание, могут блеять как овцы и лаять, как собаки.

Гнездо строят оба родителя. Самка откладывает 4-6 голубоватых яиц.

Когда скворцы прилетают домой, начинают искать место для гнездования: дупло, старый скворечник.

В школах дети часто делают весной для скворцов скворечники и вешают их на деревья.

Жаворонок. Прилетает рано весной.

Полевой жаворонок чуть крупнее воробья. Спинка у него коричнево-желтая, с пестрыми крапинками, оперение живота белое, грудь коричневая, на голове у жаворонка небольшой хохолок. Окраска помогает жаворонку удачно маскироваться в траве и на земле.

Живет жаворонок на полях и лугах. Гнездо строит прямо на земле, в ямке, среди травы. Для постройки гнезда использует траву, корешки растений, стебли, выстилает гнездо пухом. Свое гнездо жаворонок маскирует хорошо.

Питается птица семенами трав и злаковыми растениями. Летом -жуками, пауками, куколками бабочек.

Зяблик. Очень красивая птичка и поет хорошо.

Прилетает в конце марта. » Зяблик прилетел, весну на хвосте принес».

У самца оперение яркое (особенно весной). Голова сине-коричневая, грудь буровато-красная, на крылышках белые пятна.

Питается зяблик насекомыми. Гнездится в лесах и парках. Взрослые птицы заботятся о птенцах, кормят их и предупреждают друг друга об опасности тревожным позывом.

В апереле прилетают и другие перелетные птицы: дрозды, лебеди, коршуны, гуси, утки, цапли, журавли, пеночки.

В мае: ласточки, мухоловки, соловьи, стрижи, иволги.

Ласточка. Красивая, небольшая птичка. Добывает себе пищу в воздухе, ловит насекомых на лету. Живут ласточки 4-5 лет.

У них стройное тело, узкие и длинные крылья, клюв маленький, лапки короткие, хвост длинный.

Гнездо ласточки строят из глины, песка и грязи, смачивая комочки своей слюной. Внутри гнездо выстилают мягкой подстилкой. Часто гнезда делают возле жилья человека, под крышами домов, в сараях, на берегу рек. Помню в моем детстве у нас в сарае было гнездо ласточки. Она каждую весну возвращалась и высиживала своих птенцов.

Ласточки откладывают 4-6 яиц в гнездо и по очереди высиживают птенчиков и кормят их оба родителя.

Соловей. Маленькая, певчая птичка.

»Соловей прилетел, запел, значит, весна расцвела».

Оперение у соловья буроватое, хвост рыжеватый. Зимует он в Африке. Обитает в сырых кустарниковых зарослях, в долине рек. Гнездо делает на земле или в кустах.

Питается пауками, насекомыми. Поет соловей очень красиво. Его не зря называют певцом, поют о нем песни.

Дрозд, насекомоядные птицы.

Большая птица, красивая, с желтым оперением. Поет иволга очень красиво, как флейта.

Лебеди. Изящная птица. Крупная.

Улетают осенью в Африку и возвращаются весной. Символ чистоты, красоты и благородства. Говорят, что лебеди не могут жить друг без друга. Бывают белые, серые и черные.

Цапля. Д линноногая птица, с острым клювом. Стоят у воды и высматривают добычу.

У нас в Тирасполе возле собора есть озеро, где живут лебеди.

Первыми в теплые края улетают насекомоядные птицы, потом зерноядные позже всех утки, гуси, когда замерзают водоемы.

Кукушка. Известная птица. Беспокойная, не любит общаться с другими птицами.

Питается кукушка в основном насекомыми и их личинками. Любимое блюдо — мохнатые гусеницы. Уничтожая их, кукушка помогает природе.

Кукушка- пример неправильного отношения родителей к своим детям. Она не строит себе гнезд и не высиживает птенцов. Свои яйца кукушка подкидывает в чужие гнезда. Яйца кукушки по размерам и окраске похожи на яйца птиц, в чьи гнезда она их подкидывает. Подкидывает кукушка яйца в гнезда разных птичек: овсянкам, трясогузкам, пеночкам, крапивника.

Когда появляется кукушонок, он может выбрасить из гнезда яйца или других птенцов. Его одного потом выкармливают приемные родители, чтобы насытить прожорливого подкидыша.

Перелетные птицы. Игры и задания

Познакомив детей с перелетными птицами, для закрепления знаний и названий птиц, можно поиграть в игры. Предлагаю игры, которые помогут развить речь ребенка.

»Назови птенца»

Грач — граченок

Утка-… (утенок)

Гусь — …(гусенок)

Скворец-…(свкорчонок)

Кукушка — … (кукушонок).

»Один — много»

Лебедь — лебеди

Скворец -…

Перо — …

Клюв — …

»Четвертый лишний»

Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай).

Ласточка, индюк, соловей, ворона (индюк).

Петух, гусь, утка, стриж (стриж).

Утка, гусь, синица, лебедь (синица).

Можно придумать еще слова для игр.

»Назвать ласково»

Птенец — птенчик

Перо -… (перышко)

Голова-… (головка)

Соловей -… (соловушка)

Крыло-… (крылышко)

Гнездо-… (гнездышко).

Дидактическая игра ‘‘Улетает- не улетает».

Назвать перелетных и зимующих птиц.

Вот так просто, общаясь с детьми, можно познакомить их с перелетными птицами и рассказать детям о птицах, выучить названия, узнавать птиц в природе.

Для закрепления знаний, задайте детям вопросы:

Почему птиц называют перелетными?

Почему они улетают в теплые края?

Назовите водоплавающих птиц.

Какую пользу приносят птицы?

Чем они питаются?

В заключении предлагаю вам посмотреть старый добрый мультфильм.

Желаю вам хорошего весеннего настроения. Слушайте пение птиц, учите детей узнавать птиц по голосу, по оперению.Природа дарит нам столько радости. Не упускайте возможность приобщить детей к природе, учить их быть добрыми, заботится о птицах и животных,.

Пишите ваши комментарии. Расскажите, как вы знакомите своих малышей и детей младшего школьного возраста с перелетными птицами.

С уважением, Ольга.

В одной хорошенькой малороссийской деревеньке было столько садов, что вся она казалась одним большим садом. Деревья цвели и благоухали весною, а в густой зелени их ветвей порхало множество птичек, оглашавших окрестность звонкими песнями и веселым щебетаньем; осенью уже появлялось между листьями множество розовых яблок, желтых груш и сине-пурпуровых слив. Но вот несколько злых мальчиков, собравшись толпою, разорили птичьи гнезда. Бедные птицы покинули сады и больше уже в них не возвращались. Прошла осень и зима, пришла новая весна; но в садах было тихо и печально. Вредные гусеницы, которых прежде птицы истребляли тысячами, разводились теперь беспрепятственно и пожирали на деревьях не только цветы, но и листья: и вот обнаженные деревья посреди лета смотрели печально, будто зимою. Пришла осень, но в садах не было ни розовых яблок, ни желтых груш, ни пурпуровых слив; на ветках не перепархивали веселые птички; деревня не оглашалась их звонкими песнями.

Кукушечка

Серая кукушка-бездомная ленивица: гнезда не вьет, в чужие гнезда яички кладет, своих кукушат на выкорм отдает, да еще и подсмеивается, перед муженьком хвалится

- "Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Погляди-ка муженек, как я овсянке на радость яичко снесла."

А хвостатый муженек на березе сидючи, хвост развернул, крылья опустил, шею вытянул, из стороны в сторону покачивается, года высчитывает, глупых людей обсчитывает.

Ласточка

Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было: почуяв приближение холодов, они улетели.
- Не разоряй гнезда, - сказал мальчику отец, - весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.
Мальчик послушался отца.
Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, весёлых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка.
Работа закипела; ласточки таскали в носиках глину и ил из ближнего ручья, и скоро гнёздышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то пёрышко, то стебелёк моха.
Прошло ещё несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остаётся в нём постоянно.
«Видно, она наносила яичек и сидит теперь на них», - подумал мальчик.
В самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнёздышка!
Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров и мошек. Как быстро сновали они взад и вперёд, как неутомимо добывали пищу своим деткам!
Мальчик дивился, как это ласточки не устают летать целый день, не приседая почти ни на одну минуту, и выразил своё удивление отцу. Отец достал чучело ласточки и показал сыну:
- Посмотри, какие у ласточки длинные, большие крылья и хвост в сравнении с маленьким, лёгким туловищем и такими крошечными ножками, что ей почти не на чем сидеть; вот почему она может летать так быстро и долго. Если бы ласточка умела говорить, то такие бы диковинки рассказала она тебе - о южно-русских степях, о крымских горах, покрытых виноградом, о бурном Чёрном море, которое ей нужно было пролететь, не присевши ни разу, о Малой Азии, где всё цвело и зеленело, когда у нас выпадал уже снег, о голубом Средиземном море, где пришлось ей раз или два отдохнуть на островах, об Африке, где она вила себе гнёздышко и ловила мошек, когда у нас стояли крещенские* морозы.
* (Крещенские. Крещенье - старинный зимний праздник. Обычно на крещенье стояли сильные морозы.)
- Я не думал, что ласточки улетают так далеко, - сказал мальчик.
- Да и не одни ласточки, - продолжал отец, - жаворонки, перепела, дрозды, кукушки, дикие утки, гуси и множество других птиц, которых называют перелётными, также улетают от нас на зиму в тёплые страны. Для одних довольно и такого тепла, какое бывает зимою в южной Германии и Франции, другим нужно перелететь высокие снежные горы, чтобы приютиться на зиму в цветущих лимонных и померанцевых рощах Италии и Греции; третьим надобно лететь ещё дальше, перелететь всё Средиземное море.
- Отчего же они не остаются в тёплых странах целый год, - спросил мальчик, - если там так хорошо?
- Видно, им недостаёт корма для детей или, может быть, уж слишком жарко. Но ты вот чему подивись: как ласточки, пролетая тысячи четыре вёрст, находят дорогу в тот самый дом, где у них построено гнездо?

Орёл

Орел сизокрылый всем птицам царь. Вьет он гнезда на скалах да на старых дубах; летает высоко, видит далеко, на солнце не мигаючи смотрит.

Нос у орла серпом, когти крючком; крылья длинные; грудь навыкат-молодецкая.

В облаках орел носится: добычу сверху высматривает.

Налетит он на утку шилохвостую, на гуся краснолапого, на кукушку-обманщицу, только перушки посыплются.

Дятел

Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне черный дятел плотничает.

Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает,-мурашей да козявок из-за коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит.

Испугалися мураши:

"Эти-де порядки не хороши!"

Со страху корячутся, за корою прячутся-не хотят вон идти.

Тук-тук-тук! Черный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает: мурашей, словно рыбку таскает.

Гусь и журавль

Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собою:
— Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю-то по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!
Подслушал гуся журавль и говорит ему:
— Глупая ты птица, гусь! Ну, можешь ли ты плавать, как щука, бегать, как олень, или летать, как орёл? Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем все, да плохо.

Леший

Жители одной уединенной деревни были в большом беспокойстве, особенно бабы и ребятишки. В ближнем любимом их лесу, куда мальчики и девочки поминутно шныряли то за ягодами, то за грибами, завелся леший. Как только настанет ночь, так и пойдет по лесу хохот, свист, мяуканье, а по временам раздаются страшные крики, точно кого-нибудь душат. Как зааукает да захохочет, волосы становятся дыбом. Дети не только ночью, но и днем боялись ходить в свой любимый лес, где прежде только и слышно было что пенье соловьев да протяжные крики иволги. В то же время чаще прежнего стали пропадать по деревне молодые куры, утки и гусята.

Надоело это наконец одному молодому крестьянину Егору.
- Погодите, бабы, - сказал он, - я вам лешего живьем принесу.

Дождался Егор вечера, взял мешок, ружье и отправился в лес, несмотря на просьбы своей трусливой жены. Целую ночь пробродил он в лесу, целую ночь не спала его жена и с ужасом слушала, как до самого света хохотал и аукал леший.

Только уже утром показался Егор из лесу. Он тащил в мешке что-то большое и живое, одна рука у Егора была обмотана тряпкой, а на тряпке видна была кровь. Весь хутор сбежался на двор к отважному крестьянину и не без страха смотрел, как он вытряхивал из мешка какую-то невиданную птицу, мохнатую, с ушами, с красными большими глазами. Она кривым клювом щелкает, глазищами поводит, острыми когтями землю дерет; вороны, сороки и галки как только завидели чудище, так стали над ним носиться, подняли страшный крик и гам.

Филин! - крикнул тут один старик. - Ведь я ж вам, глупые, говорил, что это все филин проказит.

Перелётные птицы – это птицы, совершающие регулярные сезонные передвижения из мест гнездования в зону зимовки. Миграция перелётных птиц – это наследственно зафиксированный, веками сложившийся процесс, возникший под влиянием изменения условий существования в родных краях.

О перелётных птицах нам известно немало. С самого раннего детства мы узнаем о жизни удивительных пернатых из рассказов взрослых, а также из замечательных книг, написанных настоящими любителями природы, такими как, например, Георгий Алексеевич Скребицкий.

«Дедушкой-юннатом» называли его дети. Писатель, следопыт, охотник, Скребицкий, как никто другой, знал и понимал, любил родную природу. Рассказы о пернатых занимают в его творчестве особое место.

«Пришла весна. Растаял снег. Из южных стран вернулись перелётные птицы… ». Весной у птиц начинается настоящий переполох. Весна – горячий период для птиц. Всё нужно сделать — подобрать себе пару, выстроить или подыскать гнездо или дупло, навести в нём порядок, утеплить. В общем, приготовить всё для того, чтобы появившемся на свет молодым, крохотным птенцам было комфортно и удобно.

« - Скорей, скорей домой! - кричали птицы на все лады, торопясь в родные края.

С их прилётом поля и леса сразу ожили. Сколько повсюду песен, свиста, крика!

Над полем высоко в небе, словно серебряные колокольчики, звенели жаворонки. В лесу заливались пеночки, зяблики, соловьи… Всех птенцов и не перечесть.

Длинноносый кулик-бекас взлетел над болотистой низиной, а оттуда - стрелою вниз. Несётся к земле, сам хвост веером растопырил. Перья в хвосте у него жёсткие, колеблет их ветер, будто на струнах играет. Здорово получается, словно барашек в небе заблеял: бе-э-э!.. Так бекас на собственном хвосте и разыгрывает в воздухе свою весеннюю песенку.

А пёстрый дятел уселся на самый верх сухой, сломанной ёлки да как начнёт колотить клювом по дереву: трррр, трррр! Далеко разносится по лесу частая барабанная дробь.

Так разные птицы, каждая по-своему, но все одинаково радостно приветствовали весну».
Из рассказа Скребицкого «Хитрая птица»

«Кругом по деревьям птицы поют: зяблики, овсянки, скворцы, дрозды… Вдали кукушка кукует. Каждый певец на свой манер старается. Одни звонкую трель выводят, другие свистят, третьи щебечут».
Из рассказа Щербицкого «Зеленый путь»

ЗАНЯТИЕ. Составление рассказов-описаний перелётных птиц и сравнение птиц по плану.

Цель:
- активизировать словарь детей по теме «Перелётные птицы»;
- учить детей составлять рассказы- описания перелётных птиц с опорой на схему описания и сравнивания птиц;
- развивать у детей произвольное внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление
Оборудование:
Схемы (по количеству детей), мягкий мяч среднего размера.
Ход занятия.
1.Оргмомент
Логопед: Давайте выполним гимнастику для пальцев рук и язычка и речевую разминку с мячом.
а)Собираем спички(счётные палочки) одними и теми же пальцами рук: двумя указательными, двумя средними- до мизинцев(подушечками). На каждую стихотворную строчку _ по одному движению (взятию спички):
Клювов длиннее
Не видывал я,
Чем клювы у аиста
И журавля.
б)Упражнение для мышц языка «Кто дальше»
И.п. Губы в улыбке. Рот открыт, язык лежит спокойно у нижних резцов. На счёт «один»: высунуть язык как можно дальше изо рта. На счёт «два»- вернуться в и.п.
в) Речевая разминка с мячом.
Игра «какие птицы улетают в жаркие страны?»
Вспомните, какие птицы осенью улетают? Я начну предложение и брошу мяч кому-то из вас. Тот, у кого мяч, должен повторить начало, закончить предложение подходящим словом и вернуть мне мяч.
Игра «Какая птица?»
Я назову местоположение птицы и брошу мяч кому-то из вас. Тот, у кого мяч, должен повторить моё предложение, какая это птица, и вернуть мне мяч. Например: «В саду на дереве сидит воробей»- и брошу мяч.
Кто поймает мяч, выполнит задание: «В саду на дереве сидит воробей. Воробей -зимующая птица»
Основная часть.
1) Введение в тему занятия.
Логопед. Сегодня мы будем составлять рассказы - описания перелётных птиц.
2)Уточнение и активизация знаний детей по теме.
Логопед. Давайте проверим, что вы запомнили о перелётных птицах. Ответьте на мои вопросы.
-Почему некоторых птиц называют перелётными?
-Каких перелётных птиц вы знаете?
-Каких птиц называют зимующими?
-Чем питаются перелётные птицы? А- чем- зимующие?
-В какое время года улетают птицы в жаркие страны?
-Почему?
-Птицы улетают поодиночке или собираются вместе в стаи?
-Кто летит впереди стаи птиц?
-Когда возвращаются перелётные птицы обратно?
-Что они делают, когда прилетают? И т. п.
-Почему люди делают скворечники для птиц?
-Как нужно относиться к перелётным птицам? Почему?
Логопед: молодцы, правильно ответили на все мои вопросы.
Физкультминутка.
Игра на внимание «Зимующая или перелётная?»
Логопед называет зимующих и перелётных птиц. Дети определяют, какая это птица, и выполняют соответствующие движения. Например, на слово воробей дети приседают и обхватывают себя руками, а на слово скворец- стоят на месте и плавно машут руками, как крыльями.
Изучение схемы описания и сравнения птиц.
Логопед: Возьмите схемы и рассмотрите картинки. В любом рассказе должен быть порядок. Давайте рассмотрим план из схем- таблиц, по которому вы будете составлять рассказ-описание любой перелётной птицы.
(Дети рассматривают каждый пункт плана, логопед помогает понять, о чём нужно составить предложения по этим схемам таблицам.
Логопед: А теперь рассмотрите и назовите птиц, нарисованных на картинках рядом схемой.Каждый из вас должен выбрать птицу и рассказать о ней по нашему плану.
(Дети составляют рассказы- описания, логопед помогает им в случае затруднений).
Итог занятия
Логопед подводит итоги занятий, благодарит всех за старание. Отмечает наиболее активных рассказчиков и оценивает работу детей, которые работали по схемам- таблицам.

© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник