16.07.2019

Политическое управление обществом. Олег Федорович Шабров: Политическая наука и теория управления. Политические способы управления


Семьям с детьми до 18 лет, чей уровень дохода ниже прожиточного минимума, положено пособие на несовершеннолетнего . Закон №81-ФЗ контролирует условия и методы получения денежных средств.

Размер выплат рассчитывается индивидуально и не является фиксированным. По закону вопросами способов и расчетом суммы занимаются местные власти.

Общие положения и основания для начисления

Особое внимание стоит обратить на уровень дохода . Если он превышает прожиточный минимум хотя бы на 1 рубль, никаких начислений не будет.

Для малоимущих семей следует обязательно представить справку о доходах 2-НДФЛ .

Чтобы получить пособие, заявитель должен соответствовать особым положениям :

  1. Есть возможность документально подтвердить низкий уровень дохода. Документ предоставляется органами социальной защиты.
  2. Выплаты получает один из родителей или опекун.
  3. Есть несовершеннолетний, который не достиг 16 лет.

Если ребенку от 16 до 18 лет, необходимо соблюсти следующие условия :

  • величина дохода каждого члена семьи ниже минимального прожиточного минимума в регионе их проживания;
  • несовершеннолетний обучается в высшем или средне специальном заведении либо у заявителя 3 или больше детей.

Любой из пунктов должен быть подтвержден документально, чтобы иметь юридическую силу.

Этапы получения и оформления

Для оформления пособия на ребенка один из родителей может обратиться в местный УСЗН. Документы можно передать несколькими способами :

  • через МФЦ;
  • записаться на прием в УСЗН;
  • зарегистрировавшись на портале Госуслуг gosuslugi.ru (отсканировать и загрузить все документы в личном кабинете, заполнить заявление и отправить онлайн на рассмотрение).

Заявитель получит одобрение или отказ в течение 10 дней . Если требуются дополнительные документы, УСЗН отправит письменное уведомление.

Чтобы узнать свой доход, достаточно обратиться в местный ОСЗН с заявлением, бланк которого выдается в самом ОСЗН. Потребуется указать официальный доход матери, отца и несовершеннолетних детей за последние 3 месяца .

В прошлом практически каждая семья имела право на это пособие, независимо от суммы дохода. Выплаты получал один из родителей по месту работы. С 1 января 2001 года денежные средства выделяются только гражданам со средним доходом, размер которого ниже минимума в регионе проживания семьи.

Средний доход семьи - это сумма доходов за последние три месяца, разделенная на всех членов семьи. ОСЗН анализирует полученные документы и рассчитывает средний доход семьи, чтобы принять или отказать в получении пособия. На этом этапе никаких дополнительных справок или документов, подтверждающих доходы, не требуется.

Сбор и подача документов

Чтобы реализовать свое право на получение выплат за несовершеннолетнего ребенка, требуется представить в органы социальной опеки следующие документы :

  • оригинал и копии документов, удостоверяющих личности матери, отца, если он проживает вместе с семьей, и ребенка;
  • документ о проживании заявителя и ребенка в одной квартире (можно получить в паспортном столе или запросить у участкового);
  • копию свидетельства о рождении, если паспорт еще не получен;
  • если несовершеннолетний старше 16 лет — справка из высшего или средне-специального заведения о том, что он является студентом;
  • копия свидетельства о вступлении в брак;
  • заявление одного из родителей на получение пособия с реквизитами для зачисления денежных средств (например, номер банковского счета);
  • справка 2-НДФЛ с заработной платой за 3 месяца;
  • если родители не устроены официально, копию трудовой книжки и справку с биржи труда.

Когда все документы готовы, их отправляют в ОСЗН по месту прописки. Согласно действующему законодательству, документы действительны два года , затем необходимо повторно собрать все документы и подтвердить свой низкий доход. Если доход изменился, выплаты прекратятся.

Средний срок проверки документов равен 10 дням , после чего приходит извещение с окончательным решением. Если необходимы дополнительные бумаги, то проверка затягивается и время рассмотрения увеличивается до одного месяца . В этом случае заявитель получает письменное уведомление о продлении проверки и ее сроках.

Согласно №81-ФЗ , существует возможность получения выплат до 18 лет, но по факту они выплачиваются до 16 лет. Если у граждан есть особые обстоятельства, их требуется подтвердить документально , например, справкой о получении образования.

Сумма варьируется от региона к региону и зависит от индексации и индивидуального положения семьи. Органы социальной защиты начисляют компенсации при предоставлении дополнительных бумаг (например, многодетным семьям).

Минимальная и максимальная сумма на 2018 год

Для каждого субъекта России правила и сумму выплат отдельно устанавливает региональное законодательство. По стране суммы варьируются от 300 до 3000 рублей в месяц .

Фиксированные выплаты в размере 6000 руб. получают родители, если:

  • ребенку меньше 18 лет, он проживает с одним или двумя родителями и является инвалидом;
  • мать воспитывает ребенка младше 18 лет одна;
  • гражданин моложе 23 лет является инвалидом детства.

При подаче документов необходимо учесть основания для отказа :

  • ребенок находится на государственном обеспечении;
  • доход семьи превышает прожиточный минимум;
  • родитель или опекун уже получают отчисления на содержание несовершеннолетнего;
  • один из родителей получает денежные выплаты в другом регионе страны;
  • гражданин, получающий денежные отчисления, лишился родительских прав или эти права ограничены;
  • родитель не получал пособие 6 или более месяцев;
  • ребенок признан безвестно пропавшим;
  • если несовершеннолетний занимается предпринимательской деятельностью или официально трудоустроен.

Дополнительные виды помощи

Кроме основной группы лиц, которой полагаются отчисления, существуют особые обстоятельства , предусматривающие получение средств.

Если ребенок младше 18 лет и проживает с матерью или отцом, признанными безработными и инвалидами 1 или 2 группы, начисляется пособие в размере 6000 рублей . Необходимый пакет документов включает в себя:

  • копию свидетельства о рождении или паспорта ребенка-инвалида;
  • заявление на получение денежных средств на ребенка инвалида младше 18 лет;
  • справку, которая подтверждает проживание ребенка вместе с родителем;
  • если один из родителей проживает отдельно, справку о том, что он не получает пособие на этого несовершеннолетнего.

Матери-одиночки, которые ухаживают за ребенком до 18 лет или инвалидом детства до 23 лет, получают выплаты в размере 6000 рублей . Чтобы получить средства через ПФР, потребуются:

  • справка из органов соцзащиты от второго родителя (если он проживает раздельно) о том, что ему не выплачивают пособие;
  • заявление на получение выплат;
  • копия паспорта ребенка;
  • справки о медицинской экспертизе ребенка-инвалида;
  • трудовая книжка гражданина, который ухаживает за ребенком;
  • справка о проживании в одной квартире.

Кого считать матерью-одиночкой

Одинокой матерью является женщина с ребенком от гражданина, который не признан отцом. Одиноким матерям полагается 100% увеличение пособия .

Документально подтвердить статус матери-одиночки можно с помощью свидетельства о рождении, в котором отсутствует запись об отце. При вступлении одинокой матери в брак с гражданином, не являющимся биологическим отцом, она сохраняет право на пособие .

Если женщина усыновляет несовершеннолетнего и при этом не находится в браке, в Книге записей гражданского состояния делается отметка о том, что она стала матерью. После этого начинается выплата пособия.

Если биологический отец официально признан, одинокая мать утратит права на пособие. Это может случиться после принятия судом решения о подтверждении отцовства либо после подачи совместного заявления. Мать-одиночка утратит право на повышенное пособие после вступления в брак, если муж усыновит ребенка, так как усыновитель обладает теми же правами, что и биологический отец.

Увеличенный размер пособия

Повышенное пособие назначается при наличии оснований, требующих более высоких выплат. К ним относятся:

  1. Дети из неполных семей. Неполной считается семья, в которой один родитель воспитывает одного или нескольких детей, если отец или мать признаны безвестно пропавшими или умершим, ребенка воспитывает одинокая мать/отец, второй родитель ограничен, лишен прав или не выплачивает алименты.
  2. Дети в семьях военнослужащих.

Как самостоятельно рассчитать размер выплат

При расчете начислений малоимущим семьям используются несколько показателей :

  • размер среднего дохода одного члена семьи;
  • минимальный прожиточный минимум.

Чтобы получить сумму ежемесячного пособия, из прожиточного минимума вычитают средний доход . Прожиточный минимум зависит от региона, но выплаты матерям-одиночкам и по инвалидности являются фиксированными и утверждаются законодательством.

Дети дарят радость и вносят в скучную однообразную жизнь массу нового, что кардинально поменяет жизнь молодых родителей. Помимо смены режима дня, необходимо подумать о гармоничном развитии, правильном питании и качественной одежде, возникает вопрос, как справится со всеми тяготами и обеспечить малышу достойное существование? К счастью в нашем государстве думают о молодых родителях и стараются оказать посильную поддержку, выплачивая ежемесячное пособие на содержание детей в возрасте до 16 лет. В случае если ребёнок обучается, время выплат пособия продлится на 2 года - до 18 лет.

Получать ежемесячное пособие могут малоимущие семьи, у которых ежемесячный доход ниже прожиточного минимума. В соответствии с российским законодательством матери-одиночки получают увеличенное на 100 процентов детское пособие, а если отец детей уклоняется от уплаты алиментов, размер ежемесячного пособия на детей будет увеличен на 50 процентов. В законодательных актах субъектов Российской Федерации изложена информация о размере выплат и о том, какие условия необходимо соблюдать для получения денежной выплаты.

Размер ежемесячного пособия на ребенка устанавливается в каждом субъекте РФ и составляет в среднем не более 500 рублей.

Так, в 2015 г. размер пособия на ребенка до 18 лет в Ростовской области составляет 351 рублей, на детей матерей-одиночек - 702 рублей, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, и на детей военнослужащих срочной службы - 527 рублей

Кто может претендовать на получение детского пособия

Финансовая помощь, оказываемая государством, выплачивается из регионального бюджета, поэтому для получения денег необходимо обратиться в представительство органов социальной защиты по месту прописки одного из родителей. Обязательным условием для получения выплаты является совместное проживание родителей и детей, а также плохое материальное положение. На сегодняшний день получение денежной компенсации доступно далеко не всем, претендовать на выплаты пособия могут:

  • Семьи с низким уровнем доходов.
  • Одинокие женщины, воспитывающие детей.
  • Дети военнослужащих.
  • Дети, чьи родители отказываются выплачивать алименты.
  • Дети-инвалиды, а также родители, которые обеспечивают уход.
  • В случае гибели одного из родителей.

Если Вы относитесь к одной из категорий, смело собирайте необходимые документы и обращайтесь с заявлением в соответствующие инстанции. Обязательно изучите регламент подачи заявления и сроки его рассмотрения. Стоит отметить, что получение материальной помощи не возможно, если:

Сотрудники органов социальной защиты внимательно изучают всю информацию о семье, и на основании их заключения принимается решение о выплате пособия или об отказе.

Необходимые документы для оформления пособия

Прежде чем получить пособие на содержание ребёнка необходимо собрать полный пакет документов, который будет гарантировать реализацию вашего права в полной мере. На сегодняшний день в органы социальной защиты нужно представить такие документы, как:

  • Заявление получателя денежной выплаты с обязательным указанием номера банковского счёта и полными реквизитами банка для осуществления перевода.
  • Оригинал и копию паспорта, а также других документов удостоверяющих личность родителей несовершеннолетнего ребёнка.
  • Копию свидетельства о заключении брака между родителями.
  • Копию свидетельства о рождении ребенка, не достигнувшего 14 лет, после наступления данного возраста предоставляется копия паспорта (копию документа об установлении отцовства).
  • Документ, подтверждающий совместное проживание ребёнка с родителями (управляющая компания, паспортный стол или участковый инспектор).
  • Для получения пособия после наступления 16 лет, необходимо представить справку из учебного заведения о том, что ребёнок продолжает образование.
  • Справку о доходах по форме 2НДФЛ за последние 3 месяца с места работы, также необходимо представить всю информацию об иных доходах каждого из родителей. Если по каким-то причинам родители не работают необходимо приложить выписку из пенсионного фонда, копию трудовой книжки и справку подтверждающую постановку на учёт на бирже труда.

После сбора всех необходимых документов их нужно направить в отделение службы социальной защиты населения по месту прописки родителей. В соответствии с законодательством пособие выплачивается в течение двух лет, далее необходимо подтверждение статуса малоимущей семьи и пода повторного заявление на выплату пособия. После окончания срока выплат документы необходимо собирать заново. С момента обращения до времени принятия решение проходит не более 10 дней, однако если требуется более детальная проверка доходов семьи, время рассмотрения заявления составляет до 30 дней. Если возникает подобная ситуация, обратившийся уведомляется в письменном виде о сроках проверки и рассмотрении обращения. Хотя в законе и оговаривается возможность получения выплаты по достижению совершеннолетия, на практике данное пособие выплачивается только до 16 лет. Если родители ходатайствуют о продление срока выплат нужно доказать наличие особых обстоятельств, на сегодняшний день это продолжение обучения в общеобразовательных учебных заведениях.

Все денежные выплаты осуществляются с учётом ежегодной индексации и регионального коэффициента, поэтому фиксированного размера пособия не существует. Сотрудники органов социальной защиты должны подробно рассказать способы начисления компенсации.

Дополнительные виды помощи детям до 18 лет.

Благодаря государственной программе поддержки малоимущих семей большинству родителей удаётся обеспечить достойную жизнь своим детям. Каждый год органы социальной защиты вносят различные законопроекты об увеличение размеров пособия и предлагают новые варианты государственной поддержки. Помимо малоимущих семей существуют отдельные категории граждан, которым также полагается выплата пособия на содержание детей до 18 лет.

В первую очередь нужно подробно рассмотреть такую социальную группу, как матери – одиночки, ухаживающие за детьми – инвалидами до 18 или до 23 лет. Данное пособие выплачивается в отделении Пенсионного фонда по месту регистрации получателя и на 2015 год сумма выплаты составляет в среднем по стране 6000 рублей. Если Вы претендуете на данный вид государственной поддержки, соберите все необходимые документы:

  • Заявление на предоставление данного пособия.
  • Копию свидетельства о рождении ребёнка-инвалида.
  • Документ, подтверждающий инвалидность ребёнка.
  • Трудовую книжку, в случае если Вы ухаживаете за ребёнком и обеспечиваете его нормальное существование.
  • Справку от участкового инспектора, паспортного стола или ТСЖ, подтверждающую совместное проживание с родителями.
  • Справку из отделения социальной защиты, подтверждающую, что ни один из родителей не получает данное пособие на содержание ребёнка – инвалида.

Ко второй особой группе относятся дети-инвалиды, проживающие с единственным родителем инвалидом первой или второй группы. В данном случае пособие выплачивается до 18 лет и составляет около 6000 рублей, хотя в некоторых регионах сумма достигает 9000 рублей. Прежде чем претендовать на получение денежной выплаты нужно собрать соответствующие документы и направить их в органы социальной защиты.

  • Письменное заявление о выделение денежной выплаты на содержание несовершеннолетнего ребёнка – инвалида (нужно указать в примечание, что денежная выплата необходима до наступления 18 лет).
  • Копию свидетельства о рождении ребёнка – инвалида, в случае если ему уже исполнилось 14 лет нужно предоставить копию паспорта.
  • Документ, подтверждающий совместное проживание ребёнка с родителями, усыновителями или опекунами (справка выдаётся в соответствующих органах по запросу).
  • Справка из органов социальной защиты, подтверждающая, что второй родитель не получает пособие на содержание ребёнка.

В современных условиях воспитание детей обходится довольно дорого, поэтому государственная поддержка просто необходима большинству российских семей. Каждый год выдаются миллионы пособий, которые позволяют создавать хорошие условия жизни для несовершеннолетних детей. Используя базовые законы, местные органы самоуправления самостоятельно могут регулировать размеры выплат, используя различные надбавки, поэтому многие малоимущие семьи получают ощутимую поддержку. Каждый год проводится индексация пособий, создаются новые фонды для поддержки семей находящихся в сложной жизненной ситуации. Главное, что стоит запомнить родителям – это своевременное обращение за помощью и правильно собранные документы. Основная масса заявлений рассматривается в короткие сроки и получает положительное решение.

Потому, претендуя на пособие, нужно, прежде всего, проверить соответствие требованиям. Для матерей-одиночек Мать-одиночка это женщина, которая воспитывает детей самостоятельно, но только при отсутствии отца. То есть в свидетельстве о рождении ребенка должен стоять прочерк в графе, указывающей на отцовство либо информация об отце внесена со слов матери. Если женщина родила ребенка в браке, а затем развелась и воспитывает малыша самостоятельно, матерью-одиночкой она не признается. Матери-одиночки вправе претендовать на ежемесячное пособие, предназначенное по уходу за малышом до трех лет. Кроме того при наличии нескольких детей и недостаточном уровне дохода можно оформить пособие, предназначенное для малоимущих и многодетных семей.

Суммы детских пособий в 2018 году

Обязательно к заявлению прилагается документ с указанием реквизитов личного банковского счета для перечисления выплат. Возникающие нюансы Если право на компенсацию утрачивается, получатель обязан на протяжении месяца уведомить органы соцзащиты. Несвоевременное уведомление потребует возмещения выплаченных неправомерно сумм.


Важно

При нежелании добровольного возмещения сумма будет востребована по суду. Отказать в назначении компенсации могут по разным причинам. Но все они обусловлены несоответствиями условиям начисления.


Так если выплата предполагается жителям Москвы, то поводом для отказа послужит отсутствие регистрации. Причем фактически заявитель может проживать в Москве. Когда пособие назначается малоимущим гражданам, то при расчете учитывается не только официальная зарплата родителей, но и все иные виды доходов, получаемых семьей.

Ежемесячные детские пособия

Некоторые пособия полагаются всем жителям РФ, другие требуют официальной регистрации в конкретном регионе, для третьих достаточно законного проживания в России Но категории, которым выплаты категорически не предоставляются, определены законом достаточно ясно. Это граждане:

  • лишенные родительских прав;
  • чьи дети находятся на полном государственном обеспечении;
  • выехавшие за пределы РФ на постоянное проживание.

При назначении ежемесячного пособия на детей могут иметь значения такие факторы, как:

  • количество детей в семье;
  • возраст детей;
  • уровень доходов семьи и т. д.

Получателем ежемесячного пособия на ребенка может быть законные представитель ребенка: Как правило, выплачиваются такие пособия до 16 лет ребенка или до утраты права на выплату.

​ежемесячное пособие на ребенка в 2018 году

После проведения последней индексации размеры ежемесячного пособия на ребенка были изменены: Подписывайтесь на нашканал в Яндекс.Дзен! Подписаться на канал

  1. Минимальный размер детского пособия до 1,5 лет на 1-го ребенка в семье на данный момент составляет 3 065,69 руб.
  2. Максимальная выплата, которая перечисляется родителям для ухода за 1-м ребенком, не установлена и зависит от максимально установленной суммы среднего заработка.

По общему правилу для матерей, отцов либо опекунов, воспитывающих ребенка, размер пособия высчитывается исходя из 40% среднего заработка, но не менее указанной выше минимальной суммы. В местах, где для расчета работников применяются установленные законом районные коэффициенты, размер ежемесячного детского пособия на ребенка также высчитывается с их учетом.

Ежемесячное пособие на ребенка

Если значение будет хотя бы на 1 копейку больше прожиточного минимума в присвоении статуса откажут. Следует помнить несколько важных условий:

  • В соответствии со ст. 31 ЖК РФ в состав семьи включаются все члены, проживающие на одной территории, ведущие совместное хозяйство: мама, папа, дети, пасынки, падчерицы, бабушки, дедушки. в состав доходов семьи включаются: заработная плата, пенсии, стипендии, поощрения, алименты, доходы с любого вида собственности (квартиры, земля), все виды дивидендов;
  • если хотя бы один совершеннолетний дееспособный член семьи тунеядствует, семья не может быть признана малоимущей.

При расчете доходов не учитываются: государственная социальная помощь и единовременные страховые выплаты по возмещению ущерба, причиненного жизни и здоровью человека. Также из дохода семьи исключаются уплаченные алименты.

Пособия на ребенка до 16 и 18 лет

Внимание

В целом колебание может происходить в пределах от 300 до 1 500 рублей. Выплаты, не зависящие от дохода В некоторых случаях государство обязано выплачивать родителям дополнительную компенсацию (пособие) для воспитания детей, независимо от того, какой уровень среднедушевого дохода имеет семья. Итак, случаи и размеры пособий:

  • 5 тыс. 311 руб.

- ребенку-инвалиду от 0 до 18 лет;
  • 11 тыс. 966 руб. - ребенку-инвалиду от 0 до 18 лет с особенными потребностями;
  • 5 тыс. 311 руб. - ребенку от 0 до 7 лет, оба родителя которого признаны инвалидами I и/или II групп;
  • 7 тыс. 374 руб. - то же + сам ребенок — инвалид в возрасте от 0 до 18 лет;
  • 3 тыс. 688 руб. - ежемесячное пособие на ребенка от 7 до 16 лет, когда оба его родителя - инвалиды I и/или II гр.;
  • 5 тыс. 311 руб. - ВИЧ-инфицированному ребенку от 0 до 18 лет;
  • 8 тыс. 855 руб.
  • Детское пособие до 18 лет в 2018 году

    Основными требованиями является наличие регистрации в столице. В зависимости от вида пособия может потребоваться:

    • соответствие определенной возрастной категории;
    • подтверждение статуса многодетной семьи;
    • подтверждение низкого дохода семьи, несоответствующего прожиточному минимуму.

    Общий порядок оформления стандартен. При наличии права на пособие нужно:

    • подготовить необходимый пакет документов;
    • подать документы в уполномоченный орган;
    • дождаться принятия решения по обращению;
    • при положительном вердикте остается ожидать выплаты.

    Особенность оформления региональных пособий в Москве в том, что прием обращений в настоящее время осуществляется только через Портал городских услуг в электронной форме. Федеральные пособия оформляются как с помощью Портала, так и непосредственно в органах соцзащиты.

    Ежемесячное пособие на детей до 16 лет: размеры

    Скрывать или занижать размер дохода не имеет смысла Если даже получиться обмануть сотрудников УСЗН при назначении выплат, то в дальнейшем будет взыскана переплата.Важно! Если обстоятельства изменились, необходимо также известить сотрудников УСЗН. Если обнаружится переплата, то она в дальнейшем взыскивается с получателя. Процедура получения Сотрудник УСЗН проверят документы и делает расчеты. 3 действия для определения уровня дохода семьи:

    1. Подсчитать доход, полученный за расчетный период. Как правило, расчеты делаются за полгода или год.
    2. Полученное число делится на количество членов семьи. Причем учитываются не только родные дети, но и усыновители усыновленные.
    3. Затем полученное число делится на число месяцев, входящих в расчетный период.

    Внимание! Если полученная сумма будет превышать минимальный уровень дохода, то будет отказано в назначении выплат.

    Сколько сейчас составляет ежемесячное пособие на ребенка

    Некоторые регионы делают перечисления ежемесячно, а Крым делает перечисления ежеквартально. Статус требуется регулярно подтверждать. Как правило, заявителей просят представлять подтверждающие документы каждые полгода. Основания для назначения Для получения права на льготы необходимо подтвердить два факта:

    • ребенок живет вместе с заявителем;
    • родитель не имеет возможности обеспечить нормальный уровень жизни, поскольку семья не получает достаточный доход.

    Если два этих факта подтвердятся, то специалист УСЗН дает добро на получение компенсации. Документы для оформления Для получения матподдержки требуется собрать внушительный пакет документов.

    Сколько составляет ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет

    К единовременным городским пособиям в Москве относятся: Выплата при рождении ребенка 5 500 рублей – за первого малыша14 500 рублей – по вторым и последующим родам Компенсация при одновременном рождении трех и более детей 50 000 рублей Выплаты за усыновление или установление опеки 75 460 рублей – на первого ребенка105 644 рублей – на второго ребенка150 920 рублей – на третьего ребенка При рождении ребенка родителями до тридцати лет («лужковские» выплаты) 75 460 рублей – на первого ребенка105 644 рублей – на второго ребенка150 920 рублей – на третьего ребенка Женщинам, уволенным в период беременности, декретного отпуска или ухода за ребенком по причине ликвидации организации 7 000 рублей - в случае обычных родов7 800 рублей - при осложненных родах9 700рублей - при многоплодной беременности и рождении двойни Нужно отметить, что в Москве не предусмотрена выплата регионального маткапитала.

    В современной политологической литературе термин «политическое управление» используется достаточно широко. Однако его трактовка характеризуется большим разбросом мнений. Существует примерно столько определений политического управления, сколько исследователей в данной области. Поэтому для уяснения сущности этого феномена, его места и роли в управлении обществом необходимо, в первую очередь, разобраться в смысле понятий «политика» и «управление». История политической науки свидетельствует, что их содержание и формы не остаются неизменными, детерминированы широким кругом факторов, органически связаны с закономерностями социального прогресса, имеют специфические особенности их проявления в различные исторические эпохи и в разных обществах.

    Термин «политика» возник в Древней Греции и образован от слова polis – город-государство. По традиции, восходящей к трудам Аристотеля, основное его содержание связывалось с характеристикой, описанием и анализом форм государственного правления, с тем, что относится к государству. Подобный подход прочно закрепился в политической науке, проблематика которой долгое время практически целиком была посвящена государству. Даже в начале ХХ века в популярном американском учебнике Дж. Гарнера «Введение в политическую науку» утверждалось, что «политическая наука начинается и заканчивается государством».

    Существует большое множество определений государства: дескриптивные и нормативные, теологические и светские, философские и юридические, социологические и политологические, либеральные, консервативные и социалистические и т. д. По-разному трактуются и функции этого института, сущность политики. Однако большинство исследователей едины во мнении, что государство является продуктом естественно-исторического развития, своего рода арбитром, координатором и регулировщиком в сообществе людей, определяет общее благо и олицетворяет общую волю всех его членов. Через сеть специальных институтов и учреждений, слой управленцев-профессионалов оно формирует основные «правила игры» и следит за их исполнением, получая в свое распоряжение соответствующие ресурсы и возможности воздействия на общественные процессы и поведение людей. Таким образом, все важнейшие управленческие функции, как и вся политика, замыкаются на деятельности государства. Политика на этом этапе развития, по выражению В. И. Ленина, «есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства».

    Однако по мере развития общества, создания институтов его самоорганизации (партии, общественные объединения и организации, СМИ и другие институты гражданского общества), а также демократических процедур и механизмов реализации власти (выборы, референдумы) положение в политической сфере существенно меняется. Государство постепенно утрачивает значение единственного инструмента политики. Соединение его с развитым гражданским обществом, обеспечивает демократический характер политической власти. Соответственно корректируется и понимание политики. Политика все чаще рассматривается как особый вид общественных отношений, связанных с использованием институтов публичной (общественной) власти для реализации жизненно важных интересов, потребностей и целей общества. В центре внимания политической науки оказывается не только государство, а власть и вся политическая система. Исследователей занимают проблемы законности притязаний различных субъектов политики на власть, их роль и функции в политической системе, характер и механизмы ее оптимизации, формы и методы воздействия на деятельность государственных органов, кадровая политика и отбор управляющих общественными делами, взаимодействие управляемых и управляющих в ходе разработки, принятия и реализации обязывающих для общества решений.

    Механизмы разработки и реализации политики в различных государствах имеют свои особенности. В бывшем СССР, например, политика и управление полностью замыкались на деятельности государства. Наличие КПСС ничего не меняло. Это была государственная партия, которая выполняла в советской политической системе роль ее ядра, руководящей и направляющей силы, функции политического руководства и контроля. Смысл партийного руководства заключался в определении стратегии общественного развития и контроле за ее реализацией через систему государственных и общественных институтов. Область частного интереса и права не принимались в расчет, почти полностью игнорировалась. Государственное управление рассматривалось как управление едва ли не всеми делами общества и индивидов. В социалистической правовой системе отсутствовало деление права на публичное и частное, а конституционное право было превращено в государственное право. Управление как отрасль научного знания развивалась в основном в лоне юридических наук, главным образом административного права.

    В западных странах, прежде всего в США, собственность, экономика и управление первоначально провозглашались почти исключительно частным, неполитическим делом. Публичная (общественная) же сфера жизни общества относилась к политико-государственной, но к таковой не сводилась, что привело к многозначности отношений политики и управления. Уже в конце ХIХ века наука публичного управления (public administration) полностью отделилась от частного управления (private administration) и управления бизнесом (business administration) и изучается во многих странах в рамках политической науки, наряду с курсами: сравнительное государственное устройство, публичное право и политическая теория. Этому способствовало то обстоятельство, что в социологии и политической науке этого периода государство рассматривалось как особый механизм управления делами общества.

    Несколько позднее, уже в ХХ веке, стремление профессионализировать процесс публичного управления и самих государственных служащих на основе технологий научного менеджмента привело к возникновению в рамках публичного управления новой научной области public policy, что в переводе на русский язык означает – разумный, целесообразный курс (принцип, план, стратегия) действий правительства, организации или отдельного официального лица. В настоящее время эта область публичного управления называется policy science, т. е. наука о выработке и реализации курса действий (решений) в публичной сфере (наука о курсах политики). Она иногда делится на policy analisis (сфокусированный и математический анализ направленной вовне деятельности публичных органов управления и ее воздействия на общество) и на policy making (выработку и формулирование решений, курса этих органов).

    Определенные трансформации произошли и в понимании термина «государственная политика». В широком значении слова ее определяют как взаимоотношения правительственных учреждений с их окружением. Так, канадский специалист Лесли Пал рассматривает государственную политику как «направление действий или воздержание от них, выбранное государственными органами для решения определенной проблемы или совокупности взаимно связанных проблем». Британский исследователь Ричард Роуз утверждает, что государственная политика – это «длинная цепь более-менее взаимосвязанных действий, которые имеют определенные последствия для тех, кого они касаются». Американский политолог Д. Истон определяет государственную политику как «авторитарное распределение ценностей для всего общества». Не менее лаконичен А. Каплан, рассматривая государственную политику как «запланированную программу целей, ценностей и действий».

    Политическое управление, таким образом, с точки зрения западной политической науки оказалось неразрывно связано с политикой. По мнению наиболее радикально настроенных политологов разделение политики и управления ошибочно как в научном, так и в политическом отношении. Содержание управления определяется политикой, теория управления есть теория политики, а государственная политика рассматривается как политико-управленческая деятельность, реализуемая через систему управления. Чтобы более детально прояснить суть вопроса о сочетании понятий политика и управление, следует учитывать и мнение специалистов в области теории управления. Они считают, что управление – это:

    · функция, элемент сложных (в том числе социальных, общественных) систем, обеспечивающий упорядочение структуры, поддержание режима деятельности, способов функционирования и развития систем;

    · воздействие на общество путем самонастройки или с помощью общественных институтов (субъектов управления);

    · определение программ и целей деятельности субъектов управления, подготовка и принятие решений, организация и контроль исполнения;

    · деятельность не только специальных институтов, но и участие в управлении рядовых граждан;

    · управление в обществе одной сферой, ведущее, как правило, к изменениям в других сферах.

    Таким образом, исходные посылки политологов и специалистов по теории управления почти полностью совпадают, что позволяет утверждать о неразрывности политики и управления, научной и практической значимости учебного курса по политическому управлению.

    Наиболее общим объектом политики является общество, все происходящие в нем процессы. В этой связи политическое управление выступает как особая форма управленческой деятельности по регулированию политического процесса, координации, согласованию и реализации разнообразных интересов различных социальных слоев и групп. Политические отношения в данном случае рассматриваются как часть более общей системы общественных отношений. В то же время они являются относительно самостоятельной, саморазвивающейся системой, имеющей свою логику и закономерности развития, устойчивые тенденции которой определяют направления и формы политического управления.

    Политическое управление и его технологии основаны на нескольких теоретико-методологических подходах.

    Первый подход связан с теорией сложных организаций, в рамках которой выявляются особенности и влияние различных политико-государственных организаций на разработку и реализация управленческих решений и политического курса государства.

    Второй подход проявляется в стремлении выявить причины неудач реализации отдельных решений и политического курса. Особое внимание уделяется проблемам контроля и критериям оценки, обоснованию эффективности деятельности субъектов политического управления, взаимоотношениям управленцев с общественностью, взаимодействию государства со структурами гражданского общества.

    Третий подход – институциональный, изучает механизмы координации политико-управленческой деятельности между различными уровнями и структурами управления, проблемы децентрализации и деконцентрации в системах государственного управления, организационные условия эффективности политического управления в обществе.

    Четвертый подход – политико-экономический, исследует политические курсы субъектов управления, технологии политического управления в различных сферах общества на основе анализа взаимодействия государства, общества и экономики, с использованием таких показателей, как господствующая в обществе политическая идеология, цели и ценности правящей политической партии, результаты выборов, особенности формы правления и деятельности государственных органов власти, структуры государственного бюджета, распределения доходов и пр.

    Пятый подход основан на изучении государственного аппарата и государственной службы, политики бюрократии и ее роли в принятии управленческих решений, взаимоотношений бюрократов и политиков, их места в системе политических сил и интересов, проблем политического контроля за деятельностью бюрократии.

    Важное методологическое значение для процесса управления имеет определение характера и учет закономерностей политических отношений. Для политического анализа одинаково опасно как упрощенность в понимании детерминированности общественного развития, так и преувеличение роли стохастических общественных процессов. Политический процесс, политические отношения обусловлены, в конечном счете, объективными законами и долговременными устойчивыми тенденциями. Однако в политике и политическом управлении большое значение имеет субъективный фактор, подготовленность политических лидеров, например, а также элемент случайности, трудно предсказуемого стечения обстоятельств. Можно согласится с мнением, что развитие политических процессов носит вероятностный характер. Но сама степень вероятности может быть различной. Многомерность и многовариантность политического процесса, сложность выбора оптимальных управленческих решений предполагает как минимум знание закономерностей, присущих политическим отношениям, а также наличия способности предвидеть, предвосхищать и даже использовать возникающие отклонения от общих закономерностей.

    Политическое управление неотделимо от потребностей и интересов человека, наделенного волей, определенными идеалами и ценностными ориентациями, субъективными стремлениями. Наша политическая теория долгое время принижала роль человека как субъекта политической деятельности. Основной акцент делался на участии в управлении народных масс, немногочисленной политической элиты, выдающихся политических лидеров. Это обедняло анализ. Политика и политическое управление действительно имеют дело, прежде всего, с общественными потребностями. Однако их удовлетворение и реализация происходят в тесной связи с духовными и материальными потребностями каждого человека. Как субъект и объект управления человек представляет собой продукт конкретного общества, определенного уровня развития производительных сил и политической системы, в которых он живет и трудится. Его потребности представляют собой объективную основу механизмов управленческого воздействия. Российский философ П. Я. Чаадаев отмечал в свое время, что «единственная действительная основа деятельности, исходящая от нас самих, связана с представлением о нашей выгоде, в пределах того отрезка времени, который мы зовем жизнью». Поэтому «как бы ни было пламенно наше стремление действовать для общего блага, это воображаемое нами отвлеченное благо есть лишь то, чего мы желаем для самих себя, а устранить себя вполне нам никогда не удается: в желаемом нами для других мы всегда представляем нечто свое. И поэтому высший разум, выражая свой закон на языке человека…, предписал нам только одно: поступать с другими так, как мы желаем, чтобы поступали с нами». Социально ориентированной может и должна быть не только экономика, но и политика вообще, обеспечивающая социальную защищенность и развитие личности в широком смысле этого
    слова.

    Гуманизм политики – это не только приоритет прав человека, но и освобождение теории политики от вульгарного экономизма и технократизма. Мировой опыт свидетельствует о постоянном возрастании политических, социальных, нравственно-психологических факторов в управленческой деятельности. При оценке управленческих решений и курсов политики главным критерием является то, насколько они отвечают личным интересам членов общества. Агрегирование этих интересов посредством политического управления позволяет обеспечивать повышение авторитета государственной власти, ее удержание и упрочение.


    © 2024
    reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник